Постапокалиптический сюжет в американском кино: история развития и место в современном кинематографе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат наук Санданов, Аюр Барасович
- Специальность ВАК РФ17.00.03
- Количество страниц 166
Оглавление диссертации кандидат наук Санданов, Аюр Барасович
Оглавление
Введение
Глава 1: История
1.1. Постапокалипсис как формула популярного искусства
1.2. История постапокалипсиса
1.2.1. Предшественники
1.2.2. Два подхода в постапокалиптике
1.2.3. Эксперименты с сюжетом: 1960-1970-е гг
1.2.4. «Публицистические» фильмы о постапокалипсисе
1.2.5. «Безумный Макс» и его подражатели: 1980-е гг
1.2.6. Эпос и комедия: 1990-е гг
1.2.7. Особая мутация: фильмы о зомби
1.2.8. Возрождение постапокалиптики: 2000-2010-е гг
1.2.9. Сатирический потенциал
Глава 2: Восприятие
2.1 Роль апокалиптики в современной западной культуре
2.1.1. Мифологема апокалипсиса
2.1.2. Серийный апокалипсис и апокалипсис сейчас
2.2. Постапокалипсис и постмодернизм
2.3. Постапокалипсис как ролевая игра
2.4. Виртуализация развлечений как способ становления личности
Глава 3: Функции
3.1. Предпосылки для актуальности
3.1.1. Разочарование в прогрессе
3.1.2. Страх перед человеческим
3.2. Зомби-апокалипсис как терапия страхов и ролевая игра
3.3. Постапокалипсис как новый вестерн
Заключение
Список использованной литературы
Фильмография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК
Трансформации христианского эсхатологического мифа в современном медиакультурном пространстве2016 год, кандидат наук Пожаров Алексей Игоревич
Тематико-жанровая структура молодежного фильма (на примере американского и отечественного кино 1930-х - 1980-х годов)2016 год, кандидат наук Жарикова Вера Васильевна
Принципы и методика жанрового анализа фильма1985 год, кандидат искусствоведения Рутковский, Александр Григорьевич
Компьютерные спецэффекты на материале голливудского кино последнего десятилетия XX века2005 год, кандидат искусствоведения Степанова, Мария Андреевна
Музыка в современном коммерческом кинематографе США: проблемы истории и теории2013 год, кандидат искусствоведения Рычков, Константин Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Постапокалиптический сюжет в американском кино: история развития и место в современном кинематографе»
Введение
Актуальность исследования. Постапокалиптический сюжет — то есть сюжет, повествующий о действиях персонажей после глобальной катастрофы, связанной с крахом цивилизации (сразу после неё или через длительное время) — занимает на сегодняшний день заметное место в западной массовой культуре. Как и некоторые другие сюжеты, связанные с научной фантастикой, фэнтези, «эксплуатационным» жанровым кино, постапокалиптика в последние десятилетия нашла своё место в высокобюджетном, мейнстримном кино для массового зрителя. Вместе с тем, к ней обращаются и режиссёры авторского кино (вместе с литераторами и авторами «независимых» комиксов). Сюжет чрезвычайно популярен у сценаристов и дизайнеров видеоигр (художественно-развлекательной индустрии, сегодня заявляющей своё соперничество с кинематографом), а сама по себе постапокалиптическая образность, связанные с ней устойчивые сюжетные конструкции, прочно вошли в современный городской фольклор; в особенности это заметно в случае так называемого «зомби-апокалипсиса».
На самом поверхностном уровне рост популярности этого сюжета укладывается в рамки более масштабного процесса — переоценки киножанров и отдельных образов, которые раньше считались «несерьёзными» или относились к своеобразному гетто, в котором существовали научная фантастика и фэнтези. В США — одном из флагманов мирового кинопроизводства — появились, сформировались и даже успели состариться новые поколения кинематографистов: поклонники фантастических телесериалов 1960-х и классической философской книжной фантастики; киноманы-интернационалисты, выросшие на смеси французского артхауса и дешёвого exploitation; экспериментаторы, вышедшие из производства самих «эксплуатационных» жанров (так, к ученикам Р. Кормана, легенды кино категории «Б», причисляют себя Ф. Ф. Коппола, М. Скорсезе, Дж. Кэмерон, П. Богданович). Представления этих людей и их последователей о том, каким языком можно
рассказывать истории об актуальных человеческих проблемах и вечных вопросах, о борьбе и преодолении, сформировали новые образные системы, подготовили новых зрителей и создали новый язык общения с ними. Бытование на экране фантастических существ и ситуаций перестало быть диковиной, трюком, а значит — барьером для зрительского восприятия; пригодность фантастики для любой аудитории подтверждается лидированием в мировом киносмотрении фантастических и фэнтезийных кинофраншиз 2000-х — от «Матрицы» (философский боевик) до «Властелина колец» (исторический эпос); от «Гарри Поттера» (роман воспитания) до «Сумерек» (любовный роман); от обновлённого «Человека-паука» (подростковая драма) до обновлённого «Бэтмена» К. Нолана (мрачное философское моралите). Не меньший потенциал для создания картин в самых разных жанрах показывает и постапокалиптический сюжет, становясь то новым вестерном, то психологической драмой, то британской комедией абсурда.
Другой существенный фактор актуальности данного сюжета — в том, что на первый план в искусстве вышла проблема исторического значения самого существования человеческой расы. Непостижимые масштабы Вселенной; относительная краткость истории человеческой цивилизации, а главное, её хрупкость, уязвимость — как для природных катаклизмов, так и для техногенных опасностей; наконец, подверженность любого человека пропаганде и заблуждениям, которая приводит к кровопролитным войнам — все эти концепции сегодня стали частью расхожего, бытового знания. А значит, художественные произведения, где происходит осмысление судьбы и смысла человечества в целом, где поднят вопрос выживания человека и сохранности его большого дома, планеты Земля, — неизбежно выходят из пространства праздных фантазий, или т. н. нишевых развлечений, и обретают насущную актуальность.
За последние полвека изменилось само отношение к глобальной катастрофе как к сюжетной предпосылке, транформировался характер её значимости для зрителя. Начиная с конца 1940-х годов, после появления атомной бомбы
(а потом и других потенциальных техногенных и природных угроз глобального масштаба) апокалиптическая мифологема западной цивилизации обновилась и обрела новую актуальность. Западные искусствоведы внимательно анализируют американскую кинофантастику 1950-х гг., японские фильмы о гигантских монстрах и фильмы-катастрофы как зеркало атомной паранойи (в данной работе охвачены некоторые буквальные, непосредственные воплощения «ядерного холокоста» в фильмах тех лет). Второй пик производства апокалиптических и постапокалиптических кинофильмов вновь пришёлся на период максимальной ядерной угрозы — начало и середину 1980-х гг. После окончания Холодной войны эта тема в кино трансформировалась снова — и, пройдя милленаристский рубеж 2000 года, обрела свой нынешний вид и значение. Сегодня это новейший вид фантазии, высвобождающий страхи и тревоги современного зрителя и нейтрализующий их; горнило, в котором старые формульные жанры обретают новую силу; и спасительная терапия для американской (в первую очередь, но не только) идентичности, раздавленной противоречиями современной жизни и смутными вызовами непроницаемого, нелокализуемого во времени будущего.
В этой связи актуальным представляется показать степень преемственности в бытовании постапокалиптического сюжета в кинематографе; а главное — выявить причины, по которым во второй половине XX в. - начале XXI в. этот сюжет непрерывно трансформировался, почему росла его актуальность, присутствие и вес в популярной культуре, разработанность связанных с ним сюжетных, тематических и изобразительных элементов.
Кинематограф, построенный на основе постапокалиптического сюжета, многолик; источники, из которых можно проследить его историю, разнообразны. Несмотря на это, для показа человеческих судеб после краха цивилизации западные кинематографисты успели сформировать безошибочно узнаваемые и любимые зрителем, устойчивые формулы и подходы. В них, по мнению автора, отражается насущная актуальность темы для исследования — как в смысле решения постапокалиптических кинокартин, их стилистической и
жанровой родословной, так и с точки зрения их актуальности, т. е. способности разрешать глубокие моральные и эмоциональные проблемы, стоящие перед современным массовым кинозрителем; способности удовлетворять его эстетические и идентификационные запросы.
Степень разработанности темы исследования. В предложенном виде постапокалиптический сюжет в кино (а особенно вопросы его развития и трансформации) практически не изучался. Существующие публикации, не только охватывающие современный период, но и описывающие постапокалиптическое кино как целостность, носят в первую очередь обзорный и справочный характер («Гид по постапокалиптическому кино» Ч. Митчелла, «Апокалиптические фильмы» К. Ньюмана). В то же время апокалиптические мотивы в кино в последние годы привлекают пристальное внимание искусствоведов и кинокритиков (а также культурологов, социологов, психологов, теологов и других исследователей). При этом в искусствоведческой литературе термин «апокалиптическое кино» понимается в самых различных значениях: от простого наличия соответствующей сюжетной предпосылки до пронизывающей характеристики, связываемой с кьеркегоровским «страхом и трепетом».
Свой взгляд на историю зарубежной фантастики как на путь к обязательному преобладанию финальных, апокалиптических сценариев, ещё в 1970-х годах ясно выразил (на тогдашнем материале) Ю. М. Ханютин в книге «Реальность фантастического мира»; его выводы о сложном сплетении социально-политических причин для этого отчасти перекликаются с выводами данной работы.
Более современный корпус текстов, посвящённых проблеме апокалиптической тематики в кино, принадлежит главным образом зарубежным исследователям. Влияние ядерной угрозы на американский и японский кинематограф рассматривает книга «Кинематограф атомной бомбы» Дж. Ф. Шапиро. Вообще, многие авторы концентрируют своё внимание именно на теме угрозы ядерной войны и её импликациях: например, Ким Ньюман в
обзорной книге «Фильмы Апокалипсиса», У. У. Диксон в «Видениях Апокалипсиса». Заявленную тему они рассматривают в широком кинематографическом срезе — от фильмов 1950-х годов до «Спасения рядового Райана» и «Голого пистолета 2 /4». Конкретно на научной фантастике фокусируется К. Букер (статья «Научная фантастика и Холодная война»). Литературовед Пол Брайане посвятил много лет своей жизни труду «Ядерный холокост в художественных текстах»; впервые книга с таким названием вышла в 1987 г., а последние добавления в электронную версию проекта датированы 2008 г. Существенный интерес вызывают у авторов образ разрушаемого американского города и его влияние на сознание горожанина (К. Эббот, «Свет на горизонте: представления о смерти американских городов»; М. Пейдж, «Конец города: Два века фантазий, страхов и предсказаний разрушения Нью-Йорка»). Проблему катастрофы и существования западной цивилизации после неё разработал В. Л. Гопман в недавно вышедшей монографии «Золотая пыль: Фантастическое в английском романе: последняя треть Х1Х-ХХ вв.».
Тему всплеска популярности «зомби-апокалипсиса» разработал К. Паф-фенрот в книге «Евангелие живых мертвецов: Видения ада на Земле Джорджа Ромеро». Взаимодействие постапокалиптики, философии и общества рассматривает К. Кёртис в своей книге «Постапокалиптические тексты и общественный договор: мы больше не вернёмся домой». О тесной взаимосвязи постмодернистского художественного пространства и апокалиптических идей и образов — сборник «Кинематограф кризиса: апокалиптическая идея в повествовательном кино постмодерна» (ред. К. Шарретт) и монография «Постапокалиптическая культура: модернизм, постмодернизм и роман двадцатого века» Т. Хеффернан. Бытование фантастики в рамках постмодернистского дискурса (а именно в этом пространстве действует современный постапокалипсис) описывают также Э. Батлер, С. Бьюкатман, К. Констейбл, У. Хейзе.
Особую значимость для работы приобрели исследования, посвящённые собственно вопросу восприятия апокалиптического сюжета, его значения для
автора и для зрителя. Это труд К. М. Томпсон «Апокалиптический трепет: американское кино на рубеже миллениума» (где явление «апокалиптического трепета» рассматривается на материале таких разных фильмов, как «Семь», «Мыс страха» и «Война миров»). Это статья М. Бродерика «Героический Апокалипсис: "Безумный Макс", мифология и миллениум» и весь сборник, в который она входит — «Кризисный кинематограф: апокалиптическая идея в нарративном кино постмодерна». Наконец, существенную роль в данном исследовании сыграла диссертация М. Могилевич на тему «Апокалипсические представления в европейской культуре XX века». Именно в ней предложена трактовка постапокалипсиса в кино как подраздела современных апокалиптических текстов, а главное — предложена концепция апокалиптической мифологемы как инструмента анализа и дифференциации сюжетных схем.
Теме кризиса американской идентичности (прежде всего связанного с военными конфликтами и Холодной войной, то есть ядерной угрозой), и попыток реабилитации этой идентичности, посвящены работы С. Оуэн, С. Принса, Дж. Майкла и в особенности А. Чернуса (монография «Менеджмент Апокалипсиса: Эйзенхауэр и доктрина национальной не-безопасности»). Проблему апокалиптического мышления в восприятии американцами внешней политики описывает М. Баркун («Культура заговора: Апокалиптические образы в современной Америке»),
В результате исследования источников автор пришел к выводу, что проблематика апокалиптических текстов (то есть сосредоточенных именно на угрозе катастрофы) несколько отличается от проблематики текстов постапокалиптических. Во многом первая обуславливает вторую; однако анализ именно постапокалиптического кино, в особенности снятого в последние десятилетия, требует отдельного подхода. Для понимания природы этого феномена требуется дифференцировать более традиционные тексты о конце света и те, что повествуют о «продолжении света» после его конца.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые рассматривается постапокалиптический сюжет в кино как значимый объединяющий фактор. Предложенная автором хронология развития постапокалиптического сюжета (и его превращение в новые устойчивые формулы популярного искусства), позволяет выявить его историческое значение, рассмотреть содержащие его фильмы в качестве целостного художественного явления. Далее, анализ постапокалиптических кинотекстов выявляет в них существенные новые функции, которые присущи именно им и удовлетворяют важные ценностные запросы авторов и зрителей, актуальные именно в период последних десятилетий.
Этот анализ предлагает взглянуть на историю постапокалиптических фильмов (неизбежно социально и политически нагруженных) без акцентировки на геополитических мотивах, которая нередко преобладает в исследовании подобного материала отечественными учёными. Вместо этого сделана попытка рассмотреть корпус анализируемых текстов как ответ на идентификационные запросы американского общества — и, что ещё более важно, как ответ на культурные вызовы, общие для западной, урбанистической, постиндустриальной цивилизации в целом.
Объектом исследования в данной работе становится выборочный корпус фильмов на постапокалиптическую тематику, прежде всего тех, которые были выпущены в США. Предметом исследования становятся идейно-образные, сюжетные, мировоззренческие и герменевтические особенности данных фильмов, рассмотренные в их культурно-историческом контексте.
Цель исследования. Выявить историческую преемственность постапокалиптических фильмов и показать, насколько насколько такие кинофильмы актуальны для удовлетворения современных зрительских запросов.
В соответствии с указанной целью сформулированы следующие задачи исследования:
• определить способ существования апокалиптического и постапокалиптического сюжета в современной культуре постмодерна и виртуальных развлечений, включая его способность реализовать псевдоностальгию по прошлому и одновременно работать как инструмент для нормализации ощущения времени;
• проследить исторический путь постапокалиптического сюжета начиная с 1950-х гг.; формирование соответствующих эстетических традиций в 1970-1980-х гг.; и их воспроизводство в 1990-2000-х гг.; вычленить главные признаки постапокалиптики как формулы (набора формул) популярного искусства;
• проанализировать психологическую и идентификационную составляющую в прочтении постапокалиптических текстов в условиях данных исторических периодов;
• провести сравнительный анализ наиболее репрезентативных образцов с устойчивыми жанрами популярного искусства с точки зрения теории формульных функций; соотнести эти функции с трансформацией ценностных установок западной культуры;
• определить место рассматриваемых фильмов в системе экранных искусств и выявить факторы, благодаря которым постапокалиптическое кино способно всё более успешно удовлетворять зрительские запросы широкой аудитории.
Для решения поставленных задач диссертант использовал:
® культурно-исторический метод, позволяющий связать различные исторические данные и стадии исторического процесса с явлениями культуры;
• социально-детерминистский подход, использованный Ю. Ханюти-ным при анализе американской кинофантастики;
• теории художественных жанров отечественных исследователей: И. Шиловой, О. Фрейденберг, Л. Чернеца и др.
• метод анализа произведений популярной культуры по принципу формулы (сочетания фабульного архетипа и актуального культурного материала в виде штампов и стереотипов), предложенный Дж. Кавелти;
• концепцию кинематографа как виртуальной среды, служащей для отработки через наблюдение собственной идентичности, Никласа Лумана, и основные положения «Понимания медиа» М. Маклюэна;
• концепцию «апокалиптической мифологемы» и её функций, а также классификацию этой мифологемы на централизованную и серийную, предложенные М. Могилевич;
• понятие «апокалиптического трепета», введённое К. М. Томпсон;
• положения теории М. М. Бахтина о карнавальной стороне культуры, а также его определение жанра как культурной памяти;
• постмодернистские теории виртуальности в искусстве и концепцию пастиша Ф. Джеймсона;
• теорию «апокалиптического менеджмента» и «дискурса не-безопасности» в послевоенных США, введённую политологом А. Чернусом.
Положения, выносимые на защиту
1. Фильмы на постапокалиптическую тематику, выпущенные после 1979 года — это достаточно цельное культурно-эстетическое явление, не привязанное к конкретному киножанру. Его можно описать как формулу популярного искусства (точнее, две тесно связанные вариации одной формулы: «постапокалипсис пустошей» и «зомби-апокалипсис»). Эта формула легко присваивает и вновь актуализирует предшествующие жанровые конвенции;
вместе с тем она узнаваемо, устойчиво воспроизводится в разных видах медиа (видеоигры, комиксы, литература, кино). Также её художественные практики с готовностью воспроизводятся в практиках жизненных, по принципу ролевой игры, — как идентификационной, так и развлекательной (сурвивализм, «игра в зомби»).
2. Постапокалиптическое кино как явление сложилось гораздо позже, чем начали появляться фильмы на постапокалиптический сюжет. Это результат эволюции т. н. апокалиптической мифологемы в условиях современного западного общества, и одновременно — перемены в характере восприятия художественного текста зрителем. В момент рождения постапокалиптический сюжет в кино отмежевался от непродуктивной «публицистической» парадигмы, и превратился в ролевую игру и фантазию. Однако эта фантазия и игра не всегда просто развлекательная: подобно другим формулам популярного искусства, постапокалиптическая предлагает очень широкие творческие возможности по её преодолению, переосмыслению и модификации.
3. В кино на постапокалиптическую тематику ярко проявляются качества, свойственные современной популярной и массовой культуре в целом. Это постмодернистский коллаж и пастиш, изменённая репрезентация времени, виртуализация восприятия текста. Вместе с тем, постапокалиптическая формула оказалась способной реабилитировать устаревающие сюжетно-образные элементы, связанные с эпическим и героическим кино. Как ни странно, сценарий о крахе человечества на деле воспринимается зрителем как сценарий нормализации хронотопа и этического пространства.
4. Постапокалиптическое кино отчетливо отражает состояние современной культуры «освоенного постмодерна», проблемы и стремления американского зрителя и его подход к жизни и развлечениям. Но кроме этого фильмы,
созданные по постапокалиптической формуле, ещё и направлены на разрешение противоречий современной западной культуры; они дают разрядку, отдых и утешение зрителю. Они содержат отчётливую позитивную программу и позволяют преодолеть — пусть и в рамках фантазийной модели — противоречия научно-технического прогресса, социально-политические и морально-философские проблемы.
Практическая значимость
Результаты исследования могут стать основой и отправной точкой для дальнейшего изучения феномена современного искусства на апокалиптические и постапокалиптические темы. Использованные методики анализа расширят арсенал отечественных исследований научно-фантастического и фэнтезийного кино, жанров экшн и хоррор, фильмов-катастроф и т. п. Результаты исследования имеют важное значение для осмысления современных путей развития популярного кинематографа, его культурно-эстетических функций и значимости для кинопроцесса в целом, в том числе для изучения его взаимопроникновения с авторским кино (постапокалиптика зачастую находится именно на этой границе); они могут помочь в разработке вопросов, связанных с теорией киножанров, а также с взаимодействием кино и других видов медиа. Результаты, изложенные в данной работе, могут быть использованы в учебных курсах: «История зарубежного кинематографа», «Кинокритика», «Теория кино», в ходе спецкурсов и спецсеминаров по истории кинематографа.
Глава 1: История
1.1 Постапокалипсис как формула популярного искусства
Вроде бы довольно просто определяемый формальным образом (сюжет, помещённый в ситуацию после всемирной катастрофы) и узнаваемый многими зрителями интуитивно, «постапокалиптический фильм» как понятие тем не менее представляет непростую проблему с точки зрения определения. Что это? Поджанр фантастики, сюжетная схема, «сеттинг», идеологическое направление? Или же объединять фильмы о последствиях глобальной катастрофы в целостность — механистично, некорректно?
В рассмотренной литературе постапокалипсис нередко объединяют с фильмами апокалиптическими — сюда относятся и фильмы-катастрофы разных видов, и фантастика о спасении мира от инопланетной угрозы; кроме того, «апокалиптическими» зачастую называют любые фильмы, отражающие соответствующий характер мышления автора или персонажей — или даже фильмы, в которые апокалиптику можно вчитать в ходе трактовке. Безграничная широта охвата понятия влечет за собой столь же широкий охват темы исследований.
Что касается постапокалиптического сюжета, многие киноведы и критики говорят о нём как о вполне устоявшемся, не останавливаясь на определениях. К примеру, в «Справочнике по научной фантастике», как и в статье «Научная фантастика и Холодная война» К. Букер [65] определяет постапокалиптику лишь косвенно; констатировав, что древняя литература уже содержала в себе апокалиптические сценарии о мировых катастрофах, она пишет следующее: «Тем не менее, «Последний человек» Мэри Шелли... чаще всего называют первым научно-фантастическим постапокалиптическим произведением» — подразумевая таким образом, что значение слова «постапокалиптический» очевидно.
Букер также ссылается на Сьюзен Зонтаг, назвавшей «атомные» постапокалиптические фильмы 1950-х отражением «фантазий о катастрофе» — а именно, катастрофе, вызванной безответственным использованием достижений науки , (хотя спасением от катастрофы может быть их ответственное использование). Далее автор приступает к обзору сюжетов постапокалиптической литературы и кино [65].
Это очень характерный переход, часто встречаемый в текстах, посвященных именно постапокалипсису. Последний очевидно воспринимается как расхожий сюжет фантастических произведений. Тем не менее, нельзя сказать, что постапокалиптику, в её узнаваемых формах, механически объединяет одна сюжетная предпосылка. Нельзя назвать её и жанром, течением, или эстетическим комплексом, привязанным к какой-то определённой эпохе.
При беглом рассмотрении образцов постапокалиптического кино можно найти целую палитру использованных сюжетных конструкций и образов, заимствованных из различных традиционных жанров: от вестерна и фильма о бродячем самурае-ронине до психологической драмы и хоррора (это далеко не полный список). Дополнительную сложность вопросу добавляют фильмы о зомби. Благодаря их очевидной популярности и преемственности их принято называть поджанром хоррора, или даже отдельным жанром; в то же время они очевидно обладают постапокалиптическим сюжетом, нередко причисляются к постапокалиптическому кино, и даже описанную в них ситуацию называют не иначе как «зомби-апокалипсис».
Также, по мнению некоторых авторов, постапокалиптика подчиняется жанру кинофантастики, входит в него, а значит — всё же подлежит более узкому определению.
Избежать тавтологии («постапокалипсис — фильм о том, что происходит после апокалипсиса») можно, используя инструментарий теории Дж. Кавелти о формульных произведениях популярного искусства. В этом случае можно, во-первых, проследить процесс рождения нескольких близких наборов традиционных стереотипов и образных конструкций, характерных для фильмов
на постапокалиптический сюжет («постапокалипсис пустошей», зомби-апокалипсис, «публицистическое предупреждение»), А во-вторых — пронаблюдать за тем, как эти наборы-традиции комбинировались с другими формулами популярного кинематографа.
Определение и распознавание формулы. По Кавелти [21], формулу определяют два компонента: использованный фабульный «архетип» (то есть универсальная сюжетная конструкция), и система культурных стереотипов, актуальных именно для конкретного исторического контекста (узнаваемые, конкретные образы, стереотипы и штампы). На пересечении штампов культурного контекста (таких, как, например, ковбой-стрелок, прерия с кактусами, беззаконие фронтира) и более крупного, универсального фабульного архетипа-паттерна (трагедия, комедия, мелодрама, сатира, эпос и т. д.) и существует формула.
Прочно устоявшиеся, традиционные формулы обычно представляют собой жёсткую связку того и другого; однако и они эволюционируют чрезвычайно быстро; особенно это заметно в мире кино. Дело в том, что система культурных стереотипов, составляющая половину формулы, — не просто произвольно сложившийся набор штампов. Сам Кавелти уточняет, что эти стереотипы — ответ на конкретный культурный запрос аудитории. Культурные стереотипы здесь существуют не только в виде буквальных маркеров времени и места, в виде речевых штампов, антуража и т. п.; они формируют целостную систему, в которой заложены конкретные оценки и мотивы. Именно в этой части формулы таятся желания, надежды, страхи и представления о мире, свойственные именно современному зрителю. Трагедия и комедия живут уже тысячи лет, лишь оттачивая свою базовую структуру; а киноформулы на их основе рождаются, умирают и мутируют непрерывно, год от года.
Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК
"Художественное время и пространство в отечественных киноутопиях и дистопиях"2023 год, кандидат наук Шестерик Ольга Викторовна
Эволюция эстетической модели жанра "хоррор" в американском кино2010 год, кандидат искусствоведения Артемьева, Ольга Эдуардовна
Героический образ в жанрах "боевик" и "фильм-комикс" в начале XXI века в кинематографиях США и России2010 год, кандидат искусствоведения Борисов, Сергей Игоревич
Жанровые особенности американского фильма ужасов 1990-2000-х гг.2017 год, кандидат наук Ионов, Алексей Юрьевич
"Влияние виртуальных новаций на язык кинематографа XXI века"2019 год, кандидат наук Новиков Василий Николаевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Санданов, Аюр Барасович, 2013 год
Список литературы
1. Акопов, А. 3. Телесериал начала XXI века в контексте традиций отечественной кинодраматургии : дисс. ... канд. искусствоведения : 17.00.03 / Акопов Александр Завенович. - М., 2011. - 220 с.
2. Артюх, А. А. Фильм-нуар: когда стиль становится жанром [Электронный ресурс] / А. А. Артюх // сайт журнала «Искусство кино», раздел «Главная тема». - 21.12.2010. URL: http://kinoart.ru/journal/noir.html (дата обращения 15.02.2012).
3. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Ролан Барт // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М. : Изд-во Московского университета, 1987. - 512 с.
4. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Ролан Барт. -М. : Прогресс, 1989. - 616 с.
5. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. / М. М. Бахтин - М. : Художественная литература, 1975. - сс. 234-407
6. Бердяев, Н. А. Смысл истории. [Электронный ресурс] / Н. А. Бердяев. -М. : Мысль, 1990. - перепеч. с изд.: Paris : YMCA Press, 1969. - URL: http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/l 923_019.htm (дата обращения 07-02-2012).
7. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / Жан Бодрийяр : Пер. с фр. Н. В. Суслова. - Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2000. - 98 с.
8. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Жан Бодрийяр ; Пер. и вступ.: С. Н. Зенкин. - М. : Добросвет, 2000. - 387 с.
9. Браславский, П. И. Технология виртуальной реальности как феномен культуры конца XX - начала XXI веков. Дисс. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Браславский Павел Исаакович. - Екатеринбург, 2003. - 163 с.
10. Вартанов, А. С. Четвертый род литературы: (к спорам об эстетич. природе кинодраматургии) / А. С. Вартанов // Экранные искусства и литература: звуковое кино. - М. : Наука, 1994. - С. 50-71.
11. Гачев, Г. Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр / - М. : Изд-во Московского университета; Флинта, 2008. - 288 с.
12. Гидденс, Э. Постмодернизм / Энтони Гидденс // Философия истории / Сост., ред. и вступ. Ю. М. Кимелев. - М.: Аспект-пресс, 1995. - 351 с.
13. Гидденс, Э. Ускользающий мир : Как глобализация меняет нашу жизнь / Энтони Гидденс. -М.: Весь мир, 2004. - 120 с.
14. Гладильщиков, Ю. В. Бей первым, Джеди! «Звездные войны» образца 1999 года. [Электронный ресурс] / Ю. В. Гладильщиков // Итоги. - 10 августа 1999. URL: http://www.ozon.ru/context/detail/id/194421/ (дата обращения 29.02.2012)
15. Гопман, В. Л. Золотая пыль. Фантастическое в английском романе: последняя треть XIX - XX вв. — М.: РГГУ, 2012. — 490 с.
16. Губайловский, В. А. Обоснование счастья. О природе фэнтези и первооткрывателе жанра [Электронный ресурс] // Новый мир. - 2002. - №3. URL: http://magazines.russ. ru/novyi_mi/2002/3/gub. html (дата обращения 10.09.2011)
17. Делёз, Ж. Кино. Пер. с фр. / Жиль Делёз ; Ред. и вступ. О. Аронсон. -М. : Ad Marginem, 2004. - 624 с.
18. Ермакова, Е.Ю. Эволюция социальной утопии как жанра кинематографа : автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.03 / Ермакова Елена Юрьевна. -М., 1995.-209 с.
19. Жирмунский, В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад / В. М. Жирмунский. - JL : Наука, 1979. - 493 с.
20. История и теория кино: учеб.-метод, комплекс / авт.-сост. Н. П. Соколова; каф. культурологии Тюм. гос. акад. культуры и искусств. - Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. - 240 с.
21. Кавелти, Дж. Г. Изучение литературных формул / Джон Г. Кавелти // Новое литературное обозрение. - 1996. - №22. - С. 33-64.
22. Казин, A.JL. Проблема жанра в современном киноискусстве. - JI. : Ленингр. орг. общества «Знание» РСФСР, 1985. - 31 с.
23. Карцева, Е. Н. Вестерн. Эволюция жанра. - М. : Искусство, 1976. - 255 с.
24. Кереньи, К. Введение в сущность мифологии / К. Кереньи, К. Г. Юнг // Юнг КГ. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг - М. : Харвест, 2005. -С. 11-210.
25. Кожина, М.Н. Стиль и жанр: их вариативность, историческая изменчивость и соотношение / М. Н. Кожина // Stylistyka-VIII. - Opole, 1999. - С. 45-59.
26. Колотаев, В. А. Метаидентичность: Киноискусство и телевидение в системе построения способов жизни / В. А. Колотаев. - СПб. : Нестор-история, 2010. -318с.
27. Кошелев, С. Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж. Р. Р. Толкина [Электронный ресурс] / С. Л. Кошелев // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - Вып. 6. - М., 1981. — С. 81-96. URL:
http://www.philology.ru/literature3/koshelev-81 .htm (дата обращения 03.03.2012)
28. Кошелев, С. Л. К вопросу о жанровых модификациях романа в философской фантастике / С. Л. Кошелев // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - 1984. - С. 133-142.
29. Кракауэр, 3. Психологическая история немецкого кино / 3. Кракауэр ; пер. с англ. с сокр. - М. : Искусство, 1977. - 352 с.
30. Луман, Н. Реальность массмедиа / Никлас Луман ; пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М. : Праксис, 2005. - 254 с.
31. Маклюэн, М. Понимание медиа / М. Маклюэн. - М. ; Жуковский: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2003. - 464 с.
32. Мамаева, Н. Н. Это не фэнтези! (К вопросу о жанре произведений Дж. Р. Р. Толкина) [Электронный ресурс] / Н. Н. Мамаева // Известия Уральского государственного университета. - 2001, № 21. - С. 33-47. URL: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0021(03_l l-2001)&xsln=show Article, xslt &id=a04&doc=../content.jsp (дата обращения 02.03.2012)
33. «Матрица» как философия: Эссе / под ред. Гленна Йеффета ; пер. с англ. О. Турухиной. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. - 384 с.
34. Михалкович В. И. Научно-фантастический фильм // Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. - М. : Сов. энциклопедия, 1987.
35. Могилевич, М. Н. Апокалипсические представления в европейской культуре XX века : дисс. ... кандидата филос. н. : 24.00.01 / Могилевич, Мария Николаевна - СПб., 2011. - 165 с.
36. Платицына, Т. В. Архетип «Великой Матери» в традиционной и массовой культуре США : дисс. ... канд. культурологии : 14.05.2011 / Платицына, Татьяна Владимировна. - Улан-Удэ, 2011. - 166 с.
37. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп - М. : Наука, 1976. -325 с.
38. Прими красную таблетку : Наука, философия и религия в «Матрице» / под ред. Гленна Йеффета ; пер. с англ. Т. Давыдова. - М. : Ультра-Культура, 2003.-312 с.
39. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 4. От романтизма до наших дней. / Д. Реале, Д. Антисери. - СПб. : Петрополис, 1997.-704 с.
40. Роулендс, М. Философ на краю Вселенной : НФ-философия, или Голливуд идет на помощь философские проблемы в научно-фантастических фильмах / Марк Роулендс ; пер. с англ. Н. Лебедевой, А. Ефаловой. -М. : София, 2005.-272 с.
41. Смех, жалость и ужас... : (жанры в зарубеж. кино) [Сб. ст.] / НИИ киноискусства ; отв. ред. И.А. Звегинцева. - М. : НИИ киноискусства, 1994. - 177 с.
42. Смирнов, И. П. Видеоряд: Историческая семантика кино / И. П. Смирнов -СПб. : Петрополис, 2009. - 400 с.
43. Татаринов, А. В. Нирвана и Апокалипсис: кризисная эсхатология текста / А. В. Татаринов - Краснодар : Перспективы образования, 2007. - 264 с.
44. Трепакова, A.B. Современное американское кино в социально-культурном аспекте : дис. канд. культурологии : 24.00.01 / Трепакова, Анна Валерьевна -М„ 2003.- 165 с.
45. Трошин А. С. Приключенческий фильм // Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. -М. : Сов. энциклопедия, 1987.
46. Турчин, А. В. Война и ещё 25 сценариев конца света / А. В. Турчин. -М. : Европа, 2008. - 336 с.
47. Фантастическое кино: эпизод первый [Сб. ст.] / сост. Н. Самутина. -М. : Новое литературное обозрение, 2006. - 408 с.
48. Фатеев, A.B. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. Монография [Электронный ресурс] / Отв. ред. Петрова Н. К. - Ин-т рос. истории РАН, 1999, БМ, СЦ. URL: http://psyfactor.org/lib/fateevO.htm (дата обращения 23-04-2011).
49. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. -М. : Лабиринт, 1997. - 449 с.
50. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. / Э. Фромм ; пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. - М. : ACT, 2004. - 640 с.
51. Фуко, М. Надзирать и наказывать : рождение тюрьмы / М. Фуко ; пер. с фр. - М. : Ad Marginem, 1999. - 480 с.
52. Ханютин, Ю.М. Реальность фантастического мира / Ю. М. Ханютин. -М. : Искусство, 1977. - 303 с.
53. Харитонов, Е. В. На экране - Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002) мат. к попул. энц. / Е. В. Харитонов,
A. В. Щербак-Жуков ; НИИ Киноискусства ; журнал «Если». - М.
B. Секачев, 2003.-320 с.
54. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Электронный ресурс] / К. Хорни ; пер. с англ. - М. Прогресс-Универс, 1993. URL: http://psylib.org.ua/books/hornk02/index.htm (дата обращения 09.08.2011).
55. Чернец, J1. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) / Л. В. Чернец. - М. : Изд-во Московского университета, 1982. - 192 с.
56. Эко, У. Средние века уже начались / У. Эко // Иностранная литература. -1994. -№4.-С. 258-267.
57. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3 т. / Мирча Элиаде ; пер. с фр. - М. : Критерион, 2002. - Т. 1-3.
58. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии / Мирча Элиаде. - М. : Рефл-бук ; Ваклер, 1996.-288 с.
59. Юнг, К. Г. Психоанализ и искусство / К. Г. Юнг, Э. Нойманн. - М.: Рефл-бук; Ваклер, 1996. - 304 с.
60. Abbott, С. The Light on the Horizon: Imagining the Death of American Cities / Carl Abbott // Journal of Urban History. - January, 2006, vol. 32. - pp. 175-196.
61. ABC News Viewpoint - Part 7: "The Day After" [Видеозапись, электронный ресурс] / Carl Sagan, Henry Kissinger, Robert McNamara et al. // Nuclear Dillema: ABC News Viewpoint. / ABC News Network. - 1983. - 20 ноября. Retrieved 08-06-2012 at http://www.fuzzymemories.tv/index.php?c= 1817&m=xxdayafterxx
62. Altman, R. Film/Genre / Rick Altman. - London : British Film Institute, 1999. -246 p.
63. Barkun, M. A Culture of Conspiracy : Apocalyptic Visions in Contemporary America / Michael Barkun. - University of California Press, 2003. - 257 p.
64. Bazin, A. The Western, or the American Film par excellence / Andre Bazin // What is Cinema? Essays selected and translated by Hugh Gray, in 2 vol. Vol. 2. -University of California Press, 2005. - 226 p.
65. Booker, К. M. Science Fiction and the Cold War / Keith M. Booker // Companion to Science Fiction / ed. by David Seed. - Blackwell Publishing, 2005. - pp. 171184.
66. Booker, К. M. The Science Fiction Handbook. / Keith M. Booker, Anne-Marie Thomas. - Wiley-Blackwell, 2009. - 360 p.
67. Borges, J. L. The Art of Fiction No. 39 (interview) / Jorge Luis Borges [Электронный ресурс] // The Paris Review. - Winter-Spring, 1967. - Retrieved 10-04-2012 at: http://www.theparisreview.org/interviews/4331/the-art-of-fiction-no-39-jorge-luis-borges
68. Bradbury, R. Introduction [Аудиозапись] // 60 Greatest Science Fiction Shows Selected By Ray Bradbury. - Radio Spirits, 2001. - 30 электрон, опт. дисков (Audio CD): 29 ч. 9 мин.
69. Brians P. Nuclear Holocausts: Atomic War in Fiction [Электронный ресурс] / Paul Brians. - 2003 ; revised in 2008. - Washington : Washington State University. Retrieved 15-05-2011 at http://public.wsu.edu/~brians/nuclear/
70. Broderick, M. Heroic Apocalypse: Max Max, Mythology, and the Millenium / Mick Broderick // Crisis Cinema: The Apocalypic Idea in Postmodern Narrative Cinema / ed. by Christopher Sharrett. - Washington : Maisonneuve Press, 1993. -282 p.
71. Bukatman, S. Terminal Identity. The Virtual Subject in Postmodern Science Fiction / Scott Bukatman. - Duke University Press, 1993. - 420 p.
72. Butler, A. Postmodernism and Science Fiction / Andrew Butler // The Cambridge Companion to Science Fiction. / ed. by Edward James, Farah Mendelsohn. -Cambridge University Press, 2003. - 295 p.
73. Campbell, J. The Hero with a Thousand Faces : Commemorative edition / Joseph Campbell. - Princeton University Press, 2004. - 403 p.
74. Chandler, D. An Introduction to Genre Theory [Электронный ресурс] / Daniel Chandler. - 1997 ; revised in 2000. - Retrieved 26-03-2012 at http://faculty.washington.edu/farkas/ HCDE510-Fall2012/Chandler_genre_theory DFAnn.pdf
75. Charlesworth, J. H. Interview conducted by Planet News / James H. Charlesworth. - Quartz Hill School of Theology, 1998. Retrieved 13-06-2012 at http://www.theology.edu/ revappen.htm
76. Chernus, I. Apocalypse management: Eisenhower and the Discourse of National Insecurity / Ira Chernus. - Stanford : Stanford University Press, 2008. - 307 p.
77. Christopher, N. Somewhere in the night: Film Noir and the American City / Nicholas Christopher. - NY: Henry Holt and Company, 1998. - 290 p.
78. Connor, S. Introduction / Steven Connor // The Cambridge Companion to Postmodernism. / ed. by Steven Connor. - Cambridge University Press, 2004. -pp. i-xii.
79. Constable, C. Postmodernism and Film. / Catherine Constable // The Cambridge Companion to Postmodernism. / ed. by Steven Connor. - Cambridge University Press, 2004. - p. 43-61.
80. Curtis, C. P. Postapocalyptic Fiction and the Social Contract: We'll Not Go Home Again. / Claire P. Curtis. - Lanham, MD: Lexington Books, 2010. - 210 p.
81. D'Amassa, D. Encyclopedia of Science Fiction / Don D'Amassa. - Facts On File, 2005.- 538 p.
82. Davidson, J. 5 reasons you secretly want a zombie apocalypse / James Davidson // Cracked.com. - 2009. - September 29. Retrieved 31-01-2011 at http://www.cracked.com/article/136_5-reasons-you-secretly-want-zombie-apocalypse/
83. De Los Santos, O. Irwin Allen's Recycled Monsters and Escapist Voyages / Oscar De Los Santos // Channeling the future: Essays on Science Fiction and Fantasy Television / ed. by Lincoln Geraghty. - Lanham, MD: The Scarecrow Press, Inc., 2009. - pp. 25-40.
84. Dowling D. Fictions of Nuclear Disaster. / David Dowling. - Macmillan, 1987. -239 p.
85. Dixon, W. W. Visions of the Apocalypse: Spectacles of Destruction in American Cinema. / Wheeler W. Dixon. - Columbia University Press, 2003. - 192 p.
86. Drezner, D. W. Night of the Living Wonks [3jieicrpoHHbiH pecypc] / Daniel W. Drezner // Foreign Policy. - 2010. - July/August. - Retrieved 13-05-2011 at http://www.foreignpolicy.com/articles/2010/06/21/night_of_the_living_wonks
87. Drout, M. D. C. From Here To Infinity: An Exploration of Science Fiction Literature : Course Guide. / Michael D. C. Drout. - Recorded Books, 2006. -78 p.
88. Field Manual 3-19.15 : Civil Disturbance Operations. - Washington Headquarters, Department of the Army, 2005.
89. French, P. Westerns: Aspects of a Movie Genre and Westerns revisited. / Philip French. - Oxford University Press, 1977. - 208 p.
90. Friedman, D. D. Future Imperfect: Technology and Freedom in an Uncertain World. / David D. Friedman. - Cambridge University Press, 2008. - 358 p.
91. Heffernan, T. Post-Apocalyptic Culture: Modernism, Postmodernism, and the Twentieth-Century Novel / Teresa Heffernan. - University of Toronto Press, 2008. -208 p.
92. Heise, U. K. Science, technology, and postmodernism / Ursula K. Heise // The Cambridge Companion to Postmodernism. / ed. by Steven Connor. -Cambridge University Press, 2004. - pp. 136-167.
93. Hiosis, C. American Fascists: The Christian Right and the War on America. / Chris Hiosis. - Free Press, 2006. - 254 p.
94. Hirsch, J. A History of the End of the World: How the Most Controversial Book in the Bible Changed the Course of Western Civilization / Johathan Hirsch. -HarperOne, 2007.-352 p.
95. Howe, N. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. / Neil Howe, William Strauss. - HarperCollins, 1992. - 544 p.
96. Jameson, F. Nostalgia for the Present [Электронный ресурс] / Frederick Jameson // Jameson, F. Postmodernism or, The Cultural Logic of Late Capitalism / Frederick Jameson. - Duke University Press, 1991. Retrieved at http ://people. vir gini a. edu/~jrw3k/enwr/1 Об-7/readings/ Jameson_Nostalgia_for_the_Present.pdf
97. Jameson, F. Postmodernism and Consumer Society [Электронный ресурс] / Frederick Jameson. - Virginia University. Retrieved 13-12-2011 at http://people. virginia.edu/~jrw3k/enwr/106-7/readings/Jameson_Postmodernism_and_ Consumer_Society.pdf
98. Kaveney, R. From Alien to The Matrix: Reading Science Fiction Film / Roz Kaveney. - Г. B. Tauris, 2005. - 208 p.
99. Kearny, С. H. Nuclear War Survival Skills [Электронный ресурс] / Cresson H. Kearny ; foreword by Edward Teller. - Oregon Institute of Science and Medicine, 1987. Retrieved 11.02.2012 at http://www.oism.org/nwss/index.htm
100. Kolker, R. A Cinema of Loneliness / Robert Kolker. - Oxford University Press, 2011.-568 p.
101. Konzack, L. Geek Culture: The 3rd Counter-Culture [Электронный ресурс] / Lars Konzack. - presented at FNG2006, June 26-28, 2006, Preston, England. Retrieved 05-02-2012 at http://konzack.dk/uploads/geekculture.pdf
102. Martin, W. Waiting for the End: The Growing Interest in Apocalyptic Prophecy [Электронный ресурс] / William Martin // Atlantic Magazine. - June 1982. -Retrieved 21-07-2011 at http://www.theatlantic.com/magazine/archive/1982/06/ waiting-for-the-end/308707/
103. McCarthy, T. The Book of Eli Review [Электронный ресурс] / Todd McCarthy // Variety. - 2010. - January 10. Retrieved 18-03-2012 at http://www.variety.com/review/VEl 117941866/
104. McClellan, J. Being There: Virtual Reality in the Cinema [Электронный ресурс] / Jim McClellan // Vertigo Magazine. - vol. 1, issue 3. - Spring 1994. Retrieved 09.02.2012 at: http://www.closeupfilmcentre.com/vertigo_magazine/volume-l-issue-3-spring-1994/being-there-virtual-reality-in-the-cinema/
105. McConnell, M. Interview: George A. Romero on Diary of the Dead [Электронный ресурс] // CinemaBlend.com. - 2008. - February 14th. -Retrieved 13.03.2012 at: http://www.cinemablend.com/new/Interview-George-A-Romero-On-Diary-Of-The-Dead-7818.html
106. Michael, J. Identity and the failure of America: from Thomas Jefferson to the War on Terror / John Michael. - University of Minnesota Press, 2008. - 301 p.
107. Mitchell, С. P. A Guide to Postapocalyptic Cinema / Charles P. Mitchell. -Westport, CT: Greenwood Press, 2001. - 310 p.
108. Mitchell, L. C. Westerns: Making The Man In Fiction And Film / Lee Clark Mitchell. - Chicago: University of Chicago Press, 1996. - 348 p.
109. Munz, P. When Zombies Attack!: Mathematical modelling of an Outbreak of Zombie Infection [Электронный ресурс] / Philip Munz, loan Hudea et al. // Infectious Disease Modelling Research Progress. 2009. Ottawa: Nova Science Publishers, Inc. - pp. 133-150. Retrieved 03-05-2011 at http://mysite.science.uottawa.ca/rsmith43/Zombies.pdf
110. Newman, K. Apocalypse Movies / Kim Newman. - St. Martin Press, 2002. — 276 p.
111. Norris, V. Retro Landscapes: Reorganizing the Frontier in Rod Serling's The Twilight Zone / Van Norris // Channeling the future: Essays on Science Fiction and Fantasy Television / ed. By Lincoln Geraghty. - Lanham : The Scarecrow Press, Inc., 2009.-p. 3-23.
112. Owen, A. S. Memory,War and American Identity: Saving Private Ryan as Cinematic Jeremiad [элетронный документ] / A. Susan Owen // Critical Studies in Media Communication. - Vol. 19, No. 3, September 2002, - pp. 249-282. Retrieved 04-06-2011 at http://www.csun.edu/~vcspc00g/604/ savingpvtryan%26amidentity-csmc.pdf
113. Paffenroth, K. Gospel of the living dead: George Romero's visions of hell on earth / Kim Paffenroth. - Waco : Baylor University Press, 2006. - 195 p.
114. Page, M. The City's End: Two Centuries of Fantasies, Fears, and Premonitions of New York's Destruction / Max Page. - Yale University Press, 2008. - 271 p.
115. Pomerance, M. Bang Bang, Shoot Shoot! Essays on Guns and Popular Culture : 2nd ed. / Murray Pomerance. - Pearson Custom Pub, 2000. - 275 p.
116. Prince, S. Visions of empire: Political Imagery in Contemporary American Film : Praeger series in political communication / Stephen Prince. - NY: Praeger, 1992. -232 p.
117. Quoidbach, J. The End of History Illusion / Daniel T. Gilbert, Timothy D. Wilson, Jordi Quoidbach // Science Magazine. — 2013. - January 4, Vol. 339 -p. 96-98.
118. Resnick, B. Apocalypse Now, Apocalypse Then [Электронный ресурс] / Brian Resnick // The Atlantic. - 2011. - October 21. Retrieved 23.11.2011 at http://www.theatlantic.com/national/archive/2011/10/apocalypse-now-apocalypse-then/247104/
119. Sharrett, C. The American Apocalypse: Scorsese's Taxi Driver. / Christopher Sharrett. // Crisis Cinema: The Apocalypic Idea in Postmodern Narrative Cinema / ed. by Christopher Sharrett. - Washington : Maisonneuve Press, 1993. - 282 p.
120. Shapiro, J. F. Atomic bomb cinema : the apocalyptic imagination on film / Jerome F. Shapiro. - NY: Routledge, 2001. - 404 p.
121. Shone, T. Blockbuster: How Hollywood Learned to Stop Worrying and Love the Summer / Tom Shone. - NY: Free Press, 2004. - 340 p.
122. Sobchack V. C. Screening Space: The American Science Fiction Film. / Vivian C. Sobchack - Rutgers Univ. Press, 1997. - p. 352.
123. Sobchack T. An Introduction to Film : 2nd ed. / Thomas Sobchack, Vivian C. Sobchack. - Boston, MA: Little, Brown, 1980. - 528 p.
124. Squires, P. Gun Culture or Gun Control: Firearms, Violence and Society / Peter Squires. - Routledge, 2000. - 272 p.
125. The End of the World / ed. E. S. Rabkin, M. H. Greenberg, J. D. Olander. -Southern Illinois University Press, 1983. - p. 204.
126. The Iconography of Hope: The 1939-1940 New York World's Fair [Электронный ресурс] // America in the 1930s / American Studies Project at the University of Virginia (1994-2005). - University of Virginia, revised 2009. Retrieved 29.01.2012 at http://xroads.virginia.edu/~1930s/DISPLAY/ 39wf/front.htm
127. The Philosophy of Science Fiction Film / ed. by Steven M. Sanders. -The University Press of Kentucky, 2007. - 240 p.
128. Thompson, К. M. Apocalyptic Dread: American Film at the Turn of the Millenium / Kirsten Moana Thompson. - State University of New York Press, 2007.-195 p.
129. Turner, F. J. The Frontier in American History [Электронный ресурс] / Frederick Jackson Turner. - Project Gutenberg, 2007. - по изд. NY: Henry Holt and Co., 1921. - Retrieved 12-06-2011 at http://www.gutenberg.org/files/22994/ 22994-h/22994-h.htm
130. Wagar, W. W. Terminal Visions: The Literature of Last Things / W. Warren Wagar. - Indiana University Press, 1982. - p. 256.
131. Williamson, A. H. Apocalypse Then: Prophecy and the Making of the Modern World : Praeger Series on the Early Modern World / Arthur H. Williamson. -Westport: Praeger, 2008. - 367 p.
132. Wilson, C. Zombies lurch into popular culture via plays, more [Электронный ресурс] / Craig Wilson // USA Today. - 2009. - April 10th. Retrieved 13.03.2012 at: http://usatoday30.usatoday.com/life/books/news/2009-04-08-zombies-pop-culture_N.htm
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9
10.
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Фильмография
12 обезьян / 12 Monkeys (1995, Т. Гиллиам)
28 дней спустя / 28 Days Later (2002, Д. Бойл)
28 недель спустя / 28 Weeks Later (2007, X. К. Фреснадийо)
Америка 3000 / America 3000 (1986)
Бегство Логана / Logan's Run (1976, М. Андерсон)
Бегущий по лезвию / Blade Runner (1982, Р. Скотт)
Безумный Макс / Mad Мах (1979, Дж. Миллер)
Безумный Макс 2: Воин дороги / Mad Мах 2: Road Warrior (1981, Дж.
Миллер)
Безумный Макс 3: Под куполом грома / Mad Max: Beyond Thunderdome (1985, Дж. Миллер и Дж. Огилви)
Бункер последнего выстрела / Bunker of the Last Gunshots (1981, Ж.-П. Жене, М. Каро)
Взлётная полоса / La Jetee (1962, К. Маркер)
Власть огня / Reign Of Fire (2002, Р. Боумэн)
Во плоти / In the Flesh (2013-, телесериал, Джонни Кэмпбелл)
Водный мир / Waterworld (1995, К. Костнер)
Военная игра / Wargame (1965, П. Уоткинс)
Воины Бронкса / 1990: The Bronx Warriors (1982)
Деликатесы / Delicatessen (1991, М. Каро и Ж.-П. Жене)
День мертвецов / Day Of The Dead (1985, Дж. Ромеро)
День, когда миру пришёл конец / Day The World Ended (1955, P. Корман)
Дитя человеческое / Children of Men (2006, А. Куарон)
Дневник мертвецов / Diary Of The Dead (2008, Дж. Ромеро)
Доктор Стрейнджлав / Dr. Strangelove (1964, С. Кубрик)
Долина проклятий / Damnation Alley (1977, Дж. Смайт)
Дорога / The Road (2009, Дж. Хиллкоут)
Душегуб / Spoiler (2012, Д. Трон)
26. Железяки / Hardware (1990, Р. Стэнли)
27. Живая мертвечина / Braindead (1992, П. Джексон)
28. Жилая комната / The Bed Sitting Room (1969, P. Лестер)
29. Завещание / Testament (1982, Л. Литман)
30. Зардоз / Zardoz (1974, Дж. Бурман)
31. Земля мертвецов / Land Of The Dead (2005, Дж. Ромеро)
32. Земля молчит / The Quiet Earth (1985, Дж. Мёрфи)
33. Зомби по имени Шон / Shaun of the Dead (2004, Э. Райт)
34. Зомбиленд / Zombieland (2009, Р. Фляйшнер)
35. Иеремия / Jeremiah (телесериал, 2002-2004, Дж. М. Стражински)
36. Иерихон / Jericho (телесериал, 2006-2008, Г. Н. Би и др.)
37. Кафе «Плоть» / Cafe Flesh (1982, С. Саядян, М. Эспозито)
38. Квинтет / Quintet (1979, Р. Олтмен)
39. Книга Илая / Book Of Eli (2010, бр. Хьюз)
40. Колин / Colin (2008, М. Прайс)
41. Кровь героев / The Blood Of Heroes (1989, Д. Пиплз),
42. Мир, плоть и Дьявол / The World, the Flesh and the Devil (1959, P. Магдугал)
43. На берегу / On The Beach (1959, С. Крамер)
44. На следующий день / The Day After (1983, H. Майер)
45. Нити / Threads (1984, M. Джексон)
46. Ной / The Noah (1976 (снят в 1968), Д. Бурла)
47. Ночь живых мертвецов / Night Of The Living Dead (1968, Дж. Ромеро)
48. Образ грядущего / Things То Come (1936, У. Мензис)
49. Палач из Бронкса / The Bronx Executioner (1989)
50. Паника в нулевом году! / Panic In Year Zero! (1962, P. Милланд)
51. Парень и его пёс / A Boy And His Dog (1974, Л. К. Джонс)
52. Письма мёртвого человека (1986, К. Лопушанский)
53. Планета обезьян / Planet Of The Apes (1968, Ф. Шаффнер)
54. Побег из Лос-Анджелеса / Escape From L.A. (1996, Дж. Карпентер)
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
Побег из Нью-Йорка / Escape From New York (1981, Дж. Карпентер) Под планетой обезьян / Beneath The Planet Of The Apes (1970, Т. Пост) После конца / In The Aftermath (1988, К. Колперт)
Последний человек на Земле / The Last Man On Earth (1964, У. Рагона, С. Салков)
Последняя битва / Le Dernier Combat (1983, Jl. Бессон) Последняя женщина на Земле / The Last Woman On Earth (1960, P. Корман)
Последняя надежда / Def Con 4 (1985, П. Донован) Почтальон / The Postman (1997, К. Костнер) Противостояние / The Stand (1994, телефильм, М. Гэррис) Пятеро / Five (1951, А. Оболер)
Радиоактивные грёзы / Radioactive Dreams (1985, А. Пьюн)
Разборки в Городе Жаб / Hell Comes То Frogtown (1988, Д. Джексон)
Рассвет мертвецов / Dawn Of The Dead (2004, 3. Снайдер)
Рассвет мертвецов / Dawn Of The Dead / (1978, Дж. Ромеро)
Революция / Revolution (телесериал, 2012-, Ч. Бисон и др.)
Рухнувшие небеса / Falling Skies (2011 -, Г. Биман и др.)
Слепота / Blindness (2007, Ф. Мейреллиш)
Смертельный спорт / Deathsport (1978, А. Аркуш)
Сойлент Грин / Soylent Green (1973, Р. Фляйшнер)
Танкистка / Tank Girl (1995, Р. Тэлалей)
Территория смерти / Deathlands (2003, Дж. Батлер)
Фидо / Fido (2006, Э. Керри)
Ходячие мертвецы / Walking Dead (телесериал, 2010-, Ф. Дарабонт) Хранители / Watchmen (2009, 3. Снайдер) Человек Омега / The Omega Man (1971, Б. Сагал) Черри 2000 / Cherry 2000 (1987, С. Де Джарнатт) Шестиструнный самурай / Six-String Samurai (1998, Л. Манджиа) Электрический город / Electric City (веб-сериал, 2012, Дж. Трасселл)
83. Эндшпиль / Endgame (1983, Дж. Д'Амато)
84. Я — легенда /1 Am Legend (2007, Ф. Лоуренс)
85. Я гуляла с зомби /1 Walked With A Zombie (1943, Ж. Турнёр)
86. [-REC] (2007, Ж. Балагеро)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.