Проблема становления творческой личности в художественных биографиях Б. К.Зайцева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Жукова, Наталья Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 206
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Жукова, Наталья Николаевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1: "Литературные герои" Б.Зайцева
ГЛАВА 2: Любовь и ее роль в формировании художника творца и человека.
"Философия любви" Б.Зайцева
ГЛАВА 3: Вера и религиозное чувство как высшее выражение творческих
исканий художника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
vV
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
И. С. Тургенев в творческом сознании Б. К. Зайцева1999 год, кандидат филологических наук Яркова, Алла Витальевна
Жанровая система творчества Б.К. Зайцева: литературно-критические и художественно-документальные произведения2009 год, доктор филологических наук Громова, Алла Витальевна
Автор и герой в художественных биографиях Б.К. Зайцева: "Жизнь Тургенева", "Жуковский", "Чехов"2005 год, кандидат филологических наук Минаева, Ирина Александровна
Поэтика лирической прозы Б. Зайцева2003 год, кандидат филологических наук Курочкина, Анжелика Валерьевна
Лирический компонент прозы Б. К. Зайцева2000 год, кандидат филологических наук Полуэктова, Ирина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема становления творческой личности в художественных биографиях Б. К.Зайцева»
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Б.К.Зайцева, наверное, одно из самых поздних по времени открытий из литературы русского зарубежья. Если имена Бунина, Ремизова, Шмелева вошли в сферу активного исследовательского интереса еш,е в 50-ые годы, то Б.Зайцев по-прежнему долго оставался известен лишь по упоминаниям в учебных пособиях по русской литертуре рубежа XIX - нач.XX веков. В последние годы дореволюционное творчество Зайцева стало активно переиздаваться и сегодня известно почти в полном объеме. Опубликованы и многие произведения, написанные в изгнании.
Художественные биографии И.С.Тургенева, В.А.Жуковского и А.П.Чехова, созданные Б.К.Зайцевым, - это наиболее показательные явления его творчества, в которых в максимальной степени нашли свое воплощение этико-эстетические представления писателя, претерпевшие значительную трансформацию в результате исторических катаклизмов, потрясших и Россию, и мир в целом.
В 1971 году в Нью-Йорке было опубликовано монографическое исследование, посвященное этим произведениям Б.Зайцева.# Его автора - А.Шиляеву - интересовала поэтика Зайцева-биографа, и одним из аспектов ее изучения стало определение жанра биографического романа. В этой связи А.Шиляева попыталась дать перечень-характеристику его типов от Л.Стрейчи до романистов русской послеоктябрьской литературы.
* Шиляева А. Борис Зайцев и его беллетризованные биографии. Ы.-У.,1971.
Иначе говоря, в работе американской исследовательницы речь шла о границах явления, что предполагает особую точность в определениях. Можно было бы оспаривать определения, даваемые Шиляе-вой, но мы перед собой ставили другую задачу; не столько описать и проанапизировать границы явления, сколько проследить его трансформацию в пределах имеющихся границ. Наш подход, таким образом, до известной степени освобождает нас от необходимости следовать строгим дефинициям (в данном случае жанра). В этом нас убеждает и вывод известного отечественного исследователя жанровой проблематики:"...Жанр сам по себе, вне соотносительности с другими категориями, не объясняет истоков художественного новаторства. Перестройки жанровых систем как бы напоминают исследователю о том, что спор писателя с жанровой традицией нельзя понять, оставаясь в рамках этой традиции, что его истоки - в обновлении художественного содержания, которое фиксируется иными, чем жанр, литературоведческими понятиями".*
Суть нашей работы состоит в том, чтобы рассмотреть процессы, происходившие в творчестве писателя и его мировосприятии,-процессы, которые и предопределили его обращение к жанру художественных биографий. Нас также интересует и эволюция этико-эс-тетических представлений художника, обусловившая и жанровые изменения в его творчестве, и тематическую направленность его произведений, и становление концепции творческой личности.
Художественные биографии Тургенева, Жуковского и Чехова представляют одну из самых значительных сторон творчества
* Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.,1982. С.24.
Б.К.Зайцева периода эмиграции. В них с особой отчетливостью проявились нравственные устремления зрелого художника, начало формирования которых совпало с бурными годами начала XX века. На примере биографий классиков русской литературы XIX века Б.К.Зайцев стремился создать свою концепцию творческой личности и шире: осознать предназначение человека в мире.
Обращение Б.К.Зайцева к жанру художественных биографий было вызвано несколькими причинами, без учета которых невозможно во всей полноте и целостности понять и оценить не только эти произведения писателя, но и все его творчество периода эмиграции. Фактором ведущим, определяющим стал опыт эмиграции и новой литературной ситуации, в которой оказались русские писатели. Замкнутость, ограниченность не только культурного, литературного, но и языкового пространства формировали новые жесткие условия как для литературного творчества отдельного писателя, так и для всего литературного процесса эмиграции. Подспудно в сознании многих художников складывалось убеждение в необходимости сохранения того культурного наследия России, преемниками которого они себя ощущали. Писатели эмигранты стали гораздо больше дорожить связями с традициями русской классической литературы. Литературная борьба начала XX века перестала быть актуальной. Устремленность к России, ее прошпому, которое, как потерянный рай, казалось особенно прекрасным, определило и известный консерватизм литературной формы, некую "литературную правизну".*
Б.Зайцев писал:"Конечно, очень сильна оказалась - особенно у старших (писателей-эмигрантов - Н.Ж.) - струя воспоминатель-
* Гофман М. Русская литература в эмиграции. - Возрождение, 1957, 70. С. 19.
ная. Не то, чтобы все прошлое было прекрасно, но над ним веет забвением, услаждающим и украшающим."*
В прошлое уходил не просто исторический период, уходил образ, стиль жизни целого государства, поэтому для художников было очень важно сохранить облик несуществующей уже России, частью которой они себя ощущали. Именно поэтому роль автобиографических, мемуарных жанров необычайно возросла. В творчестве И.Бунина, А.Куприна, И.Шмелева, В.Набокова, А.Ремизова и других писателей факты собственной биографии послужили основой для многих произведений. Но особенно заметные изменения в жанровом составе произведений произошли в творчестве Б.Зайцева. Он почти перестап писать рассказы и новеллы, жанры наиболее характерные для его дореволюционного творчества, их сменили циклы очерков, заметки из дневников, размышления о пережитом, мемуары. Зайцев больше не обращался к драматургии - жанру, в котором он достаточно активно работал до революции, создавая романы, художественные биографии и автобиографическую тетралогию.
Обращение к новым для писателя жанрам объяснялось не только новой тематической направленностью (тема России - ведущая), но и тем, что революция и последующая эмиграция способствовапи окончательному оформлению мировоззрения художника, в основе которого оказались эстетические нормы традиционного православия. Сложившийся взгляд художника на мир и осознание своего места в мире давали ему возможность и право собственной оценки исторических явлений, жизни и творчества других художников. Таким образом, констатируя смену жанров в творчестве Б.Зайцева, мы стремимся прояснить и уточнить приципы творческого постижения действитель-
* Зайцев Б. Изгнание.- В кн.: Русская литература в эмиграции. Под ред. Н. Полторацкого. Питтсбург, 1972. С.4.
ности, которые стали актуальны для писателя в послереволюционное время.
Поворот к жанрам биографическим и автобиографическим ("промежуточным", по терминологии Л.Гинзбург) диктовался необходимостью осмысления закончившегося исторического периода, как это уже было в русской литературе 50-60-х годов XIX века. С убыстрением темпов исторического развития это стремление к подведению итогов нарастало, свидетельством чему стала литература рубежа XIX - XX веков, а позже и литература эмиграции. Л.Долгополое считал ,что изменение не только характера времени на рубеже веков, но и его восприятия, обостренный интерес к личности, осознавшей или осознающей неизбежность перемен, появление новой картины мира и включенность человека в единый мировой процесс обусловили большое распространение в словесном искусстве такого вида творчества как биографическая и автобиографическая хроника, жизнеописание.*
Писатели русского зарубежья, обратившиеся к "промежуточным" жанрам, вобрали опыт не только ощущения кризиса эпохи порубежья, но и опыт революции, в результате которой разрыв между прошлым и настоящим был катастрофически непримирим и выражался не просто в противостоянии исторических, политических, психологических и этических воззрений, но сопровождался физическим взаимоуничтожением. Отсюда у писателей-эмигрантов и, в частности у Б.Зайцева, вырастало принципиальное стремление воссоздать навсегда ушедшее, отдать ему последнюю дань, а также попытаться объяснить причины исторических катакпизмов в России, разобраться в череде событий,
# Долгополое Л. Русская литература конца XIX - начала XX веков, как этап в литературном развитии. - Русская литература. 1976, N 1. С.95-102.
современниками которых они являлись.
Резкий перелом, происшедший в творчестве и мировосприятии Б.Зайцева, был замечен всеми исследователями . Он сам писал об этом в очерке "О себе": "Годы же трагедий все перевернули, удивительно "перетрясли". ...Дореволюционное - и в форме и в содержании кончилось."* И тем не менее без учета всего первого периода творчества писателя (1901 - 1918) невозможно в полной мере объяснить тематические, жанровые и стилевые особенности его произведений, написанных зарубежом. Необходимо также иметь в виду, что начальный период творчества Зайцева не был качественно однороден, он характеризовался интенсивными поисками своего пути в литературе и стремлением выработать собственное мировосприятие.
После выхода в свет первого сборника рассказов Б.Зайцева "Тихие зори" (1906) творческую манеру писателя критики определяли как "импрессионизм".** И сам Зайцев, говоря о начале своей деятельности в литературе, называл ранние свои произведения импрессионистическими . ***
Импрессионизм играл существенную роль, определяя жанровые и стилевые особенности прозы писателя. Лирические миниатюры, этюды, а в драматургии одно-двухактные пьесы "настроения" были его излюбленными жанрами. Новое художественное видение мира заключа-
* Зайцев Б.К. Дальний край. М., 1990. С.27.
** См.: Соболев Ю. Борис Зайцев. - Путь. 1913, 8. Иванов-Разумник. Русская литература XX века (1890 - 1915 гг.). Пг., 1920. С.34.
*** Зайцев Б. Биографические сведения. - Русская литература XX века. Под ред. С.Венгерова. Т.З, вып.8. М.,1916. С.65; Зайцев Б. О себе.- В его кн.: Дальний край. М., 1990. С.25.
лось для Зайцева в том, чтобы в максимальной степени воссоздать состояние человека, смотрящего на мир непредвзятым взглядом и видящего его словно впервые; передать его ощущения от этого как бы заново открываемого пространства. Основой повествования становилось не событие, характер, а тончайшая смена настроения лирического героя в его соприкосновении с природой. Возникала проза, рожденнная на стыке с лирикой, в которой ведущую роль играл образ автора в его поэтическом воплощении. Все предметы, живая и неживая природа пропускались через субъективный опыт автора, его настроение. Так в творчестве Зайцева рождался образ мира, в котором господствовала лирическая, элегическая стихия с оттенком грусти, с тоской о несбыточном. Б.К.Зайцев считал, что истинность, глубинность, самоценность человека раскрывается под влиянием природы, в понимании нерасторжимого с нею единства. Но ограничивая круг интересов человека, погружая его в царство природы, писатель тем самым почти полностью исключал присутствие индивидуальной личности в своих произведениях. 3. Гиппиус в литературном дневнике писала о первом сборнике Зайцева:"...В книжке рассказов Б.Зайцева, сочной и неподвижно картинной, - нет, или почти нет, ощущения личности, нет человека. Есть последовательно: хаос, стихии, земля, тварь и толпа... А человека еще нет."*
Но уже с конца 900-х годов пантеистический гимн жизни, свойственный молодости, постепенно сменялся в творчестве писателя лирическим размышлением о "вечных" вопросах бытия: жизни, смерти, любви. Человек, который в пределах, положенных жизнью, является частью природы, начинал нарушать эти рамки в своих духовных порождениях: религии, искусстве, нравственности. Он все больше стал "обнаруживаться как центр всеобщего сознания приро-
* Антон Крайний. Литературный дневник. Спб.,1908. С.384.
ды, как душа мира, как осуществляющаяся потенция абсолютного всеединства."*
Парадоксальность устремлений человеческого духа: к единению со всем миром - с одной стороны, и к максимальной реализации собственной самоценной судьбы, предполагающей абсолютную свободу, - с другой,- стала болевым нервом литературы начала XX века. Для героев Зайцева вместе с самоосознанием вырастало и чувство одиночества человека, ощущение неизбежности смерти и всевласт-ности времени. Перед писателем с необходимостью вставал вопрос о нравственном выходе из противостояния бессмертного духа и смертной плоти. Преодолеть эту трагическую антиномию можно было только обретая смысл жизни и признавая существование вечности.Таким образом, художник все ближе подходил к пониманию идеалов христианства .
Л.Допгополов заметил, что тенденцию к хроникальности можно рассматривать как выражение определенной этической и эстетической позиции.** Изменения в мировосприятии Б.Зайцева вели к изменению проблематики и внешних форм его творчества: лирические миниатюры и этюды сменились новеллами, повестями и даже романом, в которых ставилась проблема судьбы человека, смысла человеческой жизни. Начиная с повести "Аграфена", опубликованной в 1908 году в сборнике альманаха "Шиповник", в которой была прослежена судьба женщины, пришедшей в результате трагических испытаний к просветленному образу Бога, именно проблема жизненного (а позже
* Соловьев B.C. Смысл любви. - Собр.соч. в 2-х томах. Т.2. М.,1990. С.503-504.
** Долгополое Л. Русская литература конца XIX - начала XX веков, как этап в литературном развитии. - Русская литература. 1976, N 1. С.Ю2.
и творческого) пути, рассматриваемого как становление личности на этапах внутреннего роста, стала ведущей в творчестве писателя . *
В июне 1911 года в письме к издателю Е.Л. Янтареву Зайцев кратко изложил содержание романа "Друзья" (первоначальное название романа "Дальний край"), где главной темой определил жизнь двух товарищей, "один из них из интеллигенции, другой из народа вышел в интеллигенты". И далее добавлял:"Скажу пожалуй еще: внутреннее содержание ( романа - Н.Ж.) - развитие личности, переход от юношества и ребячества к зрелости в человеке".**
Современники уловили особую авторскую близость к образу главного героя романа Пете (Петру Ильичу Лапину), видя в нем даже выражение мыслей и чувств самого писателя.*** Н.Коробка даже считал, что образ главного героя только проиграл от того, что автор не решился сделать его художником, окончательно завершив сходство.**** Таким образом, в творчестве писателя стали оформляться две параллельные тенденции: пристальное внимание к судьбе человека "вообще" и своей личной судьбе.
* Повесть "Аграфена" современные критики не раз сравнивали с вышедшей одновременно драмой Л.Андреева "Жизнь человека", видя сходство авторских установок: изобразить жизненный путь героев. См.: Соболев Ю. Борис Зайцев. - Лебедь. 1908, 4. С.43.
** ЦГАЛИ. Ф.1717, оп.1, ед.хр.9, л.1-2.
*** Львов-Рогачевский В. Новейшая русская литература. 7-е изд. П.,1927. С.258; Дерман А. Новый роман Бориса Зайцева. - Северные записки. 1913, 7. С. 144.
**** Коробка Н. Б.Зайцев.Критический этюд. - Вестник Европы. 1914, N9. С.307.
Скрытый автобиографизм присутствовал во многих ранних произведениях Б.Зайцева. Не точное соответствие фактам собственной жизни привлекало художника, но адекватное, максимально близкое воспроизведение собственных чувств и переживаний. Л.Гинзбург определяла подобное явление как "автопсихологизм", т.е. существование тесной связи между жизненными задачами героев и автора.* Косвенным подтверждением автобиографизма может служить и сходство героев различных рассказов, пьес, которые несут в себе очень близкие автору характеристики и настроения.**
Герои большинства произведений писателя были людьми интел-лигентско-артистического круга, полубогема: жители Арбата и прилегающих к нему улочек Москвы, поклонники Художественного театра, завсегдатаи Литературного кружка. Именно они составляли окружение самого Зайцева.***
На автобиографическом материале была создана и повесть "Заря", опубликованная в 1910 году, и вошедшая с незначительными изменениями в первую часть автобиографической тетралогии "Путешествие Глеба". Как и в позднейшем романе "Дальний край", в по-
* Гинзбург Л. 0 психологической прозе. Л., 1977. С.299
** О сходстве героев различных произведений Зайцева подробно писали: Иванов-Разумник. Литература и общественность ."Дальний край". О романе и рассказах Бориса Зайцева. - Заветы. 1913, N6. С.226.; Коробка Н. Б.Зайцев. Критический этюд. -Вестник Европы. 1914,N9. С.295 и далее.
*** Документальная точность воспроизведения в художественных произведениях сцен и реалий, участником и свидетелем которых был сам автор, подтверждается и тем, что в мемуарную книгу "Москва" включена большая автоцитата из романа "Дальний край" с описанием диспута в Литературном кружке.
вести "Заря" предметом изображения для Зайцева стала "психологическая биография"* мальчика Жени, который переживал переход от беззаботного детства к тревожному отрочеству. Момент взросления человека, его духовный рост, совершаемый через личный опыт страдания, стоял в центре внимания художника.
Создавая художественные произведения, в которых использовались факты личной биографии и герои наделялись психологическими характеристиками близкими автору, Зайцев тем не менее в своем дореволюционном творчестве избегал напрямую говорить о себе. Тонкая грань, отделяющая автобиографию от автобиографической повести или романа, которая возникала при замене подлинных имен вымышленными, была очень существенна для писателя. Зта условность сразу же переключала произведение в другой ряд, обеспечивала автору право на вымысел.** И, что еще очень существенно было для Зайцева, создавала дистанцию между личностью художника и его героем, придавая тем самым художественному образу некую всеобщую значимость, и одновременно лишала его конкретной соотнесенности с автором.
В сентябре 1909 года, уже работая над повестью "Заря", Б.Зайцев ответил отказом Ф.Фидлеру на предложение последнего написать о своих первых литературных шагах для сборника, в котором предполагалось опубликовать автобиографии современных русских писателей.*** Зайцев писал:"С искренним сожалением принужден от-
* Дерман А. Новый роман Бориса Зайцева. - Северные записки. 1913, 7. С.147.
** Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977. С.133.
*** фидлер Ф.Ф. Первые литературные шаги, автобиографии современных русских писателей. М.,1911. В сборнике приняли участие Бунин, Андреев, Ремизов и многие другие.
ветить на обращенный Вами ко мне запрос отрицательно: я не могу написать ничего о своих первых шагах в литературе, об условиях художеств/енного/ развития, наследственности и пр. Не могу, потому что это касается именно меня, самого меня. Говорить о себе в печати крайне трудно; это такая неблагодарная задача, выполнить которую сносно я прямо-таки не могу. Должно быть, это возможно в годы глубокой зрелости, когда человек и на себя и на мир в состоянии смотреть с высоты великого спокойствия. Автобиографии же молодых людей всегда слабы и вызывают улыбку.
Когда мне будет лет 60, и если к тому времени не окончательно еще отживу - я, может быть, и напишу воспоминания о далеком, о литературной моей юности, художниках и философах, с которыми приходилось встречаться. Возможно, что это будет неплохо/___/" .*
Избегая говорить напрямую о себе, Б.Зайцев стремился к эстетическому преобразованию личного опыта внутренней жизни. Выше мы приводили слова писателя о том переломе в жизни и творчестве, который произошел после революции. Собственно художественные произведения все больше стали вытесняться произведениями "промежуточных" жанров. В 1917 году Зайцев выступил как публицист, опубликовав брошюру "Беседы о войне", которой очень стеснялся впоследствии. Тогда же был напечатан автобиографический очерк "Мы, военные...", позже включенный в книгу "Москва". Писатель, считавший войну делом противоестественным, страшным и никчемным,** пытался в "Беседах" убедить солдат и в первую очередь са-
* ЦГАЛИ. Ф.51В, опись 1, ед.хр.89, л.1-2.
** Письмо к И.А.Бунину от 9 окт.1914 г. ЦГАЛИ. Ф.44, оп.1, ед.хр.103; рассказ "Жизнь и смерть". - В кн.: Зайцев Б.К. Дальний край. М.,1990. С.445-447.
мого себя* в необходимости войны "до победного конца". Неудача брошюры заключалась не только в ее проблематике, но и в самом характере творчества писателя, его темперамента, чуждого публицистического накала и яркости аргументации. И, наоборот, автобиографический очерк "Мы, военные...", где художник описал свое пребывание в военном училище и ощущения сугубо штатского человека ("шляпы")** от соприкосновения с войной пусть и в мирных условиях, стал началом мемуарного жанра в творчестве писателя.
Глубоко осознавая свою связанность с окружающим миром, В.Зайцев, тем не менее, был очень камерным художником, не во всех случаях выходящим за пределы лирического субъективизма. Неслучайно, что творчество писателя в первые послереволюционные годы было очень далеко от событий, происходящих в России. Художник бессознательно стремился уйти от реалий жизни, спрятаться в своем мире, в котором ведущее место занимала Италия начала XX века и эпохи Возрождения.*** В самые страшные годы русской революции — 1918-1921 - писатель создавал книгу очерков об Италии, всю пронизанную светом искусства. Эстетический восторг и удивление перед возможностями человеческого гения дали основную интонацию этому произведению. Содержание очерков противостояло некрасоте, разрушению и оскудению, которые принесли за собой революция и гражданская война. В повести "Рафаэль", написанной в 1919 году, и по общему пафосу, настроению примыкающей к книге об Италии, есть знаменательные строки: "Нет, мимо, мимо! Ни издева-
* В конце лета 1917 года воинская часть, в которой Б.Зайцев служил прапорщиком, должна была отправиться на фронт.
** Очерк имеет подзаголовок "Записки шляпы".
*** См. об этом в очерке Б.Зайцева "О себе". - Зайцев Б.К. Дальний край. М., 1990.
тельств и ни краж, ни казней не желает проезжающий художник -это мелко, горестно, ненужно".* Лишь в эмиграции, возвращаясь к революционным годам, Зайцев окончательно заменит эстетическое неприятие русской революции неприятием нравственным, выдвинув образ святителя Сергия Радонежского в качестве антитезы "дьявольскому искусу".
Начавшаяся трансформация взглядов художника нашла отражение в небольшой книжечке, вышедшей в 1922 году, "Данте и его поэма". Образ "великого флорентийца" волновал писателя давно, с первых посещений Италии. Но в начале 20-х годов фигура Данте и его схождение в Ад воспринимались Зайцевым и всеми участниками "Studio Italiano", открывшейся в Москве, отнюдь не как аллегория. Автор "Божественной комедии" совместил в себе неукротимость политического борца, приведшую его к земным скитаниям (Данте -"патрон всех изгнанников"), и страсть художническую, в которой он поднимался от земной юдоли к "вечности, Божеству". В этой связи почти программный характер приобрела рецензия Зайцева на книгу П.Муратова "Образы Италии" (книга вышла с посвящением Б.К.Зайцеву), в которой были сформулированы взгляды художника на роль и задачи искусства в новых условиях эмиграции. В небольшой статье он писал: "Эстетизма недостаточно сейчас. /.../ Лишь ориентация на подвиг может дать силу, крепость человеку современному, противостоящему материи бунтующей, лезущей на Вавилонское столпотворение. Религия нашего времени не может быть теплой и необязательной. Ей не нужны громкие слова и громкий голос, но огонь - необходим. Пусть тихий, но огонь".**
* Современные записки. 1923, кн.14. С.98.
** Современные записки. 1924, кн. 22. С.446.
Осознание необходимости "огня", то есть собственного активного отношения к миру, событиям, в нем происходящим, стало для писателя тем импульсом, который предвосхитил его обращение к публицистике, но уже вне России. Объективным фактором, заставившим писателя обратиться к газетным жанрам, стала достаточно ог-оаниченная в эмигрантских условиях возможность печатать художественные произведения. Поэтому в творчестве Б.К.Зайцева к середине 20-х годов сложился новый жанр дневниковых записей, которые более или менее регулярно стали публиковаться в эмигрантских газетах, таких как "Дни", "Возрождение", а после второй мировой войны в "Русской мысли". Необходимо заметить, что помимо публикаций, объединенных в серии, Зайцев активно выступает в печати со статьями, посвященными творчеству отдельных художников, главным образом русских писателей XIX века. Объединенные общим названием, эти записи образовали несколько отдельных серий: "Стран-ник^Дневник писателя)" - в газете "Дни" (1925-1926); "Дневник писателя" - "Возрождение" (1929-1931); "Дни" - "Возрождение" (1939-1940); "Дни" - "Русская мысль" (1947-1972); "Дни" - "Новое русское слово" (отдельные публикации с 1947 по 1961). Подборки записей из серии "Дни" были напечатаны в журналах "Опыты", "Возрождение", "Грани", в альманахе "Орион".*
Работа над ними охватывает около 50-ти лет, то есть почти все эмигрантское творчество писателя, тесно переплетаясь с работой Зайцева над мемуарными книгами "Москва" и "Далекое", очерка-
* Подробная характеристика и оценка периодических изданий, выходивших в эмиграции, содержится в монографии: Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М.,1991. С.12-37.
ми о посещении Афона и Валаама, с художественными биографиями и автобиографической тетралогией "Путешествие Глеба".
Название и подзаголовок первых по времени публикации серий - "Дневник писателя" - сразу же отсылали читателя к "Дневникам" Достоевского, для которых было характерно свободное чередование художественных, публицистических и биографических заметок, отражающих и современную действительность, и жизнь самого автора.*
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Поэтика мемуарной прозы Б.К. Зайцева2015 год, кандидат наук Бикеева, Екатерина Григорьевна
Нравственное становление личности в автобиографической прозе русского Зарубежья: И.А. Бунин, И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, А.И. Куприн2006 год, кандидат филологических наук Альгазо Хасан
Мотив "духовного странничества" в прозе русской эмиграции: И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев2011 год, кандидат филологических наук Лау, Наталья Владимировна
Генезис и идейно-художественные особенности образа православной России в произведениях И. С. Шмелева «Лето Господне» и Б. К. Зайцева «Путешествие Глеба»2020 год, кандидат наук Лысенко Лидия Анатольевна
Художественная объективация цветового восприятия в произведениях И.С. Шмелева и Б.К. Зайцева: 1920-1930-х гг.2007 год, кандидат филологических наук Мерцалова, Оксана Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Жукова, Наталья Николаевна, 1993 год
БИБЛИОГРАФИЯ
I. Издания собраний сочинений Б.К.Зайцева.
а) Собрания сочинений Б.К.Зайцева.
1. Зайцев Б.К. Собр.соч. T.I-III. Пб.: Изд."Шиповник", 1906-1911. Т.III. Рассказы. [1911]. 206 с.
2. Зайцев Б.К. Собр.соч. T.IV-V. М.:Книгоиз.-во К.Ф.Некрасова. 1914-1915. Т.IV. Рассказы. "Усадьба Ланиных" и др. рассказы. 1914. 280 с.
3. Зайцев Б.К. Собр.соч. T.I-VII. Изд-во З.И.Гржебина. Берлин-Пб.-М., 1922-1923. T.VII. Италия. 1923. 184 с.
б) Отдельные издания художественных и мемуарных произведений Б.К.Зайцева.
4. Зайцев Б.К. Алексей Божий человек. - Современные записки. 1925. Кн. 26. С.195-212.
5. Зайцев Б.К. Голубая звезда. Повести и рассказы. Из воспоминаний. М.:"Московский рабочий". 1989. 576 с.
6. Зайцев Б.К. Далекое. Очерки о писателях. Путевые заметки. Вашингтон:Inter-Language Literary Associates. 1965. 206 с.
7. Зайцев Б.К. Далекое. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. Москва (главы из книги). Далекое (главы из книги). М.:"Советский писатель". 1991. 512 с.
8. Зайцев Б.К. Дальний край. Роман. Повести и рассказы. М.:"Современник". 1990. 671 с.
9. Зайцев Б.К. Данте и его поэма. М.:"Вега". 1922. 32 с.
10-Зайцев Б.К. Древо жизни. Н.-й.: Изд-во им. Чехова. 1953. 208 с.
Н.Зайцев Б.К. Жуковский. (Вступительная статья и примечания Ю.И.Прозорова.) - Русская литература. 1988. N2-4.
12.Зайцев Б.К. Земная печаль. Из шести книг. Л.:Лениздат. 1990. 496 с.
13.Зайцев Б.К. Золотой узор. Роман. Прага: Изд-во "Пламя". 1926. 304 с.
14.Зайцев Б.К- Люди Божии. М.: "Советская Россия". 1991. 432 с, 15.Зайцев Б.К. Мои современники. Лондон. 1988. 168 с. 16.Зайцев Б.К. Рафаэль.- Современные записки. 1923. Кн.14. С.85-116.
17.Зайцев Б.К. Река времен. - Новый журнал. 1965. Кн.78. С.5-28.
18.Зайцев Б.К. Тишина. Париж. Книгоизд.-во "Возрождение". 1948. 226 с.
19.Зайцев Б.К. Царь Давид. - Новый журнал. 1945. Кн.11. С.22-49.
20.Зайцев Б.К. Юность. Париж: УМСА-Рге55. 1950. 246 с.
в) Публикации автобиографических сведений. 21.Зайцев Б.К. Биографические сведения. - Русская литература XX века.1890-1910. Под ред. С.Венгерова. Т.З. Вып.8. М.: Изд. тов-ва "Мир". ,1916. С.65-66.
22.Зайцев Б.К. Прыжок. Из автобиографии. - Дни. 1926. 12 декабря. С. 2.
23.Зайцев Б.К. О себе. - В кн.: Зайцев Б.К. Дальний край. М.: "Современник", 1990. С.25-30.
г) Публицистические и литературно-критические произведения Б.К.Зайцева, опубликованные в периодических изданиях, сборниках, альманахах.
24.Зайцев Б.К. Афон. - Литературная учеба. 1990. Кн.4. С.
25.Зайцев Б.К. Серия "Дневник писателя", публиковавшаяся в газете "Возрождение":
- Сын человеческий. // 1929. 15 ноября. N 1627. С.З;
- Новые книги Муратова.// 1931. 30 мая. N 2188. С.З;
- Леонов и Городецкая. // 1931. 29 июля. N 2248. С.З;
- Искусство актера. // 1931. 11 декабря. N 2383. С.З.
26.Зайцев Б.К. Дни. Записи. - Опыты. 1953. Кн.1. С.159-162.
27.Зайцев Б.К. Дни. (Дневники 1941-1943 годов.) - Возрождение.
1950. N 10. С.71-82.
28.Зайцев Б.К. Серия "Дни", публиковавшаяся в газете "Русская мысль": - (Б.н.) // 1965. 18 марта. N 2283. С.2;
- (Б.н.) // 1966. 4 августа. N 2499. С.2;
- (Б.н.) // 1969. 17 апреля. N 2734. С.2;
- С Толстым. // 1970. 1 октября. N 28Ю. С.2.
29.Зайцев Б.К. Жизнь с Гоголем. - Современные записки. 1935. Кн.59. С.272-287.
30.Зайцев Б.К. Изгнание. - Русская литература в эмиграции. Сб. статей под ред. Н.Полторацкого. Питтсбург. 1972. С.3-5.
31.Зайцев Б.К. Новый реализм и сборник "Факелы". - Зори. Журнал литературы и искусства. 1906. N 9/10. С.12-14.
32.Зайцев Б.К. Н.С.Лесков. (К столетию со дня рождения.) -Возрождение. 1931. 5; 10 ноября. N 2347; 2352.
33.Зайцев Б. о русских и советских писателях. (Публ. Л.Н.Назаровой . ) - Русская литература. 1989. N 1. С.193-206.
34.Зайцев Б.К. П.П.Муратов. Образы Италии. - Современные записки. 1924. Кн.22. С.444-447.
35.Зайцев Б.К. Повесть о Вере. - Русская мысль. 1967. 14; 17 19; 21 января. N 2569-2672.
36.Зайцев Б.К. Пушкин в нашей душе. - Дни. 1925. 8 февраля N686. С.5-7.
37.Зайцев Б.К. Соловьев нашей юности. - Литературное обозре ние. 1989. N 12. С.93-94.
38.Зайцев Б.К. Серия "Странник.СДневник писателя]", публико вавшаяся в газете "Дни": - 1925. 15 ноября. N 854. С.2;
- 1925. 21 ноября. N 859. С.2;
- 1925. 17 декабря. N 881. С.2;
- 1925. 20 декабря. N 884. С.2;
- 1926. 14 февраля. N 930. С.2;
- 1926. 28 марта. N 966. С.2;
- 1926. 20 июня. N 1033. С.2;
- 1926. 19 сентября. N 1111. С.2.
39.Зайцев Б.К. Тургенев и Моруа. - Возрождение. 1930. 27 мар та. N 1759. С.4.
40.Зайцев Б.К. Удобное и прекрасное. - София. 1914. N 2 С.61-62.
41.Зайцев Б.К. Уединение. - Медный всадник. Альманах. Берлин 1922. Кн.1. С.119-128.
д) Опубликованная переписка Б.К.Зайцева.
42.Зайцев Б.К. Письма к И.А. и В.Н.Буниным. (Публ. М.Грин.) Новый журнал. 1980. Кн.139; 140.
43.Зайцев Б.К. Переписка с архиеп. Иоанном (Шаховским) (Публ В.Чалмаева.) - Лепта. 1991. N 3. С.193-206.
44.Зайцев Б.К. Письма Л.Н.Андрееву, И.А.Бунину, Ю.И.Айхенваль ду. - Наше наследие. 1990. N 3. С.93-95.
45.Зайцев Б.К. Письма А.П.Чехову и В.И.Короленко. (Публ. А.Ро-маненко.) - В кн.: Зайцев Б.К. Голубая звезда. М.: Московский рабочий, 1989. С.562-563.
II. Библиографические издания.
1. История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографический указатель. Под ред. К.Д.Муратовой. М.-Л., 1963.
2. Библиография русской зарубежной литературы. 1918-1968. Сост. Л.А.Фостер. Т.1-2. Бостон, 1970.
3. Назарова Л.Н. Зайцев Б.К. - Писатели Орловского края: Библиографический словарь. Орел, 1981. С.71-74.
4. Борис Константинович Зайцев: Библиография. - Bibliographie des oeuvres de Boris Zaitsev. Сост. Р.Герра. Paris, 1982.
5. Русская эмиграция. Журналы и сборники на русском языке. 1920-1980. Сводный указатель статей под ред. Т.Л.Гладковой и Т.А.Осоргиной. Париж, 1988.
6. Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. Под ред. П.А.Николаева. Т.2. М.: Большая российская энциклопедия, 1992. С.309-313.
III. Литературно-критические работы.
1. Адрианов С. Критические наброски. - Вестник Европы. 1913. N 10. С.368-373.
2. Айхенвальд Ю.И. Борис Зайцев. (Наброски.) - В его кн.: Силуэты русских писателей. Вып.III. M.,1917. С.205-212.
3. Акулинин В.H. Философия всеединства. От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. 158 с.
4. Александрова В. "Юность" Бориса Зайцева. - Новый журнал. 1950. Кн.24. С.295-297.
5. Алпатов М. Поэтика импрессионизма. - В сб.: Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. М.: Советский художник, 1972. С.В9-102.
6. Андреев Н. "Жизнь Тургенева" Бориса Зайцева. - Воля России. 1932. N 1/3. С.94-96.
7. Аничков Е. Борис Зайцев. - Новый журнал для всех. 1910. N 17. С.85-92.
8. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин и русское декаденство 90-х годов.-Русская литература. 1968. С. 175-181.
9. Барахов B.C. Литературный портрет. (Истоки. Поэтика. Жанр.) Л.: Наука, 1985. 312с.
Ю.Бердяев H.A. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). И.: Международные отношения, 1990. 336 с.
Н.Бицилли П. Борис Зайцев. Жизнь Тургенева. Париж,1932. -Современные записки. 1932. Кн.48. С.475-477.
12.Блок А. О реалистах. В: Блок A.A. Собр.соч. в 6-и томах. Т.5 М.-Л.: Наука,1962. С.124.
13.Брюсов В. Борис Зайцев. Рассказы. 1906. - Золотое руно. 1907. N 1. С.88.
14.Бунин И.А. Окаянные дни. в кн.: Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии. Иван Бунин. М.: Моподая гвардия, 1991. С.60-205.
15.Бунин И.А. О Чехове. Н.-й.: Изд-во им. Чехова, 1955. 416 с.
16.Бунин И.А. Письма к Б.Зайцеву. - Новый журнал. 1979. Кн.136; 136; 138.
17.Бунин И.А. Письма к Б.К. и В.А.Зайцевым. - Новый журнал. 1978. Кн. 132; 1979. Кн.134.
18.Веселовский А.Н. В.А.Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения". Пг.: Книгоизд. "Жизнь и Знание", 1918. 509 с.
19.Волжский. О рассказах Б.Зайцева, Л.Андреева и М.Арцыбашева. - Вопросы жизни. 1905. N 1. С.272-274.
20.Воропаева Е. "Афон" Бориса Зайцева. - Литературная учеба. 1990. Кн.4. С.
21.Гальцева Р., Роднянская И. Реальное дело художника. ("Положительная эстетика" Владимира Соловьева и взгляд на литературное творчество. - В кн.: Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С.8-29.
22.Гершензон М. Мечта и мысль И.С.Тургенева. М.,1919. 171 с.
23.Гинзбург Л. 0 психологической прозе. Л.: Художественная лит-ра, 1977. 448 с.
24.Гиппиус 3. Борис Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский. YMCA-Press. Париж,1925. - Современные записки. 1925. Кн.25. С.545-547.
25.Голиков В.Г. О бодром и усталом. - Вестник знания. 1915. N 3. С.235-237.
26.Горнфельд А.Г. Лирика Космоса. (Б.Зайцев. Рассказы. Слб.,1906.) - В его кн.: Книги и люди. Кн.1. Слб.,1907. С.13-19.
27.Гофман М. Русская литература в эмиграции. .- Возрождение. 1957. N 70. С.5-20.
28.Грибановский П. Борис Константинович Зайцев. (Обзор творчества.) - В сб.: Русская литература в эмиграции. Под ред. Н.Полторацкого. Питтсбург. 1972. С.133-150.
29.Грибановский П.В. Борис Зайцев о монастырях. - Вестник РСХД. 1976. N 117.
30.Гуревич Л. Приближение кризиса. - В ее кн.: Литература и эстетика. М.,1912. С.92-97.
31.Дерман А. Новый роман Бориса Зайцева. - Северные записки 1913. N 7. С.140-147.
32.Длинекий М., Шайтанов И. Кресло в кулисах. - Вопросы лите сатуры. 1991. N 3. С.46-88.
33.Долгополов Л. Русская литература конца XIX - начала XX ве ка, как этап в литературном развитии. - Русская литература 1976. N 1. С.95-Ю2.
34.Жуковский В.А. Собр. соч. в 3-х томах. Т.З. М.: Худо жественная литература, 1980.
35.3авалишин В. Борис Зайцев. (К восьмидесятилетию.) - Новы журнал. 1961. Кн.63. С.137-145.
Зб.Зейдлиц К.К. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского: 1783-1852 Спб.,1883.
37.Зеньковский В. Религиозные темы в творчестве Б.К.Зайцева. Вестник РСХД. 1952. N 1. С.18-24.
38.Иванов-Разумник. Русская литература XX века. (1890-1915) Пг.,1920. С.34.
39.Иванов-Разумник. Литература и общественность. Дальний край (0 романе и рассказах Бориса Зайцева.) - Заветы. 1913. N 6 С.222-229.
40.Иезуитова Л. В мире Бориса Зайцева. - В кн.: Зайцев Б.К Земная печаль. Л.: Лениздат, 1990. С.5-16.
41.Из неизданной переписки В.А.Жуковского с русскими литераторами 1810-1820-х годов. (Публ. Р.В.Иезуитовой.) - Ежегодник рукописного отдепа Пушкинского дома на 1980 год. Л.: Наука, 1984 С.78-111.
42.Исупов К.Г. Русский Зрос, или Философия любви в России М.,1991. - Вопросы философии. 1992. N 12. С.150-153.
43. Каменецкий Б. (Айхенвальд Н). ) Литературные заметки. - Руль 1925. 18 февраля. N 1280. С.2.
44.Кардин В. Сегодня о вчерашнем: Мемуары и современность. М. , 1961.
45.Киприан (Керн ), архимандрит. Б.К.Зайцев. - Возрождение. 1951. N 17. С7158-163.
46.Коган П. Борис Зайцев. - В сб.: Критический альманах. Кн.2. М.,1910. С.17-24.
47.Колтоновская Е.А. Б.Зайцев. - В кн.:Русская литература XX века. 1890-1910. Под ред. С.Венгерова. Т.З. Вып.8. М.: Изд-во тов-ва "Мир", 1916. С.67-79.
48.Колтоновская Е.А. Пути и настроения молодой литературы. - В ее кн.: Критические этюды. Спб.,1912. С.28-30.
49.Колтоновская Е.А. Поэт для немногих. (По поводу 2-ой книжки оассказов Б.Зайцева.) - В ее кн.: Новая Жизнь. Критические статьи. Спб.,1910. С.72-77.
50.Комарович В. Борис Зайцев. "Тихие зори". Рассказы. Изд. 4-е, М.,1916. - Современный мир. 1916. N 11. Отд.2. С.134-135.
51.Коробка Н. Б.Зайцев. Критический этюд. - Вестник Европы. 1914. N 9. С.295-315.
52.Крайний Антон. (Гиппиус 3.) Тварное. 1907. - Литературный дневник. (1899-1907). Спб.,1908. С.383-384.
53.Кураев А.,диакон. Человек перед иконой. - Квинтэссенция. Философский альманах 1991. М. ; Политиздат, 1992. С.237-262.
54.Лаврецкий А. Борис Зайцев. (Мотивы раннего творчества.) -Наши дни. 1915. N 3. С.12-13.
55.Лодыженский Вл. Поэт долга и примирения. - Перезвоны. 1926. N 26. С.806-807.
56.Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. 720 с.
57.Лосев А.Ф. Диалектка мифа. - В кн.: Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С.21-186.
58.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. 623 с.
59.Лосский Н. Преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский. - Путь. 1926. N 2. С.153-156.
60.Львов-Рогачевский В. Новейшая русская литература. М.,1927. С.83-86; 256-259.
61.Любомудров A.M. Книга Бориса Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский". - Русская литература. 1991. N 3. С.112-121.
62.Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л.: Наука, 1985.
63.Михайлов О. "Бессмысленного нет..." (О Борисе Константиновиче Зайцеве.) - В кн.: Улица Святого Николая. М.:Художественная литература, 1989. С.3-16.
64.Морозов М. Старосветский мистик. (Творчество Б.Зайцева.) -В сб.:Литературный распад. Критический сборник. Кн.2. Спб.,1909. С.120-140.
65.Муратов П. Уолтер Патер. - В кн.: Патер У. Воображаемые портреты. Ребенок в доме. М.: Изд. В.М.Саблина, 1908. С.1-13.
66.Назарова Л.Н. И.С.Тургенев в неизданных письмах Б.К.Зайцева. - в сб.:И.С.Тургенев: Вопросы мировоззрения и творчества. Межвузовский сборник научных трудов. Элиста, 1986. С164-172.
67.Назарова Л.Н. 0 книге Б.К.Зайцева "Жизнь Тургенева". - В сб.: И.С.Тургенев и русская литература. Курск, 1982. С.149-152.
68.Недзельский Е. Дар созерцания и скромности. - Воля России. 1926/1927. N 12/1. С.50-59.
69.0соргин М. Этюды о писателях. Б.К.Зайцев. - Новая русская книга. 1923. N 3/4. С.8-9.
70.0цуп Н. Борис Зайцев. Странное путешествие. 1927. - Современные записки. 1928. Кн.37. С.528-531.
71.Памяти В.А.Жуковского и Н.В.Гоголя. Сборник. Вып.1. Спб.,1907.
72.Патер У. Воображаемые портреты. Ребенок в доме. М.: Изд. В.М.Саблина, 1908.
73.Полонский Вяч. Творчество Бориса Зайцева. - Новая жизнь.
1915. N 4. С.151-156.
74.Полонский Вяч. Борис Зайцев. "Земная печаль". - Летопись.
1916. N 9. С.312-313.
75.Прокопов Т.Ф. Борис Зайцев: Вехи судьбы. - В кн.: Зайцев Б.К. Дальний край. М.:"Современник", 1990. С.5-24.
76.Ремизов А. Огонь вещей. М.: Советская Россия, 1989. 528 с.
77.Розенблюм Л.М. Творческие дневники Ф.М.Достоевского. М.: Наука, 1981. 368 с.
78.Романенко А. Земные странствия Бориса Зайцева. - В кн.: Зайцев Б.К. Голубая звезда. М.: Московский рабочий, 1989. С.5-31.
79.Русский эрос, или Философия любви в России. Сост. В.П.Шес-таков. М.: Прогресс, 1991. 448 с.
80.Семенко И.М. В.А.Жуковский. - В: Жуковский В.А. Собр. соч. в 3-х томах. Т.1. М.: Художественная лит-ра, 1980. С.5-39.
81.Соболев Ю. Борис Зайцев. - Лебедь. 1908. N 4. С.39-47.
82.Соболев И). Борис Зайцев. (Опыт критико-биографической характеристики.) - Путь. 1913. N 8. С.33-37.
83.Соболевская Н.Н. Поэтика А.П.Чехова. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1983. 88 с.
84.Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М.: Изд-во МГУ, 1991. 184 с.
85.Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. 2-е изд. М.: Мысль. 1990.
86.Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с.
87.Степун Ф. Борису Константиновичу Зайцеву - к его восьмидесятилетию. - Мосты. 1971. N 7. С.19-33.
88.Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начапч XX века М.,1970. 224 с.
89.Струве Г. Русская литература в изгнании. 2-ое изд. испр. : доп. УМСА-Ргеав. Париж,1984.
1984.
90.Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе. М.: Советский ли сатель, 1988. 512 с.
91.Топорков А. 0 новом реализме. (Борис Зайцев.) - Золотое руно. 1907. N 10. С.46-49.
92.Тургенев И.С. Полное собр. соч. и писем в 28-и томах М.-Л.: Наука. Сочинения: Т.6. 1963; Т.7. 1964; Т.9. 1965. Письма: Т.1-3 1961; Т.4. 1962; Т.5. 1963.
93.Усенко Л. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. Ростов н/Д.,1988. 240 с.
94.Устами Буниных. Дневники В.Н. и И.А.Буниных и другие архивные материалы. Под ред. М.Грин. Т.2. Франкфурт-н/Майне, 1981. 320 с.
95.Федоров Н. Б.К.Зайцев. Чехов. Изд-во им. Чехова. Н.—й.,1954. - Опыты. 1955. N 4. С.99.
96.Чехов А.П. Собр соч. в 12-и томах. Т.11;12. М.: Художественная литература, 1963;1964.
97.Чудаков А.П. Художественный мир А.П.Чехова. М.,1986.
98.Чуковский К. Современные очерки. Борис Зайцев. - В его кн.:Лица и маски. Спб.,1914. С.230-234.
99.Чуковский К. Борис Зайцев. - В его кн.: От Чехова до наших дней. Спб. и М.,1908. С.182-186.
ЮО.Шиляева А. Борис Зайцев и его беллетризованные биографии Н.-й.: Издание русского книжного дела "Волга". 1971.
101.3пштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX начала XX веков. М.: Советский писатель, 1988. 416 с.
102.Ященко Ал. Пессимистическое искусство. - Новая жизнь. 1911. N 3. С.116-127.
IV. Архивные материалы.
ЦГАЛИ-.
Ф.11, оп. 1, ед.хр.Ю8. Письма Б.К.Зайцева к Л.Н.Андрееву.
Ф.343, оп.2, ед.хр.38. Письма Б.К.Зайцева к И.А.Новикову.
Ф.355, оп.2, ед.хр.178. Письма Б.К.Зайцева к Вас.И.Немировичу-Данченко .
Ф.518, оп.1, ед.хр.89, л.1—2. Письмо Б.К.Зайцева к Ф.Ф.Фид-леру от 27 сент. 1909 г.
Ф.548, оп.З, ед.хр.12. Письма Б.К.Зайцева к Г.И.Чуйкову.
Ф.837, оп.1, ед.хр.154, л.1-2. Письмо Б.К.Зайцева к Н.А.Попову от 25 авг. 1909 г.
Ф.998, оп.1, ед.хр.1576, л.5-7. Письмо Б.К.Зайцева к В.З.Мейерхольду от 16 янв. 1916 г.
Ф.1115, оп.2, ед.хр.19, л.2. Письмо Б.К.Зайцева к И.Ф.Нажи-вину от 3 апр. 1934 г.
Ф.1623, 0Т1.1, ед.хр.8. Дневник Б.К.Зайцева о посещении Афона 19 мая - 5 июня 1927 г. Автограф.
Ф.1647, оп.З, ед.хр.2, л.27. В.И.Стражев. Шуточные стихи на членов редакции журнала "Зори".
Ф.1717, оп.1, ед.хр.9, л.1-2. Письма Б.К.Зайцева к Е.Л.Ян-тареву (Бернштейну).
Ф.2118, оп.1, ед.хр.Юб, л.3-5. Рукопись статьи М.А.0сорги-на "Борис Зайцев". Статья из цикла "Силуэты". (1918 г., март.)
0Р ГБЛ:
Ф.356, к.2, ед.хр.15,л.1-2. Письмо Б.К.Зайцева к Дерману А.Б. от 13 апр. 1913 г.
Ф.371, к.З, ед.хр.40. Письма Б.К.Зайцева к Г.И.Чулкову.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.