Повышение эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов музыкальных специализаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хоренко, Валентина Ивановна

  • Хоренко, Валентина Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1985, Киев
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 158
Хоренко, Валентина Ивановна. Повышение эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов музыкальных специализаций: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Киев. 1985. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хоренко, Валентина Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕЕНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬ-.

НОСТИ СТУДЕНТОВ

§1. Проблемы формирования и развития творческих способностей в процессе учебно-познавательной, деятельности.

§2. Основы организации творческого познания.сущности учебного материала.

§3. Знание теории предмета изучения - необходимое условие осуществления преобразующей деятель-. ности .3.

§4. Систематизация содержательных знаний учебного материала в качестве валшого фактора продуктивности познавательной деятельности.

ГЛАВА П. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ П03НА

ВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТУДЕНТОВ.

§1. Методика исследования.

§2. Изучение состояния организации учебно-познавательной деятельности на материале постижения ладовой основы народной песни.

§3. Проведение опытно-экспериментальной работы по совершенствованию организации учебно-познава-. тельной деятельности студентов

Г Л А В А Ш. ТВОРЧЕСКИ-ПОИСКОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОРГАБИЗА-ЩИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .КАК, ОСНОВА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

§1. Особенности организации познавательной деятельности студентов в процессе обучения.

§2. Обеспечение творческой направленностью.орга-. низации учебного познания.

§3. Учебно-познавательная деятельность студентов в процессе постижения.сущности музыкального. материала. .ИЗ

§4. Сравнительный анализ показателей эффективности организации познавательной деятельности. студентов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Повышение эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов музыкальных специализаций»

В.И.Ленин, утверждая, что "искусство принадлежит народу", начертал цельную программу его развития: "Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятным этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробувдать в них художников и развивать их"*.

В условиях развитого социализма особое значение приобретает формирование творчески активной личности. Это обусловлено потребностями социального, научно-технического и культурного прогресса.

В решениях ХХУ1 съезда КПСС, июньского /1983 г./ и апрельского /1984 г./ Пленумов ЦК КПСС, "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" определены перспективные задачи развития народного образования в нашей стране. При этом делается особый акцент на том, что жизнь требует от человека ".самого современного образования, высокого интеллектуально-, го и физического развития, глубокого знания научно-технических и экономических основ производства, сознательного творческого отно-р шения к труду .

Это повышает ответственность вузов перед обществом за формирование нового человека, развитие его творческих способностей и делает актуальной проблему поиска путей развития и активизации учебно-познавательной деятельности студентов, формирования их ум

1 Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. В пяти томах. Т.5. М., Политиздат, 1969, с.14.

2 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., Политиздат, 1984, с.39. ственной активности и самостоятельности. Данная проблема занимает особо важное место в педагогической науке. Различные аспекты её отражены в работах В.И.Андреева, С.И.Архангельского, Ю.К.Ба-банского, К.И.Васильева, В.М.Вергасова, М.С.Дмитриевой, Б.П.Еси-пова, В.И.Загвязинского, С.И.Зиновьева, И.И.Кобыляцкого, Р.А.Ни-замова, А.Ф.Эсаулова. Вопросы формирования и развития творческих способностей личности рассматриваются в работах Б.Г.Ананьева, Дк. Брунера, А.В.Бруншшского, Л.С.Выготского, И.П.Калошиной, Г.С.Ко-стюка, А.Н.Леонтьева.

Исследования этих авторов объединены общим положением о том, что формирование и развитие творческого потенциала личности обусловливается такой организацией деятельности, которая опирается на современные методы, формы и средства обучения, стимулирующие творческую самостоятельность. В них определяются содержание и задачи обучения, раскрываются его методологические основы, освещается дидактическая сущность активизации учебной деятельности, разрабатываются пути формирования и развития творческих способностей личности. Они нацелены прежде всего на интеллектуальное развитие будущих специалистов, которые в условиях научно-технического и культурного прогресса могли бы не только накапливать готовые знания, но и самостоятельно творчески добывать новые.

В музыкальной педагогике проблема организации учебно-познавательной деятельности не исследовалась как самостоятельная и до сего времени рассматривалась как составная часть других проблем, таких, нацример, как повышение эффективности подготовки специалистов в вузе, формирование и развитие профессиональных качеств будущего специалиста, совершенствование форм и методов обучения и др. /Л.М.Андреева, Т.В.Быков, А.В.Вахрушев, Б.Л.Кивов, М.Т.Кар-тавцева, и.П.Рудницкая, Г.М.Сагайдак, Г.М.Цыпин и др1/.

Исследования в области музыкальной педагогики в основном направлены на формирование и развитие музыкальных способностей: воспитание музыкального слуха, чувства ритма, развития памяти, музыкального мышления, "технических"навыков и умений. Однако всё ещё недостаточно уделяется внимания вооружению студентов научно-методическими знаниями и умениями самостоятельного творческого приобретения и обработки информации с применением современных форм и методов. Слабо изучены вопросы совершенствования организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Нынешняя система организации познания изучаемых явлений в музыкальной практике недостаточно обеспечивает всестороннее их исследование, которое опиралось бы на логику познания сущности. В результате студенты не проникают глубоко в суть музыкальных явлений, не прогнозируют адекватные способы действий и деятельности в целом. Это отрицательно сказывается не только на создании целостности музыкального образа, но и прежде всего на формировании и развитии творческого потенциала личности студента.

Важность решения проблемы, недостаточная разработанность её определили цель исследования, заключающуюся в совершенствовании организации учебно-познавательной деятельности студентов музыкальных специализаций.

Организация учебного познания осуществляется на материале ладовой основы народно-песенного творчества.

Известно, что эффективность раскрытия содержания музыкально*-го произведения, создания музыкального образа обусловлена всесторонним постижением средств музыкальной выразительности, одним из которых является лад. Его особенности рассматриваются на различных музыкальных дисциплинах как средства, организующего логику музыкального языка. Однако специфическая особенность лада народно-песенного творчества слабо изучается в вузах с музыкальной специализацией, несмотря на то, что практическая деятельность учителя музыки и руководителя самодеятельного хорового коллектива требует глубокого знания этой специфики, так как умение анализировать ладовую основу народной песни обеспечивает объективное постижение и раскрытие её музыкального образа, чистоту и выразительность интонирования - необходимых компонентов создания его художественной выразительности. Кроме того указанные специалисты должны уметь расшифровать, гармонизовать, творчески обработать народную песню с учётом её характерных ладовых особенностей.

Глубокое проникновение в сущность народно-песенного творчества невозможно без знания специфики его ладо-интонационной основы, так как лад определяет соотношение содержательно-образной и конструктивной сторон музыкального произведения и представляет собой наиболее своеобразное средство музыкальной выразительности, оцре-делотцее черты национального характера, колорит, эмоциональный фактор. Без знания ладовых особенностей невозможно объективное восприятие музыкально-художественного творчества народа. Поэтому необходимо понимание логической взаимозависимости и взаимообусловленности звуков, так как они в своём сочетании, соотношении устанавливают конкретные связи интонаций, определённый музыкальный язык, характерный различным эпохам и народностям.

В настоящее время, как было выявлено в процессе исследования, уровень теоретических и практических знаний студентов в области народного ладообразования низкий, что отрицательно сказывается на организации процесса познания специфики ладовой сущности песенного фольклора. Это вызвало потребность изучения не только структуры организации учебно-познавательной деятельности студентов при постижении ими сущности ладовой основы народной песни, но и степени отражения теоретических сведений о ней в учебных программах и индивидуальных планах преподавателей. Результаты исследования показывают, что предусмотренный объём теоретических знаний не позволяет глубоко и всесторонне постичь его специфику. Нет чётко разработанной систематизации знаний и научно обоснованной структуры организации учебного познания ладовой основы народной песни. Это снижает эффективность познавательной деятельности студентов, не позволяет рассматривать изучаемый предмет как целое, выявлять его качественную и количественную определённость, устанавливать единичное и общее с целью объективного отражения знаний в практической деятельности. Мешает это приобщению студентов к научной деятельности в этой области, овладению не только знаниями теории, но и способами их приобретения.

Учитывая необходимость знаний студентов в области народного ладообразования, а также навыков и умений осуществления специфической деятельности по их усвоению на творческом уровне, возникла потребность рассмотрения проблемы организации учебно-познавательной деятельности студентов на материале изучения ладовой основы песенного фольклора.

Объектом исследования явилась учебно-познавательная деятельность студентов, предметом - организация учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения музыкальных дисциплин /на материале ладовой основы песенного фольклора/.

В основу исследования положена следующая гипотеза: если организации учебно-познавательной деятельности студентов придать такую направленность, которая обеспечивает формирование и развитие способности к самостоятельному творческому приобретению знаний и их адекватному применению на практике в процессе изучения музыкальных явлений, то это повысит её эффективность.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи:

- изучить состояние организации учебно-познавательной деятельности студентов в теории и практике современного обучения;

- выявить пути дальнейшего совершенствования организации учебного познания;

- проверить эффективность разработанной организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Методолгической основой исследования являются марксистско-ленинская теория познания, решения ХОТ съезда КПСС, июньского /1983 г./ и апрельского /1984 г./ Пленумов ЦЕС КПСС по вопросам воспитания и образования.

В процессе работы применялись следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме; анализ учебных программ; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент - констатирующий и обучающий; наблюдения, беседы, моделирование опытных ситуаций, анализ выполнения заданий; экспериментальная проверка методики организации учебно-познавательной деятельности в её творчески-поисковой направленности; сравнительный анализ результатов исследования.

Экспериментальной работой были охвачены студенты ряда институтов культуры /Киев, Ровно, Минск/ и музпедфакультетов педагогических институтов /Киев, Минск, Чебоксары/.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе изучались труды классиков марксизма-ленинизма, литература по избранной проблеме, передовой педагогический опыт по организации учебно-познавазгельной деятельности в условиях педагогических институтов и институтов культуры, проводился анализ состояния проблемы, определялись исходные теоретические позиции исследования, планировался педагогический эксперимент.

Второй этап включал в себя опытно-экспериментальную работу, нацеленную на выявление условий творчески-поисковой направленности учебно-познавательной деятельности студентов.

- 10

Содержание третьего этапа составила экспериментальная проверка разработанной методики организации учебно-познавательной деятельности студентов в её творчески-поисковой направленности. На этом этапе бия проведен сравнительный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего и обучающего экспериментов, сделаны теоретические выводы, подтвервдающие эффективность экспериментальной методики, даны практические рекомендации по её применению в педагогической практике.

Концепция работы. Являясь познавательной, учебная деятельность предусматривает усвоение социального опыта и адекватное его применение на практике. Она формирует и развивает познавательные способности. Разработанная творчески-поисковая направленность такой деятельности в значительной мере способствует этому, так как предусматривает активное развитие творческого потенциала личности на основе повышения уровня познавательных возможностей, овладения рациональными формами и методами познания реальной действительности.

По определению академика Б.Асафьева ".музыка как смысл становится адекватным всем другим проявлениям человеческого сознания, отражением и реализацией окружающей действительности, познаваемой и цретворяемой, преобразуемой человеком"*. В этой связи постижение сущности смысла музыки должно представлять собой активную аналитическую деятельность, вооружающую студентов арсеналом знаний самостоятельной познавательной деятельности. Такую деятельность обеспечивает её творчески-поисковая направленность. Она позволяет глубоко постичь сущность рассматриваемых явлений, так как в своей основе опирается на взаимосвязь эмоционального и теоретического уровней познавательной

I Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., Музыка, 1977, с.236. деятельности со свойственными этим уровням формами и средствами познания. Благодаря этому познавательная деятельность студентов цриобретает активно-действенный характер, обеспечивающий ее качественную результативность. В процессе такого познания обрабатываются чувственные и рациональные абстракции, устанавливается их взаимозависимость и взаимообусловленность, вскрываются внутренние и внешние характеристики. В результате у студентов развиваются такие важные качества,как наблюдательность, воображение, самостоятельность и критичность мышления. Это способствует созданию идеальных мыслительных моделей изучаемых явлений, своеобразие которых ".состоит в том, что это не просто копии, не зеркальные отражения тех вещей и предметов, которые человек находит в окружающей его природной и социальной среде, а идеализированные образы, свободные от случайных, второстепенных деталей и обладающие определённым уровнем обобщённости"Д19, 14/.

Постижение сущности музыкальных явлений, выражающих определённый смысл, представляется структурно организованной аналитической деятельностью, опирающейся как на эмоционально-образное, так и абстрактно-логическое мышление.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в педагогическом аспекте рассматривается проблема совершенствования организации учебно-познавательной деятельности студентов вузов с музыкальной специализацией на материале изучения ладовой основы песенного фольклора. Изучены и оцределены условия оптимизации учебного познания студентов; разработана, экспериментально проверена и ацробирована структура творчески-поисковой направленности организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Достоверность выводов и црактических рекомендаций обеспечивается марксистско-ленинской методологией, использованием разнообразных методов исследования, длительностью проведения педагогического эксперимента, полученными результатами и внедрением их в практику.

Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что её результаты расширяют знания о путях совершенствования организации учебно-познавательной деятельности студентов вузов культуры и музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов. Апробированные результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных программ, пособий по музыкальным дисциплинам, а также рекомендаций по вооружению студентов учебно-поисковыми и научными методами приобретения знаний, навыков и умений творческой деятельности.

На защиту выносятся такие основные положения:

1. Организацию учебно-познавательной деятельности студентов при изучении музыкальных явлений следует рассматривать в качестве многогранного динамического акта творческого характера, опирающегося на чувственно-конкретный и аналитический уровни осознания.

2. Познавая музыку "как смысл", студенты приобретают навыки не только репродуктивной, но и реконструктивной деятельности.

3. На основе вооружения методами научного подхода к познанию объективной сущности музыкальных явлений будущие специалисты могут разрабатывать соответствующие методические цринципы формирования различных компонентов музыкальной способности учащихся и участников художественных коллективов и их эстетической потребности в народной песне.

4. В современных условиях социального, экономического, научно-технического и культурного прогресса общества всё более существенное значение имеет вооружение студентов научно-методическими принципами и способами приобретения, обработки и адекватной реализации необходимых знании в практике. Творчески-поисковый характер учебно-познавательной деятельности обогащает студентов этой суммой знаний, способствует становлению таких качеств, как целеустремлённость, настойчивость, проницательность, предопределяющих эффективность црактической деятельности.

Апробация результатов исследования проходила в таких направлениях: непосредственное участие автора в экспериментальной работе; публикация статей, методических разработок; выступления на республиканских научных конференциях /Киев, 1981; Могилёв, 1982/, ежегодных отчётных научных конференциях профес-сорско-цреподавательского состава и аспирантов Киевского государственного института культуры им.А.Е.Корнейчука; внедрение в учебный процесс практических рекомендаций по организации творчески-поисковой направленности учебно-познавательной деятельности студентов /Киевский, Минский и Ровенский институты культуры, Чебоксарский педагогический институт им.И.Я.Яковлева/.

Структура диссертации обусловлена спецификой её цредмета. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка основной использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хоренко, Валентина Ивановна

- 146 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея работы заключалась в разработке такой организации учебно-познавательной деятельности студентов музыкальных специализаций, которая повышала бы творческую познавательную активность и самостоятельность.

Исследование показало, что повышению эффективности познавательной деятельности студентов способствует творчески-поисковая её направленность, предполагающая целенаправленную организацию процесса овладения знаниями, рациональными методами познания сущности музыкальных явлений и процессов, педагогическое руководство учебно-познавательной деятельностью с целью её активизации, взаимосвязь эмоционально-образной и аналитической деятельности студентов, адекватное применение ими знаний, навыков и умений в практической деятельности.

Такая направленность познавательной деятельности, как установлено исследованием, обеспечивает образовательную и развивающую функции обучения. Так, накопление содержательных знаний предмета изучения способствует приобретению творческого опыта их обработки. Это благоприятствует, в свою очередь, формированию потребности в знаниях как важного фактора, определяющего эффективность познавательной деятельности. Такой опыт позволяет упорядочивать содержание познания на основе прогнозирования адекватной деятельности. Благодаря её планированию процесс познания приобретает целенаправленный отражательно-преобразующий характер. При этом происходит преобразование как объекта исследования, так и субъекта, так как преобразующая деятельность требует не только опоры на рациональные методы познания, но прежде всего ориентации на определённый уровень психических процессов, влияющих на эффективность познавательной деятельности. Проведение студентами раз

- 147 личных наблюдений способствует пополнению знаний об изучаемом предаете и становлению их внимания. Выявление общих и единичных свойств и признаков изучаемого предмета обеспечивает дифференцирование их по общности и различию, формирование абстрактного мышления, способствующего представлять предает как целостную систему, которая состоит из многообразия значимых, а не из формально-структурных элементов. Выделение существенных особенностей познаваемого явления с абстрагированием от несущественных ведёт к конкретизации и классификации их, прочности запоминания и тем самым продуктивности мыслительной обработки знаний.

Процесс движения познания от неполных знаний к более полным и глубоким, от внешнего плана к внутреннему благоприятствовал целостности и объективности восприятия, так как приобретенные при этом различные понятия рассматривались в их связях и зависимостях.

Результаты проведенного,.исследования позволили сделать следующие основные выводы.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о педагогической эффективности разработанной системы организации учебно-познавательной деятельности студентов музыкальных специализаций, имеющей творчески-поисковую направленность, так как она максимально активизирует и стимулирует их познавательные возможности.

Формирование навыков и умений раскрытия сущности предмета изучения возможно на основе целенаправленного планирования процесса познания в динамическом соотношении составляющих его стадийных компонентов, овладения рациональными методами усвоения знаний, продуктивности решения проблемных задач, творческой активности и самостоятельности.

Эксперимент показал, что организация учебно-познавательной деятельности студентов музыкальных специализаций в её творческой направленности требует соблюдения таких условий, как: наличие

- 148 систематизированных содержательных знаний предмета изучения, определение состава операциональных знаний изучаемого предмета, организация творческого процесса накопления и обработки информации.

Творчески-поисковая направленность активизирует учебно-познавательную деятельность студентов. В результате у них происходит эффективное формирование и развитие общих и специальных способностей, что благоприятствует более глубокому раскрытию шли сущности музыкальных явлений, творческому восприятию музыкально-художественного образа и продуктивному его созданию. Повышается уровень знаний студентов, их навыков и умений, о чём свидетельствует сравнительный анализ выполнения заданий студентами констатирующего и обучающего экспериментов /с.141/.

Управление процессом учебного познания музыкальных явлений, в том числе ладовой основы песенного фольклора, позволяет успешно ориентировать студентов на осмысленное постижение специфики музыкального языка народа и открывает возможность использования народно-песенного творчества в познавательных и воспитательных целях.

Дальнейшее изучение исследуемой проблемы может раскрыть её новые аспекты, такие, например, как развитие теоретического мышления студентов музыкальных специализаций, научные основы активизации самостоятельного приобретения и творческого применения учебной информации в практической деятельности и др.

- 149

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хоренко, Валентина Ивановна, 1985 год

1. Маркс К. Капитал. Маркс К. и Энгельс Ф. Собр.соч. т.25, 4.1. - 545 с.

2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М., Политиздат, 1978. 358 с.

3. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн.собр. соч. т.29, с.77 218

4. Ленин В.И. План диалектики /логики/ Гегеля. Полн.собр.соч. т.29, с.297 302

5. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах. Полн.собр.соч. т.42, с.264 304

6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М., Политиздат, 1982. 223 с.

7. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14 15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983. - 80 с.

8. ЦК КПСС и Совет Министров СССР. 0 дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов. В кн.: Справочник партийного работника. Выпуск двадцатый, 1980, М.: Изд-во политической литературы, с.331 - 338

9. ЦК КПСС и Совет Министров СССР. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. "Правда", 1984, 14 апреля10 .Калинин M .К. О воспитании и обучении. ГЛ.: Учпедгиз, 1957. — 344 с.

10. Крупская Н.К. Обучение и воспитание в школе. Педагогические сочинения. Т.З, М.: АПН РСФСР, 1959. - 799 с.

11. Луначарский A.B. 0 воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. 636 с.

12. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и пвихология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

13. Абульханова-Славская К.А. 0 субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 288 с.

14. Алексеев Э. Проблемы формирования лада. М.: Музыка, 1976. -288 с.

15. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 486 с.

16. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339 с.

17. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. 240 с.

18. Андреева Л.М. Методика преподавания хорового диршшрования. М.: Музыка, 1969. 120 с.

19. Апперцепция. БСЭ. М.: Советская Энциклопедия, 1970, с. 13221 .Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. 200 с.

20. Архангельский С.И. Введение в теорию обучения высшей школы. Вып. I 3, М., 1971

21. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как цроцесс. Л.: Музыка, 1971.- 376 с.

22. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать цроцесс обучения. М.: Знание, 1978. 48 с.

23. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.

24. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.

25. Банин А.О. О некоторых аккустических музыкальных элементах хорового строя. В кн.: Музыкальное искусство и наука. Вып. I, М.: Музыка, 1970, с.39 - 51

26. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.- 143 с.- 151

27. Барток Б. Зачем и как собирать народную музыку. М.: Музгиз, 1959. 48 с.

28. Беляева-Экземшщрская С.Н. О психологии восприятия музыки. М.: Изд-во "Русский кншшик", 1923. 58 с.

29. Бершадская Т.К. К вопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни. В кн.: Проблемы лада. - М.: Музыка, 1972, с.181-190.

30. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. 144 с. . .

31. Боровик Н.К. Народная музыка в творчестве композитора А.Я.Што-гаренко. Киев, Народное творчество и этнография, 1961, J£ 2,с.98-104 /на украинском языке/.

32. Боровик Н.К. Черты стиля А.Я.Штогаренко. В ich.: Творчество А.Штогаренко. Киев: Музычна Украина, 1979, с.12-44 /на украинском языке/.

33. Боровик Н.К. О влиянии народной песни на мелодику А.Веделя. -В кн.: Украинское музыковедение, Киев: Музычна Украина, 1971, .J£6, с.137-152 /на украинском языке/.

34. Брунер Да. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 412 с.

35. Брунер Дж. Исследование развития познавательной деятельности. .М.: Педагогика, 1971. 391 с.

36. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979, 230 с.

37. Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, .1970. 191 с.

38. Васильев К.И. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы. Воронеж, 1974. 160 с.

39. Васильев К.И. Актуальные проблемы высшего педагогического образования. Воронеж, 1976. 154 с.

40. Вахрушев A.B. Активизация художественно-творческой самостоятельности в процессе обучения хоровому дирижированию. В кн.:Пути совершенствования подготовки специалистов для клубных учреждений в вузах культуры. M., 1981, с.120-128.

41. Вергасов В.М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе. Киев: Выща школа, 1979. 216 с.

42. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребёнка. Киев: Музычна Украина, 1978. 255 с. /на украинском языке/.

43. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр.соч. т.З, М.: Педагогика, 1983. 367 с.

44. Горький A.M. Из письма к К.С.Станиславскому. В кн.: Русские писатели о литературном труде. Л.: Советский писатель, т.4, 1956. - 860 с.

45. Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян. М.: Советский композитор, 1971. 304 с.

46. Гуменюк А.И. Украинский народный хор. Киев: Мистецтво, 1969.- 80 с. /на украинском языке/.

47. Дмитриева М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск, 1971. 180 с.

48. Должанский А. Некоторые вопросы теории лада. В кн.: Проблемы лада. М.: Музыка, 1972, с. 8-34.

49. Дубовский И.И. Простейшие закономерности русского народного песенного двух-, трёхголосного склада. М.: Музыка, 1964.- 93 с.

50. Евсеев C.B. Русская народная полифония. М.: Музыка, I960. -120 с.- 153

51. Есшюв Б.П. Основы дидактики. М.: Просвещение, 1967. - 472 с.

52. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе.-М.: Высшая школа, 1975. 357 с.61.3олочевский В.Н. Ладо-гармонические основы украинской советской музыки. Киев: Музычна Украина, 1976. - 220 с. /на украинском языке/.

53. Калошина И.Н. Структура и механизмы творческой деятельности. -Изд-во Московского университета, 1983. 168 с.63 .Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. М.: Музыка, 1978. - 74 с.

54. Кастальский А. Основы народного многоголосия. М.: Музгиз, 1948. - 363 с.

55. Квитка К. Избранные труды. -М.: Советский композитор, ч.1, 1971. 384 с.

56. Кедров Б.М. Противоречивость познания и познание.противоречивости. В кн.: Диалектическое противоречие. - ГЛ.: Политиздат, 1979, с.9^38.

57. Кобыляцкий И.И. Основы педагогики высшей школы. -Киев, 1978. -.287 с. .

58. Кобыляцкий И.И. Дидактические основы учебного процесса в выс69

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.