Поэтика "внутреннего" цикла в творчестве О.Э. Мандельштама тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Бурая, Мария Анатольевна

  • Бурая, Мария Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 231
Бурая, Мария Анатольевна. Поэтика "внутреннего" цикла в творчестве О.Э. Мандельштама: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Владивосток. 2014. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бурая, Мария Анатольевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. «ВНУТРЕННИЙ» ЦИКЛ КАК ОСОБОЕ ПОЭТОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 1.1. Особенности «внутреннего» цикла как нетрадиционного сверхтекстового

образования. Критерии выделения

1.2. Общая характеристика «внутреннего» цикла о познании в творчестве О. Э. Мандельштама: основные этапы

ГЛАВА 2. ТЕМА МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СЮЖЕТОООБРАЗУЮЩАЯ «ВНУТРЕННЕГО» ЦИКЛА

2.1. Формирование темы мировой культуры в составе «внутреннего» цикла (стихотворения 1908-1909 гг.)

2.2. Сборник «Камень» как микроцикл о культуре в составе «внутреннего» цикла (стихотворения 1908-1913 гг.)

ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ ПРИРОДЫ В РАЗВИТИИ «ВНУТРЕННЕГО» ЦИКЛА

3.1. Античный текст в составе «внутреннего» цикла (стихотворения 1914-1920 гг.)

3.2.Кульминация развития темы природы в позднем творчестве (стихотворения 19301937 гг.)

ГЛАВА 4. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО СЮЖЕТА «ВНУТРЕННЕГО» ЦИКЛА: СМЫСЛОВЫЕ ЦЕНТРЫ

4.1 Стихотворение «Нашедший подкову» как тематический центр «внутреннего» цикла

4.2 Микроцикл «Восьмистишия»: завершение эволюции лирического субъекта 178 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика "внутреннего" цикла в творчестве О.Э. Мандельштама»

Введение

Начало XX века в русском историко-культурном развитии стало периодом, наиболее ярко обозначившим первые результаты и итоги произошедших стремительных и разнородных изменений, которые осуществились во всех сферах индивидуальной и общественной жизни. Предчувствие грядущих катастроф и осознание свершившихся перемен отразилось и на поэтическом мироощущении как наиболее чутко и живо реагирующем на актуальные процессы и явления современности. Одним из многих, предугадавших будущее развитие отечественной и мировой истории и культуры, стал О. Э. Мандельштам, чья картина мира непосредственно сформировалась под влиянием главного философского-эстетического события рубежа Х1Х-ХХ вв., которое можно определить как разрушение и потерю целостности. Последняя в восприятии творческих индивидуальностей в это время становится той субстанциональной категорией, которая обеспечивает возможность духовного движения и художественного поиска. Целостность по отношению к историко-культурному процессу в целом и эстетическому объекту в частности при этом определяется как «обобщенное обозначение комплекса различных по происхождению и разнородных представлений о системном единстве мироздания в качестве внутренне дифференцированного целого».1

Утрата целостности, вызванная разрушительными событиями начала XX века, повлекла за собой нарушение глубинных причинно-следственных связей, в результате чего восприятие пространственно-временного континуума стало осознаваться как дискретное и фрагментарное хаотическое сосуществование окказиональных частностей. Затруднился процесс самоидентификации индивидуальности, не ощущающей своих связей с окружающим миром и не соотносящей себя с той или иной общностью других сознаний. Потеря целостности привела к преобладанию драматического и трагического типов самоощущения личности, основанных на противоречии между стремлением к вечному подлинному бытию с полным осуществлением познавательных и креативных способностей и нарастающим катастрофизмом современности с доминирующими ощущениями краткости, бренности, бессмысленного повторения, абсурда и тотального конца. Однако для русской культурной традиции первой трети XX века определяющей становится не констатация сложившегося оппозиционного столкновения, а творческий

1 Целостность// Культурология. Энциклопедия: В 2 т. М., 2007. Т.2. С. 917.

поиск возможностей для продуктивного выхода из него. Такой возможностью в эстетической сфере оказывается акт восстановления целостности, осуществляющийся в художественном произведении.

Целостности как образующему и определяющему субстанциональному свойству в художественном словесном творчестве наиболее полно и показательно соответствует явление циклизации. Будучи одним из наиболее ранних поэтологических фактов, оно неслучайно приобретает характер ведущей тенденции именно в конце XIX - первой половине XX века. Как отмечает в одной из своих статей М. Н. Дарвин, «то, что в начале XIX века, когда поэты, подобно Гейне, называли свои стихотворные объединения "циклами", в европейской и русской поэзии было исключением, в XX веке становится правилом. Так, В. Иванов в 1908 году объединяет 9 стихотворений под названием "Голубой покров" с подзаголовком "цикл сонетов", а Б. Пастернак в дальнейшем в стихотворении "Ева" (1956) вообще применяет слово "цикл" как часть формы художественного ансамбля стихотворений наряду с понятием стиха: "Ты создана как бы вчерне, / Как строчка из другого цикла, / Как будто не шутя во сне / Из моего ребра возникла».2

Стремление содержательно и формально продемонстрировать необходимость тотального восстановления связей оказывается наиболее адекватно реализованным с помощью циклизации. Эта тенденция в той или иной форме и степени характерна для всех ведущих поэтов начала - первой половины XX века, а наиболее яркое ее воплощение представляет собой творчество А. А. Блока и А. Белого. Последнему принадлежит

одно из первых в истории русской литературоведческой мысли рассуждение о циклизации, а также ее соотношении с мировоззрением поэта.

Мандельштам не является исключением в ряду поэтов, демонстрирующих реализацию явления циклизации. Однако несмотря на значительное число работ, посвященных именно этому аспекту исследования творчества поэта, ряд поэтологических фактов циклизации до сих пор остается не изученным полностью. К таким сверхтекстовым образованиям относится и особый цикл, впервые упомянутый К. Ф. Тарановским и названный им «внутренним».3 Очевидно, что общее теоретическое положение, отмеченное

" Дарвин М. Н. Художественная циклизация лирики// Теория литературы: В 4 т. М., 2003. Т.З. С.511-512.

3 Стоит отметить, что использование данного термина носит условный, но мотивированный характер. Определение цикла как «внутреннего» подразумевает особый характер моделирования контекста с учетом как авторской, так и исследовательской интенции. Кавычки в данном случае обусловлены цитированием

исследователем, оказываясь одним из наиболее универсальных и плодотворных предположений в сфере циклизации (в силу максимально расширенного диапазона охватываемых явлений), нуждается в теоретической разработке и систематизации на непосредственном поэтическом материале.

Степень изученности проблемы. Изучение творчества О. Э. Мандельштама, начиная со второй половины XX века, становится одним из наиболее активных и стремительно расширяющихся, многоаспектных направлений современного литературоведения. Отечественные и зарубежные традиции мандельштамоведения представлены многочисленным количеством научных концепций, подходов и методов исследования. «Задержанное» до 1980-х гг. в советском пространстве, мандельштамоведение актуализируется в зарубежном исследовательском дискурсе, начиная с 1950-х гг.. Осуществление непосредственного взаимодействия двух традиций и их взаимообогащение реализуется с конца 80-х гг. На этапе становления мандельштамоведения как в России, так и за рубежом необходимость в первую очередь распространения и сохранения творческого наследия поэта мотивировала особую актуальность обращения к биографическому и текстологическому аспекту. Первые издания избранных сочинений Мандельштама со вступительными статьями, предисловиями и комментариями, подготовленные ведущими учеными (Г. П. Струве, Б. А. Филиппов, С. С. Аверинцев и др.) поставили ряд проблем текстологического и собственного филологического характера, обозначив будущие направления литературоведческих, культурологических и исторических исследований. Значимость биографического материала и сложность его анализа, а также актуальность прояснения многочисленных «темных» пятен в творчестве Мандельштама была представлена деятельностью жены поэта, Н. Я. Мандельштам, объединившей вокруг себя первых манделыптамоведов (А. А. Морозов, И. М. Семенко и др.). Книги, написанные Н. Я. Мандельштам, как неоценимый источник прижизненных свидетельств не только о самом поэте, но и о его текстах, послужили отправной точкой как для создания произведений мемуарного жанра, так и для становления жанра творческого очерка, поэтической характеристики, а в дальнейшем - и монографии. Необходимость создания полного или концентрированного систематического описания художественного мира Мандельштама привела к возникновению традиции, в отечественном литературоведении

термина, который, не являясь традиционным и теоретически отрефлексированным, тем не менее принадлежит К. Ф. Тарановскому.

представленной именами С. С. Аверинцева, Н. А. Струве, М. Л. Гаспарова, Ю. Л. Фрейдина, В. В. Мусатова, О. А. Лекманова, Л. Г. Кихней и др.

Изучение творчества поэта с актуализацией и подробным разбором той или иной частной проблемы, складывается в многоаспектное направление в современном мандельштамоведении, основными разделами которого оказываются исследования, посвященные определению места творчества поэта в историко-литературном или культурном процессе, а также взаимодействие с различными художественными системами и/или творческими индивидуальностями (О. А. Лекманов, С. Н. Бройтман, О. А. Клинг, И. И. Чекалов, Л. Ф. Кацис, Р. Томсон и др.); исследования избранных периодов творчества (В. В. Мусатов, Б. М. Гаспаров, Левин Ю. И. и др.) или произведений поэта (М. Л. Гаспаров, А. К. Жолковский, П. П. Нерлер, И. Вольф и др.). Некоторые проблемы могут приобретать характер отдельного аспекта с выделением уже внутри него собственных разделов. Так, обширный материал в мандельштамоведении представлен и систематизирован в рамках изучения влияния античной традиции на творчество Мандельштама, традиций поэтов XIX (Мандельштам и Тютчев, Мандельштам и Пушкин и др.) и XX века (Мандельштам и Анненский, Мандельштам и Гумилев и др.) или в аспекте взаимодействия творческой системы поэта и того или иного художественного направления (Мандельштам и символизм/акмеизм и т.п.). В ряде современных научных работ актуализируется междисциплинарный подход с привлечением данных философии, культурологии, мифологии, психологии, лингвистики (В. Н. Топоров, К. Ф. Тарановский, Е. А. Попов, Ф. Нетеркотт, Ю. Б. Орлицкий, Л. Г. Панова, Л. А. Колобаева, Н. Н. Богданов, А. С. Демина и др.).

Отдельную группу составляют исследования творчества поэта, связанные с изучением тех или иных категорий или явлений поэтики. Своеобразную традицию на сегодняшний день представляет анализ субъектной структуры лирики Мандельштама ( Д. И. Черашняя, О. Н. Николенко, А. Н. Чеботарева и др.); тематическое и образно-мотивное прочтение творчества (М. Л. Гаспаров, А. К. Жолковский, Л. Л. Горелик, В. В. Кравец, Д. М. Магомедова, Е. В. Завадская и др.); изучение циклических (традиционных и нестандартных) образований (В. И. Тюпа, Л. Д. Гутрина и др.) и т.п.

Одним из основоположников зарубежного изучения творчества Мандельштама, оказавшим значительное влияние на отечественные традиции, стал К. Ф. Тарановский, представивший контекстный метод исследования, или метод «открытых» интерпретаций.

Данное направление в дальнейшем разработано учениками исследователя О. Роненым и С. Бройдом.4 Главным достижением ученого, чьи изыскания повлияли на формирование одного из крупнейших отечественных мандельштамоведов М. Л. Гаспарова, стало введение понятий «контекста» и «подтекста» (в авторском значении) в практику интерпретаций поэтических произведений Мандельштама с возможностью актуализации подтекстов (представленных текстами других поэтов и писателей) и исследовательского моделирования контекстов в рамках творчества данного поэта. Последнее позволило К. Ф. Тарановскому заявить о существовании поэтологического явления «внутренний» цикл5 без дальнейшей теоретической рефлексии данного факта.

«Внутренний» цикл как нуждается в подробных исследованиях и дальнейшем изучении с определением его специфических особенностей формирования и функционирования. На данном этапе «внутренний» цикл можно определить как систему произведений одного автора, взаимосвязанных единством точки зрения лирического субъекта и его рефлексии, общностью тематической, мотивной и образной структур, а также целостным динамически развивающимся лирическим сюжетом и хронотопом.

Актуальность исследования определяется значимостью изучения «внутренней» циклизации как одной из проблем современного литературоведения. Изучение лирического творчества поэтов первой половины XX века остается одним из наиболее динамично развивающихся направлений науки. При этом ряд фактов нетрадиционной (имплицитной) циклизации до сих пор нуждается в более тщательном и подробном систематическом изучении. Обращение к творчеству других поэтов (В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, А. Белого) в аспекте как классической эксплицитной циклизации, так и нестандартных сверхтекстовых явлений имеет богатую историю изучения. Так, последние научные концепции представлены работами Ветошкиной 3. А., Глинина Г. Г., Ильенков А. И., Кулик А. Г., Магомедова Д. М., Молчанова Н. А., Щедракова О. Н. и др. В современном манделыптамоведении традиция изучения циклических образований лишь начинает складываться и нуждается в освещении всех явлений, демонстрирующих реализацию тенденции циклообразования.

4 Описание и теоретическая рефлексия метода представлены в статье О. Ронена «К.Ф. Тарановский и "раскрытие подтекста" в филологии // Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. - СПб: Гиперион. - 2002. -С. 175-184.

5 Тарановский К.Ф. Очерки о поэзии Мандельштама// О поэзии и поэтике. - М., 2000. - С. 18.

В рамках изучения лирического творчества Мандельштама одной из важнейших задач оказывается необходимость создания и систематического осмысления в историко-литературном контексте концепции, обосновывающей существование в творчестве Мандельштама сверхтекстового явления, основанного не только на формальных авторских эксплицитно определенных критериях. Изучение лирического наследия того или иного поэта в аспекте реализации действия потенциальной циклизации позволит более плодотворно использовать в рамках литературоведческого исследования контекстный метод анализа и интерпретации.

Цель исследования — выделить в лирическом творчестве Мандельштама, представленном стихотворениями 1908-1937 гг., «внутренний» цикл. Для этого определить теоретические и методологические основания дифференциации сверхтекстового явления и описать его ключевые особенности на конкретном поэтическом материале.

Задачи исследования:

1) систематизация тематического содержания «внутреннего» цикла;

2) определение лирического сюжета «внутреннего» цикла Мандельштама;

3) выделение основных этапов и смысловых центров в развитии лирического сюжета;

4) анализ субъектной структуры «внутреннего» цикла с выделением лирического

героя;

5) описание эволюционного развития лирического субъекта, представленного в рамках

«внутреннего» цикла;

6) образно-мотивный анализ стихотворений, составивших «внутренний» цикл.

Объект исследования - «внутренний» цикл как особое поэтологическое явление,

основанное на субстанциональной целостности и конструирующееся при участии как авторской, так и читательской/исследовательской активности. Данное сверхтекстовое явление становится объектом исследования как для теоретико-методологического описания («внутренний» цикл как специфическое образование), так и для анализа и интерпретации непосредственного поэтического материала, представленного стихотворениями О. Э. Мандельштама.

В отечественном и зарубежном литературоведении представлены научные работы, в которых изучение стихотворений Мандельштама происходит посредством контекстного рассмотрения с выделением тех или иных групп текстов. Чаще всего основанием для объединения становится тематическая близость. Необходимость учета одновременно и

содержательных, и формальных признаков, являющихся общими для ряда стихотворений, может быть реализована при моделировании исследователем такого явления, как «внутренний» цикл. Особенности изучения такого сверхтекстового объекта предполагают первоначальное установление и определение тех его характеристик, на основе которых будут отбираться входящие в состав стихотворения. Как любой целостный объект, представленный единством разных составляющих частей, «внутренний» цикл нуждается в систематизации посредством выделения в его композиции определенных этапов, отмеченных смысловыми и формальными изменениями в развитии лирического сюжета и других категорий (субъекта, хронотопа, тематического и образно-мотивного содержания).

Предмет исследования - «внутренний» цикл, моделируемый в лирическом контексте стихотворений Мандельштама на основе сквозного развивающегося лирического сюжета и характеризующийся рядом отличительных содержательных и формальных черт. Данное сверхтекстовое единство будет выделено и сформировано из произведений поэта 1908-1937 гг. с учетом авторской интенции, заложенной в развитии единого для всех составляющих «внутреннего» цикла лирического сюжета и тематического содержания.

Первоначальное изучение лирического контекста поэта и его метапоэтических высказываний свидетельствует в пользу того, что главным событийным рядом, образующим сквозной динамически развивающийся сюжет «внутреннего» цикла, является процесс познания. При этом специфическая особенность поэтической картины мира Мандельштама заключается в восстанавливаемом целостном восприятии окружающего мира как познаваемого явления, представленного синтезом различных сфер. Выявление последних позволяет определить и описать тематическое содержание «внутреннего» цикла.

Материал исследования - поэтические произведения О. Э. Мандельштама 1908— 1937 гг., составившие «внутренний» цикл о познании: ранние стихотворения 1908-1909 гг., не вошедшие в сборники; первый поэтический сборник «Камень» 1913 г.; стихотворения 1914-1925 гг. с выделением так называемого античного текста; поздняя лирика 1930-1937 гг., микроциклы «Армения» и «Восьмистишия»; стихотворение «Нашедший подкову».

Научная новизна исследования в теоретическом аспекте обусловлена необходимостью в более подробной разработке определения «внутренний» цикл с уточнением его характеризующих критериев. В историко-литературном аспекте научная

новизна заключается в применении контекстного метода анализа К. Ф. Тарановского по отношению к особому единству - ряду входящих в состав сверхтекста лирических произведений. Контекстное рассмотрение стихотворений поэта, организованное на новых основаниях, может позволить при анализе текстов, уже имеющих обширную историю научного изучения (тексты, вошедшие в «Камень»; стихотворение «Нашедший подкову»; микроциклы «Армения» и «Восьмистишия» и др.), выделить новые проблематические аспекты и актуализировать иные содержательные нюансы.

Методологическую и теоретическая основу исследования составили общефилософские принципы историзма и системности, теоретические исследования, посвященные лирической циклизации ведущих отечественных литературоведов (М. Н. Дарвин [57-64], Л. Е. Ляпина [119-122], В. А. Сапогов [165,166], Л. Г. Акопян [9,10], И. В. Фоменко [209-213], В. И. Тюпа [201], и др.). Включение и критическое осмысление различных научных позиций и подходов обусловлено стремлением учесть все существующие мнения и рассмотреть анализируемый объект объективно и многопланово. В качестве основы для методологии исследования выбран контекстный метод изучения, введенный и представленный в интерпретации поэтических текстов Мандельштама К. Ф. Тарановским и его последователями.6

При анализе поэтического материала использованы теоретические и историко-литературные работы отечественных и зарубежных авторов, в различных аспектах обращавшихся к творческому наследию Мандельштама (С. С. Аверинцев [6-8], М. Л. Гаспаров [45-48], А. К. Жолковский [76-77], Ю. И. Левин [101-103], О. А. Лекманов [108115], О. Ронен [164], И. М. Семенко [172], К. Ф. Тарановский [192,193], Е. А. Тоддес [197198], Ю. Л. Фрейдин [215] и др.).

Теоретическая и практическая значимость диссертации связана с возможностью использования полученных результатов в дальнейшем изучении явлений циклизации. Определение и описание такого поэтологического факта, как «внутренний» цикл позволит уточнить и дополнить существующую классификацию циклических образований. Кроме того, исследования «внутреннего» цикла могут способствовать расширению и углублению существующих научных представлений о явлении имплицитной «внутренней» циклизации. В практическом аспекте использование представленных материалов может быть осуществлено в различных вузовских историко-литературных курсах по русской

6 Одно из наиболее полных описаний метода Тарановского и его практических реализаций представлено в статье Г. А. Левинтона и Р. Д. Тименчика «Книга К. Ф. Тарановского о поэзии Мандельштама» [106].

поэзии XX века, а также при составлении спецкурсов, посвященных анализу лирического произведения. Возможность контекстного анализа составляющих «внутренний» цикл стихотворений может быть рассмотрена как метод исследования, наиболее адекватный по отношению к поэтическому наследию Мандельштама.

Апробация работы и публикации. Промежуточные и основные итоги исследования освещались В ДОКЛАДАХ на следующих конференциях: Научная конференция студентов и аспирантов Дальневосточного государственного университета, Владивосток - в 2009, 2010 и 2011 гг.; XVI и XVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» - 2009 и 2010. Секция «Филология», Москва, МГУ им. Ломоносова; Международная научно-практическая конференция XI Кирилло-Мефодиевские чтения. Форум молодых ученых - 2010 и Международная научно-практическая конференция XII Кирилло-Мефодиевские чтения - 2011. Институт русского языка им. Пушкина, Москва; XIII Межвузовская научная конференция студентов-филологов 2010 и XIV Международная научная конференция студентов-филологов , СПбГУ, Санкт-Петербург, 2011; Международный научный Форум студентов, аспирантов и молодых ученых стран Азиатско-Тихоокеанского региона - Владивосток, ДВФУ, 2011; Всемирный Виртуальный Конгресс по русистике и культуре Планета «Русский язык в виртуальном лингво-коммуникативном пространстве», 2012; Международная научная конференция «Гуманитарные науки и современность», Международный исследовательский институт, Москва, 29 июля 2013; XIX Conference of the International Association for Intercultural Communication Studies (IAICS), Владивосток, 2013.

12

ГЛАВА 1

«ВНУТРЕННИЙ» ЦИКЛ КАК ОСОБОЕ ПОЭТОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1. Особенности «внутреннего» цикла как нетрадиционного сверхтекстового

образования. Критерии выделения.

Стремление к циклизации, ставшее ведущей поэтической тенденцией на рубеже Х1Х-ХХ вв., продолжает оставаться одной из нерешенных многоаспектных проблем современного литературоведения. Ее сложность обусловлена неоднозначным экспериментальным характером поэтического творчества создателей первых сверхтекстовых явлений нового типа. Важность исследования циклизации (расширение уже существующих теоретико-методологических концепций и их возможное уточнение, создание новых классификаций и описаний) связана с возможностью потенциального дополнения и углубления контекстного метода исследования. И наиболее актуальным вследствие меньшей изученности оказывается разработка теории, посвященной нетрадиционным циклическим образованиям, которые возникли в творческой практике поэтов рубежа веков как новаторское, но широко представленное явление. Закономерно, что осмысление нового сверхтекстового образования должно начинаться с осмысления уже существующего и предшествующего родственного аналога, в со- и противопоставлении которому рельефнее выделяются классифицирующие признаки. В данном случае в качестве нового явления выступает «внутренний» цикл, а в качестве его предшественника и ближайшего сопоставимого поэтологического факта - цикл традиционный.

Наличие такого образования, как «внутренний» цикл в творчестве почти любого значительного поэта впервые стало объектом научного осмысления К. Ф. Тарановского. Присутствие особого «целостного» контекстного единства было для него несомненным фактом, однако исследователь не представил достаточно развернутой теоретической концепции, ограничившись беглым описанием: «У всех поэтов есть свои любимые темы, свои любимые образы и даже свои любимые слова. Все эти повторяющиеся темы и образы создают внутренние циклы в творчестве данного поэта, которые невозможно вместить в точные хронологические рамки. Более того, такие возвращающиеся темы могут быть характерны для нескольких поэтов-современников, вне зависимости от так называемых поэтических школ и исторических периодов <...> Само самой разумеется, что мы получим больше поэтической информации, если включим стихотворение в более широкий контекст

и вскроем его связи с другими текстами». 7 Однако плодотворность контекстного исследования лирических стихотворений поэтов (на примере творчестве Мандельштама), убедительно представленная исследователем, свидетельствует о необходимости более подробного изучения этого явления.

Прежде всего «внутренний» цикл как поэтологический факт нуждается в соотнесении с наиболее близкими ему понятиями, прежде всего с традиционным циклом. Обзор существующих научных мнений по поводу традиционного цикла необходим для выявления значимых отличий, характеризующих цикл «внутренний». В определении К. Ф. Тарановским подразумеваемого явления как «внутреннего» содержится, очевидно, сопоставление с циклом традиционным, более «внешним» в значении «внешне», то есть формально оформленном.

Традиционный цикл впервые стал объектом внимания сначала самих поэтов (А. Белый и А. А. Блок), которые в начале XX века создали опыт метапоэтических описаний и определений этого понятия. Серьезное и систематическое исследование цикла литературоведами начинается во второй половине XX века и продолжает до сих пор оставаться актуальной и в некоторых аспектах неразработанной до конца теоретико-методологической проблемой. В большинстве существующих научных работ, посвященных художественной циклизации лирики, авторское внимание сосредоточено на поиске того основания или критерия, с определением которого некоему явлению можно придать статус цикла. В широком смысле таким философско-эстетическим основанием признается категория целостности, которая является композиционной образующей для разрозненных частей, под действием этой целостности образующих систему. Однако это широкое понятие целостности нуждается в конкретизации, в частности, в решении вопроса о том, как ее действие и влияние проявляется на уровне поэтики.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бурая, Мария Анатольевна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мандельштам О. Э. Полное собрание сочинений и писем: в 3 Т. - Т. 1. Стихотворения. - М.: Прогресс-Плеяда. - 2009. - 808 с.

2. Мандельштам О. Э. Полное собрание сочинений и писем: в 3 Т. - Т. 2. Проза. - М.: Прогресс-Плеяда. - 2010. - 760 с.

3. Мандельштам О. Э. Полное собрание сочинений и писем: в 3 Т. - Т. 3. Письма. - М.: Прогресс-Плеяда. - 2011. - 944 с.

4. Мандельштам О. Э. Собрание сочинений: в 2 Т. - Т. 1. Стихотворения. Переводы. -М.: Художественная литература. - 1990. - 612 с.

5. Мандельштам О. Э. Слово и культура: о поэзии, разговор о Данте, статьи, рецензии. Сост. и комм. П. М. Нерлер. - М.: Советский писатель. - 1987. - 320 с.

6. Аверинцев С. С. «Золотистого меда струя из бутылки текла...» // Столетие Мандельштама. Материалы симпозиума. - London: School of Slavonic and East European Studies. - 1991. - C. 18-21.

7. Аверинцев С. С. Страх как инициация: одна тематическая константа поэзии Мандельштама. // Смерть и бессмертие поэта. - М.: РГГУ. - 2001. - С. 18-23.

8. Аверинцев С. С. Судьба и весть Осипа Мандельштама / Аверинцев С.С. Поэты. - М.: Языки русской культуры. - 1990. - С. 189-277.

9. Акопян Л. Г. К проблеме восприятия лирического цикла (аспекты изучения культурных коннотаций) // Проблемы изучения художественной литературы в контексте советской культуры: междунар. науч.-метод. конф. - Л.: ЛГУ. - 1989. - С. 4-6.

10. Акопян Л. Г. Поэтика лирического цикла (на материале армянской и русской поэзии конца 19-начала 20 вв.): Дис. канд. филол. наук. - Ереван. - 1992.

11. Амелин Г. Г., Мордерер В. Я. Миры и столкновения Осипа Мандельштама. - М.: Языки русской культуры. - 2001. - 320 с.

12.Андреева В. А. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. - М.: Астрель. - 2004. -556 с.

13.Аносова Л. В. Архитектоника и поэтика лирических циклов в книгах стихов М. Кузмина 1910-х годов.: Дисс. канд. фил. наук. - М. - 2008. - 170 с.

14.Анучин Д. Н. Сани, ладья и кони какъ принадлежности похороннаго обряда. - М.: Типография и словолитня О. О. Гербекъ. -1890. - 146 с.

15.Арьев А. Ю. К вопросу о розе // Звезда. 2002. - N № 12. - С.214-218.

16.Ахапкина Я. Э. Дейктическая характеристика адресата в акмеистических текстах // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Труды Международной конференции Диалог-2003. - М. - 2003.- С. 1-4.

П.Баранов С. В. Проблема цикла и циклизации в творчестве В. Ф. Ходасевича.: Дисс. канд. фил. наук. - Волгоград. - 2000. - 246 с.

18.Барнийович Т. Н. Об особенностях структуры лирического цикла А. Блока «Ямбы» Вопросы русской литературы. - Львов. - 1989. - Вып. 1 (37). - С. 86-94.

19.Башилов Б. П. История русского масонства: в 18 выпусках. - М.: МПКП «Русло». -1992. - 960 с.

20.Белобородова А. А. Книга стихов как художественное целое в литературе Серебряного века. - Омск. - 2007. - 55 с.

21.Белобородова А. А. Книга стихов Н. С. Гумилева как художественное целое: «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга».: Дисс. канд. фил. наук. -Екатеринбург. - 2003. - 147 с.

22.Белоусова А. С. Стихотворение Мандельштама «Если бы меня наши враги взяли...»: метр и подтекст. // Alexandro ll'usino septuagenario oblata. - M.: Новое издательство. -2011.-С. 52-61.

23.Белый А. Собрание соч.: В 8 т. - Т. 1. - М.: Республика. - 1994. - 559 с.

24.Вельская Л. Л. Об одной «тройчатке» Осипа Мандельштама: Семантический анализ // Studia Métrica et Poética: Памяти П. А. Руднева. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект». - 1999. - С. 148-157.

25.Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: ТЕРРА-книжный клуб. - 2001. - 382 с.

26.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 2 т. - Т.1. - М.: Издание Северо-Западной Библейской комиссии. - 1991. - 569 с.

27.Библейская энциклопедия. - М.: Изд-во Свято-Троице-Сергиевой Лавры. - 1990. -910 с.

28.Бидерман Г. Энциклопедия символов. - М.: Республика, 1996. - 335 с.

29.Блок А. А. Избранные сочинения. - М.: Художественная литература. - 1988. - С. 348.

30. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. - 2003. - 672 с.

31.Бреева Т. Н. Художественный мир Осипа Мандельштама. - М.: ФЛИНТА: НАУКА. -2013.-136 с.

32.Бройтман С. Н. Историческая поэтика Мандельштама / Бройтман С. Н. Поэтика классической и неклассической лирики. - М.: РГГУ. - 2008. - С. 268-327.

33.Бушман И. Н. Поэтическое искусство Осипа Мандельштама. - Мюнхен: Институт по изучению СССР. - 1964. - 323 с.

34.Вайман Н. Черное солнце Мандельштама. - М.: Аграф. - 2013. - 256 с.

35.Верхоломова Е. В. Проблема циклизации в поэзии акмеистов (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам): Дисс. канд. фил. наук. - Москва. - 2009. - 182 с.

36.Ветошкина 3. А. Поэтический цикл как особая разновидность художественного текста.: Дисс. канд. фил. наук. - Краснодар. - 2002. - 243 с.

37.Вроон Р. Еще раз о понятии «цикл // Искусство поэтики искусство поэзии. К 70-летию И. В. Фоменко. - Тверь. - 2007. - С. 5-38.

38.Гаспаров Б. М. Сон о русской поэзии (О. Мандельштам, «Стихи о русской поэзии») // Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. - М.: Наука. -1993.-С. 124-161.

39.Гаспаров Б. М. Ламарк, Шеллинг, Марр (стихотворение «Ламарк» в контексте «переломной» эпохи) // Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. - М.: Наука. - 1993. - С. 187 - 212.

40.Гаспаров М. Л. «Восьмистишия» Мандельштама // Смерть и бессмертие поэта. - М.: РГГУ. - 2001. - С. 282-316.

41.Гаспаров М. Л. О. Мандельштам. Гражданская лирика 1937 года. - М.: Российский государственный гуманитарный ун-т. - 1996. - 128 с.

42.Гаспаров М. Л. Поэзия Пиндара // Гаспаров М. Л. Избранные труды. - Т. 1. О поэтах. - М.: Языки славянской культуры. - 1997. - С. 27-46.

43.Гаспаров М. Л. Поэт и культура. Три поэтики Осипа Мандельштама / Гаспаров М. Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. — СПб.: Азбука. -2001. - С. 193-259.

44. Гаспаров М. Л. Природа и культура в «Грифельной оде» Мандельштама // Арион. -1996.-№2.-С.

45.Гаспаров М. Л. Труд и постоянство в поэзии Мандельштама // Слово и судьба. Осип Мандельштам: Исследования и материалы. - М.: Наука. - 1991. - С. 371-388.

46.Гаспаров M. JI.S Нерлер П. П. «Айя-София» // О. Э. Мандельштам, его предшественники и современники: Записки Мандельштамовского общества. Вып. 11. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. - 2007. - С. 172-175.

47.Гаспаров М. Л., Нерлер П. П. «Notre Dame» // О. Э. Мандельштам, его предшественники и современники: Записки Мандельштамовского общества. Вып. 11. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. - 2007. - С. 175-178.

48.Гаспаров М. Л., Нерлер П. П. «Петербургские строфы» // О. Э. Мандельштам, его предшественники и современники: Записки Мандельштамовского общества. Вып. 11. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. - 2007. - С. 178-181.

49.Гесиод. Полное собрание текстов. - М.: Лабиринт. - 2001. - 256 с

50.Гинзбург Л. Я. Поэтика Осипа Мандельштама // О старом и новом: Статьи и очерки. - Л.: Советский писатель. - 1982. - С. 267-285.

51.Глембоцкая Я. О. Творческая рефлексия в контексте художественной циклизации: на материале русской поэзии XX века.: Дисс. канд. фил. наук. - Кемерово. - 1999. -176 с.

52.Глинин Г. Г. Лирическая поэма в творчестве А. Блока: материалы к спецкурсу. -Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та. - 2000. -37 с.

53.Гумилев Н. С. Стихотворения. Поэмы. Проза. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. - 1990. - С. 346.

54.Гутрина Л. Д. Стихотворные «гнезда» в поэзии О.Э. Мандельштама 1930-х гг.: Дисс. канд. фил. наук. - Екатеринбург. - 2004. - 247 с.

55.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - СПб.: ТОО «Диамант». - 1996. - 2800 с.

56. Данте А. Божественная комедия. - М.: Правда, 1982. - 640 с.

57. Дарвин M. Н. Европейские традиции в становлении понятия цикла // Европейский лирический цикл. Материалы международной научной конференции. - М.: РГГУ. -2003.-С. 38-49.

58. Дарвин M. Н. «Камень» О. Мандельштама: поэтика заглавия // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики: межвуз. сб. науч. тр. - Кемерово. -1990. - С. 57-65.

59. Дарвин M. Н. Книга стихов // Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий. -М. : Изд-во Кулагиной : Intrada. - 2008. - С. 19-20.

60. Дарвин М. Н. Проблема цикла в изучении лирики: учеб. пособие. - Кемерово: Изд-во Кемер. гос. ун-та. - 1983. - 104 с.

61. Дарвин М. Н. Роман в стихах // Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий. -М. : Изд-во Кулагиной : Intrada. - 2008. - С. 219.

62. Дарвин М. Н. Русский лирический цикл:проблемы истории и теории: на материале поэзии первой половины XIX в. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та. - 1988. - 137 с.

63. Дарвин М. Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы: в 4 т. - М.: ИМЛИ. - 2003. - Т. 3: Роды и жанры: (основные проблемы в историческом освещении). - С. 467-515.

64. Дарвин М. Н. Цикл // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М. : Изд-во Кулагиной : Intrada. - 2008. - С. 292-293.

65.Демина А. С. Поэтическая философия творчества О.Э. Мандельштама.: Дисс. канд. фил. наук. - Нижний Новгород. - 2006. - 217 с.

66. Димова JI. К. К определению лирического цикла // Русская филология IV. - Тарту. -1975.-С. 3-10.

67.Добрицын А. А. «Нашедший подкову»: античность в поэзии Мандельштама (дополнение к комментарию) // Philologica. - 1994. - Т.1. - № 1/2. - С. 118-131.

68.Долгополов J1. К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX-начала XX веков. - М.: Наука. - 1964. - 190 с

69.Донскова Ю. В. Искусство как объект авторской интенции в лирике О.Э. Мандельштама.: Дисс. канд. фил. наук - Астрахань. - 2006. - 185 с.

70.Дронов В. С. Книга Брюсова «Stephanos» // Брюсовский сборник. - Ставрополь. -1977.-С. 63-111.

71.Дубинская А. С. Лирическая книга И. Ф. Анненского «Тихие песни».: Дисс. канд. фил. наук. - Астрахань. - 2006. - 185 с.

72.Евреинова Н. Н. Цикл стихов А. Блока «На поле Куликовом» и его источники в древнерусской литературе // Русская советская поэзия и стиховедение: материалы межвуз. конф. - М. - 1969. - №1. - С. 151-173.

73.Егазаров А. Иллюстрированная энциклопедия символов. - М.: Изд-во ACT. - 2007. -723 с.

74. Есаулов И. А. «Внутренний эллинизм» Осипа Мандельштама и русская идея Серебряного века // Античность и культура Серебряного века: к 85-летию А.А. Тахо-Годи. - М.: Наука. - 2010. - С. 306-311.

75. Есаулов И. А. Идиллическое у Мандельштама // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики. - Кемерово: Кемеровский государственный университет. - 1990. - С. 38-57.

76.Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. - М.: Наука. - 1994. - 428 с.

77.Жолковский А. К. «Я пью за военные астры»: поэтический автопортрет Мандельштама // Жолковский А. К. Избранные статьи о русской поэзии. - М.: РГГУ. - 2005. - С. 60-82.

78. Зелинский A3. Концепция искусства и проблемы лирической циклизации в творчестве В.Я. Брюсова // Брюсовские чтения 1983 года: сб. статей. - Ереван. -1985. - С. 29-40.

79.Иванов Вяч. Вс. Два примера анаграмматических построений в стихах позднего Мандельштама // Russian literature. - 1972. - Volume 2. Issue 1. - С. 81-87.

80. Иванов Вяч. Вс. Современность античности. «Черное солнце» Федры // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 2. Статьи о русской литературе. - М.: Языки русской культуры. - 2000. - С. 442-447

81.Иванов Вяч. Вс. «Стихи о неизвестном солдате» в контексте мировой поэзии // Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама. - Воронеж: Изд-во ВГУ. - 1990. - С. 356367.

82.Ильенков А. И. Лирическая трилогия Александра Блока: формы авторского сознания: Дис. канд. филол. наук. - Екатеринбург. - 2002. - 215 с.

83.Каблуков В. В. «Гамлет» Шекспира в метасознании русской лирики первой трети XX века // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание, Умение». -2008.-№5.

84.Казарин В. П., Новикова М. А., Криштоф Е. Г. Стихотворение О. Э. Мандельштама «Золотистого меда струя из бутылки текста» (Опыты реального комментария) // Знамя. - 2012. - № 5. - С. 203-212.

85.Кантор Е. В теплокрылатом воздухе картин: Искусство и архитектура в творчестве О. Э. Мандельштама // Литературное обозрение. - 1991. - № 1. -С. 59-68.

86.Кац Б. А. Защитник и подзащитный музыки // Мандельштам О. «Полон музыки, музы и муки...». Стихи и проза. - JL: Советский композитор. - 1991. - 142 с.

87.Кацис JI. Ф. Иудаизм и еврейство // О. Э. Мандельштам, его предшественники и современники: Записки Мандельштамовского общества. Вып. 11. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. - 2007. - С. 193-219.

88.Кацис JI. Ф. «Ламарк» Осипа Мандельштама // Натура и культура. Славянский мир. -М.: Институт славяноведения и балканистики РАН. - 1997. - С. 222-235.

89.Киршбаум Г. «Валгаллы белое вино»: немецкая тема в поэзии О. Мандельштама. -М.: Новое литературное обозрение. - 2010. - 391 с.

90.Кихней Л. Г. Акмеизм: миропонимание и поэтика. - М.: Планета. - 2005. - 184 с.

91.Кихней Л. Г., Меркель Е. В. Осип Мандельштам. Философия слова и поэтическая семантика. - М.: Флинта. - 2013. - 200 с.

92.Ковалева И. И. Психея у Персефоны: об истоках одного античного мотива у Мандельштама // Новое литературное обозрение. - 2005. - N 73. - С. 203-211.

93.Ковалева И. И., Нестеров A.B. Пиндар и Мандельштам (к постановке проблемы) // Мандельштам и античность. Сборник статей. - М.: ТОО «Радикс». - 1995. - С. 163171.

94.Королев К. М. Энциклопедия символов. - М.: Мидагрд. - 2005. - С. 304.

95.Крауглис Р. Г. Музыка в философско-поэтическом мире О. Мандельштама.: Дисс. канд. фил. наук. - Санкт-Петербург. - 2005. - 184 с.

96.Крутий С. М. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов: О. Мандельштам и А. Ахматова.: Дисс. канд. фил. наук. - Магнитогорск. - 2005. - 171 с.

97. Кузьмина С. Ф. «Tristia» О. Мандельштама (традиция - текст - поэтика). // Научные труды кафедры русской литературы БГУ. Вып. I. — Минск: РИВШ. - 2002. - 77107.

98.Кулик А. Г. Лирическая циклизация как особый тип текстопостроения: на материале третьего тома «Лирической трилогии» А. Блока.: Дисс. канд. фил. наук. - Тверь. -167 с.

99.Культурология. Энциклопедия: В 2 т. - М.: Российская политическая энциклопедия. -2007.-Т.2.-917 с.

100. Кулыгина В. В. Принципы лирической циклизации в творчестве Вяч. Иванова.: Дисс. канд. фил. наук. - Иваново. - 2009. - 234 с.

101. Левин 10. И. Заметки о «крымско-эллинских» стихотворениях О. Мандельштама // Мандельштам и античность. Сборник статей. - М.: ТОО «Радикс». -1995. -С. 77-104.

102. Левин Ю. И. О. Мандельштам. Разбор шести стихотворений / Левин Ю. И. Избранные труды: поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры. - 1998. - С. 9-51.

103. Левин Ю. И. Тридцатые годы / Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры. -1998. - С. 97-142.

104. Левин Ю. И., Сегал Д. М., Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Смерть и бессмертие поэта. - М.: РГГУ. - 2001. - С. 282-316.

105. Левинтон Г. А. Романия и романистика у Мандельштама // Res Phililogica-II. Филологические исследования. Сборник статей памяти академика Г.В. Степанова. К 80-летию со дня рождения (1919-1999). — СПб.: Петрополис. — 2001. — С. 203 -213.

106. Левинтон Г. А., Тименчик Р. Д. Книга Тарановского о поэзии Мандельштама // Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. - М.: Языки русской культуры. - 2000. - С. 404-416.

107. Лейдерман Н. Л. Книга стихов как жанровое единство (О. Мандельштам «Камень») // Лейдерман Н. Л. Теория жанра. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. -2010. - С. 389-424.

108. Лекманов О. А. Европейская живопись глазами Мандельштама. (Статья 1: Италия, Россия). // Toronto Slavic Quarterly. - № 28. - 2009.

109. Лекманов О. А. Из комментариев к манделынтамовским текстам // Художественный текст и культура: Материалы и тезисы докладов на международной конференции. - Владимир: Изд-во ВГПИ. - 1999. - С. 107-111.

110. Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы. - Томск.: Издательство «Водолей». - 2000. - 704 с.

111. Лекманов О. А. Мандельштам и Шекспир: опыт обобщающего сопоставления // Вестник истории литературы искусства. - Т. 1. - М. - 2005. - С. 263-268.

112. Лекманов О. А. На подступах к стихотворению О. Мандельштама «Когда б я уголь взял для высшей похвалы...» // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. — 2001. Т. 60, № 1. — С. 62-65.

113. Лекманов О. А. Об одном пушкинском каламбуре // Пушкинские чтения в Тарту 4: Пушкинская эпоха: Проблемы рефлексии и комментария: Материалы международной конференции. - Тарту: Ülikooli Kirjastus - 2007. - С. 47-53.

114. Лекманов О. А. Осип Мандельштам. Жизнь поэта (серия «Жизнь замечательных людей»). - М.: Молодая гвардия. - 2009. - 357 с.

115. Лекманов О. А. О финальном стихотворении мандельштамовского «Камня» (1913) // Поэтика финала: Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск. -2009.-С. 65-68.

116. Лихачев Д. С. О садах // Лихачев Д. С. Избранные работы: в 3 Т. - Т. 3. - Л.: Художественная литература. - 1987. - С. 478-517.

117. Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. - Т. 5, кн.2. Эллинистически-римская эстетика I-II веков. - М.: Мысль. - 2002. - С. 47.

118. Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 Т. - Т. I. - М. -1992. - С. 224-242.

119. Ляпина Л. Е. Жанровая специфика литературного цикла как проблема исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск: Изд-во Петрозавыодского ун-та. - С. 22-31.

120. Ляпина Л. Е. К вопросу типологии лирических циклов (лирический цикл в поэзии Бальмонта) // Материалы XXVI науч. студ. конф. Литературоведение. Лингвистика. - Тарту. - 1971. - С. 61-62.

121. Ляпина Л. Е. Лирические циклы К. Д. Бальмонта // Искусство поэтики искусство поэзии. К 70-летию И.В. Фоменко: сб. науч. тр. - Тверь. - 2007. - С.47-58.

122. Ляпина Л. Е. Лирические циклы К. Д. Бальмонта и циклические формы в искусстве серебряного века // Время Дягилева. Универсалии серебряного века: материалы Третьих Дягилевских чтений. - Пермь. - 1993. - Вып. 1. - С. 88-97.

123. Магомедова Д. М. К. Д. Бальмонт. «Четверогласие стихий». Заглавие и конструктивный принцип цикла // Искусство поэтики искусство поэзии. К 70-летию И.В. Фоменко: сб. науч. тр. - Тверь. - 2007. - С. 5-65.

124. Магомедова Д. М. О жанровом принципе циклизации «книги стихов» на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Европейский лирический цикл. Материалы международной научной конференции. - М.: РГГУ. - 2003. - С. 183-196

125. Майерс Д. Гете и Мандельштам: два эпизода из «Молодости Гете» // Столетие Мандельштама. Материалы симпозиума. - London: School of Slavonic and East European Studies. - 1991. - C. 86-99.

126. Максудов С. Об интерпретации стихотворения «Армения» и теме смерти в армянских стихах Осипа Мандельштама. / «Сохрани мою речь навсегда». Записки Мандельиггамовского общества. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. - № 2. - 1993. -С. 91.

127. Мандельштам Н. Я. Воспоминания. - М.: Согласие. - 1999. - 576 с.

128. Мандельштам Н. Я. Третья книга. Воспоминания. - Париж: Изд-во «УМСА-Press». - 1987. - 333 с.

129. Мачерет Э. Буддизм // О. Э. Мандельштам, его предшественники и современники: Записки Мандельштамовского общества. Вып. 11. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. - 2007. - С. 181-193.

130. Медвидь М. В. Идея дома в творчестве О. Мандельштама.: Дисс. канд. фил. наук. - Нижний Новгород. - 2007. - 182 с.

131. Мец А. Г. Осип Мандельштам и его время: Анализ текстов. - СПб.: Интернет-издание. - 2011. - 280 с.

132. Микушевич В. Б. Эстетика Осипа Мандельштама в «Разговоре о Данте». - М.: РГГУ. - 2001. - С. 144-155.

133. Мирошникова О. В. Анализ и интерпретация лирического цикла: «Мефистофель» К. К. Случевского. - Омск.: ОмГУ. - 2003. - 138 с.

134. Молчанова Н. А. Цикл А. Блока «Арфы и скрипки» в контексте «третьего тома» // Филологические штудии. - Иваново. - 1995. - С. 51 -57.

135. Мусатов В. В. Лирика Осипа Мандельштама. - Киев: Ника-центр. - 2000. -560 с.

136. Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. - Душанбе: Дониш. - 1990. - 116 с.

137. Невзглядова Е. В. Сады в русской поэзии // Звезда. - СПб. - 2013. - № 10. -С. 191-204.

138. Непомнящий И. Б. Несобранный цикл Ф. И. Тютчева и проблема контекста. -Владимир. - 2002. - 271 с.

139. Неретина С. С., Огурцов А. П. Эмбриональное поле культуры: О. Мандельштам // Человек. - Москва. - 2000. - № 3. - С. 21-35.

140. Нерлер П. П. О композиционных принципах позднего Мандельштама (К постановке проблемы) // Столетие Мандельштама. Материалы симпозиума. -London: School of Slavonic and East European Studies. - 1991. - C. 326-343.

141. Нерлер П. П. О. Э. Мандельштам. Слово и культура: о поэзии, разговор о Данте, статьи, рецензии. - М., 1987. - С. 294.

142. Никандрова О. В. Лирическая циклизация в аспекте исторической поэтики: на материале русской поэзии XVIII-XX вв.: Дисс. канд. фил. наук - М., 2009. - 220 с.

143. Николенко О. Н., Чеботарева А. Н. Лирический герой в поэзии Осипа Мандельштама. - Полтава: ООО «АСМИ». - 2010. - 179 с.

144. Никулин Д. В. Проблемы циклизации в творчестве Ю. Д. Левитанского. Дисс. канд. фил. наук. - Коломна. - 2010. - 192 с.

145. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. - Т. I: А. - СПб.: Азбука-классика. - 2004. - 576 с.

146. Нодон П. Масонство. - М.: Астрель. - 2004. - 193 с.

147. Ошеров С. A. «Tristia» Мандельштама и античная культура // Мандельштам и античность. Сборник статей. - М.: ТОО «Радикс». - 1995. - С. 188-204.

148. Павлюк П. П. Тайная архитектура. Масонство: мифы и реальность. - Одесса: ХГЭУ.-2009.-328 с.

149. Панова Л. Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама. - М.: Языки славянской культуры. - 2003. - 808 с.

150. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений: в 11т. - М., 2003. - Т.1. Стихотворения и поэмы. - С. 119.

151. Петрова Н. И. Культурно-религиозная парадигма в творчестве О. Мандельштама.: Дисс. канд. фил. наук. - Москва. - 2012. - 183 с.

152. Пинский Л. Е. Поэтика Данте в освещении поэта / Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. -М.: Советский писатель. - 1989. - С. 367-396.

153. Полтаробатько Е. Д. Категория телесности в акмеистическом дискурсе.: Дисс. канд. фил. наук. - Москва. - 2009. - 189 с

154. Попов Е. А. Концепция культуры в творчестве О.Э. Мандельштама: динамика и этапы развития.: Дисс. канд. культ, наук. - Екатеринбург. - 2008. - 152 с.

155. Пригарина Н. И. Хафиз и влияние суфизма на формирование языка персидской поэзии // Суфизм в контексте мусульманской культуры - М.: Наука. -1989. - С. 96-123.

156. Пробштейн Я. Э. Мотив странствия в поэзии О. Э. Мандельштама, В. В. Хлебникова и И. А. Бродского.: Дисс. канд. фил. наук - М. - 2000. - 170 с.

157. . Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. - М.: Лабиринт. - 2001. - 192 с.

158. Протасова Л. Н. Книга стихов Валерия Брюсова «Дали» (К вопросу о проблематике цикла «Века и пространства») // В. Брюсов: Исследования и материалы: сб. науч. тр. - Ставрополь. - 1986. -№1. - С. 25-42.

159. Пшибыльский Р. Мандельштам и музыка // Russian literature. - Volume 1. Issue 2.-1972.-P. 103-125.

160. Пшибыльский P. Рим Осипа Мандельштама // Мандельштам и античность. Сборник статей. - М.: ТОО «Радикс». - 1995. - С. 33-65.

161. ПушкинА. С. Собрание сочинений: в 10 т. - М.: ГИХЛ. - 1959. - Т.2. - 659 с.

162. Ранчин А. М. Византия и «Третий Рим» в поэзии Осипа Мандельштама (к интерпретации стихотворений «Айя-София» и «На розвальнях, уложенных соломой...»). - М.: РГГУ. - 2001. - С. 206-215.

163. Рогов В. В. О цикле стихотворений Брюсова «Сны человечества» (к проблеме жанра) // Брюсовские чтения 1971 года. - Ереван. - 1973. - С. 96-107.

164. Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. - СПб: Гиперион. - 2002. - 240 с.

165. Сапогов В. А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А.Блока // Язык и стиль художественного произведения. - М. - 1966. - 90 с.

166. Сапогов В. А. Поэтика лирического цикла А. Блока.: Дис. канд. фил. наук-М. - 1967. - 206 с.

167. Сегал Д. М. Взгляд на грифельную оду Осипа Мандельштама через 30 лет // Сегал Д. М. Литература как охранная грамота. - М.: Водолей Publishers. - 2006. - С. 302-322.

168. Сегал Д. М. Наблюдения над семантической структурой одного стихотворения О. Э. Мандельштама // Сегал Д. М. Литература как охранная грамота. - М.: Водолей Publishers. - 2006. - С. 322-334.

169. Сегал Д. М. О некоторых аспектах смысловой структуры «Грифельной оды» Мандельштама // Сегал Д. М. Литература как охранная грамота. - М.: Водолей Publishers. - 2006. - С. 253-302.

170. Седых О. М. Философия времени в творчестве О. М. Мандельштама // Вопросы философии. - 2001. - №5. - С. 103-131.

171. Селицкая 3. Я. К вопросу о соотношении книги стихов и лирического цикла (С. Клычков. Песни) // Сюжет и художественная система: межвуз. сб. науч. тр. -Даугавпилс. - 1983 -. С. 145-151.

172. Семенко И. М. Поэтика позднего Мандельштама: От черновых редакций - к окончательному тексту. - Roma: Canicci editore. - 1986.- 126 с.

173. Сененко О. В. «Темы и вариации» в контексте раннего творчества Б. Пастернака: поэтика лирического цикла и книги стихов.: Дисс. канд. фил. наук - М.

- 2007. - 209 с.

174. Серман И. Осип Мандельштам в начале 1930-х годов. (Биология и поэзия) // Столетие Мандельштама. Материалы симпозиума. - London: School of Slavonic and East European Studies. - 1991. - C. 268-280.

175. Силард Л. Таврида Мандельштама // Крымский текст в русской культуре. Материалы международной научной конференции. - СПб.: Изд-во Пушкинского дома. - 2008.-С. 168-189.

176. Соловьев В. М. Оправдание добра // Собрание сочинений: в 2 т. - М.: Мысль. -1988.-Т.1.-С. 269.

177. Сошкин Е. П. К пониманию стихотворения Мандельштама «Дайте Тютчеву стрекозу...» // Пермяковский сборник. Ч. 2. — М.: Новое издательство. - 2010.

178. Спроге Л. В. Деструктивные явления в процессе становления жанра лирического цикла (А. Блок «Тишина цветет») // Некоторые проблемы совершенствования развитого социализма. - Рига. - 1984. - С. 132-134.

179. Спроге Л. В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А. Блока и проблемы циклообразования у русских символистов.: Дис. канд. фил. наук. - Рига. - 1988. -284 с.

180. Спроге Л. В. Лирический цикл как «поэмообразная» структура: (А. Блок «О чем поет ветер») // Жанры в литературном процессе: межвуз. сб. науч. тр. - Вологда.

- 1986. - С. 28-39.

181. Спроге JI.B. «Петербургская поэма» в составе лирического цикла А. Блока «Город» / JT.B. Спроге // Проблемы литературных жанров. Томск, 1979. - С. 206-207.

182. Спроге Л. В. «Рассыпанный» цикл А. Блока «Тишина цветет» // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе: межвуз. сб. науч. тр. -Кемерово. - 1992. - С. 133-140.

183. Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. - М.: Наука. - 1987. - 192 с.

184. Струве Н. Христианское мировоззрение Мандельштама // Столетие Мандельштама. Материалы симпозиума. - London: School of Slavonic and East European Studies. - 1991. - C. 244-249.

185. Суворова О. В. Семантика плоти и плода в поэзии О. Э. Мандельштама: мифопоэтический аспект // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». - Ижевск. - 2008. - Вып. 1. - С. 179-188.

186. Судейкина В. А. Дневник: 1917-1919: Петроград - Крым - Тифлис. - М.: Русский путь. - 2006. - 672 с.

187. Суни Т. К вопросу о финляндских отношениях Осипа Мандельштама: стихотворение «О, красавица Сайма...» 1908 года // Кафедра русской литературы Тартуского университета. Studia Russica Helsiniensia et Tartuensia IV. «Свое» и «чужое» в литературе и культуре. - Тарту. - 1995. - С. 220-232.

188. Сурат И. 3. Мандельштам и Пушкин. - М.: ИМЛИ РАН - 2009. - 384 с.

189. Сухорукова Н. В. Поэтика циклических форм в книге М. А. Волошина «Годы странствий».: Дисс. канд. фил. наук. - Ростов-на-Дону. - 2006. - 196 с.

190. Тагильцев А. В. Лирические циклы А. Ахматовой 1940-х - 1960-х гг.: проблема художественной целостности.: Дисс. канд. фил. наук. - Екатеринбург. -2003. - 147 с.

191. Тамарченко Н. Д. Принцип кумуляции в истории сюжета // Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. — Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та. - 1986. - С. 47-53.

192. Тарановский К. Ф. Два «молчания» Осипа Мандельштама // Мандельштам и античность. Сборник статей. - М.: ТОО «Радикс». - 1995. - С. 116-121.

193. Тарановский К. Ф. Очерки о поэзии Мандельштама // Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. - М.: Языки русской культуры. - 2000. - С. 13-209.

194. Террас В.И. Классические мотивы в поэзии О. Мандельштама (перевод М. Э. Брандес) // Мандельштам и античность. Сборник статей. - М.: ТОО «Радикс». -1995.-С. 12-33.

195. Титов В. Е. О путях создания целостного единства в лирическом цикле А. Блока «Пузыри земли» // Вопросы русской литературы: республиканский межведомственный науч. сб. - Львов. - 1979. - Вып. 1 (33). - С. 47-54.

196. Ткаченко П. И. Поиски подковы. Об одном образе О. Мандельштама // Moloko. - 2009. - №3.

197. Тоддес Е. А. К теме: Мандельштам и Пушкин // Philologia. Рижский филологический сборник. - Рига. - 1994. - Вып. 1. - С. 95 - 96.

198. Тоддес Е. А. Мандельштам и Тютчев // International Journal of Slavic Tinguistics and Poetics. - 1974. - № 17.

199. Топоров В. H. О «психофизиологическом» компоненте поэзии Мандельштама / Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Издательская группа «Прогресс». - 1995. - С. 428-446.

200. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. - СПб.: Искусство. -2003.-616 с.

201. Тюпа В. И. «Заблудился я в небе - что делать?...» О. Э.Мандельштама / Тюпа

B. И. Анализ художественного текста. - М.: Издательский центр «Академия» - 2009.

C.161-169.

202. Успенский Б. А. Анатомия метафоры у Мандельштама / Успенский Б. А. Избранные труды. - Т. 2. - М.: Языки русской культуры. - 1996. - С. 306-340.

203. Успенский Ф. Б. Три догадки о стихах Осипа Мандельштама. - М.: Языки славянской культуры. - 2008. - 112 с.

204. Успенский Ф. Б. HABENT SUA FATA LIBELLULAE К истории русских литературных насекомых. // Вестник ПСТГУ III. Филология. - 2008. - Вып. 2 (12). -С. 60-80.

205. Фарыно Е. Архепоэтика Мандельштама (На примере «Концерта на вокзале») // Столетие Мандельштама. Материалы симпозиума. - London: School of Slavonic and East European Studies. - 1991. - C. 183-205.

206. Фенглер X., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата. - Берлин: Транспресс. -1993.-406 с.

207. Феофилактова С. Ю. Метафора в поэтическом тексте О. Э. Мандельштама: на материале сборника «Камень».: Дисс. канд. фил. наук. - М. - 2008. - 290 с.

208. Фигут Р. Лирический цикл как предмет исторического и сравнительного изучения // Европейский лирический цикл. Материалы международной научной конференции. - М.: РГГУ. - 2003. - С. 11-37.

209. Фоменко И. В. Книга стихов: миф или реальность? // Европейский лирический цикл. Материалы международной научной конференции. - М.: РГГУ. - 2003. - С. 64-73.

210. Фоменко И. В. Лирический цикл как метатекст // Лингвистические аспекты исследования литературно-художественных текстов: межвуз. темат. сб. - Калинин. -1979.-С. 112-127.

211. Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. - Тверь: Твер. гос. ун-т. - 1992. - 124 с.

212. Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла : учеб. пособие. - Калинин: Калинин, гос. ун-т. - 1984. - 79 с.

213. Фоменко И. В. Цикл стихотворений А. Блока «Пляски смерти» // Вопросы романтического миропонимания, метода, жанра и стиля: межвуз. темат. сб. науч. тр. - Калинин. - 1986. - С. 57-71.

214. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт. - 1997. - 445 с.

215. Фрейдин Ю. Л. «Просвечивающие» слова в стихотворениях О. Мандельштама // - М.: РГГУ. - 2001. - С. 235-242.

216. Фролов Д. В. О ранних стихах Осипа Мандельштама. - М.: Языки славянской культуры. - 2009. - 312 с.

217. Хализев В. Е. Цикл «О чем поет ветер» в контексте творчества А. Блока // Дискурсивность и художественность: к 60-летию Валерия Игоревича Тюпы: сб. науч. тр. - М. - 2005. - С. 230-245.

218. Хорошавина Т. В. Книги М. А. Волошина «Стихотворения 1900-1910» и «Selva oscura» как лирическая дилогия.: Дисс. канд. фил. наук. - Уссурийск. - 2011. -169 с.

219. Черашняя Д. И. Армения в поэзии и прозе О. Мандельштама // Историческое развитие художественного целого в классической русской и зарубежной литературе: межвуз. сб. науч. тр. - Кемерово. - 1991. - С. 89-98.

220. Черашняя Д. И. Лирика Осипа Мандельштама: проблема чтения и прочтения. - Ижевск: Удмуртский университет. - 2011. - 288 с.

221. Черашняя Д. И. «Нашедший подкову»: (анализ субъектной орг. лир. сюжета) // Творчество Мандельштама и вопросы исторической поэтики : межвуз. сб. науч. тр. -Кемерово. -1990. - С. 65-70.

222. Черашняя Д. И. Опыт прочтения «Восьмистиший» О. Мандельштама (субъектный уровень) // Вестник Удмуртского университета. - 1992. - Спец. вып. -С. 61-68.

223. Черашняя Д. И. О роли субъектной формы Мы в книге О. Мандельштама «Tristia» // Проблема автора в художественной литературе: тез. докл. регион, межвуз. науч.конф. - Ижевск: Умдурт. гос. ун-т. - 1990. - С. 147-156.

224. Черашняя Д. И. Поэтика Осипа Мандельштама: субъектный подход: учеб. пособие. - Ижевск: Удмурт, гос. ун-т. - 2004. - 448 с.

225. Черашняя Д. И. Этюды о Мандельштаме. - Ижевск: Изд-во УдГУ. - 1992. -152 с.

226. Шварцбанд С. «Восьмистишия» О. Э. Мандельштама (Некоторые вопросы текстологии) // Столетие Мандельштама. Материалы симпозиума. - London: School of Slavonic and East European Studies. - 1991. - C. 318-326.

227. Швейцер В. А. Мандельштам / Швейцер В. А. Марина Цветаева (Жизнь замечательных людей). - М.: Молодая гвардия. - 2009. - С. 145-162.

228. Шекспир В. Полное собрание сочинений: в 14 Т. - Т. 8. - М.: ТЕРРА. - 1994. -С. 86.

229. Шиндин С. Г. Пространство // О. Э. Мандельштам, его предшественники и современники: Записки Манделынтамовского общества. Вып. 11. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. - 2007. - С. 222-233.

230. Шмидт Н. В. «Городской текст» в поэзии русского модернизма.: Дисс. канд. фил. наук. - Москва. - 2007. - 199 с.

231. Щедракова О. Н. К проблеме методологии анализа лирических циклов // Творчество A.A. Ахматовой и Н.С. Гумилева в контексте поэзии XX века:

231, ,

к

материалы междунар. науч. конф. 21-23'мая 2004 г. - Тверь. - 2004. - С. 281-289.

232. Эгеберг Э. Заметка об «Адмиралтействе» Осипа Мандельштама // Полярный вестник. - 2007. -№Ю. - С.53-54.

233. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Система пейзажных образов в русской поэзии. - М.: Высш. шк. - 1990. - 303 с.

234. Эркенова А. X. Концепт Кавказа в русской поэзии 20-30-х гг. XX века.: Дисс. канд. фил. наук. -Москва. - 2011. - 234 с.

235. Эткинд Е. Г. Осип Мандельштам - трилогия о веке // «Отдай меня, Воронеж...»: Третьи Международные Мандельштамовские чтения. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. - 1995. - С. 240-270.

236. Якунин А. В. Концепция парадокса в художественном сознании Осипа Мандельштама.: Дисс. канд. фил. наук. - Комсомольск-на-Амуре. - 2002. - 162 с.

237. Яницкий JI. С. Стихотворный цикл: Динамика художественной формы. Дис. канд. филол. наук. - Кемерово. - 1998. -177 с.

238. Broyde S. Osip Mandelstam & his Age - A Commentary on Theme of War & Revolut Poetry 1913-1923. - Harvard: University Press, Cambridge. - 1975. - 264 c.

239. Hellman B. Osip Mandelstam and Finland // Slavica Helsingiensia. Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia V. Модернизм и постмодернизм в русской литературе и культуре. - Хельсинки. - 1996. - С. 273-287.

240. Myers D. The hum of metaphor and the cast of voice. Observations on Mandelshtam's "The horse finder" // The Slavonic and East European Review. - 1991. -Vol. 69.

241. Steiner P. Poem as manifesto: Mandelstam's «Notre Dame» // Russian Literature. -1977. - T. 5. Vol. 3. - C. 239 - 256.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.