Жанрово-стилевые особенности детского музыкального фольклора: по материалам экспедиций в Псковскую область тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Редькова, Евгения Сергеевна

  • Редькова, Евгения Сергеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 280
Редькова, Евгения Сергеевна. Жанрово-стилевые особенности детского музыкального фольклора: по материалам экспедиций в Псковскую область: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2009. 280 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Редькова, Евгения Сергеевна

Введение.

Глава 1. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

1.1. Колыбельные песни.

1.2. Пестушки, потешки, прибаутки.

1.2.1. Пестушки.

1.2.2 Потешки.

1.2.3 Прибаутки.

1.3. Музыкально-поэтические формы, сочетающие признаки 81 различных жанров.

Глава 2. Календарно-обрядовые и игровые жанры детского фольклора

2.1. Календарно-обрядовые заклинания.

2.1.1. Кличи.

2.1.2. Приговоры.

2.1.3. Колядки.

2.2.1. Заклички на дождь, солнце, радугу.

2.2.2. Заклички на птиц, божью коровку.

2.3. Игровые припевки, приговоры, считалки.

Глава 3. Детские полевые уканья, возгласы-окликания и голошения.

3.1. Уканья, возгласы-окликания.

3.2. Детские полевые голошения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанрово-стилевые особенности детского музыкального фольклора: по материалам экспедиций в Псковскую область»

1. Актуальность темы

Изучение детского музыкального фольклора касается особо значимых вопросов освоения ребенком содержательных доминант и средств выражения (языковых универсалий) в процессе его включения в систему народной традиционной культуры. В настоящей работе впервые t раскрывается жанрово-стилевая специфика музыкально-поэтических форм детского фольклора на основе документальных экспедиционных материалов из Псковской области. В диссертации затрагивается ряд ключевых для этномузыкологии проблем, среди которых:

- закономерности формирования музыкального мышления;

- выявление механизмов передачи и преемственности традиции;

- генезис и эволюция жанров фольклора.

В настоящее время музыкально-поэтические формы, исполняемые детьми и для детей, не получили должного освещения в этномузыкологических исследованиях. В современных научных работах, нотных и текстовых публикациях отсутствуют четкие критерии жанровой классификации фольклорных текстов, бытующих в детской среде (нередко один и тот же текст авторы относят к разным жанрам). Типологическое родство и общность функций образцов детского фольклора, обусловленные принадлежностью к раннему (допесенному) историко-стилевому пласту, усложняют задачу их жанровой группировки.

Соотношение областей «детского» и «материнского» фольклора и выявление корпуса жанров, связанных с ними, относятся к ряду вопросов, нуждающихся в уточнении.1 Раскрытие содержания и границ понятия «детский фольклор» по-прежнему находится в числе актуальных задач современной науки, поскольку требует определения совокупности признаков, указывающих на функциональное, смысловое, музыкально

1 В исследованиях определение «материнский фольклор» используется наряду с определением «фольклор для детей». стилевое своеобразие фольклорных текстов, а также на общность их происхождения.

Основной круг проблем, рассматриваемых в работе, касается актуальных аспектов музыкознания, таких как: свойства речевой и музыкальной интонации, процесс формирования ладовых отношений, особенности ритмики, принципы координации акцентов стиха и напева, I становление закономерностей композиционной организации образцов народной музыкальной культуры.

2. Предмет исследования

Комплексному изучению подвергнуты показательные для псковской народной традиционной культуры образцы музыкального фольклора, исполняемые детьми и взрослыми для детей в контексте трудовых, календарных, семейных обрядовых и бытовых ситуаций. В поле внимания включены музыкально-поэтические формы, воспринимаемые и исполняемые ребенком начиная от рождения и заканчивая младшим школьным возрастом (то есть примерно до 10-11 лет). С точки зрения современной психологии, указанные возрастные границы соответствуют детству или этапам онтогенеза от рождения до подросткового периода. 2 Исследования в области возрастной психологии (с учетом этнографических данных о развитии детей в различных обществах) показывают, что период детства выполняет социокультурную функцию, заключающуюся в подготовке человека к самостоятельной деятельности, а этнокультурная среда оказывает определяющее влияние на его становление [Психология 2001; 167]. Изучая специфику детского музыкального фольклора в контексте народных традиций Псковской области, отметим, что в выделенный возрастной период происходит овладение разнообразными в жанровом отношении музыкально-поэтическими образцами, а также приобщение к

2 Детство охватывает несколько этапов: 1) младенчество - от рождения до одного года; 2) детство раннее - от 1 до 3 лет; 3) возраст дошкольный - от 4 до 6-7 лет; 4) возраст школьный младший - от 6-7 лет до 10-11 лет [Психология 2001; 167]. трудовой деятельности и различным формам обрядово-праздничной культуры.

Дальнейшее постижение традиции подростками связано с более активным участием в вечерках, общинных праздниках наряду с другими возрастными группами, увеличением их трудовой и обрядовой нагрузки и i значимости, расширением репертуара (календарно-обрядовые, хороводные, лирические песни). Таким образом, по возможностям и статусу в традиционном обществе подростки занимают переходное положение. В процессе исследования учитываются сведения, касающиеся занятий и жанров, исполняемых подростками в тех случаях, когда их возрастные характеристики в функциональном плане приравниваются к детям (как, например, в обрядах святочных обходов дворов дети и подростки нередко участвовали вместе, образуя единую группу). Представляется, что оценка роли подростков в системе традиционной культуры Псковской области i является самостоятельной научной задачей, которая требует специальной фактологической базы, а также иной методологии.

Опираясь на экспедиционные данные по Псковской области, можно отметить, что в детской среде бытуют заклички, игровые припевки, считалки. Ряд жанров, исполнителями которых являются как взрослые, так и дети, значительно представительнее и охватывает: 1) материнский фольклор — колыбельные песни, пестушьси, потешки, прибаутки; 2) календарно-обрядовые формы — колядки, кличи (призывания Мороза, Масленицы), вербные приговоры; 3) образцы плачевой культуры - полевые голошения, i пастушеские возгласы-окликания.

3. Цели и задачи исследования

Основная цель исследования заключается в выявлении жанрово-стилевых признаков, характеризующих образцы детского фольклора, бытующие на территории Псковской области. На этой основе осуществляется их жанровая классификация с учетом функциональной направленности, особенностей содержания, структурных закономерностей и специфики системы средств художественной выразительности.

Данный ракурс изучения требует решения ряда задач, среди которых: уточнение границ понятия «детский фольклор», выявление корпуса музыкально-поэтических форм фольклора, связанных с детской средой, их жанровая группировка; раскрытие функциональной направленности образцов детского фольклора с учетом разнообразных ситуаций и контекста их бытования; определение музыкально-стилевых закономерностей образцов фольклора, исполняемых детьми и для детей, в том числе - особенностей ладообразования и интонационного развития, ритмо-акцентных свойств, принципов композиционной организации; выявление межжанровых связей образцов детского фольклора, принадлежащих певческим традициям Псковской области.

4. Материала фактологическая база исследования

Диссертация выполнена на основе материалов фронтальных комплексных экспедиций Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории и Фольклорно-этнографического центра в Псковскую область, осуществленных под руководством А. М. Мехнецова с 1978 по 2006 годы.

При подготовке диссертации учитывались результаты обработки, систематизации экспедиционных данных и определения характерных особенностей и границ распространения локальных традиций, представленные в научном издании «Народная традиционная культура о

Псковской области». В качестве сравнительного материала привлекаются музыкальные образцы по исследуемому региону, опубликованные

3 См.: Обзор 2002.

И. Д. Фридрихом, Э. Малер, Н. JI. Котиковой, Г. М. Науменко Е. Н. Разумовской.4

Принимая во внимание тот факт, что большинство звуковых материалов, полученных в ходе фольклорных экспедиций, зафиксированы от пожилых исполнителей, автором были выполнены экспериментальные записи образцов музыкального фольклора изучаемых жанров от современных детей. В этой работе участвовали дети из состава Фольклорного ансамбля Центра досуга имени Лени Голикова Кировского района Санкт-Петербурга, а также ученики 2-4 классов Детской музыкальной школы № 34 Красносельского района Санкт-Петербурга. Полученные результаты также учтены в исследовании.

Значимость традиций Псковской области для изучения детского фольклора обусловлена рядом факторов. Рассматриваемый регион был фронтально обследован в ходе 29 экспедиций с максимально полным охватом всех явлений народной традиционной культуры. Работа велась последовательно практически во всех районах Псковской области (кроме Усвятского района). Результатом стало крупнейшее собрание музыкально-этнографических материалов, позволяющее увидеть богатство традиционной культуры Псковщины. На территории области были зафиксированы календарно-обрядовые, свадебные, лирические, хороводные, плясовые, колыбельные песни, баллады, духовные стихи, причитания, частушки, наигрыши на гуслях, скрипке, балалайке, рожках, гармониках и других музыкальных инструментах, словесные жанры фольклора (заговоры, сказки, легенды, предания, былички), а также были сделаны записи репортажей, позволяющие оценивать особенности местных обрядов, праздников, повседневного быта, трудовых занятий. Выявление принципов преемственности и передачи традиции требует наблюдений, которые могут быть сделаны только на примере комплексно обследованного региона.

4 См.: Котикова 1966; Науменко 1988; 1999; Фридрих 1936; Mahler 1951; Разумовская 1998.

Определение стилевого своеобразия жанров детского фольклора невозможно без полноценных сведений, раскрывающих особенности сложившейся в местных традициях жанровой системы в целом, специфики локального певческого стиля.

Ряд аспектов, касающихся результатов экспедиционной деятельности, относится к числу острых проблем современной науки. Состояние традиции, которое фиксировалось собирателями на протяжении второй половины XX века, можно оценить как угасающее. Это отразилось и на сохранности детского фольклора, поскольку интенсивный процесс отъезда молодежи из деревни и преобладание пожилого населения привели к уходу ряда форм из активного бытования. Так, например, многие колыбельные, потешки, прибаутки воспроизводились во время экспедиционной работы по просьбе собирателя и не всегда снабжены достаточными комментариями. Не было выполнено записей в реальной ситуации укачивания ребенка, а такие материалы имели бы особую ценность для научных наблюдений. Пласт фольклора, связанный с пестушками, оказался практически утраченным. Уникальные образцы детских причитаний, окликаний птиц носят единичный характер, в связи с этим сложной задачей оказывается выявление их типологических закономерностей на различных уровнях организации музыкально-поэтической формы. Самостоятельной проблемой в ходе исследования стал факт фиксации большинства форм детского фольклора от пожилых исполнителей, имеющих большой певческий опыт (исключение составляют несколько записей закличек на дождь, выполненных от деревенских детей).

Поскольку экспедиции носили комплексный характер и были ориентированы на запись разнообразных явлений традиционной культуры, в ряде случаев трудно однозначно оценить характер распространения жанров детского фольклора — отсутствие записей тех или иных форм возникло вследствие особенностей жанрового состава локальной традиции или в силу специфики собирательской работы в данном регионе. Отмеченные проблемы не уменьшают научной ценности представленных в коллекциях образцов детского фольклора, которые по своим признакам соотносятся с ранним в историко-стилевом отношении пластом традиционной культуры. 5. Теоретические и методологические основы исследования Диссертация опирается на современные научные методы, i разработанные этномузыкологической школой Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно-этнографического центра. В основе методологии лежит подход комплексного, системного изучения явлений народной традиционной музыкальной культуры, что позволяет определить характерные свойства жанров детского музыкального фольклора, обнаружить взаимосвязь закономерностей поэтики, музыкального стиля и особенностей звучания рассматриваемых образцов с их функционально-смысловой направленностью в той или иной ситуации исполнения. При этом принимается во внимание специфика детского звукового поведения и i онтогенеза.

Научная работа базируется на результатах специальных исследований, ' посвященных проблемам формирования и развития музыкального мышления и системы средств выражения, затрагивающих также онтофилогенетические аспекты, что позволяет выходить на уровень исторической интерпретации отдельных фактов и стилевых пластов фольклора. Наблюдения этномузыкологов — Э. Е. Алексеева, Г. М. Науменко, Т. И. Калужниковой - в области звукового поведения детей, онто- и филогенеза привлекаются для подтверждения выводов, а также i играют немаловажную роль при проведении экспериментальных записей.5

Особый подход к проблеме жанровой классификации был разработан Т. И. Калужниковой. Наблюдая звуковое поведение современных детей начиная с младенчества, исследователь вводит понятие «акустический текст ребенка», которое выделяет исходя из понимания целостности интонационного опыта ребенка. Т. И. Калужникова предлагает трактовать

5 См.: Алексеев 1986; Науменко 1996; 1999; Калужникова 2004; 2007. функционально и структурно родственные детские вокализации (акустические тексты) как жанры. В результате «акустический текст ребенка» имеет трехуровневую структуру: акустический текст — «жанр» — интертекст [Калужникова 2004; 37]. Выводы и наблюдения Т. И. Калужниковой представляются важными при характеристике образцов детского фольклора.

При подготовке экспериментальных записей учитывались также методы воссоздания и реконструкции фольклорных текстов, что, прежде всего, имело отношение к разучиванию исследуемого материала с детьми. В современной культурной ситуации ряд исследователей (М. Ю. Новицкая, И. Н. Райкова, Т. И. Калужникова, Г. М. Науменко), изучающих детский фольклор, широко трактуют понятие «полевые исследования» и активно записывают современных детей. Наиболее благоприятна ситуация, когда собиратель может выступать в роли наблюдателя, поскольку такие записи в * большей степени отражают закономерности бытования фольклорных текстов в естественных условиях. Однако это не всегда оказывается возможным, и для достижения полноценного результата необходимо вводить детей в контекст исполнения того или иного образца музыкального фольклора.

В разделах, посвященных анализу напевов, проблемам их ладовой организации, соотношению речевой и музыкальной интонации, учитывались положения, разработанные в трудах Б. В. Асафьева, Т. С. Бершадской, X. С. Кушнарева, Ф. А. Рубцова, Е. А. Ручьевской.6

Структурно-типологический метод, разработанный в ряде исследований по музыкальной фольклористике (публикации К. В. Квитки, п

А. В. Рудневой, Е. В. Гиппиуса, Б. Б. Ефименковой, А. А. Банина), лег в

6 См.: Асафьев 1965; 1971; 1987; Бершадская 1961; 1997; 2007; Кушнарев 1958; Рубцов 1962; 1964; 1973; Ручьевская 1977; 1998; Анализ 1988.

7 См.: Банин 1987; 1982; 1983; 1984; Гиппиус 2003; Ефименкова 1993; 2001; Квитка 1971, 1973; Руднева 1994. основу анализа ритмических и композиционных особенностей рассматриваемых музыкально-поэтических форм фольклора.

В диссертации учитываются методы анализа и интерпретации явлений культуры, развиваемые этнолингвистами Н. И. Толстым и С. М. Толстой, а также учеными структурно-семиотического направления (Ю. М. Лотман, В. Н. Топоров, А. К. Байбурин и др.)-8 Исследование опирается на положения, сформулированные в трудах этнографов и филологов (Г. С. Виноградова, М. Мид, М. М. Громыко, Т. А. Бернштам,

A. Ф. Некрыловой и В. В. Головина),9 раскрывающие сложную систему связей межпоколенного, социального, этнического характера, посредством которой дети включаются во все формы деятельности (игровой, трудовой, ритуальной и др.), а также, перенимая опыт, усваивают основные, выработанные предшествующими поколениями ценностные ориентиры. Выводы психологов JI. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, касающиеся особенностей детского мышления, становления речи, игрового поведения, также привлекаются в соответствующих разделах работы.10

Проведение жанровой группировки фольклорных текстов основано на теоретических положениях и классификационных принципах, представленных в трудах Е. В. Гиппиуса, В. В. Коргузалова, Б. Н. Путилова,

B.Е.Гусева, А. М. Мехнецова, В. М. Щурова.11 Учитываются результаты систематизации фольклорных текстов, предпринятые в рамках исследований и публикаций материалов по детскому фольклору В. В. Головина, Т. И. Калужниковой, Н. Н. Гиляровой, О. В. Смирновой, Е. А. Зилотиной,

8 См.: Байбурии 1993; Лотман 1998; 1999; Топоров 1988; Толстой 1995 а,б; Толстая 1999.

9 См.: Виноградов, 1998; Бернштам, 1988; Громыко, 1991; Мид 1988; Некрылова-Головин 1992. )

10 См.: Выготский 1996; 1997; Эльконин 1999.

11 См.: Гиппиус 1974; Коргузалов 1975; Путилов 2003; Гусев 1993; Мехнецов 1999; Щуров 2008.

Е. И. Якубовской, Г. М. Науменко, А. Н. Мартыновой, М. Ю. Новицкой и И. Н. Райковой.12

Основополагающими являются определения жанра, представленные Б. Н. Путиловым. Исследователь трактует жанр как исторически сложившуюся категорию, реализуемую в конкретных произведениях (совокупности произведений), отличающихся общностью художественного содержания, поэтической системы, функций, особенностей исполнения, а также как систему «норм, стереотипов, за которыми стоят выработанные коллективным опытом представления, отношения, связи с теми или иными сферами действительности, социальными институтами, бытом и т. д.» [Путилов 2003; 167]. Диссертация опирается на теоретические положения А. М. Мехнецова, который приходит к определению опознавательных признаков жанра. Как отмечает исследователь, эти признаки обнаруживают себя на «уровне художественной формы, с учетом ее значения и места в контексте, в силу общей смысловой направленности и внутрисистемных связей фольклорного текста» и складываются в «устойчивые, а потому легко распознаваемые в своей содержательной (знаково-выразительной, информационной, функциональной) сущности самостоятельные художественно-языковые комплексы, закономерности, принципы и нормы выражения» [Мехнецов 1999; 183].

В оценке и понимании функциональной специфики жанров детского фольклора применялись научные подходы, выработанные в трудах П. Г. Богатырева, Б. Н. Путилова, В. Е. Гусева.13

При изучении стилевых закономерностей определяющими для автора стали позиции М. К. Михайлова, Е. А. Ручьевской, Ф. А. Рубцова, А. М. Мехнецова.14 Научная разработка категории «стиль» занимает ведущее положение в работах М. К. Михайлова. Опираясь на механизмы и

12 См.: Головин 2000; Калужникова 2002; Гилярова 1992; 1996; 1999; Зилотина 1995; Мельник 1991; Золотая веточка 1997; Науменко 1976; 1981; 1984; 1988; 1996; 1998; 1999; 2003; Мартынова 1997; Детский фольклор 2002.

13 См.: Богатырев 1971; Гусев 1993; Путилов 2003. принципы музыкальной деятельности, он рассматривает стиль как «единство системно организованных элементов музыкального языка, обусловленное единством системы музыкального мышления» [Михайлов 1981; 117].

По мнению А. М. Мехнецова, стилевые признаки «раскрываются, с 1 одной стороны, в связи со спецификой самостоятельных видов и комплексов языковых средств, их выразительных возможностей (по степени обобщения или конкретизации действительности) и, вместе с тем - с учетом иерархической их соподчиненности. С другой стороны, они проявляются в строго обусловленных законами традиционности нормах повторяемости, устойчивой распознаваемости назначения и функций фольклорного текста» [Мехнецов 2004; 41]. Стиль как «своеобразие типического» обнаруживает себя на многих уровнях: морфологическом, структурно-синтаксическом; жанровом; функциональном; диалектно-своеобразном, локально-речевом; i исполнительском; этнокультурном, историко-стадиальном, социокультурном.

6. К вопросу о содержании понятия «детский фольклор». Основная проблематика публикаций по детскому фольклору

Область народной традиционной культуры, связанная с обучением, воспитанием, социализацией детей охватывает широкий круг проблем, решаемых музыковедением, этнографией, культурологией, педагогикой, психологией, социологией. Это обусловлено самой спецификой детского фольклора как явления, требующего междисциплинарного подхода. 1 Современная наука накопила значительное количество публикаций, посвященных изучению культуры детства. Раскроем лишь некоторые позиции, касающиеся детского фольклора, и выделим основные тематические направления в этой области.

В современных исследованиях детский фольклор трактуется как «вид I традиционного коллективного устного детского творчества, которое

14 См.: Михайлов 1975; Ручьевская 1998; Рубцов 1973; Мехнецов 2004. реализуется в системе устойчивых текстов, передаваемых непосредственно от поколения к поколению детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности в группах сверстников» [Осорина 1991; 140]. В область «детского фольклора», по данному определению, не включается «фольклор для детей (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки и т.п.), носителями которого обычно являются взрослые, использующие фольклорные тексты для общения с маленьким ребенком» [Осорина 1991; 140], что, на наш взгляд, не совсем верно. Кроме того, тексты, передаваемые в среде детей, не всегда служат только для внутренней коммуникации между сверстниками. Так, например, направленность закличек и некоторых других жанров, относящихся к детскому фольклору, связана с воздействием на силы природы, выраженным в форме заклинания-императива.

Одно из первых определений детского фольклора принадлежит Г. С. Виноградову. Понимая колыбельные песни, пестушки, потешки как средства народной педагогики, он вводит также обозначения: «материнская поэзия», «поэзия пестования». Г. С. Виноградов отмечает: «Детский фольклор составляют произведения, которые не включает репертуар взрослых; это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети. Рассматриваемая же группа, как творчество взрослых для детей и составляющая репертуар, главным образом, взрослых, должна быть обособлена: это - создание женщины-матери и пестуньи, это -материнская поэзия, или поэзия пестования» [Виноградов 1998; 101].

О. И. Капица к области детского фольклора относит все произведения, которые бытуют в среде детей, а носителями и творцами считает и взрослых, и детей (данная точка зрения была поддержана Б. М. и Ю. М. Соколовыми, В. П. Аникиным, М. Н. Мельниковым и др.). Подобную трактовку «детского фольклора» предлагает Г. М. Науменко : «Как известно, в понятие "детские песни" или "детский музыкальный фольклор" входят: произведения, созданные взрослыми для детей, которые исполняются при укачивании в люльке младенца (колыбельные), при пестовании его (пестушки), при развлечении и игре с ребенком (потешки, прибаутки), а также творчество самих детей, то есть то, что находится в их репертуаре, и исполняется только детьми, - это считалки, дразнилки, заклички, приговорки, игровые песенные припевы и т.д.» [Науменко 1996; 67].

В качестве основного признака при жанровой классификации детского фольклора О. И. Капица предлагает считать возраст ребенка, ею выделены жанры колыбельных, пестушек, потешек, прибауток как предназначенные для детей младшего возраста, а обрядовые, игровые, хороводные песни относятся ко второй группе, когда дети становятся старше и могут быть более самостоятельными [Капица 1928; 7, 30]. Вместе с тем, она отмечает, что «процесс усвоения детьми того, чем перестает интересоваться старшее поколение, не дает возможности обособиться детскому фольклору от фольклора взрослых и провести границу [Капица 1928; 9].

Ряд исследователей считает, что детский фольклор можно разделить на три раздела. Приведем определение, данное А. Н. Мартыновой, которая раскрывает многосоставность детского фольклора: «Детский фольклор -обширная область устного народного поэтического творчества. Под этим термином обычно понимается самостоятельное детское творчество, произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми, и творчество взрослых для детей. Эти три части детского фольклора составляют одно сложное целое» [Мартынова 1997; 5].

В. П. Аникин придерживается позиции, согласно которой детский фольклор включает жанры не только материнские и собственно детские, но и утратившие свое обрядовое значение во взрослой среде, таким образом рассматриваемая область охватывает: 1) взрослое творчество для детей (жанры материнского фольклора); 2) жанры в прошлом взрослые, но «спустившиеся» в детскую среду (например, календарно-обрядовый фольклор, игровые песни, считалки); 3) детские - дразнилки, поддевки, скороговорки. Эта точка зрения отчасти актуальна и в настоящее время, как отмечается в словарной статье: «Современная наука понимает этот термин более широко <.> включает творчество самих детей, произведения, созданные взрослыми для детей <.> и произведения из репертуара взрослых, перешедшие в разряд детских» [Барташевич 1993; 383]. Вместе с тем, наблюдения, сделанные на материалах Псковской области, позволяют поставить под сомнение тезис об утрате какими-то жанрами обрядового статуса и переходе в детскую исполнительскую среду. В этом же ключе высказывается А. Ф. Некрылова, которая пишет: «Думается, аргументом в пользу предположения о параллельном бытовании ряда обрядов, произведений в детской и взрослой среде, о существовании исконно детских форм (обрядовых, песенных, игровых) является тот факт, что в традиционной обрядовой системе детям отводилось важное место, соответствующее их возрастному статусу и используемое для нужд общества» [Некрылова 1990; 57].

Таким образом, проблема соотношения детского и материнского фольклора рассматривается большинством исследователей. Сложилось два взгляда: первый изложен Г. С. Виноградовым и заключается в том, что необходимо разделить две эти области. Согласно второй позиции, предлагаемой О. И. Капица, материнский фольклор следует рассматривать в рамках детского. Не менее спорными оказываются оценки так называемой смежной в жанровом отношении совокупности фольклорных текстов, исполнителями которых являются взрослые и дети.

В рамках направления, раскрывающего специфику собственно детского и материнского фольклора, публикуются и исследуются разнообразные музыкально-поэтические формы, имеющие непосредственное отношение к миру детей, выявляются особые свойства и закономерности отдельных образцов и системы жанров в целом. В связи с этим необходимо указать на ранние публикации конца XIX — начала XX веков, такие как: «Школьный сборник», «Детские песни и подвижные игры»

А. И. Рубца, «Детские песни» П. А. Бессонова, «Народные колыбельные песни» А. О. Ветухова. В наши дни также активно осуществляется издание хрестоматий по детскому фольклору с целью широкого введения материалов в современную культурную жизнь и педагогическую практику. Известны построенные по принципу «репертуарных сборников» и учебных пособий издания: Г. М. Науменко «Жаворонушки», «Дождик, дождик, перестань!»; сборники Всероссийского Хорового Общества; Г. П. Парадовская «От Рождества до Пасхи»; Е. И. Якубовская «Золотая веточка» (Вып.: 1, 2); Н. Н. Гилярова «Хрестоматия по народному творчеству» (Вып.: 1, 2).15 Параллельно публикуются комплексные исследования, направленные на определение характерных черт детского фольклора в их местной специфической форме: И. М. Левина «Кукольные игры в свадьбу»; Н. Н. Гилярова «Рязанский детский фольклор»; Е. А. Зилотина, О. В. Смирнова «Материалы по детскому фольклору», Т. И. Калужникова «Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского населения Среднего Урала» и др.16 Выделяются монографические исследования, посвященные отдельным жанрам детского фольклора, отметим работы Г. М. Науменко «Русские народные детские игры с напевами» и В. В. Головина «Колыбельные песни в фольклоре и литературе».17

Большое внимание в современной культурной ситуации уделяется проблемам освоения традиций народной культуры подрастающими поколениями, складывается методология включения фольклорных материалов в воспитательный процесс, формируется особая область этнопедагогики. В ряде исследований, программ, учебно-методических пособий развивается данное направление, в том числе в работах: О. В. Величкиной, А. Н. Иванова, Е. А. Краснопевцевой («Мир детства в

15 См.: Науменко, 1981, 1984, 1988, 1998; Гилярова, 1996, 1999; Парадовская, 1997; Золотая веточка 1997; ВХО 1984.

16 См.: Левина, 1928; Гилярова, 1985, 1992; Зилотина, Смирнова, 1995; Калужникова 2002. народной культуре»); А. М. Мехнецова («Предпосылки обращения к народной традиционной культуре в образовательном процессе. Традиции и новаторство в современной школе»); А. В. Кулева («Основы народной культуры»); Н. С. Ширяевой (программа «Русское народное творчество»); С. Оленкина (методические рекомендации «Фольклорная педагогика в начальной школе с русским языком обучения»).18

В целом надо отметить, что вопросы жанровой оценки детского фольклора в большей степени проработаны в филологических публикациях, результатом являются антологии текстов, систематизированные и представленные с комментариями.19 Вместе с тем, вплоть до настоящего времени вопросам функциональной направленности и музыкальной специфики детского фольклора внимания уделялось явно недостаточно.

7. Научная новизна работы

В настоящее время проблемы жанрово-стилевой специфики детского музыкального фольклора остаются открытыми. Их решение связано с выявлением и осознанием особой роли детей в системе традиционной народной культуры.

Данная работа касается ряда основополагающих вопросов, которые ранее в той или иной мере затрагивались исследователями: определение жанров детского фольклора, описание средств музыкального языка в связи с особенностями детского мышления, звукового поведения и психофизиологическими характеристиками. Новизна предпринимаемого исследования обусловлена тем, что рассматриваемый в работе материал, представляющий псковскую традицию, вводится в научный оборот впервые и рассматривается комплексно, с учетом всех компонентов (ситуация и характер исполнения, свойства музыкально-поэтической формы и ее взаимосвязь с акциональным и кинетическим / двигательно-динамическим рядами). В результате такого подхода проведена жанровая группировка

17 См.: Науменко, 2003; Головин, 2000.

18 См.: Величкина, 1992; Кулёв, 2000; Мехнецов, 1991; Оленкин, 1996. фольклорных текстов, представлена система жанров детского фольклора. Соотношение функционально-смыслового и интонационного планов позволяют иначе осветить специфику жанров детского фольклора в связи с их принадлежностью к сферам плача, заклинания и повествования. Многие рассматриваемые в работе жанры исполняются не только детьми, но и взрослыми, что вскрывает механизмы преемственности и передачи традиций народной культуры.

В процессе изучения и сравнительного анализа определены стилевые признаки образцов детского музыкального фольклора, позволяющие отнести их к ранним в историческом отношении явлениям традиционной культуры: синкретизм, взаимосвязь фольклорных текстов с обрядом / ритуальным действием, принадлежность к допесенному стилевому пласту и связь с речевой интонацией, опора на формульные элементы в поэтике и системе средств музыкальной выразительности.

8. Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы как база для дальнейших научных изысканий в области историко-типологического изучения фольклора, в сфере истории и теории музыки в целом. Кроме того, рассматриваемый в работе материал включает редкие, ранее неизвестные образцы детского музыкального фольклора и имеет практическую ценность для педагогической деятельности. Диссертация содержит ряд научно-методических установок, позволяющих развивать новые направления в целях художественного воспитания детей и подростков на основе образцов народной музыкальной культуры. Основные выводы также могут быть учтены при разработке учебных курсов «Народное музыкальное творчество» и «Теория музыкального фольклора» для студентов музыкальных училищ и вузов, в темах, посвященных понятию «жанр» и проблемам жанровой характеристики фольклорных текстов, а также служить основой для

19 Например, см.: Мартынова 1997; Детский фольклор 2002. создания региональных образовательных программ с включением материалов по детскому фольклору.

По теме диссертационного исследования было сделано несколько сообщений на конференциях,20 опубликовано шесть научных статей и учебно-методическое пособие в двух тетрадях «Гойки-погойки, погоним домойки!»,21 представляющее материалы по традиции детского пастушества, результаты их освоения с учащимися различных образовательных учреждений, а также методические указания для занятий.

9. Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Редькова, Евгения Сергеевна

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что в системе традиционной народной культуры Псковской области жанры детского музыкального фольклора составляют значительный пласт, охватывают i различные стороны праздничной и трудовой жизни общины и соотносятся с календарно-обрядовой сферой (кличи, приговоры, колядки, залички), материнским фольклором (колыбельный песни, пестушки, потешки, прибаутки), похоронно-поминальной обрядностью (голошения), трудовыми занятиями (уканья, покликания пастухов), а также игровыми формами. Участие детей в различных видах деятельности происходит на грани обрядового и игрового начал, которые в силу специфики онтогенеза ребенка и синкретизма, свойственного фольклору, дифференцировать невозможно. Прочно укрепившееся в науке i определение комплекса фольклорных текстов, исполняемых детьми, как области «детского фольклора» в действительности указывает не столько на четко закрепленный и ограниченный состав входящих в нее жанров, сколько на наличие особых стилевых свойств, возникающих вследствие бытования музыкально-поэтических форм в среде детей. В связи с этим понятие «детский фольклор» следует трактовать многогранно, включая в поле зрения весь комплекс жанров, функционирующих в детской среде и обладающих показательными в этом отношении характеристиками. Оказываясь многосоставной, область детского фольклора охватывает жанры, которые зародились и продолжают существовать среди детей в настоящее время (считалки, игровые припевки и приговорки, заклички), а также те, исполнителями которых они являются наряду с подростками, молодежью и взрослыми (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, календарно-обрядовые кличи и приговоры, колядки, уканья, возгласы-окликания, голошения). Количественное преобладание жанров, функционирующих в различных половозрастных группах в Псковской области, закономерно и обусловлено механизмами передачи и сохранения фольклорных традиций. Общность системы выразительных средств, возможность сочетания различных по происхождению признаков в одном образце (как, например, в жанрах материнского фольклора) или функционирования и реализации поэтического текста в различных типах художественных форм (что было отмечено на примере колядок, календарно-обрядовых приговоров, игровых припевок и приговоров) - не только относятся к ряду жанрово-стилевых свойств детского музыкального фольклора, но также являются способом удержания содержательных доминант и средств выражения (языковых универсалий), присущих народной традиционной культуре.

Плач, возглас, повествование, выявленные Ф. А. Рубцовым как типы речевой интонации, реализуются в многообразии художественных форм (речевых, декламационных, песенных), которые соотносятся с различными жанрами фольклора. В типах речевого интонирования обнаруживается единство содержания (функционально-смысловой направленности), речи (как процесса передачи информации) и языка (как системы выражения), которое лежит в основании процесса развития традиционной музыкальной культуры, усложнения ее форм и становления жанровой системы. Отмеченная на примере жанров фольклора, исполняемых в псковской традиции детьми, недифференцированность ряда стилевых признаков, межжанровый характер фольклорных текстов, способных функционально заменять друг друга, восходит к признакам, характеризующим ранние в историко-типологическом плане явления. Фиксируя состояние и характер фольклорных текстов на современном этапе, в них можно выявить связь с исходными функционально-смысловыми доминантами и выделить повествование, заклинание и плач как жанровые сферы.1 С ними в полной мере соотносятся жанры детского музыкального фольклора, которые

1 См. также: Лобкова 2002; 102-105. могут быть причислены раннему в историко-стилевом отношении пласту народной традиционной культуры:

1. Голошения, покликания, лелёканья представляют собой обращения-жалобы к «родителям». Ведущее значение в организации этих форм имеет плачевый характер интонирования, а функционально-смысловая направленность реализуется и при отсутствии вербального компонента (как, например, в покликаниях).

2. Календарно-обрядовые кличи, приговоры, заклички и колядки, относятся к жанрам, имеющим заклинательную природу, представляют собой формы императивного воздействия на явления окружающего мира (радугу, дождь, солнце, птиц), благопожелания продуцирующей направленности (колядки, приговоры). В качестве ведущих средств выражения выступают ритм, акцентность, принцип повторности которые организуют музыкальный и вербальный уровни текста и неразрывно связаны с акциональным и кинетическим рядами: шествием, приплясыванием, прыжками, хлопками в ладони и др. Стилевое родство игровых припевок и приговоров с календарно-обрядовыми формами и опора на средства выражения близкие функционально-смысловой сфере заклинания обусловлены основным назначением игры как необходимого этапа социализации ребенка, освоения им системы музыкального, вербального языка, необходимых поведенческих норм, позволяющих в дальнейшем выстраивать отношения не только внутри детской среды, но и всей общины в целом, участвуя в различных формах обрядовой и трудовой деятельности.

3. Повествовательная сфера проявляет себя в жанрах «материнского фольклора». Так, например, идея сообщения о благополучном будущем ребенка лежит в основе колыбельных песен; прибаутки, нередко основанные на принципе кумуляции, связаны с описанием небывалых, «сказочных» событий, их сюжет обладает особой динамичностью развития и привлекает внимание ребенка быстрой сменой персонажей и действий. Ведущая роль принадлежит слову (закономерностям поэтического текста), которому нередко подчинены интонационный и композиционный ряды. В колыбельных песнях воплощаются принципы повествовательного типа интонирования. Основной способ произнесения допесенных форм пестушек, потешек, прибауток - речевая декламация. Однако необходимо отметить, что в большинстве случаев средства повествовательной сферы выступают в этой группе жанров в неразрывной связи со свойствами, характерными для заклинаний. Эта особенность связана с тем, что исполнение жанров материнского фольклора строго ориентировано на адресата (ребенка), который обладает переходным статусом (особенно в первые годы жизни), и необходимостью обеспечения его здорового роста и благополучного развития. Другая закономерность реализации пестушек, потешек, прибауток и колыбельных песен обусловлена тем, что их исполнение соотносится с возрастным периодом, в который происходит развитие основных двигательных и речевых навыков, их формирование наилучшим образом происходит именно благодаря средствам ритмической и акцентной организации не только поэтических текстов, но и музыкальной формы этих жанров. В этом смысле показательными оказываются прибаутки, которые обнаруживают родство со скоморошинами, претворяющими принципы организации и средства выражения повествования и плясового начала, эти особенности указывают на генетическую связь этих жанров фольклора с эпическими формами и смеховой культурой.

При изучении и сопоставлении различных жанров детского фольклора можно обнаружить общие стилевые черты, указывающие на их принадлежность к ранних формам традиционной культуры:

1. Художественные формы, функционирующие в детской среде, синкретичны - в их основе лежит единство слова, интонации, движения, что неразрывно связано с онтогенезом ребенка, закономерностями постижения им окружающей действительности и проявляется в особенностях начальных форм и средств самовыражения - простых (нередко примитивных) в своей основе.

2. Большинство образцов детского фольклора связаны с движением, ключевое значение в организации их форм имеют ритмо-акцентные свойства (постоянная ритмическая пульсация, равномерная акцентность, стабильная временная протяженность стиховых строк). Отмеченные закономерности соотносятся с наблюдениями исследователей в области онтогенеза ребенка и становления музыкального мышления, согласно которым на начальном уровне развития усваиваются именно ритмические параметры звучания, они же составляют основу «звукового поведения» детей и, как показывает исследование жанров детского фольклора, являются ведущими в системе выразительных средств.

3. Музыкально-поэтические формы, исполняемые детьми, имеют в своей основе простейшие мелодические ячейки (в объеме секунды, терции, кварты). В жанрах, связанных с заклинанием, напевы реализуются в рамках ограниченной тесситуры, отличаются декламационным характером. Голошениям свойственно контрастно-регистровое интонирование, что обусловлено диалектно-стилевыми закономерностями причетных традиций.

4. В композиционной организации преобладает опора на краткие музыкально-речевые единицы, которые в процессе развития формы повторяются и варьируются.

5. Все рассмотренные жанры детского фольклора относятся к допесенным формам интонирования (за исключением ряда колыбельных песен, представляющих иной уровень развития собственно песенной формы).

Отмеченные особенности соотносятся с этапами и закономерностями, которые проходит ребенок в процессе онтогенеза и становления звуковой деятельности (сходные свойства обнаруживает

Т. И. Калужникова, анализируя спонтанное пение детей раннего возраста). Черты, присущие начальной стадии онтогенеза ребенка, соответствуют стилевым признакам форм раннего исторического пласта фольклора и могут быть охарактеризованы как начальные ступени становления музыкального мышления и речи.

Рассмотренные жанры и их стилевые качества проявляются- не только на примере традиций народной культуры Псковской области, но также в культуре других народов. Сопоставление детских пастушеских зовов, плачей, закличек, колыбельных песен Псковщины с публикациями по фольклору народов Балтии (эстонцев и литовцев) позволяет выделить ряд общих закономерностей на уровне системы жанров и средств выражения, открывает перспективы дальнейшего изучения детского фольклора с целью выявления первооснов музыкальной речи. Отмеченное в ходе исследования родство архаических жанров фольклора и их музыкально-стилевых признаков, с одной стороны, может быть результатом этнических контактов в процессе развития культурных традиций народов, а с другой - свидетельством того, что в основе формирования устной музыкальной культуры лежат универсальные принципы, стереотипы и свойства мышления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Редькова, Евгения Сергеевна, 2009 год

1. Агапкина 1995:2. Агапкина 1999:1. Агапкина 2002:4. Адоньева 2004:5. Алексеев 1976:1. Алексеев 1986:7. Анализ 1988:8. Аникин 1957:9. Арановский 1998:10. Асафьев 1965:11. Асафьев 1971:

2. Агапкина Т. А. Звуковое поле традиционного календаря // Голос и ритуал: Материалы конференции. Май 1995 г. / Ред. Е. А. Дорохова, Н. И. Жу-ланова, О. А. Пашина. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1995.-С. 9-11.

3. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М.: Индрик, 2002. - 814 с.

4. Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. — СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та; ЗАО ТИД «Амфора», 2004.-312 с.

5. Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада: (На материале якутской песни): Исследование / Ин-т истории искусств. М.: Музыка, 1976. - 288 с.

6. Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т искусствознания. М.: Сов. композитор, 1986.-238 с.

7. Анализ вокальных произведений: Учебное пособие / Е. А. Ручьевская и др. Л.: Музыка, 1988. -349 е., нот., ил.

8. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Исследование и тексты: Пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1957.-240 с.

9. Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. — М.: Композитор, 1998. 343 с.

10. Асафьев Б. В. Речевая интонация. М.; Л.: Музыка, 1965. - 136 е., нот.

11. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс.12. Асафьев 1987:13. Афанасьев 1994:14. Байбурин 1993:15. Банин 1978:16. Банин 1982:17. Банин 1983а:18. Банин 1984:19. Банин 1983а:20. Банин 19836:

12. Кн. 1 и 2. Изд. 2-е. / Ред., вступ. ст. и коммент. Е. М. Орловой. JL: Музыка, 1971. - 376 с.

13. Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост., вступ. ст. и коммент. И. И. Земцовского, А. Б. Кунанбае-вой. Л.: Музыка, 1987. - 248 е., нот., ил.

14. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.: Индрик, 1994. Т. 1. - 800 е.; Т. 2.-786 е.; Т. 3.-840 с.

15. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. СПб.: Наука, 1993.-237 с.

16. Банин А. А. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики // Музыкальная фольклористика: Сб. ст. / Отв. ред А. А. Банин. — М.: Сов. композитор, 1978. Вып. 2. С. 117-157.

17. Банин А. А. К изучению русского народно-песенного стиха. Методологические заметки // Фольклор. Поэтика и традиция / Ред. В. М. Гацак. М.: Наука, 1982.-С. 94-139.

18. Банин А. А. Слово и напев. Проблемы аналитической текстологии // Фольклор: Образ и поэтическое слово в контексте. М.: Наука, 1984. — С. 170-202.

19. Банин А. А. О принципах моделирования обобщенного слогоритма. Вопросы методики и методологии // Памяти К. В. Квитки, 1880-1953: Сб. ст. / Ред.-сост. А. А. Банин. М.: Сов. композитор, 1983.-С. 165-179.

20. JI. Г. Канчавели; сост. А. А. Банина. — Новгород: Науч.-метод. центр нар. творчества и культ, просвет. работы Упр. культуры Новгор. облисполкома, 1983.- 188 с.

21. Барташевич Г. А. Фольклор детский // Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии / Акад. наук Белоруси. Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора; отв. ред К. П. Кабашников. Минск: Наука и техника, 1993.-С. 383-384.

22. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX-начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры. Д.: Наука. Ленинградское отд-е, 1988. — 274 с.

23. Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве / РАН. Музей антропологии и этнографии. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. - 400 с.

24. Бершадская Т. С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни. JL: Музгиз, 1961. - 156 с.

25. Бершадская Т. С. Гармония как элемент музыкальной системы. СПб.: Ut, 1997. - 191 с.

26. Бершадская Т. С. Статьи разных лет: Сб. СПб.: Союз художников, 2004. - 320 е.; нот.

27. Бессонов П. А. Детские песни. М.: Б. и., 1868.

28. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 544 с.

29. Воронина Е. Г. Традиционный материнский фольклор восточного Подмосковья (интонационный аспект) // Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сб. науч. тр. / Вологод. гос. пед. ун-т; отв. ред. М. Ш. Бонфельд. Вологда: Русь, 2007. Вып. 3-С. 240-244.

30. Бюхер К. Работа и ритм: Рабочие песни, их происхождение, эстетическое и экономическое значение

31. Под ред. Д. А. Коропчевского. СПб.: О. Н. Попова, 1899. - 118 с.1. Тип.

32. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 2. Интонация; Ч. 3. Композиция / Всесоюз. науч.-исследов. ин-т искусствознания. М.: Музыка, 1978.-366 с.

33. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1. Ритмика / Ин-т истории искусств. М.: Музыка, 1972. - 150 с.

34. Величкина О. В., Иванов А. TL, Краснопевце-ва Б. А. Мир детства в народной культуре. М., 1992.-73 с.

35. Вессель Н.Х., Альбрехт Е.К. Гусельки. 128 колыбельных, детских и народных песен и прибауток для голоса с ф-но. СПб.: П. Юргенсон, 1875. - 96 с.

36. Ветухов 1900: Ветухов А. О. Народные колыбельные песни // Этнографическое обозрение. М., Б.и., 1900, Т. 12 — С. 131.32. Васина1. Гроссман 1978:33. Васина-Гроссман 1972:34. Величкина 1992:35. Вессель 1875:36.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.