Правовая культура в англосаксонской правовой семье: Теоретико-правовое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Бычкова, Екатерина Васильевна

  • Бычкова, Екатерина Васильевна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2003, Коломна
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 222
Бычкова, Екатерина Васильевна. Правовая культура в англосаксонской правовой семье: Теоретико-правовое исследование: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Коломна. 2003. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Бычкова, Екатерина Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Правовая культура в семье общего права

§ 1. Место и роль правовой культуры в правовой жизни общества.

§ 2. Отличительные черты англосаксонской правовой культуры в США и Великобритании.

§ 3. Реализация правовой культуры в англоамериканском обществе.

ГЛАВА II. Источники права как элементы правовой культуры в англосаксонской правовой семье

§ 1. Обычай как форма проявления правовой культуры.

§ 2. Традиции как средство регулирования общественных отношений в англосаксонском праве.

§ 3. Иные составные части правовой культуры: разум, доктрина, договор.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовая культура в англосаксонской правовой семье: Теоретико-правовое исследование»

Актуальность темы исследования. Современная теория и история государства и права, история правовой мысли свидетельствуют о непрерывном процессе поиска ответа на вопрос о том, что такое правовая культура, каковы её главные составляющие, принципы воздействия на человека, общество, внешнюю среду, в чем состоит практическая роль правовой культуры.

В новых исторических условиях современной России, в эпоху информатизации и неограниченного обмена информацией на международном уровне перед современным поколением российских учёных встают задачи систематического исследования государственного опыта стран западной демократии в регулировании межнациональных отношений. При этом очень полезен государственно-правовой опыт стран англосаксонского права.

Взаимодействуя друг с другом, правовые системы находятся в процессе непрерывного культурного взаимодействия. В правовые культуры отдельных стран попадают компоненты других правовых культур: юридические тексты, процедуры, правовые конструкции социальных отношений, структур, образа жизни. Это позволяет полнее оценить свой собственный опыт правовой жизни, даёт возможность далее развивать, совершенствовать отдельные элементы своей правовой системы, наполняя её новыми смыслами. Такая фрагментарная юридическая аккультурация — обычное явление, проистекающее из повседневных контактов представителей различных правовых систем. При разумном заимствовании она способствует модернизации права, обогащению новыми принципами и юридическими конструкциями.

Международное правовое общение разных народов и стран - характерная черта современного мира, вступившего в стадию межкультурного существования, когда всё большую роль приобретает право на культурное разнообразие и его обеспечение. Осмыслить государственно-правовой опыт стран западной демократии тем более необходимо, т.к. цивилизованный статус России всегда основывался на внутреннем балансе западных и восточных цивилизаций, исторически сложившихся на фундаменте византийской культуры.

Национальный и интернациональный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники права. Отсюда сложность понимания этого явления для познания и многочисленность взглядов, точек зрения, мнений о правовой культуре.

Правовая культура стран англосаксонского права - это не продукт логики, системы и строгих теоретических выдумок, — это результат юридической практики стран англосаксонского права, таких как Великобритания, США. Для нашей евроазиатской страны, исторически и культурно тяготеющей к Европе, являющейся частью единого европейского пространства, данный опыт важен как с политико-правовой, так и с практической точки зрения. Из английской правовой системы заимствованы такие идеи, как презумпция невиновности, принцип верховенства права, состязательное правосудие или суд присяжных, использование обычая делового оборота в гражданском праве и т.п. Всё это, как, впрочем, и многое другое, составляет неотъемлемые элементы английской правовой культуры, которая одновременно всё больше приобретает черты современного континентального права. Однако наблюдаемое нормативное сближение названных правовых систем пока не сопровождается адекватными изменениями правового сознания людей, их правовых ценностей, мотивов, используемых для регулирования их деятельности.

Культура, традиции, история, стиль правового мышления народов англосаксонского права, одной из самых распространённых семей в мире не идентичны другим правовым семьям. Правовая культура англосаксонской правовой семьи - это веками развиваемый стиль правового мышления вокруг английского неписаного права. Это была культура, в которой судьи имели такие же полномочия, как и законодатели.

Во всяком цивилизованном обществе право является основной, но не единственной формой информативного регулирования общественных отношений. Существуют и действуют многочисленные народные, национальные, местные и другие традиции и обычаи, которыми - руководствуются люди в повседневной общественной и личной жизни. А поддержание памяти об основных вехах развития права является неотъемлемым элементом культуры. Поэтому немаловажное значение для развития англосаксонской правовой культуры имели и имеют и такие источники праьа, как обычаи, правовые доктрины, правовые традиции, разум (разумное решение спора), а также особый «интегрированный» источник -принципы и нормы международного и зарубежного (национального) права.

Формирование правовой культуры в странах англосаксонской правовой семьи осуществляется в рамках многочисленных государственных программ по предупреждению преступности среди несовершеннолетних и молодежи, специфической системы обучения в учебных заведениях, юридической помощи в юридических учреждениях.

История человечества - бесконечный процесс прерывности и непрерывности, смены поколений, формаций, цивилизаций. Накопленные ценности духовной и материальной культуры различных стран бережно передаются из поколения в поколение, их исследование позволяет формулировать и решать принципиально важные проблемы строения и функционирования общества и проводить содержательный анализ различных сфер общественной деятельности своей страны с учетом сравнительного анализа зарубежного опыта, в частности, стран англосаксонской правовой семьи и анализа правовой культуры, которая определяет качество правовой жизни гражданского общества.

Степень разработанности проблемы. В российском правоведении многочисленные научные исследования правокультурности получили статус самостоятельного научного направления, имеющего свой предмет исследования. Проблемы правовой культуры неоднократно поднимались в трудах отечественных философов, социологов, правоведов: И.А. Ильина, Б.А.

Кистяковского, С.А. Котляровского, М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, П.А. Сорокина. Однако исследование отдельных аспектов не давало целостного представления о правовой культуре.

В середине 70-х гг. XX столетия вопросы правовой и политической культуры исследовались в работах O.A. Красавчикова, В.Е. Чиркина, Ф.М. Бурлацкого, а исследования В.Н. Кудрявцева, B.C. Нерсесянца, JI.C. Явича, Е.А. Лукашевой и др. расширили представления о правовой культуре как самостоятельном явлении.

В юридической науке 60-70-х годов прошлого века общепринятым было характеризовать правовую культуру в двух аспектах, считая её определённым идейно - правовым состоянием общества на том или ином этапе его развития; совокупностью знаний о праве, умением применять закон в повседневной жизни, уважать его, что и обеспечивает соблюдение правовых требований.

Вопросы правовой культуры в последнее время продолжают вызывать научный интерес у представителей правовой науки. Обстоятельное освещение они находят в работах С.С. Алексеева, Н.Л. Гранат, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, С.А.Комарова, А.Г. Манова, Г.В. Мальцева, A.B. Мицкевича, В.В. Тищенко, И.Ф. Рябко и др.

Различные аспекты проблемы правовой культуры, особенно социологический и психологический аспекты, исследуются в работах Е.В. Аграновской, П.П.Баранова, О.Н. Ведерниковой, Е.А. Зорченко, В.И. Каменской, Л.Д. Мостовщикова, А.Р. Ратинова, В.П. Сальникова, А.П. Семитко, Н.Я. Соколова, В.А. Щегорцова, А.Д. Шахтиной.

Значительное внимание уделяют исследованию правовой культуры в деятельности должностных лиц, их роли и места в системе государственного управления Н.Ф. Волкодаев, Л.А. Ершова, И.А. Бачило, В.И. Иванов, В.П. Курашвили, Б.М. Лазарев, A.B. Оболонский, Ю.А. Розенбаум, Ю.А. Тихомиров.

Изучению правовой культуры своей страны во взаимодействии с иными правовыми явлениями посвятили свои работы В.В. Бойцова, JI.B. Бойцова, М.Н. Марченко, Л.П.Рассказов, Ф.М.Рудинский, А.К. Романов, Давид Рене, JI.A. Морозова, А.Х. Саидов, А. Де Токвиль, С.Д. Бейли, Р.К. Каенеген, Т.С. Элиот, В. Джеснер, Фридмен Лоренс, Б. Шварц, X. Варга.

Разум, доктрина как неформальные правовые регуляторы и договор как современная черта правовой культуры в англосаксонской правовой семье исследовались в трудах В. Ансона, К.В. Агроновского, П.С. Виноградова, Н.Л. Гранат, Д. Рене, С.А. Егорова, О.В. Зайчука, Р. Кросса, В.В. Колесника, Самонда и Вильямса, Р. Уолкера и др.

Разнообразные точки зрения на содержание и соотношение понятий обычая и культуры, традиции и культуры высказывали С.А. Авакьян, A.A. Белкин, Г. Брактон, Г.М. Даниленко, Ю.В. Иванова, B.C. Нерсесянц, С.Г. Пальчик, Э. Поррит, Л.Г. Свечникова, Т.В. Сергеева, С. Холенд, А. Кроебер, Д. Уолкер и др.

Однако в современной юридической литературе ещё не нашёл достаточного освещения теоретический и практический опыт исследований правовой культуры англосаксонской правовой семьи. Значимость данных исследований правокультурности обусловлена необходимостью быстрого и решительного прорыва России в правокультурное пространство на основе своеобразной ассимиляции национальных и мировых достижений в сфере права.

Объектом исследования выступает правовая культура США и Великобритании - стран англосаксонской правовой семьи — как правовое явление в конкретной культурно-исторической ситуации в единстве и многообразии ее состояния.

Предметом исследования явилось содержание и особенности правовой культуры на современном этапе развития в этих государствах, результаты теоретических изысканий правоведов США и Великобритании относительно правовой культуры, а также уровень и степень прогрессивно-правовых достижений, воплощенных в человеческой деятельности и ее результатах в этих странах.

Цель исследования состоит в системном исследовании государственно-правовых институтов стран англосаксонского права, определяющих качественное состояние правовой жизни гражданского общества в этих странах, что позволяет нам в современных условиях неограниченного обмена информацией на международном уровне более эффективно использовать положительный опыт стран англосаксонского права. Исходя из этого, автор ставит задачи:

- рассмотреть понятие, выявить истоки, отличительные черты правовой культуры в США и Великобритании;

- установить место, роль, формы реализации правовой культуры в правовой жизни общества, теоретическую и практическую значимость обычаев и традиций в правовой культуре;

- охарактеризовать процесс формирования правовой культуры в странах англосаксонской правовой семьи, выявив особенности формирования правовой культуры должностных лиц;

- исследоьать способы разрешения противоречий через юридическое посредничество;

- проанализировать эффективность и полноту нормативного воздействия на общественные отношения с позиции правового обычая, традиций, разума, доктрины, договора в изучаемых странах;

- систематизировать накопленный юридический материал по правовой культуре в странах англосаксонской правовой семьи, ввести в научный оборот новые информационно-юридические источники.

Методологической основой исследования явились принципы и категории материалистической диалектики как общенаучного, фундаментального метода познания. Кроме того, в работе были использованы общелогические и частнонаучные методы, такие как системный, функциональный, исторический, метод сравнительного правоведения, анализ, синтез, наблюдение и др.

Теоретико-нормативной основой диссертации послужили нормативные правовые акты, прецеденты, выводы и положения, содержащиеся в юридической, социологической, философской литературе по вопросам правовой культуры на русском языке, а также значительное число оригинальных работ американских и британских ученых по правоведению в авторском переводе.

Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа является одним из первых монографических исследований правовой культуры в странах англосаксонской правовой семьи (Америки и Великобритании) в современной теории государства и права; в научный оборот вводятся результаты теоретического анализа современного состояния правовой культуры в таких высокоразвитых странах англосаксонской правовой семьи, как США и Великобритания; определена система, место и роль обычаев, традиций, разума, доктрины в развитии правовой культуры англосаксонской правовой семьи.

Положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Англосаксонская правовая семья, являясь уникальным и во многом неповторимым культурно-правовым явлением, где наряду с законом главенствующая роль принадлежит такому источнику права, как прецедент или судейская практика, для своего дальнейшего развития в современных условиях использует и такие источники, как обычаи, традиции, доктрина, разум, договор. Это позволяет правовой культуре более эффективно выполнять интегративную и компромиссную функцию социального контроля, ибо она отражает качественное состояние и уровень развития, как всей правовой действительности, так и ее отдельных компонентов.

2. В условиях быстрой юридической глобализации исследование правовой культуры одной из правовых семей современности, а именно стран англосаксонской правовой семьи, позволяет лучше рассмотреть правовые явления России в контексте социальных проблем, соотнести право с реальной жизнью, оценить неформальные регуляторы общественных отношений, сконцентрировать внимание ученых на дальнейшее правовое предвидение.

3. Правовал инфильтрация социокультурных явлений, несмотря на разные типы правопонимания, обусловлена универсальным состоянием правовых культур различных правовых семей, так как правовая культура есть основное явление, на базе которого осуществляется интеграция. Исходя из нашего понимания сущности правовой культуры, мы определяем ее как совокупность правовых знаний, полученных на основе сопоставления правовой культуры своей страны и зарубежного опыта, убеждений, установок и поведения личности, реализуемых во всех областях жизнедеятельности с помощью системы правовых учреждений и методов, как способ нормального функционирования общественного организма на основе согласования правовых норм с международными договорами, внутренними традициями, обычаями и общей культурой народа.

4. Формирование позитивного отношения к праву и закону в странах англосаксонской правовой семьи начинается с детского возраста, затем правовая образованность осуществляется посредством гражданского образования в учебных заведениях, в последующем процесс правового просвещения осуществляется через юридические общества, правовые ассоциации, фонды правовой помощи. Правовая культура в англосаксонском праве реализуется в повседневной жизни посредством добровольного утверждения «повседневности закона» и включает все сферы общественной жизни и деятельности. Чем выше уровень правовой культуры субъектов права, особенно работников законодательных, исполнительных и правоохранительных механизмов государства, тем эффективнее реализация права и претворения законов в жизнь.

5. На успешном развитии позитивных традиций и обычаев, в конечном счете, строится весь процесс правового воспитания человека, формирования законопослушного образа жизни, при котором разум и доктрина являются неформальными регуляторами общественных отношений, восполняют потребность в дополнении норм закона; современной чертой англосаксонской правовой культуры является договорное право, которое несет особую правовую нагрузку при осуществлении внешнеэкономических операций.

6. В англосаксонской правовой семье правовые обычаи являются средствами нормативного регулирования общественных отношений, в то же время традиции, как и обычаи, являясь элементом правовой культуры, выполняют роль формализованных каналов передачи социального опыта, обеспечивая преемственность поколений.

Теоретическая значимость работы состоит в анализе правовой культуры англосаксонской правовой семьи для дальнейшего развития теории правовой культуры в России, в исследовании вопросов воспитания правовой культуры в США и Великобритании как важного средства формирования правовой культуры цивилизованного общества и практического применения правовой культуры должностными лицами, а также простыми гражданами этих стран.

Анализ общих и самобытных особенностей возникновения, функционирования и последующего изменения правовых традиций и обычаев в США и Великобритании, а также изучение их современных правовых культур (договор, разум, доктрина) позволило бы точнее сформулировать и более принципиально решать важные проблемы построения и функционирования российского общества и провести более глубокий содержательный анализ ряда сфер общественной деятельности в России для прогнозирования ее более высокого развития.

Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные теоретические положения и выводы могут быть использованы в практической деятельности государственных органов в области совершенствования правовой культуры, законотворческого и правореализующего процесса в России на основе анализа зарубежного опыта, в частности, стран англосаксонской правовой семьи.

Материалы исследования могут быть использованы в качестве методических разработок при составлении учебных программ, в процессе преподавания юридических дисциплин в учебных заведениях с учётом опыта, например, Великобритании по предупреждению преступности среди молодёжи, осмыслению государственно-правового опыта стран англосаксонского права для регулирования межнациональных отношений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме их обсуждения на научных и научно-практических конференциях, путём внедрения научных разработок в учебный процесс Коломенского государственного педагогического института, как на юридическом, так и других факультетах.

Материалы диссертационного исследования докладывались соискателем на научно-практических конференциях: «Правовая культура студенческой молодёжи» (Коломна, 2000 г.); «Европейская культура или Европейская правовая культура?» (Коломна, 2001 г.); «Роль уровня правовой культуры в развитии завтрашнего дня» (Коломна, 2002 г.); «Правовая культура гражданина в системе высшего и профессионального образования» (Коломна, 2002 г.); «Антибуллинговые программы в Великобритании и США — важнейшее средство формирования правовой культуры цивилизованного общества» (Коломна, 2003 г.); «Правовая культура в повседневной жизни» (Коломна, 2003 г.), «Политика. Власть. Право» (Санкт-Петербург - Коломна, 2001-2003 гг.).

Положения диссертации нашли отражение в 14 опубликованных работах.

Структура и объем диссертации предопределяются целями и задачами исследования, она состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы - 221 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Бычкова, Екатерина Васильевна

В современных условиях демократизации и формирования основ гражданского общества в России, учитывая неустойчивое равновесие нынешнего состояния государственного механизма России, в период укрепления и совершенствования новой России изучение различных правовых культур приобретает особую актуальность. Осмысление государственно правового опыта стран англосаксонского права важно как с политико-правовой, так и с практической точки зрения. Значимость данных исследований правокультурности обусловлена необходимостью быстрого и решительного прорыва России в правокультурное пространство на основе своеобразной ассимиляции национальных и мировых достижений в сфере права.Культура, традиции, история, стиль правового мышления народов англосаксонского права, одной из самых распространённых семей в мире не i4 идентичны другим правовым семьям. Правовая культура англосаксонской правовой семьи - это веками развиваемый метод, практика и стиль правового мышления вокруг английского неписаного права.Правовая культура стран англосаксонского права — это результат юридического опыта, приобретающего черты современного континентального права. Понятие правовой культуры является ключевым понятием юридико социологической теории интеграции Европейской правовой культуры, т.е.ценности и отношения к закону, толкование закона, поведение относительно данным нормам вообще и закона в частности, уровень юридических знаний общественности, социальная структура и статус юридических профессий и т.д.Мы считаем, что это интегрированное понятие правовой культуры далеко от простого понимания в любом аксиоматическом плане, оно и не унитарное, и не составное, легче его можно выразить как тенденцию, сублимирующую свою бесконечную идентификацию в процессе непрерывных изменений. Правовая культура в значительной степени есть результирующая категория, показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правового сознания. Другими словами, правовая культура - это непрекращающийся процесс становления в результате непрерывных изменений. Правовая культура живёт и развивается в современном мире, подвергаясь то критике, то противодействию, то обструкции по мере непрерывного совершенствования правовой надстройки общества с учетом основных тенденций развития государств. В силу тенденций общеправового развития оно и впредь сохраняет в разных странах свои особенности. Идея о Европейской правовой культуре вряд ли является близким будущим. Универсализация правовой культуры пока не предвидится. Правовая культура - достояние каждого народа и всего человечества. Однако, это не исключает поиска новой интегративной дефиниции правовой культуры. Мы определяем правовую культуру как совокупность правовых знаний, полученных на основе сопоставления правовой культуры своей страны и зарубежного опыта, убеждений, установок и ^. поведения личности, реализуемых во всех областях жизнедеятельности с помощью системы правовых учреждений и методов, как способ нормального функционирования общественного организма на основе согласования правовых норм с международными договорами, внутренними традициями, обычаями и общей культурой народа.В юридической литературе существует самые разнообразные мнения о месте правовой культуры в правовой жизни общества: от признания её элементом одной из подсистем юридической надстройки до её отождествления с правовой надстройкой. В философской литературе правовую культуру характеризуют как качественное состояние правовой надстройки, качественную характеристику, присущую всем сферам правовой жизни. Правовая культура также характеризуется степенью развитости в стране юридической науки, в частности политико-правовой мысли.В современной правовой культуре трудно представить серьезные социальные изменения, которые осуществляются помимо права или которые не производят значительных изменений правил. От правовой культуры работников законодательных, исполнительных и правоохранительных механизмов государства зависит правовая наука и кадровая работа в этих учреждениях. От уровня правовой культуры субъектов права во многом зависит практика эффективной реализации права и претворение законов в жизнь.Влияние правовой культуры на реализацию права может быть трёх видов: правовая культура личности полностью совпадает с правовой культурой общества; правовая культура личности опережает правовую культуру общества; правовая культура личности отстаёт от правовой культуры общества.Наиболее желательным вариантом является первый вариант. При такой ситуации требования правовых предписаний полностью исполняются в силу полного соответствия их положений воле и позитивному сознанию субъекта права. Правовая культура обеспечивает принятие правильного решения и тогда, когда имеется пробел в праве, а обстоятельства дела подлежат правовому

1^ регулированию.Особо важное значение приобретает уровень правосознания и правовой культуры судей, их умения подчинить свою деятельность и психологию заложенным в законе юридическим и нравственным требованиям. Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу систему правовых ценностей и идеалов, обеспечивающих единство и взаимодействие, т.е. один из признаков стабильного общества и правового государства.Высокий уровень правосознания и правовой культуры, а значит и правового поведения, достигается систематической, целенаправленной, творческой правовоспитательной работой со всем населением страны, и, в первую очередь, подрастающим поколением в неюридических учебных заведениях. Между тем проблема формирования правовой культуры стоит и для слушателей учебных заведений МВД, и юридических вузов. В деле воспитания правовой культуры не только учебные заведения играют важную роль, но и другие общественные начинания, такие как Публичный центр правовой информации в Туле, реклама и т.д.Что касается конституционных и культурных оснований политической жизни Великобритании и США, то они имеют хороший фундамент, так как граждане пользуются широкими правами и свободами. Но не всё так безупречно. Есть поле для совершенства, так как имеются случаи существенного отступления от характерной демократии, не говоря уж о власти толпы. Особый интерес представляет взаимодействие пожизненных судей, избранных официальных лиц и общественности.в США все граждане принимают участие в законодательной деятельности. Каждый в каком-то смысле лично заинтересован в исполнении закона. Все классы доверяют законам страны. При этом гражданские законы досконально известны лишь юристам. Однако правовая культура некоторых •^ . должностных лиц оставляет желать лучшего, например, работников исправительных учреждений США, существенно ограничены права военнослужащих. Воспитание правовой культуры в школах США ставит перед системой образования сложную задачу создать такое содержание образования, чтобы воспитать ответственных граждан и подготовить их к активному участию в политической жизни страны. При обучении в юридических школах особое внимание уделяется использованию сравнительного правоведения с Российской системой образования. В странах англосаксонской правовой семьи большая работа ведётся в плане правового просвещения населения, активного правопользования и законопослушания. Она проводится национальными и , ^ региональными юридическими обществами, ассоциациями, фондами правовой помощи, создаваемыми юристами профессионалами на основе добровольности.В зависимости от уровня правовой культуры разумно разрешаются споры в странах англосаксонской правовой семьи. Когда по данному вопросу нет ни прецедента, ни законодательной нормы, ни обязательного обычая, разум и доктрина служат средством восполнения пробела в праве. Хотя теоретически разум ифает вспомогательную роль, в действительности он имеет первостепенное значение. В последние десятилетия наметились серьёзные сдвиги в политико-правовой идеологии США. Видоизменяются и наполняются новым содержанием многие традиционные доктрины (разделение властей, господство права). Возникают новые теории, концепции.Отличительной чертой современной правовой культуры является договорное право, а договор — одним из источников права правовой системы в англосаксонской правовой семье. Принцип "свободы разумно совершаемого договора" предусматривает безусловную обязательность исполнения договора.Немаловажное значение для развития англосаксонской правовой культуры имеют и такие источники права как традиции и обычаи. В целом, они относятся к духовной культуре общества. Их место и роль, социальная сущность определяются конкретными историческими условиями страны, народа, нации, класса, а в конечном счёте материальными условиями развития общества. В США нередко законы и обычаи существенно отличаются от всего того, что их окружает. Объяснение следует искать в Англии, так как американцы приняли их без каких-либо изменений, несмотря на то, что они прямо противоположны общему содержанию их законодательства и убеждениям.Ещё в XVIII веке в трактате Г. Брактона "О законах и обычаях в Англии" говорится о том, что в одной Англии действует неписаное право и обычай. Но иногда он исполняется как закон, вследствие долгого пользования.Поддержание памяти об основных вехах развития права является неотъемлемым элементом правовой культуры. Наиболее полно английские обычаи и традиции реализовались в судебной системе Англии, Особенности английского судопроизводства связаны с трудами многих поколений практических деятелей, т.е. с правом судебной практики или судебного прецедента. Интересны обычаи адвокатуры в Англии, где профессиональные юристы делятся на два разряда: барристеров, ведущих дела в высших инстанциях гражданского и уголовного суда, и солиситеров, юристов второго разряда.Потеряв значительную роль в современном мире, тем не менее, обычай в международном праве продолжает играть значительную роль в совершенствовании международного права, особенно в отраслях морского и космического права. Ему принадлежит видная роль в сохранении и закреплении уже сложивщихся, а также выработке новых международно правовых норм, регулирующих межгосударственные отнощения в новых сферах международной жизни.Некоторые английские учёные считают конституционные соглашения правовыми обычаями. Из-за сложности кодификации, они не трансформированы в форму закона. Однако, в действительности конституционные соглашения - это правила политического поведения, обязательные по отношению к тем, кто их применяет.Другой элемент правовой культуры — традиции обеспечивают единство культуры отдельных человеческих сообществ, связь личности и социума, одного поколения с другим. Сильный английский традиционализм имеет глубокие корни в правовом развитии. Примером является тот факт, что и сегодня английская королева утверждает парламентские акты формулой королевского волеизъявления. Соотношение категорий культуры и традиции можно представить следующим образом. Если культура - характеристика развития общества, то традиция характеризует развитие культуры. Традиции в праве закрепляют связь между разными этапами его развития и сохраняют определённые моменты или стороны права.Американские учёные внесли большой вклад в изучение значения традиций, их места и роли в жизни развивающегося общества. В целом, теоретическая разработка данных вопросов чрезмерно оторвана в западном обществознании от конкретно-социологических, конкретно-страноведческих исследований. В США всё явственнее выступает тенденция создать потомственное сословие государственных деятелей. Текущая законодательная деятельность высших представительных учреждений Великобритании и США по своему содержанию целиком и полностью выражает и закрепляет узкокорыстные интересы имущих классов.Среди различных видов традиций существуют так называемые позитивные или положительные, способствующие социальному прогрессу, в том числе и распространению негативных явлений. На успешном развитии позитивных традиций и обычаев, в конечном счёте, строится весь процесс воспитания человека, формирования законопослушного образа жизни.криминальные традиции определяются спецификой сферы, которой порождены, благодаря которой сохраняются и воспроизводятся, сохраняя и воспроизводя тем самым преступность. Формы преступных традиций и обычаев изменяются соответственно преступности и системы социального воздействия на них.Повышение интереса к культуре сегодня вызывает повышение интереса к традициям. Постоянный учёт изменений криминальных традиций и обычаев должен способствовать адекватной профилактической реакции правоохранительной системы на эти изменения, обеспечивать преемственность в борьбе с преступностью.Идея о божественном предопределении судьбы человека и невозможности исправить волю божью привела к тому, что в Британии долго господствовали идеи о бесперспективности исправления преступников и их изоляции.Большой интерес в Великобритании вызывает теория конфликта культур американского социолога Т. Селлини, который пытался связать преступность с конфликтом социальных ценностей, интересов, норм, возникающих у представителей различных культур, в том числе национальных, расовых, политических и религиозных меньшинств, например в Северной Ирландии.Особую значимость этой проблеме конфликта культур в условиях Британии придают особенности социальной стратификации британского общества, где существует разветвлённая система дифференциации социальных групп в зависимости от уровня образования, культуры, доходов и происхождения.Традиционно и то, что в Англии нет уголовного кодекса, хотя две значительные попытки кодификации были предприняты. Однако они не получили поддержки в парламенте. Хотя принятие уголовного кодекса имело бы своим результатом некоторое сокращение традиционной роли судей в уголовных делах. Отсутствие кодекса является существенной особенностью и английского гражданского права. Наиболее важной чертой отправления гражданского правосудия в Англии является состязательность, т.е. разделение функций между судом, с одной стороны, и сторонами с их адвокатами - с другой.В плане работы по воспитанию правовой культуры в Великобритании и США существует и осуществляется множество программ, направленных на предупреждение преступности. Среди них важное место отводится мерам профилактики преступлений несовершеннолетних и молодёжи, в том числе мерам профилактики отклоняющегося поведения.На пути движения России к гражданскому обществу необходимость разработки проблематики правовой культуры определяется требованиями действительности. В силу низкой правовой культуры правовые нормы остаются невостребованными, права граждан не претворяются в жизнь. Отставание политико-правовой культуры населения России от политико-правовой культуры развитых капиталистических стран является одним из значительных факторов, препятствующих эффективному реформированию Российского общества и государства. Именно правовая культура в значительной степени является гарантом реального верховенства закона, фактором, способствующим высокой гражданской активности и ответственности граждан. Только высокая правовая культура может разрешить противоречия, когда в экстремальной ситуации необходимость обеспечения общественной безопасности входит в противоречия с правами отдельной личности. Формирование правовой культуры на подлинно гуманистических принципах - важное условие предотвращения общественных нарушений.Сравнительное исследование правовой культуры России и англосаксонской правовой семьи способствует совершенствованию правовой культуры России, позволяет с учетом зарубежного опыта рассмотреть правовые явления в контексте социальных проблем, соотнести право с реальной жизнью, оценить неформальные правовые регуляторы, сконцентрировать внимание ученых правоведов на дальнейшее правовое предвидение.Предлагаемая работа не претендует на широкое научное новаторство, а также на исчерпывающее и окончательное решение рассматриваемой проблемы. Однако автор надеется, что предпринятая попытка обобщить разрозненные сведения и идеи о правовой культуре в англосаксонской правовой семье на основе имеющейся информации, перевода и анализа оригинального научного материала достигла в известной мере намеченной

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Бычкова, Екатерина Васильевна, 2003 год

1. Общая теория советского права. М., 1966. - С. 124.

2. Де Токвиль А. Демократия в Америке. Пер. с фр. М.: Професс, 1992. - С.54.

3. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961. -С. 140-144.

4. Марченко M.H. Основные источники англосаксонского права: понятие, прецедент // Вест. Моск. ун-та. Сер. 11.-1999. № 4. - С.26-41.

5. Encyclopedia Britannica. Vol.6. - Chicago, London, Toronto, 1960. - P.903.

6. Энциклопедия государства и права / Под ред. П. Стучка. T.III - M., 1925-27. - С.99.

7. Крутоголов М.А., Ковлер А.И. Парламентское право Франции / Очерки парламентского права. М., 1993. -С.88.

8. Давид Р. Основные нравственные системы современности (сравнительное право). М.: Процесс, 1967. -С.323-324.

9. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. -С.507.

10. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. — М., 1998. -С.46.

11. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. - С.502.

12. Рене Д.,Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. M., 1998. - С.94.

13. Марченко М.Н. Обычай в системе источников романо-германского права. Вопросы сравнительного правоведения / Вест. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. - М., 2000. - № 5. - С.37.

14. Thompson В. Textbook on Constitutional and Administrative Law. Lnd., 1993. - P.21.

15. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996. - С.81.

16. Евсюков В.Г. Философия, культура, жизнь. Интерпретация ценностей и смыслов. -Новосибирск, 1999.-С.17.

17. Иванова Ю.В. Традиции, политика, культура: Монография. Чита, 1997. - С. 21, 56, 131133.

18. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. T.2. - М., 1938.

19. Словарь русского языка. Т. 11. - М., 1958.

20. Большая Советская энциклопедия. Т. 18. - М., 1974. -С.266.

21. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - С.454, 692.

22. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький: Волго-Вятское кн. изд., 1973. -С.З.

23. В a i 1 е у S. D. British Parliamentary Democracy. Boston, 1958. - P.43.

24. Бельсон Я.М. Основные проблемы государственно-правовой науки Великобритании и США (критическое исследование): Автореф. дис. .д-ра юрид. наук. М., 1961. - С.20.

25. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - С.534.

26. Law and Contemporary Problems. Durham: North Carolina, - 243. - Vol.60. - 1997. - №3,4.

27. Smith J.C., Hogan В. Criminal Law. 5th ed. - Lnd., 1983 - P. 142-144.

28. Ведерникова O.H. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. - С.308-312.

29. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М.: Прогресс, 1967. - С.325, 330.

30. Уолкер Р. Английская судебная система. М.: Юрид. литература, 1980. - С.86-87.

31. Обычное право народов Сибири / Под ред. Ю.И. Семёнова. М.: Старый Сад, 1977.-С. 10,18,22,45.

32. Алексеев H.H. Основы философии права. С.-Пб, 1998. - С.67.

33. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М.: Прогресс, 1967. - С.325, 330.

34. Гинзбурге Дж. Американская юриспруденция о взаимодействии международного и внутреннего права // Государство и право. М., 1994. - № 11. - С. 149.

35. Тихоненко И.Н. Проблемы эволюции форм (источников) права// Право: история, теория, практика. Вып.З. -Брянск, 1999.-С.29.

36. Американская декларация прав и обязанностей человека от 2 мая 1948 г.— М.: Изд-во МГУ, 1990. 205 с.

37. Всеобщая декларация прав человека от 10 дек. 1948 г. // Сборник важнейших документов по международному праву. М., 1996. — 491 с.

38. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы. М.: Изд-во Норма, 1996. - 80 с.

39. Конституция Российской Федерации. М.: К65, Новая школа, 1995. — 64 с.

40. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 дек. 1966 г. М.: Юридическая литература, 1998. - 608 с.

41. Монографии, учебники, учебные пособия, сборники:

42. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблема теории государства и права. СПб.: Питер, 2003.-576 с.

43. Алексеев H.H. Основы философии права СПб., 1998. — С.216.

44. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. - М.: Юридическая литература, 1981.-360 с.

45. Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1994. — 395 с.Ю.Ансон В. Договорное право. М.: Юридическая литература, 1984.- 463 с.

46. Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т.2 (Европа V - XVII в.в.). - М.: Мысль, 1999. - 830 с.

47. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. — М.: ФОРУМ, 1998.-488 с.

48. Арчер П. Английская судебная система. М.: Изд-во Иностр. литературы, 1959.- С.26.

49. Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. 2'е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. - 623 с.

50. Большая Советская энциклопедия. Т.26. - М., 1927.- 800 с.

51. Большая Советская энциклопедия. Т. 18. - М., 1974.- 632 с.

52. Ведерникова О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании: Монография. М: Российская криминологическая ассоциация, 2001.-344 с.

53. Виноградов П.Г. Очерки по теории права. П., 1915. - 111 с.

54. Волкодаев Н.Ф. Культура судебной деятельности в стадии предания суду. Правовая культура судебного процесса. М.: Юридическая литература, 1980.-61 с.

55. Дайси А. Основы государственного права Англии. М., 1905.- 658 с.

56. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М: Наука, 1988.- 192 с.

57. Действующее международное право: В 3-х т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Т.1. — М.: Изд-во Моск. независимого ин-та международного права, 1996.-864 с.

58. Де Токвиль А. Демократия в Америке. Перевод с франц. — М.: Прогресс, 1992.-559 с.

59. Денисов В.Н. Системы права развивающихся стран. — Киев, 1978. 276 с.

60. Дженкс Э. Английское право: Источники права. М., 1947. — 378 с.

61. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. JT., С.77.

62. Дроздов М.А. Человек и общественные отношения. Л., 1966. - С.90.

63. Европейский Суд по правам человека // Права человека: Сборник нормативно-правовых документов. — Ер.: Мхитар Гош, 1997. — 320 с.

64. Евсюков В.Г. Философия. Культура, Жизнь. Интерпретация ценностей и смыслов. — Новосибирск, 1999.- 171 с.

65. Егоров С.А. Политическая юриспруденция в США. — М.: Наука, 1989. — 224 с.31.3айчук О.В. Правовая система США (историко-теоретический анализ) / Отв. ред. В.В. Оксамытный. Киев: Наук, думка, 1992. — 136 с.

66. Иванова Ю. В. Традиции, политика, культура: Монография. — Чита: Забайкал. гос. пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 1997.- 158 с.

67. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. - 279 с.

68. Исследования по социальной истории Англии в средние века. С.-Пб., 1887. -259 с.

69. Калачова Н. Объ отношенш юридическихъ обычаевъ къ законодательству. -С.- Петербургу 1877. 11 с.

70. Книга правителя области Шан. М., 1993. - С.127.

71. Комаров С.А., Малько A.B. Теория государства и права. — М.: НОРМА — ИНФРА М., 2000. - 440 с.

72. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. — СПб.: Изд-во Юридического ин-та, 2001. 64 с.

73. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. и со вступ. ст. JI.A. Окунькова. М.: Инфра*М-Норма, 1997. - 816 с.

74. Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 1985; Оксфорд, 1977. — 238 с.41 .Кулажников М.Н. Право, традиции и обычаи в советском обществе. — Р. н/Д.: Ростовский ун-т, 1972. 176 с.

75. Леонтович Ф.И. Краткий очерк истории русского права. Источники права земского периода. Одесса, 1889. - С. 1, 3.

76. Малько A.B. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юрист, 1998.-101 с.

77. Митфорд Дж. Тюремный бизнес. Пер. с англ.- М., 1978.- С.23.

78. Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США: судебная доктрина и практика. М., 1991. - С.37.

79. Права человека. История, теория, практика / Орг. авт. коллектива Б. Назаров. -М., 1995.-С.285.

80. Право XX века: Идеи и ценности / Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. — М.: РАН ИНИОН, 2001.-328 с.

81. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996. - С.81.

82. Рене Д., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. -М., 1998.- С.94.

83. Рене Д., Жофре-Спинози К. Основные правовые системы современности. -М.: Междунар. отношения, 1996. 399 с.

84. Рене Д. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М.: Прогресс, 1967. - 496 с.

85. Романов А.К. Правовая система Англии. М.: Дело, 2000.- 343 с.

86. Самонд и Вильяме. Основы договорного права. М.: Изд-во Ин. литературы, 1955.-704 с.

87. Селюков Ф.Т. Происхождение действующего права. — М., 1997.- 160 с.

88. Синюкова Т.В. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Марченко, A.B. Малько. Саратов, 1995.- 473 с.

89. Синюкова Т.В. Правовая культура // Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. Саратов, 1995.- 474 с.

90. Словарь русского языка. Т.П. - М.: Госиздат, иностр. и нац. словарей, 1958.- 1114 с.

91. Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. - 688 с.

92. Современное буржуазное государственное право: Критические очерки. Т.1: Буржуазная наука государственного права. - М., 1987. - С. 198.

93. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты: Пер. с англ. / Сост. В.И. Лафитский; Под ред. и со вступ. ст. O.A. Жидкова. — М.: Прогресс, Универс, 1993. 768 с.

94. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. - С. 10.

95. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. — М.: Юринформцентр, 1998.- С. 198.

96. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997.- С.604.

97. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т.2. - М., 1938.

98. Уголовное право Англии // Уголовное законодательство зарубежных стран. Сборник законодательных материалов / Под ред. И.Д. Козочкина. М.: Зерцало, 1998.-352 с.

99. Уголовное право США // Уголовное законодательство зарубежных стран. Сборник законодательных материалов / Под ред. И.Д. Козочкина. — М.: Зерцало, 1998.-352 с.

100. Уолкер Р. Английская судебная система. — М.: Юрид. литература, 1980. — 631 с.

101. Филиппов С В. Судебная система США. М., 1989. - С.4.

102. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 693 с.

103. Фридман JT. Введение в американское право. М.: Прогресс, 1993.- 286 с.

104. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. -М., 1961.-950 с.

105. Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правовение в сфере частного права. -Т.1. М.: Междун. Отношения, 1998. - 512 с.

106. Шапиева О.Г. Методика правовой пропаганды и нравственно-правового воспитания. Махачкала: Дагестан, гос. ун-т, 1990.- 64 с.

107. Шлезингер A.M. Циклы американской истории. М., 1992. — С. 124.

108. Энциклопедия государства и права / Под ред. П. Стучка. — Т.З. М., 192527.- 1670 с.

109. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев. 2-е изд., доп. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 528 с.3. Статьи:

110. Авакьян С.А. Государственно-правовые нормы и обычаи: соотношение в регулировании деятельности Советов // Советское государство и право. -1978.-С.18.

111. Азаров А.Я. Права человека// Новое знание. М., 1995. - С.32.

112. Батлер У. Преподавание Советского уголовного права и процесса в Англии // СССР-Англия: Юстиция и сравнительное правоведение. М., 1986. — С.76.

113. Белкин A.A. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. 1998.- С.36.

114. Вопленко H.H. Правовая культура современной России // Правовая культура в России на рубеже столетий. Волгоград.: Изд. группа ВРО МСЮ, 2001. -240 с.

115. Гинзбурге Дж. Американская юриспруденция о взаимодействии международного и внутреннего права // Государство и право. №11. - М., 1994.-С. 149.

116. Гранат H.JI. Источники права // Теория права. №9. - М.: Юрист, 1998. -С.12.

117. Грачев B.C. Правовая культура и реализация права // Правоохранительная деятельность и правовое государство / Под ред. В.П. Сальникова. С.-Пб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1994. — 267 с.

118. Гринюк Р.Ф. Опыт формирования закон опослушания и активного правопользования за рубежом // Совершенствование правового регулирования управления экономикой. — Донецк: Донецкий гос. ун-т, 1991. -102 с.

119. Гришин В.А., Гришина Т.Н. Формирование политической культуры школьников средствами правового воспитания // Проблемы правового обучения и воспитания. Брянск, 1993. - С.92.

120. Деннис Я. Кодификация английского уголовного права // СССР-Англия: Юстиция и сравнительное правоведение. — М., 1986. 167 с.

121. Джекоб Д. Основные черты английской гражданской юстиции // СССР-Англия: Юстиция и сравнительное правоведение М., 1986. - С. 141.

122. Иббетсон Д. Использование рукописных текстов в исследовании истории британского права // История права. Англия и Россия / Под ред. У. Балтера, В. Нерсесянца. М., 1990.- 303 с.

123. Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел РФ / Под общ. ред. С.Ф. Зыбина, В.П. Сальникова. С.-Пб.: Санкт-Петербургский юридический институт ВМД России, 1995.- 195 с.

124. Каламкарян P.A. Армия и общество, права военнослужащих и их реализация // Государство и право. № 11. - 1997. - 128 с.

125. Киралфи А. Источники английского права // История права. Англия и Россия / Под ред. У. Балтера, В. Нерсесянца. М., 1990.- 330 с.

126. Косарев В.Н., Макогон И.В. Закон как основа правосознания и правовой культуры общества // Правовая культура в России на рубеже столетий. — Волгоград: Изд. группа ВРО МСЮ, 2001.- 240 с.

127. Крутоголов М.А., Ковлер А.И. Парламентское право Франции / Очерки парламентского права. М., 1993. - С.88.

128. Лузин В.В. Место и роль конституционных соглашений в системе источников права Англии / Правоведение. — №2. 1999. - С. 103-106.

129. Мазняк К.В. Вне закона // Методические основы ПВР в органах внутренних дел. JL: ВПУ, 1990. - С.138.

130. Макаркин А.И. Правовая культура и уголовный процесс публично-состязательного типа // Правовая культура в России на рубеже столетий. -Волгоград: Изд. группа ВРО МСЮ, 2001. 240 с.

131. Марадудина В.А. Роль правовой культуры в правоприменительной деятельности // Правовая культура в России на рубеже столетий. -Волгоград: Изд. группа ВРО МСЮ, 2001. 240 с.

132. Марченко М.Н. Законы в системе англосаксонского права // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. - №5. - 1999. - С. 69-85.

133. Марченко М.Н. Основные источники англосаксонского права: понятие, прецедент // Вестник Моск. ун-та. Cep.l 1, Право.- №4. - М., 1999. — С. 2641.

134. Морозова С.А. Опыт гражданского образования в школах США и возможности его применения в России // Гражданское образование — путь к демократическому обществу. С.-Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.- С.203.

135. Обухов В.М. Формирование социально-правового опыта подростков — необходимый элемент индивидуальной правовой культуры // Проблемы правового обучения и воспитания. — Брянск, 1993. 91 с.

136. Правовой прогресс постсоветских стран: от юридической культуры к правовой культуре // Правоведение. — №2. 1999. - С.275-279.

137. Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства // Демократия и законность. -Самара, 1998.-С.61.

138. Сальников В.П. Правовая культура и правоприменительный процесс // Применение права: вопросы истории, теории и практики. JL, 1983.- С.211.

139. Сафонов В.Н. Социальное законодательство в США (историко-правовые аспекты) // Государство и право. №1. - 1999. - С.98-105.

140. Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук) // Государство и право. №9. - 1998. - С. 98-102.

141. Святовец O.A. Проблемы королевской власти в трактате Генри Брактона "О законах и обычаях Англии" // Известия высших учебных заведений. Правоведение. №4. - СПб., 1997. - С.41-45.

142. Сергеева Г.В. Обычай как источник права // Известия высших учебных заведений. Правоведение. № 2. - 1997. - С. 79-86.

143. Спицнадель В.Б. Правовая культура работников пенитенциарной системы США: актуальные проблемы / Под общ. ред. С.Ф. Зыбина, В.П. Сальникова. С.-Пб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1995. — 195 с.

144. Тихоненко И.Н. Проблемы эволюции форм (источников) права // Право: история, теория, практика. Вып.З. - Брянск, 1999. - 214 с.

145. Трушков И.Н. // Политическое поведение и коммуникации. Красноярск, 1994.-С.22.

146. Туганова О.Э. Духовно-интеллектуальные искания в американском обществе // Американский характер. Очерки культуры США. Традиция в культуре. — М.: Наука, 1995. — 412 с.

147. Чвялова Е.В. Роль юридической квалификации в реализации права // Проблемы реализации права. — Свердловск, 1990.- 116 с.

148. Черячукин Ю.В. Правовая культура и рекламная деятельность // Правовая культура в России на рубеже столетий. Волгоград: Изд. группа ВРО МСЮ, 2001.- 240 с.

149. Шупилов В.А. О кризисе пенитенциарной науки США // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 14. - М., 1971.- С Л 64.

150. Ходос Е.А. Роль и место критического мышления в гражданском образовании // Гражданское образование путь к демократическому обществу. - С.-Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.- 203 с.

151. Диссертации и авторефераты:

152. Бельсон Я.М. Основные проблемы государственно-правовой науки Великобритании и США (критическое исследование): Автореф. дис. .д-ра юрид. наук. М., 1961. - 39 с.

153. Добровинский A.A. Право как социокультурное явление развития цивилизации: Дис. .канд. юрид. наук. — Коломна, 2000. 207 с.

154. Колесник В.В. Источники права США в американских правовых учениях (1945 -1990г.г.): Автореф. дис. .канд. юрид. наук.-Киев, 1991.-26 с.

155. Лучникова В.В. Развитие английской правовой системы в конце XVII -начале XVIII в.в.: Дис. . канд. юрид. наук.- М., 1983.- 205 с.

156. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Автореф. дис. .канд. юрид. наук М., 2000. — 25 с.

157. Семитко В.П. Развитие правовой культуры как правовой процесс: Автореф. дис. .д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1996. - 36 с.

158. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. Горький: Волго-Вятское кн. изд., 1973. -39 с.

159. Тихонов А.А. Права человека во внешней политике США: 1970-1990 г.г.: Автореф. дис. .канд. юр ид. наук. М.: АН СССР; Ин-т государства и права, 1991.-24 с.

160. Трушков И.Н. Социо-культурные особенности отношения к закону: Автореф. дис. .канд. юрид. наук,- С.-Пб., 1995. 18 с.

161. Литература на иностранных языках:

162. Abraham Н. The Judiciary. The Supreme Court in the Governmental Process. -Boston, 1969.-P.5.

163. Agresto J. The Supreme Court and Constitutional Democracy. Lnd., 1984. — P.4.

164. De Tocqueville A. Democracy in America / Ed. by P. Bradley. N.Y., 1945. -P.288-289.

165. Auerbach J. Unequal Justice: Lawyers and Social Change in Modern America. — N.Y., 1976.-P. 129.

166. Bailey S.D. British Parliamentary Democracy. Boston, 1958. - P.43.

167. Blankenburg E., Bruinsma F. Dutch Legal Culture. 2nd ed.- 1994. - 77 p.

168. Barnum D.G., Sullivan J.L., Sunkin M. Constitutional and Cultural Underpinnings of Political Freedom in Britain and the United States // Oxford Journal of Legal Studies. Vol.12. -№3. - 1992. - P.452.

169. Brigham J. Civil Liberties and American Democracy. Amhersl, 1984. - P.6.

170. Caenegen R.C. Judges. Legislators and Professors. Chapters in European Legal History. Cambridge, 1987. - P.l.

171. Carrithers M. Why Humans Have Cultures: Explaining Anthropology and Social Diversity. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 1992.

172. Castles A. Australian Legal History. Sydney, 1981. - P. 116.

173. Cornell. Law Review. Vol. 79. - № 1. -1993. - 218 p.

174. Currie. The Materials of Law Study; Stevens. Two Cheers for 1870. P.426-441.

175. Freedom at Risk: Secrecy, Censorship, and Repression in the 1980 s. / Ed. by R. Curry. 1988.

176. Dahl R. Polyarchy: Participation and Opposition, 1971; Gastil R. Freedom in the World, 1986-1987.

177. Brody D.E. The American Legal System. Concepts and Principles // Heath and Company. — Lexington; Massachusetts Toronto, 1978. - 585 p.

178. Rene D., Brierley J.E. Major Legal Systems in the World Today. 3 rd Ed. -Lnd.: Stevens and Sons, 1985.- P.308.

179. Dominick P., Brody D. The Alaska Pipeline: Wilderness Society v. Morton and the Trans Alaska Pipeline Authorization //American University Law Review. -Act 23.- 1973.-337 p.

180. Understanding Everyday Life / Ed. by J. Douglas. Chicago: Aldine, 1970.

181. Edward G. White's Patterns of American Legal Thought. Indianopolis, 1978.

182. Ehrenzweig A. Foreign Rules as Sources of Law // Thought in the United States of America under Contemporary Pressures / Ed. by J. Hasard, W. Wagner. -Brussels, 1970.-P.71-79.

183. Eliot T.S. Notes towards the Definition of Culture. London: Faber, 1948. -P. 120.

184. Encyclopaedia Britannica a New Survey of Universal Knowledge. Vol.1. -Chicago, London, Toronto, 1996. - 1009 p.

185. Encyclopaedia Britannica. Vol. 6. - Chicago, London, Toronto, 1960. -P.998.

186. English Legal System. Third Edition. Lnd.; Sydney: Cavendish Publishing Limited, 2002.- 116 p.

187. EPF3 12 12/01/99 Judicial Mediation and Legal Culture ( Electronic Journal article ) (2520)By Hiram E.Chodosh.Case Western Reserve University.

188. Fander M. The Law Making Process. Lnd.,1980. - P. 18

189. Farrington D.P. Understanding and Preventing Bulling Tonry. M (ed) . 223.

190. Friedman L.M. A History of American Law. N.Y., 1973.

191. Gesdner V. Wandel europäischer Rechtskulturen. Lebensverhältnisse und soziale Konflikte im neuen Europa . Frankfurt-am-Main: Campus. - SS.5-18.

192. Glanville W. Textbook of Criminal Law. -2nd ed. London, 1983. - P.619-622.

193. Gohnson J.W. American Legal Culture, 1908 — 1940. — Connecticut: Greenwood Press Westport; Lnd., 1981.- 185 p.

194. Grant Gilmore.The Ages of American Law. New Heven, 1977. - P.68-98.

195. Greenhouse C. Courting Difference Issues of Interpretation and Comparison in the Study of Legal Ideologies // Law and Society Review. №22. - 1988. - 687 pio

196. Habermas J. Crisis Legitimation. Trans. Th. McCarthy Boston: Beacon Press, 1975.

197. Heller A. Everyday Life. Trans. G.L. Campbell. Lnd.: Routledge, Charman and Hall, 1984.

198. Hibbits B.J. Coming to our Senses: Communication and Legal Expression in Performance Cultures // Emory Law Journal. №41. - 1992.

199. Holland S. Elements of Jurisprudence. Lnd., 1924. - P.60-61.

200. Hurst J.W. The Growth of American Law: The Law Makers. Boston, 1950. -P.256-294.

201. Jacob H. Justice in America: Courts, Lawyers and the Judicial Process. 2nd ed. -Boston, 1972.-PP.13, 43, 74.

202. Kroeber A., Kluckhohn C. Culture. A Critical Review of Concepts and Definitions of Culture. Cambridge (Mass.), 1952.

203. Lamson P., Baldwin R. Founder of the American Civil Liberties Union. -Boston, 1976.

204. Law and Contemporary Problems. Vol.60. - Durham: North Carolina, 1997. -243 p.

205. Law in Everyday Life / Ed. by A. Sarat, T.R. Kearns. — Michigan: The University of Michigan Press, 1993. 285 p.

206. Lawyers and Social Change in Modern America — N.Y., 1976.

207. Le rapport des jeunes au droit a' 1 est et a' 1 Ouest // Droit et Societe Revue internationale de theorie du droit et de sociologie juridique. №9. - 1991.

208. Mannheim H. Comparative Criminology. Lnd., 1965. - P.458.

209. Model Penal Code, Proposed Official Draft. Philadelphia, 1962.

210. Murphy P.L. The Meaning of Freedom of Speech: First Amendment Freedoms from Wilson to FDR. Westport, Conn., 1972; Vose C. Constitutional Change Amendments. Politics and Supreme Court Ligitation since 1900. - Lexington, Mass., 1972.

211. Muzaffar Chandra. Challenges and Choices in Malaysian Politics and Society.- Penang: Aliran, 1989. P.392-412.

212. Norgren J., Nanda S. American Cultural Pluralism and Law. N.Y.; Westport, Connecticut; Lnd., 1998. - 254 p.

213. Reducing Criminality Among Young People: a Sample of Relevant Programmes in the United Kingdom // Home Office Research Study. Lnd., 1996.- 161 p.

214. Salt H.E. The Local Ambit of a Custom in Cambridge Legal Essays 279, 279 -80(1296).

215. Schubert G. Human Jurisprudence. Honolulu, 1975.

216. Schultz B., Schultz R. It Did Happen Here: Recollections of Political Repression in America, 1989.

217. Schutz A., Luckmann T. The Structures of the Life World. Trans. Zaner R., H. Evanston. N.Y.: University Press, 1973.

218. Schwartz B. The Law in America: A History. N.Y., 1974.

219. Shapiro V. Law and Politics in the Supreme Court: New Approaches to Political Jurisprudence. N.Y., 1964.

220. Shardlow J. Sociology of Global Law Links Lawso 160 Keyword: Legal Culture and its Importance. Law and Society Faculty / Law and SOCIETY Home page / Law and Society Brochure / UCSB Homepage.

221. Silbay S., Sarat F. Critical Traditions in Law and Society Research // Law and Society Review.-№21.- 1987.-P. 173.

222. Slavoj Z. The Subline Object of Ideology. Oxford: Verso, 1989.

223. Smith A. The Theory of Moral Sentiments. Indianapolis: Liberty Press, 1976. - P.48.

224. Smith J.C., Hogan B. Criminal Law. 5th ed. - Lnd., 1983.- P.144.

225. Stevens R. Two Cheers for 1870: The American Law School. N.Y., 1971. -460 p.

226. Thompson B. Textbook on Constitutional and Administrative Law. -London, 1993.-P.21.

227. Toffler A. Future Shock. N.Y., 1970. - P.305.

228. Varga H., Gessner V. European Legal Cultures. Brookfield USA: Dortmouth, 1996. - PP.XV, 3-5.

229. Walker D. M. The Oxford Companion to Law. Vol.IX. - Oxford, 1980. -1300 p.

230. We the People. The Citizen and Constitution: Center for Civic Education, 1988; Thirteenth Printing, 1998. 203 p.

231. Weisbrot R. Freedom Bound: A History of America's Civil Rights Movement, 1990.

232. Wiebe R. The Search for Order, 1877-1920. N.Y., 1967. - P.l 11-132.

233. Johnson W.R. Schooled Lawyers. A Study in the Clash of Professional Cultures. N.Y., 1978. - P.148-153.

234. Williams Bernard. Ethics and the Limits of Philosophy. — Lnd.: Fontana Collins, 1985.-PP.150, 158.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.