Права человека как форма реализации его сущности: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Аминев, Мазит Мидхатович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат философских наук Аминев, Мазит Мидхатович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Методологические и теоретические основания исследования сущности и прав человека.
§1. Методологические подходы к исследованию сущности человека.
§2. Теоретические основания анализа прав человека.
Глава 2. Взаимосвязь сущности и прав человека в жизни общества.
§1. Становление прав человека как формы реализации его сущностных сил.
§2. Особенности правовой формы реализации сущности человека в российском обществе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Естественно-социальное и позитивное право: генезис и соотношение: Социально-философский анализ2002 год, кандидат философских наук Новиков, Андрей Владимирович
Свобода в системе ценностей российского общества2010 год, кандидат философских наук Клименко, Сергей Сергеевич
Свобода манифестаций и ее реализация на современном этапе развития российского общества: социально-философский анализ2011 год, кандидат философских наук Буянтуева, Раджана Сергеевна
Философские основания свободы2003 год, кандидат философских наук Румянцев, Леонид Борисович
Общечеловеческое: природа и бытие в современном мире2005 год, доктор философских наук Шнюков, Василий Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Права человека как форма реализации его сущности: Социально-философский анализ»
Актуальность темы, исследования. Углубляющийся процесс глобализации' - становление единого=мирового социально-экономического, политического, правового и т. п. пространства, формирование единой информационной системы, определение и совместное, согласованное решение глобальных проблем в сфере экологии, социально-экономического развития, сохранения мира и борьбы с терроризмом во всех его проявлениях, совместное исследование и освоение космоса и т. п. свидетельствует о возникновении все новых общих оснований5 во взаимоотношениях между людьми.
Такой углубляющийся процесс глобализации ведет к: расширению? сфер реализации сущностных сил человека: в его жизнедеятельности. У человека появляются новые возможности и способы для самоутверждения и признания своей общественной значимости. На фоне усиливающихся и углубляющихся- общественных связей между людьми, происходит утверждение ценности индивидуальных особенностей каждого человека; Bs этих условиях приходится уделять большое внимание определению; и утверждению правовых основ реализации сущностных сил человека.
Важность изучения данной темы связана и с тем, что в рамках национальных правовых систем регулирование взаимоотношений между людьми осуществляется на основе собственного уникального культурно-исторического опыта того или иного государства. Такая ситуация ведет к возникновению противоречий? между углубляющимся: процессом: глобализации т применением в юридической практике тех или иных государств; различных концептуальных подходов в понимании' прав человека. Поэтому, большое значение имеет изучение того, в какой форме происходит осуществление прав человека. Реализация только формально-юридической стороны права приводит к игнорированию: (а часто и- к нарушению, и подавлению) социальных, политических, экономических и гражданских прав и свобод человека. При этом многие жизненно важные вопросы человеческого бытия остаются нерешенными., В связи с этим особенно важным является не только признание, но и соблюдение прав человека, имеющих в своем основании юридическую необходимость и возможность для реализации его1 природных, социальных и духовных сущностных сил.
Необходимость более углубленного изучения взаимоотношений > прав и сущности; человека также связана с научными» открытиями последних десятилетий (клонирование, расшифровка генома человека и др.), которые выдвигают разработку проблемы соотношения' биологического и социального в человеке и требуют их правовой регламентации.
Большое значение имеет изучения данной: темы и для российского общества, так: как правовое обеспечение реализации сущностных сил человека является: первоочередной; задачей; в связи со строительством правового государства. Решение этой задачи усугубляется тем, что в России, не достаточно развиты? государственные механизмы реализации прав человека; не создана эффективная система их гарантированности и защиты. Кроме того, на протяжении всей российской истории не было-сформировано у людей правосознания, которое утверждало бы приоритет, и ценность прав человека. В этих условиях особенно остро ставятся вопросы теоретическогоs осмысления соотношения прав; и сущности; человека, без ответа на которые невозможно обеспечить необходимые условия для плодотворного осуществления этих процессов.
Все это означает, что исследование проблемы прав человека как формы реализации его сущности непосредственно связана с определением места самого человека в изменяющемся; мире, с рассмотрением смысла его жизнедеятельности по отношению к обществу, природе и другим людям.
Степень научной г разработанности проблемы. В * истории философии j проблема прав человека ставилась и решалась в зависимости от определенных мировоззренческих установок.
Еще античные философы Платон, Аристотель, Сенека1 и; другие большое внимание- уделяли в своих философских системах природе ш сущности человека и права;
Так, сформулированный Аристотелем- тезис о том, что «человек есть политическое живое существо»,, отражал характерное для этого» периода истории: представление о нем. Согласно Аристотелю, человек он? должен жить. в обществе или s гражданской общине,. в; которых: может получить все для того, чтобы проявлять свою сущность.
Переход к эпохе Средневековья ознаменовался; утверждением схоластической философии (Августин Аврелий, Фома Аквинский и др;) и ее положений о божественной' сущности человека; и тех законов, которые существовали и закрепляли жесткую иерархию в обществе.
В эпоху Возрождения завершилось теоретическое обоснование изначально существующих для; человека правовых установлений. Такие установления; получили; закрепление в качестве теории: «естественного права», которая разрабатывалась в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо3 и других. Согласно этой теории, человек как природное существо, подчиняясь закону самосохранения,
1 Платон. Апология Сократа//Собрание сочинений: в 4-х т. - М.: Мысль, 1990. Т. 1. - С. 70-96, он же, Горгий//Собрание сочинений: в 4-х т. - М.: Мысль, 1990. Т. 1. - С. 477-574, он же, Законы. - М.: Мысль, 1999. - 828 е., он же, Теэтет//Собрание сочинений: В 4 томах. - М.: Мысль, 1993. T.2. - С. 192-274, он же, Филеб, Государство, Тимей,. Критерий. - М.: Мысль, 1999, - 656 с. Аристотель. Никомахова этика//Антология мировой правовой мысли: В 5 Т./Отв. ред. A.PJ Сюкляйнен. - М.: Мысль. 1999. Т. 1. - С. 152-168, он же, Политика//Сочинения: В 4-х томах. - М.: Мысль, Л984.Т.4. - С. 375-644, Сенека. О благодеяниях//Антология мировой философии: Античность/Отв. Ред. Ю.Г. Хацкевич. - Минск: Харвест; M.: ACT, 2001. - С. 736-737.
2 Августин. О граде Божием//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. - М.: Мысль, 1999. Т. 2. - С. 193-199, Фома Аквинский. Сумма теологии//Антология мировой философии. В 4-х томах. - М.: Мысль, 1969. Т. 1, Ч. 2. - С. 824-857.
3 Гроций Г. де Г. О праве войны и мира. Три книги//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. - М.: Мысль, 1999. T.3. - С. 22-35, Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского//Сочинения: В 2-х томах. - М.: Мысль, 1991. T.2. - С. 6-623, Локк Д. Два трактата о правлении//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. - M.: Мысль, 1999. T.3. - С. 85-95, он же, Об управлении разумом//Сочинения: В 3 томах. - М.: Мысль, 1985. Т.2. - С. 202-440, Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. - М.: Соцэкгиз, 1938.- 123 с. наделялся естественным правом на жизнь, свободой мысли и действий. Тем самым, подчеркивалась ценность человека и его свободы в процессе его жизнедеятельности.
В идеалистических системах немецкого Просвещения (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель)1 была сделана попытка увидеть действительность в совершенной взаимосвязи. При этом человек понимался как трансцендентальный субъект, или как; самосознающее Я. Здесь человек представал в качестве одного из моментов в диалектическом развитии идеи.
Рассматривая идею о свободе индивида, И; Кант связывал ее с правовым равенством людей: и относил ее к естественному, прирожденному праву человека. Все люди, по его мнению, рождаются свободными и каждый человек должен согласовать, свою свободу действий со свободой других людей. «Право - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».2 Идея свободной воли человека и ее связь с правом как воплощением этой свободы была развита Г.В.Ф. Гегелем. В' концепции Г.В.Ф. Гегеля каждая ступень развития свободы обладает определенным особенным правом. Эта каждая ступень есть наличное бытие свободы в одном из ее проявлений. Также как и И. Кант, Г.В.Ф. Гегель считал, что человек не в состоянии достичь своих целей в процессе своей жизнедеятельности, не считаясь с целями других. Поэтому, стремясь осуществить свою цель, человек способствует реализации всеобщей цели личности.
JI. Фейербах рассматривал человека как психофизиологическое существо.
1 Кант И. Критика чистого разума//Сочинения в шести томах. — М.: Мысль, 1964. Т. 3. - С. 69-695, он же,. Метафизика нравов в двух частях//Сочинения: В 6 томах. - М.: Мысль, 1965. T.4,4.2: - С. 107-438, он же, Основы метафизики нравственности//Сочинения: В 6 томах. - М.: Мысль, 1965.' Т.4, 4.2. - С. 107-438, Фихте И.Г. Назначение человека//Несколько. лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные черты современной эпохи: Сборник. - Минск: Попурри, . 1998. - С. 61-215, он же, Несколько лекций о назначении ученого//Несколько лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные черты современной эпохи: Сборник. - Минск: Попурри, 1998. - С. 3-60, Гегель Г.В.Ф. Философия права. M.: Мысль, 1990. - 524 с.
2 Кант И. Метафизика нравов в двух частях//Сочинения: В 6 томах. - М.: Мысль, 1965. Т.4,4.2. - С. 139.
На основе своего разработанного антропологического принципа, по которому человек является частью природы и наделен материальными и духовными качествами, JI. Фейербах утверждал, что в воле, мышлении и: чувстве: заключается • «абсолютная сущность» человека как такового и • цель его существования. Поэтому, его «свобода состоит ни в чем ином, как в том, чтобы доставить человеку неограниченную сферу действий, соответствующую его целостности, всем его силам и способностям».1
Марксистское представление г о праве как способе реализацию его сущностных сил, основано; на материалистическом; пониманию истории и определяющей роли общественных отношений в формировании человека. К. Маркс сформулировал закон, согласно которому общественное производство, требует всестороннее и гармоничное развитие человека. Так как развитие производства есть общественно-индивидуальное развитие, то общественная; история представляет собой развитие «сущностных сил» человека: Поэтому, право по К. Марксу, представляет собой социальное явление, в котором классовая; воля, получает государственно-нормативное выражение.2
Обширный материал для! исследования соотношения прав и; сущности человека в процессе их реализации дала русская философия XIX - начала XX веков. Отметим в этой связи таких русских философов как Н.А. Бердяев, И.В. ч - ^^ j
Михайловский, П.И. Новгородцев; Е.Н. Трубецкой, B.G. Соловьев и
1 Фейербах Л. Право и государство//Сочинения в 2-х томах - М.: Наука, 1995. T.1. - С. 477.
2 Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Изд-во политической литературы, 1959. Т. 131'.- С. 5-9, он же, Критика гегелевской диалектики и философии ; вообще//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Изд-во политической литературы, 1974. T.42. - С. 152-174, он же, Критика готской программы/УАнгология мировой правовой мысли: В 5 томах. - М.: Мысль, 1999. Т. 3. - С. 424-426, он же, Отчужденный труд//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Изд-во политической литературы, 1974. Т.42. - С. 86-99, он же Тезисы о Фейербахе/УМаркс К, Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3-х томах. - М.: Политиздат, 1985. Т.1. - С. 1-3. Маркс К., Энгельс Ф. Из Манифеста коммунистической гартии//Антсшогия мировой политической мысли: В 5 томах.-М.: Мысль. ^1997. Т. 5:-С. 103-115.
3 Михайловский. И.В. О религиозно-нравственных основаниях права//Русская философия права (антология)/Под ред. А.П. Альбова и др. - СПб.: Алетейя, 1999. - С. 255-319.
4 Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. - М.: Наука, 1996. -268 с.
5 Соловьев B.C. Духовные основы жизни//Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век/Отв. ред. И.Т. Фролов, - М.: Республика, 1995. - С. 479-489, он же, Нравственность и право//Русская философия права (ангалогия)Под ред. АП. Альбова и др.- СПб.: Алетейя, 1999. -С. 151-168. других, которые отмечали важность нравственных основ в строительстве и развития правового государства. Тем самым, они большое внимание уделяли рассмотрению проявлений сущности; человека, характеризующих его как нравственное существо.
В индивидуалистических доктринах либерализма; А. Смитом, Д. Рикардо; Б; Констаном Д. Беллом, Ф.А. Хайеком, М. Фридменом и другими были разработаны и развиты концепции неограниченной свободы человека ш невмешательства) государства. В' основу либерализма были положены идеи свободы личности, естественных, прирожденных прав и свобод человека.
В отечественной философии советского периода, исследователи находили основания прав человека и проявление его сущности в системе существующих общественных отношений. Тем самым, права человека отождествлялись с законами государства, которые предоставляли ему возможность, осуществлять ту или» иную общественно-полезную' деятельность.
В современной1 отечественной философской мысли, права; человека рассматриваются как необходимое условие, как для его существования, так и < для его развития. В качестве одного из оснований; прав одни исследователи1 выделяют свободу человека в; обществе. Другие рассматривают проблемы взаимосвязи прав человека с отдельными проявлениями его сущности.2
Общие вопросы соотношения сущности человека, его прав и свобод затрагивают в своих трудах А.П. Бутенко, В.А. Васильев, Е.А. Лукашева,
1 Матузов Н.И; Личность. Право; Демократия. Теоретические проблемы субъективного права.-Саратов: Изд-е Саратовского ун-та, 1972. - 292 е., он же, Правовая система и личность. - Саратов: Изд-е Саратовского ун-та, . 1987. - 293 е., Мюллерсон Р.А. Права человека:. Идеи, нормы, реальность. - М.: Юридическая литература, 1991. - 156 е., Волков Ю.Г. Личность и гуманизм//Социально-политический журнал. 1999. №1. - С. 135-149 Тарковский Е. Четыре свободы. - СПб.: Макет, 1995. - 192 с Общая теория прав человека/Под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Норма, 1996. - 509 с Утяшев М.М., Утяшева Л.М.: Права человека в России: состояние и перспективы. - Уфа: Изд-е Восточного ун-та, 1997. - 111 е., и др.
2 Юдин Б.Г. Право на добровольную смерть: против и за/Ю человеческом в человеке. - М.: Политиздат, 1991. - С. 247-261, Геращенко Л.И. Медицинские аспекты , проблемы прав человека (Социально-философский анализ). - Дисс. кандидата философских наук. - СПб., 1997. 273 е., Капицын i В.М. Идентификационные основания классификации прав человека//Социально-политический журнал. 1997. № 6. - С. 222-228, Мухамедьянов С.А. Человеческая смерть: социально-философский анализ. - Диссу доктора философских наук. - Уфа, 1999. - 397 е., и др. /
А.В. Миронов, А.В. Оболонский,1 и другие.
Однако, несмотря на многочисленность работ, посвященных проблеме сущности человека, его прав и свобод, недостаточно исследованы такие аспекты, как взаимосвязь процессов формирования и осуществления прав человека с процессом реализации его сущностных потенций (становление и развитие человека).
Объект и предмет исследования. Объектом исследования настоящей диссертационной работы является процесс проявления сущности человека в обществе в виде реализации его природно-социально-духовных сил. Предметом диссертационного исследования является процесс формирования: и осуществления прав человека как формы реализации его сущности.
Цель и задачи диссертации. Цель диссертационного исследования состоит в анализе процесса формирования и осуществления прав < и свобод человека; как определенной формы реализации его сущностных потенций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе анализа различных (биологизаторских, социологизаторских, идеологизаторских) подходов к определению сущности человека, сформулировать свое понимание последнего, необходимое, в дальнейшем, для выявления ее взаимосвязи с правами человека;
- определить аспекты взаимосвязи прав и обязанностей человека с процессом реализации его сущности;
- рассмотреть процесс становления прав человека: в истории Европы и Северной Америки, как формы реализации его сущности;
- выявить особенности реализации сущностных сил человека в процессе формирования и осуществления его прав и свобод в российском обществе.
Методологическую основу диссертации составили диалектический
1 Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. - М.: Юрист, 1994. -351 е., Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки//Социально-политический журнал. 1997. № 4. - С. 92-105, Бутенко А.П., Миронов А.В. Права человека, социальная справедливость и равенство//Социально-политический журнал. 1998. № 4. - С. 127-133, Права человека как фактор стратегии устойчивого развития/Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма, 2000. - 320 е., и др. подход, метод исторической реконструкции и принцип системности. При этом также использовался междисциплинарный подход к анализу взаимосвязи прав и сущности человека.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором:
- раскрыто, что проявление сущности человека представляет собой единый процесс реализации его природных, социальных и духовных потенций;
- доказано, что права и обязанности человека являются формой реализации его сущности, т. к., они в своем содержании выражают необходимый, возможный и i необходимо-возможный уровни реализации его природных; социальных, духовных сущностных сил;
- выделены три уровня реализации прав человека, как формы проявления: его сущности: человек-общество, общество-общество, человек-человек;
- обосновано, что в российском обществе процесс реализации сущностных сил человека в ; правовой форме характеризовался узко-социальной? и формальной направленностью и; осуществлялся по преимуществу в; виде обязанностей;
Теоретическая^ и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования» заключается в том, что его основные положения могут быть использованы для разработки концептуальных подходов в реализации человеческого потенциала в сферах общества регулируемых правовой системой государства. Также, выводы диссертационной работы могут быть применены в определении места человека на современном^ этапе развития общественных отношений; и? выработки конкретных рекомендаций: в решении? существующих проблем в; процессе его жизнедеятельности.
Практическая значимость состоит в том, что основные результаты работы могут быть задействованы при изучении процессов формирования' и реализации сущностных сил человека в социальной, политической; экономической, культурной и других сферах общественных отношений в их единстве и по отдельности. Кроме того, основные положения и выводы могут быть применены в дальнейших исследованиях по данной проблеме в области социальной философии, философской антропологии, философии права, в процессе преподавания философии и соответствующих спецкурсов.
Апробация работы. Основные теоретические положения диссертационной работы были вынесены на обсуждение на региональном симпозиуме «Обретение и постижение духовности» (Оренбург, 2000), на научных конференция «Философия XX века: школы и концепции» (Санкт-Петербург, 2000), «Человек. Целостность. Духовность» (Оренбург, 2001), на III Всероссийском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002), а также в публикациях автора, общим объемом около 1 п. л.
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, 2 глав (4 параграфа), заключения и списка использованных документов и литературы состоящего из 232 наименований. Общий объем диссертации -158 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Право в системе социальных норм в современном российском обществе: социально-философский анализ2010 год, кандидат философских наук Верительникова, Алена Владимировна
Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества в России2007 год, кандидат политических наук Чевозерова, Галина Владимировна
Реализация свободы в обществе поздней современности2005 год, кандидат философских наук Попов, Артем Александрович
Взаимодействие права и морали в социальном регулировании2005 год, кандидат философских наук Грузов, Юрий Владимирович
Ценность законности в контексте идеи прав и свобод человека: философско-правовой анализ2012 год, кандидат философских наук Таги-заде, Алекпер Джавад-оглы
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Аминев, Мазит Мидхатович
Основные выводы, к которым мы пришли в процессе нашего диссертационного исследования, могут быть представлены следующими положениями:
-Сущностью человека является его «скрытая», «внутренняя», относительно устойчивая сторона, характеризующаяся всей совокупностью своего проявления, выражающая смысл человеческого существа.
- Сущность человека проявляется через реализацию его природных, социальных и духовных сущностных сил. Этот процесс должен осуществляться в наиболее полном объеме, поскольку он выражает собой само существование человека.
- Наиболее полная реализация сущностных сил человека осуществляется в таких условиях, которые предполагают жизнедеятельность человека как целостного природно-социально-духовного существа. Таким условием выступают контакты людей друг с другом, социальная среда, как основа поведенческого опыта и накопленных знаний, как средство выявления и удовлетворения индивидуальных потребностей, включая эмоциональное и интеллектуальное общение.
-В обществе, где происходит самореализация человека, общеобязательными, общезначимыми и гарантированными являются правовые нормы выступающие в качестве регуляторов общественных отношений. Большое значение, которое имеет право в вышеназванном процессе, влияет на то, что возникает необходимость определения: «человеческого измерения» данного явления. Поэтому, по нашему мнению, право должно отражать все многообразие форм проявления сущности человека, следовательно, представлять собой: природное» явление выражающее возможность и необходимость человеку реализовывать свои способности, которые даны ему от рождения. социальное явление, которое возникает в процессе становления и развития общественных отношений. В общественной жизни право выступает в качестве регулятора этих отношений и охватывает большинство его сфер. В этом случае, оно носит классовый, культурно-исторический, национальный характер, который выражает правовую сферу деятельности общества в виде системы норм. результат духовной (психической) деятельности человека, который закрепляет в соответствующей форме возможность социально-правового вида его деятельности.
- По отношению к правам человека, представляющие собой; форму реализации его сущности, мы используем классификацию, основанную на выделении трех ее сторон - природной, социальной, духовной.
- Правовой статус человека основанный на его сущности включает в себя не только права, но и обязанности. Обязанности неразрывно связаны с правами человека и также являются формой реализации его сущностных сил, имея свое конкретное выражение (уплата налогов, соблюдение законности (в том числе и права других людей), воинская обязанность, забота о своих детях и родителях и т. д.).
- Права и обязанности человека выражают - возможный, необходимый и необходимо-возможный уровни реализации его природных, социальных и духовных сущностных сил. Это связано с тем, что, во-первых, в различных социальных системах, права и обязанности могут предоставлять широкие возможности для реализации сущностных сил человека (возможный уровень). Во-вторых, соблюдение определенных прав и выполнение тех или иных обязанностей могут выступать необходимым условием дальнейшего существование человека (необходимый уровень). И, в-третьих, некоторые права и обязанности, закрепляющие те или иные возможности для самореализации человека, могут быть осуществлены только при условии реализация определенных прав и обязанностей (необходимо-возможный уровень).
-Представляя собой социальное явление, права человека закрепляют определенные правила сосуществования людей в обществе. Многообразие социумов обусловливает наличие соответствующего количества собственных законов существования. В рамках того или иного человеческого общества признание равенства всех ее членов, подразумевает наделение их равными правами и свободами для самореализации человека.
-В процессе общественного развития, происходит становление прав, человека, как формы реализации его сущности. С усложнением общественных отношений, осуществлялся процесс расширения круга лиц, которые наделялись правами. Это было связано с тем, что развитие общественных отношений привело к формированием определенных условий, которые способствовали реализации сущностных сил человека. Каждая новая ступень такого развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не стихийно, а благодаря борьбе народов, наций, классов, сословий и т. д. за свои права, за свободу, ее: расширение и обогащения. Тем самым, расширение круга возможностей для реализации сущности человека в конечном итоге, привело к тому, что права человека получили статус всеобщих.
- Формирование системы прав человека в Европе и Северной Америке может быть охарактеризован как процесс, в котором, сначала, наблюдалась тенденция к их универсализации на основе выделения? сущностных характеристик человека. Потом, когда права человека получили статус всеобщих, когда они вышли за рамки национальных правовых систем, тогда они стали критерием оценки развитости этих систем. И на основе их начинается формироваться международная правовая система, вырабатывающая универсальные правовые нормы.
-С усилением связей между человеком и обществом, происходит упрочнение двухсторонних обязательств. Человек, как часть общества, своей деятельностью участвует в общественном развитии, а общество гарантирует реализацию природных, социальных и духовных сущностных сил человека. Это выразилось в формировании прав человека «трех поколений» - 1) личных и политических, 2) социальных и экономических, 3) прав народов. Права человека «первого поколения» определяют степень участия человека в общественном развитии; Права человека «второго поколения» закрепляют степень участия социальной системы в жизнедеятельности человека. Права человека «третьего поколения» подразумевают равенство различных социальных систем, а, следовательно, и определенное единство и целостность всего человечества.
- Реализация прав человека как формы реализации его сущностных сил осуществляется на трех уровнях общественных отношений. На первом уровне - «человек-общество» - определяется ценность каждого человека для того или- иного общества. Тем самым, человек реализует свои права во взаимодействии с другими людьми в рамках того или иного человеческого сообщества. Необходимым условием осуществления этого процесса является закрепление соответствующих возможностей в национальных правовых системах. На втором уровне - «общество-общество» - определяются особенности социальной системы. Этот процесс осуществляется через реализацию соответствующих им сущностных сил человека. Следовательно, человек реализует свои права как представитель того или иного сообщества во взаимодействии с представителями другого сообщества. Осуществление этого процесса обуславливается закреплением соответствующих возможностей в международной правовой системе. На третьем уровне реализации прав - «человек-человек» - человеку предоставляется возможность реализации его сущностных сил, осуществление которых не связано только с проявлением его социальных качеств. Это означает, что человек реализует свои права во взаимодействии с другими людьми как представитель человеческого рода, не ограниченного рамками конкретного общества. Этот процесс осуществляется основываясь на осознании каждым человеком того, что он имеет возможности (гарантированные национальными и международной правовыми системами) для реализации всей полноты его прав.
-В России также как и в Западной Европе и Северной Америке результатом становления правовой системы стало формирование прав человека «трех поколений». Но одним из отличий этого процесса в России, является то, что эти права стали частью российской действительности только начиная с первой половины XX века. Тогда как в Англии, в США, во Франции и других государствах они имеют широкое практическое применение с XVII в.
- Реализация прав человека на трех уровнях взаимоотношений людей («человек-общество», «общество-общество», «человек-человек») в дореволюционный и советский периоды истории России осуществлялась с позиций, «социоцентризма» со стороны гарантирующей и охраняющей социальной системы. Это привело к тому, что в большей степени реализовывались определенные, необходимые для данной системы социальные качества человека. Хотя в советский период, в отличии от дореволюционного, права человека реализовывались в более широкой и развитой степени, а также получили соответствующую закрепленность в правовых документах.
-Форма реализации человеческих потенций в общественных отношениях в дореволюционный и советский период по преимуществу носила необходимый (обязательный) характер. Человека в правовых документах этих периодов определялся как обладатель тех или иных обязанностей и прав, которые необходимо было реализовывать.
-Постсоветский период истории России характеризуется наличием наиболее полного отражения в правовых документах тех правовых возможностей, которые необходимы для реализации сущностных сил человека. В отличие от предыдущих периодов истории России, границы осуществления этого процесса не ограничены никакими политическими, экономическим, социальными и другими доктринами государства. Ограничение делается только возможностью и необходимостью осуществления данного процесса в рамках существующих законов.
-В связи с тем, что наиболее полное осуществление прав человека, как формы реализации его сущностных сил, возможна при наличии осуществлении этого процесса на трех уровнях взаимоотношений людей, необходимо сформировать отсутствующий в общественных отношениях в России уровень «человек-человек». Это связано с тем, что не было сформирован определенный уровня правосознания людей, который основывается на ценности каждого человека и направлен на соблюдение и уважение его прав.
Проблема реализации сущности человека в обществе, как мы уже отметили, затрагивает различные стороны общественных отношений. Рассмотрение нами правовой формы реализации сущностных сил человека является очень важным этапом в изучении всестороннего проявления человеческой сущности, так как затрагивает основные связи взаимоотношений государства, общества и человека.
Однако следует добавить, что необходимо изучать и такие сферы проявления сущности человека в обществе, как социальная, экономическая, культурная, политическая и другие. Рассмотрение вопросов о способах, содержании, особенностях проявления сущности человека в выше указанных сферах общественных отношений является нашей: дальнейшей задачей, которую мы будем решать в последующих исследованиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ *
Проведенное исследование имело своей целью проанализировать процесс формирования и осуществления прав человека как формы реализации его сущностных сил.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Аминев, Мазит Мидхатович, 2004 год
1. Акт ограничивающий часы работы подростков и женщин на фабриках//Хрестоматия по всемирной истории государства и права/Под ред. В.М. Черниловского. М.: Гардарики. 1996. - С. 297.
2. Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (habeas corpus act)// http://www.memo.ru/ Prawo/hist/habeas.htm.
3. Акт, регулирующий труд детей и подростков на фабриках Соединенного королевства//Хрестоматия по всемирной истории государства и права/Под ред. В.М. Черниловского. М.: Гардарики. 1996.-С. 296-297.
4. Великая хартия вольностей (1215)//Хрестоматия по всеобщей истории, государства и права. М., 1994. - С. 129-132.
5. Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания 1974 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 148-149.
6. Всеобщая декларация прав человека 1948 г//Гуманитарная сфера и права человека (Сб. документов)/Сост. В.А. Корнилов и др. М.: Просвещение, 1992. - С. 14-19.
7. Второй факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах направленный на отмену смертной Ka3HH//http://www.memo.ru/Prawo/fund\pakt66p2.htm.
8. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянстваУ/Антология мировой правовой мысли: В 5 томах М.: Мысль, 1999. Т.4. - С. 338-340.
9. Декларация независимости Соединенные Штаты Америки //http:// www.memo.m/Prawo/hist\usaindep.htm.
10. Декларация о воспитании народов в духе мира 1978 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 72-75.
11. Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1967 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 79-80
12. Декларация о правах инвалидов 1979 г//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 127-129.
13. Декларация о правах умственно-отсталых лиц 1971 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 125-127.
14. Декларация о праве на развитие 1986 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 145-147.
15. Декларация о праве народов на мир (1984) http://www.memo.ru /Prawo/fund/841112.htm
16. Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963,1975)//http ://www.memo.ru/Prawo/race/631120.htm
17. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. //http:// www.memo.ru/Prawo/hist\fr1789.htm.
18. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 11-13.
19. Декларация принципов международного культурного сотрудничества 1966 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 66-68.
20. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году. М.: Юридическая литература, 2001.-352 с.
21. Доклад" о соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации в 1998 r.//http://www.mshr.ru/docs/kom-rp98.htm.
22. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992.-С. 59-65.
23. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 68-71.
24. Конвенция о политических правах женщин 1953 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 87-88.
25. Конвенция о правах ребенка 1989 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 98-112.
26. Конвенция об охране материнства 1952 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 93-95.
27. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 139-142.
28. Конвенция о свободе ассоциации и защите прав на организацию 1948г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. -С. 147-148.
29. Конвенция о статусе беженцев 1951 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 113-118.
30. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик М.: Правда, 1977. - 48 с.
31. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик//Конституция (Основной закон) СССР. Конституция (Основной закон) союзных и автономных Советских Социалистических Республик М.: |Известия, 1960. - С.5-42.
32. Конституция Никиты Муравьева, написанная его рукою в каземате крепости представленная при ответах//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах М.: Мысль, 1999. Т.4. - С. 488-496.
33. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 24-32.
34. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 19-24.
35. Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами (1962) //http://www.memo.ru/Prawo/race/621214.htm
36. Поправки и дополнения к Конституции Соединенных Штатов AMepHKH//http:/memo.ru/Prawo/hist\usa-bill.htm.
37. Права человека в России международное измерение - М.: 1995. Вып.1. - 352 с.
38. Принципы медицинской этики 1982 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 142-143.
39. Программа Российской социал-демократической рабочей партии//Антология мировой политической мысли: В 5 томах. — М.: Мысль. 1997. Т. 5.-С. 187-191.
40. Псковская судная грамота 1467 г.//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах М.: Мысль, 1999. Т.4. - С. 59-71.
41. Резолюция европейского парламента об отмене смертной казни //http://www.memo.ru/Prawo/euro/eu-dth.htm.
42. Русская правдаУ/Антология мировой правовой мысли: В 5 томах М.: Мысль, 1999. Т.4. - С. 28-32.
43. Соборное уложение 1649 г.//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах М.: Мысль, 1999. Т. 4. - С. 239-248.
44. Совет Европы. Протокол № 6 относительно смертной казни //http:// www.memo.ru/Prawo/euro\eucnv-6.htm.
45. Судебник 1497 г.//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах М.: Мысль, 1999. Т.4. - С. 80-91.
46. Указ о попечении о безработных//Хрестоматия по всемирной истории государства и права/Под ред. В.М. Черниловского. — М.: Гардарики. 1996.-С. 389-390.
47. Устав Лиги Наций//Антология мировой политической мысли: В 5 томах. М.: Мысль. 1997. Т. 5. - С. 253-262.
48. Устав Организации Объединенных наций 1945 г.//Гуманитарная сфера и права человека М.: Просвещение, 1992. - С. 35-37.
49. Факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.)//Гуманитарная сфера и права человека -М.: Просвещение, 1992. С. 33-35.1. Литература
50. Августин. О граде Божием//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. М.: Мысль, 1999. Т. 2. - С. 193-199.
51. Авдеева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Человеческий потенциал России: фактор риска//Человек. 1997. №1. С. 19-33.
52. Акчурин Б.Г. Духовная и телесная организация человека. Уфа: Изд-е Башкирского ун-та, 1998. - 258 с.
53. Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного иследования. М.: СТАТУТ, 1999. - 712 с.
54. Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблема. Тенденции. Перспективы. М.: НОРМА, 1999. - 329 с.
55. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Спб.: Питер, 2001. - 288 с.
56. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988. -415 с.
57. Аристотель. Категории//Сочинения: В 4-х томах. М.: Мысль, 1978. Т.2.-С. 51-90.
58. Аристотель. Метафизика//Сочинения: В 4-х томах. М.: Мысль, 1976. Т.1.-С. 63-368.
59. Аристотель. Никомахова этика//Антология мировой правовой мысли: В 5 Т./Отв. ред. А.Р. Сюкляйнен. М.: Мысль. 1999. Т. 1. - С. 152-168.
60. Аристотель. О душе//Сочинения: В 4-х томах М.: Мысль, 1976. Т.1. С. 369-450.
61. Аристотель. Политика//Сочинения: В 4-х томах. М.: Мысль, 1984. Т.4. - С. 375-644.
62. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-е Московского ун-та, 1982. - 230 с.
63. Батенин С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-е Ленинградского ун-та, 1976.-295 с.
64. Велик А.А. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы. М.: Наука, 1990.- 141 с.
65. Беляев И.А. Человек как целостное природно-социально-духовное существо//Обретение и постижение духовности: материалы регионального симпозиума. Оренбург: Оренбургская губерния, 2000. -С. 13-15.
66. Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К. Маркса. М.: Высшая школа, 1981.- 111с.
67. Бессонов Б.Н. Человек. Пути форм новой личности. М.: Мысль, 1998. -301 с.
68. Боуринг Б. Вступление России в Совет Европы и права человека: четыре года спустя//Российский бюллетень по правам человека. М.: Изд-е Проектной группы по правам человека, 2001. Вып.14. - С. 53-66.
69. Бутенко А.П., Миронов А.В. Права человека, социальная справедливость и равенство//Социально-политический журнал. 1998. №4.-С. 127-133.
70. Быкова С., Юдин Б., Яская JL, Эвтаназия: мнение врачей//Человек, 1994. №2.-С. 147-153.
71. Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки//Социально-политический журнал. 1997. № 4. С. 92-105.
72. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм//Социально-политический журнал. 1999. №1.-С. 135-149.
73. Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека: социально-философские исследования. М.: Мысль, 1988. - 188 с.
74. Вульф С. Эвтаназия: не переходить границу. Последний выход: конец дискуссиям//Человек. 1993. № 5. С. 53-61
75. Гай. Институции//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. М.: Мысль, 1999. Т. 1. - С. 316-323.
76. Гайсин Ф.А., Попов В.Д. Духовность сущность человека. - Уфа.: Б. и., 1995.-116 с.
77. Галимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. Уфа: Изд-е Башкирского университета, 2001. - 54 с.
78. Гаранина О.Д. Философские основания целостного понимания человека. Дисс. доктора философских наук. - М., 1993. - 421 с.
79. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.
80. Гелен А. О систематике антропологии/ЯТроблема человека в западной философии/Отв. Ред. П.С. Гуревич М.: Прогресс, 1988. - С. 152-201.
81. Гельвеций К.А. Об уме//Сочинения: В 2 томах. М.: Мысль, 1973. Т. 1. -С. 143-603.
82. Генисаретский О.И., Носов Н.А., Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения//Человек. 1996. № 4. С. 5-21.
83. Геращенко Л.И. Медицинские аспекты проблемы прав человека (Социально-философский анализ). — Дисс. кандидата философских наук.-СПб., 1997.-273 с.
84. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского//Сочинения: В 2-х томах. М.: Мысль, 1991. Т.2. - С. 6-623.
85. Гоббс Т. Основ философии//Сочинения: В 2-х томах. М.: Мысль, 1989. Т.1.-С. 66-506.
86. Гольбах П.А. Система природы или о законах мира физического и духовного//Избранные произведения. М.: Соцэкгиз, 1963. Т.1. - С. 53-684.
87. Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: своеобразие, особенности, значение для России/Юбщественные науки и современность. 1997. №3. С. 5-14.
88. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973.-319 с.
89. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и развитие в современном мире. М.: Мысль, 1986. - 222 с.
90. Гроций Г. де Г. О праве войны и мира. Три книги//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. М.: Мысль, 1999. Т.З. - С. 22-35.
91. Грунин И.В. Социальная значимость биологической индивидуальности человека (Философские аспекты): Автореф. дисс. канд. филос. наук. -Н. Новгород: НАСИ, 1992. 21 с.
92. Гуревич П.С. Человек многоликий//Это человек. Антология: Сост. П.С. Гуревич. - М.: Высшая школа, 1995. - С. 3-23.
93. Гуревич П.С. Уникальное творение вселенной?//0 человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991. С. 261-280.
94. Давидович В.Е., Аболина Р.Я. Кто ты человечество? Теоретический портрет.-М.: Молодая гвардия, 1975; 174 с.
95. Демин М.В. Проблемы теории личности: (Социально-философский аспект). М.: Издание Московского ун-та, 1977. - 240 с.
96. Дериси О.Н. Человеческая подлинность//Это человек. Антология. -М.: Политиздат, 1995. С. 156-159.
97. Дидро Д. Элементы физиологии//Сочинения: В 2-х томах. М.: Мысль, 1986. Т.1.-С. 467-533.
98. Димов В.Н. Современные образовательные парадигмы учения о человеке//Социально-политический журнал. 1997. №2. С. 108-115.
99. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). М.: Наука, 1995. - 221 с.
100. Добжанский Ф. Мифы о генетическом предопределении и о tabula гаБа//Человек. 2000. №1.- С. 8-24.
101. Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-этической мысли XX в. М.: Искусство, 1990. - 397 с.
102. Дубинин Н.П. Биологическое и социальное в человеке//Биологическое и социальное в развитии человека: (Сб. статей)/Отв. Ред. Б.Ф. Ломов. -М.: Наука, 1977. С. 81-93.
103. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. - 334 с.
104. Дуне Скот. Оксфордское сочинение//Антология мировой философии. В 4-х томах. М.: Мысль, 1969. Т. 1, Ч. 2. - С. 877-890.
105. Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. -Л.: Наука, 1981.- 192 с.
106. Завадская Л.Н. Равенство полов: международные аспекты и национальная политика//Социальное государство и защита прав человека. М.: Изд-е Института государства и права РАН, 1994. - С. 118-126.
107. Кант И. Критика чистого разума//Сочинения в шести томах. М.: Мысль, 1964. Т. 3. - С. 69-695.
108. Кант И. Метафизика нравов в двух частях//Сочинения: В 6 томах. М.: Мысль, 1965. Т.4, 4.2; - С. 107-438.
109. Кант И. Основы метафизики нравственности//Сочинения: В 6 томах. -М.: Мысль, 1965. Т.4, 4.2. С. 107-438.
110. Капицын В.М. Идентификационные основания классификации прав человека//Социально-политический журнал. 1997. № 6. С. 222-228.
111. Карташкин В.А. Международное права и защита прав человека в условиях перехода к рынку//Социальное государство и защита прав человека. М.: Изд-е Института государства и права РАН, 1994. - С. 45-51.
112. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.: Изд-е Института государства и права РАН, 1995.- 132 с.
113. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры//Права человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 3-30.
114. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: (Проблема теории исторического процесса). М.: Политиздат, 1981. - 288 с.
115. Кельзен Г. Чистое учение о праве//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. М.: Мысль, 1999. Т. 3. - С. 704-717.
116. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.
117. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. -М.: Наука, 1985. 143 с.
118. Клюкина Т.В. Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург: УГППУ, 1998. 25 с.
119. Клягин Н.В. От доистории к истории: Палеосоциология и социальная философия. М.: Наука, 1992. - 329 с.
120. Клягин Н.В. Человек в истории. М.: Наука, 1999. - 238 с.
121. Коган JI.H. Жить по справедливости. Свердловск: Средне-Уральское издательство, 1988.- 171 с.
122. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. — М.: Наука, 1984. 252 с.
123. Козельский Я.П. Философия нравоучительная//Русская философия права (антология)ЯТод ред. А.П. Альбова и др. СПб.: Алетейя, 1999. -С. 27-34.
124. Коломиец Т.А. Концепция человека во французском материализме XVI11 века.-Киев: Наукова думка, 1978. 138 с.
125. Корнеев П.В. Общественно полезный труд как главный фактор формирования человека//Философские науки. 1985. №1. С. 17-23.
126. Критий. Сисиф//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. М.: Мысль, 1999. Т. 1. С. 138.
127. Крутова О.Н. Проблемы человека в социальной философии марксизма. -М.: Наука, 1990. 136 с.
128. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVI11 века; М.: Мысль, 1981.-303 с.
129. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека//Вопросы философии. 1997. №2, С. 57-70.
130. Куницын А.П. О человеке и праве//Русская философия права (антология)/Под ред. А.П. Альбова и др. СПб.: Алетейя, 1999. - С. 47-59.
131. Куркин Б.A. Homo politicus как объект философско-антропологического анализа//Вопросы философии. 1986. №6. С. 94-102.
132. Ламетри Ж.О. Трактат о душе//Сочинения. М.: Мысль, 1983. - С. 58-143.
133. Ледях И.А. Социальное государство и права человека//Социальное государство и защита прав человека. М.: Издание Института государства и права РАН, 1994. - С. 22-33.
134. Локк Д. Два трактата о правлении//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. -М.: Мысль, 1999. Т.З. С. 85-95.
135. Локк Д. Об управлении разумом//Сочинения: В 3 томах. М.: Мысль, 1985. Т.2. - С. 202-440.
136. Ломов Б.Ф. Проблема социального и биологического в психологии//Биологическое и социальное в развитии человека: (Сб. статей)/Отв. Ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1977. - С. 34-65.
137. Луканин Р.К. «Органон» Аристотеля. М.: Наука, 1984. - 304 е.,
138. Лукашева Е.А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений//Социальное государство и защита прав человека. М.: Изд-е Института государства и права РАН, 1994. -С. 5-21.
139. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000.-279 с.
140. Лысенков С.Л. Развитие прав и свобод граждан в советском обществе. Киев: Вища школа, 1985. 64 с.
141. Любутин К.Н. О специфике философской антропологии//Критика современной буржуазной антропологии. Л.: Изд-е. Ленинградского ун-та, 1980. - С. 14-29.
142. Лямцев П.П. Формирование человека как личности. Социально-философский аспект. — Л.: Изд-е Ленинградского ун-та,1984. 119 с.
143. Максимов A.M. Общество в переходный период: проблемы духовности и свободы человека/Юбретение и постижение духовности: материалы регионального симпозиума. Оренбург: Оренбургская губерния, 2000. -С. 57-59.
144. Мамут Л.С. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. веха на пути к универсальной концепции права//Права человека в истории человечества и в современном мире. — М.: Изд-е Института государства и права АН СССР, 1989. - С. 29-34.
145. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Изд-во политической литературы, 1959. Т. 13.-С. 5-9.
146. Маркс К. Критика гегелевской диалектики и философии вообще//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Изд-во политической литературы, 1974. Т.42. - С. 152-174.
147. Маркс К. Критика готской программы//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. М.: Мысль, 1999. Т. 3. - С. 424-426.
148. Маркс К. Отчужденный труд//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Изд-во политической литературы, 1974. Т.42. - С. 86-99.
149. Маркс К. Тезисы о Фейербахе//Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3-х томах. М.: Политиздат, 1985. Т.1. - С. 1-3.
150. Маркс К., Энгельс Ф. Из Манифеста коммунистической партии//Антология мировой политической мысли: В 5 томах. М.: Мысль. 1997. Т. 5.-С. 103-115
151. Матузов Н.И. Личность. Право. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права.-Саратов: Изд-е Саратовского ун-та, 1972. 292 с.
152. Матузов Н.И; Правовая система и личность. Саратов: Изд-е Саратовского ун-та, 1987. - 293 с.
153. Меграбян А.А. О биосоциальной природе человека//Биологическое и социальное в развитии человека: (Сб. статей)/Отв. Ред. Б.Ф. Ломов. -М.: Наука, 1977.-С. 192-205.
154. Миголатьев А.А. Проблемы свободы и ответственности человека//Социально-политический журнал. 1998. №4. С. 49-62.
155. Миголатьев А.А. Человек как объект философского знания//Социально-политический журнал. 1998. №2. — С. 67-78.
156. Миголатьев А.А. Человек. Его внутренний и внешний мир//Социально-политический журнал. 1998. №3. С. 40-57.
157. Мирошникова В.А Комментарии к конституции Российской Федерации: ЭКМОС, М., 1998. 176 с.
158. Михайловская И; Концепции прав человека и их значение для посткоммунистической России//Российский бюллетень по правам человека. М.: Изд-е Проектной группы по правам человека, 1997. Вып.9. - С. 5-17.
159. Михайловский И.В. О религиозно-нравственных основаниях права//Русская философия права (антология)/Под ред. А.П. Альбова и др. СПб.: Алетейя, 1999. - С. 255-319.
160. Ш.Москаленко А.Т. Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука, 1989. 202 с.
161. Муромцев С.А. Определение и. основное разделение права//Хрестоматия по истории политических и правовых учений России (XIX- начало XX вв.)/Под ред. А.Г. Гузнова и др. Уфа: Изд-е Уфимской высшей школы, 1993. - С. 158-166.
162. ИЗ. Мухамедьянов С.А. Феномен смерти как социально-педагогическая проблема. Уфа: Творчество, 1998. - 160 с.
163. Мухамедьянов С.А. Человеческая смерть: социально-философский анализ. Дисс. доктора философских наук. - Уфа, 1999. -397 с.
164. Мысливченко А.Г Феномен внутренней свободы/Ю человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991. С. 207-230.
165. Мысливченко А.Г., Казин П.Ф. Марксистский гуманизм и проблемы всестороннего развития человека//Ярошевский Т.М. Размышления о человеке: Марксистская концепция личности социалистического гуманизма. М.: Политиздат, 1984. - С. 171-197.
166. Мюллерсон Р.А. Права человека: Идеи, нормы, реальность. М.: Юридическая литература, 1991. - 156 с.
167. Мялкин А.В. Способности и потребности личности: Диалектика формирования. М.: Мысль, 1983. 260 с.
168. Нерсесянц B.C. Право и закон: Из истории правовых учений. М.: Наука, 1983.-366 с.
169. Нескрябина О.Ф. Смысл и ценность человеческой индивидуальности: Автореферат дисс. доктора фил ос. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1996.-32 с.
170. Несмелов В.И. Загадка человека//Человек. 1992. №3. С. 104-117.
171. Никонов К.И. Религиозные концепции человека в современной борьбе идей: Критический анализ. М.: Знание, 1986. - 61 с.
172. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое; Веселая наука; Злая мудрость. Минск: Попурри, 1997. — 704 с.
173. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: Наука, 1996. - 268 с.
174. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. М.: Юрист, 1994. - 351 с.
175. Общая теория прав человека/Под ред. Е.А. Лукашевой. М.: Норма, 1996. - 509 с.
176. Оуэн Р. Конституция общины «Новая гармония»//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. М.: Мысль. 1999. Т. 3. - С. 371-375.
177. Парцвания В.В. Человек как философско-экономическая категория//Философия XX века: школы и концепции: Материалы научной конференции. СПб.: Изд-е Санкт-Петербургского философского общества, 2000. - С. 201-203.
178. Песоцкая Е.Н. Природно-биологические факторы социальной активности личности (Философский анализ): Автореферат дисс. канд. филос. Наук, Саранск: Изд-е Мордовского ун-та, 1996. - 16 с.
179. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. М.: Мысль, 1999. Т. 5. - С. 352-363.
180. Петрухин И.Л. Мифы и реальности судебной защиты прав человека в России//Российский бюллетень по правам человека: Изд-е Проектной группы по правам человека, 1995. Вып.7. С. 35-54.
181. Петрухин И.Л. Человек и власть (в сфере борьбы с преступностью). -М.: Юрист, 1999. 392 с.
182. Петрухин И.Л. Человек как социально-правовая ценность//Ежегодник российского права. М.: Норма, 2000. - С. 210-218.
183. Платон. Апология Сократа//Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 1.-С. 70-96.
184. Платон. Горгий//Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. -С. 477-574,
185. Платон. Законы. М.: Мысль, 1999. - 828 с.
186. Платон. Теэтет//Собрание сочинений: В 4 томах. М.: Мысль, 1993. Т.2. - С. 192-274.
187. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критерий. М.: Мысль, 1999, -656 с.
188. Плесснер Г. Ступени органического и человек//Проблема человека в западной философии/Отв. Ред. П.С. Гуревич М.: Прогресс, 1988. - С. 96-151.
189. Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). Уфа: Изд-е Башкирского ун-та, 1998.-210 с.
190. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития/Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2000. - 320 с.
191. Права человека: Время трудных решений. М.: Изд-е Института государства и права АН СССР, 1991. - 175 с.
192. Права человека: проблемы и перспективы: Сост. Е.А. Лукашева, Издание Института государства и права АН СССР, М., 1991.-199 с.
193. Рачков П.А. Человек в зеркале философии//Вестник МГУ. Философия. 1998. №2. -С. 33-46.
194. Раянов Ф.М. Введение в правовое государство. Уфа: Изд-е Башкирского ун-та, 1994. - 118 с.
195. Рикман Х.П. Возможна ли философская антропологии?//Это человек. Антология/Сост. П.С. Гуревич.-М.: Высшая школа, 1995. С. 54-74.
196. Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России//Социологические исследования. 1997. №6, С. 55-65.
197. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М.: Соцэкгиз, 1938, - 123 с.
198. Савиньи Ф.К. О призвании нашего времени к законодательству и правоведению//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. М.: Мысль, 1999. Т. 3. - С. 285-288.
199. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм//Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С. 323-398.
200. Сахаров А.Д. Письмо в организационный комитет симпозиума по проблеме смертной Ka3HH//http://yabloko.m/Themes/History/saharovdp.htm.
201. Сахаров А.Д. Проект Конституции Союза Советских Социалистических Республик Европы и Азии //http:// www.nail.yabloko.ru/Themes/History/sakharovconst.html.
202. Светлов С.В. Человек и биотехнология//Человек. Целостность. Духовность: Материалы заочной межвузовской научно-теоретической конференции. Оренбург: Оренбургская губерния, 2001. - С. 106-110.
203. Сенека. О благодеяниях//Антология мировой философии: Античность/Отв. Ред. Ю.Г. Хацкевич. Минск: Харвест; М.: ACT, 2001. С. 736-737.
204. Сен-Симон К.А. Катехизис промышленников//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. — М.: Мысль. 1999. Т. 3. С. 365-366.
205. Сервера Эспиноза А. Кто есть человек? Философская антропология//Это человек. Антология/Сост. П.С. Гуревич. М.: Высшая школа, 1995. - С. 75-101.
206. Сержантов В.Ф. Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. JL: Изд-е Ленинградского ун-та, 1980. -216 с.
207. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л;: Изд-е Ленинградского ун-та, 1990. - 359 с.
208. Смолькова И.В. Правовая защита неприкосновенности частной (личной) жизни граждан//Социально-политический журнал. 1998. №6. -С. 128-138.
209. Соловьев B.C. Духовные основы жизни//Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век/Отв. ред. И.Т. Фролов, М.: Республика, 1995. - С. 479-489.
210. Соловьев B.C. Нравственность и право//Русская философия права (антология)/Под ред. А.П. Альбова и др. СПб.: Алетейя, 1999. - С. 151168.
211. Тарковский Е. Четыре свободы. СПб.: Макет, 1995. - 192 с.
212. Трубецкой Е.Н. Право и нравственность//Русская философия права (антология)/Под ред. А.П. Альбова и др. СПб.: Алетейя, 1999. - С. 206228.
213. Утяшев М.М., Утяшева JI.M. Права человека в России: состояние и перспективы. Уфа: Изд-е Восточного ун-та, 1997. - 111 с.
214. Фарре JI. Философская антропология//Это человек. Антология/Сост. П.С. Гуревич. М.: Высшая школа, 1995. - С. 170-211.
215. Федоров Н.Ф. Философия общего дела//Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век/Отв. ред. И.Т. Фролов, М.: Республика, 1995. - С. 471-479.
216. Федосеев П.Н. Проблема социального и биологического в философии и социологии//Биологическое и социальное в развитии человека: (Сб. статей)/Отв. Ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1977. - С. 5-33.
217. Фейербах Л. Вопрос бессмертия с точки зрения антропологии//Сочинения в 2-х томах. М.: Наука 1995. Т.1. - С. 197-322.
218. Фейербах Л. Право и государство//Сочинения в 2-х томах М.: Наука 1995. Т.1. - С. 476-479.
219. Фейербах Л. Сущность христианства//Сочинения в 2-х томах М.: Наука, 1995. Т.2. - С. 5-320.
220. Фейербах Л. Фрагменты к характеристике моей философской curriculum укае//Сочинения в 2-х томах М.: Наука, 1995. Т.1. - С. 168-190.
221. Ферпосон А. Опыт истории гражданского общества М.: РОСС ПЭН, 2000.-392 с.
222. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа: Изд-е Башкирского университета, 1992. — 222 с.
223. Фихте И.Г. Назначение человека/Шесколько лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные черты современной эпохи: Сборник. Минск: Попурри, 1998. - С. 61-215.
224. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого//Несколько лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные черты современной эпохи: Сборник. Минск: Попурри, 1998. - С. 3-60.
225. Фома Аквинский. Сумма теологии//Антология мировой философии. В 4-х томах. М.: Мысль, 1969. Т. 1, Ч. 2. - С. 824-857.
226. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. М.: Политиздат, 1985. - 559 с.
227. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения М.: Политиздат, 1983. - 350 с.
228. Фролова И.В. О человеке, обществе и религии//Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Уфа: Изд-е Башкирского ун-а, 1999.-С. 114-117.
229. Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. М.: Мысль. 1999. Т. 3. - С. 368369.
230. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности/Ю человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991. С. 195-206.
231. Хабибуллина З.Н. Человек как целостное природно-социально-духовное существо/Юбретение и постижение духовности: материалы регионального симпозиума. Оренбург: Оренбургская губерния, 2000. -С. 94-103.
232. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-445 с.
233. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993. Т. 1, 2.-252 с.
234. Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. М.: Мысль, 1999. Т. 3. — С. 612616.
235. Цоколов С.А. Единая наука о человеке: иллюзия или реальность //
236. Человек. 1996. №5. С. 5-20.
237. Чичерин Б.Н. Нравственный мир//Русская философия права (антология)/Под ред. А.П. Альбова и др. СПб.: Алетейя, 1999. - С. 83-109.
238. Чухина JI.A. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига: Зинатне, 1991. - 303 с.
239. Шелер М. Положение человека в космосе//Проблема человека в западной философии/Отв. Ред. П.С. Гуревич. М.: Прогресс, 1988. - С. 31-95.
240. Шершеневич Г.Ф. О теории права//Русская философия права (антология)/Под ред. А.П. Альбова и др. СПб.: Алетейя, 1999. - С. 188203.
241. Шнюков В.В Общечеловеческое: социально-философский анализ: Дисс. в виде научного доклада на соискание ученной степени канд. филос. наук. Ставрополь: СГТУ, 1997. - 267 с.
242. Шорохова Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека//Биологическое и социальное в развитии человека: (Сб. статей)/Отв. Ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1977. - С. 65-81.
243. Щеглов В.Г. Нравственность и право в их взаимоотношениях//Русская философия права (антология)/Под ред. А.П. Альбова и др. СПб.: Алетейя, 1999. - С. 170-186.
244. Элстер Й. Влияние прав человека на экономическое развитие/ТРоссийский бюллетень по правам человека. 1994. Вып.4. С. 4-10.
245. Эрделевский A.M. Основные гарантии прав ребенка//Человек и закон. 1999. №2.-С. 43-50.
246. Эрлих Е. Основы социологии права//Антология мировой правовой мысли: В 5 томах. М.: Мысль. 1999. Т. 3. - С. 623-628.
247. Юдин Б.Г. Право на добровольную смерть: против и за//0 человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С. 247-261.
248. Янтурин Г.М. Проблема измерения качеств человека//Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Уфа: Изд-е Башкирского ун-та, 1999. - С. 235-236.
249. Ярошевский Т. Размышления о человеке: Марксистская концепция личности социалистического гуманизма. М.: Политиздат, 1984. - 198 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.