Постмодернизм в татарской прозе: диалог с западными и восточными художественными традициями тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Юзмухаметова, Ландыш Нургаяновна

  • Юзмухаметова, Ландыш Нургаяновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Казань
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 267
Юзмухаметова, Ландыш Нургаяновна. Постмодернизм в татарской прозе: диалог с западными и восточными художественными традициями: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Казань. 2014. 267 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Юзмухаметова, Ландыш Нургаяновна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ч Глава 1. Постмодернизм в татарской прозе рубежа ХХ-ХХ1 вв

1.1. Постмодернизм как историко-культурный феномен и художественное явление: общее и особенное в

национальных литературах

1.2. Татарская литература рубежа ХХ-ХХ1 веков: смена художественных парадигм и основные тенденции

развития новых явлений

1.3. Проблема автора и способы художественного

завершения в современной татарской прозе

Глава 2. Идеология в зеркале постмодернизма

2.1. Приемы соц-арта в татарской прозе

2.2. Концептуальные построения в современной татарской

ч

прозе: формы и особенности

2.3. Разрушение метатекста: пастиш в современной татарской

прозе

Глава 3. Проблема гиперинтерпретации

3.1. Психологизм в современной татарской прозе

(к проблеме «бессознательного»)

3.2. Прием игры в современной татарской прозе

Заключение

Список литературы

•ч

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Постмодернизм в татарской прозе: диалог с западными и восточными художественными традициями»

Введение

Актуальность темы исследования. Современный литературный процесс, охватывающий литературу последних десятилетий, а в России - время после распада СССР, является чрезвычайно сложным объектом изучения. Для многочисленных народов Российской Федерации, в том числе и татар, этот период стал неожиданным этапом культурного подъема, который был обусловлен демократическими реформами, отменой политической цензуры, «сломом» существующей и выработкой иной художественной парадигмы. В результате возникла абсолютно новая идейно-эстетическая концепция, которая, с одной стороны, подводила итоги художественным и эстетическим экспериментам XX столетия, с другой - стремилась выразить всю сложность и противоречивость наступившей действительности. Процесс обновления видов и жанров литературы, рождения новых форм и стилей вызвали необходимость объективной оценки происходящего в сфере художественного творчества. Возникла потребность в отстранении от стереотипов и осознании смены литературного кода. Поиск адекватной методики и методологии анализа литературы рубежа ХХ-ХХ1 веков, от создания которых отделяют лишь десятилетия, определение художественных открытий и потерь в татарской литературе стали задачей первостепенной важности, так как были связаны также и с перспективами развития национальных культур.

Сегодня разговоры о будущем литературы идут во всех уголках мира, в том числе и в среде отечественных интеллектуалов, которые заявляют о постепенном исчезновении литературы и монополии массового или интерактивного искусства. Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой литература имеет шанс быть конкурентоспособной в современных условиях. Известный русский писатель Виктор Ерофеев утверждает: «Единственным выходом для продолжения литературы становится создание такого текста, когда он включается в

интерактивную связь с читательским сознанием. Читатель сам моделирует смысл текста, исходя из себя и в этом моделировании обнаруживаясь и обнажаясь. <...> По сути дела, происходит расщепление энергии текста, который лишается своей одномерности и выживает за счет оплодотворения в читательском сознании

В отношении не только зарубежной и русской литератур 1990-х гг., но и национальных литератур бывшего СССР для обозначения новых и нетрадиционных явлений и процессов употребляется понятие «постмодернизм». Оно выступает в статусе характеристики определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки места и роли человека в окружающем мире, возникающих при смене культурных эпох. Выявление специфики проецирования данного феномена на национальные литературы и культуры дает возможность определить основы и особенности возникающей художественной парадигмы, ее рамки и границы, новизну, составляющих ее элементов: приемов, средств, форм.

Татарская литература, имеющая многовековую богатую историю, основанную на развитии и трансформации реалистических, романтических и модернистских традиций, вобрала в себя лучшие достижения западной и восточной культур. На рубеже ХХ-ХХ1 веков, как справедливо отметила Ю.Г. Нигматуллина, она находится на переходном этапе развития, в котором заметны: смешение разнородных языков, «архетипов бытия», т.е. возвышенных символов со стереотипами массового сознания, с элементами грубого эротизма и

натурализма, эклектическая синхронность хронотопов в рамках одного

2

произведения и т.д.

Актуальность данной работы обусловлена недостаточной исследованностью современной татарской литературы, которая существует в режиме «здесь» и «сейчас». Особенности современной татарской литературы мы рассматриваем в

1 Ерофеев В. Разговор по душам о виртуальном будущем литературы // Страшный суд: Роман. Рассказы. Маленькие эссе. М.: Союз фотохудожников России, 1996. С. 565-566. 2Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизации в историческом развитии татарской и русской литератур. Казань: «Фэн», 1997. С. 174.

контексте постмодернизма, наличие которого пока остается вопросом дискуссионным. Суждения исследователя русского литературного постмодернизма И.С. Скоропановой о том, что постмодернизм дал литературе новое измерение, раздвинул ее горизонты и в то же время поставил писателей перед лицом суперсложных, может быть и неисполнимых, задач: обретения многомерного, нелинейного художественного мышления в масштабах целых культурно-исторических эпох, овладения всеми типами письма, совмещения в одном авторе художника и философа (историка, литературоведа, культуролога и т.д.), поисков средств для воссоздания множественности истины, моделирования вероятных миров, качественного обновления литературы, интеллектуальный уровень которой должен соответствовать неизмеримо усложнившимся

п

представлениям о мире , могут быть распространены и на татарскую литературу. На наш взгляд, в татарском научном сообществе назрел тот момент, когда о постмодернизме необходимо говорить предметно и масштабно, поскольку невозможно отрицать как само существование данного явления в татарской культурной среде и литературе, так и игнорировать его позитивные и негативные стороны. Несмотря на то, что постмодернизм оказывается в центре внимания отдельных ученых-литературоведов, серьезных трудов, системно рассматривающих его философско-эстетическую основу и художественную практику, до сих пор нет.

Степень изученности темы и проблемы. Необходимо признать, что о постмодернизме как о культурном и литературном явлении в мировой науке сказано много. Изучение данного феномена началось с середины XX века и носило, прежде всего, теоретический характер. Впервые термин «постмодерн» появляется в трудах А. Тойнби, Ч. Дженкса, затем масштабный разговор на эту тему находит место в работах Р. Барта, Ж.-Ф. Лиоатара, Ю. Кристевой, Ц. Тодорова, Ж. Деррида, Ги Дебора и Ж. Бодрийяра, У. Эко, а также у представителей школы шизоанализа - Ж. Лакана, Ж. Делеза и Ф. Гваттари,

3Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2000. С. 529.

ученых критической школы Т. Адорно, Ю. Хабермаса, М. Хоркхаймера. Основные же принципы культуры постмодерна определил французский постструктуралист Ж.-Ф. Лиотар. В то же время до сегодняшнего дня нет единого мнения о том, как рассматривать постмодерн - как логическое продолжение предыдущего этапа модерна (Ю. Хабермас, Ж.Ф. Лиотар, Ф. Джеймисон) или как явление, отрицающее и критически осмысливающее его (Ж. Бодрийяр, У. Эко, П. Козловски). Спорным остается вопрос о возможном кризисе или даже завершении постмодерна. Практически все теоретики постмодернизма отмечают серьезное значение, которое имел для становления их концепции труд Ж,-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» (1979), в котором автор отмечает, что «если все упростить до предела, то под «постмодернизмом» понимается недоверие к метарассказам»4. Метарассказом он обозначает все те «объяснительные системы», которые, по его мнению, организуют буржуазное общество и служат для него средством самооправдания: религию, историю, науку, психологию, искусство (иначе говоря, любое «знание»). Для французского исследователя «век постмодерна» в целом характеризуется эрозией веры в «великие метаповествования», легитимирующие, объясняющие и «тотализирующие»

5

представления о реальности» .

В 90-е годы XX века наблюдаются пересмотр основных характеристик постмодерна и новая попытка рефлексии по поводу ситуации «пост». H.A. Малишевская в своей докторской диссертации выделяет два основных направления в современном анализе постмодерна. В первом случае постмодерн представляется как новая магическая эпоха. В этой связи репрезентативной является концепция Л.Г. Ионина, представленная в работе «Новая магическая эпоха»6. Исследователь характеризует постмодерн как отражение поворота в ментальном климате эпохи, где нет различия и иерархии между рациональным, и миф, как и магия, претендует на равноправное существование с наукой. <...>

4Цит. по: Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М.: Intrada, 2004. С. 327.

^Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. С. 327.

6 Ионин Л.Г. Новая магическая эпоха // Постмодерн - новая магическая эпоха: сб. ст./ под ред. Л.Г.Ионина. Харковь: Харьковский национальный ун-т им. В.И.Каразина, 2002, С. 221-237.

Другим направлением в анализе ситуации постмодерна представляется гипотеза о постмодерне как о виртуальной форме реальности, являющейся следствием информационных технологий, о философии computer science. Эту версию можно встретить, например, в статье В. Кутырева «От какого наследства мы не отказываемся»7. Если в первом случае речь идет об инструментальном отношении человека к миру, то во втором случае человек «умирает»8.

Целесообразно отдельно выделить исследования о постмодернистских концепциях культуры и постмодернистской философии искусства В.М. Диановой. Она развивает понимание постмодернистских идей, основываясь из художественной практике и постмодернистских стратегиях, которые сложились в сфере художественной практики.

Следует выделить ряд отечественных ученых, внесших вклад в изучение русского литературного постмодернизма. Это такие имена, как М. Липовецкий, М. Эпштейн, И. Ильин, Н. Маньковская, И.С. Скоропанова, В. Курицын, О. Богданова и др. Исследователи отмечают, что, возникнув не «после модернизма», но «после соцреализма», он стремится оторваться от тотально идеологизированной почвы идеологизированными же, но сугубо антитоталитарными методами. Противовес этой тенденции составляют антишестидесятнические настроения «неборьбы», «дзэн»-поворота в искусстве. Постоянные колебания между мифом и пародией, непреходящим смыслом и языковой игрой, архетипическими экзистенциальными сюжетами и сюрреалистически-абсурдистским автобиографизмом создают то особое напряжение между садомазохистским профанированием официальных клише и запредельным сомнамбулизмом умозрительно-декларативных конструкций, которое свидетельствует о стремлении одновременно отвлечь и развлечь аудиторию путем театрализации безобразного9.

7Кутырев В.А. От какого наследства мы не отказываемся // Человек. №1,2. 2005.

8Малишевская Н. А. Игровые практики в дискурсе постмодерна: дисс. ... д-ра философ.наук. Ростов-на-Дону, 2007. С. 5-6.

9Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. С. 294.

В татарском литературоведении существует ряд исследований, посвященных данной теме как обзорного, так и монографического характера. Прежде всего это учебники и учебные пособия, в которых дается характеристика основных тенденций историко-литературного процесса данного периода, анализ творчества современных писателей и их наиболее значительных произведений. В 6 томе «Истории татарской литературы»10 рассматривается татарская литература второй половины XX века вплоть до 1990-х годов. В книге дается анализ творчества таких татарских писателей, как А. Еники, С. Хаким, Н. Фаттах, А. Гилязов, Т. Миннуллин, Г. Ахунов, А. Расих, Р. Тухфатуллин, А. Баян, Г. Афзал, И. Юзеев, Ш. Галиев, Р. Файзуллин, X. Вахит и др. на фоне развития реалистической и романтической художественных стратегий. Увидевший свет позже второй том учебника для высших учебных заведений «История татарской литературы XX века»11 расширяет хронологические границы до начала XX века, выделяя основные тенденции и закономерности развития современной татарской литературы, в том числе и модернистские, авангардные, постмодернистские поиски татарских художников слова. В работе содержится монографический анализ творчества известных современных писателей, в произведениях которых наиболее ярко выделяются авангардные эксперименты (Т. Миннуллина, Ф. Садриева, 3. Хакима, Р. Файзуллина, Ф. Байрамовой).

Д. Загидуллина в работе «На новой волне (Традиции и нововведения в

1 ^

татарской прозе 1980-2000 г.)» ~ отмечает, что к 80-ым годам прошлого века сформировались те тенденции (лирико-эмоциональная, критическая, публицистическая и психологическая), которые определили дальнейшую трансформацию татарской прозы. В данной книге анализируются многие произведения современной татарской прозы, к которым обращались и мы в своей диссертации. Так, исследуя творчество 3. Хакима, ученый приходит к выводу, что

|0Татар эдэбияты тарихы: 6 т. Т. 6: 60-90 еллар эдэбияты. Казан: «Раннур» нэшр., 2001. 544 б.

"ЗаИидуллина Д.Ф. Йосыпова Н.М. XX гасыр татар эдэбияты тарихы: дэреслек. Т. 2: XX йезнен икенче яртысында татар эдэбияты. Казан: Казан университеты, 2011. 198 б.

|2ЗаЬидуллина Д.Ф. Яна дулкында (1980-2000 еллар татар прозасында традициялэр Ьэм яцачалык). Казан: Мэгариф, 2006. 256 б.

его проза привнесла в татарскую литературу концепции, приемы европейского, русского модерна и постмодерна. Обращение к психоанализу, к философии модерна переплетается в его произведениях с приемами шизоанализа и пастиша. Д. Загидуллина выделяет две основные направления в творчестве писателя: к философскому крылу она относит роман «ГонаЬ» («Грех», 1996) и повесть «Курку» («Страх», 1995), к сатирическому - роман «Агымсуда ни булмас» («Что не встретишь в текучей воде», 1995) и повесть «Кишер басуы» («Морковное поле», 1995). Обращение к условно-мифологическому языку образности, карнавализация, использование анекдотических ситуаций в сатирических целях, приемы сравнения и повторов по ее мнению, помогают донести до читателя

1 3

авторскую философскую и сатирическую концепций . A.A. Шамсутова, развивая эту концепцию, считает, что в творчестве 3. Хакима, впервые среди татарских писателей, отразилось постмодернистское восприятие мира14.

В рамках постмодернистской поэтики проанализированы Д. Загидуллиной повесть М. Кабирова «Сары йортлар сере» («Загадка желтых домов», 2002), рассказ «Канатлы кеше» («Крылатый человек», 2004)15, роман Т. Миннуллина «МинИаж маждралары» («Приключения Минхаджа», 2005)16 и т.д.

В татарском литературоведении делаются попытки определить место отдельных произведений в структуре единой поэтики постмодернизма: так, А. Шамсутова указывает, что повесть Г. Гильманова «Оча торган кешелэр» («Летающие люди, или сказание о безымянных судьбах», 2001) относится к «языческо-метафизическому» реализму17. Она полагает, что творчество Г. Гильманова можно поставить в один ряд с известными зарубежными писателями-постмодернистами: с точки зрения попытки выявить на художественном уровне архаические основы национального менталитета - с

13 ЗаЬидуллина Д.Ф. Яна дулкында (1980-2000 еллар татар прозасында традициялзр Иэм яцачалык). Б. 190.

14 Шэмсутова А. Хэзерге татар эдэбиятында янарыш: фэнни мэкалэлэр. Казан: Татар, кит. нэшр., 2010. Б. 25.

15 ЗаЬидуллина Д.Ф. Яна дулкында (1980-2000 еллар татар прозасында традициялзр Ьэм яцачалык). Б. 169-179.

16 Там же. С. 209.

17 Шэмсутова А. Хэзерге татар эдэбиятында янарыш: фэнни мэкалэлэр. Б. 66.

итальянцем Умерто Эко; в раскрытии для обыденного читателя знаков, связанных с Божественностью в Бытии и необходимостью его возвращения к Создателю - с аргентинцем Пауло Коэлье, передавшим Душу через символ «три капли оливкового масла в чайной ложки»; в изображении Бытия как невероятно сложного, постоянно заставляющего двигаться, длинного как жизнь «пути» - с турком О. Памуком; и с японцем Харуки Мураками, который в каждом явлении, событии ищет инструкцию для жизни-существования18.

Роман Г. Гильманова «Албастылар» («Лесные духи», 1999) Д. Загидуллина рассматривает как постмодернистское произведение, отмечая его особенности (единство нескольких литературно-исторических традиций внутри одного текста, интертекстуальность; деконструкцию вариантов объяснения жизни-бытия, известных в татарской литературе; соединение признаков массовой и элитарной литератур; создание кодов, имеющих философский смысл; «мерцающая» эстетика, лиризм)19. Ю. Нигматуллина однако не соглашается с этой идеей, отмечая тот факт, что «они могли бы рассматриваться как приметы постмодернизма, если бы из текста не был удален автор, завершающий идейно-ч художественную целостность произведения»20, ученый предпочитает

использовать в отношении данного произведения термин «запоздалый модернизм».

Национальное своеобразие «татарского» постмодернизма Д. Загидуллина

усматривает в «выделении лирико-эмоционального начала в прозе, для

достижения которого используется не метафорическое изображение, как в

21

литературах многих народов, а эпитеты и детализирование» . Ю. Нигматуллина, отрицая саму возможность существования постмодернизма в татарской культуре, отмечает чуждость постмодернистских ценностей для писателей, которые

18 Шэмсутова А. Хэзерге татар эдэбиятында яцарыш: фэнни мэкалэлэр. С. 79.

19 ЗаЬидуллина Д.Ф. «Албастылар» яки татар прозасында яца сыйфатлар // Казан утлары. 2011. № II. Б. 111-117.

" Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном искусстве. Казань: Фэн, 2002. С. 149.

21 ЗаЬидуллина Д.Ф. «Албастылар» яки татар прозасында яца сыйфатлар. Б. 111-117.

стремятся средствами художественного творчества осознать значение национальной истории и культуры22.

Исследователь современной татарской драматургии A.M. Саттарова считает, что художественные приемы, которые используют Ф. Байрамова в «Действии происходит в сумасшедшем доме» и 3. Хаким в «Летающей тарелке» (данные произведения отнесены А. Шамсутовой к постмодернистским) позволяют говорить об элементах постмодернизма, но не о постмодернизме как о

23

методе в целом . К атрибутам постмодернизма ученый относит герои-схемы, фрагментарность, неопределенность, острое ощущение кризиса, желание эпатировать публику, элементы театра абсурда, «словесную карнавализацию» (в творчестве Ф. Байрамовой)24, раздвоение личности, иллюзорность,

относительность времени, метафизическое измерение с элементами фантастики (в

25

творчестве 3. Хакима) . Г. Зайнуллина выявляет и анализирует элементы соц-арта и постсоц-арта в современном татарском драматическом театре, в том числе на примере творчества драматурга 3. Хакима26.

Объектом исследования являются следующие произведения современной ^ татарской прозы: повести «Кишер басуы» («Морковное поле», 1995), «Агымсуда

ни булмас» («Что не встретишь в текучей воде», 1995), «Курку» («Страх», 1995) и романы «ГенаЬ» («Грех», 1996), «Легионер» (2004-2009) 3. Хакима; роман «Бердэнбер Ьэм кабатланмас» («Единственная и неповторимая», 2004-2005), повести «Сары йортлар сере» («Загадка желтых домов», 2002), «Акбабайныц туган коне» («День рождения Акбабая», 2004), «Елмаю» («Улыбка», 2008), «Чиксез табут» («Бесконечный гроб», 2008), «Сагындым, кайт инде» («Соскучился, вернись уже...», 2008), «Ул» («Он», 2006), рассказ «Канатлы кеше» («Крылатый человек», 2004) М. Кабирова; повесть «Оча торган кешелэр»

"Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном ■ч искусстве. С. 162.

Саттарова A.M. Современная татарская драматургия 1985-2000 гг.: Концепция эпохи и героя. Казань: Gumanitarya, 2003. С. 31.

24 Там же. С. 38.

25 Там же. С. 122.

26 Зайнуллина Г.И. Элементы соц-арта и постсоц-арта в татарском драматическом театре на рубеже XX-XXI веков: дисс. ... канд. искусствоведения. Москва, 2010. 185 с.

(«Летающие люди или сказание о безымянных судьбах», 2001) Г. Гильманова; роман «МинЬаж мажаралары» («Приключения Минхаджа», 2005) Т. Миннуллина; повести «Таш бэгырь» («Каменное сердце», 2004), «Татлы газап» («Сладкое мучение», 2004) А. Фаляха; рассказы «Китучелэр» («Уходящие», 2011), «Сират купере» («Мост Сират», 2011) Р. Габделхаковой.

Предметом исследования структурно-содержательные особенности произведений «новой» татарской прозы, репрезентативные с точки зрения характеристики постмодернизма в национальном историко-литературном процессе. Предполагается обращение к произведениям русской и зарубежной постмодернистской прозы как к своеобразному диалогизирующему фону, позволяющему выявить идейно-философскую и художественно-эстетическую природу «татарского» постмодернизма.

Целью данного исследования является анализ современной татарской прозы в контексте постмодернистской поэтики, определение места и роли данного явления в национальном историко-литературном процессе.

Реализация поставленной цели определила основные задачи диссертационной работы:

теоретически концептуализировать понятие «постмодернизм» применительно к национальному историко-литературному процессу;

- выявить структурно-содержательные особенности постмодернистских произведений, проявляющиеся на разных уровнях художественной системы: идейно-концептуальном, жанрово-композиционном, стилевом;

обозначить формы выражения авторской позиции и способы художественного завершения в образцах современной татарской прозы;

- на материале обширного корпуса прозаических текстов в татарской литературе охарактеризовать «татарские» варианты соц-арта, концептуализма, а также особенности реализации пастиша в современных прозаических произведениях;

- проследить функционирование психологизма и приема игры в прозаических произведениях современных татарских писателей в рамках проблемы гиперинтерпретации;

- определить место и роль постмодернистских экспериментов в современной татарской прозе.

Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что в татарском литературоведении впервые проводится комплексное исследование современной татарской прозы в контексте постмодернизма. Теоретически концептуализировано и верифицировано понятие «постмодернизм» применительно к национальному историко-литературному процессу. В работе выявлены предпосылки, которые обусловили появление постмодернистских текстов в татарской литературе, на материале анализа обширного корпуса прозаических текстов доказано существование постмодернизма в татарской культуре и охарактеризованы художественные особенности данного явления. Впервые предложена типология национального постмодернизма и сделана попытка определения места подобных экспериментов в мировой постмодернистской литературе.

Впервые в татарском литературоведении выявляются границы, содержание и объем понятия «постмодернизм» в процессе сопоставления с произведениями русских и зарубежных постмодернистов. Установлено, что новая художественная парадигма в татарской литературе проявляется во всех структурообразующих элементах прозаических произведений: в жанровых особенностях, в сюжетно-композиционной структуре текста, в принципах и приемах художественного обобщения, функциях приема игры, принципах и способах психологического изображения.

Анализ структурно-содержательных особенностей малоизученной части современной татарской прозы, связанной с постмодернизмом, позволила определить постмодернизм в татарской литературе как своеобразное национальное художественное явление, испытывающее безусловное влияние

новых тенденций, историко-культурных факторов и ситуаций, сформировавшихся в зарубежной и русской литературах.

Методология и методика исследования. В соответствии с поставленными задачами методологической основой исследования стала герменевтика - теория интерпретации смысла и содержания художественного текста. Традиции национальной классической литературы, а также иная национальная литература выступают в качестве интерпретационного приема. Описание контекстов, базирующихся на диалоге философии, политических и идеологических концепций, культурологи способствовало комплексному анализу

сложноструктурированных постмодернистских текстов.

Основными стали сравнительно-типологический, системно-структурный, сравнительно-исторический и комплексный методы анализа. Они реализованы в комплексном подходе к анализу отдельного произведения. В определении структурно-содержательного своеобразия и поэтики постмодернистских текстов востребованным оказался нарратологический подход, ключевыми единицами которого стали эпизод, выделяемый по дискурсивному принципу, ситуация, содержательный пласт (дискурс). Мы опираемся также на методы выявления национальной специфики художественного текста, разработанные Ю.Г. Нигматуллиной, Д.М. Урновым и др.

Теоретической основой исследования послужили различного рода энциклопедии, словари по гуманитарным наукам27, труды зарубежных, русских и

~ Татарская энциклопедия: в 6 т./ гл. ред. М.Х.Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской эциклопедии АН РТ, 2008. Т.4: М-П. 768 е.; Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1040 е.; Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1600 е.; Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / гл. науч. ред. Е. А. Цурганова. М.: Intrada, 2004. 560 с; Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия [Электронный ресурс] / гл. редакция: JI. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. URL: http://dic.acadernic.ru/dic.nsf/enc philosophy/ (дата обращения: 12.02.2014); Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики [Электронный ресурс] / под редакцией A.A. Ивина. 2004. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/ (дата обращения: 5.09.2013); Новая философская энциклопедия: в 4 тт. [Электронный ресурс]. М.: Мысль / под редакцией B.C. Степина. 2001. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/ (дата обращения: 12.02.2014); Культурология. XX века. Энциклопедия в 2 т. [Электронный ресурс] / гл. ред. С.Я. Левит. СПб.:

татарских ученых-литературоведов, философов, которые внесли серьезный вклад в изучение феномена постмодернизма и его места в мировой литературе. Мы

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Юзмухаметова, Ландыш Нургаяновна, 2014 год

Список литературы

I. Источники на татарском и русском языках:

1. Габделхакова, Р.Г. Tay артында кояш бар: роман, хикэялэр / Р.Г. Габделхакова. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2011. - 479 б.

2. Гыйльманов, Г.Х. Оча торган кешелэр: роман, повестьлар, бэяннар / Г.Х. Гыйльманов. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2007. - 463 б.

3. Кэбиров, М.Р. Мэхэббэт яцгыры: повестьлар / М.Р. Кэбиров. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2006. -431 б.

4. Кэбиров, М.Р.Сагындым. Кайт инде...: повестьлар / М.Р. Кэбиров. -Казан: Татар, кит. нэшр., 2008. - 336 б.

5. Кэбиров, М.Р. Бердэнбер Ьэм кабатланмас: роман / М.Р. Кэбиров. -Казан : Татар, кит. нэшр., 2013. - 382 б.

6. Мицнуллин, Т. МинЬаж; маж;аралары / Т. Мицнуллин. - Казан: Идел-Пресс, 2005. - 344 б.

7. Фэлэх, А. Таш бэгырь: повесть, новелла, хикэялэр / А. Фэлэх. -Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. - 127 б.

8. Хэким, 3. Агымсуда ни булмас: сатирик роман Ьэм повестьлар / 3. Хэким. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1995. - 248 б.

9. Хэким, 3. Сайланма эсэрлэр: 3 томда. Т.1.: ГенаЬ: роман / 3. Хэким. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1997. - 399 б.

10. Хэким, 3. Легионер: роман, повестьлар, хикэялэр / 3. Хэким. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2011. - 367 б.

11. Бенаквиста, Т. Кто-то другой: роман / Т. Бенаквиста / пер. с фр. Н.Ю. Морозовой. -М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 317 с.

12. Миннуллин, Т.А. Альмандар из Альдермыша: пьесы / Т.А. Миннуллин / сост., авт. аналит. ст. М.И. Ибрагимов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2011.- 168 с.

13. Мураками, X. Хроники Заводной Птицы: роман / X. Мураками / пер. с япон. Ивана и Сергея Логачевых. - М.: Независимая Газета, 2002. - 768 с. (Серия «Беллетристика»).

14. Мураками, X. Охота на овец: роман / X. Мураками / пер. с япон. Д. Коваленина. - СПб.: Амфора, 2004. - 381 с.

15. Мураками, X. Кафка на пляже: роман / X. Мураками / пер. с япон. Ивана и Сергея Логачевых. - М.: Эксмо, 2007. - 640 с.

16. Остер, П. Мистер Вертиго / П. Остер / пер. с англ. Т. Чернышевой. -М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2004. - 320 с.

17. Памук, О. Новая жизнь: роман / О. Памук / пер. с тур. Аполлинарии Аврутиной. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. - 350 с.

18. Памук, О. Дом тишины: роман / О. Памук / пер. с тур. Аполлинарии Аврутинской. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. - 479 с.

19. Пелевин, В.О. Омон Ра. Жизнь насекомых. Затворник и Шестипалый Принц Госплана / В.О. Пелевин. - М.: Вагриус, 2002. - 400 с.

20. Пелевин, В.О. Чапаев и Пустота. Желтая стрела / В.О. Пелевин. - М.: Вагриус, 2002.-416 с.

21. Сарамаго, Ж. Двойник: роман / Ж. Сарамаго / пер. с португ. Е. Голубевой. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2008. - 336 с.

22. Терц, А. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. / А.Д. Синявский. -М.: Сп «Старт», 1992. - 669 с.

II. Научная литература на русском языке:

23. Айзенберг, М.Н. Вокруг концептуализма / М.Н. Айзенберг // Взгляд на свободного художника. - М.: Гендальф, 1997. - 272 с.

24. Бакиров, М.Х. Генезис и древнейшие формы общетюркской поэзии: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.02 / Марсель Хаернасович Бакиров. -Казань, 2000. - 96 с.

25. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Издательская группа «Прогресс»; «Универс», 1994. - 615 с.

26. Барт, Р. Нулевая степень письма / Р. Барт // От структурализма к постструктурализму / пер. с франц. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - С. 50-96.

27. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М.М. Бахтин. - Москва: Художественная литература, 1975 . - 502 с.

28. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин . - 2-е изд. - Москва: Искусство, 1986 . - 445 с.

29. Бахтин, М. М. Проблемы творчества Достоевского / М. Бахтин. - 5-е изд., доп. - Киев: NEXT, 1994. - 511 с.

30. Бербенец, JI.C. Пастиш и особенности художественной репрезентации в литературе постмодернизма: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.06 / Людмила Сергеевна Бербенец. - Киев, 2008. - 225 с.

31. Бобринская, Е.А. Концептуализм / Е.А. Бобринская. - М.: Галарт, 1994. [Без пагинаций]

32. Богданова, О.В. Постмодернизм и современный литературный процесс: дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Ольга Владимировна Богданова. -СПб, 2003.-481 с.

33. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр / пер. с фр. и сопроводит, ст. С. Зенкина. - Москва: Рудомино, 2001 . - 218, [4] с.

34. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.

35. Большакова, H.H. Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде: дисс..... канд. филол. наук: 10.02.04 [Электронный ресурс] / Наталья

Николаевна Большакова. - Смоленск, 2007. - Режим доступа: http:// nest.udm.net/unter/nes/spiell_4.htm#14

36. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев [Электронный ресурс] / Ю.Б. Борев. - Режим доступа: http://www.independentacademy.net/science/librarv/borev estetika/index.html

37. Вайнштейн, О. Б. Постмодернизм: история или язык? / О.Б. Вайнштейн // Постмодернизм и культура: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. - М., 1993. - №3. - С. 3 - 7.

38. Васильев, И.Е. Русский литературный концептуализм / И.Е. Васильев // Русская литература XX века: Направления и течения. - Екатеринбург, 1996. -Вып. 2.-С. 137- 140.

39. Васильев, И.Е. Русский поэтический авангард XX века / И.Е. Васильев. - Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 2000. - 320 с.

40. Галиуллин, P.P. Эволюция детектива в татарской литературе: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Радик Рамилевич Галиуллин. - Казань, 2007. -23 с.

41. Гваттари, Ф. Язык, сознание и общество / Ф. Гваттари // Логос: Ленинград, междунар. чтения по философии культуры / Лениград. гос. ун-т. - Л., 1991. - Кн.1. - С. 152- 160.

42. Гваттари, Ф. Машинное бессознательное / Ф. Гваттари // Архетип. 1995. -№ 1.-С. 58-65.

43. Голынко, Д. Пастиш и панический постмодернизм [Электронный ресурс] / Д. Голынко. - Режим доступа: http://dmitrygolynko.narod.ru/critics cine pastich.htm

44. Гройс, Б. Соц-арт / Б. Гройс // Искусство. - 1990. - №1. - С. 30.

45. Давлетшина, Л.Х. Мифологизм в татарской прозе конца XX - XXI вв. / Л.Х. Давлетшина. - Казань: РИЦ «Школа», 2006. - 140 с.

46. Делез, Ж. Платон и симулякр / Ж. Делез / пер. с фр. С. Козлова. - № 5. -С. 45-56.

47. Деррида, Ж. Московские лекции: 1990 / Ж. Деррида. - Свердловск: Институт философии и права УрО АН СССР, 1991. - 89 с.

48. Джеймисон, Ф. Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма / Ф. Джеймисон // Современная литературная теория: антология / сост. И. В. Кабанова. - М.: Флинта: Наука, 2004. - С. 273-293.

49. Дьяков, A.B. Философия пост-структурализма во Франции /

A.B. Дьяков. - Нью-Йорк: Изд-во «Северный крест», 2008. - 368 с.

50. Ерофеев, В. Разговор по душам о виртуальном будущем литературы /

B. Ерофеев // Страшный суд: Роман. Рассказы. Маленькие эссе. - М.: Союз фотохудожников России, 1996. - С. 565-566.

51. Загидуллина, Д.Ф. Модернизм в татарской литературе первой трети XX века / Д.Ф. Загидуллина. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2013. - 201 с.

52. Зайнуллина Г.И. Элементы соц-арта и постсоц-арта в татарском драматическом театре на рубеже XX-XXI веков: дисс... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Галина Инисовна Зайнуллина. - М., 2010. - 185 с.

53. Зайнуллина Г.И. Элементы соц-арта и постсоц-арта в татарском драматическом театре на рубеже XX-XXI веков: автореф. дисс... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Галина Инисовна Зайнуллина. - М., 2010. - 29 с.

54. Закирзянов, A.M. Основные направления развития современного татарского литературоведения (кон. XX - нач. XXI в.) / A.M. Закирзянов. -Казань: Ихлас, 2011. - 320 с.

55. Зыбайлов, Д., Шапинский, В. Постмодернизм: учебное пособие / J1. Зыбайлов, В. Шапинский. -М.: Прометей, 1993.

56. Ионин, Л.Г. Новая магическая эпоха / Л.Г. Ионин // Постмодерн -новая магическая эпоха: сб. ст. / под ред. Л.Г. Ионина. - Харковь: Харьковский национальный ун-т им. В.И. Каразина, 2002. - С. 221-237.

57. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.

58. Ильин, И. Постмодернизм: от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа / И. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 227 с.

59. Ильин, И. П. Жиль Делёз и проблематика бесструктурности «желания» [Электронный ресурс] / И.П. Ильин. - Режим доступа: http://rumagic.com/ru zar/sci philosophy/ilin/e/jlO.html

60. История татар с древнейших времен: в 7 томах. Т. 1.: Формирование татарской нации XIX - начало XX в. - Казань: Институт истории АН РТ, 2013. -1172 с.

61. Кабаков, И. Концептуализм в России / И. Кабаков // Театр. - 1990. -№ 4. - С. 65 - 67.

62. Коваленин, Д. Лучший способ потратить деньги, или что делать в период острой джазовой недостаточности / Д. Коваленин // Мураками X. Охота на овец: роман; пер. с япон. Д. Коваленина. - СПб.: Амфора, 2004. - С. 367-380.

63. Компаньон, А. Демон теории. Литература и здравый смысл /

A. Компаньон / пер. с франц. и предисл. С. Зенкина. - М.: Изд-во Сабашниковых, 2001.-336 с.

64. Костырко, С. Чистое поле литературы: Любительские заметки профессионального писателя / С. Костырко // Новый мир. - 1992. - № 2. - С. 257.

65. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю. Кристева // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с франц. и вступ ст. Г. К. Косикова. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - С. 427457.

66. Кулаков, В.Г. Поэзия как факт. Статьи о стихах / В.Г. Кулаков. - М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 400 с.

67. Курицын, В. Книга о постмодернизме / В. Курицын. - Екатеринбург, 1992. - 128 с.

68. Курицын, В.Н. Русский литературный постмодернизм / В.Н. Курицын. -М.: ОГИ, 2000.-288 с.

69. Кутырев, В.А. От какого наследства мы не отказываемся /

B.А. Кутырев // Человек. - 2005. - № 1, 2. - С. 55 - 72.

70. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: в 3-х кн. Кн. 3: В конце века (1986-1990-е годы): учеб. пособие / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М.: Эдиториал УРСС, 2011. - 360 с.

71. Лиотар, Ж.-Ф. Постсовременное состояние / Ж.-Ф. Лиотар // Культурология: учеб пособие для студентов высш. учебн. заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - С. 528.

72. Лиотар, Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Ж.-Ф. Лиотар // На путях постмодернизма. - М., 1995. - С. 176.

73. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар / пер. с франц. Н. А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

74. Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): монография / М.Н. Липовецкий. - Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т, 1997.-317 с.

75. Лотман, Ю. М. «Текст в тексте» / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. - Вып. XIV: Текст в тексте. - Тарту: Изд. Тартусского гос. ун-та, 1981. -С. 3-18.

76. Лотман, Ю. М. Три функции текста // Семиосфера / Ю. М. Лотман. -Спб.: «Искусство - Спб», 2000. - 704 с.

77. Макарова, В.Ф. Комическое в татарской прозе XX века: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.02 / Венера Файзиевна Макарова. - Казань, 2014. - 51 с.

78. Малишевская, Н. А. Игровые практики в дискурсе постмодерна: дисс. ... д-ра философ, наук: 24.00.01 / Наталья Александровна Малишевская. - Ростов-на-Дону, 2007. - 268 с.

79. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

80. Марат Кабиров: официальный сайт писателя. 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maratkabirov.com/

81. Мартысюк, П.Г. Эволюция мифологической идеи вечного возвращения в европейской культуре: автореф. дисс. ... д-ра филос. наук: 24.00.01 / Павел Григорьевич Мартысюк. - СПб., 2008. - 345 с.

82. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. - М.: Наука, 1976.-407 с.

83. Миннегулов, Х.Ю. Этапы развития тюрко-татарской, античной и русской литератур / Х.Ю. Миннегулов. - Казань: Ихлас, 2014. - 288 с.

84. Нагорная, H.A. Онейросфера в русской прозе XX века: модернизм, постмодернизм: дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Наталья Анатольевна Нагорная. - М., 2014. - 414 с.

85. Национальные литературы республик Поволжья (1980-2010 гг.): коллективная монография / науч. ред. В.Р. Аминева. - Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2012.-234 с.

86. Нефагина, Г.Л. Русская проза конца XX века / Г.Л. Нефагина. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 320 с.

87. Нигматуллина, Ю.Г. Типы культур и цивилизации в историческом развитии татарской и русской литератур / Ю.Г. Нигматуллина. - Казань: Фэн, 1997.- 191 с.

88. Нигматуллина, Ю.Г. «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном искусстве / Ю.Г. Нигматуллина. - Казань: Фэн, 2002. - 176 с.

89. Нигматуллина, Ю.Г. Татавангард и современный цивилизационный процесс / Ю.Г. Нигматуллина. - Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2011. - 65 с.

90. Нигматуллина, Ю.Г. Между дисгармонией и гармонией: проблемы «срединной культуры»: сб. статей / Ю.Г. Нигматуллина. - Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2013,- 112 с.

91. Платон. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3, Ч. 1. / Платон. - М.: Мысль, 1971.-687 с.

92. Постмодернизм и культура: сб. статей / отв. ред. Е. Н. Шапинская. -М.: Ин-т философии АН СССР, 1991. - 137 с.

93. Пригов, Д.А. Портретная галерея Д.А.П. / Д.А. Пригов. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 168 с.

94. Рахимкулова, Г.Ф. Языковая игра в прозе Владимира Набокова: К проблеме игрового стиля: дисс. ... д-ра филол. наук: 10.02.01; 10.02.19 / Галина Федоровна Рахимкулова. - Ростов на-Дону, 2004. - 332 с.

95. Рудалев, А. «Эффект бабочки» на фоне шахидов: Ильдар Абузяров написал «ХУШ. Роман одной недели» [Электронный ресурс] / А. Рудалев. Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/alef 18957

96. Саттарова, A.M. Современная татарская драматургия 1985-2000 гг.: Концепция эпохи и героя / A.M. Саттарова. - Казань: Gumanitarya, 2003. - 152 с.

97. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие / И.С. Скоропанова. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 608 с.

98. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык / И.С. Скоропанова. - СПб.: Невский проспект, 2001. -416 с.

99. Сулейманова, A.C. Постмодернизм в современном турецком романе (на примере творчества Орхана Памука): дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Алия Сократовна Сулейманова. - Спб., 2007. - 216 с.

100. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

101. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сб. произведений / 3. Фрейд / сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

102. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко / пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой; вступ. ст. Н. С. Автономовой. - Спб.: A-cad, 1994.-405 с.

103. Хейзинга, Й. HomoLudens [Электронный ресурс] / Й. Хейзинга. -Режим доступа: http://royallib.rU/read/heyzinga_yohan/Homo_Ludens.html#81920

104. Холмогорова, О.В. Соц-арт / О.В. Холмогорова. - М.: Галарт, 1994. [Без пагинаций].

105. Червонная, С.М. Современное исламское искусство народов России / С.М. Червонная. - М.: Прогресс, 2008. - 600 с.

106. Чернецова, Е.М. Искусство. Словарь-справочник / Е.М. Чернецова. -М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника, 2002. - 576 с.

107. Чупринин, С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям / С. Чупринин. - М„ 2007. - 186 с.

108. Шибанов, В.Г. Этнофутуризм как современная тенденция в развитии национальных культур Урало-Поволжского региона / В.Г. Шибанов // Литература Урала: история и современность: сб. статей. Вып. 5. Национальные образы мира в региональной проекции. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2010. -С. 163-171.

109. Эпштейн, М.Н. Постмодернизм в России. Литература и теория / М.Н. Эпштейн. - М.: Изд-во Р. Элинина, 2000. - 368 с.

110. Эпштейн, М.Н. Парадоксы новизны [Электронный ресурс] / М.Н. Эпштейн. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/localtxt/epsh/tein/epshtein m/parad nov/12.htm

111. Юзеев, А.Н. Философская мысль татарского народа / А.Н. Юзеев. -Казань: Татар.кн. изд-во, 2007. - 214 с.

112. Юнг, К. Подход к бессознательному [Электронный ресурс] / К. Юнг // Архетип и символ. - М.: Издательство «Ренессанс» СП «ИВО-СиД», 1991. -Режим доступа: www.koob.ru.

113. Якушина, И.Л. Русский поэтический концептуализм и его осмысление в прессе: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Ирина Леонидовна Якушина. - М.: 2010. - 279 с.

114. Kamalzant: сайт об исламе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kamalzant.ru/

115. Юзмухаметова, Л.Н. Приемы концептуализма в романе М. Кабирова «Бердэнбер hsM кабатланмас» («Единственная и неповторимая») /

JT.H. Юзмухаметова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Изд-во «Грамота». - 2013.-№ 10(28). - С. 211-214.

116. Юзмухаметова, Л.Н. Приемы соц-арта в повести М. Кабирова «Сары йортлар сере» («Загадка желтых домов») / Л.Н. Юзмухаметова // Филология и культура. - Казань: Изд-во «Ихлас». - 2013. - № 3 (33). - С. 229-231.

117. Юзмухаметова, Л.Н. Приемы соц-арта в творчестве 3. Хакима / Л.Н. Юзмухаметова // Научный Татарстан. - Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ. -2013.-№3.-С. 143-149.

118. Юзмухаметова, Л.Н. Концептуальное построение в романе М. Кабирова «Оча торган кешелэр, яки иясез язмышлар хакында бэян» («Летающие люди или сказание о безымянных судьбах») / Л.Н. Юзмухаметова // Теория и практика башкирской филологической науки и филологического образования: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Междунардной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) (Уфа, 8-10 октября 2013 года). - Т. 2. - Уфа: Изд-во «Мир печати». -2013.-С. 291-296.

119. Юзмухаметова, Л.Н. Концептуальное построение в прозе 3. Хакима / Л.Н. Юзмухаметова // Сопоставительная филология и полилингвизм: материалы IV Международной научной конференции (Казань, 28-29 ноября 2013 года). - Т. 1. - Казань: Изд-во Казанский университет. - 2013. - С. 204-211.

120. Юзмухаметова, Л.Н. Концептуальные построения в татарской литературе (на примере повести М. Кабирова «Елмаю» («Улыбка»)) / Л.Н. Юзмухаметова // Вестник ЧГПУ им. И .Я. Яковлева. - Чебоксары: ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». - 2014,- № 1 (81). - С. 79-84.

121. Юзмухаметова, Л.Н. Пастиш в повести М. Кабирова «Акбабайныц туган коне» («День рождения Акбабая») / Л.Н. Юзмухаметова // Проблемы филологии народов Поволжья: материалы Всероссийской научно-практической конференции (17-19 апреля 2014 г.). Вып. 8. - М.: ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». - 2014. - С. 227-234.

122. Юзмухаметова, JT.H. Проблема постмодернизма в современном национальном историко-литературном процессе (на материале произведения Т. Миннулина «Приключения Минхаджа») [Электронный ресурс] / Л.Н. Юзмухаметова // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2014». — М.: МАКС Пресс, 2014. — 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM); 12 см. — Систем, требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov 2014/section 26 2707.htm

123. Юзмухаметова, Л.Н. Проблема «бессознательного» в романе 3. Хакима «r©Hah» / «Грех» / Л.Н. Юзмухаметова, В.Р. Аминева // Литература и художественная культура тюркских народов в контексте Восток-Запад: сб. материалов Международной научно-практической конференции (13-15 мая 2014 г.). - Казань: Отечество, 2014. - С. 64-68.

124. Юзмухаметова, Л.Н. Сон и явь в прозе М. Кабирова / Л.Н. Юзмухаметова // Филология и культура. - Казань: Изд-во «Ихлас», 2014. -№ 2 (36). - С. 225-229.

125. Юзмухаметова Л.Н. Прием игры в современной татарской прозе / Л.Н. Юзмухаметова // Научный Татарстан. - Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ. -2014,-№3,-С. 140-147.

III. Литература на татарском языке:

126. Батталова, А.Д. Татар драматургиясендэ йорт образыныц усеш-узгэреше (1960-2000 еллар) / А.Д. Батталова. - Казан, 2009. - 119 6.

127. Дэулэтшина, Л. Килэчэккэ куз тобэп / Л. Дэулэтшина // Казан утлары. -2005.-№9.-Б. 153-156.

128. ЗаЬшдуллина, Д.Ф. «Албастылар» яки татар прозасында яца сыйфатлар / Д.Ф. ЗаЬшдуллина// Казан утлары. - 2011. -№ 11.-Б. 111-117.

129. ЗаЬидуллина, Д.Ф. Яца дулкында (1980-2000 еллар татар прозасында традициялэр hsM яцачалык) / Д.Ф. За1шдуллина. - Казан: Мэгариф, 2006. - 256 б.

130. ЗаЬидуллина, Д.Ф., Йосыпова, Н.М. XX гасыр татар эдэбияты тарихы: дэреслек. Т. 2: XX йезнец икенче яртысында татар эдэбияты / Д.Ф. ЗаИидуллина, Н.М. Йосыпова. - Казан: Казан университеты, 2011. -198 б.

131. Йезмехэммэтова Л.Н. Постмодернистик татар прозасында уен алымы (М. Кабиров, Р. Габделхакова иж;атлары мисалында) / Л.Н. Йезмехэммэтова // Фэнни Татарстан. - Казан: ТЭЬСИ. - 2013. - № 2. - Б. 60-65.

132. Саттарова A.M. 3. Хэким Иэм Ф. Бэйрэмова драматургиясенец узенчэлеклэре / А.М.Саттарова // Milli m9d9ni9t. - 2001. -№ 1. - Б. 63-69.

133. Татар эдэбияты тарихы: 6 томда. Т. 6: 60-90 еллар эдэбияты. - Казан: «Раннур» нэшр., 2001. - 544 б.

134. Шэмсутова, А.А. Татар эдэбиятында «постмодернистик концепция» / А. А. Шэмсутова // Гыйльми язмалар. - 2003. - № 11. - Б. 12-14.

135. Шэмсутова, А. А. Хэзерге татар эдэбиятында яцарыш: фэнни мэкалэлэр / А.А. Шэмсутова. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2010. - 205 б.

IV. Литература на иностранных языках:

136. Deleuze G. A Thousand Plateaus : Capitalism and Schizophrenia / Gilles Deleuze, Felix Guattari / transl. and foreword by Brian Massumi. - London: Continuum, 2004. - 688 p.

137. Genette G. Palimpsests: Literature in the Second Degree / GerardGenette / transl. by Channa Newman & Claude Doubinsky; foreword by Gerald Prince. -Linkoln : University of Nebraska Press, 1997. - 490 p.

138. Harootunian H.D. Japan's Long Postwar: The Trick of Memory and the Ruse of History/ H.D. Harootunian // Japan After Japan: Socialand Cultural Life from the Recessionary 1990s tothePresent / Eds. TomikoYodaandHarootunian. - Durham : DukeUP, 2006. - P. 98 - 122.

139. Hassan I. Pluralism in Postmodern Perspective / I. Hassan // Exploring Postmodernism : selected papers presented at a workshop on Postmodernism at the XI th International Comparative Literature Congress, Paris, 20-24 August 1985 / ed. by

Matei Calinescu and Douwe Fokkema. - Amsterdam, Philadelphia: J. Benjamins, 1987. -P. 17-41.

140. Jameson F. The Political Unconscious: Narrative as a Socially Symbolic / F. Jameson. - Act. Ithaca, 1981.-296 p.

141. Jameson F. Postmodernism and Consumer Society / F. Jameson // The Anti-aesthetic: Essays on Postmodern Culture; ed. by Hal Foster. - Port Townsend, Wash.: Bay Press, 1983.-P. 111-125.

142. James Jamie. East Meets West [Электронный ресурс] / J. James // The New York Times. - 1997. - November, 2. - Режим доступа: http://www.nvtimes.com/1997/ll/02/books/east-meets-west.html

V. Справочная литература:

143. Эдэбият белеме: терминнар h9M тошенчэлэр сузлеге. - Казан: Мэгариф, 2007.-231 б.

144. Гарэпчэ-татарча-русча алынмалар сузлеге / Мэхмутов М.И., Хэмзин К.З., Сэйфуллин Г.Ш. - Т.1. -Казан: «Иман» нэшр., 1993. - 448 б.

145. Генеалогия и архивы [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://ufagen.ru

146. Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / гл. науч. ред. Е. А. Цурганова. - М.: Intrada, 2004. - 560 с.

147. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов / И.П. Ильин. - М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения). INTRADA, 2001. - 384 с.

148. Исламская энциклопедия [Электронный ресурс] / Гогиберидзе Г.М., Зюбер Валентин, Гордон Н. - Режим доступа: http://islamist.ru/.

149. Культурология. XX века. Энциклопедия в двух томах [Электронный ресурс] / гл. ред. С.Я. Левит. - СПб.: Университетская книга, 1998. - Режим доступа: http://culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/412.htm.

150. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 с.

151. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. -М.: Советская Энциклопедия, 1990. - С. 672.

152. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. B.C. Степина. - М.: Мысль, 2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/

153. Постмодернизм. Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.-1040 с.

154. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательство Intrada, 2008. - 358 с.

155. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. - М. : Аграф, 1997. - 381 с.

156. Словарь личных имен. - Академик, 2000-2013 [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/personal_names.

157. Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник / науч. ред. и сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. - М.: Интрада-ИНИОН. - 1996. -320 с.

158. Трессидер, Д. Словарь символов [Электронный ресурс] / Д. Трессидер. - М., 1999. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/localtxt/tre/sid/der/tresidder_d/slovar_sim/index.htm

159. Татарская энциклопедия: в 6 т. - Т.4: М-П. / гл. ред. М.Х.Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. - Казань: Институт Татарской эциклопедии АН РТ, 2008. -768 с.

160. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: J1. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия. 1983 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/.

161. Философия: Энциклопедический словарь / под редакцией A.A. Ивина.

- М.: Гардарики. 2004. [Электронный ресурс]. - Режим Доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/

162. Encyclopedia of Contemporary Literary Theory: Approaches, Scholars, Terms / ed .by Irena R. Makaryk. - Toronto, Buffalo: University of Toronto Press, 1993. - 656 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.