И. С. Тургенев в творческом сознании Б. К. Зайцева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Яркова, Алла Витальевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 190
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Яркова, Алла Витальевна
Введение
Глава 1. Жанры художественной биографии и литературного портрета в европейской литературе XX века и в творчестве
Б.К.Зайцева
1.1. Специфика жанра художественной биографии
1.2. Жанр литературного портрета в творчестве Б.К.Зайцева
Глава 2. Образ И.С.Тургенева в произведениях
Б.К.Зайцева
2.1. Образ И.С.Тургенева в литературных силуэтах Б.К.Зайцева
2.2. Образ И.С.Тургенева в художественной биографии Б.К.Зайцева «Жизнь Тургенева»
Глава 3. И.С.Тургенев в критике и литературоведении конца XIX - начала XX веков
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Жанровая система творчества Б.К. Зайцева: литературно-критические и художественно-документальные произведения2009 год, доктор филологических наук Громова, Алла Витальевна
Автор и герой в художественных биографиях Б.К. Зайцева: "Жизнь Тургенева", "Жуковский", "Чехов"2005 год, кандидат филологических наук Минаева, Ирина Александровна
Поэтика мемуарной прозы Б.К. Зайцева2015 год, кандидат наук Бикеева, Екатерина Григорьевна
Традиции поэтики И.С. Тургенева в русской литературе XX в. (Б.К. Зайцев, К.Г. Паустовский, Ю.П. Казаков)2005 год, доктор филологических наук Куделько, Наталья Александровна
Генезис и идейно-художественные особенности образа православной России в произведениях И. С. Шмелева «Лето Господне» и Б. К. Зайцева «Путешествие Глеба»2021 год, кандидат наук Лысенко Лидия Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «И. С. Тургенев в творческом сознании Б. К. Зайцева»
В настоящее время творчество Б.К.Зайцева активно изучается литературоведами, хотя его произведения совсем недавно стали достоянием широких масс читателей на родине.
Творческое наследие Б.К.Зайцева велико и именно потому заслуживает самого пристального внимания ученых. Писатель отдал служению литературе почти семьдесят лет жизни. Библиография его произведений, изданная в Париже в 1982 году, насчитывает пятьдесят книг на русском и более двадцати на других языках1.
Б.К.Зайцев вошел в литературу в 1901 году, когда в Московской газете «Курьер» при содействии Л.Н.Андреева был напечатан его первый рассказ «В дороге». В автобиографической заметке «О себе» (написана в 1943, впервые опубликована в 1957 году) Б.К.Зайцев писал: «.Я начал с импрессионизма. Именно тогда, когда ощутил новый для себя тип писания: «бессюжетный рассказ-поэму»2. С 1901 по 1906 год Б.К.Зайцев опубликовал в периодике около пятнадцати таких лирических миниатюр («Волки», «Мгла», «Сон», «Тихие зори», «Деревня», «Хлеб, люди и земля», «Священник Кронид», «Миф», «Завтра», «Черные ветры», «Молодые», «Полковник Розов» и др.), а в 1906 году вышел первый сборник его рассказов, вызвавший множество откликов в печати.
Начинающего автора тепло приветствовали ведущие писатели и критики того времени: В.Я.Брюсов3, З.Н.Гиппиус4, A.A.Блок5, Е.А.Колтоновская6. Первых рецензентов привлекло своеобразие писательской манеры Б.К.Зайцева: его лиризм, тонкое чувство природы, радостное восприятие жизни. Миросозерцание писателя,
1 См.: Герра Р. Борис Константинович Зайцев: Библиография. / Под ред. Т.Осоргиной. Париж, 1982.
2 Зайцев Б.К. Сочинения: В 3 т. М., 1993. T.l. С.48.
3 См.: Брюсов В.Я. Б.К.Зайцев. Рассказы //Золотое руно. 1907. № 1. С. 88.
4См.: Крайний А. [Гиппиус З.Н.]. Тварное. Б.К.Зайцев. Рассказы//Крайний А. Литературный дневник. СПб., 1908. С.383-388.
5 См.: Блок A.A. О реалистах//Золотое руно. 1907. № 5. С. 63 - 72.
6 См.: Колтоновская Е.А. Пути и настроения молодой литературы // Колтоновская Е.А. Критические этюды. СПб., 1912. С. 23 -48. лежащее в основе его творчества, было охарактеризовано как пантеизм - чувство единства всего живого, признание одухотворенности природы.
В художественном мире Б.К.Зайцева человек чувствует свою слиянность со Вселенной. А.Горнфельд назвал Б.К.Зайцева «поэтом космической жизни», а его творчество - «лирикой космоса1. Ощущение слитности рождает ощущение высшей правды, целесообразности всех проявлений жизни. Это отличало Б.К.Зайцева от многих современников, пессимистично настроенных в годы реакции и «тоскующих о потерянности человека перед лицом огромного мира»2. А.Ященко писал, что в творчестве Б.К.Зайцева «мир постоянно рисуется в своей царственной красе, в своей неистощимой прелести. Он не отвергается, а приемлется»3. Миросозерцание Б.К.Зайцева связывали с особым творческим методом - неореализмом, под которым понимали углубленный, «одухотворенный» и даже «мистический» реализм4. Б.К.Зайцева часто называли мистиком, так как ему чужда рациональность: он стремится интуитивно постигать тайны жизни, не объясняет природу, а творит свой миф о мире (что отчасти сближает его с младосимволистами)5. Своеобразный художественный метод писателя обусловил и специфическую форму его произведений. Его лирические рассказы лишены жесткого повествовательного костяка, в них «ничего не происходит». .'Не случайно Б.К.Зайцева называли «поэтом прозы» (Ю.Айхенвальд)6, а сам он так определил свое раннее писание: «Чисто поэтическая стихия, избравшая формой не стихи, а прозу»7.
1 См.: Горнфельд А.Г. Лирика Космоса //Горнфельд А.Г. Книги и люди. Литературные беседы. Пб., 1908. Т.1.С. 13-21.
2 Блок A.A. Указ.соч. С. 70.
3 Ященко А. Пессимистическое искусство: Ф.Сологуб, Б.Зайцев, Г.Чулков // Новая жизнь. 1911. № 3. С. 125.
4 О неореализме в творчестве Б.К.Зайцева см.: Колтоновская Е.А. Указ. соч.; Топорков А. О новом реализме и о Б.Зайцеве // Золотое руно. 1907. № 10. С. 46 - 49; Эллис (Кобылинский Л.Л.) . Наши эпигоны: О стиле, Л.Андрееве, Б.Зайцеве и многом другом//Весы. 1908. №2. С. 61-68.
5 См. об этом: Закржевский А. Мистика жизни и смерти: Жорж Роденбах и Б.Зайцев // Закржевский А. Сверхчеловек над бездной. Киев, 1911. С. 80 - 104; Коробка Н. Б.Зайцев: Критический этюд // Вестник Европы. 1914. № 9. С. 295 - 315; Морозов М. Старосветский мистик: Творчество Б. Зайцева // Морозов М. Очерки новейшей литературы. СПб., 1911. С. 124- 158; Полонский-Гусин В. Б.Зайцев: Критический этюд//Всеобщий ежемесячник. 1911. № 1. С. 102-113.
6 См.: АйхенвальдЮ. Б.Зайцев: // АйхенвальдЮ. Силуэты русских писателей. М., 1994. С.
7 Зайцев Б.К. Указ.соч. Т. 1. С. 49.
За первым сборником рассказов последовали другие, в которых Б.К.Зайцев несколько изменил тип героя и сюжета, используя жанры психологической новеллы и лирической драмы, что приближало писателя к традиции А.П.Чехова. Изменения в творческой манере сразу же отметила критика1. Вообще восприятие Б.К.Зайцева читателями и критикой менялось ; . с течением времени, что вполне закономерно для творчества любого оригинального художника. Постепенно отношение к писателю становилось все более прохладным. Этому способствовало обращение Б.К.Зайцева к жанру романа, который казался неорганичным для таланта «поэта в прозе», тем более что писатель затронул сложную и животрепещущую тему - тему русской революции. После выхода романа «Дальний край» (1913) критика писала, что Б.К.Зайцев взялся не за свое дело и не справился с задачей, «оминиатюрив революцию»2. Рассказы, вошедшие в сборник «Земная печаль» (1916), также были прохладно восприняты читателем, так как своей элегичностью они не соответствовали историческому моменту: шла Первая Мировая война, в России назревала революция3. Тем не менее критика отводила Б.К.Зайцеву, уже сказавшему свое оригинальное слово, определенное место в современном литературном процессе. Число статей, вышедших в России до революции и посвященных творчеству Б.К.Зайцева, достаточно велико. В 1910-х годах был опубликован ряд обобщающих работ о современной литературе -П.С.Когана, С.А.Венгерова, М.М.Морозова - и все они содержат главы о Б.К.Зайцеве4.
1 См.: Гуревич Л.Я. Приближение кризиса // Гуревич Л.Я. Литература и эстетика. М., 1912. С. 91 - 98; Колтоновская Е.А. Поэт для немногих // Колтоновская Е.А. Новая жизнь. Пб., 1910. С. 72 - 85.
2 См. : Дерман А. Новый роман Б.Зайцева [Дальний край]//Северные записки. 1913.№7.С. 140- 147; Иванов-Разумник Р.В. Дальний край: О романе и рассказах Б.Зайцева//Заветы. 1913. № 6. С. 222 - 233; Кранихфельд
B.П. В мире призраков // Современный мир. 1913. № 11. С. 215 - 232; Львов-Рогачевский В.Л. Тихий Петя о бурной эпохе: Б.Зайцев. Дальний край // Современник. 1913. № 9. С. 327 -335.
3 См.: Голиков В.Г. О бодром и усталом [Короленко и Зайцев] //Вестник знания. 1915. № 2. Отд. Ш. С. 161 -167; № 3. Отд. IV. С. 235 - 246; Полонский В. Творчество Б.Зайцева // Новая жизнь. 1915. № 4. С. 151 - 157.
4 См.: Коган П.С. Очерки по истории новейшей русской литературы. М., 1910. Т. 3. Вып. 1. С. 174 - 182; Колтоновская Е.А. Б.Зайцев //Русская литература XX века: 1890 -1910 / Под ред. С.А.Венгерова. М., 1916. Т. 3. Кн. 8.
C. 67 - 80; Морозов М.М.Указ. соч. С. 124 - 158.
До отъезда из страны в 1922 году Б.К.Зайцев опубликовал шесть сборников рассказов и пьес, роман «Дальний край» (все эти книги выдержали несколько переизданий), цикл очерков «Италия», брошюру о войне, а также выступил как переводчик (его перевод пьесы Г.Флобера «Искушение святого Антония»• был помещен М.Горьким в XVI выпуск издательства «Знание»).
После революции о Б.К.Зайцеве продолжали писать литературоведы, авторы работ по истории новейшей русской литературы: Г.Горбачев, В.Е.Евгеньев-Максимов, Р.В.Иванов-Разумник, В.Л.Львов-Рогачевский1. Все они сходились в одном: Б.К.Зайцев - «тихий художник, высококультурный, талантливый, хотя и однообразный», подошедший к эпохе «бури и натиска» «с кроткой улыбкой покорности и увядания»2; «Б.К.Зайцев весь в прошлом»3.
Впоследствии мнение, сложившееся о Б.К.Зайцеве в дореволюционной критике, поддерживалось в советском литературоведении, хотя в целом упоминания о творчестве писателя очень редки и, как правило, содержатся в обзорах русской эмигрантской литературы1.
Последняя обстоятельная работа о нем, вышедшая до войны, -глава в монографии Б.В.Михайловского «Русская литература XX века» (М., 1939), посвященная импрессионизму в русской литературе.
Б.К.Зайцев, по мнению автора книги, писатель, близкий : по духу Бунину, но без социально-критического начала, лирический певец умирающей дворянской усадьбы. Б.В.Михайловский отнес Б.К.Зайцева к представителям так называемого "декадентского импрессионизма" и подробно охарактеризовал импрессионистический метод на материале его творчества.
См.: Горбачев Г. Очерки современной русской литературы. Л., 1924. С. 25; Евгеньев-Максимов В.Е. Очерк истории новейшей русской литературы. Л.; М., 1925. С. 236; Иванов-Разумник Р.В. Русская литература XX века: 1890 - 1915. Пг., 1920. С. 34; Львов-Рогачевский В. Л. Очерки по истории новейшей русской литературы: 1881-1919. М:, 1919. С. 74-77.
2 Львов-Рогачевский В.Л. Очерки по истории новейшей русской литературы. С. 77.
3 Евгеньев-Максимов В.Е. Указ.соч. С. 236.
В основе этого метода - философская теория субъективного идеализма, представление о вещах как о комплексе ощущений. В итоге складывается не целостная объективная картина мира, а разрозненные, фрагментарные описания отдельных явлений. Несмотря на негативную оценку метода в целом, Михайловский справедливо отметил достижения импрессионизма в разных видах искусства. Это, в первую очередь, обогащение художественных средств, «тонкое, подвижное и красочное воспроизведение поверхностных жизненных процессов»2. Исследование импрессионистических тенденций в русской реалистической прозе рубежа веков и в творчестве Б.К.Зайцева в наши дни продолжили Л.В.Усенко и В.Т.Захарова3.
В 1954 году увидел свет подготовленный Пушкинским Домом десятый том Истории русской литературы. В. главе «Проза буржуазного упадка» содержалось упоминание о Б.К.Зайцеве, данное в свете социологических оценок: писатель назван «выразителем позиции реакционного дворянства», «поэтом безволия, пассивным созерцателем жизни»4. При этом автор главы С.В.Касторский повторил устоявшееся мнение о Б.К.Зайцеве, сложившееся еще до революции. Сам факт упоминания писателя-эмигранта в советском литературоведении тех лет выражает стремление отразить объективную картину литературного процесса XX века.
После войны о Б.К.Зайцеве писали В.А.Келдыш, К.Д.Муратова, Л.В.Крутикова, Л.Н.Назарова, Л.А.Иезуитова.
В.А.Келдыш характеризует дореволюционное творчество Б.К.Зайцева в целом, развивая мысли Б.В.Михайловского о лирическом и импрессионистичском начале в произведениях писателя. «В лирической прозе раннего Б.К.Зайцева (первый
1 См.: Горбов Д. Мертвая красота и живучее безобразие // Красная новь. 1926. № 7. С. 239 - 240; Смирнов Н. На том берегу: Заметки об эмигрантской литературе // Новый мир. 1926. № 6. С. 145; Смирнов Н. Эмигрантская литература // Красная новь. 1924. Апрель / май. С. 250 - 258.
2 Михайловский Б.В. Русская литература XX века. М., 1939. С. 99.
3 См.: Захарова В.Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века. М., 1993; Усенко JI.B. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. Ростов-на-Дону, 1988.
4 Касторский C.B. Проза буржуазного упадка // История русской литературы: В 10 т. M.; JL, 1954. Т. 10.
С.622. сборник) и в типичной новелле «чистого» настроения характер как целостная определенность почти исчезает. Пропадает и зримо точное, чувственное, предметное ощущение мира. Образ мира «размывает» лирическая волна. «Объект» Б.К.Зайцева - некий слитный эмоциональный комплекс, растворяющий в себе реальные очертания отдельных явлений. И столь же зыбка, неопределенна, как и образный строй, самая мысль о мире, необъяснимо подчиняющем себе человека.»1. По мнению исследователя, в дальнейшем творчестве Б.К.Зайцева, несмотря на растущее тяготение к реализму, оказываются приглушенными социальные мотивы. Писатель ищет идеал в любви, воспринятой как «отблеск божественного огня» в духе идей В.С.Соловьева.
В книге «Судьбы русского реализма» (Л., 1972) К.Д.Муратова пишет о романе «Дальний край», пытаясь отвести несправедливые упреки критики. Исследовательница объясняет художественную специфику произведения своеобразием авторской позиции. Л.В.Крутикова характеризует рассказ и повесть Б.К.Зайцева, подчеркивая демократизм писателя, проявившего внимание к деревенской жизни, к малозаметным людям и создавшего обобщенный образ смиренной Руси2. В целом все литературоведы, оценивая дореволюционное творчество Б.К.Зайцева, пытаются определить его место в истории русской литературы рубежа веков и, несмотря на присутствие социологических оценок позиции автора, делают интересные наблюдения над поэтикой писателя.
В эмиграции Б.К.Зайцев оставался одним из самых авторитетных литераторов. На протяжении нескольких десятилетий он возглавлял Парижский союз русских писателей и журналистов, принимал активное участие в литературной жизни русского зарубежья, публикуя в газетах статьи-отклики на все события современной культурной жизни.
1 Русская литература конца XIX-начала XX века: 1901 - 1907. М., 1971. С. 162. Тожевкн.: КелдышВ.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975. С. 265.
2 См. : Судьбы русского реализма. Л., 1972. С. 102 - 105, 177 - 180. См. также: История русской литературы: В 4 т. JL, 1983. Т.4. Литература конца XIX - начала XX века. С.265.
При этом Б.К.Зайцев не оставлял собственно художественного творчества, создав целый ряд крупных произведений, причем помимо традиционных жанров повести, рассказа, романа, он пробовал использовать и другие, подчас новые и оригинальные, такие как путевой очерк, художественная биография, литературный портрет.
Эмиграция относилась к писателю с подлинным уважением,; о его творчестве писали М.Осоргин, В.Ладыженский, П.Муратов, Е.Недзельский, Г.Адамович, Е.Таубер, П.Грибановский и другие1. Авторитет Б.К.Зайцева оставался непоколебленным на протяжении десятилетий. В 192 5 году Д.С.Мирский заметил, что Б.К.Зайцева "считают .одним из самых выдающихся писателей эмиграции"2, в юбилейных статьях 1961 года о Б.К.Зайцеве писали как о «патриархе российской словесности»3, а в год 90-летия писателя его назвали «последним из лебедей Серебряного века»4. За рубежом вышла первая монография о Б.К.Зайцеве5 и библиография его произведений6.
К сожалению, произведения писателя долгое время не публиковались на родине, и только с конца 198 0-х годов начался новый этап осмысления его наследия.
Выходят сборники произведений Б.К.Зайцева, снабженные комментариями и вступительными статьями, его творчество начинают включать в программы для школьного и вузовского обучения. Прошли первые конференции - Зайцевские чтения - в
1 См.: ОсоргинМ. Этюды о писателях//Новая русская книга. Берлин, 1923. № 3/4. С. 8 - 9; Ладыженский В Поэт долга и примирения // Перезвоны. Рига, 1926. № 26. С. 806 - 807; Муратов П. Искусство прозы // Современные записки. Париж, 1926. № 29. С. 240 - 258; Недзельский Е. Дар скромности и созерцания: О творчестве Б.Зайцева // Воля России. Прага, 1927. № 12/1. С. 50 - 59; Адамович Г.Комментарии // Числа. Париж, 1930. № 1. С. 2 -3; Таубер Е. В пути находящиеся: О творчестве Б.Зайцева // Грани. Франкфурт-на-Майне, 1957. № 33. С.152-163; Грибановский П. Б.К.Зайцев: Обзор творчества // Русская литература в эмиграции / Под ред. Н.П.Полторацкого. Питтсбург, 1972. С. 133- 150.
2 Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. 2-е изд. Лондон, 1992.
С. 628.
3 См.: Вейдле В. Русский писатель: К 80-летию Б.Зайцева // ВестникРСХД. 1961. № 60/1. С.1-3; Завалишин В. Б.Зайцев: К 80-летию // Новый журнал. 1961. № 63. С. 137 - 145; Степун Ф. Б.К.Зайцеву: К его 80-летию // Мосты. 1961. № 7. С. 19 - 32. Ржевский Л. Тема о непреходящем // Мосты. 1961. № 7. С. 34 - 40.
4 Терапиано Ю. Б.Зайцев // Русская мысль. 1971. № 2829. С. 8.
5 См.: Шиляева А. Б.Зайцев и его беллетризованные биографии. Нью-Йорк, 1971.
6 См.: Б.К.Зайцев: Библиография. Сост. Р.Герра.
Москве, Калуге (1996) и Орле (1998)В 1990-х годах были защищены первые диссертации, исследующие творчество
Б.К.Зайцева. Эти факты объективно отражают стремление ученых к глубокому освоению наследия оригинального художника слова XX века.
Изучение творчества Б.К.Зайцева до сих пор сопряжено с определенными трудностями: нет академического полного собрания его сочинений, одной из насущных задач современного зайцеведения является текстологическая работа по подготовке и переизданию его произведений. Архив Б.К.Зайцева разрознен: часть находится у родственников писателя в Париже, другая часть передана в архив Колумбийского университета (США), отдельные рукописи и письма хранятся в архивах Москвы и Санкт-Петербурга, а также в частных собраниях. До сих пор нет полного библиографического справочника критической литературы о Б.К.Зайцеве.
Чаще всего творчество Б.К.Зайцева рассматривается в работах обобщающего характера, исследователи приводят краткий очерк творчества писателя2.
Большинство современных исследователей обращается к вопросам поэтики доэмигрантского творчества Б.К.Зайцева. В поле зрения оказываются такие вопросы, как лирико-импрессионистические тенденции, символика, жанрово-стилевое своеобразие произведений писателя.
Л.А.Иезуитова в жанре вступительной статьи сделала аналитический обзор отзывов дореволюционной критики о Б.К.Зайцеве и затронула вопросы своеобразия его художественного мира, жанра, стиля, типологии героев. Постоянные величины художественного мира писателя - космизм, бытийность, "живое переживание сиюминутного и в то же время
1 См.: Проблемы изучения жизни и творчества Б.К.Зайцева: Первые Международные Зайцевские чтения. Калуга, 1998.
2 См.: Михайлов О. Б.К.Зайцев: Литература русского зарубежья // Литература в школе. 1990. № 6. С.47-50; Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-хгодов. М., 1991. С.107-115; Толмачев В. М. Отжизник житию: Логика писательской судьбы Б.Зайцева // Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940: В 2 кн. М., 1994. Кн.2. С. 105-128; Черников А.П. Проза и поэзия серебряного века. Калуга, 1996. С. 119-136. вечного, способность чувствовать человека в качестве составной части потока земного и вселенского."1. Основным жанром писателя исследовательница, вслед за А.Топорковым, назвала идиллию, отметив, что в XX веке в прозе Б.К.Зайцева идиллия, преодолев пространственную замкнутость, распространилась на Космос и перешла из эпики в лирику, выдвинув на первый план личностное переживание.
Л.А.Иезуитова отметила также эволюцию доэмигрантского творчества Б.К.Зайцева от изображения человека в его природно-космическом естестве к художественному отражению современности с ее болями и печалями и, как следствие, изменение формы произведений от идиллии к скорбной элегии.
М.А.Полякова проанализировала рассказы Б.К.Зайцева и И.А.Бунина 1900-х годов с точки зрения их жанрово-родовой специфики как образцы лирической прозы2.
Л.В.Усенко и В.Т.Захарова с разных позиций рассмотрели импрессионистические тенденции в ранней прозе Б.К.Зайцева. В трактовке Л.В.Усенко импрессионизм - стиль, характеризующийся совокупностью определенных средств художественной выразительности3. По мнению В.Т.Захаровой, импрессионистическое начало отражает особое мировидение - осмысление жизни "в единстве ее многообразных проявлений - природных, социальных, космогонических"4. Проблема импрессионизма и его соотношения' с неореализмом в прозе Б.К.Зайцева затронута также в книге швейцарского литературоведа И.Хукса5.
Ю.А.Драгунова, как и большинство других ученых, обратилась к доэмигрантскому творчеству Б.К.Зайцева, исследовала его поэтику и мировоззренческие основы, отметив взаимопроникновение земного и духовного миров, изображение
1 Иезуитова JI.A. В мире Б.Зайцева // Зайцев Б. Земная печаль. Л., 1990. С.6.
2 См.: Полякова М.А. Лирическая проза И.А.Бунина и Б.К.Зайцева: конец 1890-х- 1900-е гг. //И.Бунин и литературный процесс начала XX века: до 1917 года. Л., 1985. С. 101 - 111.
3 См.: Усенко Л.В. Указ.соч.
4 Захарова В.Т. Указ.соч. С. 5.
5 См.: Них I. Schreiben, im Exil: B.K.Zajcev als Schriftsteller und Publizist. Bern, 1997. ; действительности как "гармонии противоречий"1. Особое внимание уделено проблеме влияния философских идей В.С.Соловьева на мировосприятие писателя. Анализируя стилевые особенности прозы Б.К.Зайцева, Ю.А.Драгунова остановилась на импрессионистической манере, определяющей изображение человека и природного мира.
В свете проблематики данной диссертации особо интересным в работе Ю.А.Драгуновой представляется вопрос об отношении Б.К.Зайцева к традиции русской классической литературы и своеобразие творческой полемики писателя с И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским и А.П.Чеховым. Ю.А.Драгунова охарактеризовала не опубликованную в России статью Б.К.Зайцева "Тургенев и "Отцы и дети": Послесловие к немецкому изданию романа" и высказала мысль о близости зайцевского восприятия Тургенева мнениям критики символистского толка, хотя заявленная тема в реферате оказалась не развернутой.
JT.А.Пермякова исследовала поэтику повести Б.К.Зайцева "Голубая звезда" в свете идущей от В.С.Соловьева традиции "сакрализации женственности" и отметила особую роль символики в этом произведении2. Интересно, что в работе Л.А.Пермяковой повесть Б.К.Зайцева рассмотрена в одном ряду с романами символистов - В.Я.Брюсова, Ф.К.Сологуба, А.Белого, хотя проблема "Б.К.Зайцев и символисты" открыто не поставлена. О символике повести "Голубая звезда" писала также А.М.Грачева3.
Своеобразие сюжетного построения ранних произведений Б.К.Зайцева исследуется в работах Ю.М.Камильяновой и C.B.Сомовой4.
1 См.: Драгунова Ю.А. Проза Б.К.Зайцева 1901 - 1922 гг. Автореф. дис. . канд.филол.наук. Тверь,
1997.
2 См. : Пермякова Л.А. Сакрализация женственности в прозе русского символизма. Автореф. дис. . канд.филол.наук. Уфа, 1996.
3 См.: Грачева A.M. Повесть Б.К.Зайцева «Голубая звезда»: К вопросу о неомифологизме в реалистической прозе 1910-х годов//Проблемы развития русской литературы Х1-ХХ веков. Л., 1990. С.37-38.
4 См.: Камильянова Ю.М. Типы сюжетного повествования в прозе Б.Зайцева 1900-1920-х годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 1998; Сомова C.B. Поэтика сюжета прозы Б.Зайцева: Рассказы и повести 1901-1929 годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Самара, 1998.
Другая тенденция в изучении творчества Б.К.Зайцева связана с поиском и комментированием православно-религиозных мотивов1 в произведениях писателя. A.M.Любомудров считает основной чертой мировоззрения Б.К.Зайцева смирение, а стиль писателя адекватным выражением православного миросозерцания. Объектом анализа для исследователя являются произведения Б.К.Зайцева эмигрантского периода - "Преподобный Сергий Радонежский", "Афон", "Валаам"1.
Первые литературоведческие опыты о творчестве Б.К.Зайцева носят различный характер: ознакомительный, проблемный, аналитический, но большинство работ имеет одну общую черту: чаще всего исследование сводится к имманентному анализу поэтики произведений, не развернутому в широком историко-литературном контексте. Можно сказать, что первая ступень в изучении возвращенного творчества Б.К.Зайцева уже преодолена: многие его произведения переизданы и определено место в русском литературном процессе XX века. Теперь начинается новый этап анализа и осмысления: назрела насущная необходимость специально рассмотреть творчество писателя в литературно-критическом контексте, соотнести с теми тенденциями, которые влияли на ход литературного развития на рубеже столетий.
Нельзя не отметить тот факт, что из всех произведений Б.К.Зайцева, помимо ранних рассказов, наибольший интерес у современных исследователей вызывают его художественные биографии "Жизнь Тургенева" (1931), "Жуковский" (1952), "Чехов" (1954), созданные в годы эмиграции и составившие оригинальную трилогию.
Обращение Б.К.Зайцева к этому материалу не случайно и обусловлено несколькими тенденциями. С одной стороны, большую роль сыграл личный интерес автора к внутреннему миру любимых
1 См.: Любомудров A.M. 1) Мотив смирения в прозе Б.К.Зайцева // Проблемы развития русской литературы XI - XX веков. С. 38 - 39; 2) Книга Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» // Русская литература. 1991. № 3. С. 112 - 121; 3) Монастырские паломничества Б.Зайцева // Русская литература. 1995. № 1.С. 137-158. писателей, с другой стороны, - стремление эмиграции сохранить живую связь с родной культурой в годы изгнания.
Трилогия с самого начала привлекла внимание критиков и литературоведов. Интерес к этому циклу вполне закономерен. Во-первых, замечателен сам материал - факты жизни крупных русских писателей. Во-вторых, судьбы классиков увидены глазами другого художника, живущего в иную историческую эпоху, и 'эта особенность помогает лучше понять проблему традиций и преемственности в русской литературе и - шире - культуре в целом.
Выход каждой книги сопровождался серией критических отзывов. На "Жизнь Тургенева" отозвались Г.Адамович, Н.Андреев, П.Бицилли, П.Бобринский, Р.Кульман, П.Пильский,на книгу "Жуковский" - Н.Андреев2, на биографию Чехова - П.Ершов, Р.Плетнев3.
Рецензенты давали общую характеристику произведений, основанную на непосредственном впечатлении, возникшем по прочтении. Авторы откликов отреагировали на новый жанр "литературной биографии" и отметили необычность интерпретации документального материала.
Последующие критики и историки литературы также давали общую характеристику произведений, пытались обозначить их место в творчестве Б.К.Зайцева, объясняли выбор героев и авторское отношение к ним, определяли своеобразие жанра книг, художественного метода и творческой манеры писателя, а также обосновывали единство трех произведений.
1 См.: Адамович Г. «Жизнь Тургенева» Б.Зайцева // Последние новости. 1932. № 3942. С. 3; Андреев Н. «Жизнь Тургенева» Б.Зайцева // Воля России. 1932. № 1/3. С. 94 - 96; Бицилли П. «Жизнь Тургенева» Б.Зайцева // Современные записки. 1932. № 48. С. 475 - 477; Бобринский П. «Жизнь Тургенева» Б.Зайцева // Возрождение. 1931. № 2396. С. 3; Кульман Н. "Жизнь Тургенева" Б.Зайцева//Россия и славянство. 1932. № 182. С. 3; Пильский П. «Жизнь Тургенева» Б.Зайцева// Сегодня. 1931. № 357. С. 4.
2 См.: Андреев Н. Жуковский Б.Зайцева // Грани. 1951. № 14. С. 187 - 188.
3 См. : Ершов П. Б.Зайцев. «Чехов» // Новый журнал. 1954. № 39. С. 284 - 286; Плетнев Р. Книга о Чехове // Грани. 1954. № 23. С. 143 - 144.
Все рецензенты почувствовали "внутреннее сродство"
Б.К.Зайцева с героями своих произведений - "сродство их душ,' а 1 потому и стилей" .
По словам Н.И.Ульянова, "писатель сам обозначил тот ряд^: к которому он принадлежит"2. Жуковский, Тургенев и Чехов - "три луны", мягкие светила русской литературы, чье творчество отмечено лиризмом, тонким психологизмом, вниманием к человеческой душе и природе. Безусловно, Б.К.Зайцев также находился в этой линии литературного развития, что отмечали еще дореволюционные критики и о чем неоднократно говорил сам писатель. Эта близость предопределила особый метод вчувствования" во внутренний мир и психологию героев3.
Произведения написаны по канве документальных материалов, причем Б.К.Зайцев объективен в использовании конкретных источников и не допускает домысла. Л.Д.Ржевский назвал метод писателя "реконструкцией" образа на основе документа4. Подобный метод не исключает возможности высказать авторское мнение о том или ином событии, но Б.К.Зайцев, касаясь области предположений, подчеркивает модальность суждения (при помощи слов "вероятно", "может быть"), нигде не переступая границ достоверно известного. При этом писателю удалось увидеть героев изнутри, разгадать глубинную тайну индивидуальности.
Архимандрит Киприан (Керн) писал о героях Б.К.Зайцева: "Не вожди и не социальные реформаторы - область его интересов. Не гонители и не обличители, а скорее изгнанники, одиночки, массам ненавистные и от них уходящие на свои вершины, в свои пустыни"1. Ф.А.Степун отметил, что трилогия Б.К.Зайцева по своему внутреннему смыслу связана с главной линией всего творчества писателя. Эту линию Ф.А.Степун определил как проникновенное изображение "Святой Руси". Христианское отношение к миру обусловило концепцию человека и методы его
1 Степун Ф. Указ. соч. С. 25.
2 Ульянов Н. Б.К.Зайдев // Русская литература. 1991. № 2. С. 76.
3 См.: Струве Г. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956. С. 266.
4 См.: Ржевский Л. Указ.соч. изображения в художественных биографиях. Ф.А.Степун, как и архимандрит Киприан, считает, что тайна индивидуальности связана с проблемой религиозной веры. Именно с этой точки зрения Б.К.Зайцев показывает своих героев, раскрывая в их внутреннем мире искреннюю устремленность к Богу, изображая сложный, подчас грозящий внутренними противоречиями и драматизмом путь к Высшему2.
Самое основательное исследование о трилогии, вышедшее за рубежом, - монография А.Шиляевой "Борис Зайцев и его беллетризованные биографии" (Нью-Йорк, 1971).
Целью книги является дефиниция жанра (еще не изученного в то время) и анализ поэтики биографических книг Б.К.Зайцева (следует отметить, что "поэтика" понимается А.Шиляевой как "структура повествования").
А.Шиляева обращается к истории жанра "беллетризованной биографии", перечисляет конкретные обязательные черты, присущие жанру, делает подробный обзор произведений биографического характера в русской и европейской литературе. Автор монографии дает характеристику творчества Б.К.Зайцева, выделяя в нем биографические темы и особо останавливаясь на книге "Преподобный Сергий Радонежский" (1925) как первой художественной биографии. И, наконец, в соответствующих главах делается подробный анализ книг "Жизнь Тургенева", "Жуковский", "Чехов". Исследовательница провела тщательный анализ документальной основы произведений, выявила источники, которыми пользовался Б.К.Зайцев при работе над биографиями, сопоставила книги Б.К.Зайцева с другими произведениями сходного содержания и жанра. А.Шиляева обосновала определение жанра книг - "беллетризованная биография", и вслед за Г.П.Струве и Л.Д.Ржевским назвала методом автора реконструкцию, основной чертой поэтики - импрессионизм. А.Шиляева не ограничивается формальным анализом жанровой и
1 Киприан, архимандрит (Керн). Б.К.Зайцев: Портрет // Возрождение. Париж, 1951. № 17. С. 163.
2 См.: Степун Ф. Указ.соч. повествовательной структуры. Вслед за Ф.А.Степуном она попыталась определить зайцевскую концепцию личности, выделив как главные черты произведений обращение к жизни сердца русских писателей и раскрытие подчас неявных религиозных настроений. По мнению А.Шиляевой, своеобразие биографий определяется авторским отношением к героям: "В этих книгах Бориса Зайцева о великих русских писателях раскрывается также и привлекательный образ самого автора - верующего, благожелательного и гуманного человека, большого мастера слова, "поэта в прозе", внесшего неповторимое "свое" в сравнительно новый и экспериментальный в русской литературе жанр беллетризованной биографии"1.
В отечественном литературоведении, как уже было сказано, до недавнего времени о Б.К.Зайцеве писали мало. Следует особо отметить заслугу Л.Н.Назаровой, которая на протяжении ряда лет вела переписку с Б.К.Зайцевым и по мере возможности знакомила отечественных читателей с его произведениями об о ^
И.С.Тургеневе . В статье О книге Б.К.Зайцева "Жизнь Тургенева дана общая характеристика произведения с опорой на исследование А.Шиляевой, но определение "беллетризованная" биография заменено на "художественная", так как слово "беллетристика" прочно ассоциируется с вымыслом, сознательно отсутствующим у Б.К.Зайцева3. Л.Н.Назарова отметила в книге реалистичность и психологическую убедительность образа Тургенева, а также некоторых лиц из его окружения, например, матери писателя, В.П.Тургеневой. Достижением "Жизни Тургенева" названо мастерство психологического портрета современников, при том что некоторые все-таки не удались из-за недостатка документальных сведений.
1 Шиляева А. Указ.соч. С. 164.
2 См.: Назарова JI.H. 1) Писатели-орловцы о «Записках охотника» И.С.Тургенева // Второй межвузовский тургеневский сборник. Орел, 1968. С. 204 - 218; 2) О книге Б.К.Зайцева «Жизнь Тургенева» // И.С.Тургенев и русская литература. Курск, 1982. С. 149 - 157; 3) И.С.Тургенев в неизданных письмах Б.К.Зайцева // И.С.Тургенев: Проблемы мировоззрения и творчества. Элиста, 1986. С. 164- 172.
3 Сам писатель считал биографии строго документальными произведениями и в письме к исследовательнице заметил: "Беллетристика - противное слово, но приходится им пользоваться" (Зайцев Б.К. Письма к Л.Н.Назаровой // Русская литература. 1995. № 1. С. 231).
Л.Н.Назарова признает весомость высказываний Б.К.Зайцева о произведениях И.С.Тургенева, хотя в задачу автора не входило давать полный анализ творчества писателя.
В дальнейшем упоминания о трилогии в печати были вызваны публикацией текстов на родине1.
В 1990-е годы появилось несколько диссертационных работ, специально исследующих трилогию Б.К.Зайцева о писателях.
Н.Н.Жукова в диссертации "Проблема становления творческой личности в художественных биографиях Б.К.Зайцева" (М., 1993), опираясь на идеи Ф.А.Степуна, разрабатывает вопрос об эволюции этико-эстетических представлений Б.К.Зайцева, о причинах, обусловивших жанровые изменения в его творчестве, о тематической направленности его произведений. Она отметила наличие скрытого автобиографизма в творчестве Б.К.Зайцева. Основные категории художественного мира при этом поняты автором традиционно, наибольшее внимание уделено проблеме психологического изображения личности и ее эволюции на протяжении жизненного пути.
О.А.Кашпур в своей работе "Жанр литературного портрета в творчестве Б.К.Зайцева" (М. , 1995) во многом следует за наблюдениями А.Шиляевой: рассматривает как единый цикл книги "Преподобный Сергий Радонежский", "Жизнь Тургенева", "Жуковский", "Чехов", исследует истоки биографического жанра в раннем творчестве Б.К.Зайцева, характеризует зайцевскую концепцию личности человека в связи с положениями христианской этики. В этом О.А.Кашпур близка эмигрантской критике, отмечавшей религиозность взглядов Б.К.Зайцева на человека и его судьбу в мире. Однако исследование спорно с точки зрения жанровой концепции: О.А.Кашпур неправомерно заменяет определение "беллетризованная биография" определением "литературный портрет". Безусловно, в этих жанрах художественно-документальной литературы есть черты сходства,
1 См.: Зайцев Б.К. Жуковский / Публ., предисл. и прим. Ю.М.Прозорова // Русская литература. 1988. №2-4. ' ' но есть и принципиальные различия, которые осознавались самим автором биографий и его современниками. Показательно, что почти во всех работах о трилогии проблема жанра оказывается в центре внимания.
Другой важной проблемой является природа творческого метода писателя, этому вопросу посвящена работа Н.И.Завгородней "Образ художника в беллетризованных биографиях Б.К.Зайцева "Жизнь Тургенева", "Жуковский", "Чехов" (Самара, 1997) . По мнению автора, Б.К.Зайцев опирается на эстетику вчувствования ("эмпатии") , считая, что только духовная интуиция может постигать Добро и Красоту. Этому вопросу посвящена специальная глава. Общая цель исследования расширение литературного контекста зайцевских биографий контекстом религиозно-философским через специфично понятую категорию Образа Художника. Н.И.Завгородняя по-новому интерпретирует проблему "концепция личности", вычленяя в личности надындивидуальное - Лик, а в зайцевском тексте житийную структуру, в отличие от традиционных "биографической" и "портретной". Философская эстетика Б.К.Зайцева объясняет синкретизм его биографий, в которых объединяются исторический, философский, эстетический подход к творчеству. При точных наблюдениях и постановке интересных вопросов исследование представляется оторванным от конкретного зайцевского текста, приоритет явно отдан философско-религиозным, а не собственно литературоведческим проблемам.
Подводя итоги, можно сказать, что современное литературоведение сделало важный шаг в изучении зайцевских художественных биографий, наметив основные пути анализа этих произведений, в частности "Жизни Тургенева".
Нельзя не заметить, что проблема «Зайцев и Тургенев» часто затрагивается современными литературоведами. Помимо названных исследований можно назвать еще несколько статей, специально рассматривающих эту тему1. Однако, в каждом случае избирается какой-либо узкий аспект и авторы работ, как правило, ограничиваются лишь отдельными замечаниями и наблюдениями.
В настоящей работе выбрано одно направление исследования: образ И.С.Тургенева в творческом сознании Б.К.Зайцева. Объектом анализа являются произведения Б.К.Зайцева об этом писателе: художественная биография «Жизнь Тургенева» и восемнадцать статей, созданных в период с 1918 по 1969 год. Привлекаются также письма Б.К.Зайцева, содержащие высказывания об И.С.Тургеневе.
Актуальность темы исследования определяется тем, что до настоящего времени специально не рассматривался вопрос о формировании зайцевского восприятия Тургенева и соотношения этого восприятия с мнениями современной Б.К.Зайцеву критики.
Такой подход к изучению художественной литературы помогает глубже осмыслить проблему литературной преемственности2.
Изучение своеобразия интерпретации жизни и творчества И.С.Тургенева в произведениях Б.К.Зайцева помогает понять те грани художественного мира Тургенева, которые были впервые увидены лишь в XX веке.
В этой связи определилась цель исследования: выявить своеобразие восприятия И.С.Тургенева Б.К.Зайцевым и способы воплощения этого восприятия в документально-художественных и литературно-критических произведениях писателя. Для этого сформулированы конкретные задачи: обозначить причины обращения Б.К.Зайцева к художественно-документальным жанрам, определить специфику использования писателем нового жанра "художественной биографии", проследить формирование образа Тургенева в творческом сознании Б.К.Зайцева, выявить принципы создания художественного образа героя в "Жизни Тургенева", рассмотреть
1 См.: Ледковская М. И.С.Тургенев и Б.Зайцев // И.С.Тургенев. Жизнь, творчество, традиции. Будапешт, 1994. С. 131- 139; Куделько Н. «Тургеневское» в прозе Б.К.Зайцева // Проблемы мировоззрения и метода И.С.Тургенева: К 175-летию писателя. Орел, 1993. С. 94 - 95.
2 См. об этом: БушминА.С. Преемственность в развитии литературы. Л., 1975. историко-литературный фон, на котором происходило постепенное формирование оригинального взгляда Б.К.Зайцева.
Произведения Б.К.Зайцева об И.С.Тургеневе рассматриваются в литературно-критическом контексте эпохи конца XIX - первой половины XX века как закономерное и оригинальное явление, причем на фоне сравнения их с другими произведениями ярче выделяется неповторимое своеобразие зайцевской манеры.
Для осуществления поставленных задач выбран системный метод исследования, сочетающий имманентный и сопоставительный анализ, с опорой на труды ведущих современных литературоведов.
Новизна диссертации определяется тем, что "Жизнь Тургенева" Б.К.Зайцева впервые рассматривается в широком литературно-критическом контексте. В качестве литературного фона привлекаются произведения художественно-документальных жанров "художественной биографии" и "литературного портрета", литературно-критического жанра "силуэта писателя", а также научные и литературно-критические статьи конца XIX - начала XX веков о творчестве И.С.Тургенева, обнаруживающие переклички с идеями и оценками Б.К.Зайцева.
В работе предпринята попытка проследить, как происходило формирование зайцевского восприятия И.С.Тургенева в эпоху русского символизма в созвучии с мнениями символистской критики и как это глубоко личностное восприятие выразилось в произведениях Б.К.Зайцева о Тургеневе.
Анализ статей и писем Б.К.Зайцева показал, что авторская интерпретация личности и творчества И.С.Тургенева была очень устойчивой и не менялась с течением времени. Это позволило рассмотреть художественную биографию "Жизнь Тургенева" не только на фоне литературного развития 1920 - 1930-х годов, .но и в контексте литературной критики более ранннего периода - -конца XIX - начала XX веков.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Б.К.Зайцев сформировался как писатель под влиянием множества идей и художественных течений, расцветших в начале XX века в русском искусства. На скрещении этих тенденций рождались самые неожиданные и оригинальные явления, начиная с принципиально новых жанров, ранее не существовавших в литературе, и кончая художественными новациями, которые на несколько десятилетий определили ход литературного развития. К числу последних, безусловно, относится символизм, сложившийся не только как явление искусства, но и как мировоззрение, давшее новый взгляд на окружающую действительность. Этот взгляд охватил весь мир, включая человека, природу и культуру, воспринятую и переосмысленную в свете новых идей. Именно этот аспект представляется наиболее важным в свете задач данного исследования: литературоведение уже давно настойчиво говорит о необходимости функционального изучения произведений искусства и всех явлений литературного процесса, будь то конкретное художественное произведение, или творчество какого-либо писателя1. Известно, что эпоха рубежа веков дает богатейший материал для изучения "литературных репутаций" русских классиков - А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, ибо именно в это время происходит "переоценка ценностей", корректировка и даже разрушение устоявшихся мнений. Огромная роль в переосмыслении классического наследия принадлежит модернистской критике, которая повлияла на сознание своих современников и их восприятие культурных традиций. Известно, что символизм начал свое существование с отрицания реалистических традиций. Впервые идейно-эстетическое кредо символизма было сформулировано в книге Д.С.Мережковского "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы" (1893), в которой содержался новый взгляд и на классическую русскую литературу. В дальнейшем модернистская критика неоднократно выступала со своими интерпретациями русской классики. И.Ф.Анненский, В.В.Розанов, Ю.И.Айхенвальд,
1 См.: Вопросы функционального изучения литературы. Волгоград, 1982; Литературные произведения в движении эпох. М., 1979; Проблемы комплексного изучения восприятия художественной литературы. Калинин, 1984; Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс. Саратов, 1975; Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979; Художественное восприятие: Проблемы теории и истории. Калинин, 1984.
Д.С.Мережковский и другие создали новую традицию восприятия и толкования творчества писателей XIX века, в том числе и И.С.Тургенева. Свои оригинальные мнения критики облекали в нывые формы. Так, например, модернистской критикой был введен в обиход литературно-критический жанр "силуэта писателя".
Б.К.Зайцев не остался в стороне от этих процессов, он впитывал новые веяния, как любой художник, идущий в ногу со своим временем. Его восприятие И.С.Тургенева - лишь одна из граней нового взгляда писателя XX века на классическую литературу.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Оригинальная интерпретация Б.К.Зайцевым образа
И.С.Тургенева наиболее полно воплотилась в художественной биографии «Жизнь Тургенева», вот почему анализ этого произведения находится в центре настоящего исследования.
Поэтика книги во многом обусловлена ее жанровой природой, а жанр определился замыслом, типом повествования, эстетическим мировосприятием Зайцева-писателя. Поэтому специфика жанра художественной биографии представляется наиболее актуальным вопросом в определении идейно-художественного своеобразия произведения. В первой главе диссертации рассмотрены истоки становления жанра художественной биографии в европейской литературе, особенности его бытования в литературе русской эмиграции, причины обращения Б.К.Зайцева к этому жанру, а также специфические черты, выделяющие этот жанр из ряда других художественно-документальных форм, в частности, литературного портрета. Рассмотрено своеобразие зайцевского литературного портрета на примере очерков о Л.Н.Андрееве.
Вторая глава диссертации посвящена анализу произведений Б.К.Зайцева об И.С.Тургеневе. Особо выделен в творчестве Б.К.Зайцева литературно-критический жанр «силуэта писателя». В этом параграфе содержится анализ восемнадцати статей
Б.К.Зайцева об И.С.Тургеневе, написанных в разное время на протяжении нескольких десятилетий. Таким образом прослеживается формирование зайцевского восприятия человеческого и творческого облика И.С.Тургенева. Постоянное обращение Б.К.Зайцева к имени этого писателя в критических статьях показывает, что интерес к нему был очень устойчивым. Необычный образ-силуэт И.С.Тургенева, созданный Б.К.Зайцевым в его очерках, соответствует художественному образу Тургенева в жизнеописании.
Во втором параграфе второй главы анализируется художественная биография «Жизнь Тургенева» с точки зрения ее поэтики и способов воплощения писательского замысла. Рассматривается композиция книги, средства создания художественного образа, а также особенности использования документальных источников, послуживших материалом для произведения. Центральная задача второй главы - выявить эстетические принципы создания образа И.С.Тургенева в литературных силуэтах и художественной биографии, показать оригинальность зайцевской интерпретации личности и творчества великого русского писателя. Видение Б.К.Зайцевым И.С.Тургенева было глубоко индивидуальным, но отнюдь не случайным. Чтобы понять своеобразие этого видения, необходимо обратиться к литературно-критическому контексту эпохи рубежа веков.
Третья глава диссертации посвящена проблеме восприятия И.С.Тургенева русской критикой и литературоведением конца XIX - начала XX веков. В главе анализируются работы о Тургеневе представителей разных школ и направлений в критике, таким образом воссоздается фон, на котором происходило формирование восприятия И.С.Тургенева Б.К.Зайцевым.
Переосмысление традиционного взгляда на И.С.Тургенева в начале XX века не только повлияло на Б.К.Зайцева и его отношение к этому писателю, но во многом наметило новые подходы к дальнейшему изучению творчества И.С.Тургенева, определило пути, по которым движется и современное тургеневедение. Обзор крупнейших литературоведческих работ об И.С.Тургеневе, приведенный в этой же главе диссертации, дает научное подтверждение правомерности некоторых оригинальных суждений, высказанных критикой рубежа веков и подхваченных Б.К.Зайцевым, и, с другой стороны, помогает увидеть слабые стороны зайцевской интерпретации творчества И.С.Тургенева.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, намечаются перспективы дальнейшего изучения темы. Проделанное исследование помогает глубже понять, во-первых, своеобразие поэтики оригинально используемых Б.К.Зайцевым художественно-документальных и литературно-критических жанров, во-вторых, место Б.К.Зайцева в литературном процессе XX века и, в-третьих, своеобразие нового взгляда, предложенного писателями и критиками XX века, на классические традиции.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проблема становления творческой личности в художественных биографиях Б. К.Зайцева1993 год, кандидат филологических наук Жукова, Наталья Николаевна
Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б.К. Зайцева2011 год, кандидат филологических наук Калганникова, Ирина Юрьевна
Лирический компонент прозы Б. К. Зайцева2000 год, кандидат филологических наук Полуэктова, Ирина Александровна
Генезис и идейно-художественные особенности образа православной России в произведениях И. С. Шмелева «Лето Господне» и Б. К. Зайцева «Путешествие Глеба»2020 год, кандидат наук Лысенко Лидия Анатольевна
Жанр романа в творческом наследии Б. К. Зайцева2001 год, кандидат филологических наук Конорева, Вера Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Яркова, Алла Витальевна, 1999 год
1.H. Гете в романе Томаса Манна // Манн Т. Лотта в Веймаре. М., 1957. С. 6.
2. Чуковский К.И. Письма разных лет // Вопросы литературы. 1972. № 1. С. 158.
3. Горький М. Леонид Андреев // Горький М. Полн.собр.соч: В 25 т. М., 1973. Т. 16. С. 313-357. В ; дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием страницы в скобках. :
4. Зайцев Б.К. Голубая звезда. Тула, 1989. С. 346.
5. Этот термин по отношению к художественным биографиям Б.К.Зайцева использует Н.И.Завгородняя, см. Завгородняя Н.И. Образ художника в беллетризованных биографиях Б.К.Зайцева. Автореф. дис. канд. филол. наук. Самара, 1997.
6. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995. С. 138.
7. Чехов А.П. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1981. Письма. Т. 10. С. 194.
8. См. Горький М. История русской литературы. М., 1939. С. 170-177, 179-182, 235-241.
9. См., например: Садовский Б. И.С.Тургенев: Опыт историко-психологического исследования // Русский архив. 1909. № 4. С. 601 629; Бенуа А.Н. Мои встречи с И.С.Тургеневым // Прометей. М., 1971. Т.8. С. 258 - 262. .
10. Зайцев Б.К. Письма к Л.А.Афонину и В.А.Мануйлову: 1961-1968 // Русская литература. 1997. №4.С.209.
11. Зайцев Б.К. О Тургеневе // Зайцев Б.К. Голубая звезда. М., 1989. С. 512.
12. Зайцев Б.К. Письма к Л.Н.Назаровой // Русская литература. 1994. № 12. С. 163.
13. Зайцев Б.К. Письма к Л.Н.Назаровой // Русская литература. 1994. № 12. С. 159.
14. См., например: Колтоновская Е.А. Критические этюды. СПб., 1912. С. 30; Крайний А. Гиппиус З.Н. Литературный дневник. СПб., 1908. С.383.
15. См.: Драгунова Ю.А. Проза Б.К.Зайцева 1901 1922 годов. Автореф. дис. .канд. филол. наук. Тверь, 1997. С.13-14.
16. См.: Тургенев и его время: Сборник первый. Художники слова о Тургеневе. М.; Пг. 1923. С. 15 16.
17. См.: Зайцев Б.К. 1) Тургенев в Париже: Этюд к жизнеописанию //Возрождение. 1929. № 1671. С.З 4; 2) Тургенев на съезжей // Жизнь и суд. 1930. № 1 (218). С. 2 - 3; 3) Смерть Тургенева // Возрождение. 1931. № 2308. С. 2.
18. См.: Зайцев Б.К. 1) Тургенев и его мать // Русская хрестоматия. Женева, 1944. С. 70 -73;
19. Зайцев Б.К. Судьба Тургенева: Копия рукописи с правкой // Архив ОГЛМТ. Фонд № 42. ОФ № 17750.
20. Лекции, прочитанные А.Моруа о Тургеневе, впоследствии легли в основу его книги. См.: Maurois А. Tourguenev. Paris, 1931.
21. Зайцев Б.К. Письма к Л.Н.Назаровой // Русская литература. 1994. № 12. С. 158.
22. Жданов В.Н. Метод Сент-Бева как историка французской литературы: Автореф. дне. . канд. филол. наук. М., 1978. С. 2.
23. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. С.20.3 Там же. С. 24.
24. См.: Балтрушайтис Ю. Ю.Айхенвальд. Силуэты русских писателей //Золотое руно. 1906. № 11-12. С.154-155.
25. См.: Львов-Рогачевский В.Л. Самовдохновенная критика // Львов-Рогачевский В.Л. Снова накануне. М., 1913. С. 137- 141.
26. См.: Кранихфельд В. О критике и критиках // Современный мир. 1911. № 8. С. 327 342.
27. Мурзина И.Я. Указ соч. С. 14.
28. МурзинаИ.Я. Указ. соч. С. 11.
29. См.: Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева // Современные записки. №№ 44 47.
30. См.: Алексеев М.П. Письма И.С.Тургенева // Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. М.; Л., 1961. Письма. Т. 1. С. 15 144.
31. Батюто А.И. Тургенев-романист. Л., 1972. С. 46.
32. См. Андреев Н. «Жизнь Тургенева» Б.К.Зайцева // Воля России. 1932. № 1 / 3. С. 94 96.
33. Соловьев B.C. О лирической поэзии: По поводу последних стихотворений Фета и Полонского // Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1990. С. 219-220.
34. Зайцев Б.К. Сочинения: В 3 т. Т. 1. С. 51.
35. Зайцев Б.К. Письма к Л.Н.Афонину и В.А.Мануйлову. С. 209.
36. См. об этом: И.С.Тургенев в воспоминаниях революционеров-семидесятников / Под ред Н.К.Пиксанова. М.; Л., 1930. См. также: Литературное наследство. М, 1967. Т. 76: И.С.Тургенев: Новые материалы и исследования. С. 236 237, 649 - 650.
37. Зайцев Б.К. Голубая звезда. Тула, 1989. С. 345 346.
38. Зайцев Б.К. Письма к Л.Н.Афонину и В.А.Мануйлову. С. 209.
39. См.: Богословский Н.В. Тургенев. М., 1959; Гревс И.М. История одной любви: И.С.Тургенев и П.Виардо. М., 1928; Гутьяр Н.М. И.С.Тургенев. Юрьев, 1907. Петров С.М. И.С.Тургенев. 2-е изд. М., 1968.
40. Архив ОГЛМТ. Ф.42. № 17553.
41. Это мнение, например, выражено в статье Н.К.Михайловского «О Тургеневе» (См.: Михайловский Н.К. Статьи о литературе XIX начала XX века. Л., 1989. С.235-258).
42. Тургенев И.С. Указ. соч. Письма. Т.10. С.281.3 Там же. Т.4. С.381.
43. См.: Андреев Н. «Жизнь Тургенева» Б.Зайцева. С.96.
44. Благой Д. Диалектика литературной преемственности // Вопросы литературы. 1962. № 2. С. 94.
45. См.: Венгеров С.А. И.С.Тургенев: Критико-биографический этюд. СПб., 1877.
46. См.: Гутьяр Н.М. И.С.Тургенев. Юрьев, 1907.
47. См.: Тургеневский сборник: Новооткрытые страницы Тургенева. Неизданная переписка. Воспоминания. Библиография / Под ред. Н.К.Пиксанова. Пг., 1915.
48. Зайцев Б.К. Тургенев и Моруа // Зайцев Б.К. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. М., 1994. С. 528.
49. См.: Тургенев И.С. Указ. соч. Соч. Т. 11. С. 7 202.
50. Фет A.A. Сочинения: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 201.
51. Цит по.: Генералова Н.П. А.А.Фет и И.С.Тургенев // А.А.Фет: Проблемы изучения жизни и творчества. Курск, 1994. С. 32.
52. См.: Чернышевский Н.Г. Русский человек на render-vous: Размышления по прочтении повести Тургенева "Ася" //Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1950. Т.5. С.156-174.
53. См. об этом: Сухих И.Н. Тургенев, Базаров и критики // Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. JL, 1986. С. 5 25.
54. Тургенев КС. Указ. соч. Письма. Т. 6. С. 316.
55. Михайловский Н.К. О Тургеневе // Михайловский Н.К. Статьи о русской литературе XIX начала XX века. Л., 1989. С. 237.2 Там же. С. 240.3 Там же. С. 241.4 Там же. С. 238.
56. СтернинЮ.Г. Художественная жизнь России на рубеже XIX XX веков. М., 1970. С. 6.
57. См. об этом: Заика C.B. Проблема литературного наследства в дискуссиях «рубежа веков» // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1980. Т. 39. № 5. С. 403 409.
58. См.: Розанов В.В. Сочинения. М., 1990. С. 120 144.
59. Зайцев Б.К. Указ. соч. С. 529.
60. См.: Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы. СПб., 1907
61. См.: Иванов И.И. И.С.Тургенев: Жизнь. Личность. Творчество. СПб., 1896.
62. См. об этом: Академические школы в русском литературоведении. М., 1975. С. 377.
63. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 19.
64. См.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX века. М., 1975. С. 188.
65. См.: Пильд Л. Мережковский и Тургенев // Русская литература. 1998. № 1. С. 16 34.
66. Зайцев Б.К. Москва // Зайцев Б.К. Сочинения: В 3 т. М., 1995. Т. 2. С. 367.2 Там же. С. 378.3 Там же.
67. Зайцев Б.К. Москва. С. 403.
68. БенуаА.Н. Мои встречи с И.С.Тургеневым//Прометей. М., 1971. Т. 8. С. 261.
69. Зайцев Б.К. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. С. 312.
70. Зайцев Б.К. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. С.279.3 Там же. С. 317.4 Там же. С. 316.
71. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995. С. 7. Сходное мнение высказывал также К.Д.Бальмонт (См.: Бальмонт К.Д. Рыцарь Девушки-Женщины // Бальмонт К.Д. Избранное: Стихотворения, переводы, статьи. М., 1990. С.551-559).
72. Розанов В.В. Указ. соч. С. 294.
73. См.: Письма И.С.Тургенева к Паулине Виардо. М., 1900.
74. Андреевский С.А. Тургенев: Его индивидуальность и поэзия // Андреевский С. А. Литературные очерки. 3-е изд., доп. СПб., 1902. С. 265.2 Там же. С. 299.3 Там же. С. 307 308.4 Там же. С. 276.
75. См.: Евгеньев В. Великий неудачник и его последние заветы // Жизнь для всех. 1913. № 11. С. 1566 -1584; Потемкин В. Душа Тургенева // Ежемесячный журнал. 1914. № 4. С. 50-54.
76. См., например, статью с характерным заглавием: Евлахов А. Тургенев поэт мировой скорби // Русское богатство. 1904. № 6. Отд. П. С. 1 - 45.
77. См.: Михайлов Д. Мотивы творчества И.С.Тургенева в «Стихотворениях в прозе» // Михайлов Д. Очерки русской поэзии XIX века. Тифлис, 1904. С. 299 360; Степанов М. Религия русских писателей. Саратов, 1913. Вып. 3. Религия Тургенева.
78. См.: Орловский С. О религиозных исканиях Тургенева // Русская мысль. 1911. № 9. С. 82 105.
79. Шаблиовский П. Мировоззрение Тургенева // Вестник воспитания. 1914. № 5. С. 159.
80. См.: Венок Тургеневу. Одесса, 1919; Творчество Тургенева. М., 1920; Творческий путь Тургенева. Пг.,1923.
81. См.: Пумпянский Л. Тургенев-новеллист//Тургенев И. С. Указ. Соч. Т. 7. С. 5-24.
82. См.: Пумпянский Л. «Дым»: Историко-литературный очерк // Тургенев И.С. Указ соч. Т. 9. С. У-ХХ.
83. Батюто А.И. Тургенев-романист. Л., 1972. С. 120.
84. См.: Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм // Бялый Г. А. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. Л., 1990. С. 13 -244.
85. Пумпянский JI. Романы Тургенева и роман «Накануне»: Историко-литературный очерк. С. 16.
86. См.: Истомин К. К. Старая манера Тургенева: Опыт психологии творчества. СПб., 1913.
87. См.: Курляндская Г.Б. И.С.Тургенев и русская литература. М., 1980. С. 5.
88. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. Соч. Т. 14. С. 12.
89. Там же. Письма. Т. 13. С. 118.
90. См. об этом: Алексеев М.П. Тургенев пропагандист русской литературы на Западе // Труды отдела новой русской литературы (Пушкинский дом). М.; Л., 1948. Вып. 1. С. 37 - 80.
91. Курляндская Г.Б. Указ. соч. С. 6.
92. См.: Международная конференция «Пушкин и Тургенев»: Тезисы докладов / Отв. ред. В.М.Маркович. СПб.; Орел, 1998.
93. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. Письма. Т. 11. С. 31.
94. Там же. Письма. Т. 8. С. 172.
95. Тургенев И.С. Поли. собр. соч. Письма. Т.5. С. 179.
96. См.: КийкоЕ.И. «Призраки»: Реминисценции из Шопенгауэра//Тургеневский сборник. Л., 1967.; Вып.З. С. 123-125.
97. См.: Батюто А.И. Тургенев-романист. С. 59-63.
98. Л.В.Пумпянский отрицал общность поэтики Тургенева и романтиков (см.: Пумпянский Л.В. Группа «таинственных повестей» // Тургенев И.С. Сочинения. М.; Л., 1929. Т.8. С.У-ХХХ).
99. Воспоминания // Книга о Леониде Андрееве: Воспоминаний. -Берлин; Пг.; М.: Изд-во З.Гржебина, 1922. С. 77-90./
100. Голубая звезда /Предисл., послесл. О.Н.Михайлова. -Тула: Приок. кн. изд., 1989. 365 с.
101. Голубая звезда /Сост., предисл. и ком. А.Романенко. -М.: Московский рабочий, 1989. 575, 2. с.
102. Далекое /Сост., авт. вст. ст. и прим. Т.Ф.Прокопов. М.: Сов. писатель, 1991. - 511 с.
103. Дни / Сост., подгот. текста и прим. А.К.Клементьева. -М.; Париж: YMKA PRESS, Русский путь, 19 95. - 480 с.
104. Жизнь Тургенева // Современные записки. 1930 - 1931. -№№ 44-47. Отд. изд.: Париж: YMKA - PRESS, 1932. - 211 с.
105. Жуковский / Публ., предисл. и прим. Ю.М.Прозорова // Русская литература. 1988. - № 2 - 4.
106. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов: Литературные биографии. М. : Дружба народов, 1994. - 542 с. ::
107. Земная печаль: Из шести книг / Сост., вступ. ст. и прим. Л.А.Иезуитовой. Л.: Лениздат, 1990. - 496 с.
108. Л.Андреев в зрелые годы // Возрождение. 1929. - № 1380. С.2-3.
109. Леонид Андреев: Из воспоминаний // Андреевский сборник: Исследования и материалы. Курск: Курск, пед. ин-т, 1975. - С. 226-232.
110. Молодость Л.Андреева //Возрождение.- 1929.- № 1362.- С.З.
111. Новый Тургенев // Возрождение. 1931. - № 2 095. - С.3-4.
112. Письма к И.А.Новикову //Архив ОГЛМТ. Ф. 16. - № 2 682 8.15. Письма к Л.Н.Афонину и В.А.Мануйлову: 1961 - 1968 //Русская литература. 1997. - № 4. - С. 205-214.
113. Письма к Л.Н.Назаровой // Русская литература. 1994. -№4. - С. 151-177; 1995. - № 1. - С. 225-254.
114. Смерть Тургенева // Возрождение. 1931. - № 2308. - С.2.
115. Сочинения: В 3 т. М.: Худ.лит-ра, ТЕРРА, 1993. ■
116. Странник. СПб.: Scriptorium, 1994. - 111 с.
117. Судьба Тургенева // Русская мысль. 1958. - № 1264.С. 5. Копия рукописи с правкой //Архив ОГЛМТ. Ф. № 42. ОФ № 17750.
118. Тургенев: Вступительное слово на вечере Союза русских писателей и журналистов 15 декабря 1968 года // Новое русское слово. 1969. - № 20390.
119. Тургенев в Париже: Этюд к жизнеописанию // Возрождение. -1929. № 1671. - С.3-4.
120. Тургенев и его мать // Русская хрестоматия. Женева, 1944. - С.70-73.
121. Тургенев и «Отцы и дети»: Послесловие к немецкому изданию романа: Копия рукописи //Архив ОГЛМТ. Ф. 42. - №17753.25
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.