Комплексный подход в создании световой среды вечернего города тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат наук Быстрянцева, Наталья Владимировна
- Специальность ВАК РФ05.23.20
- Количество страниц 152
Оглавление диссертации кандидат наук Быстрянцева, Наталья Владимировна
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СВЕТ В ЖИВОПИСИ, СЦЕНОГРАФИИ, АРХИТЕКТУРЕ
И ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
1.1. Трансформация значения световой составляющей в живописи и пространственных искусствах
1.2. Формообразующая и художественная роль света в современной живописи, сценографии, архитектуре и городской среде
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО
ФОРМИРОВАНИЯ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА
2.1. Принципы формирования и критерии оценки световой среды вечернего города
2.2. Факторы, влияющие на комплексную организацию световой среды города и средства ее формирования
2.3. Интегральная модель комплексного формирования световой среды фрагмента вечернего города
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ ФРАГМЕНТА
ВЕЧЕРНЕГО ГОРОДА
3.1. Оценка существующей световой среды фрагмента города на примере ул. Тверская, Новый Арбат (Москва), Невский проспект (Санкт-Петербург)
3.2. Применение интегральной модели комплексного формирования световой среды вечернего города в проектировании (на примере
авторского исследования в проекте «Территория культуры. Кварталы
Волхонки»)
3.3. Выбор средств и приемов создания вечерней световой среды городов Москвы и Санкт-Петербурга (на примере авторских проектных работ)
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Понятийный аппарат
ПРИЛОЖЕНИЕ
Иллюстрации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Формирование световой панорамы прибрежного города: на примере Владивостока2013 год, кандидат архитектуры Карпенко, Владимир Евгеньевич
Формирование световой среды вечернего города2004 год, доктор архитектуры Щепетков, Николай Иванович
Принципы формирования искусственной архитектурно-световой среды города в аспекте визуально-образного комфорта (на примере Челябинска)2024 год, кандидат наук Бокова Ольга Романовна
Принципы проектирования световой среды пешеходных улиц города (на примере Москвы)2017 год, кандидат наук Матовников Григорий Сергеевич
Принципы формирования световой среды пешеходных улиц города: на примере Москвы2017 год, кандидат наук Матовников, Григорий Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Комплексный подход в создании световой среды вечернего города»
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы из-за активного повышения количества освещения в городах России, возник и ряд проблем. Утверждение принципа «чем больше света, тем лучше» привело к эффектам «светового загрязнения», «светового переутомления», обостривших проблему световой экологии, приведшую к заметному ухудшению самочувствия жителей мегаполисов [71].
В Москве, как и в других городах, реализовано огромное количество работ по архитектурному освещению отдельных объектов — исторических памятников общественных зданий и архитектурных ансамблей. Архитектурное освещение отдельных участков города, даже производящее благоприятное впечатление на жителей, далеко не всегда соотнесено с другими видами освещения: уличным, рекламным, ландшафтным и т.п., что отрицательно влияет на визуальную целостность среды вечернего города и создает дискомфорт.
Проблема создания целостного ночного образа города стоит перед проектировщиками освещения, художниками и архитекторами уже давно. Еще в 1977 г. Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, ЦНИИЭП инженерного оборудования, Министерство электротехнической промышленности СССР и ВНИСИ опубликовали «Методические рекомендации по проектированию наружного архитектурного освещения зданий и сооружений» [54], в которых прописывались основные положения и нормы архитектурного освещения.
В 1993-1997 гг. была реализована крупномасштабная программа архитектурного освещения наиболее значимых объектов к 850-летию Москвы. В 1997 г. в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 01 ноября 1995 г. «Об архитектурном освещении объектов в г. Москве» создается руководство по проектированию архитектурного освещения застройки в центральной части и
исторических зонах Москвы и зданий, имеющих важное градостроительное значение [2]. В ней затрагиваются темы взаимосвязи всех видов освещения. В соответствии с Законом города Москвы от 23 ноября 2005 г. «О Городской целевой программе развития наружного освещения города Москвы на 2005-2009 годы» в Москве выполняются мероприятия, направленные на развитие наружного освещения и создание комфортных и безопасных условий проживания в городе [2].
В 2008 г. создана концепция «Единой светоцветовой среды г. Москвы», где было отмечено, что из-за реализации различных подходов к созданию наружного утилитарного и архитектурного освещения, световой рекламы и праздничного оформления города ухудшается эстетический облик городской среды вследствие образования зон повышенной освещенности.
Для осуществления единого подхода к планированию, проектированию, реализации и эксплуатации наружного утилитарного и архитектурного освещения, световой рекламы, информации и праздничного светового оформления города разработана концепция «Единой светоцветовой среды города Москвы», которая учитывает влияние всех видов освещения на восприятие человеком окружающей среды [4].
В выводах было констатировано, что «более половины существующих высотных зданий и комплексов, за исключением центральной части города, не имеют архитектурного освещения и, следовательно, не участвуют в формировании светоцветовой среды города. Около 60% объектов особой значимости также нуждаются в архитектурном освещении. Не менее 300 таких же по значимости объектов не участвуют в светоцветовых композициях вдоль радиальных (вылетных) и кольцевых автомагистралей и у въездов в город. Около 100 объектов особой значимости, расположенных на набережных Москвы-реки (вне центра) и общегородских водоемов, не имеют архитектурного освещения».
Реализация программы по выявлению средствами освещения специфики городской среды свелось к увеличению количества освещения, что усугубило отрицательное качество световой среды.
Чтобы решить задачи, поставленные в упомянутой концепции, необходим целостный взгляд на город, продолжение светоурбанистического планирования и появление средового проектирования освещения, методики которого пока не существует.
Данная работа является попыткой переосмысления существующего опыта в наружном освещении города в контексте средового проектирования, отражающего потребности человека в качественном освещении городской среды. Реконструкция световой среды, ее поэтапная реорганизация обеспечивается комплексным предпроектным исследованием, оценивающим многие факторы, влияющие на формирование световой среды вечернего города, последовательным исполнением аргументированных этапов проектирования и оценкой реализованных решений по определенным критериям.
Актуальность темы исследования
Современный этап развития общества и процессы жизнедеятельности городов (особенно таких крупных мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург) предъявляют определенные требования к качеству городской среды в темное время суток.
Световая среда города формируется в результате взаимодействия основных видов освещения: функционального, информативного, ландшафтного и архитектурного. Проектирование данных видов освещения в настоящее время осуществляется на базе разработанных норм и требований, отвечающих разным задачам. Например, для функционального освещения это видимость и различимость, для архитектурного — комфорт восприятия и т.п. Их выполнение обеспечивает определенную безопасность жизнедеятельности человека в темное время суток, но не способно гарантировать информативного, художественного и эстетического качества световой среды вечернего города.
Проектирование предметно-пространственной среды города традиционно являлось миссией архитектора. Недавно возникшее новое междисциплинарное направление профессиональной деятельности — светодизайн — стоит на стыке таких дисциплин как архитектура, дизайн и светотехника и отвечает за
визуальное качество города в темное время суток. Однако именно от архитекторов зависит дальнейшее становление и развитие проектных методов комплексного формирования световой среды города. Архитекторы все больше внимания уделяют изучению искусственной световой среды, повышению качества наружного освещения, роли искусственного света в прочтении архитектоники освещенных зданий, семиотике тектонического образа архитектурного объекта, панорамному восприятию города и др. [1, 13, 82, 83, 95]. Существующий опыт свидетельствует о том, что все же теоретические разработки в этой области пока представляют собой лишь отдельные локальные попытки решения проблем светового проектирования.
Появившийся в последние годы термин «световой урбанизм» [95] означает масштабную «работу» света в пределах целых городов, в частности, создание световых генпланов городов, их световых каркасов с крупными световыми доминантами. Однако, этот подход, как правило, игнорирует создание вечерней световой среды в пределах городской ткани, в частности небольших фрагментов города, не всегда выражает ее художественно-образную содержательность, дух времени, дух места, архитектурный контекст. Теряется индивидуальность, выразительность световой среды, что снижает ее информативную значимость и негативно воздействует на психо-эмоциональное состояние человека.
Разработка комплексного подхода в формировании световой среды вечернего города включает выявление критериев и определение факторов, влияющих на построение иерархии взаимодействия видов освещения с целью художественной гармонизации городского пространства. Также для анализа и последующего внедрения комплексного подхода предлагается более широкое рассмотрение роли света, как средства художественного формообразования, затрагивающего композиционные аспекты световой организации пространства в живописи, сценографии и архитектуре. Данные аспекты являются базисными и включают в себя различные модели композиционной организации одного визуального плана (поля зрения человека) при восприятии его как одномоментно, так и во времени. Изучение данного вопроса позволяет понять специфику
проявления функции света в формах художественной культуры, а также её особенности, которые могут эффективно использоваться в приемах освещения городского пространства.
Актуальность данного исследования заключается в том, что алгоритм проектных действий по комплексному формированию световой среды, обеспечивающий решение функциональных, информативных и художественно-образных задач вечернего освещения, позволит в значительной степени снять проблему появления однотипных световых решений, при которых вечерний образ города, района, улицы теряет свою индивидуальность и не соответствует стилю нашего времени.
Состояние научной разработанности темы представлено в соответствии с общей логикой научных разработок и практических внедрений, нашедших отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых:
вопросы формообразующей роли света в живописи рассмотрены в работах художников М. Караваджо, Д. Каналетто, А. Куинджи, В. Ван Гога, Э. Хоппера, Дж. Моранди, С. Дали, Р. Магритта; аспекты световой и цветовой композиции в трудах В. Кандинского, Л. Мироновой, А. Ефимова, П. Зумтера, М. Клаасена;
вопросы художественной роли света в сценическом искусстве рассмотрены в работах Э. Крэга, А. Аппиа, А. Дункан, В. Мейерхольда, М. Келлера и др.;
вопросы семиотики в архитектуре - в работах А. Иконникова, В. Глазычева, Э. Гуссерля, А. Гутнова, В. Макаревича, В. Розина, Ж. Бодрияра, Ю. Лотмана, К. Линча, 3. Яргиной, С. Холла, Ле Корбюзье, К. Танге, А. Аалто, Л. Кана, Ф. Гери, Р. Фостера, Б. Чуми, 3. Хадид, X. Плюмера, Б. Джонса, X. Ферриса, Е. Мендельсона, Р. Келли, Д. Таррела, Ч. Пирс, Г. Фреге;
эстетическая роль света в организации городской среды рассмотрена в работах А. Матвеева, Н. Щепеткова, П. Зумтера, М. Клаасена, Р. Нарбони;
проблема взаимодействия видов освещения в поле зрения наблюдателя изучена в работах Г. Каменской, Н. Щепеткова.
подходы к освещению городской среды рассмотрены в работах, Н. Гусева, В. Макаревича, Р. Нарбони,
К. Винкельса, А. Гийо, М. Мейджора, К. Сантена, М. Марини, К. Бартенбаха, Р. Желема, Ф. Ванавербека, Б. Мунари, Д. Понтии, Р. Соннетто, М. Хубера, К. Бредаль, Ф. Ианноне;
научно-технические подходы в организации комплексного светового решения рассмотрены в работах А. Гершуна, М. Островского, Г. Каменской;
различные аспекты архитектурного освещения и освещения архитектурного пространства проанализированы в работах Н. Гусева, Н. Оболенского, Н. Щепеткова, В. Карпенко, А. Батовой, М. Червякова, И. Бутыревской;
исследования по эстетике городской среды, теории композиции, колористике изучены в работах К. Линча, А. Иконникова, В. Глазычева, А. Гутнова, 3. Яргиной, А. Ефимова, Я. Гейла, В. Шимко, С. Хасиевой, Н. Баранова;
исследования визуальной культуры, теории информации, распознавания образов, психологии зрительного восприятия рассмотрены в работах П. Колерса, М. Идена, В. Мешкова, В. Розина, Д. Гипсона, А. Филина, Л. Беллия, Н. Агреста, А. Педасе, А. Моля, Р. Грегери, А. Матвеева, Дж. Грегга.
Объект исследования: световая среда вечернего города и факторы, влияющие на ее формирование.
Предмет исследования: процесс проектного формирования световой среды вечернего города.
Цель исследования: разработка комплексного подхода в создании световой среды вечернего города, включающего интегральную модель проектных действий, обеспечивающую создание функциональной, безопасной, информативной и художественно-содержательной световой среды.
Задачи исследования:
изучить возможности формообразующего действия света в живописи, сценографии, архитектуре и городской среде;
определить факторы, влияющие на пространственно-временную организацию световой среды вечернего города;
разработать модель и методику комплексного проектирования функциональной, информативной и художественно-выразительной световой среды вечернего города;
сформировать принципы световой среды вечернего города и критерии оценки ее художественно-эстетического качества.
Границы исследования: определяются рассмотрением факторов (природно-климатических особенностей, образа жизни человека в вечернем городе, городской среды и световой культуры), влияющих на создание световой среды города и поиском алгоритма проектных действий, обеспечивающих комплексную интеграцию всех видов искусственного освещения в единую функциональную, информативную и художественную целостность.
Методология и методы исследования: изучение и систематизация информации из литературных источников и электронных ресурсов, системно-структурный анализ формообразующей и семантической роли естественного и искусственного света в архитектуре и городской среде, графоаналитический метод систематизации материала, социологические опросы, натурное обследование, компьютерное моделирование световых решений, апробация разработанных предложений в процессе реального проектирования. Результаты данных методов исследования позволили сформулировать гипотезу работы.
Гипотеза работы: закономерности художественного формообразования с помощью света в живописи, сценографии, архитектуре и городской среде, а также комплекс факторов, отражающих специфику световой среды как пространственно-временного явления, позволяют обосновать проектную методику комплексного формирования световой среды вечернего города.
Основные научные результаты, выносимые на защиту:
закономерности развития композиционной роли света, как художественного средства в живописи, сценографии, архитектуре и городской среде;
критерии оценки качества световой среды вечернего города; факторы и средства формирования комплексной световой среды фрагмента вечернего города;
интегральная модель комплексного формирования световой среды вечернего города и проектные уровни ее реализации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
впервые на многочисленных российских и зарубежных примерах проанализирована роль света в живописи, сценографии, архитектуре и городской среде, где свет рассматривается, прежде всего, как средство композиционной организации плоскости, объема, пространства;
определены критерии качества световой среды города, позволяющие оценить ее функциональную, информативную и эстетическую составляющую;
определены группы факторов (природно-климатические особенности, образ жизни человека в вечернем городе, городская среда, световая культура), влияющие на комплексное формирование световой среды фрагмента вечернего города и предложены средства ее формирования;
впервые разработана интегральная модель комплексного формирования световой среды вечернего города и раскрыты проектные уровни ее реализации, позволяющие в процессе работы над освещением отразить дух времени, дух места и архитектурный контекст городской среды.
Практическая и теоретическая значимость исследования заключается: в создании научной основы комплексного формирования световой среды вечернего города;
в разработке принципов комплексного проектирования вечернего освещения города, гарантирующих художественно-образную выразительность его световой среды;
в определении критериев оценки световой среды вечернего города; в определении факторов, влияющих на выбор средств и приемов комплексной организации световой среды города;
в систематизации приемов и средств формирования световой среды вечернего города.
Степень достоверности и апробация результатов. Опубликовано 23 статьи, из них 6 - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, отмечено участие в 7 научно-технических конференциях — в Саратовском государственном техническом университете, Московском архитектурном институте (государственной академии) Министерства образования и науки РФ, Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики, а также 4 — в международных научно-технических конференциях в Москве, Полтаве, Челябинске, Санкт-Петербурге.
Внедрение результатов научной и творческой работы автора осуществлено в шести концептуально-творческих проектах, выполненных в фирмах ООО «Светосервис», ООО «СП» и ООО «Проект Белый город»: «Концепция освещения набережных Москва-реки и реки Яузы центральной части города Москвы» (2008 г.), «Концепция освещения Олимпийского парка г. Сочи» (20102011 гг.), «Концепция освещения Нового Арбата и Кутузовского проспекта» (2011-2012 гг.), исследовательский проект «Формула света. Кварталы Волхонки» (2012-2013 гг.), «Концепция освещения охранной зоны вокруг Кремля, включая ансамбль Московского Кремля» (2012-2013 гг.), «Концепции формирования архитектурно-стилистического образа ночного Санкт-Петербурга» для государственных нужд Санкт-Петербурга (2013 гг.). Все концепции были приняты, три из них внедрены, одна получила награду. Автору, в составе авторского коллектива из четырех человек, присуждена Премия Правительства Москвы в области литературы и искусства 2014 г. в номинации «Архитектура и дизайн» за разработку и реализацию проекта «Архитектурного освещения высотных зданий на Новом Арбате» (Указ Мэра Москвы от 18 июля 2014 г. №42/УМ).
Основные результаты диссертационного исследования прошли апробацию в экспериментальных учебных курсах: впервые в 2011-2012 гг. на кафедре «Дизайн архитектурной среды» ФГБОУ ВПО «Московский архитектурный институт (государственная академия)» Министерства образования и науки РФ; далее в 2014-2015 гг., в программе обучения магистров на кафедре «Твердотельной оптоэлектроники» Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы и приложений, включающих понятийный аппарат и иллюстративные материалы.
ГЛАВА 1. СВЕТ В ЖИВОПИСИ, СЦЕНОГРАФИИ, АРХИТЕКТУРЕ И
ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
1.1. Трансформация значения световой составляющей в живописи и
пространственных искусствах
В данной главе рассматривается генезис формообразующей функции света в живописи, сценографии, архитектуре и городской среде, исследуются светокомпозиционные приемы освещения, роль в них цветовых и яркостных соотношений. Анализируются факторы, влияющие на формирование художественно-содержательной световой среды города.
При исследовании генезиса формообразующей функции света автором работы в историческом ракурсе выявляется несколько основных этапов трансформации роли света, как средства художественной организации пространства. Каждый из этих этапов характеризуется изменением способов использования света в разработке художественной выразительности произведений живописи, сценографии, архитектуре и городской среде в процессе их создания. Анализируется становление феномена искусственного света как одного из основных средств формирования вечерней городской среды, как пространственно-временного явления.
В работе выделяются следующие этапы трансформации представлений о роли света (см. приложение 2, рис.1):
1. роль света в развитии пластического языка живописи (Возрождение, классицизм, период конца 19 - начало 20 века);
2. роль искусственного света в формировании языка сценографии конца (19 - начало 20 века);
3. роль искусственного света в развитии пластического языка архитектуры (20 век);
4. композиционная роль искусственного света в городском планировании (конец 20 начало 21 века).
В эпоху Возрождения (М. Караваджо), классицизма (Д. Каналетто) свет использовали как изобразительное и объективное средство выражения материального мира. Художники классицистического направления (Д. Каналетто) предпочитают обращаться к свету как рациональному и объективному средству передачи материального мира. В основном в картинах используется дневной свет при ясной и солнечной погоде.
Изменение принципов композиции, трактовки формы, пространства и света прослеживается в работах художников романтического направления. Художники используют свет как основное выразительное средство, с помощью которого в искусстве проявляются духовное и символическое начала (К. Фридрих, А. Куинджи). Художники предпочитают применять свет как основное выразительное средство, направленное, помимо прочего, на выявление духовного и символического начала в искусстве. Так, например, К. Фридрих, используя инверсию отношений яркости неба и земли, подсознательно вызывает ощущение тревоги, «подвешенности» и даже страха. Работы Фридриха значимы тем, что он с помощью света пишет не «вещи», а «идеи». Задачу искусства он видит в выражении духовного начала, а не в изображении природы.
Работы А. Куинджи выделялись реалистической передачей природы и использованием романтических элементов — контрастной светотени, передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов). Для передачи света художник ввёл в живопись яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов, который стал основным средством достижения контрастности.
О свете размышляют такие выдающиеся мыслители, как Ф. Шеллинг, Ф. Гегель, К. Зольгер, А. Шопенгауэр. Шеллинг и Зольгер трактуют свет как и
Гегель, видя в нем носителя одухотворяющей идеи — ведь свет бестелесен, но значим, как само «первослово» [24, 28, 32, 68, 108]. Их занимает проблема содержания и смысла света и цвета, - семантика языка. Гегель в своем определении света представляет его как средство живописи, ставя акцент на его оптической функции: свет делает предметы доступными зрению.
Два контрастных направления — натурализм и импрессионизм — формируют разные принципы работы со светом: если в натурализме художник отталкивается в основном от восприятия объектов при ясном солнечном свете, то импрессионисты обращаются к более сложным состояниям атмосферы и передаче ее специфики при помощи дополнительных цветов и нюансных соотношений света и тени (К. Моне, О. Ренуар). Основой гармонизации колорита становится свет со всеми его эффектами - градациями яркости, освещенных и затемненных пространств, рефлексами и бликами.
На рубеже 19 - начала 20 века рождаются новые виды искусства, возникает современный пластический язык как феномен современной мировой художественной культуры. В различных языках художественной деятельности данного периода - постимпрессионизме (В. Ван Гог), кубизме (Ж. Брак, П. Пикассо), сюрреализме (С. Дали, Р. Магритт), оп-арте (В. Вазарели), кинетическом искусстве (Г. Гидони, Н. Шёффер, В. Колейчук), и др. — свет по-разному способствует решению функциональных и художественных задач.
Так, Ван Гог решает проблему света и освещения, используя законы контрастных сопоставлений. Благодаря этому он существенно дополнил вклад импрессионистов в науку о свете, т.к. использовал свет и цвет как средство передачи своих эмоций и душевных настроений. В живописи художника каждый штрих и каждый блик света предельно выразительны. Ван Гог неодобрительно относился к манере поздних импрессионистов разбеливать и высвечивать равномерно всё поле картины, т.к. эта манера, по его мнению, лишена выразительности «...я с каждым днем всё острее ненавижу картины, на которых везде одинаковый свет... то, что они именуют «высвечиванием», во многих случаях представляет собой отвратительный тон мастерской. Создается такое
впечатление, что больше никто не умеет видеть ни рассветы, ни сумерки, что их вообще не существует, что в сутках есть лишь время от 11 до 3 дня, время действительно очень респектабельное, но слишком часто лишенное характера и апатичное» [25, с. 255]. Художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое на отдельные формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого.
Также необходимо отметить роль света в постимпрессионистический период в картинах символистов: через соотношения яркостей художникам удавалось передать тяжесть и обреченность мира. В их картинах свет становится одним из основных художественных средств, создающих мистический и религиозный дух живописных образов.
В живописи кубистов (П. Пикассо, Ж. Брак) свет уже не несет той содержательности или символичности, которая отличает работы импрессионистов и символистов, его основная роль другая — конструктивная. Работа со светотенью позволяет им выявлять форму, подчеркивать все её острые грани и контуры, создавать добавочные контрасты светлого и темного, делать ощутимыми плотность и материальность формы. Элементы в кубистических картинах не имеют единого источника освещения: создается впечатление, что каждый элемент формы освещен своим индивидуальным источником, а сами формы - как зримые воплощения борьбы между светом и тенью выглядят предельно напряженными, заостренно контрастными как оптически, так и концептуально.
Позднее сюрреалисты (С. Дали, М. Эрнст, Р. Магритт) стали использовать свет для подчеркивания или создания аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Искусно играя соотношениями света и тени, они добивались эффекта, при котором объекты теряли свою «предметность», приобретая семантическое значение.
Внимание орфистов было направлено на исследование небесных светил — солнца, неба, луны. Для художников этого направления свет — носитель пространства вечного и безначального. Такой подход позволил открыть новую
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК
Принципы формирования искусственной световой среды архитектурного пространства2013 год, кандидат наук Бутыревская, Ирина Николаевна
Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов2012 год, кандидат архитектуры Батова, Анастасия Геннадьевна
Малые архитектурные формы в формировании открытых пространств городской среды2022 год, кандидат наук Алиева Рена Интизар кызы
Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды (опыт исследования закономерностей художественного решения информационных систем)1984 год, кандидат искусствоведения Устин, Виталий Борисович
Оптико-электронные методы и средства комплексной оценки распределения яркости в условиях городской среды2020 год, кандидат наук Колгушкина Светлана Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Быстрянцева, Наталья Владимировна, 2015 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
1. Архитектурно-художественная подсветка в Санкт-Петербурге. Практические комментарии. Световое пространство Санкт-Петербурга. Комплексный подход / под ред. В.В. Семеновой. — СПб.: СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга», 2012. — 129 с.
2. О Городской целевой программе развития наружного освещения города Москвы на 2005-2009 годы: [закон города Москвы от 23 ноября 2005 года №59].
3. О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга»: [закон г. Санкт-Петербурга от 24.12.2008г. №820-7].
4. О Концепции единой светоцветовой среды города Москвы: постановление Правительства Москвы от 11.11.2008 № 1037-ПП (ред. от 09.08.2011).
5. Отчёт о научно-исследовательской работе «Исследования, разработка рекомендации и технические решения комплексного светового оформления основных памятников архитектуры, площадей и улиц города Новгорода» / сост. Г.В. Каменская, В.П. Зобов, Л.А. Подгорных, Л.И. Петрова, А.Ю. Курносов, —М., 1989.
6. Регламент архитектурно-художественной подсветки в Санкт-Петербурге. Утвержден правительством Санкт-Петербурга 29.12.2012 г., № 5-Н.
7. Руководство по проектированию архитектурного освещения застройки в центральной части и исторических зонах Москвы и зданий, имеющих важное градостроительное значение [утверждено Распоряжением Мэра Москвы от 30.09.96 № 337/1 -РМ], — М., 1997.
8. Свод правил СП 52.13330.2011. Естественное и искусственное освещение [Утвержден Приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2010 г. N783]. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95. — М., 2011.
ЛИТЕРАТУРА
9. Антико, С. Концепция освещения центральной части города Брунек (Италия) / С. Антико, М. Марини // Светотехника. — 2001. — №3. — С. 1619.
10. Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм. — М.: Стройиздат, 1984. — 192 с.
11. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. — М.: Прогресс, 1971. — 392 с.
12. Архитектурная физика: учебник для вузов / сост. Н. Оболенский, В.Лицкевич, Л. Макриненко, Инесса Мигалина, Александр Осипов, Николай Щепетков; под ред. Н. Оболенского. — М.: Архитектура-С, 2007.
— 448 с.
13. Батова, А.Г. Свет и тектоника ордерной архитектуры / А.Г. Батова, Н.И. Щепетков // Светотехника. — 2012. — №5. — С. 23-28.
14. Бодрийяр, Ж. Искусство и потребление / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. А.Шестаков // Мир дизайна. — 1999. — №2. — С. 2-5.
15. Быстрянцева, Н.В. Концепция формирования световой среды Олимпийского парка / Н.В. Быстрянцева // Архитектура, Строительство, Дизайн. —2011.
— №03 (64). —С. 12-15.
16. Быстрянцева, H.B. Феномен световой среды вечернего города / Н.В. Быстрянцева // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Материалы международной научно-практической конференции 9-13 апреля: сборник статей. - М.: МАРХИ, 2012. — С. 219220.
17. Быстрянцева, Н.В. Развитие теории световой среды вечернего города / Н.В. Быстрянцева // Светотехника. — 2012. — №5. — С. 60-63.
18. Быстрянцева, Н.В. Концепция освещения Нового Арбата и первые этапы ее реализации / Н.В. Быстрянцева, Е.Г. Боос, Т.О. Лукина, O.A. Проскурин // Архитектура, Строительство, Дизайн. — 2012. — №01 (66). — С. 28-31.
19. Быстрянцева, Н.В. Эстетика световой среды / Н.В. Быстрянцева // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Материалы научно-практической конференции 11-15 апреля: Тезисы докладов. - М.: МАРХИ, 2014.-С. 331-332.
20. Быстрянцева, Н.В. Формула света: исследование световой среды района Волхонки / Н.В. Быстрянцева, Р. Ван дер Хейде // Территория культуры. Кварталы Волхонки: Монография. — М.: Проект Белый Город, 2014.
- 115 с.: ил. —С. 50-57.
21. Быстрянцева, Н.В. Выявление системы восприятия человеком освещенных пространств и объектов в городской среде / Н.В. Быстрянцева, Н.В. Матвеев // Светотехника. — 2014. — №4. — С. 52-55. (80% авторского текста).
22. Быстрянцева, Н.В. Научно-практическая конференция «Световой дизайн -2014» / Н.В. Быстрянцева // Светотехника. — 2014. — №6. — С. 70.
23. Быстрянцева, Н.В. Критерии комплексной оценки качества искусственной световой среды города / Н.В. Быстрянцева // Светотехника. —2015. —№2.
— С. 26-29.
24. Вавилов, С.И. Глаз и солнце / С.И. Вавилов, — М.: Наука, 1976. — 131 с.
25. Ван Гог. Письма / Ван Гог, — Ленинград-Москва: Искусство, 1966. — 604 с.
26. Вендровская, Л.Д. Творческое наследие В.Э. Мейерхольда /
Л.Д. Вендровская, A.B. Февральский, — М.: Всероссийское театральное общество, 1978. — 508 с.
27. Гарднер, К. / Борьба с нежелательным светом: международная практика / К. Гарднер//Светотехника. — 2012. — №1. — С. 6-18.
28. Гегель, Г.-В.-Ф. Эстетика в 4-х томах / Г.-В.-Ф. Гегель; пер. с нем. Б.Г. Столпнер, — М.: Искусство, 1968. — 675 с.
29. Гидони, Г.И. Искусство света и цвета. Введение. Генезис, формы, прогнозы / Г.И. Гидони, — Л.: Изд. авт., 1930. — 32 с.
30. Глазычев, В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды / В.Л. Глазычев, — М.: Наука, 1984. — 180 с.
31. Глазычев, В.Л. Средства художественно-проектного моделирования среды / В.Л. Глазычев // Проблемы формообразования в современной архитектуре: сборник научных трудов, — М.: ЦНИИПград, 1975. — С. 37-51.
32. Грегори, Р.Л. Разумный глаз: Как мы узнаем то, что нам не дано в ощущениях / Р.Л. Грегори. — 4-е изд., — M.: URSS, 2010. — 240 с.
33. Гусев, Н.М. Световая архитектура / Н.М. Гусев, В.Г. Макаревич, — М.: Стройиздат, 1973. — 248 с.
34. Гусев, Н.М. Световая архитектура города / Н.М. Гусев, В.Г. Макаревич, Н.И. Щепетков // Светотехника. — 1974. — №11. — С. 4-6.
35. Гутнов, А.Э. Эволюция градостроительства / А.Э. Гутнов, — М.: Стройиздат, 1984. — 256 е., ил.
36. Данилова, Э.В. Формообразующие методы в живописи и скульптуре начала XX века: учебное пособие / Э.В. Данилова. — Самара: Самарск. гос. арх.-строит. ун-т, 2004. — 128 с.
37. Диалог с историей: мастер-план освещения Гента (Бельгия), разработанный светодизайнером Роланом Желем и инженером-проектировщиком Филиппом Ванавербеке // Light design. — 2008. — №5(34). — С. 16-29.
38. Диалог с историей: мастер-план освещения Гента (Бельгия), разработанный светодизайнером Роланом Желем и инженером-проектировщиком Филиппом Ванавербеке // Light design. — 2008. — №6(35). — С. 22-34.
39. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, A.B. Ефимов и др. — М.: Архитектура-С, 2004. — 288 с.
40. Ермолаев, А.П. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: учебное пособие / А.П. Ермолаев, Т.О. Шулика, М.А. Соколова. — М.: Архитектура-С, 2005. — 464 е., ил.
41. Ермолаев, А.П. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: учебное пособие / А.П. Ермолаев, Т.О. Шулика, М.А. Соколова. — М.: Архитектура-С, 2005. — 464 е., ил.
42. Ефимов, A.B. Дизайн архитектурной среды / A.B. Ефимов, Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев и др. — М.: Архитектура-С., 2005. — 504 е., ил.
43. Ефимов, A.B. Формообразующее действие полихромии в архитектуре / A.B. Ефимов, — М.: Стройиздат, 1984. — 168 е., ил.
44. Ефимов, A.B. Цвет - необходимая составляющая жизненной среды / A.B. Ефимов // Световой дизайн: Тезисы докладов научно-практической конференции 9-10 октября. - СПб: Университет ИТМО, 2014. — С. 33-35.
45. Ефимов, A.B. Архитектурная колористика / A.B. Ефимов, Н.Г. Панова — М.: БуксМАрт, — 2014. — С. 136.
46. Зиммель Г. Как возможно общество? // Г. Зиммель; избранное, — Т.2. Созерцание жизни. — М.: Юрист, 1996. — С. 509-526.
47. Ивенс, P.M. Введение в теорию цвета / P.M. Ивенс, — М.: Мир, 1964. — 466 с.
48. Иконников, A.B. Основы архитектурной композиции / A.B. Иконников, Г.П. Степанов — М.: Искусство, 1971. — 225 с.
49. Иконников, A.B. Искусство, среда, время / A.B. Иконников, — М.: Советский художник, 1985. — 336 с.
50. Иконников, A.B. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве / A.B. Иконников, — М.: Ком. Книга, 2006. — 352 с.
51. Иконников, A.B. Художественный язык архитектуры / A.B. Иконников, — М.: Искусство, 1985. — 176 с.
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62.
63.
64,
Иконников, A.B. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / A.B. Иконников, — М.: Стройиздат, 1990. — 335 с. Исмагилов, Д.Г. Театральное освещение / Д.Г. Исмагилов, Е.П. Древалева, — М.: Дока Медиа, 2005. — 359 с.
Каменская, Г.В. Методические рекомендации по проектированию наружного архитектурного освещения зданий и сооружений / Г.В. Каменская, Л.И. Петрова и др. — М.: ЦНИИЭП инж. оборудования, 1977. —63 с.
Каменская, Г.В. Практические рекомендации к архитектурному освещению / Г.В. Каменская // Light design. — 2005. — №4. — С. 4-15. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский, — М.: Архимед, 1992. — 112 с.
Кандинский, В.В. Точка и линия на плоскости / В.В. Кандинский, — СПб.: Азбука, 2001. —560 с.
Карстен, В.О. мастер-план освещения Дрездена (Winkels&Partner) / В.О. Карстен // Light design. — 2010. — №1-2 (40). — С. 34-43. Карпенко, В.Е. Особенности ночной и дневной панорамы Владивостока / В.Е. Карпенко // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ, — М.: МГХПУ. —2009. — №1. — С. 96-101. Келер, В. Свет в архитектуре / В. Келер, В. Лукхардт, — М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1961. — 184 с.
Келлер, М. Этот фантастический свет / М. Келлер — М.: Театр Строй-Проект Р, 2008. — 224 с.
Колере, П. Распознавание образов / П. Колере, Д. Мюррей, — М.: Мир, 1970. —288 с.
Корбюзье Ле. Архитектура XX века / Ле Корбюзье; пер. с франц. К.Т. Топуридзе, — М.: Прогресс, 1970 — 304 с.
Лекус, Е.Ю. Синергетический историзм и его роль в создании новой периодизации искусства / Е.Ю. Лекус; под общ. ред. В.Н. Гладковой,
С.Д. Пожарского // Акмеология развития. — СПб.: Хмельницкий, 2006. — С. 129-135.
65. Лежава, И.Г. Визуальный язык архитектуры / И.Г. Лежава, И. Галимов // Архитектура СССР. — 1988. — №7-8. — С. 15-20.
66. Линч, К. Образ города / К. Линч, — М.: Стройиздат, 1982. — 328 с.
67. Лосев, А.Ф. Форма. Стиль. Выражение / А.Ф. Лосев, — М.: Мысль, 1995. — 944 с.
68. Луизов, A.B. Глаз и свет / A.B. Луизов, — Л.: Энергоатомиздат, Ленинградское отделение, 1983. — 144 с.
69. Матовников, Г.С. Освещение новых пешеходных улиц / Г.С. Матовников // Световой дизайн: Тезисы докладов научно-практической конференции 9-10 октября. - СПб: Университет ИТМО, 2014. — С. 29.
70. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура: Конец 19-20 вв. / Сост. и ред. A.B. Иконников, — М.: Искусство, 1972. — 591 с.
71. Матвеев, А.Б. Изобразительное искусство, световой дизайн и эстетика /
A.Б. Матвеев // Светотехника. — 1999. —№3. — С. 21-24.
72. Матвеев, А.Б. Эстетика освещения / А.Б. Матвеев // Светотехника. — 1995. -№4-5. —С. 2-4.
73. Мешков, В.В. Основы светотехники: учебное пособие для вузов, часть 2. Физиологическая оптика и колориметрия / В.В. Мешков, А.Б. Матвеев. — М.: Энергоатомиздат. — 1989. — 432 с.
74. Мешков, В.В. Основы светотехники: учебное пособие для вузов, часть 1 /
B.В. Мешков. — 2-е изд., перераб. — М.: Энергия, 1979. — 386 е., ил.
75. Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие / А. Моль; пер. с франц. Б.А. Власюка, Ю.Ф. Кичатова, А.И. Теймана; под ред. с послеслов. и прим. Р.Х. Зарипова, В.В. Иванова; вступ. статья Б.В. Бирюкова,
C.Н. Плотникова. —М.: Мир, 1966. — 352 е., ил.
76. Нарбони, Р. Прогресс на страже традиции / Р. Нарбони // Light design. — 2009. — №1-2. — С. 48-54.
77. Оболенский, Н.В. Световая среда и архитектурная композиция /
Н.В. Оболенский // Светотехника. — 1974. —№9. — С. 7-12.
78. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, — М.: ИТИ Технологии, 2006. — 944 с.
79. Островский, М.А. Роль и значение утилитарного освещения в световом оформлении городов / М.А. Островский // Светотехника. — 1974. — №11.
— С. 7.
80. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и воспринимает мир / В.М. Розин, — М.: Либроком, 2009. — 272 с.
81. Семенова, В.В. Дизайн архитектурной среды города / В.В. Семенова, — СПб.: АртПро Дизайн, 2014. — 208 е.: ил., карты, планы, схемы.
82. Семенова, В.В. Петербургский стиль: монография / В.В. Семенова, — СПб.: Экс-Пресс, 2009. — 342 е.: ил., карты, планы, схемы.
83. Силкина, М.А. Влияние высоты размещения визуально-коммуникативных систем на образ архитектурной среды [Электронный ресурс] / М.А. Силкина // Международный электронный научно-образовательный журнал "Architecture and Modern Information Technologies" (Архитектура и современные информационные технологии» (AMIT)). — 2013. — №2 (27).
— Режим доступа: httn://www.marhi.ru/AMIT/2014/2kvart 14/silkina/silkina2.ndf.
84. Соколова, М.А. «Пластическая пропедевтика» в обучении архитектора-дизайнера: дис. канд. архит.: 05.23.20 / Соколова Марина Алексеевна, — М.: МАРХИ, 2011. —133 с.
85. Справочная книга по светотехнике / под общ. ред. проф. Ю.Б. Айзенберга.
— 3-е изд., перераб. и доп., — М.: Знак, 2007. — 972 с.
86. Филин, В.А. Видеоэкология / В.А. Филин, — М.: ТАСС-реклама, 1997. — 320 с.
87. Флоренский, П.А. История и философия искусства. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии: собр. соч. сер. Философское наследие; Т. 131 / П.А. Флоренский, М.: Мысль, 2000. — 446 с.
88. Хасиева, С.А. Архитектура городской среды / С.А. Хасиева, — М.: Строй из дат, 2001. — 200 с.
89. Шаида, Я. Украшение города цветным светом — плюсы и минусы / Я. Шанда // Светотехника. — 2002. — №1. — С. 4-10.
90. Швидковский, Д.О. От мегалита до мегаполиса. Очерки истории архитектуры и градостроительства / Д.О. Швидковский, — М.: Архитектура-С, 2009. — 480 с.
91. Шимко, В.Т. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды: учебное пособие для вузов / В.Т. Шимко,
A.A. Гаврилина, — М.: Архитектура-С, 2004. — 104 с.
92. Шулика, Т.О. Концепция проектно-пластического синтеза в системе архитектурно-дизайнерского образования: дис. канд. архит.: 05.23.20 / Шулика Татьяна Олеговна, — М.: МАРХИ, 2011. — 145 с.
93. Щепетков, Н.И. О концепции архитектурного освещения Москвы / Н.И. Щепетков // Светотехника. — 1994. — №9. — С. 2-5.
94. Щепетков, Н.И. О реализации концепции архитектурного освещения Москвы / Н.И. Щепетков // Светотехника. — 1995. — №4-5. — С. 5-6.
95. Щепетков, Н.И. Световой дизайн города: учебное пособие / Н.И. Щепетков. — М.: Архитектура-С, 2006. — 320 е., ил.
96. Щепетков, Н.И. Световой урбанизм: миф или реальность? / Н.И. Щепетков // Проект Россия. — 2004. — №1. — С. 48-53.
97. Щепетков, Н.И. Цветной свет — важный элемент эстетики городской среды / Н.И. Щепетков // Светотехника. — 2002. — №1. — С. 12-15.
98. Эдвард Гордон Крег. Воспоминания, статьи, письма / сост. А.Г. Образцова, Ю.Г. Фридштейн; вступ. ст. А.Г. Образцовой; коммент. Ю.Г. Фридштейна; пер. с англ. В.В. Воронина, Г.Г. Алперс, В.Я. Виленкина, Ю.Г. Фридштейна, А.Д. Ципенюк. —М.: Искусство, 1988. — 399 с.
99. Ярбус, A.JT. Роль движения глаз в процессе зрения / A.J1. Ярбус, — М.: Наука, 1965. — 176 с.
100. Яргина, З.Н. Эстетика города / З.Н. Яргина, — М.: Стройиздат, 1991. — 366 с.
101. Bamberg and Bocholt Lighting Master Plans // Licht.wissen. City Marketing with Light —№16. —P. 14-19.
102. Christa van Santen. Light Zone City. Light Planning in the Urban Context / Christa van Santen, — Basel, Boston, Berlin: Birkhäuser, 2006. — 127 p.
103. Hank Haeusler, M. Media Facades. History, Technology, Content / M. Hank Haeusler, — Ludwigsburg: Avedition GmbH, 2009. — 248 p.
104. Henry Plummer. Nordic Light. Modern Scandinavian Architecture / Henry Plummer, — London: Thames & Hudson Ltd, 2012. — 256 p.
105. Herve Descottes. Architectural Lighting Designing with Light and Space / Herve Descottes, coauthor Cecilia E. Ramos, — New York: Princeton Architectural Press, —2011. — 144 p.
106. Lighting Master Plan Bremen // Licht.wissen. City Marketing with Light — №16.
— P. 22-25.
107. Muller, D. Visuelle Symphonie / D. Muller // Professional Lighting Design. — 2009. — №69. — P. 10-17.
108. Peter Zumthor. Atmosphären / Peter Zumpthor, — Basel: Birkhäuser, 2010. — 75 p.
109. PLDC 2nd Global Lighting Design Convention, 28-31 Oktober in Berlin/GER: Convention Proceedings, — Gütersloh: VIA-Verlag, Joachim Ritter e.K., 2009.
— 248 p.
110. The Structure of Light. Richard Kelly and the Illumination of Modern Architecture / Edited by Dietrich Neumann, — New Haven: Yale University Press, 2010. —214 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.