Социальная философия И. А. Ильина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Булгак, Инга Борисовна

  • Булгак, Инга Борисовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1995, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 145
Булгак, Инга Борисовна. Социальная философия И. А. Ильина: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 1995. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Булгак, Инга Борисовна

ВВЕДЕНИЕ . 3

ГЛАВА 1. ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И.А.ИЛЬИНА

§1. И.А.Ильин о проблемах соотношения права, силы и морали . 16

§2. Русские мыслители о концепции Ильина о сопротивлении злу силою" . 37

ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И.А. ИЛЬИНА

§1. "Белая идея" . 60

§2. Проблемы государственного устройства . 8 9

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная философия И. А. Ильина»

Во времена политических реформ обостряется интерес к социально-политическим проблемам, к тому, как эти проблемы трактовались мыслителями прошлых эпох. Поэтому особенностью современного этапа развития обществоведения стал опыт осмысления богатейшего наследия представителей русской философской и социально-политической мысли. Определяющим критерием этого выступает практическая ценность, адекватность мыслей прошлого современной ситуации в нашем обществе. События сегодняшнего дня, полные драматического содержания, делают все более актуальными проблемы морального и практического участия отдельной личности в процессе возрождения России.

Имя И.А.Ильина (1883-1954) занимает одно из первых мест среди видных представителей русской общественно-политической мысли начала и первой половины 20 века. Его работы мало изучены в отечественных философских исследованиях. Между тем его философское наследие является интересным не только в чисто историко-философском аспекте. Наблюдаемое в последнее время оживление интереса к его творческому наследию, поднявшее волну публикаций в "тонких" и "толстых" журналах в 1989-1994 годах и предвосхитившее издание практически всех основных монографий И.А.Ильина, открыло, наконец, массовому читателю смысл пророческих аксиом замечательного соотечественника, патриота и гражданина. Прежде всего, это обусловлено актуальностью и плодотворностью поставленных в ней проблем.

В центре раздумий Ильина - проблемы России, ее истории, поиски путей социального и духовного возрождения родины, вопросы нравственного становления личности.

При решении этих характерных для философии Русского Зарубежья проблем Ильин стоял несколько особняком от других философов. Эти различия особенно четко обозначились в теоретическом плане. Во-первых, в том, как, каким образом, с помощью каких средств нравственно здоровый человек может и должен противостоять социальному и моральному злу. Во-вторых, в понимании роли государственных начал в жизни общества, в социальном и духовном возрождении России.

В свете вышесказанного понятно, что философия Ильина не утратила своего значения, а в связи с сегодняшними событиями даже расширила область своего методологического применения. Поэтому систематическое исследование взглядов Ильина на современность и проблему "сопротивления злу силою", экспликация этого тезиса в контексте его общих философских воззрений позволяет лучше осмыслить новейшие тенденции в современной российской философии.

Прежде чем перейти к краткому обзору исследований, посвященных творчеству Ильина, хотелось бы остановиться на двух основных причинах, по которым Ильина недооценивали в Русском Зарубежье. Как свидетельствует из некоторых некрологов и как свидетельствует главный исследователь Ильина - Н.П.Полторацкий, объяснить это можно, во-первых, тем, что Ильин, будучи честным, активным политическим деятелем, "самовластным" человеком, многих подавлял своей личностью, умом и знаниями. Во-вторых, он был бескомпромиссным научным работником. Устанавливая точный диагноз какого-либо явления или подлинную сущность кого-либо как деятеля, он делал выводы, которые часто шли в ущерб личным отношениям и интересам. Эти причины привели к тому, что Ильина недостаточно узнали и оценили как в Русском Зарубежье, так и на Родине.

И.Баммель, исказив его биографию, писал: "Ильин Иван Александрович, один из ярких представителей белогвардейской философии; с 1912 доцент Московского университета по энциклопедии и философии права, позже профессор; в 1923 году выслан за границу. В философии Ильин - неогегельянец с ярко выраженной идеологией черной сотни и поповщины. проповедовал активную борьбу с Советской властью".(1)

Профессор В.В.Зеньковский в своем фундаментальном труде "История русской философии" посвятил философским взглядам Ильина несколько страниц и то лишь в связи с его знаменитой монографией о Гегеле. При этом, он назвал его "типичным продуктом новейшего бузжуазного философствования с причудливым сочетанием общественного и субъективного идеализма". Зеньковский утверждает, что в гносеологии Ильин оказался под влиянием Гуссерля, Когена и отчасти Липпса. Кроме того, на него оказали большое влияние немецкая классическая философия, творчество иенских романтиков и философия откровения позднего Шеллинга. Но необходимо заметить, что Зеньковский справедливо полагает, что в русской идеалистической традиции Ильин стоит ближе вс!его к построениям Н.О.Лосского и С.Л.Франка.(2)

Мы не считаем, что такая оценка является бесспорной. Она в лучшем случае может быть распространена лишь на начальный этап творчества Ильина, когда он действительно увлекался

1. Баммель И. Иван Александрович Ильин. БСЭ.Т.27. 1933. С.778.

2. См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Тт.1-2. М., 1992 . системой Гегеля. Однако для всего последнего периода творчества Ильина характерно отдаление от гегельянства. Подтверждением тому может служить критика Ильиным практики философских систе-мопостроений, которая направлена против Гегеля.

Другой автор книги с одноименным названием - Н.О.Лосский - отводит Ильину параграф в своей главе о новейшем развитии русской философии, акцентируя внимание на концепции "сопротивления злу силою" Ильина.(1)

Возможно, что на оценку взглядов Ильина в этих работах сказались сложные отношения и идейная борьба в русской эмиграции, особенно после выхода в свет книги Ильина "О сопротивлении злу силою". Так, Зеньковский отнесся к ней отрицательно, а Лосский поддержал и в дальнейшем развил концепцию Ильина о сопротивлении злу силой в книге "Условия абсолютного добра". (2)

В.В.Зеньковский после выхода в свет книги Ильина "О сопротивлении злу силою" написал статью, в которой хотя и дал отрицательную оценку концепции Ильина, но, вместе с тем, заметил, что "книга чрезвычайно современна". Главное возражение Зеньковского можно свести к тому, что он считает книгу Ильина уходом от христианства.(3)

Высоко ценил Ильина выдающийся русский мыслитель П.Б.Струве. В двух своих статьях он охарактеризовал Ильина как не только "лучшего знатока и истолкователя великого германско

1. См.: Лосский Н.О. История русской философии. М., 19 91.

2. См.: Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

3. См.: Зеньковский В.В. По поводу книги И.А.Ильина "О сопротивлении злу силою"//Современные записки. Кн.29. 1926. го философа Гегеля" и автора "блестящей книги на сложную и жестоко-трудную нравственно-политическую тему ("О сопротивлении злу силою"), но и вообще как "подлинного ученого и мыслителя", "интересное и крупное явление в истории русской образованности" . (1)

Известный русский философ Н.А.Бердяев писал об Ильине в связи с его книгой "О сопротивлении злу силою", охарактеризовав ее как "кошмарную и мучительную". Общий смысл книги Бердяев свел к тому, что "Чека во имя Божие более отвратительно, чем "чека" во имя диавола".(2) Отсюда следует, по Бердяеву, что взгляды Ильина на государство, свободу, человека и любовь не христианские, а "антихристианские".

Заслуживают внимания работы Н.П.Полторацкого (1921-1990)-русского философа, жившего за рубежом, но умершего в России, который успел перед смертью прочитать лекции об Ильине в Санкт-Петербургском университете. Именно он является главным исследователем жизни и творчества Ильина. Полторацкий потратил много сил на сбор, систематизацию и пропаганду работ и идей Ильина. Свои статьи об Ильине Полторацкий собрал в книгу "Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение", которая дает целостное представление о "трудах и днях" Ильина.(3)

В работе "И.А.Ильин и полемика вокруг его идей о сопро

1. Струве П.Б. О брошюре И.А.Ильина и о нем самом//Возрождение . 1926. 23 сентября. Его же. Мужественная речь русского мыслителя//Возрождение. 1926. 26 декабря.

2. Бердяев Н.А. Кошмар злого добра//Путь. 1926. N4.

3. См.: Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение. США., 1989. тивлении злу силою" Полторацкий предпринял попытку дать объективный анализ полемики вокруг концепции "о сопротивлении злу силою" Ильина.(1)

В статье "Монархия и республика в восприятии И.А.Ильина" Полторацкий анализирует концепцию Ильина о соотношении между монархией и республикой. Он отмечает, что Ильин ценил свободу и демократию, но тем не менее из всех форм правления отдавал предпочтение монархии, так как именно от "водворения" в России республиканского духа, "духа партийной политической интриги, классового интереса и жадного честолюбия"(2) она распалась.

Единственной иностранной работой, посвященной Ильину была докторская диссертация немецкого теолога В.Офферманса.(3) Претендуя на пересмотр мнения относительно Ильина, Офферманс отмечает, что влияние указанных В.В.Зеньковским немецких философов на Ильина "не существенно для правильной оценки Ильина", так как, по его мнению, источником идей Ильина был не трансцендентальный идеализм, а откровение святого писания, учения отцов церкви.

Офферманс прав, отказываясь определенно приписать Ильина к какой-либо школе. Дело в том, что сам Ильин был противником

1. См.: Полторацкий Н.П. И.А.Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силою//И.А.Ильин. О сопротивлении злу силою. Лондон, 1975.

2. Полторацкий Н.П. Монархия и республика в восприятии И.А.Ильина//И.А.Ильин. О монархии и республике. Нью-Йорк,1979.

3. См.: Offermans W. Mensch, warde wesenthich i das lebenswerc des russischen religiosen Ivan Iljn fiir die ernenerung des geistigen grundtagen der Menschheit. Erlangen, 1979. любого рода систематизации в исследовании, что удерживало его от состояния законченности своей жизненной программы истинной "философии духа", а это, в свою очередь, оставляло его философский вклад позади исследований Лосского и Франка. Хотелось бы заметить, что Офферманс не вносит ничего существенно нового в оценку философии Ильина. Страдая излишней описатель-ностью, он преувеличивает ортодоксальность Ильина, основываясь только на двухтомной монографии Ильина "Аксиомы религиозного опыта". Сам же Ильин выступал за внеконфессиональный мистицизм, в связи с тем что аксиомы духовности проявились с не меньшей силой и в других религиях.

Современный отечественный философ А.Г.Вашестов считает, что заимствования Ильина из русской религиозной традиции незначительны. (1) Согласно Вашестову, Ильин в своих религиозных построениях "обнаруживает близость к протестантской экзистенциальной теологии". Вашестов замечает, что философия Ильина "реакционна", так как он в начале своей карьеры ориентировался на некоторые положительные достижения в логике и психологии, а к концу жизни свел научное познание к "модусу религиозного переживания", а в политике он "эволюционировал от социал-революционера к монархисту и белогвардейцу".

Ю.Т.Лисица является публикатором многих работ Ильина. В статье "И.А.Ильин как правовед и государствовед" он отмечает основное достоинство исследования Ильина "О монархии", которое состоит в том, что он, во-первых, рассматривает монархию в паре с республикой и, во-вторых, считает, что никакие внешние

1. См.: Вашестов А.Г. Критика феноменологического метода И.А.Ильина//Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1985. N5. признаки не могут отличить и определить эти формы государственного устройства, так как их суть лежит внутри, в монархическом и республиканском правосознании народа. Хотя исторически такое правосознание может быть смешанным, но Ильину удалось, по убеждению Лисицы, четко выявить монархические и республиканские предпочтения. Тем не менее, Ильин был приверженцем монархии, в которой видел возможное будущее государственного устройства России.(1)

Ю.С.Пивоваров сделал акцент на работе Ильина "О монархии". Пивоваров сомневается, "может ли спасти Россию самодержавная монархия". Он упрекает Ильина в том, что тот при обилии интересного конкретно-исторического материала не смог найти связь между этим материалом и теоретическими построениями. Отсюда следует, что Ильин на теоретическом уровне, во-первых, противопоставил идеальную (самодержавие) монархию идеальной республике и, во-вторых, " в принципе" поставил знак равенства между идеальной монархией и идеальным образом России. Признавая, что деятельность Ильина пришлась на эпоху крушения российской действительности и привычного уклада жизни и славянофильских (в широком смысле) мечтаний, надежд, идей и утопий, Пивоваров отметил, что Ильин "несомненно крупный реформатор". (2) Поэтому, заключает Пивоваров, будущее России не спасет наложение очередной утопии - утопии идеального - хотя и "правового", по Ильину, самодержавия, так как следствием будет

1. См.: Лисица Ю.Т. И.А.Ильин как правовед и государство-вед/ /Вопросы философии. 19 91. N5.

2. Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? //Вопросы философии. 19 91. N6. новая форма тоталитаризма или его идеологическое прикрытие.

Н.К.Гаврюшин рассматривает проблему "этики ненасилия" и противостоящей ей идеологии "сопротивления злу силою", замечая, что эти проблемы являются едва ли не самыми острыми и постоянно возобновляющимися в истории человеческой цивилизации. Он отмечает, что критика идей Ильина со стороны Н.А.Бердяева "прозвучала удивительно целенаправленно". Гаврюшин солидарен с Бердяевым, объясняя это тем, что он смог непроизвольно связать систему идей Ильина с "Легендой о Великом Инквизиторе" Ф.М.Достоевского. Таким образом, Гаврюшин приходит к выводу, что разрешение этой проблемы Ильину не удалось дать, но он смог "дать обобщающий философско-психологический портрет моралиста-непротивленца". (1)

И.Н.Смирнов составил и способствовал выходу в свет нескольких книг Ильина, к которым написал вступительные статьи. Во вступлении к сборнику статей Ильина "Наши задачи" он подчеркнул, что Ильин показал "уникальный процесс становления России как православного государства"(2) и дал поразительное по точности совпадение прогнозов о будущем России, что поможет современникам разобраться в текущих событиях и осознать в них свое собственное место.

В большой статье "Жизненный и творческий путь И.А.Ильина" Смирнов отмечает, что и в наши дни имеется немало поводов задуматься над тем, какой морали следует придерживаться и на ка

1. Гаврюшин Н.К. Антитезы "православного меча"//Вопросы философии. 1992.N4.

2. Смирнов И.Н. И.А.Ильин о духовном обновлении//Ильин И.А. Наши задачи. М., 1992. кие нравственные принципы нужно ориетироваться в надежде осуществить свою жизнь на законах веры и любви. Помочь разрешению этой проблемы, считает Смирнов, должна книга Ильина "Аксиомы религиозного опыта", в которой он развил свое учение об очевидности применительно к конкретной реальности русского православия. Считая "Аксиомы религиозного опыта" лучшим произведением духовной отечественной литературы, Смирнов подчеркнул, что Ильин с позиций православного христианства исследовал опыт личных духовных переживаний человека, его нравственное состояние и показал эволюцию драматических потрясений на пути к вере. (1)

В.А.Гусев отмечает, что в русской социально-политической мысли одним из наиболее последовательных сторонников и выразителей консерватизма был И.А.Ильин. Анализируя механическое и органическое понимание политики, Гусев делает акцент на органическом в связи с тем, что приверженцем такого понимания политики был Ильин. Он отметил, что ирония Ильина по поводу республиканских и демократических иллюзий не ставила целью дискредитацию какой-либо государственной формы как таковой, а была направлена на выявление тех условий и качеств народа, которые в определенный исторический момент делают такую форму невозможной. Гусев поддерживает Ильина как последователя традиции неучастия в конкретной политике, но влияние на нее через благословие, осуждение, отлучение и т.д., то есть духовными средствами, опираясь на мудрость православной церкви и пра

1. См.: Смирнов И.Н. Жизненный и творческий путь И.А.Ильина/ /Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.,19 93. вославной религии, которую исповедовал Ильин. (1)

В 1993 году на социологическом факультете Санкт-Петербургского университета прошла конференция "Социальная философия И.Ильина", посвященная 110-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя.(2)

В ряду современных авторов, разрабатывающих ильинскую тему, назовем также имена М.А.Маслина, В.И.Кураева, И.И.Евлам-пиева, Ю.Т.Лисица, А.Г.Вашестова, Б.К.Гаврюшина, В.А.Гусева, Д.И.Шаронова, Ю.С.Пивоварова, И.Смирнова, М.В.Назарова, С.С.Хорунжий, Л.А.Коган и другие.

Одной из последних современных работ отечественных авторов-исследователей Ильина является диссертация В.А.Ковалева "Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории И.А.Ильина".(3) Раскрывая взаимообусловленность философских и правовых идей мыслителя, автор исследует в основном сферу духовной культуры и национального самосознания, лежащую в основе государственности концепции Ильина.

В данной работе упор был сделан на взгляды Ильина как политического мыслителя, философа права, человека, занимавшегося выяснением тех духовных, нравственных, национальных основ, которые в состоянии обеспечить нормальное развитие госу

1. См.: Гусев В.А. Консервативная политология Ивана Иль-ина//Социологические исследования. 1992. N4.

2. См.: Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара. СПб., ч.1-2. 1993.

3. См.: Ковалев В.А. Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории И.А.Ильина. Дисс. СПб., 1993. дарственности по пути права и законности, по пути свободы и процветания.

В прикладном отношении речь шла о подходе к тем социокультурным условиям, которые или способствуют политическому преобразованию, или тормозят реформы, о возможных границах и закономерностях этих реформ. В представленной диссертации освещены лишь некоторые теоретико-политические идеи Ильина, наиболее актуальные для современного этапа развития нашей страны.

Целью диссертационной работы является исследование некоторых аспектов социальной философии Ильина. Поскольку исследование не носит историко-философского характера, мы не ставим своей задачей рассматривать взгляды Ильина в контексте развития русской философии конца 19-начала 2 0 века. Работа предполагает не анализ общей концепции Ильина, а выявление и исследование социальных и правовых моментов в его философии.

Достижение цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

- в систематизированном виде изложить основные теоретические положения социальной философии Ильина и показать их трансформацию в социально-политическую сферу;

- в социально-политическом аспекте осмыслить взгляды Ильина на проблему "сопротивления злу силою";

- показать значение Ильина в разработке "белой идеи";

- раскрыть его взгляды на государство и право.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней проанализированы основные теоретические положения социальной философии И.А.Ильина. Впервые рассматривается религиозно-строительная программа будущего государственного устройства России, предложенная Ильиным, а в рамках этой программы анализируются взгляды Ильина на проблему непротивления злу силой в контексте с критикой учения Л.Н.Толстого, а также раскрывается концепция Ильина о сопротивлении злу силой через понятия "государство", "право", "мораль" и другие. Впервые показано значение Ильина в разработке "белой идеи".

Теоретической и методологической базой диссертации послужили прежде всего тексты опубликованных произведений Ильина. Помимо этого диссертант рассматривал также тексты произведений тех философов, проблематика которых соприкасается с темой нашего исследования.

Методологически диссертация основана на идеях, выработанных отечественной и зарубежной историко-философской наукой. Поскольку работа строится прежде всего на текстуальном анализе произведений Ильина, привлекались методы исторического и логического исследования, которые использованы в их единстве. Принцип объективности потребовал критического подхода к имеющимся публикациям. Критерием отбора служили их актуальность, научная ценность, а также поставленные в работе задачи. В соответствии с принципом историзма те или иные явления рассматривались в контексте конкретно-исторической ситуации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Булгак, Инга Борисовна

ЗАКЛ ЮЧЕНИЕ

И.А.Ильин занимает видное место в русской политической мысли, в русском религиозно-философском и культурном ренессансе первой половины 2 0 века. Он опередил время по глубине осмысления нынешних событий и событий 2 0 века в целом. Ильин выгодно отличается от русских мыслителей новейшего времени тем, что, обладая энциклопедическими знаниями, он обладал и ясной "предметностью", был в большей мере, нежели другие, свободен от галлюцинаций либеральной мысли.

Одним из главных вопросов, интересовавших Ильина на протяжении всей жизни, был вопрос соотношения силы, права и морали. Представляется, что он, пожалуй, единственный из русских философов того времени, который предложил религиозно-строительную программу будущей государственности России, опираясь на духовный опыт Православия. Применяя в анализе этой проблемы принцип методологического плюрализма, философ исследует не только право как таковое, но и наличные правовые нормы, соотносит понятия права и силы как с точки зрения субъективных правовых полномочий, так и с точки зрения христианских моральных заповедей. Ильин не занимается лишь абстрактным анализом морали и права, его исследования имеют своим источником изучение конкретной жизнедеятельности человека и его духовного мира.

Рассмотрению проблемы предшествует резкая критика концепции Л.Толстого о непротивлении злу, а также представлений о добре и зле иезуитов и М.Лютера. В адрес толстовства и русской либеральной идеологии вообще, Ильин высказал наиболее резкие критические аргументы, которые состоят в том, что либерализм и толстовство способствовали разрушению государственного, а вместе с ним и всякого волевого начала в исторической жизни России. Решение проблемы Ильин находит в древнем православии, исходящем из Евангелия и творений отцов церкви.

Ильин не оправдывает, не освящает и не возводит в ранг добродетели применение принуждения и силы, но вместе с тем, рассматривает их применение как вполне допустимое в определенных, четко и строго оговоренных условиях и обстоятельствах, когда все другие средства исчерпаны или их вообще невозможно применить. Мы хотим подчеркнуть это особо, так как вопреки распространенному мнению из книги Ильина вовсе не следует категорического ответа на поставленную проблему. С точки зрения Ильина, отношение к злу - это прежде всего проблема нравственного выбора личности, ее нравственного долга. Но для того, чтоб исполнить долг, его нужно понять, то есть человек оказавшись в определенной жизненной ситуации должен осознать ее как взывающую к его нравственному выбору. Ильин не называет какого-либо одного типа поведения при встрече со злом. Он подчеркивает, что в жизни бывают разные ситуации и иногда в интересах человека и общества необходимо прибегнуть к принуждению и насилию.

Бороться со злом надо любовью, то есть ненасильственными средствами, религиозным и нравственным самосовершенствованием, духовным воспитанием других. Только когда все духовно-нравственные ненасильственные методы испробованы и они не принесли успеха, то правомерно обращение к использовании силы и принуждения. Эту крайнюю форму решения проблемы Ильин называл трагедией человеческого бытия. Поэтому обращение к силе, требует определенного нравственного компромисса, что предполагает во-первых, высокий уровень духовного развития человека, во-вторых, осознание неправедности этих средств и связанную с этим постоянную заботу о самоочищении и покаянии.

Решая вопрос о противостоянии злу силой Ильин затрагивает не только сферу индивидуально-нравственного выбора личности, но и ее отношение к государству и его институтам - вооруженным силам, милиции, суду и т.п. Ильин решает этот вопрос следуя той же логике, что и при решении вопроса о нравственном выборе личности при ее встрече со злом. Он полагал, что государство может и должно поощрять добро и сдерживать зло. Однако отказ от абсолютизации государственных целей не означает заодно и отказа от какой-либо опоры на государство при решении вопроса о преодолении зла.

Вслед за своим учителем П.И.Новгородцевым (см. его книгу "Об общественном идеале") Ильин не доверяет политическому и социалистическому утопизму, не переоценивает относительных возможностей государства, даже если это государство с развитыми правовыми традициями, но он не склонен недооценивать и роли государства в жизни общества. Уже в эмиграции, отвечая на бер-дяевскую критику его книги "О сопротивлении злу силою" он писал, что как отрицать государственное дело нелепо и фальшиво, так и переоценивать его - недопустимо и опасно. Вместе с тем, дело государства является "второочередным, предварительно-отрицательным", и все же необходимым и ответственным делом. В книге "О сопротивлении злу силою" Ильин исследовал необходимость и пределы мощи государственного дела. Этой работой Ильин внес значительный вклад в социальную философию. Её можно считать путеводной нитью к поступку на основе христианской любви к ближнему.

Известно, что Ильин посвятил работу "О сопротивлении злу силою" офицерам и солдатам -"белого движения", которые боролись против насилия над человеческой природой в послереволюционной России. За Ильиным прочно закрепилось звание вне- и надпартийного идеолога белого движения. Он был тесно связан с Русским Обще-Воинским Союзом.

Своеобразно отношение Ильина к фашизму и, в частности , к национал-социализму. В посвященных этому явлению статьях Ильин показал природу, источник и смысл фашизма как рыцарского начала и отклик человечества на развернувшуюся бездну безбожия, бесчестия и жадности, как борьбу с интернационализмом, коммунизмом и большевизмом, как естественную реакцию на организованное безволие и организованный беспорядок. В России это было белое движение, а других странах оно приняло другие формы. Ильин считает, что белое движение шире фашизма потому, что оно может возникать и исторически возникло по другим поводам, протекало в иных формах, чем фашизм, и так как в фашизме недостаточно действует религиозный мотив движения. Опасность фашизма Ильин видит в том, что он не белый. Фашизмом, в котором не было ничего белого позже стал национал-социализм в Германии. Ошибочность доктрины Гитлера, по мнению Ильина, была в опоре на расовую теорию и на антицерковную борьбу, которая по пагубности превосходила масонскую идею отделения церкви от государства. Разрабатывая "белую идею" Ильин стремился философски обосновать совместимость христианских убеждений с вооруженной защитой ценностей православной культуры.

Однако больше всего поздний Ильин сегодня известен спорною - политической частью своего наследия. Мы думаем, что ничего противоречивого не было в его политических взглядах: они изложены достаточно последовательно, логично и предельно ясно. Он был убежденным сторонником целостности и неделимости России, сильного государства. Ильин отстаивал огромную роль государственных начал в историческом прошлом России и в ее будущем. Будущее государственности России он связывал с восстановлением в ней самодержавной монархии. Весь уклад русской души и русского быта, по его мнению, делает наиболее предпочтительным для нее самодержавно-монархический строй, но ни в коем случае не республику, так как республика чужда русскому национальному характеру и политическим традициям нашего народа.

Но при этом важно иметь в виду, что Ильин отнюдь не был апологетом того самодержавного строя, который существовал у нас до революции. У Ильина речь идет о новом историческом типе правового государства, в котором сильная самодержавная власть гармонично уживалась бы со свободой личности и признанием ценности социального и духовного творчества народа.

Мы подвергаем критике такую модель будущей российской государственности и указываем на то, что она носит откровенно консервативно-утопический характер.

Если попытаться определить тот общий принцип подхода Ильина к политическим проблемам, то это органическое понимание политики. Согласно ему различные политические системы, формы государственного устройства развиваются подобно живым организмам по своим внутренним законам, связывающим в единое и неразрывное целое все составляющие элементы и не допускающие произвольных, внешне-насильственных изменений. Эти закономерности складываются на базе специфической, веками накапливающейся культуры народа. С этой точки зрения любые политические реформы должны носить эволюционный характер. Резкие скачки и перевороты рассматриваются как вредные или даже гибельные, поскольку разрушают преемственность культуры, снижают ее уровень. Принцип "органическое понимание политики" отрицает эффективность одной и той же политической модели или схемы для различных социально-культурных общностей. Форма устройства политической жизни в государстве должна оцениваться не сама по себе, а с учетом предрасположенности духовного мира к ее ассимиляции. С этой точки зрения, политическая деятельность не терпит приверженности каким-либо догмам и стандартам, наоборот, она ищет оригинальные способы снятия возникающих социальных проблем, опираясь на глубокое понимание духовного мира народа и тщательный анализ конкретных исторических условий, в которых он оказался.

Заслугой Ильина является то, что он ясно и принципиально поставил вопрос о правовом характере будущей российской государственности. Для России, учитывая ее негативный исторический опыт, это очень важно, но ещё важнее, согласно Ильину, не просто господство права, но распространение здорового правосознания как свободной лояльности. Хорошие законы без здорового правосознания ничего не дадут и развалят государство, так же, как и их отсутствие. В этом коренное отличие Ильина от Руссо и его последователей, считающих, что человек уже сам по себе хорош и надо только дать ему благоприятные условия жизни. Поэтому прав Ильин, что нужна не только внешняя реформа, но внутреннее изменение, духовное усилие для развития сильного, процветающего государства.

Для политической теории Ильина - Родина и Отечество не"дежурные" слова. Духовная культура, которая так необходима для развития и укрепления государственности, может расти и достигать мирового, общечеловеческого значения только в национальной форме. Духовная культура - это прежде всего национальная культура. В своеобразии национальной культуры берут начало политические особенности, государственная форма данной страны. Поэтому, если руководствоваться органическим пониманием, то подход к политико-правовой реформе будет национально конкретен. Если угодно, Ильин искал некий "третий путь". Он писал, что истинную социальность (свободу, справедливость и братство) нужно искать не в социалистическом и не в "буржуазном строе". Именно, строй правовой свободы и творческой социальности есть правовое, социальное государство.

И.А.Ильину никогда больше не суждено было вернуться на Родину. Но он продолжает верно служить России и ныне. Открывая Ильина, мы с удивлением и радостью познакомились с возвратившимися к нам результатами этого плодотворного служения. Здесь приходит на память категория Ухода - и - Возврата, используемая английским историком А.Тойнби, когда "творческая личность или творческое большинство встают на пути Ухода - и - Возврата, чтобы преодолеть определенный социальный кризис, чтобы ответить на вызов, брошенный обществом, к которому они принадлежат". (1) Такое движение Ухода - и - Возврата совершила русская культура, русская философия, будучи вынуждена уйти за рубежи своего отечества. Находясь в эмиграции, русские философы сделали многое для постижения исторических судеб России и это возвращенное знание дает нам шанс на духовное возрождение, одним из слагаемых которого может стать наследие Ивана Александровича Ильина.

1. Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991., С.274.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Булгак, Инга Борисовна, 1995 год

1. Алексеев С.С. Правовое государство - судьба социализма. М., Г988.

2. Алексеев Н.Н. В бурные годы //Новый журнал. 1958. N54.

3. Амфитеатров А. Фашизм //Возрождение. 1927. 23 мая.

4. Антология ненасилия. М., 1991.

5. Архимандрит Иоанн. Толстой и церковь. Берлин, 1939.

6. Барулин B.C. Социальная философия. 4.1-2. М., 1993.

7. Белый А. Между двух революций. М., 1990.

8. Бердяев Н.А. Кошмар злого добра //Путь. 1926. N4.

9. Бердяев Н.А. Три юбилея //Путь. 1928. N11. 10 Библия.

10. Билимович А.Д. Критикам И.Ильина //Возрождение. 1926. 18 ноября.12. БСЭ. М., 1933. Т. 27.

11. Варшавский В. Незамеченное поколение. Нью-Йорк, 1959.

12. Вашестов А.Г. Критика феноменологического метода И.А.Ильина //Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1984. N5.

13. Вишняк М.В. Дань прошлому. Нью-Йорк, 1954.

14. Гаврюшин Н.К. Антитезы "православного меча" //Вопросы философии. 1992. N4.

15. Гаврюшин Н.К. Слово об И.А.Ильине //Вестник высшей школы. 1990. N6.

16. Герцык Е.К. Воспоминания. Париж., 1973.

17. Гиппиус 3. Меч и крест //Современные записки. 1926.Кн.17.

18. Гиппиус 3. Предостережение //Последние новости. 1926. 25 февраля.

19. Гессен И.В. Годы изгнания. Париж., 1979.

20. Гримм Белое движение //Русская мысль. 1927. Кн.1.

21. Гусев В.А. Консервативная политология Ивана Ильина //Социологические исследования. 1992. N4.

22. Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия //Вопросы философии. 1994. N6.

23. Гусейнов А.А. Учение Л.Н.Толстого о непротивлении злу насилием //Свободная мысль. 1994. N6.

24. Демидов И.П. Творимая легенда //Последние новости. 1925. 2 5 июня.

25. Зеньковский В.В. История русской философии. Соч. в 2 т.т. Т.1. М., 1992.

26. Зеньковский В.В. По поводу книги И.А.Ильина "О сопротивлении злу силою" //Современные записки. 1926. Кн.29.

27. Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.,1990.

28. Ильин В.Н. Професор И.А.Ильин //Вестник РСХД. 1-1935.N36.

29. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т.1-2. М., 1993.

30. Ильин И.А. Белая идея //Новый мир. 19 91. N10.

31. Ильин И.А. Государственный смысл Белой армии //Русская мысль. 1923-1924. N9/12.

32. Ильин И.А. Духовная культура и ее национальные вожди. //Русская мысль. 1923. N9/12.

33. Ильин И.А. Идея Корнилова //Возрождение. 1925. 27 июля.

34. Ильин И.А. Кошмар Н.А.Бердяева. Необходимая сторона. //Возрождение. 1926. 26 ноября.

35. Ильин И.А. Мы не предрешаем //Возрождение. 1931. 25 августа .

36. Ильин И.А. Наши задачи. Т.1-2. Париж., 1956.

37. Ильин И.А. Наши задачи. Т.1-2. М., 1992.

38. Ильин И.А. О грядущей России. США., 1991.

39. Ильин И.А. Основы законоведения. М-П., 1915.

40. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою (отрывки из лекции 1931г.) // Век 20 и мир. М., 1991., N8.

41. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою //Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

42. Ильин И.А. О приятии права. Сб.ст. Прага., 1925.

43. Ильин И.А. О России. М., 1991.

44. Ильин И.А. О русском национализме. Новосибирск., 19 91.

45. Ильин И.А. О рыцарстве //Возрождение. 1927. 8 апреля.

46. Ильин И.А. О монархии //Русское возрождение. 1978. N1-4.

47. Ильин И.А. О монархии и республике //Вопросы философии. 1991. N4-5.

48. Ильин И.А. Отрицателям меча //Возрождение. 1925. 28 июля.

49. Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России. //Русская мысль. 1922. N9.

50. Ильин И.А. О сущности правосознания. Мюнхен-М., 19 93.

51. Ильин И.А. О русской национальной идее //Новый путь. 1940.N84.

52. Ильин И.А. О христолюбивом воинстве //Православная Русь. 1939. N1.

53. Ильин И.А. Понятие права и силы. М., 1910.

54. Ильин И.А. Проблема современного правосознания // Киносценарии. 1991. N1.

55. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

56. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

57. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи 1914-1923. Париж., 1925.

58. Ильин И.А. Республика монархия //Возрождение. 1926. 9 мая.

59. Ильин И.А. Родина и мы. Белград., 1926.

60. Ильин И.А. Русский колокол //Берлин., 1927-1929. N1-9.

61. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Новосибирск., 1991.

62. Ильин И.А. Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека. Т.1-2. М., 1918.

63. Ильин И.А. Философия и жизнь //На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.

64. Ильин И.А. Яд предрассудков //Возрождение. 1926. 23 ноября .

65. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец 19 -начало 20 века. М., 1991.

66. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916.

67. Квитко Д.Ю. Философия Л.Н.Толстого. М., 1930.

68. Ковалев В.А. Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории И.А.Ильина //Дисс. Спб., 19 93.

69. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. Париж., 1971.

70. Ковалевский П.Е. Русские ученые за рубежом //Возрождение. Тет.44. 1955.

71. Коган Л.А. Выслать за границу безжалостно //Вопросы философии. 1993. N9.

72. Козловский В.В. Социологические альтернативы в дореволюционной России //Вестник СпбУ., 1993., N4., Сер.6.

73. Кольцов М. Омоложенное евангелие. // Правда. 1925. 19 июля.

74. Коркунов Н.М. История философии права. Спб., 1993.

75. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

76. Крылова Н.В., Лукьянов Е. Сокровища духовного опыта. //Психологический журнал. М., 1993., Т.14. N2.

77. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 198 9.- 140

78. Лезов С. Миф о правовом государстве //Октябрь. 1991. N3.81. Ленин В.И. ^

79. Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед. //Вопросы философии. 19 91. N5.

80. Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин // Ильин И.А. Соб. соч. в 10 т. Т.1. М., 1993.

81. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

82. Лосский Н.О. Вл. Соловьев и его приемники в русской религиозной философии // Путь. 1926. N2.

83. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

84. Любимов Б.Н. О сопротивлении злу //Новый мир. 1991. N10.

85. Манов Г.П. Правовое государство и советский федерализм. //Советское государство и право. 1991. N1.

86. Маслин М.А. "Велико незнание России." //Вст. ст. к сб. ст. "Русская идея". М., 19 92.

87. Маслин М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии. М., 1988.

88. Мейер Г. "Возрождение" и белая идея //Возрождение. 1955. Т.42.

89. Мейер Г. О И.Ильине // Возрождение. 1955. Т. 43.

90. Милюков П.Н. Пережитки белой идеологии //Последние новости. 1925. 11 августа.

91. Момджян К.Х. Социальная философия в конце 2 0 века. М., 1991.

92. Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. Ставрополь. Т.1. 1992.

93. Назаров М.В. Крушение кумиров: демократия и фашизм. //Москва. 1994. N4.

94. Назаров М.В. Русская эмиграция и фашизм: надежды и разочарования //Наш современник. 1993. N3.

95. Немировский J1.3. Утопические идеи Л.Толстого и его "золотое правило" //Общественная жизнь: исследования и публикации. 1993. Вып.З.

96. Ненасильственные движения и философия ненасилия //Вопросы философии. 1992. N8.

97. Нерсесянц B.C. Правовое государство // Вопросы философии. 1989. N2.

98. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.,1991.

99. Офферманс В. Человек, обрети значительность! //Московский журнал. 1993. N7.

100. Палицын С. Всероссийская Фашистская партия //Сигнал. 1934. N4.

101. Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? //Вопросы философии. 1991. N6.

102. Плотников Н.С. Испытание революцией и контрреволюцией: переписка П.Б.Струве и С.Л.Франка (1922-1925) //Вопросы философии. 1993. N2.10 6. Политология . Энциклопедический словарь. М., 1993.

103. Полторацкий Н.П. И.А.Ильин. К столетию со дня рождения 1883-1983 //Россия и революция. Сб. США., 1988.

104. Полторацкий Н.П. Монархия и республика в восприятии И.А.Ильина //И.А.Ильин О монархии и республике. Н-Й., 1979.- 142

105. Полторацкий Н.П. Монархизм и непредрешение И.А.Ильина. //Русское возрождение. 1979. N7-8.

106. Полторацкий Н.П. Исследование И.А.Ильина "О монархии". //Русское возрождение. 1978. N1.

107. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия //Вопросы философии. 1992. N2.

108. Поппер К. Открытое общество и его враги. Соч. в 2-х тт. М.,1992 .

109. Поремский В. Политическая миссия российской эмиграции. Франкфурт на Майне. 1954.

110. Платон Соч. в 4 т. М., 1990.

111. Росситер К. Консерватизм //Век XX и мир. 1991. N5.

112. Российская социология. СПб., 1993.120. Русская идея. М., 1992.

113. Русская литература в эмиграции. Питтсбург. 1972.

114. Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре. М., 1938.12 3. Семенов Ю.Ф. Сущность и назначение Зарубежной России. //Возрождение. 1926. 6 апреля.

115. Смирнов И.Н. Жизненный и творческий путь И.А.Ильина. //Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 19 93.

116. Смирнов И.Н. И.А.Ильин о духовном обновлении России. //Ильин И.А. Наши задачи. М., 1992.

117. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию //Комсомольская правда. 1990. 18 сентября.

118. Соловьев B.C. Соч. в 2-х тт. М., 1988.12 8. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1991.12 9. Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография. М., 1992. 130. Сорокин П.А. Человек.Цивилизация. Общество. М., 1992.

119. Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара. СПб., 4.1-2. 1993.

120. Сперанский В. Памяти русского философа //Ильин И.А. Наши задачи. Париж, т.2. 1956.

121. С.Щ. Профессор И.А.Ильин. Аксиомы религиозного опыта. //Вестник РХД. Париж-Нью-Йорк, 2-1954. N32.

122. Степун Ф. Мысли о России //Современные записки. 1926. N 28.

123. Стефан Д. Русские фашисты. Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945. М., 1992.13 6. Струве П.Б. Годовщина "Похода на Рим" //Возрождение. 1926. 28 октября.

124. Струве П.Б. Фашизм и социализм //Возрождение. 1926. 15 апреля.

125. Струве П.Б. Статьи и Льве Толстом. София, 1921.13 9. Струве П.Б. О брощюре И.А.Ильина и о нем самом //Возрождение. 192 6. 23 сентября.14 0. Струве П.Б. Мужественная речь русского мыслителя // Возрождение. 1926. 26 декабря.

126. Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1993.

127. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993.

128. Трубецкой Г. Задачи русского фашизма //Возрождение. 1926. 22 апреля.

129. Хорунжий С.С. И.А.Ильин "Наши задачи" //Юность. 1990.N8.14 9. Чебышев Н. Белое дело //Возрождение. 1926. 2 ноября.

130. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988.

131. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права //Вопросы философии. 1990. N6.

132. Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А.Ильина //Вест. МГУ., сер.12. Социально-политические исследования. 1994. N1.

133. Шарп Д. Роль силы в ненасильственной борьбе //Вопросы философии. 1992.N8.

134. Шкаренков J1.K. Агония белой эмиграции. М., 1986.

135. Этика ненасилия. М., 1991.15 6. Ячевский В.В. Общественно-политические взгляды Л.Толстого. Воронеж. 1983.

136. Berlin I. Russian Thinkers. N-Y., 1979.

137. Dahm H. Russian philosophy: Traditional and contemporary account. Studies in Soviet thought, vol. 22. Dordrecht-Boston, 1981.

138. Duplon J.B. The new russian nationalism. New-York, 1985. Ch. 5.Passim.

139. George L. Kline religious and anti-religious thought in Russia. Chicago, 1968.

140. Louis S. Shein. Readings in russian philosophical thought The Hague- Paris, Monton, 1968. vol.1. 2-1973.

141. Offermans W. Mensch, warde wesenthich i das lebenswerk des russischen religiosen denkers Ivan Iljn fiir die ernenerung des deistigen grundtagen der menschheit. Erlangen, 1979.

142. Putnam G. Russian alternatives to marxism chistian socialism fnd idealistic liberalism in XX century. Knoxvill, 1977 .

143. Schapiro L. Rationalism and nationalism in Russian 19 century political thought. New Haven and London, 1967.

144. Shein L. Reading in Russian philosophical thought. The Hague,v. 1-3. Paris, 1968-1976.

145. Williams R.C. Culture in exile Russian enugres in Germany 1881-1941. London, 1972.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.