Повести Фазу Алиевой 1960-1980-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Магомедгаджиева, Патимат Салмановна

  • Магомедгаджиева, Патимат Салмановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 147
Магомедгаджиева, Патимат Салмановна. Повести Фазу Алиевой 1960-1980-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2009. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Магомедгаджиева, Патимат Салмановна

Введение.

Глава I. Жанровая специфика повестей Фазу Алиевой «Судьба», «Родники рождаются в горах» и «Свой почерк».

1.1. Нравственно-бытовые проблемы в повестях «Судьба» и «Родники рождаются в горах».

1.2. «Свой почерк» - социально бытовая повесть.

Глава И. Композиционные особенности повестей Фазу Алиевой «Судьба», «Родники рождаются в горах» и «Свой почерк».

2.1. Внесюжетные элементы как составляющие композиции повестей.

2.2. Особенности повествования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Повести Фазу Алиевой 1960-1980-х годов»

В последние годы провозглашается, что настали времена, когда «советская эпоха из предмета ритуального поругания превратилась в предмет изучения, не менее заслуживающий объективного подхода, чем любой другой»1. Отойдя от нигилистического отношения к< художественным ценностям, созданным в годы советской власти, многие произведения, созданные советскими писателями, перечитываются и осмысливаются по-новому. Сегодня исследователям советской литературы становится все более и более ясно, «что образовался метод соцреализма не по указке партийных властей, было иначе - власти великолепно использовали жажду общества, задерганного катастрофами, неопределенностью, непредсказуемостью, в порядке, в некоей удобопонятной, объясняющей мир и вдохновляющей мифологии и всячески поддержали народившуюся художественную тенденцию, придали ей статус государственного искусства»2. В этом отношении показательны произведения Фазу Алиевой, чье творчество расцвело в период утверждения социализма. При анализе повестей Ф. Алиевой «Судьба»3, «Родники рождаются в горах»4, «Свой почерк»5 мы руководствовались подобными позитивными, на наш взгляд, утверждениями.

Фазу Алиева - известная аварская поэтесса, автор многочисленных поэтических сборников. В 1964* году она написала свое первое прозаическое произведение - повесть «Судьбу». Это было типичное для того времени произведение, написанное «на злобу дня» и обличающее приверженность дагестанцев к старинным обычаям и традициям, тормозящим наступление коммунистического будущего. Признание широкой публики получили ее прозаические произведения «Родники рождаются в горах», «Комок земли ветер Завьялов С. Перипетия и трагическая ирония в советской поэзии. // Новое литературное обозрение №59, Г2003. С.244.

2 Лейдерман Н. Траектории экспериментирующей эпохи. // Вопросы литературы, №4, 2002. С. 30.

Алиева Ф.Г. Судьба: Повесть / Перевод с аварского А.Н.Павлова /. М.: «Советский писатель», 1966. С. 2 -216. Далее в тексте цифра после цитаты обозначает страницу издания, названного в тексте или вынесенного в сноску.

4 Алиева Ф.Г. Родники рождаются в горах. М.: «Советская Россия», 1971. С. 2 - 189.

5 Алиева Ф.Г. Свой почерк. //Два персика. М.: Сов. Писатель, 1990. С. 4 - 154.

I о не унесет» , «Свой почерк», «Листопад»", «День добра» и др. Этими разноплановыми произведениями автор обогатила дагестанскую литературу, которой нелегко дался переход от фольклорных форм к эпическим.

Для анализа идейно-художественных и жанровых особенностей повестей Фазу Алиевой нами выбраны ее три повести: «Судьба» (1964), «Родники рождаются в горах» (1977) и «Свой почерк» (1987), являющиеся этапными в ее творчестве. Их сопоставление и анализ демонстрируют переход писательницы от сугубо реалистической манеры (Судьба») к лирико-романтическому восприятию действительности («Родники рождаются в горах», «Свой почерк»), отражают объективные сдвиги в ее творчестве.

Повесть «Судьба» можно назвать «молодежной»: ее героями являются молодые, активные герои, прокладывающие себе путь в жизни, стиснутой рамками патриархальных устоев. Если здесь на первом месте стоит изображение перестройки сознания горцев под влиянием социалистического строительства, то в повести «Родники рождаются в горах», отнесенной критикой к повестям о Великой Отечественной Войне, встал уже вопрос об изображении нового человека, чьи черты характера сформировались в условиях строительства социализма и знаменуют собой новую стадию развития личности. Показать такую героиню в широком взаимодействии с обществом, раскрыть ее богатый внутренний мир — одна из основных задач Фазу Алиевой. Здесь автор воспевает духовную красоту, нравственную чистоту человека, обличает обывательскую ограниченность и предрассудки некоторых представителей старшего поколения, осуждает деспотизм родителей. В этих двух повестях Фазу Алиева ставит и решает очень актуальную для своего времени проблему - проблему эмансипации женщины, которой в дагестанском менталитете традиционно отводилась лишь роль домохозяйки и хранительницы домашнего очага. В повести «Свой почерк» решаются проблемы творческой лично

1 Алиева Ф.Г. Комок земли ветер не унесет. М : «Молодая гвардия», 1967.

2 Алиева Ф.Г.Листопад. Романы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994.

3 Алиева Ф.Г. День добра. Роман. / Авторизированный перевод с аварского В Михайлова /. М.: «Молодая гвардия», 1982. С. 3 - 384. сти, ее особенностей и предназначения. Непосредственная связь между автором и героинями, а так же многочисленные романтические элементы повествования способствуют созданию особой лирико-романтической тональности этого произведения. Жанровые и сюжетные основы указанных повестей различаются («Судьба» - нравственно-бытовое, сугубо реалистическое произведение, «Родники рождаются в горах» отличается своим лиризмом, а «Свой почерк» - социально-бытовая повесть). Однако мы смело можем говорить об их идейной общности, ссылаясь на то, что в них поэтизируется и воспевается женщина-горянка, ее духовность и нравственная сила.

Новое качество реализма аварской писательницы проявляется в 197080-х годах. В повестях и романах 1970-х Фазу Алиева значительно углубляет проблематику произведений, заостряет конфликты, драматизм, трагичность характеров и ситуаций. Автора уже интересуют вопросы более глобального масштаба, чем бытовые: проблема человека и истории его Родины, проблема патриотизма, ответственности человека за свои поступки, проблема нравственного выбора и др. Тема любви и жизненных исканий творческой личности, ее неординарность и особенности взаимоотношений с окружающим миром волнует Фазу Алиеву в повести «Свой почерк».

Человек и общество, личность и жизнь, настоящее прошлое и будущее дагестанской женщины, ее нравственный и духовный потенциал - вот главные акценты, расставленные в проблематике и тематике произведений Фазу Алиевой. Менялось идейное содержание повестей, соответственно, менялось и его жанровое воплощение. В начале это нравственно-бытовая повесть («Судьба»), затем лирико-психологическая повесть «Родники рождаются в горах», наконец, «социально-бытовая повесть» («Свой почерк»). Жанрообра-зующим фактором лирико-психологической повести, как правило, является «прошлое, охватываемое рамками субъективного духовного опыта, раскрываемое с точки зрения настоящего автора - повествователя и в соответствии с жанровой типологией представляющее форму воплощения актуальной проблематики авторской эпохи»1.

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью жанровых особенностей повестей Фазу Алиевой, отсутствием по этому вопросу фундаментальных специальных исследований.

В кругу проблем, исследуемых в современном литературоведении, жанровая классификация повести является одной из самых сложных и спорных. Повесть - постоянно движущийся и постоянно эволюционирующий жанр, что, естественно, приводит исследователей к существенным противоречиям при попытках определения ее жанрообразующих принципов.

В последние годы учеными сделано многое, чтобы раскрыть сущность повести, определить ее жанровые особенности, охарактеризовать основные этапы ее исторического развития. В настоящее время повесть определяется как эпическое произведение промежуточное между романом и рассказом с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. Повесть принадлежит к наиболее сложным жанрам литературы. Трудность ее изучения как жанра заключается в том, что во многих текстах мы имеем дело с переходными случаями.

Возникновение повести в дагестанской литературе, в том числе и в аварской, связано со временем революции и гражданской войны. Повесть в дагестанской литературе, в том числе повести Фазу Алиевой, будучи порождением социализма, отразила бурную эпоху 20 века - политические, идеологические и эстетические взгляды, мораль и этику, обычаи и быт этого времени. Менялось время, менялось и жанровое наполнение повестей. С этих позиций повести Фазу Алиевой анализируются впервые в реферируемой работе.

1 Головко В.М. Повесть как жанр эпической прозы: Учебное пособие. Москва - Ставрополь, 1997. С. 64

Работа призвана восполнить один из серьезных пробелов, имеющих место в аварской и дагестанской литературе.

Предмет и объект исследования. Объектом данного исследования явились повести «Судьба», «Родники рождаются в горах» и «Свой почерк», исследование которых позволяет показать динамику художественного мышления автора, ее метода и особенности самого жанра повести в творчестве Фазу Алиевой.

Предметом исследования выступает жанровое своеобразие повестей Фазу Алиевой в ее связи с системой мотивов и обосновании их роли в реализации авторской концепции человека, мировоззренческих и эстетических позиций прозаика.

Научная новизна исследования. Фазу Алиева, в отличие от ее современников, не значится в числе тех, чье творчество привлекало пристальное внимание критиков. Критических работ о ее творчестве совсем немного.

Многие статьи о творчестве Фазу Алиевой носят преимущественно обзорный характер, являясь откликом« на очередной поэтический сборник или юбилей, поэтессы. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в ней представлена попытка целостного изучения проблемно-тематического и жанрового'своеобразия повестей Фазу Алиевой, предпринимается также попытка характеристики концепции человека в ее творчестве. Если повесть «Судьба», в какой то мере, «проба пера», то повести «Родники рождаются в горах» и «Свой почерк» занимают значительное место в ее творчестве. По ним можно безошибочно определить ценностные ориентиры писателя, ее нравственные принципы, понимание смысла человеческой жизни.

Целью диссертации является выявление и описание, идейно-художественных и жанровых особенностей повестей: «Судьба» (1964); «Родники-рождаются в горах» (1977) и «Свой почерк» (1987), сопоставительный анализ которых позволяет говорить о динамике художественного мышления Фазу Алиевой.

Попытка продемонстрировать наличие в изучаемых повестях методологической и жанровой динамики, содержательного и формального развития базируется на детальном анализе сюжетного и пространственно-временного построения, которое мы не можем рассматривать без его взаимосвязи с внешней композицией, системой образов и внесюжетными элементами композиции.

В соответствии с поставленной целью решается ряд конкретных задач:

• Анализ идейно-художественного своеобразия повестей Фазу Алиевой;

• Выявление тематики и проблематики повестей;

• Описание авторской концепции человека и тесно связанной с ней концепции любви, их эстетической позиции в контексте времени;

• Анализ сюжетов и хронотопов повестей: «Судьба», «Родники рождаются в горах» и «Свой почерк».

• Обозначение характерных черт индивидуальной манеры Фазу Алиевой с точки зрения выявления процесса освоения автором традиций устного народного творчества и традиций дагестанской и русской литератур.

• Выявление социально-общественных, философских и эстетических доминант поэтики Фазу Алиевой в контексте дагестанской и советской литературы.

• Обозначение и конкретизация художественных и жанровых особенностей, способствующих определению динамики художественного мышления писательницы, отражающегося в методе.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач автор опирается на ряд известных в области теории литературы исследований. Касаясь метода своего исследования, В. Пропп писал: «Совершенно очевидно . и не требует никаких доказательств, что о . каком - бы то ни было явлении можно говорить лишь после того, как явление это описано»1. Мы попытались описать и проанализировать выбранные нами повести, в основном оперируя категориями литературоведческими и социологически-онтологическими. На наш взгляд, это плодотворно, ибо означает «обращение мысли к глубинам жизни, к исконным основам общественного сознания, к социальному осмыслению «вечного» и к онтологическому осмыслению социального»2.

Теоретической и методологической основой исследования являются общетеоретические работы по литературоведению: М.М. Бахтина - «Литературно-критические статьи» (1986), А.Н. Веселовского - «Историческая поэтика» (1989), Ю.Н. Тынянова - «История литературы. Критика» (2001), Л.И. Тимофеева - «Основы теории литературы» (1971), В.Е. Хализева - «Теория литературы» (2002), Ю.М. Лотмана - «Анализ поэтического текста» (1972), «Избранные статьи в трех томах» (1993), С.М. Петрова - «Основные вопросы теории реализма. Критический реализм. Социалистический реализм» (1975), М.Б. Храпченко - «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы» (1975), «Горизонты художественного образа» (1986), Ф.И. Буслаева - «Труды по истории литературы» (1999), В.И. Гусева - «Герой и стиль» (1983), Е.С. Добина- «Герой. Сюжет и действительность. Искусство детали» (1981), Б.В. Томашевского - «Теория литературы. Поэтика» (1925); выводы и заключения дагестанских ученых - литературоведов: Г.Г. Гамзатова «Дагестан: духовное и художественное наследие» (2004), «Дагестан: Историко-литературный процесс» (1990), A.M. Вагидова «Дагестанская проза второй половины XX века» (2005), Ч.С. Юсуповой «Аварский романтизм. Конец XIX - начало XX в.в.» и др., а также исследования, конкретно посвященные анализу творчества Фазу Алиевой.

1 Пропп В. Морфология сказки. М., 1969. С. 10.

2 Гусев В.И. К соотношению философских и литературоведческих категорий в контексте современной интерпретации классики. // Филологические науки, №3, 2007. С. 65.

Степень изученности. О Фазу Алиевой как талантливой поэтессе и прозаике, как яркой и одаренной личности написано Владимиром Турки

12 3 ным , Олегом Добровольским , Сулейманом Ахмедовым , Натальей Калиевой, Гаджиевой З.З.4, Анной Рудской5. Попытка системного изучения творчества Фазу Алиевой в контексте дагестанского литературного процесса предпринята в монографиях A.M. Вагидова — «Фазу Алиева: очерк творчества. По страницам произведений, переведенных на русский язык»6, «Современный дагестанский рассказ»7 и «Дагестанская проза второй половины XX века»8. Исследования Вагидова A.M. стали отправной точкой и стимулом данного диссертационного исследования.

Для поэзии Фазу Алиевой характерны героико-романтические черты, наполненные высокой гражданственностью. В таком героическом осмыслении действительности сказываются и традиции дагестанской литературы, на которых выросла поэтесса, и общая тенденция развития аварской поэзии 6080-х годов XX века».- Отмечается в очерке ее творчества, помещенном в «Истории дагестанской советской литературы 1917-1965г.г.», где сделана попытка объяснить творчество Фазу Алиевой «прежде всего из ее времени из той самой среды, в которой оно проявляется»9. В качестве атрибутивных черт ее поэтического мира приведены гуманизм, оптимизм, героизм, способность на большие человеческие чувства. «Ощущение слитности с народом насыщает ее поэзию солнечными красками, жизнерадостностью, гуманистическими идеалами советского человека - труженика и преобразователя земли. Герои

1 Туркин В. Дерево добра // Ф.Алиева. Закон гор. Избранное. / Перевод с аварского; вступительная статья В. Туркина. / М.: Художественная литература, 1977. С. 3-7. Добровольский О. Путь горянки. // Ф. Алиева. Листопад. Романы Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994. С. 5-18.

3 Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала- Дагестанское книжное издательство, 1996. С. 180.

4 Гаджиева 3.3. Нравственная концепция человека труда как традиция советской литературы и ее отражение в прозе Ф.Алиевой. // Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР. Махачкала, 1985. С. 19.

5 Рудская А. Фазу Алиева Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994. С. 1-32.

6 Вагидов A.M. Фазу Алиева: очерк творчества. По страницам произведений, переведенных на русский язык. Махачкала: ИПЦДГУ,2000. С. 1-186.

7 Вагидов A.M. Современный дагестанский рассказ. Махачкала, 2000. С. 4-24.

8 Вагидов А. М. Дагестанская проза второй половины XX века. Махачкала, 2005. С. 1-568.

9 Веселовский А.Н. Собрание сочинений, т. 16. М.-Л., 1938. С. 92. ня Ф.Алиевой настолько захвачена общим ритмом жизни, стремлением идти вперед, не останавливаться на достигнутом, что личные невзгоды и горечи не выбивают ее из колеи, не приводят к унынию; в поэзии Ф.Алиевой свет торжествует над тьмой, добро над злом, жизнь над смертью. Герои многих ее произведений - люди сильные духом, чистые и светлые»1.

Проза Фазу Алиевой, бесспорно, органично вписывается в процесс пережитой ею эпохи, как в историческом, так и в литературном плане. Ее произведениям свойственны специфические признаки, характерные для дагестанской советской литературы 1960- 1980-х годов. В работе предпринята попытка выявления художественной концепции человека в выбранных нами для анализа повестях. Подобный подход таит в себе возможности рассмотрения ее героинь как звеньев исторического процесса: «Движение литературы к новым открытиям, ее прогресс совершается на базе исследования новых сторон явлений и тенденций действительности (или нового «прочтения» старых эпох) и, прежде всего, исследования нового типа личности, многообразия характеров, увиденных в перспективе как звено в большой цепи исторического процесса; человека, связанного с прошлым и восходящего к будущему, заключающего в себе его развитые черты или элементы» .

Выбор для анализа повестей «Судьба» (1964), «Родники рождаются в горах» (1977) и «Свой почерк» (1987) обусловлен тем, что в них сконцентрированы и наиболее ярко демонстрируются характерные черты художественного метода Фазу Алиевой и прослеживается динамика жанра повести в ее творчестве.

Метод исследования. Методологическая основа диссертации определена принципами историзма в оценке основных направлений развития национальных литератур, ибо «исторический подход к искусству стал для современного человека чем-то гораздо большим, чем просто инструментом на История дагестанской советской литературы: в 2-х т. Т. 1. Махачкала, 1967. С. 268.

2 Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. Советская многонациональная литературе вчера и сегодня. М.: «Советский писатель», 1988. С. 79. учного осмысления, - он сделался условием эстетического переживания»1. Как основной метод работы избран сравнительно-исторический анализ, позволяющий наглядно продемонстрировать динамику жанра и художественного мышления автора в названных повестях. Использован в диссертации и метод теоретического исследования, предполагающий восхождение от абстрактного научного знания к конкретному литературному материалу.

Применяется автором также аналитический и структуралистический методы исследования, ориентированные на изучение внутреннего и внешнего построения художественного произведения. Исследуя проблемы идейно-художественного и жанрового своеобразия произведений, автор диссертации рассматривает повести Фазу Алиевой в социально-историческом, политическом и литературном контексте эпохи, ибо «горизонты художественного образа и сферы его действия - это и современная жизнь человечества во всем ее многообразии, это и история с ее завоеваниями и драмами, это и будущее общество, в которое проникает человеческий взор, это мир бурного сопротивления новому, и горячее стремление людей к преобразованию'социального порядка и самого себя, построение справедливого общественного строя»2.

Конкретный анализ может быть успешным только при опоре на теоретическое знание. Стало быть необходим гносеологический подход к понятиям жанр, повесть, композиция, сюжет, характер и др. Подходя гносеологически, т.е. выявляя суть-исследуемых понятий, мы по необходимости обращаемся к теоретическому материалу.

В предисловии к «Крестьянским рассказам» С.Т. Семенова Л.Н. Толстой писал: «Я давно уже составил себе правило судить о всяком художественном произведении с трех сторон:

• со стороны содержания - насколько важно и нужно для людей то, что с новой стороны, открывается-художником, потому что всякое произве

1 Лотман Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство. // Избранные статьи в трех томах. Т. III. Таллин: «Александра», 1993. С. 316.

2 Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1986. С. 10. дение только тогда произведение искусства, когда оно открывает новую сторону жизни;

• насколько хороша, красива, соответственна форма содержанию произведения;

• насколько искренно отношение художника к своему предмету, т.е. насколько он верит в то, что изображает. Это последнее достоинство мне кажется всегда самым важным в художественном произведении. Оно дает художественному произведению его силу, делает его заразительным, т.е. вызывает в зрителе, слушателе и читателе те чувства, которые испытывает художник»1.

В своем анализе мы старались придерживаться и толстовских принципов анализа произведения.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что данные, полученные в процессе исследования, расширяют и систематизируют уже имеющиеся представления о жанровой специфике повестей. Ценность данной работы заключается в том, что в ней на современном уровне развития литературоведения прослежена эволюция реалистического метода Фазу Алиевой, освещены некоторые вопросы истории дагестанской повести, повести как эпического жанра, а также рассмотрены особенности индивидуальной творческой манеры писательницы.

Аналитические данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке общих проблем развития современной дагестанской прозы.

Практическая значимость работы определяется потребностями литературоведческой науки во всестороннем исследовании творчества Фазу Алиевой, ее роли и места в современном литературном процессе.

Основные выводы и положения работы могут быть использованы в трудах, посвященных изучению путей развития современной дагестанской

1 Толстой Л.Н. О литературе. М., 1955. С. 210 прозы, а также внедрены в вузовский учебный процесс. Полученные в процессе анализа материалы и выводы могут быть полезны при создании школьных и вузовских учебников по дагестанской, и, в частности, аварской литературе.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Жанр повести в дагестанской, в том числе аварской, литературе возник в результате приобщения ее к более развитой русской литературе в начале XX века.

2. Повести «Судьба» и «Родники рождаются в горах» являются произведениями соцреализма, в которых отразились нравственно-бытовые проблемы, волновавшие дагестанцев в 60-е годы XX века.

3. Героиня повести «Свой почерк» реализует свои потенциальные способности, свой талант, приобретает свой почерк вне зависимости от того, к какой социальной группе она принадлежит.

4. Произведениям Фазу Алиевой характерно пристальное внимание к теме любви. Любовь осмысляется писателем как величайшая ценность, и она выступает катализатором подлинных взаимоотношений мужчины и женщины и является средством воплощения нравственно-эстетического идеала писателя.

5. Сквозные мотивы в повестях играют роль скреп и работают на реализацию авторской концепции любви и тесно связанной с ней концепции человека.

6. В системе персонажей повестей превалируют женские образы: создана галерея образов горянок;

7. В композиции повестей значительное место занимают элементы лирической прозы: «обрамление» сюжета, многочисленные описания природы, лирические отступления и др. При всем этом мы можем говорить лишь о лиризме повестей Фазу Алиевой, так как они имеют четко очерченную канву сюжета и повествователя в своей структуре.

8. Менялось идейное содержание повестей, соответственно, менялось и его жанровое воплощение. В начале это нравственно-бытовая повесть («Судьба»), затем лирико-психологическая повесть «Родники рождаются в горах», отнесенная исследователями к повестям о Великой отечественной войне, и, наконец, «социально-бытовая повесть» («Свой почерк»). Нами обнаружена динамика жанра в сторону его явной лиризации.

Апробация и публикации. Полный текст диссертации обсуждался на заседании кафедры литератур народов России и Кавказа ДГУ.

Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях:

1. «Тематика и проблематика повести «Родники рождаются в горах» // Женщина Дагестана, № 3, 2006.

2. «Автор и повествователь в повестях Фазу Алиевой «Судьба», «Родники рождаются в горах» и «Свой почерк» //Поиск истины - Дагестан, №24-25, 2008.

3. Концепция человека- в повестях Фазу Алиевой «Судьба» (1964), «Родники рождаются в горах» (1977) и «Свой почерк» (1987) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. №31(69): Аспирантские тетради: Научный журнал - СПб., 2008.

4. Пейзаж в повестях Фазу Алиевой «Судьба», «Родники рождаются в горах» и «Свой почерк» // Вестник кафедры литератур народов России и Кавказа. Махачкала, 2008.

Структура диссертации. Композиция работы подчинена требованиям, предъявляемым к оформлению диссертационных исследований. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Магомедгаджиева, Патимат Салмановна

Заключение

В дагестанской литературе XX века средний эпический жанр — повесть - развивался, воплощая дух революционного времени, осмысливая события истории своего народа, вбирая в себя размышления о новой жизни. Периодом наиболее динамичного развития жанра повести в дагестанской литературе явились 50-е — 90-е годы XX века.

Творчество Фазу Алиевой расцвело в период развитого социализма. Она принадлежит к писателям, честно откликавшимся на самые злободневные проблемы своего времени. Повести Фазу Алиевой Ф. Алиевой «Судьба» (1964), «Родники рождаются в горах» (-1977), «Свой почерк» (1987) проникнуты любовью к отчизне, в них отражаются ощущение радости бытия, торжества любви, ощущение величия человеческого труда, его значения для формирования гармоничной личности. Фазу Алиева убедительно и полно показала важнейшие социальные, морально - этические и философские проблемы, волновавшие наше общество со второй половины двадцатого века. Творчество Фазу Алиевой способствовало расширению тематического и жанрово-стилевого многообразия, обогатило жанровую систему дагестанской прозы. В представленном диссертационном исследовании нами с методологических позиций, базирующихся на научных трудах М.М. Бахтина, Ф.М. Буслаева, Веселовского и других дается анализ трех различных по жанровому содержанию повестей Фазу Алиевой, художественные особенности которых, по нашему мнению, демонстрируют динамику реалистического мышления писателя.

Мы рассмотрели проблемно-тематические и жанровые особенности повестей Фазу Алиевой, написанных в 60-е, 70-е и 80-е годы XX века, что позволяет выделить три этапа восприятия человека и действительности Фазу Алиевой и проследить динамику как процесс постепенного постижения и воплощения современного эстетического идеала в образной структуре литературного произведения. Если в «Судьбе» на первом месте стоит изображение перестройки сознания горцев под влиянием социалистического строительства, то в повести «Родники рождаются в горах» встал уже вопрос об изображении нового человека, чьи черты характера сформировались в условиях строительства социализма и знаменуют собой новую стадию развития личности. Повесть «Родники рождаются в горах» имела в свое время исключительную значимость и актуальность, так как была посвящена злободневной и острой теме феодально-патриархальных взглядов на женщину, и стала подтверждением той мысли, что «переживая вместе с современниками эклектический гул времени, художник способен уловить и запечатлеть ключевые образы, сквозь которые он дает возможность «проговориться» самому ходу вещей»1.

В повести горянка обнаруживает высоту своего сознания, духовное богатство. Она изображается в широких связях с обществом, с эпохой, в решении больших проблем. В повести «Родники рождаются в горах» произошло углубление проблематики, заострение конфликтов и усиление драматизма. Но это не повлекло за собой резкого изменения жанрово-стилевых особенностей и художественной манеры писательницы.

В повестях Фазу Алиевой, как и в повестях большинства современных ей авторов («И судный день впереди» К. Абукова, к примеру), эстетически повышена роль концептуального времени. Время психологически переживается главными героями. Социально-исторические условия по-разному отражаются на его внутренней жизни, при этом художественное время обнаруживает многослойность, а исторический контекст создает контакт с современностью.

Художественный анализ повестей выявил ряд устойчивых мотивов в изображении человека, времени и любви - мотив утраченного детства, мотив

1 Кривцун Олег. Феномен рефлексии в художественном творчестве. Авторский сайт. Ы. переживания любви как катарсиса и переживания измены как предательства; мотив борьбы,

Как известно, объективная действительность находит свое отражение в любом художественном изображении, в самых фантастических образах и картинах. Но изображение делается реалистическим, «реализм начинается там, где само художественное познание становится адекватным действительности, где оно проникает не в мнимые, а в> подлинные, доступные объективному художественному раскрытию закономерности жизни человека и общества и воссоздает ее бесконечно многообразные явления в присущих им реальных формах»1. Художественное освоение действительности в ранних повестях Фазу Алиевой осуществляется на богатом материале народнопоэтического творчества: повествовательная ткань насыщена дагестанскими фольклорными мотивами, реминисценциями, изобилует малыми формами устного народного творчества пословицами, поговорками, притчами. Но, несмотря на это, рассматриваемые нами повести являются реалистическими произведениями, в них четко отслеживаются реалистические приемы типизации. В период 60-80-х годов XX заметной новаторской чертой в развитии прозы стало «зарождение нового и вместе с тем имеющего генетические корни в родной словесности лирико-романтического направления»2. В творчестве Фазу Алиевой 1970-1980-х годов это направление становится ведущим: «Свой почерк», «Роса выпадает на каждую травинку» - тому подтверждение. Известно, что романтизм возник и развивался в мировой литературе как направление, в той или иной степени выражающее неудовлетворенность существующей действительностью. Резкий разрыв идеала и действительности — общая черта романтизма. В произведениях Фазу Алиевой мы наблюдаем сплав реализма и устремленного вперед романтизма, благодаря которому они приобретают черты глубоко реалистические и романтически приподнятые.

1 Петров С.М. Основные вопросы теории реализма. Критический реализм. Социалистический реализм. М.: «Просвещение», 1975. С. 26.

2 Дагестанская литература. Закономерности развития (1965-1985) Махачкала- ДНЦ РАН, 1999. С. 413.

Дагестанский романтизм, как исторически обусловленное и закономерное особое литературное направление, словно выполнив свою миссию, к 1920-м годам уходит с передовой линии искусства. Однако, зародив сильнейшие традиции, дагестанский романтизм как потребность человека в возвышенном, подлинном, в идеале продолжает жить, как и во всей мировой литературе, дополняя и обогащая сменившее его реалистическое искусство»1.

Романтизация достигается путем очень активного использования Фазу Алиевой поэтических описаний природы, многочисленных этнографических деталей, фольклорных элементов, включения в повествовательную ткань эк-зотизмов, поэтических изобразительно-выразительных средств. Но важнейшая сторона всего предметного описания - авторская позиция. Важно, что автор всегда занимает положение человека этого же мира, где для него все обычно, знакомо и близко.

Если говорить о эмоционально-ценностной ориентации произведений Фазу Алиевой, то это глубокое и несомненное приятие мира в целом и себя в нем, сознательное следование его законам, что и составляет сущность эпического мировидения. Однако это не безумное приятие безоблачно- гармонического мира: бытие осознается в его изначальной и безусловной конфликтности, но сама эта конфликтность принимается как необходимая и справедливая сторона мира, ибо конфликты возникают и разрешаются, они обеспечивают само существование и развитие бытия. Сопоставление разных точек зрения и жизненных позиций, использование условности художественного времени, позволяющего в интересах выявления главной идеи изменять хронологическую последовательность в освещении сюжетных событий, «ускорять или замедлять ход повествования»2, широкое использование формы размышления, самоанализ героев, выражающийся во внутренних монологах, обращение к приему воспоминания - характерные приемы повестей Фазу

1 Юсупова Ч.С. Аварский романтизм: конец XIX - начало XX века. Махачкала, 2000. С. 308.

2 Молчанов В.В. Время как прием мистификации читателя в современной западной литературе. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974. С. 201.

Алиевой. Она любит ставить своих героинь в ситуации выбора, тем самым, выявляя их нравственно активный характер. Литературный герой, если он тип, представляет свою среду и себе подобных. Это одно из его форм, но формы тут возможны разные. Литературный герой может представить опыт жизни - мысли и чувства, опыт всех испытаний, страданий, и радостей человека»1. В повестях Ф.А. перед нами предстают типы уже известные, получившие определенную оценку в общественном сознании: Юсуф, Гусейн, Рашид, Билал, Пахрудин - все они относятся к типу активных молодых людей, активно борющихся с. пережитками прошлого, с предрассудками, мешающими утверждению новой жизни.

Гулишат, Сидрат, Залму, Карижат - тип героинь - горянок, утверждающих всей своей жизнью свое право на труд, на учебу, на личную жизнь и другие права свободной личности. Для дагестанской литературы 50-70-х годов темы любви, эмансипации горянки, становления нового человека и борьба его за новую жизнь,- были магистральными, поэтому обращение Ф. Алиевой к ним закономерно. Эти темы отразились в творчестве Р.Гамзатова («Горянка»), Ахмедхана Абу-Бакара («Даргинские девушки»), Магомедрасу-ла («Дикарка»), К. Абукова («Зов разлученной птицы») и др.

Тема войны затрагивается во всех трех повестях. Это объясняется тем, что «трагедия и патетика войны, раз тронув человеческое сердце, не дает забыть о себе, напоминает денно и нощно, заставляет выписывать себя, «отделываться от себя и не дает отделаться»2.

История литературы рассматривает место произведения в литературном процессе. Необходимо поэтому не только соотнести между собой произведения одного автора, но и поставить их в контекст всего того, что мы знаем

0 нем, о его жизни, мировоззрении, приемах работы, о других его сочинениях. А.Н.Веселовского, художественная индивидуальность, личность (Рабле, Боккаччо, Данте) интересует как выразительница культурного, сознания оп

1 Гинзбург Я.Я. О литературном герое. Л., 1979. С. 220.

2 Гусев В. Герой и стиль. М.: «Художественная литература», 1983. С. 114. ределенного времени и среды: «Скажите мне как народ жил, и я скажу, как он писал»1. Изучение творчества на фоне жизни поэта дает представление об единстве и об общем смысле его творчества.

Не бывает, и быть не может большого художника, чьи произведения не были бы зеркалом его личности. В дагестанском литературоведении и литературной критике никогда не обращали какого-либо внимания на личность художника слова. Между тем яркие и самобытные личности Ирчи Казака и Батырая, Етима Эмина и Махмуда, а в советское время Сулеймана Стальско-го и Гамзата Цадасы, Алим-Паши Салаватова и Рабадана Нурова, Муэтдина Чаринова и Алибека Фаттахова заслуживают серьезного изучения. Познание личности писателя позволяет глубже понять и по достоинству оценить и его творчество», - писал в 1970-е годы исследователь дагестанской литературы Камиль Султанов, указывая на пробелы в изучении творческой биографии писателей Дагестана.

Обращение к биографии самой Фазу Алиевой позволяет нам понять многое в исследуемых нами повестях. Во многом, что написано Ф. Алиевой есть автобиографический подтекст, в повестях анализируемых нами - тоже. Детство Гулишат («Судьба»), Залму («Свой почерк»), с ранних лет оставшихся сиротами и воспитанных бабушками, потому что матери с утра до ночи пропадали в поисках куска хлеба для своих сирот, во многом напоминает нам детство самой Фазу Алиевой: «В маленькой глинобитной сакле жили мы, дети военных лет. Чтобы мы лучше постигали настоящее, бабушка все время обращалась к притчам, былинам. По вечерам у очага мы в рот смотрели сказительнице. Я не только слушала бабушкины рассказы - была их главной героиней»3.

Наш взгляд подтверждают и воспоминания самой Фазу Алиевой: «Однажды бабушка набросила на мои плечи голубой ситец с белыми горошина

1 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1946 С. 273.

2 Султанов К. Эфенди Капиев. Его личность и литературно-критические взгляды. // Этюды о литературах Дагестана. М., 1978. С. 124

3 Алиева Ф. Путь к слову. // Полное собрание сочинений в 12. т. Махачкала, 1999. Т. I. С. 12. ми: «Если сошьешь из него себе настоящее платье, такое, чтобы из шва не вытекала вода, если даже заполнишь его, как кувшин до краев, тогда ты найдешь в кармане золотую иголку». .Скроила мне платье бабушка, а я начала шить. Показываю шов. «Не годиться, между строчками пройдет всадник на коне!» - Заявляет бабушка. Распарываю раз, два, три. И уже теряю счет. Пальцы мои исколоты, болят руки, ломит спину. Я впала в отчаяние. Но желание найти волшебную золотую иголку и достичь, как мне твердила бабушка, своего почерка, брало вверх, давало стимул. И вот настал день, когда мне разрешили пришить карманы. С дрожью в сердце я сунула руку в карман и - какое чудо! В руке - золотая иголка! Не знаю, то ли бабушка заказала мастеру медную иглу, то ли смазала ее какой - то кислотой, но она горела на солнце!.»1. Читая эти строки, невольно вспоминается героиня повести «Свой почерк» Залму, трудящаяся под руководством разумной и любящей тети Карижат над первым в своей жизни вышитым шелковым платком.

Еще Фазу писала: «Иногда приходится слышать: «Я маленький человек». Нет маленьких и больших людей, есть маленькие и большие позиции, есть непоколебимое мужество, которое все тверже и сильнее становится, когда встречаются трудности и приходится преодолевать их. Есть слабость, когда человек и перед маленькой трудностью опускает руки» («Путь к слову», с. 28). Ее лучшие героини мужественно переносят удары судьбы, и тяжести исторического времени и быта, доказывая свою причастность к большой позиции.

1 Алиева Ф. Путь к слову. // Полное собрание сочинений в 12. т. Махачкала, 1999. Т. I. С. 27.

2 Там же, с. 28.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Магомедгаджиева, Патимат Салмановна, 2009 год

1. Абдулатипов A.A. Соткать зарю из красного цветка. // Женщина Даге-стана, № 4-6, 2002.

2. Абдусаламова P.A. Повести А. Абу-Бакара. Эволюция жанра. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Махачкала, 2004.

3. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и северного Кавказа всистеме взаимосвязей. Махачкала, 1993.

4. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза. Махачкала, 1988.

5. Алиева Ф.Г. День добра. Роман. / Авторизированный перевод с аварского В. Михайлова/. М.: «Молодая гвардия», 1982.

6. Алиева Ф.Г. Комок земли ветер не унесет. М.: «Молодая гвардия», 1967.

7. Алиева Ф.Г. Путь к слову. // Полное собрание сочинений в 12. т. Т. I.1. Махачкала, 1999.

8. Алиева Ф.Г. Родники рождаются в горах. М.: «Советская Россия», 1971.

9. Алиева Ф.Г. Свой почерк. В кн.: Два персика. М.: «Советский писатель»,1990.

10. Ю.Алиева Ф.Г. Стихи, поэмы. /Перевод с аварского Я. Серпина/. Махачкала, 2002.

11. П.Алиева Ф.Г. Судьба: Повесть. /Перевод с аварского А.Н.Павлова/. М.:

12. Советский писатель», 1966. 12.Алиева Фазу. Гора не боится града. // Закон гор. М., 1977. 1 З.Астафьева A.A. Параллелизм в лирических песнях. // Художественные средства русского народного поэтического творчества. М.: Издательство МГУ, 1981.

13. И.Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана: История и современность. Махачкала: «Дагестанское книжное издательство», 1996. 15.Ахмедова P.A. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.

14. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы. 1960-1970-е годы. Новосибирск, 1985.

15. Барт Р. Смерть автора. // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

16. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: «Искусство», 1986.

18. Белая Г.А. О «внутренней» и «внешней» теме. // Филологические науки, №2, 1983.

19. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. // Полное собрание сочинений. Т. 1. М., 1953.

20. Буслаев Ф.И. Сравнительное изучение народного быта и поэзии. // Труды по истории литературы. М., 1999.

21. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. Махачкала, 2005.

22. Вагидов A.M. Современный дагестанский рассказ. Махачкала, 2000.

23. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1987.

24. Вагидов A.M. Фазу Алиева: очерк творчества. Махачкала, 2000.

25. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1946.

26. Веселовский А.Н. Собрание сочинений, т.16. М.-Л., 1938.

27. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

28. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: «Просвещение», 1995.

29. Воробьева H.H. Характер в исторической перспективе. // Проблема историзма в русской советской литературе 60-80-х годов. М., 1986.

30. Г1алиева Ф.Г. Къисмат. Махачкала, 1964.

31. Палиева Ф.Г. Хъах1илаб ц1ад. Мах1ачхъала: Дагестанское книжное издательство, 1987.

32. Гаджиева 3.3. Нравственная концепция человека труда как традиция советской литературы и ее отражение в прозе Ф.Алиевой. // Дагестанскаялитература во взаимодействии с литературами народов СССР. Махачкала, 1985.

33. Гамзатов Г.Г. Дагестан: духовное и художественное наследие. Концептуальный, мировоззренческий и нравственный аспекты. Махачкала, 2004.

34. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996.

35. Гамзатов Р.Г. О времени и о себе. // По земному беспокоясь. Махачкала, 1987.

36. Гаспаров M.J1. Избранные труды. Т. II. О стихах. М., 1997.

37. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. T.l. М Л., 1930.

38. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.

39. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М.: «Высшая школа», 1991.

40. Головко В.М. Повесть как жанр эпической прозы: Учебное пособие. Москва- Ставрополь, 1997.

41. Горбанев H.A. Вершины русского романа. «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мертвые души». Учебное пособие по спецкурсу. Махачкала, 2001.

42. Гусев В. Герой и стиль. М.: «Художественная литература», 1983.

43. Гусев В.И. К соотношению философских и литературоведческих категорий в контексте современной интерпретации классики. // Филологические науки, №3, 2007.

44. Гусейнов М. Картины эволюции кумыкской прозы 60-80-х г.г. XX века.1. Махачкала, 1997.

45. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. Советская многонациональная проза вчера и сегодня. М.: «Советский писатель», 1988.

46. Дагестанская литература. Закономерности развития (1965-1985). Махачкала: ДНЦРАН, 1999.

47. Добин Е.С. Искусство детали. М., 1975.

48. Добровольский О. Путь горянки. // Фазу Алиева. Листопад. Романы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994.

49. Драгомирецкая Н.В. Художественное произведение как звено литературного процесса. // Методология анализа литературного процесса. М.: «Наука», 1989.

50. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Издательство «Флинта»,издательство «Наука», 2003.

51. Живолупова Н.В. Исповедальное повествование и проблема авторской позиции. // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. Кемерово, 1983.

52. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: «Наука», 1979.

53. Завьялов С. Перипетия и трагическая ирония в поэзии. // Новое литературное обозрение, № 59, 1 ' 2003.

54. Иванова Л.В. Современная советская проза о ВОВ. М.: «Наука», 1979.

55. Иванова Н.Д. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа. // Филологические науки, 1994, №5-6, С. 77.

56. Иванова H.H. Источник стилистической выразительности. // Очерки по стилистике художественной речи. М.: «Наука», 1979.

57. История дагестанской советской литературы: в 2-х т. Т. 1. Махачкала,1967. '

58. Ковалев В.П. Языковые художественные средства русской художественной прозы. Киев: «Вища школа», 1781.

59. Кожевникова H.A. О метафорической номинации персонажей в художественных произведениях. // Структура и семантика текста. Воронеж, 1988.

60. Кожинов В.В. Повесть. Краткая литературная энциклопедия. Т.5. М.,1968.

61. Кожинов В.В. Поэзия и жизнь. // Жить страстями и идеями времени. М., 1970.

62. Краснянский В.В. Стилистика художественной речи. М.: Издательство МГУ, 1972.

63. Кривцун Олег.- Авторский сайт-М.

64. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы М., 1984.

65. Ланщиков А. Исповедальная проза и ее герой. // Жить страстями и идеями времени. М., 1970.

66. Лебедев В. Где вы, шубурумцы? // Слово о литературе. Махачкала, 1969.

67. Левитан В.В., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига: «Зинатне», 1990.

68. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Основы изучения сюжета. Рига: «Звайгзне», 1990.

69. Лейдерман Н. Траектории экспериментирующей эпохи. // Вопросы литературы, №4, 2004.

70. Леонов Л. По координатам жизни. // Литература и современность. М., 1966.

71. Липовецкий М. Имитаторы, отшельники праведники. // Литературное обозрение, №4, 1987.

72. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001.

73. Лихачев Д.С. «Неравнодушная проза». Предисловие к книге Кузьмина А.И. «Повесть как жанр литературы». М., 1984.

74. Лихачев Д.С. Заметки о русском. // Новый мир, №3, 1980.

75. Лихачев Д.С. Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы. // Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986.

76. Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига. М., 1985.

77. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности. М.: «Советский писатель», 1978.

78. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. М., 1972.

79. Лотман Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство. // Избранные статьи в трех томах. Т. 3. Талин: «Александра». 1993.

80. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала: «Юпитер», 1997.

81. Мелетинский E.H. О литературных архетипах. М., 1994.

82. Молчанов В.В. Время как прием мистификации читателя в современной западной литературе. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974.

83. Новикова A.M., Александрова Е.А. Фольклор и литература. М.: «Просвещение», 1978.

84. Новиченко JI. Творческая позиция писателя и некоторые черты современной литературы. // Литература и современность. М., 1966.

85. Панков В.К. В живом потоке: О советской литературе 1945 1975г.г. Избранные работы. М.: «Современник», 1979.

86. Петров С.М. Основные вопросы теории реализма. Критический .реализм. Социалистический реализм. М.: «Просвещение», 1975.

87. Пронин В. «Для этой книги на эпиграф». // Детская литература. №7, 1989.

88. Пропп В. Морфология сказки. М., 1969.91 .Разборщикова A.B. Прием ассиметричного лексического решения образов героев в художественном произведении. // Структура и семантика текста. Воронеж, 1988.

89. Ральф Фокс. Роман и народ. М., 1960.

90. Рублева Л.И. Проблема характера героя в русской литературе XVIIII -начала XIX века. // Филологические науки, №4, 2002.

91. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. М.: Изд-во МГУ, 1977.

92. Руд екая А. Фазу Алиева. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994.

93. Слуцкие М. Одной жизнью с веком. // Начало всех начал. М., 1975.

94. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: «Искусство», 1968.

95. Солодуб Ю.П. Текстообразующая функция символа в художественном произведении. // Филологические науки, № 2, 2002.

96. Солоухина О.В. Читатель и литературный процесс. // Методология анализа литературного процесса. М.: «Наука», 1989.

97. Султанов К. Поэзии неугасимый свет. Махачкала, 1975.

98. Султанов К. Эфенди Капиев. Его личность и литературно-критические взгляды. // Этюды о литературах Дагестана. М., 1978.

99. Толстой Л.Н. О литературе. М., 1955.

100. Томашевский Б.В. Стилистика. Л., 1983.

101. Туркин В. Дерево добра. // Фазу Алиева. Закон гор. Избранное. /Пер. с аварского; вступ. статья В. Туркина. / М.: «Художественная литература», 1977.

102. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. Л.: «Прибой», 1929.

103. Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. СПб.: .«Азбука-классика», 2001.

104. Тюпа В. Двуязычие «Повестей Белкина»: анекдот и притча. // Гуманитарные науки в Сибири, №4, Новосибирск, 1999.

105. Фирсова Н.М. О национальных характерах испаноязычных и англоязычных народов в сопоставительном плане. // Филологические науки, №2, 2004.

106. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещание. М., 1992.

107. Фризман Л.Г. Жизнь литературного жанра. М., 1973.

108. Хайбулаев С.М. Поэтический строй аварской поэзии. Махачкала, 2000.

109. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: «Высшая школа», 2002.тация на соискание ученой степени кандидата наук. Махачкала, 2005.

110. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: «Художественная литература», 1986.

111. Храпченко М.Б. Природа эстетического знака. // Семиотика и художественное творчество. М., 1977.

112. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1975.

113. Чудаков А. Слово вещь - мир. От Пушкина до Толстого. М.: «Современный писатель», 1992.

114. Шайтанов И. «Бытовая» история. // Вопросы литературы, №2, 2002.

115. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусства. М.: «Прогресс», 1980.

116. Шкловский Е.А. К методологии анализа художественного конфликта. // Филологические науки, №2, 1983.

117. Шолохов М. Речь при вручении Нобелевской премии. «Правда», 11 декабря 1965.

118. Щербина В. Пути искусства. М.: «Художественная литература», 1970.

119. Эльсберг Я.Е. Введение. // Теория литературы. Виды и жанры литературы. М.: «Наука», 1964.

120. Эльяшевич А.П. О лирическом начале в прозе. // Звезда, №8, 1961.

121. Юсупова Ч.С. Аварский романтизм: конец XIX начало XX века. Махачкала, 2000.

122. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра. М.: «Наука», 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.