Права человека и глобализация в контексте исламской правовой культуры: история и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Сафаров, Дилшод Сафарбекович

  • Сафаров, Дилшод Сафарбекович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 216
Сафаров, Дилшод Сафарбекович. Права человека и глобализация в контексте исламской правовой культуры: история и современность: дис. кандидат наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Душанбе. 2012. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сафаров, Дилшод Сафарбекович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Права человека и их формирование как общечеловеческой ценности

§ 1. Понятие «права человека» и их содержание

§ 2. История формирования и становления концепции прав человека

Глава 2. Права человека в условиях глобализации: универсализм и релятивизм в праве

§ 1. Роль и место прав человека в условиях глобализации

§ 2. Глобализация и формирование универсальных стандартов прав человека

§3. Проблемы универсализации прав человека и культурный релятивизм в условиях глобализации

Глава 3. Права человека и глобализация в контексте исламской правовой культуры

§ 1. Правовой статус личности в ранней стадии формирования исламской правовой культуры

§ 2. Глобализация и эволюция статуса Личности в странах исламской правовой культуры

§3, Проблемы соотношения прав человека с исламской

правовой культурой

Заключение

Список использованной литературы,

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Права человека и глобализация в контексте исламской правовой культуры: история и современность»

Введение

Актуальность темы исследования. Права человека являются основным атрибутом демократического государства и гражданского общества. Развитию и сохранению этих прав мировое сообщество уделяет весьма пристальное внимание. Развитие культур и цивилизаций демократических государств, к которым принадлежит и независимый Таджикистан, явно свидетельствует о том, что человек, его достоинства и права в третьем тысячелетии становятся главным ориентиром развития права, государства, эволюции традиций межкультурного общения народов и наций. Приверженность гражданского общества Таджикистана правам и свободам человека обусловлена не только современными требованиями развития республики, ее будущими интересами и целями, но и памятью народа, его историей.

Неоспорим тот факт, что институт прав человека и глобализация имеют глубокие исторические корни, в их формировании и развитии участвовали разные цивилизации. Исходя из этого, исследование прав человека и глобализационных процессов в контексте разных правовых культур и цивилизаций, их значения в сложении современной концепции прав человека весьма актуально и значимо. Необходимость подобных исследований особенно возрастает в переходные моменты истории, когда общество оказывается перед выбором дальнейшего пути своего развития.

Исламская правовая культура на протяжении более тысячелетия играла важнейшую роль в становлении и развитии самосознания таджикского народа. Именно в рамках этой правовой культуры в истории народа протекали специфические для региона глобализационные процессы, способствовавшие появлению немалого числа трудов, в которых затрагивались проблемы прав и свобод человека. Сейчас современный демократический Таджикистан, положив в основу своей государственности европейскую светскую форму правления, испытывает и влияние исламских

правовых ценностей. Без должного анализа этих процессов, их осознания они могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. Конституционная задача современного Таджикистана - защита демократических достижений страны с обязательным учетом национальных и культурно - религиозных интересов общества. Нахождение же золотой середины в современном правовом развитии Таджикского государства невозможно без исторического контекста. Таким образом, актуальность темы исследования не вызывает никаких сомнений.

Степень научной разработанности проблемы. В юридической науке попытки комплексного исследования проблем прав человека и процесса глобализации в контексте исламской правовой культуры не предпринимались. Правда, есть работы, в которых анализировались отдельные аспекты данной темы, в частности такие, как: права человека в исламе; глобализация и ее проявления в праве; права человека как-юридическая категория; развитие прав человека под влиянием глобализационных процессов; проблема разнообразия правовых культур и др. i

Например, теория прав человека и её динамичное развитие в эпоху глобализации с учетом многоаспектности имеющихся здесь проблем исследовались такими отечественными и зарубежными учёными, как М.И. Абдуллаев, С.С. Алексеев, З.М. Алиев, Л.И. Глухарева, С.И. Глушкова, А.И. Головистикова, A.M. Диноршоев, А.И. Имомов, З.Х. Искандаров, Е.А. Лукашева, Д.З. Мутагиров, Э.С. Насурдинов, B.C. Нерсесянц, Ф.М. Рудинский, Р.Ш. Сативалдыев, Б.А. Сафаров, Ф.Т. Тахиров, А.Г. Халиков, Х.Х. Хамидов и др.

Что же касается мусульманского права, то его изучением занимались многие отечественные и зарубежные ученые, в частности Г.С. Азизкулова, И.Б. Буриев, Р.Х. Гилязутдинова, Р. Давид, Д.М. Зоиров, Г. Керимов, М.М. Муллаев, Г.И. Муромцев, М.И. Садагдар, А.Х. Саидов, З.А. Саидов, Р.Ш.

Сативалдыев, И.Д. Сафаров, Л.Р. Сюкийянен, Ф.Т. Тахиров, А.Г. Халиков, Х.С. Хомушов и др.

Вопросы, связанные с глобализационными процессами и их влиянием на право, в общем, и права человека (в частности, рассматривались В.В. Богатыревым, М.Г. Делягиным, Н.В. Загладиным, М.В. Ильиным, В.Л. Иноземцевым, И.И. Лукашуком, М.Н. Марченко, В.В. Сорокиным, 10.А. Тихомировым, С.М. Шахраем, С.А. Щетининым, В.В. Янковым и др.

Все, вышеназванные, ученые внесли огромный вклад в развитие науки юриспруденции, отдельных аспектов интересующей автора темы. Но диссертант пошел здесь гораздо дальше - он поставил своей целью комплексное изучение прав человека и глобализации в контексте исламской правовой культуры, с точки зрения истории и современности.

Объектами исследования являются концепция прав человека, процесс их формирования и становления в исламской правовой культуре и отдельных цивилизациях, место и роль прав человека в глобализационных процессах, процесс формирования прав человека в современных исламских странах под влиянием глобализации.

Предметом исследования выступают историко-правовые и теоретические аспекты формирования прав человека в исламской правовой культуре и отдельных цивилизациях, специфические особенности в развитии прав человека на Западе и Востоке, особенно в период зарождения ислама, общие закономерности развития прав! человека в эпоху глобализации как социального явления, факторы и закономерности влияния глобализационных процессов на развитие прав человека в странах исламской правовой культуры, а также проблемы совместимости исламского права с современной концепцией прав человека.

Цели и задачи исследования. Основной целью исследования являются анализ понятия и содержания прав человека, общих закономерностей формирования концепции прав человека,-выяснение места и роли прав человека в

!

условиях глобализации, изучение проблем универсализации прав человека и сопоставление на этой основе принципа универсальности прав человека с культурным релятивизмом, исследование исламского взгляда на права человека, выявление возможностей совместимости мусульманских правовых ценностей и международных правовых стандартов.

Для достижения этих целей автором были поставлены следующие задачи:

- изучение прав человека как общечеловеческой ценности, а также исследование процесса их формирования и становления;

- выявление роли и места прав человека в глобализационных процессах и обратного влияния глобализации на процесс формирования международных стандартов прав человека;

- анализ проблемы универсальности прав человека и культурного релятивизма;

- изучение правового положения личности в классическом исламе и сопоставление его с ситуацией с правами человека в современных исламских странах;

- обоснование основных моментов совместимости исламской концепции прав человека с современным пониманием этого института.

Методологическая и научная основа диссертации. В исследовании применены современные методы познания - диалектический, системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и др.

Научную базу исследования составили научные труды, общепризнанные выводы и суждения указанных выше таджикских, российских и зарубежных историков, политологов и юристов. Научная база включает также основополагающие источники ислама - Коран и Сунну Пророка, произведения ученых, посвященные проблемам прав человека, мусульманскому праву, а также основные документы в области прав человека, такие, как Всеобщая декларация прав человека, международные

пакты о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах.

Нормативную базу исследования составляют международно-правовые акты, гарантирующие права и свободы человека, в частности Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конституция Республики Таджикистан, Коран, Сунна и другие источники мусульманского права.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в самой постановке и формулировке проблемы исследования, которая ранее не была предметом комплексного научного изучения. В работе комплексно проанализированы понятие и содержание прав человека, выявлены исторические предпосылки возникновения и развития концепции прав человека, рассмотрены процессы . глобализации и формирования международных стандартов в области прав человека, статус личности в классическом исламе, а также исследована нынешняя ситуация в странах исламской правовой культуры в области прав человека.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Права человека как научный феномен и общечеловеческое достояние правовой культуры, независимо от форм их выражения и времени появления, бесспорно, являются краеугольным камнем сохранения и развития гуманности не только права, но и всех других явлений, связанных с правовой материей. В контексте многополярности развития отдельно взятой правовой системы или цивилизаций в целом, в формате культурного релятивизма или универсализма прара, в плане исторических перемен, прогнозируемых футурологами, юристами, политологами будущей судьбы человеческого сообщества проблема прав человека становится особенно актуальной.

2. Права и свободы человека красной нитью проходят через все этапы развития цивилизаций и культур, которые не только сохранили свою самобытность, способствовали формированию сообществ и государств, но и постепенно в контексте разных традиций и культур, как имманентное начало живого разумного существа, начали играть важнейшую роль в совершенствовании самого человека как культурного, социального, религиозного, экономического и правового явления.

3. Универсальность и релятивизм прав человека на протяжении истории и их значимость в решении глобальных проблем современного мира требуют переосмысления самого понятия «прав человека» и его содержания. Процесс развития права как такового, изменение интересов человека, напряжение противоречий общего и частного в праве и коллизия международно-правовых стандартов (с национальными бросают вызов устойчивым и односторонним взглядам на права человека. С целью решения данной проблемы, предлагается условное определение прав человека: «права человека - это неотъемлемые свойства и возможности использования индивидом наиболее существенных благ, охватывающих различные стороны индивидуального и общественного бытия, которые обеспечивают достойное и справедливое, свободное развитие человека, признаются и гарантируются со стороны государства».

4. Процесс формирования концепции прав человека как свода представлений о человеке и высшей ценности цивилизации напрямую связан с историей развития общества и зависим от влияния культур и цивилизаций. Первые официально признанные права человека на начальных стадиях социальной жизни, как на древнем Востоке, так и на Западе, были весьма схожи, их различие и обособление под влиянием культур и традиций совершалось на последующих этапах развития государственности. Только после принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 г. начинается

процесс универсализации прав человека и права человека становятся «исключительной спецификой современности».

5. Формирование концепции прав человека на всех этапах развития общества осуществлялось под влиянием философских воззрений и правовых реалий, т.е. о правах человека в своих произведениях писали ученые и философы, фиксировались они и в официальных источниках государства. Здесь можно говорить о взаимовлиянии и тех, и других, что способствовало общему развитию прав человека.

6. Глобализацию (в широком смысле слова) как новое явление и своеобразный процесс стремления человечества к объединению в единую экономическую, социально-культурную и политико-правовую семью, необходимо понимать как процесс интеграции человечества в сложную взаимосвязанную, единую планетарную систему, что было подготовлено всем ходом развития истории. Первые предпосылки возникновения глобальных проблем, начало процесса глобализации можно отнести к античным временам. Глобализационные процессы имели место на разных уровнях человеческой цивилизации - как в древней, новой, так и в новейшей истории.

7. Анализируя проблемы-культурного релятивизма и универсализма прав человека на современном этапе их развития, выявляя уязвимость теории универсализма права, диссертант приходит к выводу, что наряду с универсальными правами, принадлежащими каждому представителю человеческого рода, следует разрабатывать и регионально-цивилизационные стандарты прав, в которых находила бы отражение национальная и историческая специфика традиций и культур разных народов.

8. Ислам - это нерасторжимое единство веры, религиозных предписаний, правовых и моральных норм и определенных форм культуры, и под исламской правовой культурой^ следует понимать цельную систему

ценностей, формирующих идеологию, образ жизни и мышления как каждого верующего, так и всей мусульманской общины.

9. Исламские ценности о правах и свободах человека настолько рациональны и совершенны, что их учет при разработке всеобщих международно-правовых документов пойдет во благо не только национальных государств, но и всего мирового сообщества. Поэтому исламская концепция прав человека не только имеет право на существование, но и достойна объективного научного изучения.

10. Сочетание международных стандартов прав человека с исламской правовой культурой зависит именно от того, где и в каком звене находятся те или иные нормы и ценности исламского права, которые вступают в конфликт с современной концепцией прав человека. Если эти нормы постулируются в первоисточниках исламского права (Коран и Сунна), то сближение международных стандартов и исламских достижений в области прав человека в ближайшее время маловероятно. Если же эти нормы продиктованы второстепенными источниками исламского права или появились в результате деятельности исламских правовых школ (доктрины исламского права), то такой компромисс вполне уместен.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка комплексного исследования проблемы прав человека. С учетом происходящих в мире глобализационных процессов, права человека в нем рассматривались и как основа разнообразия правовых культур. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейших исследований по теме и в процессе преподавания курсов по теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, истории учений о праве и государстве, при преподавании сравнительного правоведения, мусульманского права, теории прав человека, а также при написании учебников и учебных пособий.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации использовались в процессе преподавания учебных курсов по правам человека, мусульманскому праву и истории прав человека. Положения диссертации были изложены в , виде докладов на различных республиканских, университетских научно-практических конференциях.

По результатам диссертационного исследования опубликованы научные статьи.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, которые включают восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1

Глава 1. Права человека и их формирование как общечеловеческой

ценности.

§ 1. Понятие «права человека» и их содержание.

В современном мире и науке юриспруденции, права человека, несомненно, занимают одно из главных, определяющих мест в жизни любого государства. Сегодня права человека стали основой идеологической системы справедливого общества и правового государства.

Соблюдение прав человека становится критерием цивилизованности стран современного мира, несоблюдение же их свидетельствует об отсталости общества и государства. Ю такому выводу юриспруденция, весь ход развития цивилизации шли постепенно. При этом учитывались объективные интересы конкретного индивида и общества в целом. Как правильно отмечает профессор Е.А. Лукашева, «современный каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, — результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, ставших впоследствии нормой современного мирового сообщества»

В контексте нашего исследования, где концепция прав человека рассматривается в ракурсе исламских ценностей, с учетом глобальных конфликтов, интересов разных культур и цивилизаций, анализ понятия «права человека», истоков его появления, формирования единой концепции в современном праве, весьма важен для осмысления сути проблемы.

На первый взгляд, может показаться, что современный мир хорошо знаком с элементами прав человека, но различные социологические опросы показали, что сегодня люди имеют очень приблизительные представления о том, что такое «права человека», на что они опираются и откуда они вообще произошли.

1 Права человека: учебник / Отв. ред. Е.А.Лукашева. М., 2010. С. 23.

После создания кафедры прав человека и сравнительного правоведения на юридическом факультете Таджикского национального университета и вплоть до сегодняшнего дня очень много говорят о том, что выделение прав человека в отдельную дисциплину дублирует изучение других юридических дисциплин. Именно такие рассуждения принудили нас говорить о том, что даже специалисты в области правоведения не имеют достаточную информацию о правах человека. По нашему мнению, такая ситуация имеет естественный характер. Это связано с тем, что права человека представляют собой нечто новое в научной среде. Так, С.И.Глушкова отмечает, что в российском общественном сознании долгое время бытовало традиционное понимание права как памятника истории, представления о правах человека -как об идее-абстракции, предмете полемики, а не универсальной ценности отечественной культуры. С этим связано и то, что в теоретическом и обыденном сознании россиян не произошло естественной для европейского мышления прагматизации идеала прав человека, правового государства.1 Данная точка зрения касается и таджикского общественного сознания, так как в прошлом их объединяло общее правовое пространство (система). Так же рассуждает таджикский теоретик Р.Ш. Сативалдыев. Он отмечает, что в советской науке естественные права человека, признаваясь явлениями буржуазной науки, не изучались. Даже в рамках позитивной юриспруденции, которая признавала права человека как исключительный продукт государства, им не придавалось большого значения.

Однако сегодня представляется, что совокупность накопленных различных знаний о правах позволяет поддержать высказанное в литературе мнение о необходимости дальнейшего развития такой науки, как права человека, уточнения ее объекта, предмета, метода и других характеристик. Хотя отраслевая юриспруденция с трудом признает науку прав человека. Но это скорее временное явление. Думается, что наука юриспруденция

1 Подробно см.: Глушкова С.И., Права человека в России. М., 2006. С.10.

2 Сативалдыев Р.Ш., Проблемы теории государства и права. Душанбе. 2010. (натадж. яз.) С.82-83.

предоставит достойное место той правовой отрасли и науке, объектом изучения, которой являются права человека. Тем не менее формирование ее научно - правовой доктрины уже началось. Этому весьма серьезному этапу развития науки прав человека должны предшествовать завершение формирования научных школ, обладающих структурированной системой научных знаний о правах человека, научные концепции, разработки которых впоследствии могли бы стать основой доктрины о правах человека. Как представляется, формированию доктрины прав человека предшествует длительный период научных исследований, в ходе которых должны быть выработаны аксиомы теории прав человека.

Конституционалисты в контексте соблюдения прав человека в национальных государствах о правах человека обычно говорят как об «основных конституционных правах^. Абсолютное большинство авторов термин «права человека» употребляют в своих работах только по отношению к тем правам, которые признаются и поддерживаются международным правом и его институтами. И хотя и понятие основных конституционных прав, и понятие прав человека охватывают права одного и того же типа, первые характеризуют их с точки зрения внутреннего права, тогда как последние рассматривают те же проблемы в рамках международной правовой системы.1 Л.И. Глухарева по этому поводу отмечает, что хотя исследовательские приоритеты отечественной науки в сфере прав человека, как совершенно очевидно, принадлежат. сегодня конституционному и международному праву и последние создали для области прав человека, несомненно, теории высшего уровня, но все же это отраслевое представление человеческих прав. Конституционная теория прав человека и гражданина акцентирует внимание на связях индивида с государством и гражданским обществом, в зависимости от главной точки отсчета - гражданства -определяет основы правового статуса личности, ограничивается «правами и

' Абдуллахи Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации / Пер. с англ. Дмитрий Фурман. М., 1999. С.181.

обязанностями, связанными в конечном счете со сферой конституционно-правового регулирования»1. Международно-правовой аспект прав человека как область «международного публичного права» устанавливает «для субъектов международного права обязательства в отношении лиц, относящихся к их юрисдикции, по обеспечению, соблюдению, уважению и

о

защите их прав и свобод»\ По мнению этой ученой, исследование прав человека в контексте проблем общей теории права и государства представляет значительный интерес., При таком подходе проявляется специфика и выявляются роль и место теории прав человека в общей системе правоведения, уточняются ее функции по отношению к отраслевым юридическим наукам. Теория прав человека призвана отражать объективно-закономерное, существенное и необходимое в человеческих правах, фокусировать знания, на основе которых возможно создание практических рекомендаций о правовом регулировании отношений в этой сфере. В рамках общей теории права и государства знания о правах человека фиксируют объективную взаимодополнительность отраслей права, их сближение и взаимодействие в решении задач обеспечения и защиты прав (конституционного, административного, муниципального, финансового, налогового, земельного, гражданского, семейного, уголовного, процессуального, международного и т.д.)

Мы полностью поддерживаем данную позицию этого автора. Действительно, первые попытки разработки теории прав человека были предприняты именно , в рамках теории государства и права, такой подход, скорее всего, сохранится и в будущем. Далее Л.И. Глухарева отмечает, что конечно, в рамках теории права и государства права человека выглядят «беднее, одностороннее, недостаточнее отдельного», но как общетеоретическая категория, «именно они и есть важнейшая степень

1 Глухарева Л.И. Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы: дис.... д-ра. юрид. наук. М., 2004. С.77-78.

2 Там же. Там же.

познания, то его важнейшее звено, которое позволяет проникнуть в содержание правовых явлений, выразить их сущность». Призвание общей теории - выразить существенные свойства и главные связи прав, в границах правовой науки выработать наиболее глубокие по содержанию и широкие по объему нормативные характеристики прав человека, указать на условия их государственно-правового существования.1

Между тем, в юридической литературе отсутствует единое определение прав человека, что весьма осложняет определение правовых категорий разрабатываемой теории права.

Права человека - понятие сложное и многогранное. Здесь трудно дать одно определение и однозначное толкование. Официальное же определение этого понятия, как мы уже отметили, отсутствует в нормативно-правовых актах. Тем не менее, оно отражено в законодательствах и Конституциях многих современных стран. В науке же определение прав человека попытались дать многие ученые, занимающиеся проблематикой прав личности, причем единства так и не бьщо достигнуто. I

«Право - это моральное качество, приданное человеку, справедливо наделяющее его некоторой особой привилегией совершать какое-то специфическое действие, - считал Г. Гроций. Права человека являются врожденными, хотя они иногда относятся и к вещам,; как обслуживание земель, и называются реальными правами, в противоположность чисто персональным правам»2. Г. Гроций рассматривает права человека с позиции естественно-правового подхода как нечто неотъемлемое, естественное и неотчуждаемое, как то, что дано ему с момента рождения.

Британская энциклопедия определяет права человека как «права, принадлежащие индивиду вследствие того, что он является человеком. Они соотносятся с широким континуумом ценностей, которые универсальны по

1 Глухарева Л.И. Указ. работа. С.79-84.

2 Цит. по: Мутагиров Д.3. Права и свободы человека. М., 2006. С. 14.

своему характеру и в некоторых смыслах равно присущи всем человеческим существам»1.

Немецкий исследователь О. Хеффе, несколько социализируя видение проблемы, определял права человека, так: «справедливыми притязаниями людей по отношению друг к другу... а затем - и по отношению к государству»

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сафаров, Дилшод Сафарбекович, 2012 год

Список использованной литературы Международные документы

1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Права человека. Сборник международных и национальных документов в 8-ми томах. Т. 1. Душанбе, 2010. С.8-14.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Права человека. Сборник международных и национальных документов в 8-ми томах. Т.1. Душанбе, 2010. С.33-51.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

1966 г. // Права человека. Сборник международных и национальных

\

документов в 8-ми томах. Т.1. Душанбе, 2010. С. 14-24.

4. Всеобщая исламская декларация прав человека 1981 г. // Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991. С. 193-199. *

5. Каирская декларация прав человека в исламе 1990 г. // Права человека. Сборник международных и национальных документов в 8-ми томах. Т.З. Душанбе, 2010. С.27-29.

Законы и подзаконные нормативные акты Республики Таджикистан

6. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003. 86 с.

I :

7. Закон РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» от 11 августа 2011.

Монографии, учебники, учебные пособия

8. Абдель - Аль-Ими. Общие свободы. Центр арабской мысли. - Бейрут, 1974. -460с. - (на араб. яз.).

9. Абдуллаев М.И. Права человека и закон. Историко-теоретические аспекты. -Спб., 2004. - 322 с.

10.Абдуллаев М.И. Права человека (Историко-сравнительный анализ). - СПб.:

Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. - 283 с-

1

11.Абдуллахи Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации / Пер. с англ.; Отв.ред. Дмитрий Фурман. - М., 1999. - 288 с.

12.Абдурахман Ал-Шиа. Права человека в Исламе. Перевод Н.Наджанидиманеша. Мешхед, - 2004. - 244 с. - (на перс. яз.).

И.Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. - М., 2003. - 560 с.

14.Азизкулова Г.С. Цикл лекций по истории государства й права Республики Таджикистан. - Душанбе: Изд-во ТГУ, 11995. - 212с.

15.Айша Лему В., Фатима Хирен. Женщина и Ислам. - Б.м.: Изд-во «Академия Дауа», 1996.-97с.

16.Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. - М., 2000. -256 с. :

17.Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. - 7121с.

18.Алексеев. С.С. Теория государства и права: Учебник. - М.: НОРМА, 1998 -ЗПС. !,

19.Ал-Маварди, Ибн Хасан Али ибн Мухаммад ибн Хабиб ал-Басри. Ал-ахкам ас-султонийа ва-л-вилайат ад-динийа. - Каир, 1973. (на араб, яз.)

20. Аль-Мансури И. Мусульманские праздники и обряды. - М., 1998. - 178 с.

21. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2004. -246 с.

22.Бадальянц Ю.С. Права человека. - Рязань, 2006. - 519 с.

23.Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 76 с.

24.Бартольд В.В. Сочинения. В 9-ти тл Т.6.: Работы по! истории ислама и Арабского халифата. - М.: Наука, 1996. - 784с.

25. Бекназар - Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. - М.: Знание, 1996. - 296 с. >

26.Бережнов А.Г. Права личности. Некоторые вопросы теории. - М, 1991.-142 с.

27.Бехруз X. Сравнительное правоведение: Учебник для вузов. - М. 2008. -504 с.

28.Бобков Ф.Д. и др. Современный'глобальный капитализм. - М., 2003. - 351 с.

29.Большаков О.Г. История халифата [В 4-х т.]. Т.1.: Ислам в Аравии, 570-633. -

М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2000. - 312с.

î

30.Боронбеков С. Шариат: его место и роль в формировании климата доверия, толерантного сознания и борьбе с экстремизмом в российском обществе. -Рязань, 2004.

31. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. - М., 1950. - 367 с.

32.Буриев И.Б. Действие мусульманского права в : дореволюционном Таджикистане (VIII - начало XX вв.). - Душанбе, 1999. - 206 с.

33.Вахобов М.В. Ислам и женщина:. - М.; Мысль, 1968. - 230с.

34.Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2000. - 528 с.

35.Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности - М.: Норма,

i

2008.-448 с.

36.Гафуров Б.Г. История таджикского народа. - 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1952. -Т.1.- 501с.

37.Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. -Душанбе: Ирфон, 1989. - Кн.1. - 384с.

38.Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). - М.: Юристъ, 2003. - 304 с. !

39.Глухарева Л.И. Права человека. Гуманитарный курс. - М.; 2002. - 175 с.

i

40.Глушкова С.И. Права человека в России: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2005. -494 с.

41. Головатенко А. Права человека и статус личности: история и современность: Пособие для учителя. - М., 1997. - 64 с. !

42. Головистикова А.Н. Права человека: Учебник / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына. - М.: Эксмо, 2006. - 448с.

43.Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А:, Пиголкин A.C. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: Эксмо, 2005. - 649 с.

44.Грюнебаум, Г. Э. фон. Классический и&гсам: Очерк истории (600-1258)/ Пер. с англ. И.М. Дижура; Предисл. В.В.Наумкина. - М.: Наука, 1986. -216с.

45.Давид Р. Основные правовые системы современности: (Сравнительное право). - ML: Прогресс, 1967. - 496с.

46. Даниленко Г.М. Международная защиты прав человека. - М.,2000. - 256 с,

47.Диноршоев A.M. Права человека. - Душанбе, 2010. - 230с.

48.Диноршоев A.M., Сафаров Д.С. Права человека: Учебник. - Душанбе, 2010. -214с. - (натадж. яз.).

49.Диноршоев A.M., Сафаров Б.А., Сафаров Д.С. Права человека (учебно-методический комплекс) - Душанбе, 20Ü 1. - 344с.- (на тадж. яз.).

50.Диноршоева З.М. Курс лекций по истории религий: Учеб. пособие. -Душанбе: Матбуот, 2004. - 176с.

51.Елоева Д.К. Исламская концепция прав человека и международные стандарты. Востоковедный сборник.- М., 1999. - 272 с.

5 2. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М.: Между нар.отношения, 1991. - 216 с.

53.Защита прав человека как функция и обязанность милиции: Учебно-методическое пособие. - Душанбе, 2005. - 200 с. ;

54.3инковский С.Б. Правовые культуры: Учеб. пособие. - М.:: РУДН, 2007. - 198 с.

55. Ибрагимов Г. Происхождение ислама и его социальные корни. - Алма-Ата: Казгосиздат, 1937. - 91с.

56.Имомов А.И. Конституционное право Республики Таджикистан: Учебник. -Душанбе, 2004. - 256с. - (на тадж. яз.).

57.Искандаров З.Х. Права человека и национальный механизм их защиты. -Душанбе, 2007. - 198с. - (на тадж. яз.).1

58. Ислам: Историографические очерки / Под ред. С.М.Прозорова. М.: Наука, 1991. - 228с.

59.Ислам: религия, общество, государство: Сб. ст. - М.: Наука, 1984. - 232с.

60.Исламоведение (ответы на вопросы). - Кум, 2006 (на перс, яз.)

61.Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. - СПб., 2007. - 512 с.

62.Керимов Г.М. Учение ислама о государстве и политике. - М., 1986.

63.Керимов Д.А., Мальцев Г.В. Политика - дело каждого. - М. 1986. - 135 с.

64.Кремер А.Ф. Мусульманское право. - Ташкент, 1888. - 62с.

I :

65.Крымский А.Е. История мусульманства. - М.: Кучково поле, 2003. - 349с.

66.Курбани З.О. Ислом вахукуки башар. - Техрон, 1367х. - 510с. - (на перс, яз.)

67.Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. -М.: Норма, 2011. -384 с.

68. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право XXI век. - М.: Спарк, 2000. -279 с.

69.Максуд Рукайа . Ислам - религий мира. - М.: Б.и., 2003. - 193с.

70.Мамедов С. Источники военного права в Азербайджане в XIII - XV вв. -Баку, 2008. - 233с. ;

I ;

71.Маргелони Б. Хидоя. Комментарии мусульманского права. В 4-х т. Т. 1. -Ташкент, 1893.

72.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. - М.: Политиздат, 1995.

73.Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. - М. Проспект, 2011.-399 с.

74.Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: Проспект, 2001.-760. ' !

75.Массэ А. Ислам. Очерк истории/ Пер. с фр. - М., 1982.

76.Международное частное право: Учебник / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев,

> !

Г.К. Дмитриев и др.; Отв. ред Г.К. Дмитриева. М., 2004. !

77.Международные пакты о правах человека. - М., 2002.

78.Муллоев М. Происхождение и реакционная сущность шариата. - Душанбе: Ирфон, 1967.- 187с.

79.Муминджанов Х.Х. Философские проблемы зороастризма/ Отв. ред. М.Д. Диноршоев. - Душанбе, 2000. - 244с.

80.Мутагиров Д.З. Права и свободы человека. - М.: 2006. - 544 с,

81.Мухаммад Садик, Мухаммад Юсуф. Права человека в исламе. - М; СПб.: Диля, 2008.-288с. 1

82.Насурдинов Э.С. Проблемы формирования правовой культуры в условиях становления демократического государства в Таджикистане. - Душанбе, 2010.- 196с.

83.Нерсесянц B.C. Право и закон: Из истории правовых учений. - М.: Наука, 1983.- 366с.

84.Нерсесянц B.C. Философия права: Учебник для вузов. - М., 2006. - 652 с,

85.Общая теория прав человека / Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А.Лукашева. - М., 1996.-520 с.

86.0динаев Я.К. Коран: философское,1 этическое, эстетическое учение. -Душанбе: Маориф, 1991. - 128с.

87.Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. - М.: Политиздат, 1990. -495с.

88.Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII—XV веках. (Курс лекций). - Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.-400с.

89.Пиотровский М.Б. Коранические сказания. -М.: Наука, 1991.- 219с.

90.Порохова В. Коран. Перевод, смысловой комментарий. -М, 2000. - 640с.

91.Порохова В. Хадисы Пророка (с). -М., 2003. - 300с.

92.Права человека. История, теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Б.Л.Назаров. - М.: Русслит, 1995. - 304 с.

93.Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А.Лукашевой. - М.: Норма, 2002. - 420 с.

94.Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма, 2005. - 573 с.

95.Права человека: Учебник для вузов /Под ред. А.Г. Халикова .- Душанбе, 2009.- 702с. ,

96.Права человека. Учебник для 10 классов. Душанбе, 2006;

97.Права человека: энциклопедический словарь / Отв.ред. С.С.Алексеев. - М.: Норма, 2009. - 656 с.

98. Правовая культура социалистического общества: Сущность, противоречия, прогресс. - Свердловск, 1990. - 176 с.

99.Проблемы обшей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца. -М., 2001.- 832 с.

100. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система.- М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2004. t

101. Руссо Ж.Ж. Об Общественном договоре. Трактаты. Кн. 2. Гл. 7: «О Законодателе».-М.: Кэнон-Пресс-Ц, 1998.

102. Сад хадис. - Худжанд, 1991. - 64с. - (на тадж. яз.)

103. Садагдар М.И. Основы мусульманского права.-:М.: Ун-т Дружбы народов им. П. Лумумбы, 1968,- 153с.

104. Саидов А. Сравнительное правоведение и юридическая география мира/ Инст. гос. и права РАН.- М.,1993,- 147с.

105. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / П<рд ред. В.А. Туманова. - М: Юристъ, 2003.-448 с.

106. Сафаров И.Д. Правовая система государства Саманидов. - Душанбе: Ирфон, 1999. - 198с.

107. Сиддики М.М. Ислам - религия всего человечества. - Б.м.: Изд-во «Академия Дауа», 1996. - 94с.

108. Смоленский М.Б. Право и личность. Теоретике - правовые вопросы. -Ростов - на - Дону, 1999.

109. Сорокин B.B. Юридическая глобалистика: Учебник. Том 1. - М: Юрлитинформ, 2010. ~ 400 с.

110. Сативалдыев Р.Ш. Общая теория права и государства.-Душанбе: Эчод, 2005. - (на тадж.яз).

111. Сативалдыев Р.Ш. Проблемы теории государства и права: Учебник в 2-х томах. Т. 1. - Душанбе, 2010. -484с. - (на тадж. яз.).

112. Сативалдыев Р.Ш. Проблемы теории государства и права: Учебник в 2-х томах. Т.2. - Душанбе, 2010. - .654с. - (на тадж. яз.).

113. Сативалдыев Р.Ш. История политических и правовых учений. -Душанбе, 2011. - 460с - (на тадж. яз.). I

114. Сативалдыев Р.Ш. Политические и правовые идеи Сиасет-наме. -Душанбе, 1999.

115. Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. -Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 544 с.

116. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. -М.: Наука, 1986.- 235с.

117. Тахиров Ф.Т. Инкишофи хукук дар Точикистон. - Душанбе: Ирфон, 1994. - 256с. - (на тадж. яз.)

118. Тахиров Ф.Т. Становление советского права в Таджикистане. -Душанбе, 1987. - 192с. 1

119. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина. Б.С. Эбзеева. - М., 2000.

120. Теория государства и права / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - М., 2006. -495 с.

121. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова,- М.: НОРМА (Изд.группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000.

122. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. - М.: Б.и., 1991.-652с. I

123. Утяшев М. М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России. -Уфа, 2003.-313 с.

124. Федотов А П. Глобалистика: начала науки о современном мире. - М.,

2002. -224 с.

125. Фляйнер Т. Что такое права человека / Пер. с нем. - М., 1997.

126. Халиков А.Г. История государства, и права. 4.1. - Душанбе, 2002. - (на тадж. яз.)

127. Халиков А.Г. Краткое изложение истории прав чёловека. - Душанбе, Маориф ва фарханг, 2007. - 97с. - (на тадж. яз.)

128. Халиков А.Г. Мусульманское право: Учебное пособие. - Душанбе,

2003. - 174с. - (на тадж. яз.)

129. Халиков А.Г. Правовая система зороастризма (древнее право). -Душанбе: Маориф ва фарханг, 2005. - 488с.

130. Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права. - Душанбе, 1998.- 151с.

131. Хамидов Х.Х. Развитие основного закона современного Таджикистана. - Душанбе, 2005. - 190 с, - (на тадж.яз.)

132. Хачим Ф.И. Исламские концепции государственной власти. - М., 1998.

133. Хашими Насаб. Шииты дают ответ/Пер. с перс. Абсаликова.- Ал маты: Всемирная Ассамблея «Ахл аль Байт», 2003.

134. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства / Пер. с нем. - М., 1994.

135. Хомушов X. С. Ислам и международное право . (анализ исламской доктрины международного права). - М.; Макс Пресс, 2000. - 170 с.

136. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. -М., 2009.-432 с.

137. Шарль Р. Мусульманское право/ Пер. с фр. С.И. Волка; Под ред. и с предисл. Е.А. Беляева. - М., 1959. - 142с. !

138. Шахрай С.М. Глобализация в современном мире :политико - правовые аспекты. - Спб., 2003. - 174 с.

139. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2005. - 567 с.

Диссертации и авторефераты

140. Александрова С.А. Правопонимание и права человека: дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2007. - 191 с.

141. Али Ареф Алиян. Статус личности по мусульманскому праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1991. - 16 с.

142. Аль-Али Насер Абдел Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1999. - 187 с.

143. Амирханов A.A. Генезис идеи прав человека: дис. ... канд. юрид. наук. - Махачкала, 2006. - 212 с.

144. Асгар Сабери. Историческое' развитие представлений о правах человека в шиитском исламе: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. - М., 2010. -26 с.

145. Байкова Л.И. Исламская государственность Арабского Востока, Историко-теоретический аспект: дис.... канд. юрид. наук. - Уфа, 2004.- 158с.

146. Гилязутдинова Р.Х. Природа мусульманского права: Дис. ... канд. юрид. наук. - Уфа, 2001. - 185с.'.

147. Глухарева Л.И. Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы: дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2004.-417 с.

148. Давтян В.Р. Идея прав человека в советской юридической науке (19461991 гг.): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 25 с.

149. Живулина Т. Л. Права человека в современных теориях правопонимания: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2006. -25 с.

150. Максименко В.А. Права человека в различных правовых системах. Основные особенности и проблема универсальности: дис. ... канд. юрид. наук.-M., 2005.- 178 с. ¡

151. Меняйло Д. В. Правовой менталитет: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2003. - 23 с.

152. Панова Е.В. Международно-правовые основы деятельности комитета по правам человека: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 20 с.

153. Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате (VII - XIII вв.): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1985.-24с.

154. Шихаб Абдул Карим Али. Права человека в ; международном и мусульманском праве.: Сравнительный анализ: дис. ... канд. юрид. наук. -Казань, 2000.- 185 с.

155. Щетинин С.А. Правовая глобализация: понятие и основные формы (теоретико-методологические аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - 205 с.

156. Янков В.В. Глобализация в сфере публичного права: теоретико-методологический анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - 27 с.

Иаучныё статьи

157. Бутенко А.П. Глобализация: сущность и современные проблемы // Социально-гуманитарные знания. - 2002. -№ 3. - С. 6.

158. Богачевская Е.А. Амнистия как институт правовой культуры // Проблемы правовой культуры и криминологической культуры борьбы с преступностью. - М., 2002. - С.41

159. Гросс, Бертрам. Парадокс с правами человека // Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог / Отв. ред. Б.Гросс, П.Джувилер (США), Е.Лукашева, В.Караташкин (РФ). - М., 1994. - С.168.

I , ;

160. Витрук Н.В. Статус личности в политической системе общества // Политология. - М„ 1993. - С. 152.

161. Грязневич П.А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии раннего ислама) // Ислам: религия, общество, государство: Сб. ст. - М.: Наука, 1984. - С. 189-203.

162. Грязневич П. А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики: Сб. ст. -М.: Наука, 985. - С. 161.

163. Делягин М.Г. Россия в условиях глобализации // Независимая газета. -

i

2001.-№3. i

164. Долгов Б.В. Процесс глобализации и развивающиеся страны (на примере Алжира) // Ближний Восток и современность: iC6. ст. Вып. XIII / Отв. ред. В.А. Исаев, А.О.Филоник. - М., 2002. - С.ЗО.

165. Загладин Н.В, Глобализация и Россия // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 9. - С. 3.

166. Иванец Г.И., Червонюк ' В.И. Глобализация, государство, право // Государство и право. - 2003. - № 8. - С. 92.

167. Ильин М.В. Политические аспекты глобализации ¡// Труды фонда М.

I :

Горбачева. - М., - Т. 7. - 2001.

168. Иноземцев B.JI. Глобализация и неравенство: ¡что причина, что следствие // Россия в глобальной политике. -2003.-№ 1 .-С. 159.

169. Лапаева В.В. Различные типы правопонимания: анализ научно-практического потенциала // Законодательство и экономика. - 2006.- №4. - С. 5 -15

170. Лапаева В.В. Российская юриспруденция в поисках нового типа правопонимания // Наш путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика B.C. Нерсесянца. - М., 2006. - С; 35-61.

171. Левин З.И. Будущее реформы в исламе // Ближний Восток и современность. Сб. ст. Вып. XYI. Отв. ред. М.Р. Арунова. - М. 2002. - С. 138139.

172. Лукашёва Е.А. Права человека в контексте конфликта культур, Вестник Российской Академии наук. - 2007. - Г.77,- № 2. - С . 117.

173. Луковская Д.И., Козлихин И.Ю. Право, государство, политика // Политико-правовое устройство рефорйируемой России: план и реальность.-СПб., 1995. - С. 118.

174. Малько А.И. Категория «правовая жизнь» // Государство и право. -2001.-№5. С.5-13

175. Матузов Н.И. Правовой статус личности: понятие, структура, виды // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. - М., 2006.

176. Миронов A.B. Социально-гуманитарное образование сегодня // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 1 .-С.30.

177. Мосин О.В. Права человека как философско-правовая проблема. Журнал "Диссертатъоник" текущих диссертационных исследований. Публикации библиотеки РБД в октябре в 2006 года. №19

178. Муромцев Г.И. О некоторых методологических проблемах современной российской юридической науки // Право и государство в изменяющемся мире: материалы Всероссийской конференции, посвященной памяти профессора О. А. Жидкова. - М., 2007. - С. 16-22.

179. Непрозванных А.Л. Развитие 1 права в условиях глобализации./ Глобализация, права человека и право. Сб. материалов международной научно-практической конференции (Москва 27 апреля 2006года) / Под ред. В.А. Северухина. - М.: МГПУ, 2007. - С. 55.

180. Нерсесянц B.C. Права человека в истории политико-правовой мысли // Права человека. - М.: Норма - Инфра, 1999. !

181. Нерсесянц В. С. Сравнительное правоведение в системе юриспруденции // Государство и право. - М., 2001.- № 6. - С. 6.

182. Нерсесянц B.C. Философия права: либертарно-юридическая концепция / ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. - 2002, - №3. - С. 3-15.

183. Оленьев В.В., Федотов А.П. Глобалистика на пороге XXI века. // Вопросы философии. - 2003. - № 5. - С. 19.

184. Панищев А.Л. Проблема распространения чужеродных обычаев во внекультурном пространстве // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 12. - С. 14-21.

185. Права человека и статус правоохранительных органов: материалы симпозиума в Санкт-Петербурге // Государство и право. -1994. -№11. - С.97.

186. Программа развития ООН «Глобализация с человеческим лицом» (Globalization with a human face ) // Human Development Report. - UNO, 1999.

187. Прозоров C.M. Арабская историческая литература1 в Ираке, Иране и Средней Азии в VII - X вв. // Шиитская историография: Сб.ст.-М., 1980.-С.21.

188. Рудинский Ф.М. Советские конституции: права человека и гражданина// Советское государство и право. М. 1991. №9.С.З.

189. Сальников В.П. Правовая культура 7/ Общая теория права,: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. - М., 1993. - С.505-506. !

190. Сативалдыев Р.Ш. Комментарий к Конституции Республики

Таджикистан в связи с ее научными понятиями (на тадж. языке) // Вестник

i

Конституционного суда Республики Таджикистан. - Душанбе, 2010. - №2.

191. Сунгуров А. Права человека как предмет политической науки и как междисциплинарная концепция // Полис. - 2010, - №6, - С.90-105.

192. Сюкияйнен Л.Р. Исламская концепция прав человека: Теоретические основы, тенденции и перспективы развития // Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. - М.: НОРМА, 2002. С.279-283.

193. Сюкияйнен JI.P. Исламское право: взаимодействие юридического и религиозного начал // Ежегодник либе^тарно-юридической теории. Вып. 1. -М., 2007.

194. Сюкияйнен Л.Р. Теория мусульманского государства и современность //Сов. государство и право. -1983. - №9. -С. 106 - 114.

195. Сюкияйнен Л.Р. Права человека в диалоге исламской и западной правовых культур // Ишрак: ежегодник исламской философии. - 2011. - №2. -С.288.

196. Тахиров Ф.Т. Источники мусульманского права // Укрепление социалистической законности и совершенствование законодательства: Сб. научн. тр./ Тадж. гос. ун-т. - Душанбе,11984. -С. 140 - 153.

197. Тахиров Ф.Т., Халиков А.Г. Гуманитарное право в хадисах//Илм ва хаёт.-2002. - № 1-3. - С. 9-11. - (на тадж.яз.)

198. Тахиров Ф.Т., Халиков А.Г. Декларация Великого Кира, как исторический источник о правах, свободах человека //: Духовная культура таджиков в истории мировой цивилизации: Сб.ст. - Душанбе, 2002. - С. 13 3— 126.

199. Тихомиров Ю.А. Суверенитет в условиях глобализации // Право и политика. -2006.-№ 11.-С. 40. ;

200. Федотова H.H. Глобализация и Ьбразование // Философские науки. -2003. - №4. - С. 5-24.

201. Хайдарова М.С. Правовые нормы Корана и Шариата //Известия АН РТ. Серия: Философия и правоведение. - 1986. - № 4. -С.55-62.

202. Халиков А. Институт брака по мусульманскому праву: согласно хадисам // Власть, управление, правопорядок: Сб. науч. ст.- Душанбе: Юрид. фирма «Икбол», 1995.-Вып.1.-СЛ04-107.

203. Халиков А.Г. Конституционное учение таджикскойшации и Восточных мыслителей // Хаёт ва конун. - 2005. -№!.■-С. 121-130. (на тадж. яз.)

t

204. Халиков А.Г. Коран и некоторые проблемы прав женщин // Эхёи Ачам. - Хучанд, 1999. - № 2. - С. 12-13. - (на тадж. яз.)

205. Халиков А.Г. Коран и проблемы прав женщин // Вклад молодых ученых в изучение актуальных проблем общества: Сб.ст./ АН РТ. - Душанбе, 2001. - С.96-98. - (на тадж. яз.)

206. Халиков А.Г. Шариат и способы укрепления семьи в современных условиях // Современные проблемы тендерных исследований в

Таджикистане: Материалы республиканской научно-практической

\

конференции, Душанбе, 21-22 октября 2002. - Душанбе, 2002.-С. 285-293.

207. Халиков А.Г. Экономические и наследственные права женщин в исламе (на примере шариата) // Материалы Международной конференции «Проблемы ислама и семьи в современном обществе в странах Центральной Азии». - Исфара, 2003. - С. 16-25.- (на тадж. яз.)

208. Хомушов Х.С. Права человека в исламской доктрине международного права // Государство и право. - Душанбе, 2001. - № 1. - С.72-76.

209. Черони У. Права человека. Демократия. Светская этика // Права человека в истории человечества и в современном мире. - М., 1989. - С. 52.

210. Швакин С. В. Системный подход и понятие правовой системы // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2010. - № 10 (47). - С. 181.

211. Шевцова М.Н. Права человека: Некоторые вопросы // Сибирский юридический вестник. - 1999. - №4.

212. Шестаков JI.H. Ислам и права человека // ВМУ. Сер. 11: Право. - 1997. -№5 - С.60

Электронные ресурсы

213. Абдуллах ибн Абд аль-Мухсин ат-Турки. Ислам; и права человека / Пер. Владимира (Абдала) Нирша, Эр-Рияд. 2008. - 32с. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.islamhouse.com. (дата обращения: 03.12.2009).

214. Головистикова А. Классификация прав человека [Электронный ресурс] / А.Головистикова // Право и жизнь. №106 (1). 2007. Режим доступа: www. low-n-life.ru (дата обращения: 01.01.2011).

215. Даниленко В.П. Глобалистская картина мира, или глобалистика, глобализм, антиглобализм, глобализация и антиглобалистская борьба. Персональный сайт автора: htpp://www.'islu.irk.ru/danilenko/articles/glob.htm/

216. Исмаилов Б.И. Конституционно-правовой статус личности в странах арабского Востока. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://constitutions.ru/archives/4838 (дата обращения: 12.01.2012).

217. Левкина Татьяна. Глобализация и интеграция: Вопросы теории и практики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://law.edu.ru/ (дата обращения: 20.04.2011).

218. Малевич Ю.И. Незападная концепция прав человека [Электронный ресурс] / Ю.И. Малевич // Белорусский журнал международного права и международных отношении. 19^8. № 5. : Режим доступа: /http://www.beljournal.evolutio.info/ (дата обращения: 12.09.2009).

219. Муромцев Г.И. Культура и право: аспекты соотношения [Электронный ресурс] / Г.И. Муромцев // Право и культура. Режим доступа: http://www.centrlaw.ru/publikacii/page35/index.html (дата обращения: 3.01.2012). I

220. Новицкий М. Власть и личность [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://hro. or g/n go/d i scuss/marek/ (дата обращения 11.08.2009).

221. Павлова Л.В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 [Электронный ресурс] / Л.В. Павлова // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. № 5. : Режим доступа: http://www.beljournal.evolutio.info/ (дата обращения: 10.09.2009).

222. Повещенко Н.П., Концепция прав человека и статус личности [Электронный ресурс] / Н.П. Повещенко // Вестник Нижегородского

государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Режим доступа: http://vvww.unn.ru/rus/books/vestnik3/stat9.htm (дата обращения 23.01.2011).

223. Самович Ю.В. О формировании политико-правовых концепций прав человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Samovitch.pdf (дата обращения: 20.08.2007).

224. Терпимость Пророка к другим религиям. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // islam.com.ua/ (дата обращения: 3.01.2012).

Литература на английском языке

225. Abdullahi Ahmed An-Na'im. Toward an Islamic : Reformation. Civil Liberties, Human Rights, and International Law / Foreword by John Voll. Syracuse University Press, 1990. t ;

226. Anderson W.T. Connected Now. Life of the Fiest : Global Civilisation. Westview Press. - 2000. - P. 5.

227. European Journal of Law. - 2006. - Vol. 17., № 1. i

228. Khushalani Y. Human Rights in Asia and Africa // Human Rights Law Journal. - 1983. - №4.

229. Okmae K. The Borderless World. - London, 1990.

230. Pollis, A., Schwab, P. Human Rights: Cultural and Ideological Perspectives. - N.Y.: Praeger Publishers, 1980. j

231. The New Encyclopedia: Micropaeciia. L., 1988. Vol. P. 986.

232. Theodore Meron. LIuman Rights in International Law: Legal and Policy Issues. Oxford, Claredon Press, 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.