Китайская цивилизация и конфуцианство в российской общественно-философской мысли второй половины XIX - начала XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Бадлуев, Олег Алексеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 145
Оглавление диссертации кандидат философских наук Бадлуев, Олег Алексеевич
Введение
Глава I. Китайская цивилизация в контроверзе Запад - Восток на материале российской и западноевропейской мысли)
§ 1. Образ китайской цивилизации в российской общественно-философской мысли второй половины XIX - начала XX веков
§2. Китайская цивилизация в освещении западноевропейской общественно-философской 62 мысли
Глава II. Конфуцианство в отражении общественно-философской мысли России второй половины XIX - начала XX веков
§ 1. Место и роль конфуцианства в формировании китайской цивилизации 84
§2. Конфуцианская философия в восприятии и интерпретации общественно-философской мыслиРоссии второй половины XIX - начала XX веков
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Образ Китая и китайцев в русской ментальности второй половины XIX - начале XX вв.: Философско-религиоведческий анализ2005 год, кандидат философских наук Исаченко, Виктория Игоревна
Современное конфуцианство и западноевропейская философия в их диалогичности: опыт философско-компаративистского анализа2005 год, кандидат философских наук Середкина, Елена Владимировна
Конфуцианское учение в политической теории и практике КНР: 60-90-е гг. XX в.2004 год, кандидат исторических наук Мартынов, Дмитрий Евгеньевич
Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун)1985 год, кандидат философских наук Шестакова, Татьяна Геннадьевна
Историко-философская концепция китайского философа-прагматика Ху Ши: 1891-19622007 год, кандидат философских наук Киселев, Валерий Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Китайская цивилизация и конфуцианство в российской общественно-философской мысли второй половины XIX - начала XX веков»
Актуальность темы исследования.
Анализ крупных перемен, происходящих в демократической России и в новом Китае, и их долгосрочных перспектив невозможен без достаточно четкого осознания того, каковы принципы взаимодействия восточноазиат-ского цивилизационного комплекса с евразийским и каковы они были в прошлом. Взаимодействие России и Китая распространялось и распространяется на религиозную, политическую, экономическую и культурную сферы. В каждой из этих сфер проявлялись этнокультурные особенности и своеобразие цивилизаций, представителями которых выступали оба государства. Во всех этих сферах межгосударственные и межцивилизационные отношения еще сильно мифологизированы, представления о них отличались крайностями от полного благодушия до подспудных страхов о «желтой опасности». Важную роль в демифологизации этих отношений и представлений может сыграть исследование их исторических корней и истории их философского осмысления в России, что входит в круг проблем настоящего исследования.
Китайская цивилизация в целом и конфуцианство в частности по мере накопления опыта отношений с Китаем всегда вызывали интерес в российском обществе, представляли объект философской рефлексии многих российских мыслителей, публицистов, писателей. Особенность этой рефлексии состояла в том, что она была тесно связана с различными духовными процессами и конфронтациями в российской социально-политической и культурной жизни в целом, например, с контроверзой Восток - Запад, разделившей духовную элиту России на западников и славянофилов, притом разница подходов русских мыслителей к идейному наследию Запада и Востока совершенно очевидна, в то время как подход к последнему в его особенностях, связанных с Китаем, остается неопределенным и неисследованным, в той степени, как исследованы подходы к наследию Запада. А поскольку часть этой элиты была ориентирована на Восток, рассмотрение данной темы также является актуальной, так как она позволяет определить какие именно основания для такой ориентации отыскивались в философии и культуре Китая.
Конфуцианские ценности в комплексе с другими ценностями, родившимися в Древнем Китае, такими как даосизм, легизм, моизм, буддийская философия и другие, адаптированные конфуцианством, сыграли не последнюю роль и в современном динамичном развитии китайской цивилизации. На родине Конфуция отчетливо понимают это и бережно культивируют не только пиетет по отношению к имени великого философа, но и те реальные дошедшие через века традиции, которые определяют жизнестойкость китайской цивилизации. Отметим, что в России должен появиться центр Конфуция, согласно протоколу в области образования, подписанного в ходе визита Президента России в КНР осенью 2001 года1. Это поддерживает преемственность господствующих тенденций в отношениях Китая с Россией в этой сфере.
Проблемы отношения к нашему многовековому соседу - китайской цивилизации, никогда не исчезая из сферы общественных интересов, всегда притягивали наибольшее внимание в кризисные, переломные периоды в жизни российского общества, когда возникала потребность в радикальных преобразованиях социальных и политических структур, выбора пути дальнейшего развития страны, в стремлении определить место России в окружающем ее мире, понять характер и значение ее взаимосвязей с великими цивилизациями Запада и Востока, найти оптимальное соотношение между курсом на приобщение к общечеловеческим духовным и культурным ценностям и естественным желанием сохранить свою национальную самобытность. В настоящее время, пишет академик В.С.Степин, все более остро стоит проблема «новых мировоззренческих ориентиров. Их выра
1 Деловая книга. М.,2000, №9. ботка представляет собой основную задачу современного философского исследования. Здесь все большую роль начинает играть диалог западной и восточной философских традиций, который выступает частью более широкого диалога культур. Особое значение приобретают развитые в философских учениях Востока идеи корреляции преобразующей деятельности человека с уровнем его самовоспитания и нравственного самоконтроля. Важную роль в этом диалоге могут сыграть и те трансформации западных философских идей в русской культуре, которые породили русскую философию «серебряного века» («русский космизм», философские концепции B.C. Соловьева, Н.Я. Данилевского и др.)»1.
Отношения России с Китаем были и остаются формой религиозного, политического, этнокультурного и других видов отношений, всего того, что включает в себя понятие межцивилизационного контакта. Для России Китай не просто соседнее государство. Он представляет собой крупнейшую из сопредельных восточно-азиатских цивилизаций: его северные рубежи, как и дальневосточные и южно-сибирские районы России, являются контактными зонами религиозного межцивилизационного общения. Поэтому отношения России и Китая несут на себе отпечаток этнокультурных связей. Это выражается в различии их представлений о политических координатах мира, их ценностных приоритетов в самых разнообразных сферах, оценок тенденций в развитии международной жизни, в частности противоречий в мировом сообществе. Сравнительное историко-философское изучение этих представлений, оценок и приоритетов также актуально.
Объектом исследования является российская общественно-философская мысль второй половины XIX - начала XX вв., в которой нашла отражение проблематика цивилизации и конфуцианской философии Китая.
1 Степин B.C. Философия // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 4. С.200.
Предметом исследования являются особенности восприятия, интерпретации и влияния проблематики китайской цивилизации и конфуцианства в отечественной философии.
Хронологические рамки исследования.
Диссертационная работа анализирует период времени с середины XIX до начала XX вв., то есть период от зарождения интереса к китайской цивилизации и конфуцианству в отечественном китаеведении и в публицистике и до проявления устойчивого внимания к нему со стороны многих отечественных философов на рубеже XIX и XX вв. В середине XIX в. интерес к конфуцианству только начинает пробуждаться. Публикации ведущих журналов по Востоку за период 40-х - первой половины 60-х гг. XIX в. были обширны и многообразны. В число их авторов входили крупные публицисты и критики, общественные и государственные деятели, ученые и путешественники, в творчестве которых конфуцианству уделено значительное место. В частности о Китае писали: Т.Н. Грановский, В.А. Обручев, Н.Я. Бичурин, В.Г. Белинский. Китайская тема находит свое отражение в трудах П.Я. Чаадаева, A.C. Хомякова, В.Ф. Одоевского. Чуть позже восточная тематика привлекает внимание B.C. Соловьева, Н.Я. Данилевского, H.A. Бердяева, A.A. Козлова и других. Постепенно, к концу XIX в. интерес к Востоку в России увеличивается, что было связано с событиями в собственной стране, появляются работы Л.Н. Толстого, П.А. Буланже, В. Грубе. Однако, в начале XX в., после войн России на Дальнем Востоке и особенно революций в России интерес к китайской цивилизации и конфуцианству убывает, что было связано с изгнанием из страны целого поколения отечественных философов и репрессивной политикой в СССР.
Степень научной разработанности проблемы.
Одним из первых, еще в начале XX в. обозначил данную тематику В.В. Бартольд в капитальном труде по истории востоковедения - «Истории изучения Востока в Европе и России»(1911 г.)1, правда, лишь на материале российского китаеведения (в частности, на примере работы С.М. Георгиевского «Принципы жизни Китая»), которое, по его мнению, опережало западноевропейское китаеведение к концу XIX в. Уже после революции и мировой войны в одном из центров русской эмиграции и евразийского движения, в китайском Харбине вышла работа H.A. Сетницкого «Русские мыслители о Китае (B.C. Соловьев и Н.Ф. Федоров)» . Сетницкий анализировал эсхатологические воззрения позднего Соловьева и его интерпретацию китайской культурной традиции как исключительно консервативной. По мнению H.A. Сетницкого, более глубокое понимание китайской культуры содержится в трудах Н.Ф.Федорова, который считал, что задачи России не только не вступают в противоречие с интересами Китая - такой же земледельческой страны, всю свою историю страдавшей от кочевников, но создают условия к нашему сближению, а затем к мирному переходу Китая в христианство. Не менее существенно отношение Н.Ф. Фёдорова к почитанию предков, характерному для религиозных и морально-этических воззрений китайцев. Культ предков рассматривался им как основа любой религии. В этом, по его мнению, также заключалась возможность для сближения христианской России и конфуцианского Китая. Таким образом, историко-теологические выводы Н.Ф. Фёдорова оказались прямо противоположными суждениям Соловьёва, предсказывавшего нашествие китайцев и других представителей «жёлтой» расы и призывавшего все христианские страны объединиться в борьбе с «жёлтой опасностью». Фёдоров напротив пришёл к выводу о том, что, скорее всего союзником России в будущем станет именно Китай, духовно более близкий России, чем Запад.
В 1935 году в СССР появилась и первая историографическая работа
Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. 2-е изд. Л., 1925. 2Сетницкий H.A. Русские мыслители о Китае (B.C. Соловьев и Н.Ф. Федоров). Харбин, 1926 буржуазном китаеведении»1, в которой он критически рассматривает отношение к цивилизации Китая и китайской философии Гегеля, русских китаеведов В.П. Васильева, С.М. Георгиевского, а также философа B.C. Соловьева. В духе того времени автор относился к буржуазному китаеведению и идеалистической философии крайне негативно, что не могло не отразиться на освещении близкой нам тематики. Отдельного внимания заслуживает, на наш взгляд, такой востоковед как Н.И. Конрад, который в своих работах предпринял попытку на материале Китая и Западной Европы выявить общую схему исторического процесса древности и средневековья, опирающуюся на марксистские представления о его периодизации2.
В российской историографии советского и постсоветского периодов опубликован ряд научных статей и материалов, в которых затрагиваются проблемы отношений России и китайской цивилизации, а также русской литературы и философии к китайской. Так, необходимо отметить работы B.C. Мясникова и Д.И. Белкина о Н.Я. Бичурине, а также небольшие статьи Б.Б. Бахтина «Образ Китая в русской культуре XIX века» и А.Н.Хохлова «Российские китаеведы и деятели русской культуры»3, в которой рассматривается плодотворное сотрудничество русских китаеведов Н.Я. Бичурина и П. Кафарова с такими деятелями культуры как H.A. Бестужев, A.C. Пушкин, В.Г. Белинский и других в понимании Китая и китайской цивилизации, правда, почти без отношения к китайской философии и конфуцианству. Нужно отметить статьи Е.Б. Рашковского, рассматривающего востоковедные традиции в истории русской философии. В своих статьях Рашковский исследует понимание Востока такими крупными оте
1 Петров A.A. Философия Китая в русском буржуазном китаеведении //Библиография Востока. М-Л., 1935. Вып.7. С. 6-28.
2 Конрад Н.И. Полибий и Сыма Цянь // Запад и Восток. М., 1972. С. 47-77.
3 Мясников B.C. Творческое наследие Бичурина и современность // Проблемы Дальнего Востока. М., 1977. №З.С.168-177; Белкин Д.И. A.C. Пушкин и китаевед Н.Я. Бичурин // Народы Азии и Африки. М.Д974. № 6. С.126-134; Бахтин Б.Б. Образ Китая в русской культуре XIX века //12 научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1981. Ч. З.С. 212-214; Хохлов А.Н. Российские китаеведы и деятели русской культуры //16 научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1985. 4.2. С.215 - 221. 8 чественными мыслителями как П.Я. Чаадаев, A.C. Хомяков, B.C. Соловьев и H.A. Бердяев. Однако об их отношении непосредственно к китайской цивилизации и конфуцианству говорится крайне мало.
Наибольший интерес в разработке темы диссертационного исследования представляют работы В.В. Сербиненко, в частности две статьи1, в которых он дает всестороннюю оценку творчества Н.Я. Данилевского, места китайской цивилизации в его концепции культурно-исторических типов, исследует проблемы китайской цивилизации и конфуцианства в философии A.C. Хомякова, сравнивая, при этом, его подход с подходом Гегеля. В специальном исследовании «Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия» В.В. Сербиненко подробно останавливается на творчестве B.C. Соловьева и его воззрениях на Китай и конфуцианство . Сюда же следует отнести и работы А.И. Кобзева о творчестве B.C. Соловьева, как совместно с Серби-ненко, так и отдельно . Все эти работы послужили исходной базой и исходными ориентирами для данной работы.
Полезные сведения для темы диссертации содержатся в работах по истории российского китаеведения, однако нет ни одной работы, специально посвященной истории изучения китайской цивилизации и конфуцианства в Российской империи рассматриваемого нами периода.
Цель и основные задачи исследования:
Целью данного исследования является выявление основных направлений и особенностей процесса осмысления китайской цивилизации и ее духовной основы - конфуцианства в русской общественно-философской мысли второй половины XIX - начала XX вв.
1 Сербиненко В.В. К характеристике образа дальневосточной культуры в русской общественной мысли XIX века// Общественная мысль: Исследования и публикации. М., 1989. Вып. 1. С. 119-139; Он же. Китайская тема в "Семирамиде" А.С.Хомякова. // 16 научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1985.Ч.1.С.34-37.
2 Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М., 1997.
3 Кобзев А.И. О противоречивом образе Китая у B.C. Соловьева // 15 научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1984. 4.1 и Кобзев А.И., Сербиненко В.В. Из наследия русского философа В. С. Соловьева // Проблемы Дальнего Востока. 1990. №2.
В соответствии с этой целью задачами исследования являются: -рассмотрение истории и краткая характеристика процесса знакомства отечественных философов с китайской цивилизацией и конфуцианством;
-раскрытие причин повышенного интереса в России к конфуцианству и китайской цивилизации;
-выделение в конфуцианстве таких аспектов учения, которые вызывали наибольший интерес и оценку у русских мыслителей (как критическую, так и положительную);
-анализ особенностей подхода к конфуцианской философии в России и ее места в системе западного и отечественного философского мышления. Методологические основы исследования.
В силу комплексности проблемы автор использовал исторический, философский и культурологический подходы. Используется также и метод реконструкции философских взглядов отечественных мыслителей на основе анализа их текстов. Процесс интерпретации китайской цивилизации и конфуцианства отечественными философами второй половины XIX - начала XX вв. рассматривается также в контексте истории восприятия данного вопроса общественной мыслью России указанного периода. Также автор основывался на подходах к данной проблеме, разработанных современными отечественными исследователями, такими как В.В. Сербиненко, Е.Б. Рашковский, А.Н. Хохлов и другими, а также на основах методологии исторической компаративистики.
Источниковедческой базой исследования являются труды представителей российской философской мысли второй половины XIX - начала XX вв., в которых затрагивается проблематика, связанная с китайской цивилизацией и конфуцианством. Некоторые из этих работ посвящены непосредственно Китаю, некоторые Конфуцию и конфуцианству. Однако, стоит отметить, что в большинстве работ этому вопросу уделен лишь небольшой объем. Наиболее значительную группу источников представляют произведения A.C. Хомякова, B.C. Соловьева, Н.Я. Данилевского1 и других отечественных философов как религиозных, отличительной особенностью которых является то, что конфуцианство наравне с китайской цивилизацией рассматривается, как правило, в сравнении с христианством и интерпретируются с позиций христианоцентризма, так и академических, которых ин-тересуют по преимуществу историко-философские проблемы . К китайской цивилизации и конфуцианству обращались и писатели, среди котоо рых особенно JI.H. Толстой , и, конечно же, китаеведы, такие как Н.Я. Би-чурин, В.П. Васильев, С.М. Георгиевский и другие, работы которых являются источниками для данного исследования.
Основные результаты и научная новизна диссертации заключается в следующих положениях:
-Исходной базой ознакомления отечественных мыслителей второй половины XIX - начала XX вв. с философским наследием Китая, в том числе конфуцианства, являются, прежде всего, достижения российского китаеведения и высокий уровень общественно-философской мысли России.
-Формирование интереса и выбор китаеведческой проблематики детерминировались главным образом внутренними факторами развития российской мысли: проблемой Востока и Запада, спорами западников и славянофилов, поисками идентичности в отечественной философии и т.п.
-Главной проблемой, связанной с Китаем и его философским наследием, обсуждавшейся в истории российской мысли рассматриваемого пе
1 Хомяков A.C. Семирамида // Соч. в 2 т. M., 1994. т.1 - С. 15 - 448; Соловьев B.C. Китай и Европа // Собр. соч. в 10 т. - СПб., 1911-1914. Т.6. С.93-150; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб., 1871.
2 Козлов A.A. Очерки истории философии. Киев, 1887; Филиппов М.М. История философии с древнейших времен. СПб., 1903.
3 Толстой J1.H. Исповедь. В чем моя вера. JL, 1991. риода была проблема сущности китайской цивилизации и ее отличительных особенностей в сравнении с цивилизацией российской.
-Влияние конфуцианской философии на российскую философию в соответствии с этим было наибольшим по общетеоретическим и общественно-философским проблемам цивилизации, образа жизни и культуры.
-Сравнение влияния на отечественную мысль конфуцианской философии и западноевропейских философских учений показывает не только их отличия по степени и существу, но и демонстрирует тенденции к диалогу культур и цивилизаций.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что содержащийся в ней фактический материал и выводы восполняют и корректируют представления о процессе осмысления конфуцианства и китайской цивилизации в философской мысли России второй половины XIX - начала XX веков, расширяют имеющиеся в науке представления о диалоге культур России и Востока. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейших теоретических разработок проблем конфуцианства и его рецепции в России, для преподавания истории философии и общественной мысли.
Апробация диссертации.
Основные положения диссертации изложены на философских чтениях, посвященных памяти В.С.Соловьева (в связи со столетием со дня его смерти)1, проходившей в Российской Академии Государственной службы при Президенте Российской Федерации и на IV Межвузовской научной конференции молодых ученых «Восток - Запад. Диалог культур и цивилил заций» , организованной Российским университетом дружбы народов.
Структура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
История теории конфуцианской цивилизации в Китае2007 год, кандидат исторических наук Хуан Лилян
Проблема духовно-цивилизационных трансформаций в современной китайской социальной философии2013 год, кандидат философских наук Мигунова, Ольга Владимировна
Философские основания этики устойчивого развития Китая2004 год, кандидат философских наук Цыденова, Ирина Родионовна
Философско-антропологические аспекты древнекитайских учений2008 год, кандидат философских наук Лиан Лиюй
Место конфуцианства в модернизации Китая: Конец XX-начало XXI в.2003 год, кандидат исторических наук Аллаберт, Анна Владимировна
Заключение диссертации по теме «История философии», Бадлуев, Олег Алексеевич
Результаты исследования заключается в том, что содержащейся в ней фактический материал и выводы восполняют и корректируют представления о процессе осмысления конфуцианства и китайской цивилизации в философской мысли России второй половины XIX - начала XX веков, расширяют имеющиеся в науке представления о диалоге культур России и Востока. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейших теоретических разработок проблем конфуцианства и его рецепции в России, для преподавания истории философии и общественной мысли.
Заключение
Российская общественно-философская мысль, на протяжении всей истории своего развития использовала категории-символы: Запад - Восток, Европа - Азия. Россия обладает, хранит и выражает собой особую цивили-зационную реальность, в ней сочетаются начала прогрессивного Запада и традиционной консервативности Востока. Своеобразным "онтологическим доказательством" этого является самый факт многолетних идейных дискуссий между западнической и славянофильской ориентациями, непрекращающихся по сей день. На наш взгляд, наличествующие в любом обществе инновационные и традиционные силы, именно в России конфликтуют между собой особенно остро. Как раз поэтому в русском общественном сознании модернизация почти всегда отождествляется с вестерниза-цией, а традиционализм - с сугубым застоем.
При этом, Россия неизбежно этот кризис преодолевала и всегда шла своим путем, уникально сочетая в себе "внутренний Восток" с "внутренним Западом", что объясняется, на наш взгляд, высоким уровнем общественно-философской мысли России.
Находясь между Востоком и Западом, Европой и Китаем, Россия никогда не выпускала из орбиты своего внимания дальневосточного соседа. Поэтому, не случайно, что события развернувшиеся на Дальнем Востоке в связи с активизацией колониальной политики западных держав и восстанием тайпинов в Китае привлекли к себе внимание общественных кругов России. Это нашло отклик в публицистике того времени, так, например, на страницах отечественных журналов появились публикации В.А. Обручева, H.A. Пыпина и др. о событиях и культуре в Китае. При этом исходной базой ознакомления с конфуцианским Китаем служили не только переводы работ представителей западной синологии, таких как Д. Легг, Грубе и др., но и исследования отечественной школы китаеведения, которая накопила к середине XIX века богатый эмпирический материал. Работы российских китаеведов Н.Я. Бичурина, В.П. Васильева, С.М. Георгиевского получили широкое признание как в России, так и за рубежом. Кроме востоковедов, свои работы в научно-исследовательском и литературно-художественном аспекте по исследованию Китая проводили A.A. Козлов "Очерки из истории философии", В.Г. Белинский, для которого Китай - «признак косне-ния» служил прежде всего метафорой .
Необходимо отметить, что особенности восприятия российской общественно-философской мысли «восточного» материала, обусловливались различием взглядов отечественных мыслителей, в частности западников П.Я. Чаадаева и Т.Н. Грановского, славянофила A.C. Хомякова, религиозного философа B.C. Соловьева, гуманиста JI.H. Толстого которые рассматривали китайскую цивилизацию и конфуцианство сквозь призму собственных воззрений. Необходимо отметить, российская общественно-философская мысль находясь в орбите западноевропейской философии, испытывала на себе влияние европоцентристской историографии. Так, например, взгляды Гегеля, не включившего Китай в развитие всемирной истории, наложили отпечаток на воззрения историка Т.Н. Грановского. При этом, среди представителей российской мысли было немало авторов, в их числе Н.Я. Данилевский выступавших против подобного подхода в изучении восточных культур, в том числе Китая. Отметим, в самой западноевропейской общественно-философской мысли (также и в российской) в оценках китайской цивилизации существовало два противоположных мнения: европоцентристский подход и попытки синтеза двух философских традиций Запада и Востока, способствовавших взаимопониманию и началу диал6Иаря|НЭЩЕулБт$фнфуцианской философии, доминировавшей в Китае, некоторые российские исследователи испытали определенное влияние конфуцианства. В наибольшей степени, на наш взгляд, оно отразилось на творчестве JI.H. Толстого, в частности такие категории конфуцианской философии как «жэнь» (гуманность, человечность), «золотое правило морали» (не делай другим то, чего не желаешь себе) перекликающейся с «непротивлением злу насилием» Толстого. Однако, B.C. Соловьев критиковал конфуцианство за излишнее, по его мнению, «увлечение обрядностью». Отметим, что большинство представителей российской общественно-философской мысли России середины XIX - начала XX веков видели в конфуцианстве причину застойности китайской цивилизации.
Отметим, что конфуцианство сыграло решающую роль в формировании китайской цивилизации, так как являясь официальной идеологией в эпоху Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.), конфуцианство выстроило чиновничий аппарат в государственной системе китайской цивилизации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бадлуев, Олег Алексеевич, 2002 год
1. Абрамов B.JL, Абрамова H.A. История философии Китая: (истоки, основные этапы развития, современность): Курс лекций.-Чита: ЧитГТУ, 1997.-204 с.
2. Абрамова H.A. Конфуцианство в духовной культуре Китая: традиции и современность (социально-философский аспект).-Чита: Поиск, 1999.-22 с.
3. Абрамова H.A. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект).-Чита: ЧитГТУ, 1998.-303 с.
4. Азбука социальных наук. В трех частях.-СПб.: 1871.
5. Алексеев А.И., Мелихов Г.В. Открытие и первоначальное освоение русскими людьми Приамурья и Приморья // Вопросы истории. -1984.-№3.-С. 57-71.
6. Алексеев В.М. Наука о Востоке: статьи и документы.-М.: Наука, 1982.-535 с.
7. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Избранные философские труды.-М.: 1969.-Т.1.-412 с.
8. Бадмаев П.А. Россия И Китай.-СПб.: Тип. Скороходова, 1900.-105 с.
9. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир.-М.: Междунар. отношения, 1990.-351 с.
10. Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. -Л.: Соцэкгиз, 1925.-210 с.
11. Белкин Д.И. A.C. Пушкин и китаевед о. Иакинф (Н.Я.Бичурин) // Народа Азии и Африки.-М.: Наука, 1974. № 6.-С. 126-134.
12. Белов Е.А. Россия и Китай в начале XX века: Русско-китайские противоречия в 1911 -1919.-М.: ИВ РАН, 1997.-315 с.
13. Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России.-М.:Сварог и К, 1997.-405 с.
14. Бердяев H.A. Сборник первый. О Владимире Соловьеве.- М., 1911.
15. Бердяев H.A. Судьба России. Опыт по психологии войны и нацио-нальности.-М.: МГУ, 1990.-240 с.
16. Березин И.Н. Китай и отношение к нему Европы //Современник.-СПб., 1858. №11.
17. Бескровный Л.Г., Нарочицкий А.Л. К истории внешней политики России на Дальнем Востоке в 19 веке // Вопросы истории.-М.: Наука, 1974.-№6.-С. 14-36.
18. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. Соч. монаха Иакинфа. В четырех частях.-СПб.: 1848.-143 с.
19. Будагов P.A. История слов в истории общества.-М.: Наука, 1971. -246 с.
20. Буланже П.А. Будда. Конфуций: жизнь и учение.-М.: Искусство, 1995.-319 с.
21. Буланже П.А. Конфуций. Жизнь и учение.-М.: Посредник, 1910.-30 с.
22. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией.-М.: Логос, 2000.-751 с.
23. Василий Михайлович Алексеев, 1881-1951.-М.: Наука, 1991.-96 с.
24. Васильев В.П. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и дао-сизм.-СПб.: 1873.-243 с.
25. Васильев В.П. Открытие Китая и другие статьи академика Василь-ева.-СПб.: Вестник всемирной истории, 1900.-164 с.
26. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации.-М.: Изд. фирма Вост. лит., 1998.-319 с.
27. Васильев Л.С. Древний Китай. Т. 1 .-М.: Вост. лит., 1995.- 378 с.
28. Васильев Л.С. История Востока.-М.: Высшая школа, 1993.-495 с.
29. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае.-М.: Наука, 1970.-484 с.
30. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли: (Формирование основ мировоззрения и менталитета).-М.:Вост. лит., 1989.-309 с.
31. Васильев Л.С., Фурман Д.Е. Христианство и конфуцианство (опыт сравнительного социологического анализа) //История и культура Китая.-М.: Наука, 1974. С. 307-380.
32. Бахтин Б.Б. Образ Китая в русской культуре XIX века //12 Научная конференция «Общество и государство в Китае».- М., 1981. Ч.З. С. 212-214.
33. Введение в традиционную культуру Китая.-М.: Муравей, 1998.-287 с.
34. Венюков М.И. Путешествие по Приамурью, Китаю и Японии.- Хабаровск: Дальгиз, 1970.-157 с.
35. Взаимодействие культур и литератур Востока и Запада. М., 1992. Вып. 1.-220 с. Вып. 2. С. 221-432.
36. Взаимоотношения России со странами Востока в середине 19 начале 20 вв.-Иркутск, 1982.-С. 12-25.
37. Восток в общественно-политической мысли России (сер. XIX в.).-М.: Наука, 1990.-57с.
38. Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации.-М.: Наука, 1985.-380 с.
39. Восток и всемирная история.-М.: Восточная лит., 1977.- 349 с.
40. Восток и мировое обществознание. М.: Наука, 1991.- 410 с.
41. Восток Россия - Запад: исторические и культурологические ис-следования.-М.: Памятники исторической мысли, 2001.-775 с.
42. Востоковедение и мировая культура: К 80-летию акад. С.Л.Тихвинского.-М.: Памятники ист. мысли, 1998.-415 с.
43. Врадий С.Ю. Работа Линь Цзэсюя «Элосы го цзияо» как исторический источник. //20 научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1989. ч. 2. С. 173-177.
44. Всемирная история и Восток.-М.: Наука, 1989.-288 с.
45. Гегель Собр. соч.- М.-Л.: Соцэкгиз, 1935. Т.8.-310 с.
46. Георгиевский С.М. Важность изучения Китая.-СПб.: Тип. Скорохо-дова, 1890.-110 с.
47. Георгиевский С.М. Принципы жизни Китая.-СПб.: Тип. Скорохо-дова, 1888.-123 с.
48. Горбачева З.И. Первые сведения китайцев о России // Из истории науки и техники в странах Востока. Вып. 2.-М.: Наука, 1961.-С. 80-84.
49. Горбачева З.И., Петров H.H., Смыкалов Г.Ф. Русский китаевед академик Василий Павлович Васильев (1818- 1900) // Очерки по истории русского востоковедения. Серия 2.-М.: Наука, 1956.-С. 234-340.
50. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур).-М.: Вост. лит.,1992.-424 с.
51. Грубе В. Духовная культура Китая. Литература, религия, культура.-СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1912.-237 с.
52. Гусейнов A.A. Великие моралисты.-М.: Республика, 1995.-351 с.
53. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо романскому.-СПб.: Тип. Н. Страхв, 1871.-629 с.
54. Данилевский Н.Я. Сборник политических и экономических ста-тей.-Спб.: Тип. Н. Страхв, 1890.-676 с.
55. Демидова Н.Ф., Мясников B.C. Первые русские дипломаты в Китае.- М., 1966.-167 с.
56. Денисов П.В. Никита Яковлевич Бичурин: Очерк жизни и творческой деятельности ученого-востоковеда. К 200-летию со дня рож-дения.-Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1977.-143 с.
57. Древнекитайская философия: В 2 т. / Сост. Ян Хиншун.- М.: ПринТ. 1994. Т. 1.363 е.; Т. 2.-384с.
58. Древнекитайская философия: эпоха Хань / Сост. Ян Хиншун. -М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1990. -523 с.
59. Думан Л.И. Учение о Сыне Неба и его роль во внешней политике Китая (с древности до нового времени) // Китай: традиции и современность. М.: Наука, 1976. - С. 28 - 51.
60. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории.-М.: Вост. лит., 1990.-205 с.
61. Завадская Е.В. Китайские аллюзии в сочинениях Н.Ф. Федорова. //20 научная конференция «Общество и государство в Китае». -М., 1989. Ч.1.- С. 197-201.
62. Запад и Восток. 2-е изд.-М.: Наука, 1972.-670 с.
63. Запоев Т.Ю. Символический образ Китая в творчестве Белинского В.Г. //Дальний Восток и Центральная Азия.-М.: Наука, 1985.-е. 148-155.
64. И не распалась связь времен.: К 100-летию со дня рождения П.Е.Скачкова.- М.: Наука, 1993.-392 с.
65. Иванов А.И. Материалы по китайской философии. Введение. Школа Фа. Хань Фэй-цзы.-СПб.: Изд. Вост. фак. СПб. Унив., 1912.-124 с.
66. Ипатова A.C. Письма архимандрита Поликарпа (Из истории Рос-скийской духовной миссии в Пекине) // Проблемы Дальнего востока. М, 1991. №2.- С. 91-97.
67. История и культура Китая: Сб. памяти академика В.П.Васильева -М.: Наука, 1974.- 480 с.
68. История китайской философии.-М.: Прогресс, 1989.-551 с.
69. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход.-СПб.: Лань, 1997.-478 с.
70. История отечественного востоковедения до середины 19 века.- -М.: Наука, 1990.- 435 с.
71. История отечественного востоковедения с середины 19 века до 1917 года.- М.: Изд. фирма "Вост. лит." РАН, 1997. -536 с.
72. История религии Востока (религиозно-культурные традиции и общество).^.: Наука, 1983.-543с.
73. История Российской духовной миссии в Китае.-М.: Изд-во Свято-Владимир. Братства, 1997.-415 с.
74. Кареев Н.И. Историческое миросозерцание Т.Н. Грановского.-СПб.: Карабасников, 1905.-109 с.
75. Кармановская И. Сокровища российской духовной миссии в Пекине // Проблемы дальнего востока. 1990.- № 5. С. 194-200.
76. Китай: государство и общество.-М.: Наука, 1977.-312 с.
77. Китай и всемирная история.-М.:Наука, 1988.-243с.
78. Китай и его жизнь.-СПб.: Слово, 1904.-99 с.
79. Китай и капиталистические страны Европы: сборник статей.-М.: Наука, 1976.-164 с.
80. Китайская философия и современная цивилизация.-М.: Изд. фирма "Вост. лит." РАН, 1997.-192 с.
81. Китайская философия: Энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Л. Титаренко.- М.: Мысль, 1994.- 573 с.
82. Китайская цивилизация и китайская философия.-М.: Наука, 1995.-160 с.
83. Кобзев А.И. О противоречивом образе Китая у B.C. Соловьева //15 НКОГК.-М., 1984. 4.1.-с. 189-191.
84. Кобзев А.И. Современный этап в изучении и интерпретации неоконфуцианства //Народы Азии и Африки, 1983. №6. с. 43-47.
85. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии.- М.: Наука, 1994.-431 с.
86. Кобзев А.И., Сербиненко В.В. Из наследия русского философа В. Соловьева//Проблемы дальнего востока, 1990.№2.- С. 54-57.
87. Козлов A.A. Очерки из истории философии.-Киев: 1887.-87 с.
88. Козлов В.П. "Румянцевский кружок" и Н.Я.Бичурин // Народы Азии и Африки. 1979. № 4.- С. 122-127.
89. Конрад Н.И. Запад и Восток.-М.:Наука, 1972.-496 с.
90. Конрад Н.И. История и культура Китая.- М.: Наука, 1974.-346 с.
91. Конрад Н.И. Синолог из Оптиной пустыни: Новые материалы из истории Пекинской Духовной Миссии // Петербургское Востоковедение: Альманах. Вып. 1.- СПб.: Лань, 1992. С. 345-361.
92. Конрад Н.И. Синология. М.: Ладомир, 1995. 621 с.
93. Конфуций.-М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996.-176 с.
94. Конфуций. Беседы и суждения Конфуция.-Спб.: Лань, 1997.-357с.
95. Конфуций. Я верю в древность. -М.: Республика, 1995.-384 с.
96. Конфуцианская концепция человека в философской мысли КНР //Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век.-М.: Наука, 1985.-е. 40-64.
97. Конфуцианство в Китае.-М.: Наука, 1982.-247 с.
98. Концепции человека в традиционной китайской культуре.М.: Наука, 1991.-197 с.
99. Кореняко В.А. Лицом к Востоку. Научный подвиг Никиты Яковлевича Бичурина // Встречи с историей. Вып. 2.- М.: Наука, 1988.- С. 115-124.
100. Корнилович А.О. О недостатках работы русской духовной миссии в Китае и о ее реорганизации // Корнилович А.О. Сочинения и письма. М.-Л.: изд. АН СССР, 1957. С. 224-229.
101. Коростовец И. Китайцы и их цивилизация.-СПб.: Аскарханов, 1898.-626 с.
102. Коряков В.П. Политика Франции в Китае в конце XIX века.-М.: Наука, 1985.-239 с.
103. Кравцова М.: Е. История культуры Китая: Учеб. пособие для вузов. -СПб.: Лань, 1999.-415 с.
104. Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX -начала XX веков.-М.: Издатцетр, 1997.-280 с.
105. Кривцов В.Н. Н.Я.Бичурин 200 лет со дня рождения // Наука и ре-лигия.-М.: Наука, 1975.- № 9. -С. 60-71.
106. Кривцов В.Н. Отец Иакинф. Л.: Лениздат, 1978. 654 с.
107. Крюков М.В. Китай и соседи: две традиционные модели взаимоотношений // 11-я НКОГК. 4.2. М.: Наука, 1980. - С. 215-238.
108. Кульпин Э. Макс Вебер и Китай: что и почему не увидел великий ученый //Проблемы Дальнего востока, 1990. №5. с. 64-68.
109. Кульпин Э. По поводу концепций китайской цивилизации Макса Вебера и К.-А. Виттфогеля //Восток и мировое обществознание.-М.: Наука, 1991.-с. 237-241.
110. Куропаткин А.Н. Русско- китайский вопрос.-Спб.: Русское географическое общество, 1913.-213 с.
111. Ларин В.Л. Юго-Западный Китай во второй половине XVII 70-х годах XIX в.: Проблемы региональной истории.- М.: Наука. Изд. фирма "Вост. лит.", 1994. 335 с.
112. Левин З.И. Развитие общественной мысли на Востоке: Колониальный период XIX XX века.-М.: Наука, 1993.-245 с.
113. Лейбниц Г.В. Рассуждения о религии и философии в Китае. Письмо о китайской философии Николаю Ремону //Вопросы философии. -M., 1999. №12. -С.84-141.
114. Лисевич И.С. Первый художественный перевод с китайского в России // Народы Азии и Африки.-М., 1963. № 5. -С. 157-158.
115. Ломанов A.B. Современное конфуцианство: Философия Фэн Юла-ня.-М.: Вост. лит., 1996.-248 с.
116. Лосский Н.О. История русской философии.- М., 1991 478 с.
117. Макарова Р.В. Развитие русско-китайских отношений с середины 18 века до 60-х годов 19 века // Внешняя политика России на Дальнем Востоке (вторая половина 17 в. 70-е годы 19 в.). - М.: Наука, 1983.-С. 57-75.
118. Мальцева Е.В. В.П.Васильев как исследователь китайской литературы // Материалы по истории и филологии Центральной Азии.-Улан-Удэ, 1970. Вып. 4.-С. 9-11.
119. Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992. 335 с.
120. Мартынов A.C. О различных подходах к проблеме взаимоотношений императорского Китая с внешним миром // 12-я НКОГК. 4.2. -М.: Наука, 1981.-С. 6-46.
121. Машкина Н.И. Научная сессия, посвященная 150-летию со дня рождения В.П.Васильева // Народы Азии и Африки, 1968. № 4. -С. 239-241.
122. Медведко C.B. Межконфессиональные отношения как диалог культур. Автореф. дисс. к.ф.н. М.: РАГС, 1997. - 21 с.
123. Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока.- М.: Наука, 1987. -180 с.
124. Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока.- Улан-Удэ: изд. БНЦ СО РАН, 1996.- 163 с.
125. Михеев В.М. Философия истории Н.Я. Данилевского.-М.: Ладо-мир, 1994.-254 С.
126. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада: к постановке проблемы. Новосиб.: изд. СО РАН, 1994.-347 с.
127. Мясников B.C. Договорными статьями утвердили: Дипломатическая история русско-китайской границы, XVII-XX вв. -М.: Наука, 1996.-156 с.
128. Мясников B.C. Историческое значение Нерчинского договора // И не распалась связь времен. К 100-летию со дня рождения П.Е.Скачкова: Сб. статей. М.: Наука, 1993. - С. 85-90.
129. Мясников B.C. Становление и развитие отечественного таеведения. // Проблемы Дальнего Востока- М., 1974. №2.- С. 41-62.
130. Мясников B.C. Творческое наследие Н.Я.Бичурина и современность // Проблемы дальнего востока.- М., 1977. № 3.- С. 168-177.
131. Немировская Л.З. Л. Толстой и проблемы гуманизма.- М.: Наука, 1988. -64 с.
132. Немировская Л.З. Религия в духовном поиске Толстого.-М.: Наука, 1992.-108 с.
133. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история.- М.: Наука, 1977.-211 С.
134. Никифоров В.Н. К оценке взглядов Н.Я.Бичурина советскими авторами 40-50-х годов // 9-я НКОГК. Ч. 2. -М.: Наука, 1978.- С. 225-230.
135. Ориентация поиск. Восток в теориях и гипотезах. М.: Наука, 1992.-229 с.
136. Ощепков В.П. Россия и Китай в зеркале региональной политики.-М.: Науч. кн., 1998.-168 с.
137. Пазилова В.П. Критический анализ религиозно-философского учения Н.Ф. Федорова.- М.: изд. МГУ, 1985.-135 с.
138. Пекинская духовная миссия во второй половине XIX века //Православие на дальнем Востоке. -СПб.: Лань, 1993.-207 с.
139. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий //Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М.: Наука, 1982.- С. 107-124.
140. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая.-М.: Наука, 1981.-140 -с.
141. Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй: Исслед., пер. с кит., коммент.; Факсимильный текст "Лунь юя" с комментариями Чжу Си.- М.: Изд. фирма "Вост. лит." РАН, 1998. 590 с.
142. Переломов Л.С. Слово Конфуция. М.: Фабула, 1992.191 с.
143. Петров A.A. Философия Китая в руссом буржуазном китаеведении. Критико-библиографический очерк //Библиография Востока.- М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. Вып. 7. С. 6-28.
144. Петров H.A. К истории изучения китайского языка в России // Дальний Восток.-М.: 1961.- С. 65-90.
145. Поздняев Д. Православие в Китае (1900-1997 гг.) / Свящ. Дионисий (Поздняев). М.: Изд-во Свято-Владимир. Братства, 1998. -277 С.
146. Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб.: тип. имп. Акад. наук, 1910.-104 с.
147. Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. -СПб.: тип. имп. Акад. наук, 1904.-230 с.
148. Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае: Сб. ст. / Отв ред. М.Н Боголюбов, архимандрит Августин.-СПб.: Андреев и сыновья, 1993. -160 с.
149. Пыпин А.Н. Китайская империя: по описанию миссионера Гюка // Современник.- СПб., 1857. -№2.
150. Рашковский Е.Б. Восток-Запад как проблема истории культуры //Народы Азии и Африки, 1986.- №3. -С. 54-58.
151. Рашковский Е.Б. Запад, Россия, Восток. Востоковедные темы в трудах русских религиозных философов // Азия и Африка сегодня. 1990. - №6. С. 56-59; №8 - С. 55 - 58; - №9. - С. 53-55.
152. Рашковский Е.Б. Науковедение и Восток.-М.: Наука, 1980.-240 с.
153. Российско-китайские отношения глазами американцев.- М.: Моск. центр Карнеги, 1997. -97 с.
154. Российская духовная миссия в Китае. Сб. статей.- М.: Ладомир, 1997.-416 с.
155. Россия: опыт национально-государственной идеологии.- М.: Наука, 1994.-157 с.
156. Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае: Избр. труды. -М.: Иголи, 1993.- 315с.
157. Русско-китайские отношения. Официальные документы. 1689-1916.- М.: Изд. восточной лит., 1958. -139 с.
158. Саввин В.П. Взаимоотношения царской России и СССР с Китаем. -М.-Л.: Госиздат, 1930-152 с.
159. Самбурова E.H., Медведева А.Л. Китай.- М.: Мысль, 1991.-164 с.
160. Самойлов H.A. Публицистика академика В.П. Васильева и некоторые вопросы общественно-политического развития Китая второй половины XIX века. //Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки.- Л., 1988. Вып. 11. -С. 172-190.
161. Саран А.Ю. Китай в системе исторических взглядов Т.Н. Грановского //И не распалась связь времен. .К столетию со дня рождения П.Е. Скачкова. -М.: Наука, 1993. -С. 186-197.
162. Сенин Н.Г. Гегель и Восток //VII международный Гегелевский философский конгресс. Доклады советских ученых. -М.: Наука, 1970.-С. 34-40.
163. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия.-М.: Наука, 1997.- 208 с.
164. Сербиненко B.B. К характеристике образа дальневосточной культуры в русской общественной мысли XIX века //Общественная мысль: исследования и публикации. -М.: Наука, 1989. Вып. 1.-С. 119-139.
165. Сербиненко В.В. История русской философии XI-XIX вв. -М.: изд. РОУ, 1993.- 143 с.
166. Сербиненко В.В. Китайская тема в «Семирамиде» А.С.Хомякова. //16-я НК ОГК. 4.2. М., 1985.- С.198-205.
167. Сербиненко В.В. Место Китая в концепции культурно исторических типов Н.Я. Данилевского //14 НК ОГК. М., 1983. 4.2. С. 225-231.
168. Образ дальневосточной культуры в русской философии истории (80-90-е годы XIX века). //Дальний Восток и Центральная Азия.-М., 1985.-С. 133-147.
169. Сетницкий H.A. Русские мыслители о Китае (B.C. Соловьев и Федотов). -Харбин, 1926.-214 с.
170. Скачков П.Е. Международные связи русских синологов // ПДВ. 1975. № 4. Скачков П.Е. На рубеже веков // Проблемы дальнего востока.- 1975. № 3.- С. 181-185.
171. Скачков П.Е. От миссии к университетам // Проблемы дальнего востока. -1975. № 2.- С. 149-153.
172. Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения.- М.: Наука, 1977.-505 с.
173. Скачков П.Е. Библиография Китая. Систематический указатель книг и журнальных статей о Китае на русском языке. 1730-1930.-М.-Л.: Соцэкгиз, 1932,- 844 с.
174. Смирнов H.A. Миссионерская деятельность церкви (Вторая половина XIX в. 1917 г.).- М.: Изд. полит, лит., 1989. -720 с.
175. Соловьев B.C. Китай и Европа //Собр. Соч. в 10 т. 2-е изд.- СПб.: Тип. Скороходова, 1911 - 1914. - т.6. - С. 93-150.
176. Соловьев B.C. Собр. соч.- СПб.: Тип. Скороходова, 1911-1914. т.1 -10.
177. Социально-экономические и политические проблемы Китая в новое и новейшее время. -М.: Воет лит., 1991.-367 с.
178. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999. -556 с.
179. Становление русско-китайских отношений на Дальнем Востоке // История Дальнего Востока в эпоху феодализма и капитализма (17 в. февраль 1917 г.). - М.: Наука, 1991. - С. 73-91.
180. Степанянц М.Т. Восточная философия. М.: Наука, 1997. -503 с.
181. Степанянц М.Т. Восток Запад: диалог философов // Вопросы философии. - 1989. - №12. - С. 151-157.
182. Тихвинский C.J1. Изучение культуры Китая в России и в СССР // Проблемы дальнего востока. 1986. - № 2. - С. 11-24.
183. Тихвинский C.J1. Путь Китая к объединению и независимости, 1898-1949. По материалам биографии Чжоу Эньлая.- М.: Вост. лит. РАН, 1996.- 575 с.
184. Толстой J1.H. Исповедь. В чем моя вера. -Д.: Лань, 1991. 410 с.
185. Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР.-М.: Вост. лит., 1994.-327с.
186. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Февр Л. Бои за историю.- М.: Наука, 1991. -346 с.
187. Философское наследие народов Востока и современность.- М.: Наука, 1983.-247 с.
188. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии.- СПб.: Евразия, 1998.-373 с.
189. Хомяков A.C. Семирамида //Соч. в 2 т.-М.: Медиум, 1994.Т. 1 С. 15-448.
190. Хохлов А.Н. Газетные публикации русских востоковедов по истории Восточной и Центральной Азии.-Восток: прошлое и будущее народов. IV Всесоюзная конференция востоковедов.- М., 1991. Т. 2. -С. 202-205.
191. Хохлов А.Н. Российские китаеведы и деятели русской культуры //16 НК ОГК.- М., 1985. ч.2. -С.215-221.
192. Хохлов А.Н. Н.Я. Бичурин и его труды о Монголии и Китае. //Вопросы истории. 1978. №1.- С. 55-72.
193. Чаадаев П.Я. Статьи и письма.- М.: Современник, 1989.- 621 с.
194. Шаймухамбетова Г.Б. Гегель и Восток: принципы подхода. -М.: Восточная лит., 1995.-289 с.
195. Шастина Н.П. Значение трудов Н.Я.Бичурина // Очерки по истории русского востоковедения.-М.: Наука, 1956. Вып. 2.-С. 47-64.
196. Шелгунов Н.В. Цивилизация Китая // Сочинения Н.В. Шелгунова. -СПб.: Тип. Скороходова, 1895.Т.1. -С. 111-163.
197. Шифман А.И. Лев Толстой и Восток.- М.: Наука, 1971. 551 с.
198. Этническая история китайцев в XIX начале XX в. // М.В.Крюков и др.- М.: Вост. лит., 1993.-413 с.
199. Литература на иностранных языках:
200. Чжунго цзиньсяньдай чжэндан ши (История политических партий и группировок Китая в новую., и новейшую эпоху). -Харбин, 1984.- С. 37-39.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.