Художественное своеобразие творчества Н.И. Алиева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Магомедов, Нурутдин Эбулович
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Магомедов, Нурутдин Эбулович
Введение.
Глава I. Басни, эпиграммы, фельетоны и сатирические стихотворения.
Глава II. Идейная направленность и жизненное содержание сказок Н.И.Алиева.
2.1. Сказка «Эльдар и Патя, Или горская сказка о чистом небе».
2.2. Музыкальная сказка «Чудесный лес».
Глава III. Драматургия Н.И. Алиева.
3.1. Проблема героического в драме «Итальянская баллада».
3.2. Драма «Отец застрелился».
3.3. Психологические пьесы.
3.3.1. Пьеса «Трое на скамейке».
3.3.2. Пьеса «С чистой совестью мальчишка».
3.3.3. Пьеса «Черный шарик».
3.4. Комедии Н.И. Алиева.
3.4.1. Комедия «Марьям».
3.4.2. Комедия «Легкий испуг».
3.4.3. Комедия «Купила тетка «Жигули».
3.4.4. Комедия «Двор, в котором лаял Бобик».
3.4.5. Комедия «Эти родные, родные дети».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Историко-жанровое развитие комического в чувашской литературе2001 год, доктор филологических наук Метин, Петр Николаевич
Сатирические жанры лезгинской литературы2005 год, кандидат филологических наук Ибрагимхалилова, Лаура Акимовна
Творчество Василия Шкваркина2019 год, кандидат наук Новиков Алексей Дмитриевич
Драматургия Бена Джонсона и ее место в английской литературе позднего Возрождения1983 год, доктор филологических наук Парфенов, Александр Тихонович
Эволюция жанра комедии в якутской драматургии2008 год, кандидат филологических наук Кириллина, Мария Афанасьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное своеобразие творчества Н.И. Алиева»
Многовековая история литератур народов Дагестана имеет немало страниц, требующих должного историко-культурного и теоретического освещения и осмысления. В этой связи следует указать на фундаментальное исследование академика Г.Г. Гамзатова «Дагестан: Историко-литературный процесс», в котором прослеживаются важнейшие этапы истории зарождения, становления и развития многонациональной дагестанской литературы и рассматриваются некоторые ключевые вопросы взаимодействия устно-поэтического наследия и современного литературного процесса.
История литературы народов Дагестана дает богатый материал для изучения многих проблем идейно-творческого единства, осуществляемого в условиях многоязычия, для постановки вопроса о единстве и многообразии, о роли литературы в сближении народностей и формировании новой социально-этнической общности Дагестана. Дагестанская литература на современном этапе требует пристального внимания исследователей в силу своей многоязычно-сти. Научно-критическая литература свидетельствует о недостаточной изученности таких синтетических родов, как драма, эпос и лирика и другие.
В этом плане большой научный интерес представляет творчество извест- ного дагестанского драматурга, сатирика Н.И. Алиева. Его творчество мало изучено, хотя имеются отдельные статьи, но специального монографического исследования его работ еще нет.
В связи с отмеченным имеется необходимость постановки вопросов о вкладе Н.И. Алиева в драматургию, о научном осмыслении его творчества. Настоящая диссертация, в сущности, призвана в определенной степени восполнить имеющийся в этом плане пробел в дагестанском литературоведении.
Творчество Н.И. Алиева, осмысленное в основном в советское время, требует прочтения и переосмысления во многих аспектах, но прочтения осмотри- тельного, диалектического. В этой связи уместно высказывание исследователя Р. Юсуфова «Каждый, кто пытается характеризовать дагестанскую литературу как целостное художественное явление, очень скоро убеждается, что фактически предметом его анализа являются не только отдельные писатели в национальных литературах, но и некая инвариантная сущность художественного соз- нания, как некое единство национального характера» [Юсуфов 1973:11].
В настоящей работе предпринята попытка выявить принципы формирования и развития драматурга Н.И. Алиева как русскоязычного писателя. Ценность изучения творчества Н.И. Алиева заключается в том, что он по национальности азербайджанец, остался дагестанцем по духу, как и герои его произведений. Особенно сегодня все это весьма актуально для нашего многонационального Дагестана.
И права Н.С. Надъярных, когда пишет по поводу осмотрительного прочтения творчества отдельных писателей: «Нужен серьезный корректив, но осмот-- рительность в оценках отдельных писательских имен, и подчас всего литературного процесса» [1993:7].
Необходимость данного исследования заключается еще и в том, что творчество писателя несет и будет нести тот эмоциональный заряд, который необходим творческому человеку любого общества. Несмотря на то, что литературоведческая наука обошла вниманием творчество Н.И.Алиева, он творит и по сей день. Ему уже 81 год, а юношеский пыл, задор, смекалка еще не остыли, он дышит жизнью своих героев. Н.И. Алиев рос вместе с ними. Прожитые годы научили его внимательному, философскому осмыслению действительно- сти. Перед нами писатель, который умело владеет тайнами творчества. Он блистает в жанре драмы, комедии, водевиля и басни
Проблемы реализма драмы, нравственной проблематики в дагестанской и русской драматургии не новы. Некоторые из вопросов ставились и раньше в исследованиях дагестанских литературоведов, но, на наш взгляд, они для объективной оценки творчества бесспорно талантливого дагестанского драматурга исследованы недостаточно. В связи с этим в данной диссертационной работе предпринята попытка, с одной стороны, обобщить созданное драматургом, с другой - критически переосмыслить некоторые теоретические выводы и на этой основе показать творческий путь и жанровое многообразие творчества Н.И. Алиева.
Степень изученности темы. Жизни и творчеству Н.И. Алиева посвящено определенное количество трудов. В архивах, в периодической печати и монографиях, посвященных драматургии Дагестана, содержатся определенные сведения о разносторонней творческой деятельности прославленного драматурга и сатирика Н.И. Алиева. В числе работ, в которых мы находим сведения о жизни и творчестве Наримана Алиева, можно назвать следующие: газета «Дагестанская правда» от 9 июня 1995 г., М.И. Зульфукарова. Дагестанская советская драматургия. -Махачкала, 1965, М.И. Зульфукарова. Драматур-гия//Дагестанская литература. Закономерности развития. 1965-1985 гг., История дагестанской советской литературы в 2 томах. -Махачкала, 1967.
Научная новизна и значимость проведенного исследования определяются тем, что в нем, опираясь на достижения современной литературоведческой науки, теоретически обобщен процесс становления художественного метода драматурга Н.И. Алиева, выявлено общее и особенное в его творчестве в контексте дагестанской драматургии. В диссертации предпринята попытка выявить принципы формирования и развития творчества Н.И. Алиева как русскоязычного писателя. Ни в одной пьесе невозможно определить национальности героя или персонажа. Его герои - дагестанцы с ярко выраженными национальными характерами, но в то же время они не лишены интернациональных черт.
Данная проблема, бесспорно, требует более глубокого изучения. Исследователь Д.М. Магомедов отмечает: «Создание произведений общедагестанского характера, естественно, не может быть понято как уничтожение редкостного многообразия культур, отрицание всего прогрессивного и жизнеспособного в национальных культурах. Слияние — это скорее богатая и свободная гармония национальных культур, умножение выразительных возможностей дагестанской культуры путем усвоения всего ценного из художественного опыта дагестанских народов и сокровищницы культур других народов» [Магомедов 1973:50].
Творчество Н.И Алиева является цементирующим фактором дагестанской литературы вместе с творчеством ряда других русскоязычных писателей Дагестана: Э. Капиева, Магомеда Хуршилова, Романа Фатуева, Николая Верта, по- этов Алексея Маркова, Вацлава Михальского, Владимира Портнова, Айдына Ханмагомедова и других. Творчество целой плеяды дагестанских литераторов, отдавших себя служению республике, заслуживает тщательного исследования.
Большие проблемы, поднятые драматургом, их актуальность и определили наш интерес к исследованию творчества Н.И. Алиева. Острота восприятия, драматизм конфликтов, обилие оттенков выражения мысли в форме шутки, иронии, сарказма, лукавой улыбки повышают боевитость произведений Н.И. Алиева, делают их действенным оружием в борьбе за утверждение здорового образа жизни и за искоренение негативных явлений современной действитель- ности.
Основным объектом исследования нами избраны драматические произведения Н.И. Алиева, потому что именно в них наиболее четко прослеживаются художественный почерк и мастерство, своеобразие его произведений. В диссертации вводятся в научный оборот неизвестные и поэтому неисследованные материалы, рукописные пьесы. В широком плане объектом исследования диссертации являются жизненный и творческий путь, драматургия, сказки и сатира Н.И.Алиева.
Целью диссертационной работы является изучение творчества дагестанского драматурга Н. И. Алиева.
Конкретные задачи диссертации определяются указанной целью и сводятся к следующему:
1) изучить и осветить основные вехи жизненного и творческого пути Н.И.Алиева,
2) провести литературоведческий анализ басен, эпиграмм, фельетонов и сатирических стихотворений Н.И. Алиева,
3) выявить и описать этапы становления драматургии Н.И.Алиева,
4) провести литературоведческий анализ драматургических произведений Н.И. Алиева, определить вклад Н.И. Алиева в развитие дагестанской литературы,
5) изучить и описать особенности жанра литературной сказки в творчестве Н.И. Алиева.
Методологической и теоретической основой диссертации являются труды теоретиков и историков литературы, в частности Д.С. Лихачева, Н.И. Конрада, В.И. Кулешова, М.Б. Храпченко, А.П. Бушмина, Г.Н. Поспелова, М.И. Пархоменко, Н.С. Надъярных, М.М. Бахтина, а также труды других ученых: Г.З. Апресяна «Красота и добро. Из истории эстетической мысли народов Закавказья». М., 1966; С.П. Батракова «О природе идейности искусства». М., 1960; Г.И. Ломидзе «Интернациональный пафос советской литературы». М., 1970; И.Г. Неупокоевой «История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа». М., 1976 и другие.
В своем исследовании мы опирались и на труды дагестанских исследователей. Это работы Г.Г. Гамзатова, М.И. Зульфукаровой, Р. Юсуфова, Г.А. Султановой, Г.Б. Мусахановой, А.Ю. Абдулатипова, Ш.А. Мазанаева, З.Н. Акаво-ва, М.Г. Юсуфова, К. Абукова, Ч.С. Юсуповой, 3.3. Алиевой и Э.Ю. Кассиева, С.Х. Ахмедов и др.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней освещены вопросы творчества Н.И. Алиева на общем фоне развития дагестанской русскоязычной литературы. Общие теоретические выводы и аналитические данные диссертации могут быть использованы при разработке общих вопросов развития как дагестанской, так и российской литературы.
Практическая значимость работы состоит в возможности широкого и многоцелевого использования материала диссертации для написания истории дагестанской литературы, при составлении учебников по дагестанской литературе в целом и драматургии в частности, предназначенных для студентов ВУЗов, педколледжей и учеников среднеобразовательных школ.
Диссертация и автореферат будут полезны для студентов при написании курсовых и дипломных работ по дагестанской драматургии и литературе, а также могут быть использованы в процессе преподавания дагестанской литературы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Развитие жанра комедии, трагедии, фельетона, шаржа, басни, сказки было обусловлено сменой социально-политических парадигм.
2. Драматургия 80-х г. представлена такими разновидностями, как социально-бытовая комедия, социально-психологическая драма, героическая драма. Басня, эпиграмма этого периода выступают как разновидности сатиры.
3. Использование писателем аллегории, прямой речи, психологически наполненного диалога, функционально активного пейзажа, выразительной портретной обрисовки персонажей, художественной детали служило совершенствованию поэтики драмы и комедии.
4. Основная проблемно-тематическая направленность драматургии и сатиры 60-80-х г.г. - отражение нового времени и человека, творца и созидателя новой жизни.
5. Драматургия и сатирические жанры Н.И. Алиева укрепили положение дагестанской литературы в общелитературном пространстве страны.
6. Трансформация героической драмы, социально-психологической драмы, сатирических жанров в новом ракурсе способствует развитию драматургии, развитию её внутрижанрового диапазона.
7. 60-80-е годы - период поиска Н.И. Алиевым новых возможностей драматургии в отражении морально - нравственных коллизий жизни (в контексте общесоюзных тенденций).
8.Драматургия и сатира Н.И. Алиева 60-80-х годов отражает социалистическую действительность, модель мира, человека, они характеризуются сменой жанровых канонов, непривычной поэтикой.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались на Юбилейной межвузовской научной конференции, посвященной 60-летию Дагестанского государственного университета (1997), итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава Даггосуни-верситета (2005-2007 гг.). Содержание диссертации отражено в пяти публикациях автора по теме исследования.
Диссертация обсуждена на кафедре литератур народов Дагестана и Востока ДГУ и рекомендована к защите.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Комическое в мордовской литературе1998 год, доктор филологических наук Демин, Василий Иванович
Этапы творчества А. Н. Островского: Эстетика национального быта и характера2000 год, доктор филологических наук Овчинина, Ирина Алексеевна
Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова2002 год, кандидат филологических наук Абдурагимова, Минара Насрулаевна
Становление и развитие жанра басни в осетинской литературе2010 год, кандидат филологических наук Битарова, Марина Михайловна
Башкирская советская комедия (эволюция жанра)1984 год, кандидат филологических наук Ахмадиев, Риф Бариевич
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Магомедов, Нурутдин Эбулович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проведенном исследовании нами была поставлена задача выявить и описать художественные особенности творчества дагестанского писателя Н.И. Алиева, определить специфику его сатирических и драматургических произведений.
До сих пор в дагестанском литературоведении нет специального моно- графического исследования, посвященного творчеству Н.И. Алиева, имеют место лишь отдельные статьи и газетные публикации. Такая ситуация требует постановки вопроса о вкладе Н.И. Алиева в дагестанскую литературу и полном научном осмыслении его литературного наследия. Определения места творчества Н.И. Алиева в системе дагестанской литературы в ряду других русскоязычных писателей республики.
Совершенно однозначно, что все творчество Н.И.Алиева насыщено интернациональным пафосом, весьма актуально для многонационального Дагестана.
Материал первой главы диссертационного исследования, краткая биографическая справка и сведения по основным этапам творческого пути Н.И.Алиева позволяют акцентировать внимание на его сложном жизненном пути, а также свидетельствуют о времени вхождения, развитии и становлении Н.И. Алиева в общедагестанском литературном процессе, времени создания малых и крупных жанров в его творчестве.
Н.И. Алиев вошел в литературу уверенно, со своей творческой индивидуальностью, со своим почерком и стилем, что говорит о значительном его вкладе в дагестанскую литературу.
Заслуживают серьезного внимания эпиграммы и сатирические произведения Н.И.Алиева, в которых поднимаются актуальные для разных времен проблемы.
Н.И. Алиев, продолжая басенные традиции предшественников, обогащает ее структуру новыми элементами и жанровыми разновидностями. Помимо «классической» басни (т.е. басни в новеллистической форме диалога или монолога), в творчестве Н.И.Алиева представлены басня-памфлет, басня-каламбур и басня-шарж. Н.И. Алиев умело использует классические приемы и средства многонациональной советской литературы как иносказание, особый способ лепки комического образа. В его баснях дается резкая критика партийных собраний тех лет, что говорит об уверенной гражданской позиции автора, несмотря на жесткий контроль над демократическими правами человека, его индивидуальностью. Нужно при этом учесть, что басни Н.И.Алиева были созданы в 60-е годы - годы жесткого правления партийной системы.
Примечательной является такая особенность басен Н.И. Алиева, как то, что некоторые из них носят антикрилекальный характер. Автору удается говорить по-новому о таких старых пороках общества, как подхалимство, протекционизм, блат, куначество Речь идет о таких пороках, которые и поныне мешают людям жить. Автору не приходится оперировать сложными художественными приемами. В своем басенном творчестве он прост, как и в самой жизни.
Легкая ирония, переходящая в сарказм, гротеск становятся для сатирика средством выявления пороков, обличения бюрократов, стяжателей, выявления дикости косных адатов и неразумности реальной действительности. Авторские высказывания, моральные выводы, резюме являются выражением авторской позиции. Интерес представляет течение времени в баснях Н.И. Алиева. Все происходит быстро, скоротечно, поскольку сама форма басни предполагает это: решения принимаются, все становится явным и доступным.
Алогизмы в построении фраз, соединение различных явлений придают басням Н.И. Алиева условный и вместе с тем реалистический характер. Один и тот же тип повествования имеет свои неповторимые особенности в каждой басне. Автор смело обращается к нам: «мой читатель», «мой друг». Такой принцип повествования характеризует многие басни и эпиграммы Н.И. Алиева. Речь персонажей представляет собой своеобразную рифмованную прозу, что говорит об умелом владении автором законами стихосложения.
Уделяет внимание Н.И. Алиев и развенчанию пороков старого общества, например, адата, калыма. В баснях звучат также темы интернационализма, солидарности с колониальными народами Африки.
Эпиграммы Н.И. Алиева отличаются самокритичностью. Они насыщены добрым юмором и пожеланиями успехов своим собратьям по перу. Основные достоинства эпиграмм Н.И. Алиева - краткость, острота и аллегорическая форма.
В фельетонах автор активен. Частное переходит в большое и обретает социальное звучание. Образ в фельетоне Н.И. Алиева является иллюстрацией авторской мысли, известного, заданного положения. Фельетоны Н.И. Алиева отличается своеобразием композиции, неизменно стремление к социальному обобщению. Н.И. Алиев прибегает к вымыслу очень редко, больше оперирует фактом. Вместо метафорической образности в конструкции фразы у Н.И. Алиева главенствует ассоциативный метод (построение словосочетаний и фраз на сопоставлениях).
В сатирических стихотворениях затрагиваются морально-этические темы, тема мещанства.
Нужно отметить, что период 60-х годов - время становления сатирика. Этот период творчества характеризуется стремлением Н.И.Алиева обновить художественную систему, поиском новых средств эмоционально-эстетического воздействия на читателя. Сатира художника становится художественно ярче, веселее, изящнее, освобождается от суровой интонации и назидательности.
Неслучайно обращение Н.И. Алиева к жанру сказки. Его сказки насыщены народной мудростью. Автор умело использует богатство народной речи. Здесь много пословиц, поговорок, изречений, что свидетельствует о хорошем знании автором дагестанских обычаев, народной психологии и речи, устного народного творчества. Переняв лучшие традиции поэтики народной сказки,
Н.И. Алиеву удалось создать сказку литературную, которая берет маленького читателя своей занимательностью и добротой, являющейся необходимым компонентом воспитания детей.
Н.И. Алиев выступает продолжателем лучших традиций народной сказки. Сказочный мир Н.И. Алиева рождается из искренней веры в гибкость детского воображения, в его поэтичность.
В сказках героини-девушки всегда выступают как сильные, энергичные, чувственные натуры, способные противостоять косным традициям общества, пережиткам прошлого.
Умелое вплетение в структуру текста сказки песни дает ей большой привлекательный эффект. Сказки привлекательны и своей сценичностью, обращенностью к зрителю.
Современная дагестанская драматургия представляет собой разветвленную художественную систему, в которой представлены все роды, жанры и виды словесного искусства. Хотя достижения дагестанской драматургии по сравнению с успехами поэзии и прозы весьма скромны, но и в этом роде литературы в последние десятилетия наметился определенный сдвиг. В ней представлены различные идейно-тематические и стилевые течения: социально-историческое, историко-революционное, социально-бытовое, семейно-бытовое, психологическое, сатирическое, лирическое. Эти течения конкретно проявились в драме, комедии и трагедии. В связи с этим в диссертации дана историческая справка о развитии дагестанской драматургии с начала ее возникновения до современности.
Анализ драм и комедий Н.И. Алиева, позволяет выявить и описать их тематическую направленность и художественные особенности. Тема войны остро звучит и решается в драме «Итальянская баллада». Человек на войне, проявление его духовных и моральных качеств в напряженные минуты волнуют Н.И. Алиева. Его герои - носители мужества, отваги, любви к Родине, лучших качеств советского человека - дагестанца.
Проблематика драмы, ее достоинства (внутренний драматизм, наличие героев с индивидуальными судьбами с развитием характеров) ставят пьесу Н.И.Алиева в ряд лучших произведений дагестанской драматургии. Автор мастерски раскрывает психологию героев, их внутренний мир. Драматические характеры рождаются вследствие глубокого идейного конфликта, и сам конфликт реализуется через эти характеры. Переломные моменты истории страны, время сталинских репрессий ярко показаны в драме «Отец застрелился», носящей автобиографический характер. Автору удалось через сломленные судьбы миллионов людей показать стойкость людей того времени.
Традиционную для дагестанской литературы тему горянки Н.И. Алиев решает в пьесе «Марьям». Характерной особенностью пьес Н.И. Алиева являются приемы индивидуализации характеров.
В пьесах «Легкий испуг», «С чистой совестью мальчика» и в ряде других Н.И. Алиев решает вопросы нравственности, гражданского долга, воспитания подрастающего поколения.
Важную сторону таланта Н.И. Алиева составляет раскрытие коллизий между потребительским, мещанским отношением и сознанием и стремлением жить честно, достойно. Главными становятся личностные качества сформировавшегося человека. Оставляя за пределами пьес процессы внутреннего, духовного формирования героев, Н.И. Алиев акцентирует внимание на выявлении итоговых результатов, демонстрирующих самому человеку и читателю его подлинную нравственную цену.
Автору удается стать «своим» в эмоциональном и интеллектуальном мире современных юношей и девушек. Но вместе с тем острота и актуальность социально-нравственной проблематики сами по себе не являются гарантом творческого успеха. Он достигается лишь тогда, когда автор находит новые драматургические способы и формы рассмотрения жизненных противоречий, стремится к обогащению и развитию эстетической системы драмы, когда он новаторски подходит к художественному осмыслению характеров своих героев и коллизий.
Нариман Алиев один из тех, кто жил при советской власти, был свидетелем перестройки и творил на этапе рыночных реформ. В последние годы он видел мир не так, как видел его десять или двадцать лет назад. Ровесник века, Нариман Алиев своей творческой деятельностью радовал своих читателей незаурядным талантом.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Магомедов, Нурутдин Эбулович, 2008 год
1. Источники исследования
2. Алиев Н.И. Марьям. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1961.
3. Алиев Н.И. Басни. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, ^ 1961.
4. Алиев Н.И. Сатирическим глазом. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 19634. .Алиев Н. За масштабность пьес//Советский Дагестан. № 5. 1975.
5. Алиев Н.И. Мартышкин труд. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1979.
6. Алиев Н.И. Купила тетка Жигули. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1985.
7. Алиев Н.И. Двор, в котором лаял Бобик. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1985.
8. Алиев Н.И. Легкий испуг: Пьесы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1985.
9. Алиев Н.И. Еще раз об отстающем жанре. // Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1986.
10. Методологическая литература
11. Апресян Г.З. Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе. -М., 1981.
12. П.Аристотель. Об искусстве поэзии. 1957. В словаре литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.
13. Астахов И. Искусство и проблема прекрасного. М., 1963.
14. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. -М. Т.1. 1936.
15. Батраков С. О природе идейности искусства. -М.: Искусство. 1960.
16. Бахтин М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М., 1986.
18. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы. М.: Наука. 1997.
19. Белинский В.Г. П.С.С. в 13-ти т., Т. 5. -М., 1954.
20. Белинский В.Г. П.С.С., Т. 7.
21. Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений. М., Т. 5. 1955.
22. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине. П.С.С. М., 1955.
23. Бердников Г. Чехов драматург. - М.: Искусство, 1981.
24. Борев Ю. О комическом. -М.: Искусство, 1957.
25. Борев Ю. Мир не умрет, если будет умирать от смеха. Курьер ЮНЕСКО, 1976, май.
26. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. — Л., 1978.
27. Введение в литературоведение. // Под ред. Г.И. Поспелова. -М.: Высшая школа. 1976.
28. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. М., 1963.
29. Виноградов И. Искусство. Истина. Реализм. М., 1975.
30. Гамзатов Г.Г. Дагестан: Историко-литературный процесс. Махачкала: Дагучпедгиз. 1990.
31. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление. — Махачкала: Дагучпедгиз. 1986.
32. Гей Н.К. Активность искусства социалистического реализма // Социалистический реализм сегодня: Проблемы и суждения. М.:'Наука. 1977.
33. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5. М.: Гослитиздат, 1937.
34. Горький М. Собрание сочинений, в 30-ти томах. Т. 26. — М.: Гослитиздат, 1953.
35. Демирчян Д. Мысли о литературе // Храпченко М.Б. Творческая инди-- видуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель,1979.
36. Добина Е. Жизненный материал и художественный сюжет. — Л.: Советский писатель, 1956.
37. Драгомирецкая Н.В. Стилевые искания в ранней советской прозе // Теория литературы. -М., 1965.
38. Катаев В. Разное // М.Б. Храпченко. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — М : Советский писатель, 1970.
39. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М.: Наука, 1987.39. ЛенинВ.П.С.С.Т. 49.
40. Лихачев Д.С. Будущее литературы как предмет изучения // Новый мир. -М.,№9. 1969.
41. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. -М.: Наука, 1979.
42. Луговской Вл. Собр. соч. В 3-х томах. Т. 3. -М., 1989.
43. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. 1968.
44. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978.
45. Роллан Р. Собр. соч. в четырнадцати томах. Т. 13 // Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — М.: Совет- ский писатель, 1970.
46. Рыленков Н. Традиции и новаторство. -М., 1962.
47. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
48. Словарь литературоведческих терминов. -М.: Просвещение, 1974.
49. Тагер Е.Б. Творчество Горького советской эпохи // Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы. М.: Наука.
50. Тищенко Ф. Как учит писать Л. Толстой// «Русская мысль», 1963.
51. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. -М.: Художественная литература, 1977.
52. ЭльсбергЯ. Вопросы теории сатиры. -М., 1957.1. Специальная литература53. . Алиев X. Поэзия мысли и чувства // Литература Дагестана и жизнь. -Махачкала, 1978.
53. Алиханова А. Эволюция образа // Литературный Дагестан. Махачкала, 1975.
54. Ахмедов С.Х. Проза // Дагестанская литература. Закономерности развития 1965-1985 гг. Махачкала, 1999.
55. Бугров Б.С. Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе (60-70-е годы). М., 1980.
56. Бугров Б.С. Русская советская драматургия. М., 1981.
57. Гамзатов Р.Г. Гражданственность художественного творчества // Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1978.
58. Гамзатов Р.Г. Попеть и воспеть величие лет. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.
59. Гамзатов Р.Г. Поэма «Горянка». — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1980.
60. Гамзатов Р.Г. Книга юмора и сатиры. М.: Молодая гвардия, 1986.
61. Гизатов К.Т. О развитии национальной формы литературы и искусства. -Казань, 1968.
62. Дагестанская литература. Закономерность развития 1965-1985 гг. Махачкала, 1999.
63. Дагестанская правда. 9 июня 1995.
64. Десницкий А. Два Крылова // И.А. Крылов. Басни. Л.; Лениздат, 1970.
65. Детская литература. Декабрь. 1983.
66. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М.: Высшая школа, 1988.
67. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы. М.: Наука. 1977.
68. Зульфукарова М.И. Дагестанская советская драматургия. Махачкала, 1965.
69. Зульфукарова М.И. Драматургия // Дагестанская литература. Закономерности развития 1965-1985 гг. Махачкала, 1999.
70. Кельбеханов P.M. С. Стальский. Традиции и новаторство. Махачкала, ИПЦДГУ. 1995.
71. Леонов Л. Советский писатель и современность. Собр. соч. Т. 7. —М., 1961.
72. Ломидзе Г.И. Единство и многообразие // Гусейнаев А. Единство и национальное многообразие советской литературы народов Дагестана. Махачкала, 1973.
73. Магомедов Д.М. К проблеме интернационального и национального в художественной культуре // Вопросы дагестанской литературы. Т. II. Махачкала. 1973.
74. Магомедов Д.М. Развитие социальных, национальных, художественных культур. Махачкала: Дагучпедгиз. 1973.
75. Моруа А. Из «Писем к незнакомке» // Иностранная литература. 1974.1.
76. Мухамедова Ф.Х. Поэзия. // Дагестанская литература: закономерности развития.1965-1985. Махачкала: ДНЦ РАН, 1999.
77. Нагибин Ю. Литературные сказки зарубежных писателей. М.: Советский писатель, 1982.
78. Надъярных Н.С. «Время перечтений» // Способность к диалогу. -М., 1993.
79. Погодин Н. Собрание драматических произведений. Т. I. М.: Искусство, 1960.
80. Пономарева Н. // Радоева И. Красное и коричневое и другие пьесы. -М.: Прогресс. 1980.
81. Словарь литературоведческих терминов. -М.: Просвещение, 1974.
82. Советские писатели. Автобиографии: В 2-х т. Т. I. -М., 1959.
83. Сулейманов Э. В поисках точности // Литература Дагестана и жизнь. — Махачкала, 1978.
84. Султанов К. Человек в пути // Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1978.
85. Султанов К. Эфенди Капиев, его личность и литературно-критические взгляды // Литературный Дагестан, 1975.
86. Султанова Г.А. Революции посвящается. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1981.
87. Султанова Г.А. Театральное искусство // Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941 гг. -М.: Наука, 1987.
88. Чехов А.П. Полн. Собрание сочинений и писем. Т. 14. М.: Государст- венное издательство художественной литературы, 1949.
89. Эвентов И. Остроумие схватывает противоречие (О некоторых вопросах теории сатиры) // Вопросы литературы, 1973. № 6.
90. Юсупова Ч.С. Поэзия. -Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1999.
91. Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994.
92. Юсуфов Р. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана // Вопросы дагестанской литературы. Т. II. — Махачкала: Дагестан- ское книжное издательство, 1973.1. Из неопубликованного
93. Алиев Н.И. Черный шарик. 1975.
94. Алиев Н.И. Чудесный лес. 1975.
95. Алиев Н.И. Эльдар и Патя. 1975.
96. Алиев Н.И. Отец застрелился. 1989.
97. Алиев Н.И. Трое на скамейке. 1989.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.