Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.21, кандидат наук Бутыревская, Ирина Николаевна

  • Бутыревская, Ирина Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ05.23.21
  • Количество страниц 370
Бутыревская, Ирина Николаевна. Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства: дис. кандидат наук: 05.23.21 - Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности. Нижний Новгород. 2013. 370 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бутыревская, Ирина Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

1.1 Этапы развития искусственного освещения

1.1.1 Доэлектрический период (древние времена - XVIII в.)

1.1.2 Электрический период (XIX в. - 30-е гг. XX в.)

1.1.3 Современный период (середина XX в. - начало XXI в.)

1.2 Тенденции развития искусственного освещения архитектурного пространства

1.3 Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования архитектурных пространств при искусственном освещении на современном этапе

Выводы по первой главе

ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Факторы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства

2.1.1 Основные функции и требования, предъявляемые к освещению архитектурного пространства

2.1.2 Экологический фактор

2.1.3 Человеческий фактор восприятия светоцветового

освещения

2.1.4 Технологический фактор

2.2 Система качественной оценки светокомпозиционных параметров архитектурного пространства

2.3 Приемы и средства освещения архитектурного пространства

ансамблей и объектов

2.3.1 Типы освещения

2.3.2 Виды освещения

2.3.3 Приемы освещения 74 Выводы по второй главе 75 ГЛАВА III ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

3.1 Структурная классификация архитектурных светопространств

3.1.1 Типология архитектурных светопространств

3.1.2 Типология световых ансамблей

3.1.3 Типология объектов освещения

3.2 Теоретическая модель искусственной световой среды архитектурного пространства

3.3 Принципы формирования искусственной световой

среды архитектурного пространства

3.4 Методика формирования архитектурного светопространства

3.4.1 Методика моделирования архитектурного светопространства

3.4.2 Методика светообъемного проектирования ансамблей

и объектов

3.5 Реализация методики проектирования искусственной световой среды архитектурного светопространства (на примере р.п. Шимор-ское)

Выводы по третьей главе

Основные выводы и результаты исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников й литературы

«Искусственный сеет» предназначен не только для того, чтобы выделить ночью композицию дневной архитектуры, но и для создания нового облика, который вызывает при ночном созерцании разнообразные, фантастично-поэтичные образы и впечатления, большей частью духовные, надмате-риальные, какой и является сама природа света». (Д. Понти)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 05.23.21 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства»

ВВЕДЕНИЕ

Искусственный свет играет огромную роль в создании комфортных условий проживания, в обеспечении безопасного движения транспорта и пешеходов, в восприятии облика города в темное время суток. При этом важно рассматривать не отдельно взятые объекты или участки территории, а комплекс систем освещения архитектурных пространств, ансамблей и объектов.

Существующее сегодня в любом городе электрическое освещение является обязательным элементом его жизнеобеспечения, сложившимся в процессе эволюции коммунального хозяйства и деятельности энергетических служб. В теории градостроительства и архитектуры не обозначена проблема формирования искусственной световой среды города как профессиональная и творческая задача, как самостоятельный раздел архитектурного проекта, отсутствует методика формирования искусственной световой среды архитектурного пространства.

Достижения технического прогресса в области осветительных средств позволяют жизненному ритму городов сохранять свою активность независимо от времени суток. Таким образом, искусственное освещение выступает в роли своеобразного ресурса, благодаря которому происходит развитие в новых инженерных и социальных направлениях. Без электрического света невозможны многие виды производства, имеющие непрерывные технологические циклы. В российской экономике особенную роль играют сырьевые отрасли. В северных приполярных и заполярных регионах осуществляется добыча алмазов, нефти, газа, золота и пр., приносящих сегодня существенный

доход стране. В этих районах в зимнее полугодие людям приходится жить и работать с максимально продолжительным ночным периодом. Длительное отсутствие естественного света вызывает депрессию, а утилитарное освещение не способно обеспечить полноценно комфортную среду. Поэтому одним из необходимых условий преодоления негативных факторов является создание дизайнерского художественного облика северных городов за счет использования возможностей искусственного освещения.

Другая характерная сторона нашего образа жизни связана с ускорением ее темпов, со смещением времени для отдыха, развлечений и восстановления эмоциональных сил на вечерний, а иногда и ночной период. Так, несмотря на проблему экономии энергии, многие города мира, известные своей историко-культурной самобытностью, привлекающей массы туристов, идут на создание весьма затратной праздничной атмосферы, используя ночные эффекты искусственного освещения. Создается особый жанр зрелищных представлений, в которых выделяются знаковые архитектурные объекты-памятники как символы национальных и этнических культур (Рим, Барселона, Пар'йж, Ныо-Иорк, Лондон, Москва и др.). Индустрия досуга свидетельствует: финансовые поступления от ночного туризма иногда превышают даже доход от промышленного производства.

Таким образом, наряду с утилитарным освещением пространства городов наблюдается тенденция возвысить роль художественных факторов формирования световой среды. С психологической точки зрения искусственное освещение обладает особенно активными по эмоциональному воздействию свойствами, поэтому ночная архитектура оставляет в памяти людей по большей части яркое и запоминающееся впечатление.

На сегодняшний день актуальной проблемой в решении ночного облика архитектуры является то, что при проектировании здания архитектор не всегда задумывается, как оно будет выглядеть в темное время суток. Создание ночного светового образа объекта на эскизной стадии проектирования является редким исключением. Однако и в этом случае такое решение осу-

ществляется весьма условно, чаще на интуитивном уровне. У архитекторов недостаточно знаний о различии психологии зрительного восприятия в дневное и в темное время суток. Формообразование происходит по традиционному, сложившемуся веками стереотипу, возникшему на основе дневного восприятия архитектуры, и зачастую находится в противоречии со свойствами искусственного освещения как носителя информации.

Искусство наружного освещения как отдельных городских объектов, так и архитектурных пространств и ансамблей, активно развивавшееся на протяжении XX в., в последние годы приобрело статус самостоятельности. При растущем социальном спросе на базе архитектуры, дизайна и светотехники родилось новое междисциплинарное направление профессиональной деятельности - световой дизайн. Теоретическая и методологическая основы находятся в процессе разработки. Существуют нормы, регламентирующие количество света на объектах городской среды и частично - качественную составляющую наружного освещения,, весьма элементарны, однако, наука пока не предлагает способов перевода количества освещения в качество световой среды. В практическом проектировании архитектурного освещения господствует штучный, интуитивный, эмпирический подход.

Отсутствие рекомендаций по искусственному освещению порождает приводит к зрительному дискомфорту и световому хаосу, что негативно действует на психоэмоциональное состояние человека, понижает экологическое и эстетическое качество архитектурной среды, отрицательно влияет на экономику города, лишая рационального расходования электроэнергии, получения прибыли от вечернего туризма и активизации социальной жизни. В настоящее время формирование искусственной световой среды принимает глобальные масштабы, в связи с этим назрела настоятельная необходимость в разработке принципов освещения архитектурных пространств, ансамблей и отдельных зданий, в том числе объектов культурного наследия, в которых соединяются историческая, эстетическая, научная и общественные ценности.

Актуальность исследования. Искусственная световая среда - это часть жизненной среды обитания человека, где свет обеспечивает не только условия видения предметной среды, но и выступает в роли активного по эмоциональному воздействию ресурса, благодаря которому архитектура оставляет в памяти людей яркое и запоминающееся впечатление, что повышает социальный престиж города.

На рубеже XX - XXI вв. проблема искусственного освещения архитектурных пространств, ансамблей и объектов, как одна из многоплановых и перспективных зодческих проблем, приобрела статус самостоятельности в связи с необходимостью упорядочения предметно-пространственной среды города в темное время суток.

Потребность в профессиональном решении вопросов формирования визуально полноценной искусственной световой среды, которая должна решаться в процессе проектирования архитектурных пространств наряду с традиционными задачами создания градостроительной, архитектурной и дизайнерской формы, связана с объективными обстоятельствами. Архитектурные пространства и формирующие их объекты должны создаваться с учетом их восприятия не только днем при естественном визуальном состоянии окружающей среды, но и в темное время суток, и обладать образно-эмоциональными качествами, выявляемыми посредством искусственного света, способствующего созданию уникального архитектурного образа городской среды.

Обеспечение визуального комфорта городской среды и улучшение эстетических качеств освещаемых объектов в большинстве случаев носит спонтанный характер, что зачастую находит выражение в применении решений функционально, информативно и эстетически неоправданных. В связи с этим необходимо выработать профессиональную точку зрения на проблему формирования архитектурных пространств при искусственном освещении, позволяющую анализировать существующее положение, выдвигать научно

обоснованные проектные предложения и намечать пути их реализации с учетом тенденций развития.

Обозначенная проблема обусловила потребность выработки научных принципов и методики формирования искусственной световой среды архитектурного пространства как действенного инструмента организации предметно-пространственной среды города в темное время суток.

Теоретическая база исследования раскрывается в соответствии с общей логикой научных разработок и практически воплощенных проектов, нашедших отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых:

- исследованиям по психологии зрительного восприятия и процессам формирования зрительного образа посвящены работы И.Д. Артамонова, С.И. Вавилова, Б.М. Ветличковского, В.П. Зинченко, C.B. Кравкова, А.Р. Лурия;

- цветовому зрению и цветоведению - исследования М. Дерибере, А.Б. Матвеева, В.В. Мешкова, И.В. Мигалиной, Г. Фрилинга, Г. Цойгнера, зрительной экологии - Д. Гибсона, В.А. Филина;

- вопросы освещения городского пространства рассмотрены в работах H.A. Азизян, Д.В. Бахарева, Н.М. Гусева, А.И. Дамского, В.Г. Макаревича, Н.В. Оболенского, Л.Н. Орловой;

- формированию научных основ световой урбанистики, колористики и визуальной оценки искусственной световой среды города посвящены работы, выполненные А.Г. Батовой, Я.П. Виноградовым, A.B. Ефимовым, Д.Ф. Кошкиным, Ж.-Ф. Ланкло, С.М. Михайловым, C.B. Норенковым, Ф. Хайглем, М.М. Червяковым, Н.И. Щепетковым;

- в теоретических работах архитекторов и светотехников В. Келера, Д. Климпатрик, В. Лукхарда, рассмотрены композиционные проблемы взаимодействия искусственного света с архитектурной формой;

- исследования по эстетике городской среды, теории композиции и архитектурного формообразования опубликованы Л.Н. Авдотьиным, М.Г. Бар-хиным, А.Э. Гутновым, Я.В. Косицким, А. Кучмаром, И.Г. Лежавой, К. Линчем, И.М. Смоляром;

- различные аспекты освещения городов рассмотрены в работах зодчих, искусствоведов, художников и дизайнеров - Р. Вентури, Ле Корбюзье, А. Люрса, Д. Понти, М. Рагон;

- технические вопросы искусственного освещения нашли отражение в трудах Н.В. Волоцкого, М.С. Дадиомова, В.И.Демчева, Г.В. Каменской, А.Б. Матвеева, В.В. Мешкова, В.М. Пятигорского, Г.В.Федюкина, В.М. Царькова;

- в последние десятилетия известные архитекторы ряда западных стран Ф. Гери, Р. Роджерс, Н. Фостер, Б. Чуми, совместно со светодизайнерами создали оригинальные образы запроектированных и практически реализованных объектов (Т.2, рис. 1, 2).

Объект исследования: архитектурное пространство и его предметно-пространственная среда.

Предмет исследования: формирование искусственной световой среды архитектурного пространства.

Цель исследования: выработка целостной совокупности принципов, способствующих профессиональному формированию искусственной световой среды архитектурного пространства.

Задачи исследования:

- исследовать зарождение, становление и тенденции развития искусственного освещения с учетом современных архитектурно-градостроительных требований;

- выявить особенности формирования искусственной световой среды архитектурного пространства;

- выработать принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства, положенные в основу теоретической модели и методики формирования искусственной световой среды архитектурного пространства на различных стадиях проектирования как инструмента ее реализации.

Гранины исследования: типологические границы исследования определяются комплексным рассмотрением градостроительных и объемно-

пространственных особенностей формирования искусственной световой среды архитектурного пространства; временные границы охватывают современный период, исторический обзор с древних времен до начала XXI в.

Гипотеза исследования: предполагается, что выработка теоретических принципов формирования искусственной световой среды архитектурного пространства позволит выявить общие закономерности моделирования архитектурных светопространств на градостроительном, ансамблевом и объектном уровнях.

Методика исследования включает: изучение и систематизацию информации, полученной из литературных источников и электронных ресурсов; системно-структурный подход к проблеме формирования искусственной световой среды; графоаналитический метод систематизации материала; разработку принципов, теоретической модели и методики формирования искусственной световой среды архитектурного пространства на различных стадиях проектирования; светообъемное компьютерное моделирование архитектурных объектов; натурное обследование и фотофиксацию световых ансамблей и объектов, соцопрос и анкетирование жителей для оценки качества световой среды архитектурных пространств Н.Новгорода, Великого Устюга, р.п. Ши-морское; апробацию разработанных положений в процессе реального проектирования.

Научная новизна результатов исследования состоит в комплексном рассмотрении вопросов формирования искусственной световой среды архитектурного пространства на градостроительном, ансамблевом и объектном уровнях; в выработке общих (универсальных) и частных принципов, теоретической модели и методики формирования искусственной световой среды архитектурного пространства; в разработке иллюстрированного словаря све-тоурбанистических терминов и уточнении понятийно-терминологического аппарата по искусственному освещению архитектурного пространства, предназначенного для использования в архитектурной проектной практике и учебно-образовательном процессе.

На защиту выносятся:

- принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства;

- теоретическая модель формирования искусственной световой среды архитектурного пространства;

- методический подход к моделированию искусственной световой среды архитектурного пространства на градостроительном, ансамблевом и объектном уровнях как инструмент реализации теоретической модели.

Практическое значение исследования заключается:

- в создании научной основы для составления методических рекомендаций по проектированию искусственной световой среды архитектурного пространства на градостроительном, ансамблевом и объектном уровнях для использования в проектной практике;

- в уточнении понятийно-терминологического аппарата по искусственному освещению архитектурного пространства, предназначенного для практикующих архитекторов.

Апробация и внедрение результатов работы. По теме диссертации опубликованы монография и 20 статей, из них 4 в реферируемых изданиях, рекомендованных ВАК (в «Приволжском научном журнале» 2011-2013 гг. и журнале «Архитектон», 2012г.), в 7 сборниках трудов аспирантов и магистрантов ННГАСУ (2007-2013 гг.); в 2 сборниках научных трудов «Философский контекст науки и техники» (2010 г., 2011 г.); в журнале «Нижегородский проект» (2012 г.); в интернет-источнике.

Основные результаты исследований доложены на 9 конференциях: Международном научно-промышленном форуме «Великие Реки» (Н.Новгород, 2011-2013 гг.), научно-практической конференции «Креативный город» (Н.Новгород, 2010 г.); IV, V Международной научно-практической конференции «Теория и практика современной науки» (Москва, 2011-2012 гг.), а также III Всероссийской конференции «Устойчивость, безопасность и энергоресурсосбережение в современных архитектурных,

конструктивных, технологических решениях и инженерных системах зданий и сооружений» (заочной) (Москва, МГСУ, 18.10.2012 г.); отчетной научной конференции Института архитектуры и градостроительства ННГАСУ (Н.Новгород, 15.01.2008 г.), юбилейной научно-практической конференции ННГАСУ «Проблемы формирования ландшафтной архитектуры урбанизированных территорий» (Н.Новгород, 25.03.2009 г.) и фотовыставках «Мир как чудо» (Н.Новгород, ННГАСУ, 2013 г.) и «Памятники Нижегородского Отечества» (Н.Новгород, УГООКН НО, 2013 г.).

Итоги проектно-творческой работы отражены в авторском дипломном и реальном проектировании рабочего поселка Шиморское Выксунского муниципального района Нижегородской области и внедрены в учебный процесс ННГАСУ (прочитаны лекции, проведена ознакомительная практика, иллюстрированный словарь светоурбанистических терминов опробован при обучении студентов архитектурных специальностей).

Для оценки существующего искусственного освещения архитектурных объектов и выработки предложений по их совершенствованию проводились соцопрос и анкетирование жителей г. Н. Новгорода, г. Великий Устюг и р.п. Шиморское.

Получены акты о внедрении разработанных проектов искусственного освещения 15 объектов в г. Н.Новгород и Нижегородской области, г. Вологда и г. Ярославль.

Объем и структура работы: диссертация представлена в двух томах: первый том включает текстовую часть объемом 157 страниц, состоящую из введения, трех глав и заключения, библиографического списка (176 литературных и электронных источников); второй иллюстрированный том включает графоаналитические таблицы, рисунки, модели архитектурных пространств, ансамблей и объектов, анкеты, иллюстрированный словарь светоурбанистических терминов.

ГЛАВА I ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

История развития искусственного освещения архитектурного пространства населенных мест насчитывает не одно столетие, но до сих пор знания об его эволюции относительно неразвиты и фрагментарны [85]. Авторская трактовка эволюции развития искусственного освещения представлена в Т.2, таблице 1.1.

1.1 Этапы развития искусственного освещения

В историческом ракурсе автором выделено пять основных этапов развития искусственного освещения: зарождения (древние времена - 450 г.н.э.) и становления (У-ХУП вв.), относящиеся к доэлектрическому периоду; становления (ХУ1-ХУШ вв.), развития (XIX в.) и консервации (начало XX в. -30-е гг. XX в.) - электрический период и современный период (середина XX в. - начало XXI в.), связанный с использованием инновационных подходов к освещению.

1.1.1 Доэлектрический период Этап зарождения (древние времена - 450 г. н.э.)

Самым первым из используемых людьми источником света был огонь костра. С течением времени и ростом опыта сжигания различных горючих материалов люди обнаружили, что большее количество света может быть получено при сжигании каких либо смолистых пород дерева, природных смол и масел и воска. В дальнейшем при развитии технологий обработки металлов, способов быстрого зажигания с помощью огнива позволили создать и в значительной степени усовершенствовать первые независимые источники света, которые можно было устанавливать в любом пространственном положении, переносить и перезаряжать горючим.

Источниками искусственного освещения служили факелы и масляные светильники, которые сохранились до XIX в. Ввиду малой мощности эти источники использовали в освещении интерьеров.

Определенный прогресс в переработке нефти, восков, жиров, масел и некоторых природных смол позволил выделять необходимые топливные фракции: очищенный воск, парафин, стеарин, пальмитин, керосин и т.п. Такими источниками являлись свечи, лучины, факелы, лампады, масляные, а позже нефтяные лампы и фонари. Источники света, использующие энергию горения топлива, автономны и удобны, однако пожароопасны, поскольку выделяют сажу, пары топлива, угарный газ.

Развитие знаний в области химии, физики и материаловедения позволили использовать и различные горючие газы, выделяющие при сгорании большее количество света. Газовое освещение позволило освещать большие площади и здания в городах за счет возможности быстрой доставки газов в баллонах с помощью прорезиненных рукавов (шлангов) и трубопроводов. Газовое освещение было широко развито в Англии и европейских странах.

Для организации освещения улиц города стал применяться «Светильный газ», открытый М. Фарадеем, производимый с помощью пиролиза жира морских животных (китов, дельфинов,4 тюленей и др.), а несколько позже производимый в больших количествах из каменного угля при коксовании на газосветильных заводах. Важнейшими компонентами светильного газа были: бензол, дававший наибольшее количество света, и ацетилен. Ввиду значительной склонности к возгоранию и воспламенению при относительно низких температурах и исключительной дороговизне, светильный газ не нашел широкого применения в уличном освещении.

Параллельно с применением разнообразного топлива в химических источниках света совершенствовалась их конструкция, материалы (фитили, газокалильные колпачки и др.) и использовался наиболее выгодный способ сжигания. На смену недолговечным фитилям из растительных материалов (пенька) стали применять пропитку растительных фитилей борной кислотой

(свечное производство) и волокна асбеста. В целях повышения безопасности использования рабочее пламя стали ограждать металлическими сетками и стеклянными колпаками различной формы.

Этап становления (V-XVII вв.)

Самые первые уличные фонари появились в начале XV в. в Лондоне в 1417 г., Париже в 1667 г., Гамбурге, Гааге, Берлине и др.

Праздничное освещение являлось инструментом укрепления и прославления властительных особ. В честь приезда принца Шарля в Брюгге в 1515 г. и императора Чарльза в Гент в 1717 г. в Бельгии в Мраморном дворе Версаля в 1674 г. организовано музыкально-сценическое представление с применением большого количества масляных ламп на сцене, балюстрадах и карнизах дворца, в боскетах, фонтанах и по берегам каналов. Первыми известными образцами архитектурного освещения является иллюминация собора Святого Петра в Риме (Микеланджело,1506 г.) сотнями свечных фонарей.

В начале XVI в. жители Парижа держали светильники у окон, выходящих на улицу. Первая система городского уличного освещения с применением масляных фонарей была создана в 1668 г. в Амстердаме по инициативе Яна ван дер Хейдена, организатора городской пожарной охраны. В 1682 г. города Гронинген и Берлин ввели городское освещение системы Ван дер Хейдена. В европейских городах регулярное уличное освещение стало появляться только в последней трети XVII в.

В России в Петербурге с 1690 г. в эпоху Петра I развивалось праздничное освещение: организованы огненные представления по сценариям, фейерверки и иллюминации при праздновании военных побед. Первый российский император и его наследники придавали огромное значение силе воздействия на зрителей «огненных потех» как символов усиления государственности и блеска зарождавшейся империи. Они представляли собой масштабный синтез искусств,1 в котором ярко, пышно, шумно соединились портретная и театральная живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка. Беседки, арки, статуи, обелиски, а нередко и парковые

аллеи, лестницы, фонтаны, фасады зданий иллюминировались плошками с горящим салом, тысячами свечей, лампад, цветных фонарей. Кроме того в праздничном освещении города (бастионов, храмов, дворцов," аллей, бассейнов и фонтанов Летнего сада) использовалось светильники в виде керамических «плошек» и «шкаликов» с горящим маслом или салом.

Освещение имело целью обеспечение безопасности жителей и, отчасти, служило для украшения наиболее репрезентативных объектов - дворцов, храмов, монументов и богатых частных владений.

Городское освещение Санкт-Петербурга в XVIII в. организовано с помощью развешанных на стенах домов фонарей, где источником света являлись свечи (сальные, восковые), масляные лампы. Фонари с опорами устанавливались перед фасадами зданий Зимнего дворца (арх. Б. Ф. Растрелли, 1754 г., Елизаветинское Барокко) и Адмиралтейства (арх. И. К. Коробов, А. Д. Захаров, Классицизм, 1704-1706) [12].

В 1732 г., с воцарением Анны Иоанновны, императорский двор вернулся в Петербург. Освещение улиц города в этот период не улучшилось.

В царствование Елизаветы Петровны замирание развития городского освещения Петербурга сменилось интенсивным строительством: доминировали уличные фонари с призматическими и сферическими светильниками на деревянных опорах, которые, освещали улицы, деревянные мосты и пристани Петербурга. В период елизаветинского барокко фонари с призматическими светильниками устанавливались у въезда в город и на пристанях Невы и выглядели маяками, улучшая безопасность прохода судов. Фонари со сферическими светильниками освещали в 1745 г. улицы Зимнего дворца Елизаветы Петровны, включая часть Невской перспективной дороги от Адмиралтейского луга до реки Мойки.

В годы правления Екатерины II (1762 - 1796гг.) ситуация с городским освещением существенно улучшается, т.к. в России и Европе происходил переход от барокко к классицизму, где определяющим является цельное отношение к городу как к единому архитектурному организму, в ко'гором все

части, включая каналы и дворцы, мосты и фонари, площади и корабельные склады, должны гармонировать друг с другом. Городские фонари, скомпонованные в ряды, полуокружности и прямоугольники, с использованием принципов симметрии и меры, характерных для классицистических композиций, играли в этом не последнюю роль. Значительное распространение городских фонарей оказали работы по благоустройству рек и каналов столицы, когда через русла перебрасывались новые каменные мосты с монументальными обелисками- фонарями.

При Екатерине II уличное освещение было на «знатных» улицах. В 1788 г. из-за дороговизны уличное освещение содержалось в частных руках. В художественном отношении, уличные фонари представляли собой простые деревянные столбы со светильниками, выполнявшими функцию освещения.

В период правления Павла I ( 1796 - 1801 гг.) фонари с кругло-симметричными светильниками сохранились в основном на мостах, а с призматическими светильниками, крепившимися на кронштейнах к обелискам, фонарным столбам и фасадам зданий, получили повсеместное распространение. К концу Павловской эпохи на зданиях Петербурга появляются фонари, сочетающие утилитарность и эстетичность [16].

Похожие диссертационные работы по специальности «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности», 05.23.21 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бутыревская, Ирина Николаевна, 2013 год

Список использованных источников

Книги и учебные пособия

1. Авдотьнн, JI. Н. Градостроительное проектирование / Л.Н. Авдотьин, И.Г. Лежава, И.М. Смоляр. - М.: Стройиздат, 1989. - 437 с.

2. Артамонов, И. Д. Иллюзии зрения / И. Д. Артамонов. - М.: Наука, 1969г. - 224 е.: ил.

3. Бархин, М. Г. Архитектура и человек: Проблемы градостроительства будущего / М. Г. Бархин. - М.: Наука, 1980. - 240 е.: ил.

4. Бархин, М. Г. Архитектура и город / М. Г. Бархин. - М.: Наука, 1979. -224 е.: ил.

5. Бархин, М. Г. Город. Структура и композиция / М. Г. Бархин. - М.: Наука, 1986.-264 с.

6. Бутыревская, И. Н. Принципы формирования светопространств урбанизированных комплексов [Текст] / И.Н. Бутыревская, C.B. Норенков, Л.Н. Орлова / Нижегор. гос. архитек.-строит, ун-т. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. -119 е.: ил.

7. Бутыревская, И. Н. Формирование искусственных световых ансамблей градостроительных комплексов: дис.... магистра архитектуры / И. Н. Бутыревская; ННГАСУ. - Н. Новгород, 2009. - 151 е.: ил.

8. Бофилл, Р. Пространство для жизни / Р. Бофилл. - М.: Стройиздат, 1993. -151 е.: ил.

9. Богацкий, Г. Ф. Освещение городских улиц и дорог / Г. Ф. Богацкий, А. Н. Маконовицкий. - Киев: Будивельник, 1969. - 78 е.: ил.

10. Богачева, Т. Освещение городских и автомобильных дорог и улиц за рубежом / Т. Богачева. - М.: Госинти, 1973. - 18 с.

11. Бухман, Г. Б. Интерьер и проектирование освещения / Г. Б. Бухман, Л. А. Воронец. - Киев: Будивельник, 1965. - 88 е.: ил.

12. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий. - Изд-во: Академия архитектуры, 1936. - 320 е.: ил.

13. Ветличковский, Б. М. Психология восприятия / Б. М. Ветличковский, А. Р. Лурия, В. П. Зинченко. - М.: Изд-во МГУ, 1973. - 247 е.: ил.

14. Волоцкой, Н. В. Освещение открытых пространств / Н. В. Волоцкой, М. С. Дадиомов, Л. Д. Николаева и др. - Л.: Энергоиздат, 1981. - 233 е.: ил.

15. Вопросы качества естественного и искусственного освещения зданий: сб. тр. / НИИ строит, физики. - М., 1980. - 143 е.: ил.

16. Всеобщая история архитектуры, т. 11. - М.: Издательство литературы по строительству, 1973. - 888 с.

17. Гапонов, С. Праздничное световое оформление городов / С. Гапонов, Г. Щербина. - Киев: Будивельник, 1976. - 171 е.: ил.

18. Фредерик, Г. Градостроительство, перевод с английского / Г. Фредерик. — М., 1959.-520 с.

19. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гиб-сон. - М.: Прогресс, 1988. - 465 с.

20. Горнов, В. О. Наружное архитектурное освещение / В. О. Горнов; Госстрой СССР. Гос. ком. по гражд. стр-ву и архитектуре. ЦНТИ по гражд. сгр-ву и архитектуре. - М.: ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре, 1976. - 32 е.: ил.

21. Гусев, Н. М. Свет в архитектуре / Н. М. Гусев. - М.; Л.: ОНТИ НКТП СССР, 1937.-211 е.: ил.

22. Гусев, Н. М. Световая архитектура / Н. М. Гусев, В. Г. Макаревич. - М.: Стройиздат, - 1973. - 320 е.: ил.

23. Гутнов, А. Э. Мир архитектуры. Язык архитектуры / А. Э. Гутнов. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 352 с.

24. Грубе, Г.-Ф. Путеводитель по архитектурным формам / Г.-Ф. Грубе, А. Кучмар. - М.: Стройиздат, 2003. - 216 с.

25. Дамский, А. Электрический свет в архитектуре городов / А. Дамский. -М.: Стройиздат, 1970. - 224 е.: ил.

26. Дадиомов, М. С. Прожекторное освещение / М. С. Дадиомов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Л.: Энергия, 1978. - 169 е.: ил.

27. Демчев, В. И., Царьков, В. М. Прожекторное освещение («Библиотека электромонтера») / В. И. Демчев, В. М. Царьков. - М.: Энергия, 1972. - 80с.: ил.

28. Дерибере, М. Цвет в деятельности человека / М. Дерибере - М.: Стройиз-дат, 1964г. - 182 е.: ил.

29. Епанешников, М. Электрическое освещение / М. Епанешников, М. Соколов; под ред. В.В. Мешкова. - М.; Л.: Госэнергоиздат, 1950. - 228 с.

30. Ефимов, А. В. Дизайн архитектурной среды: учеб. для вузов / Г. Б. Ми-нервин, А. П. Ермолаев, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов, Н. И. Щепетков, А. А. Гаврилина, Н. К. Кудряшев - М.: Архитектура-С, 2007. - 504с.: ил.

31. Зинченко, В. П. Формирование зрительного образа / В. П. Зинченко (в со-авт.) - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 107 с.

32. Зобов, В. Проблемы нормирования наружного освещения населенных мест: обзор / В. Зобов. - М.: ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре, 1972. -15 с.

33. Ивенс, Р. М. Введение в теорию цвета / Р. М. Ивенс. - М.: Мир, 1964. -320 е.: ил.

34. Кандилис, Ж. Стать архитектором: перев с франц. / Ж. Кандилис. - М.: Стройиздат, 1979. - 272 е.: ил.

35. Келер, В. Р. Сергей Вавилов / В. Р. Келер. - М.: Молодая гвардия, 1975. -320 е.: с ил.

36. Келер, В. Свет в архитектуре. Свет и цвет как средства архитектурной выразительности / В. Келер, В. Лукхард. - М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961,- 184 е.: ил.

37. Килпатрик, Д. Свет и освещение: пер. с англ. / Д. Килпатрик. - М.: Мир, 1988.-223 е.: ил.

38. Кнорринг, Г. Светотехнические расчеты в установках искусственного освещения / Г. Кнорринг. - Л.: Энергия, 1973. - 200 е.: ил.

39. Косицкий, Я. В. Архитектурно-планировочное развитие городов: учеб. пособие / Я. В. Косицкий. - М.: Архитектура-С, 2005. - 648 е.: ил.

40. Кравков, С. В. Цветовое зрение / С. В. Кравков. - М.: АН СССР, 1951. -175 е.: ил.

41. Кучмар, А. Основы архитектурного формообразования / А. Кучмар. - М.: Стройиздат, 1984. - 224 е.: ил.

42. Ле Корбюзье, Ш. Архитектура XX века / Ш. Ле Корбюзье. - М.: Прогресс, 1977.-307 с.

43. Лицкевич, В. К. Архитектурная физика / В. К. Лицкевич, Л. И. Макринен-ко, И. В. Мигалина, Н. В. Оболенский. - М.: Архитектура-С, 2007. - 456 е.: ил.

44. Лурия, А. Р. Нейропсихология памяти. Т.2 / А. Р. Лурия. - М.: Педагогика, 1976.- 192 с.

45. Мешков, В. В. Осветительные установки: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Светотехника и источники света» / В. В. Мешков, М. Епанешников. - М.: Энергия, 1972. - 360 с.

46. Мешков, В. В. Основы светотехники: учеб. пособие для вузов по спец. «Светотехника и источники света». 4.1 / В. В. Мешков. - 2-е изд., перераб. -М.: Энергия, 1979.-368 с.

47. Мешков В. В. Основы светотехники: учеб. пособие для вузов: В 2-х ч. Ч. 2. Физиологическая оптика и колориметрия. / В. В. Мешков, А. Б. Матвеев. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 1989. - 432 е.: ил.

48. Минервин, Г. Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 289 с.

49. Миннарт, М. Свет и цвет в природе / М. Миннарт. - М.: Наука, 1969. -344 е.: ил.

50. Норенков, С. В. Архитектоника и синархия: концептуальное проектирование и моделирование: монография. Ч. 1. / С. В. Норенков; Нижегород. гос. архитектур.-строит, ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2005. - 268 с.

51. Оболенский, Н. В. Архитектурная физика. / Под редакцией д.т.н., профессора Н. В. Оболенского. - М.: МАРХи, 2005.

52. Олгаржевский, В. К. Габаритный справочник архитектора / В. К. Олтар-жевский; Акад. Архитектуры СССР. - М.: Изд-во Акад. Архитектуры СССР, 1947.- 106 л., черт.

53. Орлова, JT. Н. Основы формирования световой среды городской застройки: дис....д-ра техн. наук: 18.00.4 / JT. Н. Орлова; Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2006. - 432 е.: ил.

54. Освещение открытых пространств. - Д.: Энергоиздат. Ленингр. отд-ние, 1981.-231 е.: ил.

55. Островский, М. А. Техника наружного освещения городов, в кн.: Итоги науки и техники. Серия «Светотехника и инфракрасная техника», т. 3. / М. А. Островский и др. - М., 1973. ;

56. Повышение качества освещения зданий: сб. тр. ин-та / НИИ строит, физики; под ред. А. В. Спиридонова. - М.: НИИСФ, 1987. - 113 е.: ил.

57. Подхем, Ч. Восприятие света и цвета / Ч. Подхем, Дж. Сондерс. - М.: Мир, 1978.-320 е.: ил.

58. Рагон, М. О современной архитектуре: пер. с фр./ М. Рагон. - М.: Гос. изд. лит. по строит., арх. и стр. мат., 1963. - 232 е.: ил.

59. Рагон, М. Города будущего: пер. с франц. / М. Рагон. - М.: Мир, 1969. -296 с.

60. Смоляр, И. М. Терминологический словарь по градостроительству / И. М. Смоляр. - М.: РОХОС, 2004. - 160 с.

61. Строительная светотехника: сб. тр. ин-та / НИИ строит, физики; под ред. В. Е. Болека. - М.: НИИСФ, 1988. - 117 е.: ил.

62. Степанов, А. В. Объемно - пространственная композиция: учеб. для вузов / A.B. Степанов. - М.: Архитектура-С, 2004. - 256 е.: ил.

63. Теодоронский, В. С. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры: учебник для студ. высш. учеб. заведений / B.C. Теодоронский, Е. Д. Сабо, В. А. Фролова; под ред. В. С. Теодоронского. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.

64. Филии, А. В. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо / А. В. Филин. - М.: ТАСС-реклама, 1997. - 320 с.

65. Фриллинг, Г. Человек. Цвет. Пространство / Г. Фриллинг, К. Ауэр. - М.: Стройиздат, 1973. - 320 е.: ил.

66. Хайгл-Эверс, А. Базисное руководство по психотерапии / А. Хайгл-Эверс, Ф. Хайгл, Ю. Ott. - СПб.: ВЕИП, 2001. - 784 с.

67. Хасиева, С. А. Архитектура городской среды / С. А. Хасиева. - М., Стройиздат, 2001.

68. Цойгнер, Г. Учение о цвете / Г. Цойгнер. - М.: Изд-во литературы по строит., 1971. - 320 е.: ил.

69. Чистякова, С. Б. Охрана окружающей середы / С. Б. Чистякова. - М.: Стройиздат, 1988.

70. Шаронов, В. В. Свет и цвет / В. В. Шаронов. - М.: Физматгиз, 1961. - 320 е.: ил.

71. Щепетков, Н. И. Световой дизайн города: учебное пособие / Н. И. Щепет-ков. - М.: Архитектура-С, 2006. - 320 е.: ил.

72. Щепетков, Н. И. Проектирование архитектурного освещения города: учеб. пособие / Н. И. Щепетков. - М.: МАРХИ, 1986. - 89 е.: ил.

73. Шимко, В. Т. Архитектурное формирование городской среды / В. Т. Шимко. - М.: Высшая школа, 1990. - 223 е.: ил.

74. Яргина, 3. Н. Эстетика города / 3. Н. Яргина. - М.: Стройиздат, 1991. -200 с.

75. Яргина, 3. Н. Основы теории градостроительства / 3. Н. Яргина, Я. 3. Ко-сицкий и др. - М.: Стройиздат, 1986. - 325 е.: ил.

Нормативные источники и справочная литература

76. Атабеков, В. Б. Городские электрические сети: справ. / В. Б. Атабеков. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1995. - 428 е.: ил.

77. Градостроительный Кодекс Российской Федерации: [федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ] [ред. от 01.03.2011]. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.

78. Каталог ламп и ПРА. Справ. / PHILIPS / PHILIPS, 2007-2008. - 362 е.: ил.

79. Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений / ЦНИИП градостроительства. - М., 1994. - 89 е.: ил.

80. Руководство по выбору цветности и цветопередачи источников света при проектировании искусственного освещения. - М.: Стройиздат, 1980. - 40 с.

81. СП 42.13330.2011. Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. - М.: Минрегион России, 2010.- 109 с.

82. СП 52.13330.2011. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*. - М., 2011. - 120 с.

83. Справочная книга по светотехнике / Под ред. Ю. Б. Айзенберга. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Знак, 2006. - 972 е.: ил.

84. Справочная книга по светотехнике. Т.1: Световые приборы и источники света / Акад. наук СССР. - М., 1956. - 471 е.: ил.

85. История в энциклопедии Дидро и Д. Аламбера. Серия: Памятники исторической мысли / Под общ. ред . Люблинского А.Д. - Л.: Наука, 1978г. - 312 е.: ил.

Статьи и э/сурналы

86. Азизян, И. А. Поэтика света в городе / под ред. И. А. Азизян // Городская среда. Дизайн. Архитектура: сб. научных трудов в 2-х частях. Ч. 2. - М.: ВНИИТАГ, 1990.

87. Андреевский мост. г. Москва: [общ. вид с вечер, освещением] // Поиск. От проекта до ключа. - 2003. - № 5. - С. 21.

88. Букатов, А. С. Наружное и архитектурное освещение / А. С. Букатов, В. И. Онищук // Вести союза архитекторов России. - № 1 (16). - С. 12-15.

89. Бутыревская, И. Н. Концепция светоурбанистического моделирования градостроительных световых ансамблей / И. Н. Бутыревская, Л. Н. Орлова // Приволжский научный журнал. - 2011. - № 3 . - С. 151-154.

90. Бутыревская, И. Н. Формирование основных типов светопространств как объектов стветоурбанистического проектирования / И. Н. Бутыревская, Л. Н. Орлова // Приволжский научный журнал. - 2012. - № 1 . - С. 127-132.

91. Бутыревская, И. H. Принципы моделирования архитектурного светопро-странетва [Текст] / И. Н. Бутыревская, Л.Н.Орлова // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.- строит, ун-т. - Н. Новгород, 2013. - № 4.-С. 125-129.

92. Васильева, И. Город украшают фонари: [улич, фонари] / И. Васильева // СтройПРОФИль. - 2000. - № 4. - С. 11.

93. Вентури, Р. Определение архитектуры / Р. Вентури и др. // Митин журнал. - Вып. 50. - 1993. - С. 84-116.

94. Вечерний сценарий для сада // Мой прекрасный сад. - 2003. - № 1. - С. 60-63.

95. Воскресенский, И. Огни большого города / И.Воскресенский // Ландшафтная архитектура. Дизайн. - 2007. - № 3 (18). - С.8-11.

96. Воскресенский, И. Визуальный синдром / И. Воскресенский // Ландшафтная архитектура. Дизайн. - 2008. - № 3 (22). - С.6-23.

97. Гойдина, Т. Сад в выгодном свете / Т. Гойдина // Современный дом. -2002,-№2.-С. 122-125.

98. Жукова, И. Огни великого города: [освещение города Санкт-Петербурга] / И. Жукова // СтройПРОФИль. - 2000. - № 4. - С. 8-9.

99. Карпенко, Л. А. Кёлер (Köhler) Вольфганг (1887—1967). История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 784 е.: ил.

100. Комаров, А. «Ленсвет» планирует украсить Санкт-Петербург изысканным светом / А. Комаров // Стройпрофиль. - 2004. - № 8 (38). - С.86-87.

101. Ксении, А. Свет от «Амиры» - почти на полмира!.. / А.Ксенин // Строй-профиль. - 2004. - № 8 (38). - С. 88-89.

102. Лесман, Е. А. Световая архитектура вечернего города / Е.А.Лесман // Стройпрофиль. - 2004. - № 8 (38). - С. 81-85.

103. Магия света // Ландшафтный дизайн. - 2000. - № 3. - С. 29-30.

104. Носкова, С. Огни большого города / С. Носкова // АСД: Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2003. - № 6 (40). - С. 4-7.

105. Огни большого города // Поиск. От проекта до ключа. - 2004. - № 6. - С. 146-153.

106. Пономарева, А. Бросая вызов звездам : архитектур, освещение высот, зданий / А. Пономарева // Поиск. От проекта до ключа. - 2005. - № 2. - С. 9699.

107. Перова, Н. Эстетика вечернего города / Н. Перова // АСД:Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2002. - № 6 (34). - С. 2-3.

108. Перова, Н. Вечерний свет на берегах Москвы-реки / Н. Перова // Ландшафтная архитектура. Дизайн. - 2006. - № 3 (14). - С. 23-29.

109. Свет в саду // Ландшафтный дизайн. - 2002. - № 3. - С.113-124.

110. Свет: Системы наружного освещения. Системы внутреннего освещения. Декоративное освещение // ПРОЕКТ International. - 2002. - Вып. 5. - прил. iGuzzini.

111. Устинина, Ю. Из тени в свет: архитектурное освещение города / Ю. Ус-тинина // Поиск. От проекта до ключа. - 2003. - № 6. - С. 36-45.

112. Федорищев, А. Наружное освещение Москвы / А. Федорищев // Ландшафтная архитектура. Дизайн. - 2007. - № 3 (18). - С. 12-16.

113. Федорищев, А. СВЕТлый имидж города / А. Федорищев // Ландшафтная архитектура. Дизайн. - 2008. - № 3 (22). - С.26-28.

114. Цветкова, И. Архитектурное освещение Бразилии / И. Цветкова // Ландшафтная архитектура. Дизайн. - 2008. - № 3 (22). - С.48-52.

115. Черняк, М. А. Освещение города с точки зрения эстетики / М. А. Черняк // Ландшафтная архитектура. Дизайн. - 2007. - № 3 (18). - С.28-33.

116. Шеффер, Н. Архитектурные формы в скульптуре / Н. Шеффер // Современная архитектура. - 1964. - №5.

117. Щепетков, Н. И. Архитектура в вечерних огнях. / Н. И. Щепетков // Строительство и архитектура Ленинграда. - 1973. - №11.

118. Щепетков, H. И. Город вечером. Проблемы светоцветовой организации / Н. И. Щепетков // Строительство и архитектура Москвы. - 1978. - № 4.

119. Щепетков, Н. И. Архитектурное освещение города: реализация новой концепции / Н. И. Щепетков // Архитектура и строительство Москвы. - 1996. - № 2.

120. Щепетков, Н. И. Огни большого города / Н. И. Щепетков // Архитектура, строительство, дизайн. - 1998. - № 2.

121. Щепетков, Н. И. Новый образ вечерней Москвы / Н. И. Щепетков // Мир дизайна. - 1999. - № 1.

122. Щепетков, Н. И. Цветной свет - ветвь городского дизайна / Н. И. Щепетков // Мир дизайна. - 1999. - № 3 (16).

123. Щепетков, Н. И. Световой план Москвы / Н. И. Щепетков // Архитектура и строительство Москвы. - 1999. - № 2.

124. Щепетков, Н. И. Свет в центре Москвы / Н. И. Щепетков // Архитектура и строительство Москвы. - 2000. - № 4.

125. Щепетков, Н. И. Андреевский мост: светоцветовой образ / Н. И. Щепетков // Архитектурный вестник. - 2000. - № 5.

126. Щепетков, Н. И. Искусство освещения городского ландшафта / Н. И. Щепетков // Архитектура, строительство, дизайн. - 2001. - № 2.

127. Щепетков, Н. И. Свет в архитектуре городов Испании / II. И. Щепетков // Архитектурный вестник. - 2002. - № 1 (64).

128. Щепетков, Н. И. Свет и храм - единый символ наших дней / Н. И. Щепетков // Иллюминатор. - 2003. - № 1.

Иностранная литература

129. David Mutter. Visuelle Symphonie // Professional LIGHTING design. -2009.-№69.-P. 10-17.

130. Bamberg and Bocholt. Lighting master plans: Licht. wissen 16. City Marketing with Light - P. 14-19.

131. Lighting Master plan Bremen: Licht, wissen 16. City Marketing with Light. -P. 22-25.

132. Reiser + Umemoto. Atlas of novel tectonics. - New York, Princeton Architecture Press, 2005. - P. 255.

133. Roccella, G. Ponti / G. Roccella. - Taschen, 2009. - P. 96.

134. TOPOS. LIGHT, DE.-2006.-№70.-P. 112.

135. Topos Light Jurnal. The international review landscape architecture and urban design. - 2006. - № 54. - P. 111.

136. Диалог с историей: мастер-план освещения Гента (Бельгия), разработанный светодизайнером Роланом Желем и инженером-проектировщиком Филиппом Ванавербеке // Light design. - 2008. - № 5 (34). - P. 16-29; 2008. - № 6 (35). - P. 22-34.

137. Jliopca, A. Formes, compositions et les lois d'harmonie, v. 1—5, P., 1953— 57; CEuvres récentes, P., 1

138. Роже Нарбони. Прогресс на страже традиции // Light design. - 2009. - № 1-2.-P. 48-54.

Электронные ресурсы (к фотоизображениям)

139. http://www.avstriia.ru/

140. http://www.rustux.org/

141. http://img-2008-06.photosight.ru/

142. http://img-fotki.yandex.ru/

143. http://www.mobus.com/

144. http://img66.ru/

145. http://vologda-oblast.ru/

146. http://www.hobbybaza.ru/

147. http://www.bcca.org/

148.

149.

150.

151.

152.

153.

154.

155,

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

http://www.mieast.ru/

http://vfinladiya.ru/

http://www.tursinfo.ru/

http://www.school212.info/

http://foto.awd.ru/

http://idrakosha.narod.ru/

http://imgl .liveinternet.ru/

http://www.xmwallpapers.com/

http://www.rosox.ru/

http://www.landsvet.nn.ru/

http://www.lensvet.ru/

http://www.artboom.ru/

http://www.stroylist.ru/

http://www.etstour.ru/

http://www.poedem.ru/

http://www.img-fotki.yandex.ru/

http://www.abok.ru/

http://oboi.kards.qip.ru/

http://www.encyclopediya.ru/

http://www.artboom.ru/

http://www.stroylist.ru/

http://www.etstour.ru/

http://www.poedem.ru/

http://www.img-fotki.yandex.ru/

172. http://www.abok.ru/

173. http://oboi.kards.qip.ru/

174. http://www.encyclopediya.ru/

175. http://www.abok.ru/

176. http://oboi.kards.qip.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

На правах рукописи

04201 455022

Бутыревская Ирина Николаевна

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

05.23.21 - Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции

архитектурной деятельности

Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Том II

Научный руководитель

доктор технических наук, профессор Орлова Л.Н.

Нижний Новгород - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Рисунок 1 - Теоретическая база исследования.

__ Отечественный опыт . 8 Рисунок 2 - Теоретическая база исследования.

Зарубежный опыт 8

Таблица 1.1 Эволюция развития искусственного освещения 9

Таблица 1.2 Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта 16 Таблица 1.3 Сравнительный анализ архитектурного освещения ансамблей

в отечественной и зарубежной практике 17

Таблица 1.4 Ансамбль Московского Кремля 18

Таблица 1.5 Ансамбль Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге 19

Таблица 1.6 Ансамбль улицы Большой Покровской в Нижнем Новгороде 20

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Таблица 2.1 Основные функции и требования, предъявляемые к освещению

архитектурных пространств 21

Рисунок 3 - Цветовые круги 21

Рисунок 4 - Ассоциативное восприятие цветов человеком 22 Таблица 2.2 Изменение цветов материалов при освещении электрическими

лампами 23

Таблица 2.3 Контрастный фон для усиления или изменения цвета 24

Рисунок 5 - Взаимосвязи между освещением и его воздействиями, а также пользой хорошего освещения (или неприятностями, которые

оно помогает устранить) 27

Рисунок 6 - Оценка циркадной эффективности различных источников света 28 Рисунок 7 - Схематическое представление трех путей возможного влияния

режима освещения на работоспособность человека 29 Рисунок 8 - Функция спектральной световой эффективности для дневного и

ночного зрения 30

Рисунок 9 - Упрощенная схема нейродинамической системы 30

Рисунок 10 - Модель качества освещения 31

Рисунок 10.1 - Возрастная динамика содержания мелатонина в крови 31

Таблица 2.4 Искусственные источники света. Световое оборудование 32

Таблица 2.5 Световое оборудование 34

Таблица 2.6 Источники света 35

Таблица 2.7 Способы расположения светового оборудования 36

Таблица 2.8 Направление светового потока от светового оборудования 38

Таблица 2.9 Виды и типы освещения 41

Таблица 2.10 Приемы освещения 42 Таблица 2.11 Характер ассоциаций, возникающих при восприятии основных

цветов 46

Таблица 2.12 Взаимодействие цветового освещения и окружающей среды 47

Рисунок 11 - Светоцветовое влияние на человека (теория и практика) 48

Таблица 2.13 Изменение цвета материала при искусственном освещении 49 ГЛАВА III ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Таблица 3.1 Типология архитектурных светопространств 52

Таблица 3.2 Типология объектов освещения 65

Таблица 3 Сводная таблица типологии светопространств 72

Таблица 3.3 Типы светопространств 73

Рисунок 12.1 - Концепция формирования искусственной световой среды 74

Рисунок 12 - Этапы разработки светопланировочной структуры города 74

Таблица 3.4 Типы освещения урбанизированных комплексов 75

Таблица 3.5 Масштабы светового ансамбля 75

Таблица 3.6 Схемы светопространственных комбинаций 76

Таблица 3.7 Составляющие городской среды 77

Таблица 3.8 Категории восприятия масштаба светового ансамбля 78

Таблица 3.9 Масштабы светопространства 78

Таблица 3.10 Объекты освещения 79

Таблица 3.11 Светоформы 80

Таблица 3.12 Освещение элементов зданий 84 Рисунок 13 - Модель архитектурного светопространства. Основные

компоненты искусственной световой среды 87

Рисунок 14 - Модель архитектурного светового ансамбля 88 Рисунок 15 - Модель светообъемного проектирования объекта. Образное

восприятие («позитив» - «негатив») объекта при естественном и

искусственном освещении 89 Рисунок 16 - Общие принципы организации освещения архитектурного

пространства 90 Рисунок 17 - Принципы организации освещения архитектурного пространства применительно к выявленным'и классифицированным

пространственным моделям 91 Рисунок 18 - Схема методики проектирования искусственной световой среды

архитектурного пространства 92

Рисунок 19 - Световой план г. Нижнего Новгорода 93

Рисунок 19.1 - «Ткань» города - жилые светопространства 94 Рисунок 19.2 - «Урбанизированный каркас» города - общественные

светопространства 95 Рисунок 19.3 - «Урбанизированный каркас» города - система улично-

дорожной сети (светопространства «движения») 96

Рисунок 19.4 - «Природный каркас» города - зеленые насаждения и водные

территории (светопространства «отдыха») 97

Рисунок 19. 5 - «Ткань» города - промышленные территории 98

Рисунок 20 - Световой план г. Великого Устюга 99 Рисунок 20.1 - «Урбанизированный каркас» - система улично-дорожной

сети 100 Рисунок 20.2 - «Урбанизированный каркас» - система общественных

центров 101 Рисунок 20.3 - «Природный каркас» - зеленые насаждения и водные

территории 102

Рисунок 20.4 - «Ткань» города - жилые территории 103

Рисунок 20.5 - «Ткань» города - промышленные территории 104

Рисунок 21 - Ситуационный план р.п. Шиморское 105

Рисунок 22- Генеральный план р.п. Шиморское 106

Рисунок 23- Световой план р.п. Шиморское 107

Рисунок 23.1 - «Урбанизированный каркас» - система улично-дорожной

сети 108 Рисунок 23.2 - «Урбанизированный каркас» - система общественных

центров 109 Рисунок 23.3 - «Природный каркас» - зеленые насаждения и водные

территории 110

Рисунок 23.4 - «Ткань» города - жилые территории 111

Рисунок 23.5 - «Ткань» города - промышленные территории 112

Таблица 3.13 Модели светопространств 113

Таблица 3.14 Категория по численности населения р.п. Шиморское 114 Таблица 3.15 Существующие и проектные типы поселения р.п. Шиморское

по функциональному признаку 114

Таблица 3.16 Макро-, мезо- и микрозонирование р.п. Шиморское 114

Таблица 3.17 Типы светопространств р.п. Шиморское 117

Рисунок 24 - Моделирование р.п. Шиморское 125 Таблица 3.18 Светопространственная дифференциация территории

поселения Шиморское 125 Таблица 3.19 Анализ существующих приборов освещения в

р.п. Шиморское 126

Таблица 3.20 Колористическое решения светопространств р.п.Шиморское 128

Таблица 3.21 Образы архитектурных световых ансамблей р.п.Шиморское 130

Рисунок 25 - Моделирование жилого пространства р.п. Шиморское 130 Рисунок 26 - План организации освещения светового ансамбля - набережной

реки р.п.Шиморское 131 Рисунок 27 - План организации освещения светового ансамбля - торгового

комплекса р.п.Шиморское 131 Таблица 3.22 Принципы акцентно-доминантности иа примере

р.п. Шиморское 132 Рисунок 28 - Освещения светового ансамбля - набережной р. Оки в

р.п. Шиморское 132 Рисунок 29 - Освещения светового ансамбля - торгового комплекса

р.п. Шиморское 133

Таблица 3.23 Принципы образности на примере р.п. Шиморское 133

Рисунок 30 - Освещения улицы р.п. Шиморское 134 Рисунок 31 - Освещения светового ансамбля - перголы в рекреационной зоне

р.п. Шиморское 134 Рисунок 32 - Освещения светового ансамбля - фонтана на рекреационной

территории в р.п. Шиморское 135

Таблица 3.24 Принципы образности на примере р.п. Шиморское 136 Таблица 3.25 Принцип декоративно - художественности на примере

р.п. Шиморское 138

Таблица 3.26 Поэлементное освещение на примере р.п. Шиморское 139 Рисунок 33 - Освещения светового ансамбля - фонтана на территории

торгового центра в р.п. Шиморское 139 Таблица 3.27 Принцип экологичности и ресурсосбережения на примере

р.п. Шиморское 140 Приложение А Иллюстрированный словарь светоурбанистических

терминов 141 Приложение Б Анкета к исследованию: «Архитектурное освещение

г.Н.Новгород» 188

Приложение В Анализ соцопроса 192 Приложение Г Анкета к исследованию: «Архитектурное освещение

г. Великий Устюг» 197

Приложение Д Анализ соцопроса 201

Рисунок 34 - Колорит города Ярославля 206

Рисунок 35 - Колорит крыш Ярославля < 207

Рисунок 36 - Колорит фасадов Ярославля 208

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.