Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Силаева, Виктория Леонидовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 116
Оглавление диссертации кандидат философских наук Силаева, Виктория Леонидовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
1.1 Доиндустриальные продуценты виртуальной реальности.
1.2 Продуценты виртуальной реальности эпохи индустриального общества.
1.3 Электронная виртуальная реальность.
ГЛАВА 2. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ И ЛЕГИТИМАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
2.1 Виртуализация экономики.
2.2 Виртуализация политики.
2.3 Виртуализация образования.
2.4 Виртуализация досуга.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Виртуальная реальность как когнитивный и социокультурный феномен2007 год, доктор философских наук Бодров, Александр Алексеевич
Культуро-творческий потенциал виртуальных коммуникаций2009 год, кандидат культурологии Бердникова, Элина Николаевна
Виртуальные процессы в современном обществе: социально-философский анализ2008 год, кандидат философских наук Степанова, Алена Николаевна
Виртуальные коммуникации как фактор трансформации культуры информационного общества2006 год, кандидат культурологии Кучмуруков, Всеволод Всеволодович
Глобализация виртуальной реальности и информационная безопасность2011 год, кандидат философских наук Немыкина, Ольга Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества»
Актуальность темы исследования
Конец XX — начало XXI века знаменует устойчивое увеличение масштабов применения информационных технологий, что сопровождается виртуализацией человеческой деятельности. Основу современного общества, как отмечает М. Кастельс1, составляют «сетевые» структуры, именно через сети происходит становление новых форм различных социальных институтов, структур и сообществ. Известно, что «.каждое техническое достижение было прочно сцеплено с необходимыми психо-социальными трансформациями, предшествовавшими технологическому прорыву и следовавшими за ним»2. В настоящее время особую актуальность приобретают исследования особенностей таких трансформаций в процессе освоения и внедрения технологий электронной виртуальной реальности, провоцирующей различные социальные вызовы.
Одной из острых проблем современности является противоречие между процессом глобализации мира и стремлением к идентичности локальных культур. Редукция априорной идентичности приводит к накапливанию потенциала для формирования глобального сетевого государства, объединяющего граждан новой социальной формации. Кроме того, возрастают риски социального отчуждения граждан посредством вовлечения в электронную виртуальную реальность. Подобное вовлечение
1 Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М.: Academia, 1999. - С. 492-505.
2 Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит.: Пер. с разн яз./ Сост., общ. ред. и предисл. В. А. Чаликовой. - М.: Прогресс, 1991. - С. 79. вызвано отчасти необходимостью организации трудовой деятельности граждан3, в основном же — «легкой» возможностью ухода от действительности.
Генезис электронной социализации затронул такие сферы общественной жизни как экономика, политика, образование и др. Причем переход в виртуальное пространство происходит не только на уровне сетевых технологий, но и в рамках некомпьютерной виртуализации социальных институтов: «Мы живем в эпоху политики образов и образов политики»4. Политическая власть все больше приобретает статус института имиджа, подкрепленного рейтингами, имидж-мейкерами, пресс-секретарями и прочей атрибутикой современной политической жизни. Экономический рынок насыщен образами товаров, продаваемых посредством рекламы, а экономический процесс, то есть производство стоимости, со сборочных конвейеров перемещается в рекламное агентство.
Налицо непроясненность проблемы продуцирования и характера корреляции глобальной виртуализации общества: спровоцированная
По данным опроса (май 2003) Международной Ассоциации онлайн-издателей (Online Publishers Association, OPA) 74% офисных работников, оснащенных Интернетом, искренне верят, что сеть повышает их производительность труда, а 56% заявили, что и дома используют Интернет для бизнеса. dittp://www.uhr.ru/index/niiddav/5759.0.htmn
4 Чугунов А. В. Социология Интернета: Социально-политические ориентации российской Интернет-аудитории / Каф. Информационных систем в искусстве и гуманитарных науках филологич. Ф-та СПбГУ. - 2-е изд., доп. - СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2003. - С. 8. развитием мультимедийных технологий виртуализация провоцирует, в свою очередь, развитие подобных технологий.
Современные процессы виртуализации столь стремительны, что с трудом поддаются прогнозированию, а между тем, предметное поле социально-философских исследований данной проблемы только начинает складываться. Поэтому возникает необходимость в выработке методологии исследования виртуальной реальности в аспекте социально-философских, социально-психологических, социологических и других проблем, а также в обосновании концепции виртуальной реальности как социально-философского явления.
Для прогнозирования динамики виртуализации требуется выявление механизмов продуцирования виртуальной реальности, ее экзистенциальной природы, определение форм выражения данных процессов, этапов их институализации.
Степень разработанности проблемы
Наступление эры электронной цивилизации было предсказано такими исследователями, как Э. Тоффлер, Дж. К. Гэлбрейт, П. Друкер, Д. Белл и др. Между тем, глобальные выводы были сделаны не сразу, например, Д. Белл в своей, ставшей классической, работе «Грядущее постиндустриальное общество»5 рассматривал электронно-вычислительную технику лишь как одну из наукоемких отраслей и как необходимое средство решения сложных задач с применением системного анализа теории игр. Позднее Д. Белл, исследуя социальные рамки информационного общества, приходит к выводу: «в наступающем столетии решающее значение для экономической и
5 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. / Иноземцев B.JI. - М.: Academia, 1999. - 956 с. социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях»6. Э. Тоффлер в своей работе «Третья волна»7 выявляет социально-экономические тенденции, сопровождающие развитие информационных технологий, в частности, он предсказывает повышение интерактивности средств массовой информации за счет внедрения новых сетевых средств компьютерных технологий.
Новым этапом в исследовании социально-философского аспекта электронного общества являются работы М. Кастельса. Выделяя информацию как ресурс, наиболее легкий для проникновения через границы времени и пространства, М. Кастельс показывает роль сетевых структур: «Именно сети составляют новую социальную морфологию наших сообществ, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, повседневной о жизнью, культурой и властью» . Таким образом, «власть структуры оказывается сильнее структуры власти», а принадлежность к той или иной сети, наряду с динамикой развития одних сетей по отношению к другим, выступает, по Кастельсу, в качестве важнейшего источника власти.
С концепцией М. Кастельса созвучны выводы многих ученых, изучающих процессы глобализации в контексте виртуализации общества.
6 Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С. Гуревича. - М., 1986. http://www.nethistorv.ru/biblio/1043172230.html?version=print
7 Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ООО «Издательство ACT», 1999. - С. 276277.
8 Кастельс М. Становление общества сетевых структур// Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М.: Academia, 1999.
С. 494.
Например, Б. В. Марков9 утверждает, что Интернет существенно изменяет условия развития власти: с одной стороны, появляются возможности (техники), угрожающие демократии (распространение несанкционированной информации, виртуальная координация групп), с другой стороны, развитие телекоммуникационных технологий дает новые шансы демократизации на транснациональном уровне.
Исследования ведутся также в области некомпьютерной виртуализации. В отечественной литературе эта область представлена трудами Центра виртуалистики10 Института Человека РАН11, в которых рассматриваются такие аспекты как психология виртуальной реальности,
9 Марков Б. В. Демократия и Интернет // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. СПб., 20-24 ноября 2000 г. - СПб., 2000. http://ims2000.nw.ru/src/TEXT74.HTML
10 Возникновение виртуалистики датируется 1986 годом, когда вышла статья Н. А. Носова и О.И.Генисаретского «Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора» (Труды ГосНИИ гражданской авиации. Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып. 253. М., 1986, с. 147-155), в которой введена идея виртуальности как принципиально нового типа события. Сам термин «виртуалистика», предложенный Н. А. Носовым, получил официальный статус в 1991 г., когда была создана Лаборатория виртуалистики в Институте человека Российской академии наук. В 1994 г. Н. А. Носовым была защищена докторская диссертация по психологии «Психология виртуальных реальностей и анализ ошибок оператора» и опубликована монография «Психологические виртуальные реальности» (М., 1994. 196 е.), в которых изложены основы виртуалистики как самостоятельного направления в философии и науке.
11 Адрес сайта центра http://ich.iph.ras.ru/. зеркальный сайт http://www.virtualistika.ru
1 О виртуальность творчества и т.п. Представлен «Манифест виртуалистики» , провозглашающий ее в качестве одной из новых мировоззренческих систем, в основе которой лежит тезис о том, что «мир виртуален». В манифесте также определены основные свойства виртуальной реальности: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность.
Подобной точки зрения придерживается В. Руднев: «.Каждая реальность является виртуальной», поскольку действительный мир «сливается с виртуальными реальностями человеческих сознаний и придуманными этими сознаниями дискурсами (от идеологии до религии, понимаемой как языковая игра)»13. Иная характеристика виртуальной реальности дана в статье С. С. Хоружего14: «Виртуальная реальность, виртуальные явления характеризуются всегда неким частичным или недовоплощенным существованием, характеризуются недостатком, отсутствием тех или иных сущностных черт явлений обычной эмпирической реальности. Им присуще неполное, умаленное наличествование, не достигающее устойчивого и пребывающего, самоподдерживающегося наличия и присутствия».
Одним из наиболее полных исследований в отечественной литературе по виртуализации является монография Д. В. Иванова «Виртуализация общества»15, в которой логика виртуальной реальности представляется как
12 Носов H.A. Манифест виртуалистики. - М.: Путь, 2001. - Вып. 15. - 17 с. (Сер. «Труды лаборатории виртуалистики»).
13 Руднев В. Прочь от реальности. - М.: Аграф, 2000. - С. 80.
14 Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности. // Вопросы философии. - 1997. - № 6. - С. 67.
15 Иванов Д. В. Виртуализация общества. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. -96 с. замещение реальных вещей и поступков образами — симуляциями. Автор выделяет три основных характеристики виртуальной реальности: нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного); условность параметров (объекты искусственны и изменяемы); эфемерность (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования).
Для разработки концепции виртуализации автор предлагает постановку и решение следующих задач. Во-первых, для того чтобы иметь основание использовать дихотомию "реальное/виртуальное", необходимо проследить генезис социальной реальности. Поэтому предлагаемая концепция виртуализации общества открывается анализом возникновения феномена социальной реальности в ходе модернизации общества и парадоксальной трансформации социальной реальности в условиях социокультурного сдвига от Модерна к Постмодерну. Во-вторых, для того чтобы построить модель общественных изменений как сдвига от "реального" к "виртуальному", необходимо обобщение разнообразных эмпирических тенденций. Решение этой задачи обнаруживается в социологическом ядре предлагаемой концепции, которое представляет собой ряд описаний процессов, наблюдаемых в различных институциональных сферах общества рубежа XX—XXI вв. и проявляющих виртуализацию как единый принцип — образец общественных изменений. В-третьих, для того чтобы определить теоретический статус концепции виртуализации, необходимо сопоставить ее с используемыми в современном социальном знании моделями трансформации общества. Однако в предисловии автор предупреждает, что «в представляемой работе модель виртуализации общества дается как набросок, эскиз новой теории общественных изменений».
Таким образом, онтологическая природа виртуальной реальности и механизмов виртуализации проходит стадию осмысления в современном научном мире. Основное же поле исследований занимает электронная виртуальная реальность, и исследователи отмечают сегодня новый вектор трансформации общества - его «виртуализацию», понимая под виртуализацией переход основных видов деятельности в виртуальное пространство сети Интернет.
Можно выделить следующие социально-философские аспекты электронной среды, к которым обращаются современные исследователи:
- трансформация социальных институтов в условиях развития информационного общества;
- развитие онлайновых сообществ, их взаимодействие между собой и традиционными сообществами;
- влияние развития Интернет на изменение системы социальной коммуникации;
- трансформация современного образования, развитие дистанционного образования;
- проблема сохранения культурной идентичности;
- формирование «электронной экономики»;
- формирование «электронного правительства» и др.16
Между тем, за рамками исследований остаются общетеоретические социокультурные аспекты некомпьютерной виртуализации. Особенностью данной диссертации является ее направленность на указанные аспекты виртуализации.
Чугунов А. В. Социология Интернета: Социально-политические ориентации российской Интернет-аудитории / Каф. Информационных систем в искусстве и гуманитарных науках Филологич. Ф-та СПбГУ. - 2-е изд., доп. - СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2003. - С. 9-10.
Цель и задачи работы
Основная цель настоящей работы — выявление социокультурного механизма продуцирования виртуальной реальности. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) Проведена типологизация виртуальной реальности
2) Дан компаративный анализ языков выявленных форм виртуальной реальности
3) Рассмотрено содержание и особенности процессов виртуализации человеческой деятельности
Методология и методы исследования
В качестве объекта исследования выступает феномен виртуальной реальности. Предметом исследования является механизм ее появления. Поэтому при выборе методологии исследования принципиально важным представляется обращение к источникам, исследующим реальность, как таковую. Наиболее полным исследованием по данной тематике, на наш взгляд, является работа П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное
I ч конструирование реальности» , в которой выработан феноменологический подход к проблеме. Основными ключевыми позициями исследования П. Бергера и Т. Лукмана для нас являлись: «реальность повседневной жизни», «социальное взаимодействие в повседневной жизни», «язык и знание в повседневной жизни», «институализация» и «легитимация».
17
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с. http://www.people.nnov.ru/voIkov/social psychology/berger р luckmann t/index, html
Опираясь на феноменологический подход к исследованию реальности, мы и выявили основные задачи исследования.
В процессе анализа используются оба понятия: «виртуальная реальность» и «подмена реальности». Определим, что словосочетание «виртуальная реальность» — это не оксюморон, виртуальная реальность — это реальность.
В СМИ и в бытовом общении понятие «виртуальный» нередко используется в значении «вымышленный», «несуществующий в действительности». Однако в научном дискурсе «виртуальность» начинает восприниматься как вид реальности. «Виртуальная реальность, о которой так много говорится в наши дни,— это не иная реальность, куда мы уходим время от времени; это и есть реальность, в которой мы живем. Виртуальная реальность — это продолжение реальной реальности»18.
В различных языках значения слова «виртуальный» разнятся, например: лат. virtualis — потенциальный, возможный19; англ. virtual — фактический, не номинальный, действительный;20 фр. virtuel — возможный, потенциальный21.
1 fi
Сергеев К. А., Разеев Д. Н. Понятие образования в феноменологии науки // Образование и гражданское общество (материалы круглого стола 15 ноября 2002 г.). / Под ред. Ю.Н. Солонина. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - Вып. 1. - С.78-84. (Сер. «Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования)»).
19 http://mech.math.msu.Su/~apentus/znaete/slova/v.htm
20 Мюллер В. К. Англо-русский словарь: 53000 слов. — 23-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1990. —С. 779.
21 Ганшина К. А. Французско-русский словарь: 51000 слов. — 11-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1990. — С. 937.
В данном исследовании термин «виртуальный» будет пониматься как «возможный», т. е. такой, который может или должен проявиться при определенных условиях22. Соответственно, виртуальная реальность -реальность возможная, но не существующая в данный момент, и, так как условия, при которых она проявляется, созданы искусственно — они осуществляют субституцию данности, подменяют реальность другой, виртуальной реальностью. То есть, виртуальная реальность является таким же продуцентом сознания, как и иерархически первично воспринимаемая реальность.
При исследовании виртуальной реальности необходимо отказаться от моно-онтического мышления и принять полионтическую парадигму, в которой возможна иерархия реальностей, в том числе, проявляющихся при определенных условиях, то есть — виртуальных. Принимаем следующий тезис: какова бы ни была реальность (Я), для нее возможна (при определенных условиях) виртуальная реальность (УК), осуществляющаяся через подмену, (заменяющая, но не вытесняющая её) или:
УД зт
В исследовании ставится задача выявить не только экзистенциальную структуру виртуальной реальности, но и показать ее латентную природу в тех случаях, когда мы обращаемся к понятию «виртуальный», как к артефакту. То есть, мы исследуем эффект подмены реальности в процессах, воспринимаемых как реальные (искусство, творчество), или в процессах, уводящих от реальности (религиозный экстаз, алкогольное \ наркотическое опьянение).
Мы сознательно избегаем термина «симулякр», который нередко употребляется для обозначения артефактов виртуальной реальности. По
22 Современный словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1992. - С. 126. определению «симулякр — (франц. — стереотип, псевдовещь, пустая форма) — одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики, занимающее в ней место, принадлежащее в классических эстетических системах художественному образу. Симулякр - образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность (курсив - В. С.). Это пустая форма, самореференциальный знак, артефакт, основанный лишь на собственной реальности»23. В то время как «подмена реальности» будет обозначать именно субституцию уже имеющейся реальности иной реальностью.
Решение поставленных задач осуществляется с использованием феноменологического подхода методом контент-анализа гуманитарных текстов, выявляющих ключевые прецеденты виртуальной реальности в аспекте социально-философского взаимодействия и объясняющих природу появления подобных процессов.
Научная новизна исследования
1) В диссертации предпринята попытка общетеоретического рассмотрения универсальных механизмов продуцирования виртуальной реальности характерного для человеческой культуры.
2) Показано, что феномен продуцирования виртуальной реальности как попытка перемещения в другую реальность имманентен сознанию человека.
3) Типологизированы основные формы виртуальной реальности.
4) На основании компаративного анализа языков виртуальной реальности показано, что язык повседневной электронной виртуальной
23 Культурология XX век. Словарь. - Спб.: Университетская книга,1997. — С. 423. коммуникации имеет сходную с иероглифическими языками структуру. Исследование его динамики позволяет прогнозировать последующую редукцию.
5) Выявлены основные виды электронной саморепрезентации.
Основные положения, выносимые на защиту
Диссертационное исследование посвящено социо-культурному механизму виртуализации. Решение поставленных задач позволяет сформулировать положения, выносимые автором на защиту:
1. Электронная реальность, конструируемая мультимедийной техникой, не является единственной формой виртуальной реальности, ее проявления вошли в культуру человека задолго до появления компьютера.
2. Накопленное в культуре множество проявлений виртуальной реальности позволяет произвести типологизацию, критерием которой является последовательность возникновения продуцентов виртуальной реальности во времени.
3. Язык электронной виртуальной реальности построен на визуализационных эффектах, а основные его атрибуты являются интерпретационными формами возникших в докомпьютерную эпоху семантических конструкций.
4. Формы электронной виртуальной коммуникации аналогичны формам докомпьютерной виртуальной коммуникации с той лишь разницей, что электронная виртуальная коммуникация более доступна и может осуществляться в интерактивном режиме.
5. Процессы виртуализации затрагивают все сферы человеческой деятельности, развивая виртуализационные интенции, присущие докомпьютерной эпохе.
Теоретическая и практическая значимость работы
Механизмы виртуализации в настоящее время являются неотъемлемой составляющей современных социо-культурных, политических и экономических процессов. Теоретическая значимость настоящей работы состоит в том, что содержащийся в ней анализ представляет собой шаг в направлении философского осмысления социальных механизмов продуцирования виртуальной реальности в контексте актуальной проблематики социальной философии.
Рассмотрение вопросов, связанных с механизмами виртуализации, имеет большое практическое значение. Полученные результаты основаны на длительных экспериментах в сетевой коммуникации и могут быть использованы:
1) для исследований феномена виртуальной реальности, включая Интернет;
2) при разработке подходов и методик преподавания с использованием электронной среды как по дисциплинам социо-гуманитарного цикла, так и в области информационных технологий, включающих проблематику виртуальной реальности.
3) при разработке учебных курсов по виртуальной реальности;
4) при исследовании проблем межличностной коммуникации в электронной виртуальной среде, в частности в дистантном обучении.
Апробация полученных результатов
Основные идеи диссертационного исследования отражены в выступлениях на симпозиуме «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры: уникальность творчества и технологический потенциал» (Москва, май 2002 г.), международных конференциях «Энгельмейеровские чтения» (Москва-Дубна, март 2002 г., апрель 2003 г.), «Neue Medien und Kultur» (Прага, сентябрь 2002 г.), на международном симпозиуме «Kultur und/oder/als Technik zur frag-würdigen Medialität des Интернет» (Потсдам, сентябрь 2003 г.), а также в публикациях в сборнике «Teorie Vëdy» (Прага, январь 2003) и в сборнике научно-исследовательских работ студентов «Студенческий вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана» (Москва, 2004). По теме «Специфика сетевого общения» в рамках курса культурологии проведены семинары со студентами 2-го курса МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Феномен виртуальности обыденного сознания2005 год, кандидат философских наук Коробицын, Сергей Анатольевич
Виртуализация как инновационный феномен трансформирующегося российского общества: Теоретико-методологический подход2006 год, кандидат социологических наук Бегинин, Алексей Викторович
Социально-философский анализ виртуальной реальности2007 год, кандидат философских наук Фимин, Аким Юрьевич
Особенности виртуализации экономической сферы современного общества: социально-философский анализ2008 год, кандидат философских наук Схаляхо, Зарема Чатибовна
Виртуальная реальность: социально-философский аспект2005 год, кандидат философских наук Малкова, Елена Вячеславовна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Силаева, Виктория Леонидовна
Выводы
1) При рассмотрении основных этапов институализации и легитимации виртуальной реальности в таких сферах культуры как экономика, политика, образования и досуговая культура мы показали, что современное общество становится похожим на виртуальную реальность и может быть описано характеристиками виртуальной реальности.
2) Виртуализация в таком случае — замещение реальности другой реальностью (во многих случаях реальностью образов) — не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности. «Эту логику можно наблюдать и там, где компьютеры непосредственно не используются. Например, виртуальной экономикой можно назвать и ту, в которой хозяйственные операции ведутся преимущественно через Интернет, и ту, в которой спекуляции на фондовой бирже преобладают над материальным производством. Виртуальной политикой можно назвать борьбу за власть и. посредством агитации с помощью \уеЬ-страниц или пресс-конференций в Интернет, и посредством рекламных акций в телестудии или на концертной площадке»122.
3) В современных исследованиях виртуализации общества монопольно выделяется концепция Д. В. Иванова. Он полагает, что социальное содержание виртуализации — подмена реальности институционального строя общества первична по отношению к содержанию техническому. Общее представление о феномене замещения реальности позволяет разрабатывать собственно социологический подход: «не компьютеризация жизни виртуализирует общество, а виртуализация общества компьютеризирует жизнь»123. Однако вопрос о корреляции электронной и неэлектронной виртуализации остается открытым.
122 Иванов Д. В. Виртуализация общества. - СПб.: Петерб. Востоковедение, 2000. - 96 с. http://ivanov-dv.viv.rU/cont/virtual/l.html
123 Там же.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Виртуальная реальность — феномен сложной структуры, осмысление которого началось относительно недавно. В данной работе обозначены лишь некоторые аспекты и направления изучения виртуальной реальности, задающие векторы исследовательского поиска. Выбор «срезов» рассмотрения проблемы обусловлен критериями ее социально-философской значимости как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проведенный нами анализ позволяет сделать следующие выводы.
1. Несмотря на то, что осмысление прецедента виртуальной реальности началось с появлением мультимедийных технологий, феномен виртуальной реальности — понятие, выходящее за рамки компьютерной реальности.
2. Проявления виртуальной реальности могут быть типологизированы по хронологическому критерию появления ее продуцентов. Произведя такую типологизацию, мы выделили три типа. К первому типу отнесли виртуальную реальность, продуцируемую искусством, алкоголем и прочими продуцентами, возникшими в древности. Их появление, носит, по-видимому, случайный характер. Второй тип виртуальная реальность, продуценты которой возникли в эпоху индустриального общества (кинематограф, фотография психоделики и проч.), их появление обусловлено научно-техническими достижениями, развившими их на основе имеющихся продуцентов древности. Третий тип на данный момент представлен только электронной виртуальной реальностью, появившейся в постиндустриальную эпоху и являющейся аудио-визуальной квинтэссенцией продуцентов периода индустриальной эпохи.
3. Исследование феномена подмены реальности, осуществляемой в искусстве, путем приема алкоголя и наркотиков, а также посредством использования электронных средств позволяет выявлять характеристики социального поведения человека, причины тех или иных его социальных проявлений.
Так, исследование проблемы в рамках сравнительного анализа мусульманского и христианского искусства привело нас к идее о корреляции характера искусства со статистикой суицида: небольшая численность суицида в странах мусульманского региона связана с отсутствием изображений живых существ. Европеец, с детства наблюдающий иную реальность в искусстве, легче воспринимает переход из одной реальности в другую.
4. Язык электронной виртуальной коммуникации имеет сходную с иероглифическими языками структуру. Исследование его динамики позволяет прогнозировать последующую редукцию.
5. Современные процессы виртуализации происходят в двух направлениях: переход той или иной сферы культуры на электронный уровень коммуникации и неэлектронная виртуализация, осуществляющая подмену социальных институтов их образами. Электронная виртуализация развивает тенденции виртуального в любой сфере общественной жизни, провоцируя появление новых мультимедийных средств для поддержания соответствующей электронной коммуникации. В свою очередь, новые электронные средства коммуникации провоцируют переход неэлектронной виртуализации в сферу электронной.
Обретение какой-либо формой виртуальной реализации статус социального института, т.е. ее легитимация (в частности, в экономике, образовании, политике и т.п.) влечет за собой расширение предметного поля социокультурных исследований. Тем самым формируется потребность в разработке новых специализированных направлений социальной философии, касающихся соответственно, экономики, политики, образования и т.п.
Дальнейшие исследования виртуальной реальности в результате могут привести как к подтверждению, так и к опровержению выводов, сделанных в данной работе. Однако приведенные концепты и обобщения вносят определенный вклад в формирование исследовательского поля, которое сегодня только начинает складываться.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Силаева, Виктория Леонидовна, 2004 год
1. Алексеева И. Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. — М.: Наука, 1992. 215 с. Document HTML. URL: http://www.philosophv.ru/iphras/library/alex.html
2. Арестова О., Бабанин Л., Войскунский А. Психологическое исследование мотивации пользователей интернет // Вторая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. — М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 245-246.
3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998 - Т. 19, № 1. - С.89-100.
4. Багдасарьян Н. Г. Язык культуры // Социально-политический журнал. -1994.-№1-2-С. 66.
5. Багдасарьян Н. Г., Игнатьева А. А. Образование в фокусе глобализационных процессов // Труды научного семинара «Философия — образование — общество». М.: HTA «АПФН», 2004. - Т. 1.- С. 3037. (Сер. «Профессионал»).
6. Бальзак О. Избранные произведения. М., ОГИЗ Государственное издательство художественной литературы, 1949. - 715 с.
7. Банников К. Трансцедентное в культуре. Document HTML. URL: www.liber.rsuh.ru/Conf/Etnos/bannikov.htm
8. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. - Вып. 6. - 240 с. (Сер. «Учебная литература»)
9. Ю.Батыгин Г. С. Социология Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве. Document HTML. URL: http://2001 .isras.ru/Publications/Batygin/Интернет sociology.htm
10. И.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. / Иноземцев В.Л. (ред. и вступ. ст.). М.: Academia, 1999. - 956 с.
11. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе/ Под ред. Гуревича. М., 1986. Document HTML. URL:http://www.nethistorv.ru/biblio/l 043172230.html?version=print
12. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Избранные эссе. Пер. с нем. / Под. ред.Здорового Ю. А. -М.: «Медиум», 1996. С. 15-65.1. Document HTML. URL:http://wwh.nsvs.bv: 8101 /klinamen/dunaev-ben4.html
13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. - 323 с.
14. Бердяев Н. Человек и машина // Философия творчества, культуры и искусства. В 2 томах. М.: Искусство, 1994 - Т.1. - С. 499-523.
15. Бодрийар Ж. Прозрачность зла. М., 2000. Document HTML. URL: http://www.philosophv.ru/librarv/baud/zlo.html
16. Бодрийар Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. - 318с.
17. Болыпаков О. Г. Ислам и изобразительное искусство // Труды Государственного Эрмитажа. — JL, 1969.-Т.10. С. 142-156.
18. Визель М. Гипертексты по ту и эту стороны экрана // Иностранная литература. 1999. - №10. Document HTML. URL: http://www.litera.ru/slova/viesel/visel-ht.html
19. Возникновение и применение образов. Document HTML. URL: http ://www. guelman.ru/xz/362/xx40/xx4004.htm
20. Войскуновский А. E. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет среде // 2-ая Российская конференция по экологической психологии: Москва, 12-14 апреля 200г. М.: Экспоцентр РОСС, 2000. -С. 240-245.
21. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета //Гуманитарные исследования в Интернете.- М.: «Можайск-Терра», 2000. С. 123. Document HTML. URL: http://www.nest.udm.net/unter/flowvois.htm
22. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995. - 111 с.
23. Гете И.В. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. -520 с.
24. Гете И.В. Об искусстве. М: Искусство, 1975. - 624 с.
25. Гурвич И. Психологические теории алкоголизма, нарко- и токсикомании. Document HTML. URL: http://www.narcom.rU/ideas/socio/8.html
26. Гуссерль Э. Общее введение в чистую феноменологию // Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: ДИК, 1999. -Т. 1.-336 с.
27. Дацюк С. Виртуальная реальность. Document HTML. URL: http://www.uis.kiev.ua/~ xvz/vr enc.html
28. Дацюк С. Ноу-хау виртуальных технологий. Document HTML. URL: http://old.pcclub.com.Ua/n30/2.htm
29. Дацюк С. Три эссе о Сети. Document HTML. URL: http://www.zhurnal.ni/7/3 esse.html
30. Дмитриева В., Святец Ю. Реконструкция прошлого в познавательном пространстве «виртуальных реальностей». Document HTML. URL: http ://www. ab.ru/~kleio/ aik/krug/З/15. shtml
31. Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. — М.: ИНФРА-М, 2003. 381 с.
32. Драйден Г. Революция в обучении: Пер. с англ. / Гордон Драйден, Джаннетт Вое. — М.: ООО «ПАРИВНЭ», 2003. 672 с.
33. Ерофеев В. Москва-Петушки. Document HTML. URL: http://lib.ru/EROFEEW/petushki.txt
34. Золя Э. Творчество // Собрание сочинений в 18 томах.— М: Правда, 1957.-Т. 1.-322 с.
35. Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петерб. Востоковедение, 2000. - 96 с. Document HTML. URL: http://ivanov-dv.viv.rU/cont/virtual/l.html
36. Иванов Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики. у/Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. - Т.1., Вып. 1.1. Document HTML. URL:http://hq.soc.pu.rU/publications/issa/1998/l/a8.html
37. Иванченко Г. В. Социокультурный и психологический анализ информационных процессов // Динамика техносферы: социокультурный контекст / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. М., 2000. - С. 128-149.
38. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Под ред. М.А.Вуса. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 212 с.
39. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2000.-431 с.
40. Исаев И. Ю. Зов бездны. Мистические механизмы наркомании. Document HTML. URL: http://www.narcozona.ru/noDOC2.html
41. Кавинова (Красненкова) И.П. Качество веры как решающий аргумент в решении проблемы преодоления сознательного суицида. Document HTML. URL: http://www.krotov.org/libr min/k/krasnenk.html
42. Карпицкий H. Онтология виртуальной реальности. Document HTML. URL: http://tvfi.narod.ru/virtual.htm
43. Кастельс M. Становление общества сетевых структур// Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1999. -С. 492-505.
44. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
45. Коловоротный С. Искусство Web-гипноза // Chip, Киев, № 9, 2002.
46. Document HTML. URL: http://chip.ua/articles/web design092002/
47. Кондратьев И. Технология — виртуальная, результат — реальный
48. Computerworld. 1997. - №35. Document HTML. URL:http://www.osp.ru/cw/1997/35/102 print.htm
49. Краткая философская энциклопедия. M.: Прогресс, 1994. - 576 с.
50. Крутских А. Психоделики сегодня. Document HTML. URL: www.beck.mich-u.net/psvho kruts.html
51. Кривцун О. Мимезис. Document HTML. URL: http://www.deol.ru/users/krivtsun/article9.htm
52. Культурология XX век. Словарь. Спб.,1997. - 640 с.
53. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н. Г. Багдасарьян, А. В. Литвинцева, И. Е. Чучайкина и др.; под ред. Н. Г. Багдасарьян. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2004. — 709 с.
54. Кундера М. Семьдесят три слова // Урал. — 2001. №5. Document HTML. URL: http://magazines.russ.ru/ural/2001 /5/kun.html
55. Лири Т. Семь языков Бога: Пер. с англ. — К.: «Янус», — М.: «Пересвет», 2001. 224 с.
56. Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001. - 256 с.
57. Манюшис А., Смольянинов В., Тарасов В. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании. Document HTML. URL: http://www.ptpu.rn/issues/4 03/16 4 03.htm
58. Марков Б. В. Знаки бытия // Александр Сокуров на философском факультете / Сост. Е.Н. Устюгова, отв.ред. И.Ю. Ларионов. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. Вып. 6. - С.74-83 (Сер. «Мыслители»)
59. Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978. -С. 46-59.
60. Миллер Б. Может ли вымышленный персонаж существовать на самом деле? // Исследования по философии современного понимания мира. Выпуск I. М., 1995. Document HTML. URL: http://www.ruthenia.rU/logos/number/l 999 03/1999 3 07.htm
61. Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева и И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. 432 с.
62. Мэмфорд JI. Миф машины // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит.: Пер. с разн яз./ Сост., общ. ред. и предисл. В. А. Чаликовой. — М.: Прогресс, 1991. С. 79 - 98.
63. Носов H.A. Виртуальные смыслы неосмысленных вещей /Художественный журнал. — 1994. №5. - С. 24-26.
64. Носов Н. А. Виртуальный интеллект. Document HTML. URL: http://www.futurerussia.ru/confyforum transform nosovl .html
65. Носов H.A. Манифест виртуалистики. М.: Путь, 2001.- Вып. 15. - 17 с. (Труды лаборатории виртуалистики)
66. Носов H.A. Реальные нереальности // Человек. 1993. - №1 - С. 33-42.
67. Носов H.A., Яценко Ю.Т. Параллельные миры. Виртуальная психология алкоголизма. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. - Вып. 2 - 128 с. (Труды лаборатории виртуалистики)
68. Носов H.A. Психология виртуальных реальностей // Логика, методология, философия науки. Труды Международной конференции. -- М. -Обнинск, 1995. Вып. 9. - С. 94-98.
69. Опыт организации образовательного пространства / Е. М. Авраамова и др. // Образовательные порталы России.— М.: Технопечать, 2004. -Вып. 1. С. 7-25.
70. Панарин А. Глобальное информационное общество: вызовы и ответы /класть. 2001. - №1. - С.14-19.
71. Паринов С. Истоки Интернет-цивилизации // ИНТЕРНЕТ/ 1999. №5.
72. Document HTML. URL: http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/net-istoki.htm
73. Пылаев А. Справочник фотографа. — Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2000. 160 с.
74. Поляков В. Перспективы интеллектуального освоения информационного пространства сети Интернет научным сообществом
75. Груды международного семинара Диалог'99 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. — Москва, 1999. Document HTML. URL: http://ricn.ru/analvtics/material/1046/
76. Практический курс китайского языка. М.: ИД «Муравей», 1997. - Т. 1. -536 с.
77. Психология и педагогика / Богданов И. В., Лазарев С. В., Ануфриенко С. С. и др. Учебный курс. Document HTML. URL: http://193.232.218.53/ffec/psvch/psvch.html
78. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. Document HTML. URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/antiserv/antiserv4 20.htm
79. Репкин Д. Виртуальная реальность. Document HTML. URL: http://www.virtual.ru/virtual realitv.html
80. Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. -М.: Аграф, 2000. 432 с.
81. Севальников А. Ю. Скитания в сфере виртуального // Техника, общество и окружающая среда. — М., 1998. Document HTML. URL: http://www.philosophv.ru/iphras/librarv/stepin3.html
82. Сигунов В. Реальные деньги виртуального мира // Эксперт. 1999. -№43. Document HTML. URL:http://srvl.nasledie.ru/nasltnTP/cs/OUT DOC/ID/167074
83. Современный словарь иностранных слов. — М.: Рус. яз., 1992. 740 с.
84. Соловей О. Э. Путь в никуда. Социология пьянства. — Петропавловск-Камчатский, 1988. 94 с.
85. Соколов М. Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 384 с.
86. Сорокин П.А. Эмиль Дюркгейм о религии // Новые идеи в социологии. / под ред. М.М. Ковалевского, Е.В. де-Роберти — СПб.: Образование, 1914.-Сб. 4.-136 с.
87. Тарасенко В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. — №5. — С. 113-115.
88. Document HTML. URL: http://wwh.nsvs.by:8101 /klinamen/dunaev4.html
89. Тарасенко В. В. Человек кликающий: фрактальные метаморфозы. Document HTML. URL:http://www.iis.ru/events/l 9981130/tarasenko.ru.html
90. Тихомиров О. К., Бабаева Ю. Д., Войскуновский А. Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник Московск. ун-та. 1986. -№ 3. - С. 31-42. (Серия 14, Психология).
91. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Издатетьство ACT», 1999. -261 с.
92. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. - 464 с.
93. Туронок С. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. 2001. - №2. - С. 51-63.
94. Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - С. 45-66.
95. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности, ft /Вопросы философии. 1997. - № 6. - С. 67.
96. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.
97. Хэмит Ф. Виртуальная реальность // Исследования по философии современного понимания мира. М., 1995. — Вып. 1.
98. Дайджест книги Document HTML. URL: http://astu.secna.ru/russian/students/personal/22ksv/litl.html
99. Цветаева М., Собрание Соч. в 7 томах. — М.: Эллис Лак, 1994. Т. 4. -688 с.
100. Чуковский К., Чуковская Л. Переписка: 1912-1969. М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 592 с.
101. Чугунов А. В. Социология Интернета: Социально-политические ориентации российской Интернет-аудитории / Каф. Информационных систем в искусстве и гуманитарных науках Филологич. Ф-та СПбГУ. -2-е изд., доп. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2003. - 104 с.
102. Шрадер X. Глобализация, цивилизация и мораль // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1999. №2., Т.1. - С. 81.
103. Эпштейн М. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001. Document HTML. URL: http ://veer. info/potentiality .htm
104. Эткинд E. Две смерти Ромена Гари. Document HTML. URL: http://knigy.narod.ru/books/plus/Untitled-2.htm
105. Юрьев Г.П. Виртуальный человек в экстремальных условиях >^Груды лаборатории виртуалистики. Вып. 9. — М., 2000. 61 с.
106. Юхвид А. Философские проблемы виртуальной реальности в творчестве, искусстве и образовании. Правовые аспекты использования виртуальных технологий. Document HTML. URL: http://www.yukhvid.narod.ru/DokladEkaterinburg.htm. Екатеринбург, 1999.
107. Brzezinski Zb. Out of Control: Global Turmoil on the Eve of the 21st Century. N.Y.: Macmillan, 1993. - 256 p.
108. Grof S. Non-Therapeutic Uses of LSD // LSD Psychotherapy. -Alameda (California): Hunter House Publishers 1994. Document HTML. URL:http://www.psvchedelic-library.org/grofhnth.htm
109. Castells M. The information Age: Economy, Society and Culture: The Rise of the Network Society. Oxford: Blackwell Publ., 1996. -594 p.
110. Castells M. The information Age: Economy Society and Culture: The Power of Identity. Oxford: Blackwell Publ., 1997. - 512 p.
111. Castells M. The information Age: Economy Society and Culture: End of Millenium. Oxford: Blackwell Publ., 1998. - 448 p.
112. Hallucinogenic N-methylated indolealkylamines in the cerebrospinal fluid of psychiatric and control populations. L. Corbett, S.T. Christian, R.D. Morin, F. Benington, J.R. Smythies // British J. Psychiatry. 1978. - Vol. 132.-P. 132-139.
113. Lefevre Ph. Les portails d'accès a l'information // Documentaliste — Sciences de l'information. 2001. ^Vol. 38, №3-4. - P. 189-196.
114. Baggott M. J. Psilocybin's effects on cognition: Recent research and its implications for enhancing creativity. // MAPS. 1996-1997. - Vol. 7, № l.-P. 10-11.
115. New media: a critical introduction / M. Lister, J. Dovey, S. Goddings, e. a. London: Routledge, 2003. - 404 p.
116. Pliny the Elder. Naturalis Historia. Turin: Einaudi. - 1988.-V)l. V. - P. 473.
117. The Encyclopedia of new media / Ed. by Jones S. Thousand Oaks: Sage Publications, 2003. - 532 p. (An essential reference to communication and technology)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.