Поэзия Л.А. Попова: лирические образы в жанрово-типологическом аспекте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Ефремова, Екатерина Михайловна

  • Ефремова, Екатерина Михайловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Якутск
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 190
Ефремова, Екатерина Михайловна. Поэзия Л.А. Попова: лирические образы в жанрово-типологическом аспекте: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Якутск. 2010. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ефремова, Екатерина Михайловна

Введение.3

Глава I. Природа лирического образа

1.1. Теоретические основы определения образа-переживания, лирического субъекта, лирического «я», лирического героя.16

1.2. Принципы классификации лирических образов. Типология лирических субъектов.35

1.3. Специфика раскрытия лирических образов в жанровом и проблемно-тематическом аспектах.48

Выводы по первой главе.57

Глава II. Лирические образы в стихотворениях Л.Попова

2.1. Типы лирических субъектов в лирике Л.Попова.64

2.2 Лирический герой как художественная основа поэзии Л.Попова.84

2.3 Ролевой герой как носитель «чужого» сознания в лирике

Л.Попова.123

Выводы по второй главе.136

Глава III. Лирические образы в поэмах и цикле стихотворений Л.Попова

3.1. Особенности лирического «я» в поэмах Л.Попова.142

3.2. Лирический герой как структурообразующий компонент цикла стихотворений Л.Попова.156

Выводы по третьей главе.167

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэзия Л.А. Попова: лирические образы в жанрово-типологическом аспекте»

Актуальность исследования и степень изученности. В современном литературоведении одним из актуальных вопросов остается проблема монографического изучения творчества отдельных писателей. Исследование литературного наследия в таком направлении позволяет выявить не только самобытность творчества авторов, определить роль и место их в литературе конкретного периода, но и дает возможность оценить литературный процесс эпохи, развитие национального искусства слова с новых позиций. В истории якутской литературы творчество многих известных поэтов все еще не получило должного научного осмысления. К их числу относится лирика народного поэта Якутии Леонида Андреевича Попова (1919-1990). Его творчество, справедливо считающееся самобытным явлением якутской литературы середины XX в., внесло значительный вклад в формирование поэтической культуры, содержательной, образно-тематической, жанровой системы поэзии в целом. При всей многогранности работы (прозаик, драматург, переводчик) Л.Попов - прежде всего поэт-лирик. Широкому кругу читателей имя поэта стало известно в 1940-е гг., однако публикации относятся к 1937 г., когда на страницах газет «Бэлэм буол» («Будь готов»), «Эдэр бассабыык» («Молодой большевик») печатаются его произведения 1. В 1943 г. выходит первый сборник стихотворений и поэм «Куутэбин керсуЬэр куннэри» («Жду дней встречи»). В последующие годы издаются стихи, поэмы, очерки, рассказы, повести и романы, получившие широкую известность. В творческом активе Л.Попова около сорока книг, где представлены самые разные по форме и по пафосу поэтические произведения: образцы гражданской, медитативной, интимной лирики. Лирика поэта получила высокую оценку на российском уровне: его стихотворения переводили известные русские поэты, среди которых была и великая А.А.Ахматова (1889-1966). Цикл стихов Л.Попова в

1 «Испания ыччатыгар» — «Молодежи Испании», «Ыччат ырыата» — «Песня молодежи» (1937); «Сыидыыс» - «Падающая звезда», «Ырыа» - «Песня» и др. (1938). ее переводах был опубликован в 1952 г. в журнале «Дружба народов», а в 1953 г. все эти стихи вошли в сборник «Утро над Леной». Вероятно, будет справедливым утверждение, что сам факт перевода А.Ахматовой стихотворений якутского поэта свидетельствует о высоком художественном уровне и самобытности его поэтических произведений.

В исследованиях жизни и творчества Л.Попова в якутском литературоведении в основном отмечаются два направления: 1) критические рецензии, статьи, опубликованные в книгах и сборниках; 2) воспоминания и статьи, приуроченные к юбилейным датам, материалам съездов якутских писателей, выходившие в изданиях периодической печати. К изучению поэзии Л.Попова обращались З.К.Башарина, А.А.Бурцев, Д.Е.Васильева, М.Г.Михайлова, Г.Г.Окороков. Исследователями национальных литератур Е.Беленьким, М.Зориным, А.Кешоковым, Д.Романенко, Н.Сибиряковым также рассматривались некоторые вопросы его поэтического творчества. Проза писателя освещается в трудах Д.Т.Бурцева, Е.В.Федорова. Особенности его лирики при изучении стиховой формы исследуются М.Н.Дьячковской, поэтика изобразительных средств анализируется в работах Н.З.Копырина, более подробно рассматриваются его поэмы и циклы П.В.Максимовой, вопросы циклизации в лирике поэта отмечаются и в монографии В. Д.Яковлевой.

Исследователи поэтического наследия Л.Попова отмечают высокую гражданственность, публицистическую остроту, национальную самобытность его произведений. Д.Е.Васильева подчеркивает, что «поэт даже в небольших стихотворениях раскрывает особенности национального характера, которые не подвластны времени» [Васильева, 1995, с. 100]. Наблюдается балладная сюжетность [Максимова, 2002, с. 112; Дьячковская, 2005, с. 230], широкий диапазон звучания лирических произведений поэта. Он обращается к темам разного плана и вместе с тем свободно создает различные формы стихотворений [Максимова, 2005, с. 172]. Отличительную черту его поэтики А.А.Бурцев сводит в конкретности выражения, лаконичности и экономичности изобразительных средств [Бурцев, 2009, с. 35]. Особо подчеркивается афористичность, картинность, выразительность ритма [Зорин, 1979, с. 7], психологическая глубина пейзажных зарисовок, повышенная яркость образов [Бурцев, 1995, с. 114]. Вместе с тем следует отметить, что отмечалась и риторичность, выспренность некоторых его произведений.

В работах убедительно раскрывается жанровое, тематическое своеобразие лирики поэта, стилистические свойства произведений, изучаются тропы, типы его поэм. Однако нет концептуальной работы, посвященной разностороннему анализу специфики его лирических образов. Имея в виду, что «лирический образ» по своей природе многосоставное понятие, изучение образных структур в нашей работе не ограничивается сферой определения субъектных образов, он также намечает и анализ объектных художественных образов. Поэтому формулировка темы исследования «Поэзия Л.А.Попова: лирические образы в жанроео-типологическом аспекте» предполагает раскрытие особенностей тех, и других образов. Однако художественное творчество является результатом преломления объекта в сознании субъекта, то есть объективной действительности в субъективном восприятии и передаче ее автором, что подтверждают анализы объектных (объективных) образов в сопоставлении с субъектными лирическими образами. Следовательно, основной упор делается на выявление специфики субъектных форм выражения авторского сознания, имеющих решающее значение для раскрытия идейно-художественного содержания лирики поэта.

При этом одним из наиболее актуальных и целесообразных направлений современного литературоведения является изучение особенностей лирических образов в аспекте жанровой типологии. Исследование жанров и жанровых форм является одним из плодотворных путей выявления художественного своеобразия лирики, так как они содержательны и активны: жанры объединяют и подчиняют себе все компоненты произведения — образы, сюжет, композицию, особенность стилистики, придавая им характерность, свойственную данному жанру. В силу названных причин жанр выступает одновременно и как важный фактор, и как показатель стиля произведения, а совокупность жанров, свойственных писателю, — как одна из существенных примет его творческой индивидуальности [Палкин, 1986, с. 95]. Изучение особенностей лирических образов в аспекте жанрового своеобразия позволит дать наиболее полное представление о поэтике произведений автора, будет способствовать более глубокому постижению лиризма его творчества и, следовательно, адекватному восприятию конкретных произведений.

Лирика Л.Попова в данном аспекте еще не изучалась, а между тем такой подход дает возможность определить специфику и закономерности создания и функционирования лирических образов в поэзии, а именно: своеобразие авторского «я»; особенности идейно-художественного содержания лирики, самобытность творческого метода и художественной индивидуальности. В якутском литературоведении проблема лирического «я» не являлась предметом специального изучения, анализ лирической образности производится чаще всего в аспекте фольклорного своеобразия. С этой точки зрения, предлагаемая работа представляет попытку нового подхода к изучению вопросов лирической образности в якутской поэзии в целом.

Вместе с тем исследование поэзии в намеченном направлении требует обращения к категории «лирический образ», который является значимым компонентом в изучении лирического произведения. В отличие от повествовательных художественных жанров лирика отражает действительность в исключительно своеобразной и специфически сложной образной форме — эстетическая и художественная ценность произведений этого рода литературы выражается и воспринимается именно через категорию «образа», что обуславливает необходимость рассмотрения существующих теоретических концепций этого понятия, его особенностей, функций, классификаций и типологий. Характерное свойство внутренней дифференциации рассматриваемой категории позволяет выделить два основных аспекта теоретического осмысления проблемы.

Во-первых, образ, функционирующий в сфере лирики, воплощается в специфической форме образа-переживания, который считается основой лирического произведения. Своеобразной форме воплощения образа в лирике — образа-переживания посвящены работы по теории лирического рода (И.Л.Гринберг, В.В.Кожинов, Г.Н.Поспелов и др.). Особый интерес представляет ряд специальных исследований середины XX в., раскрывающих особенности лирической образности (Б.П.Городецкий, Д.Е.Максимов, З.С.Паперный, Н.Л.Степанов и др-)- В ряде работ отдельное исследование понятия «лирического образа» специальной задачей не ставится, вопрос находит свое отражение в гармоничном сочетании с теорией лирики.

Разработки проблемы художественного образа в лирике находим в работах А.Н.Соколова (статья «Художественный образ в лирике Лермонтова», 1964), М.А.Палкина (монография «Лирика как искусство стихотворного слова», 1986). В современной теории литературы в этом ракурсе значительны исследования В.Д.Сквозникова (Академическая теория литературы 1964, 2003), В.Е.Хализева (Теория литературы 1996, 2003, 2006). В указанных работах раскрываются специфические черты, особенности воплощения образа в лирике, определяется его особый характер.

Во-вторых, исходя из того, что лирическое переживание предстает в произведении как принадлежащее говорящему — субъекту, определяется качественно другой уровень рассмотрения вопросов лирической образности, сосредоточенной на субъектной проблематике. Поскольку в лирике структурообразующим началом выступает авторская субъективность, представляется необходимым изучение специфики образа лирической личности и разнообразных форм, посредством которых он выражается. Основная форма воплощения образа лирической личности это — лирическое «я», в понимании которого значительны взгляды М.Зусман. Однако наиболее конкретное раскрытие и обоснование это понятие получило в статье И.Ф.Анненского «Бальмонт-лирик» (1909). Работы М.Зусман, И.Ф.Анненского формируют новый подход в изучении проблемы образа лирической личности, интерпретированной ими как синкретическое понятие, одновременно содержащее в себе образы автора и героя.

На основе положений трудов исследователей качественно новый взгляд на субъектную сферу лирики был заложен М.М.Бахтиным. Его теоретические концепции развернул современный исследователь поэтики лирического произведения С.Н.Бройтман. Они определяют природу лирического «я» не как моносубъективность, а как «интерсубъектность». На положениях трудов М.М.Бахтина, С.Н.Бройтмана базируется исследование рассматриваемого вопроса на современном этапе.

Существенное отличие и свою историю имеет другая форма выражения авторского сознания - лирический герой. В качестве термина понятие «лирический герой» впервые было использовано Ю.Н.Тыняновым в статье «Блок» (1921) и включало в себя характеристику субъекта, превращающегося в эмоционально-экспрессивный центр высказывания, в предмет авторефлексии. Данное понятие применительно к лирике А.Блока использовали А.Белый, В.М.Жирмунский, Б.М.Эйхенбаум в книге «Об Александре Блоке» (1921). В дальнейшем специфика образа лирического героя стала объектом , изучения таких исследователей, как Б.Я.Бухштаб, Г.А.Гуковский, Ю.М.Лотман, Д.Е.Максимов и др.

В 1960-1970-е гг. XX в. по поводу теоретического осмысления категории «лирический герой» развертываются многочисленные дискуссии. Так, оппоненты этого понятия на основе положения о тождестве лирики и самой жизни полагали, что оно ведет к отрыву лирики от жизни (В.Назаренко, Б.Томашевский, В.Д.Сквозников и др.). Защитники понятия «лирический герой» указывали, что в поэзии, как и вообще в искусстве, изображение жизни подвергается изменению, которое определяется мировоззрением поэта, его отношением к действительности (Д.Е.Максимов, В.Рунин, А.А.Михайлов, В.В.Виноградов и др.). Значительный интерес по изучению особенностей лирического героя вызывают работы Л.И.Тимофеева, Л.Н.Степанова.

В исследовании границ и специфики понятия «лирический герой» основательны концепции Л.Я.Гинзбург (монография «О лирике», 1964, 1974,

1997), указавшей, что под унифицированную категорию героя нередко подводятся многообразные способы выражения личности поэта, — тогда как лирический герой является только одной из возможностей. В ракурсе данного положения концептуальны взгляды Б.О.Кормана, развившего идеи М.Бахтина, В.Виноградова, Г.Гуковского, Л.Гинзбург и рассматривающего образ героя как одну из субъектных форм выражения авторского сознания. Типологические аспекты, касающиеся этой проблемы, анализируются также в работах А.М.Гаркави, Т.М.Марченко, Ф.Х.Исрапова и др.

Определенный пласт составляют исследования по вопросам классификации и типологии лирических образов, освещенные в работах Л.М.Биншток, С.Н.Бройтмана, Г.Л.Власенко, И.Н.Исаковой, Б.О.Кормана,

A.Н.Соколова, Т.Т.Савченко, Б.Т.Удодова и др.

В бурятской, башкирской, алтайской, аварской, татарской и других национальных литературах России вопросы поэтической образности затрагиваются в работах Е.Е.Балданмаксаровой, А.Я.Беселия, Р.Т.Бикбаева,

B.Г.Демина, Т.М.Дугаржаповой, Н.М.Киндиковой, А.Л.Кошелевой, Н.Н.Таскараковой, Г.Б.Хусаинова, Ч.С.Юсуповой и др.

В якутском литературоведении отдельным вопросам лирики, имеющим непосредственное отношение к лирическому образу, посвящены работы З.К.Башариной, А.А.Бурцева, Н.П.Канаева, Н.З.Копырина, В.Б.Окороковой, Н.В.Покатиловой, И.П.Спиридонова, Г.С.Сыромятникова, а также монографическое исследование по проблемам жанровой типологии (П.В.Максимова), исследования якутского стиха (Г.М.Васильев, М.Н.Дьячковская, Н.Н.Тобуроков), изобразительных средств (Л.Н.Романова).

В целом современные теоретические работы, касающиеся лирической образности, сосредотачиваются на раскрытии субъектной проблематики (специфика воплощения лирического «я») и базируются на концепции, выдвигающей теорию о наличии в произведении двух субъектов — автора и героя, вступивших друг с другом в отношения синкретизма.

В контексте вышесказанного необходимость специального изучения особенностей лирических образов не вызывает сомнения, что позволяет считать тему нашего исследования «Поэзия Л.А.Попова: лирические образы в жанрово-типологическом аспекте» актуальной.

Объект исследования — поэзия Л.Попова: ранняя лирика (сборники «Жду дней встречи», 1943; «Свет над тайгой», 1953; «Утро над Леной», 1953; «Чайки», 1958; «Алмазный край», 1958 и др.); поздняя лирика (сборники «Снегопад», 1963; «Твердость десять», 1966; «Песни Вилюя», 1970; «Я - ветка тайги», 1977; «От океана до океана», 1979; «Гори огнем, сердце мое», 1979; «Близкое солнце», 1980; «Зову май», 1986; «Протяни мне крылья, стерх», 1989).

Предмет исследования — выявление форм и своеобразия лирических образов в жанровой системе поэзии Л.Попова.

Цель исследования: изучение особенностей и закономерностей создания и функционирования лирических образов поэзии Л.Попова в жанрово-типологическом аспекте.

Гипотеза исследования: изучение идейно-художественного содержания, специфики и национального своеобразия поэзии Л.Попова возможно в результате сравнительно-типологического исследования поэтики его произведений, предполагающего анализ особенностей и закономерностей функционирования лирических образов в аспекте жанровой типологии.

Поставленная в работе цель реализуется посредством решения следующих задач:

1. Изучение теоретических аспектов понятия «лирический образ» в литературоведении, систематизация существующих классификаций и типологий лирических образов, особенностей их функционирования в ракурсе субъектной и объектной сфер лирики, проблемы двуединства авторского «я»;

2. Определение особенностей создания, функционирования субъектных и объектных лирических образов Л.Попова в жанрово-типологическом и проблемно-тематическом контекстах;

3. Выявление типологии субъектных лирических образов в поэзии

Л.Попова как показателя полисубъектности лирического «я»;

4. Раскрытие индивидуально-авторского и национального своеобразия субъектных и объектных лирических образов в поэзии Л.Попова;

5. Сравнение особенностей лирических образов Л.Попова с поэзией современников, выявление индивидуальных черт авторского стиля.

В качестве материала исследования в диссертации рассмотрены лирические произведения Л.Попова 1940-1990 гг.

Теоретико-методологической основой диссертации являются исследования поэтики (А.Н.Веселовский, В.М.Жирмунский, М.Ю.Лотман и др.), работы по теории литературы (Н.Д.Тамарченко, Л.И.Тимофеев, В.И.Тюпа, Л.В.Чернец и др.), труды по теории лирики (И.Л.Гринберг, В.В.Кожинов, Г.Н.Поспелов, Т.И.Сильман, В.Д.Сквозников, В.Е.Хализев и др.), исследования в области изучения художественного образа (Г.Д.Гачев, В.А.Скиба, М.Б.Храпченко, Л.В.Чернец и др.), работы по проблемам художественного образа в лирике (А.Н.Соколов, М.А.Палкин и др.), теории о двуединстве лирического «я» (М.М.Бахтин, С.Н.Бройтман), концепции по проблемам лирического героя (А.М.Гаркави, Л.Я.Гинзбург, Б.О.Корман, Т.М.Марченко, Ф.Х.Исрапов и др.), исследования по вопросам классификации лирических образов (Л.М.Биншток, С.Н.Бройтман, Г.Л.Власенко, И.Н.Исакова, Б.О.Корман, Т.Т.Савченко, А.Н.Соколов, Б.Т.Удодов и др.). Особую ценность представляют исследования поэзии национальных литератур, в том числе вышеназванные работы якутских литературоведов.

Научная новизна заключается в том, что впервые в якутском литературоведении предпринимается попытка специального исследования лирической поэзии Л.А.Попова в рамках которого:

- лирические образы его поэзии изучаются в жанрово-типологическом и проблемно-тематическом аспектах, раскрывающих особенности субъектной и объектной характеристики образов; производится классификация лирических образов в ракурсе Современных теоретических концепций о двуединстве авторского «я»;

- выявляются особенности и закономерности их типологии и функционирования в малых, крупных жанрах лирики как отражение многогранности авторского «я»;

- раскрывается индивидуальное и национальное своеобразие лирических образов якутского поэта в контексте исторического стиля эпохи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В лирическом произведении образ не выявляется как определенный характер, лирике свойственна субъективная, личностная форма выражения. Основными категориями, с помощью которых выражается авторское сознание, являются лирический субъект, лирическое «я», лирический герой, каждая из которых имеет свою специфику. Образы, действующие в лирических произведениях, имеют определенную классификацию, которая строится на основе сложных взаимоотношений субъектной и объектной сфер. Причем определяющими факторами в формировании художественной функции лирических образов являются жанровый и проблемно-тематический аспекты.

2. Поэзия Л.Попова представляет собой самобытную художественно-эстетическую систему. Лирическое «я» Л.Попова является сложно организованным феноменом, представляющим многоуровневую категорию, которая способна интегрировать личное, «чужое», обобщенное, также абстрагированное сознание. Многогранность, полисубъектность авторского самовыражения якутского поэта раскрывает определенную типологию, основанную на степени индивидуализации лирического субъекта в тексте (превалирование / минимализация авторского «я»).

3. В центре лирической системы Л.Попова стоит индивидуальное сознание, представленное особым типом лирического субъекта - образом лирического героя. Объединяя отдельные произведения лирики, этот образ выявляет целостное единство авторской идеи и выступает в качестве художественной основы его поэзии. В лирике Л.Попова наблюдается процесс проникновения поэта в «чужое» сознание, которое осуществляется посредством оригинального типа субъекта — образа ролевого героя.

4. Лирический субъект поэзии Л.Попова обусловлен жанровыми факторами — взаимодействие жанровой модальности с субъектной организацией произведений формирует особенности лирического «я», различные в стихотворениях, поэмах и цикле. В лирическом стихотворении авторское «я» принципиально не меняется, оно больше склонно быть собой, характерное его изменение наблюдается в соответствии с разными типами стихотворений. В поэмах наблюдается социализация, глобализация авторского «я» (индивидуальное самосознание вбирает в себя гражданственное, социальное), в цикле стихотворений лирическое «я» укрупняется до масштабов «характера» — как носителя концептуальной авторской идеи.

В работе используются системный и целостный подходы, при изучении лирического произведения, историко-литературный, сравнительно-типологический и когнитивный методы исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в исследовании поэзии Л.Попова как художественно-эстетической системы, определении характеристик лирических произведений, в выявлении своеобразия образов и жанровой специфики, что может способствовать более углубленному рассмотрению его литературного наследия. Монографическое изучение поэзии Л.Попова позволяет выявить художественную значимость и жанровые особенности его творчества, что будет иметь значение для исследования якутской поэзии в целом.

Практическая значимость. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы лирического образа, в изучении литературного наследия Л.Попова, чтении курса лекций, спецкурсов, организации практикумов по истории якутской литературы в высших и средних учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях сектора литературоведения Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Основные положения и выводы исследования изложены на научных конференциях: международных («Язык. Культура. Общество», Москва, 2009; «Наука в современном мире», Москва, 2010), всероссийских («Проблемы литературы народов Сибири: национальное своеобразие, тюркское стихосложение, традиции и новаторство», Якутск, 2009; «В мире научных открытий», Красноярск, 2010), республиканских (Якутск, 2006-2010). Материалы исследования представлены в одиннадцати публикациях диссертанта.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы - 195 стр. Список использованной литературы включает 252 источников.

Во введении обоснованы выбор темы, ее актуальность, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулирована его гипотеза, раскрыты теоретическая и практическая значимость, научная новизна, представлен обзор трудов, обеспечивающих теоретическую основу.

В первой главе «Природа лирического образа» рассматриваются литературоведческие работы о лирическом образе как о сложном, многогранном понятии, включающем в себя категории образа-переживания, лирического субъекта, лирического «я», лирического героя. Освещаются основные подходы исследователей к объяснению природы лирического образа, научные поиски в выявлении их классификации и типологии, основных определяющих функций.

Во второй главе «Особенности образов в лирических стихотворениях Л.Попова» рассматриваются особенности и закономерности создания, функционирования лирических образов, в стихотворениях, посвященных любовной, гражданской, пейзажной, философской тематике. Особое внимание уделяется выявлению типологии субъектов в поэзии Л.Попова, определению их особенностей и художественных функций. Раскрытие национального своеобразия образной системы поэта производится в сравнении и в контексте литературных направлений, творческих методов.

В третьей главе «Особенности образов в поэмах и цикле стихотворений Л.Попова» выявляются специфика, своеобразие раскрытия и функционирования образов в крупных жанрах лирики, в частности поэмы и цикла стихотворений. Особенности образов раскрываются в контексте сопоставления с лирическими стихотворениями, что определяется жанрово-типологическим аспектом исследования.

В заключении в обобщенном виде излагаются основные итоги исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Ефремова, Екатерина Михайловна

Выводы по третьей главе

1. В контексте творческого стиля Л.Попова обращения к крупным жанрам лирики - поэмы и цикла стихотворений — определяются стремлением поэта наиболее полно выразить лирическое чувство в его целостности. Возникновение жанра поэмы в ранней лирике обуславливается особенностями поэтического сознания Л.Попова, связанного с историческими реалиями времени. В 1940-е военные годы сама действительность вела писателей к обобщениям: исключительные характеры стали явлениями реальными, героическое стало адекватным типическому. Духу времени соответствовала тенденция изображения человека в нравственно сильных, благородных, героических проявлениях характера, что требовало укрупнения образа лирического героя поэм, «отказа» от детализации [Максимова, 2005, с. 179]. В этом отношении авторское «я» в лирических поэмах Л.Попова масштабируется в историческом, социальном плане. В произведениях наблюдается социализация, глобализация лирического «я» — субъективный, личный опыт наслаивается на общественно-историческое сознание. В поэмах авторское «я» раскрывается в сравнительно широком ракурсе — автор как представитель исторического сознания поколения («Жизнь, ставшая песней»), как носитель гражданской позиции личности («Моей республике»). Двуединство героя и авторской личности в лирических поэмах принимает, таким образом, форму нераздельности и неслиянности категорий.

До масштабов исторического, национального характера времени укрупняются образы лирических персонажей («Боев и Джулустан», «Жизнь, ставшая песней»). В жанровом отношении подчеркивается, что поэмные персонажи изображаются в широком нравственном и историческом контексте, обнаруживается раскрытие их характеров в становлении и развитии.

Лирические поэмы Л.Попова позднего периода отличаются ориентацией к новым тематическим, содержательным формам, медитативным, философским началом авторских интерпретаций, что в целом детерминировано литературно-историческим контекстом поэзии 1960-70-х гг. Это выражение лирического «я» в форме ролевого героя («Объездчик лошадей»), изображение особенностей характера лирического персонажа с помощью описания бытового интерьера («Юрта Эрилика Эристина»), раскрытие авторских мыслей посредством ассоциативной и метафорической образности, что позволяет приблизить лирическое «я» поэмы к образу ролевого героя («У Ледовитого океана»). В отличие от ранних поэм, содержательный аспект произведений углубляется в плане раскрытия философского, медитативного значения, характерность лирических переживаний подчеркивается введением образов, придающим произведениям самобытный национальный колорит. Категория национального проявляется также и в использовании формы якутского традиционного стихосложения, фольклорных мотивов, реминисценций, образов символов, тесно связанных с особенностями национального менталитета.

2. Цикл «Скупые строки» одно из последних крупных произведений Л.Попова, который содержит в себе глубинный подтекст, философию и опыт, накопленный поэтом за много лет. В ней спрессовано все, что было выражено поэтом в разные годы, в разных произведениях. Именно поэтому анализ художественных особенностей цикла производится нами в заключительной части работы, что в целом позволяет отобразить эволюцию авторского сознания Л.Попова, находящего путь развития в особенностях выражения образа лирического героя. Определяется, что в отличие от жанра лирического стихотворения и поэмы, в цикле обнаруживается концептуализация авторского «я», наблюдается укрупнение образа лирического героя до масштабов «характера». Здесь авторское «я» конкретизируется как образ реального человека с определенным мировоззрением, сознанием, морально-эстетическими качествами, конкретными представлениями о человеке и бытии. Более того, раскрываясь по мере объединения отдельных компонентов цикла, образ лирического героя выступает как носитель концептуальной идеи, целостного единства авторского сознания.

При создании цикла поэт руководствуется логикой, замыслом, концепцией, позволяющим рассматривать ее как открытое выражение авторского мировидения. Лирическое «я» цикла является носителем мыслей и переживаний наиболее концептуального характера, что отражает реальные внутренние закономерности самой лирической системы поэта. Целостное содержание цикла, в основе которого лежит единая поэтическая концепция, единый образ лирического героя, способствует возникновению определенной системности, целенаправленности в отношениях между жанрами лирического стихотворения, поэмы и цикла. Поэт обращается к циклизации в конце своего творческого пути, что наглядно отображает эволюцию поэтического сознания движущегося от малого к крупному жанру. Различные настроения, взгляды автора представлены в цикле весьма оригинально («авторские пословицы»), что в очередной раз подчеркивает индивидуальность поэтического мышления Л.Попова, его творческую самобытность. Тяготение миниатюр к поэтике фольклора (ритмика, слоговая аллитерация, внутренние повторы слов, повторы единой синтаксической конструкции, тропеический арсенал), обращение к формам народных пословиц и поговорок, аналогичных малым жанрам фольклора обуславливают национальное своеобразие цикла.

Таким образом, циклизация как одна из характерных свойств поэтической системы Л.Попова находится в логической взаимосвязи со всеми другими особенностями его лирического воспроизведения реальной жизни и своего исторического времени.

Заключение

Поэтическое творчество Леонида Андреевича Попова представляет собой самобытную художественно-эстетическую систему, которая занимает в истории якутской литературы особое место. Его поэзия в целом несет дух эпохи, общественное сознание поколения, начиная с предвоенных лет до 1990-х гг., где отражаются традиции, культура, национальный характер, духовный опыт народа в определенный исторический период.

С целью раскрытия художественной индивидуальности Л.Попова в работе произведена попытка выявления особенностей лирических образов, предполагающая жанрово-типологический аспект. Поскольку художественная индивидуальность включает в себя в качестве основного компонента содержания авторское сознание, решающее значение для раскрытия идейно-художественного содержания лирики поэта имели субъектные формы выражения авторского сознания. Так, исследование особенностей лирических образов в аспекте жанровой типологии, где значимая роль отводится субъектным лирическим образам, приводит к выводам, связанным с особой моделью лирического «Я» поэзии Л.Попова:

Во-первых, многогранность лирического объекта, многосторонность его отношений с субъектом и предметом изображения определяют сложную структуру лирики Л.Попова, многообразие форм раскрытия в ней авторского сознания. Определяется, что авторское «я» Л.Попова является сложно организованным феноменом, представляющим многоуровневую категорию, которая способна интегрировать личное, «чужое», обобщенное, также абстрагированное сознание. Поэтому с целью четкого разграничения лирических субъектов нами выявлена типология, основанная на степени индивидуализации авторского «я» в тексте, что отражает стремление определить полисубъектность поэтического сознания Л.Попова.

В поэзии Л.Попова выявлены следующие типы лирических субъектов: лирическое «я», лирическое «мы», безличный повествователь, «безличный повествователь + 'чужой голос'», «повествователь + лирическое 'я'», лирический повествователь, лирический герой, ролевой герой. Каждый тип лирического субъекта представляет образ лирической личности — лирического «Я» поэта и выступает в качестве «призмы», способствующей наиболее эффективной передаче мыслей, чувств того или иного характера. Различная степень присутствия «я» в тексте определяется стилевым своеобразием авторского «я» лирики Л.Попова, в целом тяготеющего к синкретической модели. Превалирование лично авторского «я» наблюдается в формах лирического «я», лирического повествователя, «повествователя + лирического 'я'». Обобщенное сознание выражается формой лирического «мы», абстрагированное формами безличного повествователя, «повествователя + 'чужого' голоса». Подчеркивается, что повествовательная форма изложения системы взглядов, где мысль развивается с лирическими переживаниями в эпическом ключе, встречается во многих стихотворениях поэта. Можно утверждать, что Л.Попов — поэт тонкого лирического склада с определенными эпическими чертами, что дает право охарактеризовать его поэзию как «поэзию мысли».

Особенность поэзии Л.Попова в том, что в ней полноценно раскрывается единый автобиографический образ, представленный особым типом субъекта — образом лирического героя. Выступая в качестве художественной основы поэзии Л.Попова, этот образ концентрирует диапазон характеристик от индивидуально-психологических до воплощения в нем идей национального характера. Именно этот тип лирического субъекта раскрывает национально-культурную специфику поэзии Л.Попова, особую этническую ментальность, что позволяет выразить идею концептуального плана. Биографическая, социальная, психологическая определенность образа служит свидетельством того, что в лирическом герое Л.Попов выражает свое понимание человека - он тонкий поэт с чувственным, но в то же время с сильным характером, истинный северянин, любящий свою суровую Родину, гражданин и патриот своей страны. Двуединство авторской личности и героя в лирике поэта предполагает таким образом «нераздельность и неслиянность» категорий.

Однако в лирике Л.Попова наблюдается также и процесс проникновения поэта в «чужое» сознание, которое осуществляется посредством оригинального типа субъекта - образа ролевого героя. Лирическая поэзия Л.Попова по преимуществу автопсихологическая, однако «вложение» собственного непосредственного «я» в уста определенной фигуры раскрывает примеры ролевых стихотворений. Обращение поэта к ролевым героям определяет самобытность поэтического творчества Л.Попова и свидетельствует о стремлении автора придать лирическим переживаниям наиболее универсальный, «гибкий» и обобщенный характер.

В целом типология, основанная на степени индивидуализации лирического «я» в тексте, определяет многообразие форм выражения авторского сознания, что условно представляет первый основной уровень разграничения поэтического «я» в лирике Л.Попова.

Во-вторых, лирический субъект Л.Попова претерпевает изменение в зависимости от соотношения его с различными жанрами и своеобразными устойчивыми жанровыми формами. Взаимодействие жанровой модальности с субъектной организацией произведений формирует особенности лирического «я», различные в стихотворениях, поэмах и цикле, что в целом представляет жанрово-типологический аспект исследования. В произведениях, рассматриваемых в рамках парадигмы лирического стихотворения, авторское «я» дифференцируется в зависимости от его типов — реальность и биографическая достоверность мыслей в стихах-посвящениях, своеобразное свойство «подвижности» сознания в балладе, циклическая необратимость и принципиальная значимость идеи времени в элегии. Если в лирическом стихотворении авторское «я» принципиально не меняется, в крупных жанрах лирики наблюдается его характерное варьирование в плане социализации, глобализации сознания (поэмы), своеобразной его концептуализации до масштабов лирического «характера» (цикл стихотворений). Видоизменения лирического «я» в аспекте типологии жанров обнаруживают своеобразную трансформацию, позволяющую отобразить эволюцию творческого сознания поэта в контексте малых и крупных жанров лирики.

В целом, в поэзии Л.Попова раскрываются традиционные тематические линии — любовь к Родине, воспевание красоты северной природы, интимная лирика, тема о поэтах и поэзии. Однако у Попова аспекты изображения художественной картины мира отличаются оригинальными образными сопоставлениями, своеобразными авторскими интерпретациями, раскрывающимся посредством необычных сравнений, поэтических ассоциаций и представлений, специально подчеркивающих категорию национального. Углубленное мировосприятие, самобытное образное мышление отражаются в проблематике поэтических произведений, раскрывающихся через национальное мировидение в лирических переживаниях, оформленных в особом бинарном контексте. Внутренние оппозиции, своеобразные со- и противопоставления в раскрытии лирических эмоций определяют самобытный авторский стиль. Философский, психологический аспекты переживаний, гармонично сочетающихся с лаконичной формой высказывания, также служат показателем индивидуального авторского стиля. Причем образная система, лексический, тропеический арсенал, звуковая организация, поэтическая интонация — все выдает в нем глубоко национального поэта. Лирические образы в поэзии Л.Попова пронизаны национальным колоритом, что в целом дает возможность представить самобытную поэтическую модель мира с присущими ей особенностями. Все это определяется высокой поэтической культурой, концептуальной волей автора, его индивидуальной творческой манерой, уникальностью поэта как художника слова. Именно поэтому авторское «я» Л.Попова так многогранно и представляется в разноаспектном ракурсе лирического индивида, способного синтезировать различные модуляции авторского и «чужого» голоса.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассмотренной проблемы, связанной с особенностями лирических образов (в частности, субъектных) в жанрово-типологическом аспекте, так как изучение форм выражения авторского сознания в поэзии Л.Попова не исключает возможностей анализа в другом направлении. Однако выбранный нами ракурс исследования оправдывается тем, что теоретический материал логически сочетается с особенностями и диапазоном поэзии якутского поэта, с учетом особенностей исторических и социальных реалий времени его творчества. В связи с этим в дальнейшем требуется исследование динамики, своеобразия и функции выражения авторского «я» в драматических, прозаических произведениях Л.Попова. В этом направлении перспективным представляется исследование поэтики творческого наследия писателя в ракурсе выявления специфики самовыражения авторского «я».

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ефремова, Екатерина Михайловна, 2010 год

1. Бунин И. И цветы, и шмели. .Стихотворения. — М.: Худ. лит., 1999. —222 с.

2. Васильев С. Талыллыбыт айымньылар. Якутск: Бичик, 2007. - Т.1. —240 с.

3. Вешников Г.Г. — Баал Хабырыыс. Талыллыбыт айымньылар. — Якутск: Кн. изд-во, 1968. 464 с.

4. Винокуров ИД. — Чагыл5ан. Талыллыбыт айымньылар. — Якутск: Кн. изд-во, 1972. — 376 с.

5. Гоголев И. Талыллыбыт айымньылар хомуурунньуктара. Сарсыардааццы омур5ан: (ХоЬооннор). Якутск: Бичик, 2005. — Т.1 — 304 е.; Т.2 - 400 с.

6. Данилов Сем. Талыллыбыт айымньылар. — Якутск: Кн. изд-во, 1977. — Т.1.-439 е.; Т.2. — 415 с.

7. Данилов Сем. Избранное: Стихи: Пер. с якут. — М.: Худож. лит., 1977. -Т.1 -286 е.; Т.2-286 с.

8. Данилов Сем. Сэргэлээххэ кемус ардах. Якутск: Кн. изд-во, 1979.216 с.

9. Ермолаев Р.Д. — Багатайский. Дьону кытта дьоллоохпун: хоЬооннор, поэмалар. — Якутск: Кн. изд-во, 1981. — 240 с.

10. Есенин С. Не жалею, не зову, не плачу: Стихотворения, поэмы. — М.: Эксмо-пресс, 2002. 383 с.

11. Ефимов М. Олох ерегейе: хоИооннор, поэмалар, сонеттар. — Якутск: Кн. изд-во, 1986. 96 с.

12. Кудрин А.Г. — Абагинский. Талыллыбыт айымньылар. — Якутск: Бичик, 1997.-224 с.

13. Кулачиков С.Р. — Элляй. Саца оло5у айабыт: хоЬооннор, ырыалар, тылбаастар, поэмалар. Якутск: Кн. изд-во, 1989. - 120 с.

14. Лермонтов М.Ю. Избранное. СПб.: Лимбус-пресс, 2000. — 586 с.

15. Некрасов H.A. Поли. собр. соч. М., 1948. - Т. 2. - 538 с.

16. Попов Л.А. Куутэбин корсуЬэр куннэри: Ырыа-хоЬоон. — Якутск: Кн. изд-во, 1943. — 60 с.

17. Попов Л.А., Софр.Даншов. Советскай союз геройа Федор Кузьмич Попов. Якутск: Саха АССР Госиздата, 1944. — 62 с.

18. Попов Л.А. Жизнь ставшая песней: Стихи. — Якутск: Кн. изд-во, 1948.-32 с.

19. Попов Л.А. Истиц сурэхтэн: ХоЬооннор, поэма. — Якутск: Кн. изд-во, 1950.-68 с.

20. Попов Л.А. Свет над тайгой: Стихи и поэмы. М.: Сов. пис. 1953. —95 с.

21. Попов Л.А. Утро над Леной: Стихи и поэмы. Якутск: Кн. изд-во, 1953.-160 с.

22. Попов Л.А. Хоптолор: Ырыалар-хоЬооннор. Якутск: Кн. изд-во, 1958.- 100 с.

23. Попов Л.А. Алмазный край: Стихи. М.: Сов. Россия, 1958. - 125 с.

24. Попов Л.А. Снегопад: Стихи и поэмы. М.: Гослитиздат, 1963. — 239с.

25. Попов Л.А. Хаамыах халыц хаарынан: ХоЬооннор. Якутск: Кн. изд-во, 1966 е. - 112 с.

26. Попов Л.А. Отуу уота: Ырыалар, хо!юоннор. — Якутск: Кн. изд-во, 1966.- 112 с.

27. Попов Л.А. Твердость — десять: Стихи. — М.: Сов. пис., 1966. 116 с.

28. Попов Л.А. Талыллыбыт айымньылар. Якутск: Кн. изд-во, 1969. —488 с.

29. Попов Л.А. Песни Вилюя: Стихи. М.: Сов. Россия, 1970. - 160 с.

30. Попов Л.А. Кун чугас: ХоЬооннор. Якутск: Кн. изд-во, 1972 с. — 80с.

31. Попов Л.А. Ищу алмазы: Стихи. М.: Сов. пис., 1974. — 134 с.

32. Попов Л.А. Я — ветка тайги: Стихи. — М.: Современник, 1977. 189 с.

33. Попов Л.А. Уот буол, сурэ5им: ХоЬооннор, поэмалар. — Якутск: Кн. изд-во, 1979.-704 с.

34. Попов Л.А. От океана до океана: Стихи и поэмы. — М., 1979. 309 с.

35. Попов Л.А. Близкое солнце: Стихи и поэмы. М.: Сов. Россия, 1980. -318с.

36. Попов Л.А. Аман аатталым: ХоЬооннор. — Якутск: Кн. изд-во, 1983.88 с.

37. Попов Л.А. Зову май: Стихи. — М.: Современник, 1986 с. — 311 с.

38. Попов Л.А. Кынаккын уун миэхэ, кыталык. Якутск: Кн. изд-во, 1989.-320 с.

39. Сивцев Е.С. — Таллан Бюрэ. Кэллим кэпсээри: хоЬооннор, поэмалар. -Якутск: Кн. изд-во, 1979. 172 с.

40. Сметанин Т. Икки томнаах айымньылар: ХоЬооннор, поэмалар, кэпсээннэр, драмалар. — Якутск: Бичик, 1999. 208 с.

41. Старостин А. Сиэн Кынат. Охсуллубут от. Сомо5о хоЬооннор. -Якутск: Бичик, 1996. - 176 с.

42. Тимофеев М. — Терешкин. Отон хоИооннор. — Якутск: Кн. изд-во, 1980.-126 с.

43. Тобуроков П. Дойдум дьоллоох туонатыгар. Якутск: Кн. изд-во, 1987.-320 с.

44. Тобуроков П. Таптаатым, эйиигин таптаатым. — Якутск: Кн. изд-во, 1980.-126 с.

45. Тютчев Ф. И. Стихотворения. М.: Худож. лит., 1972. — 303 с.

46. Урастыырап Куннук. Талыллыбыт айымньылар. Якутск: Кн. изд-во, 1977.-Т. 1.-440 с.

47. Фет А. Стихотворения. М.: Олма-пресс, 2000. - 526 с.

48. Анненский И. Ф. Бальмонт-лирик // Книги отражений. — М.: Наука, 1979.-680 с.

49. Анненский И.Ф. Избранные произведения. Л.: Худ. лит., 1988.736 с.

50. Архипова Е.А. ХоЬоонунан айымньы тутулун ырытыы (методическай пособие). — Якутск: изд-во ЯГУ, 2006. 41 с.

51. Балданмаксарова Е.Е. Бурятская поэзия XX века: (Истоки, поэтика жанров). Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2005. - 252 с.

52. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.-616 с.

53. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М: Худ. лит., 1975. 504 с.

54. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.-422 с.

55. Бахтин М.М. К. философии поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986.

56. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

57. БаЗатаайыскай Р. Айар ньыма туЬунан // Саха литературатын сацалыы керуу: Литературнай критическай ыстатыйалар. Якутск: Ситим, 1994.-С.53

58. Башарина З.К., Максимова П.В., Семенова В.Г. Урун туллук молбестуур* Дьахталлар саха поэттарын олохторугар уонна хоЬоонноругар. -Якутск: Бичик, 2001. 96 с.

59. Башарина З.К. Великая отечественная война в литературе народов Якутии. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. - 117 с.

60. Башарина З.К. Проблема героического в литературе народов Якутии: 1944-1990-е гг. Новосибирск: Наука, 2005. - 125 с.2006.-С. 310-321

61. Бройтман С.Н. Лирика. Три теории лирики // Теория литературы: (Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика). / Н.Д. Тамарченко и др. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. -Том И. С. 333-347.

62. Бурцев A.A., Бурцева М.А. Там, где пасется пегас.: (Современная якутская поэзия). Якутск: Бичик, 2009. - 216 с.

63. Бурцев A.A., Максимова П.В. На крылатом коне: Якутская поэзия от А.Кулаковского до С.Тарасова. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995. 222 с.

64. Бурцев Д.Т. Типы проблематики в якутской прозе. — Якутск: Кн. изд-во, 1992.-С. 106

65. Бурцева Ж.В. Транскультурная модель якутской русскоязычной литературы: художественно-эстетические особенности: Автореф. . канд. филол. наук. Якутск, 2008. - 25 с.

66. БухштабБ.Я. Русские поэты. Л.: Худ. лит., 1970. — 248 с.

67. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. Л.: Наука, 1990. - 137 с.

68. Васильев Г.М. Якутское стихосложение. Якутск: Кн. изд-во, 1965. - 125 с.

69. Васильева Д.Е. Народные писатели Якутии: Очерки. — Якутск: Бичик, 1995.-160 с.

70. Васильева Д.Е. Национальное и общечеловеческое в якутской литературе. Якутск: Изд-во ЯНЦ СОР АН, 1995. - 180 с.

71. Васильева Донская С. С. БиЬиги Сэргэйбит: ыстатыйалар, ахтыылар. — Якутск: Бичик, 1997. — 240 с.

72. Васильев Н. Саха народнай поэта Леонид Андреевич Попов киЬи быЬыытынан // Сунтаар сонуннара. — 1999. Алтынньы 10 к.

73. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под. ред. Г.Н. Поспелова. М.: Высш. шк., 1976. - 442 с.

74. Введение в литературоведение. Литературное произведение:180основные понятия и термины. — М.: Высш. шк.: Академия, 1999. — 555 с.

75. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под. ред. J1.B. Чернец. М.: Высш. шк., 2006. — 680 с.

76. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М.: Высш. шк., 1989.404 с.

77. Власенко Г.Л. О лирическом герое В.А. Жуковского // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1983. - С. 13-20

78. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. — М.: Гослитиздат, 1961.-е. 614

79. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: Изд-во АН ССР, 1963. 255 с.

80. Волков И. Ф. Теория литературы. — М.: Просвещение; Владос, 1995.256 с.

81. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. — 367 с.

82. Гали Халит. Многоликая лирика. — Казань: Татарское книжное издательство, 1990. 336 с.

83. Гаркави A.M. Лирический герой в художественном мире H.A. Некрасова // Проблема автора в художественной литературе. — Ижевск: Изд-во УдГу, 1989. С.70-78

84. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр. М.: Изд-во Моск-го унив-та, 1968. - 280 с.

85. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. -М.: Искусство, 1972. 199 с.

86. Гачев Г. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Изд. центр «Академия», 1998. -429 с.

87. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. Л.: Просвещение, 1970. - 182с.

88. Грехнев В.А. Лирика A.C. Пушкина. О поэтике жанров. Горький: Волговят кн. изд-во, 1985. - 237 с.

89. Гринберг И.Л. Лирическая поэзия. — М.: Сов. писатель, 1955. 226181с.

90. Гринберг И.Л. Современная лирическая поэзия. М.: Изд-во «Знание», 1971.-48 с.

91. Гринберг И.Л. Три грани лирики. — М.: Худож. лит., 1985. 397 с.

92. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.; JL: Сов. писатель, 1964. — 382 с.

93. Гинзбург Л.Я. О лирике. — JL: Сов. писатель, 1974. 408 с.

94. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. - 414 с.

95. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. — JL: Сов. писатель, 1979.222 с.

96. Гиришан М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа.-М., 1991.- 160 с.

97. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. — М., Л: Просвещение, 1966. 266 с.

98. Дамдиное Н. Границы поэзии: (литературные заметки). Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1962. — 65с.

99. Данилов Софрон. Саха литературатын самаан сайына // Хотугу сулус. 1972. - №4. - С.3-12

100. Демин В.Г. Коми поэма. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1978. 143с.

101. Дремов А.К. Художественный образ. М.: Сов. писатель, 1961.406 с.

102. Дымшиц А. О характере в лирике. «Звезда». — 1954. — № 10. — С.172

103. Дьячковская М.Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии. Проблемы эволюции и классификации. Новосибирск: СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1998.-152 с.

104. Есин А.Б. Психологизм // Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под. ред. Л.В. Чернец. М.: Высш. шк., 2006. - С. 236-251.

105. Жирмунский В.М. Теория стиха. — Л.: Сов. писатель, 1975. 664 с.

106. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.:1821. Наука, 1977.-406 с.

107. Зорин М. «Твердость десять» // Попов JI.A. От океана до океана: (Стихи и поэмы). М., 1979. - С. 3-10

108. Иванисенко В. А. Поэзия, жизнь, человек. О лирике. — М.: Советский писатель, 1962. -228 с.

109. Исакова И.Н. О субъектной организации и системе персонажей в лирике // Филологические науки. — 2003. — №1. — С. 27-36

110. Исакова ИН. Система номинаций литературного персонажа: на материале произведений Ф.М. Достоевского и JI.H. Толстого, A.A. Фета и H.A. Некрасова: Дис. канд. филол. наук. М., 2004. - 360 с.

111. Исакова И.Н. О субъектной организации и системе персонажей в лирике // Поэтика литературного произведения. Сборник статей. М.: Макс пресс, 2010. — С.76-91

112. Исрапов Ф.Х. К проблеме лирического героя («равновесие» или «перевес») // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск: Изд-во УдГу, 1990.-С. 16-27

113. Канаев Н.П. Поэзия якутская // История советской многонациональной литературы. — 1972. — Т. 4. С. 564-570

114. Кешоков А. Выше угол прицела // Новые горизонты якутской литературы. — Якутск, 1976. — С. 68-74

115. Киндикова Н.М. Эволюция образной системы в алтайской лирике: Дисс. . канд. филол. наук. Казань, 2003. - 189 с.

116. Кирпелъ И. И. Лирический герой современной поэмы. Литературно-критический очерк. — Киев: Изд-во «Надьянский письменник», 1977.-171 с.

117. Кирилина A.B. О применении понятия тендер в русскоязычном лингвистическом описании // Филологические науки. — 2000. — №3. — С. 19-26

118. Коваленко С.А. Поэма как жанр. — М.: Знание, 1982. 110 с.

119. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М.: Просвещение, 1970.-239 с.

120. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX в.: Развитие стиля и жанра. — М.: Современник, 1978. — 303 с.

121. Копырин Н.З. К новым рубежам. Заметки о якутской поэзии 1955— 1975 гг. Якутск: Кн. изд-во, 1988. - 88 с.

122. Копырин Н.З. Кустук араас ецунэн. Якутск: Кн. изд-во, 1992.112 с.

123. Копырин Н.З. Тяжелое испытание. Якутская поэзия периода Великой отечественной войны и послевоенного десятилетия. — Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1994. 94 с.

124. Копырин Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. -Якутск: Бичик, 1997. 174 с.

125. Корман Б.О. Чужое сознание в лирике и проблема субъектной организации реалистического произведения // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1973. - Т.32. - №3. - С. 209-222

126. Корман Б. О. О целостности литературного произведения // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1977. - Т.36 - №6. - С. 50-513

127. Корман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск: Удмуртия., 1978. - 297с.

128. Корман Б.О. Проблема личности в реалистической лирике. Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1983. - Т.42. - №1. - С. 3-15

129. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. 236 с.

130. Королькова А.В. Женщины, счастье, любовь глазами русских писателей и поэтов: словарь афористических концептов. М.: Флинта: Наука, 2007.- 152 с.

131. Кошелева А.Л. Хакасская поэзия 1920-1990 годов: типология и закономерности развития. — Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2001. 320 с.

132. Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи (семантические этюды) // Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя:184

133. Избранные статьи). — Л., 1974

134. Литература Якутии на современном этапе. 1980—1990 гг. Очерки. Якутск: Изд-во ИГИ АН PC (Я), 2001. - 282 с.

135. Литература Якутии XX в. Историко-литературные очерки. — Якутск: изд-во ИГИ АН PC (Я), 2005. 728 с.

136. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-383 с.

137. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. -СПб.: «Искусство», 1996. 846 с.

138. Магомедова Д.М. Проблемы динамики лирических жанров // Теория литературы: (Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика). / Н.Д. Тамарченко и др. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - Том II. - С. 431-443.

139. Максимов Д.Е. Образ поэта в лирическом творчестве. — «На рубеже». 1954. - № 6

140. Максимова П.В. Якутская поэма: история и типология жанра. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993.-150 с.

141. Максимова П.В. ХоЬоон хонуулардаах ырыа ыллыктардаах.: (Буотур Тобуруокап алгыстаах айар улэтэ). Дьокуускай: Кудук, 2000. - 148 с.

142. Максимова П.В. Жанровая типология якутской поэзии: Вопросы эволюции и классификации форм. — Новосибирск: Наука, 2002. — 255 с.

143. Максимова П.В., Окорокова В.Б. Литература народов Якутии. XX век: своеобразие и основные итоги. — Якутск: Бичик, 2001. — 48 с.

144. Максимова П.В., Григорьева Л.П. Композиционный анализ поэмы (на материале якутской литературы). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. - 128 с.

145. Мандес М.И. Эпос, лирика, драма. К вопросу о и классификации поэзии. Одесса, 1915

146. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Сов. писатель, 1987. - 317 с.

147. Марченко Т.М. Образ лирического героя как интегративный фактор структуры лирического стихотворения. — Вологда, 1991. 15 с.

148. Матюшкина И.Г, Неклюдо С.Ю. Лирика: генезис и эволюция. М.: РГГУ, 2007.-417с.

149. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности: (поэтика и индивидуальность). -М.: Владос, 1999. 357 с.

150. Михайлов A.A. Поэт и лирический герой. — Архангельск, 1960. С.4

151. Михайлов A.A. Лирика сердца и разума: (о творческой индивидуальности поэта). — М.: Советский писатель, 1965. — 395 с.

152. Михашова М.Г. Творческие портреты: Этюды, зарисовки, воспоминания. — Якутск: Кн. изд-во, 1980. — 72 с.

153. Михайлова М. «И душа раскрыта для добра.» // Полярная звезда. -1987.-№5.-С. 89-101

154. Михайлова М. «И хочется петь о бессмертье.» // Полярная звезда. 1989. - №4. - С.55-58

155. Назаренко В.А. О так называемом лирическом герое // Звезда. -1958.-№10. С. 164-165

156. Назаренко В.А. Язык искусства. О мастерстве поэта и прозаика. — Л.: Советский писатель, 1961.

157. Новые горизонты якутской литературы. — Якутск: Якутск, кн. изд-во, 1976.- 247 с.

158. Новый политехнический словарь. — М.: Научное изд-во «Большая советская энциклопедия», 2000. — 676 с.

159. Нурмухамедова P.A. Лирический субъект в поэзии Тимура Кибирова: Автореф. . канд. филол. наук. -М., 2008. 18 с.

160. Оболенская Ю.Л. Художественный перевод и межкультурная коммуникация. М.: Высшая школа, 2006. — 335 с.

161. Окороков Г.Г. Слово ключ к сердцам // Окороков Г.Г. Традиции и поиск. Якутск, 1979. - С. 151

162. Окорокова В.Б. Билинди литература проблемалара. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997.-137 с.

163. Орто дойдуну киэргэтэн.: (Саха народнай поэта Л.Попов туЬунан ахтыылар) — Якутск: Бичик, 2006. — 128 с.

164. Павлюченкова Т. А. Цветообозначения в поэзии И.А. Бунина // Филологические науки. — 2008. — №2. С. 99-107

165. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. Минск: Высшейш. шк., 1986. - 272 с.

166. Паперный З.С. Поэтический образ у Маяковского. М.: Изд-во АН СССР ИМЛИ им. А.М.Горького, 1961.-442 с.

167. Пашкевич О.И. Литература народов Якутии и проблема национального менталитета. Якутск, 2004. - 185 с.

168. Писатели земли Олонхо: Биобиблиогр. справочник / Сост. Д.В. Кириллин, В.Н. Павлова, С.Д. Шевков. — Якутск: Бичик, 2000. 448 с.

169. Покатилова Н.В. Якутская аллитерационная поэзия: (Генезис и эволюция). — М.: Айыына, 1999. — 163 с.

170. Попов Г.В. Хантан хааннаахпытый? Саха народнай суруйааччыларын теруттэрэ. Якутск, 1994. - С. 111-117

171. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. — М.: Изд-во МГУ, 1976.-208 с.

172. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1978. - 351 с.

173. Попова М.П. Основные тенденции развития современной якутской поэзии, 1980-2000 гг.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Якутск, 2004.-23 с.

174. Проблемы творчества И.М. Гоголева — Кындыл: (Поэзия, проза, драматургия). Якутск: Изд-во ИГИ АН PC (Я), 2004. - 192 с.

175. Протодьяконов В. Айар тыл маастара // Кыым. 1979. - Атырдьах ыйын 15 к.

176. Рогова E.H. Элегический модус художественности в литературном произведении: Дисс. . канд. филол. наук. -М., 2005. — с. 178

177. Романенко Д.И. У могучих истоков: (Очерки и статьи о литературе народов Российской Федерации). — М.: Советский писатель, 1963. — 403 с.

178. Романова JT.H. А.Е. Кулаковский и его современники: Особенности поэтического языка. — Новосибирск: Наука, 2002. — 120 с.

179. Рунин В. Спор необходимо продолжить. — «Новый мир». — 1960. -№ 11.-С. 200

180. Рюткенен М. Тендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» // Филологические науки. 2000. — №3. — С. 9-15

181. Савченко Т.Т. Субъектный строй русской лирики: (На материалепоэзии XVII первой трети XIX вв.). Дисс. . доктора филол. наук. -Караганда: КарГу, 2000. - 304 с.

182. Сквозников В.Д. Русская лирика. Развитие реализма. — М.: ИМЛИ РАН, 2002.- 162 с.

183. Сквозников В.Д. Лирический род литературы // Теория литературы. Роды и жанры: (Основные проблемы в историческом освещении). — М.: ИМЛИ РАН, 2003. Т. 3. - С. 394-420.

184. Словарь литературоведческих терминов / Ред. сост. Л.И. Тимофеев, C.B. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

185. Сибиряков Н. Крепнущий голос поэтов Якутии // По ленинскому пути. 1954.-С. 56

186. Сивцев В. Поэт ол байыас // Хотугу сулус. - 1989. - №8. - С.96-99

187. Сильман Т.И. Заметки о лирике. М.: Сов. писатель, 1977. — 223 с.

188. Сидоров Е.С. Статьи о якутской литературе. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. 66 с.

189. Соколов А.Н. Художественный образ в лирике Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Изд-во «Наука», 1964. — С. 173-201

190. Спивак P.C. Русская философская лирика. 1910-е годы. И.Бунин, А. Блок, А. Маяковский: Учеб. пос. — М.: Флинта; Наука, 2005. 407 с.

191. Спиридонов И.Г. Литературабыт бэ5эЬээ уонна бугун. — Якутск: Бичик, 1995.- 190 с.

192. Степанов H.JJ. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. — М.: Художественная литература, 1974. — 368 с.

193. Сыромятников Г. С. Идейно-эстетические истоки якутской литературы. — Якутск: Кн. изд-во, 1973. — 88 с.

194. Тарасов С. Сахалыы сацарар Лена долгуннара // Тарасов С. Алгыстаах ал aha. Якутск, 1981. - С.92-97

195. Тарасов С. Поэт дьиц бэйэтэ. // Чолбон. 1999. - №8. - С. 76-82

196. Таскаракова H.H. Развитие хакасской поэзии 1940-1990-х гг.: (Традиции и новаторство): Дисс. . канд. филол. наук. — Казань, 1996.

197. Теоретическая поэтика: (Понятия и определения). Авт.-сост. Н.Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2002. - 467 с.

198. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. М.: Наука, 1962. — 452 с.

199. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964. — 486 с.

200. Теория литературы. Роды и жанры: (Основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, 2003. - Т. 3. - 592с.

201. Теория литературы: (Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика) / Н.Д. Тамарченко и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 512 с.

202. Теория литературы. Литература. М.: ИМЛИ им. A.M. Горького РАН, 2005. - Том I. - 336 с.

203. Теория литературы: (Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика). / Н.Д. Тамарченко и др. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - Том II. - 512 с.

204. Тимофеев Л.И. О лирическом герое // Литература в школе. — 1963.-№3.

205. Тимофеев Л.И. Биография поэта и лирическое «я» // Литературная газета. 1963. - 3 окт.

206. Тимофеев Л.И. Лирика // Основы теории литературы. М.:

207. Просвещение, 1976. С. 356-368

208. Тобуроков H.H. Вечный поиск волшебства. — Якутск: Якут. кн. изд-во, 1981.- 136 с.

209. Тобуроков H.H. Основные закономерности развития лирической поэзии народов Сибири // Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1983. - С. 109-116 с.

210. Тобуроков H.H. Якутский стих. — Якутск: Кн. изд-во, 1985. — 160с.

211. Тобуроков H.H. Проблемы сравнительного стиховедения. — М.: Наука; Якутск, 1991. 177 с.

212. Тобуроков H.H. Талыллыбыт улэлэр: (ыстатыйалар). Якутск: Бичик, 2009. - 160 с.

213. Томашевский Б. Призрак в литературоведении. «Литературная газета». — 1963. - 1 июня

214. Томашевский Б.В. Стилистика: Учеб. пособие. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. 288 с.

215. Тун Франциска. Субъективность как граница: Цветаева, Ахматова, Пастернак. Электронный ресурс. — Режим доступа: http:www.ruthenia.ni/logos/number/2001 3/10 3 2001.htm

216. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977.- 176 с.

217. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1987. -217с.

218. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2006. -336 с.

219. Удодов Б.Т. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1973. — 701 с.

220. Удодов Б. Т. К вопросу о лирическом герое Лермонтова // Вопросы поэтики литературы и фольклора. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1974.-128 с.

221. Уурастыырап Кюннюк. Хатаппын сабабын: Ыстатыйалар, бэлиэтээЬиннэр, ахтыылар, этиилэр // Ырыа, кудээринэ куурээн, эдэрдэргэ кордебул. — Якутск: Кн. изд-во, 1979. — С. 81-97

222. Успенский Б. А. Семиотика искусства. — М.: Школа «Язык русской культуры», 1995. — 360 с.

223. Федоров Е.В. Дьо5устан сиэттэрэн: ыстатыйалар. Якутск: Кн. изд-во, 1984.-С. 30

224. Федоров Е.В. Якутская проза 1941-55 гг. История, проблематика, художественные особенности. Новосибирск: Наука, 1985. - 168 с.

225. Фигут Рольф. Субъективное и не субъективное в циклическом субъекте «Сумерек» Е.А. Баратынского. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/

226. Хализев В.Е. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. — М.: Высш. шк.; Академия, 1999.-555 с.

227. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 2000. — 398 с.

228. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. - 437с.

229. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.-256 с.

230. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. — М.: Худ. лит., 1982.- 112 с.

231. Хусаинов Г.Б. Башкирская советская поэзия, 1917-1980. М., Наука, 1983.-304 с.

232. Чернец JI.B. Литературные жанры: (Проблема типологии и поэтики). М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

233. Чернец JI.B. Система персонажей // Русская словесность. 1994. -№1. - С. 54-59

234. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969. - С. 327-511

235. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной.: (Система191пейзажных образов русской поэзии). — М.: Высш. шк , 1990. 302 с.

236. Юнг КГ. Очерки по психологии бессознательного. — М.: Cogito-centre, 2006

237. Юсупова Ч.С. О современной аварской лирике. — Махачкала, Дагкнигоиздат, 1970. — 212 с.

238. Яковлева В Д. Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии: типология и поэтика. — Новосибирск: Наука, 2009. — 136 с.

239. Walzer О. Schicksale des lyrischen IchII Walzer O. Das Wortkunstwerk. Leipzig, 1926

240. Susman M. Das Wesen der modernen Lyric. Stuttgart, 1910

241. Kleiner J. Studia z zakresu Teorii Literatury. Lublin, 1956

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.