Проблема типологии культуры древнего и средневекового Китая в российской историографии XIX-XX в.в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат исторических наук Мухаметзянов, Рустем Равилевич
- Специальность ВАК РФ07.00.09
- Количество страниц 217
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мухаметзянов, Рустем Равилевич
Введение
Глава 1. Понятие "культурно-историческая типология" и вопросы специфики истории древнего и средневекового Китая
§1.1. Культурно-историческая типология как историографическая проблема.
§ 1.2. Типологическая роль геополитических, социально-экономических и общеисторических особенностей развития древнего и средневекового Китая в оценке отечественных историографов)
Глава 2. Типологические особенности древней и средневековой культуры Китая в интерпретации отечественных историографов.
§ 2.1. Эвгемеризованный миф, буддо-конфуцианские мотивы и тема "дао" как основа ментальности культуры древнего и средневекового Китая.
§ 2.2. Отражение философско-религиозной картины мира в художественной культуре древнего и средневекового Китая (концепции Н.И.Конрада, Е.В.Завадской,
Н.А.Виноградовой, В.В.Малявина).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК
История теории конфуцианской цивилизации в Китае2007 год, кандидат исторических наук Хуан Лилян
Философско-антропологические аспекты древнекитайских учений2008 год, кандидат философских наук Лиан Лиюй
Ранний этап формирования религиозной традиции даосизма: На материале "Дао цзана"1999 год, кандидат философских наук Филонов, Сергей Владимирович
Роль и место буддизма в китайской концепции управления государством2000 год, кандидат философских наук Цыбанов, Шагдар Ширапович
Воздействие современных форм религиозного синкретизма на духовную жизнь КНР: На примере секты "Фалуньгун"2004 год, кандидат социологических наук Гусев, Илья Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема типологии культуры древнего и средневекового Китая в российской историографии XIX-XX в.в.»
История культуры древнего и средневекового Китая вызывает давний и устойчивый интерес исследователей. Ныне этот интерес еще более увеличивается, ибо к прошлому Китая обращаются для объяснения той принципиально новой роли, которую Китай и его культура начинают играть в современном мире. Исследователи ищут ответ на вопрос, в силу каких обстоятельств китайская цивилизация, возникнув одновременно с давно сошедшими с исторической арены древними цивилизациями, оказалась в состоянии сохранить до наших дней свою идентичность, свою культуру.
Для уяснения феномена "вечности" китайской цивилизации необходимо осмысление разнообразного комплекса причин, предопределивших уникальную устойчивость китайской культуры. Одновременно необходимо выявить те особые характеристики культурно-исторического развития китайской цивилизации, которые предопределили своеобразие исторического пути и форм воплощения мироощутительных ценностей китайского этноса.
Особое значение в этом смысле имеет изучение историко-культурного опыта Китая в древний и средневековые периоды его развития, ибо именно тогда закладывались социально-исторические и ментальные основы китайской цивилизации как таковой.
Отечественная синология насчитывает уже почти два столетия своего существования. Общеизвестны достижения российской китаистики в сфере политической, социальной, экономической истории Китая (В.П.Васильев, И.Бичурин, С.М.Георгиевский, Л.С.Васильев, Л.П.Делюсин, Н.В.Ивочкина, С.Л.Тихвинский и т.д.). Российские синологи являются авторами значительных трудов по истории отдельных сфер культурной жизни китайского народа (китайская литература: В.М.Алексеев, Н.И.Конрад, М.Кобзев и т.д.; китайская философия: Н.В.Абаев, Е.А.Торчинов; китайская живопись: Н.А.Виноградова, Е.В.Завадская и т.д.).
Однако среди огромного количества исследований по истории и культуре Китая чрезвычайно мало работ, в которых ставится и разрешается проблема культурно-исторической типологии Китая. В трудах, посвященных отдельным вопросам истории культуры Китая, имеются "выходы" на типологическую проблематику; но сведение этих "выходов" в единую систему не осуществлено, поскольку авторы отслеживают особость ситуации в отдельных "фрагментах" китайской культуры или на отдельных (малых или больших) этапах развития китайской истории.
Мы поставили перед собой задачу системного воспроизведения точек зрения на типологию китайской культуры, имеющихся в дореволюционной и послереволюционной отечественной синологии. Реконструкция типологии китайской культуры, осуществленная по материалам отечественной историографии, позволит дать вариант объяснения феномену т.н. "вечности" китайской цивилизации. Будучи соотнесенным с классическими западными (и не только западными) интенциями по поводу уникальности культурно-исторического пути Китая, этот вариант объяснения позволит согласиться или отказаться от представлений о Китае как "внеисторическом" народе (Гегель), "совершенно уединенной цивилизации" (Н.Я.Данилевский), "застывшей" великой культуре (О.Шпенглер).
Развитие отечественного китаеведения прошло длинный путь, тем самым подготовив почву для появление работ обобщающего характера.
В XIX веке российскими китаеведами была проделана огромная работа, которая привела к тому, что отечественная синология получила мировое научное признание. Это стало возможным благодаря формированию в перовой половине XIX века кафедр и факультетов, на которых изучались восточные страны. Многочисленные научные командировки в Китай российских ученых (И.Бичурина, В.П.Васильева, О.М.Ковалевского и др.) способствовали возникновению обширной источниковой базы. Полученные во время этих поездок опыт и знания, а также изучение привезенных рукописей и книг способствовали созданию целого ряда учебных пособий, монографий, статей. Именно на этой базе (через этот опыт) стало возможным развитие отечественного китаеведения в XX в.
К сожалению, в 30 - 50-е г.г. советское китаеведение, как и другие гуманитарные дисциплины, оказалось в тисках официальных идеологических догм, что привело к изменению приоритетных направлений исследования и выдвижению на первый план вопросов изучения повстанческих движений Китая, истории КПК, состояния прежде всего простонародной культурной традиции и т.д. Фактически, как отмечают Е.А.Торчинов и М.Е.Кравцова, были приостановлены изыскания в области религии.
Однако образовавшиеся в этот период в советской науке фактологические и теоретические лакуны были восполнены исследованиями многочисленной когорты ученых, расцвет творческой деятельности которых приходится на 50 - 70-е годы. В первую очередь это работы В.М.Алексеева, Н.И.Конрада, Л.З.Эйдлина. Актуальные вопросы китаеведения продолжают успешно исследоваться благодаря усилиям синологов новых поколений, представляющих преимущественно московскую и ленинградскую (санкт-петербургскую) научные школы (Л.С.Васильев, М.В.Крюков, Л.С.Переломов, Л.Е.Померанцева, А.С.Мартынов, Б.Л.Рифтин, Э.М.Яншина, Е.А.Торчинов, Г.А.Ткаченко, В.В.Малявин и многие другие). В 80 - 90-е годы начинается новый этап в исследовании культурно-исторического наследия китайской цивилизации. Это настоящий расцвет в изучении культуры Китая. Появляются работы (В.В.Малявин, Е.А.Торчинов, А.Е.Лукьянов, А.А.Маслов), в которых проблемы культуры Китая рассматриваются с точки зрения цивилизационного подхода. Кроме того, продолжаются работы по переводу источников (например, публикация "Дао дэ цзин" в переводе А.А.Маслова), в которых делается не просто максимально приближенный к оригиналу перевод, но и прослеживаются попытки передать "душу" текста, его мистический смысл.
Тем не менее, созданию обобщающих трудов по истории культуры Китая по-прежнему препятствуют, во-первых, дисциплинарная разобщенность синологических исследований; во-вторых, наличие ряда принципиальных и до сих пор до конца не проясненных в науке проблем, касающихся генезиса китайской цивилизации и природы специфики ее дальнейшей эволюции; и, в-третьих, уязвимость все еще наличествующих в мировом китаеведении европоцентрической и китаецентрической научных позиций.
Как полагают исследователи, критика европоцентрического подхода было впервые осуществлена именно в России С.М.Георгиевским ("Важность изучения Китая" СПб., 1890). Но это привело к тому, что сам С.М.Георгиевский и еще целый ряд ученых невольно оказались на китаецентрических позициях, что означало абсолютизацию уникальности китайской цивилизации, ее духовных устоев. Китаецентрические позиции свойственны исследованиям и многих других отечественных китаеведов, начиная с академика В.М.Алексеева, который, пытаясь противостоять европоцентическим установкам, предельно гиперболизировал самобытность китайских культурных традиций. Теоретическая несостоятельность китаецентризма заключается в отрицании существования общечеловеческих историко-культурных универсалий, что, в свою очередь, приводит к утверждению возможности познания и понимания культуры Китая исключительно исходя из нее самой и вне каких-либо типологий или аналогий с историко-культурными традициями других народов мира. По мнению М.Е.Кравцовой, с позиций китаецентрического подхода китайская цивилизация нередко видится как нечто экзотическое и эзотерическое, поддающееся только описанию, но не аналитическому истолкованию.
На наш взгляд, мера самобытности китайской культуры может быть определена только в ходе системного анализа фактов и событий, предопределивших особый облик и особый путь развития китайской цивилизации. Системный анализ в данном случае должен иметь результатом типологическую характеристику китайской культуры в том или ином ее варианте.
Целью нашего исследования является системное обобщение элементов типологического реконструирования культуры древнего и средневекового Китая, имеющихся в отечественной историографии. Результатом системного обобщения должна явиться своего рода "сводная" типология китайской культуры.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: определить теоретико-методологическую базу работы, выявить наиболее существенные для нас подходы и методики; охарактеризовать типологию как метод и результат культурно-исторической реконструкции; проследить специфику общеисторического развития древнего и средневекового Китая (в вариантах, представленных в работах отечественных историографов); выявить особенности философско-мифологического основания ментальности и картины мира в китайской культуры (по материалам историографии и "источника источника"); дать типологическую характеристику основным сферам древней и средневековой китайской художественной культуры (в соответствии с ее ментальными первопринципами).
Методология нашего исследования имеет синтезный характер и предполагает обращение к трудам К.Маркса, А.Тойнби и идеям генетического структурализма. Методами анализа избраны метод культурно-исторической типологии и сравнительно-исторический метод.
Источниковая база диссертации предполагает в качестве основного источника историографические исследования отечественных историков XIX - XX в.в. (имеются в виду работы, связанные с историко-культурной проблематикой). В первую очередь это материалы российских востоковедов (И.Бичурин, В.П.Васильев, С.М.Георгиевский, Н.П.Загоскин и т.д.), а также труды советских китаеведов (Н.И.Конрад, Т.П.Григорьева, А.С.Мартынов и т.д.); это работы по китайской мифологии (Э.М.Яншина, В.В.Евсюков,
Б.Л.Рифтин и т.д.), буддизму (О.М.Ковалевский, В.П.Васильев, Н.В.Абаев и т.д.) и конфуцианству (Л.С.Васильев, Л.С.Переломов и т.д.), по китайской архитектуре (В.В.Згура, В.М.Алексеев, Е.А.Ащепков и т.д.), живописи (П.Белецкий, Н.А.Виноградова, С.Н.Соколов-Ремизов и т.д.) и литературе (В.П.Васильев, В.М.Алексеев, Н.И.Конрад т.д.).
Работы отечественных китаеведов были нами классифицированы следующим образом:
Первая группа - это работы, где отдельно ставится проблема типологии культуры Китая. Таких работ очень мало. Мы можем назвать лишь исследования В.В.Малявина ("Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени")1 и А.Е.Лукьянова ("Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия");
Вторая группа историографических источников - это исследования по истории отдельных сфер культуры Китая, в которых имеются "выходы" на элементы типологического реконструирования: это работы по истории архитектуры (Ащепков Е.А. "Архитектура Китая"), по живописи (Завадская Е. В. "Эстетические проблемы живописи старого Китая"; Виноградова Н.А. л
Китайская пейзажная живопись"), по литературе (Алексеев В.М. "Китайская литература"; Голыгина К.И. "Великий предел": Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII в.в.)"),3 по философии (Лукьянов А.Е. "Дао Лао-цзы и дао Конфуция"; Кривцов В.А. "Эстетика даосизма").4 Эти исследования имеют непосредственный "выход" на типологию китайской культуры и содержат огромный фактологический материал.
1 См. также: Малявин В. В. Китайская цивилизация. М, 2000.618 с.
2 См. также: Аджимамудова B.C. Тянь Хань: портрет на фоне эпохи. М., 1993. 239с.; Соколов-Ремизов С.Н. От средневековья к Новому времени: Из истории живописи Китая и Японии конца XVII - начата XIX в. М., 1995.231с.
3 См. также: Лисевич И.С. Литературная мысль в Китае на рубеже древности и средних веков. М., 1979. 210с.; Голыгина К.И. "Великий предел": Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII в.в.). М., 1995. 363с.
4 См. также: Карапстьянц A.M. Теория "пяти элементов" и китайская концептуальная протосхема // Вестник Моск. ун-та. Сер.13, Востоковедение. - 1994. -№1.- C.I6-27; Лукьянов А.Е. Доа Лао-цзы и дао Конфуция // Проблемы Дальнего Востока. - 1997. - №6. - С. 125-134; Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989. - 273 е.; Восхождение к Дао / Сост. В.В.Малявин. М.: Наталис, 1997. - 399с.; История китайской философии: Пер. с кит. / Общ. ред. и послесл. М.Л.Титарснко. М., 1989. 552с.; Кобзсв А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.431с.; Кривцов В.А. Эстетика даосизма. М., 1993. 166с.
В работе представлен и "источник источника" (как традиционные исторические, так культурно-исторические материалы). Использованные нами источники этого рода мы разделили на 4 группы: а) исторические источники - "Шу цзи" ("Исторические записки"; написанные придворным историографом Сыма Цянем во II - I в.в. до н.э.); "Гуань-цзы" (создан в IV - III в.в. до н.э).; "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"; первое упоминание этого памятника встречается в литературе, относящейся к III веку до н.э.) и т.д.; б) источники, содержащие мифологический материал - "Ши цзин" ("Книга песен"; составленная в период между XI - VIII в.в. до н.э.); "И цзин" ("Книга Перемен"; создана в VIII - VII в.в. до н.э.); "Шан хай цзин" ("Каталог гор и морей" предположительно конец III - начало II века до н.э.); "Чжуан-цзы", (трактат приписываемый JIao-цзы, и относящиеся к IV - III в.в. до н.э.); "JIe-цзы" (трактат создан в IV веке до н.э.);5 в) источники по китайской философии; их условно можно подразделить на дополнительные подгруппы:
I. источники по конфуцианству - "Чжоу ли" ("Чжоуские ритуалы" создана в период между XI - III в.в. до н.э.); "Ли цзи" ("Книга ритуалов" создана в IV - I в.в. до н.э.); "Лунь Юй" ("Суждения и беседы" написана учениками Конфуция приблизительно в 400 г. до н.э.);
И. источники по даосизму и другим философским школам - "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"; создан в III веке до н.э.); "Мэн-цзы" (создан в III веке до н.э.); "Хуайнань-цзы" ("Философ из Хуайнани" создан во II в. до н.э.);
III. источники, написанные буддийскими наставниками: Цзунми (780 -841 г.г.) "Юань жэнь лунь" ("О началах человеческих"); Ма-цзу Даои (? - 789 г.) "Записанные речи патриарха Ма"; Умэнь Хуэйкай "Застава без ворот", s Необходимо сказать, что данные источники могу быть рассмотрены и как материал по древней философии Китая. Но наличие в них мифологического материала позволяет нам выделять их в качестве отдельной группы. трактат составлен в 1182 г.; Той Эйте "Книга изречений", антология чаньских изречений, составленная в XV веке; г) источники культурно-исторические; к ним относятся:
I. своеобразные художественные манифесты самих средневековых живописцев Китая - Ван Чун "Лунь хэн" ("Взвешенные суждения", создан в I век н.э."; Чжан Янь-юань (815 - 875 г.г.) "Линдай минхуа цзи" ("Записках о праславленных мастерах всех эпох"); Ши-тао (1630 - 1717 г.г.) "Хуа юй-лу" ("Собрание высказываний о живописи");
II. поэтические и литературные тексты - Ли Бо, Ду Фу, Фань Юнь, Лу Кай и др.6
III. художественные произведения Ван Вэя, Го Си, Ли Сы-сюнь, У Дао-цзы и архитектурные памятники соответствующих эпох китайской истории.7 д) последняя группа использованной нами литературы - это справочные издания, работы, посвященные общим вопросам истории Китая, истории мифологии, истории философии, истории искусства8 и т.д.
Исторические рамки, в которых исследуется история культуры Китая: нижняя граница - XVI - XI в.в. до н.э. (период Шан - Инь), верхняя - 1644 г. н.э. (династия Мин).
Исторические рамки, в пределах которых рассматривается развитие отечественного китаеведения - это 1837 г. (открытие кафедры китайского языка) и до 2000 г. Внутри самого периода нами выделяются этапы, являющиеся основными для развития отечественной историографии в целом и отечественного китаеведения в частности: I период: 1837-1920 г.г.;
6 См.: Ли Бо и Ду Фу. Избранная лирика / Пер. с кит.; Состав л., прсдисл. и примеч. Л. Бсжина. М., 1987. 223с.; Китайская пейзажная лирика. Под ред. В.И. Семанова. М., 1984. 320с.
7 см.: Выставка китайской живописи. Л., 1934. 135 е.; Избранное искусство Китая. [Альбом. Сост. и авт. вступит. Статьи О.Глухарева]. М, 1956. 148с.; "Искусство Китая", Выставка. Москва. 1939. Каталог. М. - Л., 1940. 9бс.; Редкие китайские народные картины из советских собраний: [Альбом] / Сост. и авт. вступ. ст. Б.Л.Рифтин и др. Я, 1991. 46с.
8 Китайская философия. Энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Л. Титаренко. М., 1994. 573с.; Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М Мслстинский. - 4-е изд. - М., 1998. 73бс.; Баранова З.И., Котов А.В. Русско-китайский словарь: 0к.40000 слов. М., 1990. 55бс.; Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 524с.; Мифология древнего мира / Пер. с англ. Предисл. И.М.Дьяконова. М., 1977.455с.; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.406с.
II период: 1920-середина. 1930г.г.;
III период: II пол. 1930 - 1950 г.г.;
IV период: 1960- 1985 г.г.;
V период: 1985-2000 г.г.
Все историографические источники могут быть классифицированы и по временному принципу: работы отечественных китаеведов, вышедшие в свет в период с 1837 г. до первых десятилетий XX века и работы советских историков 1920 - первой половины 30-х г.г. можно охарактеризовать как исследования, в которых предпринимались первые попытки теоретически осмыслить историю и историю культуры древнего и средневекового Китая;9 исследования, появившиеся в 60 - начале 70 годов, характеризуются повышенным интересом к проблемам становления и эволюции китайской государственности;10 в работах первой половины 70 - начале 80-х годов рассматривается более разнообразный круг проблем, в том числе акцентируется внимание на проблемах культуры;11 а в 90-е годы появляются
9 Георгиевский С.М. Мифические воззрения и мифы китайцев. СПб., 1892; Георгиевский С. Первый период китайской истории. - СПб., 1885; Столповская А. Очерки истории культуры китайского народа. - М, 1891; Васильев В.П. Материалы по истории китайской литературы. Лекции, читанные заслуженным профессором СПБург. Имп. Ун-та В.П. Васильевым СПб., б/г, Ковалевский Осип. Буддийская космология, изложенная Осипом Ковалевским. Казань, 1837; Георгиевский Сергей. Важность изучения Китая. - СПб., 1890; Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. СПб., 1873.; Васильев В.П. Очерки истории китайской литературы. СПб., 1880.; Буланже П.А. Жизнь и учение Конфуция. Сост. П.А.Буланже. Со ст. гр. Л.Н. Толстого "Изложение китайского учения". М., 1903; Бичурин Иакинф, монах. Описание религии ученых. С приложением чертежей, жертвенного одеяния, утвари, жертвенников, храмов и расположения в них лиц, столов и жертвенных вещей во время жертвоприношения, составленное трудами монаха Иакинфа в 1844 г. Пекин, 1906.; Белявский Ф. Индия и Китай. СПб., 1910.; Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. Л., 1925.
10 Очерки истории Китая. С древности до "опиумных" войн/Под ред. Шан Юэ. М., 1959.; Крюков М.В., Малявин В.В., Сафронов М.В. Китайский этнос на пороге средневековья. М., 1979.; История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974; Васильев Л.С. Аграрные отношения и община в древнем Китае (XI - VII в.в. до н.э.). - М., 1961.; Крюков М.В. Род и государство в иньском Китае // Вестник древней истории. - М.: изд-во АН СССР, 1961, №2. - С.З - 22; Переломов JI.C. Община и семья в древнем Китае. М., 1964.; Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966.
11 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970; Рубин В.А. Идеология и культура Древнего Китая. М., 1970.; Алексеев В.М. Литература и культура Китая. М., 1972.; Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.; Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. М., 1972.; Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1979; ПереломовЛ.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.; Бежин Л.Е. Под знаком "ветром и потока": Образ жизни художника в Китае III -IV в.в. М., 1982.; Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.; Яншин Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984.; Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985.; Соколов - Ремизов С.Н. Литература - каллиграфия - живопись. М., 1985.; Евсюков В.В. Мифология китайского неолита. Новосибирск, 1988.; Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М., 1989. интересные работы, посвященные вопросам типологии культуры Китая12.
12 Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М, 1990.; Китайский эрос: Научно-художественный сборник / Сост. и отв. ред. А И Кобзев. М., 1993.; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.; Голыгина К.И. "Великий предел": Китайская модель мира в литературе и культуре (I - XIII в.в.). М., 1995.; Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2ООО.; Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2000.
Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК
Китайская цивилизация и конфуцианство в российской общественно-философской мысли второй половины XIX - начала XX веков2002 год, кандидат философских наук Бадлуев, Олег Алексеевич
Учение о "вскармливании жизни" (ян шэн) в традиционном Китае1994 год, кандидат исторических наук Милянюк, Андрей Олегович
Специфика семиотического изучения древнекитайских текстов2007 год, доктор философских наук Мартыненко, Николай Петрович
Личность в философских традициях Китая2010 год, кандидат философских наук Степанова, Лейла Мамедовна
Философские основания этики устойчивого развития Китая2004 год, кандидат философских наук Цыденова, Ирина Родионовна
Заключение диссертации по теме «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», Мухаметзянов, Рустем Равилевич
Заключение.
Завершая рассмотрение вариантов типологических оценок культурно-исторического развития древнего и средневекового Китая, имеющихся в дореволюционной и новейшей отечественной синологии, необходимо отметить следующее.
Дореволюционных отечественных историков объединяет сходство точек зрения на особенности развития китайской цивилизации, обусловленное (как мы полагаем), близостью к классической европоцентристской позиции.
Как мы уже говорили ранее, Гегель, стоявший у истоков европоцентризма, при различении типа мировой культуры, ассоциирующегося с понятием "Восток" и являющегося параллелью (или антитезой) Западу, делил культуры на "исторические " и "внеисторические". "Исторические" (находящиеся в развитии) культуры - это Запад; "внеисторические" (т.е. пребывающие в неподвижном покое) культуры - это Восток. Гегель объяснял "недвижность" Востока тем, что восточный мир потратил все свои креативные силы на создание великой восточной философии и впал затем в спячку "обессиления"; Восток "покинут духом". "Это. произошло, по-видимому, с китайцами, которые две тысячи лет назад во всем" - "в образованности, искусстве, науке - находились в том же состоянии, в котором они находятся ныне".1
Мы полагаем, что в той или иной мере дореволюционные историки разделяли эту точку зрения. Пожалуй, только панславист и «антиевропеец» Н.Я.Данилевский в 1871 г. резко высказался против подобных представлений о Китае, заявив следующее: "Китай, выставляемый как наисильнейший контраст прогрессивной Европе" мог бы заставить побледнеть "цифры английской и американской промышленности и торговли. Многие отрасли китайской промышленности находятся до сих пор на недосягаемой для европейских мануфактур степени совершенства". По Н.Я.Данилевскому, Китай - не воплощенный "тип застоя и коснения", а "высокая степень
1 Гегель Феноменология дух. М., 1989. С.376 гражданского, промышленного и в некотором отношении даже научного развития".2
Размышления над историографическими исследованиями XX в. привели нас к выводу, что обе эти позиции не являются основополагающими для исследователей XX в. при определении исторического пути и типа культуры Китая. Категории "вечность", "застылость", "восточное величие" и "мудрость" используются скорее как метафоры. Те немногие отечественные историографы, которые подходят к истории культуры Китая с типологической точки зрения, предлагают в качестве важнейших типологических характеристик китайской культуры иные объяснения.
Мы уже останавливались на социально-экономических и государственно-правовых особенностях развития древнего и средневекового Китая, на специфике ментальности древнекитайской культуры, обусловленной этими особенностями. Отечественные синологи прошлого столетия, актуализируя проблему «азиатского способа производства», оценивая своеобразие института ши, прослеживая уникальный по своим последствиям процесс эвгемеризации мифа и исследуя меру воплощенности в искусстве китайского портрета конфуцианско-физиомантических требований, тем самым создали базу для последующего воссоздания типологии культуры Китая в целом.
В небольшой статье A.M. Ушкова «взаимодействие культур Запада и Востока» представленна интересная параллель культурно-исторических ситуаций в Европе и Китае XV - XVI вв. А.М.Ушков, рассуждая об географических открытий применительно к Западу и Востоку, отмечает, что во II экспедиции Колумба участвовало 17 кораблей и 1500 человек; примерно в это же время состоялась I экспедиция адмирала Чжэн Хэ, в которой участвовало 62 корабля и 30 тысяч воинов.3 Далее А.М.Ушков приводит факты, свидетельствующие о том, что печатный шрифт применялся в Китае
2 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С.72
3 Ушкова А.М. Взаимодействие культур Запада и Востока. // Запад и Восток: традиции и современность. М. 1993, С. 106-107. задолго до изобретения его Гутенбергом в Европе.4 Общеизвестные и многие другие важные технические новшества (компас, порох, бумага), пришедшие в Европу именно из Китая. Задаваясь вопросом, с чем же связана потеря Китаем культурно-исторического «темпа», А.М.Ушков предлагает следующее объяснение: этому способствовала «традиционная гуманитарная ориентация китайской цивилизации».5 Одновремено исследователь рассуждает о рецептурно-комментирующем, а не понятийно-категориальном, доказательном характере знания в древнем Китае. В связи с этим стоит вспомнить, что (говоря словами Т.П.Григорьевой) мы не найдем «двух одинаковых определений дао у Лао-цзы, двух одинаковых толкований э/сэпъ или ли у Конфуция - последний определял ли в зависимости от того, кто из учеников обращался к нему с вопросом».
Вариант типологической характеристики Китая как «гуманитарной» цивилизации не является антитезой выбранному нами ранее определению типа китайской цивилизации как "стационарной". Он лишь дополняет этот вариант типологической оценки и предполагает рассмотрение особенностей научно-технического развития Китая в древний и средневековой периоды его истории в контексте тех проблем, которые уже были сформулированы выше; подобный анализ может стать следующим этапом решения проблемы типологии культуры Китая вцелом.
4 Ушкова А.М. Взаимодействие культур Запада и Востока. //Запад и Восток: тридиции и современность. М. 1993, С. 110-111
3 Ушкова А.М. Взаимодействие культур Запада и Востока. //Запад и Восток: тридиции и современность. М. 1993, С. 131
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мухаметзянов, Рустем Равилевич, 2003 год
1. Алексеев В.М. Китайская народная картина, духовная жизнь старого
2. Китая в народных изображения. М.: Наука, 1966. - 258 с.
3. Алексеев В.М. Литература и культура Китая. М.: Наука, 1972. - 360 с.
4. Алексеев В.М. Китайская литература. М.: Наука, 1978. - 594 с.
5. Ащепков Е. А. Архитектура Китая. М.: Госстройиздат, 1959. - 367 с.
6. Бартольд В. История изучения Востока в Европе и России. Лекциичитанные в универ-те и Ленинградском институте живых восточных языков. Л.: б/м., 1925. -318 с.
7. Бежин Л. Е. Под знанием "ветра и потока". Образ жизни художника в
8. Китае. М.: Наука, 1982. - 221 с.
9. Белецкий П. Китайское искусство. Киев: Изомузгиз,1957. - 162 с.
10. Белявский Ф. Очерки по истории культуры. Вып. II. Индия и Китай.
11. СПб.: тип. М.П.Фроловой, 1910. 162 с.
12. Буланже П.А. Жизнь и учение Конфуция. Сост. П.А.Буланже. Со статьейгр. Л.Н. Толстого "Изложение китайского учения". М.: "Посредник", 1903.- 162 с.
13. Ю.Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М.: Политиздат, 1991. -413 с.
14. П.Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. СПб, тип. Акад. наук, 1857. - 356 с.
15. Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. -СПб.: тип. В.С.Балашева, 1873. 183с.
16. Васильев В.П. Очерки истории китайской литературы. СПб., тип. М.М.Стасюлевича, 1880. - 163с.
17. Васильев В.П. Материалы по истории китайской литературы. Лекции, читанные заслуженным профессором СПБург. Имп. Ун та В.П. Васильевым - СПБ.: б/г. - 386 с.
18. Васильев В.П. Примечания к первому выпуску китайской хрестоматии. -СПб.: б/м, 1868.-486 с.
19. Васильев В.П. Воспоминания о Пекине // Открытие Китая и другие статьи академика В.П.Васильева. СПб.: издание журнала "Вестник Всемирной истории", 1900. - С.34 - 62.
20. П.Васильев JI.C. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. -484с.
21. Васильев JI.C. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса. М.: Наука, 1976. - 367 с.
22. Васильев JI. С. Проблемы генезиса китайского государства. М.: Наука, 1983.- 123 с.
23. Васильев JI.C. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1983. -432с.
24. Васильев JI.C. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М.: Наука, 1989. - 309 с.
25. Васильев JI.C. История Востока: В 2 т. М.: Высшая Школа, 1994. - 196 с.
26. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 704 с.
27. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.: "REFL-book", 1994.-618 с.
28. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. М.: изд. Акад. Художеств СССР, 1962. - 101 с.
29. Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М.: "Изобразительное искусство", 1972. - 159 с.
30. Виноградова Н.А. Проблема структуры мироздания и зарождение поэтической символики в искусстве древнего Китая II тыс. до н.э. // Государственный музей искусств народов Востока. Научные сообщения. Вып.9. М.: Наука, 1977. - С. 20 28.
31. Виноградова Н.А. Пань Тяньшоу и традиции живописи гохуа. М.: Евразия, 1993.- 133 с.
32. Вельгус В.А. Средневековый Китай. М.: Наука, 1987. - 202 с.
33. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. - 495 с.
34. Георгиевский С.М. Первый период китайской истории. СПб.: печатня А.Григорьева, 1885. - 322с.
35. Георгиевский С.М. Принципы жизни Китая. СПБ.: тип. И.Н. Скороходова, 1888. -494 с.
36. Георгиевский С.М. Мифические воззрения и мифы китайцев. СПб.: тип. И.Н.Скороходова, 1892. 117 с.
37. Георгиевский С. Важность изучения Китая. СПб., тип. И.Н.Скороходова, 1890.
38. Голыгина К. И. "Великий предел": Китайская модель мира в литературе и культуре (I XIII в.в.). - М.: "Восточная литература" РАН, 1995. - 364 с.
39. Григорьева Т. П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком. // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - С. 262 - 299.
40. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М.: Наука, 1992. - 424 с.
41. Го Мо-жо Эпоха рабовладельческого строя. М.: Иностранная литература, 1956. - 270 с.
42. Го Мо-жо Философы древнего Китая ("десять критических статей"). Пер. с кит., общая ред-ия Н.Т.Федоренко. М.: изд-во "иностранной литературы", 1961.-737с.
43. Дао и даосизм в Китае. М.: Наука, 1982. - 284с.
44. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М.: изд-во "Книга", 1991. 574с.
45. Дюмулен Г. История Дзэн буддизма: Индия и Китай. СПб.: ОРИС. 1994. -335 с.
46. Евсюков В.В. Мифология китайского неолита. Новосибирск: Наука, 1988.-127 с.
47. Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире. М.: Наука, 1977.- 168 с.
48. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1979.-440 с.
49. Згура В.В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе. -М.: РАНИОН, 1929.- 45с.
50. Иакинф, монах Описание Пекина. СПб., тип. А.Смирдина,1829. - 130с.
51. Иакинф, монах Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. СПб., тип. Императорской Академии наук, 1840. - 442 с.
52. Иакинф Бичурин Статистическое описание китайской империи. 4.1 -СПб.: тип. Э. Праца, 1842. 278 с.
53. История Востока. Т.1: Восток в древности. М.: "Восточная литература" РАН, 2000.-688 с.
54. История Востока. Т.2: Восток в средние века. М.: "Восточная философия" РАН, 2000. - 716 с.
55. История Востока.Т.З: Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI-XVIII вв. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2000. 696 с.
56. История китайской философии: Пер. с кит. Общ. ред. и послесл. М.Л.Титаренко. М.: Прогресс, 1989. 552 с.
57. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: главная редакция восточной литературы, 1974. - 532 с.
58. Карапетьянц A.M. Формирование системы канонов в Китае. // Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и средние века. -М.: Наука, 1981. С. 224 - 278.
59. Карапетьянц A.M. Теория "пяти элементов" и китайская концептуальная протосхема//Вестник Моск. ун-та. Сер. 13, Востоковедение. 1994. -№1.-С. 16-27
60. Ковалевский Осип. Буддийская космология, изложенная Осипом
61. Ковалевским. Казань: изд-во "Унив. типиграфии", 1837. - 167 с.
62. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема "Запад-Восток" в культурологии: Взаимодействие худ. культур. М.: Наука, 1994. - 160 с.
63. Каган М.С. Историческая типология художественной культуры. Самара, 1966.-84 с.
64. Кареев Н. Введение в курс истории древнего Востока. СПб.: тип. Комарова, 1887.-80 с.
65. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. М.: Восточная Литература, 1972.494 с.
66. Конрад Н.И. Синология. М.: Ладомир, 1995. - 621 с.
67. Киселева М.С. Становление исторической типологии культуры // Вестник московского ун-та. Сер.7. Философия, 1993, №4. С.11 - 34
68. Китай: общество и государство. М.: Наука,1973,- 357 с.
69. Китай: история, культура и историография. М.: Наука, 1977.-245 с.
70. Китайский эрос. Научно-художественный сборник. Состав, и отв. ред. А.И.Кобзев. М.: СП "Квадрат", 1993. - 504 с.
71. Книга мудрых радостей: Пер. с кит. и ст. рус. авт. / Сост. В.В.Малявин. -М.: Наталис, 1997.-430 с.
72. Книга прозрении / Сост. Малявин В.В. М.: Наталис, 1997. - 445 с.
73. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Наука, 1993. - 432 с.
74. Кравцова М.Е. От магии к этике. Представления о верховной власти и ее носителе в древнем и раннесредневековом Китае // Восток: АфроАзиатские общества: история и современность. - 1991. - №3. - С. 32 - 41
75. Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая: Опыт культурологического анализа. Антология художественных переводов. СПб.: Центр "Петербург, востоковедение", 1994. - 543 с.
76. Кравцова М.Е. История культуры Китая СПб.: "Лань", 1999. - 415 с.
77. Кривцов В.А. Эстетика Даосизма. М.: Лань,1993. - 164 с.
78. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблема этногенеза. М.: Наука, 1978. - 324 с.
79. Крюков М.В., Малявин В.В., Сафронов М.В. Китайский этнос на пороге средневековья. М.: Наука, 1979. - 326 с.
80. Крюков М. В., Малявин В. В., Сафронов М. В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII). М.: Наука, 1984. - 334 с.
81. Крюков В.М. Ритуальная коммуникация в Древнем Китае. М.: Наука, 1997.-296 с.
82. Крюков М.В. Род и государство в иньском Китае // Вестник древней истории. М.: изд-во АН СССР, 1961, №2. -С.З - 22
83. Кульпин Э.С. Человек и Природа в Китае. М.: Наука, 1990. - 245 с.
84. Кюнер Н.В. Очерки новейшей политической истории Китая. Хабаровск-Владивосток: "Книжное дело", 1927.-404 с.
85. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -524 с.
86. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М.: ИНСАН, РМФК, 1992. - 208 с.
87. Лукьянов А.Е. Истоки Дао: Древнекитайский миф. М.: Наука, 1992.-153с.
88. Лукьянов А.Е. Дао. "Книга перемен". М.: Мысль, 1993. - 235 с.
89. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: "И цзин", "Дао дэ цзин", "Лунь юй". М.: "ИНСАН", 1994. - 111 с.
90. Лукьянов А.Е. Дао Лао-цзы и Дао Конфуция // Проблемы Дальнего Востока. 1997.-№6. - С.125 - 134
91. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М.: "Восточная литература" РАН, 2000. - 384 с.
92. Малетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука,1976. - 406с.
93. Малявин В.В. О религиозном аспекте народной (локальной) культуры в средневековом Китае. // Общество и государство в Китае. 12-ая научная конференция, ч.1. М., 1981. - С. 171 - 179.
94. Малявин В.В. Китай в ХУ1-ХУП веках: Традиция и культура. М.: Искусство, 1995. 288 с.
95. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: "Издательство Астрель", 2000.-632 с.
96. Малявин В.В. Сумерки дао. Культура Китая на пороге Нового времени. -М.: "Издательство ACT", 2000. 448 с.
97. Маркарян Э.С. Очерки истории культуры. Ереван: Изд-во АН АРМ. ССР, 1969.- 167 с.
98. Маркс К. Нищета философии / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.4. Изд. 2-ое. М.: гос. изд-во полит, литературы, 1959. - С.65 -185.
99. Маркс К. К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13. Изд 2-ое. М.: гос. изд-во полит, литературы, 1959. -С.1-167.
100. Маркс К. Китайские дела. / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 15. Изд. 2-ое. М.: гос. изд-во полит, литературы, 1959. - С.529 - 532.
101. Маркс К. Процесс производства капитала. / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.23. Изд. 2-ое. М.: гос. изд-во полит, литературы, 1960. -С.363 - 372.
102. Мартынов А.С. Буддизм в Китае. Диалог культур // Мир Будды и китайская цивилизация. Восточный альманах. Под ред. Т.П.Григорьевой. М.: Толк, 1996. - С.93 - 136.
103. Мартынов А.С. Представления о природе и мироустроительных функциях власти китайских императоров в официальной традиции // Народы Азии и Африки. 1972. - №5. - С. 72 - 82
104. Методологические аспекты изучения истории духовной культуры Востока. Сб.ст. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1988. - 162 с.
105. Мифология древнего мира / Пер. с англ. Предисл. И.М. Дьяконова. М.: Наука, 1977.-455 с.
106. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
107. Методологические проблемы исследования истории культуры. JL: ЛГИК, 1982.-166 с.
108. Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры. Л.: ЛГЭИ, 1979.- 167 с.
109. Мыльников А.С. "Сравнительное изучение цивилизаций": некоторые вопросы критического анализа западных концепций мировогокультурно-исторического процесса // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. JI., 1979. С.41-67.
110. Мыльников А.С. О понятии "культурно-исторический тип": вопросы историографии // Методологические проблемы исследования истории культуры. Л., 1982. С.57-84.
111. Морган Л.Г. Древнее общество. Л.: «Издательство народов севера ЦИК СССР» 1935.-350 с.
112. Муриан И. Китайский народный лубок. -М.: Искусство, 1960. 120 с.
113. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. -М.: Наука, 1977.-358 с.
114. Очерки истории Китая. С древности до "опиумных" войн / Под ред. Шан Юэ. М.: Наука, 1959. - 578 с.
115. Ш.Осенмук В.В. Чань-буддиская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (XII XIII вв.) в Китае. - М.: Смысл, 2001. - 384 с.
116. От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М.: "Восточная литература" РАН, 1998. - 422 с.
117. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993. -440с.
118. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981.-332 с.
119. Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае. М.: Наука, 1976. - 263 с.
120. Политическая интрига на Востоке. М.: Восточная литература РАН, 2000.-416 с.
121. Роуланд Б. Искусство Востока на Западе. М.: Наука, 1958. - 132 с.
122. Розенберг О.О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. Петроград: Изд-ие Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, 1919.-71 с.
123. Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае: Избр. труды. М.: Иголи, 1993.-315 с.
124. Соколов Рамизов С.Н. Литература - каллиграфия - живопись. - М.: Наука, 1985.-309 с.
125. Соколов-Ремизов С.Н. От средневековья к Новому времени: Из истории живописи Китая и Японии конца XVII начала XIX в. -искусствознания. - М.: Гос. ин-т., 1995. - 231 с.
126. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992. -543 с.
127. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений СПб.: РХГИ, 2000. - 1056 с.
128. Скачков П.Е. Библиография Китая. Систематический указатель книг и журнальных статей о Китае на русском языке 1730 1930. - М. - J1.: Соцэкгиз, 1932.-843 с.
129. Скачков П.Е., Глаголева И.К. Китайская художественная литература. Библиография русской переводной и критической литературы на русском языке. -М.: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1957. 165 с.
130. Скачков П.Е. Библиография Китая. М.: Изд-во восточной литературы,1960. - 692 с.
131. Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. -М.: Наука, 1977. 505 с.
132. Столповская А. Очерки истории культуры китайского народа. М.: типограф. К.Т. Солатенков, 1891. - 477 с.
133. Сунягин Г.Ф. Проблемы исторических типов культуры //Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Высшей профсоюзной школы культуры. 18-19 дек. 1974г. JL,1974.-С.57
134. Сычев А.П., Сычев B.JI. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве. М.: Восточной литературы.1975.- 131 с.
135. Степанянц М.Т. Восточная философия. М.: Восточная литература, 1997.-503 с.
136. Тойнби А. Постижение истории: Пер. с анг. / Сост. Огурцова А.П. М.: Прогресс, 1991.-736 с.
137. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. Сборник. Пер. с анг. И.Е.Киселевой, М.Ф. Носовой. СПб.: "Ювента", 1995,- 478 с.
138. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб.: Изд-во "Лань", 1998.-448 с.
139. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.
140. Тюрин А.Ю. Концепция человека в древнем Китае // Вестник теософии. 1994. -Ко 1/2. - С.39 -45
141. Ушкова A.M. Взаимодействие культур Запада и Востока. // Запад и Восток: тридиции и современность. М., 1993. С. 105- 1119
142. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000. - 459 с.
143. Фергюссон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. Под. ред. М.А.Абрамова. М.: РОССПЭН, 2000. - 392 с.
144. Фань Вэнь-Лань Древняя история Китая. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.-349 с.
145. Шамов Г.Ф. Роль востоковедов Казанского университета в изучении Монголии и Китая (первая половина XIX в.). Дисс. на соискание учен, степени канд. ист. наук. -Казань: б/м 1956. -363с.
146. Шофман А.С., Шамов Г.Ф. Восточный разряд Казанского университета (краткий очерк) // Очерки по истории русского востоковедения. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. С. 418 - 448
147. Шевцов С. Страшный, добрый дракон // Азия и Африка сегодня, 1990 № 9 с.60 - 63
148. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность/Пер. с нем., вступ. Ст. И примеч. К.А. Свасьянова. М.: Мысль, 1993. - 663 с.
149. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы / Пер. с нем. И примеч. И.И.Маханькова. М.: Мысль, 1998. - 606 с.
150. Щербатский Ф.И. Философское учение буддизма. Петроград: Изд-ие Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, 1919.-48 с.
151. Юнусова М.Г. Роль культуры в жизни общества (методологический аспект). Казань: изд-во Казан. Унив-та, 1980. 89 с.
152. Юнусова М.Г. О позитивистском варианте культурно-исторической типологии // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер.Философия. Вып.З. Тольяти, 2002. - С. 176 - 187
153. Юань Кэ Мифология древнего Китая. М.: Наука, 1987. - 527 с.
154. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. -М.: Наука, 1984.-248 с.
155. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 527 с.
156. Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы. Переводс древнекитайского. Составитель, вступительная статья, статья об авторах и комментарии И. С. Лисевича. М.: "Восточной литература" РАН, 1994.-415с.
157. Выставка китайской живописи. Ленинград: Издание Государственного1. Эрмитажа, 1934. 105 с.
158. Древнекитайская философия: эпоха Хань / Сост. Ян Хиншун. М.: Наука,1990.-523 с.
159. Завадская Е. В. "Беседы о живописи" Ши тао. - М.: Наука, 1978. - 208 с.5. "Искусство Китая", Выставка. Москва. 1939. Каталог. М. - Л.:1. Искусство", 1940. 96 с.
160. Избранное искусство Китая. Альбом. Сост. и авт. вступит. Статьи
161. О.Глухарева. М.: Изогиз, 1956. - 148 с.7. "Искусство Китая", Выставка. Москва. 1939. Каталог. М. - Л.:1. Искусство, 1940. 96 с.
162. Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу) / Пер. с кит., вступ. ст.,коммент. и послесл. Л.С.Переломова. 2-е изд., доп. М.: Ладомир, 1993.-391 с.
163. Конфуций. Я верю в древность / Сост., перевод и коммент. И.И.
164. Семененко. М.: Республика, 1995. - 384 с.
165. Лао -цзы. Дао дэ цзин: Учение о Пути и Благой Силе: С параллелями из
166. Библии и Бхагавад Гиты: Пер. с англ. / Сост., пер., поэтич. перелож. и коммент. С.Н.Батонова. М.: КСП: Серебряные нити, 1998. - 218 с.
167. Ли Бо и Ду Фу. Избранная лирика./ Пер. с кит.; Составл., предисл. ипримеч. Л. Бежина; Рис. Л. Уральской. М.: Детская Литература, 1987. - 223с.
168. Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). Авторы-сост.
169. Ю.М. Алиханов, В.Б.Никитина, Л.Е. Померанцева. М.: Изд-во МГУ, 1984.-352с.
170. Мистерия Дао. Мир "Дао дэ цзина". / Сост.,перев.,иссл. И примеч.А.
171. Маслова. Худож. Оформление Д. Н. Попова. М.: Изд-во "Сфера", 1996.-512 с.
172. Редкие китайские народные картины из советских собраний: Альбом. /
173. Сост. и авт. вступ. ст. Б.Л.Рифтин и др. Л.: Аврора, 1991. -46 с.
174. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно М.: Наука, 1969. - 132 с.
175. Сыма Цянь. Исторические записки: ("Шу цзи")/Сыма Цянь; Пер. с кит. икоммент. Р.В. Вяткина и B.C. Талкина; Под общ. ред. Р.В. Вяткина. Т.2. -М.: Наука, 1975.-579 с.
176. Сыма Цянь Исторические записки ("Шу цзи")/ Сыма Цянь; Пер. с кит.,вступит, ст., предисл. и коммент. Р.В. Вяткина. Т.4. М.: Наука, 1986. -453 с.
177. Сыма Цянь Исторические записки ("Шу цзи")/ Сыма Цянь; Пер. с кит. икоммент. Р.В. Вяткина Т.6. М.: Наука, 1992. - 483с.
178. Ци Бай-ши Ци Бай-ши М.: Искусство, 1982. - 287 с.
179. Чжуан -цзы. Jle цзы / Пер. с кит., вступ. ст. и премеч. В. В. Малявина.1. М.: Мысль, 1995.-439 с.
180. Штейн В.М. "Гуань-цзы". Исследования и переводы. М.: Изд-во
181. Восточная литература, 1959. 322 с.
182. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга Перемен". М.: Восточнаялитература, 1960. -423 с.
183. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". "И цзин". М.:
184. Русское книгоиздательское товарищество", 1993. 382 с.1. Н.Литература.
185. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989. - 273 с.
186. Абрамов В.Л. Абрамова Н.А. История философии Китая: (истоки, основные этапы развития, современность): Курс лекций. Чита.: ЧитГТУ, 1997.-204 с.
187. Абрамова Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект). Чита: ЧитГТУ, 1998. -258с.
188. Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л.: Наука. Ленингр. Отд-ие, 1979. - 259 с.
189. Аджимамудова B.C. Тянь Хань: портрет на фоне эпохи. М.: Наука, 1993. - 239с.
190. Базаров А.Л. Институт философского диспута в тибетском буддизме. -СПб.: Наука, 1998.- 183 с.
191. Белоусов С.Р. Китайские либералы XX века: поиски синтеза культуры Востока и Запада// Проблемы Дальнего Востока. 1995. -№6. - С. 93 -104.
192. Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: "Мысль", 1990.-206 с.
193. Бичурин Н.Я. Ради вечной памяти: Поэзия. Статьи, очерки. Письма. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во., 1992. 352 с.
194. Ю.Бокщанин А.А. Современные историки КНР о проблемах феодализма в Китае. М.: ИВ РАН, 1998. - 140 с.
195. Бокщанин А.А. Основные этапы развития города в средневековом Китае // Зарубежный Восток: вопросы экономической истории города. М., Наука, 1990.-С. 59-92.
196. Бокщанин А.А. Императорский Китай в начале XV в. (внутр. политика). -М.: Наука, 1976.-323 с.
197. Бондаренко Ю.Я. Этика парадоксов: (Очерк этики и философии даосизма). М.: Знание, 1992. - 63 с.
198. Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М.: Наука, 1966. - 242 с.
199. Бентли Дж. Межкультурное взаимодействие и периодизация всемирной истории. // Время мира, вып. 2, 2001, С. 171 203
200. Васильев К.В. "Планы сражающихся царств". М.: Наука, 1968. - 255 с.
201. Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. М.: "Восточная литература" РАН, 1998. - 319 с.
202. Васильев Л.С. Аграрные отношения и община в древнем Китае (XI VII в.в. до н.э.). - М.: Восточной литературы, 1961. - 268 с.
203. Васильев Л.С. Китай на рубеже III тыс.: конфуцианская традиция или марксизм маоизм? // Восток: Афро-азиатские общества: история и современность. - 1992. - №5. - С. 64 - 77
204. Васильев Л.С., Стучевский И.А. Три модели возникновения и эволюции докапиталистических обществ (к проблеме азиатского способа производства), ВИ, 1966, №6.
205. Валеев P.M. Казанские востоковеды: истоки и развитие (XIX в. 20-е г. XX в.) - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1998. - 380 с.
206. Вельгус В. А. Средневековый Китай. М.: Наука, 1987. - 202 с.
207. Василий Михайлович Алексеев, 1881-1951 / Сост. И.Г.Бебих, О.Е.Сакоян.-М.: Наука, 1991.-96 с.
208. Восточный альманах. / Гл. ред. Т.П.Григорьева. М.: Толк. 1996. - 415 с.
209. Взаимодействие культур Востока и Запада. -М.: Наука, 1991. 168с.
210. Востоковедение и мировая культура. К 80-летию академика С.JI.Тихвинского: Сб.ст. М.: Памятники исторической мысли, 1998. -416с.
211. Восток и мировое обществознание. Зарубежные концепции развития освободившихся стран. М.: Наука, 1991. - 243 с.
212. Всемирная история и Восток: К 70-летию акад. С.Л.Тихвинского: Сб. ст. / Отв. ред. Б.Б.Пиотровский. М.: Наука, 1989. - 288 с.
213. Гуревич П.С. Философия культуры. Учебник для высшей школы. М.: NOTA BENE, 2001.- 190 с.
214. Геннис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. М, 1997. -256 с.
215. Денисов П.В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1997.-272 с.
216. Дугаров Р.Н. Очерки истории и культуры Амдо (VII-XIX вв.) Улан-Удэ: Бурят, ин-т обществ, наук Сиб. отд-ния РАН, 1995. - 95 с.
217. Делюсин Л.П. Реформы в Китае и марксизм // Восток. 1992. - №5. - С.51 -63.
218. Житков Б.В. Проблема общего и особенного в культурах Востока и Запада. Горький.: Горьк. политехи, ин-т им. А.А.Жданова, 1981. - 20с.
219. Зайцев В.А. Руководство о всемирной истории. Древния история Востока. СПб.: А.Ф.Пантелеева, 1879. - 282с.
220. Зб.Зинин С.В. Протест и пророчество в традиционном Китае: Жанр яо с древности до XVII века н.э. М.: ИВ РАН, 1997. - 227 с.
221. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Л.: изд-во ЛГУ, 1980. - 224 с.
222. Ивочкина Н.В. Возникновение бумажно-денежного обращения в Китае: Эпохи Тан и Сун. М.: Наука, 1990. - 191 с.
223. Иол к Е. К вопросу об "азиатском" способе производства. // "Под Знаменем Марксизма", 1931, №3, С. 133 156
224. Ионов И.Н. Понятие и теория локальных цивилизаций: проблема историографического приоритета. С. 136-152 // Цивилизация. Вып.4. -М.: МАЛП. -200 с.
225. ИлюшечкинВ.П. Система внеэкономического принуждения и проблема второй основной стадии общественной эволюции. М.: АН СССР, 1970. -108 с.
226. Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая. М., Наука, 1986.-394 с.
227. Изобразительное искусство Китая. Альбом. Сост. и авт. вступит, статьи О.Глухарева. М.: Изогиз, 1956. - 148 с.
228. Китай; Япония. История и филология. К 70-летию академика Н.И.Конрада. М.: Восточная литература, 1961. - 329 с.
229. Китайское изобразительное искусство. М.: изд-во Академии художеств СССР, 1952.-127 с.
230. Китайская пейзажная лирика./Под ред. В. И. Семенова. М.: Изд - во Моск. Ун - та, 1984. - 320 с.
231. Мяло К.Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком. //Культура, человек и картина мира. Ред. А.И. Арнольдов. М.: Наука, 1987.-С. 227-261.
232. Кемеров В.Е., Коновалова Н.П. Восток и Запад: судьба диалога. -Екатеринбург: Изд-во "Урал-Наука", 1999. С. 11
233. Китайская геомантия / Сост., вступ. ст., пер. с англ., коммент., указ. М.Е.Ермакова. СПб.: Центр "Петерб. востоковедение", 1998. 268 с.
234. Конфуцианство в Китае. М.: Наука, 1998. - 264 с.
235. Кроль Ю.Л. Рассуждения Сыма о "Шести школах'У/Китай: история, культура и историография,- М.: Наука, 1977. С.131 - 157.
236. Кроль Ю.Л. Сыма Цянь историк. - М.: Наука, 1970. - 446с.
237. Крюков В.М. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М.: Памятники исторической мысли, 2000. -464 с.
238. Кузьмечко Л.И., Сычев В.Л. Искусство Китая М.: Гос. музеи искусства народов Востока. 1990. 47 с.
239. Кычанов Е.И. Император Великого Ся. Новосибирск: Наука, 1991. -160с.
240. Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - 348 с.
241. Классы и сословия в докапиталистических обществах Азии: проблема социальной мобильности. М.: Наука, 1986. - 243 с.
242. Лапина З.Г. Ритуал как способ организации жизни в традиционной китайской культуре // Вестник Московского университета. Сер. 13, Востоковедение. -1991. №3. - С. 4 - 16
243. Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-географические области. Советская этнография, 1955, №4, с.4 - 19
244. Личность в традиционном Китае: Сб. ст. / Отв. ред. Л.П.Делюсин. М.: Наука, 1992. - 327 с.
245. Малявин В.В. Чжуан-цзы. М.: Наука, 1985. - 309 с
246. Малявин В.В. Китайская мудрость в постмодернистский век: возвращение традиции? // Проблемы Дальнего Востока. 1995. - №5. - С. 106 -116.
247. Мучник В.М. В поисках утраченного смысла истории. Томск: изд-во Томского унив-та, 1986.- 200 с.
248. Мир Будды и китайская цивилизация. Восточный альманах. Под ред. Т.П.Григорьевой. М.: Толк, 1996. - 432 с.
249. Неронова В.Д. Формы эксплуатации в древнем мире в зеркале советской историографии. Пермь: Изд-во Перм. Гос. Ун-та, 1992. - 311 с.
250. Николай Иосифович Конрад, 1891-1970 / Сост. Р.И.Кузьменко. М.: Наука. 1994.-81 с.
251. Николаева Н.С. Япония Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI-начапо XX века. - М.: "Изобразительное искусство", 1996. - 397 с.
252. Наследие монголоведа О.М.Ковалевского и современность: доклады и сообщения международной научной конференции. Казань: Изд-во КГУ, 2002.-232 с.
253. Общество и государство в Китае. М.: Наука, 1981. - 254с.
254. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: изд-во МГИК, 1994. - 214с.
255. Переломов Л.С. Слово о Конфуции.- М.: Мысль, 1992. 191с.
256. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки -М.: Наука, 1973.-255 с.
257. Передельский А.Л. Поиски духовного и физического совершенства в культурологических учениях древнего и средневекового Китая. М.: Исслед. центр по пробл. упр. качеством подгот. специалистов, 1992. -138 с.
258. Переломов Л.С. Община и семья в древнем Китае. М.: Наука, 1964. -116с.
259. Переломов Л.С. Конфуцианство в политической жизни современного Китая//Вопросы философии. 1975. -№10. - С. 61 -74.
260. Петров М.Т. Проблема Возрождения в советской науке: Спорные вопросы региональных ренессансов. Л.: Наука, 1989. - 241 с.
261. Проблемы истории и теории мировой культуры. Сборник статей памяти академика Н.И. Конрада. М.: Наука, 1974. - 281 с.
262. Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. - 320 с.
263. Попов П.С. Изучение Конфуция, учеников его и других лиц. СПб.: И.Бораганский, 1911. - 126 с.
264. Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. М.: Наука, 1991. 220 с.
265. Романов В.Н. Историческое развитие культуры: проблемы типологии. -М.: Наука, 1991.-192 с.
266. Струве В.В. Понятие "азиатский способ производства", НАА. - 1965. -№1. - С. 104 109.
267. Самосюк К. Ф. Го Си. Ленинград.: Изд-во "Искусство", 1978. - 102 с.
268. Серова СА. Китайский театр и традиционное китайское общество (XVI— XVII вв.). М.: Наука, 1990. - 278 с.
269. Серкин А.А. Символы рабства в древнем Китае. М.: Наука, 1982. - 207с.
270. Сидихменов В. Вселенная глазами древнего китайца // Проблемы Дальнего Востока, №2, 1994.-С. 116- 117
271. Сидихменов В.Я. Дракон древний символ Китая // Проблемы Дальнего Востока. - 1990. -№5. - С 35 - 47
272. Синтез в искусстве стран Азии. М.: Наука, 1993. - 224 с.
273. Социальные организации в Китае. -М.: Наука, 1981. -303 с.
274. Стеугина Т.В. Китай в V III вв. до н.э. // Всемирная история Т.Н. - М.: Гос-ое изд-во политической литературы, 1956. - С.453 - 469.
275. Степугина Т.В. Культурно-исторический аспект характера городадревнего Китая // Город как социокультурное явление исторического процесса.-М.: Наука, 1995.-С. 193-201.
276. Сухорчук Г.Д. Восток Запад: историко-психологический водороздел // Вопросы истории. - 1998. - № 1. - С. 30 - 43
277. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М.: Искусство, 1988. - 272 с.
278. Терентьев-Катанский А.П. Материальная культура Си Ся: По данным тангутской лексики и иконографическому материалу. М.: Наука, 1993.-235 с.
279. Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса. М.:1. Наука, 1979.-330 с.
280. Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в "Люйши чуньцю". М.: Наука, 1990. - 284 с.
281. Торчинов Е.А. Изучение буддизма в России (современное состояние) // Проблемы Дальнего Востока. 1992. -№4. -С. 15- 89.
282. Точность — поэзия науки: Памяти Виктора Васильевича Петрова: Сб.ст. СПб.: Центр "Петербург, востоковедение", 1992. 328 с.
283. Труды и годы: К 80-летию акад. С.Л. Тихвинского / Сост.
284. В.П.Журавлева, А.С.Ипатова. М.: ИДВ, 1998. - 113 с.
285. Федоренко Н.Т. Изобразительно-образная природа иероглифики \\
286. Китай; Япония. История и филология. К 70-летию академика Н.И.Конрада. М.: Восточная литература, 1961. - С. 152- 155.
287. Федоренко Н.Т. Иакинф Бичурин, основатель русского китаеведения //
288. Известия АН СССР. Сер. лит-ры и языка. Т. 33. 1974. - С. 341 - 352.
289. Филонов С. В. Даосский монастырь как невербальный текст китайскойкультуры: К постановке вопроса // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества. Материалы 1-ой международной конференции. Владивосток: 1999. - С.168-172.
290. Фицджеральд С. П. Китай. Краткая история культуры / Пер. С анг.
291. Р.В.Котенко; Научн. Ред. Е.А.Торчинов СПб.: "Евразия", 1998. -456с.
292. Фэн Ю Лань Краткая история китайской философии. / Перевод нарусский: Котенко Р. В. Научный редактор: доктор философских наук, профессор Торчинов Е. А. СПб.: "Евразия", 1998. - 376 с.
293. Цветы китайской мудрости: счастье, здоровье, радость / Сост.
294. В.Малявин, Б.Виногродский. М.: Общ-во "Книга". 1992.- 112 с.
295. Цивилизация. Вып. 1. Отв.ред. М.А. Барг. -М.: Наука, 1992. 231 с.
296. Цивилизация. Вып.З. Отв. ред. А.О.Чубарьян. М.: Наука, 1995. - 234с.
297. Цивилизация. Вып.4. Отв. ред. А.О.Чубарьян. М.: МАЛП, 1997. - 200с.
298. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом
299. Китае. -М.: "Лань", 1983. 189 с.
300. Чуев Н.И. Военная мысль в древнем Китае: История формированиявоенных теорий М.: Любимая книга, 1999. 218 с.
301. Шаймухамбетова Г.Б. Гегель и Восток. Принципы подхода. М.:
302. Восточная литература" РАН, 1995. 288 с.
303. Шамов Г.Ф. Профессор О.М.Ковалевский. Очерк жизни и научнойдеятельности. Казань, Изд-во КГУ, 1983. 113 с.
304. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988.425 с.
305. Эстетические проблемы живописи старого Китая М.: Искусство, 1982.-287 с.
306. Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии вдревности и средние века. М.: Наука, 1981. - 300 с.
307. Эстетика Бытия и эстетика Текста в культурах средневекового Востока.- М.: издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1995. 285 с.
308. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайскогобуддизма. Новосибирск.: Наука, 1995. - 223 с.
309. Ян Хин-шун Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М.: изд.
310. Академии наук СССР, 1950. 159 с.1. Ш.Справочная литература.
311. Буддизм: Словарь. / Абаева Л.Л. и др. М.: Республика, 1992. - 287 с.
312. Виноградова Н. А., Калтерева Т. П., Стародуб Т. X. Традиционноеискусствое искусство Востока. Терминологический словарь / Под ред. Т. X. Стародуб. М.: Эллис Лак, 1997. - 360 с.
313. Горский Д.П. Краткий словарь по логике. М.: Просвещение, 1991.208с.
314. Китайская философия. Энциклопедический словарь./Отв. ред. Титаренко
315. М.Л. М.: Мысль 1994. - 573с .
316. Милибанд С. Д. Биобиблиографический словарь отечественныхвостоковедов. М.: Наука, 1995. Кн. 1. - 702 е.; Кн. 2. - 765 с.
317. Советская историческая энциклопедия. Средние века., Т. 13.- М.: изд-во
318. Советская энциклопедия", 1971. 1022 с.
319. Современный словарь иностранных слов. М., Рус.яз., 1993. - 281 с.
320. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев,
321. Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.
322. Философский словарь./под ред. И.Т. Фролова.- 6-е изд., перераб. и доп.
323. М.: Политиздат, 1991.-560 с.
324. Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. Мн.: Изд.1. В.В.Скакун, 1998.-896 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.