Фольклоризм как стилевая черта творчества А.К. Толстого тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Савельева, Татьяна Викторовна

  • Савельева, Татьяна Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 179
Савельева, Татьяна Викторовна. Фольклоризм как стилевая черта творчества А.К. Толстого: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Челябинск. 2006. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Савельева, Татьяна Викторовна

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ФОЛЬКЛОРИЗМА И ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРИЗМА А.К. ТОЛСТОГО

§ 1 К понятию литературного фольклоризма

§ 2 Фольклоризм А. Толстого: историография вопроса.

Глава 2. ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В СЮЖЕТНО-ОБРАЗНОЙ СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.К. ТОЛСТОГО

§ 1 Источники фольклоризма писателя

§ 2 Образы и мотивы мифологического происхождения в творчестве А.К. Толстого

§ 3 Тендерные стереотипы русского фольклора в произведениях писателя

§ 4 Мотивы русского героического эпоса и исторических песен в творчестве А. Толстого

Глава 3. НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЭТИКИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ А.К.ТОЛСТОГО

§ 1 Русские народные пословицы и поговорки в творчестве писателя

§ 2 Традиционные художественно-изобразительные средства русского фольклора и их стилистические функции в произведениях А. Толстого

§ 3 Жанровая специфика ассимиляции фольклорного материала в творчестве писателя 148 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклоризм как стилевая черта творчества А.К. Толстого»

Сегодня изучение взаимосвязи литературы и фольклора имеет значение для сохранения общего культурного наследия человечества и каждого народа, играет роль мощного средства в идентификации и сближении народов, народностей, социальных и возрастных групп. Значимость таких исконных добродетелей, как патриотизм, приоритет духовных ценностей над материальными, не вызывает сомнения, но этот приоритет нуждается в восстановлении. Недостаточный учет особенностей традиционного менталитета может привести и приводит к возникновению межэтнических конфликтов. Традиционная народная культура осуществляет диалог не только разных наций, но и разных поколений, без которого молодежь, взращенная на массовой культуре, обретает денациональные стереотипы, зачастую чувство национальной второсортности. Оторвавшись от корней национальной культуры, общество духовно скудеет, теряет ориентиры в определении нравственных и художественных ценностей. «Сейчас предпринимаются шаги к возрождению национальной культуры, и задачу эту не решить без обращения к фольклору» [49, 3]. Вследствие вышеизложенного АКТУАЛЬНОСТЬ темы нашего исследования не вызывает сомнений.

Изучение фольклоризма творчества русских писателей в фольклористике и литературоведении прошло долгий путь. Современный этап развития этих смежных наук характеризуется наличием разных подходов к литературному фольклоризму. В нашей работе мы опираемся на труды У.Б. Далгат, Д.Н. Медриша, Б.Н. Путилова, А.И. Лазарева, П.С. Выходцева, В.А. Михшокевича, В.Г. Гусева, Л.И. Емельянова.

Анализу фольклоризма отдельных писателей посвящены работы: А.А. Горелова «Лесков и народная культура», И.А. Дергачева «Фольклор в художественной системе Д.Н. Мамина-Сибиряка», В.А. Михшокевича «Русский фольклор в художественной системе Ф.М. Достоевского».

Связь творчества А.К. Толстого с устной народной поэзией не раз становилась объектом исследования отечественных филологов. В XIX веке изучению творчества этого писателя были посвящены работы В.Г. Белинского, Н. Страхова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, JL Вельского, П. Щебальского, О. Миллера, Н.М. Соколова, К.С. Аксакова, О. Батюшкова и др.

В XX веке работу над данной темой продолжили П.К. Амиров, В.А. Смирнов, О.Г. Зенченко, В.Н. Кузьмин, Т.В. Иванова, М.Н. Виролайнен, П.А. Гапогоненко, С.Ю. Николаева, А.В. Федоров, Е.И. Булушева, Е.В. Никульшина.

Тем не менее, тема фольклоризма А.К. Толстого не кажется нам исчерпанной, так как по-прежнему включает в себя малоизученные области: переосмысление писателем фольклорных элементов, включаемых в художественную ткань произведения, фольклор в драматических произведениях, в ранней прозе Толстого, мифологизм его творчества.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются все опубликованные художественные произведения А.К. Толстого. Характер обращения писателя к устному народному творчеству может меняться в зависимости от жанровой принадлежности произведений, поэтому рассмотрение фольклорных основ в творчестве А. Толстого велось по четырем группам: ранние фантастические повести и рассказы, роман «Князь Серебряный», поэтические и драматические произведения. Поэтические произведения, в свою очередь, нами были подразделены так же, как составителями собрания сочинений А.К. Толстого в 4-х томах [22]: на собственно лирические произведения, былины-баллады, сатирические стихотворения.

ПРЕДМЕТ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ - фольклорные основы стиля А.К. Толстого. В процессе работы мы обращались также к статьям поэта о литературе и искусстве, письмам, в которых А. Толстой выражает свои эстетические, философские, социально-политические взгляды, так как проявление фольклоризма писателя зависит, кроме родо-жанровой природы произведения, от его художественной задачи, принадлежности к определенному периоду творчества поэта. Несомненна также связь характера фолькло-ризма с культурологическими аспектами: социальными вопросами и философскими веяниями эпохи, борьбой литературных направлений.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - определить роль обращения А. Толстого к фольклору в формировании стиля, в создании художественного мира писателя. Соответственно ЗАДАЧАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ стали:

• анализ и оценка работ предшественников в разработке проблемы;

• выявление и анализ фольклорных элементов;

• классификация найденных элементов;

• их преобразования в художественной ткани произведения;

• обнаружение и интерпретация новых смыслов, которые вносят фольклорные включения в художественный текст.

Одним из доминирующих направлений в современном литературоведении и фольклористике является системный подход к изучению литературных явлений. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗОЙ нашей работы избраны теоретические положения сравнительно-исторического литературоведения, фольклористики, стилистики и филологической герменевтики. Мы опираемся на труды классиков литературоведческой науки: А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, В.Я. Проппа, Ю.М. Лотмана. В основу решения поставленных задач положены элементы жанрово-тематического, структурного и мифопоэтического анализа.

НОВИЗНА нашего исследования заключается в том, что мы стремимся осуществить системный подход к осмыслению фольклоризма А. Толстого как стилевой черты его творчества, проследить взаимосвязь фольклоризма писателя и его художественного метода. Новым является стремление интерпретировать ранее не изученные аспекты фольклоризма писателя: тендерный, мифологический, паремиологический. Впервые в нашей работе рассмотрены образы мифологического происхождения в произведениях писателя, персонажи - носители сакрального знания, фольклорный аспект снови5 дений, отражение тендерных стереотипов русского фольклора в творчестве Толстого, функции народных паремий в художественных текстах писателя.

Совокупность аспектов рассмотрения позволяет выработать РАБОЧУЮ ГИПОТЕЗУ:

Обращение к фольклору становится узнаваемой чертой литературного стиля А.К. Толстого. Фольклоризм писателя, обусловленный его мировоззрением, эстетическими взглядами, художественными задачами романтизма, проявляется на смысловом, структурно-композиционном, образном, языковом уровнях произведений. Выявление и категоризация художественно-изобразительных средств устного народного творчества в произведениях Толстого позволяет утверждать, что писатель использует широкую палитру фольклорных поэтических приемов, но нигде не ограничивается простым воспроизведением фольклорных текстов, а подчиняет их своим художественным задачам. Творческую индивидуальность поэта также определяет система сквозных фольклорных образов и тем в его произведениях. Фольклоризм Толстого является стилевой чертой творчества писателя в его целостности и динамике.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ работы заключается в определении дальнейших путей изучения фольклорных мотивов в творчестве А.К. Толстого, в возможности разработки на основе полученных результатов лекций и практических занятий, заданий, тестов для спецкурса «Литература и фольклор», предполагающего активное, самостоятельное и осознанное участие студентов-филологов в процессе освоения богатств русской национальной культуры.

Достигнутые результаты имеют прикладное методическое значение для изучения литературы в средней школе, так как творчество А. Толстого является неотъемлемой частью школьной программы. Учебник литературы В.П. Полухина для 6 класса [153] знакомит с поэзией Толстого стихотворением «Где гнутся над омутом лозы.». Учебная хрестоматия «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова [129] для 7 класса включает в раздел лирики стихотворение Толстого «Край ты мой, родимый край.» и балладу «Илья Муромец» в раздел «Эпические мотивы русской поэзии». Баллада «Садко» дается для дополнительного изучения. Для внеклассного чтения рекомендуется роман «Князь Серебряный». Творчество А.К. Толстого входит в раздел «Поэзия «чистого искусства» в 10 классе. Изучение фольклорных элементов литературного стиля А.К. Толстого поможет правильной интерпретации художественного смысла его произведений.

Обширная картотека фольклорно-этнографических единиц, найденных нами в произведениях Толстого, обосновывает достоверность полученных результатов: 189 отфольклорных мотивов, 39 традиционных для русского фольклора сравнений, 152 тавтологических повтора, 117 употреблений народных пословиц и поговорок, 314 употреблений постоянных эпитетов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Савельева, Татьяна Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение фольклоризма в литературном произведении, отражения в нем русской традиционной культуры - шаг вперед в понимании замысла автора, в интерпретации художественных смыслов произведения.

Рассмотрев выработанные определения литературного фольклоризма, мы приходим к выводу о существовании в современном литературоведении и фольклористике двух подходов: фольклоризма как сознательного обращения к фольклору и фольклоризма на подсознательном уровне. Нам кажется более актуальным такой подход к литературному фольклоризму, когда фольклор рассматривается не только как источник тем, сюжетов, мотивов, художественно-изобразительных средств для писателя, но и как средство воплощения авторского мировоззрения, идеала, творческой индивидуальности.

Анализируя роль устного народного творчества в формировании стиля А.К. Толстого, мы получили ряд значимых результатов.

На характер обращения А. Толстого к устному народному творчеству повлияли события биографии поэта, его художественный метод, философия истории, политические убеждения. Творческое подражание фольклору представляет в произведениях А.К. Толстого своеобразный синтез романтических и фольклорных представлений о мире, которые, соединяясь, переплавляются в новое качество. Помимо собственно эстетической детерминированности в стиле писателя проступает историческая детерминированность. Авторским идеалом для поэта, объектом любви и поэтического мифотворчества была Киевская Русь, главными чертами которой в художественном мире Толстого стали европейская цивилизованность, отсутствие крепостничества, а значит, свобода человека. Киевская Русь как художественное пространство в творчестве А.К. Толстого предстает перед читателями в качестве нравственного, политического, социального эталона.

Этот романтический идеал писатель сравнивает с другими эпохами развития России, а особенно с современным ему веком. Интерес к национальной истории образует у Толстого не только сферу эпического, но и вторгается в лирику. Исторические и фольклорные ассоциации осложняют лирическое начало многих стихотворений писателя. Но Киевская Русь для Толстого - это не только идеал гармоничного устройства общества, но и гармонии человека с окружающей его природой. Вселенная средневекового человека наполнена как реальным, так и иномирным, что согласуется с общей эстетикой и философией романтизма и с индивидуальным стилем А.К.Толстого. Поэтому мотивы и образы мифологического происхождения играют важную роль в творчестве писателя, без них невозможно представить себе художественного мира писателя. Художественное пространство произведений Толстого наполнено мифологическими персонажами (упыри, вурдалаки, русалки, леший, домовой и т. д.) и носителями сакрального знания, которое противопоставляется писателем рациональному знанию так же, как знание сердца противопоставляется знанию разума (целители, колдуны, волхвы, юродивые). Анализ фольклорного аспекта сновидений в творчестве писателя приводит нас к выводу, что сны в художественном пространстве произведений А.К. Толстого играют двойственную роль: с одной стороны, сновидения формируют тот или иной нарратив, объясняют происходящее, с другой - по фольклорной традиции побуждают сновидца к определенным ритуальным или прагматическим действиям. Сны не только исполняют сю-жетообразующую функцию, но также являются неотъемлемой частью жанра и характеризуют мировоззрение писателя, для которого мир инфернальный существовал наравне с миром реальным.

Соединение художественных идей литературного романтизма и устного народного творчества играют огромную роль в художественной семасиологии, в формировании индивидуального стиля Толстого. Художественное творчество предстает перед нами в качестве переживаемого бытия.

Фольклоризм Толстого проявляется на всех уровнях литературного произведения: идейном, смысловом, поэтическом. Фольклор в творческой системе писателя служит средством характеристики народной жизни, народного быта, средством раскрытия идеологии и психологии русского народа, понимаемого как нация, средством воплощения авторского эстетического идеала. Этнографическая функция фольклоризма полнее всего реализована в романе «Князь Серебряный», где фольклорно-этнографические элементы служат для воссоздания облика описываемой эпохи. В прозе и драматических произведениях писателя фольклор становится средством авторской классификации героев, сюжетообразую-щим элементом.

Устное народное творчество в произведениях Толстого можно рассматривать и как одно из средств выстраивания смысла художественного произведения. Обращение к фольклору становится элементом художественной идеи произведения. При создании образов и сюжетных ситуаций А.К. Толстой руководствуется не собственным авторским произволом, а традициями фольклора, шкалой народных духовных ценностей. Это показано нами на примере отражения тендерных стереотипов русского фольклора в произведениях писателя. Мы доказываем, что философия любви Толстого опирается не только на романтические или христианские представления, но и на фольклорные традиции.

В своем творчестве Толстой обращается к разным родам и жанрам устного народного творчества: песенной лирике, былинным традициям и историческим песням, календарно- и семейно-обрядовой поэзии, заговорам, сказочным мотивам, народной демонологии, паремиологии, народному театру. Характер ассимиляции фольклорных единиц, встреченных в текстах А. Толстого, тоже различен. Писатель использует полное и частичное цитирование, обращение к фольклорным мотивам, изобразительные средства поэтической системы устного народного творчества, контрастные контаминации различных речевых стилей. Характер ассимилиции фольклорно-этиографических элементов в ткани литературного произведения зависит не только от конкретной художественной задачи, но и от жанровой специфики данного произведения.

Благодаря использованию поэтических средств народной лирики, стихотворения А. Толстого приобретают особую музыкальность, многие из них положены на музыку композиторами Н.А. Римским-Корсаковым, М.П. Мусоргским, П.И. Чайковским, С.В. Рахманиновым.

Для фольклора характерна разработка одной и той же темы разными жанрами: сказка и былина о Садко, исторические песни и сказки о царе Иване Васильевиче, предания и исторические песни о Ермаке. Так же поступает и Толстой: эпохе Иоанна IV посвящены роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного», былины-баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

Эволюцию творчества А.К. Толстого можно проследить в том числе и на характере обращения автора к фольклору. Увлечение фольклором приходит к Толстому уже в первый период его творчества. Революционная ситуация 50-60-х годов заставила писателя перейти с демократических позиций на консервативные. Тем не менее во многих произведениях поэт достигает максимальной приближенности к народному духу, мировосприятию, народной образности.

Исследование присутствующих в художественной структуре произведений А.К. Толстого фольклорных включений позволило обнаружить неизвестные смысловые пласты, восходящие к фольклорному миру, принципы характерологии писателя. Изучение фольклоризма выводит нас на важные положения художественной философии Толстого. Во главе этих представлений - внутренняя свобода человека. За частными реалиями и ситуациями начинают просматриваться общие для русской культуры метасмыслы.

Таким образом, художественный мир А.К. Толстого - синтез фольклорных, литературных, философских позиций автора. Следовательно, фольклоризм является существенной стилевой чертой творчества писателя, без рассмотрения которой невозможно претендовать на интерпретацию смыслов произведений, воплощающих авторский замысел.

Перспективы дальнейшей разработки темы видятся нам по нескольким направлениям. Многие произведения А. Толстого подверглись фольклоризации. Фрагментарно об этом пишет Т.В.Иванова, П.А. Гапогоненко, но отдельной темой для исследования эти произведения не становились. Более подробного изучения ждут отдельные концепты в творчестве писателя, например, такие как «правда», «мир», «дом», «поле». Интересен для изучения дуализм представлений Толстого, основанный на ориентации, с одной стороны, на европейскую культуру, с другой - на уходящую вглубь веков русскую ментальность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Савельева, Татьяна Викторовна, 2006 год

1. Акафист и житие святого великомученика и целителя Пантелеймона Текст. -М.: Сретенский монастырь, «Ковчег». 1998. - 64 с.

2. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки Текст.: В 3-х т. / А.Н. Афанасьев. М.: Наука, 1984.

3. Бессонов, П. Калики перехожие Текст. / П. Бессонов. М., 1861. -Т. 1. - С. 269-378.

4. Востоков, А.Х. Стихотворения Текст. / А.Х. Востоков. Л.: Сов. писатель, 1935. - 466 с.

5. Даль, В.И. Пословицы русского народа: Текст.: Сб. В. Даля: В 2-х т. М.: Худ. литература, 1984.

6. Древнерусская литература Текст.: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. 3-е изд-ние, испр. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 584 с.

7. Житие, страдания и полное описание чудес святого великомученика и целителя Пантелеймона Текст. М.: Трифонов Печенегский монастырь, «Ковчег». - 2003. - 480 с.

8. Карамзин, Н.М. История государства Российского Текст.: В 4-х кн. / Н.М. Карамзин. Книга третья (Т. VII - IX). - Ростов: Изд-во «Феникс», 1997.-554 с.

9. Крупин, В.Н. Русские святые Текст. / В.Н. Крупин. М., 2002. - 320 с.

10. Мифологический словарь Текст. / Под ред. Е.М. Мелетинского / -М.: Сов. энциклопедия, 1991.-736 с.

11. Мифы народов мира Текст.: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Большая Рос. Энциклопедия, 2003.

12. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым Текст.: В 3-х т. / Под редакцией Б.Н. Путилова. Петрозаводск: Карелия, 1991.

13. Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820 1840 гг.) Текст.: сб. пр-ий [вступ. ст. В.М. Маркович]. - JL, 1991. - 668 с.

14. Русская фантастическая повесть эпохи романтизма Текст. / Сост., вступ. ст. и примечания В.И. Коровина. М., Сов. Россия, 1987.-368 с.

15. Русские заветные сказки, собранные А.Н.Афанасьевым Текст. -М.: Диво, 1991.- 128 с.

16. Словарь мифов Текст. / Под редакцией П. Бентли. М.: Гранд: Фаир-пресс, 1999. - 428 с.

17. Словарь русских пословиц и поговорок Текст. / Сост. В.П. Жуков. -М.: Сов. Энциклопедия, 1967. 535 с.

18. Собрание народных песен П.В. Кириевского Текст. / Тексты печатаются по изданиям: Песни, собранные П.В. Кириевским, М.:1929; Собрание народных песен П.В. Кириевского, JL: 1983. -Тула: Приок. кн. изд-во, 1986. 462 с.

19. Соколова, В.К. Русские исторические песни XVI-XVIII веков Текст. / В.К. Соколова. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. - 330 с.

20. Толстой, А.К. О литературе и искусстве Текст. / Алексей Толстой. М.: Современник, 1986. - 333 с.

21. Толстой, А.К. Собр. соч. Текст.: В 4 т. / Алексей Толстой. М.: Правда, 1969.

22. Библиографические указатели и справочная литература

23. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия Текст. / Печатается по изданию: Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. Изд. 3-е. СПб., 1903-1909 гг. / М.: Изд-во Экс-мо, 2002. - 736 с.

24. История русской литературы XIX века: Библиографический указатель Текст. М., Л., 1962 - 968 с.

25. Кормилов, С.И. А.К. Толстой Текст. / С.И. Кормилов // Русские писатели: Библиографический словарь: В 2-х т. М., 1990. -Т. 2.-С. 287-289.

26. Литературная энциклопедия терминов и понятий Текст. / Гл. редактор и составитель А.Н. Николюкин. М., 2001,- С. 541.

27. Масанов, И.В. Краснорогский Текст. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. / И.В. Масанов. М.: Всесоюзн. изд-во книжной палаты, 1957. - Т. 2. - С. 77.

28. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов. М.: Русский язык, 1990. - 921 с.

29. Русский народный лечебник: Из сокровищницы русских и зарубежных знахарей, травников, лекарей Текст. / Сост. П.М. Ку-решюв. -Калининград: Кн. изд-во, 1993.-242 с.

30. Современная западная философия Текст.: Словарь / Сост. А.Н. Выринский. -М.: Просвещение, 2001.-432 с.

31. Фольклор и русская литература XIX века Текст. // Русский фольклор: Библиографический указатель 1966-1975 / Сост. М.Я. Мельц. Л., 1985. - С. 18-56.

32. Фольклор и русская литература XIX века Текст. // Русский фольклор: Библиографический указатель 1976-1980 / Сост. Т.Г. Иванова Л., 1987. - С. 240-258.

33. Фольклор и русская литература XIX века Текст. // Русский фольклор: Библиографический указатель: 1981-1985 / Сост. Т.Г. Иванова. СПб., 1993. - С. 372-390.

34. Фольклор и русская литература XIX века Текст. // Русский фольклор: Библиографический указатель: 1991-1995 / Сост. Т.Г. Иванова, М.В. Рейли. СПб., 2001. - С.475-490.

35. Шанский, М.Н. Краткий этимологический словарь русского языка Текст. / под ред. С.Г. Бархударова / Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1975. - С. 484.

36. Исследования о литературном фольклоризме

37. Азадовский, М.К. История русской фольклористики Текст.: В 2-х Т. / М.К. Азадовский. T.l.-М.: Учпедгиз, 1958.-479 с.

38. Алпатов, С. Фольклор и литература Текст. / С. Алпатов // Литература. 2000. - № 19.-С. 4.

39. Бабушкин, Н.Ф. Творчество народа и творчество писателя. Текст. /

40. Н.Ф. Бабушкин. Новосибирск: Зап-Сиб. кн. изд-во, 1966. - 174 с.g

41. Владимирцев, В.П. Фольклоризм Текст. // Достоеский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. редактор Г.К. Щенников; ЧелГУ. Челябинск, 1997. - С. 125-128.

42. Выходцев, П.С. Русская советская поэзия и устное народнопоэтическое творчество Текст. / П.С. Выходцев. Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963.-549 с.

43. Горелов, А.А. Н.С.Лесков и народная культура Текст. /

44. A.А. Горелов. Л.: Наука, 1988. - 294 с.

45. Гусев, В.Е. О полифункциональности фольклора Текст. /

46. B.Е. Гусев // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. ст. и мат-лов Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1980. - 224 с.

47. Далгат, У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты Текст. /У.Б. Далгат. -М.: Наука, 1981. 303 с.

48. Далгат, У.Б. О фольклорио-этнографическом контексте литературного произведения Текст. / У.Б. Далгат // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М.: Наука, 1975. - 248 с.

49. Дергачев, И.А. Фольклор в художественной системе Д.Н. Мамина-Сибиряка Текст. / И.А. Дергачев // Фольклор Урала: Литература и фольклор. Вып. 2. Свердловск. - 1976. - С. 22-33.

50. Емельянов, Л.И. Изучение отношений литературы к фольклору Текст. / Л.И. Емельянов // Вопросы методологии литературоведения. Л.: Наука, 1966. - С. 256-283.

51. Емельянов, Л.И. Методологические вопросы фольклористики Текст. / Л.И. Емельянов. Л.: Наука, 1978. 206 с.

52. Копылова, Н.И. Композиция «эпической» разновидности русской романтической баллады и фольклор Текст. / Н.И. Копылов // Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж, 1977. - С. 23-34.

53. Лазарев, А.И. Типология литературного фольклоризма Текст. /

54. A.И. Лазарев / На материале истории русской литературы. Челябинск, 1991.-94 с.

55. Медриш, Д.Н. Литература и народная традиция: Вопросы поэтики Текст. / Д.Н. Медриш. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980. -296 с.

56. Медриш, Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и в литературе Текст. / Медриш Д.Н. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. - С. 121-142.

57. Михнюкевич, В.А. Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность Текст. /

58. B.А. Михнюкевич: Тезисы доклада науч. конф., посвященной 70-летию д-ра филолог, наук, проф. А.И. Лазарева. Челябинск, 1998. -194 с.

59. Михнюкевич, В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.М. Достоевского Текст. / В.А. Михнюкевич. Челябинск: Чел-ГУ, 1994.-319 с.

60. Михнюкевич, В.А. Фольклоризм Текст. / В.А. Михнюкевич // Дос-тоеский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. редактор Г.К. Щенни-ков. Челябинск: ЧелГУ, 1997.-С. 123-125.

61. Новикова, A.M. Фольклор и литература Текст. / A.M. Новикова, Е.А. Александрова / Семинарий. Уч. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1978. - 144 с.

62. Пуртова, Н.В. Травестия в русской житийной литературе и эпосе Текст. / Н.В. Пуртова / автореферат дисс. . канд. филол. наук. -Екатеринбург. 2002. - 23 с.

63. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура; In momoriam Текст. / Б.Н. Путилов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - 464 с.

64. Русская литература и фольклор: (Вторая половина XIX в.) Текст. /

65. A.А. Горелов, В.Е. Ветловская, В.В. Прозеров и др. Л.: Наука, Jle-нингр. отд-ние, 1982. - 444 с.

66. Традиции русского фольклора Текст.: Под редакцией

67. B.П. Аникина. М., Изд-во МГУ, 1986. - 205 с.

68. Чистов, К.В. Народная традиция и фольклор: очерки теории Текст. / К.В. Чистов / АН СССР ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо Мак-лая. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1986. - 303 с.

69. Исследования о творчестве А.К. Толстого и его фольклоризме

70. Амиров, П.К. Романтические рассказы А.К. Толстого Текст. // Ученые записки Азербайджанского гос. ун-та им. С.М. Кирова, 1961.-С. 89-97.

71. Батюшков, О. Французская диссертация об Алексее Толстом Текст. Andre Lirondelle, professeur adyoint a LUniversite de Lille, -Le poete Alexis Tolstoi, Lhomme et Loeuvre, Paris, 1912 // Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1913, сентябрь.

72. Белинский, В.Г. Упырь. Сочинение Краснорогского. Собр. соч.: В 9 т. Текст. / В.Г. Белинский Т.5: Статьи, рецензии и заметки. Март 1841-март 1842. М.: Худ. литература, 1979. - С. 473-474.

73. Березина, С.Н. Поэтика А.К. Толстого сатирика Текст. / С.Н. Березина // Филологические науки, 1982. - № 5. - С. 18-24.

74. Булушева, Е.И. Фольклорные жанры в художественном повествовании А.К. Толстого «Князь Серебряный» Текст. Автореф. дис. канд. филол. наук. Саратов, 1998.- 26 с.

75. Булушева, Е.И. Толки и слухи как отражение эпохи Иоанна Грозного: «История государства Российского Н.М. Карамзина и «Князь Серебряный» А.К. Толстого Электронный ресурс. / vestnik.rsuh.ru /56 / hr56.htm. 40 Кб.

76. Виролайнен, М.Н. Драматургия А.К. Толстого Текст. М.Н. Виролайнен // История русской драматургии (Вторая половина XIX начало XX века до 1917 г.).-Л., 1987.-С. 336-360.

77. Виролайнен, М.Н. Историческая драматургия 1850 1870 гг. Текст. / М.Н. Виролайнен // История русской драматургии (Вторая половина XIX-начало XX века до 1917 г.).-Л., 1987. - С. 309-335.

78. Гапогоненко, П.А. Способность черкать безжалостно (Черновые варианты стихотворений А.К. Толстого) Текст. / П.А. Га-погоненко // Русская речь. № 4. - С. 33-34.

79. Гапогоненко, П.А. «Все это уж было когда-то.» Текст. / П.А. Гапогоненко //Русский язык в школе и дома. 2005. - № 5. - С. 14-17.

80. Гиппиус, 3. Две драмы А. Толстого Текст. / Зинаида Гипиус // Мир искусств, 1899. № 12. - С. 34-35.

81. Граф А.К. Толстой певец казацкой и вечевой старины Электронный ресурс. / А. Березанец / Общий сход Вольной станицы. -http//forum.fstanitsa.ru.

82. Грязнова, А.Т. Незаурядный версификатор (Лингвопоэтический анализ стихотворения А.К.Толстого «Ты знаешь край.») Текст. / А.Т. Грязнова // Русский язык в школе, 2005. № 5. - С. 50-52.

83. Гумилев, Н. Гр. А.К. Толстой Электронный ресурс. / Николай Гумилев / Эл. собр. соч. www.gumilev.rugmail.com.

84. Денисюк, Н. Граф А.К. Толстой, его время, жизнь и сочинения Текст. / Н. Денисюк. М.: Изд-во А.С. Панафидиной, 1907. - 112 с.

85. Денисюк, Н. Критическая литература о произведениях А.К. Толстого Текст. / Н. Денисюк. М.: Изд-во А.С. Панафидиной, 1907. - 175 с.

86. Дмитриева, М.Н. К творческой перекличке А.К. Толстого и А.С. Пушкина Текст. / М.Н. Дмитриева // Христианская культура. Пушкинская эпоха. Вып. 24. СПб., 2003. - С. 41-53.

87. Дмитриева, М.Н. Проблема идеала в творчестве А.К. Толстого Текст. / М.Н. Дмитриева / автореферат дисс. . канд. филолог, наук. Великий Новгород, 2006. - 19 с.

88. Ефимов, А.А. Поэма Толстого «Иоанн Дамаскин» Текст. / А.А. Ефимов // Литература в школе. 2004. - № 3. - С. 45-47.

89. Жуков, Д.А. А.К. Толстой Текст. / Д.А. Жуков. М.: Молодая гвардия, 1982.-383 с.

90. Зенченко, О.Г. Народная поэзия в песенной лирике А.К.Толстого Текст. / О.Г. Зенченко // Писатели Брянского края. Брянск, 1963. -С. 42-49.

91. Иванова, Т.В. А.К. Толстой и фольклор Текст. / Т.В. Иванова //Русская литература и фольклор. Вторая половина XIX в. Л., 1982.-С. 286-321.

92. Иванова, Т.В. А.К. Толстой и русский Север Текст. / Т.В. Иванова // Север. 1974. - № 5. - С. 125-126.

93. Иванова, Т.В. Фольклорный образ горя в лирике А.К. Толстого Текст. / Т.В. Иванова // Вопросы историзма и художественного мастерства. Постоянно действующий межвузовский республиканский тематический научный сборник. Вып. 1. JL, 1976. - С. 20- 35.

94. Криничная, Н.А. «Почитают ее приворотною травой.» Текст. / Н.А. Криничная // Русская речь, 2001. № 5. С. 81-88.

95. Коржавин, Н. Поэзия А.К. Толстого (Заметки поэта) Текст. / Наум Коржавин // Вопросы литературы. 1967. - № 4. - С. 127-151.

96. Кузьмин, В.Н. Отношение А.К. Толстого к фольклору в свете его литературно эстетических взглядов Текст. /В.Н. Кузьмин // Русская литература. - Алма-Ата, 1976. - Вып. 6. - С. 57-63.

97. Лобкова, Н.А. Поздние баллады А.К. Толстого (60-70-е годы) Текст. / Н.А. Лобкова // Из истории русского романтизма: Сб. статей.-Вып. 1.-Кемерово, 1971. С. 131-142.

98. Лобкова, Н.А. Баллады А.К. Толстого Текст. / Н.А. Лобкова / Автореферат дисс. .канд. филолог, наук. Л., 1970. - 13 с.

99. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха Текст. / Ю.М. Лотман // О поэтах и поэзии. СПб., 1996. - С. 203-210.

100. Нестерова, М.Н. Стиль исторического романа А.К. Толстого Текст. / М.Н. Нестерова // Русская речь.- 1975. № 12. - С. 57-62.

101. Николаева, С.Ю. О романтической интерпретации «горя-злочастия» в поэзии А.К. Толстого Текст. / С.Ю. Николаева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. М., 2001. - № 4. -С. 119-124.

102. Павлов-Сильванский, Н.П. Пращур JI.H. Толстого Текст. / Н.П. Павлов-Сильванский // Исторический вестник, 1905. № 6. -С.835-870.

103. Пенская, Е.Н. Проблемы альтернативных путей в русской литературе (А.К. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.В. Сухово-Кобылин) Электронный ресурс. / Е.Н. Пенская / Дисс. .докт. филолог, наук. http // dissertationl.narod.ru /avtoreferats3/bl7. - 171 Кб.

104. Покровский, В.И. А.К. Толстой. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей Текст. М., 1912. - 326 с.

105. Прокофьев, Д. «Суд» Кинчева на стихи А.К. Толстого Электронный ресурс. / Дмитрий Прокофьев. http // www.pskrock.ru / publ / aprl21.html.

106. Псковский рок: Публицистика: А.К. Толстой в творчестве Кинчева Электронный ресурс. www.pskrok.ru / publ / aprl21 .html. - 11 Кб.

107. Сахаров, В. Перекличка через века (А.К. Толстой и М.А. Бул-гаков) Текст. / В. Сахаров // Библиотека. 1993. - № 11-12. - С. 58-59.

108. Скабичевский, A.M. Поэзия гр. Толстого, как тип чужеядного творчества Текст. / A.M. Скабичевский // Соч. в 2-х т.- СПб, 1890. -Т. 2. Стлб. 225-259.

109. Смирнов, В.А. Сатирические произведения А.К. Толстого и фольклор Текст. / В.А. Смирнов // Вопросы русской литературы. -Львов, 1978.-С. 91-96.

110. Соколов, Н.М. Иллюзии поэтического творчества. Эпос и лирика гр. А.К. Толстого Текст.: Критическое исследование Н.М. Соколова. СПб., 1890. - 299 с.

111. Соловьев, B.C. Поэзия гр. А.К.Толстого Электронный ресурс. / Владимир Соловьев / По изданию: B.C. Соловьев. Литературнаякритика. М.: Современник, 1990 / lib.ru / HRISTIAN / SOLOWIEW / ratolsoy.txl.

112. Стафеев, Г.И. В Отчизне пламени и слова: А.А. Перовский и А.К. Толстой в Красном Роге Текст.: Лит.- краевед. Очерки / Г.И. Стафеев. Тула, 1983. - 188 с.

113. Стафеев, Г.И. А.К. Толстой. Очерк жизни и творчества Текст. / Г.И. Стафеев / К 150-летию со дня рождения. 1817-1967. Тула: Приок. кн. изд., 1967. - 128 с.

114. Страхов, Н. Заметки о Пушкине и других поэтах Текст. / Н. Страхов. Киев: Типография И.И. Чоколова, 1897. - 281 с.

115. Сухотин, М. Жадные грачи Электронный ресурс. / М. Сухотин (О работе А.К. Толстого с литературным образцом):1Шр: Levin. runet.ru.

116. Троицкий, В.Ю. А.К. Толстой. Духовные начала творчества и художественный мир писателя Текст. / Ю.В. Троицкий // Филологические науки. 1994. - № 5. - С. 6-8.

117. Федоров, А.В. «Литературный дебют А.К. Толстого Упырь» Текст. / А.В. Федоров // Филологические науки. 2001. - №3. - С. 29-38.

118. Федоров, А.В. Романтическая дилогия А.К. Толстого: («Семья вурдалака», «Встреча через триста лет») Текст. /А.В. Федоров // Начало. М., 2002. - Выпуск 5. С. 98 - 109.

119. Щебальский, П.К. Искусство, религия, народность. По поводу сочинений графа А.К.Толстого Текст. // Русский вестник. 1883, март.

120. Щедрин, Н. «Князь Серебряный». Повесть времен Иоанна Грозного. Соч. гр. А.К. Толстого Текст. / Н. Щедрин (Салтыков М.Е.) // Салтыков-Щедрин о литературе. М.,1952. - С. 149-161.

121. Ящинин, Г. С рыцарской прямотой: К истории создания романа

122. A.К. Толстого «Князь Серебряный» Текст. / Г. Ящинин // В мире книг. 1986.-№8.-С. 55 - 56.

123. Philologica Алексей Константинович Толстой: с немецкого языка -на русский. Стихи из писем Каролине Павловой в переводе Нонны Слепиковой. Электронный ресурс. Т. 4. - 1997. - № 8/10. - С. 325-357.1. Прочие исследования

124. Агранович, С.З. Миф в слове: продолжение жизни (очерки по мифо-лингвистике) Текст.: Монография / С.З. Агронович, Е.Е. Сте-фановский. Самара: Изд-во Самар. гуманит. акад., 2003. -168 с.

125. Агранович, С.З. Миф, фольклор, история в трагедии «Борис Годунов» и прозе А.С. Пушкина Текст. / С.З. Агранович, Л.П. Рассовская. Самара: Самар. ун-т, 1992. - 216 с.

126. Азбелев, С.Н. Грозный царь Иван Васильевич Текст. / С.Н. Азбелев//Русская речь, 1991.-№5.-С. 123-135.

127. Аксаков, К.С. Обозрение современной литературы Текст. // Критика 50-х гг. XIX века (Сост., вступ. ст., преамбулы и примечания Л.И. Соболева). М.: ACT: Олимп, 2002. - 446 с.

128. Аникин, В.П. Девичество Текст. / В.П. Аникин, В.Е. Гусева, Н.И. Толстой. М., 1994. - 523 с.

129. Аникин, В.К. Теория фольклора. Курс лекций. Текст. /1. B.К. Аникин. -М., 1996.

130. Бабенко, JI.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа Текст.: Учебник для вузов / Л.Г. Бабенко. М.: Академический проект, 2004. - 464 с.

131. Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян Текст. / А.К. Байбурин. Л.: Наука, 1983. - 192 с.

132. Балов, А. Сон и сновидения в народных верованиях Текст. / А. Балов // Живая старина. Вып. IV. -СПб., 1891.

133. Богатырев, П.Г. Фольклор как особая форма творчества Текст. / П.Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 544 с.

134. Бородина, А. Славяно-языческие традиции и эстетика православия в русской культуре Текст. / А. Бородина // Искусство. 2006. -№ 5. - С. 6-7.

135. Буланов, A.M. Авторский идеал и его воплощение в русской литературе второй половины XIX века Текст.: Учебн. пособие по спецкурсу / A.M. Буланов. Волгоград, 1989. - 80 с.

136. Буслаев, Ф.И. Народный эпос и мифология Текст. / Ф.И. Буслаев. Сост., вст. ст. С.Н. Азбелева. М.: Высшая школа, 2003. - 400 с.

137. В мире литературы. 7 класс Текст.: Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учеб. заведений / Авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др. М.: Дрофа, 1977. - 480 с.

138. Вацуро, В.Э. Готический роман в России Текст. / В.Э. Вацуро. -М.: Новое литературное обозрение, 2002. 542 с.

139. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика Текст. / А.Н. Ве-селовский. М.: Высш. школа, 1989.- 404 с.

140. Водовозов, Н.В. Русская средневековая жизнь в изображении народных былин Текст. / Н.В. Водовозов // Русская литература и народное творчество. М.: Уч. записки МГПИ. - С. 122-167.

141. Гагаев, А.А. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения Текст. / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. М. Флинта: наука, 2002. - 177 с.

142. Герд, А.С. Введение в этнолингвистику: Курс лекций и хрестоматия. Текст. / А.С. Герд. 2-е издание. - СПб. - 2005. - 470 с.

143. Григорьев, А. Литературная критика Текст. Аполлон Григорьев. -М.: Худ. литература, 1967. 631 с.

144. Даль, В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа Текст.: Материалы по русской демонологии / В.И.Даль. СПб.: Литера, 1994.-477 с.

145. Дегтяренко, Л.Ю. Житейская психология в русских пословицах и поговорках Текст. / Л.Ю. Дегтяренко // Литература. 2004. - № 35. -С. 21-24.

146. Еремина, В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Текст. / В.И. Еремина. Л.: Наука. - 1984. - 184 с.

147. Жаткин, Д.Н. Осмысление Дельвигом славянской мифологической традиции Текст. // Филологические науки. 2005. - № 5. - С. 3-11.

148. Жирмунский, В.М. Поэтика русской поэзии Текст. / В.М. Жирмунский. СПб.: Азбука классика, 2001.-496 с.

149. Жирмунский, В.М. Теория стиха Текст. / В.М. Жирмунский. Л., 1975.-664 с.

150. Журавлева, А.И. Русская драма и литературный процесс 19 века Текст. / А.И. Журавлева. М., 1988. - 198 с.

151. Забылин, М. Русский народ: Обычаи, обряды, предания, суеверия Текст. / М. Забылин. М., 1880. - 244 с.

152. Иванова, Т.Г. Новые издания трудов классиков русской фольклористики: обзор Текст. / Т.Г. Иванова // Филологические науки. 2005. - № 6. - С. 76-80.

153. Игнатов, В.И. Русские исторические песни. Хрестоматия: учебное пособие Текст. / В.И. Игнатов. М.: Высш. шк., 1970. - 255 с.

154. Карпова, JI.M. Сон и сновидение в пространстве основных гносеологических моделей Текст. / Л.М. Карпова // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Вып. 11. Межвузовский сборник научных трудов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. - С. 153-154

155. Комнева, Н. Образ русалки в славянской мифологии Текст. / Н. Комнева // Искусство. 2002. - № 13. - С. 5-6.

156. Корусенко, С.Н. Генеалогия и этническая история (Феномен родства: генезис и историческая динамика) Электронный ресурс. / С.Н. Корусенко // tomil @ hist. Omsu.omskreg.ru.

157. Кузьменко, П. Крещение. Венчание. Погребение. Посты Текст. / П. Кузьменко. М., 1998. - 384 с.

158. Кузьмин, К.В. История социальной работы за рубежом и в России Текст. / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. М., 2003. - 480 с.

159. Крупп, А.А. К вопросу об историческом прототипе Кудеяра разбойника Текст. / А.А. Крупп // Русский фольклор. Вып. XV: Социальный протест в народной поэзии. - Л., 1975 - С.234 - 239.

160. Кулагина, А. Дочки-матери Текст. / А. Кулагина // Родина. 1996.- № 3. С. 108-111.

161. Литература. 6 класс Текст.: Учеб.- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Авт.-сост. В.П. Полухин. М.: Просвещение, 2003.

162. Лихачев, Д.С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение и др. работы Текст. СПб.: Алетейя, 1997. - 508 с.

163. Лихачев, Д.С. Смех в Древней Руси Текст. // Д.С. Лихачев, A.M. Панченко, Н.В. Понырко. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1984.- 295 с.

164. Лосев, А.Ф. Философия имени Текст. / А.В.Лосев. М.: Изд-во МГУ, 1990.-269 с.

165. Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения Текст.: учебн. пос. для студ. филол. фак. высш. уч. заведений / Д.М. Магомедова. М.: ACADEMIA, 2004. - 192 с.

166. Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма Текст. / Ю.В. Манн. -М., 1995-384 с.

167. Миллер, В.Ф. Народный эпос и история Текст. / В.Ф.Миллер. -М.: Высшая школа. 2005. - 391 с.

168. Найдыш, В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма Текст. / В.М. Найдыш. М., 2002. - 554с.

169. Неелов, Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики Текст. / Е.М. Неелов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 198 с.

170. Нечаенко, Д.А. Сон, заветных исполненный знаков Текст. / Д.А. Нечаенко. М.: Юрид. Лит., 1991. - 304 с. Панченко А. Веселые люди скоморохи [Текст] / А. Панченко // Знание - сила, 1993.-С. 21-29.

171. Плотников, Е.И. История России в пословицах, поговорках, частушках, анекдотах и крылатых словах Текст. / Е.И. Плотников. -Курган, 2000. 239 с.

172. Попова, О.А. О жизни православных святых, иконах и праздниках (согласно церковному преданию) Текст. / О.А. Попова. Свердловск: Независим, изд. предприятие «91».- 1991. - 255 с.

173. Поспелов, Г.Н. Теория стиля Текст. / Г.Н. Поспелов. М., 1968. - 361 с.

174. Потебня, А.А. Эстетика и поэтика Текст. // А.А. Потебня. М.: Искусство, 1976. - 614 с.

175. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха Текст. / В.Я. Пропп. М.: Искусство, 1976. - 183 с.

176. Путилов, Б.Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика Текст. /Б.Н. Путилов / Исследования по фольклору и мифологии Востока. М.: Изд. фирма «Восточная литература РАН», 1997.-295 с.

177. Радунский, В.Г. Чистое поле дом - человек. Текст. / В.Г. Радунский // Русская речь. - 1992. - № 4. С.110-116.

178. Реутов, Е.В. Земля как ценность в русских пословицах Текст. / Е.В. Реутов // СОЦИС. 2002. - № 9. - С. 115.

179. Сахаров, В.И. Русский романтизм XIX века. Лирика и лирики Текст. / В.И. Сахаров. М., 2004. - 203 с.

180. Сахаров, В.И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили Текст. : Очерки В.И. Сахарова. М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 256 с.

181. Селиванов, Ф.М. Художественные сравнения русского песенного эпоса: систематический указатель Текст. / Ф.М. Селиванов. М., 1990-223 с.

182. Снегирев, И. PycKie в своих пословицах: Разсуждешя и изследовашя о Руских пословицах и поговорках И. Снегирева Текст. М.: В университетской типографии, 1832. - Кн. 3. - 280 с.

183. Семенов, В. Древняя русская «Пчела» по пергаментному списку // Сборник отделения русского языка и словесности Императорской академии наук. Т. 54. - № 4. - СПб. - 1893. - С.257-258.

184. Смирнов, Ю.И. Восточнославянские баллады и близкие им формы Текст.: Опыт указателя сюжетов и версий / Ю.И. Смирнов / Ин-т славяноведения и балканистики. М.,1988. - 116 с.

185. Соколов, Б. Число и мышление Текст. / Б. Соколов // Знание сила.-2006.-№ 4. - С. 70-72.

186. Соколов, А.Н. Теория стиля Текст. / А.Н. Соколов. М.: Искусство, 1968.-223 с.

187. Соловьев, B.C. Философия искусства и литературная критика Текст. / B.C. Соловьев. М., 1991. - 612 с.

188. Токарев, С.А. Ранние формы религии и их развитие Текст. / А.С. Токарев. М.: Наука, 1964. - 329 с.

189. Федорова, В.П. Человек и слово в заговорах: Южное Зауралье. Конец XX века Текст.: Монография / В.П. Федорова. Курган, 2003. -288 с.

190. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси Текст. / Т.П. Федотов // Волга, 1990.-№4.-С. 123-135.

191. Фролова, О.Е. Пословица и ее отношение к действительности Текст. / О.Е. Фролова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. -№4.-С. 125-132.

192. Фроянов, И.Я. Исторические реальности и былинная фантазия Текст. / И.Я. Фроянов, Ю.И. Юдин // Духовная культура славянских народов. Литература. Фольклор. История. Л., 1983.

193. Хализев, В.Е. Теория литературы Текст.: Учебн. пособие для студентов-филологов / В.Е. Хализев. М. Высш. школа, 2002. - 398 с.

194. Черкасский, М.А. Опыт построения функциональной модели одной части семиотической системы (пословицы и поговорки) Текст. / М.А. Черкасский // Паремиологический сборник. Пословица. Загадка: (Структура, смысл, текст). М.: Наука, 1978. - 320 с.

195. Юдин, А.В. Русская народная духовная культура Текст. / А.В. Юдин. М.: Высш. школа, 1999. - 330 с.

196. Юдин, А.В. Ономастикон русских заговоров: Имена собственные в русском магическом фольклоре Текст. / А.В. Юдин. М.: Моск. обществ, науч. Фонд, 1997. - 319 с.

197. Юдин, Ю.И. Обращенные символы народной лирики и их восприятие в литературе Текст. / А.В. Юдин // Фольклорные традиции в русской и советской литературе: Межвуз. сб. науч. трудов. М.: МГПИ, 1987.-С. 3-19.

198. Ямпольский, И.Г. Середина века. Очерки о русской поэзии. 18401870 гг. Текст. / И.Г. Ямпольский. JL: Худ. литература, 1974. - 350 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.