Потенциал креативности в социальных практиках российского института публичной дипломатии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат наук Бобров, Артем Николаевич

  • Бобров, Артем Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 158
Бобров, Артем Николаевич. Потенциал креативности в социальных практиках российского института публичной дипломатии: дис. кандидат наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Ростов-на-Дону. 2016. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бобров, Артем Николаевич

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА КРЕАТИВНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ ИНСТИТУТА ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ

1.1. Понятие публичной дипломатии и теоретические подходы к ее изучению

1.2. Креативность как междисциплинарное понятие и ее значение в социальных практиках публичной дипломатии

1.3. Методологический конструкт исследования потенциала креативности в социальных практиках института публичной дипломатии

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ИНСТИТУТА РОССИЙСКОЙ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ

2.1. Особенности организации и функционирования института российской публичной дипломатии: оценка потенциала креативности

2.2. Проблемы реализации креативного потенциала в деятельности российского института публичной дипломатии

2.3. Возможные направления повышения креативности института российской публичной дипломатии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Потенциал креативности в социальных практиках российского института публичной дипломатии»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В с«

инновационного развития, реализации инте. потенциала занимают особое место. Это связа.: является основной константой эффективного раз: процессов. Не учитывая степень важности реалих-социальной системы, невозможно добиться позии сфере деятельности.

Данное предположение обозначает необход

эвременном мире проблемы

от периода догоняющего развития социально-

периоду опережающему. Только общество, креативности, способно перейти к качественнее— сказать, что именно креативность гарантир^* поставленных задач, поскольку её отличител! инновационность в обеспечении социального наделяет креативность способностью реализовьи

больше вариантов при решении конкретных задач!

Осмысление жизни российского социума зг наиболее верного пути развития. Период «неэф4>-прошлого века привёл к снижению обществе« государственной власти. Современный п^ демонстрирует очевидную необходимость

инновационного типа мышления и создания соце класса.

Прогрессирующий распад созданной С1Ж!

Второй мировой войны системы политических обозначил глубокие изменения в структуре мир

свою очередь с ограничением роста на базе суш

цикла и формированием нового производствеЕ-

3

тглектуального, креативного со с тем, что креативность штия различных социальных алдии креативного потенциала "гивных результатов в любой

:имость скорейшего перехода экономических процессов к обладающее потенциалом новому состоянию. Можно ^т возможность реализации

.ной особенностью является движения. Такое качество гать в два или даже три раза

-ставляет задуматься о выборе =ективных» реформ 90-х годов -зного доверия к институтам =риод развития общества

формирования креативного, згально активного, креативного

ЛА и их союзниками после и экономических отношений

эовои экономики, связанные в чествующего технологического

зного уклада. В современном

экономическом цикле наиболее эффективно богатство создавалось в секторах, основой развития которых являются информационные технологии, энергетика, фармацевтика, однако они уступают место наиболее востребованным технологиям «умных» информационных сетей. Отмечаем, что в настоящий момент лидирующие отрасли мировой экономики снижают темпы роста, а новые еще не готовы стать основными генераторами доходов. Взаимосвязь социального и экономического аспектов генерации идей приводит нас к осознанию неизбежности формирования нового уникального типа общества, в приоритете которого находится реализация креативного потенциала. Долгие годы социальная инициатива оставалась невостребованным качеством, как принято считать, с маргинальным оттенком. По крайней мере, такая установка навязывалась обществу насильно. Однако это в корне неправильное утверждение в последнее время теряет свою актуальность. Социальный альтруизм наряду с креативностью и патриотизмом становятся популярными характеристиками жизни современного индивида.

Транспонируя термин креативность в поле публичной дипломатии, мы говорим о новом социальном явлении, способном преобразить и разнообразить инструменты публичной дипломатии. Традиционно дипломатия определяется как «деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей»1.

Однако если смотреть на это понятие шире и более творчески, то можно говорить о том, что дипломатия - это набор инструментов, позволяющих создавать благоприятную информационную общественную среду в отношении образа и репутации страны. В этом направлении сегодня все большее значение приобретает публичная дипломатия, задача которой состоит в выстраивании адекватного уровня понимания и доверия между гражданскими обществами различных стран. В условиях беспрецедентного внешнего давления на Россию,

1 Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. 2-е изд., доп. М.: Международные отношения, 2001. С. 28.

решение проблем, связанных с укреплением ее рубежей на международной арене путем реализации креативного потенциала публичной дипломатии, видится достаточно актуальным. Такую задачу ставит и руководство страны. В подписанном в день вступления в должность Президента России указе «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» В.В. Путин призвал: «В интересах повышения результативности российской внешней политики эффективнее использовать ресурс публичной дипломатии, вовлекать гражданское общество во внешнеполитический процесс»2. Следует согласиться с данным заявлением, поскольку очевидным является тот факт, что публичная дипломатия обладает огромным ресурсом креативности, остающимся нереализованным. Это обусловлено низким уровнем сотрудничества между традиционными акторами публичной дипломатии, такими как политические деятели, представители СМИ, профессиональные дипломаты, и различными социальными группами, воспринимающими креативность в качестве одного из основных ресурсов развития. Под такими социальными группами понимаются различные творческие коллективы, союзы художников, музыкантов, архитекторов, осознающих необходимость мыслить креативно, т.е. многогранно и нестандартно.

В настоящий момент в обществе креативность имеет потенциальный характер, содержащий возможности социальной инициативности для активных, творческих личностей. Являясь потенциальным состоянием развития общества, отвечающим потребностям социального участия большинства населения, креативность предполагает признание обществом необходимости пересмотра целей общественного развития.

Рассматривая креативность через призму международного сотрудничества, мы осознаем всю сложность и многоаспектность процесса реализации креативного потенциала в социальных практиках публичной дипломатии. Однако необходимость данного действия очевидна, поскольку

2 Указ о мерах по реализации внешнеполитического курса. 7 мая 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/15256. (дата обращения: 25.05.2015).

5

продвижение позитивного восприятия России в мире является гарантом стабильного межнационального диалога. Именно поэтому современная дипломатия России должна быть умной, гибкой, технологичной, отвечающей современному уровню технического развития общества, творческой, нетрадиционной в подходах к решению значимых задач, в том числе в области построения репутации, распространения информации и работы с гражданскими обществами, т.е. должна быть креативной. Изменение мирополитического и глобального коммуникационного контекста вызвали цепную реакцию роста внимания к сфере публичной дипломатии у целого ряда государств. Таким образом, проблема исследования креативности как фактора, влияющего на эффективную деятельность публичной дипломатии, представляется достаточно актуальной.

В социологическом знании креативность является в некоторой степени новым и недостаточно изученным явлением. Однако как в зарубежной, так и в отечественной научной школе уже накопился достаточный опыт осмысления данной категории знания. Впрочем, потенциал креативности в социальных практиках публичной дипломатии остается неизученным. Именно в этом аспекте мы определяем нишу для собственного научного исследования.

Степень научной разработанности темы диссертации.

В рамках исследования природы социальной деятельности особо важное значение имеют фундаментальные, теоретические работы таких учёных, как М. Вебер, К. Маркс, А. Смит, Г. Зиммель, О. Конт, Э. Дюркгейм, А. Маслоу, где поставлен вопрос о роли человеческого фактора в развитии общества.

Основоположником теории креативного класса принято считать американского учёного Р. Флориду, который определяет креативный класс как людей, занятых в рекламе, архитектуре, различных областях искусства -художественном ремесле, дизайне, моде, кино, музыке, театре, литературе и

издательском деле, научных исследованиях, разработках программного

о

обеспечения .

Изменив ракурс рассмотрения проблемы формирования креативного класса, американский учёный Дж. Хоккинс выделил двенадцать креативных секторов экономики в качестве отдельной структуры, предоставляющей личности возможность социального развития и выражения собственных интеллектуальных способностей4.

Р. Симпсон определяет креативность как «умение индивида отказаться от стереотипных способов мышления»5.

Согласно Д. Гилфорду «креативность многомерна и включает в себя готовность рисковать, развитую интуицию, умение быстро переключаться с одного объекта на другой, быстро находить решения возникающих социальных и экономических задач»6.

Е. Торренс пишет: «Креативность - способность к обостренному восприятию недостатков, проблем, пробелов в знаниях, в процессе идентификации недостающей информации»7.

Д. Ренцулли рассматривает креативность как «особенности поведения индивидуума, которые выражаются в оригинальных способах получения продукта: достижение решения проблемы социального или экономического характера в результате новых к ней подходов с разных точек зрения»8.

3 Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее // Пер с англ. Яз. М.: Изд. Дом «Классика-ХХ1», 2011. С. 36.

4 Хокинс Д. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2011. 256 с.

5 Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №1. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/ri/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 29.06.2016).

6 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. // Психология мышления / Дж. Гилфорд. М.: Прогресс, 1965. 14 с.

7 Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №1. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ni/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 29.06.2016).

о

Мороз В.В. Развитие креативности студентов. Монография: Оренбург, 2011. С. 243.

7

По мнению А. Медника, «креативность - процесс реконструирования элементов в новых комбинациях, отвечающим покупательским потребностям»9.

В. Франкл пишет: «Креативные люди способны вносить в свою деятельность системные изменения, они готовы к инновациям в профессиональной деятельности»1

Размышляя о креативности как социальном феномене, способном обеспечить «интеллектуальный толчок» эффективной модернизации социально-экономических взаимодействий в обществе, необходимо выделить работы Ю.Г. Волкова, А.И. Подберёзкина, А.Н. Окары, Е.Б. Ермиловой.

В работах Ю.Г. Волкова креативность перемещается из сферы воспроизводства уже ушедших стереотипов в сферу поиска основ о концептуализации креативной личности, связи индивидных и социальных структур11.

Большое значение имеют работы Ю.Г. Волкова, направленные на осмысление проблем формирования креативного общества. В рамках данного исследования особую значимость приобретает следующая идея: творческая личность не может оцениваться в рублях, её потенциал, её цель -

самовыражение и сопутствующее последующее общественное признание,

12

впрочем, не всегда наблюдаемое .

Особое место в данной работе отводится позиции Ю.Г. Волкова, который креативность определяет как новое качество общественной жизни, связанное с тем, что миллионы людей перестают быть массой, стремятся стать хозяевами своего дела и ищут индивидуальность не в социальной эксклюзии, социальном эпатаже или перфомансе. Для них важным становится их личное влияние на общественную жизнь, ощущение и осознание своей причастности к социальным

9 Мороз В. В. Эмоции как аксиологический фактор развития креативности студентов университета // Интернет - журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. № 1. Том 7. [Электронный ресурс] URL: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN115.pdf (дата обращения: 09.09.2015).

10 Там же.

11 Волков Ю.Г. Креативность: исторический прорыв России. М., 2011. С. 137.

1 9

Волков Ю.Г. Творческая личность: бытие в российском социокультурном пространстве. Ростов н/Д.: Антей, 2011. 36 с.

изменениям и разделение ответственности за складывающуюся в обществе ситуацию13.

Креативность как инновационный ресурс экономики рассматривается в работе Н.М. Лапина. Главный тезис работы заключается в следующем: «Современная российская экономика сможет удовлетворить растущие потребности населения в разнообразных качественных товарах и услугах на основе развития инновационных процессов и обновления технологий производимой продукции. Инновации представляют собой достижения человеческого ума, то есть креативности для повышения эффективности в той или иной сфере деятельности»14.

Большой научный вклад в исследование креативной деятельности предприятия внёс Г.В. Бережнов. Он пишет: «Креативная деятельность как практический процесс имеет целью повышение конкурентоспособности предприятия и качества обслуживания потребителей за счет освоения новых товаров (услуг) и бизнес-процессов, максимизации возможностей и скорости реакции на рыночные события»15.

Транспонируя данный подход на деятельность субъектов публичной дипломатии, можно сказать, что креативность повышает конкурентоспособность государства в рамках деятельности по продвижению национальных интересов на международной арене.

Признавая интеллект неотъемлемой составляющей креативности, O.A. Нестерова комплексно рассматривает проблемы развития интеллекта, интеллектуального труда и их влияние на формирование интеллектуального потенциала инновационной экономики16.

13 Волков Ю.Г. Интересы креативного класса в общественной жизни российского социума // Власть. 2013. № 1. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/interesy-kreativnogo-klassa-v-obschestvermoy-zhizni-rossiyskogo-obschestva.

14 Лапин Н.М. Креативность как инновационный ресурс развития экономики: дисс. ... к.э.н.: 08.00.01, 08.00.05 / Лапин Николай Михайлович. Тамбов, 2008. 155 с.

1э Бережнов Г.В. Концепция креативной деятельности // Креативная экономика. 2007. № 4 (4). С. 14-21.

16 Нестерова O.A. Интеллектуальный потенциал инновационной экономики // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324. С. 296-298.

9

М.В. Савина считает следующее: «Внедрение интеллектуальных технологий существенным образом может изменить характер труда человека, превратив его в интеллектуальный творческий труд. Творческий труд - это более совершенный вид деятельности. Именно он поможет трансформировать современную российскую экономику в постиндустриальную. В отличие от простого труда, побудительный мотив труда творческого, связан со стремлением к самореализации, развитию своих внутренних возможностей,

- 17

умножению знании и умении» .

Таким образом, побудительный, креативный труд дипломатов, направленный на реализацию государственных задач, будет способствовать высокому уровню вариабельности российской дипломатии.

По мнению А.И Подберёзкина, развитие социального потенциала как части национального человеческого потенциала приводит к выделению ведущей социальной силы, ведущего класса или социальной группы. Сегодня, можно уверенно сказать, это - креативный или творческий класс России18.

Такие российские исследователи проблем социального развития, как Ю.А. Карпова19, Н.Ф. Наумова20 считают, что креативность не следует слишком отождествлять с инновационностью, поскольку инновационные процессы хотя и касаются проблем творчества как механизма реализации интеллектуального ресурса, всё же больше определяют динамику и направленность общественного развития на уровне технологических и организационных изменений.

В современном научном знании публичная дипломатия понимается как система коммуникации с зарубежными обществами. Историческое значение данного понятия расходилось с его современными трактовками. «Н. Калл нашел первое упоминание термина в британской печати середины XIX в., где он

17 Савина М.В. Креативный класс - движущая сила постиндустриального общества // Креативная экономика. 2008. № 12 (24). С. 3-7.

1 Я

Подберёзкин А.И. Национальный человеческий капитал. В 5 т. Т. 1. Роль идеологии в модернизации России / А. И. Подберезкин. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. М.: МГИМО-Университет, 2012. 468 с.

19 Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. М., 2004. 192 с.

20 Наумова Н.Ф. Человек и модернизация России. М., 2006. 592 с.

10

означал фактически просто добропорядочную дипломатию. Немногим позднее,

уже в американской прессе, он встречается как обозначающий открытую

21

дипломатию, в значении публичной как не тайной» .

Ф. Гуллион дал следующее определение публичной дипломатии: «Средства, с помощью которых правительства, частные группы влияют на отношения или мнения на другие народы и правительства таким образом, чтобы оказать влияние на их решения в сфере внешней политики» .

Публичная дипломатия является одной из качественных характеристик «мягкой силы», чему дал наиболее четкое определение Дж. Най: «Мягкая сила является способностью добиваться желаемого не принуждением или подкупом, а с помощью привлекательности»23.

Данная формулировка понятия стала ключевым теоретическим основанием публичной дипломатии в рамках политической науки. «Если мягкая власть - это возможность добиваться желаемого политического результата с помощью авторитета и привлекательности, то публичная дипломатия становится в этой схеме инструментом повышения привлекательности и усиления авторитета»24.

В некотором роде к определению «публичной дипломатии» можно отнести обращение руководителя Администрации Президента С.Е. Нарышкина к участникам форума «Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества», где он отметил: «В наши дни народная дипломатия должна оставаться эффективным выразителем воли гражданского общества, равноправным партнером государства в развитии международного

21 Cull J.N. 'Public Diplomacy' Before Gullion: The Evolution of a Phrase. [Электронный ресурс] URL: http://uscpublicdiplomacy.org/pdfs/gullion.pdf (дата обращения: 03.06.2015).

22 The Edward R. Murrow Center of Public Diplomacy. Definitions of Public Diplomacy. [Электронный ресурс] URL: http://fletcher.tufts.edu/murrow/pd/definitions. Html (дата обращения: 11.10.2015).

Nye J. Jr. Soft Power // Foreign Policy, No. 80, Twentieth Anniversary (Autumn, 1990). P. 166.

24 Долинский А.В. Эволюция, теоретических оснований публичной дипломатии // Вестник МГИМО. 2011. №2. С. 250-280.

диалога и сотрудничества. Именно народная дипломатия может помочь открыть

25

современную Россию миру и мир для России» .

Выражая приверженность взглядам Дж. Ная, А. Долинский полагает: «Если цель развития вооруженных сил - обеспечение безопасности нации, то цель публичной дипломатии - увеличение потенциала «soft power» страны. Публичная дипломатия в современном мире направлена на формирование положительной репутации государства. Репутация формируется не только риторикой, но и действиями»26.

9 7

Большой интерес представляют работы авторов H.A. Цветковой , O.A.

Манжулиной , фокусирующиеся на изучении публичной дипломатии США. В своих исследованиях авторы затрагивают ее развитие в современных условиях, включая такие аспекты, как феномен Интернет-дипломатии и деятельность Netizen - активистов сети Интернет.

Если же в целом охарактеризовать степень разработанности исследуемой темы, то можно констатировать, что несмотря на наличие ряда научных исследований, в той или иной мере рассматривающих проблемы, связанные с процессом становления и развития креативности, остается целый ряд вопросов, связанных со следующим:

- еще не сложилась в целом теория, в центре которой была бы проблема изучения креативного потенциала определенной социальной системы, следовательно, можно утверждать, что существует проблема категориальной неразработанности;

25 Выступление Руководителя Администрации Президента С.Е. Нарышкина на форуме «Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества». [Электронный ресурс] URL: http://old.rs.gov.ru/node/21803 (дата обращения 25.04.2016).

26 Долинский A.B. Что такое общественная дипломатия и зачем она нужна России? [Электронный ресурс] URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=791#top-content (дата обращения: 12.09.2012.).

27 Цветкова H.A. NETCITIZENS как новая целевая аудитория интернет-дипломатии США// Вектор науки ТГУ. 2012. № 3. С. 207-211.

28 Манжулина O.A. Публичная дипломатия США: автореф. дис. ... канд. политич. наук : 23.00.04 : СПб., 2005. 203 с.

- социологическая наука на современном этапе ее развития лишь только пытается осмыслить и объяснить понятие «креативность» в дискурсе своей предметности;

- проблематика креативного потенциала в связи с повышением эффективности публичной дипломатии практически никем не исследовалась.

Все это позволяет утверждать, что социальная значимость и недостаточная теоретическая изученность данной проблемы обосновывает выбор темы настоящего исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении потенциала креативности в социальных практиках российской публичной дипломатии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1) определить понятие публичной дипломатии и систематизировать теоретические подходы, сложившиеся по предмету ее изучения;

2) дать характеристику креативности как междисциплинарному понятию и определить ее значение в социальных практиках публичной дипломатии;

3) сформулировать методологический конструкт исследования потенциала креативности в социальных практиках института публичной дипломатии;

4) рассмотреть особенности организации и функционирования института российской публичной дипломатии;

5) раскрыть проблемы реализации креативного потенциала в деятельности российского института публичной дипломатии;

6) показать возможные направления повышения креативности института российской публичной дипломатии.

Объектом исследования является социальный институт российской публичной дипломатии.

Предметом исследования выступают социальные практики института российской публичной дипломатии, обладающие потенциалом креативности.

Гипотеза исследования. В условиях растущей геополитической конкуренции публичная дипломатия является, с одной стороны, эффективным инструментом моментального реагирования и влияния на международные события, а с другой - инструментом долгосрочного продвижения национальных интересов государства. В настоящее время потенциал института российской публичной дипломатии реализован не в полной мере, т.к. его социальные практики слабо связаны с гражданским обществом, лишены понятных мировому сообществу национальных идей, реализуются не имеющими необходимой для этого подготовки субъектами, подчинены решению формальных задач. Полагаем, что институт публичной дипломатии содержит в себе необходимый потенциал креативности, способный при его выделении и целенаправленном развитии преодолеть указанные проблемы.

Теоретическая и методологическая база исследования. В основе исследования лежит мультидисциплинарный подход, обусловленный характером изучаемой предметной области и предполагающий в рамках единого когнитивного пространства преодоление фрагментации научного знания по теме данного исследования через глубокое осмысление, тщательный анализ и полную интеграцию философских, исторических, этнопсихологических и культурно-антропологических аспектов.

С точки зрения теории социального действия М. Вебера и символического интеракционизма Дж. Мида, креативность является частным явлением, которое через социальные процессы приобщает индивидуальные ментальности креативной личности к социальному большинству. Согласно Веберу, человек - это главный элемент общества. По критерию целеполагания определяется сущность социального действия, в рамках которого личность раскрывает креативный потенциал, реализуя определенные цели, проявляя тем самым субъектные качества.

Исходной методологической идеей является теория гуманизма, связанная с введением Ю.Г. Волковым конструкта креативности, уделяющая первостепенное

внимание религиозным и культурным, постматериалистическим ориентациям, ставящая на первое место свободу индивидуального самовыражения29.

Также теоретико-методологическую базу исследования составили экспериментальные и теоретические исследования феномена креативности как многоуровнего, многомерного образования (Д.Б. Богоявленская, Т.А. Барышева, А.Н. Воронин, М.М. Кашапов), факторные концепции креативности (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Е.Е. Туник).

В рамках данной работы теоретическую основу исследования социальных практик публичной дипломатии составили труды Э. Гидденса и Д. Норта, на основании которых публичная дипломатия была рассмотрена как социальный институт, структурирующий посредством формальных и неформальных правил устойчивые социальные практики многоуровневого взаимодействия различных субъектов публичной дипломатии.

В российской социологии исследования данной проблематики представлены в работах Т.И. Заславской, Л.Г. Ионина, H.H. Козловой, Вал.А. Лукова, Вл.А. Лукова, и др. Также данное направление исследований успешно развивается в Европейском университете в г. Санкт-Петербурге под руководством В.В. Волкова и О.В. Хахордина.

Эмпирическая база исследования основывается на использовании нормативно-правовых актов, программных и концептуальных документов, с помощью которых осуществлялась концептуализации проблематики для выявления потенциала креативности в публичной дипломатии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бобров, Артем Николаевич, 2016 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Наука жить // Пер. с англ. и нем.: Юдин А.А., Любченко Е.О. К.: Port-Royal, 1997. 34 с.

2. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна "Психология человека в современном мире". Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009. С. 110-112.

3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. Петрозаводск: Скандинавия, 2004. 208 с.

4. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. 85 с.

5. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. M.: REFL-book, 1994.

314 с.

6. Баданина Л.П. Диагностики и развитие познавательных процессов: практикум по общей психологии. М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. 264 с.

7. Барбашин М.Ю., Волков Ю.Г., Барков Ф.А., Сериков А.В., Хачецуков З.М. Социальное значение креативного класса в российском социуме // Гуманитарный ежегодник. 2014. №13. С. 234-241.

8. Бережнов Г.В. Концепция креативной деятельности // Креативная экономика. 2007. № 4 (4). С. 14-21.

9. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. С. 86. Ю.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное

пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.

11. Боровинская Д.H. Зарубежный опыт исследований креативности в XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

12. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. 2-е изд., доп. М.: Международные отношения, 2001. С. 28.

13. Бурдье П. Начала. M.: Socio-Logos, 1994. С. 28.

14. Бурлинова Н.В. Публичная дипломатия России: практика и проблемы становления. 2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.molpalata.ru/opinions/publichnaya_diplomatiya_rossii_praktika_i_proble my_stanovleniya/.

15. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 376 с.

16. Василенко И.А. Значение публичной дипломатии в имиджевой политике России // Власть. 2015. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-publichnoy-diplomatii-v-imidzhevoy-politike-rossii.

17. Волков Ю.Г. Интересы креативного класса в общественной жизни российского социума // Власть. 2013. №1. [Электронный ресурс] URL: http://cyberlenirLka.ru/article/n/interesy-kreativnogo-klassa-v-obschestvennoy-zhizni-rossiyskogo-obschestva.

18. Волков Ю.Г. Креативность в контексте формирования российской идентичности // Гуманитарий Юга России. 2014. №1. С. 25.

19. Волков Ю.Г. Креативность: исторический прорыв России. М., 2011. С.

137.

20. Волков Ю.Г. Креативность: творчество против имитации / Ю.Г. Волков. М.: Альфа-М, 2013.

21. Волков Ю.Г. Креативный класс - альтернатива политическому радикализму// Социологические исследования. 2014. №7. С. 84-92.

22. Волков Ю.Г. Креативный класс и российское государство: перспективы взаимодействия // Власть. 2014. №3. [Электронный ресурс] URL:

http://cyberleninka.ru/article/ri/kreativnyy-klass-i-rossiyskoe-gosudarstvo-perspektivy-vzaimodeystviya.

23. Волков Ю.Г. Креативный класс: поиск социологического концепта // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2010. Выпуск 9. М.: Новый Хронограф, 2010. С. 43-60.

24. Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 26.

25. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). Челябинск, 1995. С. 67.

26. Волков Ю.Г. Социальное значение креативного класса в российском социуме // Гуманитарный ежегодник. 2014. №13. С. 234-241.

27. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Под.ред. доктора философских наук, профессора В.И. Добренькова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. 384 с.

28. Волков Ю.Г., Барбашин М.Ю., Крамарова E.H., Сериков A.B., Хачецуков З.М. / Становление социальной идентичности креативного класса в современной России. Ростов н/Д: Изд-во «МАРТ», 2013. 210 с.

29. Волков Ю.Г. Творческая личность: бытие в российском социокультурном пространстве. Ростов н/Д.: Антей, 2011. 36 с.

30. Высоковский А. Креативность как ресурс // Отечественные записки. 2005. №4. С. 159-171.

31. Выступление Д.А. Медведева на встрече с сотрудниками МИД / Сообщение пресс-службы Президента России. [Электронный ресурс] URL: http://ww.mid.rn/brp_4.nstf0/C878E186E254440A4425799F00585897.

32. Выступление Министра иностранных дел России C.B. Лаврова на открытии Дипломатического клуба в Дипломатической академии МИД России. Москва. 1 июня 2016 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/ 2299241.

33. Выступление Руководителя Администрации Президента С.Е. Нарышкина на форуме «Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества». [Электронный ресурс] URL: http://old.rs.gov.ru/node/21803.

34. Гамалеева М. Формирование образа России как аспект публичной внешней политики. [Электронный ресурс] URL: http://www.advertology.ru/index.php?name=News&file=article&sid::::33457.

35. Гегель Г.Ф.В. Философия права // Философское наследие. М.: Мысль, 1990. С. 223.

36. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2005. 528 с.

37. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Дж. Гилфорд. М.: Прогресс, 1965. 14 с.

38. Гиренок Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). М: Лабиринт, 1995. 201 с.

39. Григорян В.К. Формирование креативной личности в процессе технического творчества (на материале центров технического творчества детей и молодежи): дисс. ... к.социол.н.: 22.00.04 / Григорян Вардуи Корюновна. Ростов-на-Дону, 2015. 203 с.

40. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. Санкт-Петербург: Издательство «Ольга», 1996. Часть II, глава 3, раздел 2. 286 с.

41. Гущин А. Мимикрия китайского дракона, 2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Mimikriya-kitaiskogo-drakona-16198.

42. Де Боно Э. Серьезное творческое мышление / Пер. с англ. Д.Я. Онацской. Мн.: Попурри, 2005. 416 с.

43. Делез Ж., Гватарри Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С.Н. Зенкина. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 288 с.

44. Дементьев В.Е. Гражданское общество, правовое государство // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2009. № 3. С. 89-96.

45. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. М.: ACT, Вече, 1999; Т.1. 544 е., Т.2. 528 с.

46. Д. Медведев провел встречу с сотрудниками МИД РФ накануне профессионального праздника - Дня дипломатического работника. [Электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru^ф_4.nsf/0/C878E186E254440A4425799F00585897.

47. Долинский A.B. Дискурс о публичной дипломатии // Международные процессы. 201 I.Tom 9. № 1(25). С. 2-4.

48. Долинский A.B. Зарубежное вещание на службе у государства // Космополис. 2008. №1(20). С. 68-69.

49. Долинский A.B. Публичная дипломатия для бизнеса, НКО и университетов. Общество и культура // Аналитика. 2013. №1. С. 3.

50. Долинский A.B. Что такое общественная дипломатия и зачем она нужна России? [Электронный ресурс] URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=791#top-content.

51. Долинский A.B. Эволюция теоретических оснований публичной дипломатии // Вестник МГИМО. 2011. № 2. С. 250-280.

52. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Издательство «Питер», серия «Мастера психологии». 1999. 368 с.

53. Дьюи Дж. Реконструкция в философии / Пер. с англ. М. Занадворова, М. Шикова. М.: Логос, 2001. 168 с.

54. Емельянова И.Н. «Междисциплинарный подход в определении понятия «креативность» // Альманах современной науки и образования. Тамбов. Грамота. 2010. № 11. Ч. 1. С. 46.

55. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №1.

[Электронный ресурс] URL: ht1p://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt.

56. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический Проект: Культура, 2005. 304 с.

57. Жизневская Е.С. Влияние неправительственной дипломатии на развитие российско-американских отношение, дисс. ... канд. пол. наук: 23.00.04. М., 2006. 193 с.

58. Заллет Р. Дипломатическая служба. Ее истории и организации во Франции, Великобритании и Соединенных Штатах. М., 1956. С. 25.

59. Захарова М.В. Пришло время бесконечно выражать озабоченность. 2016. [Электронный ресурс] URL: https://russian.rt.com/article/303286-mariya-zaharova-o-mid-v-socsetyah-proshlo.

60. «Зачем нужна креативная дипломатия?» [Электронный ресурс] URL: http://www.picreadi.ru/about/us/. (дата обращения: 10.05.2016).

61. Зонова Т.В. Дипломатическая служба Италии (историческая эволюция структур, форм и методов): автореферат дис. ... д-ра политич. наук : 23.00.02. Москва, 1995. 51 с.

62. Зонова Т.В. Дипломатия иностранных государств. Учебное пособие. М.: МГИМО, "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004. 352 с.

63. Зонова Т.В. Публичная дипломатия и ее акторы. [Электронный ресурс] URL: http:// russiancouncil.ru/inner/?id_4=681.

64. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. / Серия: Мастера психологии. СПб: Питер, 2009. 434 с.

65. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб.: Питер, 1995. С. 285.

66. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. М., 2004. 192 с.

67. Квасов O.K. Дипломатии и дипломатическая служба стран Латинской Америки. Учебное пособие, М.: 2001. 102 с.

68. Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности. М.: Институт философии РАН, 2009. 203 с.

69. Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: Норма, 2012.

70. Конституция Российской Федерации (в послед, ред. закона РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 №11-ФКЗ-ФКЗ) // Российская газета. 1993, 25 декабря; 2014, 29 июля.

71. Концепция внешней политики Российской Федерации. (12 февраля 2013 г.) [Электронный ресурс] URL: http://archive.mid.rU//brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F.

72. Климов И.А. Социологическая концепция Энтони Гидденса // Социологический журнал. 2000. №1-2. С. 121-149.

73. Концепция внешней политики Российской Федерации. 15 июля 2008 года. [Электронный ресурс] URL:http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204108. shtml (дата обращения: 09.09.2015).

74. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М, 2006. 269 с.

75. Лапин Н.М. Креативность как инновационный ресурс развития экономики: дисс. ... к.э.н.: 08.00.01, 08.00.05 / Лапин Николай Михайлович. Тамбов, 2008. 155 с.

76. Лебедева О.В. Особенности института публичной дипломатии в России // Международная жизнь. 2015. № 6. 195 с.

77. Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование. Мониторинг общественного мнения. 2008. № 3 (87). С. 14-24.

78. Литвинов H.H. Бренд-стратегия территорий. Алгоритм поиска национальной идентичности (часть 2) // Бренд-менеджмент. 2010. № 5 (54). 306 с.

79. Локк Дж. Сочинения. М.: Гелиос, 2015. С. 56-76.

139

80. Лукин A.B. Публичная дипломатия // Международная жизнь. 2013. № 3. С. 69-87.

81.Лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом Классика-ХХ1, 2011.213 с.

82. Любард Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности: Пер. с фр. М.: Когито-Центр, 2009. 215 с.

83. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man). M.: Академический проект, 2005. 496 с.

84. Манжулина O.A. Публичная дипломатия США: автореф. дис. ... канд. политич. наук : 23.00.04 : СПб., 2005 203 с.

85. Манжулина O.A. Развитие современной публичной дипломатии США // Современные США: тенденции внутренне и внешней политики / отв.ред. Акимов Ю.Г. Спб., 2004.

86. Маслоу А. Психология бытия. М.: Смысл, 1997.

87. Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М: Международные отношения, 1987. С. 18.

88. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

89. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. Психологии / Сост. и переводчик В. Г. Николаев / Отв. ред. Д. В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с.

90. Миссия и задачи - Фонд поддержки публичной дипломатии им. A.M. Горчакова [Электронный ресурс] URL:http://gorchakovfund.ru/about/mission/.

91. Михневич C.B. Панда на службе дракона: основные направления и механизмы политики «Мягкой силы» Китая // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/panda-na-sluzhbe-drakona-osnovnye-napravleniya-i-mehanizmy-politiki-myagkoy-sily-kitaya.

140

92. Мороз B.B. Развитие креативности студентов. Монография: Оренбург, 2011. С. 243.

93. Мороз В.В. Эмоции как аксиологический фактор развития креативности студентов университета // Интернет - журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. № 1. Том 7. [Электронный ресурс] URL: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVNl 15.pdf (доступ свободный).

94. Морозов A.B., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.

95. Мясников B.C. Краткий очерк истории дипломатии КНР (60-е - начало 80-х годов). М., 1988. С. 28.

96. Наумова Н.Ф. Человек и модернизация России. М., 2006. 592 с.

97. Нестерова O.A. Интеллектуальный потенциал инновационной экономики // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324. С. 296-298.

98. Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962. С. 74.

99. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

100. Общественная палата готовит дорожную карту поддержки НКО. [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.rU/politics/articles/2015/l 1/05/615596-obschestvennaya-palata-gotovit-dorozhnuyu-kartu-podderzhki-nko (дата обращения: 19.09.2015).

101. О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с представителями российских неправительственных организаций [Электронный ресурс] URL: http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=21256

102. Окара А. Креативный класс как партнер государства. Локомотивом инновационной модернизации станут свободные творческие люди // Независимая газета (НГ-Сценарии). 2009. 22 декабря. № 9 (102). С. 12.

103. О портале «Русский век» / Портал «Русский век». [Электронный ресурс] URL: http://www.ruvek.ru/?module=pages&action=view&id=13.

141

104. Официальный сайт Дипломатической Академии МИД России -Дипломатический клуб. [Электронный ресурс] URL: http './/www. dipacademy.ru/dipclub .shtml.

105. Панов A.Jl. Дипломатическая служба Японии. М.: Международные отношения, 1995. 227 с.

106. Пахомов В., Сифурова Л. Дипломатия и дипломатическая служба США. М., 2001.

107. Пенькова М.Р. Креативность социального действия в современной социологической теории: анализ прагматистских и неопрагматистских концепций / М.Р. Пенькова. М.: изд-во МАИ, 2012.160 с.

108. Подберёзкин А.И. Национальный человеческий капитал. В 5 т. Т. 1. Роль идеологии в модернизации России / А. И. Подберезкин. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. М.: МГИМО-Университет, 2012. 468 с.

109. Пономарев Я.А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С. 431 -450.

110. Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. М., 2000. С.

275.

Ш.Путин В.В.Россия и меняющийся мир // Московские новости. 27.02.2012. [Электронный ресурс] URL:

http://mn.ru/politics/20120227/312306749.html.

112. Распоряжение Президента Российской Федерации О создании некоммерческого партнерства "Российский совет по международным делам" [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd= 102135 728&page= 1 &rdk= 1 #10

113. Российская газета. 25.05.2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2012/05/25/problema-site.html.

114. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях // к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация

142

экономики и глобализация», Москва, 1 - 3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 39 с.

115. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М., 2001. С. 231-232.

116. Савина М.В. Креативный класс - движущая сила постиндустриального общества// Креативная экономика. 2008. № 12 (24). С. 37.

117. Савинков J1.J1. Некоторые подходы к осмыслению понятия гражданское общество // Вестник ОГУ. 2007. № 7. С. 101-105.

118. Сакс Г., Гарфинкель Г. О формальных структурах практических действий // Хрестоматия по современной западной социологии второй половины XX века. Екатеринбург, 1996. С. 94-136.

119. Салогуб A.M. Креативное управление в системе социального развития российского общества. Дисс. ... д-ра социол.н.: 22.00.08 / Салогуб Анжела Михайловна. Ростов-на-Дону, 2012. 283 с.

120. Семеновских Т.В. Феномен «Клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). [Электронный ресурс]. М.: Науковедение, 2014. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf/.

121. Серикова И.Б. Особенности становления коллективной идентичности креативного класса и его социальной миссии в России, дисс... канд. филос. наук: 09.00.11 / Серикова Ирина Борисовна. Ростов-на-Дону, 2015. 150 с.

122. Слепцова О.Н. Модернизация российского общества и социально-экономические отношения России и Германии: теоретические проблемы исследования. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-rossiyskogo-obschestva-i-sotsialno-ekonomicheskie-otnosheniya-rossii-i-germanii-teoreticheskie-problemy-issledovaniya.

123. Совещание послов и постоянных представителей России. 9 июля 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/news/15902.

124. Стенографический отчет о встрече с представителями общественных организаций. 19 сентября 2008 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/1467.

125. Сурма И.В. Глобальный наднациональный актор международных отношений и его социальная философия // Вестник МГИМО-Университета. 2013. №4 (31). С. 141-151.

126. Сурма И.В. Цифровая дипломатия в дискурсе глобальной политики // Вестник МГИМО. 2014. № 6 (39).

127. Сурма И.В. Цифровая дипломатия в мировой политике. Государственное управление. Электронный вестник. 2015 г., апрель. № 49. С. 220-249.

128. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревсской. М.: Эксмо, 2007.

129. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. [Электронный ресурс] URL: (http://hr-portal.ru/article/sovremennye-issledovaniya-problemy-kreativnosti-v-zarubezhnoi-psikhologi).

130. Тоффлер Э. Постстандартизированный разум // Третья волна. М: ACT, 2004. 781 с.

131. Тоффлер Э., Тоффлер X. Революционное богатство = Revolutionary Wealth. М.: ACT, 2007. 576 с.

132. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. М.: ACT, 2002. 557 с.

133. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Ф. Вильямса. СПб., 2003.

134. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии / Пер. с англ. // Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя. М.: Прогресс, 1990. 718 с.

135. Указ о мерах по реализации внешнеполитического курса. 7 мая 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/15256.

144

136. Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 865 (ред. от 31.03.2016) «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 9071/.

137. Уолтер Г. Живой мозг. М.: Мир, 1966. 300 с.

138. Ушаков В.Д. Языки психологии творчества: Я.А. Пономарев и его научная школа. // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 624 с.

139. Федеральный закон 121 «Об иностранных агентах». [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/spravka/20140616/1011656413.html (дата обращения: 19.09.2015).

140. Филимонов Г.Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США. М.: РУДН, 2012.212 с.

141. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее // Пер с англ. Яз. М.: Изд. Дом «Классика-ХХ1», 2011. С. 36.

142. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. №1. [Электронный ресурс] URL: http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm.

143. Хокинс Д. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2011. 256 с.

144. Цветкова Н.А. Cultural Imperialism: международная образовательная политика США в годы «холодной войны». СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 200 с.

145. Цветкова Н.А. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2011. №3. С. 109-122.

146. Цветкова Н.А. Оценка эффективности международной образовательной политики СССР и США в годы Холодной войны // 200 лет российско- американским отношениям: наука и образование / под.ред. А. Чубарьяна и Б. Рубла. М., 2007. С. 378-394.

147. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США и революции в арабском мире // Мир и политика, 2001. № 4. С. 45-53.

148. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США в России: от демократизации к развитию «социального активизма» // США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. № 10. С. 37-46.

149. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США: теории и концепции. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2015. № 4 (54): в 2-х ч. Ч. I. С. 186-189.

150. Цветкова Н.А. NETCITIZENS как новая целевая аудитория интернет-дипломатии США// Вектор науки ТГУ. 2012. № 3. С. 207-211.

151. Ширак Ж. Выступление на совещании с послами Франции. Август 1999 года. Личный архив автора.

152. Шумакова Н.Б., Щебалнова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 27-32.

153. Amabile Т.М. Social psychology of creativity: A consensual assessment technique // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 43 (5).

154. Analyst's Notebook 8 Social Network Analysis. i2 Limited White Paper. Issue 3.

155. Boden M.A. The creative mind: Myths and mechanisms, second edition. Routledge Taylor and Francis Group London and New York, 2004. 344 p.

156. Cull J.N. 'Public Diplomacy' Before Gullion: The Evolution of a Phrase. [Электронный ресурс] URL: http://uscpublicdiplomacy.org/pdfs/gullion.pdf

157. Fisher G.H. Public diplomacy and the behavioral sciences. Bloomington: Indiana University Press. 1972. P. 4.

158. Fromm E. The Creative Attitude, in Creativity and Its Cultivation, ed., Harold H. Anderson. N.Y.: Harper and Row, 1959.

159. Giddens A. Central problems in social theory: Action, structure and contradiction in social analysis. London: Macmillan press, 1979. 294 p.

146

160. Giddens A. The constitution of society: Outline of the theory of structuration. Cambridge: Polity Press, 1986. 402 p.

161. Ghiselin B. The Creative Process. N.Y.: New American Library, 1952.

259 p.

162. Greenwood R. Britain and the Cold War. 1945-1991, London: MacMillan Press, 2000. P. 171.

163. Guilford J.P. Intelligence, creativity and their Educational Implications // Robert R. Knapp, Publisher San Diego, California, 1968.

164. Guilford J.P. A Psychometric Approach to Creativity. // Mimeographed, University of Southern California, Mar., 1962.

165. Hallman R.J. The Necessary and Sufficient Conditions of Creativity / Torrance Creativity Its Educational Implications // John Wiley and Sons, Inc. N.Y., 1967.

166. Hutchinson E.D. How to Think Creatively. Nashville, Tenn.: Abingdon Press, 1949.

167. Joseph S. Nye. Soft Power. The Means to Success in World Politics. Cambridge, M.A.: Public Affairs, 2004. P. 5.

168. Leonard M. Public Diplomacy / Mark Leonard, Catherine Stead, Conrad Smewing. - London: The Foreign Policy Centre. 2002. 183 p.

169. Malinchik S.D. Framework for Modeling and Analysis of Opinion Dynamics and Influence Operations / Lockheed Martin Advanced Technology Laboratories (ATL). Cherry Hill, N.J.: ATL, 2011.

170. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. Princeton, N.J.: D. Van Nostrand, 1962.

171. Snow N., Taylor M. P. The Propaganda State: US Propaganda at Home and Abroad since 9/11 // The International Communication Gazette. 2006. Vol. 68(5-6). P. 399-400.

172. NATO Releases Imagery: Raises Questions on Russia's Role in Providing Tanks to Ukraine // ACO - Allied Command Operations [Official Site], 14.06.2014.

[Электронный ресурс] URL: http://aco.nato.int/statement-on-mssian-main-battle-tanks.aspx (21.06.2016).

173. Nye J. Jr. Soft Power // Foreign Policy, No. 80, Twentieth Anniversary (Autumn, 1990). P. 166.

174. Piirto J., Fraas J. Androgyny in the personalities of talented adolescents // Journal for Secondary Gifted Education. 1995. Vol. 6 (2).

175. Rogers C.R. Toward a Theory of Creativity, in Creativity and Its Cultivation / Ed. Harold H. Anderson. N.Y.: Harper and Row, 1959.

176. Rosen L. Me, My Space, and I: Parenting the Net Generation. N.Y., 2007.

258 p.

177. Shalley C.E. How valid and useful is the integrative model for understanding work groups' creativity and innovation. Invited commentary on "Sparkling fountains or stagnant ponds: An integrative model of creativity and innovation implementation in work groups" by Michael West // Applied Psychology: An International Review, 2002, P. 406-410.

178. Steiner Orcy, Hardinge and Foreign Office, 1906-1910 // The Historical Journal. X. 1967. Cambridge. P.

179. Suchman J.R. Creative Thinking and Conceptual Growth // Gowan J.C., Demos G.D., Torrance E.P. Creativity Its Educational Implications. John Wiley and Sons, Inc. N.Y., 1967. 336 p.

180. The Edward R. Murrow Center of Public Diplomacy. Definitions of ч Public Diplomacy. [Электронный ресурс] URL:

http://fletcher.tufts.edu/murrow/pd/definitions. html

181. Under Secretary for Public Diplomacy and Public Affairs. [Электронный ресурс] URL: http://www.state.gOv/r/index.htm.

182. Van Ham P. Place Branding: The State of the Art // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 616. P. 126-149.

183. Vinacke W.E. The Psychology of Thinking. N.Y.: McGraw-Hill, 1952.

184. Wallas G. The Art of Thought. N.Y.: Franklin Watts, 1926.

185. What is Public Diplomacy? [Электронный ресурс] URL: http ://fletcher. tufts .edu/Murrow/Diplomacy.

186. Zaharna R.S. Mapping Out a Spectrum of Public Diplomacy Initiatives: Information and Relational Communication Frameworks // Routledge Handbook of Public Diplomacy / ed. by N. Snow, Ph. M. Taylor. L. N. Y.: Routledge, 2009. P. 86100.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.