Общественное настроение как объект изучения социологии духовной жизни тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Яковлев, Сергей Павлович

  • Яковлев, Сергей Павлович
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2004, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 169
Яковлев, Сергей Павлович. Общественное настроение как объект изучения социологии духовной жизни: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Тамбов. 2004. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Яковлев, Сергей Павлович

ВВЕДЕНИЕ.3-18 стр.

РАЗДЕЛ 1. Общественное настроение как духовный феномен (исторический аспект).18 - 78 стр.

РАЗДЕЛ 2. Возможная базовая модель сущности и атрибутов общественного настроения .78 - 103 стр.

РАЗДЕЛ 3. Эмпирическая структура общественного настроения проблемы анализа социологических данных).103 - 134 стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общественное настроение как объект изучения социологии духовной жизни»

Актуальность исследования. В истории гуманитарной мысли попытки создать научно корректные модели феномена общественного настроения достаточно редки, чаще в центре внимания исследователей находилось публичное мнение, общественное мнение, массовые движения, развитие субкультур. Видимо, поэтому единой концепции, единого подхода к исследованию данной проблематики в истории гуманитарного знания практически не сложилось.Существует, разумеется, ряд объективных факторов, которые делают исследование общественного настроения процессом очень сложным и трудоемким - например, его высокая динамичность, постоянная историческая трансформация его базовых механизмов. Однако процессы, которые происходят в современном, все более отчужденном обществе, показывают, что в большинстве социальных интеракций одну из главных регулирующих и генерирующих массовое сознание функций выполняет именно общественное настроение. Изучение общественного настроения дает возможности для качественного анализа социума, раскрывает особенности массового гювеления и структуру различных социальных групп и субкультур. Теоретическая и практическая актуальность данного исследования может быть объяснена и через анализ ряда других факторов. Назовем наиболее очевидные из них: - сложность проведения политических выборов в России, где многое зависит от настроения масс и от умения манипулировать общественным сознанием; - с накоплением опыта создания и формирования социальных настроений (чем зачастую довольно успещно занимаются масс медиа) вырабатываются модели управления общественной жизни и отдельными ее социальными институтами, которые преследуют часто отнюдь не научные, а прагматические цели и задачи; - необходимость социального выбора между множеством современных духовных макросоциальных моделей (русские, буддистские, западные и т.д.), причем зачастую такой выбор осуществляется не в результате рационального ценностного «взвешивания», а именно под влиянием общественного настроения; - наконец, существует и логика изучения общественного мнения, подразумевающая необходимым этапом и исследование общественного настроения. Отметим также, что изучение проблемы общественного настроения очень удобно для применения неклассических эмпирических методов в социологии, учитывая высокую динамичность общественных настроений, требующую постоянного отслеживания и анализа.Представляется, что понятие общественного настроения никогда не было в исследовательском фокусе мировой гуманитарной науки, но логика развития общественной жизни делает такую проблему исследования природы и атрибутов общественного настроения все более актуальной.Степень научной разработанности проблемы. Термин «настроение», как и понятия, обозначающие различные виды настроений, вошел в разговорный обиход всех народов очень давно. В латинском языке этому соответствует термин «affection»; в русском — расположение, состояние духа; в английском - «mind»; во французском — «humeur»; в немецком - «stimmung».Упоминания о видах и денотатах таких терминов, а зачастую и обоснование того или иного умонастроения легко прослеживаются в трудах крупнейших мыслителей прошлого, хотя в истории гуманитарного знания можно встретить лишь некий «прообраз» содержания понятия общественного настроения, такой как общественное мнение, публичное мнение, массовое поведение, массовые волнения.В связи с трудностью исследования общественного настроения авюром были выделены следующие «линии», методологические подходы к анштзу фокусной для работы проблематики.Первый подход («субстанциональный») включает базовый тезис о приоритете макроструктур или качественно единых субстанций (трактуемых в довольно широком методологическом диапазоне) в формировании общественного настроения.Еще на Древнем Востоке душа человека, его эмоциональный, духовный мир были всего лишь звеном в бесконечной цепи Сансары (переселении душ). Настроение, согласно такой трактовке, выводимо не из обстоятельств, а из типа сознания. В этот период происходит четкое разграничение между материальной и духовно-эмоциональной сущностями индивидов. Даосизм полагает, что для достижения настроений покаяния и смирения необходимо насилие, поскольку только оно способно подавить индивидуальные настроения и обеспечить стабильность настроений общественных.Для общества древнего Китая характерны покорные, смиренные общественные настроения, которые в первую очередь являлись данью уважения императору; настроение же выражает именно текз^есть, дршамику ценностей и потому лишь косвенно отражает качество социальной жизни. Идео.югия Древнего Китая акцентирует свое внимание на высокой динамичности настроения, считая ее реальной угрозой, нарушающей консервативный порядок вещей. Аристотель настаивал на выводимости мнений и настроений из самого «духа» политической жизни полиса.. Он указывал, например, что право голоса есть лишь у людей свободных, поскольку отношения рабовладения укоренены в самой природе человека. Соответственно, и общественное мнение скорее всего бинарно, причем общественное настроение свободных граждан приоритетно как бы «по условию». Похожими представляются и модель Платона, где настроения есть результат диалектики круговорота идей, провоцирующих различной степени мощности воспоминания о предыдущих рождениях, и общая католическая традиция освящения боевого духа «христовых воинов» Божьим благословением, и т.д.Например, Ж. Ж. Руссо полагал, что равноправие в распределении частной собственности позволяет избежать агрессивных, протестантских общественных настроений, он стремился к порождению в общественных настроениях чувства справедливости, что способствовало бы стабильности общественного развития. Ш. Монтескье считал, что общественное настроение, дух народов и характер социального развития определяется, прежде всего географическими факторами: климат, почва, состояние земной поверхности.О. Конт предсказывал торжество рациональности как главньп1 признак общественного настроения высшего типа. Общественное настроение, согласно О. Конту, есть социальный факт движения исторических эпох. Э. Дюркгейма выделял общезначимые, коллективные представления как основу любого общества.' Основным компонентом общественного развития Э. Дюркгейм считал именно коллективное сознание, выделяя его факторы, такие как плотность населения и развитие путей сообщения. Одним из базовых (|)акторов, определяющих общественное настроение, Э. Дюркгейм счита;г социальную солидарность. В современном мире солидарность «органическая», осьюванная на разделении труда, то есть на классовом содружестве при добывании средств к жизни. Иными словами, по мнению Э. Дюркгейма, общественное или коллективное настроение выступает объединяющим людей стимулом, способствующему процветанию и развитию общества; в этом смысле настроение всегда есть выражение диалектики макроструктур.Мнения и настроения масс, по М. Веберу, формируют некий социокультурный конгломерат, являющийся доминирующей характеристикой социальных действий. М. Вебер пытался подменить научные абстракции произвольной мыслительной конструкцией - «идеальным типом», которая не отражает действительности, она лишь инструмент для систематизации и понимания единичных факторов, понятие, с которым историк сравнивае г действительность. Общественное настроение для М. Вебера отражает структуру социальных действий, всегда обладающих субъективным смыслом и направленностью на другого. Для И. Канта настроение не может быть осрювано на точном знании ситуации, поскольку точное знание невозможно; наиболее Дюркгейм Э. Социология. М., 1995. 352. .мощным макрофактором общественного настроения является движение к «вечному миру» как идеалу государства. Чисто политические и социальнопсихологические .механизмы настроения были в центре проблематики классического .марксизма.Позже частные аспекты такого моделирования природы общественного настроения исследовались в работах Ж. Тощенко, Харченко', Б. Парыгина ", Д. Ольшанского'', Л. Куликова**, Н. Хироси, который говорит об общественном настроении как одном из важнейших элементов структуры социальных групп ,^ В. Бехтерев, Л, Войтоловский, А. Клибанов, Б. Литвак, П. Симонов, Д. Узнадзе и^ др.Вторая линия исторического анализа просто сводит природу общественного настроения к принципиально непознаваемому мистическому началу.Так, для Пифагора настроение — чувствование «музыки сфер», неясный и численно выраженных мировых констант, в средневековом реапизме настроение очень сильно зависело от абстрактных духовных ценностей, выражавших .меру веры человека в высшие начала. Ф. Аквинский^, А. Блаженный ,^ дают теологическую трактовку любых настроений человека и социальных групп. ' Тошенко Ж.Т., Харченко с в . Социальное настроение. М., 1996. 196. • Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.,1966. 380.Ольшанский Д.В. Психология масс СПб., 2001. 363. * Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 1997. 228. " Хироси Н. История японского материализма/ Пер. с яп. Л. Ш. Шахназаровой. М., 1990.С. 33.'.Узнадзе Д.Н. Общая психология. Тбилиси. 1940. / Экспериментальные основы психологии усгановкн. Тбилиси. 1961./Психологические исследования. М. 1966. ^ Аквинский Ф. Доказательства бытия Бога в "Сумме против язычников" и "Сумме теологии". М.: ПФРЛН. 2000. - 531 / Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник. 1988, 228252. " Аврелий Августин. Исповедь.- Кн. 10, гл. VII-XXVI.- М.: Ренессанс, 1991 (Памятники религиожофилософской мысли: Западная патристика).- 242-261; то же: Августин Блаженный. 05 исгинноП религии. Теологический трактат. - Минск: Харвест, 1900.-С. 679-717.Своеобразные трактовки основных атрибутов настроения можно встретить в русской мистической философии' (Н. Бердяев^В. Соловьев \П. Флоренский^). Последний, например, считал, что настроение имеет иррациональные корни, оно суть,- реакция человека на степень непознаваемости ситуации, данное положение он отразил в своей концепции («аритмологии»).Согласно учению Е. Блаватской общественное настроение - это единство на всех уровнях бытия между всеми; созданиями вселенной. Е. Блаватская полагает, что общественное настроение является выражением сокровенного знания, зашифрованного в мифологических символах и сюжетах, античных мистериях, оккультных текстах. Психоделик, антрополог К. Кастанеда интерпретирует общественное настроение сквозь призму бинарной оппозиции Тональ/Нагуаль — которая является центральным ядром его психоделической философии. По К. Кастанеде, настроение бинарно: с одной стороны оно присутствует в Тонале - это фактически весь наш мир, с другоГ! стороны в Нагуале - эта та часть нас, для которой нет никакого описания, названия, ощущений знаний. Объяснение общественного сознания с помощью сверхрациональной интуиции и «идеалистической» суперсистемы общества, включающую в себя чувственную и умозрительную системы, предложил американский социолог русского происхождения П. Сорокин (1889-1968).^ П. Сорокин считал, что социокультурная реальность характеризуется бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявле' Барабанов Е.В Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991. MS / Г'аПленко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева// Вопросы философии. 1994. .,Vs;6 / Громов МП. р}ечные ценности русской культ)ры: интерпретации отечественной философии.// Вопросы фи.11)софии 1994. .Vs!l. / Пантнн И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке М.. 1973. Полторацкий Н.Т. Русская религии$ная фшософия.// Вопросы философии 1992. №2./ Скэнлан Дж.П. Н>жна ли I'occiin русская фаюсофия .'/ Вопросы философии 1994. №1. / Современная философия: словарь и чрссшматия.Ростов на Дону. 1995./ Франн Л. Сущность и ведушие мотивы в русской философии // Вопросы (|>млософии 1990. № 5. / Фаюсофия. Учебное пособие под редакцией В. Н. Лавриненко. М.Л996./ .Хоружии С. Фаюсофский процесс в России, как встреча философии и православия .// Вопросы философии. 1991. Л1'.5. • Бердяев Н.Л. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989./ Бердяев Н.Л. Истоки и смысл р\сского коммунизма М.: На\ка. 1990.3 Соловьев B.C. Соч. в 2-ч т. .М.: Мысль, 1988. • 4 Флоренский П. Мысль и язык//Флоренский П. Христианство и культ>ра. М., 2001.Кастанеда К. Учения лона Хуана: Сочинения, М. 2000. 704 '' Энциклопедический социологический словарь./ Под ред. Г.В.Осипова М., 1995. 685. ние: она охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.Иррациональный, мистический подход выступает за то, что логически,!,> ми механизмами данную проблематику не раскрыть, в самой природе общественного настроения изначально заложено мистическое, сверхъестественное начало.Еще интерпретация общественного настроения характерна для рамок теорий исторического круговорота, постулирующих бесконечный круговорот духовных феноменов, включая общественное настроение.Одним из основоположников такой идеи вполне можно считать Будду.Гораздо позднее итальянский философ Д. Вико (1668-1774) рассматривает проблематику общественного настроения в рамках выдвинутой и\г теории развития всех наций по своеобразным «циклам». Л. Гумилев' выделяет своеобразные рамки вариации общественного настроения, эти рамки меняются ., очень медленно и выражают четыре последовательных периода исторического развития нации.Еще одна линия («субъективистская») линия исторического аншщза природы общественного настроения определяет общественное настроение как сумму и систему настроений индивидуальных. Например, представители стоической школы отмечали также и особую природу настроениям иди в и дуального. Описывая один из наиболее удивительных и невероятных парадоксов стоицизма: кто охотно принял благодеяние, тот уже возвратил его"^ , в том числе в масштабах государства. Р. Декарт требовал положить в основу научного мышления принцип очевидности или непосредственной достоверности, что подразумевало не усвоение чужих мнений и настроений, а создание собственных. По Т. Гоббсу, настроение есть совокупность восприятия, данные которого провоцируют чувства удовольствия или неудовольствия. 'А ' Основные работы: Л.Н. Гумилев Открытие Хазарии. М. 1996. / Этногенез и биосфера Земли. Л. 1990. 'Геофафия этноса в исторический период. Л, 1990. / Этносфера. История людей и история приролы. М. 1993./Сочинения. М. 1994. " Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий М.", 1998. 47.Одним из крупнейших и влиятельных течений в рамках такого направления является экзистенциализм'.; это направление формировалось как реакция на позитивизм и наиболее тесно связана с проблематикой общественного настроения. Его центральная проблема - человек, его существование в мире, и проблема отчуждения индивида от общества, идея тотальной изолированности, одиночества индивида; все интересы, мнения^ настроения которого сосредоточены на нем же самом, на его эфемерном существовании.В фокусе данного подхода так же находится фрейдистская филосо{1)ия', которая определяет общественное настроение как результат взаимодействия некоего бессознательного компонента с субъективными личностными ценностями каждого отдельного человека.К. Юнг, наряду с личностным бессознательным, выделал еще более глубокие слои коллективного бессознательного, где в виде «изначальных» психических структур (архетипов) хранится древнейший опыт человечества, обеспечивающий бессознательную готовность к восприятию и осмыс.юнню мира, что прямо проявляется в форме общественного настроения. К данной линии можно отнести и трактовки общественного настроения Д. Юма, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и др.В рамках выделенной субъективистской линии следует упомянуть также русского социолога, экономиста М. Туган-Барановского .Он считал, что в основе индивидуального настроения лежат потребности, которые удовлетворяются посредством производственно-хозяйственной жизни, а так же с помощью духовного творчества.Н. Михайловский считал, что общественное настроение подавляет настроение индивидуальное, общество это кислота, растворяющая личности. ' Окзистенциализм зарождался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Ьольшое влияние на илеи философии экзистенциализма оказали работы датского философа середины 19 в. Серена Кьеркегорз и немецкого философа начала 20 в. Эдмунда Гуссерля. Родоначальники этого течения немецкие философы: Мартин Хайлеггер (1889-1976), Карл Ясперс (1883-1969); французские философы: Жан-Поль Сартр (1905-1980). Габриель Марсель (1889-1973), Альбер Камю (1913-1960); итпьянскиПфп.икоф: 11 и коло Лобаньяно (1901-1977). " Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности / Перев. с нем. Минск, 1997.С. 480.Основные сочинения: Значение экономического фактора в истории // Мир божий. 1895. .V^- 12; Илняиие илей политической экономии на естествознание и философию. Киев. 1925.; Социальные основы мншерации. .М. 1989.; Современный социхшзм в своем историческом развитии. СПб. 1906.Он разработал так называемый «субъективный метод» в социологии. Суть его состоит в том, что любое социальное познание не может быть объективно-теоретическим, а с необходимостью включает в себя субъективны!! оцеL^ ночный метод. Общественное настроение, согласно Н. Михайловскому, должно определяться не только социально-политическими нормами, но и этическими, нравственными, индивидуальными ценностями.Субъективистский подход к пониманию общественного настроения предполагает приоритетное влияние индивидуальных субъективных усгановок индивидов на общественное сознание и общественное настроение в частности.Отметим, наконец, и существование особой интеракционистской лини исторического анализа проблемы. В трактовке данной линии общественное настроение всегда сводимо к ярко выраженным интеракциям, к определенным четким характеристикам, императивам, которые позволяют выделить какой-то ключевой механизм общественного настроения. Например, I". Лебон сформулировал так называемый закон духовного единства толпы. По мнению Г. Лебона, толпа - явление бессознательное. Индивида различными способами можно привести в такое состояние, когда у него исчезает сознательная личность. Пробыв некоторое время среди действующей толпы, под ее влиянием или потоками, исходящими от нее, индивид приходит в состояние, близкое к состоянию загипнотизированного субъекта'.Оригинальную теорию, определяющую поведение и взаимодействие людей и получившую название «закон подражания», предложил в свое время и Г. Тард. Одно из базовых понятий теории Г. Тарда - заразительность, способность настроения, передаваться от одних социальных rpyrni к другим. Свойство заразительности массового настроения было замечено ' ^ очень давно, даже применительно к анализу первобытных обществ, где использовали это свойство как средство возбуждения нужного настроения (например, для провоцирования массовой агрессивности). Такая позиция 6ы' Лебон г. Психология народов и масс. СПб., 1995. 156-196.И ла закреплена и в социологии и психологии символического интеракционизма.Таким образом, согласно выделенной линии субъективного символизма, общественное настроение всегда имеет какую-либо особую метку, характеристику, ядро. Это может быть либо духовное единство индивидов особенно ярко проявляющееся в толпе (Г. Лебон), либо особый механизм заражения тем или иным настроением (Г. Тард).В последнее время мы видимо присутствуем и при формировании качественно особой щестой «линии» изучения фокусной проблематики. Вопервых, для данной линии характерно введение таких понятий как дискурс, фрейм и метафрейм. Эти понятия описывают значимость каких-либо выводов только для замкнутого круга явлений и не претендуют на всеобщность.Во-вторых, все эти доктрины основаны на тезисе о том, что современная общественная жизнь уникальна и не может быть описана с помощью аппарата классической науки. В-третьих, все современные теории основаны на психологизме, на том, что духовная жизнь современного человека парадоксальна: с одной стороны она все больще отражает омассовление (стандартизация мышления, универсальные культурные образцы поведения и т.д.), с другой же стороны форма личностного сопротивления такому омассовлению становится все более сложной.Яркими примером таких доктрин является теория щизанализа (Ф. Гваттари, Ж. Делез), Ж. Лакана, О. Больнова, К. Апеля, Ж, Бодрияра'. Данная теория является наиболее типичным выражением направления с условным названием неопостмодернизм. Основателями теории шизанализа" являются Ф. Гваттари (1930-1992) и Ж. Дилез (1925-1995).Например, теория шизанализа настаивает на том, что главным, в рамf'fM ках такой интерпретации общественного настроения, для понимания механизмов настроения является диалектика человеческих желаний. Ж. Делез так /^'^ ' Болрияр Ж. Новейший фшософский словарь. Минск. 2001. " Основные работы: «Капитализм и шизофрения», «Величие Маркса», «Шизааналптичсские картографии». «Г1сихоанх1ИЗ и трзнсверсхтьность», «Кино 1», «Кино 2». характеризует это обстоятельство: «Если желанию не достаёт реального объекта, сама реальность желания заключена в сущности недостачи, которая и производит фантазматический объект» '. Глубинные человеческие желания сейчас связаны с механизмом ускользания от полной включенности в любую роль. Иными словами, чем полнее человек включен в роль, тем хуже его настроение. Такого рода механизм типичен для вялотекущей шизофрении, которая является ценой, за приспособление человеческой психики к современному машинному миру, основанному на отчужденном труде.Все выделенные линии обладают довольно яркими характеристиками и императивами, благодаря которым возможно формализовать шесть историко-теоретических подходов к пониманию феномена общественного настроения. Все выделенные линии довольно противоречивы, от крайнего позитивизма до теологизма и мистификации.Исследование общественного настроения, имеет довольно большую историю; впрочем, до сих пор не возникло однозначного, единого подхода к изучению данного феномена, что еще раз позволяет считать избранную тематику достаточно актуальной.Ос//ов«(1Й 7(епбш диссертационной работы была попытка создать модель общественного настроения, исходя из существующих моделей общественного мнения, и проверка этой модели на эмпирическом материале. Для достижения такой цели было необходимо последовательное решение ряда конкретных задач; - изучение феномена общественного настроения, его взаимосвязи с общественным мнением на основе сравнительного анализа всех известных доктрин, теорий и идей, посвященных данной проблематике; - описание и обоснование авторской концепции измерения общественного настроения, имеющего многоуровневую структуру, которая отражает природу формирования и базовые элементы данного феномена; Делез Ж. Новейший философский словарь. Минск. 2001. - определение и описание свойств и характеристик общественного настроения; - подготовка и проведение авторских полевых исследований; JLi, - обобщение, анализ результатов и проверка базовой гипотезы и теоретической модели.Объектом исследования являются процессы духовной жизни социальных групп (в частности, студенческих); предметом - закономерности и качественные особенности формирования и функционирования общественного настроения.Основная гипотеза исследования может быть описана с помощью следующих положений: - общественное настроение является алгоритмом существования общественного мнения; иными словами, в любой момент общественное мнение дано в системах, изменяющихся по разным законам общественных настроем,^ НИИ, включая ИХ бытие на уровне микрогрупп и диад; - такое настроение является естественным атрибутом количественного и индивидуального бытия разума; - следовательно, такое настроение одновременно отражает как движение среды индивида, микрогруппы, так и оценки собственных возможностей приспособления к этим обстоятельствам; - существует относительно замкнутая система с набором характерных атрибутов настроений, позволяющая их типологизацию, научно-корректное описание структуры и динамики таких настроений; Теоретико-методологические основы работы.На формирование авторской позиции в наибольшей степени повлияли идеи классической социологии Э. Дюркгейма о необходимости изучать соци'^i^ альные факты, автор считает поведение, настроение масс социальным фактом, который возможно отследить на эмпирическом уровне; идеи экзистенциальной философии о решающей роли выбора в человеческом повелении (Л. Камю, Ж. Сартр); идеи деятельностного подхода к анализу политических явлений (структурно-функциональный анализ Т. Парсонса).Эмпирическую базу исследования составили данные авторских социологических исследований, проведенных в 2001, 2003 годах в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина в институте социологии и культурологи, институте социальной работы, институте филологии и журналистики, институте культуры и искусств, институте естествознания. В качестве контрольной группы задействованы студенты института психологии и педагогики. Объем контрольной группы - 50 человек.Основные методы сбора первичной информации - опрос и глубинное интервью. Использованная процедура определения выборочной совокупности двухступенчатая (пилотажная), случайная, квотная выборка по половозрастным характеристикам, а также по факультету и институтам. Величина выборочной совокупности в первом исследовании: при опросе студенчества - 190 студентов очной формы обучения, что составляет порядка 5,8% от генеральной совокупности: во втором исследовании: величина выборочной совокупности при опросе студенчества - 260 студентов очной формы обучения, что составляет 7,7% от генеральной совокупности (3372 учащихся в пяти вышеозначенных институтах). Отметим также, что репрезентативность данной выборки при стандартной ошибке в 5% была полностью соблюдена'.Исследование проводилось методом анкетирования на основе инструментария, разработанного таким образом, чтобы полнее раскрыть лина\п1ку изменений общественного настроения в студенческих фуппах.В качестве источниковедческой базы использовались теоретическая литература, эмпирические исследования, иные материалы.Дополнительно использовался материал ряда социологических исследований городского масштаба, осуществленных в период 1992-2003 гг. исследовательской группой профессора И. Федорова с участием автора: «СоХеллевик О. Социологический метод/ Пер. с норв. М.: Изд-во «Весь мир», 2002, - 66 стояние, рейтинги доверия и известности местных СМИ»/ «Виды и продукция местных СМИ весной 2001 года, проблема трансляции духовных ценностей». Итоговый отчет по результатам экспертных фокус-групп, Тамбов, ^\ 2001.Для достижения цели и решения задач исследования использовалась комплексная методика, включающая применение общетеоретических методов научного познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение и сопоставление, обобщение, систематизация, типизация, группирование и другие); сравнительно-исторических методов (исторический, историко-логический, сравнительно-исторический); эмпирических методов (анализ документов и литературных источников, интервью, анкетирование (письменный опрос)).Для анализа эмпирических данных применялись математикостатистические методы линейного и корреляционного анализа. При обработке данных использовался наиболее распространенный в современной мнроtx вой социологии пакет программного обеспечения SPSS 11.0 для Windows.ПолоокеииЯу выносимые на защиту: 1) Общественное настроение есть естественный атрибут духовной

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Яковлев, Сергей Павлович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общественное настроение долгое время было предметом исследования только психологической науки. И поэтому не без влияния этой пауки данное понятие приобрело сугубо психологическую трактовку, что отразилось на его интерпретации и восприятии в рамках реально функционирующего обыденного сознания.1 Настроения масс постоянно изменяются, и для каждой исторической эпохи характерен определенный тип общественного сознания, имеющий свои особенные метки и характеристики.

Подводя итог, следует отметить, что проведенный исторический анализ по избранной проблематике дает нам целостную картину о трансформации трактовок общественного настроения вместе с развитием гуманитарной мысли. Напомним основные тезисы данного анализа, характеризующие общественное настроение.

Начиная с периода античности, мнения и настроения аристократии и свободных граждан влияют и предопределяют политику и нормативно-правовые отношения в общественной структуре Древней Греции и Рима.

Большинство учений античной Греции имеют много общего с социальными и политико-правовыми учениями Древнего Рима. Значительное влияние на идеологию римского общества оказала философия стоиков. Ее последователи - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий - рассуждают о «духовном равенстве» всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчинения мировому закону. Мнение и подчинение закону переплетаются в одно целое.

Тошен ко Ж.Т. Харченко С.В. Социальное настроение. М. 1996. С. 196.

По Сократу, настроение зависит не только от уровня жизни и повседневных проблем, но и от того, какое отношение вырабатывает человек к этим трудностям. Нищий мудрец, например, может достичь состояния эвтю-мии (покоя страстей), т.е. постоянно хорошего настроения без особого затруднения.

Основной характерной чертой эпохи античности является то. что выражение общественного мнения и настроения здесь является прерогативой избранной аристократии и свободных граждан. Такой социальный слой, как ремесленники и рабы, не имеет право голоса и возможности выражать свое мнение. Уже тогда мыслителями признается великая роль публичных мнений в формировании демократического общества.

Противоборство религиозных конфессий и мнений в эпоху Средневековья не менее контрастно и динамично, чем статусно-правовые деления настроений в период античности. Множество субкультур, пытающихся противопоставить себя католической церкви и сформировать новые настроения, вынуждают европейских королей применять жесткую политику к протес ган-там, подрывающим авторитет власти.

В целом же в период средневековья оформились стабильные социальные факторы движения общественных настроений. Выделим наиболее очевидные из них:

Во-первых, это динамика социально-экономических обстоятельств, механизм которых подробно описывается во втором авторском разделе данной работы.

Во-вторых, общественное настроение в средневековый период во многом регламентируется религиозными и светскими властями, которые постоянно боролись с ересью. Общественное мнение и настроение в этот период -не более чем средство манипуляции захватническими и протестантскими движениями. Мнения распределялись в большей степени в зависимости от религиозных воззрений. Этот период характеризуется и противостоянием католической церкви «религиозным меньшинствам» (альбигойцам, гугенотам и т.д.).

В-третьих, общественное настроение регламентировалось самой культурой средневековья, базовым атрибутом которой была диалектика греха и раскаяния, что отмечалось рядом исследователей. Иными словами, индивидуальные оценки ситуации, меры её «греховности» были очень значимыми в средневековой психологии.

Расцвет гуманистического подхода в общественном настроении приходится на эпоху Возрождения. После кровавой Варфоломеевской ночи деятельность гуманистов, пропагандирующих добродетель и миросозерцание, становится единственной надеждой на гармоничное и миротворческое развитие общества.

Новое время дает большое количество школ и направлений, изучающих социум, а также поведение и настроение индивидов. Утопический социализм, социал-дарвинизм, социальное поведение как эффект бессознательного (фрейдизм), общественное настроение как энергетическое поле по Т.Гоббсу - вот лишь некоторые трактовки и течения гуманитарного знания, характерные для этого периода.

Мировоззрение А.Шопенгауэра, проникнутое ненавистью к революции и народу, глубоко пессимистично, а посему приемлет общественные настроения сугубо индивидуалистического характера. «Состояние здоровья, сон, пища, температура, погода, обстановка и многие другие внешние факторы оказывают могущественное влияние на наше настроение, а это последнее - на наши мысли и поступки»,1 - эти слова Артура Шопенгауэра как нельзя точно воспроизводят механизм влияния настроения на наши поступки и мотивацию нашего поведения.

Общественное настроение, согласно О.Конту, есть ни что иное, как социальный факт, который должен быть описан классической социологией. Философияэкзистенциализма, одно из самых влиятельных течений совре

1 Шопенгауэр А. Афоризмы для усвоения житейской мудрости. M., 2003. С. 175. менной философии, определяет настроение как объект, абсолютно отделенный от общества. Настроение здесь всегда индивидуально. Единственно допустимо влияние религии на человеческую сущность, тогда как общее твен-ное влияние исключается в принципе.

В работах советских социологов, в отличие от проблемы общественного мнения, общественное настроение значительно реже становилось объектом внимания. Этот феномен исследовался в работах Ж.Т. Тощенко. С.В. Харченко «Социальное настроение» (1996)1, Б.Д. Парыгина «Общественное настроение»( 1966)", Д.В. Ольшанского «Психология масс» (2001)3, JI.B. К ули-кова «Психология настроения» (1997)4.

Данный исторический анализ дал палитру настолько разноплановых интерпретаций и подходов к исследованию общественного настроения, что автору интересно было, применяя базовую теоретическую модель общественного настроения (второй раздел), попытаться выявить некие константы данного феномена в эмпирических исследованиях.

Эмпирика показала, что общественное настроение есть ни что иное как социальный факт, постоянная составляющая современного общества. Однако выявление латентных механизмов формирования и функционирования общественного настроения, по мнению автора, возможно лишь в случае применения не строго социологических методов, а в случае использования инсгру-ментариев из различных дисциплин (как, например, использованная автором формула П.Симонова), поскольку сама специфика природы настроения синтезирует в себе различные оттенки социума;

Таким образом, проведенный исторический и эмпирический анализ проблемы общественного настроения позволяет сделать вывод о том, что поведение людей достаточно давно является объектом изучения мыслителей и классиков, однако единой концепции по данному вопросу не сложилось.

1 Гошенко Ж.Т. Харченко С.В. Социальное настроение. М., 1996. С. 196. : Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.,1966. С. 380. ' Ольшанский Д.В. Психология масс СПб., 2001. С. 363.

1 Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 1997. С. 228.

Предпринятая автором попытка построения возможной модели общественного настроения, а так же выявленные атрибуты и характеристики данного феномена позволили предположить, что общественное настроение является формой внутренней и межгрупповой духовной жизни, выражающей естественно или искусственно сформулированное соотношение оценок субъектами трудностей жизненных ситуаций и имеющихся возможностей для их преодоления.

Проведенные эмпирические исследования студенческих групп ТГУ им. Г.Р.Державина выявили определенные индикаторы респондентов, позволившие определить тип общественного настроения студенческой молодежи как тип эгоизированной абулии. Поскольку трансформация настроений -процесс достаточно динамичный, можно предположить, что этот тип настроения является переходным, свойственным лишь данному временному периоду. Поэтому целесообразным было бы сказать, что общественное настроение должно измеряться регулярно, что позволит выявить латентные механизмы его динамики.

По мнению автора, будущее исследование общественного настроения связано с социологией духовной жизни. Данный аспект подразумевает проведение мониторинговых исследований, а для этого необходимо применение новых подходов, неклассических методов и постоянное отслеживание общественного настроения по слоям, регионам.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Яковлев, Сергей Павлович, 2004 год

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С.Б. Социологический словарь. / Перев. с анг. под ред. С.А.Ерофеева Казань.: Изд-во Казанского университета, 1999.-420 с.

2. Агафонов Ю.А., Визнер С.В., Самыгин С.И., Шило С.И., Щербакова Л.И. Основы политологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 2000. 448 с.

3. Андреев Д.Л. Роза мира. М.: Изд-во «Иной мир», 1992. 575 с.

4. Анцыферова Л.И. Ж.П.Вернан об исторической психоло-гии.//Вопросы психологии, 1967 №4.

5. Аристотель Политика. Афинская политая М.: «Мысль», 1997. 458 с.

6. Бауман Зигмунт Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. англ. А.Ф. Филиппов, М.: Аспект Пресс, 1996. — 255 с.

7. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 т., Т 9, М.: «Худож. лиг-ра», 1976.-828 с.

8. Беляев Д.К. «Социальное и биологическое в человеке» // Политическое самообразование, М., 1982. № 2. с.38.

9. Бергер П. Общество как драма : пер. с англ. // Человек., 1995. № 4 с. 2536.

10. Ю.Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. М.: Изд-во «Сварог и К», 1997. 541 с.

11. Бердяев НА. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

12. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Впервые опубликовано в 1937 году на английском языке. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, Париж, 1955; Москва: Наука, 1990. 93 с.

13. З.Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения., 1997. Выпуск 4 с. 91-108.

14. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. СПб., 1911. 345 с.

15. Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. СПб.: Питер, 2001. 656 с.

16. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопросы психологии., 1993. № 1 с. 6-13.

17. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. 3-е издание; YMCA-PRESS, И, rue de la Montagne Ste Genevieve, Paris 5C , 1989. c.331 -344.

18. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство. М.: МГИМО, 1999.- 186 с.

19. Быховский Б.Э. Джордж Беркли. М.: Изд-во «Мысль», 1970. 220 с.

20. Бююль Ахим, Цёфель Петер SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. 608 с.

21. Венецкий С.И. Где зарыты клады. М.: Изд-во «Знание», 1989. 64 с.

22. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976. 142с.

23. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд-во МГУ, 1986. 206 с.

24. Войтоловский JI. Очерки коллективной психологии // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения., 1996. Выпуск З с. 90-103.

25. Гельвеций К. О человеке //Гельвеций К. Сочинения: В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1974. 687 с.

26. Герцен А.И. Избранные сочинения. М.: «Худож. лит-ра», 1987. 541 с.

27. Голенкова З.Т. Социальное расслоение и социальная мобильность. М.: Изд-во Института социологии РАН., 1999. 192 с.

28. Гордон JI.A. Общество "недовольных" (особенности массового сознания в переходный период) // Полис., 1998. № 3 с. 32-48.

29. Горшков М.К. Российской общество в условиях трансформации (социологический анализ). М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОС-СПЭН), 2000.-384с.

30. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во «Книжный дом «Университет», 2000. 216 с.

31. Гофман А.Б., Давыдов Ю.Н., Девятко И.Ф. Новое и старое в теоретической социологии М.: Ин-т социологии РАН, кн1,1999. 389 с.

32. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учебное пособие для студентов социогуманитарных. М.: Изд-во «Магистр», 1999. -248 с.

33. Гринин JI. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества. В 3-х частях. Волгоград. 1995. 365 с.

34. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 578 с.

35. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт, определения и проблемы исследования. М.: Изд-во «Политиздат», 1987. 386 с.

36. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Изд-во«Политиздат», 1967. 400 с.

37. Гуревич А. Я. История психологии.//Психологический журнал, 1991 Х»4.

38. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 19X4. -350 с.

39. Державин Г.Р. Сочинения. Л. «Худож. лит-ра», 1987. 502 с.

40. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Tl. М.: Изд-во «Вече-Аст», 1999. 544 с.

41. Джефферсон Т. Томас Джефферсон о демократии. СПб. «Лениздат», 1992. -334 с.

42. Дидро Д. Избранные атеистические произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1956. -478 с.

43. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М. 1980. 658 с.

44. Добролюбов Н.А. Избранные статьи. М.: «Современник», 1980. 444с.

45. Достоевский Ф.М. Былое и думы. М.: «Худож. лит-ра», 1987. 670 с.

46. Дубов И.Г. Феномен менталитета : психологический анализ // Вопросы психологии., 1993. № 5 с. 20-29.

47. Дюркгейм Э. Социология. М.: Изд-во «Канон», 1995. -352 с.

48. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Изд-во «Пи гер», 2000. 570 с.

49. Жульен Франсуа Трактат об эффективности / Пер. с франц. Б. Крушняка М.: Московский философский фонд, 1999. — 236 с.

50. Знаменитые греки и римляне: 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима. Сборник. / Под ред. М.Н.Ботвинник, М.Б.Рабинович СПб.: Изд-во «Эпоха», 1993.-448 с.

51. Ивин А.А. Введение в философию истории: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1997.-288 с.

52. Индийская средневековая повествовательная проза (сборник) / Пер. с санскрита П.А. Гринцер, М.: «Худож. лит-ра», 1982.-399 с.

53. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / Под ред. А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. -Мин.: Харвест, М.: ACT, 2000. 848 с.

54. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. / Под ред. Г.В. Осипова М.: Изд-во «НОРМА-ИНФРА», 1999. 576 с.

55. Камю Альбер Сочинения В 5 т. Т.1. / Пер. с фр. Харьков.: Изд-во «Фолио», 1998.-398 с.

56. Капто А.С. Общественная активность молодежи. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1970. 175 с.

57. Китай и соседи в древности и средневековье (сборник статей) М.: «Мысль», 1983.-275 с.

58. Кларк Дж. Г.Д. Доисторическая Европа. Экономический очерк / Пер. с англ. М.Б. Граковой-Свиридовой. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1953. 332 с.

59. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: ЛОГОС, 1999.-384 с.

60. Козлов Д.Ф., Шумаков М.И. Общественное сознание и социальный прогресс М. 1980.-305 с.

61. Коновалова Г. Толпа и ее лидер // Молодая гвардия., 2001. № 9 с. 60-71.

62. Короткова JI.H. Социология общественного мнения: Конспект лекций. СПб.: Изд-во «Михайлова В.А.», 2000. 32 с.

63. Кравченко А.И. Социология. М., 1999.-456 с.

64. Крамник В. В. К вопросу о психологическом аспекте истории политических движений.//Сб. История и психология. М., 1971. С. 215 225.

65. Красильникова М. О методике расчета Индекса социальных настроений // Мониторинг общественного мнения, 2003. № 2 (64) с. 51 59.

66. Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива, М.: Просвещение, 1984. 96 с.

67. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // СоцИс., М., 2003. № 4 (228). с. 143 144.

68. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1997.-228 с.

69. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Изд-во «Наука». 2000. 526 с.

70. Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.608 с.

71. Ламетри Ж. Человек-машина // Ламетри Ж. Сочинения. М.: Мысль, 1983.375 с.

72. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Изд-во «Макет», 1995.-316 с.

73. Лебон Г. Мнения и верования толпы: из работы фр. психолога и социолога от 1896г. // Философская и социологическая мысль., 1991. № 6 с. 119151.

74. Литвак Б. Г. О некоторых чертах психологии русских крепостных 1 пол. XIX В.//С6. История и психология. М., 1971. С. 199 215.

75. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения / Под ред. Г.С. Васецкого. М.: «Госполиздат», 1950. 757 с.

76. Лосев А.В., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1993.-383 с.

77. Майерс Д. Социальная психология./ Перев. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 688 с.

78. Мансуров Н.С. Общественное мнение и его роль в жизни общества: Лекции. М., 2000.-32 с.

79. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, изд-е 2 -ое, Т.5., М.: Госполит-издат, 1956.-643 с.

80. Мельвиль А. Политические ценности и ориентации и политические институты // Россия политическая (под общей ред. Л.Шевцовой). М.: Моск. Центр Карнеги, 1998, с.136-194.

81. Мендра Анри Основы социологии. Учебное пособие для вузов. / Пер. с франц. Е.О. Пучковой М.: NOTA BENE, 2000. 342 с.

82. Меняйленко Л. Г. Массовое сознание и политические ориентации французов: научно-аналитический обзор. М.: Изд-во ИНИОН, 1990. -38 с.

83. Михайловский Н.К. Герои и толпа // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения., 1997. Выпуск 1 с. 102-131.

84. Надель С.Н. Социальный облик современного западного общества. М.: Изд-во «Наука», 1993.-223 с.

85. Налетова И.В. Социокультурные основы духовности: история и современность: Уч. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. -112 с.

86. Нарский И.С. Кант. М.: Изд-во «Мысль», 1976. -207 с.

87. Натага Хироси История японского материализма: пер. с яп. JI. Ш. Шахназаровой. М.: Изд-во «Мысль», 1990.-333 с.

88. Ницше Фридрих Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник. Минск: ООО «Попурри», 2001.-624 с.

89. Новейший философский словарь. Минск.: Изд-во: Книжный Дом 2001. -1280 с.

90. Новиков А.В. От позитивизма к интуитивизму: критические очерки буржуазной эстетики. М.: «Искусство», 1976. 255 с.

91. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М.: Изд-во «АВА ЭСТРА», 1993. - 272 с.

92. Общественное мнение: стратегия массовых опросов (круглый стол) Ч Со-цИс., М., .1993. № 6. с.31.

93. Общественное сознание и духовная культура: тезисы докладов научной конференции Таллинн: философское общ-во СССР. Эст.отделение, 1978.-100 с.

94. Общественное сознание и общественная практика / Под ред. С.С. Гольден-трихта М.: Изд-во: Московского ун-та, 1979. 223 с.

95. Общество и сознание. / перевод с нем. М.Б. Колдаевой. М.: Изд-во "Прогресс", 1984.-240 с.

96. Ольшанский Д.В. Психология масс СПб.: ПИТЕР, 2001. 363 с.

97. Ольшанский Д.В. Психология массовых политических настроений // Психологический журнал, 1989. том 10. № 6 с. 40-49.

98. Ольшанский Д.В. Психология массовых политических настроений // Психологический журнал., 1989. № 6 с. 40-49.

99. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. М., 1996. 506 с.

100. Основы прикладной социологии. Учебник для Вузов. / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. М.: Изд-во «Academia», 1995. Т.1. 200 с.

101. Основы прикладной социологии. Учебник для Вузов. / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. М.: Изд-во «Academia», 1995. Т.2. 192 с.

102. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. 720 с.

103. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. JL, 1967.

104. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.,1966. 380 с.

105. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Спб., 2003. 616 с.

106. Пеньков В.Ф. Политический процесс и политическая культура, М.: Изд-во «NOTA BENE», 2000. 168 с.

107. Пересветов Р.Т. По следам находок и утрат. М.: «Современная Россия», 1963.-228 с.

108. Петровский А. Синдром толпы // Литературная газета., 1990. № 5 с. И.

109. Петрушин В. Сгоревшие души. Современное общество глазами психолога : диапазон и способы лечения // Новое время., 1991. № 25 с. 32-36.

110. Печчеи А.Человеческие качества. М.: Изд-во «Прогресс», 1985: 290 с.

111. Попов В. Социопсихология обращение к человеку // Диалог., 1991. № 8 с. 41-43.

112. Попов Стойко Сознание и социальная среда / Пер. с болгар. В.И. Евсе-вичева, М.: Прогресс, 1979. 232 с.

113. Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история.//Сб. История и психология. М., 1971.

114. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

115. Прикладная социология. / Под ред. проф. В.И.Курбатова. Ростов-на-Дону, 2001.-248 с.

116. Прикладная социология: Учебное пособие / Под ред. д. э. н. проф. Ю.С. Колесникова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. 320 с.

117. Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фро-ма. М, 1995.-468 с.

118. Пурпурная Ямша : Китайская повествовательная проза I IV вв. / Пер. с кит. Б.Л.Рифтин, М.: «Худож. лит-ра», 1980. — 366 с.

119. Радищев А.Н. Избранное. М.: «Правда», 1988. 443 с.

120. Райт М.Ч. Социологическое воображение. М., 1998. 278 с.

121. Решетников М. Лидер и толпа // Российские вести., 1993. 29 апреля с.7.

122. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. 544 с.

123. Росциус Ю.В. Последняя книга Сивиллы?. М.: Изд-во «Знание», 1989. -48 с.

124. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 1999. -720 с.

125. Руткевич М.Н. Социология, власть, общественное мнение // СоцИс., М., 1993. №7. Зс.

126. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто. Заключение // Путь в философию: Антология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. 445 с.

127. Секфю Андраш Общественное мнение и массовая коммуникация: рабочее совещание Будапешт, 1971. — 200 с.

128. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека. М.: Знание, 1989.-63 с.

129. Симонов П.В. Происхождение духовности. М.: «Наука», 1989. 350с.

130. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970.- 141 с.

131. Смелзер Н. Социология./Перев. с анг. М.: Изд-во «Феникс», 1998. -688 с.

132. Соарес К.С. Общество в процессе изменения // СоцИс., М., 1991. .V» 12. с. 123 -130.

133. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 542 с.

134. Социальная психология и педагогика в партийной работе (курс лекций). М.: Изд-во "Мысль", 1983. 285 с.

135. Социология в России. / Под ред. В.АЛдова М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.- 696 с.

136. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г.В.Осипова, Л.Н.Москвичева М.: Изд-во «Аспект Пресс», 1998. 461 с.

137. Социология. Учебное пособие для студентов вузов./ Под ред. проф. Елсукова А.Н. Минск., 2000. 512 с.

138. Спенсер Герберт Синтетическая философия / Пер. с англ. Киев: Изд-во «Ника-Центр», 1997. 512 с.

139. Спиноза Бенедикт Этика. СПб.: Азбука, 2001. 352 с.

140. Станкин М.И. Невербальное общение // Специалист., 1994. JVL» 11/12 с. 31-33.

141. Станкин М.И. Психология общения // Среднее спец. образование., 1989. № 10 с. 39-42.

142. Сципион Сигеле. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения., 1995. Выпуск 3 с. 110-126.

143. Сципион Сигеле. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения., 1995. Выпуск 1 с. 102-115.

144. Тарасова И.П. О понятии общения в трудах Аристотеля // Научн. докл высш. Шк. Филол. Науки. 1991, №4. С. 107-112.

145. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение) / Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 1999. 224 с.

146. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.-224 с.

147. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. Львов.: Изд-во «АСТ», 1998. -496 с.

148. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М.: Изд-во «Academia», 1996. 196 с.

149. Трубина Л.В., Нещадин А.А., Кашин В.К. Синусоиды общественного мнения // СоцИс. М., 1993. № 7. 14 25 с.

150. Тутунджян О. М. Прогрессивные тенденции в исторической психологии Мейерсона.//В опросы психологии, 1963 № 3

151. Уледов А.К. Общество и сознание. М.: Изд-во «Прогресс», 1984. 239 с.

152. Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей. Рязань: «Новое время», 1997.240 с.

153. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова М.: Изд-во «Политиздат», 1987.-590 с.

154. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности / Перев. с нем. Минск.: Изд-во «Попурри», 1997. 480 с.

155. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого "я" : фрагмент из одноименной книги австрийского ученого / предисловие A.M. Руткевича. //Диалог., 1990.№ 12 с. 102-112.

156. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ./Общ. ред. и поел. Гуревича П. С. М., Прогресс, 1989.

157. Хеллевик Оттар Социологический метод / Пер. с норв. М.: Изд-во «Весь мир», 2002. 192 с.

158. Хесс Реми 25 ключевых книг по философии / Пер. с фр. Челябинск.: «Урал LTD», 1999.-336 с.

159. Хироси Натага История японского материализма: пер. с яп. J1. Ш. Шахназаровой. М.: Изд-во «Мысль», 1990.-333 с.

160. Цамутали А.Н. Общественная мысль в России XIX века. Ленинград.: Изд-во «Наука» 1986. 244 с.

161. Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. М.: ООО «Издательство ACT», Харьков: Фолио., 2000.464 с.

162. Черняк Е.Б. Вековые конфликты. М.: Изд-во «Международные отношения», 1988.-400 с.

163. Чикин Б.Н. Толпа: общественно-психологическая категория // Вестник Московского ун-та., 1990. №6 с. 29-43.

164. Шепель В.М. Социально-психологическая ситуация как объект изучения общественной жизни // Научный коммунизм., 1989. № 12 с. 84-89.

165. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Изд-во «Юристъ», 1997. 304 с.

166. Шопенгауэр Артур Афоризмы для усвоения житейской мудрости. М.: Изд-во: ACT, 2003.-236 с.

167. Энциклопедический социологический словарь./ Под ред. Г.В.Осипова М.: Изд-во ИСПИ РАН, 1995. 939 с.

168. Юм Давид О человеческой природе. СПб.: Азбука, 2001. 320 с.

169. Янков В.А. Эскиз экзистенциальной истории // Вопросы философии., 1998. №6 с. 6-29.

170. Ясперс К. Введение в философию //Путь в философию: Антология. М.: Университетская книга, 2001.445 с. С. 224-236.

171. Lerner.M. America as civilization. New York, 1957.

172. Marsh Ian Classic and contemporary readings in sociology. New York: "Addison Wesley Longman", 1998.-381 p.

173. Riesman.D. The Lonely Crowd. New York, 1957.

174. Peter Clark. British Clubs and Societies 1580-1800: The Origins of an Associational World. Oxford University Press, 2000.

175. Starr P. The Social Transformation of American Medicine. N. Y.: Basic Books, 1982.

176. Parkin F. Marxism and Class Theory: a Bourgeois Critique. L.: Tavistock, 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.