Проза Разиля Валеева: проблематика и поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Хайруллина, Альфира Салихзяновна

  • Хайруллина, Альфира Салихзяновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Елабуга
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 141
Хайруллина, Альфира Салихзяновна. Проза Разиля Валеева: проблематика и поэтика: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Елабуга. 2013. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хайруллина, Альфира Салихзяновна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОЗА Р. ВАЛЕЕВА В КОНТЕКСТЕ ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1.1 Проблематика произведений Разиля Валеева

1.2 Философия жизни и смерти в прозе Разиля Валеева («Жить хочется!», «Собачье солнце» и др.)

Выводы к I главе

ГЛАВА II. ПОЭТИКА ПРОЗВЕДЕНИЙ РАЗИЛЯ ВАЛЕЕВА («Наследие», «Старые часы ходят верно» и др.)

2.1 Индивидуальность художественных образов и стилевые тенденции прозы Разиля Валеева

2.2 Функции условных образов в произведениях Разиля Валеева («Собачье солнце», «Жить хочется!», «Старые часы ходят верно», «Наследие»)

Выводы к II главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Разиля Валеева: проблематика и поэтика»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Несомненно, сегодняшняя татарская проза находится в активном продуктивном движении.

Конечно же, путь развития любой национальный литературы в этом мире обладает своими присущими только ему отличительными чертами. В процессе развития наряду с движением вперед, в силу различных причин бывают периоды замедления роста литературы и полного приостановления. Эти явления присущи и к литературе второй половины XX века.

Предпосылки этому движению были заложены еще в 60-е годы. Общественно-политические взгляды, именуемые в истории «Хрущевской оттепелью», приводят к оживлению в литературе, к поискам различных форм и направлений. Подобное оживление в русской литературе начинается несколько раньше. «В написанном на заре «оттепели» и нелегально распространявшемся ироническом трактате «Что такое социалистический реализм» (1957) Андрей Синявский писал: «Наше требование - правдиво изображать жизнь в ее революционном развитии (из устава Союза писателей СССР - авт.) - ничего другого не означает, как призыв изображать правду в идеальном освещении, давать идеальную интерпретацию реальному, писать должное как действительное. Ведь под «революционным развитием» мы имеем в виду неизбежное движение к коммунизму, к нашему идеалу, в преображающем свете которого и предстает перед нами реальность. Мы изображаем жизнь такой, какой нам хочется ее видеть и какой она обязана стать, повинуясь логике марксизма. Поэтому, социалистический реализм, пожалуй, имело бы смысл назвать социалистическим классицизмом» [Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н., 2006: 21].

Кроме этого, в 1953 году, когда требования коммунистической партии еще полностью претворялись в жизнь, даже в книге, официально предложенной в качестве учебника, отмечаются творческие изыскания в русской литературе 60-х годов: «В начале 60-х годов появился ряд

значительных произведений, осмысливающих с новой высоты общественного сознания характер современных противоречий и роль человека их разрешений. Новизна общественной и духовной жизни сказалась в углубленном исследовании социальных конфликтов, объективном воссоздании сложной нравственной атмосферы общества, активном интересе к внутренней жизни человека» [История русской советской литературы, 1989: 350].

В тот период ряды татарских писателей пополняются молодыми авторами с более раскованным мироощущением и новыми взглядами на жизнь. Чуть раньше на литературную стезю вступили Р. Харис, Р. Файзуллин, Р. Гатаулин, Р. Мингалим, Г. Рахим, немного позднее ровесники Р. Валеева - Зульфат (Д. Маликов) и М. Аглямов. Вместе с мастерами слова предыдущих поколений: А. Еники, Р. Тухватуллиным, Н. Фаттахом, А. Гилязовым - они обратились к духовной жизни человека, к типологическому многообразию ее проявлений. В условиях некоторого ослабления цензуры, писатели-шестидесятники заметно расширяют тематику своих произведений, стремясь показать окружающую действительность в реальных проявлениях и противоречиях, в узнаваемых лицах и событиях.

Литература 60-80-х годов характеризуется развитием в двух идейно-эстетических направлениях. Первое из них можно назвать официальным направлением, которое прибывает в согласии с существующей идеологией, а второе - демократическим направлением, которое начинает отдаляться от фициального направления.

В своих произведениях писатели первого направления отражали все происходящие в экономике страны изменения, писали о гигантских стройках в республике ( начале в жанре публицистики, а позднее и в прозе). Это было ответом на поставленные требования исполнительной власти, и было неизбежным.

Вот что пишет писатель Р. Батулла, с присущим только ему вдохновением: «Существует убеждение, что через «халтуру» нужно

подниматься к высокому искусству. То есть, способный человек осознает свои способности, но в период, когда нельзя открыто высказывать правду, он пишет и печатает кому-то угодные халтурные произведения, этим он кормит себя, а написанные по велению совести складывает в сундук. При удобном случае этот матёрый халтурщик печатает настоящие произведения, завоевывает славу, и становится национальным героем. Таким образом, халтура не дала возможность таланту умереть с голоду, и правда побеждала» [БатуллаР., 2013: 4].

90-е годы XX века известны как период резких изменений. В это время происходят серьезные события в социально-политической жизни, меняются морально-духовные ориентиры. Высоко котирующиеся ранее ценности переходят на задний план, а вперед выходят совершенно иные. Среди писателей наблюдается некоторая растерянность, затруднение в определении направления, принципов и идей. А. Ахмадуллин, задумываясь о происходящих процессах, дает такую оценку: «Наше общество, начиная с середины 80-х годов прошлого века, испытывает коренные изменения. «Перестройка», которая планировала улучшения для общества, улучшение жизненного уровня трудящихся, вот уже около двух десятков лет бьется, не может достигнуть требуемых результатов. А в то же время, общество с каждым днем движется к дикому капитализму, обеднению большинства людей, увязает во все это, и выхода в ближайшее время не предвидится... В этих условиях определение своего места личности, утомление духа, является своеобразными качествами психологических переживаний. Отражение всего этого в литературе, выявление тайн «перестройки», ее целей, назначений, и особенностей, все это, безусловно, требует не дюжее усердие великого таланта» [Ахмадуллин А., 2004: 133].

Конечно, радует то, что в судьбоносные периоды истории нашего народа находились замечательные личности, способные заботиться обо всей нации, оказывать влияние и на настоящее, и на будущее. К этому ряду можно причислить и известного писателя, общественного деятеля, просветителя,

народного поэта Татарстана, лауреата Государственной премии имени Габдуллы Тукая, лауреата Республиканской премии имени Мусы Джалиля, прозаика, драматурга, одного из самых почетных и многоуважаемых сынов татарского народа, публициста, дипломата, политического деятеля, руководителя Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного Совета Республики Татарстан, безустанного организатора Разиля Валеева. Известный писатель М. Магдиев о нем пишет так: «Татарская литература очень счастлива: ежегодно в нее приходит множество людей. Среди них показываются и благотворные таланты. Разиль Валеев - один из них. Я бы назвал его воспевающим молодость» [Хадиев, Рахим и др., 2007 : 456]. Да, он занял свое место в татарской литературе, имеет свой стиль.

В татарскую литературу он приходит в 60-е годы XX века, в период, когда она переживала бурное обновление. Как результат хрущевской оттепели, ослабления политической цензуры, в тот период в татарскую литературу вливаются молодые силы с новыми взглядами на жизнь. Они обогащают литературу новым философско-эстетическим содержанием. К этой плеяде относится и Разиль Валеев, творчество, которого имеет свои характерные особенности.

Начав свой творческий путь как поэт, и получив признание на этом поприще, Разиль Валеев одновременно пробует свои силы и в области драматургии и прозы. В течение всего времени им написаны роман «Наследие» («Мирас», 1983) и несколько повестей - «Собачье солнце» («Эт кояшы», 1968), «Жить хочется!» («Яшисе килэ!», 1979), «Старые часы ходят верно» («Иске сэгать дерес йери», 1982), в которых основное внимание уделяется вопросам духовно-нравственного бытия героев, и отличаются от прозы прочих писателей своей национальной самобытностью, глубиной лиризма.

«Разиля Валеева можно назвать счастливым писателем. В отличие от других молодых писателей, ему не пришлось проходить период ученичества.

В мир высокой литературы ворвался словно молния, своим голосом, своей тематикой, своими ощущениями» - пишет Г. Рахим [Хадиев, Рахим, и др., 2007 : 457]. И действительно, Р. Валеев - один из тех, кто своим многосторонним творчеством и упорством заслужил уважение среди писателей-сверстников. Если внимательно посмотреть на его творчество, то можно увидеть его отношение на мир, философские взгляды на образ жизни, отношение к процессам, происходящим в обществе.

Следует отметить, что одним из характерных черт творчества писателя является то, что каждое свое действие пропускает через душу, и, опираясь на богатый жизненный опыт, объективно оценивает процессы, происходящие в жизни. Для Разиля Валеева ценность бытия, ее красота основывается на эстетике любви, категориях свободы и независимости.

В творчестве автора наряду с традиционными темами, есть модели, присущие только ему: размышления, восприятие мира, понимание и осмысливание. Эта модель придает литературному миру художественное звучание, помогает раскрыть позицию автора, тему, идеи и ответы - зачем был выбран определенный сюжет. Изучение творчества писателя играет большую роль, помогая охарактеризовать татарскую литературу начала века, представить настоящее и будущее, обозначить разные возможности.

В литературной критике периода возрождения татарской литературы хоть и появлялись новые мысли касательно творчества писателя, но до сих пор нет монографического труда, который бы научно и по-новому системно проанализировал его творчество. В имеющейся критической литературе произведения Разиля Валеева часто оценивались поверхностно и односторонне: сужался их тематический круг до ведущей, как казалось авторам статей, темы мужества и героизма в прозе писателя. Глубинный смысл его повестей и романа оставался неисследованным. Поэтому особая актуальность данной работы определяется необходимостью исследования проблематики и поэтики прозы Разиля Валеева не с позиций господствовавшей в нашей стране до конца восьмидесятых годов прошлого

века идеологии, а исходя из реальной жизни, с позиций общечеловеческих ценностей и народных интересов, нравственных и собственно эстетических критериев.

Степень изученности темы. Нельзя сказать, что прозаическое творчество Р. Валеева не привлекало внимание критиков. Однако отклики на его произведения носили исторически и методологически ограниченный характер. Как правило, в первое время рецензенты и более скрупулезные в своих размышлениях критики ограничивались лишь рассмотрением сюжетных линий в повестях и романе писателя, выявлением в них положительных героев, анализом мужественных и смелых поступков персонажей.

В дальнейшем наблюдались попытки более детального рассмотрения типологии героев Р. Валеева, своеобразия творческой манеры, художественных особенностей текста замечательного прозаика. Так, в статьях М. Галеева1, М. Валеева2, Л. Ихсановой3, Ф. Миннуллина4, Д. Загидуллиной5 и других были определены многие важные стилевые черты произведений писателя, в значительной степени выявлены конфликты и характеры в них.

Заслуга в более тщательном и многостороннем анализе в последние годы творчества Р. Валеева принадлежит ряду известных критиков и литературоведов. Новаторские подходы в понимании идейно-художественных основ его произведений, порождавших новые и новые мысли при анализе повестей и романа писателя на разных уровнях, стали

1 Галиев М. Язмышка рэхмэт // Мэйдан, 2005. - № 6. - Б. 7-11;

2 Вэлиев М. Яшьлэр мэйданга чыга: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1978.-Б. 102.

3 Ихсанова Л. «Яшисе килэ» повестена рецензия // Социалистик Татарстан, 1980. - 4 май -Б. 3

4 Мицнуллин Ф. Якты юллар: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1975.- 151 б.

5 ЗаЬидуллина Д. Мирас хакында уйланулар. // Мэйдан. - 2005. - № 6. - 108-115 б.

6 7 8

проявляться работах Т. Галиуллина , Ф. Галимуллина , Д. Загидуллиной , Ф. Хатипова9, Р. Мустафина10, Ф. Миннуллина11, Р. Сверигина12, М. Валиева13, Р. Мухаммадиева14, М. Госманова15, Р. Низами16 и других исследователей. Эти критические и собственно литературоведческие материалы дают представление о масштабности дарования Разиля Валеева как крупного художника и слова мыслителя, поднимают его писательскую и личностную репутацию на высокий уровень.

И все-таки, проза Р. Валеева остается той областью в творчестве писателя, которая не подверглась последовательному концептуальному исследованию. Здесь требуется всесторонний анализ целого комплекса проблем в контексте жанрово-родовой принадлежности прозы писателя. Вне сомнения, в центре исследовательского внимания окажутся их проблематика и поэтика, герои в их типологических чертах и неповторимых индивидуальных характеристиках.

Объектом исследования является художественная проза Разиля Валеева - его оригинальные повести, а также принципиально важный как для современной татарской литературы, так и для осмысления народом своей исторической судьбы - роман «Наследие».

6 Галиуллин Т. Яца урлэр яулаганда: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1972.- 151 б.;

7 Галимуллин Ф. Инешлэр иделгэ кушыла. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. - 136 б.;

8 ЗаЬидуллина Д. Модернизм Ьэм XX йез башы татар прозасы - Казан: Татар, кит. нэшр., 2003.-255 б.;

9 Хатипов Ф. Керэшче геройны яклап // Казан утлары. - 1974. - № 2. - Б. 168-172;

10 Мустафин Р. Тема, идея, эдэби осталык // Казан утлары. - 1972. - 2004. № 9. - Б. 151161.

11 Миднуллин Ф. Прозаньщ гражданлык йезе: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1983. - 112 Б.

12 Сверигин Р. Заман Ьэм тормыш талэбе: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. // Казан утлары. -1972.-№ 11.-Б. 177-182;

13 Валеев М. Куцел кемне кетэ?// Казан утлары. - 2004. - № 6. - Б. 134;

14 Мехэммэдиев Р. Укучы ничек кабул итэр? // Казан утлары. - 1977. - № 12. - Б. 157-161;

15 Госманов М. Колачта - кицлек, нияттэ - ихласлык // Ватаным Татарстан, 2007. - №№ 68-69. - Б. 5

|6Низами Р. Аньщ сэгате дерес йери. // Татар иле, 2007. - № 18. - Б.6.

Предмет исследования - проблематика прозы Разиля Валеева в связи с отраженными в ней жизненными реалиями и своеобразие ее поэтики, отчетливо сориентированной на передачу нравственно-философского смысла рассматриваемых произведений.

Цель данной работы заключается в том, чтобы всесторонне раскрыть художественный мир прозы Разиля Валеева, прослеживая, как писатель организует его на разных структурных уровнях.

Для достижения этой цели намечено решение следующих задач:

- изучить научно-теоретическую литературу и основные источники по теме исследования;

- выявить круг проблем, поставленных Разилем Валеевым в его прозаических произведениях, а также отношение к ним читателя;

- осуществить анализ мировоззренческих и нравственно-этических представлений автора в связи с его концепцией героя;

- описать структурно-поэтические особенности произведений Р. Валеева, реализуемые автором на разных уровнях художественного целого;

- определить место писателя в татарской литературе конца XX - начала XXI века.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней первое осуществляется монографическое исследования прозы Разиля Валеева, а центральным предметом становятся проблематика и поэтика его романа и повестей.

Методы исследования: в диссертационной работе использован комплекс литературоведческих методов и приёмов анализа фактического материала. Основным из них явился герменевтический анализ текста. Также нашли применение сравнительно-исторический и системно-типологический методы анализа литературы, структуральный метод; нами использовались принципы исследования литературных и историко-культурных явлений в их национальной специфике; в необходимом объеме осуществлен описательно-сравнительный анализ художественный произведений.

Материалом исследования послужили прозаические произведения Разиля Валеева: «Собачье солнце» («Эт кояшы», 1968), «Жить хочется!» («Яшисе килэ!», 1979), «Старые часы ходят верно» («Иске сэгать дерес йери», 1982), «Наследие» («Мирас», 1983). Также для анализа и последующих обобщений послужили материалы литературной критики на прозу Р. Валеева.

Теоретическую и методологическую основу работы составила труды

17 \ Я

русских критиков и литературоведов: В. Белинского , М. Бахтина , А.

19 20 21 22 23

Есина , В. Хализева , Л. Тимофеева , Л.Гинзбурга , Е.Ермилова ; исследователей татарской литературы: М. Гайнуллина24, X. Госмана25, И.

26 27 28 29

Нуруллина , Т. Галиуллина , А. Ахмадуллина , Р. Мухамадиева , Ф. Галимуллина30, Ф. Хатипова31, Ф. Мусина32, X. Миннегулова33, Р. Ганиевой34,

17 Белинский В. Взгляд на русскую литературу 1847 года. - Поли. Сб.соч. В 13 т. - М., 1956. -Т 10.-С. 311

1 о

Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М.: Худ. Литра, 1975.-502 с.

9 Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие: -2-е изд-е, испр. - М.: Флинта:, Наука. 1999. - 248 с.

20 Хализов В.Е. Теория литературы. - М.: Высш. Шк., 2002. - 437 е.;

21 Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.- 5-е изд., испр. и доп.- М., 1976.

22 Гинзбурга Л. О литературном герое. - Л., 1979. - С. 61;

23 Ермилов Е. Теория и образный мир русского символизма. - М., 1989:

24 Гайнуллин М. Татарская литература XIX века. - Казань: Таткнигиздат, 1975. - 308 с.

25 Госманов М. Каурый калэм эзеннэн. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1989.; Колачта -кицлек, нияттэ - ихласлык // Ватаным Татарстан. - 2007. - № 68-69. - Б.

"У/г

Нуруллин И. Образлар деньясында: Эдзби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар.кит.нэшр., 1964. - 140 б.: XX йез башы татар эдэбияты. - Казан: Татар.кит. нэшр. 1966.-428 6.

97

Галиуллин Т.Н. Дэгъвэ: Хикэялэр, публицистика, эдэби тэнкыйть. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1995. - 256 б.; Шэхесне гасырлар тудыра: эдэби тэнкыйть, хикэялэр. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. - 192 б.; Яна урлэр яулаганда: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. -Казан: Татар, кит.нэшр., 1972. - 151 б.;

28 Эхмадуллин А. Офыклар кицэйгэндэ: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар.кит.нэшр., 2002. - 239 б.: Ничек сурэтлэргэ сине замандаш. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002.-237 б.

29 Мехэммэдиев Р. Якутлар табыладыр вакыт белэн: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар.кит.нэшр., 1983. - 216 6.

30 Галимуллин Ф. Г., ИбраЬимов С. М. Туган тел Ьэм эдэбият - Казан: Татар, кит. нэшр., 1987. - 352 б.; Затлы калэм иясе// Мэдэни жомга. - 2005. - №13. - Б. 11; Инешлэр иделгэ кушыла- Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. - 136 б.;

31 Хатипов Ф. Мелкэтебезне барлаганда // Фэн Ьэм Мэктэп, 1999.- № 11. - Б. 17.

Р. Харрасовой35, X. Махмутова36, Р. Сверигина37, Ф. Миннуллина38, Р. Салихова39, Закирзянова А40., Д. Загидуллиной41, А. Сибгатуллиной42, Р.Сабирова43 и др.

Теоретическая значимость диссертации обусловлена тем, что материалы данного исследования углубляют представления о проблематике и поэтике произведений Р.Валеева в связи с их национальной спецификой, а также будут способствовать расширению научной базы для дальнейшего изучения творчества писателя и типологически близких ему авторов. Методы и результаты данного исследования послужат основой для анализа конкретных литературно-художественных явлений.

32 Мусин Ф.М. Тормыш сынавы аша// Совет эдэбияты. — 1962. — №12. — Б. 100-108.; Тормыш узэненнэн - Казан: Татар, кит.нэшр., 1987. - 104 б.; Геройга житди игътибар// Совет эдэбияты. - 1962. - № 1. - Б. 146-149; Эдэбият тарихын яцача ейрэну //148-159; Тарих Ьэм заман: соцгы еллар прозасы турында. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1974. - 190 б.;

33 Миннегулов X. Деньяда суземез бар... - Казан: Татар.кит.нэшр., 1989. - Б. 35; Татарньщ беек улы// ШэЬри Казан - 2007. - 16 март; Чит иллэрдэге татар эдэбияты - Казан: Мэгариф. 2007. - 399 б

34 Ганиева Р. Кенчыгыш традициялэрен устереп: Татар эдэбияты тарихы. XX гасыр башы татар эдэбияты. 6 томда. - Казан: Татар, кит.нэшр., 1986. - 3 том. - Б. 523-537.;

35 Харисова Р. Эдэби бэйлэнешлэр яктылыгында. - Казан: Изд-во РПФ «Гарт», 2002. - 216 б.

36 Махмутов h. Зарыгып кеткэн мирас. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1991. - 636 б.

37 Сверигин Р. Яца герой Ьэм яца алымнар. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. - 118 6.

38 Мицнуллин Ф. Прозаньщ гражданлык йезе: Эдэби тэнкыйть очерклары. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1983. - 112 б.; Талантлар юлы: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1984. - 272 б.; Якты юллар: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1975.- 151 б.;

39 Салихов Р.Г. Татар эдэбият белемендэ герой концепциясе: студентлар ечен махсус курс. - Алабуга: АДПИ, - 2001. - 72 б.; Г.Эпсэлэмов геройлары деньясы: Анализ тэжрибэсе. - Алабуга: АДПИ ризотипографиясе, 2003. - 88 б.;

40 Закиржанов Э. Заман белэн бергэ: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. - 175 6.

41 ЗаЬидуллина Д. Эдэби эсэргэ анализ ясау. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2005. - 111 б.; Мирас хакында уйланулар // Мэйдан. - 2005. - № 6. - Б. 108-115; Эдэбият кануннары Ьэм заман - Казан: Татар, кит. нэшр., 2000. - Б. 246-270.; Модернизм Ьэм XX йез башы татар прозасы - Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. - 255 б.; Реализмга тугры эдип // Мэйдан. -2004,-№2.-Б. 174-180;

42 Сибгатуллина А. В поисках человека. Концепция личности в татарской поэзии 19 века. -Елабуга, 2001. - 143 с.

43 Сабиров Р. Шинелен салган эдип. Газиз Кашапов: шэхес Ьэм ижат. - Казан: Ихлас, 2012,- Б.67.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее основных положений при чтении курса истории татарской литературы в вузах, при составлении программ и учебников, монографий по татарской литературе, в преподавании татарской литературы в средних и высших учебных заведениях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разиль Валеев значительно расширяет круг концептуальных вопросов, над которыми задумывается автор и его герои, среди которых особое место занимают вопросы взаимоотношения общественной, семейной и частной жизни, связи между поколениями.

2. Ему принадлежит постановка проблемы гармонизации жизни людей, полнокровной и осмысленной, которую он художественно раскрывает в контексте триединства «личностное-национальное-общечеловеческое».

3. Мысль об осознании жизни как высшего дара и необходимости чувства благодарности человека за этот высший дар - тоже относится к художественным открытиям писателя.

4. Характерными признаками прозы Р. Валеева становятся: изображение литературных героев в цепи связи поколений; художественно убедительное освещение взаимоотношений - отец-мать-ребенок, показ взаимоотношений руководителей и их подчиненных.

5. Синтез лиризма с повествовательностью и с элементами драмы привели к созданию стиля Р.Валеева.

Апробация результатов. Основные положения и результаты исследования были изложены в докладах на межрегиональных, Всероссийских и Международных научно-практических конференциях: гг. Москва [2008], Санкт-Петербург [2013], Чебоксары [2007], Уфа [2007;2008] Стерлитамак [2007; 2008; 2012], Казань [2008; 2009; 2012; 2013], Набережные Челны [2006], Елабуга [2007-2013], и республиканских изданиях «Просвещение» («Мэгариф»), «Наука и Школа» («Фэн Ьэм Мэктэп»),

«Национальная культура» («Милли мэдэният») и учебно-методических пособиях для студентов филологического факультета и учителей татарской литературы. Основные положения диссертации отражены в 27 статьях и двух методических пособиях для студентов-филологов и учителей школ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, в который включены научная и художественная литература.

ГЛАВА I

ПРОЗА Р. ВАЛЕЕВА В КОНТЕКСТЕ ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Каждый писатель в своих произведениях изображает жизнь. Но как, какими средствами и при помощи, каких приемов - это уже зависит от литературных способностей писателя, его восприятия жизненных ситуаций и жизненного опыта. В действительности же, изображая жизнь через призму своего сознания, если писателю и удается породить новый творческий мирок, то делает он это, подчиняясь вполне определенным литературным законам. «Как известно, проза является одним из ведущих жанров в литературе. Основные философско-эстетические единицы писателя, присущие его творчеству, можно определить именно по его прозе. Идеи и проблематика текста, композиционное строение текста и художественная амплуа героя -все это опирается на данные категории» - пишет Т.Н.Галиуллин [Галиуллин Т., 1972: 151].

Литературное произведение, в первую очередь, изображает жизнь людей. Человек живет в определенном окружении, то есть в обществе, поэтому писатель вынужден изображать и период жизни героев, и их окружение, и условия жизни. Но нельзя думать, что писатель прямо переносит в свои произведения реально-происходившие события и реальных людей. Лишь только посредством художественного вымысла писателю удается изобразить в своем произведении всю полноту жизни. «Созданное художником, мастером слова художественное произведение является художественной иллюзией, но эта иллюзия... о действительности. Именно эта иллюзия является проявлением самых сокровенных желаний и надежд человека в истории общества. Она вмещает в себя тягу человека к справедливости, свободе и равенству» [Волков И., 1995: 56].

Об основных житейских философских категориях - жизни, ее смысла, и бытие задумывались многие ученые, поэты, философы. Дэрдеменд,

пользующиеся высоким авторитетом среди татарских поэтов, пишет таким образом:

Словно золото в грязи это время, Нэ алтын белгэ балчык бу замана, Неужто, кому-то оно еще по нраву? Белалмыйм: кемгэ тансык бу замана? В молодости было игриво и свежо, Уенчак, яшь иде яшълек кенемдэ Ныне же истёрлася в труху! Буген - карт белгэ карчык бу замана!

Известная ученая Д. Загидуллина дает научную оценку человеческому бытию: «Житье - это главная ступенька в развитии Вселенной. В философии понятие житье имеет две формы: объективную и субъективную. Первая форма - это естественный процесс. А вторая - это жить любя, творя, помогая другим и т.д. Данная форма тесно связана со свободой личности. Если человек перестает думать, рассуждать, творить - это значит, что наступила

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хайруллина, Альфира Салихзяновна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдуллин Я. Миллэт язмышы - Казан: Фэн, 1999. - 216 б.

2. Абрамович Г. Теория литературы: Роды и жанры литературы -М.: Наука, 1964.-486 с.

3. Акмал Н. Узем булып кала алсам, мица шул ж;иткэн // Мэдэни ж;омга. - 1997. - 1 гыйнварь.

4. Алексеевич Светлана. Цинковые мальчики: Из дневниковых записей для книги (с 14 июня 1986 г. - до 1990 гг.): Дневниковые записи после книги // Дружба народов. -1990. - № 7. - С. 5-88.

5. Афганские «тюльпаны»: Очерки и воспоминания». / Ред-сост. В.Имамов. - Казань: Тат. книг, издат., 1991. - 204 с.

6. Ахметов Р. Поэт и гражданин // Звезда Поволжья. - 2007. - №№ 3-4.- С. 1-2.

7. Эдэбият белеме сузлеге / Тез. - ред. А. Г. Эхмэдуллин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1990. - 238 б.

8. Эдэбият белеме: терминнар Ьэм тешенчэлэр сузлеге. / Тез. ЗаЬидуллина Д, Ь.б. - Казан: Мэгариф, 2007. - 231 б.

9. Эпсэлэмов Г. Сайланма эсэрлэр. 6 томда. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1972.-Т.2. - 350 6.

10. Эхмэдуллин А. Урнэк геройлар сагындыра //Казан утлары. -2004. -№7.-133 б.

11. Эхмэдуллин А. Дереслеккэ ирепгу юлында - Казан: Татар, кит. нэшр., 1997.-254 б.

12. Эхмэдуллин А. Ничек сурэтлэргэ сине замандаш. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - 237 б.

13. Эхмэдуллин А. Офыклар кицэйгэндэ: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - 239 б.

14. Эхмэдуллин А. Сэхнэ эдэбияты Ьэм тормыш: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1980. - 304 б.

15. Эхмэдуллин Ш. Ижат узенчэлеген раслаганда //Казан утлары. -1972. -№ 7.-Б. 176-179.

16. Эюп X. Кышкы учак жылысы: Р.Вэлиев //Мэйдан. - 2006. - № 8.-Б. 80-81.

17. Батулла Р. Алтын алма// Татарстан яшьлэре. - 2007. - № 42. - Б. 3

18. Батулла Р. Хэтэр хэтер// Мэдэни ж;омга. - 2013. - №3.- Б.4-5.

19. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М.: Худ. лит-ра, 1975. - 502 с.

20. Бэйрэмова Ф. Соцгы намаз // Мирас. - 2000. - № 12. - Б. 87107; 2001.-№1,-Б. 87-110; № 2.-Б. 74-104.

21. Бэйрэмова Ф.. Безне онытмагыз? - Казан: Татар, кит. нэшр., 1998.-252 б.

22. Бэшир Ф. Исэ жиллэр // Мэйдан. - 2004. - №2. - Б. 173-174.

23. Беглов В. Актуальные вопросы теории литературы и поэтики: Учебное пособие по курсу «Теория литературы. Поэтика» для судентов вузов. - Кн. 2. - Стерлитамак: СГПА, 2007. - 140 с.

24. Бикчурин Ш. Каты токым. Роман. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2003.- 192 б.

25. Боровик А. Афганистан. Еще раз про войну. - М.: Междунар. Отношения, 1990. - 256 с.

26. Боровой Я. Апрельская революция закончилась в апреле.// Новое время. -1992. - № 17. - С. 26-29.

27. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства. - В кн.: Теория литературы. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 345 с.

28. Валеев Р. Жить хочется! - М.: «Современник», 1986. - 251 с.

29. Валеев Р. Башня из слоновой кости не для меня // Идель. -1990.- №10.- С. 46.

30. Валеев Р. Зимние яблоки (стихи разных лет) /Ред.-сост. Н.Алешков. - Казан: Тат. книг, изд-во, 1999. - 159 с.

31. Вэли-Барж;ылы М. Куцел кемне кетэ// Казан утлары - 2004. -

№6.-Б. 134.

32. Вэлиев М.Х. Табарга Ьэм югалтмаска: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан. - 1982. - 104 б.

33. Вэлиев М.Х. Яшьлэр мэйданга чыга: Тэнкыйть мэкалэлэре -Казан: Татар, кит. нэшр., 1978. - 244 б.

34. Вэлиев Н., Салихов Р. Эдэби Алабуга - Алабуга: АДПУ нэшрия'1 ы, 2005. - 400 б.

35. Вэлиев Р. Без дэ Хакныц бэндэсе // Мэйдан. - 2007. - № 3. - Б. 145-155.

36. Вэлиев Р. Сайланма эсэрлэр: шигырьлэр, жырлар. - 4 китапта. -Казан: Милли китап, 1999 - 1 китап - 568 б.

37. Вэлиев Р. Сайланма эсэрлэр: Роман Ьэм повестьлар. - 4 китапта. - Казан: Милли китап, 2000. - II китап. - 496 б.

38. Вэлиев Р. Сайланма эсэрлэр: Сэхнэ эсэрлэре, мэзэклэр Ьэм тэржемолэр. - 4 китапта - Казан: Милли китап, 2000. - III китап - 484 б.

39. Вэлиев Р. Сайланма эсэрлэр: публицистик язмалар, очерклар, мэкалэлэр, эцгэмэлэр. - 4 китапта.— Казан: Милли китап, 2000. - IV китап. -672 б.

40. Волков И. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 256 с.

41. Гайнуллин М. Татарская литература XIX века. - Казань: Таткнигиздат, 1975. - 308 с.

42. Гайнутдинов М. Татарская литература XIX века: Идейно-художественный генезис и исторические судьбы. - Казань: Экоцентр, 2000. -102 с.

43. Галиев М. Язмышка рэхмэт // Мэйдан. - 2005. - № 6. - Б. 6-11.

44. Галиев М. Язмышка рэхмэт: Шагыйрь Р.Вэлиевкэ 50 яшь. // Казан утлары. - 1997.-№ 1.-Б.158.

45. Галиева М.Г., Ихсанова В.Ф. Ана бэхете. Очерклар- Казан: Татар, кит. нэшр., 1983. - 200 б.

46. Галимуллин Ф. Г., ИбраЬимов С. М. Туган тел Ьэм эдэбият -Казан: Татар, кит. нэшр., 1987. - 352 б.

47. Галимуллин Ф. Затлы калэм иясе// Мэдэни лфмга. - 2005. - №13. -Б. 11.

48. Галимуллин Ф. Инешлэр иделгэ кушыла - Казан: Татар, кит. нэшр., 1985.- 136 6.

49. Галиуллин Т. Замана балалары: Истэлеклэр, уйланулар. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1993. - 234 б.

50. Галиуллин Т. Шигырь язмышы - шагыйрь язмышы (Ьади Такташныц тууына 100 ел // Мэгариф. - 2001. - № 1. - Б. 36-37.

51. Галиуллин Т. Ян; а уРлэР яулаганда: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1972. - 151 б.

52. Галиуллин Т.Н. Дэгъвэ: Хикэялэр, публицистика, эдэби тэнкыйть. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1995. - 256 б.

53. Галиуллин Т.Н. Шэхесне гасырлар тудыра: эдэби тэнкыйть, хикэялэр. - Казан: Татар, ки т. нэшр., 2003. - 192 б.

54. Ганиева Р. Кенчыгыш традициялэрен устереп: Татар эдэбияты тарихы. XX гасыр башы татар эдэбияты. 6 томда. - Казан: Татар, кит.нэшр., 1986,- Т. 3.-667 6.

55. Ганиева Р. Татарская литература: традиции, взаимосвязи. -Казань: Издательство КГУ, 2002. - 272 с.

56. Ганиева Ф. Шагыйрь гомере - аккошлар юлы// Казан утлары. -1998.-№8.-Б. 163-171.

57. Гаффар Э. 771 аршин ж,ир: Эфганистан сугышы: нэтюкэлэр, язмышлар. - Казан: Татар, кит. нэшр, 1991. - 110 б.

58. Герой, стиль, осталык: Татар совет эдэбиятыныц кайбер мэсьэлэлэре / Тез.ред. А.Эхмэдуллин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1972. - 271 б.

59. Гильманов Г. Образ. Символ. Рухи кодлар// Казан утлары. -1999-№ 4. - Б. 143-146.

60. Госманов М. Каурый калэм эзеннэн. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1984.-407 6.

61. Госманов М. Колачта - кицлек, нияттэ - ихласлык // Ватаным Татарстан. - 2007. - № 68-69. - Б. 5.

62. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике.- Тула: Автограф, 2000.- 224 с.

63. Гуляев А. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1997. - 277

с.

64. Гыйззэтуллин Н. Эдэбият Ьэм тормыш баскычлары: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1988. - 114 б.

65. Гыйлэж;ев А. Балта кем кулында?: Роман. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1989.-320 б.

66. Гыйлэжев Т. Татар эдэбияты. XX гасыр башы. Лекциялэр, гамэли дэреслэр, тестлар. - Казан: «Мэгариф» нэшр., 2007. - 157 б.

67. Гыйлэж;ев Т.Ш. Эдэби мирас: тарих Ьэм заман. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2005. - 206 б.

68. Гыйлемханов Р. Ьэркем у3 бакчасын узе казырга тиеш // Татарстан яшьлэре. - 1999. - 13 февраль.

69. Гыйниятова Р. Кеше булыйк // Мэгариф. - 2003. - №7. -Б. 1921.

70. Давлетшина Л.Х. Мифологизм в татарской прозе ХХ-начала XXI вв. - Казань: РИЦ «Школа», 2006. - 140 с.

71. Даутов Р. Балачак эдиплэре - Казан: "Мэгариф" нэшр., 2002. -

207 б.

72. Даутов Р. Н., Нуруллина Н. Б. Совет Татарстаны язучылары: Биобиблиографик белешмэ. - Казан: Татар, кит. нэшр.,1986. - 639 б.

73. Дэулэт Н. Бу деньяныц мин бер кисэкчеге // Татарстан. - 2006. -№ 12.-Б. 58-59.

74. Еники Э. Эсэрлэр. - 5 томда. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. -Т.З: Повестьлар. - 400 б.

75. Ермаков Олег. Рассказы// Знамя. - 1989. - № 3. - С. 93.

76. Еснн А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие: - 2-е издание, испр. - М.: Флинта; Наука, 1999.-248 с.

77. Есин А.Б. Психологизм: Введение в литературоведение: основные понятия и термины - М.: Флинта, Наука, 1988. -176 с.

78. Жирмунский В. Народный героический эпос. - M.;JI.: Гослитиздат, 1962,- 435 с.

79. Жюльен Н. Словарь символов: иллюстрированный справочник. - Челябинск, Урал Ltd., 2010. - 498 с.

80. Данга уелган уйлар: Разил Вэлиевнец куренекле шэхеслэр белэн эцгэмэлэре / Тез. И.Ьадиев, мех. Г.Рэхим. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2007. - 720 б.

81. Жрлэлиева М. Тойгы катламнары // Казан утлары. - 2002. -№11.-Б. 160-170.

82. Ж^элэлиева М.Ш. Эдэбиятыбызныц ж;ырлы чишмэлэре — Казан: Мэгариф, 2001. — 128 б.

83. Жрлил М. Моабит дэфтзре - Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. -

312 6.

84. Ж^элилова Г. Мин шагыйрь дэ, детутат та: Р.Вэлиев // ШэЬри Казан. - 2007. - 22 июнь. - Б.6.

85. Ж^ырлар китабы (халык ядырлый) /Тез. И.Надиров. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1972. - 608 б.

86. ЗаЬидуллина Д. Эдэби эсэргэ анализ ясау. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2005. - 111 б.

87. ЗаЬидуллина Д. Мирас хакында уйланулар//Мэйдан. - 2005.-№6.-Б. 108-115.

88. ЗаЬидуллина Д. Яца дулкында// Казан утлары. - 2003. - №7. - Б. 152-160.

89. Закиржднов Э. Заман белэн бергэ: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре.

- Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. - 175 б.

90. Залыгин С.Р. Разумный союз с природой /Экология. Экономика. Нравственность.// Наш современник. — 1987. — № 1. — С. 119-120.

91. ЗаЬидуллина Д. Реализмга тугры эдип // Мэйдан. - 2004. - №2. -Б. 174-180.

92. ЗаЬидуллина Д. Ф. Донья сурэте узгэру: XX йез башы татар эдэбиятында фэлсэфи эсэрлэр: Монография. - Казан: Мэгариф, 2005. - 191 б.

93. ЗаЬидуллина Д. Ф. Ь.б. Татар эдэбияты: Теория. Тарих. /Д. Ф. ЗаЬидуллина, Э. М. Закирж;анов, Т. Ш. Гыйлэж;ев. - Казан: «Мэгариф», 2004. -247 6.

94. ЗаЬидуллина Д.Ф. Эдэбият кануннары Ьэм заман - Казан: Татар, кит. нэшр., 2000. - Б. 246-270.

95. ЗаЬидуллина Д.Ф. Модернизм Ьэм XX йез башы татар прозасы.

- Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. - 255 б.

96. Зэйдулла Р. Алтын тэхет минем бэхет тугел // Идел. - 1990. - № 10.-Б.9.

97. Зэйдулла Р. Тамырлардан яз ara // Идел. - 1996. - № 12. - Б.42-

45.

98. Звезда над городом Кабулом /сост. А.П.Житнухин, С.А.Лыкошин. Предисл. А.П.Житнухин. - М: Мол. гвардия, 1990. - 267 с.

99. ИбраЬимов Г. Сайланма эсэрлэр. 0ч томда.- Казан: Татар, кит. нэшр., 1956.-Т.З. - 611 б.

100. История русской советской литературы. /Под ред. Метченко А.И., Петрова С.М.. - М.: Просвещение, 1989. - 350 с.

101. Исхакый Г. Эсэрлэр: Повестьлар Ьэм хикэялэр (1899-1908) / тез. Л.Гайнанова. - 15 томда. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1998. - Т.1. - 398 б.

102. Исхакый Г. Эсэрлэр: Пьесалар (1900-1918) / Тез. Л.Гайнанова. -15 томда. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1998. - Т.4. - 496 б.

103. Ихсанова Л. ">1шисе килэ!" повестена рецензия// Социалистик Татарстан. - 1980. - 4 май.

104. Камал Г. Сайланма эсэрлэр: Пьесалар, хикэялэр, истэлеклэр. / Тез. Р.Корбан - Казан: Татар, кит. нэшр., 2004. - 302 б .

105. Кашапов Г. СэмУм жиле: Повесть.// Казан утлары. - 1976. - № 7. - Б. 81-115.

106. Колобаева A.A. Символ как хранитель классических традиций: Классика и современность. /Под. ред. П.А.Николаева, В.Е.Хализева.. - М., -1991.-216с.

107. Кыдашева 3. Беркайчан да уз миллэтемнэн кимсенмэдем... // Татарстан яшьлэре. - 2007. - № 13-14. - Б. 4-5.

108. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. В двух томах. Т.1. - М., изд-ий центр «Академия», 2006. - 688 с.

109. Литвинов В. Осмысливший век ...//Шолохов М. Тихий Дон. Библиотека учителя. - М.: Художественная литература, 1986. - 607 с.

110. Любимов Е. Любовью жизнь измерить// Советская Татария. -1985,- 10 март.

111. Макарова В. Характер тудыруда тирэлекнец роле (X. Сарьянныц Бер ананыц биш улы» эсэре мисалында) // Фэн Ьэм мэктэп. -2003.-№1.-Б. 35-38.

112. Марков Д. Генезис социалистического реализма. - М.: Наука,

1970.

113. МэЬдиев М. Фронтовиклар: Роман 2 нче басма. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1988.-340 б.

114. Мэхмудов Э. Осталыкка таба // Социалистик Татарстан. -1977.-23 октябрь.

115. Мэхмудов h. Зарыгып кеткэн мирас.- Казан: Татар, кит. нэшр., 1991.-636 6.

116. МэЬдиев М. Тацда егет ж;ырлап узса // Социалистик Татарстан. - 1982.-22 август. - Б. 3.

117. Миннегулов Х.Ю. Татарская литература и Восточная классика.

- Казань: Изд-во КГУ, 1993 - 384 с.

118. Мицнегулов X. Деньяда суземез бар... - Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. - Б. 35.

119. Мицнегулов X. Татарныц беек улы// ШэЬри Казан. - 2007. - 16

март.

120. Мицнегулов X. Чит иллэрдэге татар эдэбияты - Казан: «Мэгариф», 2007. - 399 б.

121. Мицнуллин Т. Монда тудык, монда устек: Пьесалар. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1985. - 464 б.

122. Мицнуллин Т. Татарныц бер баласы- Казан: Рухият, 2003. -

408 б.

123. Мицнуллин Ф. Прозаныц гражданлык йезе: Эдэби тэнкыйть очерклары. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1983. - 112 6.

124. Мицнуллин Ф. Талантлар юлы: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1984. - 272 б.

125. Мицнуллин Ф. Якты юллар: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1975. - 151 б.

126. Мицнуллина Ф. Сэнгать - ул жднлы хэтер// Казан утлары. -2002.- №6.-Б. 166-169.

127. Мостафин Р. Эикэй, бэгърем// Азат хатын. - 1986. - №2. - Б. 4.

128. Мостафин Р. Дурт баламны, очар кош итеп, мин очырдым иркен далага... // Тэрбия. - 2006. -№1. - Б.8-9.

129. Мостафин Р. Ж^аваплылык тойгысы: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1979. - 200 б .

130. Мостафин Р. Муса Жрлил иждтында ана образы (Патриот шагыйрь Муса Ж^элилнец тууыны - 95 ел // Мэгариф. - 2001. -№2. - Б. 9-11.

131. Мостафин Р. Тема, идея, эдэби осталык// Казан утлары. - 1972.

- № 9. - Б. 151-161.

132. Мостафин Р. Чорлар чатында узгэрешлэр// Казан утлары. -2004. - № 5. - Б.146-150.

133. Мотигуллина А.Р. Характеры героев в прозе А.Еники: Автореф. дисс... канд... филол... наук - Казань, 2000. - 27 с.

134. Мехэммэдиев Р. Кенэри - читлек кошы: Роман, повесть, хикэялэр. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1998. - 416 б.

135. Мехэммэдиев Р. Укучы ничек кабул итэр?// Казан утлары. -1977.- № 12.-Б. 157-161.

136. Мехэммэдиев Р. Якутлар табыладыр вакыт белэн: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1983. - 216 6.

137. Мусин Ф. Эдэбият тарихын яцача ейрэну // Казан утлары. -2005.-№7.-Б. 148-159.

138. Мусин Ф. Геройга щггди игътибар// Совет эдэбияты. - 1962. -№ 1. - Б. 146-149.

139. Мусин Ф. Тарих Ьэм заман: соцгы еллар прозасы турында. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1974. - 190 б.

140. Мусин Ф. Тормыш узэненнэн - Казан: Татар, кит.нэшр., 1987. -

104 6.

141. Мусин Ф.М. Тормыш сынавы аша// Совет эдэбияты. — 1962. — №12. —Б. 100-108.

142. Нэж;миева Г. Эдэбиятта Ана образы // Мэгариф. - 2002. - №12. - Б.18-19.

143. Нигъмэти Г. Утыз беренче елга кергэндэ// Яцалиф. - 1931. - № 1. - Б.35

144. Низаметдинов Э. Кузгалды уйларым...// Мэйдан. - 2004. - №2. -Б. 165-169.

145. Низаметдинова М. Халык ышанычын яулаган шэхес // Татар иле.-2007.-№15.-Б.З.

146. Низами Р. Килэчэккэ ышанам // Идел. - 1999. - № 4. - Б. 24.

147. Нуруллин В. Ьэлакэт: Повесть. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1983. -223 6.

148. Нуруллин И. Эдэбият теориясе. - Казан: Татар, кит. нэшр.,

1977.- 143 б.

149. Нуруллин И. XX йоз башы татар эдэбияты - Казан: Татар, кит.нэшр., 1966. - 428 б.

150. Нуруллин И.З. Образлар деньясында: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре — Казан: Татар, кит. нэшр., 1964. - 140 б.

151. Островский Н. Как закалялась сталь: Роман. - М.: «Современник», 1980. - 364 с.

152. Ошанин JI. ... Чтобы было у кого учиться // Советская Татария. - 1982.- 17 октябрь.

153. Ошанин JI. Разиль Валиев // Казан утлары. - 1979. - № 10. -

С.181.

154. Расих А. Сынау: Роман. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1981. - 303

б.

155. Рахим Г. Яркий талант: Р.Валеев // Казань. - 2007. - № 5 . - С.

180.

156. Рахман Р. Дэреслектэге темалар Ьэм биремнэр буенча сочинениелэр. - Казан: «Раннур» нэшр., 2004. - 208 б.

157. Рахман Р. Татар телендэ 100 сочинение - Казан: «Раннур», 2001.- 192 б.

158. Русские писатели о литературном труде. - JL: Сов. Писатель, 1954.-759 с.

159. Русско-татарский словарь - Русча-татарча сузлек / Под общей ред. Ф.А.Ганиеева. - М.: Русский язык, 1985. - 467 с.

160. Сабиров Р. Шинелен салган эдип. Газиз Кашапов: шэхес Ьэм ижат. - Казан: Ихлас, 2012. - 180 б.

161. Садриев Ф. Тац жиле романы турында // Казан утлары. - 1990-№9.-Б. 193.

162. Садриев Ф. Тац ж;иле: Роман. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1994. -

256 6.

163. Салихов Р.Г. Г. Эпсэлэмов геройлары деньясы: Анализ

тэжрибэсе. - Алабуга: АДПИ ризотипографиясе, 2003. - 88 б.

164. Салихов Р.Г. Герой и эпоха (концепция героя в татарском литературоведении). — Казань: Мастер-Лайн, 1999. — 352 с.

165. Салихов Р.Г. Татар эдэбият белемендэ герой концепциясе: студентлар очен махсус курс. - Алабуга: АДПИ, - 2001. - 72 б.

166. Сарьян X. С. Бер ананыц биш улы: Повестьлар. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1990. - 272 б.

167. Сафин Ф. Эдип язмышы // Мэйдан. - 2005. - № 6. - Б. 3.

168. Сафин Ф.. Биек тауныц башларында: Роман. (На вершине высоких гор). - Казан: Татарстан: газета Ьэм журналлар нэшрияте, 1998. -240 б.

169. Сафиуллин Ю. Иезек Ьэм хэнж;эр. - Казан: Татар, кит.нэшр., 2004.-Б. 54-91.

170. Сахапов М.Ж. Проза А.Гилязова (вопросы мировоззрения и творческого метода писателя): Автореф. дисс... канд... филол... наук. -Казань, 1995.-28 с.

171. Сэхэпов Э. Миллэт язмышы // Мирас. - 2004. - № 6 . - Б. 123—

155.

172. Сверигин Р. Заман Ьэм тормыш талэбе: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре//Казан утлары. - 1972.-№ 11.-Б. 177-182.

173. Сверигин Р. Яца герой Ьэм яца алымнар - Казан: Татар, кит. нэшр., 1985.- 118 6.

174. Сверигин Р., Хатипов Ф. Эдип тэ, педагог та (Эмирхан Еникигэ 90 яшь). // Мэгариф. - 1999. - №2. -Б. 16-18.

175. Сибгатуллина А.Т. В поисках человека. Концепция личности в татарской поэзии 19 века. - Елабуга, 2001. - 143 с.

176. Тавлин Г. Иман яцартканда // Казан утлары. - 1993. - №2. - Б. 147-152.

177. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. Урта гасырлар дэвере. / Ш. Ш. Абилов, Н. Ш. Хисамов, X. Ю. Мицнегулов. - Казан: Татар, кит.

нэшр., 1984. - 1том.. - 566 б.

178. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. Татар совет эдэбияты (1917-1941). / Н. Г. Юзиев, Н. Ш. Хисамов, Г. М. Халитов. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. - Т. 4 - 568 б.

179. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. Беек Ватан сугышы Ьэм сугыштан соцгы еллар эдэбияты (1941-1960). / Н. Г. Гыйззэтуллин, Н. Г. Ханзафаров, Н. Ш. Хисамов. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1989. - Т. 5 - 544 б.

180. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. 60-90 еллар эдэбияты. / Ф. К. Бэширов, Ф. Г. Галимуллин, Ф. М. Мусин, Н. Г. Ханзафаров, Н. Ш. Хисамов. - Казан: «Раннур» нэшр., 2001. - Т. 6 - 544 б.

181. Татар эдэбияты: Теория. Тарих. /Д.ЗаЬидуллина, Э.Закиржднов, Т.Гыйлэж,ев. - Казан: «Мэгариф», 2004. - 91 б.

182. Татар ечен жан атар шагыйрь Р. Вэлиев белэн язучы З.Зэйнуллин эцгэмэсе. // Мэдэни ж;омга. - 2008. - 8 февраль. - Б.9.

183. Татар совет эдэбияты - Казан: Татар, кит. нэшр., 1960. - 522 б.

184. Татар совет эдэбияты Ьэм туган тел: Рус мэктэплэренец XI классында укучы татар балалары ечен дэреслек-хрестоматия. /Н. Г. Юзиев, Ф. С. Сафиуллина, Г. М. ЭдЬэмова, Ф. Ф. Фатыйхова - Казан: Татар, кит. нэшр., 1991.-352 б.

185. Татар теленец ацлатмалы сузлеге: еч томда. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1977.- 1 т.-425 б.

186. Фэизов Р. Алда яктылык куренэ// Мэйдан. - 2004. - №2. - Б. 170-172.

187. Фэйзрахманов Э. Шагыйрьлэр мэцге картаймый // ШэЬри Казан. - 1997. - 10 гыйнварь. - Б. 3-4.

188. Фэхретдинов Р. Без дэ хакныц бэндэсе: Р.Вэлиев // Мэйдан. -2007. -№3.~ Б. 145-155.

189. Фриче В. Заметки о современной литературе. - M.-JL: Московский рабочий, 1928.- С. 55

190. Хакимова С. Г. Проза Ф. Яруллина: Автореф. дисс... канд...

филол... наук. - Казань, 2004. - 24 с.

191. Хализов В.Е. Теория литературы. - М.: Высш. шк., 2002. - 437

с.

192. Ханзафаров Н. Замандаш геройны яклап// Социалистик Татарстан. - 1986. - 7 май.

193. Ханзафаров Н. Сугыш Ьэм мэхэббэт// Мэдэни ж;омга. - 1998. -25 май.

194. Хантимирова Г. Бар куцеле тулы кояш белэн...// Татар иле . -1998.-№27.-Б. 7.

195. Харрасова Р. С. Эдэби бэйлэнешлэр яктылыгында. - Казан. Изд-во РПФ «Гарт», 2002. - 261 б.

196. Хатипов Ф. Эдэбият теориясе: Югары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студентлары очен кулланма. Тулыландырылган икенче басма. - Казан: Раннур, 2002. - 352 б.

197. Хатипов Ф. Керэшче геройны яклап // Казан утлары. - 1974. -№2.-Б. 168-172.

198. Хатипов Ф. Кунел деньясы: Метод, стиль, жанр. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1976.-Б. 177-190.

199. Хатипов Ф. Молкэтебезне барлаганда// Фэн Ьэм Мэктэп. - 1999. - № 11.-Б. 17.

200. Хэбибуллина 3. Н., Мицнуллина Р. В. Сочинение язарга ейрэнэбез (методика Ьэм урнэклэр). - Казан: Яцалиф, 2002. - 192 бит.

201. Хэзерге татар эдэбияты / Тез. Г.Закирова, Л.Гыйззэтуллина. -Казан: Мэгариф, 2008. - 455 б.

202. Хэйри Э. Рухи мирасыбыз сакчысы // Мэдэни ж;омга. - 1997. -21 февраль. - Б. 16.

203. Хэлим А. Кем ул «заман герое?»// Казан утлары - 2005 - №1. -Б. 124-125.

204. Чернышевский Н. Полное собрание сочинений: в пятнадцати томах. - М.:ГИХЛ, 1947. -Т.5,- 422с.

205. Шабаев М. Туган жирнец баласы иде // Казан утлары. - 1998. -№9.-Б. 155-163.

206. Шакиров И. Аньщ жыры халык жыры// Мэдэни жомга. - 2007.

- № 14.-Б. 11.

207. Шэрэфиев Р. Килэме, курэбезме? // Казан утлары. - 2004. - №1.

- Б.163.

208. Шэрифуллина Э. Язучы Р.Вэлиевкэ - 50 яшь// Мэгариф. - 1997. -№1. - Б. 22-23.

209. ШиЬапова Г. Мэцге улмэячэк якты хыяллар...// Мэгариф. -1998.-№11.-Б. 41-42.

210. Эпилог, он же пролог: Читатели о книге С.Алексеевич Цинковые мальчики» // Дружба народов. - 1992. -№ 8. - С. 174-184.

211. Юзеев Н. Конфликт Ьэм характер // Совет эдэбияты. - 1964. -№4.- Б. 136-141.

212. Юнусова А. Тэвэккэл... // Ватаным Татарстан. - 1997. - 17 январь. - Б. 3.

213. Юные Р. Эзелгэн спектакль... //Идел. - 1994. -№7. - Б. 46.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.