Полемика грекофилов и латинствующих в последней четверти XVII в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Диянов, Константин Сергеевич
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 243
Оглавление диссертации кандидат наук Диянов, Константин Сергеевич
Оглавление
Введение
Глава 1. Становление двух направлений общественно-политической мысли России второй половины XVII в. Латинствующие и грекофилы
1.1. Культурно-просветительские аспекты деятельности грекофилов и латинствующих в России XVII в
1.2. Греко-западнорусское «школьное влияние» в России в XVII в
1.3. Церковно - богословские аспекты утверждения «латинофильства» и «грекофильства» в России
Глава 2. Противоборство грекофилов и латинствующих в последней четверти XVII в
2.1. Грекофилы и латинствующие в контексте российской «академической традиции» конца XVII в. - идеи и практика
2.2. Спор «о пресуществлении святых даров»
2.3. Противостояние грекофилов и латинствующих в контексте политических взаимоотношений в русском обществе конца XVII в. Покровительственные связи
Заключение
Список использованных источников и литературы
Список сокращений
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Симеон Полоцкий - первый придворный писатель: практика создания образцовых текстов2018 год, кандидат наук Преображенская, Анастасия Александровна
Писатели патриаршего круга в богословской полемике 80-х - 90-х гг. XVII в.2007 год, доктор филологических наук Панич, Тамара Васильевна
Киево-Могилянская школа в ее влиянии на русскую религиозно-философскую мысль второй половины XVII в.2010 год, кандидат философских наук Зайцев, Дмитрий Александрович
Православная Церковь и ее роль в становлении науки в России, конец XVII - первая четверть XVIII вв.2000 год, кандидат исторических наук Балошина, Наталия Юрьевна
Религиозно-философское учение протопопа Аввакума: историко-философское исследование2023 год, кандидат наук Шпаковский Михаил Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полемика грекофилов и латинствующих в последней четверти XVII в.»
Введение
XVII столетие в русской истории принято определять как эпоху значительных изменений во всех сферах жизни общества, понимаемых в самом широком смысле как переходный период от Средневековья к Новому времени. Данная характеристика служит историческим фоном для тех многочисленных новаций, которые находили воплощение в социально-экономических, политических и духовных практиках и служили важным фактором трансформации образа жизни и мышления русского человека. Важной чертой, определявшей специфику «переходного» времени, являлись факторы, связанные с западным влиянием. Оно привносило на русскую почву элементы новой, не знакомой ранее культуры и подготавливало русское общество к обширной европеизации страны, с наибольшей полнотой проявившейся в петровскую эпоху, выступая, таким образом, в качестве связующего элемента двух «разнокачественных» периодов (XVII и XVIII вв.) русской истории. Последнее обстоятельство, по выражению русского историка Е.Ф. Шмурло, делало эпоху Петра I и XVII век «продуктами одной и той же мысли, духовно сродными друг другу».1
Западное влияние в России XVII в. является сложным и противоречивым историческим феноменом - нередко под ним подразумевается все иноземное влияние вообще, однако, как правило, исследователи подразделяют его на два основных направления: православно-католическое, включающее в себя западнорусское и греческое течения, и протестантское, западноевропейское. Применительно к реалиям XVII в., оправданным будет обращение именно к православно-католической (греко-западнорусской) составляющей западного влияния, в силу ряда причин наиболее успешно утверждавшейся на русской почве. Изучение особенностей православно-католического направления
1 Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Московское царство. - СПб., 1999. - С. 283. ■
должно способствовать более четкой идентификации его греческого и западнорусского вариантов, выступающих в качестве первооснов «грекофильского» и «латинофильского» течений русской общественной мысли того времени. Последние, развиваясь в узких рамках придворного общества, со времени церковных реформ середины XVII в. представляли собой, при всех нюансах своих частных проявлений, довольно сплоченную в идейном отношении группу, противопоставлявшую себя как старообрядческому «изоляционизму», так и всей косности и «невежеству» русского общества.
Актуальность данного исследования детерминирована необходимостью отнесения полемики грекофилов и латинствующих, наряду с другими идейными коллизиями дореволюционной России (борьбой иосифлян и нестяжателей, спором западников и славянофилов и др.) к значимым этапам развития русской общественной мысли. Немаловажна и общественно-политическая составляющая данной темы: изучение идейного противоборства приближенных к верховной власти придворных группировок предполагает обращение к породившим их глубинным социальным и культурным процессам, нередко являющихся индикаторами кризисных тенденций развития общества и государства в ту или иную эпоху. Рассмотрение же полемики в качестве разновидности социального конфликта позволяет апеллировать к опыту преодоления и разрешения подобных противоречий, что, в свою очередь, может иметь немалый практический интерес.
Все историографические исследования по теме диссертации можно условно разделить на несколько групп. Первую группу составляют работы, посвященные проблемам греко-западнорусского влияния в России XVII в., в широком смысле затрагивающими культурные первоосновы будущего греко-латинского противостояния. В качестве самостоятельного направления можно выделить исследования, связанные с изучением просветительской составляющей греко-латинского влияния и соответствующим ей 'греко-
латинским «школьным» и «академическим» разномыслиям. Третья группа представлена исследованиями церковных аспектов полемики, акцентирующими внимание на освещении нюансов богословского спора о пресуществлении. К четвертой группе мы отнесем изыскания, посвященные характеристикам личностей участников полемики, касающиеся различных аспектов жизни и деятельности представителей двух придворных группировок и рассматривающие социальные и политические основы греко-латинских взаимовлияний на русской почве.
Проблема западного, а в широком смысле всего иноземного, влияния на русскую культуру является неотъемлемой составляющей дореволюционной исторической науки. Конструируемая рядом исследователей схема основывалась на признании прогрессивности любого духовного сближения с Европой, чьи успехи в гражданском просвещении, по словам Н.М. Карамзина, демонстрировали «явное превосходство над старым московским навыком».2 Применительно к XVII в., в числе основных «передатчиков» западных ценностей нередко значилось латино-польское влияние, которому, однако, отводилась второстепенная роль по поднятию культурного и образовательного уровня русского общества и подготовки его для подлинной европеизации «петровского образца». Греческое же влияние, понимаемое в контексте всего старого, «византийско-церковного», представлялось как реакционная сила, способная если не остановить, то серьезно затруднить утверждение на русской почве элементов западной культуры. Дихотомия «греческое-латинское» во многом опосредовала и производную от нее полемику грекофилов и латинствующих, принципиальность которой во многом нивелировалась безрезультативностью ее итогов и «ничтожностью» влияния на дальнейшее развитие страны. Подобные идеи, нашедшие
2
Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. - М., 1991. - С. 32.
воплощение в работах авторитетных С.М. Соловьева и В.О. Ключевского,3 фактически стали основой для научных построений многих дореволюционных исследователей, обращавшихся к проблеме культурных взаимовлияний XVII в.4 При этом, значение, которое придавалось исследователями греко-латинскому культурному влиянию было равнозначно его «невысокому» историческому статусу, ввиду чего освещение связанных с ним сюжетов (в первую очередь греко-латинской полемики конца XVII в.) редко занимало сколько-нибудь видное место в издаваемых в это время монографиях.
Вместе с тем, уже во второй половине XIX в. стали появляться специальные работы, посвященные различным аспектам взаимоотношений России с западнорусскими и греческими землями. В широком смысле традицию изучения истории западнорусского влияния в России заложил ученик С.М. Соловьева, Г.Ф. Карпов, чьи публикации по данной теме получили признание научной общественности,5 спровоцировав значительный исследовательский интерес к данной проблеме, наблюдавшийся в конце XIX - начале XX вв. В числе наиболее крупных исследований, вышедших в это время, можно указать работы В.О. Эйнгорна,6 связанные, в частности, с изучением особенностей русско-украинских литературных связей второй
3 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. - М., 1991. - Т. 13-14; Ключевский В. О. Русская история. - М., 2006; Его же. Западное влияние и церковный раскол в России XVII в. // Очерки и речи. - М., 1913.
Полевой П. История русской литературы в очерках и биографиях.- СПб., 1883. - 4.1.; Веселовский А. Западное влияние в новой русской литературе. Историко-сравнительные очерки. - М., 1896; Соболевский А. И. Западное влияние на литературу Московской Руси ХУ-ХУП вв. - СПб., 1899; Его же. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв. - СПб., 1903; Уланов В. Я. Западное влияние в московском государстве // Три века. Россия от Смуты до нашего времени. - М., 1913. - Т.Н.; Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. - М, 1994.
Карпов Г. Ф. Киевская митрополия и московское правительство во время соединения Малороссии с Великою Россией // Православное обозрение. 1871. - № 8-9; Его же. Киевская митрополия и московское правительство во время соединения Малороссии с Великою Россией 1654-1661 гг. - Киев, 1874 и др.
Эйнгорн В. О. Книги киевской и львовской печати в Москве в третью четверть XVII веке. - М., 1894; Его же. Очерки из истории Малороссии в XVII в. О сношениях малороссийского духовенства с Московским правительством в царствование Алексея Михайловича. - М., 1899. : 1( V ^ ,,
половины XVII в. Последние происходили при активном посредничестве западнорусских «культуртрегеров»,7 чья писательская и учительная деятельность на русской почве являлась значимым фактором культурных взаимоотношений двух «братских народов».
Данный аспект получил наибольшее освещение в фундаментальной работе К.В. Харламповича,8 которая по своей информативности и широте освещения далеко опередила все подобные исследования в дореволюционной историографии. Заметным отличием научных построений автора была констатация массовости и интенсивности контактов украинских и белорусских выходцев с русским обществом, скрепленных как едиными вероисповедными основами, так и общими культурно-просветительскими целями. Данное обстоятельство выступало важным фактором формирования прочной социальной и идейной основы латинофильского течения, которое, воплотившись в литературной и учительной деятельности западнорусских «культуртрегеров», являлось своеобразным выразителем «малороссийского влияния на великорусскую жизнь» XVII в.
Идентичные принципы лежали и в основе русско-греческих связей, ставших предметом обстоятельного изучения в работах Н.Ф. Каптерева.9 Исследователь доказывал значимость греческого культурного влияния на духовную жизнь русского общества того времени, а важнейшей составляющей данного процесса автор считал идейные и политические коллизии, связанные с переориентацией православного мира в сторону «Третьего Рима» - Московского государства, бывшего со времени падения Византии «наследником и единственным продолжателем традиций
у
Термин, использованный для характеристики статуса ученых киевских монахов, прибывавших в то время в Россию. - См.: Нечаев В. В. Малорусско-польское слияние в Москве и Русская школа XVII века // Три века... - С. 80.
8 Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. — Казань, 1914.-Т. 1.
9 Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. - М., 1884; Его же. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. - М., 1891; Его же. Сношения иерусалимских патриархов с русским
православия». Подобная идейная подоплека подбивала русское правительство укреплять духовные контакты с греческими землями, а самих греков, переселявшихся в Россию или приезжавших сюда за милостыней, искать опору и покровительство в лице русского государя. При этом интенсивность русско-греческих связей может свидетельствовать в пользу прочности прогреческих позиций в среде русской правящей элиты, «грекофильство» которой, по наблюдениям Н.Ф. Каптерева, являлось важнейшим фактором внутри- и внешнеполитического развития страны в XVII в.
Признание значимости православно-католического влияния заставляло исследователей обращать внимание на те «механизмы», которые делали возможным подобные межкультурные взаимодействия, и, в первую очередь, на их «вероисповедно-православную» составляющую. Здесь уместно упомянуть имя A.C. Лаппо-Данилевского, чей неоконченный труд по истории русской культуры, являлся, по сути, единственным примером научных изысканий подобного рода в дореволюционной историографии.10 В целом, резюмируя исследования данного периода, можно констатировать, что изучение особенностей греко-западнорусского влияния находилось пока на начальной своей стадии: несмотря на разработку ряда важных его аспектов и введения в оборот значительного количества источников, оставался неразрешенным целый комплекс проблем, связанных как с общеисторическим фоном культурных взаимовлияний, так и с конкретными их результатами и проявлениями на русской почве. В значительной степени данные вопросы получили научное освещение уже в советское время.
Применительно к первым десятилетиям существования советской исторической науки, характеризовавшейся господством марксистской идеологии и материалистического подхода к изучению истории, вряд ли можно говорить о существовании заметного исследовательского интереса к
10 Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры XVII-
V;.V'i ■■■■ ■■■■'■■■ ■ XVIII ВВ.-М., 1990. ..... , ¡¡у^ .,„ , ■ ,■„ ■■■.'/,., .''f',',- ' . rw '
?:>''' 11 1 - ,' ■ ■ . ' " ■ 'l'i1■ '' !'
истории русской культуры и общественной мысли второй половины XVII в. Среди немногочисленных работ, затрагивавших тему культурных взаимовлияний,11 следует отметить небольшую монографию С.Ф. Платонова «Москва и Запад в XVI-XVII вв.» (1925 г.), которую по характеру научных построений и выводов следует относить скорее к дореволюционной исторической науке, нежели к советской историографии того времени, которая, в силу ряда причин, обращается к историко-культурной проблематике только во второй половине XX в.
Первоначальная инициатива в этом принадлежала советским литературоведам, выдвинувшим идею «обмирщения», «секуляризации» русской культуры в XVII в.12 Указанный процесс, воплощавшийся в постепенном отходе от православных канонов древнерусской культуры и появлении личностного начала, приводил к возрастанию значения просветительского элемента и связанной с ним назидательной, учительной литературы, которая, по мнению исследователей, в самом широком смысле олицетворяла собой данные тенденции развития.13 Немаловажно, что в качестве идейной основы подобной трансформации русской культуры указывалось именно латино-польское (западнорусское) влияние, которое в данный период времени выступало носителем установок восточноевропейского барокко. Его «русский» вариант, оформившийся как целостное культурное течение со второй половины XVII в., по мнению советских литературоведов, выступал мощным преобразующим, «ренессансным» началом для русской средневековой культуры, в известной мере определяя собой многие достижения русского искусства и, в
11 Покровский М. Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 1921; Плеханов Г. В. О религии и церкви. - М., 1957.
2 История русской литературы. - М., Л., 1948. - Т. 2., Ч. 2.; Очерки по истории СССР: Период феодализма XVII в. - М., 1955; История философии в СССР. - М., 1968; История русской литературы ХУП-ХУШ вв. - М., 1969; Очерки русской культуры XVII в. Духовная культура. - М., 1979. - Ч. 2.; История русской литературы. Древнерусская литература. - Л., 1980. — Т. 1.
13 Адрианова-Перетц В. П. Человек в учительной литературе Древней Руси // ТОДРЛ. - Л., 1972. - Т. 27; Ее же. К вопросу о круге чтения древнерусского писателя // ТОДРЛ. - Л.,
| 1974 - Т 28
,, 1' 1 , 1 I' I 1 I '
особенности, литературы того времени. Практика освещения «российских» аспектов восточноевропейского барокко, заложенная работами академиков Д.С. Лихачева и A.M. Панченко,14 нашла успешное продолжение в отечественной историографии этого периода.15
Интерес, проявляемый исследователями к барочной специфике русской культуры, не мог не получить дальнейшее развитие в изучении конкретных воплощений этого явления в российской действительности - нюансов придворной деятельности западнорусских «культуртрегеров»: Симеона Полоцкого и Епифания Славинецкого. Большой вклад в разработку данного вопроса внесли исследования литературоведов А.Н. Робинсона, A.C. Демина, A.C. Елеонской.16 Помимо привычных культурно-просветительских аспектов, в сфере научных изысканий оказались и новые для данной темы общественно-политические факторы западнорусского влияния: например, влияние на политическую практику российского самодержавия «просветительства» придворных писателей, выступавшего в качестве элемента формирования абсолютистской идеологии, а также средства
14 Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. - М., 1958; Его же. Русская культура Нового времени и Древняя Русь // ТОДРЛ. - Л.,1971. - Т. 26; Его же. Великий путь. Становление русской литературы Х1-ХУИ веков. - М., 1987; Его же. Возрастание личностного начала в литературе XVII века. // Избранные работы - М., 1987 - Т. 1.; Панченко А. М. Два этапа русского барокко // ТОДРЛ - Л., 1977 - Т. 32; Его же. Русская культура в канун петровских реформ. - М., 1984.
Ильин М. А. Проблема «московского барокко» XVII века // Ежегодник института истории искусств. - М., 1957; Софронова Л. А., Липатов А. В. Барокко и проблемы истории славянских литератур и искусств // Барокко в славянских культурах. - М., 1982; Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX вв. - М., 1983; Сазонова Л. И. К вопросу о поэзии русского барокко // Вопросы литературы. - М., 1985. -№8 и др.
16 Робинсон А. Н. Зарождение концепции авторского стиля в украинской и русской культуре конца XVI - XVII вв. // Русская литература на рубеже двух эпох. - М., 1971; Его же. Симеон Полоцкий и русский литературный процесс // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. - М., 1982; Демин А. С. Русская литература второй половины XVII - начала XVIII вв. - М., 1977; Его же. Жезл Правления и афористика Симеона Полоцкого // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. - М., 1982; Елеонская А. С. Русская публицистика второй половины XVII в. - М., 1978; Ее же. «Обед душевный» и «Вечеря душевная» Симеона Полоцкого в историко-литературном процессе // Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII - начала XVIII вв. - М., 1989; Ее же. Человек и вселенная в ораторской прозе Епифания Славинецкого //
, , ■ Развитие барокко и зарождение классицизма в России... и др. < „,.
Щ. Citi; X '< М ri ¿Ы А/Щ' ^А-■ • №^ "Л ? У ЛйМ^Ш
fi/;-'vv ¡'М 1 V->-i ¡,! V 1 '""""'К! w '''^v^b'^fi"1;'"
{у и' Л М I , ?' '-'it I ' I \
V»'
i'i\ Д и'//"1'!' 1 Uj ''
государственного воздействия на народные массы.17 В целом же анализ общекультурного («барочного») фона западнорусского влияния подготовил источниковую и методологическую базу для изучения и более частных его аспектов, например, русско-украинских и русско-белорусских литературных связей.18
Заметим, что вопросы, связанные с русско-греческими связями XVII в. и
греческим культурным влиянием, долгое время вынужденно оставались на
периферии исследовательского интереса - появление качественных
публикаций на этот счет происходит уже в постсоветской историографии.19 В
значительной степени разработка данной проблемы связана с научной
деятельностью Б.Л. Фонкича, чьи работы внесли большой вклад в изучение
истории русско-греческих взаимоотношений и подготовили основу для
21
дальнейших изысканий в данной области, проводимых его учениками. В целом применительно к новейшей историографии греко-западнорусского влияния, перспективным направлением видятся именно активизировавшиеся в последнее источниковедческие изыскания, в то время как изучение
17 Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. - М., 1974; Пушкарев Л. Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века. - М., 1982; Демин А. С. Писатель и общество в России XVI-XVII веков. - М., 1985.
1 Я
Абецедарский Л. С. Белоруссия и Россия. Очерки русско-белорусских связей второй половины XVI-XVII в. - Минск, 1978; Пушкарев Л. Н. Культурные связи Украины и России после их воссоединения // История СССР. - М., 1979. - № 3; Голенченко Г. Я. Идейные и культурные связи восточнославянских народов в XVI - середине XVII вв. -Минск, 1989; Гудзий Н. К. Литература Киевской Руси и украинско-русское литературное единение XVII-XVIII вв. - Киев, 1989; Поздеева И. В. Московское книгопечатание первой половины XVII в. // Вопросы истории. - М., 1990. - № 10 и др.
19 Отечественная философская мысль XI-XVII вв. и греческая культура: сб. статей. - Киев, 1991; Славяне и их соседи. Греческий и славянский мир в Средние века и раннее Новое время. - М., 1994; Иерусалим в русской культуре. - М., 1994; Греческая культура в России
XVII-XX вв. - М., 1999 и др.
10
Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв. - М., 1977; Его же. Из истории греческо-украинско-русских культурных связей в первой половине XVII в. // Византийский временник.- М., 1991. - Т. 52.; Его же. Греческое книгописание в России в XVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. - СПб., 1994; Его же. Греческие рукописи и документы в России в XIV- начале XVIII в. - М., 2003.
Ченцова В. Г. Восточная церковь и Россия после Переяславской рады: сб. документов. -М., 2004; Ее же. Икона Иверской Богоматери. Очерки истории отношений греческой церкви с Россией в середине XVII в. - М., 2010; Чеснокова Н. П. Христианский Восток и
общеисторических аспектов данной проблемы во многом определяется
22
предшествующими наработками советских авторов.
Подводя итог анализу исторической литературы первой группы, можно констатировать многоплановость форм и способов освещения истории греко-западнорусского влияния, подготовленную не только работами историков, но и литературоведов, культурологов и философов, что, несомненно, придало общей картине данного явления неповторимый исследовательский «колорит». Обилие подходов и оценок, наличествующее в историографии, позволяет говорить об изученности не только частных сюжетов, но и общеисторического и общекультурного фона, связанного, прежде всего, с разработкой идейных и литературных аспектов восточнославянского барокко. Вместе с тем, культурологическая, по преимуществу, направленность новейших исследований отводит на второй план анализ конкретно-исторических проявлений греко-латинского влияния и производной от него греко-латинской полемики конца XVII в., в интерпретации некоторых аспектов которой по-прежнему первенствующее значение имеют изыскания дореволюционного периода.
Обратимся к другому направлению в историографии - изучению проблем, связанных со школьной, просветительской составляющей греко-латинского влияния.
Исследования греко-западнорусского школьного влияния и сопутствующей ему «академической» практики конца XVII в. берут начало в созданном еще в начале XVIII в. «Историческом известии о Московской
23
Академии». Данное сочинение, написанное Федором Поликарповым, одним из первых выпускников Славяно-греко-латинской академии, стало
22
Черная Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. - М., 1999; Человек в культуре русского барокко. - М., 2007; Киселева М. С. Барочная антропология: нравственное богословие в проповедях Симеона Полоцкого // Вопросы Философии. - М., 2008. - № 7 и др.
23 «Историческое известие о Московской Академии, сочиненное в 1726 году от справщика Федора Поликарпова...»// Древняя Российская вивлиофика (далее - ДРВ). - М., 1782. - С. 295-305.
фактологической основой для позднейших исследований «академического» вопроса,24 в особенности, для довольно обширной монографии С.К. Смирнова,25 нередко именуемого «первым историком Московской академии». Пафос первых исследователей академического вопроса подкреплялся стойким убеждением, что заведение в России высшей школы, аналогичной западноевропейским образцам, являло собой прогрессивный шаг в деле просвещения отсталой и невежественной страны, пусть и посредством старомодной схоластики, подготовивший, тем самым, будущую Петровскую «научную» модернизацию.26
Обращение к проблеме становления российского школьного и академического образования подтолкнуло исследователей к поискам его первооснов, а именно, тех заимствуемых идей и практик, которые составляли значимую часть греко-латинского культурно-просветительского наследия. Так, например, в 1872 г. вышла небольшая монография Е.Е. Голубинского, посвященная особенностям греческой образованности XVII в., переживавшей в указанное время период своего упадка и нуждавшейся в неотложной реставрации, что, в свою очередь, и предопределило активизацию греческо-русских школьных связей. Последние, как правило, рассматривались исследователями в совокупности с западнорусским школьным влиянием, проявлявшимся, как и греческое, в практике утверждения в России греко-латинских школ, набравшей силу к середине XVII в. В указанном контексте писал о развитии отечественного образования
24 Смеловский А. Братья Лихуды и направление теории словесности в их школе // Журнал Министерства Народного Просвещения (далее - ЖМНП). - 1845. - № 3; Горский А. В. О духовных училищах в Москве в XVII в. // Прибавления к творениям св. отцов в русских переводах. 1852. -Ч. 3.
25
Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. - М., 1855. Забелин И. Е. Первое водворение в Москве греколатинской и общей европейской науки. Речь, читанная на заседании Императорского Общества Истории и Древностей Российских 19 апреля 1886 г. - М., 1887; Соболевский А. И. Образованность Московской Руси XV-XVII вв. Речь, читанная на годичном акте Императорского Санкт-Петербургского университета 8 февраля 1892 г. - СПб., 1892.
Голубинский Е. Е. Очерк истории просвещения у греков со времени взятия
историк Г. Миркович,28 чьи построения не претендовали на принципиальную новизну выводов, но вобрали в себя практически все известных проявления иноземного школьного влияния в России того времени.
Попытку отойти от привычного понимания процесса утверждения греко-латинской образованности в России представлено в исследовании Н.Ф. Каптерева,29 который, опираясь на новый для данной темы корпус делопроизводственных документов, высказал предположение об отсутствии какого бы то ни было систематического школьного образования в России в XVII в. до открытия Славяно-греко-латинской академии, ввиду чего поставил под сомнение многочисленные свидетельства существования в России греко-латинских «училищ», открытых приезжими учителями-просветителями. Тенденциозность выводов историка добавила полемичности позднейшим работам по этой теме, авторы которых стремились утвердиться в ошибочности подобных представлений, что, в то же время, вынуждало их расширять как источниковую базу, так и проблематику исторических изысканий.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Письма и послания Симеона Полоцкого2000 год, кандидат филологических наук Подтергера, Ирина Александровна
Церковные реформы в России в середине XVII века: Идейные и духовные аспекты2001 год, кандидат исторических наук Воробьева, Наталия Владимировна
Греческие школы Иоанникия и Софрония Лихудов в начале XVIII в.2004 год, кандидат исторических наук Вознесенская, Ирина Александровна
Христианский Восток и Россия: политическое и культурное взаимодействие в середине XVII века: по документам Российского государственного архива древних актов2008 год, кандидат исторических наук Чеснокова, Надежда Петровна
Процесс формирования секулярной личности в российском обществе первой половины XVII века2008 год, кандидат исторических наук Тузанович, Николай Борисович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Диянов, Константин Сергеевич, 2014 год
Литература
101. Абецедарский Л. С. Белоруссия и Россия. Очерки русско-белорусских связей второй половины ХУ1-ХУП в. - Минск, 1978.
102. Адрианова-Перетц В. П. К вопросу о круге чтения древнерусского писателя // ТОДРЛ- Л., 1974. - Т. 28.
103. Адрианова-Перетц В. П. Человек в учительной литературе Древней Руси // ТОДРЛ.- Л., 1972. - Т. 27.
104. Андреев А. Ю. Начало университетского образования в России в отечественной и зарубежной историографии // Отечественная история. - М., 2008. - №4
105. Аржанухин В. В. Славяно-греко-латинская академия и православная церковь // Православие в Древней Руси. - Л., 1989;.
106. Аржанухин В. В. Философия в Падуанском университете в середине XVII в. // Лихудовские чтения. Материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения». - Великий Новгород, 2001.
107. Аристов Н. Московские смуты в правление царевны Софьи Алексеевны. - Варшава, 1871.
108. Беднов В.А. Православная церковь в Польше и Литве. - Минск, 2002;
109. Белов Е. А. Московские смуты в конце XVII в. // ЖМНП. - 1887. №1.
110. Белокуров С. А. Адам Олеарий о греколатинской школе Арсения Грека в Москве в XVII в. - М., 1888;
111. Белокуров С. А. Арсений Суханов. - М., 1891. 4.1;
112. Белокуров С. А. Собрание патриархом Никоном книг с востока // Христианское чтение. - М., 1882. -№9-10.
113. Бердяев Н. Смысл истории. - М., 1990.
114. Берков П. Н. Книга в поэзии Симеона Полоцкого // ТОДРЛ - Л., 1969. -Т. 24.
115. Бобров А. Г. Епифаний Славинецкий // Словарь книжников и книжности Древней Руси-СПб., 1992.-Ч. 1.
116. Богданов А. П. За право «рассуждать». Русский просветитель конца XVII века // Россия XXI. - М., 1994. - № 9-10.
117. Богданов А. П. Известия Кариона Истомина о книжном читании // Памятники культуры. Новые открытия. - Л., 1986.
118. Богданов А. П. К полемике конца 60-х - начала 80-х годов XVII в. Об организации высшего учебного заведения в России // Исследования по источниковедению истории СССР XIII-XVIII вв. - М., 1986.
119. Богданов А. П. Мятежное православие. - М., 2008.
120. Богданов А. П. Перо и Крест: Русские писатели под церковным судом.-М., 1990.
121. Богданов А. П. Русские патриархи. - М.,1998. - Т. 2.
122. Богданов А. П. Сильвестр Медведев // Вопросы истории. - М., 1988. -№ 2.
123. Богданов А.П. Политическая гравюра в России в период регентства Софьи Алексеевны// Источниковедение отечественной истории. - М., 1981.
124. Богданов А.П. Сильвестра Медведева панегирик царевне Софье 1682 г.// Памятники культуры. Новые открытия. - Л., 1984.
125. Богданов А.П. София-Премудрость Божия и царевна Софья
,Алексеевна: из истории русской' духовной литературы и искусстваi ; fy:
XVII в.// Герменевтика древнерусской литературы. - М., 1994. Сб. 7. Ч. 2.
126. Браиловский С. Н. Карион Истомин. Жизнь его и сочинения. - М., 1889.
127. Браиловский С. Н. Отношение чудовского инока Евфимия к Симеону Полоцкому и Сильвестру Медведеву // Русский филологический вестник. 1889. - №4.
128. Браиловский С. Н. Темные места в биографии Сильвестра Медведева. -СПб., 1901.
129. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Малый энциклопедический словарь. / Репринт. Изд. - М., 1997. - Т. 4.
130. Буева JI. П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968.
131. Булычев А. А. История одной политической кампании XVII в. Законодательные акты второй половины 1620-х годов о запрете свободного распространения «литовских» печатных и рукописных книг в России. - М., 2004.
132. Бухаркин П. Е. Патриарх Никон и европеизация русской культуры во второй половине XVII века // О древней и новой русской литературе. -СПб., 2005.
133. Былинин В. К. К вопросу о полемике вокруг русского иконописания во второй половине XVII в. «Беседа о почитании икон святых Симеона Полоцкого» // ТОДРЛ.- Д., 1997. - Т 50.
134. Былинин В. К., Грихин К. А. Симеон Полоцкий и Симеон Ушаков // Барокко в славянских культурах. - М., 1982.
135. Бычков В. В. Эстетика в России. - М., 1989.
136. Введенская JI. А., Павлова JI. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону, 1998.
137. Вернадский Г. В. История России. Московское царство. - М., Тверь, 1997.
138. Веселовский А. Западное влияние в новой русской литературе. Историко-сравнительные очерки. -М., 1896.
139. Вознесенская И. А. История Новгородской школы в письмах митрополита Иова // Лихудовские чтения. - Великий Новгород, 2001.
140. Вознесенская И. А. Рукописные учебники братьев Лихудов начала XVIII в. в Петербургских хранилищах // ТОДРЛ. - СПб., 2008. - Т. 59.
141. Волков М. Я. Ревнители православия и светская власть в 80-х годах XVII в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. - М., 1990.
142. Волков М. Я. Русская православная церковь в XVII в. // Русское православие. Вехи истории. - М., 1989.
143. Воробьев Г. Паисий Лигарид // Русский архив. Кн.1. - М., 1893.
144. Воробьева Н. В. Церковные реформы в России в середине XVII в.: идейные и духовные аспекты. - Омск, 2002.
145. Голенченко Г. Я. Идейные и культурные связи восточнославянских народов в XVI - середине XVII вв. - Минск, 1989.
146. Голубев И. Ф. Встреча Симеона Полоцкого Епифания Славинецкого и Паисия Лигарида с Николаем Спафарием и их беседа // ТОДРЛ - Л., 1971.- Т.26.
147. Голубев И. Ф. Забытые вирши Симеона Полоцкого // ТОДРЛ. - Л., 1969.-Т.24.
148. Голубев С. Т. Киевская академия в конце ХУН-начале XVIII вв. // Труды Киевской духовной академии (ТКДА). - 1901. - № 11
149. Голубинский Е. Е. Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия. - М., 1872.
150. Горский А. В. О духовных училищах в Москве в XVII в. // Прибавления к творениям св. отцов в русских переводах. - 1852. - Ч.З.
151. Горфункель А. X. Андрей Белобоцкий - поэт и философ конца XVII -начала XVIII вв. // ТОДРЛ.- Л., 1962. - Т. 18.
152. Гребенюк В. П. Эволюция поэтических символов российского абсолютизма (от Симеона Полоцкого до М. В. Ломоносова) // Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII — начала XVIII в. -М., 1989.
153. Греческая культура в России XVII-XX вв. - М., 1999.
154. Григорьева И. Л., Мельников Д. В. К вопросу о византийской традиции в богословии братьев Лихудов // Лихудовские чтения. Материалы научной конференции «Вторые Лихудовские чтения» -Великий Новгород, 2009.
155. Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Новгородская школа братьев Лихудов как восточнославянская академия // Лихудовские чтения. -Великий Новгород, 2001.
156. Гришин Е. С. «Реформа» или «исправление»? К пониманию церковных изменений середины XVII в. // Православие. Конфессия, институты, религиозность XVII-XX вв. - СПб., 2009.
157. Гудзий Н. К. Литература Киевской Руси и украинско-русское литературное единение XVII-XVIII вв. - Киев, 1989.
158. Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. - Новосибирск, 1998.
159. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2003. -Т.П.
160. Демин А. С. Жезл Правления и афористика Симеона Полоцкого // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. - М., 1982.
161. Демин А. С. Писатель и общество в России XVI-XVII веков. - М., 1985.
162. Демин А. С. Русская литература второй половины XVII - начала XVIII вв.-М, 1977.
163. Демков М. И. История русской педагогии. Древнерусская педагогия.— М., 1913.-Ч. 1.
I ' , I ' ' ( L . M I . I
164. Демков М.И. История русской педагогики. Древнерусская педагогика. -СПб., 1899.
165. Диянов К. С. «Писательская община» в России во второй половине XVII в. - латинствующие и грекофилы // Вестник Томского Государственного Университета. История. - Томск, 2012, №4 (20).
166. Диянов К. С. A.C. Лаппо-Данилевский о борьбе восточников с западниками // Вестник Омского университета. - Омск, 2011. №3.
167. Диянов К. С. Взгляды Симеона Полоцкого на самодержавие // III Омские исторические чтения. - Омск, 2011.
168. Диянов К. С. К вопросу об особенностях православно-католического влияния в России в середине XVII в. // Валихановские чтения-16: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Кокшетау, 2012.
169. Диянов К. С., Скрипкина Е. В., Сорокин Ю. А. К вопросу об украинском и белорусском влиянии в России // Традиции экономических, культурных и общественных связей стран содружества (история и современность). Вып.4. - Омск, 2010.
170. Диянов К.С. К вопросу о «грекофильстве» Епифания Славинецкого и «латинофильстве» Симеона Полоцкого // Документ в контексте истории: материалы III Международной научной конференции, посвященной памяти профессора A.B. Ремнева/ под ред. А.П. Тол очко. -Омск, 2013.
171. Диянов К. С. Об организации школы «греческого и славянского языков» в России XVII в. // Вопросы методологии и истории в работах молодых ученых: сб. науч. статей/ под ред. В. Н. Худякова. - Омск, 2012.
172. Диянов К.С. «Просветительство» латинствующих и грекофилов в контексте культурного диалога России и Запада в XVII в. // Межкультурные коммуникации и идеология миротворчества:
материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 26 мая 2012 г. - Тюмень, 2013.
173.Диянов К.С. Некоторые проблемы изучения идейной борьбы грекофилов и латинствующих последней четверти XVII в.// Проблемы истории материальной и духовной культуры народов России и зарубежных стран: материалы Всероссийской с международным участием научной конференции студентов и аспирантов (Сыктывкар, 30 марта 2012 г.). - Сыктывкар, 2013.
174. Диянов К.С. Проблема авторитета в отношениях власти и подданных в России в последней четверти XVII в. (на примере греко-латинской полемики «о пресуществлении святых даров») // Вестник Томского Государственного Университета. История. - Томск, 2013, №5 (25).
175. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. - М., 2001.
176. Елеонская А. С. «Обед душевный» и «Вечеря душевная» Симеона Полоцкого в историко-литературном процессе // Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII- начала XVIII вв. -М., 1989.
177. Елеонская А. С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII в.-М., 1990.
178. Елеонская А. С. Русская публицистика второй пол овины XVII в. -М., 1978.
179. Елеонская А. С. Человек и вселенная в ораторской прозе Епифания Славинецкого // Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII- начала XVIII вв. - М., 1989.
180. Еремин И. П. Декламация Симеона Полоцкого // ТОДРЛ. - М., Л., 1951.-Т. 8.
181. Еремин И. П. К истории общественной мысли на Украине второй половины XVII века// ТОДРЛ. - М., Л., 1954. - Т. 10.
182. Еремин И. П. К истории русско-украинских литературных связей в XVII веке // ТОДРЛ - М., Л., 1953. - Т. 9.
183. Еремин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого // ТОДРЛ. - М., Д., 1948.-Т. 6.
184. Живов В. М. Религиозная реформа и индивидуальное начало в русской литературе XVII века // Из истории русской культуры XVII-XVIII в.- М.,1996. - Том III.
185. Жуков Д. А., Пушкарев Л. Н. Русские писатели XVII века. - М., 1972;.
186. Забелин И. Е. Первое водворение в Москве греколатинской и общей европейской науки. Речь, читанная на заседании Императорского Общества Истории и Древностей Российских 19 апреля 1886 г. - М., 1887.
187. Запольская H. Н. Книжная справа в Московской Руси в XVII в. // Вестник РГНФ. - М., 2000. - № 3;
188. Звонарева Л. У. Общность просветительских мотивов в творчестве Ф. Скорины и С. Полоцкого// Франциск Скорина - белорусский гуманист, просветитель, первопечатник. - Минск, 1989.
189. Зеленин А. В. Книжная справа как языковой и культурный феномен // Вестник ЛГУ. - 1989. - № 16.
190. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. - Минск, 2007.
191. Зиборов В.К. Иоаким // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2. - СПб., 1993;
192. Знаменский П. В. История русской церкви. - М., 1996.
193. Зубовский П. К биографии Сильвестра Медведева // ЖМНП. 1890. -№11.
194. Иерусалим в русской культуре. - М., 1994.
195. Извеков Д. Полемическая противопротестантская деятельность ученых греков братьев Лихудов // Православное обозрение. 1872. Т. 1.
196. Ильин М. А. Проблема «московского барокко» XVII века // Ежегодник института истории искусств. - М., 1957.
(* I
197. Ионайтис О. Б. Евфимий Чудовский в русской мысли XVII в. // Русская философия. Новые исследования и материалы. - СПб., 2001.
198. Исаевич Я. Д. «Греческое» и «латинское» наследие в украинской и белорусской культуре XIV-XVII вв. Символическое значение и реальное содержание // Славяне и их соседи. Греческий и славянский мир в Средние века и раннее Новое время. - М., 1994.
199. Исследования по источниковедению истории СССР XIII-XVIII вв. -М., 1986.
200. Историческое известие о Киевской Академии // Древняя Российская вифлиофика. - М., 1782.
201. Историческое известие о Московской Академии // Древняя Российская вивлиофика. -М., 1782.
202. История русской литературы XVII-XVIII вв. - М., 1969.
203. История русской литературы. - М., Д.,1948. - Т.2. 4.2.
204. История русской литературы. Древнерусская литература - JL, 1980. -Т.1.
205. История философии в СССР. -М., 1968.
206. Каптерев Н. Ф. О греко-латинских школах в Москве XVII в. До открытия славяно-греко-латинской академии // Прибавления к творениям св. отцов в русских переводах. - 1889. - кн. 4.
207. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа. - М., 1887.
208. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. - М., 1996.
209. Каптерев Н. Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия. - СПб., 1895.
210. Каптерев Н. Ф. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. -М., 1891.
2И.Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. - М., 1884.
212. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. -М., 1991.
213. Карпов Г. Ф. Киевская митрополия и московское правительство во время соединения Малороссии с Великою Россией 1654-1661 гг. -Киев. 1874.
214. Карпов Г. Ф. Киевская митрополия и московское правительство во время соединения Малороссии с Великою Россией // Православное обозрение. - 1871. № 8-9.
215. Карташев А. В. Очерки по истории русской Церкви. - М.,1992.
216. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. - СПб., 2004.
217. Кивельсон В. Родственные связи и покровительство в провинциальной и московской политике XVII в. // Родина - М., 1994. -№ 11.
218. Кириллин В. М. Русская образованность Х-ХУП вв. // Герменевтика древнерусской литературы. - М., 2010. - Сб. № 15.
219. Киселева М. С. Барочная антропология: нравственное богословие в проповедях Симеона Полоцкого // Вопросы Философии. - М., 2008. — №7.
220. Киселева М. С., Чумакова Т. В. Вхождение России в интеллектуальное пространство Европы: между Царством и Империей // Вопросы философии. - М., 2009. - № 9.
221. Клибанов А. И. Духовная культура Средневековой Руси. - М., 1994.
222. Ключевский В. О. Западное влияние и церковный раскол в России XVII в. // Очерки и речи. - М., 1913.
223. Ключевский В. О. Русская история. - М., 2006.
224. Козловский И. П. Сильвестр Медведев. Очерк из истории русского просвещения и общественной мысли в конце XVII в. - Киев, 1895.
225. Конявская E.JI. Авторское самосознание древнерусских книжников. -М., 2000.
226. Копылов А.Н. Дискуссионные вопросы периодизации просветительства в России // Актуальные проблемы истории русской культуры. - М., 1991.
227. Корнеев М. Я. Проблемы социальной типологии личности. - М., 1971.
228. Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX вв.-М., 1983.
229. Кульматов В. А. К вопросу о диспуте А.Х. Белобоцкого и братьев Лихудов в 1685 г. // Лихудовские чтения - Великий Новгород, 2001.
230. Курукина И. Л. «Остен» и «Щит веры» - памятники антилатинской полемики конца XVII в. // Чтения по истории русской культуры. - М., 2000.
231. Курукина И. Л. Дискуссия грекофилов и латинствующих конца XVII в. // «Филевские чтения»: материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII - начала XVIII вв. 8-11 июля 1993 г.-М., 1994. -Вып.6.
232. Лаврентьев А. В. К истории создания училища в Московской Бронной слободе в XVII в. // История СССР. - М., 1991. - № 3.
233. Лавров А. С. Гравированный лист с виршами Сильвестра Медведева // ТОДРЛ. - СПб., 1996. - Т. 50
234. Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв. - М., 1990.
235. Лебедев Л. Москва патриаршая. - М., 1995.
236. Лихачев Д. С. Великий путь. Становление русской литературы XI-XVII веков. - М., 1987.
237. Лихачев Д. С. Возрастание личностного начала в литературе XVII века. // Избранные работы - М.,1987. - Т. 1.
238. Лихачев Д. С. Русская культура Нового времени и Древняя Русь // ТОДРЛ.- Л.,1971. -Т. 26.
239. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси - М.Д958.
240. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХУИ вв.// Избранные работы. - Л., 1987. - Т. 1.
241. Лурье В. М. Русское православие между Киевом и Москвой. - М., 2009.
242. Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI вв. - М., Л., 1960.
243. Любачев С. В. Патриарх Никон. - СПб., 2003.
244. Любимов С. Борьба между представителями великорусского и малорусского направлений в Великороссии в конце XVII в. // ЖМНП. -1875.-№8, №9.
245. Майков Л. Н. Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетий. - СПб., 1889.
246. Мансветов И. Д. Как у нас появились церковные книги: материалы по истории книжной справы в XVII в. - М., 1883.
247. Маркасова Е. В. К вопросу о соотношении древнерусской литературной традиции и поэтики польского барокко в виршах Симеона Полоцкого // ТОДРЛ - СПб., 1996. - Т. 50.
248. Матченко И. П. Досифей, патриарх иерусалимский и его время. - М., 1878.
249. Мельгунов С. П. Религиозно-общественные движения ХУИ-ХУШ вв. в России. -М., 1922.
250. Мерлин В. С. Связь социально-типического и индивидуального в личности// Вопросы психологии. - 1967. - № 4.
251. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 1994. -Т.2.
252. Миркович Г. О школах и просвещении в патриарший период // ЖМНП.-1878.-№7.
253. Миркович Г. О. О времени пресуществления святых даров. - Вильно, 1886.
254. Мировосприятие и самосознание русского общества Х1-ХХ вв./ Сб. статей. -М., 1994.
255. Митр. Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина, Грекороссийской церкви. - СПб., 1827. -4.1.
256. Митр. Макарий (Булгаков). История русской церкви-М., 1996. Кн. 7.
257. Митюров Б. Н. Симеон Полоцкий - выдающийся просветитель XVII в. // Советская педагогика. - М., 1971- № 7.
258. Морозов А. А. Симеон Полоцкий и проблемы восточнославянского барокко // Барокко в славянских культурах. - М., 1982.
259. Немировский Е. Л. Стихотворец и педагог Карион Истомин // Русская речь. - М., 1985.-№5.
260. Нечаев В. В. Малорусско-польское слияние в Москве и Русская школа XVII века // Три века. Россия от Смуты до нашего времени - М., 1991 -Т.2.
261. Нечаев В. В. Царствование Федора Алексеевича и правление царевны Софьи // Три века.- М., 1991.
262. Никольский Н. М. История русской церкви. - М., 1965.
263. Никулин И.А. Преосв. Игнатий (Римский-Корсаков) - церковный деятель, писатель и мыслитель второй половины ХУП в. Жизнь и деятельность./ Автореф. дисс. канд. ист. наук. - Екб., 2013.
264. Ничик В. М. Рецепции греческой духовной культуры на Украине в конце XVI - начале XVII в. // Отечественная философская мысль XI-XVII вв. и греческая культура. - Киев, 1991.
265. Образцов И. Архимандрит Гавриил Домецкий и иеродиакон Дамаскин // Духовная беседа. - 1865. - №3.
266. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1992.
267. Опарина Т. А. «Прения с Евангелием учительным» Кирилла Транквилиона-Старовецкого в русской богословской полемике XVII в. // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. - Новосибирск, 2000.
268. Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. - Новосибирск, 1998.
269. Отечественная общественная мысль эпохи Средневековья. - Киев, 1988;
270. Отечественная философская мысль Х1-ХУП вв. и греческая культура. -Киев, 1991.
271. Очерки по истории СССР: Период феодализма XVII в. - М., 1955;.
272. Очерки русской культуры XVII в.. Духовная культура. - М., 1979 -4.2.
273. Панич Т. В. «Щит веры» - памятник антилатинской полемики конца XVII века: (структура, состав, литературные особенности) // Источники по русской истории и литературе: Средневековье и Новое время. -Новосибирск, 2000.
274. Панич Т. В. Эсхатологические мотивы и образ гонимой церкви в книге «Щит веры» // 200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве»: мат. юбилейных чтений по истории и культуре Древней и Новой России. - Ярославль, 2001.
275. Панич Т. В. Эсхатологические мотивы и образ гонимой церкви в книге «Щит веры» // 200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве».: мат. юбилейных чтений по истории и культуре Древней и Новой России. - Ярославль, 2001.
276. Панченко А. М. Два этапа русского барокко // ТОДРЛ - Л., 1977. -Т.32
277. Панченко А. М. История и вечность в системе культурных ценностей русского барокко // ТОДРЛ.- Л., 1979. - Т. 34.
278. Панченко A. M. Начало петровской реформы: идейная подоплека // Из истории русской культуры XVII-XVIII вв. - М., 1996.
279. Панченко А. М. О русской истории и культуре. - СПб., 2000.
280. Панченко А. М. О русском литературном быте рубежа XVII - XVIII вв. // ТОДРЛ.- Л., 1969. - Т. 24.
281. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры XVII-XVIII вв.- М., 1996. - Т. 3.
282. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. - М., 1984.
283. Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. - Л., 1973.
284. Панченко А. М. Симеон Полоцкий // Словарь книжников и книжности Древней Руси - СПб., 1993 - Ч. 3.
285. Панченко А. М. Слово и знание в эстетике Симеона Полоцкого// ТОДРЛ.- Л.,1970. - Т. 25.
286. Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. - М., 1982;
287. Певницкий В. Епифаний Славинецкий, один из главных деятелей русской духовной литературы XVII в. // Труды Киевской Духовной Академии. - Киев, 1861. -Т.2.
288. Перевезенцев C.B. Русский выбор: очерки национального самосознания. - М., 2007.
289. Петров Н. И. Киевская академия во второй половине XVII в. - Киев, 1895.
290. Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. - Казань, 1904.
291.Плохий С. Н. Папство и Украина. Политика Римской курии на украинских землях в XVI-XVII вв. - Киев, 1989.
292. Плюханова М. Б. О некоторых чертах личностного сознания в России в XVII в. // Художественный язык средневековья. - М., 1982.
293. Подтергера И.А. Письма и послания Симеона Полоцкого /Автореф. дисс. канд. филол. наук. - СПб, 2010.
294. Поздеева И. В. Московское книгопечатание первой половины XVII в. // Вопросы истории. - М., 1990. - №10
295. Покровский М. Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 1921. Плеханов Г. В. О религии и церкви. - М., 1957.
296. Покровский Н. Н. Исследование об идейной борьбе в России XVII века // Вопросы Истории. - М., 1988. №8, №9.
297. Полевой П. История русской литературы в очерках и биографиях. 4.1.-СПб., 1883.
298. Полознев Л. Ф. Канонизация митрополита Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета церкви в середине XVII в.// Церковь, общество и государство в феодальной России. - М., 1990.
299. Попов В. Симеон Полоцкий как проповедник. - М., 1886.
300. Пресняков А. Е. Российские самодержцы. -М., 1990.
301. Прозоровский А. А. Сильвестр Медведев. Его жизнь и деятельность. -М., 1896.
302. Пузиков В. М. Общественно-политические взгляды Симеона Полоцкого// Научные труды по философии Белорусского государственного университета. - Минск, 1958.
303. Пушкарев Л. Н. Культурные связи Украины и России во второй половине XVII в. // Вопросы истории. - М., 2000. - № 7.
304. Пушкарев Л. Н. Культурные связи Украины и России после их воссоединения // История СССР. - М., 1979. - № 3.
305. Пушкарев Л. Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века. - М., 1982.
306. Рамазанова Д. Н. Богоявленская школа - первый этап Славяно-греко-латинской академии // Очерки феодальной России - М., 2003. - Вып. 7.
307. Рамазанова Д. Н. Становление системы преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии // Лихудовские чтения: сб. мат. науч. конф. «Вторые Лихудовские чтения». - Великий Новгород, 2009. »
..,.,,,„ * ■ ■ ' ■ 1 ' 1
308. Рамазанова Д. Н. Братья Лихуды и начальный период истории Славяно-греко-латинской академии/ Автореф. дисс. канд. ист. наук. -М., 2003.
309. Религия и церковь в истории России. - М., 1975.
310. Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. -М., 1995.
311. Робинсон М. А., Сазонова Л. И. Заметки к биографии и творчеству Симеона Полоцкого // Русская литература. 1988. — № 4.
312. Робинсон А. Н. Идеологические закономерности движения литературного барокко // Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII -начала XVIII в. - М., 1989.
313. Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. - М., 1974.
314. Робинсон А. Н. Зарождение концепции авторского стиля в украинской и русской культуре конца XVI - XVII вв. // Русская литература на рубеже двух эпох. - М.,1971;
315. Робинсон А. Н. Симеон Полоцкий - астролог // Проблемы изучения культурного наследия. -М., 1985.
316. Робинсон А. Н. Симеон Полоцкий и русский литературный процесс // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. - М., 1982
317. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. - М., 1974.
318. Рогов А. И. Новые данные о составе учеников Славяно-греко-латинской академии // История СССР. 1959. № 3.
319. Ротар И. Епифаний Славинецкий, литературный деятель XVII в. -Киев, 1901.
320. Рулякова Д. Н. Изучение жизни и деятельности братьев Лихудов: источниковая база // Лихудовские чтения. - Великий Новгород, 2001.
321. Румянцева В. С. Кружок Стефана Внифатьева // Церковь, общество и
322. Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. - М., 1986.
323. Румянцева В. С. Ртищевская школа // Вопросы Истории. - М., 1983. №5.
324. Румянцева В. С. Русская школа XVII века // Вопросы Истории. - М., 1978.-№6.
325. Румянцева B.C. Тенденции развития общественного сознания и просвещения в России XVII в.//Вопросы Истории. - М., 1988. - № 2
326. Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история. -СПб., 2006.-Т.2.
327. Сазонова JI. И. Восточноевропейские академии XVI-XVIII вв. в контексте европейской академической традиции // Славяноведение. -М., 1995.-№3.
328. Сазонова Л. И. Евфимий Чудовский - новое имя в русской поэзии XVII в. // ТОДРЛ,- СПб., 1990. - Т. 44.
329. Сазонова Л. И. К вопросу о поэзии русского барокко// Вопросы литературы. - М., 1985-№ 8.
330. Сазонова Л. И. Ранние московские декламации Симеона Полоцкого в контексте конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона // Славяноведение. - М., 1998. - №2.
331. Сазонова Л. И. Сильвестр Медведев - редактор Симеона Полоцкого // Теория и история литературы. - Киев, 1985.
332. Сазонова Л. К вопросу о поэзии русского барокко // Вопросы литературы. - М., 1985. - № 8.
333. Сазонова Н. И. Об исправлении богослужебных книг при патриархе Никоне // Отечественная история. - М., 2008. - № 4.
334. Сетин Ф. И. Педагогические взгляды и деятельность Симеона Полоцкого // Советская педагогика. - М., 1981- № 12.
335. Сиромаха В. Г. Книжные справщики печатного двора второй половины XVII в. // Старообрядчество в России. - М., 1999. ,
.1 U 41 U ' » 1
336. Скрипкина Е. В. Государство и церковь в традиции раннего старообрядчества. - Омск, 2012;
337. Скрипкина Е. В. К вопросу о восточном и западном влиянии в России в царствование Алексея Михайловича (традиции и новации) // Вестник Томского Государственного Университета. История. - Томск, 2012, №4 (20).
338. Славяне и их соседи. Греческий и славянский мир в Средние века и раннее Новое время. -М., 1994.
339. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. - СПб., 1992. -Ч. 1.
340. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. - СПб., 1993. -4.2.
341. Смеловский А. Братья Лихуды и направление теории словесности в их школе // Журнал Министерства Народного Просвещения (ЖМНП). - 1845.-№3.
342. Сменцовский М. Н. Братья Лихуды: опыт исследования из истории церковного просвещения в духовной жизни конца XVII - нач.XVIII вв. -СПб., 1899.
343. Смирнов П. Иоаким, патриарх московский // ЧОЛДП. 1879. - № 2.
344. Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. - М., 1855.
345. Соболевский А. И. Западное влияние на литературу Московской Руси ХУ-ХУП вв.-СПб., 1899.
346. Соболевский А. И. Образованность Московской Руси ХУ-ХУИ вв. Речь, читанная на годичном акте Императорского Санкт-Петербургского университета 8 февраля 1892 г. - СПб., 1892.
347. Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв.-СПб., 1903.
348. Современный философский словарь / под. ред. В.Е. Кемерова. -Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск, 1998.
349. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т.13-14. - М., 1991.
350. Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. 1994. № 4-5.
351. Софронова Л. А., Липатов А. В. Барокко и проблемы истории славянских литератур и искусств // Барокко в славянских культурах. -М., 1982.
352. Сфетас С. XVII век - веха в развитии греческо-русских культурных отношений // Греческая культура в России XVII-XX вв. - М., 1999.
353. Сырку П. Николай Спафарий до приезда в Россию // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. - СПб., 1888.
354. Тальберг Н. История русской церкви. - Киев, 2007.
355. Татарский И. А. Православные религиозно-просветительные братства на Руси. - Харьков, 1910.
356. Татарский И. А. Симеон Полоцкий: его жизнь и деятельность. - М., 1886. Майков Л. Н. Очерки из истории русской литературы XVII-XVIII вв.-СПб., 1889.
357. Топоров В. Н. Московские люди XVII века // Из истории русской культуры XVII-XVIII в.- М.,1996. - Том III.
358. Уланов В. Я. Западное влияние в московском государстве // Три века. Россия от Смуты до нашего времени- М., 1913. - Т.П.
359. Ундольский В. Ученые труды Епифания Славинецкого // Чтения в Обществе истории и древностей российских. Кн.4.отд.4. - М., 1864.
360. Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Избранные труды. - М., 1994. - Т.1.
361. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. - СПб., 2001.
362. Филина Е. И. Влияние придворной политической борьбы на духовное состояние русского общества начала 40- гг. XVII в. // Герменевтика древнерусской литературы. - М., 2005.
363. Флоровский Г. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991.
364. Флоря Б. Н. Вопрос о создании греческого училища и греческой типографии в Москве в 30-40-х годах XVII в. // Греческая культура в России XVII-XX вв. - М., 1999;
365. Фонкич Б JI. Еще раз о цели поездки Арсения Суханова на Афон в 1654 г. // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. - Новосибирск, 2000.
366. Фонкич Б. JI. «Привилегия на Академию» Симеона Полоцкого -Сильвестра Медведева // Очерки феодальной России - М., 2000. Вып. 4.
367. Фонкич Б. Л. Греко-славянская школа на Московском Печатном дворе в 80-х годах XVII в. Типографская Школа // Очерки феодальной России.- М., 1999. - Вып 3.
368. Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV-начале XVIII в. - М., 2003.
369. Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в XVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. - СПб., 1994.
370. Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв. - М., 1977.
371. Фонкич Б. Л. Из истории греческо-украинско-русских культурных связей в первой половине XVII в. // Византийский временник - М., 1999.-Т.52.
372. Фонкич Б. Л. Иоанникий Грек (к истории греческой колонии в Москве в первой трети XVII в.) // Очерки феодальной России - М., СПб., 2006.-Вып. 10.
373. Фонкич Б. Л. К вопросу о соотношении академии Симеона Полоцкого - Сильвестра Медведева и академии братьев Лихудов //
Лихудовские чтения: сб. мат. науч. конф. «Первые Лихудовские чтения». - Великий Новгород, 2001.
374. Фонкич Б. Л. К истории организации славяно-греко-латинского училища в Московской Бронной слободе в конце 60-х гг. XVII в. // Очерки феодальной России - М., 1998. - Вып. 2.
375. Фонкич Б. Л. Новые материалы к биографии Лихудов // Памятники культуры. Новые открытия. -М., 1988.
376. Харлампович К. В. Борьба школьных влияний в допетровской Руси // Киевская старина. - Киев, 1902. - № 9.
377. Харлампович К. В. Западнорусские православные школы XVI -начала XVII века и отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и церкви. -Казань, 1898.
378. Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. - Казань, 1914. - Т. 1.
379. Хипписли А. Западное влияние на «Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого // ТОДРЛ. - СПб., 2001. - Т. 52.
380. Хьюз Л. Царевна Софья. - СПб., 2001.
381. Церковь в истории России. - М., 1967.
382. Человек в культуре русского барокко. - М., 2007.
383. Ченцова В. Г. Восточная церковь и Россия после Переяславской рады. Сб. документов. - М., 2004.
384. Ченцова В. Г. Икона Иверской Богоматери. Очерки истории отношений греческой церкви с Россией в середине XVII в. - М., 2010.
385. Черная Л. А. Верхняя типография Симеона Полоцкого // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. -М., 1982.
386. Черная Л. А. Концепция личности в русской литературе второй половины XVII - первой половине XVIII вв. // Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII -начала XVIII в. - М., 1989.
387. Черная Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. - М., 1999.
388. Чеснокова Н. П. Христианский Восток и Россия: политическое и культурное взаимодействие в середине XVII в. - М., 2011.
389. Шляпкин И. А. Дмитрий Ростовский и его время (1651-1709). - СПб., 1891.
390. Шмеман А. Исторический путь православия. - М., 1993.
391.Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Московское царство. - СПб., 1999.
392. Эйнгорн В. О. Книги киевской и львовской печати в Москве в третью четверть XVII века. - М.,1894.
393. Эйнгорн В. О. Очерки из истории Малороссии в XVII в. О сношениях малороссийского духовенства с Московским правительством в царствование Алексея Михайловича. -М., 1899.
394. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. - М., 1998.
395. Юрганов А.Л. Символ Русского государства и средневековое сознание// Вопросы истории. - М., 1997. №8
396. Юсим М. А. Книги из библиотеки Симеона Полоцкого—Сильвестра Медведева // ТОДРЛ. - СПб., 1993. - Т.47.
397. Ягодкин Д. Симеон Полоцкий как полемист против раскола // Странник. - 1880. -№ 9-10.
398. Яламас Д. А. «Слово на Рождество Христово» Софрония Лихуда // Московия: Проблемы византийской и новогреческой филологии. - М., 2001.- Вып. 1.
399. Яламас Д. А. Рекомендательная грамота восточных патриархов Братьям Лихудам // Очерки феодальной России.- М., 2000. - Вып. 4.
400. Яламас Д. А. Средневековая греческая традиция и труды братьев Лихудов // Лихудовские чтения. - Великий Новгород, 2001.
401. Яхонтов И. Иеродиакон Дамаскин, русский полемист XVII в. - СПб., 1883.
Список сокращений
АИ Акты Исторические, собранные и изданные
археографической комиссией. Т.У. - СПб., 1842; ВИ Вопросы истории
ЖМНП Журнал Министерства народного просвещения
ПЛДР Памятники литературы Древней Руси
ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собрание
первое. Т.2.-СПб., 1830; РГАДА Российский государственный архив древних актов
СГГД Собрание Государственных Грамот и Договоров. Ч.З. - М.,
1822;
ТКДА Труды Киевской духовной академии
ТОДРЛ Труды Отдела древнерусской литературы
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.