Принципы характерологии в творчестве А.К. Толстого: "Князь Серебряный", драматическая трилогия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Григорьева, Наталья Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 216
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Григорьева, Наталья Геннадьевна
Введение С.
Глава 1. Некоторые вопросы характерологии. Историческая концепция А.К. Толстого и ее отражение в художественном творчестве писателя С.
1.1. Характер реальный и характер героя литературного произведения С.
1.2. Характер, герой, образ, персонаж, тип. С.
1.3. Характер и тип художественного мышления (метод) С.
1.4. Характер, литературный род, литературный жанр С.
1.5. Характер и обстоятельства С.
1.6. Характер и авторское мироощущение С.
1.7. Способы создания характера С. 39 Историческая концепция А.К. Толстого С.
Глава 2 Приемы создания характеров в романе «Князь Серебряный»
2.1. Роль литературной традиции С.
2.2. Фольклорная традиция в романе С.
2.3. Характер и обстоятельства С.
2.4. Воссоздание внутреннего мира героя С.
2.4.1. Речь героя как средство создания романтического характера
2.4.2. Лирическое начало С.
2.4.3. Сравнение как один из характерологических приемов С.
2.5. Контраст в системе образов как способ характерологии С.
2.6. Обращение к таинственному как черта романтизма С.
2.7. Пространство как средство характерологии С.
2.8. Топос дороги и его влияние на формирование характера С.
2.9. Своеобразие портретирования в романе С.
2.10. Действующее лицо как выразитель авторской идеи
Глава 3 Особенности создания характеров в трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»)
3.1. Контраст в системе характеров С.
3.2. Сопоставление в системе персонажей С.
3.3. Речь персонажей как один из способов характерологии С.
3.4. Поступки героев в их отношении к развитию действия С.
3.5. Пространство как средство характерологии в драматической трилогии
3.6. Таинственное и его функции в трилогии С.
3.7. Любовная тема как средство характерологии и компоновки сюжета
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Лингвотенденции русской художественно-исторической литературы первой половины XIX века и стиль романа А.К. Толстого "Князь Серебряный"2008 год, кандидат филологических наук Егорова, Ольга Николаевна
Проза А.К. Толстого: проблемы жанровой эволюции2011 год, кандидат филологических наук Громова, Полина Сергеевна
Роман А. К. Толстого "Князь Серебряный" в историко-литературном контексте первой половины XIX века2002 год, кандидат филологических наук Никульшина, Елена Вячеславовна
Проблема русского национального характера в исторических произведениях А.К. Толстого2009 год, кандидат филологических наук Барашкова, Екатерина Валентиновна
Типы русского исторического романа 20 - 30-х годов XIX века2001 год, кандидат филологических наук Линьков, Владимир Дмитриевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы характерологии в творчестве А.К. Толстого: "Князь Серебряный", драматическая трилогия»
Творчество A.K. Толстого - особая страница в истории русской литературы. Свою эстетическую позицию сам писатель определил в программном стихотворении «Господь, меня готовя к бою.» (1857). Его произведения представляют собой попытку объективного осмысления действительности, прошлого, истории России и вместе с тем глубокие размышления о судьбе художника, поиск религиозно-нравственных основ бытия. Все это сделало творчество Толстого необычайно популярными в русском обществе. Однако долгое время наследие этого писателя не становилось предметом должного научного изучения. Можно назвать лишь несколько работ, посвященных его произведениям. Следствием этого стало то, что в массовых изданиях Толстому приписывались взгляды, которых он не исповедовал, а художественные идеи писателя соотносили только с современной ему действительностью, видели в них по преимуществу критику общественного строя XIX столетия, недовольство политикой царя. Проблемы поэтики этого выдающегося мастера оставались в тени.
Объектом диссертационного исследования является роман Толстого «Князь Серебряный» и драматическая трилогия («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Для сопоставительного анализа нами привлекались произведения писателя из его поэтического наследия, а также -«Юрий Милославский» М.Н. Загоскина, «Борис Годунов» A.C. Пушкина, «Песнь про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
Предметом исследования являются принципы создания художественного характера в названных произведениях А.К. Толстого.
Актуальность работы связана прежде всего с историко-литературным аспектом темы и определяется необходимостью более тщательного изучения творчества А.К. Толстого, которого до сих пор рассматривают с точки зрения реалистического метода, а не как яркого и самобытного художника-романтика. Диссертация призвана восполнить этот пробел, исследуя конкретный раздел его поэтики - своеобразие характеров в «Князе Серебряном» и драматической трилогии в их внутреннем единстве, что до сих пор не было предпринято в отечественной науке.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем впервые предпринята попытка анализа характеров, созданных Толстым с точки зрения оригинальной исторической концепции писателя и целостного осмысления его творчества.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении своеобразия принципов создания характеров в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» и драматической трилогии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать понятие «литературный характер»;
- рассмотреть историческую концепцию Толстого и ее отражение в создании характеров романных и драматических произведений писателя;
- выявить типологию характеров, изображенных Толстым;
- определить специфику художественного изображения характеров реально существовавших исторических лиц в романе и драматической трилогии А.К. Толстого;
- показать зависимость характера героя от пространственно-временной организации повествования.
В процессе анализа творчества Толстого применяются методы исследования, связанные с использованием историко-литературного, типологического, сравнительного подходов к изучению художественного произведения.
Теоретической основой нашего исследования являются труды М.М. Бахтина, С.Г. Бочарова, C.B. Владимирова, В.М. Волькенштейна, H.H. Воробьевой, Л.Я. Гинзбург, E.H. Горбуновой, В.А. Грехнева, В.В. Кожинова, С.М. Кургинян, В.Е. Хализева, Е.Г. Холодова.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использовать его материалы в вузовской практике изучения истории литературы, а также спецкурсов, посвященных исторической прозе, исторической драматургии XIX века и творчеству А.К. Толстого.
Апробация работы проведена на Международной научной конференции в Санкт-Петербурге «IV Славистические чтения, посвященные памяти профессора П.А. Дмитриева и профессора Г.И. Сафронова» (Санкт-Петербург, 2000), на научных конференциях в Пскове (2002, 2003, 2004), на Всероссийской конференции «Жизнь провинции как феномен русской духовности» (Н. Новгород, 2003), на Международной научной конференции «Художественный текст и культура» (Владимир, 2003), на V Всероссийских чтениях «Оптина пустынь и русская культура», посвященных братьям Киреевским (Калуга, 2004). По теме диссертации опубликовано восемь работ.
Положения, выносимые на защиту, обусловлены научной новизной и сводятся к следующему ряду вопросов:
1. Характер в произведениях А.К. Толстого как приверженца романтизма обладает своими особенностями, заключающимися в преувеличении некоторых черт персонажа и в их отборе, создающем отчетливые характерологические доминанты, а также в обращении к таинственному, столь свойственному этому литературному методу. Некоторые исследователи (Л.М. Лотман) видят в трагедиях А.К. Толстого реалистические характеры, что представляется весьма спорным, так как подобная «реалистичность» обусловлена скорее природой драматического искусства (резким контрастом в системе образов, выбором необыкновенной личности, находящейся в центре каждой из трагедий, а главное - непосредственно развертывающимся действием, происходящим на сцене как некая реальность на глазах у зрителей, и длящимся в момент восприятия события зрителем), но не романтическими приемами создания характера, присущими А.К. Толстому как в прозе, так и в драматургии.
2. А.К. Толстой использует понятие «характер» в письмах и в проектах постановки двух первых частей драматической трилогии, имея в виду не просто действующее лицо, а персонаж, воспроизведенный в многоплановости и взаимосвязи его психических, личностных черт с их неповторимыми индивидуальными особенностями, то есть в том аспекте, в каком в теоретическом плане этот термин истолковывается в работах В.А. Грехнева и В.Е. Хализева. Писатель старается так строить сюжет, чтобы события служили проявлению характеров героев, и в то же время отражали историческую специфику эпохи.
3. При создании характеров романа «Князь Серебряный» А.К. Толстой опирается на сложившуюся традицию исторического повествования и в первую очередь на «Айвенго» В. Скотта и «Юрия Милославского» Н.М. Загоскина. В романе писателем используется целый комплекс художественных средств характерологии: портрет, поступки героя, его мысли, чувства, переживания, речевая характеристика, взаимоотношения с другими героями, отношения других персонажей к герою, авторское повествование. Толстой дает развернутые описания действующего лица, стремится запечатлеть во внешних проявлениях внутреннюю работу его души.
4. В драматической трилогии значимыми для Толстого в раскрытии характера оказываются: речевая характеристика в разных выражениях (диалог, монолог), речевая оценка, даваемая герою другими персонажами; авторские ремарки. Как и в романе, здесь широко используется принцип контраста (в группировке персонажей, в отдельных характерах), мотивы таинственных предсказаний, осуществляемых затем в самом действии. Точно так же, как и в романе, ряд характеров разрабатывается автором не только по принципу противо-положения, айв сопо-ставлении, в сопряжении; повторения возникают в разных индивидуальных обличиях, то есть создаются характеры близкие по своим нравственным чертам и даже сюжетообразующим функциям в качестве характерологических параллелей, подкрепляя друг друга, увеличивая свою значимость.
5. Сравнительный анализ принципов характерологии в романе и трилогии А.К. Толстого дает основание сделать вывод о существовании художественного цикла, объединяющего прозаическое («Князь Серебряный») и драматические («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис») произведения писателя.
Структура работы
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых, отражая различные аспекты поставленной проблемы, делится на параграфы, заключения и списка используемой литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Жанр и тематический аспект в произведениях А.К. Толстого об эпохе Иоанна Грозного: баллады, роман, трагедия2006 год, кандидат филологических наук Сазонова, Зоя Николаевна
Фольклоризм русского исторического романа рубежа 1820-1830-х годов: М.Н. Загоскин и Н.А. Полевой2009 год, кандидат филологических наук Горбатов, Михаил Александрович
Особенности функционирования фразеологии в русском историческом романе: на материале романов И.И. Лажечникова "Ледяной дом", А.К. Толстого "Князь Серебряный" и В.М. Шукшина "Я пришел дать вам волю"2008 год, кандидат филологических наук Хабарова, Мария Сергеевна
Роль фольклорной традиции в становлении типа исторического повествования: Н.А. Полевой, И.И. Лажечников, А.К. Толстой2011 год, кандидат филологических наук Красникова, Мария Николаевна
Фольклоризм как стилевая черта творчества А.К. Толстого2006 год, кандидат филологических наук Савельева, Татьяна Викторовна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Григорьева, Наталья Геннадьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе исторических произведений А.К. Толстого лежит определенная концепция, в соответствии с которой история Руси делится на домонгольскую и московскую. Главный критерий для подобного деления - нравственное состояние общества. Историческая концепция писателя становится эстетической и служит одним из важных характерологических приемов.
В соответствии с исторической концепцией Толстого в произведениях можно выделить две группы характеров, каждая из которых имеет нравственные принципы, цели и является представителем конкретной эпохи (Руси домонгольской или современной, т.е. XVI в.). В противопоставлении их выявляется духовный мир каждого героя.
Писатель употребляет термин «характер» в значении цельного индивидуального человеческого образа, воспроизведенного в многоплановости и взаимосвязи его черт. Особое внимание при создании того или иного характера уделено пространству, «закрепленному» за определенным героем. Это обусловлено исторической концепцией писателя, которая достаточно четко и ясно выделяет некоторые локусы как особые, сакральные.
Понятие художественного характера дает возможность определить своеобразие романтического метода автора романа и трилогии. Они дают себя знать в некоторой преувеличенности определенных, доминирующих черт того или иного персонажа, в обращении к таинственному, мистическому, столь свойственных романтизму. Следует обратить внимание на резкий контраст в системе образов и внутреннюю контрастность в самих характерах. Не случайно некоторые приемы создания характеров в романе и трагедиях оказываются одни и те же. Обычно этот момент ускользал от внимания исследователей, так как впечатление «реалистичности» драматургического действия возникало из природы драматического искусства. Драма пишется в настоящем времени, в отличие от романного повествования, если иметь в виду онтологический аспект. В спектакле все происходит «здесь и сейчас» и, что очень важно, на глазах у зрителей как некая реальность. Поэтому возникает момент противоположения прозы - драме, беллетристики - драматургическому роду творчества. Наши анализы поэтики характеров наследия А.К. Толстого приводят к заключению о том, что целесообразно поставить вопрос не о противо- а о сопо-ставлении приемов А.К. Толстого прозаика и драматурга. И там, и здесь дает себя знать рука художника-романтика.
В романе для раскрытия характера Толстым используется целый комплекс художественных средств: портрет, поступки героя, речевая характеристика, взаимоотношения с другими персонажами, восприятие того или иного лица другими действующими лицами, когда один и тот де герой интерпретируется с разных точек зрения, авторское повествование.
Своеобразие творческой манеры А.К. Толстого состоит в том, что писатель не дает развернутых описаний своих героев, скорее старается запечатлеть движение их настроений, чувств, мыслей. Значимыми становится интерьер и локус, в котором оказывается персонаж. Героя Толстого характеризуют его отношения с природой, его поэтическое чувство природы. Лирические отступления являются прорывом поэтического мира автора в сложную систему событий XVI столетия и в вымышленную реальность сюжетных событий романа.
В драматической трилогии значимыми для Толстого в раскрытии характера оказываются: речевая характеристика (диалог, монолог), поступки самого героя, оценка, даваемая другими персонажами, авторские ремарки.
Создавая «Князя Серебряного» и трилогию, Толстой опирается на предшествующую литературную традицию. Причем, особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что она приобретает у него полифункциональное значение. Становится очевидной связь с романами Вальтера Скотта и «Юрия Милославского» Загоскина. При сопоставлении этих произведений с романом Толстого выявляется сходство определенных характеров (главные герои «Князя Серебряного» и «Юрия Милославского», юродивый Митя в романе Загоскина и Василий Блаженный у Толстого, таинственная предсказательница в «Юрии Милославском» и царская мамка
Онуфревна в «Князе Серебряном», храмовник Бриан Буагильбер в «Айвенго» и князь Афанасий Вяземский в романе Толстого); сюжетных линий (пан Гонсевский - Юрий Милославский - Анастасия в романе Загоскина, боярин Морозов - князь Серебряный - Елена в произведении Толстого); соотнесенность отдельных топосов (Троице-Сергиева Лавра у Загоскина и Толстого). Общим в этих произведениях является мотив дороги, пути, перемещения главного героя в пространстве, выполняющий сюжетообразующую функцию. Бесспорно, на наш взгляд, оказывает свое влияние на творчество Толстого, не всегда принимаемая во внимание его исследователями, пушкинская традиция изображения дядьки главного героя в романе и создания характера Бориса Годунова в трилогии.
Важную роль при создании характеров и для воспроизведения образа эпохи играют фольклорные мотивы в романе «Князь Серебряный». Они способствуют раскрытию внутреннего мира героя, его нравственных установок, придают специфический колорит описываемым событиям.
Проблема нравственного выбора является центральной для автора романа в построении структуры — характер и обстоятельства. Толстой создает эпизоды, которые нередко приобретают в сюжетике романа ключевую роль: та или иная сюжетная ситуация оказывается насыщенной символическим значением.
Однако вполне в духе романтизма автор избегает тонких переходов чувств, мыслей персонажа; он не любит полутень, а предпочитает резкие мазки, отчетливо проявляющие доминанту того или иного характера. В связи с этим сравнение как троп, как образное выражение мысли или как художественная конструкция часто используется Толстым ярко, сконцентрировано высказать, подчеркнуть значимую черту характера, что в особенности важно при создании романтического образа.
Выявляя контрастные сопоставления характеров, важно указать на определенное сходство некоторых героев. Образы князя Серебряного, боярина Морозова, Перстня, Максима Скуратова как бы дополняют друг друга, являясь в совокупности выражением русского национального характера.
Одна из особенностей «Князя Серебряного» заключается в том, что произведение насыщено разного рода пророчествами и преданиями, таинственными предсказаниями, которые касаются судеб героев или исторических мест, где происходит действие.
Для того, чтобы показать определенную историческую ситуацию, полную резких противоречий, воссоздать атмосферу XVI столетия и соответствующие этому времени характеры, Толстой использует контраст в группировке образов и в самих образах романа и трилогии. Этот прием также служит средством создания характеров, ибо показывает поступки героя, его внешность в столкновениях и в противопоставлении с другими персонажами.
Контраст в системе характеров трагедий позволяет показать нравственные качества, жизненные устремления героев, выявить оппозиции царь - боярин, муж — жена, дать оценку правящему государю. Этот же прием выводит на понимание исторической идеи драматической трилогии, выявляя отношения личности и истории.
Характеры оказываются помещены в систему различных координат. Помимо указанных выше есть и такие, которые требуют своей расшифровки. Так, речь героев в романтической трилогии насыщена обращениями к предшествующим временам, к темам крови и убийства, что придает дополнительный напряженный колорит совершающимся событиям.
В «Смерти Иоанна Грозного» возникают любимые и реальные топосы Толстого: Псков, Византия, Александрова слобода. Снова появляется человек, связанный с монастырским пространством (схимник) и с колдовством (волхвы, которые предсказывают смерть Грозного и царствование Годунова).
Пространство позволяет выявить внутренние устремления героев, «рассказывает» об их воинских подвигах (Шуйский), подвижничестве (Ирина), позволяет соотнести их с той или иной страной (Христиан), социальным слоем жизни (Кикин). Именно пространство как средство характерологии дает опору для анализа конкретных эпизодов произведений.
Можно утверждать, что таинственное привносит в пьесы мистическое начало, служит для раскрытия характеров героев, воссоздают атмосферу XVI и XVII столетий. Разного рода пророчества и предсказания являются важным компонентом поэтики в трилогии, с их помощью автором реализуется прием опережающего финала.
Анализ романа А.К. Толстого «Князь Серебряный» и драматической трилогии приводит к следующим выводам, которые указывают на внутреннюю соотнесенность произведений, относящихся к разным родам творчества.
В характерах исторических лиц, созданных писателем, отразилось авторское отношение к эпохе Иоанна IV. Такие характеры соединяют в себе объективные стороны и субъективные оценки.
Характер главного героя романа, князя Никиты Романовича Серебряного, с одной стороны, обусловлен внешними обстоятельствами, ситуациями, в которые он оказывается поставлен романным действием, с другой — в его характере огромную роль играют внутренние установки, которыми герой не может поступиться.
Система образов романа и драматической трилогии соответствует исторической концепции А.К. Толстого: одна группа персонажей представляет собой Русь уходящую, домонгольскую, которая является идеальной для автора; другая - это герои, тесно связанные с эпохой Иоанна Васильевича IV Грозного, с царствованием Бориса Годунова, то есть, по определению автора, с эпохой «татарщины», регламентирующей их поведение и духовный мир.
А.К. Толстой в исторических произведениях классифицирует характеры в соответствии с нравственными качествами героев и их местом в историческом процессе на те, которые принадлежат прошлому, домонгольской Руси, и XVI веку. Есть обстоятельства, которые выше возможностей человека; если к ним нельзя приспособиться, чтобы не потерять нравственного идеала, то нужно сохранить в себе то лучшее, что заложено в человеке. Потеря же собственного достоинства, в чем бы она ни выражалась, неизбежно, по логике автора, ведет к личной трагедии.
Исследование характеров романа и трилогии не только выявляет важные черты поэтики писателя-романтика, но и не замеченную до сих пор исследователями особенность творческого процесса А.К. Толстого. Если «Князь Серебряный» в момент появления замысла и работы над ним возник как самодовлеющее, завершенное целое, то трилогия в соотнесении с ним уже испытывает на себе влияние этого опыта. Роман Толстого оказался разомкнут в драматургию и сопряжен с ней. Как мы уже говорили, общие принципы создания романтического характера, выработанные в процессе написания «Князя Серебряного», повторяются в трилогии, повторяются даже отдельные характеры.
Характер царя Иоанна Васильевича выдержан в той же контрастной манере, что и в романе, тот же разлад его стремлений к укреплению государства и далекие от его надежд итоги собственной же деятельности царя-реформатора; характер Бориса Годунова в трилогии тождественен характеру в романе, разве только еще более подчеркнут его рационализм, склонность к точно рассчитанному психологическому удару, приближающего смерть Иоанна Грозного.
Наши наблюдения приводят к заключению о том, что трилогия в соотнесении с романом, то есть в сопряжении с романтическими принципами характерологии, с конкретными характерами, с историзмом запечатленных событий, несет в себе черты художественного цикла, притом тоже, как мы могли убедиться, замкнутого, завершенного построения. Трилогия обращена к «Князю Серебряному» в повторении его кульминационных эпизодов и характеров (Ванюхи Перстня - атамана, Митьки — Митьки, князя Серебряного — Захарьина (повторяется даже имя: Никита Романович), Ивана Петровича Шуйского; Максима - царевича Федора).
Наконец, Толстой дал литературе художественный прецедент, заключающийся в том, что даже в момент торжества реализма: в 1861 году, когда завершится «Князь Серебряный» будут опубликованы «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского, а через год - «Казаки» Л.Н. Толстого, романтическая манера письма вовсе не исчерпала себя, не стала художественным раритетом, а утвердила свое право на существование.
-У
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Григорьева, Наталья Геннадьевна, 2005 год
1. Библия: книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Российское библейское общество, 1999. 1234 с.
2. Загоскин, М.Н. Исторические романы / М.Н. Загоскин. — М.: Планета, 1993. -630, 2. с.
3. Загоскин, М.Н. Юрий Милославский или Русские в 1612 году / М.Н. Загоскин // Загоскин М. Н. Сочинения: в 2 т. Т.1. Историческая проза. М.: Худож. лит., 1988. - 734 с.
4. Лермонтов, М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / М.Ю. Лермонтов // Лермонтов М. Ю. Собр. соч. в 4- т. Т.2. Поэмы. М.: Правда, 1986. - С. 7-22.
5. Пушкин, A.C. Собр. соч.: в 10 т. / Под общ. ред. Д.Д. Благого. Т. 4. Евгений Онегин. Драматические произведения / A.C. Пушкин. М.: Гослитиздат, 1960. - 598 с.
6. Пушкин А. С. Собр. соч.: в Ют. / Под общ. ред. Д.Д. Благого. Т. 5. Романы. Повести / A.C. Пушкин. М.: Гослитиздат, 1960. - 663 с.
7. Пушкин A.C. Собр. соч.: в Ют. / Под общ. ред. Д. Д. Благого. Т. 7. История Пугачева. Исторические статьи и материалы. Воспоминания и дневники / А. С. Пушкин. М.: Гослитиздат, 1962. - 463 с.
8. Пушкин, A.C. Драматические произведения. Проза / A.C. Пушкин. М.: Худож. лит., 1982. - 351 с.
9. Скотт, В. Собр. соч.: в 8 т. Т.6. Айвенго: роман / Вальтер Скотт. М.: Правда, 1990.-480 с.
10. Толстой, А.К. Собрание сочинений: в 4 т. / А.К. Толстой. М.: Литиздат: Худож. лит. - 1963 - 1964.
11. Толстой, А.К. Собрание сочинений: в 4 т. / А.К. Толстой. М.: Правда, 1969.
12. Толстой, А.К. Собрание сочинений: в 4 т. / А.К. Толстой. М.: Молодая гвардия, 1980.
13. Толстой, А.К. Избранные произведения / А.К. Толстой. — Л.: Лениздат, 1980. 768 с.
14. Толстой, А.К. Избранные произведения: баллады, былины, притчи; Князь Серебряный / А.К. Толстой.-М.: Правда, 1988.-429, 1. с.
15. Толстой, А.К. Князь Серебряный: повесть времен Иоанна Грозного / А.К. Толстой.-М.: Дет. лит., 1992.-348, 1. с.
16. Толстой, А.К. Князь Серебряный / А. К. Толстой. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990.-367 с.
17. Толстой, А.К. Стихотворения. Поэмы. Князь Серебряный. Сочинения Козьмы Пруткова. / А.К. Толстой. М.: ACT: Олимп, 1999. - 584, 8. с.
18. А.К. Толстой. Биография и подробный разбор важнейших произведений для учащихся / Сост. А. Соловьев. СПб.: Тип. Р. Каневский и В. Вацлавович, 1911.-132 с.
19. Алексей Константинович Толстой: его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей / Сост. В. Покровский. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Совко, 1912.-326 с.
20. Альми, И.Л. О поэзии и прозе / И.Л. Альми. СПб.: Семантика-С: Скифия, 2002.-528 с.
21. Альтшуллер, М.Г. Эпоха Вальтера Скотта в России. Исторический роман 1830-х годов / М.Г. Альтшуллер. JL: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1996. - 336 с.
22. Айхенвальд, Ю.И. Силуэты русских писателей / Ю.И. Айхенвальд — М.: Республика, 1994. 589, 2. с.
23. Алпатова, И. «Меня с одра все тот же призрак гонит.» / И. Алпатова // Театр. 1994. - № 3. - С. 22-28.
24. Андроникова, М.И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и кино / М. И. Андроникова. М.: Наука, 1974. - 200 с.
25. Анненков, П.В. Критические очерки / П.В. Анненков. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2000. - 416 с.
26. Аристотель. Об искусстве поэзии. / Аристотель. М.: Гослитиздат, 1957. -183 с.
27. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель. СПб.: Азбука, 2000. - 348 с.
28. Бахтин, М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. СПб: Азбука, 2000. - 336 с.
29. Бахтин, М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. СПб: Азбука, 2000. - 304 с.
30. Белоногова, В.Ю. Выбранные места из мифов о Пушкине / В.Ю. Белоногова. Н. Новгород: Деком, 2003. - 120 с.
31. Бердяев, H.A. Судьба России / H.A. Бердяев. М.: Советский писатель, 1990.-346 с.
32. Бердяев, H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. — М.: Наука, 1990.-220 с.
33. Бердяев, H.A. Самопознание / H.A. Бердяев. М. : Книга, 1991. - 448 с.
34. Болдинские чтения / Отв. ред. H.A. Борисова, В.А. Грехнев и др.. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984. 189 с.
35. Болдинские чтения / Отв. ред. H.A. Борисова, В.А. Грехнев и др.. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1987. -272 с.
36. Бочаров, С.Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов / С.Г. Бочаров. М.: Советская Россия, 1985.-296 с.
37. Бочаров, С.Г. Характеры и обстоятельства / С.Г. Бочаров // Теория литературы: в 3 кн. Кн.1. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 312-451.
38. Булгаков, C.B. Настольная книга для священно-церковно-служителей (сб. сведений, касающихся преимущественно практ. деятельности отеч. духовенства) / C.B. Булгаков. — М.: Моск. патриархат: Моск. отделение ВООПИК, 1993.1. Ч. 1.- 1993.-944 с.
39. Ч. 2. 1993. - С. 945 - 1772, 3] с.
40. Бушмин, A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований /A.C. Бушмин. Д.: Наука, 1969. - 228 с.
41. Васильев, С.Ф. Проза А. К. Толстого (направление эволюции): автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / С.Ф. Васильев. JI.: б. и., 1987.-24 с.
42. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. М.: Высшая школа, 1989.-404 с.
43. Виноградов, В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование / В.В. Виноградов. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - 192 с.
44. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. М.: Высшая школа, 1971. - 240 с.
45. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы: избранные труды / В.В. Виноградов. М.: Наука, 1980. - 360 с.
46. Владимиров, C.B. Действие в драме / C.B. Владимиров. M-JL: Искусство, 1972.- 159 с.
47. Волькеншейн, В.М. Драматургия / В.М. Волькеншейн М.: Советский писатель, 1969. -335 с.
48. Вопросы методологии литературоведения: сб. ст. / Отв. ред. A.C. Бушмин. — М-Л.: Наука, 1966. 248 с.
49. Вопросы романтизма: сб. ст. / Отв. ред. H.A. Гуляев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1967.-247 с.
50. Вопросы романтизма: сб. ст. / Отв. ред. H.A. Гуляев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972.-248 с.
51. Вопросы романтизма: сб. ст. / Отв. ред. H.A. Гуляев. Калинин: Калининский гос. ун-т, 1974. - 137 с.
52. Воробьева, H.H. Принцип историзма в изображении характера / H.H. Воробьева. М.: Наука, 1978. - 264 с.
53. Гачев, Г.Д. Образ в русской художественной культуре / Г.Д. Гачев. — М.: Искусство, 1981. 246 с.
54. Гегель, Г.В. Эстетика: в 4 т.Т.1. /Г.В. Гегель. -М.: Искусство, 1968. — 312 с.
55. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. Л.: Советский писатель, 1979. -222 с.
56. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. М.: INTRADA, 1999.-415 с.
57. Гневсковская, Е.В. Мастерство романиста П.И. Мельникова Андрея Печерского / Е.В. Гневсковская. - Н. Новгород: Вектор ТиС, 2003. - 200 с.
58. Горбунова, E.H. Идеи, характеры, конфликты / E.H. Горбунова. М.: Советский писатель, 1960. - 419 с.
59. Горбунова, E.H. Вопросы теории реалистической драмы. О единстве драматического действия и характера / E.H. Горбунова. М.: Советский писатель, 1963. - 508 с.
60. Грехнев, В.А. Словесный образ и литературное произведение / В.А. Грехнев. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. — 200 с.
61. Григорян, А.П. Художественный стиль и структура образа / А.П. Григорян. Ереван: Изд-во АН Арм. СССР, 1974. - 307 с.
62. Грушко Е.А. Словарь славянской мифологии / Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев. Н.Новгород: Рус. купец: Фирма «Братья славяне», 1996. — 475, 1. с.
63. Гуляев, H.A. Теория литературы в связи с проблемами эстетики / H.A. Гуляев. М.: Высшая школа, 1970. - 379 с.
64. Гумилев, Н.С. Письма о русской поэзии / Н.С. Гумилев. — М.: Современник, 1990.-381 с.
65. Гумилев, JI.H. Сочинения: Поиски вымышленного царства: Легенда о государстве пресвитера Иоанна / JI.H. Гумилев. — М.: Библ. об-ние «Танаис»: ДИ-ДИК, 1994.-479, 1. с.
66. Гуревич, A.M. Романтизм в русской литературе / A.M. Гуревич. — М.: Просвещение, 1980.- 104 с.
67. Даль, В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа / В.И. Даль. СПб.: Литера, 1996. - 477 с.
68. Дудина, Т.П. Своеобразие конфликта драматической трилогии А.К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»): автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Т.П. Дудина. М.: б. и., 1987.- 16 с.
69. Дунаев, М.М. Православие и русская литература. Часть И. / М.М. Дунаев. — М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1997. 480 с.
70. Евангулова, О.С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. / О.С. Евангулова. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 304 с.
71. Евдокимов, П.Н. Православие / П.Н. Евдокимов. М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2002. - 500 с.
72. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин. М.: Просвещение, 1988.- 174 с.
73. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. М.: Флинта: Наука, 1998. - 247 с.
74. Есин, А.Б. Литературоведение. Культурология / А.Б. Есин. М.: Флинта: Наука, 2003.-352 с.
75. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: избранные труды / В.М. Жирмунский. Л.: Наука, 1977. - 407 с.
76. Жуков, Д.А. A.K. Толстой / Д.А. Жуков. М.: Молодая гвардия, 1982. - 383 с.
77. Зеньковский, В.В. История русской философии: В 2 т. / В.В. Зеньковский -Париж: UMCA PRESS, 1948.
78. Иван Грозный: Антология / Сост. A.B. Парин. — М.: Аграф, 2001. 576 с.
79. Иванов, С.А. Византийское юродство / С.А. Иванов. М.: Международные отношения, 1994. -240 с.
80. Иванова, Т.В. Фольклор в творчестве А.К. Толстого: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.09 / Т.В. Иванова. Петрозаводск, 1975. - 24 с.
81. Иванова, Т.В. А.К. Толстой / Т.В. Иванова. // Русская литература и фольклор: Вторая половина XIX в. Д., 1982. - С. 286-321.
82. Ильин, И.А. Одинокий художник: ст., речи, лекции / И. А. Ильин / Сост., предисл., примеч. В.И. Белова. М.: Искусство, 1993. - 347 с.
83. Ильин, И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.6, кн. II. / И.А. Ильин. М.: Русская книга, 1996. - 672 с.
84. Ильин, И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.6, книга III. / И.А. Ильин. М.: Русская книга, 1997. - 559, 1. с.
85. Илюшин, A.A. Стихотворения и поэмы А.К. Толстого. / A.A. Илюшин. М.: Изд-воМГУ, 1999.-88 с.
86. Иоанн, архиепископ Сан-Францисский (Шаховской) Избранное. -Петрозаводск: Святой остров, 1992. 575 с.
87. Иоанн, архиепископ Сан-Францисский (Шаховской) Избранное: Собрание сочинений: в 2-х томах. Н. Новгород: Издательство братства во имя Святого князя Александра Невского, 1999.
88. История романтизма в русской литературе: романтизм в русской 89. литературе 20-30-х гг. XIX в. (1825-1840). -М.: Наука, 1979. 312 с.
89. История русской драматургии. Вторая половина XIX начало XX века по 1917 г.-Л.: Наука, 1987.-352 с.
90. История русской литературы. Т.8, часть 2: Литература шестидесятых годов / Гл. ред. Н.Ф. Бельчиков. М.: Изд-во: АН СССР, 1956. - 511 с.
91. История русской поэзии: в 2 т. Т.2. / Отв. Ред. Б.П. Городецкий. Л.: Наука, ленингр. отд-ние, 1969. - 459 с.
92. История русской церкви. — Б. м.: Издательский Отдел Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1991. 736 с.
93. Кабанов, В.Т. Судьба даров или Жизнь графа Алексея Константиновича Толстого / В.Т. Кабанов. М.: Копирайт, 1991. - 208 с.
94. Иустин (Попович, преподобный). О рае русской души. Достоевский как пророк и апостол православного реализма / Пер. с серб. / преподобный Иустин (Попович). Минск: Лучи Софии, 2001. - 48с.
95. Иустин (Попович, преподобный). Достоевский о Европе и славянстве / преподобный Иустин (Попович). М.-СПб.: Часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», 2002. - 288 с.
96. Карамзин, Н.М. История государства Российского: в 4 кн. Кн.З. / Н.М. Карамзин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. - 539 с.
97. Клейн, Л. «Так умер Шибанов, стремянный» / Л. Клейн // Искусство в школе. 2000. - № 2. - С. 35-39.
98. Клибанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси / А.И. Клибанов. -М.: Аспект-пресс, 1997. 366, 1. с.
99. Клюев, B.C. Проблема историзма в творчестве А.К. Толстого: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / B.C. Клюев.-М., 1975.-21 с.
100. Ключевский, В.О. Сочинения: в 9 т. / В.О. Ключевский. М.: Мысль, 1987.
101. Ключевский, В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник / В. О. Ключевский. М.: Наука, 1988. - 509 с.
102. Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О. Ключевский. М.: Правда, 1990. - 622 с.
103. Ключевский, В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. /В.О. Ключевский.-М.: Мысль, 1993.-415 с.
104. Ковалевский И. Подвиг юродства / И. Ковалевский — М.: Молодая гвардия, 2000.-381 с.
105. Кожинов, В. В. Основы теории литературы / В. В. Кожинов. М.: Знание, 1962.-48 с.
106. Кожинов, В.В. Происхождение романа. / В.В. Кожинов. М.: Советский писатель, 1963. - 439 с.
107. Кожинов, В.В. Художественный образ и действительность / В.В. Кожинов // Теория литературы: в 3 кн.. Кн. 1. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 58-71.
108. Кожинов, В.В. Сюжет, фабула, композиция / В.В. Кожинов // Теория литературы: в 3 кн.. Кн. 2. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1964. С. 408-485.
109. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров / В.В. Кожинов // Теория литературы: в 3 кн.. Кн. 2.: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1964. - С. 39 -49.
110. Колосова, Н. Рождение трилогии / Н. Колосова. // Толстой А.К. Драматическая трилогия. М., 1987. - С. 3 - 12.
111. Комков, O.A. «Пророк» A.C. Пушкина как икона / O.A. Комков // Вестник МГУ. Сер. 19: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. - № 3. - С. 73-86.
112. Кондаков, И.В. Введение в историю русской культуры. / И.В. Кондаков. -М., 1997.-687 с.
113. Кондратенков, A.B. Исторические поэмы А.К. Толстого и романтизм в русской поэзии 40 60-х годов: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / А. В. Кондратенков. - Львов: б. и., 1981.-25 с.
114. Кондратьев, A.A. Граф А.К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества / A.A. Кондратьев. СПб.: Огни, 1912.- 118 с.
115. Коржавин, Н. Поэзия А. К. Толстого: (заметки поэта) / Н. Коржавин // Вопросы литературы. 1967.-№ 4. - С. 127-151.
116. Кормилов, С.И. Иван Грозный и его эпоха в творчестве М.Ю. Лермонтова и А. К. Толстого. Черты романтического историзма / С.И. Кормилов // Вестник Московского университета. Сер. 9: филология . 1997. - № 4. - С. 25-30.
117. Кошелев, В. Мудрость неуместного: К 175-летию со дня рождения А.К. Толстого / В. Кошелев // Литературная Россия. 1992. - 4 сент. - С. 9.
118. Кроче, Б. Антология сочинений по философии / Бенедетто Кроче. — СПб.: Пневма, 1999.-480 с.
119. Кузьмичев, И.К. Введение в литературоведение XXI века / И.К. Кузьмичев. Н. Новгород, 2001. - 324 с.
120. Кулешов, В.И. В поисках точности и истины. / В.И. Кулешов. — М.: Современник, 1986. 237 с.
121. Кулиш П.А. Записки о жизни Н.В. Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем: в 2 т. Т.2. СПб.: Тип. Ю. Штауфа, 1856.-303 с.
122. Куняев, С. Свободная стихия / Ст. Куняев. М.: Современник, 1979. — 320 с.
123. Кургинян, М.С. Драма / М.С. Кургинян. //Теория литературы: в 3 кн.. Кн. 2. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы — М.: Изд-во АН СССР, 1964. С. 238 - 262.
124. Лепахин, В.В. Икона и иконичность / В.В. Лепахин. СПб.: Издательство Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2002. - 400 с.
125. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энцикл., 1987. - 750, 1. с.
126. Лихачев, Д.С. Заметки о русском / Д.С. Лихачев. М.: Советская Россия, 1981.-71 с.
127. Лихачев, Д.С. Человек в литературе древней Руси / Д.С. Лихачев // Лихачев, Д.С. Избранные работы. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 186 с.
128. Лихачев, Д.С. Статьи разных лет / Д.С. Дихачев. Тверь: Тверское обл. отделение Рос. фонда культуры, 1993. - 144 с.
129. Лихачев, Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. М.: Искусство, 2000. -439 с.
130. Лихачев, Д.С. Историческая поэтика русской литературы / Д.С. Лихачев. — СПб.: Алетейя, 1999. 596 с.
131. Лоевская, М.М. Образ женщины в памятниках литературы Византии, Древней Руси и в записках иностранцев о России / М.М. Лоевская // Вестник МГУ. Сер. 19: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. - № 1. — С. 68-82.
132. Лоевская, М.М. Старообрядческие жития святых в духовной культуре Средневековой Руси / М.М. Лоевская. М.: Флинта: Наука, 2004. - 112 с.
133. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф / А.Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-480 с.
134. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский. М.: Республика, 1994. -431 с.
135. Лотман, Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Вып.1 / Ю.М. Лотман. -Тарту: б. и., 1964.- 195 с.
136. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. — М.: Искусство, 1970. 384 с.
137. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М. Лотман. Л.: Просвещение, 1972. - 271 с.
138. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: кн. для учителя / Ю.М. Лотман. М.: Просвещение, 1988. - 348 с.
139. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 1996. - 846 с.
140. Лотман, Ю.М. Карамзин / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 1997. -829 с.
141. Лотман, Ю.М. О.русской литературе: Статьи и исследования (1959-1993): История русской прозы. Теория литературы / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 1997.-845 с.
142. Лотман, Ю.М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки. 1960-1990. «Евгений Онегин». Комментарии / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 1999.-847 с.
143. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПБ, 1999.-415 с.
144. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история / Ю.М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 447 с.
145. Любимов, Н. Несгораемые слова / Н. Любимов. М.: Художественная литература, 1988. - 334 с.
146. Маймин, Е.А. О русском романтизме / Е.А. Маймин. М.: Просвещение, 1975.-239 с.
147. Маймин, Е.А., Слинина, Э.В. Теория и практика литературоведческого анализа / Е.А. Маймин, Э.В. Слинина. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
148. Манн, Ю.В. О гротеске в литературе / Ю.В. Ман. М.: Советский писатель, 1966. - 183 с.
149. Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме / Ю.В. Манн. M.: Coda, 1996.-474 с.
150. Матвеева, Н. Над омутом лозы. / Н. Матвеева // Юность. 2004. - №1. - С. 98-111.
151. Мелетинский, E.H. Народный эпос / E.H. Мелетинский // Теория литературы: в 3 кн.. Кн. 2. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы М.: Изд-во АН СССР, 1964. - С. 97-172.
152. Мелетинский, E.H. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. Н. Мелетинский. -М.: Наука, 1986.-318 с.
153. Михайлов, A.B. Языки культуры: учеб. пособие по культурологии / A.B. Михайлов. М.: Языки русской культуры, 1997. - 909 с.
154. Моклецова, И.В. «Хождения» в русской культуре и литературе Х-ХХ веков. / И.В. Моклецова. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Факультет иностранных языков, 2003. - 74 с.
155. Монастыри русской православной церкви: справочник-путеводитель. — М.: Издат. фонд Моск. патриархии, 2001. 464 с.
156. Московский патерик: жития святых / Сост. Иосиф, игумен (Шапошников), Я.А. Шипов. М.: Столица, 1991. - 237 с.
157. Моя пушкиниана. / Сост. П.А. Кошель. М.: Голос, 1999. - 464 с.
158. Муравьев, В. А.К. Толстой и его роман «Князь Серебряный» / В. Муравьев // Толстой А.К. Князь Серебряный: роман. Чебоксары, 1986. - С. 304-311.
159. Немзер, A.C. Памятные даты / A.C. Немзер. М.: Время, 2002. - 512 с.
160. Непомнящий, B.C. Лирика Пушкина как духовная биография. Репетиция книги: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / B.C. Непомнящий. М.: Изд-во МГУ, 2001. - 240 с.
161. Николаев, П. А. Историзм в художественном творчестве и литературоведении. / П.А. Николаев. -М.: Изд-во МГУ, 1983. 366 с.
162. О женщина! велика вера твоя. СПб., 2002.
163. Оскоцкий, В.Д. Роман и история. (Традиция и новаторство советского исторического романа) / В.Д. Осоцкий. М.: Худож. лит., 1980. - 384 с.
164. Панченко, A.M. О русской истории и культуре / A.M. Панченко. СПб.: Азбука, 2000.-464 с.
165. Парадиев В.М. Личность графа А. К. Толстого. Чернигов: Братство Святого Михаила, князя Черниговского, 1914. - 51 с.
166. Петров, С.М. Исторический роман в русской литературе: пособ. для учителя / С.М. Петров. М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.
167. Плеханова, О.Б. (Ангрен) К вопросу о своеобразии исторических взглядов А. К. Толстого / О.Б. Плеханова // Проблема традиций в русской литературе. — Н. Новгород, 1993.-С. 172-175.
168. Погожев, Е.В. Русская церковь и русские подвижники XVIII века / Е.В. Погожев. СПб.: И. Л. Тузов, 1905. - 352, 12. с.
169. Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы / Г.Н. Поспелов. М.: Просвещение, 1972. - 271 с.
170. Поспелов, Г.Н. Теория литературы / Г.Н. Поспелов. — М.: Высшая школа, 1978.-351 с.
171. Поспелов, Г.Н. Вопросы методологии и поэтики: сб. ст. / Г.Н. Поспелов. — М.: Изд-во МГУ, 1983. 336 с.
172. Поспелов, Г.Н. История русской литературы XIX века / Г.Н. Поспелов. — М.: Высшая школа, 1981.-480 с.
173. Потебня, A.A. Эстетика и поэтика / A.A. Потебня. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
174. Поречииков, В.(Хвощинская М.Д.) Провинциальные письма о нашей литературе // Отечественные записки. Февраль. 1863. С. 163-186.
175. Пржиборовская, Г. «Любови крылья вознесли в Отчизну пламени и слова» / Г. Пржиборовская // Нева. 1996. - № 3. - С. 229-238.
176. Проблемы современного пушкиноведения: межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. Н.В. Цветкова. Псков: б. и., 1991.-208 с.
177. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. — Л.: Издательство ЛГУ, 1986. 183 с.
178. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха / В.Я. Пропп. М.: Искусство, 1976.- 183 с.
179. Путеводитель по русским городам. Север восток / Сост. Д. Семенник. — М.: Паломник, 2003. - 304 с.
180. Путеводитель по русским городам. Запад-юг / Сост. Д. Семенник. М.: Паломник, 2003. - 304 с.
181. Путилов, Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги. Герои. Люди / Б. Н. Путилов. -СПб.: Азбука, 1999.
182. Пушкинская конференция в Стэнфорде: материалы и исследования / Под ред. Дэвид М. Бетеа и др.. М.: ОГИ, 1999. - 508, 1. с.
183. Рассадин, С.Б. Русская литература: от Фонвизина до Бродского / С.Б. Рассадин. М.: Слово, 2001. - 288 с.
184. Реизов, Б. О драматической трилогии А.К. Толстого / Б. Реизов // Русская литература. 1964.-№3.-С. 138-170.
185. Реизов, Б.Г. История и теория литературы: сборник статей / Б.Г. Реизов. — Л.: Наука, 1986.-311 с.
186. Робинсон, А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI-XIII вв.: Очерки литературно-исторической типологии / А.Н. Робинсон. М.: Наука, 1980. - 336 с.
187. Русакова, Ю.Г. «И вот миновалися годы.» (Исторические произведения А.К. Толстого) / Ю.Г. Русакова // Толстой А.К. Баллады, былины, притчи, Князь Серебряный. -М., 1988. С. 423-428.
188. Русские писатели. XIX век. Биобиблиогр. слов.: в 2 ч. 4.1. / Сост. П.А. Николаев. М.: Просвещение, 1996. - 448 с.
189. Русские писатели. XIX век. Биобиблиогр. слов.: в 2 ч. 4.2. / Сост. П.А. Николаев. М.: Просвещение, 1996. - 448 с.
190. Салтыков-Щедрин, М.Е. Князь Серебряный. Рецензия / М.Е. Салтыков-Щедрин. // Салтыков-Щедрин, М.Е. Собр. соч. В 20 т. Т.5.- М., 1966. С. 352362.
191. Сахаров, В. Перекличка через века (А.К. Толстой и М.А. Булгаков) // Библиотека. 1993. -№ 11/12. -С.58-59.
192. Сахновский-Панкеев, В. Драма: Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь / В. Сахновский-Панкеев. Л.: Искусство, 1969. — 232 с.
193. Сборник статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана / Отв. ред. А. Мальте. -Тарту, 1992.-570 с.
194. Семенова, М. Мы славяне!: Популярная энциклопедия / М. Семенова. -СПб.: Азбука, 1999. - 556 с.
195. Силуэты: очерки, ст., эссе о рус. и сов. писателях / сост. В.М. Бочарова. — М.: Правда, 1986.-635 с.
196. Скрынников, Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный / Р.Г. Скрынников. Смоленск: Русич, 1998. - 656 с.
197. Соколов, Н.М. Иллюзии поэтического творчества. Эпос и лирика гр. А.К. Толстого / Н.М. Соколов. СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1890. - 299 с.
198. Соловьев, B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика / B.C. Соловьев. -М.: Книга, 1990. 573 с.
199. Соловьев, B.C. Предисловие (К книге А.К. Толстого «Упырь») / B.C. Соловьев // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. — М., 1991.-С. 608-614.
200. Соловьев, С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция / С.М. Соловьев. -М.: Республика, 1997. — 431 с.
201. Соловьев, С.М. Чтения и рассказы по истории России / С.М. Соловьев. -М.: Правда, 1990.-765 с.
202. Соловьев, С.М. Об истории Древней России. М.: Просвещение, 1993. -542 с.
203. Стафеев, Г.И. А.К. Толстой. Очерк жизни и творчества / Г.И. Стафеев. — Тула: Приок. Кн. изд-во, 1973. 128 с.
204. Стафеев, Г.И. «Сердце полно вдохновенья.» Жизнь и творчество А. К. Толстого / Г.И. Стафеев. Тула: Приок. кн. изд-во, 1973. - 320 с.
205. Стафеев, Г.И. «В отчизне пламени и слова»: (А. А. Перовский и А. К. Толстой в Красном Роге) / Г.И. Стафеев. Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - 188 с.
206. Сухих, С.И. Историческая поэтика А.Н. Веселовского. Из лекций по истории русского литературоведения / С.И. Сухих. Н. Новгород: КиТиздат, 2001.- 120 с.
207. Сухих, С.И. Теоретическая поэтика A.A. Потебни / С.И. Сухих. Н. Новгород: КиТиздат, 2001. - 288 с.
208. Сухих, С.И. Психологическое литературоведение Д.Н. Овсянико-Куликовского. Из лекций по истории русского литературоведения / С.И. Сухих. Н. Новгород: КиТиздат, 2001. - 120 с.
209. Сухих, С.И. «Технологическая» поэтика формальной школы. Из лекций по истории русского литературоведения / С.И. Сухих. — Н. Новгород: КиТиздат, 2001.- 160 с.
210. Сухова, Н. Чувство природы у Майкова, Фета, А. Толстого / Н. Сухова // Литература в школе. 1996. -№3. — С. 93-100.
211. Сучков, Б.Л. Исторические судьбы реализма: размышления о творческом методе / Б.Л. Сучков. М.: Советский писатель, 1977. - 526 с.
212. Тархов, А. Рыцарь добра и красоты / А. Тархов // Толстой А.К. Смерть Иоанна Грозного. Царь Федор Иоаннович. Царь Борис. Стихотворения. — М., 1988.-С. 5-16.
213. Теории, школы, концепции: (критические анализы) Художественное произведение и личность. Сб. ст. / Отв. Ред. Ю.Б. Бореев. М.: «Наука», 1975. — 308 с.
214. Теории, школы, концепции: (критические анализы) Художественный текст и контекст реальности: сб. ст. / Отв. Ред. О.В. Егоров. М.: Наука, 1977. — 180 с.
215. Тимофеев, Л.И. Проблемы теории литературы / Л.И. Тимофеев. — М.: Учпедгиз, 1955.-302 с.
216. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. — М.: Просвещение, 1976. 448 с.
217. Тихон, иеромонах (Полянский). Путешествие в историю русских монастырей / иеромонах Тихон (Полянский) М.: Русское слово, 2002. - 336 с.
218. Томашевский, Б.В. Стилистика / Б.В. Томашевский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.-288 с.
219. Толстой, А.К. Против течения: сборник / А.К. Толстой М.: Книжная палата, 1997.-479 с.
220. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное / В.Н. Топоров. М.: Прогресс. Культура, 1994.-621, [2] с.
221. Троицкий, В.Ю. А.К. Толстой. Духовные начала творчества и художественный мир писателя / В.Ю. Троицкий // Филологические науки. -1994.-№5/6.-С. 19-26.
222. Трубецкой, E.H. Избранное / E.H. Трубецкой. М.: Канон, 1997. - 480 с.
223. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. — М.: Наука, 1977.-574 с.
224. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000.-347 с.
225. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси / Г.П. Федотов. М.: Московский рабочий, 1990.-268 с.
226. Флоренский, П.А. Отец Алексей Мечев // Флоренский П.А. Собр. соч.: В 4 т. Т.2. / Сост. и общ. ред игумена Андроника (A.C. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой М.: Мысль, 1996. - С. 621-628.
227. Флоровский, Г. Восточные отцы церкви / Г. Флоровский. М.: ACT, 2003. -633 с.
228. Фортунатов, Н.М. Эффект Болдинской осени. Наблюдения и раздумья / Н.М. Фортунатов. Н. Новгород: Деком, 1999 - 304 с.
229. Хализев, В.Е. Драма как явление искусства / В.Е. Хализев. М.: Искусство, 1978.-240 с.
230. Хализев, В.Е. Драма как род литературы: поэтика, генезис, функционирование / В.Е. Хализев. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 259 с.
231. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М.: Высшая школа, 1999.-398 с.
232. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Джеймс Холл. — МИКРОН-ПРЕСС, 1996. 656 с.
233. Холодов, Е.Г. Композиция драмы / Е.Г. Холодов. М.: Искусство, 1957. -224 с.
234. Храпченко, М.Б. Художественное творчество, действительность, человек / М. Б. Храпченко. -М.: Советский писатель, 1978. 366 с.
235. Храпченко, М.Б. Горизонты художественного образа / М.Б. Храпченко. — М.: Художественная литература, 1986. 439 с.
236. Четвериков, С., протоиерей. Бог в русской душе / С. Четвериков. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1998. - 226 с.
237. Чеховиана. «Три сестры» 100 лет. - М.: Наука, 2002. - 382 с.
238. Чернец, JI.B. Литературные жанры / Л.В. Чернец. М.: Изд-во МГУ, 1982. -192 с.
239. Чхартишвили, Г.Ш. Писатель и самоубийство / Г.Ш. Чхартишвили. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. 576 с.
240. Ширяев, Б.Н. Неугасимая лампада / Б.Н. Ширяев. М.: Издание Сретенского монастыря, 2000. - 432 с.
241. Шкловский, В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы / В. Б. Шкловский. М.: Советский писатель, 1961. — 667 с.
242. Шкловский, В.Б. О теории прозы / В.Б. Шкловский. М.: Советский писатель, 1983. - 383 с.
243. Шумкова, Т.Л. Зарубежная и русская литература XIX века. Романтизм: учеб. пособие. / Т.Л. Шумкова. М.: Флинта: Наука, 2002. - 240 с.
244. Эйхенбаум, Б.М. О прозе: сб. ст. / Б.М. Эйхенбаум. Л.: Художественная литература, 1969. - 503 с.
245. Элиаде, М. Трактат по истории религий: в 2 т. Т. 2 / Мирча Элиаде. — СПб.: Алетейя, 2000. — 416 с.
246. Эткинд, Е.Г. «Против течения»: о патриотизме А.К. Толстого // Звезда. — 1991.-№ 4.-С. 180-188.
247. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви: Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия / Сост. священник Иоанн Ковалевский М.: Московская Патриархия, 1992. - 284 с.
248. Ямпольский, И.Г. Поэты и прозаики. Статьи о русских писателях XIX-XX в. / И.Г. Ямпольский. Л.: Советский писатель, 1986. - 348 с.
249. Ящинин, Г.С рыцарской прямотой // В мире книг. 1986. - № 8. - С. 55-56.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.