Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Измайлова, Инна Константиновна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Измайлова, Инна Константиновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Научные и прикладные основы обучения учащихся хореографических образовательных учренедений Российской Федерации
§ 1. Историко-педагогический анализ проблемы обучения учащихся хореографических заведений.
§ 2. Обоснование сущности и структуры процесса обучения учащихся хореографических образовательных учреждений.
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование процесса обучения учащихся хореографических образовательных учреиедений Российской Федерации
§ 1. Анализ практики обучения учащихся в российской хореографической школе.
§ 2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы в хореографических образовательных учреждениях.
ГЛАВА III. Основные пути повышения эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации
§ 1. Совершенствование управления качеством профессионального обучения в хореографической школе.
§ 2. Реализация педагогических технологий и конкретных методик в процессе обучения учащихся.
§ 3 Организация контроля учебной деятельности учащихся хореографических образовательных учреждений. 14b.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Педагогические условия активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы2012 год, кандидат педагогических наук Вертохина, Анастасия Владимировна
Педагогическая диагностика детей для обучния искусству танца (на примере академии русского балета им. А.Я. Ваганова)2008 год, кандидат педагогических наук Силкин, Петр Афанасьевич
Организационно-педагогические условия развития умений и навыков классического танца у учащихся младших классов хореографических училищ2009 год, кандидат педагогических наук Куликова, Анастасия Вадимовна
Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия)2010 год, кандидат педагогических наук Посельская, Наталья Семеновна
Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе2009 год, кандидат педагогических наук Перлина, Елена Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации»
Актуальность исследования. Современный этап реформирования высшей школы Российской Федерации, повышение эффективности обучения учащихся в хореографических образовательных учреждениях предъявляет качественно новые требования к его организации, содержанию и методике, совершенствованию профессиональной подготовки их выпускников. Роль высшего образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к социально ориентированной рыночной экономике, а также необходимостью преодоления опасности от ставания страны от позитивных мировых тенденций экономического и общественного развития.
Жизненная необходимость коренных преобразований в системе хореографического высшего образования вызвана наблюдающимся противоречием между глубокими изменениями в духовной и творческой обстановке в стране, возрастанием сложности решаемых балетными театрами задач и реальными образовательными возможностями хореографических образовательных учреждений. Хореографические образовательные учреждения решают сложные творческие задачи: хореографического образования подрастающего поколения; созда ния рабочих мест для значительной части выпускников; получения ими возможности выступать на балетной сцене. В современных условиях государственного недофинансирования хореографических образовательных учреждений данное обстоятельство является немаловажным фактором.
Как свидетельствует проведенный историко-педагогический анализ, российская система хореографического образования способна конкурировать с передовыми странами мира. При этом, как показало диссертационное исследование, необходимы широкая поддержка со стороны научной и балетной общественности хореографической учебной политики, восстановление ответственно сти и активной роли театров в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация процесса обучения учащихся в хореографических образовательных учрсждениях, обеспечение современного качества процесса обучения учащихся, фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и театров. Для достижения указанной цели необходимо решить в первоочередном порядке следующие приоритетные и взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного хореографического образования; достижение нового современного качества обучающихся; формирование в системе хореографического образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных и творческих ресурсов; повышение роли всех участников процесса обучения (обучающихся, профессорско-преподавательского состава, родителей, высших образовательных учреждений) и др.1
Проведенный анализ источниковой базы показал, что в педагогике высшей школы наблюдается тенденция к увеличению количества специальных исследований по различным аспектам обучения учащихся. Так, количество диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме увеличилось в настоящее время по сравнению с 1990-1995 гг. более чем на 25% и составляет примерно одну четверть всех педагогических исследований, выполненных в рамках педагогики высшей школы. Над различными проблемами процесса обучения в разное время плодотворно трудились А.В. Барабанщиков, В.П. Бес-палько, Г.Ф. Богданов, Б.С. Гершунский, Р.В. Захаров, П.Ф. Каптерев, А.Е. Иванов, В.П. Давыдов, Э.Н. Коротков, B.C. Леднев, М.А. Лямзин, В.А. Сласте-нин, В.Я. Слепов, Ю.С. Руденко и др. Анализ трудов названных и других авторов позволил определить историко-педагогические тенденции зарождения, развития и совершенствования обучения учащихся в хореографической высшей школе, выявить научно-методические позиции проведенного исследования, разработать перспективные педагогические пути повышения
1 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Документы в образовании. - 2002. - №4. - С. 8. эффективности обучения учащихся в хореографических образовательных учреждениях. Однако специального диссертационного исследования по решению научной задачи разработки педагогических путей повышения эффективности обучения учащихся в хореографической высшей школе до настоящего времени не проводилось.
Диссертационное исследование свидетельствует о некоторых положительных результатах по реформированию современного процесса обучения в вузах, к которым можно отнести: государственную аккредитацию целой сети хореографических образовательных учреждений; организованную подготовку специалистов по недостающим на рынке труда хореографическим специальностям; оптимизацию современной сети и емкости хореографических высших и средних учебных заведений.
Вместе с тем, высшая и средняя хореографическая школа переживает не лучшие времена, хотя она представляет собой уникальное явление мирового масштаба. Она аккумулирует трехсотлетний опыт подготовки хореографических кадров и, по оценкам экспертов, сохраняет возможность совершенствования в современных условиях. Система мер, направленных на модернизацию, должна быть глубоко продуманной. Основываться на осмыслении исторического и зарубежного опыта обучения хореографических специалистов, современного состояния хореографической школы, ожиданий творческой личности, общества, государства, рынка балетного труда; на теоретических выводах и аргументированных предложениях ученых, артистов, авторитетных специалистов-практиков в области обучения учащихся хореографических образовательных учреждений.
Кроме того, возникла необходимость переосмыслить и скорректировать, изменить взгляды на роль, функции, цели и задачи системы процесса обучения учащихся хореографических образовательных учреждений, определить ее параметры, адекватные современным реалиям и перспективам развития. Исследования показывают необходимость изменений в концептуальных подходах к процессу обучения в хореографических образовательных учреждениях. Анализ вузовской практики установил, что сегодня обучение учащихся строится по старинке: главные усилия сосредоточиваются не на развитии творческих способностей, балетного мастерства учащихся, умения быстро схватывать обстановку и принимать решения с использованием компьютерных технологий, а на натаскивании, бездумном заучивании учебного материала. Балетному искусству требуются специалисты, обладающие более широким творческим хореографическим кругозором, высоким культурным уровнем развития и творческим мышлением. Обеспечение рынка балетного труда такими кадрами возможно только в том случае, если их обучение и воспитание будут сводиться не к изучению лишь доктринальных, официальных взглядов и положений, как это до сих пор практиковалось, а к более глубокому постижению основ наук, отражающих сложные, противоречивые процессы, происходящие в обществе, экономике и в театрах. Изучение мнений руководителей хореографических образовательных учреждений подтверждает указанное суждение. Так, среди главных характеристик процесса обучения учащихся в хореографических образовательных учреждениях 70% из них называют направленность обучения на развитие у учащихся мышления. 68% опрошенных считают, что в хореографической школе необходим переход к развивающим технологиям обучения. 58% этой категории высказываются за придание процессу обучения прикладной, балетной направленности. 56% руководителей выступают за создание в вузах среды, которая с первого до выпускного курса была бы направлена на формирование хореографических качеств и навыков будущего специалиста.
Проанализированные недостатки и издержки в образовательной деятельности хореографической школы свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования процесса обучения учащихся, эффективности профессиональной подготовки учащихся. Необходимость дальнейшего совершенствования процесса обучения в хореографических образовательных учреждениях обусловлена не только изменением структуры высшего образования в стране, но и несовершенством системы обучения, высокой стоимостью подготовки хореографических кадров.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная научная разработанность проблемы в целом определили выбор темы диссертации.
Объект диссертационного исследования - образовательный процесс в хореографических образовательных учреждениях Российской Федерации.
Предмет исследования - сущность, содержание, структура процесса обучения в хореографических образовательных учреждениях.
Цель исследования - научное и прикладное обоснование сущности, содержания, структуры и основных путей повышения эффективности процесса обучения учащихся в хореографических образовательных учреждениях.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественный историко-педагогический опыт, современное состояние реализации процесса обучения учащихся в хореографической школе, выявить тенденции его зарождения, становления и развития.
2. Уточнить научные и прикладные основы процесса обучения, проверить опытно-экспериментальным путем его эффективность в современных условиях.
3. Определить и обосновать основные пути повышения эффективности процесса обучения учащихся в хореографическом образовательном учреждении.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что в условиях фундаментализации, профессионализации и стандартизации высшего хореографического образования, качественных изменений в его организации, содержании и технологиях объективно повысились требования к процессу обучения учащихся хореографических образовательных учреждений, подверглись корректировке научные и прикладные представления о его сущности, содержании и структуре.
Однако практика процесса обучения учащихся хореографических образовательных учреждений не в полной мере отвечает современным требованиям, в ней отсутствуют четкие методологические и теоретические ориентиры по реформированию системы хореографического образования, наблюдается незавершенность теоретических представлений о структурных компонентах процесса обучения и путях повышения его эффективности в современных условиях. Как представляется, разрешить данное противоречие можно реализацией следующих путей: совершенствованием управления и контроля за качеством обучения учащихся; организацией и проведением учебной работы, оптимизацией методического обеспечения процесса обучения в хореографических образовательных учреждениях; реализацией контроля учебной деятельности учащихся в хореографических образовательных учреждениях.
Методологическими и научно-теоретическими основами исследования служат диалектический подход, позволяющий раскрыть суть педагогических явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, опирающийся на систему принципов (объективности, единства исторического и логического, теоретического и эмпирического, личности и деятельности), и общенаучные подходы (системный, комплексный, прогностический, процессуальный и функциональный).
Проведенный анализ обеспечил сбор и описание историко-педагогических фактов; их структурирование и выстраивание в определенный процесс путем логического анализа. Логическое построение позволило представить различные факты, зависимости исследуемого объекта в виде целостной теории.
При разработке концептуального аппарата исследования использованы положения общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Гинецинский, И.К. Журавлев, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, А.В. Барабанщиков, А.П. Верхо-ла, С.И Зиновьев, Ю.С. Руденко, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов и др.), результаты исследований по проблемам системного подхода и специфики системного анализа педагогического процесса (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.Н. Максимова, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А. Липский, И.П. Подла-сый и др.), модульного обучения (Н.Д. Никандров, Т.И. Шамова, М.А. Чоша-нов, П. Юцявичине), теории государственного образовательного стандарта (В.И. Байденко, А.Н. Лейбович, В.М. Соколов и др.), технологий обучения в высшей школе на базе теории поэтапного формирования умственных действий (Б.Ц. Бадмаев, Н.В. Борисенко, П.А. Корчемный и др.), проектирования и моделирования процесса обучения учащихся в высшей школе (А.П. Аношкин, В А. Ермоленко, Г.Е. Муравьева, Ю.О. Овакимян, В.А. Сластенин, В.М. Соколов, Д.В. Чернилевский и др.).
Источниковую базу диссертации составили научные труды отечественных авторов по исследуемой проблеме, исторические архивные материалы и работы педагогов периода царской России и послеоктябрьского периода, передовой педагогический опыт и собственный опыт работы в системе хореографического среднего и высшего образования. Изучению подверглись учебные планы и программы ряда отечественных хореографических образовательных учреждений. В исследовании также использовались общегосударственные и ведомственные нормативные документы, мемуарная, энциклопедическая и справочная литература, учебно-методические материалы хореографических образовательных учреждений, публикации в периодической печати.
Методы и база исследования. Решение задач исследования осуществлено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов и подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы. Ведущими научными методами явились: теоретический анализ работ в области педагогики высшей школы, построения и реализации учебного процесса в ней, а также в отраслях философии, педагогики, психологии по проблемам, связанным с ^е-мой исследования; сравнительный анализ; обобщение; моделирование и проектирование и др. В арсенале эмпирических методов активно использовались: анкетирование; педагогическое наблюдение; беседы; анализ документов и результатов деятельности; экспертная оценка и др.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Академии русского балета и четырех хореографических училищах. Кроме того, исследовательский материал был получен из других экспериментальных хореографических образовательных учреждений и их филиалов.
В целом исследованием было охвачено 20 кафедр, 300 преподавателей различных дисциплин, более 300 учащихся, более 250 выпускников экспериментальных хореографических образовательных учреждений.
Основу опытно-экспериментальной работы составил педагогический эксперимент, который осуществлялся в шести хореографических образовательных учреждениях (2000-2005 гг.) в несколько этапов. Базовым экспериментальным вузом являлся Краснодарский Государственный Университет культуры и искусств.
На первом (подготовительном) этапе - 2000-2001 гг. - проводилось изучение вузовской хореографической практики, различных теоретических источников по проблеме. Определялась и уточнялась гипотеза опытно-экспериментальной работы, разрабатывался и апробировался необходимый инструментарий и уточнялись критерии учебного процесса; определялись участники экспериментальной работы: хореографических образовательных учреждений, кафедр, преподавателей, учащихся; осуществлялась организаторская работа по изучению состава контрольных и экспериментальных групп по подготовке должностных лиц, принимавших участие в эксперименте.
На втором (основном) этапе - 2001-2005 гг. - был осуществлен формирующий эксперимент. Главным его содержанием явились реализации концепции учебного процесса в хореографических образовательных учреждениях на основе прогнозно-ориентированного подхода; совершенствование профессионально-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава к деятельности по повышению эффективности учебного процесса в хореографических образовательных учреждениях в современных условиях. Кроме того, осуществлялся поиск путей совершенствования управленческих, организационных, методических и других подструктур обеспечения качества подготовки специалистов в хореографических образовательных учреждениях, проверка их эффективности в реальном учебном процессе экспериментальных хореографических образовательных учреждений.
На третьем (заключительном) этапе - 2005 г. - осуществлялась всесторонняя проверка, обработка и обобщение полученных результатов. Результаты эксперимента обсуждались на заседаниях Ученого совета, научно-методического совета, учебно-методических комиссий хореографических образовательных учреждений, филиалов, деканатов и кафедр, в индивидуальных беседах с руководством других творческих вузов, работниками учебных отделов, преподавателями и учащимися. Формировались основные выводы и разрабатывались практические рекомендации по внедрению технологий реализации учебного процесса, содержательному и методическому совершенствованию обучения и воспитания преподавателей и учащихся.
Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 260 литературных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе более 30 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам образовательного процесса. Проанализированы квалификационные требования к выпускникам по 15 специальностям, 50 учебных планов, более 100 программ и тематических планов изучения учебных дисциплин в различных типах хореографических образовательных учреждениях. Было опрошено в беседах, опросах-интервью, анкетах 300 преподавателей, 20 заведующих кафедрами и заведующих учебными отделами хореографических образовательных учреждений, 300 учащихся различных факультетов, 250 специалистов - выпускников хореографической высшей школы. Разработан спецкурс «Основы процесса обучения в хореографической высшей школе», который проводился с профессорско-преподавательским составом Московской государственной академии хореографии. Апробировано и является руководящим документом Положение об учебной деятельности хореографического образовательного учреждения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- осуществлен историко-педагогический анализ проблемы хореографического обучения в отечественной педагогической теории и практике, выявлены тенденции его зарождения, становления и развития; дана характеристика современного состояния процесса обучения учащихся в хореографическом образовательном учреждении;
- обоснованы сущность, содержание и структура процесса обучения в хореографических образовательных учреждениях;
- разработаны современные требования к образовательному процессу в негосударственных вузах;
- обоснованы сущность, содержание и структура образовательного процесса в негосударственных вузах;
- определены и опытно-экспериментальным путем проверены основные педагогические пути повышения эффективности процесса обучения в хореографических образовательных учреждениях, разработаны практические рекомендации по реализации научных и прикладных результатов исследования.
На защиту выносятся:
- выявленные тенденции зарождения, становления и развития обучения учащихся в хореографической школе: создание оригинального отечественного хореографического искусства; укрепление национального репертуара обучения балету; непрерывное обновление и обогащение организации, содержания и методики обучения учащихся хореографических образовательных учреждений;
- сущность процесса обучения как целенаправленного и организованного педагогического процесса по овладению учащимися хореографических образовательных учреждений системой хореографических знаний, навыков и умений формированию высоких личностных качеств, качественной подготовке к профессиональной балетной деятельности в соответствии с должностным предназначением (артист балета и ансамбля, педагог бального танца, педагог-репетитор, балетовед, хореограф и др.); содержание процесса обучения учащихся, включающее в себя учебную, методическую, воспитательную и научную работу; структура процесса, предполагающая наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, функций, закономерностей, противоречий, принципов, методов, приемов, средств и форм его реализации, управления, видов контроля, результатов образовательной деятельности;
- обоснованные пути повышения эффективности процесса обучения хореографических образовательных учреждений, включающие в себя: совершенствование управления качеством профессионального обучения учащихся; реализацию педагогических и конкретных методик в процессе обучения; организацию контроля процесса обучения учащихся хореографических образовательных учреждений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты в своей совокупности содержат решение научной задачи педагогики высшей школы - обоснование сущности, содержания и путей повышения эффективности обучения учащихся в хореографических образовательных учреждениях. Разработанные научные и прикладные положения позволяют более адекватно отразить современные научные представления о сущности, содержании, организации и методике хореографического образовательного учреждения и могут служить теоретической опорой для исследования проблем, связанных с качеством подготовки специалистов в хореографической средней и высшей школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение эффективности учебного процесса хореографических образовательных учреждений. Материалы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть положены в основу принятия управленческих решений по дальнейшему совершенствованию Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, квалификационных требований, учебных планов и программ. На научно-прикладных результатах исследования может базироваться дальнейшая разработка современных технологий процесса обучения учащихся, уточнение содержания и структуры учебных предметов, а также подготовка преподавателей хореографической высшей школы к обучению учащихся.
Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристиках; использованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались диссертантом в течение всего хода опытно-экспериментальной работы в процессе обучения учащихся Московской государственной академии хореографии, других экспериментальных хореографических образовательных учреждений. Концептуальные положения исследования обсуждались и получили одобрение на ряде всероссийских, региональных межвузовских научно-практических конференций и семинаров, заседаниях учебно-методических комиссий Минобразования Российской Федерации, кафедре педагогики Военного университета. По итогам диссертационного исследования была проведена межвузовская научно-практическая конференция «Оптимизация учебного процесса хореографических образовательных учреждений». Результаты исследования нашли отражение в учебном пособии и научных статьях.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Исторические традиции современного балетного образования: на материале деятельности танцевальной Ея Императорского Величества школы - Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой2008 год, кандидат педагогических наук Фомкин, Алексей Викторович
Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: Теория и практика1998 год, кандидат педагогических наук Нилов, Вячеслав Николаевич
Развитие креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования на основе интеграции педагогических технологий2007 год, кандидат педагогических наук Халилулина, Юлия Надировна
Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов2006 год, кандидат педагогических наук Тарасенко, Татьяна Викторовна
Организационно-педагогические условия совершенствования преподавания дисциплин современного танца в учебных заведениях хореографического образования2012 год, кандидат педагогических наук Васькова, Лариса Львовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Измайлова, Инна Константиновна
Выводы по главе
Проведенное опытно-экспериментальное исследование основных педагогических путей повышения эффективности процесса обучения учащихся хореографической школы позволило сформулировать следующие выводы.
Одним из важных путей повышения эффективности процесса обучения учащихся хореографического образовательного учреждения является управление и контроль за его качеством. В диссертационном исследовании под управлением и контролем понимается совокупность целенаправленных и скоординированных мер Ученых советов хореографических образовательных учреждений, их ректоратов и профессорско-преподавательского состава, других должностных лиц по организации и проведению вузовских, училищных и кафедральных проверок с целью установления соответствия качества процесса обучения требованиям ГОС. Апробированный в опытно-экспериментальной работе он позволил планомерно осуществить организационно-управленческие мероприятия по всестороннему анализу и объективной оценке деятельности хореографических образовательных учреждений, их структурных подразделений, сформировать единую централизованную базу данных для управления процессом обучения и его корректировки в интересах повышения эффективности и качества профессиональной подготовки дипломированных специалистов хореографических образовательных учреждений.
Следующим перспективным путем повышения эффективности процесса обучения хореографических образовательных учреждений была реализация педагогических технологий и конкретных методик под которой понимается научно обоснованный поиск, выбор и осуществление наилучшего для данной образовательной ситуации технологического варианта, обеспечивающего соответствие её задач конкретным объективным и субъективным условиям обучения учащихся хореографических образовательных учреждений. Опытно-экспериментальная процедура реализации педагогических условий данного пути предполагала определение общих целей применяемых технологий и методик, конкретизацию задач, выбор предпочтительного и наилучшего содержания технологии и методики обучения посредством выделения главного и существенного, выбор технологических форм, методов, средств и приемов на основе учета их сильных и слабых сторон. В основном она реализовалась в звене: преподаватель (хореограф), кафедра - театр. Реализация педагогических технологий и конкретных методик рассматривались в диссертации как целостная система мер, предусматривающих выбор содержания, форм, методов и приемов хореографической работы и их осуществление с учетом организации постоянно действующей обратной связи в интересах повышения эффективности обучения учащихся в конкретных условиях экспериментальных хореографических образовательных учреждений.
Подводя итоги диссертационному исследованию педагогических условий организации системы контроля учебной деятельности учащихся, представляется необходимым отметить, что такой контроль является обязательным компонентом процесса обучения в хореографических образовательных учреждениях. Он осуществляется на всех этапах процесса обучения и обеспечивает внешнюю (контроль, выполняемый преподавателем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль обучающегося), а также служит основанием для внесения необходимых корректив в процесс обучения в целях совершенствования его содержания, методов, форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся хореографических образовательных учреждений. В нем широко используются средства устного и письменного контроля, элементы индивидуализации и фронтального опроса. Контроль тесно связан с оценкой (отметкой), различными средствами стимулирования обучающей деятельности.
Преодоление ряда объективных противоречий контроля учебной деятельности учащихся может быть осуществлено в педагогических условиях оптимизации управления контролем в образовательном процессе в хореографических образовательных учреждениях, использования возможностей рейтинговой технологии в обучении учащихся, внедрения тестовых методик для оценки результатов учебной деятельности учащихся, применения компьютерной техники для сбора, накопления, хранения и анализа текущих данных об учебной деятельности учащихся экспериментальных хореографических образовательных учреждений.
2. Практические рекомендации
Проведенное исследование позволяет сформулировать совокупность практических рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему повышения эффективности процесса обучения учащихся хореографических образовательных учреждений.
1. Хореографическим вузам, училищам, факультетам и кафедрам в целях совершенствования процесса обучения предлагается:
- повысить творчество и инициативность в профессиональном совершенствовании, дающем возможность реапизовывать современные модели, алгоритмы и технологии управления, способность создавать и стимулировать инновационно-развивающую атмосферу в коллективе, поддерживать высокую мотивацию в труде, личностную привлекательность и эффективность в реализации должностных функций и др. (глава III диссертации);
- оптимизировать учебно-методическую работу по следующим педагогическим условиям: обеспечение системно-комплексного подхода к планированию и организации учебной работы в хореографических образовательных учреждениях; совершенствование учебных планов и учебных программ обучения учащихся, организационно-методического обеспечения учебной работы в хореографических образовательных учреждениях; совершенствование организации и проведения всех видов учебных занятий; обеспечение систематического и объективного контроля успеваемости и качества подготовки обучаемых; постоянное совершенствование организации и форм методической работы; обеспечение совершенствования учебной работы учебно-методического комплекса хореографического образовательного учреждения (глава III диссертации).
2. Руководству хореографических образовательных учреждений и факультетами рекомендовано повысить качество процесса обучения учащихся через строгий отбор учащихся, достичь этого позволит: проведение вступительные экзаменов и организация конкурсного отбора; активная довузовская подготовка; создание комплекса школа - вуз - театр; активная помощь школам по созданию в них классов, сориентированных на хореографическое образовательное учреждение, проведение учебных занятий со школьниками по ряду предметов силами вузовских преподавателей; создание в средних общеобразовательных школах сети хореографических классов; создание подготовительных курсов для поступающих в хореографические образовательные учреждения С§1 главы III диссертации).
3. Хореографическим образовательным учреждениям, факультетам и кафедрам в области методики обучения учащихся рекомендовать:
- осуществлять научно-методическое обеспечение процесса обучения учащихся, проводить научные исследования, связанные с оптимизацией условий и повышением качества учебной работы; работать над привитием обучаемым методических навыков учения; внести в рабочие учебные планы дисциплину «введение в специальность»; активизировать обучение постоянного состава новым эффективным методам учебной работы; проводить межкафедральные и межвузовские мероприятия по проблемам обучения (глава II диссертации);
- вооружать профессорско-преподавательский состав разработанными на кафедрах методиками оценки и учета результатов учебной работы с учащимся хореографических образовательных учреждений, проводить с ними индивидуально-методические занятия и собеседования (§3 главы III диссертации);
- стремиться к большей индивидуальности процесса обучения через деятельность каждого преподавателя по проведению систематической индиви: дуальной и кураторской работы в течение всего периода обучения учащихся хореографических образовательных учреждений (§2 главы I диссертации).
Дальнейшее исследование проблемы совершенствования процесса обучен ния учащихся в хореографических образовательных учреждениях Российской Федерации целесообразно проводить по следующим направлениям: углубление практической направленности процесса обучения студентов хореографических образовательных учреждений; координация усилий кафедральных коллективов в совершенствовании учебного процесса в вузах; повышение эффективности управлении учебным процессом хореографического образовательного учреждения в целях достижения его результативности; организационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в хореографическом образовательном учреждении и др.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Измайлова, Инна Константиновна, 2005 год
1. Акимова А. Д. Планирование учебного процесса в вузе на основе моделирования. Минск, 1976. - 224 с.
2. Актуальные проблемы и психологии высшей военной школы / Под. ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1980. - С.27-29.
3. Алексюк К.А. Педагогика высшей школы: Курс лекций: модульное обучение. Киев, 1993. - 205с.
4. Алферьева С.А. Формирование культуры общения студентов в образовательном процессе ВУЗа: Дис. канд. пед. наук. Саратов, 2000. - 165 с.
5. Аношкин А. П. Основы моделирования в образовании: Учебное пособие. Омск: Изд. ОмГПУ, 1998. - 202 с.
6. Архангельский С. И Учебный процесс в высшей школе, его законные основы и основные методы. -М.: ВШ, 1988.-150 с.
7. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.-246 с.
8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -М.: Педагогика, 1977 -412 с.
9. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
10. Балет: энциклопедия. М., 1981. - 344 с.
11. Бальные танцы. М.: Сов. Россия, 1988. - 79 с.
12. Батраков И.С. Организация педагогического процесса в современной школе. СПб., 1994. - 72 с.
13. Бахрушин Ю.А. История русского балета. М.: Просвещение, 1977.-287 с.
14. Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учеб5 но-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: ВШ, 1998. - 144 с.
15. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца. М.: МГУК, 2003. - 222 л.
16. Богословская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. — М.: ВНМЦ, 1986. С. 15-45
17. Богословский В.И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете: Дис.док. пед. наук. -СПб, 2000. 370 с.
18. Бордовский В. А., Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1999. - 365 с.
19. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора М.: ИЦПКПС, 2000. - 216 с.
20. Брегвадзе Б.Я. Классический танец (прыжковые комбинации).- Л., 1991.53 с.
21. Воронина И. А. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1980. — 128 с. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года/Под ред. В.Г. Кинелева. - М.: НИИ ВО, 1995. - 352 с.
22. Габай Г.В. Учебная деятельность и средства. М.: МГУ, 1988. -С.30-45. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляции состоянии. - М., 1998.436с.
23. Гуляев В.Н. Теория и практика проблемно-деятельного обучения в высшей школе. М.: АТСУ, 2003. - 160 с.
24. Ельницкий К. Курс дидактики. М., 1915. - С. 1-10.
25. Жуковская Ж.Д. Методологические основы и технология разработки комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в ВУЗе. -СПб, 1994. -С. 13-33.
26. Зайко Т.И. Общепедагогическое обеспечение образовательного процесса в современной высшей школе в условиях перехода к многоуровневой системе: Дис. . канд. пед. наук. Омск, 1999. - 139 с.
27. Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996.
28. Закон «Об образовании»/Свод законов. 1996. - №3
29. Запорожец С.М. Педагогические основы организации системы методической работы в ВВУЗе: Дис.канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. - 179с.
30. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. М.: Искусство, 1954. - 428 с.
31. Иванов А.Е. Высшая школа в России в конце 19 начале 20 веков. - М., 1991.-285 с.
32. Игнатьева Е.Ю. Квалиметрическое обеспечение как фактор развития образовательных систем в высшей школе: Дис. канд. пед. наук. Великий Новгород, 1999.- 157 с.
33. Итин Ю.К. Оптимизация управления качеством образовательного процесса в высшей школе: Дис. докт. пед наук, 2001. 295с.
34. Кальнин С.М. Методика информационного проектирования учебного процесса: Дис. канд. пед. наук. СПб, 1997. - 155 с.
35. Касимов А.А. Основы русского народного танца. М.: МГИК, 1994. - 320с.
36. Классический танец. СПб, 1995.-84 с.
37. Концепция развития высшего образования в РФ //Высшее образование в России. 1993.- №2
38. Корман Н.Б. Совершенствование системы контроля знаний и умений учащихся с применением программированных заданий: Дис.канд. изд наук. -Алма-Ата, 1986. 164 с.
39. Красовская В.М. История русского балета. Д.: Искусство, 1988. - 234 с.
40. Кузнецова В.А. Теория и практика многоуровнего университетского педагогического образования: Дис.докт. пед. наук Ярославль, 1996. - 343с.
41. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспекти-вы.-2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. - 230 с.
42. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. - 304с.
43. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1930.-96с.
44. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии М.: Искусство, 1979. -184с.
45. Материалы международной конференции: Образование XXI века. М., 1994.-267 с.
46. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981. С.49-122.
47. Милюков П.И. Очерки по истории русской культуры. 4-е изд. - СПб.; 1905.-4.2.-318с.
48. Михалева Л.В. Пути повышения эффективности реализации дидактических принципов в учебном процессе: Дис. канд. пед наук. — М., 1997. — 170с.
49. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии: Аксиоматический аспект // Школьные технологии. 2000. - №3. - С.57-71.
50. Муравлев Д.П. Совершенствование образовательного процесса ВУЗа на основе новых информационных технологий. М., 1999. - 232с.
51. Наука и учебный предмет// Сов. педагогика. 1965. - №7. - С. 19.
52. Никандров Н.Д. Как развиваться вузовской дидактике?//Вестник высшей школы. 1994. - №2. - С.29-45.
53. Никитина Е.А. Педагогические основы совершенствования организаторской деятельности преподавателя высшей школы: Дис.канд пед. наук. СПб., 2000. - 265с.
54. Олейник В.К. Гуманизация образовательного процесса студентов филологического факультета университета: Дис.канд. пед. наук. Курган, 1999. -208 с.
55. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. М.: Просвещение, 1985.223 с.
56. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н\Д.: Феникс, 1998.544с.
57. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Академия, 1998. - 246с. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других по их жестам, — Новгород: Ай-кью. - 262с.
58. Плеханов Г.В. Литература и эстетика. М.: Гослитиздат, 1958. - Т.1.- С.З40.
59. Полозов Д.В. Информационно-технологические основы продуктивного управления образовательным процессом в Вузе: Дис. канд пед. наук. СПб., 2000.- 198с.
60. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов. Екат теринбург, 1995. - 178с.
61. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ВУЗах: Научно-методические материалы /Под ред. В.М. Воробьева, В.А. Чичире-ва. М., 1998.-272с.
62. Психолого-педагогические и рефлексивные технологии / Под ред. А.А. Деркача и др. М.: РАУ, 1995. - 147с.
63. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. -СПб., 1864.-Т.1.-№1185-1189.
64. Серебренников Н.Н. Поддержка в дуэтном танце. М.: Искусство, 1979. -С.13-53
65. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. - 189с.
66. Сибирская М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования: Дис.докт. пед. наук. СПб., 1998. - 57 с.
67. Скопылатов И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России: Дис.докт. пед. наук. СПб., 1995. - 286с.
68. Сластенин В.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса. -С.: Прометей, 1989. 46с.
69. Сластенин В.А., Каширин В.П. Основы педагогики и психологии. М., 2001.-346 с.
70. Слонимский Ю.И. Советский балет. M.-JL: Искусство, 1950. - 366с. Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV-XVII века -СПб., 1882. - С.20-35.
71. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе. Культура. -М.: МГИК, 1989. С. 45-65.
72. Современные педагогические технологйи в образовательном процессе вуза. Учебно-методическое пособие /Под ред. А.С. Синайского. М.: ВУ, 1998. -119с.
73. Современный бальный танец. М.: Просвещение, 1977. - 431с. Соколов-Каминский А.А. Советский балет сегодня. - М.: Знание, 1984.112с.
74. Солоницын В.А. Негосударственное высшее образование в России. М.: МОСУ, 1998.-273с.
75. Сюжетные танцы. -М.: Сов. Россия, 1989. 90с.
76. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.147с.
77. Уральская В.Н. Природа танца. М.: Сов. Россия, 1991. - С. 15-55. Фердюнин П.И. Исторический обзор мер по высшему образованию в России. - Саратов, 1894. - С.4-11.
78. Филиппов В. Уроки дает история//Высшее образование в России. 2002. -№5. - С.3-4.
79. Хадж Х.А. Моделирование лекционного курса в современных технологиях обучения в вузе: Дис.канд. пед. наук. Иваново, 1996. - 210с.
80. Характерный танец. М., 1988. - 87с.
81. Черненко В.Н. Дидактика высшей школы. М., 2002. - С. 10-64.
82. Чернышева А.В. Формирование готовности студентов педагогических специальностей ВУЗов к управлению образовательным процессом: Дис.канд. пед. наук. Курган, 2000. - 149с.
83. Чижиков В.М. Профессиограмма специалиста социально-культурной деятельности: В кн.: Культурно-досуговая деятельность. М.: МГУК, 1998. -С.360-381.
84. Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зенина М.Р., Культура России IX-XX вв. -М., 1996.-С.23-35.
85. Щелкунов С.А. Оптимизация гуманитарных и социально-экономических дисциплин в ВУЗе: Дис.канд. пед. наук. М.: ВУ, 2000. - 186с.
86. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Ленинград: ЛГУ, 1988. -160с.
87. Яновский К.П. К вопросу о высших учебных заведениях и об университетах в особенности. Мысли о воспитании и обучении. СПб., 1900. - С.270-283.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.