Поэмное творчество Вячеслава Иванова: символико-философская система тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Баранова, Елена Павловна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 220
Оглавление диссертации кандидат наук Баранова, Елена Павловна
СОДЕРЖАНИЕ
4
ГЛАВА 1. ПОЭМЫ СБОРНИКА ВЯЧ. ИВАНОВА «КОРМЧИЕ ЗВЕЗДЫ» - «СФИНКС», «ВРАТА», «МИРЫ ВОЗМОЖНОГО» - КАК
МИСТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ТРИПТИХ
$1. Место и роль поэмного текста в сборнике «Кормчие Звезды»
1.1. К истории создания сборника «Кормчие звезды»
1.2. Проблема жанровой специфики «большой» формы в сборнике
«Кормчие Звезды»
§2. Поэмный триптих сборника «Кормчие звезды» как «посвятительный текст»
2.1. Концепция акта творчества как посвящения в культуре символизма и в символико-философской теории Вяч. Иванова
2.2. Проблема повествовательной структуры в поэмном триптихе «Кормчих звёзд»
2.3. Спиритуальный сюжет триптиха: преломление «дантова кода»
2.4. Символико-философская функция кольцевой композиции—
2.5. Мотивно-образный комплекс как символика духовной инициации в поэмном триптихе «Кормчих Звезд»
2.5.1. Мотив «ройя-антирройя»: диалектика времени/Вечности
2.5.2. Символика «кольца-круга» и «креста» в художественном пространстве поэмного триптиха
ГЛАВА 2. СИМВОЛИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ВЯЧ. ИВАНОВА (АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЭМА «МЛАДЕНЧЕСТВО» И МЕЛОПЕЯ «ЧЕЛОВЕК»)
$1.Творческая история поэмы «Младенчество»
§2. Мистико-философский фон в поэме «Младенчество»
2.1. «Палимпсест» как структурный принцип поэмной формы и проблема типа повествования в поэме «Младенчество»
2.2. «Мистика зеркальности»: художественное воплощении «внутреннего канона» и проблема теургического искусства в поэме
«Младенчество»
§3. Мелопея «Человек»: опыт теургического нисхождения
3.1. Текстовая история мелопеи «Человек»
3.2. К вопросу о жанровых особенностях мелопеи
3.3. Специфика символико-философской повествовательной структуры в мелопее «Человек»
ГЛАВА 3. ПОЭМНОЕ ТВОРЧЕСТВО ВЯЧ. ИВАНОВА КАК
МЕТАТЕКСТ: ПОЭТИКА МЕЖТЕКСТОВЫХ СВЯЗЕЙ
§1. «Мистика зеркальности» в поэмах Вяч. Иванова
§2. Образ-символ Эдипа в поэмном пространстве
§3. Онейросфера поэмных текстов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтология Вячеслава Иванова в контексте художественно-антропологических исканий русского модернизма2013 год, доктор филологических наук Федотова, Светлана Владимировна
Мифопоэтика Вячеслава Иванова в контексте идей русского символизма: истоки, генезис, стратегии2013 год, доктор филологических наук Титаренко, Светлана Дмитриевна
Принципы лирической циклизации в творчестве Вяч. Иванова: "Итальянские сонеты", "Зимние сонеты", "Римский дневник 1944 года"2009 год, кандидат филологических наук Кулыгина, Виктория Викторовна
Художественное единство поэтических и философско-критических книг Вяч. Иванова 1900-1917 гг.2017 год, кандидат наук Маштакова Любовь Владиславовна
Поэтический язык Вячеслава Иванова2004 год, доктор филологических наук Грек, Антонина Григорьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэмное творчество Вячеслава Иванова: символико-философская система»
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь и творчество Вячеслава Иванова все больше и больше привлекают внимание исследователей. За последние годы написано и опубликовано впечатляющее количество не только статей, но и монографий1, посвященных изучению жизненного и духовного пути «Вячеслава Великолепного». Разнообразные исследовательские наработки представлены в многочисленных сборниках, выпущенных по материалам конференций, посвященных творчеству Иванова. Ивановское наследие с каждым годом все чаще становится объектом исследования в кандидатских и докторских работах.
Менее оптимистично обстоит дело с изданиями самих текстов Иванова: как известно, брюссельское собрание сочинений остановилось на четвертом томе, однако и в этом направлении ощутимо очевидное движение: в Институте русской литературы РАН (Пушкинский Дом) создана рабочая группа по издания Полного собрания сочинений В.И. Иванова. На этом же пути в 2006 году в России осуществилась первая публикация уникального ивановского произведения - мелопеи «Человек», представляющая репринтное воспроизведение парижского издания 1939 года . Эта книга сопровождена приложением, состоящим из исследовательских статей и материалов3. В 2007 году издательством «Астрель» в серии «Социальная мысль России» в одном томе выпущены два сборника ивановских статей -«По звездам», «Борозды и межи», снабженные подробнейшими комментариями В. В. Сапова4. Трудно переоценить научную важность не
1 Полную информацию об опубликованных работах по состоянию на 2009 год см. в книге: Богомолов Н. А. Вячеслав Иванов в 1903-1907 годах: Документальные хроники. М., 2009. С. 3-4; в 2010 году вышел в свет сборник статей и научных материалов, посвященных жизни и творчеству поэта и мыслителя: Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. Вып.1. СПб., 2010.
2 Вячеслав Иванов. Человек. М.: Прогресс-Плеяда, 2006.
3 Вячеслав Иванов. Человек. Приложение: статьи и материалы. М., 2006.
4 Иванов В. И. По звездам. Борозды и межи / Вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова. -М., 2007. 1137 С.
только для ученых, но и для всех интересующихся личностью и творчеством Вяч. Иванова и появление сайта русско-итальянского ивановского архива, на котором доступен брюссельский четырехтомник, а также впечатляющее количество архивных материалов и исследовательских работ5.
В этих и других работах ивановедов обнаруживается чрезвычайно много важного и необходимого для понимания своеобразия творческой личности Вяч. Иванова, вместившей в себя талант поэта, философа и филолога, однако многие вопросы, связанные с личностью и творчеством главного теоретика русского символизма, остаются открытыми. Как правило, более пристально исследуется эстетико-философское наследие Иванова, тогда как его поэзия, сложная, насыщенная разветвленной символикой, с использованием архаического словаря и углублением в древние стиховые традиции, менее изучена.
При обращении к поэтическому наследию Иванова внимание ученых среди прочего направлено на отдельные циклы и сонеты. Так монографически рассмотрен сонет «АрроКш» 6. Достаточно подробно
7 8
исследованы «Итальянские сонеты» , «Зимние сонеты» и «Римские
5Доступ к электронному ресурсу: http://www.v-ivanov.it/
6См. ряд работ Д. Мицкевича, посвященных этому сонету: Мицкевич Д. Н. Принцип «восхождения» в сонете «Appolini» Вячеслава Иванова // Vjaceslav Ivanov: poesia е Sacra Scrittura = Вячеслав Иванов: между Св. Писанием и поэзией: VIII Convegno intern. = VIII междунар. конф. [Roma, 28 Ott. - 1 nov. 2001] / A cura di Andrej Shishkin. - Roma: Dep. di studi ling, e lett. Univ. di Salerno, 2002. - 1. - P. 251-279. - (Europa orientalis; 21, n. 1); Мицкевич Д.Н. Культура и петербургская поэтика Вяч. Иванова: "Apollini" // Вячеслав Иванов - Петербург мировая культура: Материалы междунар. научн. конф. 9-11 сент. 2002г. Томск - М.,2003, С. 227-233; Мицкевич Д. Н. «Реалиоризм» Вячеслава Иванова // Христианство и русская литература. Сб-к 6. СПб, 2010. С. 254-343. и др.
7См. главу дисс. В.В. Кулыгиной «Италия как циклообразующая мифологема «Итальянских сонетов» Вяч. Иванова // Кулыгина В. В. «Принципы лирической циклизации в творчестве Вяч. Иванова («Итальянские сонеты», «Зимние сонеты», «Римский дневник 1944 года»): Дис.... канд. филол. наук. Иваново,2009. С. 20-79.
8 См: Дэвидсон П. «Зимние сонеты» Вячеслава Иванова // Вячеслав Иванов: материалы и исследования. М., 1996. С. 225 - 226; Дзуцева Н.В. Поэтика софийности в «Зимних сонетах» Вяч. Иванова // Соловьевские исследования. Вып. 14. Иваново, 2007. С. 5-30.
сонеты»9. Интересно рассмотрена специфика поэтического языка Вяч. Иванова10, а также отдельных символов и символических моделей11, составляющих его поэтическую систему. Между тем определенный пласт поэтического наследия Иванова до сих пор остается вне поля зрения ивановедов и не подвергается детальному анализу. К числу таких сочинений относятся произведения «большой» формы, так или иначе связанные с исканиями Иванова в поэмном жанре. Это прежде всего ранние поэмы, входящие в дебютный поэтический сборник поэта «Кормчие Звезды» -«Сфинкс», «Врата», «Миры возможного». Немного более, но не достаточно полно освещены поэмы «Сон Мелампа», «Младенчество». В настоящее время активно изучается мелопея «Человек», оставляя тем не менее все больше вопросов при углублении в ее замысел.
Приходится констатировать, что проблема поэмного жанра в ивановедении остается практически не поставленной. Это можно было бы объяснить тем, что в поэтическом наследии Вяч. Иванова жанр поэмы не является преобладающим. Тем не менее, такое жанровое образование как поэма в творчестве Иванова представлено хотя и немногочисленными, но достаточно специфическими разновидностями и модификациями, несущими в себе основные универсалии ивановской религиозно-философской системы. На фоне жанровых разновидностей лирической поэмы, господствующей в творчестве его соратников-символистов, искания Иванова в поэмном жанре
9Дзуцева Н. В. «Запас римского счастья...» Вода и камень в «Римских сонетах» Вяч. Иванова // Europa orientalis 28. (2009)
10 Грек А. Г. Поэтический язык Вячеслава Иванова. Дисс. ... д-ра филол. наук.М., 2004; Гоготишвили Л. А. Между именем и предикатом (символизм Вяч. Иванова на фоне имяславия) // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999. С. 303383; Кустова Г. И. Языковые проекты Вячеслава Иванова и Андрея Белого: философия языка и магия слова // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования.М., 1999. С. 383-412. Дзуцева Н.В. Арион на кручах истории: Вячеслав Иванов: последние московские годы (1917-1920). Мифологема языка // Дзуцева Н.В. Время заветов: Проблемы поэтики и эстетики постсимволизма. Иваново, 1999. С. 24-58.
11 См. например: Корецкая И. В. О «солнечном» цикле Вячеслава Иванова // Изв. ОЛЯ АН СССР. 1978. Т. 37. № 1. Кондаков И.В. «Вертикаль» и «горизонталь» в культурфилософии Вяч. Иванова // Вяч. Иванов: Материалы и исследования. М., 1996. С. 262-274; Ермилова Е. В. «Заточник вольный». (Символы «свободы» и «нищеты» у Вяч. Иванова и А. Блока) Там же. С. 232-247 и др.
отличаются усложненной философской глубиной, обращенностью к универсальным началам бытия, к Божественному замыслу о человеке.
Современное ивановедение учитывает, конечно, эту специфику, -достаточно назвать глубокие, концептуально значимые работы С.Д. Титаренко, C.B. Федотовой, Р.И. Соколова, В.В. Троицкого, Б. В. Аверина, А. Н. Архангельского, Ю. Н. Чумакова и др., посвященные рассмотрению отдельных поэм Иванова12. Однако сам факт отсутствия обобщающего монографического исследования, в котором подлежали бы рассмотрению поэмные тексты, созданные в разные периоды творчества поэта, их символико-философское своеобразие и взаимосвязь, их роль и значимость в творческом наследии Вяч. Иванова, свидетельствует о необходимости заполнения этой лакуны.
Таким образом, актуальность темы диссертации определяется ее недостаточной разработанностью, отсутствием концептуально значимого взгляда на искания Вяч. Иванова в жанре поэмы, на проблему художественно-философских трансформаций этого жанра и его эволюции в
12 См: Титаренко С.Д. «Поэма Вячеслава Иванова "Младенчество": символический язык автобиографического мифа и его розенкрейцерские истоки» // Судьбы литературы Серебряного века и Русского Зарубежья. СПб, 2010. С. 183-201; Федотова С. В. В лабиринте формы мелопеи «Человек» // Иванов Вяч. Человек. Приложение: статьи и материалы. M., 2006.С. 73-103; Федотова С. В. Своеобразие жанра мелопея в поэзии Вяч. Иванова // Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. СПб, 2010. С. 229-242; Федотова С. В. Три концепции человека в литературе Серебряного века // Вестник ТГПУ. 2005.Вып.6(50). Серия: Гуманитарные науки (филология). С.32-38; Архангельский А. «Младенчество» Вяч. Иванова и философия детства Б. Пастернака // Un maître de sagesse au XX siècle: Vjaceslav Ivanov et son temps. - Paris, 1994. - C. 285-294; Чумаков Ю.Н. «Младенчество» Вячеслава Иванова как роман в стихах // Эстетический дискурс. -Новосибирск, 1991. - С. 115-124; Аверин Б.В. Палимпсест воспоминаний ("Младенчество" Вячеслава Иванова) // Аверин Б.В. Дар Мнемозины. Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб, 2003. С. 147-175; Троицкий В.В. Об одной модели времени у Вяч. Иванова.// Символ: журнал христианской культуры. Париж; Москва, № 53 - 54 (2008).Стр. 8-10; Соколов Р.И. «Глубинного сердца биенье»: «Сон Мелампа» Вяч. Иванова // Славянские чтения. II. Даугавпилс-Резекне, 2002. С. 102107. и др.
творчестве поэта и мыслителя. Востребованность такого рода исследования определяется также значимостью поэмного творчества Иванова для понимания его творческой индивидуальности и особого пути, проложенного им в поэзии Серебряного века.
Изучение поэмного жанра всегда представляет определенную сложность, которая обусловлена двойственным характером родовой специфики этого жанра, сочетающим в себе эпическое и лирическое начала. «Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называли также древнюю и средневековую эпопею, безымянную или авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний (точка зрения А. Веселовского), либо путем «разбухания» (А. Хойслер) одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора. Поэма развивалась из эпопеи, рисующей события всенародно-исторического значения»13, - это общеизвестное определение жанра поэмы подчеркивает ее генезис. Однако поэма, в отличие от классической эпопеи, жанр литературный. Отголоски первооснов, из которых развился поэмный жанр, обнаруживаются в том, что в поэме могут сочетаться и взаимодействовать эпические масштабность и способ изображения с лирическими отступлениями и эмоциональной оценкой изображаемого. Этой двуприродностью жанра объясняется и динамика жанровых изменений, обеспечивающая столь долгую его жизнь и востребованность на протяжении всех эпох.
Жизнь и возможности жанра поэмы издавна привлекали внимание литературоведов. Значительный вклад в осмысление специфики жанра, принципов и особенностей его функционирования внесли многочисленные
13 Пульхритудова Е. М. Поэма // Литературно-энциклопедический словарь. М., 1987. с. 294.
исследовательские опыты14. Из всего многообразия исследовательских подходов может быть выделен ключевой принцип подхода к проблеме функционирования жанра: необходимо на каждом конкретном этапе его существования составлять его «индивидуальный образ», памятуя о том, что на его формирование оказывает влияние общая литературная ситуация эпохи. Соответственно, история развития жанра поэмы в таком случае будет представлять диффузную диалектику устойчивых и неустойчивых модификаций жанра, их появление и исчезновение.
Каждая эпоха порождала ту или иную разновидность жанра. В поэме начинали осмысляться помимо эпико-героических событий и бытовые, и семейные, и комические ситуации. Известно, что классическими образцами поэмы стали «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Расцвет жанра поэмы наблюдается и в «Энеиде» Вергилия, однако уже с этого времени начинаются внутренние жанровые движения - потеря и уменьшение одних признаков и выдвижение новых.
Средние века и эпоха Возрождения выработали свои варианты жанра -появляются рыцарская поэма, героическая поэма. Особым явлением в истории жанра стала «Божественная комедия» Данте, сочетающая в себе эпически масштабное описание с огромным количеством персонажей и напряженным духовным переживанием религиозно-философского содержания.
В эпоху классицизма сосуществовали две жанровые разновидности поэмного жанра - героическая поэма, стоящая в иерархии норм на одной ступени с трагедией и одой, и поэма комическая. О последней А. Н. Соколов писал, что она больше тяготеет к отдельному жанру, нежели к
14 См: Соколов А. Н. Очерки по истории русской поэмы ХУШ и первой половины XIX века. М., 1955; Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1978; Неупокоева И. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра. М.,1971; Зубков М. Н. Русская поэма середины XIX в. М., 1967; Долгополов Л. К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX нач. XX века. М. - Л., 1964; Карпов А. С. Русская советская поэма (1917-1941). М., 1989; Коваленко С. А. Поэма как жанр литературы. М., 1982. и др.
разновидности, поскольку на тот момент «соотношение между героической и комической поэмой во многом аналогично соотношению между трагедией и комедией»15. Такой подход вполне объясним резкой полярностью в жанровой системе эпохи классицизма, обусловленной необходимостью подчинения выработанным нормам.
Главенство нормы в эпоху романтизма сменяет главенство стиля, позволяющее воплотить романтическую идею двоемирия. Вследствие этого эпическое начало начинает отступать на второй план и активно взаимодействовать с лирическим и драматическим. В. Г. Белинский определяет романтическую поэму как «эпопею смешанную, проникнутую насквозь и лиризмом, и драматизмом, и нередко занимающую у них формы»16. Смысловым ядром романтической поэмы становится утверждение личностной свободы.
В реализме XIX века на жизнь жанра оказывают влияние повествовательные формы и прежде всего доминирующий на тот момент роман. Поэма, в основном, оказывается на периферии жанровой системы, однако от прозаических жанров она вбирает публицистическую тональность, а также социальную тематику и проблематику.
В начале XX века сложная и напряженная ситуация рубежа веков порождает усиленную субъективность мироощущения. Подъем лирической стихии, стремление представителей нового литературного направления -символистов - к трансформации всяческих литературных законов и рамок приводит к появлению новой модификации жанра - лирической поэмы. Именно в творчестве поэтов-символистов лирическая поэма достигает своего расцвета. Несмотря на преобладание лирической стихии в литературе первой четверти XX века, четкое определение признаков лирической поэмы до сих пор представляется сложным моментом, поскольку слишком проблематично разграничение лирической поэмы и лирического цикла - еще
15 Соколов А. Н. Очерки по истории русской поэмы ХУШ и первой половины XIX века. М., 1955. С. 12.
16 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. М., 1953. Т. 5. С. 43.
одного жанрового образования, востребованного творческим сознанием символистов. Это обусловлено тем, что поэты-символисты рубежа веков предпочитали писать лирические поэмы и книги стихов, зачастую состоящие из циклических образований и лирических поэм. Это обусловлено их стремлением создавать не просто отдельные лирические произведения, а цельные художественные миры, воплощавшие их авторские концепции в символических образах и передающие самые тонкие душевные чувствования и переживания, их неповторимость. Л. К. Долгополов пишет, что «основной задачей лирической поэмы стало воспроизведение смены поэтических настроений <...> Не картины истории, не события, не взаимодействия характеров занимают сейчас поэтов. Внимание сосредоточено на процессах, связанных с внутренним миром отдельной личности»17.
Окончательное утверждение жанра лирической поэмы связано с именем Вл. Соловьева, который, разбирая поэмы А. Голенищева-Кутузова в своей статье «Буддийские настроения в поэзии», писал о новом типе поэмы: по словам философа, «не только мелочи, но и более существенные недостатки характеров и действия не имеют особенной важности в лирической поэме. Главное здесь - не лица и не то, что с ними происходит, а настроение, которое воплощается в живых образах рассказа и остается после его чтения»18. В 1898 году выходит поэтическая книга К. Бальмонта «Тишина. Лирические поэмы», которая окончательно утверждает жизнь нового термина и жанра. В поэзии Бальмонта особенно проявляет себя ритмико-звуковая тональность, придающая поэме музыкальное звучание.
Новый тип поэмы, где обнаруживает себя мышление символами и образами, не испытывающими ограничения со стороны сюжетно-повествовательной структуры, занимает все большее место в творчестве символистов. Так В.Я. Брюсов считал поэмой стихотворный рассказ
17 Долгополов Л. К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX нач. XX века. М. - Л., 1964. С. 17.
18 Соловьев Вл. С. Литературная критика. М., 1990. С. 73.
«Аганат», «Славу толпе» и «Коня Бледа». Поэмами Д. С. Мережковский считал такие свои произведения как «Иов», «Будда», «Марк Аврелий», «Франческо Римини», «Дон Кихот», «Старинные октавы».
В многообразии жанровых модификаций поэмы в первой половине XX века исследователи выделяют отчетливую тенденцию, по которой происходит жанровое движение: от лирической формы к эпическим структурам. С. В. Титова в своем исследовании выделяет нескольких этапов развития жанра в начале века. По мнению исследовательницы, на первом этапе происходит становление лирической поэмы, которое наблюдается с 1989 по 1910 годы. Второй этап (1911-1918) можно назвать этапом утверждения синтезирующих возможностей поэмного жанра, на третьем этапе (1919-1927) поэма развивается по четырем направлениям:
19
драматизации, театрализации, эпизации и прозаизации жанра .
Поэмное творчество Вячеслава Иванова не могло не отразить в себе основных тенденций жанровых исканий эпохи. К жанру поэмы он обращается на разных этапах своего творчества и, по преимуществу, в период особенного душевного напряжения, как правило, являющегося следствием сосредоточенного духовного поиска. Еще в юношеские годы он пишет поэму, о которой читаем в биографическом исследовании близкого друга Иванова и его секретаря О. Шор: «в последнем классе гимназии Вячеслав пишет поэму "Иисус", где пытается примирить теоретическое отрицание религии со своим внутренним пламенением посредством обращения любви к Христу в любовь к совершенной личности Назарянина, требующего от людей героического свободного действия»20.
Итогом ранних духовых исканий Иванова становится полное отвержение им всех материалистических учений и утверждение в религиозно-мистической основе бытия. Поспособствовало этому
19Титова Е. В. Жанровая типология поэм М. И. Цветаевой. Дисс... канд. филол. наук Вологда, 1997.С. 18.
20Дешарт О. Введение // Иванов Вячеслав. Собрание сочинений / Под ред. Д.В. Иванова и О. Дешарт; введ. и прим. О. Дешарт. Брюссель, 1971. Т. I. С. 14. Далее ссылки на эту работу см. в тексте в скобках с указанием после буквы "Д" страницы.
непосредственное знакомство с европейским искусством, случившееся во время первой поездки поэта за границу для учебы в Берлинском университете (1886). Это личное откровение Иванов также оформляет в поэмном жанре, создавая его как послание к своему университетскому другу А. М. Дмитриевскому под заглавием — «Ars Mystica» (1889). Эта поэма «характеризует "внутренний перелом мировоззрения", которым сопровождалось переселение автора "Мистического искусства" за границу. К этому моменту "народническая струя" уже окончательно иссякла в лирике находящегося вдали от родины поэта: в то же время открывшаяся его взору сокровищница европейского искусства — неоспоримое для Вяч. Иванова свидетельство религиозной основы культуры»21.
О том, что появление поэмного жанра в творчестве Иванова связано с особыми событиями его внутренней жизни, говорят многие факты. Известно, например, что поэма «Миры возможного» создана в результате размышлений над причиной самоубийства одного молодого ученого, смерть которого потрясла Иванова. Как своеобразный ответ-размышление на поэму А. Блока «Возмездие» была создана поэма «Младенчество». В результате диалогов с М. Волошиным появляется поэма «Сон Мелампа», которую автор и посвятил своему собеседнику.
В общей сложности поэм Иванова не так много, однако, по своему объему, символико-смысловой насыщенности и концептуальности они представляют несомненный интерес и ценность для понимания не только жанровой специфики ивановских поэм, но и для уяснения базовых основ мирочувствия поэта. Между тем работ, предметом которых являются
ивановские поэмы, явно недостаточно. Глубокий и многогранный анализ
22
отдельных поэм Вяч. Иванова представлен в работах С. Д. Титаренко .
21 Кузнецова О. А. Стихотворные послания Вяч. И. Иванова к А. М. Дмитриевскому // Гумилевские чтения. СПб., 1996. С. 242.
22 Титаренко С.Д. Об одном незавершенном замысле Вячеслава Иванова (поэма «Ars Mystica» в контексте ранних творческих исканий) // Русская литература. 2009. №1. С. 162183; Титаренко С.Д. Мелопея Вяч. Иванова «Человек» и античная орфико-пифагорейская и платоновская традиция // Античность и культура Серебряного века: К 85-летию А. А.
13
Особое внимание исследователей привлекает к себе поэма «Младенчество»23; несколько работ посвящены поэме «Сон Мелампа»24. В настоящее время заметен процесс активного изучения мелопеи «Человек»25, весомый вклад в который вносят работы С. В. Федотовой26. Так или иначе поэмы Иванова затрагиваются в работах С. С. Аверинцева, А.Б. Шишкина, Г. В. Обатнина, А. Е. Барзаха и др.
Объектом данного исследования стали поэмные тексты Вяч. Иванова: «Сфинкс», «Врата», «Миры возможного», «Младенчество», мелопея «Человек».
Предметом анализа является мотивно-образная система указанных произведений, их символико-философское содержание и структурно-композиционное своеобразие.
Выбор этих произведений продиктован их репрезентативностью в свете раскрытия темы нашего исследования. Поэмы «Сфинкс», «Врата», «Миры возможного» созданы в начале творческого пути Вяч. Иванова,
Тахо-Годи / Отв. ред. Е. А. Тахо-Годи. М.: Наука, 2010. С. 169-176; Титаренко С.Д. «Поэма Вячеслава Иванова "Младенчество": символический язык автобиографического мифа и его розенкрейцерские истоки» // Судьбы литературы Серебряного века и Русского Зарубежья. СПб, 2010. С. 183-201.
23 Архангельский А. «Младенчество» Вяч. Иванова и философия детства Б. Пастернака // Un maître de sagesse au XX siècle: Vjaceslav Ivanov et son temps. - Paris, 1994. - C. 285-294; Чумаков Ю. H.«Младенчество» Вяч. Иванова и «Первое свидание» А. Белого в русле онегинской традиции // Чумаков Ю. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб, 1999; Аверин Б.В. Палимпсест воспоминаний ("Младенчество" Вячеслава Иванова) // Аверин Б. В. Дар Мнемозины. Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб, 2003.С. 147-175.
24 Соколов Р.И. «Глубинного сердца биенье»: «Сон Мелампа» Вяч. Иванова // Славянские чтения. II. Даугавпилс-Резекне, 2002; . Троицкий В.В. Об одной модели у Вяч. Иванова // Символ: журнал христианской культуры. Париж; Москва, № 53 - 54 (2008)
25 См. Иванов Вяч. Человек. Приложение: статьи и материалы. М., 2006; Доброхотов А. Тема бытийного дара в мелопее Вяч. Иванова «Человек» // Символ, 2008. № 53 - 54. С. 791 -804.
2бФедотова С. В. Категория памяти в поэтическом универсуме Вячеслава Иванова: мелопея «Человек».Дисс... канд .филол. наук. Тамбов, 2000; Федотова С. В. В лабиринте формы мелопеи «Человек» // Иванов Вяч. Человек. Приложение: статьи и материалы. М., 2006; Федотова С. В. Своеобразие жанра мелопея в поэзии Вяч. Иванова // Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. СПб, 2010; Федотова C.B. Лингвофилософские загадки одного мифа Вяч. Иванова в мелопее «Человек» // Филол. науки. - М., 2005. № 4. С. 12-25; Федотова С. В. Три концепции человека в литературе Серебряного века // Вестник ТГПУ. 2005.Вып.6(50). Серия: Гуманитарные науки (филология). С.32-38;
войдя в его первый сборник «Кормчие Звезды», в котором, «в свернутом предварительном виде уже присутствует вся ивановская топика и поэтика» (С.С. Аверинцев). Автобиографическая поэма «Младенчество» и мелопея «Человек» создавались на протяжении нескольких лет, но практически параллельно: «Младенчество» - 1913-1918 гг., мелопея - 1915-1919 гг. «Младенчество» является уникальным опытом лирико-философского осмысления «архетипа детства». Мелопею «Человек» сам Иванов считал тем произведением, которое «наиболее целостно выражает <его> мистическое миросозерцание»27. Оба произведения, являясь свидетельством зрелого творчества поэта, могут считаться итоговыми на том этапе его духовного пути, который связан с российским периодом его жизни и творчества. Таким образом, в поэмном жанре, в его трансформациях, начиная с первой поэтической книги и кончая философским осмыслением личного и бытийного существования в послереволюционные годы, формируются, развиваются и укрепляются универсалии эстетической и религиозно-философской мысли Вяч. Иванова как поэта и мыслителя.
Понятно, что прийти к такому заключению невозможно без привлечения всего корпуса теоретико-эстетических, религиозно-философских и собственно поэтических произведений Вяч. Иванова. С этой целью в работе задействованы материалы культурологических, художественно-философских и литературно-критических опытов Вяч. Иванова, его эпистолярное и автобиографическое наследие, мемуарные свидетельства о поэте.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Стихотворные диалоги Вячеслава Иванова: поэтика, эволюция и типология : 1900-19102012 год, кандидат филологических наук Варошчич Аустин Андрея
Жанр поэмы в эстетике и творчестве арзамасцев1984 год, кандидат филологических наук Ветшева, Наталья Жоржевна
Концепция искусства Вячеслава Иванова и ее философские источники2022 год, кандидат наук Доронина Анна Александровна
Поэзия Адама Шогенцукова: этапы эволюции, проблематика, жанрово-стилистические особенности2007 год, кандидат филологических наук Ахматова, Мадина Сафарбиевна
Категория памяти в мифопоэтическом универсуме Вячеслава Иванова: Мелопея "Человек"2000 год, кандидат филологических наук Федотова, Светлана Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Баранова, Елена Павловна, 2011 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
¡.Иванов Вячеслав. Собрание сочинений / Под ред. Д.В.Иванова и О. Дешарт; введ. и прим. О. Дешарт. Брюссель, 1971 - 1987. Т. I. - IV.
2. Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы / Вступит, ст. С.С. Аверинцева, составл. и подгот. текстов P.E. Помирчего. Л., 1976.
3. Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы / Вступит, ст. С.С. Аверинцева,
составл. и подгот. текстов P.E. Помирчего. Л., 1978.
4. Иванов В.И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия / Вступ. ст. А.Е. Барзаха,
сост., подгот. текста и примечания P.E. Помирчего. В 2-х т. СПб., 1995.
5. Вячеслав Иванов. Человек. М.: Прогресс-Плеяда, 2006.
6. Иванов В.И. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и прим. В.М. Толмачева. М., 1994.
7. Иванов В. И. По звездам. Борозды и межи / Вступ. статья, сост. и примеч.
В.В. Сапова.-М., 2007.
8. Иванов Вяч. О свободе воли. // Обатнин. Г. В. Из материалов Вячеслава
Иванова в Рукописном отделе Пушкинского Дома Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1991 год СПб., 1994.
9. Альтман М.С. Разговоры с Вячеславом Ивановым. СПб., 1995.
10. Вячеслав Иванов и М. О. Гершензон. Переписка из двух углов. М., 2005.
11. Иванова Л. Воспоминания. Книга об отце. М., 1992.
12. Вячеслав Иванов и Лидия Шварсалон: Первые письма / Вступ. ст. H.A. Богомолова, подгот. текста Д.О. Солодкой и H.A. Богомолова, примеч. H.A. Богомолова // Новое литературное обозрение. 2007. № 88.
13. Избранная переписка В.И.Иванова с сыном Дмитрием и дочерью Лидией (1925 - 1941) / Вступит, ст. Ф. Лесур, подгот. текста А. Кондюриной и О. Фетисенко, комментар. С. Кульюс и А. Шишкина // Символ: журнал христианской культуры. Париж; Москва, № 53 - 54 (2008).
14. Избранная переписка. Иванов - Шор / Подгот. текста и коммент. Д. Сегал, И. Сегал (Рудник) // Символ: журнал христианской культуры. Париж ; Москва, № 53 - 54 (2008).
15. В. И. Иванов к Э. К. Метнеру от 18 декабря 1930 г. / В. И. Иванов и Э. К. Метнер. Переписка из двух миров. Публ. В. Сапова // Вопросы литературы. 1994. Вып. III. С. 309
16. Письмо Вяч. Иванова к С. К. Маковскому от 23 июня 1915 года. Переписка В. И. Иванова с С. К. Маковским // Новое литературное обозрение. 1994. №10.
17. Переписка Вячеслава Иванова со священником Павлом Флоренским // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М.,1999. С. 93121.
18. Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий: Пер. с латин. М., 1992.
19. Архимандрит Рафаил: Тайна спасения. Беседы о духовной жизни // http: // lib.eparhia-saratov.ru
20. А.Блок в воспоминаниях современников. В 2-х тт. М., 1980. Т. 2.
21. Бахтин М.Собрание сочинений в 7 тт. М., 1997-2003. Т. 2.
22. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. М., 1953. Т. 5.
23. Брюсов В.Я. Собрание сочинений. В 7-ми т. / Под общ. ред. П.Г.
Антокольского и др.; Подготовка текста и примеч. Д.Е. Максимова, P.E. Помирчего. М., 1975. Т. 6
24. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1958. Т. 14.
25. Герцык Е. Воспоминания. Paris, 1973.
26. Данте Алигьери. Божественная Комедия. М., 1982.
27. Лосев А.Ф. Из последних воспоминаний о Вячеславе Иванове // Эсхил.
Трагедии. В переводе Вячеслава Иванова. М., 1989.
28. Эллис (Кобылинский Л. Л.) Учитель веры // Труды и дни. 1914. № 7.
29. Аверин Б. В. Дар Мнемозины. Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб, 2003. С. 147-175.
30. Аверин Б. В. «Палимпсест» Вячеслава Иванова: «Младенчество» и «Песни из лабиринта» // Автоинтерпретация: Сб. статей. СПб., 1998.С. 141-154;
31. Аверинцев С.С. «Скворешниц вольных гражданин...» Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. СПб., 2002.
32. Аверинцев С. С. Предварительные замечания //Иванов Вяч. Человек. Приложение: статьи и материалы. М., 2006. С. 51-73.
33. Аверинцев С.С. «Я же каюсь, гуторя...»: О юморе Вячеслава Иванова // Вячеслав Иванов ~ творчество и судьба: К 135-летию со дня рождения. М., 2002.
34. Аверинцев С.С. Вячеслав Иванович Иванов // Символ: журнал христианской культуры. Париж ; Москва, № 53 - 54 (2008).
35. Аверинцев С.С. Вяч. Иванов как истолкователь Евангелия // Символ: журнал христианской культуры. Париж ; Москва, № 53 - 54 (2008).
36. Аверинцев С. С. Поэзия Вячеслава Иванова // Вопросы литературы. 1975. № 8. С.180-181.
37. Архангельский А. «Младенчество» Вяч. Иванова и философия детства Б. Пастернака // Un maître de sagesse au XX siècle: Vjaceslav Ivanov et son temps. - Paris, 1994. - C. 285-294;
38. АсоянА.А. «Почтите высочайшего поэта...». Судьба «Божественной Комедии» Данте в России. М., 1990.
39. Аякс. В литературном мире // Иванов В. И. По звездам. Борозды и межи. М., 2007. С.576.
40. Багно В. Е. Не вечные спутники Вячеслава Иванова // Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. СПб. 2010. Вып. 1. С. 11-17.
41. Барзах А. Е. Материя смысла // Вячеслав Иванов. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. СПб., Кн.1. С. 1-28.
42. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М., 1994
43. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
44. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Н.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. М., 1986.
45. Берд Р. Обряд и миф в поздней лирике Вяч. Иванова // Вяч. Иванов -Петербург - мировая культура: Материалы международной научной конференции. 9-11 сентября 2002 г. - Томск. М., 2003.
46. Берд Р. Мелопея Вяч. Иванова и Мистерия А. Н. Скрябина // Иванов Вяч. Человек. Приложение: статьи и материалы. М., 2006. С. 103-115.
47. Бибихин В. В. Ты еси // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999. С. 286-303.
48. Богомолов H.A. Русская литература начала XX века и оккультизм. Материалы и исследования. М., 1999.
49. Богомолов H.A. Вячеслав Иванов в 1903 - 1907 годах: Документальные хроники. М., 2009.
50. Бройтман С.Н. Образные языки в поэтике Вячеслава Иванова // Вячеслав Иванов ~ творчество и судьба: К 135-летию со дня рождения. М., 2002.
51. Бройтман С.Н. Лирика в историческом освещении // Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М., 2003.
52. Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М., 2007.
53. ГаспаровМ.Л. Лекции Вяч. Иванова о стихе в Поэтической академии 1909 г. // Новое литературное обозрение. 1994. № 10.
54. Гаспаров М.Л. Русский стих начала XX века в комментариях. М., 2004.
55. Гинзбург Л .Я. О лирике. Л., 1974.
56. Глухова Е. В. Андрей Белый - Вячеслав Иванов: концепция духовного пути // Башня. Вячеслав Иванов и культура Серебряного века. СПб., 2006. С. 100-133.
57. Глухова Е.В. «Посвятительный миф» в биографии и творчестве А. Белого». Дис., канд. филол. наук. М., 1998
58. Гоготишвили JI. А. Между именем и предикатом (символизм Вяч. Иванова на фоне имяславия) // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследованиям., 1999. С. 303-383;
59. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.
60. Грек А. Г. Поэтический язык Вячеслава Иванова. Дисс. ... д-ра филол. наук. М., 2004;
61. Громов П.П. A.A. Блок, его предшественники и современники. М. ; Л., 1966.
62. Громов М. Н. Иов русского символизма // Вячеслав Иванов. Архивные
материалы и исследования. М., 1999. С. 467-475.
63. Дешарт О. Введение // Иванов Вячеслав. Собрание сочинений / Под ред. Д.В. Иванова и О. Дешарт; введ. и прим. О. Дешарт. Брюссель, 1971. Т. I.
64. Дзуцева Н. В. Арион на кручах истории Вячеслав Иванов: Последние московские годы (1917-1920). Мифологема языка // Дзуцева И. В. Время заветов: проблемы поэтики и эстетики постсимволизма. Иваново, 1999.
65. Дзуцева Н. В. «Запас римского счастья...»: вода и камень в «Римских сонетах» Вяч. Иванова // EUROPA ORIENTALIS: Studi е Ricerche sui Paesi e le Culture dell' Est Europeo. XXVIII / 2009. С. 203-219.
66. Дзуцева H.B. Поэтика софийности в «Зимних сонетах» Вяч. Иванова // Соловьевские исследования: Периодический сборник научных трудов. Вып. 14. Иваново, 2007.
67. Дзуцева Н.В. «Римские сонеты» Вяч. Иванова: мифологема «возврата» // Грехневские чтения: Сборник научных трудов. Вып.5. Н. Новгород, 2008.
68. Доброхотов А. Тема бытийного дара в мелопее Вяч. Иванова «Человек» // Символ, 2008. № 53 - 54. С. 791 - 804.
69. Доброхотов A. J1. Избранное. М., 2008.
70. Доброхотов A. JI. Данте Алигьери. М., 1990.
71. Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX - начала XX века. М.; Л., 1964.
72. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. Л., 1980.
73. Дорский А. Ю. Эстетика богочеловеческого диалога в творческом наследии Вяч.Иванова // Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium" выпуск22 СПб., 2002 // Доступ к Интернет-ресурсу: http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/educdial/index
74. Дудек А. Идеи Блаженного Августина в поэтическом восприятии Вяч. Иванова // Europa Orientalis. XXI / 2002:1.
75. Дэвидсон П. «Зимние сонеты» Вячеслава Иванова // Вячеслав Иванов: материалы и исследования. М., 1996. С. 209 -232.
76. Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.
77. Ермилова Е. В. «Заточник вольный». (Символы «свободы» и «нищеты» у Вяч. Иванова и А. Блока) // Вяч.Иванов: Материалы и исследования. М., 1996. С. 232-247.
78. Жирмунский В.М. Теория стиха. М., 1975. С.436.
79. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.
80. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений СПб., 1921.
81. Зеркало. Семиотика зеркальности. Тарту, 1988. (Учен. зап. Тарт. гос. унта. Вып. 831. Труды по знаковым системам).
82. Зимнякова В.В Роль онейросферы в художественной системе М.А. Булгакова. Дисс. канд. филол. наук. Иваново, 2007.
83. Зубков М. И. Русская поэма середины XIX в. М., 1967.
84. Иванов Д.В. Вячеслав Иванов о вселенском анамнезисе во Христе как основе славянского гуманизма // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999.
85. Каменкович М. В ожидании изменений // EUROPA ORIENT ALIS: Studi e Ricerche sui Paesi e le Culture dell' Est Europeo. 21 (2002).
86. Кибальниченко С. Загадка «Человека». Фридрих Ницше и Вяч. Иванов // Петров мост. 2011. №2. С.164-169.
87. Климов А.Е. Отказ от принципа "ad realiora"? (Вячеслав Иванов в конце 20-х годов) / Вячеслав Иванов ~ творчество и судьба: К 135-летию со дня рождения. М., 2002.
88. Коваленко С. А. Поэма как жанр литературы. М., 1982.
89. Кондаков И.В. «Вертикаль» и «горизонталь» в культурфилософии Вяч. Иванова//Вяч.Иванов: Материалы и исследования. М., 1996.
90. Корецкая И.В. О «солнечном» цикле Вячеслава Иванова // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1978. Т. 37. № 1.
91. Корман Б. О. Теория литературы. Ижевск, 2007.
92. Котрелев Н.В. «Видеть» и «ведать» у Вячеслава Иванова (Из материалов к комментарию на корпус лирики) // Вячеслав Иванов ~ творчество и судьба: К 135-летию со дня рождения. М., 2002.
93. Котрелев Н. В. К проблеме диалогического персонажа. (М. М. Бахтин и Вяч. Иванов) // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999. С. 201-210.
94. Кричевская Э. На башне у Вяч. Иванова. Цит. по интернет-ресурсу: http://ivanov.lit-info.ru/review/ivanov/
95. Кузнецова О. А. Стихотворные послания Вяч. И. Иванова к А. М. Дмитриевскому // Гумилевские чтения. СПб., 1996.
96. Кузнецова O.A. Концепт «прозрачность» у Вяч. Иванова // Вячеслав Иванов - Петербург - мировая культура: Материалы международной научной конференции 9-11 сентября 2002 г. - Томск. М., 2003. С.280-286.
97. Кузьмичева Н.В. Мотив сна в поэзии русских символистов: На материале
поэзии Ф. Сологуба: Дисс. канд. филол. наук: Ярославль, 2005;
98. Кулыгина В. В. Принципы лирической циклизации в творчестве Вяч. Иванова. Дисс. канд. фил. наук. Иваново, 2009.
99. Кустова Г. И. Языковые проекты Вячеслава Иванова и Андрея Белого: философия языка и магия слова // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследованиям., 1999. С. 383-412.
100. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2001
101. Лотман Ю.М. Символические пространства // Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М., 1999.
102. Магомедова Д. М. Стихотворные диалоги Вячеслава Иванова // Вячеслав Иванов. Материалы и исследования. М., 1996. С.297-305.
103. Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века. М., 2000.
104. Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Ленинград., 1986.
105. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981.
106. Манн Ю.В. Автор и повествование. // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994
107. Микешин А. М. Русская романтическая поэма XX века. Вологда, 1991.
108. Минц 3. Г. Поэтика русского символизма. СПб, 2004. С. 129.
109. Минц 3. Г, Обатнин Г. В. Символика зеркала в ранней поэзии Вяч. Иванова: Сборники «Кормчие звезды» и «Прозрачность» // Минц З.Г. Поэтика русского символизма. - СПб.: Искусство СПб, 2004. - С. 123128.
110. Михайлов П. В. "Положительная" и "отрицательная" свобода в русской религиозной философии начала XX века // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 2-3, 2001.
111. Михайлова М.В. Лидия Зиновьева-Аннибал и Вячеслав Иванов: сотворчество жизни // Вячеслав Иванов. Материалы и исследования. М., 1996.
112. Нагорная H.A. Онейросфера в русской прозе XX века: модернизм, постмодернизм. Дисс. докт. филол. наук. Москва.,
113. Нефедьев Г.В. К истории одного «посвящения»: Вячеслав Иванов и розенкрейцерство // Вячеслав Иванов. Творчество и судьба. М., 2002.
114. Неупокоева И. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра. М., 1971.
115. Нечаенко Д.А. Сон, заветных исполненный знаков. Таинства сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе. М., 1991.
116. Никитин В. А. Гностические мотивы в поэзии Вяч. Иванова // Вячеслав Иванов. Творчество и судьба. М., 2002.
117. Обатнин Г. Иванов-мистик. М., 2000.
118. Осташова Н. В. Символ креста в истории культуры. Дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2004.
119. Осьмухина О. Ю. Зеркало (зеркальность) // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1(2). С. 156.
120. Павлова JI.B. «У каждого за плечами звери»: символика животных в лирике Вячеслава Иванова. Смоленск, 2004.
121. Павлова JI.В. Этапы изучения поэтического творчества Вячеслава Иванова в России и Зарубежье // Русская филология: Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. Т. 8. Смоленск, 2004.
122. Пайман А. История русского символизма. М., 2000.
123. Полонский В.В. Русская дантеана рубежа веков // Шахматовский вестник. Вып. 10-11. М, 2010. С. 194-208.
124. Померанцева H.A. «Я посох мой доверил Богу...» (Размышления о духовных стихах Вячеслава Иванова) // Вячеслав Иванов ~ творчество и судьба: К 135-летию со дня рождения. М., 2002.
125. Прозорова Н. Библейские символы в поздней лирике Вячеслава Иванова // http ://nataliruth.narod.ru/sifrut/B ibIvanov.htm.
126. Прокофьева В.Ю. «Зеркальная» метафора в поэзии Вяч. Иванова // Научные труды молодых ученых ОГПИ. - Оренбург, 1996. - 1996. - С. 76-86;
127. Пропп В .Я. Исторические корни волшебной сказки. JL, 1986.
128. Пумпянский JI. В. О поэзии Вяч. Иванова: Мотив гарантий // Пумпянский JI. В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000.
129. Ронен О, Ронен И. Палимпсест // Звезда. 2008. № 11.С. 214-218;
130. Сергеев О.В. Поэтика сновидений в прозе русских символистов. Валерий Брюсов и Федор Сологуб. Дисс. докт. филол. наук. М., 2002.
131. Силард Л. Дантов код русского символизма // Силард Л. Герметизм и герменевтика. СПб., 2002.
132. Силард Л. «Орфей растерзанный» и наследие орфизма // Силард Л. Герметизм и герменевтика. СПб., 2002.
133. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л., 1977.
134. Сквозников В.Д. Лирический род литературы // Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М., 2003.
135. Славина О.Ю. Поэтика сновидений (на материале прозы 1920-х годов). Дисс. канд. филол. наук. СПб., 1998
136. Соколов А. Н. Очерки по истории русской поэмы XYIII и первой половины XIX века. М., 1955.
137. Соколов Р.И. «Глубинного сердца биенье»: «Сон Мелампа» Вяч. Иванова // Славянские чтения. II. Даугавпилс-Резекне, 2002.
138. Соловьев Вл. С. Литературная критика. М., 1990. С. 73.
139. Степун Ф.А Вячеслав Иванов // Степун Ф.А. Сочинения. М., 2000.
140. Титаренко С.Д. Об одном незавершенном замысле Вячеслава Иванова (поэма «Ars Mystica» в контексте ранних творческих исканий) // Русская литература. 2009. №1. С. 162-183.
141. Титаренко С.Д. Мелопея Вяч. Иванова «Человек» и античная орфико-пифагорейская и платоновская традиция // Античность и культура Серебряного века: К 85-летию А. А. Тахо-Годи / Отв. ред. Е. А. Тахо-Годи. М.: Наука, 2010. С. 169-176.
142. Титаренко С.Д. «Поэма Вячеслава Иванова "Младенчество": символический язык автобиографического мифа и его розенкрейцерские истоки» // Судьбы литературы Серебряного века и Русского Зарубежья. СПб, 2010. С. 183-201.
143. Титова Е. В. Жанровая типология поэм М. И. Цветаевой. Дисс... канд. филол. наук Вологда, 1997.
144. Тимощенко М. И. А. Блок и Вяч. Иванов: к проблеме творческих взаимосвязей. 1988. Дисс. канд. филол. наук. Екатеренбург, 1988.
145. Тодоров Ц. Теории символа / Перевод с франц. Б. Нарумова. М., 1998.
146. Троицкий В.В. Об одной модели у Вяч. Иванова // Символ: журнал христианской культуры. Париж; Москва, № 53 - 54 (2008)
147. Троицкий В. В. Древнегреческий «анх» в символике поэтических произведений В. Иванова// Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999.
148. Уваров А. С. Христианская символика: В 2ч. 4.1. Символика древнехристианского периода. М., СПб,2001.
149. Успенский Б.А. Поэтика композиции М., 1970.
150. Успенская Э. Сопоставительный анализ «Танатала» Вяч. Иванова и «Литургии мне» Ф. Сологуба, www.russian.slavica.org
151. Устинова В.А. Традиции Платона и Данте в поэтическом сознании Вячеслава Иванова // Europa Orientalis. XXI / 2002:1.
152. Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. СПб., 2004.
153. Федотова С. В. Категория памяти в поэтическом универсуме Вячеслава Иванова: мелопея «Человек».Дисс... канд .филол. наук. Тамбов, 2000;
154. Федотова С. В. В лабиринте формы мелопеи «Человек» // Иванов Вяч. Человек. Приложение: статьи и материалы. М., 2006.
155. Федотова С. В. Своеобразие жанра мелопея в поэзии Вяч. Иванова // Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. СПб, 2010.
156. Федотова C.B. Лингвофилософские загадки одного мифа Вяч. Иванова в мелопее «Человек» // Филол. науки. - М., 2005. № 4. С. 12-25.
157. Федотова С. В. Три концепции человека в литературе Серебряного века // Вестник ТГПУ. 2005.Вып.6(50). Серия: Гуманитарные науки (филология). С.32-38.
158. Федотова С. В. Антроподицейная проблематика в Серебряном веке: П. Флоренский, Н. Бердяев, Вяч.Иванов. // www.actualresearch.ru/nn/2009_2/ Article/philology/fedotova2.doc
159. Ханзен-Леве А. Русский символизм. СПб., 1999.
160. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. СПб., 2003.
161. Цимборска-Лебода М. Мифологема души и метафоры телесности в поэзии Вяч. Иванова // Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. Вып. 1. СПб, 2010.
162. Цимборска-Лебода М. Эрос в творчестве Вяч. Иванова. Этика и онтология любви // Культура русской диаспоры: саморефлексия и самоидентификация. Материалы международного семинара. Тарту. 1997.
163. Чернов A.B. Архетип «блудного сына» в русской литературе XIX века // Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сб. научн. трудов. Петрозаводск, 1994.
164. Чумаков Ю. Н.«Младенчество» Вяч. Иванова и «Первое свидание» А. Белого в русле онегинской традиции // Чумаков Ю. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб, 1999.
165. Шишкин А.Б. «Пламенеющее сердце» в поэзии Вячеслава Иванова. К теме «Иванов и Данте» // Вячеслав Иванов. Материалы и исследования. М., 1996.
166. Шишкин А.Б. Вячеслав Иванов и Италия // Русско-итальянский архив / Сост. Д. Рица и А. Шишкин. Тренто, 1997.
167. Шишкин А.Б. «Россия» и «Вселенская церковь» в формуле Вл. Соловьева и Вяч. Иванова // Вячеслав Иванов - Петербург - мировая культура: Материалы международной научной конференции 9-11 сентября 2002 г. - Томск. М., 2003.
168. Шишкин А. Б. К истории мел опей "Человек": творческая и издательская судьба // Иванов Вяч. Человек. Приложение: статьи и материалы. М., 2006; 17-51.
169. Щедровицкий Д. В. Беседы о книге Иова. М., 2005.
170. «Ю. Н. Верховский в газете "Свободная Пермь"» // http://philolog.pspu.ru
171. Potthoff, Wilfried. Dante in Rußland: Zur Italienrezeption in der russischen Literatur von der Romantik zum Simbolismus. Heidelberg: Carl Winter Universitätsverlag, 1991. 682 S.;
172. Davidson, Pamela. Vyacheslav Ivanov and Dante // Vyacheslav Ivanov: Poet,
Critic and Philosopher / Ed. by Robert Louis Jackson and Lowry Nelson, Jr. -New Haven: Yale Center for Internat, and Area Studies, 1986. P. 147-161;
173. Davidson, Pamela. The poetic imagination of Vyacheslav Ivanov: A Russian Symbolist's Perception of Dante. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. XV, 319 p.;
174. Dzutseva N. Sonetti Romani di Vjaceslav Ivanov come scrosci "di fontane zampilanti" // Bolletino del C.I.R.V.I. 60.Luglio-dicembre / Moncalieri (Italie), 2009. C. 303-321.
175. Большая советская энциклопедия. [В 30-ти т.]. М., 1969 - 1978.
176. Всемирная энциклопедия: Христианство / Гл. ред. М.В. Адамчик: Гл. научн. ред. В.В. Адамчик. Минск, 2004.
111. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999.
178. Краткая литературная энциклопедия в 8-и т. / Гл. ред. A.A. Сурков. М., 1962-1975.
179. Краткая литературная энциклопедия. Изд. вых. с 1962 г. Т. 9. А - Я (Дополнит.) / Редкол. Х.Ш. Абдусаматов [и др.]. М., 1978.
180. Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Том 1. А-Л. С. 163.
181. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. М., 1999.
182. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. М. ; Л., 1925.
183. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
184. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.И. Николюкина. М., 2001.
185. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1998.
186. Мифология. Энциклопедия / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 2003.
187. Новый словарь иностранных слов / Гл. ред. М.В.Адамчик. Минск, 2008.
188. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2005.
189. Русская философия: Словарь / Под общ ред. М. Маслина. М., 1999.
190. Русские писатели 1800 - 1917: Биографический словарь. В 5-и томах. М., 1989-2007.
191. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. М., 2005.
192. Словарь языческой мифологии славян // http://www.swarog.ru/ya/ yazychestwo 1 .php.
193. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
194. Христианство: энциклопедический словарь в 2-х томах. М., 1993 - 1995.
195. Христианство: энциклопедический словарь в 3-х томах. М., 1993 - 1995.
196. Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М.,2001.
197. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами. СПб., 1890 - 1907.
198. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В. Андреева и др. М., 2000.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.