Поведение потребителей духовной продукции в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.03, кандидат социологических наук Голиков, Сергей Владимирович
- Специальность ВАК РФ22.00.03
- Количество страниц 213
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Голиков, Сергей Владимирович
Перечень сокращений наиболее часто употребляемых в работе сочетаний слов.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Междисциплинарный подход к исследованию поведения потребителей духовной продукции и услуг.
Глава 2. Системно-субстанциональный анализ основных понятий исследования поведения потребителей духовной продукции.
Глава 3. Концептуальная модель поведения потребителей духовной продукции и услуг.
Глава 4. Многоуровневый критериальный анализ поведения потребителей духовной продукции и услуг.
Глава 5. Социально-экономический портрет потребителя духовной продукции и услуг в современной России.
Глава 6. Основные условия и факторы, влияющие на экономическое поведение потребителей духовной продукции в современном российском обществе и их моделирование.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая социология и демография», 22.00.03 шифр ВАК
Потребительская культура как регулятор поведения потребителей2004 год, доктор социологических наук Ростовцева, Людмила Ивановна
Влияние социально-экономических трансформаций на потребительское поведение: На примере динамики потребительского спроса на книжную продукцию2000 год, кандидат экономических наук Покровская, Надежда Николаевна
Потребительское поведение российской молодежи в условиях рыночных отношений2007 год, кандидат социологических наук Таракановская, Елена Витальевна
Совершенствование исследования спроса на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации2007 год, кандидат экономических наук Ледовской, Евгений Евгеньевич
Позиционирование брэнда в социальном пространстве потребительского поведения в российском обществе2008 год, кандидат социологических наук Кириллов, Алексей Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поведение потребителей духовной продукции в современной России»
Актуальность темы исследования определяется проблематикой состояния российского общества и появлением в его социально-экономической жизни новых тенденций в поведении населения, что можно раскрыть с помощью нескольких групп противоречий.
Сегодня российское общество напоминает Европу XV-XVI веков - периода нарождения капитализма, острейшего дефицита продуктов питания, энергетических ресурсов, крайней раздробленности и духовного кризиса. Вновь в России нарастает значение «слепой веры». Особенно сложно становится людям обездоленным и лишённым интеллектуального мужества от ударов судьбы t (болезни, войны, потеря близких людей, душевные страдания из-за невостребованности). Человеку атеистически воспитанному, даже в меру рациональному, трудно прийти к вере. Для этого нужно ощутить своё ничтожество перед божеством. В этом можно увидеть первую группу противоречий, осложняющих духовное развитие нашего народа.
В отечественной системе образования и профессиональной подготовки ощущается волевая ориентация - готовят лидера, хозяина, индивидуалиста, с мышлением победителя. Тем глубже растерянность и горше ощущения, когда выясняется, что лидер не вышел, а получился, из-за отсутствия наглости и воспитанной родителями коллективистской ментальности, простой клерк, зависящий в полной мере от корпоративных отношений.
Вторая группа противоречий связана с игнорированием гуманитаризации при преподавании общественных дисциплин в средней школе и вузах: в экономических теориях обходятся без экономических отношений, а человек там, в лучшем случае, появляется как смитовский «гомо экономикус»; при чтении дисциплин менеджмента и маркетинга основываются на формально-количественных методах. Из диссертации в диссертацию, из проекта в проект перекочёвывают почти столетней давности «графики Ганта» и, основанные на бихевиористской методологии, «пирамида Маслоу» и «Бостонская матрица»; при чтении «Управление персоналом» используют формальные схемы ) корпоративных и психологических отношений; в социологии игнорируются наши отечественные разработки, увлекаясь зарубежными классиками, идеям которых порой более 150 лет.
Гуманитарные программы исчезли не только из планов школ и вузов, но и из социально-экономических программ предприятий и организаций. Гордостью школ становятся компьютерные классы, но мало кто задумывается о развитии школьной библиотеки. Достижение человечества «Интернет» превратился в свалку.
Третья группа противоречий связана с сокращением с начала 90-х годов воспитательно-просвещенческой деятельности в школах, вузах и среди населения. А то, что мы слышим по радио и телевидению - это популизм государственных деятелей и депутатов, либо демагогия ангажированных журналистов. Молодые люди всё меньше читают научно-методическую и художественную литературу. Всё более среди выпускников вузов распространены «профессиональный кретинизм» и «образованные недоучки».
Четвертая группа противоречий в культурном развитии россиян возникает в связи с духовной интервенцией средствами массовой информации. Одна сторона: сегодня во многих городах и относительно крупных сельских поселениях восстанавливают или строят заново церкви или мечети, хотя в стране не стало больше верующих. Другая сторона: СМИ, реклама, западные учебные пособия и журналы несут с собой в огромных масштабах протестантскую этику с её крайним индивидуализмом, утилитаризмом и прагматизмом, с её идеями «абсурдности» мира и «заброшенности» в нем человека.
Пятая группа противоречий в духовном развитии населения нашей страны - следствие капиталистических реформ в России, проявление которых выражается в том, что: рынку не нужны культурные, образованные и интеллектуально развитые люди; рынок становится образом жизни многих слоёв населения: все продается и все покупается. Можно за деньги купить аттестат с отличием, поступить в вуз, купить контрольные, курсовые и диплом об окончании. До 3% выпускников средних школ собираются после окончания стать иждивенцами. До 30% девушек после окончания школы мечтают стать фотомоделями. Средняя школа не ориентирует выпускников на рабочие должности в организациях и на предприятиях; рынок духовной продукции не позиционируется в сельских районах, так как это невыгодно (каким бы предпочтительным не был сельский сегмент); духовное отчуждение подталкивается дороговизной духовной продукции;
ППДПиУ в этих условиях выступает формой экономического поведения.
Шестая группа противоречий вызвана методологической неопределённостью, эклектикой и неразборчивостью авторов учебных пособий и монографий в выборе пути познания духовных проблем российского общества. Модные на Западе бихевиористский, ситуационный, постмодернистский и количественный подходы лишь в принципе правомерны, но ограничены в изучении поведения потребителей, а из-за игнорирования вербальной информации малоэффективны. Историко-генетический и системно-процессуальный подходы требуют серьёзной научной проработки. Диалектико-материалистический анализ имеет неограниченные возможности, но пока требует серьёзного теоретического обоснования для изучения вопросов неопределённостей и рисков в поведении потребителей.
Седьмая группа противоречий связана с формированием концепции поведения потребителей духовной продукции. Изучение поведения потребителей предполагает междисциплинарный подход. С одной стороны, наука о поведении потребителей впитала в себя многие положения из других областей знания: философии, социологии, психологии, экономики, социальной психологии, права, этики, менеджмента, маркетинга. С другой стороны, исследования по поведению потребителей помогут обогатить философское, социологическое и экономическое знание в понятиях потребление, потребитель, рациональное, разумное и иррациональное поведение и потребление, дадут практические советы менеджерам и маркетологам по стратегии и тактике взаимодействия с потребителями.
Широкое, по всем направлениям на научной основе изучение поведения потребителей в России только начинается. Богатый зарубежный опыт изучения поведения потребителей по многим известным причинам в нашей стране неприемлем, особенно для осознания гуманитарной миссии интегрированного менеджмента и маркетинга. Это касается и поведения потребителей духовной продукции. Появившиеся в последнее время в нашей стране учебники и монографии по поведению потребителей пока повторяют американские идеи и при* меры и далеко не всегда критично.
И, наконец, восьмая группа противоречий отражает состояние научного знания о поведении потребителей духовной продукции. Необходима тесная увязка трёх уровней комплексного социально-экономического исследования: общесоциологического уровня с выбором пути познания и соединения двух метасистем: личности потребителя (или группы потребителей) и общества; уровня специальных социологических теорий в формировании специальной социальной теории поведения потребителей; уровня конкретных социально-экономических исследований для выявления современных тенденций в поведении потребителей духовных благ общества.
Противоречив и факт, что менеджмент и маркетинг при всей их широкой распространённости как специальностей и учебных дисциплин во многом пока , остаются экзотическими средствами влияния на экономику и рынок. Менеджмент пока не имеет собственного предмета и объёма знаний, законов, категорий, стиля мышления и, по существу, представляет собой эклектику знаний. Маркетинг эффективен в условиях бездефицитного рынка. Отечественный неразвитый рынок с 70% импортных товаров не может считаться бездефицитным ни с какой стороны. Реальная конкуренция отсутствует. Потребители страдают от засилья монополистов во всех сферах жизни общества.
Всё вышеперечисленное свидетельствует об актуальности изучения поведения потребителей духовной продукции и услуг.
Степень изученности проблемы.
Поведение потребителей духовных благ общества - это одна из самых древних и наименее изученных проблем. Основной причиной этого является постоянное отставание возможностей общества от потребностей населения. Рабовладельческое общество было более эффективным, чем первобытнообщинный строй в обеспечении людей общественными благами, создаваемыми экономикой и духовным производством. Феодализм оказался социально-экономически эффективнее рабовладельческого строя, а капитализм - феодального. Вспомним, для чего появилось массовое производство, а за ним резко увеличились рынки сырья, рынки сбыта и рынки рабочей силы. Деградируя, феодализм вызвал экономический, социальный, политический и духовный кризис, жестокие войны, упадок культуры. Начало империалистической стадии к также было вызвано обострением экономической и социально-политической обстановки в мире. Сегодня подобные процессы спровоцированы, по нашему мнению, кризисом либеральной экономики, что вызвало потребность в социально ориентированном рынке при возрастающем контроле государства. Россия опять поймёт это с большим опозданием и под напором нарастающих экономических, политических и социальных катаклизмов.
Поскольку потребителями благ на всех этапах развития человечества является, фактически, все население мира, то от его поведения зависит состояние общества.
Концептуальная проработка темы и разработка теоретико-методологических и методических основ исследования даёт основание выделить несколько основных направлений, составляющих имеющуюся научную базу, созданную учеными различных отраслей знания - экономистами, философами, социологами, социальными психологами, психологами, специалистами по менеджменту, маркетингу и этике.
Первое направление - философское, социологическое и психологическое развитие теории потребностей1 [140,46, 82, 131, Серия и др.].
Второе направление - философское, социологическое и психологическое развитие теории поведения личности и группы [99, 160, 152, 10, 114, 175, 8,25, 159 и др.]
Третье направление рассматривает возможные методологические подходы к изучению поведения потребителей [109, 81, 111,58,211,10, 98,116, 18, 133, 144, 143,49, 199 и др.].
Четвертое направление освещает поведение потребителей в целом и, в частности, духовное потребление^, 24, 45, 158, 160; 181, 187, 189, 199, 209, 185,213,223 и др.].
Пятое направление - исследует духовное потребление как элемент духовной деятельности людей [77, 90, 178, 164, 12, 27, 32, 37, 48, 60, 76, 79, 107, 120, 122,124,121, 186,199, 217 и др.].
Вместе с тем вопросы потребления духовных благ общества и изучение потребителей этих благ пока не стали предметом широких исследований.
Исходя из актуальности, практической важности и слабой разработанности проблемы в диссертации поставлена цель - проанализировать поведение потребителей духовных ценностей, источники, движущие силы и механизмы этого поведения, а также социально-экономические условия и факторы,
1 См.: Серия из 8-ми сборников по всем аспектам теории потребностей, выпущенных в 1985 году по результатам всесоюзного координационного совещания Институтом философии АН СССР и Философским обществом влияющие на него. Полноценная развернутая картина изучаемого явления и процесса может быть получена лишь в процессе междисциплинарного исследования - тесном соединении философского, социально-экономического и конкретно-социологического уровней обобщения знаний; в неразрывной связи теоретических аспектов и эмпирических; возвышения от абстрактного определения основных понятий исследования к конкретной индикации и превращению в единицы измерения признаков поведения потребителей; от локального к системе, от разноплановых фактов к тенденциям, от конкретной информации к социально-экономической теории.
Достижение поставленной цели объективно предопределило следующие теоретические и прикладные задачи исследования:
- выбор и обоснование надежной методологической базы, обеспечивающей выработку теоретической концепции поведения потребителей духовных благ как общественного отношения, социального института, социальной системы, общественного процесса функционирования потребителей, как элемент образа жизни и культуры общества;
- анализ основных понятий, раскрывающих предмет исследования - поведение потребителей духовных благ общества;
- изучение направленности, содержания и структуры поведения потребителей духовных ценностей;
- выявление источников, движущих сил и механизмов поведения потребителей духовных благ;
- разработку методики, техники и процедур изучения поведения потребителей духовных ценностей;
- выявление основных тенденций и формирование социально-экономического портрета поведения потребителей духовной продукции в современной России;
- проведение критериального анализа поведения потребителей духовной продукции и формирование на этой основе концептуальной и математической модели спроса на духовную продукцию и услуги.
Отмеченные выше, постановка целей и многообразие задач свидетельствуют о сложности и малоизученности объекта и предмета исследования.
СССР ( например, "Личностные аспекты формирования социальных потребностей", "Социальные потребности как детерминанты человеческой деятельности" и другие).
Объект исследования - поведение потребителей общественных благ. Его сложность определяется многими факторами: во-первых, потребителей духовной продукции разного уровня потребления немногим меньше, чем население Земли (за исключением малолетних детей). При этом понятия «духовные блага», «духовное производство», «духовное потребление», «духовная продукция», «духовная ценность» очень тонкие и условные. В мире существует масса явлений и процессов, тесно связанных с этими понятиями - символизация вещей, одушевление вещей, соотношение творчества и ремесленничества, нового и стандартного, потребительская стоимость духовной продукции, обмен и рынок духовной продукции, производство, организация и распределение духовной продукции как форма производственных отношений и т.д.; во-вторых, из-за того, что существует множество производных понятий от термина «потребление», возникают вопросы: в какой мере они могут быть связаны с духовным потреблением; в какой мере потребление духовной продукции связано с экономикой (хотя понятно, что рисунки животных, орудий труда и охоты первобытными людьми носили и духовный, и вещественно-экономический характер); может ли стать духовное потребление источником «потребительского общества» и т.д.; в-третьих, духовное потребление ценностей и формирование собственных норм и ценностей, с одной стороны, предполагает институциональный аспект изучения поведения потребителей, а, с другой стороны, создает отчуждение, противоречие между личностью потребителя и социальными институтами, которое дополняется специфическим восприятием социального, экономического и культурного мира как чуждого или даже враждебного личности.
Задача увязки теоретических и практических проблем, формирование концепции поведения потребителей духовной продукции и изучение поведения их в современной России, определила необходимость различать в исследовании предметы теоретического и конкретного маркетингового исследования.
Предмет теоретического изучения - поведение потребителей духовных благ как общественное отношение, социальный институт, социально-экономическая система, общественный процесс и процесс функционирования потребителей. Поведение потребителей определяется не только общественными, но и личными потребностями, которые могут быть рациональными, разумными и иррациональными. Поведение потребителей может быть личное и организованное. Поведение потребителей духовной продукции может быть еще массовым, групповым и ассоциативным;
В качестве предмета прикладного социального и маркетингового исследования выступают личностное и групповое (массовое) потребление духовной продукции под влиянием общих и специфических социально-экономических условий и факторов, а также механизм выявления предпочтительных сегментов потребления духовной продукции и услуг, определение условий позиционирования духовных благ и исследование спроса на духовные ценности общества.
Принятый для изучения предмет потребовал сложного междисциплинарного теоретического обоснования и методологического обеспечения, в ко-I тором скоординированы позиции всеобщего, специфического и конкретного социально-экономического уровня. Высшую ступень иерархической методологической лестницы занимает диалектико-материалистический подход как логика и теория познания. Его дополняют: методология системно-структурного анализа - при попытке установить направленность, содержание и структуру поведения потребителей духовной продукции; идея социальной стратификации с функционалистской методологией - при изучении индивидуальных групповых потребителей духовной продукции как основание для сегментирования и позиционирования духовной продукции и услуг и в качестве базы для изучения спроса и предложения на духовную продукцию и услуги; исторический анализ - при сравнении духовного потребления в советском обществе и в современной России и снятия всяческого рода преувеличений, абсолютизации и выпячивания отдельных фактов или аспектов.
В работе также использован опыт отечественных и зарубежных учёных по вопросам потребностей, потребления и потребителей, а также методов, техники и процедур их изучения в конкретных маркетинговых и социологических исследованиях.
Эмпирическая информационная база исследования сформирована с учетом следующих обстоятельств:
1) огромная генеральная совокупность вполне поддается теоретической и практической организации благодаря типологии регионов, людей, духовных I ценностей и способов их потребления;
2) все люди, в зависимости от потребностей и возможностей, пользуются услугами типового образования, воспитания, просвещения, телевидения, радио, кино, театра, литературы, прессы и т. п.;
3) учитывая первые два обстоятельства, выборочная совокупность изучения поведения потребителей духовной продукции может быть невелика.
4) широкая типологизация общественной жизни позволяет для изучения поведения потребителей использовать статистическую информацию, наблюдения, контент-анализ торговой духовной продукции в магазинах, экспертные оценки специалистов в области культуры и образования и метод фокус-групп потребителей товаров и услуг.
5) для изучения влияния тенденций в поведении потребителей духовных благ крайне необходима и вербальная информация, полученная по результатам проведенного автором маркетингового исследования на репрезентативной выборке по оригинальной программе. Опрошено в мониторинговом режиме в течение 2003-2006 гг. 1227 респондентов, представляющих все слои населения (см.: Приложения 1 и 5); использованы две фокус-группы по 20 человек при изучении потребления духовной услуги - балета в Башкирском театре оперы и балета (см.Приложения 18- Табл. 2, 4, 5, 6); проведён контент-анализ продаваемой литературы в книжных магазинах городов и районных центров Башкортостана (см.: Приложение 17); проведён контент-анализ предлагаемых в кинотеатрах кинофильмов, спектаклей и концертов в дворцах культуры городов, районов и сельских поселений РБ (см.: Приложение 17); проведён контент-анализ прессы, контент-анализ телевизионных передач по каналам: первому, НТВ, Россия, Башкортостан и Культура по вопросам освещения проблем культуры содержания телепередач (см.: Приложение 2); а также формы для оценки экспертами уровня культурности населения и влияния социально-экономических условий на духовное развитие россиян (см.: Приложения 3 и 4).
Достоверность и обоснованность выводов н рекомендаций обеспечивается научной методологией, теоретической концепцией и системным подходом к изучению поведения потребителей духовных ценностей; детально проработанной программой исследования с учетом всех необходимых этапов, методов, техники и процедур; обоснованной репрезентативной выборкой типичных > регионов, типичных продуктов духовного производства, типичных средств и способов потребления; тщательным подбором опросных показателей и индикаторов, глубоким и всесторонним анализом критериев оценки духовной продукции и услуг.
Научная новизна исследования: I. Разработана теоретическая концепция поведения потребителей духовных благ, предлагающая рассматривать его как социально-экономическое явление, общественное отношение, социально-экономический институт и процесс функционирования субъектов особого рода. Потребители духовной продукции и услуг свои поступки и действия осуществляют, не только исходя из собственных потребностей, интересов, ожиданий и предпочтений, но и принимают участие в общественном процессе приобретения духовной продукции и услуг. Потребляя и усваивая нормы и ценности общества, социально-экономический институт и > субъект потребления духовной продукции и услуг предлагает своё миропонимание, сообразуясь с установками, полученными в семье, школе, профессиональных учебных заведениях, на «улице» и в других социально-культурных средах общества.
Определены заново или уточнены основные, используемые в исследовании, понятия: потребности в духовных благах, духовные блага, духовные ценности, духовная продукция, культура, потребление, поведение потребителей, потребительская стоимость и т. д.
II. Предложены оригинальные методы, инструменты, процедура и техника конкретных социолого-маркетинговых исследований. В частности, разработан опросный лист для анкетирования и интервью всех слоёв населения; формы контент-анализа телевизионных программ, прессы, периодических изданий, культурных мероприятий, проводимых в городах и районах РБ, литературы, покупаемой в книжных магазинах. Проведён по собственной методике опрос двух фокус-групп на спектакле в театре оперы и балета. При обработке информации усовершенствована процедура подготовки материала для анализа.
III. Установлено влияние условий и факторов на поведение потребителей духовной продукции в современной России. Основными детерминантами, определяющими поведение потребителей, сегодня являются: финансово-экономические, политические, социально-демографические, культурные, образовательные и нравственные. Наиболее сильное влияние на поведение потреби> телей духовной продукции оказали неуправляемые рыночные отношения, правовой нигилизм, отказ системы образования от воспитания и просвещения, безмерное вздорожание средств духовного развития, интервенцию протестантской этики.
Может быть, впервые в литературе по духовной сфере общества проведён критериальный анализ и предложены основные критерии оценки и спроса на духовную продукцию и услуги. Критерии раскрываются через показатели, признаки, меру. Алгоритм критериального анализа поведения потребителей духовной продукции и услуг включает 5 групп критериев: субстанциональные, гносеологические, аксиологические, конкретно-дисциплинарные и локальные.
Сформированы концептуальная и математическая модели спроса на духовную продукцию и услуги в современной России как одного из факторов поведения потребителей. Концептуальная модель раскрывает спрос на духовную > продукцию как взаимовлияние основных признаков сегментирования, позиционирования и критериев спроса. Математическая модель также учитывает эти признаки через число потенциальных покупателей и функцию места и времени продажи, а также коэффициентов ожиданий, предпочтений потребителей, качества, цены, общественной полезности и социального значения духовной продукции и насыщенности ей позиционированного рынка.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Концепция поведения потребителей духовной продукции и услуг, построенная на базе системно-междисциплинарного подхода, представляющая поведение потребителей духовной продукции и услуг как социальное явление, общественное отношение и процесс, своеобразный социально-экономический институт общества, форму экономического поведения и процесс функционирования субъектов особого рода.
2.Критерии потребления духовной продукции и услуг, характеризующие его с социально-экономических и гуманитарных позиций.
3. Условия, факторы и тенденции сегментирования, позиционирования и моделирования духовной продукции и услуг в современном российском обществе.
Теоретическое н практическое значение работы.
Предлагаемая концепция поведения потребителей духовной продукции поможет продолжить исследования потребителей в отдельных сферах потреб) ления духовных благ - в сфере спорта, научного, технического и художественного творчества, в области нравственных, правовых и эстетических отношений.
Вскрытые в работе тенденции и выводы об источниках, движущих силах и механизмах, а также о влиянии социально-экономических условий и факторов на поведение потребителей духовных ценностей позволит оценить духовное состояние России и помочь выработать пути его возрождения.
Сделанные в работе обобщения и методологические разработки по подготовке инструментария, опросных показателей и индикаторов помогут в преподавании дисциплин "Поведение потребителей", "Маркетинговые исследования" и проведении конкретных маркетинговых исследований.
Апробация итогов исследования.
Теоретические положения и выводы диссертации, практические рекомендации излагались автором на 3-х международных (Н.Новгород: ННГУ, 2005-«Организация в фокусе социологических исследований»; Уфа: УГАТУ,2005 -«Управление экономикой: методы, модели, технологии»; Н.Новгород: ННГУ, 2006 - «Девиация и делинквентность: социальный контроль»); 6-ти всероссийских (Уфа: УГИС, 2004; Курган: КГУ, 2005; Уфа: УГАТУ, 2004; Уфа: УГАТУ, 2006; Н.Новгород: НИСОЦ, 2004; Томск: ТПУ, 2005 (две публикации)); 3-х республиканских и межвузовских научных конференциях (Уфа: РИО БГУ,2004; Уфа: КМП - УГАТУ, 2005; Уфа: БГПУ, 2004), а также статья в журнале «Вестник УГАТУ», Т.7, № 2 (15), 2006 г. По теме диссертации опубликована 21 работа общим объемом около 15 п. л.
Похожие диссертационные работы по специальности «Экономическая социология и демография», 22.00.03 шифр ВАК
Маркетинговые инструменты воздействия на потребительское поведение субъектов регионального розничного рынка фармацевтической продукции: на примере аптечной сети в РСО-Алания2009 год, кандидат экономических наук Дзагоева, Аида Руслановна
Управление рыночной комплаентностью маркетинговых программ в сфере юридических услуг2010 год, кандидат экономических наук Мостовой, Евгений Леонидович
Трансформация потребления в информационной экономике2014 год, кандидат наук Манахова, Ирина Викторовна
Маркетинговые технологии воздействия на поведение потребителей услуг в сфере туризма: На материалах Ростовской области2004 год, кандидат экономических наук Масуренков, Владислав Сергеевич
Формирование модели потребительского поведения на рынке туристических услуг2012 год, кандидат экономических наук Суркова, Ольга Александровна
Заключение диссертации по теме «Экономическая социология и демография», Голиков, Сергей Владимирович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе результатов наших исследований поведения российских потребителей духовной продукции и услуг в заключение мы постараемся спрогнозировать развитие основных сторон духовной жизни наших соотечественников в ближайшем будущем. Основания поискового прогноза обеспечены следующими условиями:
1) Участие в последних этапах проекта мониторингового изучения ожиданий и предпочтений молодёжи (с последним взвешиванием в 2003 году) предоставило некоторые данные об изменениях в духовных ценностях молодых людей России.
2) Сравнительные данные о духовных ценностях из научных источников советского периода. Их, как и результаты мониторинга, на наш взгляд, можно принять за начало динамического ряда - условного верхнего экстремального уровня (во многом нереального, лишь в каком-то приближении отражающего достигнутый уровень духовного развития населения страны в 80-х годах), в число определяющих признаков которого можно отнести:
- рынок духовной продукции и услуг под контролем государства был дешёвый, широко представляющий все аспекты духовной жизни общества;
- были отмечены явные тенденции подъёма духовной культуры в регионах, на периферии, в сельской местности;
- бесплатное образование и подъём общей культуры, спортивные секции, дворцы детского творчества (в гораздо лучшем состоянии, чем сейчас), клубы по интересам во дворцах культуры;
- широко развитая система воспитания и просвещения населения во всех основных социально-культурных средах общества: начальной (в семье, детских дошкольных учреждениях, в школе, во дворцах детского творчества); в среде профессионального образования (техникум, вуз, ПТУ); на производстве, в организация и учреждениях; общегосударственная среда (законодательная база, СМИ, выставки, музеи);
- активное противодействие индивидуализму, прагматизму, гедонизму, религиозному вмешательству в дела государства, наркомании и алкоголизму, проституции, пошлости и т.д.;
3) Результаты наших последних исследований поведения потребителей духовной продукции и услуг в 2004-2006 годах помогли выявить тенденции (см. Приложения 5 и 17) для формирования нижнего экстремального уровня, отражающего область деградирующего духовного состояния российского общества, к определяющим признакам которого следует отнести:
• локализация образования по профессиональному признаку. Появление большого числа коммерческих вузов (их стало почти столько же, сколько государственных) с необоснованным набором специальностей и обучающихся на них студентов, намного превышающим потребности рынка подобных специалистов. Параллельно появилась масса колледжей, обучающих тем же специальностям и дело порой доходит до курьёзов (например, юрист - выпускник колледжа). Вместе с этим, были снижены требования к студентам и выпускникам, что, в свою очередь, понизило планку их культурности, интеллекта и компетентности;
• рынок духовных продуктов и услуг непомерно подорожал для абсолютного большинства населения России;
• огромная безработица отчуждает население страны от духовных благ и ценностей; формируется потребительство, потребительская элита, которую духовные ценности интересуют в меньшей степени;
• в основе позиционирования духовной продукции и услуг лежит прибыль и выгода, что ещё больше углубляет духовную деградацию и упадок периферии и сельской местности. Интеллигенция оседает в больших и столичных городах. Построенные на местах религиозные храмы представляют выгодный бизнес. Комплектование школ больше ориентируется на создание компьютерных классов и забывает о библиотеках;
• среди многообразия художественной литературы, прессы, периодики и телевизионных программ очень маленький процент работ, сделанных на высоком культурно-интеллектуальном уровне, воспитывающих справедливость, порядочность, честность, благородство. Последствия: забвение общечеловеческих ценностей, падение рождаемости и рост смертности населения, беспризорность;
• духовное обеднение примитивизирует жизнь общества, снижает социальную, творческую и политическую активность населения;
• интервенция СМИ протестантской этики ведёт к падению национального самосознания, потере национальных корней, угрозе российскому менталитету и религиозным традициям.
С одной стороны, признаки, определяющие верхнюю и нижнюю экстремы, характеризуют успешное или ненормальное функционирование прогнозируемого объекта; с другой - они означают прогнозный фон, т.е. внешние условия и факторы, оказывающие воздействие на развитие объекта прогнозирования. Для прогнозирования духовного потребления и поведения потребителей стандартного фона не существует, но его составляющие можно сконцентрировать в рамках 8 групп: научно-технические, социально-демографические, социологические, социокультурные, внутриполитические, внешнеполитические, хозяйственно-экономические и нравственно-идеологические. По каждой группе можно привести наиболее информированные для прогнозирования поведения потребителей показатели и индикаторы, которые, в свою очередь, можно соотнести со значениями верхней и нижней экстрем.
4) Разработка прогнозов в общественных процессах, и тем более, в сфере духовной жизни, имеет существенные особенности: непосредственная связь с глубинными процессами в сознании и поведении людей требует особой деликатности и предвидения последствий в их жизни; уязвимость и сильная зависимость от прогнозного фона; высокая степень относительности прогнозов, поскольку результаты исследований, оценки поведения потребителей в большой мере сводятся к неиз-меряемым или условно измеряемым показателям (культурность, интеллигентность, общественная полезность, социальная значимость); ошибки в прогнозировании (даже при высоком уровне репрезентативности и надёжности эмпирических данных) во многом зависят от субъективных оценок респондентов (чаще напоминающих самоидентификацию своего духовного состояния в обществе) и экспертов (оценивающих в основном поведение потребителей из своего ближайшего окружения), имеющих значительные различия в духовных потребностях, интересах, позициях и ролях в обществе.
5) Важными тенденциями нашего исследования, которые заметно влияют на совокупный индекс изменения культурности в современной России по сравнению с 80-ми годами прошлого века, являются: известные последствия коммерционализации образования и духовной среды для детей дошкольного и школьного возраста; и последствия потери пенсионерами многих социальных льгот и возможности активного потребления духовных благ общества; постоянное подорожание рынка духовных продуктов и услуг вызывает углубление дифференциации возможностей потребления духовных благ и резкое сокращение соответствующего сегмента спроса на духовную продукцию; " обеднение активной духовной жизни и нарастание пассивного потребления, навязываемых СМИ духовных продуктов сомнительной ценности; " навязывание постмодерна в общественное сознание вместо устойчивого, целесообразного и закономерного развития духовной жизни. Модернисты никогда не были против теории лжи и манипуляций общественным сознанием. Под именем постмодерна мы понимаем систему приёмов и процедур, при помощи которой можно считать себя передовым и свободным в мещанской среде, продолжая делать то же самое. Ничего нового в этом сегодня нет. Есть смешной, но больше грустный рассказ Аркадия Аверченко «О хороших в сущности людях», где беллетрист Вздохов и художник Полторакин не помогли замерзающему мальчику и оставили его погибать только потому, что «сюжетец» об их помощи им показался шаблонным, неоригинальным. Также и сегодня «сюжетец» о помощи 4 млн. беспризорных детей в стране кажется миллиардеру Абрамовичу рядовым, банальным. Куда оригинальнее купить в Англии футбольную команду или дворец в Лондоне. Сегодня увлечение новаторским в модерне - это скорее реклама себя, чем действие. Иначе как понять идею деформировать изображение реальности во имя будущего?
6. Проведённый нами социального эксперимента, который складывался: во-первых, из формирования индекса культурности и интеллигентности из характеристики социального портрета потребителя духовной продукции и услуг в современной России; во вторых, проведён пробный опрос 20-ти экспертов, связанных в той или иной мере с культурой, ответил на три важных вопроса о возможности прогнозирования духовного развития в России: 1) применение оценочного метода с использованием экспертов и балльной системы при известной условности вполне правомерно; 2) нами использован поисковый прогноз с описанием оценки верхней и нижней экстремы и прогнозного фона; 3) выбран период с 1988 по 2010 годы, удобные для проведения интерполяции и экстраполяции известных и экспериментальных данных.
По результатам социального эксперимента изменение совокупного индекса культурности и интеллигентности россиян по годам имеет следующий вид (см. Рис.4);
Совокупные баллы оценки культурности населения России к о а с л х 0) а о а >.
5 4,8 4,6 4,4 4,2 4 3,8 3,6 3,4 3,2 3 2,8 2,6 2,4 2,2 2 1.8 1,6 1,4 1.2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0
1 1 I I I
1 1 Be )ХНЯЯ экст эема I I ип-з j. о
-e
•Л X о
-4-Е— о. о л С in
1 R
Нижняя'экстрема
1988
1994
2000
2005
2010
Периоды экстраполирования
Рис.4. Прогноз изменения совокупного индекса культурности и интеллигентности россиян до 2010 года
На графике очевидно резкое падение духовного состояния российского общества в 1994 году. Это подтверждается многочисленными документальными фактами и нашими исследованиями. Именно в этот период в армии начали появляться малограмотные новобранцы; резко снизился набор студентов в вузы и техникумы; снизился приём в аспирантуру во многих вузах страны; Юнеско поставило Россию по уровню интеллекта на 27 место в мире.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Голиков, Сергей Владимирович, 2007 год
1. Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. / Г.А. Аванесова, О.А. Астафьева.- М.: Наука, 2001.-193с.
2. Аверьянов А.Н. Система: Философская категория и реальность. /А.Н. Аверьянов- М.: Мысль, 1976. -173с.
3. Актуальные проблемы свободного времени. Под ред. Л.Н.Когана.- Свердловск; УНЦАН ССС, 1970.-181 с.
4. Алёшина И.В. Поведение потребителей: Учебник для вузов. / И.В. Алёшина. М.: ФАИР- ПРЕСС, 1999. -376 с.
5. Амосов Н.М. Метод моделирования социальных систем: Вопросы эвристического моделирования./Н.М.Амосов-Киев: Науковадумка, 1969.-208 с.
6. Ананьев Б.Г.Психология чувственного познания. / Б.Г. Ананьев.-М.: Мысль, 1960.-169 с.
7. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. / Б.Г.Ананьев.- М. Мысль, 1961.-172 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания./ Б.Г.Ананьев.- М.:МГУ, 1957. -136 с.
9. Андреев И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. /И.Д.Андреев,- М.: Наука, 1977. -213 с.
10. Ю.Андреева Г.М. Социальная психология./Г.М.Андреева.-М.: МГУ, 1980. С. 84-91.
11. Анисимов С.Р. Духовные ценности: производство и потребление. / С.Р.Аниси- мов.-М.,1988.-С. 121-130.
12. Антология исследования культуры. Т.1.- СПб.: Наука, 1997. -369 с.
13. Арнольдов А.И. Культура и современность./А.И. Арнольдов-М.:МГУ, 1973.-173 с.
14. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культуры./ С.Н.Артановский Л.: Советская этнография, 1967. -С. 91-96.
15. Артановский С.Н.Некоторые проблемы теории культуры./ С.Н.Артановский-Л.:ЛГУ,1977.-194 с.
16. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. /С.А.Арутю- нов -М., 1989.-223 с.
17. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов./ Г.Ассель. -М.: ИНФРА, 1999.-750 с.
18. Афанасьев В.Г. Системность и общество. / В.Г.Афанасьев.- М.: Политиздат, 1980. -С.21-36.
19. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. / Г.Л. Багиев.- СПб., 1996. С.57-78.
20. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. / Г. Л.Багиев, ИА. Аренков.-СПб., 1996.- С. 86-94.
21. Багиев Г.JI., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов. / Г.Л. . Багиев , В.М. Тарасевич, Х.Анн-М.: Экономика, 1999. -С. 86-100, 136-154, 186-202.
22. Байкова В.Г. Труд и досуг. / В.Г.Байкова.-М.: Профсоюзы, 1975. -128 с.
23. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. / Э.А.Баллер,-М.:МГПИ, 1969.-192 с.
24. Баркан Д.И., Хозяйченко Г.Б. Поймём наш бизнес: Как сегментировать рынок и изучать потребителя./ Д.И.Баркан, Г.Б.Хозяйченко. Л.:Аквилон, 1991-С.63-88.
25. Батенин С.С.Человек в его истории./С.С. Батенин- Л.:Наука,1976.-С. 52-68.
26. Белановский С.А.Метод фокус-групп./С.А.Белановский-М.Д996.-С.24-30.
27. Белл Дж. Массовая культура и современное общество./ Дж.Белл. // «Америка». 1993. -№ 103.-С. 18-21.
28. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования./И.К.Беляевский.-М.: Экономика, 1996.-С.116-128.
29. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. / Н.А.Бернштейн М.: Наука, 1966. С.46-48.
30. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. / И.В. Блауберг, Э.Г.Юдин,-М.:Наука, 1973.-С.91-99.
31. Богатырёва Т.Г. Современная культурная политика и реформы сферы культуры в России./ Т.Г.Богатырёва.// Социально-экономические процессы переходного периода. -М.: МГУ, 1999. -С. 63-68.
32. БоголюбоваЕ.В.Культура и общество./Е.В.Боголюбова-М.:Наука,1978. -186 с.
33. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. / Н.Н.Богомолова, Т.В.Фоломеева,-М., 1996. С. 38-46.
34. Большие системы.Теория, методология, моделирование-М.: Наука ,1971.-г 212 с.
35. Брехт Бертольд.О театре./ Бертольд Брехт.-М.:Искусство,1960.-С. 464- 469.
36. Будилова Е.А. Философские проблемы советской психологии. / Е.А. Буди-лова. -М.: Наука, 1972. -336 с.
37. Бурмистрова Т.Ю. Культура народов России: Учеб. пособие./ Т.Ю. Бурми-строва.- М., 2001 С.84-106.
38. Веронович Б.А. Диалектика цели труда и средств её осуществления./ Б.А. Воронович.// Философские науки, 1963.-№2- С. 43-46.
39. Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и pablic relations: 215 примеров, 130 практических задач и 15 практических предложений. / И.Л. Викентьев.-СПб.: ТОО- Тризтанс, 1995.-С. 22- 49.
40. Власова М.Л. Фокус-группа без фокусов./ М.Л.Власова. // Маркетолог. 1999. -№1- С.34-38.1г 41. Волкогонов Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. / Д.А. ' Волкогонов.//Знание. Серия «Этика», 1974. -№9- 63 с.
41. Вопросы духовной культуры советских рабочих. /Под ред. Л.Н.Когана./ -Сверд- ловск:УНЦ АН СССР, 1976. -183 с.
42. Выгодский JI.C. Развитие высших психических функций. / JI.C. Выгодский,- М.:Псижология, 1960. -С. 38-47.
43. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа./ П.Я.Гальперин. // Вопросы психологии, 1957 №6. -С. 22-28.
44. Гантер Б., Фернхам К. Типы потребителей: введение в психографику. / Б.Ган- тер, К.Фернхам.СПб.:Питер, 2001.-162 с.
45. Гегель Г. Работы разных лет. Т.2. / Г.Гегель.-М.: Мысль, 1973. С. 513-542.
46. Гегель Г. Соч. Т.VII. Философия права. / Г.Гегель.-М.- Л.:Соцгиз, 1934. -С. 180-227, 323-334.
47. Глаголев А.И., Пискотина P.M. О маркетинге в культуре. / А.И.Глаголев, P.M. Пискотина.// Социально-экономические проблемы художественной культуры. М.:МГУ, 1987. С. 83-88.
48. Голиков В.Д. Теория менеджмента: Учеб. пособие. В 2-х книгах. / В.Д.Голиков.-Уфа, 1996.-236 с.
49. Голиков В.Д. Поведение потребителей: Учеб. пособие./В.Д.Голиков. -Уфа:УГАТУ, 2005 .^40с.
50. Голиков В.Д. Ожидания и предпочтения молодёжи. / В.Д.Голиков.- Уфа: • УГАТУ, 2005.-186 с.
51. Голиков С.В. Личные предпочтения студентов на пороге третьего тысячеле-тия./С.В.Голиков // Вестник УЮИ МВД России. 2004. -№2. -С. 17-25.
52. Голиков С.В. О проблемах изучения поведения потребителей духовной продукции./ С.В.Голиков. // Управление экономикой: методы, модели, технологии. -Уфа: УГАТУ, 2004. -С. 231-236.
53. Голиков С.В. О категории потребитель./ С.В.Голиков. // Университетская наука РБ. Уфа: РИО БГУ, 2004. -С. 260-262.
54. Голиков С.В. Использование фокус групп при изучении потребителей духовной продукции./С.В.Голиков. //Управление экономикой: методы, модели, технологии / Пятая веер. н. конф. с межд. участием. - Уфа: УГАТУ, 2005. -С. 162-169.
55. Голиков С.В. О проблемах изучения потребления молодыми людьми духовной продукции. /С.В.Голиков.// Государственная молодёжная политика в крупном городе: пути и перспективы развития. -Уфа, 2005.4.1- С.66-71.
56. Голиков С.В. Социальный портрет потребителя духовной продукции в современной России./ С.В.Голиков // Современная экономика: Методология, теория, практика. / Межвуз. сборник М., - Казань. 2005. -С.58-70.
57. Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании. /В.Б. Голофаст,- Л.:Наука, 1981. -С. 21-53.
58. Голубков Е.П. Сбор маркетинговых данных и их анализ./ Е.П.Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 1998.-№4. -С.38-35.
59. Гольц Г.А. Культура и экономика: поиски взаимосвязей./ Г.А.Гольц // Общественные науки и современность. 2000. -№!.- С. 51-56.
60. Гордон JI.А., Римашевская Н.М. Пятидневная рабочая неделя и свободное время трудящихся./Л.А.Гордон, Н.М.Римашевская.-М. Мысль, 1972. -132 с.
61. Грушин Б.А.Массовое сознание./Б.А.Грушин.-М.:Политиздат,1987.-С.73- ' 89.
62. Грушин Б.А. Свободное время: Величина. Структура. Проблемы. Перспективы. / Б.А.Грушин М.: Правда, 1966- С. 36-61.
63. Гурьев Д.В. Предшествовал ли труд сознанию? / Д.В.Гурьев// Вопросы философии. 1967. -№2 С.23-36.
64. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры./ В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов.- Ростов н/Дону: РГУ, 1979. -249 с.
65. Дёмин М.В. Анализ структуры сознания. / М.В.Дёмин.- М.:МГУ, 1990. -С. 52-66.
66. Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики. / Отв. Ред. А.Ф. Суховей. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1991. -181 с.
67. Дмитриева Е.С. Фокус-группы в маркетинге и социологии. / Е.С.Дмитриева.-М., 1998.-124 с.
68. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Т.З. Методика и техника исследования. /В.И.Добреньков, А.И.Кравченко.- М.: ИНФРА-М, 2004.-931 с.
69. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии./В.В.Дружинин-М.: Мысль, 1974. С.- 64-81.
70. Дружинин Н.К. Выборочный метод и его применение в социально-экономических исследованиях./Н.К.Дружинин.- М.:Наука, 1970.-С. 91-102.
71. Дубинин Н.П. Генетика и будущее человека. /Н.П.Дубинин.- М.: Политиздат, 1971.-С. 21-27.
72. Духовная культура и проблемы социального управления. Новосибирск: Наука, 1981.-209 с.
73. Духовное развитие личности.-Свердловск: УНЦ АН СССР.Вып.3,1967-186 с.
74. Духовное производство. Социально- философский аспект проблемы. -М.: ' Политиздат, 1981.-С.86-102.
75. Жидков B.C. Государственная культурная политика. /В.С.Жидков.// Ориентиры культурной политики. 2001 №6. -С. 24-28
76. Жилина Л.Н., Фролова Н.Т. Проблемы потребления и воспитания спроса. /Л.Н.Жилина, Н.Т.Фролова.-М.: Мысль, 1969. -175 с.
77. Журавлёв В.В. Проблемы духовной жизни общества. /В.В.Журавлёв.- Ростов н/Дону: РГУ, 1972.-С. 16-51.
78. Журавлёв В.В. Перестройка и современная культурная ситуа-ция./В.В.Журав- лёв. //Научный коммунизм. 1989-№1.-С. 41-49.
79. Зборовский Г.Е. Социальная политика и её культура. /Г.Е.Зборовский.// Политика и культура. Екатеринбург: УГУ, 1991.-С. 12-21.1 81. Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. /А.Г.Здравомыслов.-М.: Наука, 1969.-С. 68-83.
80. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. /А.Г.Здравомыслов,-М.: Политиздат, 1986.-С. 18-66.
81. Зиннуров У.Г. Основы маркетинговых исследований./У.Г.Зиннуров.-Уфа: УГАТУ, 1996. -109 с.
82. Злотников Р.А. Духовные потребности советского рабочего./Р.А.Злотников. Саратов: СГУ, 1975. -235 с.
83. Иовчук М.Т., Коган A.J1. Изменения в духовной жизни рабочих СССР /М.Т.Иовчук, А.Л.Коган. // Философские науки, 1966. -№6. -С. 22-31.
84. Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность. /Э.Ион.- М.: Политиздат, 1969.-С. 83.
85. Ионин Л.Г. Социология культуры. /Л.Г.Ионин.- М.: МГПУ, 1996. -С. 71 -84.
86. Иностранная литература. 1970-№9.-С. 16-32.
87. Исследования по общей теории систем. -М.: МГУ, 1969. -С. 11-19.
88. Исследования культурной деятельности населения народов Урала. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1979.-153 с.
89. Каган М.С. Человеческая деятельность. / М.С.Каган.-М.: Мысль, 1974. -С. 208-216.
90. Кайзеров Н.М. Патология потребительства. /Н.М.Кайзеров М.: Политиздат, 1977.- С.47-71.
91. Как провести социологическое исследование. -М.: Наука, 1985. -С. 63-85.
92. Кант И. Критика чистого разума. Соч.в 6-ти томах. Т.З./ И.Кант.- М.: Политиздат, 1961. С. 121-124.
93. Карпинский Л.В. Свободное время общественное богатство. /Л.В.Карпин -ский.-М.: Профиздат, 1973. 110 с.
94. Карцева Е.Н. «Массовая культура» в США и проблемы личности. /Е.Н.Карцева.-М.: Политиздат, 1974.-136 с.
95. Категории философии и категории культуры. -Киев, 1983. -С. 59-74.
96. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. /В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон М.: Мысль, 1987. -288 с.
97. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. /Д.А.Кикнадзе.- М.: Наука, 1968.-214 с.
98. Клилланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. /Д.КлиллингДКинг М.: Прогресс, 1974. С. -19-36.
99. Коган Л.Н. Роль духовных потребностей и интересов в жизни советских рабочих./Л.Н.Коган. // Философские науки, 1970 №6 - С. 18-26.
100. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. Гл.У. /Л.Н.Коган.-М.: Политиздат, 1984.-191 с.
101. Коган Л.Н. О сущности советской культуры в прошлом и настоящем.
102. Л.Н.Коган// Политика и культура.Екатеринбург:УНЦ АН СССР,1991.-С.63-68.
103. Ю4.Коган Л.Н. Социология культуры./Л.Н.Коган.- Екатеринбург:УрГУ,1992.f 187 с.
104. Коган JI.H., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культу-ры./Л.Н.Коган, Ю.Р.Вишневский.-Свердловск: УНЦ АН СССР, 1972. -136 с.
105. Коган Л.Н. Сесюнина И.Б. Духовное воспроизводство: методология и социологические проблемыЛШ.Коган, И.Б.Сесюнина.-Томск:ТГУ,1986. -154 с.
106. Колбановский В.Н. Роль потребностей в формировании личности. /В.Н.Колбановский Новосибирск: НГУ, 1969. -142 с.
107. Комплексная программа развития культуры и искусства Башкортостана до 2005 года. -Уфа, 1999.-С. 19-47.
108. Кон И.С. Позитивизм в социологии./ И.С.Кон М.: Мысль, 1964. -128 с.
109. Копылова С.С. Фокус группы: ответ на вопрос «почему» / С.С.Копылова.//Маркетинг и маркетинговые исследования в России .1996-№2.-С. 24-29.
110. Костюк В.И. Методология научного исследования./В.И.Костюк Киев -Одесса, 1976.-С. 34-46.
111. Коробейников B.C. Пирамида мнений./В.С.Коробейников М.: Молодая гвардия, 1981.-222 с.
112. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир./Ф.Т.Кузбеков Уфа: БГУ, 1997. С.32-45.
113. Кудрявцев В.А. Право и поведение. М.: Политиздат, 1978. С. 64-73.
114. Кузьмин В.П. Гносеологические проблемы системного знания. /В.П.Кузьмин.-М.: Знание. Серия «Философия», 1983. -62 с.
115. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. /В.П.Кузьмин.-М.: Наука, 1980.-С. 11-29.
116. Культура и рынок: «круглый стол» учёных // Общественные науки и со- ■ временность. 1991. -№2. -С. 23-31.
117. Культура в свете философии. -Тбилиси: ТГУ, 1979. -193 с.
118. Культура в советском обществе. М.: Наука, 1988. -206 с.
119. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. М.: Мысль, 1981,-С. 34- 62.
120. Культура на перепутье./ отв. Ред. Ю.Б. Сорочкин- М.: РИЦ Министерства культуры РФ, 1994. -С. 60-83.
121. Культура региона: состояние, проблемы, перспективы.-М., 1997. -С. 3359,51-63.
122. Культура предмет особой заботы (интервью с министром культуры РБ Т.Н. Сагитовым) // Ядкар. 2000. -№2 - С.8-19.
123. Культура: теория и проблемы. М.: Наука, 1995. -С. 29-41, 51-63.
124. Культурная политика в современном обществе. М.:Наука, 1992. -168 с.
125. Культурная политика России: история и современность.-М.:МГУ,1996.-232 с.
126. Культура традиции - образование - М.: МГПУ, 1994. -С. 39-52.
127. Куракина В. Фокусированные групповые интервью как метод сбора социологической информации/ В.Куракина. // Философско-социологическая мысль. 1993. -№2 С.23-41.
128. Лагун А. Онлайн фокус группы как новый метод исследований в сети . Интернет/А.Лагун. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. -№2. -С.34-37.
129. Ленин В.И. ПСС. /В.И.Ленин.-Т.б, 36. -С. 64-71.
130. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции./А.Н.Леонтьев М.: Мысль, 1971.-С. 19-72.
131. Лихачёв Д.С. Русская культура. /Д.С.Лихачёв.- М.: Мысль, 2000. -С.44-62.
132. Лукашевич В.К. Модели и методы моделирования в человеческой дея-тельности./В.К.Лукашевич-Минск: Университетское, 1983.-162 с.
133. Макарова Т.Н., Лыгина Н.И. Поведение потребителей./Т.Н.Макарова, Н.И.Лыгина М.: ФОРУМ-ИНФРА, 2005. -С.98-114.
134. Маслова С. Фокус-группы как предмет спроса на рынке./С.Маслова // Практический маркетинг. 2001. -№10. -С. 14-19.
135. Массовая культура иллюзия и действительность - М.: Мысль, 1975.- 89 с'.
136. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуре. /Э.С.Маркарян Ереван: ЕГУ, 1973. -182 с.
137. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука./Э.С.Маркарян.-М.:1. Наука, 1983.-221 с.
138. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. /К.Маркс,Ф.Энгельс.- М.: Соцэкгиз,1958. С. 121-154.
139. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3,4, 6,19, 20, 23,26, 42, 46.
140. Марков А.П. Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. /А.П.Марков.-СПб., 1997.-132 с.
141. Математическое моделирование социальных процессов. М.:АОН, 1989. -С. 86-102.
142. Математические методы в современной буржуазной социологии. М.: Прогресс, 1966.-407 с.
143. Математические методы в социологических исследованиях. -М.: Наука, 1981.-С. 114-132.
144. Межуев В.М. Культура и история. /В.М.Межуев М.: Наука, 1977. 193 с.
145. Чумаченко Н.Г., Савченко А.П. Принятие решений в управлении производством. Киев: Наукова думка, 1978. С.Юб.Методологические проблемы современной науки. -М.: Наука, 1978. -С. 20-38,41-56.
146. Михайлова Л.Н. Социология культуры: Учеб пособие. /Л.Н.Михайлова.-М.: ФАИР, 1999.-С. 31-50.
147. Модели и методы исследования экономических систем. Новосибирск: Наука, 1979.-С. 41-69.
148. Моделирование социально-экономических процессов: Обзорная информация. Серия.»Методология статистики». М.: Госкомстат, 1989. -79 с.
149. Мотяшов В.П. Потребляющий мир: за и против./ В.П.Мотяшов- М.: Политиздат, 1976.-108 с.
150. Нанеишвили Б. Фокус-группы ит глубинные интервью./Б.Нанеишвили // Практический маркетинг. 1998. -№7.- С. 29-36.
151. Наумова Н.Д. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. /Н.Д.Наумова.- М.: Мысль, 1988. -С. 43-59.
152. Насибуллин Р.Т. Население Башкортостана: социально-демографический анализ. /Р.Т.Насибуллин.-М., 1997. -С.28-42.
153. Общественное сознание и его формы. -М.: Мысль, 1986 С. 39-46.
154. Овсянников А.А., Пяттай И.Н., Ромашевская Н.М. Типология потребительского поведения./А.А.Овсянников, И.Н.Пяттай, Н.М.Ромишевская-М., 1989.-С.21-51.
155. Оганов А.А., Хангильдина И.Г. Теория культуры: Учеб.пособие для вузов. -/А. А.Оганов, И.Г.Хангильдина.-М. 2001.- С. 14-20, 39-52.
156. Опыт моделирования социальных процессов / Отв. Ред. В.И. Паниотто. -Киев: Наукова думка, 1989. -С.63-79.
157. Орфографический словарь русского языка. -М.: Русский язык, 1980.—480с
158. Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. /Е.М.Пеньков.-М.: Мысль, 1972. -С.35-58.
159. Пилдич Дж. Путь к покупателю: О том, как преуспевающие компании делают товары, которые мы с удовольствием покупаем. /Дж.Пилдич М.: Прогресс, 1991.-С. 26-43.
160. Платонов К.К. О системе психологии./К.К.Платонов.-М.: Мысль, 1972. -С. 17-22.
161. Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов: Учеб. пособиеЛО.М.Плотинский-М.: МГУ, 1992.-С. 72-90.
162. Постмодернизм: Энциклопедия / Под ред. А.А. Грицанова, М.А. Можей-ко. -М., 2001.-С. 34-72.
163. Преемственность поколений:диалог культур / Серия 9. Духовная культура и ценности поколений. Выпуск 3. -СПб.: СпбГУ, 1996. -С. 45-56, 66-73, 83-102.
164. Проблемы формирования духовных потребностей личности. Новосибирск: НГУ, 1970.-190 с.
165. Проблемы философии культуры: Опыт историко- материалистического анализа / Под ред. В.Ж.Келле. М.: Мысль, 1981. -С.9-51.
166. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983.-С. 114-121, 134-152, 159165.
167. Разъяснения официальных органов к Закону РФ «О защите прав потребителей». -М.: Юрайт, 2004. -С. 5 43.
168. Райнов Б. «Массовая культура». /Пер. С болг. М.: Прогресс, 1973. -116 с.
169. Республика Башкортостан в 2004 году: Статистический справочник /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики поРБ. -Уфа, 2005.-С.17.
170. Римашевская Н.М., Левкова Л.А. О методах выявления устойчивых типов потребления /Н.М.Римашевская, Л.А.Левкова.// Социологические исследования. 1978.-№2.-С. 26-32.
171. Россия: поиск пути. Материалы Всероссийской конференции. М.: Научная книга, 1999.-212 с.
172. Руссо Ж.Ж. Трактат. /Ж.Ж.Руссо.- М.: Политиздат, 1963. -С.443.
173. Садовский В.Н. Основания общей теории систем: логико- методологический анализ. /В.Н.Садовский.-М.: Наука, 1974. -С.84-100.
174. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.:, ЛГУ, 1979. 126 с.
175. Системные исследования.Ежегодник (1969- 1979). М., 1969-1979.
176. Системный анализ и научное знание. -М.: Наука, 1978. -С.7-41.
177. Совершенствование управления развитием культуры. -Свердловск: УНЦ АН СССР, 1981.-140с.
178. Соколов Э.В. Культура и личность./Э.ВэСоколов- Л.: Наука, 1972. -228 с.
179. Соколов В.М. Нравственный мир советского человека: Опыт социологического анализа нравственных проблеу современника./В.М.Соколов.-М.: Политиздат, 1981.-С. 44-52.
180. Соловьёв Б.А. Изучение потребителей / Маркетинг./ Под.ред. Романова1. А.Н. -М, 1995.-С.118-132.
181. Социология: Проблемы духовной жизни./ Под ред. Л.Н. Когана. Челя -бинск: ЧГУ, 1992. -263 с.
182. Социологический словарь. Минск: Университетское, 1991. -528 с.
183. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х томах. Т. 1. /Б.Спиноза.- М.: Соцгиз, 1957.-С. 582-590.
184. Статт Дэвид. Психология потребления. /Дэвид Статт- М,- СПб,: Питер, 2003.-446 с.
185. Столяров И.А. Управление культурой: организационно-экономический механизм. /И.А.Столяров.-М.: МГУ, 1989. -144 с.
186. Таранов П.С. Секреты поведения людей. /П.С.Таранов М.:ФАИР, 1998182 с.
187. Тарасенко А.А. Общественное мнение и поведение личности. /А.А.Тарасенко-Минск: Университетское, 1975.-С. 46-66.
188. Теория потребительского поведения и спроса. -СПб.: Экономическая школа, 1993.-183 с.
189. Территориальная выборка в социологических исследованиях. М.: Наука, 1980.-С. 41-52.
190. Типология потребления. -М.: Наука, 1978. -С. 41-59.
191. Типология и классификация в социологических исследованиях. -М.: Наука, 1982. -С.18-39.
192. Толстых А.В. Искусство понимать искусство. /А.АВ.Толстых.- М.: Мысль, 1990.-162 с.
193. Угринович Д.М. Искусство и религия. /Д.М.Угринович М.: Политиздат,1982.-287 с.
194. Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем./А.И.Уёмов М.: Мысль, 1978.-С. 49-62.
195. Уледов А.К. Духовная жизнь общества./А.К.Уледов.- М.: Политиздат, 1980.-С. 28-49.
196. Уледов А.К. Духовное обновление общества./А.К.Уледов М.: Политиздат, 1990.-202 с.
197. Фахт Бабушкин Ю.И. Искусство и духовное развитие личности как проблема научного управления художественной культурой./Ю.И.Фахт-Бабушкин. // Методологические проблемы прогнозирования и управления художественной культуры.-М.: МГУ, 1980. -С. 61-69.
198. Федько В.П., Федько Н.Г. Поведение потребителей: Учебное пособие. /В.П.Федько, Н.Г.Федько.-Ростов на Дону: Феникс, 2001.-351 с.
199. Философский энциклопедический словарь. -М.:Советская энциклопедия,1983.-839 с.
200. Флиер А.О. О новой культурной политике России./ А.О.Флиер // Общественные науки и современность. 1994. -№5 С.27-34.
201. Фон Нейманн Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / Дж.Фон Нейманн, О.Моргенштерн.-М.: Наука, 1970. С. 67-84.
202. Формирование духовных потребностей школьников. Новосибирск: НГУ, 1966.-188 с.
203. Цукерман B.C. Культура и рынок: плюсы и минусы./В.С. Цукерман // тезисы доклада Международного симпозиума «Культура и рынок». Екатеринбург: УНЦ АН России, 1994. -С.83-86.
204. Черняк Ю.И. Анализ и синтез в экономике. /Ю.И.Черняк М.: Экономика, 1970. -С.9-26.
205. Экенроде Р. Взвешенные многомерные критерии./ Р.Экенроде// Статистическое измерение качественных характеристик. М.: Статистика, 1972. -С.43-49.
206. Энциклопедический социологический словарь.М.: ИСПИ РАН, 1995. -939 с.
207. Энджел Д.Ф., Блэккуэл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. /Д.Ф.Энджел, Р.Д.Блэккуэл, П.У.Миниард, СПб.: Питер, 1999. -759 с.
208. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельностию. Методологические проблемы современной науки./Э.Г.Юдин.-М.: Наука, 1978-С.: 69103.
209. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы./ В.А.Ядов-М.: Наука, 1987. -С. 38- 89.
210. Ackoff R.L. Science in the Suatems age Operations Research./ R.L. Aero ff-. May- June 1973.-664 p.1210. Assael H. Consumer Behavior and Marketing Action South- West Publist-hing./H.Assaei.-Co., 1995. -750 p.
211. Arrow K.J. Essaus in the Theory of Risk Bearing Amsterdam ed. /K.J.Arrow.-N.Y., 1975. -P.l 76-203.
212. Bthavioral Science. 1971.-№4.-P. 281.
213. Culture fjr the millions? Ed.bu N. Jocobs, Boston, 1964. -P. 32-34.
214. Cultural policy: a preliminary study.-Paris: UNESCO, 1969-P. 93-99.
215. Boettcher Erik. Die Sowjetische Wirtschaftpolitik am Schneide Wege. E.Bjettcher- Tulinden, 1959.-S. 13-19.
216. Dies Al., Trout J. Positioning The for Your Mind. /Al.Dies.,J.Trout.-N.Y.: Mc Grow-Hila, 1979.-P. 78-91.
217. Gabor D. The Mature Society. /D. Gabor.-N.Y.,1972. -P. 108.
218. Harrison E. Salisbury. The Many Americas chall be One./E.Harrison N.Y., 1972. -P.104-106.
219. Linton R. The Cultural Background of Personality./R.Linton Prentice - Hall, 1945.-P. 311-314.
220. Mowen J.G. Consumer Behavior. /J.G.Nowen Macmillan Publishing Co, 1995.-862 p.
221. Weber M. Gessammehe Hulsatre zur Wissen schatsechre. /M.Weber.-Tud., 1951.-S. 118-124.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.