Постфольклорное сознание в современном российском обществе: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Жарова, Олеся Сергеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат наук Жарова, Олеся Сергеевна
Содержание
Введение
ГЛАВА I. ФОЛЬКЛОРНОЕ СОЗНАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОТРАЖЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
1.1 Многообразие подходов к оценке сознания
1.2 Фольклорное сознание в обыденности как современная философская проблема
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСТФОЛЬКЛОРНОГО СОЗНАНИЯ в УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
2.1 Постфольклорное сознание как специфическая форма субъективной реальности в современном обществе
2.2 Взаимосвязь субкультурной среды с постфольклорным сознанием
2.3 Ноосферные основания и экзистенциальная регуляция постфольклорного сознания
Заключение
Библиографический список
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Жанровые модели постфольклора в русской постмодернистской литературе последней четверти XX - начала XXI века2017 год, кандидат наук Петренко, Сергей Николаевич
Фольклор и постфольклор в культурных практиках повседневности2008 год, кандидат культурологии Ядрышникова, Людмила Григорьевна
Социально-философский анализ страха в обыденном сознании2006 год, кандидат философских наук Райкова, Елена Юрьевна
Фольклор как феномен эстетической культуры общества: Аспекты генезиса и эволюции2002 год, кандидат философских наук Новиков, Валерий Сергеевич
Мифосемиотика тюремной субкультуры в контексте маргинального сознания2009 год, кандидат культурологии Ткачева, Елена Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Постфольклорное сознание в современном российском обществе: социально-философский анализ»
Введение
Актуальность темы исследования. Последние десятилетия для общества ознаменовались потребностью осмысления традиционных духовных ценностей на фоне информационного поворота, начавшегося в конце XX века и динамично прогрессирующего в настоящий момент. В этой связи социально-философская мысль заостряет внимание на понимании и оценке различных форм общественного сознания, выявляя объективные аспекты формирования взглядов общества на морально-этические и культурно-бытовые нормы бытия. Техногенное общество меняет представление современного поколения о народной культуре как о понятии, укоренившемся в сознании общества на протяжении столетий в виде феномена, связанного с обыденными ассоциациями.
Наряду с фольклором, который в рамках обыденного сознания выглядит преимущественно как народная мудрость, народное творчество, традиции, предания, подчеркивает и выражает национальную самобытность людей, сформировался постфольклор, так называемая третья культура, «которая дистанцирована и от культуры элитарной, официально санкционированной, и от патриархальной сельской («традиционно-фольклорной»)»1. Постфольклор как социальный феномен идеологически маргинален. Как правило, это форма удовлетворения духовных потребностей горожан способами, не имеющими непосредственного отношения к устной народной традиции, но средствами массовой информации, сетевыми общениями в Интернет, реже кино и популярной литературой.
Процесс возникновения постфольклорного сознания как способа отражения и освоения окружающей действительности сопряжен со сменой фольклорной парадигмы и обусловлен трансформацией социокультурной
1 Неклюдов, С. Ю. Несколько слов о «постфольклоре» [Электронный ресурс] // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/postfolk.htrn
среды. Этот процесс отражает трафаретность современного городского уклада жизни и стремительное развитие информационного общества.
В городской среде имеют место быть проявления потребностей в принятии постфольклорных традиций (преимущественно молодежной аудиторией), в результате чего формируется как позитивное, так и негативное отношение к окружающей действительности.
Зарождающиеся ценности постфольклора в отличие от ценностей фольклора традиционного не всегда сопряжены с позитивной логичностью. В формах постфольклора присутствует иррациональность, абсурдная иносказательность. В некоторых постфольклорных явлениях отчетливо видны мотивы эсхатологии, постмодернистского декадентства, экзистенциальной отчужденности, которые отражают состояние современного общества.
Все это ориентирует на необходимость философского осмысления постфольклорного сознания и определения его роли в динамике развития современного российского общества в целом. Неоднозначность представлений о постфольклоре как о философской категории и о постфольклорном сознании, отсутствие четких дефиниций в этой области, неопределенность свойств и структурных элементов постфольклорного сознания определяют философское обоснование этого феномена как чрезвычайно важное и актуальное.
Таким образом, попытка впервые оценить феномен постфольклорного сознания методами социальной философии, предпринимаемая в данном исследовании, представляет интерес для современной науки. Изучение постфольклорного сознания с позиций социальной философии способно послужить методологической основой для дальнейших исследований феномена сознания вообще и сформировать новый взгляд на проблему субкультурных движений в молодежной среде.
Степень разработанности проблемы. Постфольклорное сознание представляет собой достаточно новый спектр исследований и объект для
социально-философской мысли. В настоящее время вопросы генезиса, функционирования в обществе постфольклорных тенденций волнуют филологов, культурологов, психологов, социологов и, в отдельных случаях, криминологов. Особый взгляд на проблемы постфольклорного сознания, вырабатывает социальная философия.
Научная разработанность данной темы имеет несколько базисных векторов, обусловленных объектом и предметом исследования.
Один из векторов направлен на философскую интерпретацию проблем сознания. Философские основания сознания в целом, а также обыденного сознания, формирующего современный постфольклор и фольклор вообще, разработаны Л.П. Буевой, A.A. Гагаевым, П.П. Гайденко, A.A. Гореловым, Д.И. Дубровским, В.В. Журавлевым, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Э.В. Ильенковым, В.В. Ильиным, В.Ж. Келле, В.А. Лекторским, М.К. Мамардашвили, В.В. Мироновым, М.Е. Мироновым, Н.Л. Новиковой,
A.Г. Спиркиным, А.К. Уледовым и др.
Другой вектор исследований охватывает филологические и психологические аспекты сознания. Так, в трудах Е.А. Елиной, Г.Е. Крейдлина, Ю.М. Лотмана, Э.М. Спировой, Ю.С. Степанова, Ю.П. Тен, Е.Б. Улыбиной, Э. Кассирера и др. определяются семиотические основания обыденного сознания, механизмы, влияющие на поведенческие функции его носителей.
При освещении конкретных вопросов, поставленных в диссертации, мы опирались на научно-теоретические положения видных фольклористов:
B.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, П.Г. Богатырев, В.Е. Гусев, Д.К. Зеленин, Т.Г. Иванова, Е.А. Костюхин, Д.С. Макаров, Е.С. Новик, Г.Л. Пермяков, Б.Н. Путилов, К.В. Чистов и др.
Еще один вектор в исследовании направлен на формирование представлений о постфольклоре как современном социальном феномене. В этом направлении вырисовываются филологическая, социокультурная и культурологическая ветви в исследованиях. Впервые термин
«постфольклор», понимаемый как новый городской фольклор и некое интеллектуальное пространство, существующее в субкультурных отсеках социума, был предложен в работах С.Ю. Неклюдова. В трудах Е.С. Ефимовой, Н.Е. Ливанова, О.Б. Христофоровой, М.П. Чередниковой, К.Э. Шумова, Б.Т. Щепанской, Л.Г. Ядрышниковой также можно встретить обоснование социокультурных механизмов существования фольклора в городских субкультурных отсеках. Наиболее значимые результаты в изучении субкультур принадлежат С.Ж. Бралиной, Д.В. Громову, П.С. Гуревичу, Ю.Н. Давыдову, И.М. Ильинскому, М.С. Кагану, Т.В. Латышевой, С.И. Левиковой, В.Ф. Левичевой, А.Ю. Мельвиль, С.Н. Плаксий и др.
Особым направлением в исследованиях поставленной проблемы является аспект бессознательного как особой сферы сознания. В работах А.Ю. Алексеева, А.Э. Воскобойникова, А.П. Федоркиной, К.Г. Юнга рассматриваются внутренние и внешние проявления скрытых архетипических мотивов, определяющих бытийные моменты человеческой жизнедеятельности. Следует также отметить экзистенциальный аспект в оценке сознания, подчеркивающий личностно-индивидуальное начало, соответствующее природе индивида, и его аутентичность. В трудах Л.В. Баевой, Т.А. Кузьминой, С.П. Семенова, Л. Бинсвангера, О. Больнова, М. Хайдеггера обосновываются формы существования личности в социуме.
Проблема понимания социальной ситуации, связанной с возникающими противоречиями между индивидуальным и общественным сознанием, в рамках постфольклорного мышления, остается острой и требует углубленной разработки и исследования. Вопросы регуляции поведения индивидов с постфольклорным мировоззрением с позиций социальной философии ориентированы на познание «другого» сознания. Одновременно возникает необходимость прогнозирования возможных тенденций в социуме и развития идей приятия или неприятия обществом отдельных форм проявления «другого» сознания.
Объектом исследования является постфольклорное сознание как форма обыденного сознания, формирующая мир духовных представлений индивида и ценностное отношение к окружающей действительности.
Предметом исследования является социально-философский анализ постфольклорного сознания современного российского общества.
Цель настоящей работы состоит в изучении особенности тенденций в мироощущении личности, ориентированной на приятие постфольклорных традиций.
В связи с этим необходимо решить ряд задач, а именно:
- оценить и выделить экзистенциальный и семиотический аспекты сознания как наиболее эффективные в оценке феномена сознания в целом и его специфических форм (фольклорного и постфольклорного сознания);
- обосновать категорию «фольклорное сознание» как специфическую форму общественного сознания, ориентированную на обыденность, и раскрыть экзистенциально-аксиологический аспект восприятия мира через символизм фольклора;
- сформулировать и раскрыть содержательные черты постфольклорного сознания как феномена современной социокультурной реальности;
- показать противоречия в принятии и сознательной оценке содержания окружающей действительности представителями современных субкультурных течений с постфольклорным мировоззрением и обществом в целом;
- определить социокультурные, ноосферные и экзистенциально-аутентичные основания механизмов регуляции сознания носителей постфольклорных традиций.
Научная гипотеза исследования. Постфольклорное сознание -феномен, связанный с представлениями, идеями и образами, дающими
возможность существовать человеку в социуме, сохраняя при этом собственную аутентичность и индивидуальность. Система ценностей индивида обусловливает как позитивные, так и негативные проявления в социальной жизни. В последнем случае постфольклорное сознание является основанием маргинальное™ и девиантности.
Теоретической и методологической основой исследования выступают методы философского анализа социальных феноменов. При рассмотрении социокультурных механизмов формирования и функционирования в современном мире фольклорного и постфольклорного сознания автор использовал семиотический подход, позволяющий выявить семиосферу сознания с основными концепциями и социально значимым содержанием фольклорных и постфольклорных идей. При оценке личностных ориентаций носителей постфольклорного сознания использовался метод экзистенциального анализа. В своем исследовании автор опирался на положения и выводы, содержащиеся в трудах зарубежных и российских ученых в области изучения бессознательного, в том числе психоаналитические концепции JI. Бинсвангера, М. Варнока, Р. Мэя, М. Папуша, К. Роджерса и др., а также взгляды отечественных исследователей: В.И. Вернадского, Н.К. Гаврюшина, Ф.И. Гиренка, А.К. Манеева, H.H. Моисеева, А.Д. Урсула, Н.Г. Холодного, С.С. Хоружего и др.
Источниковедческую базу работы составила научная, научно-популярная и художественная литература. Анализ этих источников лег в основу авторского исследования феномена постфольклорного сознания, представленного как специфическая форма обыденного сознания. В целях методологического обеспечения настоящего исследования из числа научного и философского базиса работ были использованы труды Д.И. Дубровского, Н.П. Дедовских, Ю.М. Лотмана, М.К. Мамардашвили, С.Ю. Неклюдова, Н.Л. Новиковой, Н.Г. Юрченковой, О. Больнова, Э. Кассирера и др.
Новизна научного исследования заключается в следующем:
- обоснован авторский взгляд на оценку сознания с учетом выявления соотношения «индивидуальное - общественное»; выделен экзистенциальный метод, как наиболее ёмко отражающий на феноменальном уровне активность сознания и форм его существования, а также тесную связь со смыслом и значением;
- проанализирована специфика фольклорного сознания с присущим ему воплощением народного духа через систему знаков, символов, аллегоричных образов, на которых основаны традиции народа. Сформулировано авторское видение социокультурных функций знаков и символов фольклорного сознания. Представлен экзистенциальный аспект потребности индивида с ценностными ориентациями, сформированными фольклорным сознанием, выражающийся в способности внутренне сопротивляться социальной действительности в процессе социоантропогенной коммуникации. Дана качественная характеристика неофольклора, как промежуточной фазы при переходе фольклора к постфольклору;
- предложена авторская интерпретация постфольклорного сознания как феномена современной социокультурной действительности. Впервые представлена структура постфольклорного сознания с обоснованием её трех составляющих базовых элементов. Обоснована идея «другого сознания» в контексте рассмотрения экзистенциального «другого Я»;
- выявлена особенность постфольклорного сознания с его тенденциями и ориентациями на эксклюзивность существования в современном мире через субкультурные и контркультурные формы социального бытия. Для носителей постфольклорного сознания жизненные ориентиры сопряжены с «трансцендентной игрой» фэнтезийного и эзотерического направлений. Обозначены
негативные аспекты, формируемые постфольклорным сознанием как следствие «экзистенциального бунта»;
- предложено решение проблемы понимания «другого сознания» в рамках ноосферного сосуществования. Формирование гармоничной ноосферы способствует «поддержанию» позитивных тенденций в социуме, ослабляя агрессию и инаковость. Обоснован авторский вариант экзистенциальной регуляции постфольклорного сознания, способствующий сближению общественных взглядов и жизненных установок представителей субкультуры, которые определяют основы морали и общественных поступков со своих индивидуалистических позиций.
В процессе исследования получены следующие конкретные результаты, выносимые на защиту:
1. Причины, обусловливающие интерес к проблеме сознания и порождению споров вокруг него, видятся в многообразии подходов и методов исследования (материалистические, идеалистические, дуалистические). Специфика природы сознания, с точки зрения социальной философии, проявляется в структурно-смысловых аспектах, сопряженных с экзистенцией индивида и знаково-символическими формами сферы сознания. В рамках исследования выделяется обыденное сознание (и его специфический пласт фольклорное сознание), посредством которого осуществляется отражение общественного бытия, духовно-практическое освоение окружающей действительности и «произрастают» жизненно-необходимые и несистематизированные представления о целостном и частичном жизнепонимании. Экзистенциальный и семиотический подходы позволяют конкретизировать философскую мысль в оценке фольклорного сознания.
2. Фольклорное сознание представляет собой специфическое духовное образование с совокупностью и набором чувств, представлений, идей,
которые ориентированы на потребность индивида обращаться к народным традициям и обычаям. Содержание фундаментальных идей, преобразованных и замещенных сознанием, приобретает в фольклоре доступную символическую форму. В этом смысле в фольклорном мировосприятии (если рассматривать фольклор как знаковую культурную систему) обнаруживают себя превращенные формы содержательной работы сознания. Посредством символов, обладающих идейно-смысловыми выражениями, через механизмы социоантропогенной коммуникации от культурной среды общества к индивиду передается содержание идей, запечатленных в народном творчестве. При этом в экзистенциальном смысле возникает противостояние, основной мерой которого выступают ценности, воспринимаемые по-разному социумом на обыденно-общественном и человеком на индивидуально-личностном уровне фольклорного сознания. Фольклор как основание существования фольклорного сознания имеет фазы своей трансформации: через неофольклор к постфольклору.
3. В процессе модернизации общественных отношений и перехода к модели постиндустриального развития возникает постфольклорное сознание как совокупность мыслительных актов, дающих человеку возможность существовать в обществе, сохраняя при этом свою аутентичность и индивидуальность, а также формы их представления, присущие современному информационному техногенному обществу. Постфольклорное сознание имеет структуру, где в качестве составляющих элементов выделяются: а) постфольклорная вера; б) постфольклорная этика; в) постфольклорная мыследеятельность. Постфольклорное сознание проявляется как «другое сознание», понимаемое в виде субъективной реальности конкретного индивида, способное «уживаться» с представлениями других индивидов в обществе.
4. Постфольклорное сознание меняет шкалу привычных ценностных социокультурных ориентаций. Постфольклорные настроения проявляют
себя в немейнстримных движениях. Так современные субкультурные направления стремятся противопоставить собственное бытие общественному. Представители этих движений в экзистенциальном смысле выглядят жертвами социума. Результатом индивидуального «экзистенциального бунта» могут стать негативные тенденции, нежелательные для общества.
5. Проявление «другого сознания» у представителей субкультурных течений - носителей постфольклорного сознания в теоретическом рассмотрении имеет связь с концепцией ноосферного сосуществования, подразумевающего свободу мышления и выбор личностного способа существования. Ноосферная личность способна следовать в полной мере своей подлинной экзистенции во всех ее проявлениях. Общая идея существования в социуме видится как необходимая и понимаемая одинаково всеми его членами. В результате «другое сознание» обретает собственную нишу существования, и в соотношении «постфольклорное-общепринятое» не происходит конфронтации.
Научно-практическая значимость диссертационного
исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют приблизиться к пониманию мировоззренческих мотивов носителей постфольклорного сознания, а также охарактеризовать взаимоотношения, складывающиеся между представителями субкультурных отсеков социума и обществом в целом. В практической сфере материалы исследования позволяют оценить индивидуально-личностное начало в человеке через призму экзистенциально-ценностных представлений, выявить особенности «другого» сознания, соотносимого с постфольклорными тенденциями. Выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут дополнить читаемые в вузах курсы дисциплин философии и культурологии.
Апробация работы. Основные положения, выводы и результаты проведенного исследования докладывались на международных и региональных научно-практических конференциях, в том числе:
«Международной научно-практической конференции «Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации» (Кемерово, 2009); «Международной научно-практической конференции «Архетипы и архетипическое в культуре и социальных отношениях» (Пенза, 2010); «Региональной научной конференции «Проблема сознания: философский и психологический аспекты» (Самара, 2011); «II международной научно-практической конференции «Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях» (Пенза, 2012). В настоящей работе автором впервые предлагается интерпретация постфольклорного сознания как философской категории. Данное понятие апробировано на научной конференции «Актуальные вопросы современной философии и политологии» (Липецк, 2009), а также в журналах «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики» (Тамбов, 2012) и «XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс» (Пенза, 2012, 2013).
Материалы диссертационной работы использовались в процессе преподавания учебных курсов «Философия», «Социальная философия» и «Культурология» в вузах г. Пензы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА I. ФОЛЬКЛОРНОЕ СОЗНАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОТРАЖЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
1.1 Многообразие подходов к оценке сознания
Понятие общества для социальной философии - это не просто совокупность людей. Это многозначное явление, характеризуемое комплексом условий человеческого сосуществования и вещественно-энергетическими процессами, происходимыми в нем. Особое место в философском понимании общества отводится процессам духовной жизни, которые не имеют аналогов в природе и происходят в головах людей. Соединяясь и координируясь, эти процессы формируют общественное сознание. В целом и духовная жизнь, и общественное сознание основываются на разнообразных взглядах, идеях, настроениях, теориях, бытующих в обществе. Общество эволюционирует, и то, что происходит с ним сегодня, требует детального рассмотрения и научной интерпретации. За последние несколько десятилетий в обществе наметился серьезный крен на потребительство и информационогенность. Жизненные ценности людей также претерпели изменения. Вместе с этим меняется и сознание, причем не только общественное, но и индивидуальное, направленное на самооценку, самоопределение и прочие психофизиологические акты.
Сознание как категория многомерно и рассматривается с различных позиций, что обусловлено многообразием мировоззренческих, методологических подходов и целей. Поскольку данное понятие исследуется специалистами разных областей знаний (философами, психологами, лингвистами и другими), дать однозначное определение категории «сознание» на данный момент не представляется возможным. Эту мысль подтверждает М.К. Мамардашвили, объясняя, что «сознание есть нечто такое, о чем мы, как люди, знаем все, а как ученые, не знаем ничего» [125, с. 215]. Однако считаем необходимым рассмотреть основные
направления философской мысли, затрагивающие данную проблему, для более полного ее осмысления.
Общие приближения к пониманию сознания в философском пространстве выражены в следующих подходах.
Во-первых, материалистический подход, в основу которого положен аргумент, что материя определяет сознание.
Общественное бытие, то есть процесс реальной жизни, определяет общественное сознание, о чем писали К. Маркс и Ф. Энгельс. С их точки зрения, сознание есть «осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящейся вне начинающего осознавать себя индивидуума» [130, с. 29]. По мнению Л.С. Выготского, становлению сознания во многом способствовало применение орудий труда, в том числе и психологических орудий труда - знаков, слов [Цит. по: 95, с. 7]. Так, например, делая записи в ежедневнике или «пометки на память», человек побуждает самого себя к действию. Знак в этом смысле - пусковой механизм для активации высших психических функций индивида. Происходит интериоризация, то есть процесс перехода внешних атрибутов реального мира во внутренние мыслительные процессы и образы.
К приверженцам материалистической трактовки сознания можно отнести физикалистов (Д. Деннет, Р. Карнап, О. Нейрат, С. Стич и др.), считающих, что сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно является лишь порождением материи, и последовательных материалистов (Д. Армстронг, Дж. Марголис, Р. Рорти, У. Селларс, Дж. Смарт, К. Уилкес, Г. Фейгл, Дж. Фодор и др.), полагающих, что сознание есть способность высокоорганизованной материи отражать саму себя, тем самым давая нам возможность познать действительность и объективную истину. Находим подтверждение подобного взгляда у известного современного психолога А.Н. Леонтьева: «Согласно материалистическому взгляду на психику, ее основной и исходной формой
являются простейшие ощущения, представляющие собой результат воздействия на организм внешней объективной реальности, которая более или менее полно отражается в них» [114, с. 9].
Из современных взглядов следует отметить мнение Д.И. Дубровского. Он пишет, что «мир материален, материя есть единственная вечная и всеобъемлющая объективная реальность. Сознание же - свойство высокоорганизованной материи» [67, с. 12]. Также Е.А. Карлик считает, что любая форма материи - это обменный процесс. Сознание, таким образом, способствует не только общению между людьми, но и обеспечивает связи в материальном пространстве. «Уберите разговор между людьми - исчезнет общество. Уберите управляющие энергетические связи разговора между клетками, молекулами и атомами - исчезнут многоклеточные, клетки и молекулы» [88, с. 135]. Основываясь на идеях и определениях ученых, материалистический подход к оценке сознания будем рассматривать как логический процесс формирования сознания благодаря общественным преобразованиям.
Во-вторых, идеалистический подход (Л.В. Баева, В.А. Мазин, О.В. Суворов, Г. Гегель и др.). Философы-идеалисты считают, что сознание не является лишь свойством живой материи и не рождается вследствие ее развития; сознание предшествует материи, оно способно вырабатывать сложные образы и только затем преобразовывать их в материальные объекты. Интересен взгляд Г. Гегеля, определяющий сознание «лишь понятием знания или нереальным знанием... Так как оно считает реальным знанием себя, то этот путь имеет для него негативное значение, и то, что составляет реализацию понятия, для него, напротив, имеет значение потери себя самого; ибо оно теряет на этом пути свою истину» [48, с. 43^4.].
Современный философ О.В. Суворов рассматривает соотношение сознания человека, мыслящего философски, с Абсолютом. В понимании этого момента автора первичным компонентом сознания выделяет феномен «Я». Феномен «Я» есть нечто, обосновывающееся тремя измерениями -
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Метаязыковая рефлексия в фольклорном и литературном тексте2011 год, доктор филологических наук Шумарина, Марина Робертовна
Роль символов в национально-этническом сознании2000 год, доктор философских наук Албакова, Фатима Юсуповна
Фольклорное сознание как способ духовно-практического освоения действительности2000 год, кандидат философских наук Шабалина, Ольга Ивановна
Феномен виртуальности обыденного сознания2005 год, кандидат философских наук Коробицын, Сергей Анатольевич
Социально-философский анализ обыденного политического сознания2010 год, кандидат философских наук Амиров, Дмитрий Юрьевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Жарова, Олеся Сергеевна, 2013 год
Библиографический список
1. Аббаньяно, Н. Структура экзистенции; Введение в экзистенциализм; Позитивный экзистенциализм / Н. Аббаньяно. -СПб.: Алетейя, 1998. - 505 с.
2. Агеев, В. Н. Семиотика / В. Н. Агеев. - М.: Весь Мир, 2002. - 256 с.
3. Адам, Д. Восприятие, сознание, память (размышление биолога) / Д. Адам. - М.: Мир, 1983.- 152 с.
4. Адамов, А. К. Ноосферная демократия - система истинного народовластия / А. К. Адамов. - Саратов: Аквариус, 2003. - 144 с.
5. Алексеев, А. Ю. Понятие «Зомби» и проблема сознания /
A. Ю. Алексеев // Проблема сознания в философии и науке / под. ред. Д. И. Дубровского. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.-472 с.
6. Аникин, В. П. Не «постфольклор», а фольклор (к постановке вопроса о его современных традициях) / В.П.Аникин // Славянская традиционная культура и современный мир: Сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 2. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997.-С. 224-240.
7. Аристотель. Соч. в 4 т. - М., Мысль, 1978, - Т. 2. Трактат «Первая аналитика. Книга вторая». - 254 с.
8. Афанасьев, А.Н. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература / сост. А. Л. Налепина. - М.: Сов. Россия, 1986, - 368 с.
9. Баева, Л. В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей / Л. В. Баева. - Астрахань: Издательский дом «Архангельский университет», 2008. - 217 с.
10. Баскаков, В. Ю. Танатотерапия: искусство жизни и смерти /
B. Ю. Баскаков // Свободное тело: Хрестоматия по телесно-
ориентированной психотерапии и психотехнике. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. - С. 108-125.
11. Белановская, О. В. Психология личности [Электронный ресурс] / О. В. Белановская; научн. ред. Ю. Н. Карандашев, Т. В. Сенько. -Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 226 с. - Режим доступа: http://personpsy2005.narod.ru/literature/bel5.htm
12. Беломестнова, Н. В. Сознание и культура в естественно-научной картине мира / Н. В. Беломестнова, О. В. Плебанек // Вопросы философии. - 2012. - № 10. - С. 43-53.
13. Белый, А. Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2 т. /
A. Белый. - М.: Искусство, 1994. - Т. 2. - 571 с.
14. Бергсон, А. Собрание сочинений: в 4 т. / А. Бергсон. - М., 1992. -Т. 1.-336 с.
15. Бердяев H.A. Диалектика божественного и человеческого / H.A. Бердяев; сост. и вступ. Ст. В.Н. Калюжного. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - 620 с.
16. Бердяев, H.A. Дух и реальность / H.A. Бердяев. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «ФОЛИО», 2003. - 679 с.
17. Бердяев, H.A. Опыт парадоксальной этики / сост. и вступ. ст.
B. Н. Калюжного. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003.-701 с.
18. Бердяев, H.A. Философия свободы / сост., вступ. ст. и коммент.
B. В. Шкоды. - М: ООО «Издательство ACT»; Харьков: ФОЛИО, 2004.-732 с.
19. Береговская, Э. М. «КВАЗИ» (Чужой текст как материал языковой игры) / Э. М. Береговская // Лингвистические исследования. К 75-летию профессора В. Г. Гака. - Дубна, 2001. -
C. 23-27.
20. Бинсвангер, Л. Бытие-в-мире / Л. Бинсвангер. - М.: КСП+; СПб.: Ювента, Ленато, 1999. - 300 с.
21. Богатырев, П. Г. Фольклор как особая форма творчества / П. Г. Богатырев, Р. О. Якобсон // Вопросы теории народного искусства / под ред. П. Г. Богатырева. - М.: Искусство, 1971. - 375 с.
22. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. -СПб.: Лань, 1999.-224 с.
23. Большакова, А. Ю. Имя и архетип: о сущности словесного творчества / А. Ю. Большакова // Вопросы философии. - 2012. -№6.-С. 28-38.
24. Бралина, С. Ж. Ро511Ык1оге как феномен современной культуры / С. Ж. Бралина // Вестник Карагандинского университета. Сер. Филология. - 2005. - № 4. - С. 55-61.
25. Брюнинг, В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние / В. Брюнинг // Западная философия: итоги тысячелетия. - Екатеринбург: Деловая книга; Бишкег: Одиссей, 1997. - 654 с.
26. Бубер, М. Вина и чувство вины // Вестник РАТЭПП. - СПб.: РАТЭПП, 1994. - №2. - С. 7-34.
27. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. - М.: Аст, 1999. - 590 с.
28. Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер. - Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1998.- 132 с.
29. Буева, Л. П. Индивидуальное сознание и условия его формирования / Л. П. Буева // Вопросы философии. - 1963. -№5.-С. 68-79.
30. Буева, Л. П. Человеческая субъективность / Л. П. Буева // Философия и культура. - 2008. - № 1. - С. 80-92.
31. Бурдина, А. И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма / А. И. Бурдина. -М.: Высшая школа, 1979. - 175 с.
32. Бутонова, Н. В. Дауншифтинг. Новое правило - отказ от всяческих правил / Н. В. Бутонова // Новые традиции / под ред.
Е. Э. Суровой, С. А. Рассадиной. - СПб.: Петрополис, 2009. -С. 169-176.
33. Вальденфельс, Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социологос: Социология, антропология, метафизика. Вып. 1 / Под ред. В. В. Винокурова,
A. А. Филиппова. -М., 1991.-С. 39-50.
34. Васильев, С. С. Мифологизация массового сознания - к вопросу о философии и методологии исследования проблемы / С. С. Васильев // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2009. - № 1. - С. 25-36.
35. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление /
B. И. Вернадский. - М.: Наука, 1977. - 271 с.
36. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. - М.: Наука, 1989.- 185 с.
37. Волков, С. Н. Феномен мистицизма: истоки происхождения и современное состояние в России: дис. ... доктора филос. наук: 09.00.11 / С. Н. Волков. - Саранск, 2004. - 319 с.
38. Волков, С. Н. Добро и зло в современном мистицизме /
C. Н. Волков. - Пенза: ПТИ, 2001. - 229 с.
39. Волков, С. Н. Концептуальная сущность информациологии сознания (символогический аспект) / С. Н. Волков, О. С. Жарова // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. - Пенза: Издательство Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского, 2011. - № 23. - С. 18-21.
40. Воскобойников, А. Э. Бессознательное и сознательное в человеке / А. Э. Воскобойников. - М.: Институт молодёжи, 1997.-202 с.
41. Выготский, JI. С. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 6. Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
42. Гагаев, А. А. О русской идее (очерки беспокойной мысли). Издание второе, доп. / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 386 с.
43. Гагаев, А. А. Русская душа. Очерки русского мировидения / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. - Пенза: ИПКиПРО, 1996. - 235 с.
44. Гагаев, А. А. Философская и культурно-типическая антропология. Русский космо-психо-логос. Культурно-типическая модель науки. Демографические и эстетические основания космо-психо-логоса. Система философии. / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. - Т. И. - Ч. 2. Историческая культурно-типическая антропология. Учение Христа, Мухаммада, Талмуда. Евразийский космо-психо-логос -Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 2005. - 480 с.
45. Газарова, Е. Э. Клинические аспекты танатотерапии / Е. Э. Газарова // Психотерапия в России: школы, научные исследования и практические достижения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по психотерапии и клинической психологии. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000, -С. 16-17.
46. Гайденко, П. П. Экзистенциализм и проблема культуры / П. П. Гайденко. - М.: Высшая школа, 1963. - 121 с.
47. Гацак, В. М. Этнопоэтические константы в фольклоре: уровни, изоглоссы, «мультимедийные формы» (на славянском и неславянском материале) / В. М. Гацак // Литература, культура и фольклор славянских народов. XIII Межд. съезд славистов (Любляна, август 2003 г.). Доклады российской делегации. - М., 2003.-С. 311-324.
48. Гегель, Г. Феноменология духа // Сочинения в XIV т. / Г. Гегель. - М.: АН СССР, Институт философии, 1959. - Т. 4. -Ч. 1.-488 с.
49. Гнатенко, П. И. Национальная психология / П. И. Гнатенко. -Днепропетровск: Полиграфист. - 2000. - 213 с.
50. Голованов, И. А. Фольклорное сознание как особый тип художественного освоения действительности / И. А. Голованов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. -№ 22 (160). - Филология. Искусствоведение. - Вып. 33. - С. 43-47.
51. Горелов, А. А. Инволюция культуры и пути модернизации / А. А. Горелов // Труды Рос. научно-практич. конф. «Проблемы российского самосознания. Религиозные, нравственные и правовые аспекты культуры». - В 2 ч. - 4.1. - М. - Пермь: ИФРАН, 2012. - С. 68-74.
52. Горный, Е. Что такое семиотика / Е. Горный // Радуга. - Таллин, 1996.-С. 168-175.
53. Громов, Д. В. Фольклор молодежных субкультур: закономерности формирования и проблемы исследования / Д. В. Громов // От конгресса к конгрессу: Навстречу Второму Всероссийскому конгрессу фольклористов. Сборник материалов. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010.-С. 134-150.
54. Гроф, С. За пределами мозга / С. Гроф. - М.: Центр «Соцветие», 1992.-212 с.
55. Гроф, С. Путешествие в поисках себя / С. Гроф. - М.: Аст, 2004.-352с.
56. Гуревич, П. С. Контркультура // Культурология. XX век. Энциклопедия / Под ред. С. Я. Левита. - В 2-х томах. - Т. 1. -СПб, 1998.-С. 322-324.
57. Гуревич, П. С. Субкультура // Культурология. XX век. Энциклопедия / Под ред. С. Я. Левита. - В 2-х томах. - Т. 2. -СПб, 1998.-С. 236-237.
58. Гусев, В. Е. Фольклор. (История термина и его совр. значения) / В. Е. Гусев // Советская Этнография. - 1966. - № 2. - С. 3-21.
59. Давыдов, Ю. Н. Социология контркультуры: (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь) / Ю. Н. Давыдов, И. Б. Роднянская. - М.: Наука, 1980. - 222 с.
60. Данилова, В. С. Планетарное мышление и его основные характеристики / В. С. Данилова // Вестн. Моск. ун-та. - Сер.7. Философия. - 2001. - № 3. - С. 28.
61. Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт. - М.: Госполитиздат, 1950. - 712 с.
62. Демин, В. Н. Гиперборейские тайны Руси. / В. Н. Демин. - М.: Вече, 2006. - 496 с.
63. Древиц, Ф. Понятие духовной жизни общества, общественного и индивидуального сознания / Ф. Древиц, Б. Фишер, П. Хинце // Филос. науки. - 1973. - №5. - С. 113-117.
64. Дубров, А. П. Когнитивная психофизика: основы / А. П. Дубров. -2-е изд., испр. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 301 с.
65. Дубровский, Д. И. Проблема «другого сознания» / Д. И. Дубровский // Проблема сознания в философии и науке / под. ред. Д. И. Дубровского. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - 472 с.
66. Дубровский, Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность / Д. И. Дубровский. - Изд. 2-е, доп. - М.: Канон+, 2002.-368 с.
67. Дубровский, Д. И. Проблема сознания: опыт обзора основных вопросов и теоретических трудностей // Проблема сознания в философии и науке / под. ред. Д. И. Дубровского. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - 472 с.
68. Елина, Е. А. Семиотика рекламы / Е. А. Елина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 136 с.
69. Ефремов, И. А. Собрание сочинений в 6-ти томах / И. А. Ефремов. - М.: Современный писатель. 1992. - 3000 с.
70. Журавлев, В. В. Общественное и индивидуальное сознание / В. В. Журавлев. - М.: Высшая школа, 1963. - 215 с.
71. Журавлев, В. В. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность / В. В. Журавлев, В. А. Родионов и др. - М.: Социум, 2002. - 267 с.
72. Зейналов, Г. Г. Человек в поисках альтернативного пути развития / Г. Г. Зейналов. - М.: Прометей, 1999. - 200 с.
73. Зеленин, Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913 / Д. К. Зеленин. - М.: Индрик, 1994.-400 с.
74. Зинченко, В. П. Миры сознания и структура сознания / В. П. Зинченко // Вопросы философии. - 1991. №2. - С.15-36.
75. Золотухина-Аболина, Е. В. Философия обыденной жизни. Экзистенциальные проблемы / Е. В. Золотухина-Аболина. -Ростов-на-Дону: Феникс, ЛРНЦ Феникс, 1994. - 139 с.
76. Иванов, Е. М. Природа субъективной реальности / Е. М. Иванов. -Саратов: Изд-во СГУ, 1988. - 168 с.
77. Иванова, Н. Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека / Н. Я. Иванова. - Киев: Наукова думка, 1980. - 187 с.
78. Иванова, Т. Г. Специфика фольклористической текстологии / Т. Г. Иванова // Русский фольклор: Проблемы текстологии фольклора. - Л.: Наука, 1991. - Т. 26. - С. 5-21.
79. Ивашников, К. В. Неформальные самодеятельные объединения в СССР: историко-культурный аспект. 1985-1991 гг.: автореф. дис. канд. истор. наук: 07.00.02 / К. В. Ивашников. - М, 2008. - 26 с.
80. Ивлиев, О. А. Полная энциклопедия символов / О. А. Ивлиев. -М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. - 416 с.
81. Ильенков, Э. В. Психика и мозг / Э. В. Ильенков // Вопросы философии. - 1968. -№11. -С. 145-155.
82. Ильин, В. В. Теория познания. Симвология. Теория символических форм / В. В. Ильин. - М.: Издательство Московского университета, 2013. - 384 с.
83. Ильинский, И. М. Брошенная молодежь / И. М. Ильинский // Образование, Молодежь, Человек: статьи, интервью, вступления. -М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. - Кн. 2. - 532 с.
84. Ильинский, И. М. Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков (Как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодежи) / И. М. Ильинский. - М.: Социум, 2001. - 464 с.
85. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
86. Казанцев, А. П. Фаэты: Фантастический роман в трех книгах. Серия: 'Библиотека приключений и научной фантастики / А. П. Казанцев. - М. Детская литература, 1974. - 464 с.
87. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. -М.: Эксмо, 2004. - 832 с.
88. Карлик, Е. А. Материи - это лишь обменные процессы в материальном пространстве / Е. А. Карлик // Философские науки.-2000.-№2.-С. 133-145.
89. Кассирер, Э. Философия символических форм: в 3 т. /
3. Кассирер. - М., СПб, 2002. - Т. 1-3. - 950 с.
90. Кевбрин, Б. Ф. Философия познания / Б. Ф. Кевбрин, Ф. А. Айзятов, О. В. Кукушкин. - Саранск: Саран, кооп. ин-т РУК. 2011.-60 с.
91. Келле, В. Ж. Общественное сознание и его формы / В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон. - М.: Политиздат, 1963. - 54 с.
92. Кинг, М. Е. Экзистенциальная гипнотерапия / М. Е. Кинг,
4. М. Цитренбаум. - М.: Независимая фирма «Класс». - 1998. - 176 с.
93. Козлов, В. В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние / В. В. Козлов, В. В. Майков. - М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, 2000. - 321 с.
94. Козырева, А. С. Интенсивность аффективной силы между воспоминанием и повторением в феноменологии Э. Гуссерля / А. С. Козырева // Вопросы философии. - 2012. - № 6. - С. 131-138.
95. Колшанский, Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке / Г. В. Колшанский. - М.: Наука, - 1975.
96. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии / И. С. Кон // Психологический журнал. -1981. - Т.2. - №3. - С. 25-38.
97. Кононенко, А. А. Персонажи славянской мифологии. Рисованный словарь / А. А. Кононенко. - Киев, Фирма «Корсар» при участии Украинского Центра духовной культуры. - 224 с.
98. Костюхин, Е. А. Лекции по русскому фольклору / Е. А. Костюхин. - М.: Дрофа, 2004. - С. 11.
99. Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Г. Е. Крейдлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 584 с.
100. Круглый год. Русский земледельческий календарь / сост., вступ. ст. и примеч. А. Ф. Некрыловой. - М.: Правда, 1991. - 496 с.
Ю1.Крутова, О. Н. Человек и мораль / О. Н. Крутова. - М.: Политиздат, 1970, - 222 с.
102. Кузнецов, О. Н. Психология и психопатология одиночества / О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев. - М.: Медицина, 1972. - 336 с.
103. Кузьмина, Т. А. Философия и обыденное сознание / Т. А. Кузьмина // Философия и ценностные формы сознания / сост. Б. Т. Григорьян - М.: Наука, 1978. - 352 с.
104.Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. - М.: Республика, 1993.-242 с.
105. Лапина, Т. С. Этика социальной активности личности / Т. С. Лапина. - М.: Политиздат, 1974. - 208 с.
106. Латышева, Т. В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы / Т. В. Латышева // Социологические исследования. -2010.-№6.-С. 93-101.
107. Леви-Брюль, Л. Мистический опыт и символы первобытных людей / Л. Леви-Брюль // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология / сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. - М.: Канон +, 1998. - 432 с.
108. Левикова, С. И. Молодежная культура / С. И. Левикова. - М.: Вузовская книга, 2002. - 234 с.
109. Левичев, О.Ф. Проблема сознания в синтезе наук о человеке (педагогике, философии, психологии, психофизиологии и физике) [Электронный ресурс] // Грани эпохи. - 2012. - № 52. - Режим доступа: http://grani.agni-age.net/articlesl3/5217.htm
110. Левичева, В. Ф. Молодежный Вавилон: размышления о неформальном движении / В. Ф. Левичева. - М.: Молодая гвардия, 1989.-245 с.
111. Ледовских, Н. П. Эволюция обыденного сознания в русской культуре XVIII в.: Проблемы отношения к власти, церкви и человеку: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01 / Н. П. Ледовских. - СПб: С.-Петерб. гос. ун-т, 2002. - 41 с.
112. Лекторский, В. А. Проблема идентичности в современном российском обществе и школа / В. А. Лекторский. - М.: ИППО, 2009.-349 с.
113. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Полит, литература, 1977. - С. 124-159, 189-206.
114. Леонтьев, А. Н. Очерк развития психики / А. Н. Леонтьев. - М.: Военный педагогический институт Советской Армии, 1947. - 120 с.
115. Леонтьев, А. H. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н.Леонтьева,
A. В.Запорожца. -М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948, - С. 4-15.
116. Лосев, А. Ф. Логика символа // Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
117. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф.Лосев. -М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
118. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб: Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.
119. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст -семиосфера - история / Ю. М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.
120. Любимов, Я. А. Философия Декарта / Я. А. Любимов. - Спб.: Тип.
B. С. Балашева, 1886.-434 с.
121.Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 1997.-688 с.
122. Макаров, А. В. Феномен ноосферы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://noosfera-cin.narod.ru/fenoosf.htm
123. Макаров, Д. С. Народная мудрость: знания и представления. / Д. С. Макаров. - Якутск: Бичик, 1983. - 120 с.
124.Малахов, B.C. Современная западная философия: Словарь / В. С. Малахов, В. П. Филатов. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: ТОН - Остожье, 1998. - 544 с.
125.Мамардашвили, М. К. Необходимость себя / М. К. Мамардашвили / под.ред. Ю. П. Сенокосова. - М.: Лабиринт, 1996. - 432 с.
126. Мамардашвили, М. К. Превращенные формы (О необходимости иррациональных выражений) // Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. - М.: Прогресс, 1990. - С. 315-328.
127.Мамардашвили, М. К. Символ и сознание. (Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке) / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. - М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009. - 288 с.
128. Мамардашвили, М. К. Сознание - это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть / М. К. Мамардашвили // Как я понимаю философию: [сб.]. - М.: Прогресс, 1990. - С. 72-85.
129.Манеев, А. К. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека / А. К. Манеев // Русский космизм: Антология филос. мысли. -М., 1993. С. 354-366.
130. Маркс, К. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. / К.Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Госполитиздат, 1955. - Т. 3. - 650 с.
131.Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе // Сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 526 с.
132.Маскаев, А. И. Мордовская народная сказка / А. И. Маскаев. -Саранск: Мордгиз, 1947. - 185 с.
133.Межуев, В. М. Перестройка сознания или сознательная перестройка / В. М. Межуев, Н. В. Любомирова, В. Т. Михайлов, В. И. Толстых // Вопросы философии. - 1989. - №4. - С. 28-40.
134.Мейлер Н. Белый негр: Беглые размышления о хипстере / Н. Мейлер // Вопросы философии. - № 9. - 1992. - С.131-145.
135.Мельвиль, А. Ю. Контркультура и «новый» консерватизм /
A. Ю. Мельвиль, К. Э. Разлогов. М.: Искусство, 1981. - 265 с.
136. Миронов, В. В. Философия и метаморфозы культуры /
B. В. Миронов. - М.: Современные тетради, 2005. - 424 с.
137. Миронов, М. Е. Обыденное сознание и современность (философский анализ) / М. Е. Миронов. - М.: Издатцентр «Ветеран Отчизны», Мегаполис, Мегатрон, Рассвет, 2002. - 264 с.
138. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / гл. ред. С. А. Токарев. - М.: Сов. энциклопедия, 1992.
139. Мэй, Р. Вклад экзистенциальной терапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / под ред. Р. Мэй. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 141-200.
140. Нагель, Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. / Т. Нагель. - М.: Идея-Пресс, 2001. - 84 с.
141. Народная культура в современных условиях / Мин. культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - С. 32.
142. Насонова, JI. И. Обыденное сознание как социокультурный феномен / JI. И. Насонова. - М.: Знак, 1997. - 311 с.
143. Неклюдов, С. Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре / С. Ю. Неклюдов // Семиотика и художественное творчество. - М., 1977. - 225 с.
144. Неклюдов, С. Ю. После фольклора / С. Ю. Неклюдов // Живая старина. - 1995. - № 1. - С. 2-4.
145. Неклюдов, С. Ю. Современный городской фольклор / Сб. ст. под ред. С. Ю. Неклюдова. -М.: Российск. гос. ¡уманит, ун-т. 2003. - 736 с.
146. Неклюдов, С. Ю. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы / С. Ю. Неклюдов // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре. Studies in Slavic Folklore and Folk Culture. / под ред. А. Архипова и И. Полинской. - Вып. 2. - Oakland: Berkeley Slavic Specialties, 1997,-P. 77-89.
147. Неклюдов, С.Ю. // Экология культуры / С.Ю. Неклюдов. -2006.-№2(39). - С. 121-127.
148. Николаев, В.А. Концепция ноосфер: история и современность: Концепция перехода Российской Федерации на ноосферный путь развития / В.А. Николаев // Вестн. Моск. ун-та. - Сер.5. География. - 1996. - № 2. - С. 11.
149. Николаева, Л. В. Общественное сознание и его структура / Л. В. Николаева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 30 с.
150. Ницше, Ф. Соч. в 2 т. / Ф. Ницше. - М.: Мысль, 1990.
151. Новейший философский словарь. Постмодернизм / гл. ред. и сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Современный литератор, 2007. - 816 с.
152. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. Общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: преде. В. С. Степин. -М.: Мысль, - Т. III. - 2010.- 692 с.
153. Новик, Е. С. Фольклор - обряд - верования: опыт структурно-семиотического изучения текстов устной культуры [Электронный ресурс] // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/novik2.htm
154. Новикова, Н. Л. Повседневность и язык: культурологические основания и эмпирические реалии: дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01 / Н. Л. Новикова. - Саранск, 2003. - 311 с.
155. Новикова, Н. Л. Человек в мире повседневности: 4.1. / Н. Л. Новикова, Н. И. Воронина, А. А. Беляцкая. - Саранск, Краен. Октябрь, 2009. - 100 с.
156. Огурцов, А.П. Отчуждение и человек / А.П. Огурцов // Человек, творчество, наука. -М., 1967. - С. 41-83.
157. Ореховская, Н. А. Эволюция массового сознания россиян: автореф. дис. ... доктора филос. наук: 09.00.11 / Н. А. Ореховская. - Краснодар, 2011. - 48 с.
158. Папуш, М. Психотехника экзистенциального выбора / М. Папуш. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.-544 с.
159.Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму / Папюс. - М.: МИКАП, 1993.-272 с.
160. Пермяков, Г. JI. Основы структурной паремиологии / Г. Л. Пермяков. - М.: Наука, 1988. - 236 с.
161.Писачкин, В. А. Информационное пространство социума: структура, трансформация и региональная специфика / В. А. Писачкин, И. Е. Поверинов. - Саранск: Изд-во Мордов. Унта, 2005.- 188 с.
162.Плаксий, С. И. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности / С. И. Плаксий. - М.: о-во «Знание» РСФСР, 1988. - 39 с.
163. Платон. Политика или Государство. Книга седьмая. // Платон. Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. - М.: Эксмо; СПб.: TerraFantastica, 2003. - 864 с. - С. 198-205.
164. Плотин О целостном вездеприсущии истинно-сущего Единого. Вторая книга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hesychia.narod.ru/plot_6_5.htm
165.Попов, С. К. Сознание и социальная среда / С.К.Попов. - М.: Наука, 1979.-232 с.
166. Попов, Ю. В. Концепция саморазрушающего поведения как проявление дисфункционального состояния личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1994,-№1.-С. 6-13.
167.Поппер, К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 384 с.
168. Потебня, А. А. Слово и миф / А. А. Потебня. - М.: Правда, 1989. - 624 с.
169. Проблема сознания в философии и науке / Под. ред. Д.И. Дубровского. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. -472 с.
170.Пукшанский, Б. Я. Обыденное сознание. Опыт философского осмысления / Б. Я. Пукшанский. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.-152 с.
171. Путилов, Б. H. Фольклор и народная культура; In memoriam / Б. H. Путилов. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - 464 с.
172.Рахманкулова, Н. Ф. Новые-старые ценности человека информационной эпохи / Н. Ф. Рахманкулова // Информационная эпоха: проблема ценностей: сб. науч. работ / отв. ред. И. Ю. Алексеева, А. Ю. Сидоров. - М.: АМИ, 2007. - 108 с.
173. Рачков, В. П. Техника и ее роль в судьбах человечества / В. П. Рачков. - Свердловск: Упринформпечать, 1991. - 328 с.
174. Рачков, В. П. Человек в современном технизированном обществе: проблемы безопасности развития / В. П. Рачков, Г. А. Новичкова, Е. Н. Федина. - М.: ИФ РАН, 1998. - 194 с.
175. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. - СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - Т.4. От романтизма до наших дней. - 880 с.
176. Роджерс, К. Две расходящиеся тенденции // Экзистенциальная психология. Экзистенция / под ред. Р. Мэй. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 68-79.
177. Розин, В. М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста /
B. М. Розин. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 320 с.
178.Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. - M.: URSS, 2006. - 224 с.
179. Рубинштейн, С. JI. Бытие и сознание / С. JI. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012.-288 с.
180.Рукомойникова, В. П. Интернет как среда существования фольклора // Folk-art-net: новые горизонты творчества. От традиции - к виртуальности. / сост. А. С. Каргин, А. В. Костина. -М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2007. - С. 54-62.
181. Русский космизм: Антология философской мысли / сост.
C. Г. Семенова, А. Г. Гачева. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.
182. Рязанцев, С. В. Танатология - наука о смерти / С. В. Рязанцев. -СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. - 384 с.
183. Самохвалова, В. И. Человек и судьба мира / В. И. Самохвалова. -М.: Издательский дом Новый век, 2000. - 195 с.
184. Санаров, В. И. НЛО и энлонавты в свете фольклористики /
B. И. Санаров // Техника молодежи. - 1979. - № 11. - С. 46-52.
185. Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр. - М.: Республика, 2004. - 639 с.
186. Семенов, С. П. Аутентикация (возвращение) / С. П. Семенов. -СПб.: Исток, 1993.- 148 с.
187. Симонов, П. В. О познавательной функции сопереживания / П. В. Симонов // Вопросы философии. - 1979. - № 9. - С. 67.
188. Современный городской фольклор / сб. ст. под ред.
C.Ю.Неклюдова. -М.: Российск. гос.гуманит.ун-т. 2003.-736с.
189. Соловьев, Д. Е. Имморализм в истории зарубежной и отечественной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.05 / Д. Е. Соловьев. - Саранск., 1998. - 17 с.
190. Соссюр, Ф. Труды по языкознанию / Ф. Соссюр. -М.: Прогресс, 1977.-696 с.
191.Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1972.- 303 с.
192. Спирова, Э. М. Феноменология символа: юнгианский подход / Э. М. Спирова // Философия и культура. - 2008. - № 1. - С. 176-190.
193. Спирова, Э. М. Функции символа / Э. М. Спирова // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №2. - С. 205-211.
194. Спирова, Э. М. Экзистенциальная трактовка символа / Э. М. Спирова // Эдип. - 2008. - № 4 (7). - С. 65-73.
195. Степанов, Ю. С. Семиотика / Ю. С. Степанов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.-702 с.
196. Студницына, Б. Я. «Культура протеста» и ее роль в социокультурной динамике: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Б. Я. Студницына. - М., 2000. - 24 с.
197. Суворов, О. В. Сознание и Абсолют (философский трактат) / О. В. Суворов. -М.: Логос, 1999. - 192 с.
198.Тарле, Е. В. Дело Бабефа Очерк по истории Франции // Из литературного наследия академика Е.В. Тарле / Е. В. Тарле. - М.: Наука, 1981.-382 с.
199. Тен, Ю. П. Символ в межкультурной коммуникации: автореф. дис.... доктора философ, наук : 09.00.13 / Ю. П. Тен. - Ростов-на-Дону, 2008.-46 с.
200. Толстой, Н. И. От А.Н. Веселовского до наших дней // Живая старина / Н. И. Толстой. - 1996. - №2. - С.2-5.
201. Тугаринов В. П. Философия сознания / В. П. Тугаринов. - М.: Мысль, 1971.- 199 с.
202. Туляков, В. А. Виктимология / В. А. Туляков. - Киев, 2003. - 148 с.
203.Уледов, А. К. Структура общественного сознания / А. К. Уледов. - М.: Мысль, 1968. - 330 с.
204. Улыбина, Е. В. Психология обыденного сознания / Е. В. Улыбина. - М.: Смысл, 2001. - 263 с.
205.Уокер, Б. Символы, сакралии, таинства / Б. Уокер. - М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005. - 638 с.
206. Урсул, А. Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития цивилизации / А. Д. Урсул. - М.: Луч, 1993.-275 с.
207. Федоркина, А. П. Феномен сознания в контексте социального психоанализа / А. П. Федоркина. - М.: РАГС, 1995. - 151 с.
208. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. -СПб.: Ювента, 1999. - 318 с.
209. Филатов, В. П. Методология социально-гуманитарных наук и проблема «другого сознания» / В. П. Филатов // Эпистемология и философия науки. - Т. V. - № 3. - С. 77.
210. Фрейд, 3. Введение в психоанализ / Под ред. Е.Е. Соколовой и Т.В. Родионовой. - СПб.: Алетейя, 1999. - 200 с.
211. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности / 3. Фрейд. -М.: МЦ «Система» при МК ВЖСМ, 1990. - 175 с.
212. Фрейд, 3. Я и оно // Избранное / 3. Фрейд // Психология бессознательного: Сб. Произведений. - М.: Просвещение, 1990. -448 с.
213. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. -М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 571 с.
214. Фромм, Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э. Фромм. - М.: ACT: Транзиткнига, 2005. - 571 с.
215.Хайдеггер, М. Бытие и Время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. - М.: AdMarginem, 1997. -451 с.
216.Хайдеггер, М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе / М. Хайдеггер. - М.: Гнозис, 1995.-201 с.
217.Хахихашвили, Р. И. Общественное сознание в России: актуальные тренды начала XX века / Р. И. Хахихашвили. - М.: МАКС Пресс, 2007.-196 с.
218.Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. - №10. - 1994 . - С. 112 - 123.
219. Холодный, Н. Г. Мысли натуралиста о природе и человеке / Н. Г. Холодный // Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика Пресс, 1993. - С. 332-345.
220. Храпов, С. А. Индивидуальное и общественное сознание: гносеологические и онтологические аспекты взаимодействия /
С. А. Храпов // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. - 2009. - № 8(63), - Вып. 8. - С. 200-206.
221.Христофорова, О. Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России / О. Б. Христофорова. - М.: ОГИ, 2011.-432 с.
222. Человек в мире культуры: история и культура повседневности. Материалы VII международного философско-культурологического симпозиума. - Рязань: «Рязань. Mip». 2011.-230 с.
223.Челышев, П. В. Кризис обыденного сознания в современном мире / П. В. Челышев [Электронный ресурс] // The XXII World Congress of Philosophy. - July 30 - August 5. - 2008. - Режим доступа:
http://www.globalistika.ru/congress2008/Doklady/22510.htm
224. Чистов, К. В. Специфика фольклора в свете теории информации / К. В. Чистов // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895— 1970) / сост. Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1975. - 319 с.
225. Чичерин, Б. Н. Наука и религия / Б. Н. Чичерин. - М.: Республика, 1999.-495 с.
226. Шарден, Т. Феномен человека. Феномен человека / Т. Шарден. -М.: Наука, 1987.-240 с.
227.Штейнталь, Г. Мысли о народной психологии / Г. Штейнталь, М. Лацарус // Филологические записки. - Вып. I, I I и V. -Воронеж, 1864.
228. Щепанская, Т. Б. Молодежные сообщества / Т. Б. Щепанская // Современный городской фольклор / сб. ст. под ред. С. Ю. Неклюдова. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. 2003. - 736 с.
229. Щепанская, Т. Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования системы 1986-1989 гг. / Т. Б. Щепанска. - СПб.: Наука, 1993. - 340 с.
230. Щепанская, Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т. Б. Щепанска. - М.: ОГИ, 2004. - 286 с.
231.Экзистенциальная психология. Экзистенция / под ред Р.Мэй. -М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с.
232. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - М.: Инвест - 111111, CT «ППП», 1996.-240 с.
233.Юзвишин, И. И. Основы информациологии / И. И. Юзвишин. -М.: Высшая школа, 2001. - 600 с.
234. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - М.: Издательство «Ренессанс» СП «ИВО-СиД», 1991.-286 с.
235. Юнг, К. Психологические типы / К. Г. Юнг. - М.: Университетская книга, ООО «Издательство ACT», 1998. - 720 с.
236. Юнг, К. Г. Сознание, бессознательное и индивидуация [Электронный ресурс] // Jung Land. - Режим доступа: http://www.jungland.ru/node/741
237. Юнг, К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг. - М.: Мир Урании, 2008. -224 с.
238. Юрченкова, Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса: автореф. дис. ... доктора филос. наук: 24.00.01 / Н. Г. Юрченкова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 36 с.
239. Юрченкова, Н. Г. Символ как категория культуры / Н. Г. Юрченкова // Феникс: Ежегодник кафедры культурологии. - 2002. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. -С. 21-23.
240. Юрченкова, H. Г. Традиция и современное мифотворчество / Н. Г. Юрченкова // Динамика состояний социума: Сб. науч. трудов. - Саранск: Крас. Окт., 1999. - Ч. 2. - С. 97-98.
241.Ядринкин, В. Н. Формирование духовно-ориентированного пространства в групповой психотерапии [Электронный ресурс] // Сайт психотерапевта Валерия Ядринкина. - Режим доступа: http://vyadrinkin.ru
242.Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society / D.Bell. - N.Y., 1973.- 156 p.
243. Cathcart, R. S., Samovar L.A. Small group communication / R. S. Cathcart. - N.-Y., 1972. -285. p.
244. Duncan, H. D. Symbols in society / H. D. Duncan. - N.Y., 1968. - 345 p.
245. Geyer, R. F. Alienation Theories / R. F. Geyer. - Oxford, 1980. - 249 p.
246. Grof, S. Theoretical and Empirical Foundations of Transpersonal Psychology / S. Grof // 12th International Transpersonal Conference «Science, Spirituality, and the Global Crisis: Toward A World with A Future». - Prague, Czechoslovakia. - June 20-25, 1992. - 456 p.
247. Gross, L. Modes of communication and the acquisition of symbolic competence // Media and symbols: the forms of expression. Communication. And education / Ed. H. Kichey. 1974. - 215 p.
248. Guardian, M. Communicating across cultures / M. Guardian. - L., 1999.-226 p.
249. Langer, S. Philosophical sketches. A study of the human mind in relation to feeling, explored through art, language, and symbol / S. Langer. - N.Y., 1964. - 201 p.
250. Morain, G. C. Kinesies and cross-cultural understanding // Culture bound. Bridging the cultural gap in language teaching / Ed. By J. M. Valdes. - Cambriage, 1994. - Pp. 64-73.
251. Paivio, A. Imagery and verbal processes / A. Paivio. - N.Y., 1971. - 236 p.
252. Pickard, H. CambridgeUniversity / H. Pickard. - Press, 2003, -Pp. 100-101.
253.Rasmussen, D. M. Symbol and interpretation / D. M. Rasmussen. -Hague, 1974.-P. 5-10.
254. Reich, Ch. The Greening of America / Ch. Reich. - N.Y., 1970. - 141 p.
255. Roszak, Th. The Making of Counterculture: Reflections on the Technocratic Society and its Youthful Opposition / Th. Roszak. -Garden City; N.Y., 1969. - 308 p.
256. Russell, B. Analogy // The Nature of Mind / Ed. By D. M. Rosenthal. -N.-Y, Oxford, 1991,-Pp. 89-91.
257. Sartre, J.-P. L'Etre et le Neant. - Paris, 1957. - Pp. 76-77.
258. Warnock, M. Existentialism / M. Warnock. - London: Oxford University Press, 1970. - 278 p.
259. Как работает народная традиция. «Наука 2.0» с Сергеем Неклюдовым [Электронный ресурс] // Полит.ру. - Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2009/07/16/folklore/
260. Магический код [Электронный ресурс] // Все загадки нагвализма. - Режим доступа: http://www.nagvalizm.com/castaneda88.php
261. Мастерская Валерия Ядринкина «К тебе Душа Я устремлю свой бег...» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vk.com/club7634674
262. Русские праздники и обряды [Электронный ресурс] // Российский этнографический музей. - Режим доступа: http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092.htm
263. Словарь символов, знаков, сигил, оберегов [Электронный ресурс] // Энциклопедия знаков и символов. - Режим доступа: http://sigils.ru/dict_al .html
264. Современные Менестрели (К вопросу о трансформации жанра) [Электронный ресурс] // Дорога Менестреля. - Режим доступа: http://www.menestrels.ru
265. Субкультура умирающего мира [Электронный ресурс] // Сталкер-готы. - Режим доступа: http://stalker-goth.narod.ru
266. Физиология человека (Гл. 15. Интегративная деятельность мозга человека) [Электронный ресурс] / под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. - М.: Медицина, 1997. - Т. 2. - 368 с. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/447/223.htm
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.