Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д.Б. Кабалевского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Пигарева, Ирина Васильевна

  • Пигарева, Ирина Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 194
Пигарева, Ирина Васильевна. Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д.Б. Кабалевского: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2006. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пигарева, Ирина Васильевна

Введение

Глава 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

1.1. Профессионально-педагогическая направленность творческой деятельности Д.Б. Кабалевского

1.2. Исторические предпосылки возникновения концепции массового музыкального образования школьников Д.Б. Кабалевского

1.3. Развитие идей Д.Б. Кабалевского в современной научно-педагогической школе

1.4. Эволюция системы последипломной подготовки учителя музыки в России (последняя четверть XX - начало XXI вв.)

Выводы по первой главе

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В СВЕТЕ ИДЕЙ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО

2.1. Профессионально-значимые компоненты компетентности учителя музыки в контексте творческой деятельности Д.Б. Кабалевского

2.2. Описание опытно-экспериментальной работы 121 Выводы по второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в процессе изучения творческого наследия Д.Б. Кабалевского»

Актуальность исследования. В современной образовательной системе России все более утверждается роль искусства в духовно-нравственном развитии личности. Совершенствование содержания образования как одного из главных источников культурного потенциала общества привлекает постоянное внимание педагогических работников всех уровней.

Состояние музыкального образования и воспитания, так же как и подготовка педагогических кадров в настоящее время нуждаются в разработке проблем повышения профессиональной компетентности учителя на основе осмысления персонального опыта выдающихся музыкантов-педагогов.

Интерес к теоретическим исследованиям, обобщающим такой опыт заметно растет. Современные ученые обращались к изучению педагогической деятельности С.В. Смоленского (Т.Н. Батуринская), Б.В. Асафьева (Т.Е. Вен-дрова), Б.Л.Яворского (С.Н. Морозова), В.Н. Шацкой (Т.Л. Якубовская), О.А. Апраксиной (О.А. Воробьева), Н.Г. Рубинштейна (Л.Г. Сухова), А.Б. Гольденвейзера (Д.Д. Благой), Г.Г. Нейгауза (Б.Л. Кременштейн) и др. Музыкально-педагогическое наследие, эстетические взгляды и творческая индивидуальность каждого из этих мастеров в настоящее время определяют прогрессивные направления в теории и практике музыкального образования.

В ряду известных отечественных музыкантов-педагогов XX столетия по праву стоит имя композитора, просветителя, ученого Дмитрия Борисовича Кабалевского (1904-1987), посвятившего большую часть своей жизни делу музыкального образования и воспитания детей и юношества.

Композиторское творчество Д.Б. Кабалевского, его педагогическую и общественную деятельность освещали: Г.К. Абрамовский, Л.А. Баренбойм,

B.И. Викторов, Р.В. Глезер, Е.А. Трошева, Л.В. Данилевич, Д.Г. Дараган,

C.И. Корев, Л.В. Михеева, П.П. Назаревский, Б.М. йеменский, З.Г. Палюх, Г.А. Пожидаев, Н.И. Рогожина, Н.А. Сладкова, Л.С. Третьякова и др.

Д.Б. Кабалевский окончил Московскую консерваторию по двум специальностям - как композитор и пианист. Он был учеником и последователем

Б.В. Асафьева, А.Б. Гольденвейзера, Г.Л. Катуара, Н.Я. Мясковского и являлся свидетелем и участником прогрессивных процессов, происходивших в области профессионального музыкального образования и массового воспитания. Известные ученые и практики прошлого столетия - О.А. Апраксина, Н.Я. Брюсова, Н.А. Ветлугина, H.JI. Гродзенская, Д.Л. Локшин, М.А. Румер, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий и др. - создавали систему музыкального воспитания детей и подготовки учителей музыки.

Опираясь в педагогической и просветительской работе на опыт и идеи своих предшественников и современников, Д.Б. Кабалевский в начале 70-х гг. предложил принципиально новую художественно-педагогическую концепцию музыкального воспитания. В ней он впервые выдвинул в качестве цели школьного предмета «Музыка» формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры, провозгласил принципы преподавания музыки как живого образного искусства.

Внедрение в 70-80-х гг. прошлого столетия в практику работы общеобразовательных школ новой программы «Музыка», разработанной на основе концепции Д.Б. Кабалевского, способствовало музыкальному, общему развитию детей, значительному профессиональному росту педагогов-музыкантов. Однако до настоящего времени эта концепция не была предметом специального рассмотрения в контексте повышения квалификации учителей музыки.

Главные направления настоящего исследования сконцентрированы вокруг определения путей повышения профессиональной компетентности учителя музыки в опоре на наиболее значимые компоненты деятельности Д.Б. Кабалевского. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного и всестороннего осмысления наследия Д.Б. Кабалевского; выявления идей, созвучных современным проблемам последипломного образования педагога-музыканта.

В процессе исследования содержания подготовки учителя музыки в системе повышения квалификации были выявлены следующие противоречиях

- между концептуальной целостностью идей и педагогических взглядов Д.Б. Кабалевского, направленных на формирование музыкальной культуры ученика и учителя, и отсутствием системного подхода к их воплощению в современной последипломной подготовке учителя музыки;

- между широким распространением концепции Д.Б. Кабалевского и созданной на ее основе программы по предмету «Музыка» в практике работы образовательных учреждений России и недостаточной теоретической и методической глубиной их осмысления;

- между необходимостью развития творческой активности педагогов-музыкантов и содержанием и формами их последипломной подготовки.

На основании выявленных противоречий была определена проблема диссертационного исследования, заключавшаяся в необходимости активного использования музыкально-педагогического наследия Д.Б. Кабалевского в процессе повышения профессиональной компетентности учителя музыки.

Цель исследования - теоретически обосновать значение музыкально-педагогического наследия Д.Б. Кабалевского и определить пути реализации его идей в процессе повышения квалификации учителей музыки.

Объект исследования - содержание последипломной подготовки учителей музыки.

Предмет исследования - повышение профессиональной компетентности учителя музыки на основе изучения наследия Д.Б. Кабалевского.

Гипотеза исследования. Повышение профессиональной компетентности учителя музыки на современном этапе будет более эффективным, если:

- неотъемлемой частью содержания повышения квалификации будет творческая интерпретация наследия Д.Б. Кабалевского;

- основные профессионально-значимые компоненты деятельности учителя музыки будут ориентированы на музыкально-педагогические идеи Д.Б. Кабалевского;

- в содержание последипломной подготовки учителя музыки будут внедряться технологии, адекватные концепции Д.Б. Кабалевского.

Задачи исследования:

1. Раскрыть профессионально-педагогическую направленность творческой деятельности Д.Б. Кабалевского.

2. Проанализировать исторические предпосылки возникновения концепции музыкального образования и воспитания школьников, разработанной Д.Б. Кабалевским, проследить развитие его идей в современной музыкально-педагогической науке и практике.

3. Выявить профессионально-значимые компоненты компетентности учителя музыки, сообразные творческой деятельности Д.Б. Кабалевского.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по повышению профессиональной компетентности учителя музыки в контексте изучения музыкально-педагогического наследия Д.Б. Кабалевского.

Методологические и теоретические основы исследования:

- историко-логический подход к определению роли и места музыкально-педагогического наследия Д.Б. Кабалевского в развитии музыкальной педагогики (О.А. Апраксина, Н.А. Терентьева, JI.B. Школяр и др.);

- педагогические теории музыкально-эстетического воспитания школьников (Н.Я. Брюсова, JI.B. Горюнова, H.JI. Гродзенская, В.Н. Шацкая и др.);

- психолого-педагогические идеи эстетического и музыкального воспитания (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и др.);

- музыковедческие основы музыкального образования и воспитания (Б.В. Асафьев, JI.A. Баренбойм, В.В. Медушевский, Б. Л.Яворский и др.);

- концепции и положения о вузовской подготовке и повышении квалификации учителей музыки (Э.Б.Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая, Г.П. Стулова, Б.М. Целковников, Т.В. Челышева, А.И. Щербакова и др.).

Методы исследования: историко-теоретический и научно-методический анализ композиторского, литературно-публицистического, педагогического наследия Д.Б. Кабалевского; изучение философской, музыковедческой, музыкально-педагогической и психологической литературы; педагогическое наблюдение; анализ программ, пособий по повышению квалификации, учебных занятий, творческих работ; анкетирование, проведение экспериментальной работы; обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- актуализируется влияние идей и творческого опыта Д.Б. Кабалевского на совершенствование научно-методической подготовки учителя музыки и повышение его профессиональной компетентности;

- воссоздается и анализируется важный исторический этап развития отечественного музыкального образования, что способствует осмыслению ряда методолого-теоретических проблем педагогической теории и практики;

- дается представление о формировании научной школы Д.Б. Кабалевского и деятельности ее представителей;

- предлагаются технологии последипломной подготовки учителя музыки, адекватные концепции Д.Б. Кабалевского (рефлексия собственной деятельности; интерпретация и анализ музыкальных произведений; совершенствование лекторского мастерства и др.).

Теоретическая значимость исследования.

Обосновано значение концепции музыкального образования и воспитания школьников, созданной Д.Б. Кабалевским, и ее влияние на повышение профессиональной компетентности учителя музыки.

Выделены и сформулированы основополагающие принципы музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского: универсальность, интегра-тивность, вариативность, диалогичность.

Определены профессионально-значимые компоненты деятельности учителя музыки, сообразные музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского - лекторско-пропагандистские (просветительские), исполнитель-ско-интерпретаторские, исследовательско-методические.

Практическая значимость работы состоит в ее направленности на сохранение и дальнейшее распространение творческого наследия Д.Б. Кабалевского в современной педагогике искусства, в том числе в повышении квалификации учителя музыки. Подготовленные автором данного исследования публикации, могут быть использованы в учреждениях основного и дополнительного образования, средних и высших учебных заведениях, а также в просветительской работе с детьми и взрослыми.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с систематизацией и обобщением наследия Д.Б. Кабалевского и использованием его основных постулатов при выявлении профессионально-значимых компонентов деятельности учителя музыки; опорой на широкий круг научных источников, аккумулирующих основные достижения в области истории, дидактики, музыкальной педагогики, музыковедения, музыкальной психологии; применением комплекса методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; репрезентативностью объема выборки испытуемых; сочетанием количественного и качественного анализа результатов экспериментальной работы.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1978 по 2005 гг.

На подготовительном этапе (1978 - 1998 гг.) диссертантом осуществлялась работа по апробации и внедрению программы «Музыка», созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, на базе средней школы № 22 г. Москвы, кабинета музыки Центрального института усовершенствования учителей Министерства просвещения РСФСР, Программно-методического управления МП РСФСР, журналов «Музыка в школе» и «Искусство в школе».

На первом этапе (1998 - 2001 гг.) - поисково-теоретическом - изучалось музыкально-педагогическое наследие Д.Б. Кабалевского; анализировалась литература по проблемам повышения квалификации, определялся научный аппарат исследования; обобщался опыт проведения курсовой подготовки учителей музыки. Проводилось анкетирование работников образования.

На втором этапе (2001 - 2004 гг.) - опытно-экспериментальном -апробировался авторский спецкурс «Научно-методическое наследие Д.Б. Кабалевского в деятельности педагога-музыканта на современном этапе музыкального образования»; осуществлялся формирующий эксперимент; выявлялась эффективность содержания, технологий и форм повышения компетентности учителей музыки в свете идей Д.Б. Кабалевского.

На третьем этапе (2004 - 2005 гг.) - обобщающем - проводились анализ и систематизация результатов исследования, литературное оформление текста диссертации, осуществлялись подготовка и издание методических пособий для учителей музыки.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись в Центре музыкально-педагогического образования им. Дмитрия Кабалевского НИИРО (г. Москва); на кафедре музыкальных инструментов Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова; в лаборатории музыкального искусства Института художественного образования Российской академии образования.

Материалы исследования включены в программу авторского спецкурса, апробированного на курсах ПК учителей музыки Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Московской и Калужской областей, представлялись на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях в Москве, Московской области (2001, 2002, 2004, 2006 гг.), Смоленске (2001 и 2004 гг.), Чебоксарах (2003 г.), Калуге (2006 г.). Подготовленные диссертантом материалы опубликованы в сборниках научно-методических материалов, в общественно-педагогических и научно-методических журналах, представлены в методических пособиях для учителей музыки (книги, нотные сборники, документальные фильмы, компакт-диск).

Опытно-экспериментальная база исследования. Работа проводилась на базе образовательных учреждений Москвы и Московской области (средние школы №№ 1202, 1245, Центр образования № 1601 им. Д.Б. Кабалевского, Детская музыкальная школа № 20 им. Д.Б. Кабалевского, Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского, пос. Ватутинки); на курсах повышения квалификации в НИИ развития образования, в Южном и Северо-Восточном округах г. Москвы, в Институте повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области; в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга; Санкт-Петербургской Академии последипломного образования, Калужском областном институте повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкально-педагогическое наследие Д.Б. Кабалевского, композиторская, просветительская, педагогическая деятельность рассматриваются как позитивный исторический опыт. Его изучение и творческая интерпретация должны быть направлены на обогащение теории и практики музыкального образования и воспитания, совершенствование содержания и технологий повышения квалификации учителя музыки.

2. Исследования представителей научной школы Д.Б. Кабалевского, идеи его музыкально-педагогической концепции - нравственная направленность, связь музыки с жизнью, проблема интереса, увлеченности искусством, совместное творчество учителя и ученика и др. - должны активно использоваться в содержании последипломной подготовки педагогов-музыкантов.

3. Формирование в процессе повышения квалификации лекторско-пропагандистских (просветительских), исполнительско-интерпретаторских, исследовательско-методических компонентов деятельности учителя музыки, сообразных музыкально-педагогическому наследию Д.Б. Кабалевского, оказывает существенное влияние на повышение профессиональной компетентности учителя, способствует его успешной адаптации в новых социокультурных условиях жизнедеятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Пигарева, Ирина Васильевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Осмысление музыкально-педагогического наследия Д.Б. Кабалевского послужило основой для определения профессионально-значимых компонентов деятельности учителя музыки - лекторско-пропагандистских (просветительских); исполнительско-интерпретаторских; исследовательско-методических, которые необходимо формировать в последипломном образовании специалистов. Именно они являются необходимыми в деятельности педагога-музыканта и их наличие востребовано в современном учебно-воспитательном процессе.

2. В исследовании названные выше профессионально-значимые компоненты, влияющие на профессиональную компетентность учителя, отбирались по следующим принципам: универсальность, интегративность, вариативность, диалогичность. Эти принципы позволили рассмотреть музыкально-педагогическое наследие Д.Б. Кабалевского как часть системы, открытой к развитию и совершенствованию личности учителя музыки.

3. Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования и позволила: а) выявить значимость предложенных профессионально-значимых компонентов деятельности учителя музыки; б) убедиться в целесообразности характеризующих их критериев, сообразных творческой деятельности Д.Б. Кабалевского; в) проверить эффективность разработанного диссертантом авторского спецкурса «Научно-методическое наследие Д.Б. Кабалевского в деятельности педагога-музыканта на современном этапе музыкального образования»; г) апробировать предложенные методы и формы повышения квалификации, соответствующие основным положениям музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Д.Б. Кабалевский - композитор, ученый, просветитель, педагог-исследователь, видный общественный деятель - в 70-е - 80-е гг. XX столетия являлся научным руководителем работы по внедрению нового содержания предмета «Музыка» в отечественные школы, одним из организаторов перестройки и совершенствования методической работы с учителями музыки, повышения их профессиональной компетентности. Его собственная педагогическая деятельность способствовала росту престижа профессии учителя музыки, ее общественному признанию. Благодаря его влиянию и поддержке вошел в школьную практику новый предмет «Мировая художественная культура», а также получил принципиально новое содержание предмет «Изобразительное искусство и художественный труд», зародилось и стало развиваться новое направление педагогики - педагогика искусства.

В диссертации рассматривается музыкально-педагогическое наследие Д.Б. Кабалевского, дается профессионально-педагогическая характеристика его творческой деятельности как теоретической основы повышения компетентности учителя музыки, что на данном этапе развития педагогической науки и практики, способствует осмыслению ряда методолого-теоретических проблем и дает возможность с научных позиций обосновать значение концепции музыкального образования и воспитания, созданной Д.Б. Кабалевским для общеобразовательной школы. В исследовании рассматриваются направления деятельности представителей «научной школы Д.Б. Кабалевского» и их достижения, выявляются пути совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки в системе последипломного образования.

Анализ общих результатов теоретико-экспериментального исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. В настоящем диссертационном исследовании воссоздан и проанализирован важный исторический этап развития отечественной музыкальной педагогики последней трети XX века. Доказано, что изучение музыкально-педагогического наследия Д.Б. Кабалевского как позитивного исторического опыта является неотъемлемой частью содержания музыкально-педагогического образования и повышения профессиональной компетентности учителя музыки.

Интеграция прогрессивных идей Д.Б. Кабалевского с передовым педагогическим опытом прошлого и настоящего, выявление в них общих и особенных компонентов деятельности педагога-музыканта, дают основание рассматривать персонифицированный, субъективный «слой» его творческого наследия, как возможность для расширения творческой активности учителя музыки.

2. Д.Б. Кабалевским была создана уникальная для отечественного и мирового музыкального образования и воспитания подрастающего поколения музыкально-педагогическая концепция, которая позволила определить духовно-нравственные приоритеты, содержание, формы и методы преподавания музыки в школе. Эта концепция представляет собой целостную, открытую научно-методическую систему, впитавшую в себя позитивный опыт развития науки и практики музыкального образования и смежных с ней областей знаний (музыковедения, психологии, дидактики, культурологи, социологии и др.), которая явилась альтернативой по отношению к предыдущему этапу школьного преподавания музыки, нуждавшегося в коренном реформировании.

Осмысление содержания музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и многолетний опыт ее применения в практике работы образовательных учреждений России позволил сформулировать ее основополагающие принципы: универсальность, интегративность. вариативность, биологичность. Ретроспективный анализ направлений музыкальной педагогики XX века позволил убедиться в том, что художественно-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского явилась качественно новым этапом развития науки и практики музыкального образования, впитав в себя ее предыдущий позитивный опыт.

3. Внедрение идей Д.Б. Кабалевского в теорию и практику массового музыкального образования и воспитания явилось основой формирования новой научной школы. Труды представителей научной школы Д.Б. Кабалевского, отличающиеся концептуальностью, научностью и художественностью, определяют приоритетные направления современной музыкальной педагогики, вносят весомый вклад в современную науку и практику, в содержание и технологии школьного, вузовского и последипломного образования.

Теоретические работы, методические пособия, диссертационные исследования последователей Кабалевского представляют собой широкую панораму взглядов, идей, концепций, в которых нашли отражение поиски профессионально значимых качеств учителя музыки-специалиста.

4. В результате изучения многогранной деятельности Д.Б. Кабалевского, его творческого наследия, вклада в совершенствование научно-методической работы с учителями музыки выявлены уровни эффективности освоения таких профессионально-значимых компонентов деятельности учителя музыки, как лекторско-пропагандистский (просветительский), исполнительско-интерпретаторский, исследовательско-методический. Формирование этих компонентов дает возможность современным учителям музыки не только повышать свою профессиональную компетентность, но и активно использовать в практике разработанные Д.Б. Кабалевским и его последователями новые технологии музыкального образования и воспитания, адекватные природе музыкального искусства.

Перспективы дальнейшей разработки проблемы видятся: в совершенствовании содержания музыкально-педагогического (базового и последипломного) образования учителей музыки и педагогов-музыкантов системы дополнительного образования в свете идей Д.Б. Кабалевского; во внедрении в практику повышения квалификации новых технологий - учебно-методических комплектов по предмету «Музыка», цифровых образовательных ресурсов, компьютерных технологий, программ обучения по специальностям, ориентированным на подготовку учителей музыки для работы в системе дополнительного образования; в апробации разнообразных форм творческого развития учащихся.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пигарева, Ирина Васильевна, 2006 год

1. Кабалевский, Д. Б. Б. В. Асафьев (Игорь Глебов) / Д. Б. Кабалевский. -М.: Музгиз, 1954. 76 с.

2. Кабалевский, Д. Б. Избранные статьи о музыке / Д. Б. Кабалевский. -М.: Советский композитор, 1963. 363 с.

3. Кабалевский, Д. Б. Про трех китов и многое другое. Книжка о музыке. 3-е изд. /Д. Б. Кабалевский. - М.: Детская литература, 1970. - 224 с.

4. Кабалевский, Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. Статьи, доклады выступления / Д. Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1973.-334 с.

5. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке?: Книга для учителя 4-е изд. / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.

6. Кабалевский, Д. Б. Дорогие мои друзья / Д. Б. Кабалевский. М.: Молодая гвардия, 1977. - 192 с.

7. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1981. - 206 с.

8. Кабалевский, Д. Б. Ровесники: Беседы о музыке для юношества. 2-е изд. / Д. Б. Кабалевский. -М.: Музыка, 1981. 125 с.

9. Кабалевский, Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание: Статьи и выступления разных лет / Д. Б. Кабалевский // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Эстетика». М.: Знание, 1984 - № 1. - 64 с.

10. Кабалевский, Д. Б. Сила искусства / Д. Б. Кабалевский. М.: Молодая гвардия, 1984. - 142 с.

11. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления / Д. Б. Кабалевский. -М.: Педагогика, 1986. 190 с.

12. Кабалевский, Д. Б. О перестройке с оптимизмом, но без прикрас / Д. Б. Кабалевский // Коммунист. - 1986. - № 14. - С. 13-16.

13. Кабалевский, Д. Моя работа над детской песней / Д. Кабалевский // Советская музыка. 1935. - № 2. - С. 38-41.

14. Кабалевский, Д. Дети и музыка / Д. Кабалевский // Правда. 1965. -4 апр. - С. 2.

15. Кабалевский, Д. Главное любить музыку / Д. Кабалевский // Советская музыка. - 1965. - № 6. - С. 5-8.

16. Кабалевский, Дм. Требование времени / Дм. Кабалевский // Музыка в школе.- 1983.-№ 1.-С. 2-8.

17. Кабалевский, Дм. Классик венгерской музыки XX века. К 100-летию со дня рождения Золтана Кодая / Дм. Кабалевский // Музыка в школе. 1983. -№ 1.- С. 47-55.

18. Кабалевский, Дм. Каждый класс хор? / Дм. Кабалевский // Музыка в школе. - 1983. - № 3. - С. 11-22.

19. Кабалевский, Дм. О Дмитрии Шостаковиче и некоторых его сочинениях / Дм. Кабалевский // Музыка в школе. 1983. - № 4. - С. 52-60.

20. Кабалевский, Дм. Учитель музыки / Дм. Кабалевский // Музыка в школе.-1984.-№ 1.-С. 1-6.

21. Кабалевский, Дм. Мыслитель, творец, педагог. К 100-летию со дня рождения Б.В. Асафьева / Дм. Кабалевский // Музыка в школе. 1984. - № 3. -С. 47-55.

22. Кабалевский, Дм. О творческой свободе учителя (ответы на три вопроса) / Дм. Кабалевский // Музыка в школе. 1984. - № 4. - С. 7-9.

23. Кабалевский, Дм. О применении принципов и методов программы в школах союзных республик / Дм. Кабалевский // Музыка в школе. 1985. -№ 1.-С. 5-8.

24. Кабалевский, Дм. «Не ручьем! морем должен бы он называться!» К 300-летию со дня рождения И.С. Баха / Дм. Кабалевский // Музыка в школе. -1985.-№ 1.-С. 47-54.

25. Кабалевский, Дм. «Мелодия» Глюка / Дм. Кабалевский // Музыка в школе.- 1985. № 2. - С. 74-75.

26. Кабалевский, Дм. Певец славянской души. (О Фридерике Шопене) / Дм. Кабалевский // Музыка в школе. 1986. - №2. - С. 43-49.

27. Кабалевский, Дм. Еще о педагогических оценках на уроке музыки / Дм. Кабалевский // Музыка в школе. 1986. - № 4. - С. 7-13.

28. Кабалевский, Дм Чтобы было понятно каждому / Дмитрий Кабалевский: Дело всей жизни. Сборник / Сост.: Е. Д. Критская, Г. А. Пожидаев. М.: Искусство в школе. 1995. - С. 41-47.

29. Кабалевский, Дм. Поле деятельности огромное. / Дмитрий Кабалевский: Дело всей жизни. Сборник / Сост.: Е. Д. Критская, Г. А. Пожидаев. М.: Искусство в школе. - 1995. - С. 47-54.

30. Кабалевский, Д. Б. О музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя / Д. Б. Кабалевский / Сост. И. В. Пигарева. Отв. ред. Г. П. Сергеева. -М.: Изд-во ООО Книга, 2004. 192 с.

31. Записи бесед, музыкальные произведения Д.Б. Кабалевского, другие материалы

32. Кабалевский, Д. Б. Фортепианная музыка для детей и юношества / Д. Б. Кабалевский. М. Советский композитор, 1970-1975. Вып. 1-11.

33. Кабалевский, Дмитрий Борисович. CD. Избранное. К 100-летию со дня рождения / Д. Б. Кабалевский. М.: ООО Би Смарт, 2004. - 21 произведение, 74 мин. звучания / Сост. И. В. Пигарева.

34. Кабалевский, Дмитрий. CD. 24 прелюдии. Соната № 3 / В. Щербаков, фортепиано / Кабалевский Дмитрий. М.: Classical records. 2004.

35. Кабалевский, Д. Б. Стенограмма выступления на открытии Второго всесоюзного совещания-семинара по музыкальному воспитанию (1-6 октября 1979 г., город Сумы Украинской ССР). / Д. Б. Кабалевский / Расшифровано И. В. Пигаревой. Рукопись. 2004. - 9 с.

36. Материалы личных (служебных) бесед Д. Б. Кабалевского с И. В. Пигаревой /Личный архив И. В. Пигаревой. Рукопись. 1982-1987 гг. - 20 с.

37. Стенограммы уроков Кабалевского: 1-7 классы / Дмитрий Кабалевский: Дело всей жизни. Сборник / Сост.: Е. Д. Критская, Г. А. Пожидаев. М.: Искусство в школе. 1995. - С. 110-252.

38. Учебные кинофильмы с участием Кабалевского

39. Первый урок (1 кл.). / Режиссер И. Попова. М.: Школфильм, 1977.

40. Урок Кабалевского (3 кл.). / Режиссер И. Попова. М.: Школфильм,1977.

41. Что мы узнали за год (1 кл.) / Режиссер И. Попова. М.: Школфильм,1978.

42. Урок Кабалевского в 6 классе. / Режиссер И. Попова. М.: Школфильм, 1979.

43. Заключительный урок-концерт в 7 классе. / Режиссер И. Попова. -М.: Школфильм, 1980.

44. Урок музыки в 7 классе. / Режиссер И. Попова. М.: Школфильм, 1981.

45. Книги, статьи, кинофильмы о Д.Б. Кабалевском

46. Абрамовский, Г. Д. Кабалевский / Г. Абрамовский. М.: Советский композитор, 1960. -41 с.

47. Абрамовский, Г. Виолончельный концерт и фортепианные сонаты Д. Кабалевского / Г. Абрамовский. М.: Музгиз, 1963. - 28 с.

48. Викторов, В. Чтобы утро было добрым / В. Викторов. М.: Детская литература, 1983. - 125 с.

49. Викторов, В. Звонкие судьбы: Советская песня школе: Книга для учителя / В. Викторов, М. Садовский. М.: Просвещение, 1980. - 239 с.

50. Глезер, Р. Д. Кабалевский / Р. Глезер. М.: Советский композитор, 1969.-39 с.

51. Трошева, Е. Д. Кабалевский / Е. Трошева. М.: Музфонд СССР, 1956.-69 с.

52. Данилевич, JI. Дмитрий Кабалевский / Л. Данилевич. М.: Музгиз, 1954. - 126 с.

53. Данилевич, Л Творчество Д.Б.Кабалевского / Л. Данилевич. М.: Советский композитор, 1963. - 198 с.

54. Дараган, Д. Киномузыка Д. Кабалевского / Д. Дараган. М.: Музыка, 1965.-48 с.

55. Добрынина, Е. Дмитрий Кабалевский / Мастера музыки и балета. Герои социалистического труда. Сборник / Сост. Л. Г. Гинзбург, Я. М. Пла-тек. М.: Советский композитор, 1978. - С. 36-55.

56. Д. Б. Кабалевский. Нотографический и библиографический справочник / Сост. 3. Г. Палюх, Н. А. Сладкова. М.: ВААП, 1977. - 53 с.

57. Д. Б. Кабалевский. Нотографический и библиографический справочник /Сост. П. Назаревский. М.: Советский композитор, 1969. - 254 с.

58. Д. Б. Кабалевский и ИСМЕ (к столетию со дня рождения) / Сост.: Э. Б. Абдуллин, Б. С. Диментман. М.: Репроцентр-М, 2004. - 144 с.

59. Дмитрий Кабалевский. Творческие встречи. Очерки. Письма / Сост. и общ. ред. В. И. Викторова. М.: Советский композитор, 1974 - 397 с.

60. Дмитрий Кабалевский: Дело всей жизни. Сборник / Сост. Е. Д. Критская, Г. А. Пожидаев. М.: Библиотечка журнала «Искусство в школе». Вып. 4., 1995.-256 с.

61. Кабалевский: Антология гуманной педагогики / Сост.: Е.Д. Критская, Л. В. Школяр. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 2005. - 224 с.

62. Корев, С. Скрипичный концерт Д. Кабалевского / С. Корев. М-Л.: Музгиз, 1952.-23 с.

63. Корев, С. Кола Брюньон. Симфоническая сюита Дм. Кабалевского / С. Корев. М.: Музыка, 2-е изд. 1974. - 37 с.

64. Лойтер, Е. О чем говорит музыка (про беседы Д. Кабалевского) / Е. Лойтер // «Советская культура». 1965. - 25 сент. - С 3.

65. Михеева, Л. В. Д. Б. Кабалевский. Краткий очерк жизни и творчества. Популярная монография / Л.В. Михеева. Л.: Музыка, 1977. - 88 с.

66. Музыка дети - жизнь. Документальный фильм (к 100-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского) / Режисссер О. Лапузный. Автор сценария Пи-гарева И. - М.: Школьник-ТВ, 2004.

67. Педагогическая симфония. Документальный фильм (к 100-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского) / Автор закадрового текста, консультант Пигарева И. В. Режиссер Р. Акимов. Телестудия «ЛИК», 2004.

68. Пигарева, И. В. Многогранное наследие Д.Б. Кабалевского / И. В. Пигарева // Музыкант. 2002. - № 2. - С. 5-8.

69. Пигарева, И. В. Изучение творческого наследия Д. Б. Кабалевского в образовательных учреждениях / И. В. Пигарева, Г. П. Сергеева. М.: Школьная книга, 2004. - 72 с.

70. Полякова, Л. Семья Тараса Д. Кабалевского / Л. Полякова. М.: Музгиз, 1953.- 116 с.

71. Пожидаев, Г. Дмитрий Борисович Кабалевский: Рассказы о жизни и творчестве / Г. Пожидаев. М.: Музыка, 1987. - 77 с.

72. Рогожина, Н. Вокальный цикл Д. Кабалевского «Десять сонетов Шекспира» / Н. Рогожина. М.: Советский композитор, 1961. - 25 с.

73. Рассказывает композитор Д. Кабалевский (детям о музыке) / Радиопрограммы. 1966. - № 46. - 12 с.

74. Третьякова, Л. С. Д. Б. Кабалевский / Л. С. Третьякова. / В кн.: Советская музыка: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1987.-С. 105-119.

75. Школяр, В. А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций / В. А. Школяр. М.: Флинта, 1999. - 88 с. С. 6061.

76. Абдуллин, Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки: научно-методологические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка» / Э. Б. Абдуллин. М.: МИРОС, 1992. - 72 с.

77. Абдуллин, Э. Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: ав-тореф. дис.докт. пед. наук: 13.00.02; 13.00.01 / Абдуллин Эдуард Борисович.-М., 1991.-38 с.

78. Абдуллин, Э. Б. Теория и методика музыкального образования школьников. Программа-конспект / Э. Б. Абдуллин. М.: МПГУ, 1996. - С. 50-53.

79. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. М., 1983. -112 с.

80. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Академия, 2004. - 336 с.

81. Абрамовский, Г. К. Творчество Д.Б. Кабалевского в послевоенный период (1945 1960): автореф. дис.канд. искусствоведения: 17.00.02 / Абрамовский Георгий Константинович - Л., 1962 - 17 с.

82. Адищев, В. И. Музыкальное воспитание детей в первые годы после Октября (1917 1920 гг.). Учебное пособие. / В. И. Адищев. - Пермь.: 1991. -115 с.

83. Адольф, В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: автореф. дис.докт. пед. наук: 13.00.01 / Адольф Владимир Александрович М., 1998. - 49 с.

84. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. / Научн. ред. Л. В. Горюнова. М.: 1991. - 98 с.

85. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев.-М.: 2000.-336 с.

86. Алеев, В. В. Тесты для определения критериев профессиональной компетенции учителей музыки общеобразовательных школ / В. В. Алеев, С. А. Шаронова. СПб.: СПб Гос. университет пед. мастерства, 1995. - 28 с.

87. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.-463 с.

88. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. М.: 1983. - 224 с.

89. Апраксина, О. А. Новая структура школы и музыкальное воспитание в ней. / Музыкальное воспитание в школе. Вып. 6. / О. А. Апраксина. М.: Музыка, 1970. - 134 с.

90. Апраксина, О. А. О праве учителя на эксперимент. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. / О. А. Апраксина. М., 1978. - С. 66-76.

91. Арчажникова, JI. Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности / Л. Г. Арчажникова // Советская педагогика 1986. - № 4. - С. 9196.

92. Арчажникова, JI. Г. Профессия учитель музыки / JI. Г. Арчажникова.-М.: 1984.-111 с.

93. Арчажникова, JI. Г. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки: автореф. дис.докт. пед. наук: 13.00.01 / Арчажникова Людмила Григорьевна. М., 1986. - 37 с.

94. Асафьев, Б. В. Анализ понятия «художественного» в отношении к преподаванию музыки в Трудовой школе. Избранные статьи о музыкальном просвещении. Изд 2-е. / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1973. - С. 123.

95. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Ред. и вступ. статья Е. М. Орловой / Б. В. Асафьев. МЛ.: 1973.-144 с.

96. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1971.-376 с.

97. Асафьев, Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. / Б.

98. B. Асафьев. Д.: Музыка, 1973. - С. 59-60.

99. Асафьев, Б. В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе. В кн.: Вопросы музыки в школе / Б. В. Асафьев. JL: 1926.1. C. 26.

100. Асафьев, Б. В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки. Избранные статьи о музыкальном просвещении. Изд 2-е. / Б. В. Асафьев. JL: Музыка, 1973. - С. 81.

101. Асафьев, Б. В. Хор как воспитатель слушателя / В кн. Б. Асафьев О хоровом искусстве / Сост. и комм. А. Б. Павлова-Арбенина. JL: Музыка, 1980.-С. 150.

102. Аттестация учителей предметов художественно-эстетического цикла: «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура». Методические рекомендации / Отв. ред. Л.Я. Олиференко. М.: ИПК и ПРНО МО, 2001. - 107 с.

103. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию: исследование. Изд.2-е, доп. / Л. А. Баренбойм. Л., 1979. 352 с. - С. 30.

104. Безбородова, Л. А., Алиев, Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А.Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: ИЦ Академия, 2002. - 416 с.

105. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М., 1989. - 145 с.

106. Бехтерев В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства / В. М. Бехтерев М., 1916. - 20 с.

107. Библер, В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер М.: 1975. -406 с.

108. Бим-Бад, Б. Идеи «педагогической антропологии» в России / Бим-Бад Б. // Советская педагогика. 1990. - № 9.

109. Блинова, М. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности / М. Блинова // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 5. Л., 1967 - С. 170-190.

110. Богомолова, Г. П. Педагогическое управление процессом культурной идентификации личности / Г. П. Богомолова // Инновационная школа. -Ростов-на-Дону, 2002. № 1 (12) - С. 23-28.

111. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. - 337 с.

112. Бодина, Е. А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: автореф. дис.докт. пед. наук: 13.00.01 / Бодина Елена Андреевна. М., 1992. - 32 с.

113. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону.: 2000. -352 с.

114. Брушлинский, А. В. Дискуссионные вопросы теории развивающего обучения / А. В. Брушлинский // Известия Российской академии образования. М.: - 2000. - № 2 - С. 44-46.

115. Бычков, Ю. Н. Социокультурные аспекты истории музыкальной педагогики / Ю. Н. Бычков. М.: РАМ им. Гнесиных. 1999. - 61 с.

116. Валентина Николаевна Шацкая. Библиографическое пособие: изд. АПН СССР.-М.: 1982.-С. 1-17.

117. Вендрова, Т. Е. Интонационное учение Б. В. Асафьева как одна из основ новой программы по музыке для общеобразовательной школы: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / Вендрова Татьяна Ефимовна. М., 1981. -16 с.

118. Вендрова, Т. Е. Пусть музыка звучит! Книга для учителя. Из опыта работы / Т. Е. Вендрова. М.: Просвещение, 1990. - 96 с.

119. Вендрова, Т. Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки / Т. Е. Вендрова // Музыка в школе. 1989. - № 3. - С. 10-16.

120. Вентцель, К. Н. Новые пути воспитания и образования детей / К. Н. Вентцель. -М, 1923. 151 с.

121. Вентцель, К. Н. Этика и педагогика творческой личности. В 2-х томах / К. Н. Вентцель. М., 1911-1912. - Т. I - 338 е., Т. II - 339 с.

122. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / М., 1968. 268с.

123. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины, активная лексика / С. М. Вишнякова М.: НМЦ СПО, 1999.-С. 130.

124. Воробьева, О. А. Актуальные проблемы теоретико-методологической подготовки учительских кадров в научно-педагогическом наследии О. А. Апраксиной: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / Воробьева Ольга Анатольевна. -М., 1997. -18 с.

125. Воспитание музыкой. Из опыта работы / Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М. Просвещение, 1991. - 206 с.

126. Вестник Международного совета по музыкально-художественному образованию (к 100-летию Д.Б. Кабалевского) / Отв. за выпуск: Е.Д. Критская, М.С. Красильникова. М.: ИХО РАО, 2004. - 100 с.

127. Выготский, Л. С. Психология искусства /Под ред. М.Г. Ярошев-ского. / Л. С. Выготский. М.: 1987. - 341с.

128. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский -М.: Просвещение, 1991.-498 с.

129. Голованов, Л. В. Глубокие корни. Вступительная статья к книге: В.А. Сухомлинский. Родина в сердце. 2-е изд. / Сост. А. Н. Сухомлинская, Л. В. Голованов. М.: Молодая гвардия, 1980. - С. 3-8.

130. Горюнова, Л. В. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе / Науч. ред. Л. В. Горюновой. М.: Прометей, 1991.-68 с.

131. Горюнова, JI. В. Говорить языком самого предмета. Теоретические основы учебника «Музыка»: Пособие для учителя / Л. В. Горюнова. -М.: Прометей, 1989. 143 с.

132. Горюнова, Л. В. Музыка: Учебный комплекс; 2 класс: Учебник -78 е.; Встречи с музыкой: Дневник. 40 е.; Твои песни: Песенник. - 16 с. / Л. В. Горюнова, Е. Д. Критская, М. С. Красильникова, Т. Е. Вендрова. - М.: Внешторгиздат, 1989.

133. Горюнова, Л. В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника: автореф. дис.докт. пед. наук в форме научного доклада: 13.00.01 / Горюнова Людмила Васильевна.-М., 1991.-38 с.

134. Горяев, В. Г. Особенности самореализации профессионально-личностного роста учителя музыки в системе повышения квалификации (психологический аспект): автореф. дис.канд. психол. наук: 19.00.03 / Горя-ев Василий Григорьевич. Тверь., 1998. - 20 с.

135. Гродзенская, Н. Л. Школьники слушают музыку / Н.Л. Гродзен-ская. -М.: Просвещение, 1969. 77с.

136. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов.-М., 1986.-240 с.

137. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М., 1996.-542 с.

138. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. Ростов-на-дону, 2000. - 440 с.

139. Документы Государственного Архива Российской Федерации, Ф. 10049, on. 1А, № 1664, № 1932, № 2509, № 2825, № 3067, № 3272, № 3462.

140. Дуганова, Л. П. Групповая работа как условие формирования профессиональной самооценки учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Дуганова Лидия Петровна. СПб., 1992.-21 с.

141. Едунов, С. М. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. Методическое пособие для учителей музыки / С. М. Едунов, Г.А. Праслова. СПб.: Изд-во СПб ГУПМ, 2001.-140 с.

142. Зарудная, И. Г. Проблема музыкально-эстетического развития детей в истории советской педагогики: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Зарудная Ирина Георгиевна. М., 1992. - 17 с.

143. Зинченко, В. П. Психология XXI века? Пророчества и прогнозы / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 2000. - № 2. - С. 76-79.

144. Известия Российской академии образования М., - 2001. - № 4.95 с.

145. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

146. Из истории советского музыкального образования. // Сборник материалов и документов 1917-1927. М-Л., 1969 - С. 44.

147. Ильенков, Э. В. Философия и культура. Мыслители XX века / Э.В. Ильенков. М., 1991.-464 с.

148. Искусство в школе. Общественно-педагогический и научно-методический журнал. 1991 -2005 гг.

149. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: хрестоматия. Вып I. Часть вторая. / Сост. Э. Б. Абдуллин, Б. М. Целковников. М.: Прометей, МПГУ, 1991. - 194 с.

150. История и теория музыкальной педагогики и образования. СПб., 1994.-240 с.

151. Кабалевский, Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная): Вып. 1. Первый класс / Д. Кабалевский. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1974. - 60 с.

152. Каган, М. С. Социальные функции искусства / М. С. Каган. Л., 1978.-276 с.

153. Каптерев, П. Ф. Педагогическая психология / П. Ф. Каптерев. -СПб., 1914.-259 с.

154. Карапетова, М. Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательных учреждений: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Карапетова Марина Николаевна. М., 2000. - 26 с.

155. Карнаух, Н. В. Освоение отечественного исторического педагогического опыта как условие формирования профессиональной компетентности современного учителя: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.08 / Карнаух Надежда Валентиновна. СПб., 1995. - 19 с.

156. Кирнарская, Д. К. Музыкальные способности: психология специальных способностей / Д. К. Кирнарская. М.: Таланты - XXI век, 2004. -496 с.

157. Кирнарская, Д. К. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Уч. пос. / Д. К. Кирнарская. М.: Академия, 2003. - 368 с.

158. Колышева, Т. А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: автореф. дис.докт. пед. наук: 13.00.02; 19.00.07 / Колышева Татьяна Александровна.-М., 1997.-51 с.

159. Копылова, А. В. Современная технология преподавания искусства как целостная система совершенствования педагогического мастерства учителя: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Копылова Альбина Викторовна-М., 2002.-17 с.

160. Красильникова, М. С. К вершинам музыкального искусства. Введение в программу/ М. С. Красильникова // Искусство в щколе. 2002. -№ 6. -С. 50-53.

161. Критская, Е. Д. Формирование интонационно-слухового опыта младших школьников на уроках музыки: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Критская Елена Дмитриевна. М., 1994. - 18 с.

162. Критская, Е. Д. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов / Е. Д. Критская, JI. В. Школяр, В. А. Школяр и др. / Под ред. JI. В. Школяр. М.: ИЦ Академия, 2001. - 232 с.

163. Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. М., 1999. - 121 с.

164. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. М., 2001.- 223 с.

165. Кудашов, В. И. Диалогичность сознания как фактор развития современного образования: сущность и специфика взаимосвязи: автореф. дис.докт. философ, наук: 09.00.01 / Кудашов Вячеслав Иванович. Иркутск., 1999.-38 с.

166. Кудрявцев, В. Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. -1998.-№5.-С. 59-65.

167. Лазарев, В. С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования / В. С. Лазарев // Известия Российской академии образования. М., - 2000. - № 2. - С. 15-24.

168. Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев./ Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. Изд. 2-е, доп. - М.: Детская литература. - 1988.-238 с.

169. Мазель, Л. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967. - 752 с.

170. Малинковская, А. В. На пути к методологии интонационного воспитания учащихся музыке / А. В. Малиновская // Преподаватель. 1999. -№4.-С. 31-33.

171. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М., 1996.-308 с.

172. Майковская, Л. С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие. Изд. 2-е, допол. / Л. С. Майковская. М.: МГУКИ, 2005. - 68 с.

173. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. - 256 с.

174. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование / В. В. Медушевский М., 1993. - 262 с.

175. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: автореф. дисс.докт. психол. наук: 19.00.01 / Мелик-Пашаев Александр Александрович. М., 1994. - 36 с.

176. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. уч. заведений / Э. Б. Абдуллин и др. М.: ИЦ Академия, 2002. - 272 с.

177. Методические рекомендации и поурочное планирование по музыке для начальных классов малокомплектной школы / Автор-сост. Т. А. Бей-дер. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1987. - 38 с.

178. Михайловская, Н. Музыка и дети / Н. Михайловская. М.: Советский композитор, 1977. - 262 с.

179. Морозова С. Н. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б. Л. Яворского: автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.02 / Морозова Светлана Николаевна. М., 1982. - 16 с.

180. Музыка в школе. Общественно-педагогический и научно-методический журнал. 1983 1991 гг.

181. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ISME) / Отв. ред. Д. Б. Кабалевский. М.: Советский композитор, 1973. -416 с.

182. Музыкальное воспитание в странах социализма. Сборник статей /Сост., редакция и вступ. статья А.Л.Островского.- Л.: Музыка, 1975. 247 с.

183. Музыкальное воспитание в СССР. Вып.1. / Ред-сост. Л. Барен-бойм. М.: Советский композитор, 1978. - 487 с.

184. Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. / Ред-сост. Л. Барен-бойм. -М.: Советский композитор, 1978. 272 с.

185. Музыкальное воспитание в школе: сб. ст. / Авт. предисловия и сост. О. Апраксина М.: Музыка., вып. 6. 1970. - 134 с.

186. Музыкальное воспитание в школе: сб. ст. / Сост. О. Апраксина. -М.: Музыка., вып. 10. 1975. 230 с.

187. Муштаев, В. П. Уроки искусства. Очерки об учебном телевидении / В. П. Муштаев. М.: Педагогика, 1985. - 102 с.

188. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 381 с.

189. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский. -М.: ИЦВладос, 2003.-248 с.

190. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1987. -255 с.

191. Нечаева, И. В. Современный словарь иностранных слов / И. В. Нечаева. М.: ООО ACT, 2002. - С.201.

192. Никитин, Э. М. Модернизация учреждений повышения квалификации педагогических кадров в 80-90-е годы XX века / Э. М. Никитин, А. П. Ситник // Методист. 2004. - № 2. - С. 2-7.

193. Об утверждении новой программы по музыке для I-III классов общеобразовательных школ РСФСР (Решение коллегии Министерства просвещения РСФСР от 28 июня 1979 г.). // Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №23., 1979. С. 2-3.

194. Об итогах работы общеобразовательных школ РСФСР по новой программе «Музыка»: Приказ Минпроса РСФСР от 15 июля 1985 г. № 197. // Сборник приказов и инструкций МП РСФСР № 31., 1985. С. 10-14.

195. О типовой программе по музыке, разработанной в НИИ художественного воспитания АПН СССР: Материал к заседанию Президиума АПН СССР, 17.10.1979 г. -М., Б. И., 1979. 17 с.

196. Орлов, Г. Время и пространство музыки / В кн.: Проблемы музыкальной науки. Сб.ст. Вып. 1. / Г. Орлов. М.: Советский композитор, 1972.-С. 358-394.

197. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. Изд. 14-е, стеореотипное / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1983. - С. 256

198. Плохова, М. Г. Научно-педагогическая деятельность В. Н. Шацкой: в кн. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. Библиотека учителя музыки / М. Г. Плохова. М., Просвещение, 1990.-207 с.-С. 67-70.

199. Педагогика искусства и интеграция. Материалы Международной конференции: Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России / Ред.-сост. JI. Г.Савенкова. М.: ИХО РАО, 2001.-440 с.

200. Пиличяускас, А. А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя / А. А. Пиличаускас. М.: МИРОС, 1992. - 40 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.