"Поэтика малой исторической прозы Ю.Н. Тынянова" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Матвеева Диана Андреевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 218
Оглавление диссертации кандидат наук Матвеева Диана Андреевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Взаимосвязь научного и художественного творчества Ю.Н. Тынянова
1.1. Основные теоретические понятия в трудах Ю.Н. Тынянова по литературоведению
1.2. Влияние философии А. Бергсона на теоретические установки Ю.Н. Тынянова: концепция литературной эволюции, представление о кинематографической природе сознания
Выводы первой главы
ГЛАВА 2. Специфика использования исторического материала в малой прозе Ю.Н. Тынянова
Выводы второй главы
ГЛАВА 3. История издания «Подпоручика Киже», «Восковой персоны», «Малолетного Витушишникова»
3.1 Редакции рассказа «Подпоручик Киже»
3.2. Редакции повести «Восковая персона»
3.3. Редакции рассказа «Малолетный Витушишников»
Выводы третьей главы
ГЛАВА 4. Поэтика малой прозы Ю.Н. Тынянова
4.1 Воплощение концепции динамического героя в малой прозе Ю.Н. Тынянова
4.2. Композиционные особенности прозы Ю.Н. Тынянова
4.2.1. Использование понятия «монтаж» при описании литературного произведения
4.2.2. Особенности повествования в малой прозе Ю.Н. Тынянова
4.2.3. Кинематографичность прозы Ю.Н. Тынянова
4.3 Функции цитат в произведениях малой прозы Ю.Н. Тынянова
4.4. Мотивика малой исторической прозы Ю.Н. Тынянова: вода, потоп / наводнение, спасение на воде, пустота
4.4.1 Реализация мотивов «потопа / наводнения» и «спасения на воде»
4.4.2 Мотив воды в повести «Восковая персона»
4.4.3 Мотив пустоты
Выводы четвертой главы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Повесть Ю. Н. Тынянова "Восковая персона" в аспекте теории литературной эволюции2000 год, кандидат филологических наук Плешкова, Ольга Игоревна
Исследовательская и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг.2018 год, кандидат наук Ахриева, Любовь Муссаевна
Кинематографичность идиостиля Ю. Н. Тынянова: Композиционно-синтаксический аспект2001 год, кандидат филологических наук Размашкин, Игорь Юрьевич
"Восковая персона" Юрия Тынянова: творческая история, рецепция, поэтика2007 год, кандидат филологических наук Блюмбаум, Аркадий Борисович
Ю. Н. Тынянов как писатель-литературовед: Жанрово-стилевой эксперимент в историко-биографическом романе1999 год, кандидат филологических наук Проскурня, Наталья Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Поэтика малой исторической прозы Ю.Н. Тынянова"»
ВВЕДЕНИЕ
Юрий Николаевич Тынянов известен в первую очередь как литературовед и теоретик кино, один из идейных вдохновителей русского формализма. Не менее интересную для современного исследователя часть наследия Тынянова составляет его художественное творчество, охватывающее разные виды и жанры искусства. Наиболее популярны его романы о писателях: «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара» и незаконченный роман «Пушкин». Частый интерес исследователей вызывает и малая проза Тынянова. Стоит заметить, что она состоит не только из наиболее известных рассказов «Подпоручик Киже», «Малолетный Витушишников» и повести «Восковая персона»; при жизни писателя в газетах и журналах публиковались рассказы, мало знакомые современному читателю («Попугай Брукса. (Из Чарицких хроник)», «Черниговский полк ждет» и др.) [Шубин 1994]. Архив Тынянова открывает большое число текстов, существовавших только в планах и черновых набросках, - возможно, некоторые произведения не уцелели при пожаре во время войны [РГАЛИ, ф. 2224, оп. 1, ед. хр. 105]. Опубликованы тыняновские заметки, существующие на периферии художественной и публицистической литературы («Германия 1929» [Тынянов 1967], «Два перегона» [Тынянов 1988]). Известна работа Тынянова как киносценариста («Шинель», «Поручик Киже», «Б.У.Б.») и почти ничего неизвестно о замыслах его пьес.1 Тынянов также внес вклад в литературу переводами стихов немецкого поэта Генриха Гейне (поэма «Зимняя сказка», стихи) [Гейне 1933, 1934].
Диссертационное исследование сосредоточено на поэтике трех текстов Ю.Н. Тынянова: «Подпоручик Киже», «Восковая персона», «Малолетный Витушишников», - которые часто публикуются вместе. В одной из своих поздних
1 Е.А. Тоддесом было обнаружено, что в 1927 году Ю.Н. Тынянов получил предложение написать пьесу для Вахтанговского театра. Как следует из письма П.Г. Антокольскому, заведующему литературной частью театра, Тынянов хотел воплотить в пьесе сюжет о Киже, который уже существовал в виде сценария [Тоддес 1981: 165]. В качестве идеи для пьесы появился и сюжет о восковом подобии Петра [Там же]. Писатель возвращается к драматургии и в поздние годы своего творчества: в 1939—1940 годах Тынянов писал сценарий для пьесы «14 декабря» — этот заголовок употребляется в черновиках одновременно с названием «Кюхля» [РГАЛИ, ф. 2224, оп. 1, ед. хр. 30, 31, 33].
автобиографий Тынянов назвал «Подпоручика Киже» и «Восковую персону»
наряду с романами основным этапом в художественной работе [РГАЛИ, ф. 2224,
2
оп. 1, ед. хр. 198, л. 3].2 В записях Тынянова 1929 - первой половины 1930 года, в составленном писателем плане работы, некоторые из этих рассказов объединены под названием «Подпоручик Киже», что дает основание говорить об авторском цикле: «Подпоручик Киже: а Подпоручик Киже. б Церопласт Растрелий. в Чревовещатель Ваттуар» [Тоддес 1984: 28]. Эта запись доказывает, что Тынянов объединял в одну группу рассказ «Подпоручик Киже» и замысел повести «Восковая персона» (первоначально задумывалась как «Церопласт Растрелий»). При изучении архива Тынянова нами был обнаружен недатированный список (не позднее конца 1930 года) с планом произведений, где «Подпоручик Киже» и «Церопласт Растрелий» вместе с задумками текстов о Баркове, иностранцах («Ромм, Камерон, Монтэгю, Огарев»), еще одним произведением, заглавие которого не поддалось расшифровке, объединены под названием «Государственные рассказы» [РГАЛИ, ф. 2224, оп. 1, ед. хр. 105, л. 4]. В этой же единице хранения в более позднем плане под одним номером записаны «Подпоручик Киже», «Малолетный Витушишников», «Невеста Клокенберг», «Цветы» (о последних двух текстах ничего неизвестно), под следующим номером значатся «Восковая персона» и «Король Самоедский» [РГАЛИ, ф. 2224, оп. 1, ед. хр. 105, л. 7.]. В эти авторские объединения в первых двух случаях входят рассказы, связанные темой художника, творческой личности и мотивом иностранца в чужой стране. Однако тексты, сосредоточенные вокруг исследуемых произведений, дошли до нас в виде первоначальных заглавий или в черновых набросках. От произведений, входящих в более позднее объединение «Подпоручик Киже» и «Малолетный Витушишников», до нас дошли их названия, одно из которых - «Невеста Клокенберг» - позволяет предположить, что тексты были посвящены историческим или псевдоисторическим сюжетам. Таким
2 В другом варианте автобиографии как наиболее важные произведения названы повесть «Восковая персона» и «книга рассказов» [РГАЛИ, ф. 2224, оп. 1ед. хр. 198, л. 10].
образом, можно выдвинуть гипотезу о том, что выбранные нами тексты содержат некоторые общие черты, определенные общностью замысла.
«Подпоручик Киже», «Восковая персона» и «Малолетный Витушишников» существуют как цикл в представлении многих литературоведов: единообразие в выборе главных героев объясняет стремление объединить эти тексты в «рассказы об императорах»; название «петербургские повести» [Плешкова 2011: 523] обусловлено не только выбором основного пространства произведений, но и интертекстуальными отсылками к одноименному гоголевскому циклу. Однако мало кто из ученых посчитал нужным исследовать другие черты поэтики, которые объединяли бы эти тексты. Поэтому гипотеза о том, что рассказы и повесть представляют художественное единство, концептуально осмысленное автором, требует проверки.
Одной из общих черт выбранных текстов является их обращенность к историческим темам. Заинтересованность Тынянова историей была проговорена им самим в ответе на вопрос о планах на 1928 год анкеты московской газеты «Читатель и писатель»: «В текущем году буду работать над циклом рассказов, в которых история будет одновременно и "материалом" и "вопросом"» [Блюмбаум 2002: 137]. Показательно, что для Тынянова история не только фон и отправная точка повествования, она становится объектом художественного описания и авторской рефлексии. Это наблюдение позволяет увидеть в прозе писателя-литературоведа отражение его научных взглядов, теоретического горизонта авторской работы, «который и позволяет читателю и исследователю расшифровывать самые сложные литературные конструкции» [Блюмбаум 2002: 143]. Нам представляется, что в исследуемых текстах преломляются не только представление Тынянова о современной ему исторической прозе, но и другие научные идеи автора. Эту мысль подтверждают слова самого писателя -литературоведа: «Нужна упорная работа мысли, вера в нее, научная по материалу работа - пусть даже неприемлемая для науки, чтобы возникали в литературе новые явления. Совсем не так велика пропасть между методами науки и искусства» [Эйхенбаум 1969б: 380].
В тесной связи с литературной и литературоведческой работой находится также увлечение Тыняновым кино. Ряд исследователей (Н.М. Зоркая, З.Н. Поляк, Ю.Г. Цивьян, Е.А. Тоддес, И.А. Мартьянова) писали о близости творческих методов Тынянова с идеями, которые были высказаны в его теоретических работах о кино и которые воплощались в его киносценариях. Близость кино и литературы в сознании Тынянова определяется тем, что в 1920-1930-е годы кино воспринималось формалистами как младший вид искусства по отношению к литературе, которому еще предстоит найти свои специфические способы выражения. В своих статьях по теории кино ученый использует в качестве иллюстраций примеры из литературных произведений А. Белого, Н.В. Гоголя, В. Гюго и некоторых других русских и зарубежных писателей.
Разнообразие наследия Ю.Н. Тынянова обретает целостность за счет постоянного возвращения писателя, литературоведа, теоретика кино, сценариста к вопросу о природе искусства и законах его функционирования. Это наблюдение позволяет нам: во-первых, видеть в текстах Тынянова отражение его научных концепций и использовать для описания поэтики произведений терминологию ученого, а во-вторых, рассматривать рассказы «Подпоручик Киже», «Малолетный Витушишников» и повесть «Восковая персона» как метафикциональные тексты, повествующие о собственном становлении. Взгляд на тексты, написанные в разное время и обращенные к различным темам и эпохам, как на части художественного ансамбля дает возможность составить законченное представление о том, как писатель мыслил развитие современной ему литературы.
Актуальность темы исследования подтверждается возрастающим интересом к научному и художественному творчеству Ю.Н. Тынянова и отсутствием работ, научно обосновывающих интуитивно ощущаемую общность названных выше текстов.
Степень разработанности темы исследования
Поэтика художественных текстов Ю.Н. Тынянова на протяжении долгого
времени привлекает исследователей. Уже в 1935 году вышла книга Л.В. Цырлина
«Тынянов-беллетрист», в которой предлагался анализ романов «Кюхля», «Смерть
7
Вазир-Мухтара», повести «Восковая персона» и рассказов «Подпоручик Киже», «Малолетный Витушишников». Однако исследование творчества формалиста в 30-е годы является скорее исключением, чем правилом. Впервые после охватившей все направления в искусстве «борьбы с формализмом» научный разговор о произведениях Тынянова был возобновлен А.В. Белинковым в 1960-е годы.
С 1984 года по материалам Тыняновских чтений в г. Резекне выходят Тыняновские сборники, освещающие вопросы, связанные с творчеством Тынянова, его историко-литературными и теоретическими интересами; некоторые статьи посвящены творчеству современников писателя и ученого. Участниками чтений обсуждались также архивные материалы Ю.Н. Тынянова: Е.А. Тоддес и З.Н. Поляк в своих докладах и статьях установили связь между отдельными невоплощенными замыслами писателя и его завершенными текстами [Поляк 1988, 1990; Тоддес 1984, 1990].
Немногочисленные текстологические статьи о комментировании текстов Ю.Н. Тынянова открывают ряд особенностей поэтики его произведений. Текстологи сходятся во мнении, что комментатор должен учитывать связь научного и художественного творчества писателя-литературоведа [Шубин 1987; Левинтон 1991]. Полемику исследователей вызвали временные «сдвиги» и несоответствия, искажения документальных фактов, встречающиеся в текстах. В.Ф. Шубин предлагал оговаривать эту особенность в сопроводительных к изданиям текстов статьях, полагая, что независимость мнений и поступков героев от своих прототипов, а также различные варианты художественной интерпретации документальных сведений - особенность любого художественного произведения [Шубин 1987]. Г.А. Левинтон придает большее значение авторскому отступлению от фактов, рассматривая их как самоценный прием: «Сдвиги хронологии, нарушение документальной точности «информативны», они входят в смысловую организацию романа» [Левинтон 1991: 128], помогая понять его замысел. Поэтому комментарии должны «не поправлять Тынянова, а выявить
функцию тех или иных «сдвигов» и отклонений (в идеале, разумеется, - всех)» [Левинтон 1991: 128].
Вопрос о специфике использования исторического материала в художественных произведениях Тынянова и способах, которые писатель находит для исторического повествования ранее поднимался в статьях и диссертационном исследовании З.Н. Поляк [Поляк 1980, 1982, 1985, 1986]. По мнению исследовательницы, авторская позиция в исторических романах и рассказах Тынянова «проявляется прежде всего в отборе исторического и организации художественного материала. На первый план здесь выступают приемы интерпретации и включения в текст документов, различные функции цитат, пространственно-временные образы, архитектоника произведения и монтаж как важный принцип» [Поляк 1986: 7].
И. А. Мартьянова, как и З.Н. Поляк, предполагает, что кинематографичность художественной прозы Тынянова обусловлена ее историчностью: «В поисках исторического жанра он [Тынянов] обращается к кинематографу, создающему эффект остранения истории, иллюзию современности давно прошедших событий. В этом Тынянов близок Набокову, задавшему вопрос: «Разве можно совершенно реально представить себе жизнь другого, воскресить ее в своем воображении неприкосновенной, безупречно отразить на бумаге? Сомневаюсь в этом... Все это будет лишь правдоподобие, а не правда, которую мы чувствуем» (В. Набоков Пушкин, или Правда и правдоподобие)» [Мартьянова 2010: 105]. И.А. Мартьянова использует кинематографический термин «монтаж» не только для описания способа организации документального и художественного материала в рассказах и романах, но и для характеристики некоторых повествовательных приемов [Мартьянова 2010].
Отмечая вслед за Левинтоном [Левинтон 1991], что стилистика рассказов
Тынянова не характерна для традиционной исторической прозы, в которой речь
идет о канонизированных лицах и отдельных высказываниях, Тимо Суни ставит
цель выявить «элементы, выводящие читателя, в конечном счете, по ту сторону
исторической прозы» [Суни 2000: 123]. Для достижения этой цели литературовед
9
применяет при анализе рассказов «Подпоручик Киже» и «Малолетный Витушишников» концепцию метафикции, подразумевающую, что каждый из текстов может читаться «как исторический рассказ-анекдот, заключающий в себе много рассказов и рассказывающий также о своем собственном становлении» [Суни 1998: 125].
Отправной точкой исследований А.Б. Блюмбаума также является предположение о том, что за сюжетами из истории правления российских императоров прослеживается еще один план. На примере «Восковой персоны» и «Малолетного Витушишникова» исследователь прослеживает последовательное воплощение литературоведческих концепций Тынянова в художественных текстах [Блюмбаум 1998, 2001, 2002, 2009]. Металитературное прочтение, учитывающее теоретические построения писателя, по отношению к интересующим нас произведениям было применено также М.Б. Ямпольским [Ямпольский 1993, 1996].
Объектом нашего исследования являются рассказы Ю.Н. Тынянова «Подпоручик Киже» и «Малолетный Витушишников» и повесть «Восковая персона», а предметом некоторые черты их поэтики: соотношение фабулы и сюжета, структура персонажей, особенности композиции, ключевые мотивы.
Материалом исследования стали следующие произведения малой прозы Ю.Н. Тынянова: «Подпоручик Киже», «Восковая персона», «Малолетный Витушишников», и их редакции. Произведения рассматриваются нами в контексте научных и публицистических текстов писателя и его соратников по формальной школе. К исследованию были привлечены также сценарии, кинофильмы и некоторые художественные и публицистические тексты Тынянова.
Диссертационное исследование преследовало следующую цель: изучить особенности поэтики, объединяющие выбранные нами тексты Ю.Н. Тынянова в единое художественное целое.
Для этого нами были поставлены следующие задачи:
1. Выявить наиболее значимые теоретические установки Тынянова-
литературоведа и Тынянова-теоретика кино, определить терминологический
10
аппарат, который будет использован для описания художественного творчества Тынянова.
2. Рассмотреть отношение исследуемых текстов к произведениям исторической прозы и реконструировать авторскую концепцию истории.
3. Исследовать историю написания и издания интересующих нас произведений и провести реконструкцию замысла писателя в каждый из моментов работы над текстами.
4. Проанализировать объектную организацию текстов «Подпоручик Киже», «Восковая персона», «Малолетный Витушишников» (сюжет, герой, значимые мотивы), используя теоретические установки Ю.Н. Тынянова: понимание сюжета и фабулы художественного произведения, концепцию динамического героя, подход к семантической структуре художественного слова (основные и второстепенные признаки значений).
5. Проанализировать субъектную организацию вышеперечисленных произведений: определить способ повествования и выявить специфичные композиционные приемы, соотнеся их с положениями теоретических и историко-литературных работ Тынянова.
6. Установить значение литературных аллюзий в текстах малой прозы Ю.Н. Тынянова.
Научная новизна исследования заключается в том, что малая историческая проза Ю.Н. Тынянова подвергается целостному осмыслению: при анализе художественных произведений учитываются работы Тынянова по истории и теории литературы, теории кино, а также сценарии и фильмы, созданные при его участии. Для объяснения некоторых теоретических положений Тынянова мы обращаемся к теории А. Бергсона и Г. Вельфлина, работы которых были известны формалистам и существовали в качестве фона формирования научной мысли начала ХХ века. Нами также была продела текстологическая работа на материале прижизненных изданий «Подпоручика Киже», «Восковой персоны» и «Малолетного Витушишникова», на различия между которыми в
литературоведении не было обращено должного внимания.
11
В основе методологической базы лежат труды самого Ю.Н. Тынянова. Терминология Тынянова позволяет описать специфические отношения между сюжетом и фабулой его художественной прозы, охарактеризовать сюжетное построение текстов, описать систему персонажей. Работы литературоведа о кино и устройстве стиха («Проблема стихотворного языка») послужили базой для анализа композиции произведений. Гипотеза о связи научного и художественного творчества писателя выдвигается нами на основе исследований М.Л. Гаспарова, Е.А. Тоддеса, А.С. Немзера, В.И. Новикова, Д. Куюнжича и М.Б. Ямпольского. Вслед за Тимо Суни и Аркадием Блюмбаумом мы рассматриваем тексты малой прозы Ю.Н. Тынянова как «метафикциональные» [Суни 1998, 2000] и «металитературные» [Блюмбаум 2002: 143]. Статьи Г.А. Левинтона, Ю.Д. Левина, А.Б. Блюмбаума, Е.К. Никаноровой, Е.А. Тоддеса, О.И. Плешковой стали основой при осмыслении того, как Тынянов использует исторический материал в своих художественных текстах. Кроме некоторых уже названных работ, методологической основой параграфа, посвященного композиции малой прозы Ю.Н. Тынянова, стали исследовании З.Н. Поляк, И.А. Мартьяновой, Ю.Г. Цивьяна. При восстановлении контекста научной мысли начала ХХ века мы обращались к исследованиям И.Ю. Светликовой, Дж. Куртиса и некоторых других филологов.
Теоретическая значимость работы
• В диссертации впервые проделан анализ поэтики комплекса текстов малой исторической прозы Ю.Н. Тынянова. Ценным является привлечение других произведений автора, его дневниковых записей, сценариев, архивных материалов, позволяющих говорить об особенностях поэтики не одного отдельного произведения, а творчества писателя в целом.
• Нами были установлены и проанализированы все известные редакции текстов малой исторической прозы Ю.Н. Тынянова.
• Мы провели последовательный анализ кинематографических приемов, использованных в рассказах и повести, впервые обратили внимание на
практическое сопряжение кинематографического и поэтического языков в художественном тексте Тынянова.
• Несмотря на то, что ранее оговаривалась близость Тынянову философии А. Бергсона, никем не было показано ее влияние на поэтику его художественных текстов.
Практическая значимость работы
Материал диссертационного исследования может быть использован в практике вузовского преподавания: в лекционных курсах по истории русской литературы и теории литературы, при разработке спецкурсов и спецсеминаров для студентов и аспирантов филологических и искусствоведческих факультетов. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке изданий корпуса текстов Ю.Н. Тынянова и составления комментария к нему. Основная научная гипотеза, выносимая на защиту:
«Подпоручик Киже», «Восковая персона», «Малолетный Витушишников» в известных нам вариантах редакций, с одной стороны, представляют этапы развития малой исторической прозы Ю.Н. Тынянова, с другой стороны, произведения складываются в комплекс текстов, каждый из которых реализует часть общего замысла.
Положения, выносимые на защиту:
1. Поэтика исследуемых текстов отвечает изложенным в научных работах Ю.Н. Тынянова представлениям о поэтике художественного произведения. Мы считаем, что «Подпоручик Киже», «Восковая персона» и «Малолетный Витушишников» могут служить иллюстрациями к рассуждениям писателя и ученого о семантической структуре поэтического слова, устройстве художественного текста (подчинение элементов художественной системы конструктивному фактору), литературном герое, пародии как механизме, который лежит в основе литературной эволюции.
2. Анализ текстов малой исторической прозы Ю.Н. Тынянова позволяет сформулировать авторскую концепцию истории.
3. Научная мысль Ю.Н. Тынянова формировалась под влиянием философии витализма А. Бергсона, что сказалось на терминологическом аппарате ученого-формалиста, его понимании истории и соотношения реальности и художественной условности.
4. Правки, вносимые Тыняновым в тексты перед их переизданиями, продиктованы работой писателя над концепцией текстов и поиском такой формы для исторического повествования, которая бы лучше всего отражала понимание автором истории.
5. Композиционные особенности малой прозы Тынянова являются преломлением его теории кино. Тынянов использует в литературе приемы, аналогичные киноприемам: монтаж, крупный план, кинометафора, повтор кадра.
6. Малая проза нарочито литературна: за художественной условностью просвечивает план текстов и литературных направлений, которые пародируются в произведениях Тынянова. Метафоры письма и прорывы в повествовании, обнаруживающие проникновение «реального» в «воображаемое» и наоборот, свидетельствуют о метафикциональности текстов, рассказывающих о том, как они были написаны.
Степень достоверности и апробация результатов
Основные положения диссертации отражены в 8 статьях, три из которых
опубликованы в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ для кандидатских
исследований (общий объем - 3,3 п.л).
Результаты работы обсуждались на аспирантских семинарах кафедры
русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения
литературе Новосибирского государственного педагогического университета.
Материалы исследований представлены на одиннадцати конференциях в
Новосибирске, Томске, Санкт-Петербурге и Таллине: Региональная конференция
молодых ученых «Филологические чтения» (НГПУ: 2012, 2013, 2014, 2015),
Международная летняя школа по русской литературе «Русская литература:
история, историография, комментарий» (РГПУ им. А.И. Герцена, Институт
14
русской литературы РАН (Пушкинский Дом), Петербургский институт иудаики: 2012, 2013), Всероссийская молодежная конференция «Традиции и инновации в филологии XXI века: взгляд молодых ученых» (ТГУ: 2012), XV Международная конференция молодых филологов «Актуальные проблемы литературоведения» (Таллинский университет, Институт славянских языков и культур, 2014), Всероссийская научная конференция «Филологические аспекты книгоиздания: Автор - читатель - издатель в литературном и издательском процессах» (НГПУ: 2014), V Всероссийская с международным участием научная конференция «Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе», посвященная проблемам условности (ТГПУ: 2014), Всероссийская научная конференция «Сюжетология / сюжетография - 2» (Институт филологии СО РАН: 2015).
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 131 наименование. Общий объем работы 215 страниц.
В первой главе «Взаимосвязь научного и художественного творчества Ю.Н.
Тынянова» представлены основные понятия теории Тынянова, оговаривается
контекст возникновения некоторых авторских терминов. Глава состоит из двух
частей. В первой части научные идеи писателя рассматриваются и с точки зрения
их принадлежности к теории формальной школы, и с точки зрения своей
уникальности относительно работ других формалистов. Во втором разделе первой
главы показана связь тыняновской концепции литературной эволюции с
философией А. Бергсона. Вторая глава «Специфика использования исторического
материала в малой прозе Ю.Н. Тынянова» посвящена изменениям, которые
претерпевают источники, использованные при написании исследуемых текстов. В
третьей главе «История издания "Подпоручика Киже", "Восковой персоны",
"Малолетного Витушишникова"» проводится сопоставительный анализ
прижизненных редакций рассказов и повести Ю.Н. Тынянова. Глава представлена
тремя разделами, посвященными истории изданий «Подпоручика Киже»,
«Восковой персоны» и «Малолетного Витушишникова» соответственно. Глава 4
15
«Поэтика малой прозы Ю.Н. Тынянова» посвящена анализу следующих аспектов поэтики произведений: ситема пероснажей, соотношение сюжета и фабулы, композиция, мотивика; также в главе исследованы интертекстуальные связи рассказов и повести с произведениями русской литературы.
ГЛАВА 1. Взаимосвязь научного и художественного творчества
Ю.Н. Тынянова
Не все исследователи предполагают взаимосвязь между поэтикой прозы Ю.Н. Тынянова и его взглядами на теорию и историю литературы, которые нашли отражение в научных работах. Хотя о взаимообусловленности этих сторон тыняновского творчества начали говорить еще современники писателя: «литературоведческие работы Тынянова органически связаны с его беллетристикой или беллетристика с этими работами, — как по линии тем и исторического материала (Кюхельбекер, Грибоедов, Пушкин), так и по линии стилевых проблем, проблем художественного метода. Его художественный стиль и метод — своего рода практическая проверка теоретических наблюдений, изысканий и выводов. Иногда это даже прямое экспериментирование, порожденное не только художественным замыслом, но и теоретической проблематикой» [Эйхенбаум 1969б: 381].
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы 1910 - 1930-х гг.2001 год, доктор филологических наук Давыдова, Татьяна Тимофеевна
Мотивы в повествовательной структуре прозы А. Ангархаева 1970-1980-х гг.2011 год, кандидат филологических наук Буянтуева, Гэрэлма Цырен-Доржиевна
Диалог "своего" и "чужого" в художественном мире Н.С. Лескова: на материале произведений 1860-1880-х гг. об иностранцах и инородцах2011 год, кандидат филологических наук Данилова, Надежда Юрьевна
"Евгений Онегин" в литературоведческой концепции Ю.Н. Тынянова2007 год, кандидат филологических наук Бережная, Екатерина Петровна
Формы и функции лиризма в прозе И.А. Бунина 1920-х годов2014 год, кандидат наук Капинос, Елена Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Матвеева Диана Андреевна, 2015 год
Источники:
1. Тынянов, Ю.Н. ["Четырнадцатое декабря" = "Кюхля]. Пьеса в 8 картинах. Планы, записи с разработками сцен, наброски // Российский государственный архив литературы и искусства (далее: РГАЛИ). Ф. 2224. Оп. 1. Ед. хр. 30. 60 л.
2. Тынянов, Ю.Н. ["Четырнадцатое декабря"] = "Кюхля. Пьеса в [12] картинах. Картины: 1 - "Дуэль", 2 - "Особая канцелярия", 3 - "Бельведер", 4 - "У Нарышкина" // РГАЛИ. Ф. 2224. Оп. 1. Ед. хр. 31. 101 л.
3. Тынянов, Ю.Н. «Подпоручик Киже». Рассказ // РГАЛИ. Ф. 2224. Оп. 1. Ед. хр. 48. 13 л.
4. Тынянов Ю.Н. Анкета Ю.Н.Тынянова с приложением автобиографии и списка литературных и научных // РГАЛИ. Ф. 2224. Оп. 1. Ед. хр. 198. Л. 3
5. Тынянов Ю.Н. На об л. 26 - Записка Ю.Н.Тынянова Б.М.Эйхенбауму от 19 июля 1940 г., не вошедшая в пьесу, наброски и разрозненные листы. На об л. 26 - Записка Ю.Н.Тынянова Б.М.Эйхенбауму от 19 июля 1940 г. // РГАЛИ. Ф. 2224. Оп. 1. Ед. хр. 33. 30 л.
6. Тынянов Ю.Н. Списки произведений, планы издания собрания сочинений, сведения о получении гонораров с октября 1934 по декабрь 1936 г. // РГАЛИ. Ф. 2224. Оп. 1. Ед. хр. 105. Л. 4.
7. Тынянов Ю.Н. Списки произведений, планы издания собрания сочинений, сведения о получении гонораров с октября 1934 по декабрь 1936 г. // РГАЛИ. Ф. 2224. Оп. 1. Ед. хр. 105. Л. 7.
8. Тынянов, Ю. Подпоручик Киже // Красная новь. — Москва: ГИХЛ, 1928. — № 1. — С. 97-119.
9. Тынянов, Ю. Подпоручик Киже. — Л.: Издательство Писателей в Ленинграде, 1930. — 79 с.
10. Тынянов, Ю. Восковая персона // Звезда. — Л.-М.: ГИХЛ, 1931а. — №1. — С. 5-51.
11. Тынянов, Ю. Восковая персона // Звезда. — Л.-М.: ГИХЛ, 1931 б. — №2. — С. 5—48.
12. Тынянов, Ю. Восковая персона. — Л.-М.: ГИХЛ, 1931в. — 120 с.
13. Тынянов, Ю.Н. Малолетный Витушишников // Литературный современник. — М., 1933а. — № 7. — С. 3—39.
14. Тынянов, Ю. Малолетний Витушишников / Ю. Тынянов. - Л.: Издательство Писателей в Ленинграде, 1933б. — 131 с.
15. Тынянов, Ю. Рассказы / Ю. Тынянов — М.: Советский писатель, 1935. — 356 с.
16. Тынянов, Ю. Сочинения / Ю. Тынянов. Собр. соч: в 3 т. — М.-Л.: ГИХЛ, 1959. — Т. I. — 554 с.
17. Тынянов, Ю. Германия, 1929 // Литературная газета. — Москва, 1967. — № 16. — С. 13.
18. Тынянов, Ю. Черниговский полк ждет. / Ю. Тынянов. — М.: ОГИЗ — Молодая гвардия, 1932. — 56 с.
19. Тынянов, Ю. Из записных книжек (С предисловием В. Каверина) // Новый мир. — М.: Известия, 1966. — № 8. — С. 120—137.
20. Тынянов, Ю. Два перегона // Даугава. — 1988. — № 6. С. 121—122.
21. Тынянов, Ю. Обезьяна и колокол // Киносценарии: Лит.-худож. альм. — М.: Госкино СССР, 1989. — №3. — С. 130—147.
22. Тынянов Ю.Н. Как мы пишем // Ю.Н. Тынянов. Литературный факт. - М.: Высшая школа, 1993. — С. 150 — 157.
23. Гейне, Г. Германия. Зимняя сказка / пер. Ю. Тынянова. — Л.-М.: ГИХЛ, 1933. — 215 с.
24. Гейне, Г. Стихотворения. Переводы Ю. Тынянова. — Л.: Издательство Писателей в Ленинграде, 1934. — 175 с.
Литературно-критические работы:
25. Акт о Калеандре и Неонилде // Ранняя русская драматургия (XVII - первая половина XVIII в.) в 5 т. — М.: «Наука», 1976. — Т. V. — С. 130—391.
26. Берковский, Н. О Грибоедове и о романе Тынянова // На литературном посту.
— М., 1929. — № 4. — С. 35—42.
27. Гацерелия, А. Встречи в Тбилиси // Воспоминания о Ю. Тынянове. — М.: Советский писатель, 1983. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http ://az.lib.ru/t/tynjanowJ_n/text_0170. shtml.
28. Гинзбург, Л.Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе / Л.Я. Гинзбург. — СПб.: Искусство-СПБ, 2002. — 767 с.
29. Гоголь, Н.В. Повесть о том, как поссорился Иван Васильевич с Иваном Никифоровичем // Н.В. Гоголь. Полное собрание сочинений: В 14 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — Т. 2. — С. 219-276.
30. Зоркая, Н. Тынянов и кино // Вопросы киноискусства. — М., 1967. — Вып. 10. — С. 258—295.
31. Из переписки Ю. Тынянова и Б. Эйхенбаума с В. Шкловским // Вопросы литературы. — М., 1984. — № 12. — С. 185—218.
32. Медведев, П. Н. Формализм и формалисты / П.Н. Медведев. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. — 212 с.
33. Оксенов, Инн. Монстры и натуралии Юрия Тынянова // Стройка. — М., 1931.
— № 23—24. — С. 16—18.
34. Перетц, В.Н. Памятники русской драмы эпохи Петра Великого / В.Н. Перетц.
— СПб.: Изд. Академии наук, 1903. — 570 с.
35. Пушкин, А. С. Медный всадник // А. С. Пушкин. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2. Поэмы. Сказки. Драматические произведения. — СПб.: Библиополис, 1993. — С. 260— 277.
36. Пушкин, А.С. Собрание сочинений в десяти томах / А.С. Пушкин.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — Том 2. -799 с.
37. Степанов, Н.Л. Воспоминания. Размышления. Встречи // Юрий Тынянов. Писатель и ученый. Воспоминания. Размышления. Встречи. — М.: молодая гвардия, 1966. — С. 126—142.
38. Каверин, В. Предисловие // Новый мир. — М.: Известия, 1966. — № 8. — С. 121.
39. Ходасевич, В. Ф. Восковая персона // Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. — М.: Согласие, 1996. — Т. 2. — С. 202—207.
40. Шкловский, В. Гамбургский счет // Шкловский В. Гамбургский счет: статьи, воспоминания, эссе (1914 - 1933). — М.: Советский писатель, 1990. — С. 236— 603.
Научная литература:
41. Альтшуллер, М.Г. Эпоха Вальтера Скотта в России. Исторический роман 1830-х годов / М.Г. Альтшуллер. — СПб: «Академический проект», 1996. — 336 с.
42. Арнхейм, Р. Язык, образ и конкретная поэзия // Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994. — С. 105-108.
43. Бахтин, М. М. Слово в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. — М., 1975. — С. 72—233.
44. Белинков, А. Юрий Тынянов / А. Белинков. — М.: Сов. писатель, 1965. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http ://modernlib.ru/books/belinkov_arkadiy/yuriy_tinyanov/read_1 /.
45. Бергсон, А. Собрание сочинений в 4-х т./ А. Бергсон. — М.: Моск. клуб, 1992. — Т. 1. — 336 с.
46. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. — М.—С.-Пб.: Книгоиздательство «Русская мысль», 1914. — 333 с.
47. Берков, П.Н. Из истории русской театральной терминологии XVII—XVIII веков: («комедия», «интермедия», «диалог», «игрище» и др.) / П.Н. Берков. — М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1955. — Том XI. — С. 280—299.
209
48. Блюмбаум, А.Б. Из творческой истории «Малолетнего Витушишникова»: документальный источник текста // Русская литература. — СПб.: Наука, 2009. — №3. — С. 45-59.
49. Блюмбаум, А. Конструкция мнимости. К поэтике «Восковой персоны» Ю. Тынянова / А. Блюмбаум. — СПб.: Гиперион, 2002. — 200 с.
50. Блюмбаум, А. Конструкция мнимости: К поэтике «Восковой персоны» Ю. Тынянова // Новое литературное обозрение. — М., 2001. — №47. — С. 132—171.
51. Богомолов, Ю. Вечнозеленая теория и преходящая практика // Поэтика кино. Перечитывая поэтику кино. — СПб.: РИИИ, 2001. — С. 189-199.
52. Буренина, О. Абсурдное и аномальное. Репрезентация анатомических аномалий руки // Буренина О. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины ХХ века. — СПб: Алетейя, 2005. — С. 263-285.
53. Вельфлин, Г. Ренессанс и барокко / Г. Вельфлин. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 288 с.
54. Волович, И.Г. Историческая проза Ю. Тынянова // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. — М., 1989. — Том 48. — № 6. — С. 517527.
55. Вурм, Б. Figuratio - defiguratio, или как сделан человек-буква. Особенности сценарной работы Ю. Тынянова в свете медиальной теории // Советская власть и медиа: Сб. статей / Под ред. Х. Гюнтера и С. Хэнсген. — СПб.: Академический проект, 2006. — С. 412-429.
56. Гаспаров, М.Л. Научность и художественность в творчестве Тынянова // Тыняновский сборник: Четвертые Тыняновские чтения: Сб. ст. / Отв. ред. М. О. Чудакова. — Рига: «Зинатне», 1990. — С. 12-20.
57. Гаспаров, М.Л. Первочтение и перечтение: к тыняновскому пониманию сукцессивности стиховой речи // Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения: Сб. ст. / Отв. ред. М. О. Чудакова. Рига: Зинатне, 1988. — С. 15-23.
58. Геллер, М. Подмена как образ жизни (История и сатира у Ю. Тынянова) // Cahiers du Monde russe et sovietique. — 1989. — XXX. — № 3—4. —С. 297— 303.
59. Гиппиус, В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. — М.—Л.: Наука, 1966. — С. 295-330.
60. Дмитриева, Е. Генрих Вельфлин в России: открытие Италии, барокко или формального метода в гуманитарных науках? // Европейский контекст русского формализма: (к проблеме эстетических пересечений: Франция, Германия, Италия, Россия): коллективная монография по материалам русско-французского коллоквиума 1-2 ноября 2005 года. Под редакцией Екатерины Дмитриевой (отв. ред.), Валерия Земского и Мишеля Эспаня. — М.: ИМЛИ РАН, 2009. — С. 98-131.
61. Жирков, Г.В. История цензуры в России XIX - XX вв. / Г.В. Жирков. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 368 с.
62. Зенкин, С. Вещь, форма и энергия (русские формалисты и Дюркгейм) // Европейский контекст русского формализма: (к проблеме эстетических пересечений: Франция, Германия, Италия, Россия): коллективная монография по материалам русско-французского коллоквиума 1 -2 ноября 2005 года. Под редакцией Екатерины Дмитриевой (отв. ред.), Валерия Земского и Мишеля Эспаня. — М.: ИМЛИ РАН, 2009. — С. 41-54.
63. Каверин, В., Новиков, Вл. Новое зрение. Книга о Юрии Тынянове / В. Каверин, Вл. Новиков. — М.: Книга, 1988. — 320 с.
64. Кожевникова, Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. / Н.А. Кожевникова. — М., 1994. — 336 с.
65. Кузовкина, Т. Феномен Булгарина. Проблема литературной тактики / Т.Кузовкина. — М.: Эдиториал УРСС, 2007. — 162 с.
66. Куюнжич, Д. Пародия как повторная переработка (литературной истории) // Новое литературное обозрение. — М., 2006. — № 80. — С. 84—90.
67. Левин, Ю.Д. Об источниках «Подпоручика Киже» // Роль и значение
литературы XVIII века в истории русской культуры. К 70-летию со дня
211
рождения чл.-корресп. АН СССР П.Н. Беркова. — М.—Л.: Наука, 1966. — С. 393-396.
68. Левинтон, Г.А. Еще раз о комментировании романов Тынянова // Русская литература. — СПб.: Наука, 1991. — № 2. — С. 126—130.
69. Левченко, Я. История и фикция в текстах В. Шкловского и Б. Эйхенбаума в 1920-е гг./ Я. Левченко. — Tartu: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2003 (= Dissertationes Semioticae Universitatis Tartuensis, vol. 5).
70. Левченко, Я.С. Другая наука: Русские формалисты в поисках биографии / Я.С. Левченко: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 304 с.
71. Лихтман, З.Т. Акт о Калеандре и Неонилде // Ранняя русская драматургия (XVII - первая половина XVIII в.) в 5 т. — М.: Наука, 1976. — Т. V. — С. 776—785.
72. Лотман, Ю.М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. — Таллинн: Александра, 1992. — Т. I. — С. 377—380.
73. Лотман, Ю. М., Цивьян, Ю. Г. SVD: жанр мелодрамы и история // Тыняновский сборник. Первые Тыняновские чтения: Сб. ст. / Отв. ред. М. О. Чудакова. — Рига: Зинатне, 1984. — С. 46—78.
74. Мартьянова, И.А. Научное vs художественное в историческом повествовании Ю.Н. Тынянова // Текст и тексты. Межвузовский сборник научных трудов. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. — С. 103—107.
75. Никанорова, Е.К. Мотив бури на море в анекдотах и преданиях о Петре I (XVIII—XIX вв.) // «Вечные» сюжеты русской литературы («блудный сын» и другие). / Под. ред. Е.К. Ромодановской и В.И. Тюпы. — Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1996. — С. 18—29.
76. Никанорова, Е. К. Роли и маски Николая I в «Малолетнем Витушишникове» Ю.Н. Тынянова // Текст и тексты. Межвуз. сб. науч. тр. — Новосибирск: изд-во НГПУ, 2010. — С. 108—117.
77. Никанорова, Е.К. Анекдоты о Павле I и «Подпоручик Киже» Ю.Н.
Тынянова // Slavic Almanac: The South African Journal for Slavic, Central and
212
Eastern European Studies. — Pretoria: Unisa, 2006. — Vol. 12. — № 2. — P. 85-102.
78. Никанорова, Е.К. Мотив спасения утопающих в «Малолетнем Витушишникове» Ю.Н. Тынянова: исторический подтекст и функция в сюжете // Текст - Комментарий - Интерпретация: межвузовский сборник научных трудов. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. — С. 195—204.
79. Нэтеркотт, Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907-1917) / Перевод и предисловие И. Блауберг. — М.: Модест Колеров, 2008. — 431 с.
80. Орлицкий, Б.Ю. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории / Б.Ю. Орлицкий. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. —200 с.
81. Плешкова, О.И. Повесть Ю. Н. Тынянова "Восковая персона" в аспекте теории литературной эволюции: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01. — Барнаул, 2000.
82. Плешкова, О.И. Теория пародии Ю.Н. Тынянова и современная проза постмодернизма // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — Нижний Новгород, 2011. — №6 (2). — С. 522—526.
83. Поляк, З.Н. О ненаписанном рассказе Тынянова «Пастушок Сифил» // Тыняновский сборник: Пятые Тыняновские чтения: Тезисы докладов и материалы для обсуждения / Отв. ред. М. О. Чудакова. — Рига: Зинатне, 1990. — С. 51—64.
84. Поляк, З.Н. О специфике авторского повествования в исторической прозе Тынянова // Тыняновский сборник: Вторые Тыняновские чтения: Сб. ст. / Отв. ред. М.О. Чудакова. — Рига: Зинатне, 1986. — С. 7—13.
85. Поляк, З.Н. На пути от источника к тексту // Четвертые Тыняновские чтения: Тезисы докладов и материалы для обсуждения / Отв. ред. М. О. Чудакова. — Рига: Зинатне, 1988. — С. 9—10.
86. Поляк, З.Н. Художественная интерпретация факта в исторической прозе Ю.Н. Тынянова: Дисс. в форме науч. док...канд. филол. наук. — Томск, 1985.
87. Поляк, З.Н. Ироническая тональность рассказа Ю. Тынянова «Малолетный Витушишников» // Вопросы поэтики художественного произведения: Тематический сборник. — Алма-Ата, 1980. — С. 30—38.
88. Поляк, З.Н. Цитата как стилистическое средство воплощения художественного содержания («Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова и «Слово о полку Игореве») // Жанр и стиль художественного произведения: Тематический сборник. — Алма-Ата, 1982. — С. 34—43.
89. Разумова, А. О. «Филологический роман» в русской литературе XX века (генезис и поэтика): Дисс. в форме науч. док...канд. филол. наук. — М., 2005. — 17 с.
90. Разумова, А. Путь формалистов к художественной прозе // Вопросы литературы. — СПб.: Наука, 2004. — №3. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://magazines.russ.ru/voplit/2004/3/raz6.html.
91. Светликова, И.Ю. Истоки русского формализма: Традиция психологизма и формальная школа. / И.Ю. Светликова — М.: Новое литературное обозрение, 2005. — 176 с.
92. Скалова, Л. К вопросу о роли анекдота в художественной прозе // Ceskoslovens rusistika. — Praha, 1976. — № 3. — С. 106—109.
93. Смирнов, И.П. Барокко и опыт поэтической культуры начала XX в. // Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. — М.: Наука, 1979. — С. 335-361.
94. Столпянский, П. Н. Пушкин и «Северная пчела» (1825—1837) // Пушкин и его современники: Материалы и исследования / Комис. для изд. соч. Пушкина при Отд-нии рус. яз. и словесности Имп. акад. наук. — Пг.,1914. — Вып. 19/20. — С. 117—190.
95. Суни, Т. «Малолетный Витушишников» Ю. Тынянова (I): анализ повествования // Idantutkimus. Special Issue. VI ICCEES World Congress. — Helsinki: Venajan ja Ita-Euroopan instituutti, 2000. — P. 132—146.
96. Теория литературы: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко.— М.: Издательский центр «Академия», 2007. — Т.1 — 512 с.
97. Тименчик, Р.Д. Тынянов и некоторые тенденции эстетической мысли 1910-х годов. // Тыняновский сборник: Вторые Тыняновские чтения: Сб. ст. / Отв. ред. М. О. Чудакова. — Рига: Зинатне, 1986. — С. 59—70.
98. Тоддес, Е.А. Еще о замысле «Пастушка» // Тыняновский сборник: Пятые Тыняновские чтения: Тезисы докладов и материалы для обсуждения / Отв. ред. М. О. Чудакова. . — Рига: Зинатне, 1986. — С. 65—69.
99. Тоддес, Е.А. Неосуществленные замыслы Тынянова // Тыняновский сборник. Первые Тыняновские чтения / Отв. ред. М. О. Чудакова. . — Рига: Зинатне, 1984. С. 25-45.
100. Тоддес, Е.А. Послесловие // Тынянов Ю.Н. Подпоручик Киже. — М.: Книга, 1981. — С. 164—200.
101. Тынянов, Ю. Н. Об основах кино // Поэтика кино. Перечитывая поэтику кино. — СПб.: РИИИ, 2001. — С. 39—59.
102. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. — М.: Наука, 1977. — 572 с.
103. Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного языка / Ю.Н. Тынянов. — М.: КомКнига, 2007. — 176 с.
104. Тынянов, Ю.Н. Пушкин // Пушкин и его современники / Ю.Н. Тынянов. — М.: «Наука», 1969. — С. 122—165.
105. Утгоф, Г. Об одной метафоре Ю.Н. Тынянова // Stanford Slavic studies: Труды по балто-российским отношениям и русской литературе. — Stanford, 2012. — Vol. 43. — C. 119—132.
106. Фельдхус, К. Парадоксы «быть/не-быть» в «Подпоручике Киже» Ю.Н. Тынянова и «Несуществующем рыцаре» И. Кальвино // Парадоксы русской литературы: Сборник статей под редакцией Владимира Марковича и Вольфа Шмида. — СПб.: ИНАПРЕСС, 2001. — С. 318-342.
107. Ханзен-Леве, Оге А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. — М.: Языки русской культуры, 2001. — 672 с.
108. Хмельницкая, Т. Исследовательский роман. Историческая проза Ю. Тынянова // Хмельницкая Т. Голоса времени. Статьи о современной советской и зарубежной литературе. — М.—Л.: Советский писатель, 1963. — С. 40—85.
109. Христолюбова, О.В. Русская историческая проза 40-50-х годов XIX века (проблемы стилевой эволюции): Дисс. в форме науч. док.канд. филол. наук Саратов, 1997.
110. Цивьян, Ю., Тоддес, Е. Не кинограмота, а кинокультура // Искусство кино. — М.: 1986. — №7. — С. 88—98.
111. Цырлин, Л. Тынянов - беллетрист / Л. Цырлин. — Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1935. — 112 с.
112. Чудакова, М.О. Социальная практика, филологическая рефлексия и литература в научной биографии Эйхенбаума и Тынянова // Тыняновский сборник: Вторые Тыняновские чтения: Сб. ст. / Отв. ред. М. О. Чудакова. — Рига: Зинатне, 1986. — С. 103 - 131.
113. Чудакова М.О. Утопия Тынянова-критика // Избранные работы, том I. Литература советского прошлого. — М.: Языки русской культуры, 2001. — С. 421—432.
114. Шкловский В. Материал и стиль в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — Гаага, Мутон: Slavistik printings and reprintings, 1970. —252 с.
115. Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — 312 с.
116. Шубин, В.Ф. О комментировании романов Ю.Н. Тынянова // Русская литература. — СПб.: Наука, 1987. — № 2. — С. 163—168.
117. Эйзенштейн, С.М. Монтаж / С.М. Эйзенштейн. — М., 2001. — 591 с.
118. Эйхенбаум, Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского; Вступ. ст. Г. Бялого. — Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1969а. — С. 306—326.
119. Эйхенбаум, Б.М. Творчество Ю. Тынянова // Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского; Вступ. ст. Г. Бялого. — Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1969б. — С. 380— 420.
120. Эрлих, В. Русский формализм: история и теория / В. Эрлих; [Пер. с англ. Глебовской А.В.]. — Санкт-Петербург: Академический проект, 1996. — 351 с. .
121. Эстетика фильма: [пер. с фр.] / Жак Омон, Ален Бергала, Мишель Мари, Марк Верне. — Москва: Новое литературное обозрение, 2012. — 245 с.
122. Юрий Тынянов: Библиографическая хроника (1894—1943) / Сост. В. Ф. Шубин, научн. р. И.Н. Сухих. — СПб.: АО «Арсис», 1994. — 80 с.
123. Якобсон, Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. — М.: Прогресс, 1987. — С. 145—180.
124. Ямпольский, М. История культуры как история духа и естественная история // Новое литературное обозрение. — М., 2003. — № 1 (59). — С. 22—89.
125. Ямпольский, М. Маска, анаморфоза, монстр // Ямпольский М. Демон и лабиринт (Диаграммы, деформации, мимесис). — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — С. 207—252.
126. Ямпольский, М. Персонаж как «интертекстуальное тело» («Поручик Киже» Тынянова) // Ямпольский М. Память Тиресия: интертекстуальность и кинематограф. — М.: Культура, 1993. — С. 327—269.
127. Curtis J. Bergson and Russian Formalism // Comparative Literature. — Spring, 1976. — Vol. 28. — No. 2. — P. 109—121.
128. Suni T. Подпоручик Киже Ю. Тынянова как метафикция // Studia Slavica Finlandensia. — Helsinki, 1998. — Tomus XV. — P. 121-145.
Справочная литература:
129. Благой Д. Исторический роман // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т.— М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,1925. — Т. 1. — Стб. 335—342.
130. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Русский язык, 1978—1980.
131. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. [Электронный ресурс] Режим доступа:
ЬИрв://в1оуап.уап<1ех.ги/~книги/Брокгауз%20и%20Ефрон.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.