Проблема ценностных оснований культуры в русской религиозной философии первой половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Короткая, Татьяна Яковлевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат философских наук Короткая, Татьяна Яковлевна
Введение.
Глава 1. Феномен ценности в русской религиозной философии первой половины XX века.
1.1. Специфика постановки проблемы ценности в русской религиозной философии первой половины XX века.
1.2. Исторические предпосылки рассмотрения проблемы ценности в русской религиозной философии первой половины XX века.
1.3. Онтологическая основа ценностного мира человека и культурное творчество.
Глава II. Иерархия ценностей культуры как проблема русской религиозной философии первой половины XX века.
2.1. Ценностная иерархия культуры в философии Н.А. Бердяева.
2.2. Христианство и ценности культуры в философии
П.А. Флоренского.
2.3. Онтологическое обоснование единства ценностного мира культуры
И.О. Лосским.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX века2010 год, кандидат философских наук Степанов, Сергей Геннадьевич
Эстетическая ценность в контексте русской религиозной философии, конец ХIХ - первая половина ХХ века2000 год, доктор философских наук Лукьянов, Вячеслав Георгиевич
Проблема духовных ценностей в русской философии рубежа XIX - XX веков2003 год, кандидат философских наук Корнышова, Мария Николаевна
Философия культуры Ф.А. Степуна и Г.П. Федотова. Новоградство2005 год, кандидат философских наук Елькин, Андрей Викторович
Проблема ценности в творчестве Н.А. Бердяева и И.А. Ильина: общее и особенное2005 год, кандидат философских наук Шевцова, Наталья Павловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема ценностных оснований культуры в русской религиозной философии первой половины XX века»
Проблема культуры, ее сущности, специфики, перспектив были в центре внимания русской философии в начале XX века. В поисках оснований культуры русские мыслители обращаются к возникшей в начале века аксиологии. Взгляды на аксиологическую проблематику предложили различные отечественные философские школы, но только в русской религиозной философии теоретико-ценностные концепции получили достаточное обоснование и развитие. Своеобразие русской религиозной аксиологии определяется плодотворным синтезом русской и европейской философской мысли и опорой на традиции религиозного онтологизма. Большая часть русских философов не облекала свои теоретико-ценностные построения в форму системы. Исключением является творчество И.О. Лосского, создавшего онтологическую теорию ценностей, являющуюся вкладом отечественной философии в мировую аксиологическую мысль.
Актуальность темы исследования. Современный этап философского развития отмечен особым интересом к аксиологии, ибо ценностное измерение является основой социокультурного самосознания и самоконтроля. В новой исторической эпохе ведущей формой мировоззрения должно быть не религиозное, не идеологическое, а ценностное сознание, поскольку только оно способно к преодолению межкультурного и социального противостояния. В этой связи правомерен интерес к аксиологии, ее проблематике и истории развития.
XX век с его социальными, экономическими и политическими потрясениями привел к крушению того, что люди считали «вечными ценностями». Культурную ситуацию, характеризуемую как «постмодернизм», со свойственными ему плюрализмом и стиранием всяческих граней, можно определить как духовное бездорожье. В этих условиях особенно ощущается «жажда гармоничного цельного мировоззрения» (Лосский), характерного для русской религиозной философии начала XX века. Это обусловливает необходимость обращения к духовному наследию религиозных мыслителей, современного прочтения их трудов, не потерявших и ныне эвристическую ценность и жизненность.
В современной ситуации оказывается важным осознание роли и значимости духовных идеалов в жизни личности и общества. В этом плане оказываются актуальными и заслуживающими глубокого изучения аксиологические идеи и концепции русских религиозных философов, которые своей важнейшей задачей видели сохранение и развитие духовных идеалов. В центре их концепций - идеалы истины, добра, красоты.
Актуальность диссертационной работы обусловлена настоятельной необходимостью продолжить постижение аксиологических идей русских философов «серебряного века». Их теоретико-ценностные взгляды мало изучены как в зарубежной, так и в отечественной историко-философской литературе и требуют пристального внимания исследователей.
Значимость изучения проблемы ценностных оснований культуры определяется потребностями дальнейшего совершенствования учебного процесса в высшей школе. Рассматриваемая тема характеризуется междиециплинарностью. Проблема диссертации находится на стыке таких гуманитарных дисциплин, как аксиология, история философии, культурология, этика и эстетика, социология и др. Ряд положений и теоретических выводов диссертационного исследования могут найти свое дальнейшее применение при подготовке курсов по истории отечественной философии конца XIX — начала XX столетия, находящихся в ряду наиболее перспективных направлений обновления гуманитарного образования в России.
Степень разработанности проблемы. Первые варианты рассмотрения теоретико-ценностных концепций в русской религиозной философии начала XX века сложились вскоре после их создания в среде отечественных авторов, вынужденных эмигрировать на Запад в двадцатые годы. Следует прежде всего назвать имена В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, С.А. Левицкого, Г. Флоровского 1 - авторов, посвятивших свои работы изучению философской мысли в России. Однако проблема ценностных оснований культуры не становится предметом самостоятельного историко-философского анализа как в их трудах, так и в работах зарубежных авторов. Изучению отдельных ценностных аспектов русской религиозной философии посвящены труды таких западных исследователей, как А. Валицкий, Г.Л. Клайн, Д. Лоури, Б.Г. Розенталь, Д. М. Эди и др. .
В советскую эпоху в силу очевидных идеологических причин изучение аксиологии, ее истории и проблематики начинается только в 60-е гг. Именно тогда появляются первые работы В. П. Тугаринова, О.Г. Дробницкого, А.И. Новикова и др., в которых не только предпринимается попытка разработки теории ценностей с марксистских позиций, но и дается критика аксиологических взглядов русских философов3. Первое в отечественной
1 Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х Т. Л.,1991.; Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли: В 2-х т. М, 1996.; Г.В. Флоровский Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991.
2 Kline G.L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago, 1968; Lowrie D. Rebellious Prophet: A Life ofN. Berdyaev. New York, 1960; Rosental B. G. Introduction // Nietzsche and Soviet Culture. Ally and Adversary. Ed. by B.G. Rosental. Cambridge, 1994.; Russian Philosophy. Ed. by J.M. Edie. Chicago, 1965; Walicki A. A History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford, California, 1979.
3 Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., I960.; Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов: проблема ценности и марксистская философия. М., 1967.; Новиков А.И. Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России (конец XIX - нач.ХХ века)//Проблема ценности в философии. - М.-Л., 1966. литературе исследование исторического процесса становления и развития теории ценностей принадлежит JI.H. Столовичу1. В этой крайне важной для истории русской аксиологической мысли работе значительное место уделено анализу теоретико-ценностных концепций русских философов «серебряного века».
Актуальность аксиологической проблематики для современной философской науки вызвала появление на рубеже XX-XXI веков ряда работ по философии ценностей, в которых дается обзор ценностных построений в русской, в том числе и религиозной философии. Среди современных ученых нет единого мнения о степени разработанности проблемы ценностей в России в начале XX века. М.С. Каган утверждает, что русская философия не знала теории ценностей. С точки зрения автора, развитию аксиологии в рассматриваемый период препятствовали узкий теологический подход одних мыслителей (П.А. Флоренский, Е.Н. Трубецкой, СЛ. Франк), последовательный сциентистский подход других (А.Богданов) и просто отказ от разработки философской теории ценности третьих (В.Ленин). В.В. Крюков и М.П. Данилкова считают, что в начале XX века только Н.О. Лосский и А.В. Луначарский предпринимали попытки построения теории ценностей3. Значительная часть современных философов убеждена, что аксиологическая проблематика в рассматриваемый период была актуальной, и многие мыслители предложили
1 Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерки истории эстетической аксиологии. М., 1994.
Каган М.С. Философская теория ценности. СПб, 1997.
3 Крюков В.В. и Данилкова М.П. Основные концепции теории ценностей. -Новосибирск, 2003. свои ценностные концепции культуры. Это мнение разделяют Л.Н. Столович, Г.П. Выжлецов, Х.Х. Вильданов, Ф.З. Файзуллин и др.1.
Как многоаспектный феномен, ценность требует для своего анализа использования данных обществознания в целом. В этой связи правомерно обращение к трудам по культурологии, этике и эстетике, психологии, истории философии как отечественных ученых: Б.Л. Губмана, П.С. Гуревича, Д. А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Розова, Л. Н. Столовича, В.В. Сербиненко и др., так и к современным зарубежным исследованиям М. Драгона-Моначо, А.Эдела и др.3.
Однако до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной историко-философской и философско-аксиологической литературе не представлено целостного анализа теоретико-ценностных концепций, которые были
1 Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.; Вильданов Х.Х., Файзуллин Ф.З. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. Уфа, 2002.
Губман Б.Л. Введение в философию культуры. Тверь, 1995; Гуревич П.С. Философия человека. - 4.1-2. М., 2001; Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии № 4, 1996; Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998.; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М, 1957.; Столович Л.Н. Теория ценности//Философия. Эстетика. Смех. - Спб.-Тарту, 1999.С. 68-109; Сербиненко В.В. Русская философия. М., 2006.
3 Edel A. Value. Theory of // Encyclopedia of Ethics. Ed. L.S. Becker, C.B. Becker.Vol. 2. Y., L., 1992, P. 1269-1273.; Dragona-Monachou M. Do We Need New, Reformed, or Common Moral Values? // The Idea of Values. Ed. by W.L. McBride. Ideas Underlying World Problems. Vol. 4. Charlottesville (Virginia), 2003, P. 11-25. созданы крупнейшими представителями русской философии первой половины XX века.
Теоретическая неразработанность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого является русская религиозная философия первой половины XX века, а предметом - разработанные ее представителями, в частности, Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, П.А. Флоренским, концепции ценностных оснований культуры.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ взглядов представителей русской религиозной философии первой половины XX века на ценностные основания культуры. Данная цель обусловливает необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных задач исследования:
- определить специфику постановки проблемы ценности в русской религиозной философии первой половины XX века;
- выявить исторические предпосылки рассмотрения проблемы ценности в русской религиозной философии первой половины XX века;
- осуществить анализ онтологических оснований ценностного мира человека и его культурного творчества в русской религиозной философии первой половины XX века; рассмотреть представления о ценностной иерархии культуры в философии Н.А. Бердяева;
- исследовать особенности понимания П.А. Флоренским ценностей культуры;
- раскрыть содержание онтологического обоснования ценностного мира культуры Н.О. Лосским.
Источниками исследования являются прежде всего произведения Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского, а также работы таких представителей русской религиозной философии, как С.Н. Булгаков, Н.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Е.Н. Трубецкой, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк.
Кроме того, в круг источников входят труды представителей других философских направлений: А. Белого, С.И. Гессена, Ф.А. Степуна, И.И. Лапшина, в которых представлены их воззрения на проблему ценностных оснований культуры. К числу источников следует отнести также произведения отечественных философов: И.В. Киреевского, К.Н. Леонтьева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева и др. Важную группу источников составили и труды зарубежных мыслителей: Платона, Аристотеля, Аврелия Августина, И.Канта, Ф. Ницше, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Шелера, Н. Гартмана и др., в поле идей которых формировались аксиологические концепции русских религиозных мыслителей. Цели исследования послужили также сочинения В.В. Зеньковского, А.Ф. Лосева, И.О. Лосского, Г.В. Флоровского, В.Ф. Эрна и др., которые содержат важные сведения о жизни и творчестве русских религиозных философов и являются интегральной частью источниковедческой базы диссертации.
Методологические основы диссертации определяются целью и задачами исследования, спецификой изучения теоретико-ценностных концепций русских религиозных философов. Ценность как многоаспектный феномен требует для своего анализа комплексного подхода, в связи с этим методология базируется на единстве историко-философских, аксиологических и философско-культурологических подходов для решения поставленных задач.
Методология исследования опирается на герменевтическую стратегию интерпретации изученного материала. В контексте работы использованы генетический, сравнительный, структурный, структурно-функциональный и иные методы научного анализа.
Структура и основное содержание диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации - 198 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Аксиология всеединства В.С. Соловьёва и её влияние на развитие отечественной духовной культуры2008 год, кандидат философских наук Горин, Алексей Юрьевич
Ценностные ориентации российской молодежи с 1920-х по 2000-е гг.: на примере литературы и кинематографа2011 год, кандидат культурологии Мазурицкая, Мария Александровна
Русская религиозная философия второй половины 18 века: Розенкрейцеры и Г. С. Сковорода1998 год, кандидат философских наук Шамина, Людмила Алексеевна
Взаимодействие этического и эстетического в русской философской мысли второй половины XIX - начала XX вв.: культурологический анализ2008 год, кандидат философских наук Фролова, Наталия Алексеевна
Художественность как многоаспектный феномен в трудах отечественных философов конца XIX-середины XX века в контексте современной художественной практики2006 год, кандидат философских наук Давыденко, Марина Вячеславовна
Заключение диссертации по теме «История философии», Короткая, Татьяна Яковлевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проблемы диссертационного исследования позволяет прийти к следующим выводам:
1. Никогда Россия не выдвигала одновременно столько замечательных мыслителей, как в начале XX века. Это время подъема в духовной сфере, с одной стороны, и проблем, противоречий, с другой стороны. В философской рефлексии нашли отражение разнообразные тенденции. Это ожидание великих событий и предчувствие надвигающихся катастроф, возрождение интереса к религии и воинственное безбожие, сопряжение в культуре индивидуализма и универсализма. В начале XX века происходит возвращение к духовным вершинам предыдущего столетия, и в то же время проявляется принципиально неклассический подход к культуре.
На одном из первых мест среди широкого спектра проблем, поднимаемых философами, были вопросы философии культуры. Свою концепцию оснований культуры предложила возникшая в начале века аксиология. Теоретико-ценностные взгляды русских мыслителей складывались под влиянием западноевропейской философии (философии Канта, Ницше, неокантианцев) и русской метафизики (философии славянофилов, почвенников и Вл. Соловьева). Появилось несколько направлений в русской аксиологии, среди которых можно выделить основные: «академическое неокантианство», неакадемическое кантианство и русская религиозная аксиология.
А.И. Введенский, И.И. Лапшин, академические неокантианцы использовали понятие «ценность», как правило, при рассмотрении гносеологических проблем, а неакадемическое кантианцы: С.И. Гессен, Ф.А. Степун, А. Белый и др., которые объединялись вокруг журнала «Логос», обращались к теоретико-ценностным концепциям в связи с культурологической проблематикой. Представители русской религиозной философии: C.J1. Франк, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др. - говорили о ценности в контексте этических проблем и проблем творчества.
Религиозные философы «серебряного века» прошли сложный путь от марксизма к идеализму и далее к религиозной философии, близкой к православию. Основными этапами на этом пути были Петербургские религиозно-философские собрания, Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева, а также сборники «Проблемы идеализма» и «Вехи». Сборник «Проблемы идеализма» посвящен этической проблематике и аксиологические аспекты занимают в нем важнейшее место. «Вехи» явились продолжением идейной линии «Проблем идеализма» с их призывом к возрождению духовных ценностей.
К началу второго десятилетия теоретико-ценностная проблематика становится очень популярной, в своих трудах многие философы затрагивают аксиологические вопросы. Однако аксиологической системы, как в европейской философии, в русской философии создано не было. Исключением является труд Н.О. Лосского «Ценность и бытие. Бог и царствие Бога как основа ценностей», в котором изложена оригинальная теория ценностей. В то же время можно констатировать, что многие представители русской религиозной философии предложили оригинальные видения теоретико-ценностной проблематики, ставшие прологом к их философии культуры.
2. Формирование русской религиозной аксиологии, как и в целом отечественной философии, происходило в условиях постоянной борьбы православного онтологизма и западноевропейского рационализма. Теоретическое осмысление ценностной проблематики в России было предопределено всем предшествующим развитием русской философии. Мировоззрение Древней Руси отличалось синкретизмом и было ценностно окрашенного. В средние века мироотношение человека определялось христианством с его ценностной иерархией. В эпоху Просвещения происходит осознание личностного начала в ценностном отношении человека к бытию. В XIX веке мыслители приходят к теоретическому осмыслению отдельных ценностей: нравственных, эстетических, познавательных, религиозных и др. Синтезом этих поисков стала философия всеединства Вл. Соловьева как идейное продолжение философии славянофилов и почвенников. Она утверждала триединство Добра, Истины, Красоты - трех ипостасей единой всемирной идеи, для которой характерно «достойное бытие».
Философская интерпретация проблемы ценностей в России была связана с особенностями мировосприятия, мироощущения и миропонимания русского человека, складывавшихся на протяжении столетий. Поэтому теоретико-ценностные концепции, возникшие в России в начале XX века, обладали национальным своеобразием, а не просто повторяли идеи западноевропейской мысли.
На формирование русской религиозной философии, предложившей оригинальное решение аксиологических проблем, оказали влияние учение Платона о запредельном первоначале, превосходящем всякое бытие, неоплатоническое представление о сущности высшего мира, имеющего абсолютный приоритет над низшим, труды восточных Отцов Церкви, особенно умеренно-рационалистического направления (огромное число публикаций в XIX веке) и немецкая классическая философия.
Только в конце XIX столетия понятие «ценность» появляется в категориально-философском смысле. Оно связано с проникновением в русскую философию идей Канта, Ницше и неокантианства. Именно в это время происходит аккумулирование критической массы в теоретико-ценностной сфере и появление аксиологии.
Филиация отечественных и западноевропейских аксиологических идей стала частью оригинальных ценностных концепций и теорий «серебряного века», внесших заметный вклад в мировую аксиологию.
Следует отметить: если в Европе развитие аксиологической мысли проходило в рамках антропологической проблематики, то в России оно было частью этики и получило онтологическое обоснование.
3. Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX - XX века является поворот к метафизике. В этом отношении она в определенном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии в европейской философии. Русская философия в своих истоках тесно связана с православием и имеет в основе божественный Логос - Слово Божие, в котором сотворено все существующее и которое есть ипостась Сына Божьего.
Для религиозной философии источником и абсолютным мерилом ценностей выступает Бог и Царство Божие. В решении аксиологических проблем русские мыслители опиралась на методологию религиозного онтологизма. С этой позиции Добро, Истина и Красота расценивались как три свойства Бога и человека. На протяжении XIX века предпринимались попытки самостоятельной онтологизации как Истины, так и Добра и Красоты. Но для русской религиозной философии, начиная с Вл. Соловьева, характерно рассмотрение этих ценностей в неразрывном единстве. Основанием абсолютного Блага, Истины и Красоты провозглашается «всеединство».
С точки зрения религиозных мыслителей, триединство высших ценностей представляет собой христианский идеал, к которому должен стремиться человек, в то же время это и система координат, определяющая картину мира человека.
В период творческого подъема начала XX века философы большое внимание уделяют проблеме человеческого творчества, порождающего мир культурных ценностей. Рассуждая вслед за В.Соловьевым о взаимосвязи человека и Бога, русские мыслители видят в культурном творчестве Богочеловеческий процесс, привносящий в мир культуры высшие ценности. Они онтологизировали не только Добро, Истину, Красоту, но и такие ценности, как свобода, личность, творчество. Причем позиция религиозных философов в этом вопросе часто расходилась с ортодоксальной позицией. Для Бердяева свобода - первичнее Бога, человек - выше ангелов, целью творчества является не культура, а «новое бытие». Религиозные философы используют понятие «теургия» для онтологизации творчества, сакрализацию культуры утверждают через бытийственный феномен культа.
В обращении к высшим духовным ценностям русские религиозные мыслители видели возможность преодоления культурного кризиса, охватившего, на их взгляд, не только западный мир, но и Россию.
Таким образом, в русской религиозной философии не только метафизика была пронизана аксиологизмом, но и аксиологическая проблематика получила онтологическое обоснование.
4. У Н.А. Бердяева нет законченной аксиологической системы. Но по его произведениям можно составить представление о ценностной концепции культуры. На протяжении всего творчества он обращался к аксиологическим проблемам. Особенно плодотворными в этом аспекте были второй и третий периоды его деятельности, когда он пришел к утверждению непреходящего значения аксиологии как науки о смысле и ценностях, имеющей не только теоретический, но и практический характер. Аксиология, антропология и философия культуры в философии Бердяева тесно взаимосвязаны. По Бердяеву, который развивает идеи Вл. Соловьева о Богочеловечестве, человек не только субъект, познающий ценности, но и самоцель, являющаяся абсолютной ценностью. Русский мыслитель достаточно подробно описывает аксиосферу: дает определение понятия «ценность», показывает объективно-бытийную природу ценностей, объясняет процесс познания и создания ценностей, раскрывает содержание основных ценностей, устанавливает взаимосвязь между ними и выстраивает ценностную иерархию. Бердяев онтологизирует такие ценности, как личность, свобода, творчество. С творчеством же он связывает следующие ценности: истина, добро, красота. Культурные ценности и ценности исторического процесса рассмотрены философом во взаимовлиянии и взаимообусловленности. Так что, на наш взгляд, теоретико-ценностная концепция Бердяева - это существенный вклад в развитие русской религиозной аксиологии.
5. Внимание П.А. Флоренского всегда было обращено к проблеме не только онтологических, но и ценностных оснований человека и культуры. Культурология этого мыслителя сформировалась как синтез теоретико-ценностных построений русской и зарубежной философии. Философ активно ассимилирует традиции и терминологию неоплатонизма и в то же время обращается к неокантианству. Теоретико-ценностная концепция Флоренского сформировалась в процессе разработки теодицеи и антроподицеи. Мыслитель возражал против того, чтобы представлять культуру как первичный и самодовлеющий мир ценностей. Он обращается к божественным истокам культуры, к проблеме «воплощаемости и воплощенности Безусловной Ценности». Отличительная особенность его концепции культуры - аисторизм, т.к., по мнению философа, противоречия между природой и культурой разрешаются не на пути исторического становления «мира человека», а во внеисторическом приобщении человека и человечества к «Безусловной Ценности». Центральной идеей философии культуры Флоренского является идея культа, в этом и состоит значение его аксиологической концепции. Философ предпринял попытку обнаружить онтологическое основание культуры в культе как особой духовно-практической деятельности и за счет этого интерпретировать культуру как целостное явление. Разработанная Флоренским философия культа является оригинальным подходом к решению проблемы ценностного основания культуры, обогатившим русскую аксиологическую мысль.
6. Н.О. Лосский - один из немногих философов первой половины XX века, который создал аксиологическую теорию и включил ее как составную часть в свою философскую систему. Лосский внес свой вклад в разработку фундаментальных вопросов теории ценностей. Основной акцент в своих исследованиях философ делает на аксиологической «онтологии», однако в центре его внимания были также предельно общие законы, заключенные в ценностных отношениях, проблемы структуры, иерархии ценностей, их познания. Философ рассматривал разнообразные аксиологические концепции и стремился найти место каждого элемента ценности в полной теории. В аксиологической теории Лосского дается: разработка содержания понятия «ценность», анализ субъективности и объективности ценности, обоснование существования сверхмирового начала как масштаба и основы любых оценок, определение условия возможности ценностей, раскрытие основных видов ценностей. Значение онтологической теории Лосского состоит в том, что философ не только вывел иерархию ценностей, но и установил внутреннюю тенденцию изменения ценностных смыслов. Картина мира в онтологической теории ценностей Лосского целостна, она противостоит теоретическим попыткам и реальным процессам отчуждения современного человека от окружающего мира, способствует одухотворению жизни. Философ предлагает реальный, повседневный и позитивный путь из всеобъемлющего духовного кризиса.
Теоретико-ценностные концепции философов «серебряного века» отличаются неоромантической идеализацией традиционных форм культуры и социальной жизни, но их обращение к высшим ценностям является для современного человека духовным кислородом.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Короткая, Татьяна Яковлевна, 2007 год
1. Августин Аврелий. О граде Божием: В 4-х т. М.: Изд-во Спассо-Преобр. Валаам, монастырь, 1994. Т.1.-394 е.; Т.2.-336 е.; Т.3.-281 е.; Т.4. -404 с.
2. Аристотель. Большая этика//Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: «Мысль», 1984. С. 295-374.
3. Аристотель. Метафизика//Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 1. М.: «Мысль», 1984. С. 63-368.
4. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия М.: «Логос», 2005. -192 с.
5. Белый А. Между двух революций. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 3 М.: Художественная литература, 1990. - 670 с.
6. Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 1 -М.: Художественная литература, 1989. 543 с.
7. Белый А. Проблема культуры// Белый А. Символизм как миропонимание. Серия мыслители XX века.-М.: Республика, 1994. С. 18-25.
8. Белый А. Символизм и философия культуры// Символизм как миропонимание. Серия мыслители XX века. М.: Республика, 1994. С. 18327.
9. Белый А. Эмблематика смысла// Символизм как миропонимание. Серия мыслители XX века. М.: Республика, 1994. С.25-90.
10. Бенедиктов Н.А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии. -Н.Новгород: Изд-во Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 1998.- 194 с.
11. Бердяев Н.А. Борьба за идеализм // Мир Божий. 1901. С. 1 -26.
12. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского// Русская идея. М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - С.243-395.
13. Бердяев Н.А. О культуре//Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М.: Искусство, 1994. T.l. С.523-530.
14. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: ACT, 2006. - 479 с.
15. Бердяев Н. А. Русская идея. М.: ООО «Издательство ACT», 2000.- 400 с.
16. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.-447 с.
17. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском. М.: Канон+, 1999. -480 с.
18. Бердяев Н.А Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности // Философия свободы. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. С.265-476.
19. Бердяев Н.А. Смысл творчества// Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М.: Искусство, 1994. Т.1. С. 37-342.
20. Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Философия свободы.- М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 736 с.
21. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании J1. Толстого// Философия творчества, культуры и искусства. В 2-т. М.: Искусство, 1994. Т.2. С.461-483.
22. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции Свердловск, Изд-во Уральского университета, 1991. С.6-25.
23. Бердяев Н.А. Этическая проблема в свете философского идеализма // Проблемы идеализма. СПб., 1902.-С. 91-136.
24. Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900—1906 гг.). М.: «Канон+», 2002. - 655 с.
25. Бердяев Н.А. Pro et contra. Антология: В 2 кн. СПб.: РХГИ, 1994. Кн.1. -572 с.
26. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М.: Русская книга, 1992.528 с.
27. Булгаков С.Н. Душевная драма Герцена//Труды по социологии и теологии: в 2 т. Т. 1: От марксизма к идеализму М.: Наука, 1997. - 336 с.
28. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип//Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М.: Русская книга, 1992.- 528 с. - С.54-104.
29. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса//Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М.: Русская книга, 1992.- 528 с. - С.258-337.
30. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения.- М.: Республика, 1994.-415 с.
31. Введенский А.И. Лекции по истории новейшей философии. СПб.: Высшие женские курсы, 1904. - 204 с.
32. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции Свердловск, Изд-во Уральского университета, 1991. - 246 с.
33. Вильданов Х.Х., Файзуллин Ф.З. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. Уфа, Изд-во Башкирского гос.ун-та, 2002. 178 с.
34. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: От Канта до Ницше. М.: «ТЕРРА», 2000.-510 с.
35. Виндельбанд В. Философия культуры: избранное. М.: ИНИОН, 1994. -349 с.
36. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история/Пер с нем. Б. Яковенко. -М.: «Юрист», 1995.-687 с.
37. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПб. Университет, 1996.-149с.
38. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса.- М.: Республика, 1994.-368 с.
39. Гартман Н. Этика. СПб.: Фонд университет: Владимир Даль, 2002. -707 с.
40. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. -М.: Прогресс-традиция, 2001. 468 с.
41. Герцен А.И. Россия// Герцен А.И.Собр. соч.: В 30 т. М.: Изд-во АН СССР, 1954-1964. Т.6. 1955. С. 187-224.
42. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: «Школа-пресс», 1995.- 448 с.
43. Гессен С.И. Мистика и метафизика//Логос .1910. Кн.1. С.118-156.
44. Гессен С.И. Философия наказания//Логос. 1912-1913. Кн. 1-2. С. 183 -232.
45. Губман Б.Л. Современная философия культуры. М.: Изд-во РОССПЭН, 2005.-536 с.
46. Гуревич П.С. Философия человека. 4.1-2. М.: ИФ РАН, 2001. - 209 с.
47. Гусейнов А.А. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого//История русской философии. М.: «Республика», 2001. С. 271 -284.
48. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. январь-апрель// Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: «Наука», 1981. - 407 с.
49. Достоевский Ф.М Письма 1832-1859//Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т.28. кн.1. Л.: Наука, 1985. - 552 с.
50. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов: проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967.- 351 с.
51. Замалеев А.Ф. Идея ценности в русской философии // Вестник СпбГУ. Сер.6. 1997. Вып.2 (№13). С. 30-37.
52. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.2, Часть 2 -Ленинград, «ЭГО», 1991.-270с.
53. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение ХХвека / пер. с англ,-PARIS: YMCA-PRESS, 1991.-368 с.
54. Ильин И.А. Основы христианской культуры. О сопротивлении злу силой М.: ACT:, 2007 - 318 с.
55. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве// Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т.6, кн.1. -М: «Русская книга», 1996. С. 51 -185.
56. Ильин В.В. Аксиология. М.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.
57. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М. А. Маслин и др. М.: «Республика», 2001. - 639 с.
58. Коган JI.A. Пушкин и идея творческой свободы //Вопросы философии. 1988. №5. С.95-109.
59. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., ТК «Петрополис», 1997-205 с.
60. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука //Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: «Мысль», 1999. С.3-147.
61. Кант И. Основы метафизики нравственности //Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: «Мысль», 1999. С. 155 - 246.
62. Кант И. Критика практического разума//Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: «Мысль», 1999. С.247 - 460.
63. Кант И. Критика способности суждения//Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: «Мысль», 1999. С. 1007-1388.
64. Карсавин Л.П. О добре и зле//Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб.: АО «Алетейя», 1994. С.250-285.
65. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: В 2-х т./Под ред. М. Гершензона. М.: «Путь», 1911. Т. 1 -280 е., Т.2. -300 с.
66. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России//Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: «Искусство», 1998.С. 266-314.
67. Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века//Вопросы философии. 2006. №4. С.3-16.
68. Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания./Пер. с англ. Л.В. Харченко. СПб.: «Академический проект», 1999. - 240 с.
69. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX в. М.: Мысль, 1980.-309 с.
70. Крюков В.В., Данилкова М.П. Основные концепции теории ценностей. Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2003 - 104 с.
71. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: «Аспект Пресс», 1997.-687 с.
72. Лапшин И.И. Вселенское чувство. СПб.-М.: товарищество М.О. Вольф. - 89 с.
73. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли: В 2-х т. М.: «Канон», 1996.- Т. 1.-496с. Т.2.- 512с.
74. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии 1996. № 4. С. 15-26.
75. Леонтьев К.Н. Избранное. М.: «Московский рабочий», 1993. - 400 с.
76. Леонтьев К.Н. О Владимире Соловьеве и эстетике жизни (по двум письмам). М.: «Творческая мысль», 1912. -40 с.
77. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев.- М.: «Молодая гвардия», 2000. 614 с.
78. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: «Искусство», 1980. - 766 с.
79. Лосев А.Ф. Русская философия.// Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа. М.: «Советский писатель», 1990. С.68-101.
80. Лосский Н. О. Воспоминания: Жизнь и философский путь. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1994 - 360с.
81. Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. М.: «Советский писатель», 1991.-480 с.
82. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание//Лосский Н.О. Ценность и бытие. М.: «АСТ», 2000. -С.507-855.
83. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Лосский Н.О. Избранное. -М.: Изд-во «Правда», 1991. С.338-484.
84. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н.О. Избранное. -М.: Изд-во «Правда», 1991. С.13-326.
85. Лосский Н.О. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. М.: Изд-во «Правда», 1991. С.485-621.
86. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра// Лосский Н.О. Ценность и бытие. М.: «АСТ», 2000. - С.217-506.
87. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная, мистическая интуиция. -М.: «Правда», 1991.-286 с.
88. Лосский Н.О. Ценность и Бытие. Бог и Царствие Божие как основа ценностей. М.: «АСТ», 2000. - 862 с.
89. Новиков А.И. Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России (конец 19 нач.20 века)// Проблема ценности в философии. - М-Л., Изд-во «Наука», 1966. С.224-262.
90. Мильков В.В. Крещение Руси и его отражение в мировоззрении древнерусского общества// История русской философии. М.: «Республика», 2001. - С. 16-31.
91. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Изд-во «REFL-book». 1994.-352 с.
92. Ницше Ф. Так говорил Заратустра//Ницше Ф. Сочинения: В 2-х Т.2. -М.: «Мысль», 1990. С. 5-237.
93. Ницше Ф. К генеалогии морали// Ницше Ф. Сочинения: В 2-х Т.2. -М.: «Мысль», 1990. С. 407-524.
94. Радлов Э. JI. Ценность//Радлов Э.Л. Философский словарь.Логика, психология, этика, эстетика и история философии. 2-е изд. М.: Г.А. Леман, 1913. С. 650.
95. Платон Филеб// Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М.: «Мысль», 1971. С. 9-87.
96. Платон Государство// Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М.: «Мысль», 1971. С. 89-454.
97. Платон: pro et contra: Платон. Традиция в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.: РХГИ, 2001. - 646 с.
98. Проблема ценности в философии. М.-Л.: «Наука», 1966. - 261 с.
99. Проблема ценностей общества и личности в философии: Сборник научных трудов. Курган: Изд-во Куганского госуниверситета, 2002. - 159 с.
100. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре/Пер с нем. М.: «Республика», 1998. - 410 с.
101. Риккерт Г. О понятии философии//Логос. 1910. Кн.1. С. 19-61.
102. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности//Логос. 1912-1913. Кн. 1-2.-С. 1-36.
103. Риккерт Г. О системе ценностей//Логос. 1914. Т. 1. Вып.1.-С.45-79.
104. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. -М.: «Республика», 1996. 702 с
105. Розанов В.В. Мысли о литературе. М.: «Современник», 1989. - 607 с.
106. Розанов В.В. Религия и культура. М.: «Правда», 1990. - 636 с.
107. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, Изд-во Новосибирского ун-та, 1998.-291 с.
108. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического в общей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957. - 328 с.
109. Семаева И.В. Традиция исихазма в русской религиозной философии первой половины XX в. М.: МПГУ, 1993. - 205 с.
110. Сербиненко В.В. Русская философия. М.: Омега-J1, 2006. - 464 с.
111. Светлов Р.В. «Русский Платон». Платонизм в русской культуре// Платон: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С.8-19.
112. Смысл жизни в русской философии: конец XIX—начало XX веков. -СПб.: «Наука», 1995.-380 с.
113. Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: «Республика», 1996. - 478 с.
114. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона// Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М.: «Мысль», 1990. Т.2. С. 582-625.
115. Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М: «Книга», 1990.-573 с.
116. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского//Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М.: «Мысль», 1988. Т.2. С.289-324.
117. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: «Искусство», 1991. - 699 с.
118. Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. Минск, Харвест, 1999.-912 с.
119. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве; статьи; стихотворения и поэма; из «Трех разговоров» Краткая повесть об Антихристе. СПб.: «Художественная литература», 1994. - 526 с.
120. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал// Философское начало цельного знания. Минск, Харвест, 1999. - С.398-906.
121. Соловьев Вл.: Pro et contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей : Антология. -СПб.: РХГИ, 2000.-895 с.
122. Соловьева Г. В. Федор Куклярский и его философия//Русская философия. Новые исследование и материалы. (Проблемы методологии и методики) / Под ред. Проф. Замалеева. СПб.: «Летний сад», 2001 С.323-333.
123. Спекторский Е.В. Христианство и культура. Прага, «Пламя», 1925. -308 с.
124. Степун Ф.А. Трагедия творчества (Фридрих Шлегель)// Логос. 1910. Кн.1.- С. 171-196.
125. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерки истории эстетической аксиологии. М.: «Республика». 1994. - 464 с.
126. Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях//Вопросы философии. 2004. №7. С.86-97.
127. Столович Л.Н. Теория ценности/УФилософия. Эстетика. Смех. Спб.-Тарту, «Наука», 1999.С. 68-109.
128. Толстой Л.Н. Произведения 1882-1898гг.//Толстой Л.Н. Полн.собр. соч. Т. 30. М.: Издательский центр «Терра», 1992. - 605 с.
129. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Изд-во ACT, 2003. - 396с.
130. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: «Наука», 1960. -234 с.
131. Федоров Н.Ф. Выставка 1889 года или наглядное изображение культуры, цивилизации и эксплуатации// Федоров Н.Ф. Собр. соч.: В 4 т. Т.1. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995.С. 442-465.
132. Флоренский П.А. Автореферат. Вопросы философии. 1988. № 12. С.113-117.
133. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 379 с.
134. Флоренский П.А. Иконостас. М.: «Издательство ACT», 2003. - 203 с.
135. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма//Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. Т.3(1).-М.: «Мысль», 1996. С. 145-169.
136. Флоренский П.А. Оправдание Космоса. СПб.: РХГИ, 1994. - 224 с.
137. Флоренский П.А. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи) М.: «Мысль», 2004. - 685 с.
138. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: «Правда», 1990. - 491с.
139. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: «Правда», 1990. - 447 с.
140. Флоренский П.А. Pro et contra: Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. -СПб.: РХГИ, 2001.-823 с.
141. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс. Изд-во «Вильтис», 1991.-602 с.
142. Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма//Франк С.Л Русское мировоззрение. СПб.: «Наука», 1996. С.360-366.
143. Франк С.Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию Paris YMKA-press, 1930, - 313 с.
144. Франк С.Л. Непостижимое: онтологическое введение в философию религии.-М.: «АСТ», 2007. 510 с.
145. Франк С.Л. Фр. Ницше и этика "любви к дальнему" // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. С.9-64.
146. Франк С.Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) //Франк С.Л. Сочинения. М.: «Правда», 1990. С.77-110.
147. Хюбшер А. Мыслители нашего времени: Пер. с нем. М.: Изд-во иностр.лит-ры, 1962.-326 с.
148. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии (Критический очерк). Рига, «Зинатне», 1980 - 288с.
149. Шелер М. Избранные произведения М.: Изд-во «Гнозис», 1994. -490 с.
150. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. -М.: Изд-во РУДН, 2006.-457 с.
151. Эрн В.Ф. Борьба за Логос. Культурное непонимание//Эрн В.Ф Сочинения.-М.: «Правда», 1991. С. 109-126.
152. Edel A. Value. Theory of // Encyclopedia of Ethics. Ed. L.S. Becker, C.B. Becker.Vol. 2. Y., L., 1992. P. 1269-1273.
153. Dragona-Monachou M. Do We Need New, Reformed, or Common Moral Values? // The Idea of Values. Ed. by W.L. McBride. Ideas Underlying World Problems. Vol. 4. Charlottesville (Virginia), 2003, P. 11-25.
154. Kline G.L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago, 1968. -320 p.
155. Lowrie D. Rebellious Prophet: A Life of N. Berdyaev. New York, 1960. -280 p.
156. Russian Philosophy. Ed. by J.M. Edie. Chicago, 1965,- 427 p.
157. Stern A. Philosophy of history and the problem of Values. Gravenhage , Mouton, 1962.-248 p.
158. Walicki A. A History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford, California, 1979. 315 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.