Учение о "вскармливании жизни" (ян шэн) в традиционном Китае тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Милянюк, Андрей Олегович
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 140
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Милянюк, Андрей Олегович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ "МЕХАНИЗМ" МИРОЗДАНИЯ В ПОНЯТИЙНОМ
АППАРАТЕ ТРАДИЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КИТАЯ И МЕСТО В НЕМ УЧЕНИЯ О "ВСКАРМЛИВАНИИ ЖИЗНИ"
ГЛАВА ВТОРАЯ ИСТОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О "ЯН ШЭН" И
ПЕРВЫЕ ВИДЫ "ВСКАРМЛИВАНИЯ" В ДОЦИНЬСКИЙ ПЕРИОД (до III в. до н.э.)
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ТРАДИЦИИ "ВСКАРМЛИВАНИЯ ЖИЗНИ"
1. Классическая централизованная даосско-конфуцианская империя при династиях Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).
2. Смутное время периода Западной Цзинь - Нань-бэй чао (Южной и Северной династий) (III - VI в.в.). Становление буддийского направления
3. Расцвет китайской традиционной культуры при Суй, Тан, Пяти Династиях (VI - X в.в.). Распространение "ян шэн" в сопредельных странах
4. Синтез "трех религий" в период Сун - Юань (X - XIV в.в.)
5. Завершающий этап систематизации традиционных знаний при Мин и Цин (XIV - XX в в.). Начало активных контактов с Западным миром
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ УЧЕНИЯ "ЯН
ШЭН". НОРМЫ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Социоантропные константы в религиозной культуре Китая2011 год, кандидат философских наук Чэ Тунбо
Формы "религиозного синкретизма" в Китае2005 год, кандидат философских наук Зельницкий, Александр Дмитриевич
Трактат Гэ Хуна "Баопу -цзы" как историко-этнографический источник1984 год, кандидат исторических наук Торчинов, Евгений Алексеевич
Человек в историческом процессе древнего Китая VIII-III вв. до н.э.2004 год, кандидат исторических наук Блинова, Ольга Михайловна
Личность в философских традициях Китая2010 год, кандидат философских наук Степанова, Лейла Мамедовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение о "вскармливании жизни" (ян шэн) в традиционном Китае»
Предметом исследования данной диссертации является учение о "вскармливании жизни" (ян шэн) и связанная с ним традиция, одна из составляющих именно традиционную древнюю культуру Китая. Интерес к этой теме обусловлен и тем, что практика "вскармливания", берущая начало у истоков древнейших общественных образований дальневосточного per иона, жива и в наши дни и изучение ее позволит яснее представить характерные особенности мировоззренческого базиса китайской цивилизации.
В диссертации сделана попытка впервые в отечественной синологии представить традицию "ян шэн" целостно, на материале различных областей знаний и общественно-культурной практики как древнего, так и средневекового Китая. Ввиду обширности темы, ее постановка и исследование носят пока только общий, поисковый характер Отдельные аспекты данной темы уже затрагивались в разное время в мировой историографии, однако, как правило, обособленно, охватывая лишь ту область относимых к "ян шэн" искусств, которая связана с методологией совершенствования непосредственно человека, его гармонической трансформации. Вернее рассматривать традиционную медицину, цигун, ушу, фанчжуншу (сексуальная практика), алхимию, геомантию и т.д. в контексте общей концепции, объединяющей природу и общество в целом, включая все сферы творческо-гармонизирующей деятельности человека, где теория и практика управления государством, политика и экономика базировались на тех же принципах что живопись и стихосложение.
Необходимо также отметить, что зачастую исследования в той или иной области "ян шэн" имеют определенные недостатки, выражающиеся в слабой компетентности авторов в практической стороне вопроса, а это приводит к излишней абстрагированности, искажению теоретических представлений, в действительности неотделимых от реальной жизни. Чтобы, например, понять и адекватно переводить такое, заключенное в информативно емком иероглифе, понятие как "ци", необходимо достичь определенного уровня в ощущений и использовании этой субстанции, что возможно лишь под руководством опытного Учителя. Таким образом и другие древние знаки начнут раскрывать заложенный в них Учителями-Мастерами Ши (а не только философами-теоретиками) внутренний смысл.
Ответственность за неточность в подобного рода исследованиях возрастает с учетом широкого увлечения в среде почитателей китайской культуры разного рода прикладными искусствами из области "ян шэн", искаженная или поверхностная информация может оказать им "медвежью услугу". Для понимания такой универсальной и в то же время специфической традиции настоятельно требуется не столько книжное, сколько "живое" знание.
В какой-то степени автору данной диссертации удалось приблизиться к решению этой задачи; в течении уже многих лет он продолжает изучать различные практические аспекты "ян шэн", такие как китайская медицина, цигун, ушу, фанчжуншу, каллиграфия и т.д. в качестве ученика нескольких китайских Мастеров.подлинных живых носителей традиционного знания. Их помощь несомненно представляет большую ценность для работы, часть которой составлена на основе личных "полевых" исследований.
Тема видится актуальной не только потому, что позволяет полнее понять истоки и специфику философских направлений Китая, но и охарактеризовать некоторые реальные открытия традиционной мысли, значимые для различных областей современной науки, в особенности, в плане духовного и физического здоровья человека, возможности которого еще до конца не изучены и не использованы. На наш взгляд, именно эти убедительно действующие на практике, вскрытые и по-своему объясненные древними, природные механизмы позволили сохранить некий общий каркас представлений о мире и вселенной для всех философских течений Китая. Так, например, китайскую астрономию, медицину или геомантию нельзя конкретно отнести ни к даосизму, ни к конфуцианству, ни к буддизму. Бумага, компас, порох, фарфор, книгопечатание и многое другое являются в некотором смысле фактами истины, независящими от политики. Причем, вероятно, вследствие этой независимости, открытия, совершившие переворот в Европе и особенно в области оружия разрушения,остались в составе некой универсальной экологической мудрости, провозглашавшей "вскармливание" жизни, а не разрушение ее.
С другой стороны, мы не склонны абсолютно идеализировать в нашей работе традиционную культуру, в которой не могли не иметь место свойственные истории человечества заблуждения и суеверия. Критический анализ есть основной инструмент исследователя. Главной задачей данной работы прежде всего является исторически представить один из неразработанных в должной мере, но, на наш взгляд, чрезвычайно важных аспектов древней культурной действительности Китая.
Как уже отмечалось выше,тема, в том виде, в каком она предложена нами, в мировой синологии не поднималась. Монографии отдельно по различным религиозно-философским направлениям, традиционной медицине, искусству, методам совершенствования, сексуальной, правовой и т.д. жизни в Китае весьма многочисленны, однако, как правило, конкретно не представлена целостная концепция подхода к самому процессу Жизни и его содержанию. Мы же попытаемся показать, что именно культ Жизни, ее "вскармливания" во многом определял характер и государственных институтов, и норм отношений в социуме. Большое количество литературы с использованием в названий термина "ян шэн" выходило и выходит в китаеязычных странах-КНР, Гонконге и на Тайване, но, к сожалению, в большинстве своем она сводится к описанию отдельных практик вскармливания" как средства оздоровления, продления жизни и общих принципов из традиционной медицины и искусства цигун. Вероятно, идея "ян шэн" настолько естественна для китайского этноса,так адаптирована в нем вековой традицией, что национальное сознание не вычленяет это в качестве уникального явления в истории китайского общества и вообще мировой культуре. С другой стороны, недооценка масштабности данной традиции может быть связана с процессом профанации на общем уровне, универсальной системы знаний старого Китая, медленно уходящей в прошлое под натиском современного Западного мировосприятия.
Как наиболее серьезно исследующие проблему "ян шэн" можно отметить такие работы как монография Ли Юаньго "Учение о "вскармливании жизни" в даосском цигун" (Даоцзяо цигун яншэнсюэ, 50)', созданный большим коллективом специалистов сборник "Древнекитайские секретные методы продления и вскармливания жизни" (Чжунго гудай яншэн чаншоу мифа, 62), в котором довольно полно представлены всевозможные виды и области "ян шэн" однако без серьезного обобщения и исторического исследования, что можно сказать и о вышедшей в 1991 г. в Шанхае "Практической энциклопедии китайского "ян шэн" (Шиюн чжунго яншэн цюаньшу, 65). Большой интерес представляют монографии Цзян Сяоюаня "Секреты пола и духа у китайцев" (Чжунгожэнь дэ син шэнь ми, 58) и Чжоу Имоу "древнекитайское учение о "вскармливании жизни" посредством искусства "внутренних покоев" (Чжунго гудай фанши яншэнсюэ, 61), исследующий один из наиболее важных аспектов "ян шэн" - искусство половых взаимоотношений. Именно эта область, восходящая корнями к древнейшим типам сознания, к архаическим культам плодородия, позволяет лучше разобраться в истоках традиции. Кроме того, эти исследования китайских авторов, как и целый ряд других, указанных в библиографии диссертации и посвященных различным аспектам "ян шэн", содержат огромный фактический материал, понятийный, терминологический и подчас оперируют источниками, труднодоступными для широкого круга ученых,
К примеру, в указанной выше работе Чжоу Имоу в качестве приложения помещены и прокомментированы все найденные за последнее время в Мавандуйских раскопках наиболее древние тексты по теме его монографии. Одной из причин нашего пристального внимания именно к китаеязычной литературе является еще и то обстоятельство, что она теснейшим образом семантически и культурно связана с языком традиции и потому наиболее адекватно передает ее смысл хотя и при недостатке "внешней" самооценки. С этой точки зрения неоценимую помощь оказали традиционно составляемые в Китае различные классификационные сборники, антологии, тематические толковые словари, служащие замечательным
Здесь и далее в круглых скобках первая цифра обозначает порядковый номер библиогрфии средством передачи информации, аккумулирующим и разъясняющим мудрость веков. Подобная литература по тем или иным аспектам "ян шэн", старая и современная, широко представлена на полках магазинов и библиотек по сей день. По тому же принципу в настоящее время продолжают писаться наподобие хроник истории различных направлений китайской традиционной культуры. Наряду с энциклопедиями, толковыми словарями по семантике слов, философии, медицине, каллиграфии, магии, цигун и т.д., помогающими четко определить структуру терминологического и понятийного аппарата, мы также использовали и ряд подобных историй. Это,например,"История китайского цигун" (Чжунго цигун ши, 49) Ли Чжиюня, "История китайского иглоукалывания и прижигания" (Чжунго чжэнцзю ши, 47) Го Шиюя, "История китайского ушу" (Чжунго ушу ши, 53) Си Юньтая и др. Вся эта многочисленная литература перечислена нами в библиографии. Как мы уже отмечали выше, ее авторам зачастую не хватает глубокого научно-исследовательского подхода, не всегда можно полагаться на традиционные предания, что свойственно данным работам.
Многие проблемы и особенности китайской культуры часто легче выделить именно синологам-некитайцам. Мы начали с исследовании "ян шэн" в китайской историографии, потому, что специально по этой теме на Западе работ не издавалось, хотя, возможно, глаза западного ученого могли бы четче увидеть и проанализировать этот естественный, неотделимый в мировосприятии китайцев, но во многом необычный для европейца аспект культуры.
Переходя к обзору Западных и отечественных исследований, следует отметить, что нами использовано большое количество литературы, которая, казалось бы, непосредственно не связана с темой диссертации, однако, входе изложения, станет очевидным, каким образом информация об экономике, праве, политике и т.д. в Китае затрагивает проблемы "вскармливания жизни". В связи с этим были привлечены классические труды и переводы таких корифеев синологии В.М.Алексеев, Ю.К.Щуцкий, В.А.Эберхард, Ван Гулик Р.,Д.Нидэм,а также позднейшие исследования по самым разным направлениям традиционной культуры и науки Китая. В этих работах так или иначе нашли определенное освещение многочисленные грани "ян шэн", но большей частью фрагментарное, поэтому, на наш взгляд, нет необходимости подробно останавливаться на их анализе, хотя, конечно же, все возможные замечания и ссылки относительно них сделаны в самом тексте диссертации. Кроме того, весь перечень данных работ содержится в библиографии.
Так как очень важным является изучение процесса складывания традиции еще на ранних стадиях развития человеческого общества, невозможно было оставить в стороне исследования в области архаических типов мышления, систем верований, закономерностей магического, мифологического и т.д. мировосприятия. Это фундаментальные труды Э.Б.Тайлора "Первобытная культура", Д.Д.Фрэзера "Золотая ветвь", заложившие основу научного подходах данной проблематике, продолжающие эту традицию с использованием последних данных археологии, этнографии и филологии непосредственно по Китаю работы Л.С.Васильева, М.В. и В.М.Крюковых, П.М.Кожина, А.А.Серкиной, В.Тернера, Юань Кэ, Б.Л.Рифтина, Э.М.Яншиной В.В.Евсюкова и многих других авторов, ведущих исследования в этом направлении, список которых довольно обширен. Здесь следует отметить, что в подходе к изучению культуры древнейших обществ имеют в основном место две позиции. Одна часть ученых, к которым можно отнести и названных выше Э.Б.Тайлора и Д.Д. Фрэзера, рассматривают религиозные или магические верования л ишь в плане эволюции человеческого сознания от состояния "дикости" к атеистической "цивилизованности", при этом зачастую до крайности упрощая и вульгаризируя эти верования, не видя в них никакого рационального зерна. Между тем, человек древности был не настолько примитивен, чтобы в течение тысячелетий культивировать неподкрепляемые никаким более-менее устойчивым практическим результатом ритуальные, магические, гадательные, лечебные и проч. действия, базирующиеся только на абстрактно-теоретических "идеалистических" построениях. Вероятно, все-таки имело место и определенного рода интуитивное постижение реальных, объективных законов мироздания, природы явлений, сущность которых только сейчас приоткрывается науке, возможное в силу того обстоятельства, что неотягощенная бытом и информативным переполнением психика древнего человека могла более чутко, на экстрасенсорном уровне воспринимать мир. Уровень сознания уже выделил его из мира животных, в то же время острота животного чутья еще не была им утеряна. Великих жрецов и магов прошлого, несовершенными подобиями которых являются некоторые наши современники с необыкновенными способностями, не всегда следует однозначно воспринимать лишь как добивающихся выгоды и влияния обманщиков либо психически больных людей.
Примером тому может служить хотя бы китайская медицина, пришедшая из глубины веков, до сих пор вызывающая удивление передовой врачебной науки своей высочайшей эффективностью. Показательно и то, что активно используемая в этой медицине система каналов и коллатералей, по которой движется таинственная жизненная энергия Ци с сотнями ее биологически активных точек, не выявляется даже при помощи самых сверхчувствительных современных приборов, при этом очень четко определяется традиционными методами, причем исторически в любой части Китая без какой- либо вариативности, при этом имеет место четкая повторяемость и воспроизводимость лечебного воздействия. Люди же, достигающие определенных степеней мастерства в различных направлениях древнего искусства цигун (мы переводим как "работа с Ци") способны одинаково воспринимать всю эту сложную энергетическую структуру так называемым "внутренним" зрением. Или можно говорить о получивших в последнее время в официальной медицине развитие методах кодирования, гипноза, психотерапии как своего рода усовершенствовании испокон веков применявшихся в среде народных целителей и знахарей разного рода заговоров, молитв, мантр и тому подобных средств как выясняется реального воздействия на физиологию человека. Подобные примеры не единичны, однако не в нашей компетенции проделать, здесь абсолютно объективный с точки зрения современной физики, химии, астрономии и т.д. анализ удивительных открытий древних египтян, майя или китайцев. В этом направлении ведут исследования многие ученые во всем мире, все глубже проникая в неизведанные еще пучины мироздания. Поэтому при изучении древних цивилизаций, на наш взгляд не совсем корректен однозначный подход к проблеме с точки зрения их "недоразвитости" по отношению к нашей "развитости". То же можно сказать о религии и понятии Бога, не следует забывать что многие величайшие умы нашей эпохи отнюдь не считали себя атеистами, хотя и по-своему определяли сущность "божественного". К.Э.Циолковский называл это "Разумной Причиной Космоса", "Волей Вселенной", а Альберт Эйнштейн после открытия теории относительности пятьдесят лет посвятил обоснованию теории "Общего Поля".
С другой стороны, не следует также однозначно идеализировать древность, пытаться найти глубокий смысл даже там, где явно имеет место типичнейшее искажение подлинной картины мира, где налицо действительно "недоразвитость", грубое суеверие, возникшее в уме невежественного или нездорового психически человека. К сожалени ю, такой подход также нередко встречается. Возможно, например, принять во внимание и гипотезу о пришельцах из Космоса, проводить параллели с мифическими культурными героями, принесшими дикому еще человечеству знания, но вряд ли стоит считать это пришествие доказанным и только с этих позиций объяснять ход исторического развития. Довольно сильное усложнение реального содержания числовой символики зачастую можно наблюдать в исследованиях, посвященных древней нумерологии. Удивляет перенасыщенность их механическими, чисто математическими расчетами, сложными формулами и вычислениями, в результате чего происходит подмена образно-символического мышления древних логико-математическим мышлением наших современников, тогда как число или фигура в древнем мире несли в себе прежде всею определенное философское значение, ныне нередко утраченное, но именно оно и отражало представление о действительности того мира.
Вышеуказанные замечания во многом верны и для литературы, посвященной именно китайской традиции.
По теме диссертации в отечественной и Западной синологии, как мы уже отмечали, были созданы работы в основном по различным аспектам и направлениям искусства "вскармливания жизни", но не о традиции "ян шэн" в целом. В 1993 г. большим коллективом китаистов Российской Академии наук был осуществлен перевод популярнейшей книги китайских авторов, современных ученых и в то же время мастеров цигун Линь Хоушэна и Ло Пэйюя "Триста вопросов о цигун". Эта книга, сочетающая в себе краткий исторический очерк, теорию, методологию, богатейший клинический опыт и попытку с точки зрения последних достижений науки объяснить процессы психо-физиологического воздействия цигун на человека, издана Новосибирским издательством "Наука" и снабжена большим комментарием, приложениями и вступительной статьей С.А.Комиссарова. В предисловии, Комиссаров, помимо обоснования чисто научной ценности традиционного китайского учения о врачевании и оздоровления с медицинской точки зрения, дает краткую историографическую характеристику выходивших в нашей стране по этой теме работ, поднимает некоторые проблемы терминологии. К сожалению, небольшой объем статьи не позволил автору сделать более глубокий анализ затронутых им проблем. Кроме того, тема вступительной статьи и библиографический обзор ограничены рамками традиционной медицины в OTpbiiic от всей культурной действительности Китая.
Еще одна коллективная работа - также вышедшая в 1993 г., но уже в Москве, "Китайский эрос". Этот сборник раскрывает еще один аспект действия принципов "ян шэн" через традицию сексуальных отношений в Китае. Наряду со статьями здесь представлены разнообразные переводы, как узко специальные трактаты по теории и практике "искусства внутренних покоев", так и традиционно наполненные эротикой произведения классической китайской литературы. Также впервые на русский язык были переведены труды таких известных синологов по данной теме как К.Скиппер, Дж.Нидэм, Р. Ван Гулик, Ч.Хьюмана и Ван У, прекрасно показавших какое важное место занимала данная сторона "ян шэн" в жизни и культуре китайцев. В библиографии мы указываем еще ряд работ вышеназванных авторов по той же теме на английском языке, более объемных и подробных. Наиболее фундаментальными из них являются монографии Р.Ван Гулика "Сексуальная жизнь в Древнем Китае" и "Собрание ксилографий с цветных эротических рисунков Минского периода с эссе о сексуальной жизни периода династий от Хань до Цин (206 г. до н.э. - 1644 г. н.э.)^, где наряду с подробным изложением темы сделан анализ соответствующей терминологии, а также представлены все имевшиеся к моменту написания в распоряжении синологов специальные трактаты. Именно этими трактатами, к сожалению, ограничена историография сборника "китайский эрос", тогда как уже после смерти Ван Гулика в 70-80 годах были найдены наиболее интересные трактаты в этой области, причем один из них обнаруженный при раскопах в Мавандуе и относящийся вероятно еще к эпохе Чжаньго, непосредственно носит название "Ян шэн фан" (Методы вскармливания жизни). Кроме того, в содержащихся в сборнике статьях и переводах встречаются досадные неточности, связанные с
Sexual Life in Ancient China" (258), "Erotik Colour Prints of the Ming Period with an Essay on Chinese Sex Life from the Han to the Ching Dynasty (- 206 to + 1644) " (259). неискушенностью в практической стороне этого наиболее засекреченного искусства, многие положения которого невозможно понять без наставлений Учителя.
Тему учения "ян шэн" затрагивал в статье "Этико-философские концепции Ли Юя" Д.Н. Воскресенский к литературоведческом анализе творчества средневекового писателя. Автор справедливо указывал на преемственность его мировоззрения великим литераторам древности, не только даосского, но и конфуцианского толка. Прослеживая принципы "ян шэн" в традиционной литературе и описывая лежащий в основе этого учения процесс эволюционного "Преображения" (хуа) через "Цзин","Ци" и "Шэнь"^ к почитаемой, особенно среди даосов "Пустоте" (сюй), он приводит очень интересное высказывание Ли Юя о том, что "издревле и по сей день не было другого человека кроме Кун-цзы, кто так хорошо постиг учение о "поддержании жизни" (ян шэн) " (85, с. 157).
Так или иначе тема "ян шэн" звучала и у Стуловой Э.С. в работе "Даосская практика достижения бессмертия". Касается ее в своем обширном исследовании "Даосизм" Е.Торчинов, особенно интересен его взгляд на ранний даосизм как на предтечу всего традиционного мировоззрения, впитавшего в себя древнейшие шамано-магические культы. Перу последнего принадлежит целый ряд работ и переводов, помимо указанной монографии, в которых на основе подробного текстологического и исторического анализа китайских источников делается попытка определить как общие концепции доктрины и религиозной практики даосизма а также буддизма в Китае, гак и их различные вариации многочисленных школ, сект и направлений. Им поднимались проблемы даосско-будд и некого взаимодействия, что особенно связано с развитием практической методологии "ян шэн", а относительно такого аспекта этого учения как алхимия в соавторстве с A.M. Карапетьянцем была написана "История и теория алхимии и химии в Китае!'В монографии "Даосизм" Торчинов отводит определенное место и воинским искусствам ушу, правда в очень общих чертах, но именно под углом зрения "ян шэн".
По ушу за последнее десятилетие вышло немало книг, но в большинстве, к сожалению, довольно поверхностных, не содержащих глубокого исследования, основывающихся на отрывочных, с непрофессиональных переводов, сведениях, а зачастую и вовсе фантазиях, рассчитанных на широкий круг неискушенных энтузиастов-любителей. Это вызвано прежде всего тем обстоятельством, что интерес к этому искусству чрезвычайно велик, велика и потребность в соответствующей литературе, однако из-за того, что серьезных фундаментальных исследований крайне мало, на прилавки магазинов буквально хлынул поток довольно низкопробной продукции, самостоятельно издаваемой добивающимися з
•^Формообразующее, Энергетическое и Духовное начала. известности сомнительными "знатоками", чаще всего даже не знакомых с китайским языком, о чем можно сразу же догадаться по исковерканным до неузнаваемости названиям, именам и терминам из области ушу. Вред от разного рода "случайных учеников""таинст;$енных Учителей" с их чаще всего выдуманными "тайнами" весьма значителен. Среди заслуживающих внимания авторов в этой области можно назвать Н.В.Абаева, В.В.Малявина, А.А. Маслова, которые помимо знания китайского языка, источников и литературы также знакомы с живыми носителями традиции и изучали непосредственно практический аспект данного искусства. Часть их работ представлена в библиографии, это в основном те, в которых так или иначе прослеживается связь ушу с "ян шэн", особенно здесь можно отметить совсем недавнюю, вышедшую в 1993 г. брошюру В.В. Малявина "Традиция "внутренних школ" ушу", где автор особенно выделяет данную проблему. в отличие' от довольно распространенного взгляда на "ян шэн" как на составную часть того или иного процесса в традиционных видах искусств, он совершенно справедливо ставит "вскармливание жизни" во главу угла всей концепции творчества в Китае, что полностью совпадает и с нашей точкой зрения. Невозможно согласиться с такой, например, постановкой вопроса, как в докладе Г. Б. Дагданова на 16 научной конференции "Общество и государство в Китае": "Система Ян шэн - составная часть психо-физической тренировки Цигун в Китае", так как "вскармливание жизни" это не только часть, но само по себе уже и цель и средство цигун, и даже не столько цигун или ушу, сколько всего многообразия составляющих традиционной культуры. Мы попытаемся доказать правомерность такого подхода в данной диссертации.
Тема "ян шэн" затрагивалась и в исследованиях, посвященных китайской поэзии, живописи и каллиграфии, но также очень фрагментарно. Характеристику данной литературы, лишь частично касающейся нашей темы, представляется более целесообразным дать конкретно по ходу изложения, таким образом возможно нагляднее продемонстрировать на первый взгляд ^ не всегда видимую взаимосвязь различных аспектов культурной традиции с "ян шэн".
Что касается использованных источников, следует отметить, что их количество довольно велико. Помимо трактатов по медицине, древним видам цигун, ушу, алхимии, фанчжуншу и другим видам искусств, непосредственно входящих в сферу учения "ян шэн", причем самых разных эпох, мы обратились к широкому кругу произведений философов-мыслителей и просто выдающихся или знаменитых личностей традиционного Китая, в которых постоянно звучит тема "вскармливания жизни". Особенно большое внимание нами уделено текстам доханьским и ран недаосским, так как, на наш взгляд, именно они дают возможность лучше определить истоки и характерные особенности традиционного мышления, впоследствии варьировавшего в рамках "трех больших учений", а именно - даосизма, буддизма и конфуцианства.
Для того, чтобы обозначить место и роль учения "ян шэн" в культуре Китая, следовало проследить отношение к нему разного рода исторических личностей, что потребовало изучения династийных историй, хроник, всевозможных биографических жизнеописаний разных эпох. Мы упоминали уже и о таком великолепном подспорье для исследователей Китая, как антологии, тематические словари, сборники и компиляции, помогавшие древним классифицировать и передавать накопленные знания. Это особенно ценно при тех обстоятельствах, что хотя многие памятники письменности до нас не дошли, мы все-таки можем получить о них более или менее точные сведения из подобного рода "источниковых собраний". Конечно же во введении невозможно охватить и охарактеризовать все затронутые нами источники, их слишком много, для этого потребовалась бы отдельная работа. Однако мы будем, насколько это возможно, по ходу исследования делать исторический и текстологический анализ используемого нами материала.
Структура диссертации определена указывавшимися в начале введения задачами, одна из которых - написание первого в отечественном китаеведении исторического очерка о "ян шэн", охватывающего данную традицию от зарождения государствен ности до времени последней императорской династии. В связи с этим вторая и третья главы, куда помещен очерк, несколько большие по объему чем остальные. Однако мы считаем, что без подобного полного экскурса довольно сложно понять суть традиции "вскармливания жизни", определить ее значение для китайской цивилизации.
Во введении обосновывается выбор темы, характер исследования, представлены историография и источники. Первая глава посвящена понятийному аппарату, в рамках которого "ян шэн" является определяющей в структуре традиционных представлений о мире и Вселенной. Несомненно, что только адекватное понимание взаимосвязи основных категорий этого аппарата раскрывает смысл всей культурной традиции, а в контексте ее и "ян шэн".
Вторая и третья главы, представляющие собой исторический очерк, одновременно содержат в себе исследование фактического материала и выявляют возникающие в ходе исследования проблемы. Вторая глава поднимает вопрос возникновения самого учения "ян шэн", его истоки в древнейших общественных образованиях и окончательное складывание в период ранней государственности. В третьей же главе, изложение которой представлено по разделам, отражены этапы развития учения и становления традиции. Вычленяемые в подглавах периоды чаще всего соответствуют делению, принятому в китайской историографии в отношении цигун, ушу и других наиболее характерных для "ян шэн" искусств. Однако мы пытались избежать сильного дробления текста на подразделы во всей работе, чтобы по возможности приблизиться для лучшей передачи материала к традиционному стилю изложения, полнее отражающему специфику китайского мышления и особенностей восприятия, без ущерба, конечно, критическому рассмотрению вещей.
Важной представляется четвертая глдва, где анализируются способы передачи традиционных знаний а также нормы отношений Учителя и ученика. Институт наставничества и необходимость "живого", "практикующего" знания стали неотделимой частью традиции "вскармливания жизни", не представив которую, невозможно отразить подлинный характер данной стороны китайской культурной действительности. В этой главе автором учтен и некоторый собственный опыт общения с личностью Наставника-Учителя.
В заключение делаются общие выводы, подводится итог работе в целом. Как приложение к диссертации даны библиография, список принятых сокращений и указатель со всеми встречающимися в тексте цитатами из источников, с именами, названиями, терминами, устойчивыми словосочетаниями в иероглифическом написании.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Традиции садово-паркового искусства в контексте истории китайской культуры2006 год, кандидат культурологии Новикова, Екатерина Валентиновна
Мифологемы в истории императорского Китая: зооморфные символы и их функции2009 год, кандидат исторических наук Сомкина, Надежда Александровна
Воздействие современных форм религиозного синкретизма на духовную жизнь КНР: На примере секты "Фалуньгун"2004 год, кандидат социологических наук Гусев, Илья Владимирович
Ирония как смысловая стратегия даосского канона "Чжуан-цзы"2005 год, кандидат философских наук Тугарёва, Марианна Владимировна
Ранний этап формирования религиозной традиции даосизма: На материале "Дао цзана"1999 год, кандидат философских наук Филонов, Сергей Владимирович
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Милянюк, Андрей Олегович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем общий итог проделанной работе. Какие прежде всего можно сделать выводы? Первое, на наш взгляд,, это то, что учение и традиция "вскармливания жизни" легли в основу этно-культурного менталитета китайцев, оказывали сильнейшее влияние на жизнь китайского общества в целом.
Уходящее своими корнями к древнейшим культовым представлениям родоплеменного строя и первобытной магии, учение "яншэн" трансформировалось по мере развития культуры и обрело со временем концептуально законченный вид.
Для наиболее ранних типов мышления, основанных на методе аналогии с явлениями окружающей среды, свойственно рассматривать мир в виде многоуровневой системы "взаимопоедания", "иерархии жертвы", когда менее совершенная форма жизни служила"кормом" для более высокой. Китаю, подобно большинству цивилизаций на ранних стадиях развития, также присущи идеи "взаимопоглощения", "пожирающего божества" и связанные с ними кровавые жертвоприношения. Представления о плодородии как "дарении"жизни всегда сочетались с представлениями о ее возвращении или жертвовании. Пиктограммы понятий "жизнь", "смерть", "вскармливание" встречаются уже среди самых первых образцов письменности наряду с понятиями Верховного Владыки (Шан-ди), в чье тело вливаются ушедшие предки и Благой силы жизни Дэ.
Многие обряды и священнодействия культов плодородия и поклонения предкам сохраняются в ритуальных нормах нарождающейся государственной системы. Большое влияние на формирование концепции "вскармливания жизни" оказали верования местных этнических групп в возможность бессмертия, активно распространяемые шаманами и магами (фанши). Бессмертие, как и долголетие, рассматривались в неразрывной связи с представлениями о Благой силе жизни и судьбы Дэ. В ранних памятниках на бронзе, древнейших географических описаниях "Канона гор и морей", изображениях на керамике, мифах и т.д. есть немало свидетельств и о первых практиках "вскармливания жизни". Методы "вскармливания" ссамого начала охватывали самые различные сферы жизнедеятельности человека, подтверждением этому служат первые тексты по медицине, диетологии, фармакологии, геомантии, сексуальной практике и т.д. Объединяющим звеном многообразного искусства "вскармливания" явились представления о трех составляющих человека первоосновах Цзин, Ци, Шэнь и их взаимотрансформации, что послужило основой для появления специфической и изощренной алхимической науки. Возможно уже в то время стали намечаться два основных подхода к "ян шэн" как средству достижения здоровья и долголетия, или пути святости и бессмертия. Первый впоследствии был более распространен среди потомков первых чиновников
- последователей Конфуция, а второй - среди преемников шаманов и жрецов, наследников Jlao-цзы.
Важным моментом в становлении "ян .шэн", как и всей космологической концепции стал приход к власти Чжоусской династии,сменившей первопредка Иньцев Шан-ди на безличное Небо. Происходил процесс ослабления родовых связей. Акцент с великого Тела Рода перекинулся теперь на Тело всей Поднебесной, на весь Космос, однако составные части этого "нового тела" остались прежними. Чжоуссцы переняли понятийный аппарат Иньцев, где главенствующая роль по-прежнему отводилась Силе жизни и плодородия Дэ, переняли и формы правления. Космизированное сознание и потребности развивающегося хозяйства сделали человеческую жизнь более ценной, резко сокращается число приносимых в жертву людей. Наряду с гуманизацией мировоззрения происходило бурное развитие теоретической и практической базы "вскармливания жизни". К концу именно Чжоусской эпохи учение "ян шэн" и большинство составляющих его искусств приняло свою законченную классическую форму.
В дальнейшем, в ходе исторического процесса осуществлялась постоянная модификация данной системы знаний, носящая во многом уже не столько теоретический, сколько прикладной-практический характер. Непререкаемый авторитет "ян шэн" объясняется не только традицией почитания древности, но и довольно высокой степенью эффективности и воспроизводимостьютаких, например, областей этого искусства как китайская медицина. Всеобщим признанием, независимо от выделившихся философских направлений, пользовались также астрология, геомантия, ушу,фанчжунншу и т.д., что во многом обусловило глубокий синкретизм китайской культурной традиции.
Представляется важным отметить связь представлений "яншэн" с политической доктриной Китая. "Управление" (чжи) всегда понималось как "гармоническая регуляция" государственного организма, этот же термин использовался в медицине в значении"лечить", т.е. восстанавливать нарушенную гармонию в человеке.Таким образом император выступал в роли верховного врачевателя Поднебесной, призванного "вскармливать жизнь" на самом высоком уровне. Это право давалось ему "повелением Неба" лишь по причине наличия в нем достаточной для такой регуляции Благой силы жизни Дэ. В этом избрании правителя по принципу обладания силой жизни, так же как и в сохранившихся обрядах стрельбы из лука (для определения силы Дэ), вспашки первой борозды и т.д. проявляются модифицированные элементы свойственного культам плодородия определения жрецов, в обязанности которых входило обеспечение в обществе плодородия и процветания. Император в традиционном Китае навсегда сохранил за собой функции верховного жреца, имеющего право на государственном уровне являться посредником в контактах с Небом и Землей, с состоянием именно его Дэ (и лишь в меньшей степени его чиновников) связывались стихийные бедствия, неурожаи, смуты и прочие проявления дисгармонии в природе и обществе. Представления о распространении силы Дэ из центра сказались и на формировании внешнеполитической доктрины.
О реальности веры тогдашних монархов в бессмертие говорят факты организации крупномасштабных экспедиций на поиски островов бессмертных, с этой же целью зачастую предпринимались и завоевательные походы. Ряд государей поплатились жизнью, принимая эликсиры внешней алхимии. Однако неудачи в этом лишь еще больше направили поиски в русло средств внутренней алхимии, на развитие методик "внутреннего вскармливания". При дворах императоров и знати, особенно в циньскую и ханьскую эпохи собирались многие тысячи знатоков "пути бессмертия".
В процессе некоторой десакрализации норм общественной жизни, выразившемся, например, в спорах о месте Дэ и Ли в законодательной и судебной системах, в среде чиновничества выдвигается прагматическое крыло, взгляды которого на "вскармливание жизни" упрощены до уровня искусства духовного и физического совершенствования в земной жизни. При этом, гем не менее, ни в коем случае не отрицалось его благотворное влияние и на загробное положение индивида, и на земную жизнь его потомков. К этому крылу впоследствии преимущественно примыкали представители занятого в сфере государственной службы конфуцианства. Таким образом, концепция ускоренной эволюционной трансформации человека в бессмертную сущность святых и духов, в основном закрепилась за представителями оформившегося даосизма. Однако не совсем верно проводить окончательную черту между даосизмом и конфуцианством по вышеуказанному признаку. Так же как даосы временами приобретали сильное влияние на государственную политику, так и многие крупнейшие чиновники-конфуцианцы серьезнейшим образом практиковали алхимические методы самотрансформации. Такие же, достигшие, согласно древним легендам, бессмертия личности как, скажем, Хуан-ди, почитались всеми школами и повсеместно.
Взаимовлияние и синкретизм идей только усилились с адаптацией в китайской традиции буддийского учения, воспринявшего при переводе на язык иероглифов не только многие традиционные категории, но и представления о "вскармливании жизни". Буддизм в свою очередь обогатил данное искусство новыми аспектами в теории и практике.
В диссертации сделана попытка показать, что во многом именно на базе входящих в традицию "вскармливания жизни "искусств происходило культурное единение Китая. В истории этой страны невозможно найти практически ни одной сколько нибудь заметной личности, которая бы не внесла бы свой вклад в данную область знаний. В определенной степени справедливо это и для постимператорского Китая, как революционного,так и гоминьдановского. Такие политические деятели как Юань Шикай,
СуньЯтсен, Цзян Цзяньши, Чжоу Эньлай, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин и др.не только сами практиковали те или иные виды "ян шэн", но и содействовали созданию сети связанных с изучением данной традиции официальных учреждений. Концепция "вскармливания жизни"не потеряла актуальности и в условиях марксистской материалистической идеологии современного Китая (не говоря уже о Тайване и Гонконге), где она в несколько "осовремененном" наукой виде продолжает занимать незыблемые позиции в традиционной медицине, в широко популяризируемых системах цигун, ушу и т.д.Многие имеющие в этой области место феномены исследуются специальными институтами и лабораториями не только внутри страны,но и вызывают большой интерес ученых всего мира, что также учитывается нынешним правительством как один из факторов усиления своего влияния на мировой арене. Однако, конечно же,представления о "ян шэн" утеряли во многом свою универсальность как целостной системы знаний, описывающей модель мира и его законов и имевшей влияние даже на государственное устройство и политику. Тем не менее значение "ян шэн" для культурного самосознания китайца огромно, ибо элементами данного учения пропитаны вся его история, речь, искусство и литература.
Форма передачи традиционных знаний от Учителя к ученику,характерная для всего многообразия искусств "вскармливания жизни", все еще продолжает существовать и поныне, но нормы отношений между Мастером и его воспитанником-"сыном" в значительной степени изменились вслед за изменением всего уклада жизни общества. Это вызывает беспокойство старых носителей традиционного мастерства, рассматривающих свое искусство как средство для подключения к всеобъемлющей древней системе знаний о природе и Вселенной. Ведь именно комплексное обучение на практике под контролем Учителя гарантировало подлинность мастерства, обуславливало высочайшую степень выживаемости и регенерации культурной традиции, в центре которой - цельная, совершенствующаяся личность в любой из сфер жизнедеятельности. Современные же официальные структуры и система инструкторов,отринув "феодальные суеверия", большей частью обеспечивают в преподавании лишь внешнее копирование технических приемов ушу,цигун, каллиграфии, живописи и т.д. Теряется самое важное - Дух древней традиции. Объяснение эффективности традиционной медицины или цигун с точки зрения современной науки о физиологии несомненно полезно и объективно, однако нередко подменяет традиционное толкование, что порою негативно сказывается на сохранности в первозданном виде древней системы знаний, многие аспекты которой постепенно утрачиваются.
Несмотря на это, изучение традиции "ян шэн" сейчас может не только помочь лучше понять особенности китайской истории и культуры, но и принести некоторую реальную практическую пользу больному многими физическими и духовными недугами современному обществу. Это также важно с позиций вставшей перед человечеством задачи экологизации общественного сознания, вызванной глубоким кризисом в отношениях человека и природы. Нарушена та гармония, о которой больше всего пеклись древние правители Поднебесной, свято верившие в Благую силу "любви ко всему живому". Именно представления о Благой, судьбоносной силе жизни Дэ заложили фундамент традиционного мировоззрения в Китае. В этом плане, пронизанная поклонением жизни во всем ее многообразии и имевшая целью ее "вскармливание" древняя китайская культура может послужить одним из примеров в истории экологически чистого подхода к позитивному сосуществованию микрокосма в макрокосме.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сказать, что учение о "вскармливании жизни", восходящее к древнейшим культовым представлениям первобытного общества, трансформировалось по мере развития культуры, и, приобретя концептуально законченный вид, вросло в плоть и кровь традиции во всем ее многообразии, стало неотъемлемым для самого образа жизни китайцев универсальным искусством жизнетворчества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Милянюк, Андрей Олегович, 1994 год
1. Бань Гу. Хань шу (История династии Хань). Пекин, 1964.
2. Ван Чун. Лунь хэн (Весы суждений) Чжуцзы цзичэн (Собрание философской классики), т.7. Шанхай, 1954.
3. Гуань Инь-цзы. Сы бу бэйбяо (Корпус основных сочинений по четырем разделам), т. 152. Шанхай, 1936.
4. Гуань-цзы. Чжуцзы цзичэн (Собрание философской классики), т.5. Шанхай, 1954.
5. Гэ Хун. Бао Пу-цзы. Чжуцзы цзичэн (Собрание философской классики), т.8. Шанхай, 1954.
6. Лао-цзы чжу. Дао дэ цзин (Комментарий к Лао-цзы. Канон о Дао и Дэ). Шанхай, 1989.
7. Ле-цзы чжу ("Ле-цзы" с комментариями) Чжуцзы цзичэн (Собрание философской классики), т.З. Шанхай, 1954.
8. Ли цзи (Записки о ритуале), Пекин, 1957.
9. Лунь юй (Суждения и речения), Чжуцзы цзичэн (Собрание философской классики), т.1. Шанхай, 1954.
10. Люйши чунцю ("Весны и осени" в изложении семьи Люй), Чжуцзы цзичэн (Собрание философской классики), т.1. Шанхай, 1954.V
11. Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки). Пекин, 1959.
12. Тайпин гуан цзи (Обширные записи о Великой Гармонии), сост. Ли Фандэн. Пекин, 1959.
13. Хань Фэй-цзы. Чжуцзы цзичэн (Собрание философской классики), т.6. Шанхай, 1954.
14. Хуай Нань-цзы. Чжуцзы цзичэн (Собрание философской классики), т.1. Шанхай, 1954.
15. Хуан-ди нэй цзин сукэнь цзеши ("Канон желтого императора о внутреннем", "Распространенные вопросы" с разъяснениями), Шанхай, 1989.
16. Цзинцзи лэй бянь (Изложение учения о "цзинцзи" по разделам), сост. Фэн Цзи Тайбэй, 1968.
17. Чжан Бодуань. У чжэн пянь чжен и ("Главы о прозрении истины" с указанием правильного смысла). Тайбэй, 1965.
18. Чжимоу цишу (Удивительное искусство мудрости и хитроумия). Гуй Гу-цзы. Иссл., пер. и коммент. Чжоу Цзимин и Чжан Линьчуань. Ухань, 1991.
19. Чжоу и иньдэ ("Чжоусские перемены" с индексом).ДЛанхай, 1988.
20. Чжоу Имоу. Чжунго гудай фанши яншэн сюэ (Древнее китайское учение о "вскармливании жизни" посредством искусства "внутренних покоев". Маваньдуйские тексты по "фанчжуншу" и комментарии к ним). Пекин, 1989.
21. Чжоу Жэньфэн. Ицзинь сисуй цзин (Каноны "Об изменениях мышц-сухожилий" и "Промывание костного мозга". Тянь цзин, 1989.
22. Чжуан-цзы цзи ши ("Чжуан-цзы" со сводом комментариев). -Чжуцзы цзичэн (Собрание философской классики), т.З. Шанхай, 1954.
23. Чжу Си. Чжу-цзы юй лэй (Классифицированные изречения философа Чжу). Тайбэй, 1969.
24. Шан Шу (Книга документов). Шисаньцзин чжу шу ("Тринадцатикнижие" с комментариями). Пекин, 1957.
25. Ши цзин (Канон стихов). Сыбу бэйбяо (Корпус основных сочинений по четырем разделам), т. 13. Шанхай, 1936.на русском языке
26. Баоцзюань о Пу-мине. Пер. и ком. Стуловой Э.С. М., 1979.
27. Бяньвэнь по лотосовой сутре. Пер. и ком. Меньшикова Л.Н. М., 1984.28.
28. Го юй (Речи царств). Пер. и ком. Таскина B.C. М., 1987.
29. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух то мах. М., 1972, М., 1973.
30. Каталог гор и морей (Шань хай цзин). Предисл. пер. и ком. Яншиной Э.М. М., 1977.
31. Китайский эрос. Под ред. Кобзева А.И. М., 1993.
32. Jly Куаньюй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. Предисл., пер. и ком. Торчинова Е.А. СПб., 1993.
33. Пу Сунлин. Рассказы Ляо Чжая о необычайном. Предисл., пер. и ком. Алексеева В.М. Сост. Баньковский М.В. М., 1988.
34. Пу Сунлин. Рассказы о людях необычайных. Монахи-волшебники. Предисл., пер. и ком. Алексеева В.М. Сост. Федоренко Н.Т. М., 1988.
35. Слово о живописи из сада с горчичное зерно. Предисл., пер. и ком. Завадской Е.В. М. 1969.
36. Сыма Цянь. Исторические записки. Предисл., пер. и ком. Вяткина Р.В. т.1-5. М., 1972-1987.
37. Трудные вопросы классической китайской медицины (Наньцзин). Предисл., пер. и ком. Дубровина Д.А. Л., 1991.
38. Цюй Юань. Стихи. М., 1954.
39. Ши Тао. Беседы о живописи. Предисл., пер. и ком. Завадской Е.В. М., 1978.
40. Шицзин. Книга песен и гимнов. Предисл., ФедоренкоН.Т., пер. и ком. Штукина A.M. 1987.
41. Штейн В.М. Гуань-цзы. Исследование и перевод. М.,1959.
42. I Ching. Book of Changes. Tr. by James Legge, editedwith introduktion and study guide by Ch,u Chai withWinberg Chay. N.Y., 1986.
43. The Chinese classics. Tr. by J. Legge. vol. 1-3. Peiping, 1941.
44. The art of Strategy. A New Translation of Sun Tzu,sClassik "The art of war". Tr. by R.L. Wing.- N.Y.,1988.
45. Luk Charles (Lu K,uan Yu). Taoist Yoga. Alchemy andlmmortality. L., 1970.
46. Литература на китайском языке
47. Вэнь Идо. Шэньсянь као (Исследование учения о бессмертных). -Шэньхуа юй ши (Мифология и поэзия). Пекин, 1956.
48. Го Шиюй. Чжунго чжэнцзю ши (История китайского искусства "чжэнцзю" (иглоукалывания и прижигания)). Тяньцзинь, 1989.
49. Кан Гэу. Чжунго ушу шиюн дацюань (Большая практическая энциклопедия китайского ушу). Пекин, 1990.
50. Ли Чжиюнь. Чжунго цигун ши (История китайского искусства "цигун"). Хэнань кэсюэ цзишу чубаньшэ, 1983.
51. Ли Юаньго. Даоцзяо цигун яншен сюэ (Учение о "вскармливании жизни" в даосском искусстве "цигун"). Чэнду, 1987.
52. Ма Цижэнь. Чжунго цигун сюэ (Учение о китайском "ци гун") -Шэньси кэсюэ цзишу чубаньшэ, 1983.
53. Се Хуаньчжань. Цигун дэ кэсюэ цзичу (Научные основы "цигун"). Пекин, 1989.
54. Си Юньтай. Чжунго ушу ши (История китайского искусства "ушу"). Пекин, 1985.
55. Сунь Чжэншэн. Ицзин цзинши (Современное толкование"Канона перемен").- Хэнань чубаньшэ, 1988.
56. Сюй Цзехэ. Дунфан лигу яншэн (Восточноеруководство"вскармливания жизни" через "отказ от пищи"). ПекинД993.58.
57. Сюй Чжэнлинь. Нэйцзин уюнь люци сюэ (Учение о "пяти перемещениях" и "шести Ци" в "Каноне о внутреннем"). Шанхай, 1990.
58. Хань Юнсянь. Чжоу и тань юань (Исследование перво источников "Чжоу и"). Пекин, 1991.
59. Цзян Сяоюань. Чжунгожэнь дэ син шэнь ми (Тайны пола и духа у китайцев). Пекин, 1989.61.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.