Проблема абстрактного и конкретного (по "Философским тетрадям" В.И. Ленина) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Хациев, Саидбек Джабраилович

  • Хациев, Саидбек Джабраилович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 185
Хациев, Саидбек Джабраилович. Проблема абстрактного и конкретного (по "Философским тетрадям" В.И. Ленина): дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Ростов-на-Дону. 1984. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Хациев, Саидбек Джабраилович

Стр.

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. АБСТРАГИРОВАНИЕ - НАЧАЛО ПОНЯТИЯ.

§ I. "Философские тетради" В.И.Ленина как теоретический источник

§ 2. Понятия "абстрактного" и "конкретного". Генезис понятий

§ 3. Виды абстракций, их объективное предметное содержание

Глава П. ПОНЯТИЕ - ЕДИНСТВО АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО.

§ I. Понятие как форма абстрактного мышления.

§ 2. Диалектика единичного, особенного и всеобщего в понятии. Понятие и сущность

§ 3. Логическое и историческое в генезисе и развитии понятия

Глава Ш. МАРКСОВ МЕТОД ВОСХОЙЩЕНИЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

§ I. Трактовка категорий абстрактного и конкретного в текстах классиков марксизма-ленинизма

§ 2. Восхождение к мысленно-конкретному.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема абстрактного и конкретного (по "Философским тетрадям" В.И. Ленина)»

В решениях ХХУ1 съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС перед советскими обществоведами поставлены четкие задачи исследовательской деятельности. Одной из наиболее актуальных из них является разработка материалистической диалектики, могучего оружия познания и преобразования мира. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК KTICG, в материалах работы Комиссии ЦК KliCG по подготовке новой редакции Программы партии (апрель 1984 г.) значимость этой задачи была подчеркнута с особой силой.

Разработка диалектики, подъем ее на современный уровень требуют, наряду с обобщением непосредственной практики и более глубокого проникновения в содержание классических марксистских трудов. Сейчас как никогда важна актуализация идей классиков марксизма-ленинизма, выявление их современного идейно-теоретического звучания.

Среди трудов классиков марксизма-ленинизма важнейшее место занимают "Философские тетради" В.И.Ленина. Не будет ошибкой сказать, что их теоретическое богатство современной марксистской мыслью освоено еще далеко не полностью. Из многих теоретических проблем, содержащихся в "Философских тетрадях", на одном из первых мест стоит проблема абстрактного и конкретного. Она существенно важна для политики и науки, для теоретического познания и практических действий.

2. Состояние .исследования проблемы

Проблема соотношения абстрактного и конкретного последние годы активно разрабатывается нашими философами. Она широко освещена в трудах по вопросам познания, одним из центральных является этот вопрос и в диалектической логике. В трудах М.М.Розен-таля, В.А.Вазюлина, Э.В.Ильенкова, А.М.Минасяна, Л.А.Маньковско-го, Ф.Кумпфа, З.Оруджева, Г.И.Садовского, В.И.Кириллова, Е.Я. Режабека, И.И.Гриценко, В.П.Кохановского и др. эта проблема разрабатывается в плане диалектической логики. В трудах Д.П.Горского, Е.К.Войшвилло, Ю.Л.Ведина - в плане формальной логики.

В произведениях ряда философов эта проблема ставится в аспекте познания в целом. В произведениях Б.М.Кедрова, А.Х.Касым-жанова и др. авторов она находит отражение под углом зрения актуализации положений, содержащихся в "Философских тетрадях". Ни одно серьезное философское исследование не обходится без того, чтобы хоть с какой-то стороны не коснуться соотношения абстрактного и конкретного.

Тем не менее надо отметить, что специальных исследований по этой проблеме недостаточно. Нет монографий, произиедений, в которых проблема абстрактного и конкретного рассматривалась бы во всем объеме, почти нет исследований того, как эти категории функционируют в произведениях основоположников марксизма-ленинизма (за исключением исследований по "Капиталу" К.Маркса).

3. Цель и .задачи исследования

Основная цель диссертационного исследования - анализ проблемы абстрактного и конкретного в контексте и на основе идей, содержащихся в "Философских тетрадях" В.И.Ленина.

Для осуществления этой цели необходимо было решить следующие задачи:

- рассмотреть проблему абстрактного и конкретного с точки зрения ее происхождения и становления, функционирования в реальном процессе мышления;

- исследовать генезис абстракций, раскрыть их необходимость в познании, исходную роль в теоретическом осмыслении мира;

- показать абстракции как развивающуюся систему;

- выявить диалектическую взаимосвязь абстрактного и конкретного в познании;

- раскрыть взаимосвязь абстракций и объективной действительности.

4. Методологическая основа исследования

11дейно-теоретической и методологической основой исследования явились произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, в которых абстрактное и конкретное раскрыты как взаимосвязанные философские категории, фиксирующие все процессы в природе, обществе и мышлении. Неоценимое методологическое значение для исследования имеют документы КПСС, решения съездов партии и Пленумов ЦК КПСС.

В исследовании поставленной проблемы большое методологическое значение имеют принципы марксистско-ленинской философии -материалистическое понимание явлений, партийно-классовый подход, принципы историзма, объективности, всесторонности, рассмотрения в чистом виде.

В работе широко использованы труды советских философов и философов социалистических стран, работы ученых естественников и обществоведов.

5. Научная новизна работы

11^*1 ill Hl^iil^i ■« II I ■■ tn^Hi ill* ' I |I<~»I 110 I ' I | ^ Ц i ^ li W 1 Hf I I" . I. » II I ■ II I 0~

Дана системная экспликация проблемы абстрактного и конкретного из текста "Философских тетрадей" В.И.Ленина.

Соотношение абстрактного и конкретного освещено в ракурсе рассмотрения познания как единого процесса от генезиса абстракций, выделения исходных абстракций для теории до конструирования мысленно-конкретного.

Исследованы в логической целостности генезис абстракций и процесс их развития. Представлена концептуальная схема выражения в абстракции сущности и объектов. Показана недопустимость как гипостизирования абстракций, так и их недооценки.

Зафиксированы главные моменты воздействия абстракции на конкретную действительность.

Рассмотрены и оценены основные позиции современных марксистских авторов по проблеме абстрактного и конкретного.

На защиту выносятся следующие положения:

- Развитие познания все более и более обнаруживается как система развивающихся противоречий. Одним из центральных в этой системе выступает отношение абстрактного и конкретного.

- В XX столетии на основе глубоких социальных сдвигов,под воздействием развертывающейся научно-технической революции резко возросла в мышлении значимость абстракций высших порядков. Жизнь показала узость и недостаточность приземленной конкретности, ползучего эмпиризма, одностороннего ориентирования на житейский "здравый смысл". Научно-теоретическое мышление все шире входит в массовое сознание. Вместе с тем наглядно выявилась опасность отрыва абстрагирующей мысли от реальных процессов,возможность шаблонизации и догматизации, превращение абстрактных формул в стандартные клише, расползание в массовом сознании нивелирующих штампов.

- В советской философской литературе утвердились два подхода к освещению анализируемых понятий. Один из них сосредоточивает внимание на внутренних моментах формирования мысленно-конкретного, движения к нему от исходной абстракции. Второй ориентирован на выяснение того, как именно в свете соотношения исторически-логического из конкретного (реального бытия) формируется исходная абстракция как опора для восхождения к мысленно-конкретному. Оба эти подхода правомерны. Они не исключают, а предполагают друг друга.

- Можно утверждать, что продуктивность поисковой мысли, ее результативность в решающей степени зависит от того, как абстракции обретают форму конкретного бытия, от социального и гносеологического способа выхода теории в практику. Тезис В.ИЛенина о необходимости конкретного анализа конкретной ситуации ярко выявил свою эвристическую и творческую силу. Ввиду этого идеи "Философских тетрадей" В.И.Ленина особенно остро нуждаются в актуализации.

- В этом свете наиболее значимыми и особенно важными в современных условиях необходимо считать следующие положения,выделенные "в чистоте" из текста "Философских тетрадей":

- Понятийное (абстрагирующее) мышление, отходя от конкретности наличной действительности, непосредственного живого созерцания, вместе с тем восходит к охватыванию сущностных характеристик конкретного.

- В процессе восхождения от реально-конкретного ( понимаемого как непосредственное отражение объекта) к абстрактному не. как его концептуальной модели) преходит двоякий процесс: погружение в глубины сущности (общего.) и "выцветание" моментов уникального многообразия (единичного).

- Абстракции, возникающие в этом процессе, есть итог аналитического вьщеления существенных моментов, однако взятых еще порознь. Они важны, но недостаточны. На их основе и с их помощью синтезируется, конструируется, строится конкретный образ объекта: мысленно-конкретное.

- Присущий теоретическому освоению действительного универсальный способ восхождения от абстрактного к конкретному выходит за рамки теории как таковой, становится внутренней конституирующей схемой результативного практического действия.

- Этот способ не может быть оторван от реального практического движения и его идеальной формы - от конкретного к абстрактному. Оба они взаимопроникают, составляя стержень диалектической пульсации, взаимоперехода теории и практики, на фундаментальной основе практической деятельности.

Таковы выводы, которые могут быть представлены на основе анализа проблемы абстрактного и конкретного, вытекающие из сути ленинских трактовок, имеющихся в Философских тетрадях". Настоящие выводы представлены во введении как тезисы, требующие доказательства. Их обоснованию и посвящен дальнейший текст работы.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры марксистско-ленинской философии Дагестанского государственного университета им.В.И.Ленина и Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при Ростовском государственном университете им.М.А.Суслова. е значение работы Практическая значимость исследования определяется возмож

Практическо ностью его применения для совершенствования теоретико-методологических основ познания и управления социальными процессами.

Выводы и положения диссертации могут сыграть положительную роль в разоблачении измышлений буржуазных философов, ревизионистов, в организации контрпропаганды.

Проведенное исследование может способствовать дальнейшему углубленному анализу проблемы абстрактного и конкретного, изучению философского наследия В.И.Ленина, особенно "Философских тетрадей", служить опорой для поиска новых результатов по исследуемой проблеме.

Материалы диссертации могут быть использованы при составлении вузовских лекционных курсов, чтении спецкурсов по диалектическому материализму.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Хациев, Саидбек Джабраилович

Все выводы, сделанные нами на основе высказываний Маркса, Энгельса, Ленина, классиков домарксистской философии, советских философов, расширяют и уточняют отдельные стороны, детализируют оттенки, вносят определенную долж конкретного материала в разработку вопроса.

Проблема абстрактного и конкретного - сложный и многоплановый вопрос. Он требует дальнейшей интенсивной разработки. Наше исследование проблемы абстрактного и конкретного по "Философским тетрадям" является только отдельным моментом развития теории этой проблемы.

На какие аспекты обсуждаемой проблемы стоит в будущем,

- 164 на наш взгляд, обратить серьезное внимание и в каких направлениях необходимо работать:

1. Изучить проблему абстрактного и конкретного как в отдельных произведениях классиков марксизма-ленинизма, так и во всем наследии.

2. Создать историю диалектики абстрактного и конкретного.

3. Исследовать диалектику абстрактного и конкретного в отдельных науках и установить закономерности такой диалектики.

4. Изучить процессы формирования понятий, абстракций в онтогенезе человека.

5. Вникнуть в механизм творчества с тем, чтобы постичь пути формирования новых понятий и диалектику движения мысли от одних понятий к другим.

6. Раскрыть философскую ограниченность попыток создания универсального языка для отражения всей действительности, положительные стороны изучения проблемы универсального языка.

7. Разработать методологию формирования всеобщих принципов управления социальными процессами.

8. Исследовать проблему обеспечения конкретности реализации всеобщих принципов управления.

9. Разрабатывать вопросы теории абстрактного и конкретного в управлении социальными процессами.

Изучение диалектики абстрактного и конкретного в указанных направлениях, изучение наследия В.И.Ленина по вопросам диалектики абстрактного и конкретного поможет не только ярко и убедительно раскрыть беспочвенность притязаний современных буржуазных идеологов на роль рыцарей, очищающих философию от метафизичности и псевдопроблем, не только показать объективную

- 165 классовую идеалистическую сущность их философских взглядов, но и пополнит марксизм-ленинизм новыми страницами научной методологии.

Заключение

Итак, мы рассмотрели генезис абстракций, объективный характер их содержания, понятия в формальной и диалектической логике,проблему формирования понятия, соотношение понятия и сущности вещей, взаимосвязь и взаимовлияние логического и исторического, диалектику восхождения от абстрактного к конкретному. В итоге исследования можно сформулировать следующие выводы.

1. Конкретное - объективная действительность, оно существует независимо от сознания и воли человека, с началом воздействия которого на органы чувств начинается познание.

2. Конкретное - чувственно-конкретное, это то, что отражается нашими органами чувств из объективной действительности.

3. Конкретное - мысленно-конкретное, как органическое единство, синтез многих определений, развернутая система понятия, теории.

4. Абстракция - итог отражения человеком конкретного объективного мира действительности, явление идеальное, выработанное мыслью на основе познания материальной действительности.

5. Абстракции имеют объективное содержание, в них отражается материальный мир, конкретное. Абстракции - выражение сущности предметов, явлений, законов и закономерностей их развития.

6. Абстракции не есть застывшие, окостеневшие формы мышления, содержание их меняется, углубляется вместе с расширением познания предмета, мира. Абстракциям свойственна диалектика развития, как и самой действительности.

7. Формирование абстракций, их выработка - процесс диалектический, определяющийся соотношением единичного, особенного, всеобщего.

- 163

8. Абстракции несут на себе печать взаимодействия логического и исторического, в них откладываются результаты взаимовлияния логики и истории развития объективного мира, действительности, конкретного.

9. Абстракции - ступеньки познания действительности, с их помощью анализируется и синтезируется действительность, создается мысленно-конкретное.

10. Познание имеет два уровня: дотеоретический и теоретический.

11. Дотеоретический уровень познания основан на мысленном расчленении целого, изучении его отдельных сторон в их метафизической изолированности, формировании жестких абстрактных понятий на уровне рассудка.

12. Теоретический уровень познания есть восхождение от абстрактного к конкретному, есть метод Маркса, есть логика "Капитала". На этом уровне происходит совпадение логики, диалектики и теории познания материализма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хациев, Саидбек Джабраилович, 1984 год

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. -Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.1.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.2.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.З.

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.З.

5. Маркс К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.4.

6. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 18571858 годов). Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.12.

7. Маркс К. Метод политической экономии. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.12.

8. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.13.

9. Энгельс Ф. Карл Маркс "К критике политической экономии". Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.13.

10. Энгельс Ф. К жилищному вопросу. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.18.

11. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 20.

12. Энгельс Ф. Диалектика природа. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения , т. 20.

13. Энгельс Ф. Из подготовительных работ к "Анти-Дюрингу". -Маркс К и Энгельс Ф., Сочинения, т.20.

14. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.21.

15. Маркс К. Кшштал, тт. 1-4, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, тт.23-26.

16. Письмо Энгельса Ф. Карлу Каутскому, 20 сентября 1884 г. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.36.

17. Письмо Энгельса Ф. Конраду Шмидту, 12 марта 1895 г. -Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.39.

18. Маркс К. "Критика политической экономии" (Черновой набросок 1857-1858 гг.) Из рукописи Карла Маркса. В.Ф., 1965, № 8.

19. Ленин В.И. Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов? Полное собрание сочинений, т.1.

20. Ленин В.И. Аграрный вопрос и "критики Маркса". Полное собрание сочинений, т.5.

21. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полное собрание сочинений, т.18.

22. Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма. Полное собрание сочинений, т.23.

23. Ленин В.И. Философские тетради. Полное собрание сочинений, т. 29.

24. Ленин В.И. Статистика и социология. Полное собрание сочинений, т.30.

25. Ленин В.И. Великий почин. Полное собрание сочинений,т.39.

26. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Бухарина. Полное собрание сочинений, т.42.

27. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М., 1981г.

28. К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Тезисы Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, М., 1969г.

29. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС I4r-I5 июня. М., 1983.

30. Черненко К.У. Дело всей партии. Коммунист, 1983, № 15.

31. Абдильдин Ж. Проблема начала в теоретическом познании. Алма-Ата, 1967г.

32. Аверьянов А.Н., Оруджев З.М. Диалектическое противоречие и его рольв в познании. Вопросы философии, 1979, № 2.

33. Авраамова М.А. Учение Аристотеля о сущности. М., 1970г.

34. Александров Г. Аристотель (Философские и социально-политические взгляды). М., 1940г.

35. Алексеев М.Н. Диалектика форм мышления. М., 1959г.

36. Алексеев М.Н. Диалектическая логика. М., 1960г.

37. Алексеев М.Н. Актуальные проблемы логической науки. М., 1964г.

38. Андреев И. Пути и трудности познания. М.1968г.

39. Андреев И. Основные законы и категории материалистической диалектики. М., 1959.

40. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.,1982.

41. Андреев И.Д. Основы теории познания. М., 1959г.

42. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности. Вопросы философии, 1962г., № 7.

43. Антонов Г.В. От формальной ложки к диалектике. М.,1971.

44. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965г.

45. Асмус В.Ф. Платон. М., 1969г.

46. Арсеньев А. Библер В., Кедров Б. Анализ развивающегося понятия. М., 1967г.

47. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М.,1860г.

48. Бачманов B.C. Методологические вопросы формальной логики. Ленинград, 1969г.

49. Бернал Д. Наука в истории общества. Москва, 1956г.

50. Богачева И.Е., Попов Е.В., Шитов И.П. Материя. Отражение, Познание. Воронеж, 1971г.

51. Богомолов А.С. Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма. Москва, 1964г.

52. Богуцкий И. Выдающийся труд по марксистско-ленинской философии (0 "Философских тетрадях" В.И.Ленина). Коммунист татарин, 1971г. , & I.

53. Борисов В.Н. Уровни логического процесса и основные направления их исследования. Новосибирск, 1967.

54. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.

55. Бройль Луи де. По тропам науки. Москва, 1962г.

56. Булатов М.А. Логические категории и понятия. Киев,1981г.

57. Дур М., Иррлиц Г. Притязания разума. М., 1978.

58. Бычко И.В. Познание и свобода. Москва, 1969г.

59. Быховский Б. Людвиг Фейербах. Москва, 1967г.

60. Вазюлин В.А. Логика "Капитала" Маркса. Москва, 1969г.

61. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. Москва, 1970г.

62. Васецкий Г.С. Развитие Лениным марксистской философии в борьбе с ревизионизмом (1907-1913гг.). Москва, 1961г.

63. Вахтомин Н.К. 0 роли категорий сущность и явление в познании. Москва, 1963г.

64. Вахтомин Н.К. Законы диалектики законы познания. Москва, 1966г.

65. Beдин Ю.П. Познание и знание. Рига, 1983г.

66. Великая сила ленинских идей. Сборник, Москва, 1960г.

67. Великое торжество идей ленинизма. Сборник, Москва,1960г.

68. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. Москва,1968г.

69. В.И.Ленин и воцросы философской науки. Ученые записки кафедр общественных наук Ленинграда. Издательство, Л.У. 1970г.

70. Винер К. Кабернетика и общество, Москва, 1958г.

71. Вислобоков А. Д. 0 диалектике цроцесса познания природы и кибернетика. Москва, 1965г.

72. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Москва,1958г.

73. Войшвилло Е.К. Понятие. Москва, 1967г.

74. Воцросы логики. Сборник. Москва, 1955г.

75. Воцросы теории познания и методологии научного исследования. Сборник, Ленинград, 1969г.

76. Вопросы философского наследия В.И.Ленина. Москва,1970г.

77. Вопросы диалектики и логики. Выпуск 2. Сборник статей. Издательство Л.У., 1971г.

78. Воробьев Л.В., Каганов В.М., Гурман А.Е. Основные категории и законы материалистической диалектики. Москва, 1962г.

79. Выгодский В. "О методе экономического исследования. К.Маркса". Политическое самообразование, 1983, J£ 3.

80. Гальдяев П.К. Сущность и явление. Москва, 1957г.

81. Гегелье Г. Феноменология .пуха. Соч. в 14 т., т.4, М., 1959.

82. Гегельг Г. Сочинения, т.У, Москва, 1937г.

83. ГегельО Г. Сочинения, т.У1. Москва, 1939г.

84. Гегель^ Г. О сущности философской критики. Работы разных лет. т.1, Москва, 1970г.

85. Гегель Г. Иенская реальная философия. Работы разных лет. т.1, Москва, 1870г.

86. Гегель Г. Кто мыслит абстрактно? Работы разныз лет. т.1, Москва, 1970г.

87. Гегель Г. Философская пропедевтика. Работы разных лет. т.2, Москва, 1971.

88. Гегель Г. Наука логики, тт.1-3. Москва, 1970-72гг.

89. Герасимов И.Г. Научное исследование. Москва,

90. Герикович-'З.И. Творческий марксизм и пустоцветы ревизионизма. Ленинград, 1960г.

91. Георгиева Д. Тодор Павлов о диалектике познания. М., 1983г.

92. Голованов В.Н. Законы в системе научного знания. Москва, 1970г.

93. Горский Д.П. Вопросы обстракций и образование понятий. Москва, 1961г.

94. Горский Д. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики. Москва,1966 г.

95. Горский Д.П. Опрежедение (логико-методологические проблемы). М.,1974г.

96. Готт B.C., Землянский Ф.М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М.,1981с.

97. Гриценко И.И. Логическое и историческое категории материалистической диалектики. Москва,1967г.

98. Гриценко И.И. Историческое и логическое в марксистской философии, Ростов-на-Дону,1969г.

99. Даниленко Д.И. Борьба материализма и идеализма в философии рабовладельческого общества. Москва,1957с.

100. Диалектика теория познания. Историко-философские очерки. Москва, 1964г.

101. Диалектическая логика. Сборник статей. Ростов-на-Дону, 1966г.

102. Добриянов B.C. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. Москва,1968г.

103. Диалектическое противоречие. М.,1979г.

104. Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Издательство Ростовского университета, 1983г.

105. Ендовицкий В.Д. Критика философии американского критического реализма (философия культуры Джорджа Санта-Явы). Москва, 1968 г.

106. Ермоленко Д.В. Современная буржуазная философия США (критический очерк). Москва, 1965г.

107. Жданов Д.А. Возникновение абстрактного мышления. Харьков, 1969г.1

108. Жданов Ю.А. Закон единства и борьбы противоположностей как суть, как ядро диалектики. Москва, 1967г.

109. НО. Заозеров М.И. "Явление и сущность" . Сборник. Категории материалистической диалектики. Москва, 1957г.

110. Иванов Е.А. Соотношение законов формальной и диалектической логики в цроцессе оперирования понятиями. Москва, 1963г.

111. Ильенков Э.Б. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1974г.

112. Ильенков Э.В. 0 диалектике абстрактного и конкретного в познании. Боцросы философии, 1955, № I.

113. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса. Издательство Академии наук СССР, 1960г.

114. Ильенков Э.Б. Понятие абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике. Сборник. Формы мышления. Москва, 1962г.

115. Ильенков Э.В. Проблема абстрактного и конкретного. Боцросы философии, 1967г., № 9.

116. Ильенков Э.В. Проблема абстрактного и конкретного в свете "Капитала". Сборник "Капитал" Маркса, философия, современность.

117. Ильенков Э.В. Природа идеального. Вопросы философии, 1979, J& 6,7.

118. Ильенков Э.В. Ленинская диалектика и метафизика, позитивизма. М., 1980г.

119. Как В.И.Ленин готовил свои труды. Москва, 1969г.

120. Кантемиров Д.С. Борьба Б.И.Ленина против идеализма и метафизики в теории познания. Алма-Ата.1963г.127. "Капитал" Маркса, философия и современность. Сборник. Москва, 1968г.

121. Касенов Б.К. Диалектика единичного, особенного и всеобщего в "Капитале" К.Маркса. Москва, 1963г.

122. Касымжанов А.Х. Проблема совпадения диалектики, логики и теории познания. (По "Философским тетрадям" В.И.Ленина). Алма-Ата, 1962г.

123. Касымжанов А. "Философские тетради" В.И.Ленина. Коммунист, 1967г., № 2.

124. Касымжанов А.Х. Как читать и изучать "Философские тетради" В.И.Ленина. Москва, 1968г.

125. Касымжанов А. "Философские тетради" В.И.Ленина и их место в развитии марксистской философии. В кн.: Ленин как философ. Москва, 1969г.

126. Касымжанов А.Х. 0 взаимосвязи теории и истории диалектики в "Философских тетрадях" В.И.Ленина. Вопросф философии, 1970г., JG 8.

127. Касымжанов А.Х. Ленинская идея "кругов" в познании. -Вопросы философии, 1976, № 9.

128. Карнап Р. Значение и необходимость. Москва, 1959г.

129. Карнал Р. Философия физики. Москва, 1970г.

130. Кедров Б.М. 0 значении "Философских тетрадей" для естествознания. Вестник АН СССР, 1947г., № I.

131. Кедров Б.М. Развитие понятия элемента от Менделеева до наших дней. Опыт историко-логического исследования. Москва, 1948г.

132. Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. Москва, 1963г.

133. Кедров Б.М. Характер изменения объема и содержания развивающихся понятий. Сборник. Диалектика развивающегося понятия. Москва, 1967г.

134. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. Москва. 1967г.

135. Кедров Б.М. Одна страница "Философских тетрадей" В.И.Ленина. "Слово лектора", 1968г.

136. Кедров Б.М. 0 природе научного понятия. (К выходу в свет нового отдельного издания "Философских тетрадей" В.И.Ленина). Вопросы философии, 1969г., № 8.

137. Ш4. Кедров Б.М. Об особенностях ленинских записей в "Философских тетрадях". Вопросы философии, 1969г., № 12.

138. Кедров Б.М. 0 методе изложения диалектики. Три великих замысла. М., 1983г.

139. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. М., 1981г., с.117.

140. Кириллов В.И. Логика познания сущности, М., 1980г.

141. Китайгородский А. Реникса. Москва, 1967г.

142. Клаус Г. Сила слова. Москва, 1967г.

143. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983г.

144. Козловский В.Е. Развитие В.Лениным марксистского учения о противоречиях. Москва, 1966г.

145. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М.,1984г.

146. Кондаков Н.И. Введение в логику. Москва, 1967г.

147. Копнин П.В. Философские идеи В.И.Ленина и логика. Москва, 1969г.

148. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносиологического исследования. М., 1973.

149. Ксрнфорт М. Наука против идеализма. В защиту философии против позитивизма и прогматизма. Москва. 1957г.

150. Корнфорт М. Марксизм и лингвистическая философия. Москва, 1968г.

151. Кохановский В.П. Историзм как принцип диалектической логики. Ростов-на-Донуj

152. Кузнецов Б.Г. Пути физической мысли. Москва, 1968г.

153. Кузьмин В.Ф. Объективное и субъективное. Анализ процесса познания. М., 1976г.

154. Кузьмина Т.А. Философия и обыденное сознание. -В кн.: Философия и ценностные формы сознания. М., 1978г.

155. Кумпф Ф, Оруджев 3. Диалектичеакая логика: Основные принципы и проблемы. М., 1979г.

156. Кураев В.И. Диалектика содержательного и формального в научном познании. М., 1971г.

157. Курсанов Г.А. Диалектический материализм о понятии. Москва, 1963г.

158. Курсанов Г.А. Ленинизм и кризис буржуазной философской мысли. Москва, 1971г.

159. Курсанов Г.А. Ленинская теория истины и кризис буржуазных воззрений. М., 1977.

160. Леви-Брщь Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. Москва, 1937г.

161. Леви-Бршь. Первобытное мышление. Москва, 1930г.

162. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.,1980г.

163. Ленинская теория отражения и современность. Сборник. София, 1969г.

164. Ленинская теория отражения и современная наука. Материалы совещания по современным цроблемам материалистической диалектики 7-9 апреля 1965 г. Сборник. Москва, 1966г.

165. Ленинская теория отражения и современная наука. София, 1973г.

166. Ленин В.И. великий теоретик. Сборник. Москва,1966г.

167. Ленин В.И. как философ. Сборник. Москва, 1969г.

168. Ленин В.И. и вопросы философской науки. Сборник. Ленинград, 1970г.

169. Леонтьев Л.А. "Капитал" К.Маркса и современная эпоха. Москва, 1968г.

170. Логическая структура научного знания. Сборник. Москва. 1965г.

171. Логика научного исследования. Сборник. Москва, 1965г.

172. Логика и методология науки. Сборник. Москва, 1967г.

173. Маковельский А.О. История логики. Москва, 1967г.

174. Мальцев В.И. Очерк по диалектической логике. Издательство МУ.,1964г.

175. Материалисты древней Греции. Москва, 1955г.

176. Материалистическая диалектика и методы естественных наук. Сборник. Москва, 1968г.

177. Мамалуй А.А. Методология "Капитала" К.Маркса и системное единство диалектического и исторического материализма (опыт постановки и обсуждения вопроса). Харьков, 1979г.

178. Материалистическая диалектика, т.1, М., 1981г.

179. Материалистическая диалектика, т.2, М., 1982г.

180. Материалистическая диалектика. т.З, М., 1983г.

181. Материалистическая диалектика, т.4, М. ,1984г.

182. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1980г.

183. Медведев Н.В. Теория отражения и ее естественнонаучное обоснование. Москва, 1963г.

184. Мельвилъ Ю.К. Чарл -Пирс и прагматизм. (У истоков американской буржуазной философии ХХвека). Москва, 1968г.

185. Михайлова И.Б. Методы и формы научного познания. Москва, 1968г.

186. Методологические проблемы современной науки. Сборник. Москва, 1964г.

187. Методологические проблемы научного познания. Новосибирск, 1977г.

188. Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. Москва, 1960г.

189. Минасян A.M. Диалектический материализм (учение о сознании). Издательство Ростовского университета, 1974г.

190. Минасян A.M. Диалектический материализм.

191. Учение о действительности. Издательство Саратовского университета, 1976г.

192. Молодший В.Н. Очерки по вопросам обоснования математики. Москва. 1958г.

193. Мышление и язык. Сборник статей. Москва, 1957г.

194. Мышление и речь. Сборник. Москва, 1963г.

195. Мюллер Ф., Геккель Э. Основной биогенетический закон. Избранные работы. М.Л., 1940.- 179

196. Назаров И.Н. Производственный эксперимент и его роль в познании. Москва, 1962г.

197. Нарский И.С. Современный позитивизм. Москва, 1961г.

198. Нарский И.С. В.И.Ленин и современная буржуазная философия. Некоторые проблемы книги В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм"). Москва, 1965г.

199. Нарский И. Проблема противоречия в диалектической логике. М.У. , 1969г.

200. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. Москва, 1969г.

201. Наука о науке. Сборник. Москва, 1966г.

202. Наумов Ю.К. Активность субъекта в познании. Москва.1969г.

203. Некоторые закономерности научного познания. Сборник. Новосибирск, 1964г.

204. Никитин Е.Г. Сущность и явление. Москва, 1961г.

205. Никишов С.И. Ленинская критика философских основ религии. Москва, 1968г.

206. Общество и сознание. М.,1981г.

207. Овсянников М.Ф. Гегель М., 1971г.

208. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. Москва, 1966г.

209. Оруджев 3. Единство диалектики, логики и теории познания в "Капитале" К.Маркса. Баку, 1968г.216. 0 "Философских тетрадях" В.И.Ленина. Москва, 1959г.

210. Павлов Т. Диалектико-материалистическая философия и частные науки. Москва, 1957г.

211. Палий В.Ф. Диалектика исторического и логического в развитии науки. Ленинград, 1979г.- 180

212. Петров Ю.А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. Москва, 1967г.

213. Бланк М. Единство физический картины мира. Москва.1966г.

214. Плотников A.M. Генезис основных логических форм. Л.У., 1967г.

215. Потебня А.А. Полное собрание сочинений, т.1.

216. Подкорытов Г.А. Историзм как метод научного познания. Ленинград, 1967г.

217. Потемкин А.В. 0 специфику философского знания. Издательство Ростовского университета, 1973г.

218. Практика критерий истины в науке. Сборник. Москва,1960г.

219. Практика и познание. М.,1973г.

220. Проблемы логики научного познания. Москва, 1964г.

221. Проблемы мышления в современной науке. Сборник статей Академии наук УССР. Институт философии, 1964г.

222. Проблемы логики и теории познания. Сборник статей. Москва, 1968г.

223. Проблемы законов науки и логики научного познания. Ленинград. 1980г.

224. Проблемы истории и методологии научного познания. М., 1974г.

225. Проблемы логики и методологии науки. Новосибирск,1982г.

226. Проблемы материалистической диалектики как теории познания. М., 1979г.

227. Против фальсификаторов марксистско-ленинской философии. Сборник. Москва, 1967г.- 181

228. Психология мышления. Сборник, Москва, 1965г.

229. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. Москва. 1967г.

230. Ракитов А.И. Историческое познание. Системно-гносеологический подход. М., 1982г.

231. Расселу Б. Человеческое познание. Его сфера и граница. Москва, 1957г.

232. Расселу Б. История западной философии. Москва,1959г.

233. Резников Л.О. Понятие и слово. Ленинград, 1958г.

234. Резников Л.О. Гносеологические вопросы семиотики. Ленинград, 1964г.

235. Резников Л.О. Проблема отражения особенного в общих понятиях. Сборник "В.И.Ленин и вопросы философской науки". Л.У. , 1970г.

236. Рейтман У.Р. Познание и мышление. Моделирование на уровне информационных процессов. Москва, 1968г.

237. Рейхенбах Г. Направление времени. Москва. 1962г.

238. Рогофин М.С. Философские проблемы теории памяти. Москва, 1966г.

239. Розенталь М. Вопросы диалектики в "Капитале" Маркса. Москва, 1955г.

240. Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. Москва, 1960г.

241. Розенталь М.М. Ленин и диалектика. Москва, 1963г.

242. Розенталь М.М. Диалектика "Капитала" К.Маркса. Москва, 1967г.

243. Розов М.А. Научная абстракция и ее виды. Новосибирск, 1965г.- 182

244. Роль принципа конкретности в современной науке. Алма-Ата, 1976г.252. 1>убиннштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Москва, 1957г.

245. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. Москва. 1958г.

246. Садовский Г.И. Диалектика мысли. Минск, 1982г.

247. Свидерский В.И. Некоторые вопросы диалектики изменения и развития. Москва, 1965г.

248. Славская К.А. Мысль в действии. Москва, 1968г.

249. Солопов Е.Ф. Предмет и логика материалистической диалектики. Ленинград, 1973г.

250. Солопов Е.Ф. Введение в диалектическую логику. Ленинград, 1979г.

251. Современная идеалистическая гносеология. Критические очерки. Сборник. Москва, 1968г.

252. Современные проблемы теории познания диалектического материализма, т.1. Материя и отражение. Сборник статей, Москва, 1970г.

253. Сввременные проблемы теории познания диалектического материализма, т.2, Истина, познание, логика. Сборник статей. Москва, 1970г.

254. Современные проблемы материалистической диалектики. Сборник статей. Москва, 1971г.

255. Сорокин А.А. Проблема объективности форм мышления в "Философских тетрадях" В.И.Ленина. В кн.: "Ленинский этап в развитии философии марксизма. Москва, 1972 г.

256. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. Москва, 1960г.

257. Столяров В. Процесс изменения и его познания. Логико-методологические проблемы. Москва, 1966г.

258. Столяров В.М. Диалектика как логика и методология науки. М., 1975г.

259. Суворов Л.Н. Вопросы диалектики в "Философских тетрадях" В.И.Ленина. Москва, 1960г.

260. Сухов А. Д. Философские проблемы происхождения религии. Москва.

261. Таванец П.В. Вопросы теории суждения. Москва,1955г.

262. Таванец П.В. Суждение и его виды. Москва, 1953г.

263. Теория познания и современная наука. Москва, 1967г.

264. Тихомиров 0. Структура мыслительной деятельности человека.(Опыт теоретического и экспериментального мышления). Москва, 1969г.

265. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва, 1971г.

266. Туровский М.Б. Труд и мышление (Предыстория человека). Москва, 1963г.

267. Уваров Л.В. Образ, символ, знак. Минск, 1967г.

268. Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. Москва,1963г.

269. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Москва,1966г.

270. Урсул А. Природа информации. Философский очерк. Москва, 1968г.

271. Учение И.П.Палова и философские вопросы психологии. Сборник статей, Москва, 1952г.- 184

272. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т.8. М-У, 1950г.

273. Фейербах Л.К. К критике философии Гегеля. Избранные философские произведения, т.1, Москва, 1955г.

274. Фейербах Л. Лекции о сущности религии. Избранные философские произведения, т.2, Москва, 1955.

275. Федосеев П.Н. Ленин и философские проблемы современного естествознания: итоги и перспективы. М., 1981г.

276. Федосеев П.Н. Философия и научное познание. М.,1983г.

277. Филатова А.Н. Некоторые вопросы теории познания. Москва, 1962г.

278. Философская энциклопедия, т.2.

279. Философские проблемы "Капитала" К.Маркса, Сборник. Москва, 1967г.

280. Форма мышления. Москва, 1962г.

281. Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией. Москва, 1960г.

282. Фурман А.Е. Материалистическая диалектика. Москва.1969г.

283. Хасхачик Ф.И. Вопросы теории познания диалектического материализма. Москва. 1967г.

284. Хилл Т.И. Современные теории познания. Москва,1965г.

285. Ходаков Д.В. Как рождаются научные открытия. Генезис экспериментальных открытий. Москва, 1964г.

286. Холличер В. Природа в научной картине мира. Москва.1960г.

287. Чернов В.И. Анализ Философских понятий (некоторые вопросы теории). Москва, 1966г.- 185

288. Чернышевский Н.Г. Избранные философские произведения. т.1. Москва. 1950г.

289. Жданов Э.М. Природа научной яеториит М., 1977г.

290. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Ленинград, 1971г.

291. Швырев В. Неопозитивизм и проблема эмпирического обоснования науки. Москва. 1966г.

292. Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. Москва. 1963г.

293. Шептулин А.П. 0 взаимосвязи категорий материалистической диалектики. Москва, 1964г.

294. Шептулин А.П. Система категорий диалектики. Москва,1967г.

295. Шептулин А.П. Система категорий диалектики. Москва,1967г.

296. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М., 1983г.

297. Шинкарук В.И. Логика, диалектика и теория познания Гегеля. Киев, 1964г.

298. Шорохова Е.В. Проблемы сознания в философии и естествознании. Москва, 1962г.

299. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии.

300. Щеглов А.В. Развитие марксистской философии в трудах В.И.Ленина. Ростов, 1963г.

301. Яковлев М.В. Марксизм и современная буржуазная история философии. Москва. 1964г.

302. Яхот 0.0. Материя и сознание. Москва, 1961г.

303. Эфиров С.А. Итальянская буржуазная философия. Москва, 1968г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.