Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Слюняева, Ирина Федоровна

  • Слюняева, Ирина Федоровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Брянск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 235
Слюняева, Ирина Федоровна. Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Брянск. 2000. 235 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Слюняева, Ирина Федоровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЭСТЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА

1.1. Характеристика гуманистической культуры личности и роль искусства в ее формировании.

1.2. Человек и его отношение к миру - специфический предмет искусства

1.3. Эстетическое в искусстве как художественное восприятие общечеловеческих ценностей жизни.

1.4. Воспитывающий потенциал изобразительного искусства как одно из средств формирования личности школьника.

Выводы по первой главе.:.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 2.1. Пути повышения эффективности формирования гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства в учебном процессе.

2.2. Методика подготовки будущих учителей к работе по формированию гуманистической культуры учащихся.

2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по развитию знаний, умений и навыков будущих учителей, необходимых для формирования гуманистической культуры учащихся.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства»

Актуальность исследования и постановка проблемы. Воспитание подрастающего поколения, формирование у него гражданских черт -духовности, нравственности, гуманистической культуры - в соответствии с потребностями общественного развития во все времена и эпохи было важнейшей задачей общеобразовательной школы. Задача эта значительно усложняется в переходные периоды развития общества. Именно такой переходный период переживает ныне наше общество. В рамках общероссийской образовательной реформы была развернута программа обновления гуманитарного образования в России. Осуществление этой программы во многом зависит от состояния преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе изобразительного искусства.

В условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связи поколений. Искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода защитный пояс, охраняющий ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, национализма, вседозволенности, бездуховности, могут стать источником агрессивности, безнравственности. Искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

Проблема гуманизма и гуманизации личности в социальном и педагогическом аспектах достаточно широко представлена в исследовательской литературе последних лет. В конце 80-х начале 90-х годов обозначился плодотворный подход к проблеме формирования гуманистической культуры личности с позиций общечеловеческих ценностей (М.Н. Берулава, Л.И. Божович, Л.И. Буева, Б.С. Гершунский, В.А.Караковский,

Г.М. Мальковская, Н.Д. Никандров, И.Т.Фролов, Е.Н.Шиянов, И.С. Якиманская, и др.), большое развитие получает проблема разработки гуманистической воспитательной системы школы (Н.А. Асташова, B.JI. Караковский, Н.Ф. Маслова, Л.И. Новикова, С.Ф. Петрушкин, A.JI. Селиванов, A.M. Сидоркин, В.Д. Симоненко и др.), исследуется роль художественной культуры в гуманизации воспитания (А.Г. Асмолов, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов), гуманизация отношений в воспитательном процессе ф (А.А. Бодалев, Л .Я. Зорина, И.Я. Лернер и др.).

Гуманизация воспитательного процесса в 90-х годах рассматривается с позиции формирования культуры личности как социального субъекта на той или иной стадии развития (Л.П. Буева, Э.Н. Егорова, М.И Кирьязов, И.Т. Фролов, Н.В. Фролова и др.).

• Большую роль для характеристики процесса гуманизации личности имеет теория зависимости между нравственным поведением и сознанием, разработанная психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Л.С. Рубинштейном, Л.Б. Элькониным, П.М. Якобсоном.

О проблеме гуманизации воспитательной работы речь идет в Ф диссертационных исследованиях последних лет (Я.А. Гусева, А.Х. Бабаева, И.Г. Якимович).

Однако проблема формирования гуманистической культуры учащихся средствами искусства как важнейшего фактора духовного воспитания в педагогической литературе разработана крайне недостаточно. Поэтому в работе мы сосредотачиваем главное внимание на этой проблеме.

Идеи гуманизма, имеющие в своей основе проблему сущности человека, признание его как высшей ценности в этом мире особенно активно начали развиваться в эпоху Возрождения. Видные мыслители этой эпохи видели гуманизм в проявлении человечности, в облагораживании чувств и разума 4 человека. В эпоху Просвещения идеи гуманизма развивали Вольтер, Д. Дидро,

Ж-Ж Руссо и др. просветители, которые связывали идеи гуманизма с проблемами демократии, свободы и равенства.

Идеи формирования гуманной личности широко рассматриваются в педагогических произведениях Я.А. Коменского, Ж-Ж Руссо, К.А. Гельвеция, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци.

Идеи гуманизма в России развивались по трем направлениям:

1. Религиозное. Корни гуманизма в нашей стране уходят в культуру Византии и Древней Руси (Максим Грек, Митрополит Даниил, Ермолай Эразм). Эти идеи в своей основе имели христианское мировоззрение, построенное на заповедях Христа. Христианская мораль на Руси первоначально проявилась в искусстве: иконописи, особенностях архитектуры, древнерусской литературе, фольклоре.

В конце XIX начале XX веков идеи гуманизма широко развиваются в философско-религиозных сочинениях Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского.

2. Революционно-демократическое. Русские революционные демократы: П.Я. Чаадаев, А.Н. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский - отмечали, что основным средством воспитания должна быть человечность.

3. Марксистское направление. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов считали, что для воспитания гуманного человека необходимо искать пути изменения условий жизни людей, решать социальные проблемы.

Высокий гуманистический смысл духовного становления личности заложен в трудах основоположника русской педагогики и народной школы К.Д. Ушинского.

Современная педагогическая наука и практика используют многовековой опыт зарубежной и русской педагогики, выдающиеся произведения отечественных педагогов-гуманистов: П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Щацкого, исследования психологов Л.С. Выготского, Л.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.

Гуманистическая культура является важнейшим показателем духовности и отношения человека к жизни. Она предполагает уважение личности как высшей ценности, отношение к другим людям как к самому себе, наличие высоких черт сострадания и милосердия. Она выступает показателем того, насколько глубоко и прочно воплощены в чувствах, мыслях и во всей социальной жизни общечеловеческие духовные ценности и нравственные принципы. Следовательно, гуманистическая культура человека - это не только ф потребность личности, но и величайшая ценность общества. Основы гуманистической культуры закладываются в таких социальных институтах, как семья и школа.

В формировании гуманистической культуры учащихся участвует вся система обучения и воспитания в школе, но ведущую роль играют эстетического цикла художественно-эстетические дисциплины, в том числе изобразительное искусства, обладающее огромным воспитывающим потенциалом. Гуманитаризация школы призвана восстановить в правах и усилить роль изобразительного искусства и в классе, и за его пределами.

Два фактора определяют воспитательный эффект преподавания в изобразительного искусства - программы, соответствующие современным требованиям, и мастерство учителя.

В последние годы созданы обновленные программы изучения изобразительного искусства. В них значительно усилен акцент на формирование духовной культуры учащихся. Программы разработаны на основе исследований B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова.

Второй фактор - мастерство учителя, способного использовать воспитывающий потенциал искусства для формирования гуманистической культуры учащихся. Ознакомление с работой учителей изобразительного 4 искусства в школах Брянской области свидетельствуют о невысоком уровне подготовки их к этой работе. На уроках изобразительного искусства смещены акценты в сторону выработки умений и навыков художественной грамоты в ущерб раскрытию воспитывающей функции искусства, укоренился взгляд на школьника как на носителя суммы знаний, умений и навыков.

Причины этого, по нашему мнению, в определенном отставании подготовки учителя в вузе от современных задач художественного воспитания в школе. Анализ действующих вузовских программ показывает, что в них крайне мало внимания уделяется психологической подготовке будущих учителей к работе по формированию гуманистической культуры учащихся, не определен состав профессиональных свойств и характеристик учителя, способного осуществить эту работу, отсутствуют соответствующие методики преподавания и рекомендации для обучения студентов.

Таким образом, существует определенное противоречие между реальными возможностями изобразительного искусства в формировании духовной культуры учащихся и подготовкой учителя к реализации этих возможностей в процессе преподавания.

С учетом сказанного сформулирована проблема диссертационного исследования, которая поставлена следующим образом: какова совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих подготовку учителя начальных классов к формированию гуманистической культуры средствами изобразительного искусства.

Цель исследования - разработать психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя начальных классов к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства.

Объект исследования. Образовательный процесс факультета начальных классов педагогического университета.

Предмет исследования. Подготовка будущих-учителей к формированию гуманистической культуры школьников в процессе преподавания изобразительного искусства.

Гипотеза исследования строится на утверждении того, что подготовка учителя к формированию гуманистической культуры средствами искусства будет достигнута, если:

- всей системой обучения изобразительному искусству будущих учителей в вузе будет сформирована их внутренняя психологическая готовность к этой работе;

- важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства будет акцентирование внимания на его человековедческом гуманистическом содержании и социальном предназначении как важном средстве формирования духовности человека, гуманистической культуры отношения к миру; будет раскрыта связь между педагогикой воспитания и гуманистическим содержанием искусства, где связующим звеном выступает обращение педагогики и высокого искусства к общественному человеку и его внутреннему миру;

- в соответствии с принципами нынешней образовательной политики, принципами гуманизации и гуманитаризации образования в процессе подготовки учителя искусства будет осуществляться переход от информативно-инструктивного обучения к личностно-ориентированному;

- методическая подготовка будущего учителя будет основана на учете психолого-педагогических закономерностей восприятия искусства личностью ребенка, в частности, на учете возрастных особенностей и способностей школьников к эмоционально-ценностному восприятию искусства.

Задачи исследования:

- разработать модель гуманистической культуры личности учащегося; рассмотреть специфику искусства как предметно-духовной деятельности, особенно те сущностные черты, которые выражают его гуманизм и определяют воспитывающий потенциал; осуществить анализ сконцентрированного в выдающихся художественных произведениях мирового изобразительного искусства общечеловеческого, эмоционально-нравственного, отношенческого опыта с целью оказания студентам методической помощи и формировании на этом опыте гуманистической культуры учащихся;

- выявить и обосновать педагогические условия и разработать систему преподавания изобразительного искусства, направленную на формирование гуманистической культуры и апробировать ее в процессе преподавания изобразительного искусства в педвузе на факультете начальных классов, создать методическое пособие по этой проблеме.

Теоретическую основу исследования составляют:

- идеи и научные положения о гуманистической сущности искусства, его социальной роли и места в формировании духовного мира личности, содержащиеся в трудах Аристотеля, Г.В. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, И.В. Гете, Г.В. Плеханова, Н.Г. Чернышевского, Вл. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева, В.В. Асафьева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и других выдающихся мыслителей прошлого, обращавшихся к проблеме взаимоотношения искусства и человека; педагогические концепции формирования личности в общеобразовательной школе средствами искусства в трудах современных исследователей В.В. Краевского, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, С.Х. Раппопорт, М.Н. Скаткина;

- основополагающие концепции целостного процесса обучения и воспитания в школе (К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Ю.К. Бабанский, В.А. Сухомлинский, И.Я. Лернер, П.Р. Атутов, Н.Ф. Маслова, В.Д. Симоненко);

- современные концепции гуманитаризации образования (М.Н. Берулава, Б.С. Гершунский, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов); основные закономерности психического развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.С. Каган, И.П. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);

- современные концепции непрерывного образования учителя и структуры его деятельности (А.А. Бодалев, С.Г. Вершловский, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин).

Методологической основой исследования послужили:

- материалистическое понимание художественного познания как особой формы отражения объективной реальности;

- принципы материалистической диалектики исследования - восхождения от абстрактного к конкретному, историзма и единства логического и исторического, всеобщей связи и зависимости, системно-структурного анализа;

- педагогические концепции обучения и воспитания, разработанные выдающимися русскими педагогами К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким, Ю.К. Бабанским, В.А. Сухомлинским;

- гуманистические концепции личности, изложенные в трудах С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Вл. Соловьева.

Методы организации исследования. В ходе исследования использовались социологические методы - беседа со студентами, учащимися, преподавателями художественных дисциплин по заранее намеченному плану, анкетирование в студенческих группах, изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ. Особое внимание уделялось экспериментальным методам - констатирующему и информирующему экспериментам. Для обработки данных, полученных в результате эксперимента, использовались математико-статистические, математические методы: регистрация, ранжирование, шкалирование.

Работа выполнена на базе факультета начальных классов Брянского госпедуниверситета имени академика И.Г. Петровского.

Исследование выполнялось в несколько этапов:

На первом этапе (1994-1995) проводился анализ философской, психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы по проблеме формирования гуманистической культуры. Результаты анализа использовались для теоретического обоснования исследования и выдвижения рабочей гипотезы. Далее были определены методологические параметры: объект и предмет исследования, цели, задачи, гипотеза. С целью выявления уровня сформированности гуманистической культуры был проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1995-1998) была разработана теоретическая модель формирования гуманистической культуры средствами изобразительного искусства, программа обучения студентов по экспериментальной методике, выявлены педагогические условия положительного результата эксперимента.

На третьем этапе (1997-1999) была завершена опытно-экспериментальная работа, сделаны необходимые выводы и обобщения данных, полученных в ходе эксперимента. Выполнены и оформлены наглядные материалы (таблицы и диаграммы), подведены окончательные итоги исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методик анализа произведений изобразительного искусства, программы спецсеминара "Искусство и формирование представлений об идеале красоты человека", "Русское изобразительное искусство XIX века и формирование гуманистической культуры учащихся", которые могут быть использованы в деятельности педагогических учебных заведений по формированию гуманистической культуры, художественному образованию и воспитанию учащихся.

Эмпирическую базу исследования составил в основном контингент студентов и преподавателей Брянского государственного педагогического университета, где отрабатывалась система комплексно-целевого планирования учебно-воспитательного процесса, а также учащихся и преподавателей школ города Брянска: № 6, 7, 54.

Новизна и теоретическая значимость исследованиял

1. Впервые в педагогических исследованиях всесторонне анализируется изучение в общеобразовательной школе изобразительного искусства в качестве важнейшего средства формирования гуманистической культуры учащихся.

2. Рассматриваются в диалектическом единстве те сущностные черты искусства, которые выражают его человековедческое содержание и тем самым определяют органическую связь искусства и педагогики воспитания личности.

3. Предпринимается попытка разработки специальной методики психолого-педагогической подготовки учителя начальных классов (вместе с тем и преподавателя изобразительного искусства в школе) к работе по формированию гуманистической культуры учащихся средствами искусства.

На защиту выносятся:

- обоснование формирования гуманистической культуры учащихся современной школы средствами изобразительного искусства и необходимость соответствующей подготовки учителя;

- теоретическое и историческое обоснование связи гуманистической, природы искусства и педагогики воспитания личности;

-целесообразность, особенности и формы подготовки учителя изобразительного искусства к работе в старших классах на завершающем этапе формирования духовного мира учащихся; система учебно-воспитательного процесса по формированию гуманистической культуры для студентов факультета начальных классов и необходимые для этого психолого-педагогические условия.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования нашли отражение в научных статьях, тезисах, брошюре, методических рекомендациях, опубликованных автором. Результаты данного исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, психологии, художественно-эстетических дисциплин Брянского государственного педагогического университета. Материалы исследования внедрялись в учебно-воспитательный процесс факультета начальных классов БГТТУ в виде разработанных методических рекомендаций, авторских учебных программ по курсам "История изобразительного искусства" и "Народоведение", а также в процессе преподавания автора на данном факультете. Автором принимал участие в разработке компьютерной обучающей программ по курсу "История изобразительных искусств", которая апробирована в процессе изучения культурологических дисциплин в Брянском государственном техническом университете, а также в рамках факультативного курса "Мировая художественная культура" в школе № 61 Западного округа г. Москвы.

Научные материалы исследования систематизированы и обобщены в диссертации, которая состоит из двух глав, заключения, библиографии, приложения; в диссертации имеется 16 рисунков, 7 таблиц, 1 схема.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Слюняева, Ирина Федоровна

Выводы по второй главе.

I. В соответствии с целями и задачами исследования разработана методическая и экспериментальная его части. В ходе эксперимента выявлены соответствующие критерии оценки, которые дали возможность определить различные уровни гуманистической культуры обучающихся.

Эксперимент позволил сделать выводы, из которых следует, что для успешной подготовки студентов необходимо: проанализировать существующую систему преподавания изобразительного искусства, сделать критический анализ современных вузовских и школьных программ;

- на основании психолого-педагогических исследований последних лет определить наиболее благоприятный для эмоционально-нравственного восприятия изобразительного искусства возраст (диссертант придерживается той точки зрения, что это юношеский возраст, в котором завершается формирование духовного мира школьника);

- произвести выбор специальных методик анализа произведений изобразительного искусства, учитывая возрастные возможности восприятия произведений искусства;

- создать педагогические условия эффективного руководства процессом формирования гуманистической культуры средствами искусства;

- разработать систему программно-целевого планирования учебно-воспитательного процесса, ввести спецсеминар и спецкурс по целенаправленному изучению произведений изобразительного искусства. С целью развития ценностных представлений предлагается ввести в процесс обучения спецсеминар "Искусство и формирование представлений об идеале красоты человека" и спецкурс "Русское изобразительное искусство XIX века и формирование гуманистической культуры- учащихся".

2. Заключительный этап исследования показал, что при осуществлении на практике разработанного образовательного комплекса мероприятий возможно формирование высокого уровня гуманистической культуры средствами изобразительного искусства у студентов на различных этапах их обучения, а также внедрение результатов, в школьную практику.

3. Необходимо также сделать вывод, о том, что с помощью разработанных нами методик возможно постоянное повышение уровня гуманистической культуры при самостоятельном изучении изобразительного искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации исследуется проблема психолого-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства к формированию гуманистической культуры учащихся.

Воспитание подрастающего поколения, формирование у него соответствующих интересов функционирования и развития, социальных гражданских черт отношения к миру - проблема непреходящая и, вместе с тем, во все времена и эпохи всегда новая, ибо представления о социальных чертах гражданина хотя и содержат в себе веками выработанные принципы и нормы жизни в обществе, однако они исторически изменчивы, несут на себе печать господствующего в данное время образа жизни, а также национальных, классовых, идеологических и других социальных отношений.

Соответственно претерпевают изменение и воспитательные задачи школы, являющейся основным звеном в сложившейся общественной системе обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

В нынешний период жизни России, сопровождающийся многими явлениями, негативно воздействующими на еще неокрепшие души детей, особенно актуальны и острой становится проблема воспитания в школе, формирование достойного человека образа жизни, нравственности, гуманности, духовной культуры.

Все школьные учебные предметы не только сообщают знания, формируют умения и навыки, но и способствуют воспитанию определенных духовных черт личности. Но основные задачи воспитания нравственности, духовности выполняют прежде всего гуманитарные и дисциплины художественноэстетического цикла, где одной из ведущих является изобразительное искусство.

Исходя из поставленных задач был проведен теоретический анализ проблемы, определены те сущностные черты изобразительного искусства, которые определяют его гуманистическое содержание и воспитывающий потенциал; осуществлен поиск наиболее эффективных путей формирования высокой гуманистической культуры у студентов - педагогов и учащихся; определены основные направления разработки учебно-педагогического процесса, выявлены и обоснованы соответствующие психолого-педагогические условия.

В результате исследования решены следующие задачи: - проанализирована специфика искусства как предметно-духовной деятельности; выявлены сущностные черты искусства, которые выражают его гуманистическую направленность и определяют его воспитывающее воздействие;

-выявлены и обоснованы педагогические условия и разработана система преподавания изобразительного искусства, направленная на подготовку будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся.

В ходе исследования разработан и апробирован ряд соответствующих методических элементов: разработана теоретическая модель формирования гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства;

- создана специальная методика анализа идеи, замысла и нравственно-эстетического содержания художественного произведения, а также эмоциональной реакции зрителей, которая успешно применялась в учебной практике студентов;

- практиковалось проведение семинаров, диспутов по актуальным проблемам жизни, неизменно волнующим подрастающее поколение и широко отраженным в мировом искусстве.

В частности, заинтересованно и активно обсуждалась проблема красоты человека - красоты мужчины (мужественность, мудрость, сила), женской красоты (женственность, материнство) и др.

Выявлено, что проведение занятий по актуальным отношенческим проблемам "искусство и человек" более эффективно, чем традиционное изучение истории искусства, ибо дает принципиальное понимание явлений связи искусства с формированием эмоционально-нравственных отношений к миру каждого человека и человеческих цивилизаций. Такие занятия встречают большой отклик у студентов.

Результаты проведенного формирующего эксперимента исследования свидетельствуют о том, что разработанная нами система планирования учебно-воспитательного процесса включающая создание определенных психолого-педагогических условий, учитывающих связь с эмоционально-потребностной сферой личности 7 обучение студентов социальным методикам анализа произведений изобразительного искусства, введение в учебный процесс спецсеминара и спецкурса обеспечивают необходимый уровень формирования гуманистической культуры у студентов - педагогов и дают необходимую подготовку к их профессиональной деятельности в этом качестве.

При этом важно дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, с этой целью предлагаются следующие рекомендации:

1. Будущему учителю искусств необходима всесторонняя и глубокая искусствоведческая подготовка. Наряду с овладением мастерством художественной формы, знаниями истории искусства, которые в ходожественно-педагогических учебных заведениях основательно изучаются, необходимо глубокое осмысливание социальной сущности искусства как человековедения, как нравственно-эстетической позиции времени, уяснение его гуманистической направленности.

2. Ориентация изучения изобразительного искусства в школе на использование его воспитывающего потенциала, сконцентрированного в высоких произведениях искусства, требует соответствующей методики преподавания, логические методы , которые используют при обучении художественной форме, а также навыкам художественного творчества здесь не приемлемы. Обучающийся должен пережить эмоции вызываемые при общении с искусством как свои собственные. Только в этом случае произойдет приобщение к выраженным в искусстве общечеловеческим ценностям.

3. В стенах учебного заведения будущий учитель искусства должен быть глубоко психологически подготовлен к осознанию того, что его основная миссия в школе состоит в осуществлении формирования нравственно-эстетических качеств личности, гуманистической и эстетической культуры учащихся. Обучение же профессиональному языку искусства, сообщение навыков художественного творчества - работа, безусловно, необходимая, но вспомогательная для решения главной задачи.

4. В программах преподавания изобразительного искусства в школе и в подготовке учителя принципиально важно учитывать научные исследования психологии восприятия искусства, проведенные J1.C. Выготским, C.J1. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и их последователями.

5. Завершать духовное воспитание учащихся общеобразовательной школы предпочтительно в старших классах, так как именно в этом возрасте эмоционально-нравственные проблемы жизни, поднимаемые в искусстве, наиболее актуальны, личностно интересны и важны.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Слюняева, Ирина Федоровна, 2000 год

1.Акатов Л.И. Оценка восприятия цвета в живописном в произведении. Методическое пособие. Курск, 1998.-30 с.

2. Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание. Новое педагогическое мышление. М.; Просвещение, 1989.-160 с.

3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. М.: Искусство, 1989.-162 с.

4. Алехин А.И. К вопросу о социальных причинах возникновения искусства /Проблемы науки, искусства и философии. Вып. 2,- Краснодар, 1968.-С.5

5. Алленов Н.Н. Русское искусство XIX- начала XX в. М.: 1989,- 447 с.

6. Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1990,- 302 с.

7. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск. Изд-во. Университетское, 1990,- 559 с.

8. Анализ художественных произведений на уроках изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского. Методическая разработка.- С.Петербург: Изд.-во ЛОИИУ, 1992,- 36 с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания,- Л.: Лениздат, 1968,- 339 с. Ю.Андреев А.Н. Место искусства в познании мира. М.: Искусство,1980,-С. 28

10. П.Антокольский М.М. Письма. Статьи. СПб. - М.: 1905,- С. 19 12.Аристотель об искусстве поэзии. - М.: Искусство, - М.: Искусстве 1964.- 183 с.

11. З.Аристотель. Избр. философские труды. В 4-х томах. М.: Наука 1975.550 с.

12. Асафьев В.В. Русская живопись, Мысли и думы. .М-Л.: Искусство, 1966.-448 с.

13. Асмолов А.Г. Психология, искусство, образование. (О проблемах художественной педагогики) // Искусство в школе,- 1993,- №6,- С. 3--4

14. Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях. //Педагогика.- 1997,- №2. С.17.

15. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1988,- 208 с.

16. Бабаева А.Х Гуманистическая направленность подготовки будущего учителя к воспитательной работе с младшими школьниками: Дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01 Чарджоу, 1992,- 226 с.

17. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. Минск.: Нравственная культура личности. - Минск. - Наука и техника, 1985- 184 с.

18. Безклубенко А.Я. Природа искусства. М.: Искусство, 1991,- 166 с.

19. Белинский В.Г. Избр. философские произведения. В 2-х томах. М.: Политиздат, 1965,- 559 с.

20. Бенуа А.Н. История русской живописи XIX века. СПб, 1920,- 446 с.

21. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М.: Просвещение, 1920,- 47 с.

22. Бердяев Н.А. О назначении человека. Л.: Лениздат, 1991.- С. 31.

23. Берман В. Проблема сопереживания в русском искусстве второй половины XIX в. М.: Искусство, 1992,- С. 47.

24. Берулава М.Н. Гуманизация образования. Направления и проблемы. //Педагогика,- 1996. №4,- С. 23 -27.

25. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика,- 1990. №5.- С.21- 25.

26. Берхин Н.Б. Специфика искусства. М.: Знание, 1990,- 63 с.

27. Беспалова Н.И., Верещагина А.Г. Русская прогрессивная критика второй половины XIX в. М.: Искусство, 1979 - 278 с.

28. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения / Под ред. А.В. Петровского. В 2 т. Т. 1.- М.: Педагогика, 1979. -304 с.

29. Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М.: Политиздат, 1975,- 109 с.

30. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика,- 1998 №4.-C.l 1.

31. Бодалев А.А. Воспитание человека человеком. Л,: Просвещение, 1965.- 123 с.

32. ЗД.Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения.// Вопросы психологии.-1989.-№6. -С. 74-81.

33. Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1986. - 496 с.

34. Борзенков В. Проблема человека в контексте обновления гуманитарного образования в России.// Человек,- 1976. №3,- С. 70.

35. Братусь Б.С. Психология и этика.// Человек,- 1994. №1. - С. 50.

36. Братусь Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. М.: Изд.-во Менеджер, Роспедагенство, 1994,- 60 с.

37. Буева Л.П. Общественный прогресс и гуманизм. М.: Знание, 1985,64 с.

38. Бурлина Е.Я. Путь длиною в века. М.: Просвещение, 1994. - 173 с.

39. Буров А.В. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1965.291 с.

40. Бурова В.Д. и др. Товарищество передвижных художественных выставок. В 4-х т. Т.2. Л.: Лениздат, 1952. - С. 24.

41. Вагнер Г.К. В поисках истины. М. Искусство, 1993. - 175 с.

42. Вагнер Г.К. Об истолковании картин И.Н. Крамского // Вопросы искусствознания. Выпуск 1,2. М.;1995. - С 20.

43. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание. М.: Искусство, 1983.- 127 с.

44. Васнецов В.М. Статьи, воспоминания. М.: Советский художник, 1987.-496 с.

45. Вахеместа А.А., 'Человек и искусство. М.: Искусство, 1968. - С. 32.

46. Вейт М.А., Соколова Л.Г. Воспитание школьников в духе гуманистической культуры, Ярославль.: Изд.-во ЯГПУ им. Ушинского, 1987. -80 с.

47. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старшеклассников Л.; Педагогика, 1988. С. 12.

48. Верещагина А.Н. Р.Н. Ге,- М.: Искусство РСФСР, 1998. 182 с.

49. Вильчек В.М. Искусство и аудитория. М.: Мысль, 1982. - С. 18.

50. Виппер В. Как создать или воспитать нового учителя // Знание-сила. -1995.-№9,-С. 87.

51. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Художник РСФСР, 1980.- 32 с.

52. Волкова В.Ф. Произведения искусства в мире художественной культуры. -М.: Просвещение, 1988. 239 с.

53. Володин Ф.И. Искусство и мировоззрение. М.: Изд.-во МГУ им. Ломоносова, 1982 - 173 с.

54. Володин Э.Ф., Берникова И.И. Роль духовной культуры и искусства в формировании личности. М.: Мысль, 1986. - С.18.

55. Вопросы искусствознания. Вып. 1,2,- М.1995. 226 с.

56. Вопросы формирования творческой личности учителя на занятиях по изобразительному искусству. Алма-Ата, 1991. - 226 с.

57. Восприятие изобразительного искусства школьниками. М.: Педагогика, 1994. -С. 11.

58. Всеобщая история искусств. В 6 т. Т 3. М. искусство, 1962 - 531 е.

59. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.479 с.

60. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 57 с.

61. Вяшкявечене С.С. Роль искусства в развитии личности // Педагогика,1990.

62. Гавриловец К.В. Методика воспитания у школьников гуманистического отношения к людям: Дисс. . канд.пед.наук. Л., 1989183 с.

63. Гавриловен К.В. Воспитание человечности: кн. для учителя. Минск: Нар. Асвета, 1085.- 183 с.

64. Ге Н.Н. Из речи на съезде художников в 1884 году // Юный художник.-1995,-№9. -С. 5-6.

65. Ге Н.Н. Письма. Статьи. М.: Изобразительное искусство, 1963. - С.126.

66. Гегель Г.В. Эстетика. В 4 т. Т. 3. М.: Искусство, 1969. - 326 с.

67. Герцен А.И. О воспитании. М.: Учпедгиз, 1949. - 215 с.

68. Герчук Ю.Н. Язык и смысл изобразительного искусства. Учебное пособие. М.: Педагогика, 1994. - 208 с.71 .Гершунский Б.С. и др. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1995. - №5 - 6 - С. 3 -13.

69. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975 - 623 с.

70. Глазунов И.О. Наша культура это традиции. - М.: Современник, 1991 -205 е.

71. Гольдентрихт Б.И. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во. МГУ им Ломоносова, 1954. - С. 15.

72. Грабарь И.Э. Репин. Монография. В 2 т. Т. 1. М.: Изд.- во Акад.наук СССР, 1963,- 332 с.

73. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Мысль, 1963.319.

74. Гулыга А.К. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978. - 182 с.

75. Гусева Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: Дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01.- М„ 1994.-226 с.

76. Данилов М.А. Воспитательный потенциал народного искусства // Сов. педагогика.- 1989. №3,- С. 33 - 37.

77. Даниэль С.М. Искусство видеть . — Л.: Искусство, 1990. 223 с.

78. Девятова С.В., Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социал.-политический журнал. 1995. - №6. -С. 107-115.

79. Демидова И.Д. Всероссийский научный семинар: "Возрождение культуры России: истоки и современность"// Социал.полит.журнал. 1993. -№4.-С 127- 128.

80. Деркач Т.В. Влияние русской революционной демократии на искусство передвижников: Дис. . канд. фил ос. наук. М., 1989. - 230 с.

81. Джидарьян И.А. О соотношении нравственных и эстетических чувств ( в кн. Проблемы этики). М.: Мысль, 1964. - С. 31.

82. Добролюбов Н.А. Подн. собр. соч. В 9 т. Т. 3.- M.-JL: Гослитиздат, 1962.-543 с.

83. Долгополов И.В. Мастера и шедевры. В 3 т. Т. 1. М.: Изобразительное искусство 1986. - 717 с.

84. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т 19. J1.: Наука, 1979.359 с.

85. Егорова Э.Н. Духовная жизнь современного человека. М.: Педагогика, 1992. -С. 20 .

86. Ежова Е.Ю. Подготовка студентов педвуза к эстетическому воспитанию младших школьников средствами изобразительного искусства: Автореферат дисс . кандидата пед. наук. М., 1992. 16 с.

87. Ерышев Н. Нравственное и безнравственное в изобразительном искусстве //Художник. 1989. - № 1. - С. 1.

88. Жемайтис С.В. Теоретические вопросы исследования нравственной культуры. Вильнюс, 1980. - с. 58.

89. Иванов П.В. Проблема прекрасного в эстетике Чернышевского // Искусство кино. 1980. - №5. - С. 5.

90. Иващенко А.В. Основы процесса нравственного самовоспитания старшеклассников: Дисс. . канд.пед.наук. М., 1971.-271 с.

91. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: Педагогика, 1981. 190 с.

92. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе. Экспериментальный материал для учителя 1-7 классов. ( B.C. Кузин, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, В.И. Фоминых); НИИ шк. М.,1987. - С. 4.

93. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-9 классы. Кн. для учителя / Под ред. Б.М. Неменского. М : Просвещение, 1991 - 191 е.

94. Изобразительное искусство и художественный труд. V-IX классы, Издание переработанное и дополненное по типовой государственной программе. М.:1995. -130 с.

95. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995. -272 с.

96. ЮЗ.Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М.: Искусство, 1994 -461 е.

97. Искусство в системе культуры. Л.: Педагогика, 1984.

98. Ю5.Искусство в школе. М.: Педагогика, 1990.

99. Юб.Искусство и художественное воспитание личности. М.: Просвещение, 1991. - С. 14.

100. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для чтения. -М.: Просвещение, 1984. 192 с.

101. Календо У. Историческая специфика нравственной культуры // Вопросы культуры. 1987. - №5. - С. 14.

102. Калошин Ф.И. Содержание и форма в искусстве. М.: 1964. - 240 с

103. ПЗ.Кашекова И.Э., Бирич И.А. Программа по предмету "Искусство и культура моего народа". М.: НИИШ, 1989. - С. 9.

104. Кеменов B.C. Художественное наследие и современность. -М.: Искусство, 1989. 269 с.

105. Кикнадзе А.В. Искусство быть человеком. М.: Педагогика, 1987.286 с.

106. Нб.Ковалевская Т.М. Русский реализм и проблема идеала. М.: Изобразительное искусство, 1992. - С. 65-66.

107. Кон И.С. Ребенок и общество. -М. : Наука, 1988. 269 с.

108. Крамской И.Н. Об искусстве. М.: Советский художник. - М.: 1978214С.

109. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству.-М.: Институт практической психологии, 1998. 136 с.

110. Краткая история искусств. / Под ред. Н.А.Дмитриевой. -М. Искусство, 1993 350 е.

111. Кривун О.А. Биография художника как культурно-историческая проблема // Человек. 1997. - №5. -С. 29 -39.

112. Кроче Б. Эстетическая наука как общая лингвистика. Ч. 1. Теория. М.: 1920. -С-26.

113. Крутиков В.А. Образ человека культуры. М.: Наука, 1988. - 150

114. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1987. 270 с.

115. Кузина Е.В. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения произведений искусств: Автореферат дисс. .канд.пед. наук. М., 1991. 16 с.

116. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М.: Искусство , 1970.280 с.

117. Кузьмичев И.Г. Введение в эстетику художественного сознания, Изд.-во. Нижегородского университета им. К.Д. Ушинского, 1986. С.34.

118. Культура и развитие человека. Очерки философско-методологических проблем / Под ред. В.П.Иванова. -Киев: Наук, думка, 1989. -319 с.

119. Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. 1989, № 1 .-С.24-31.

120. Ленин В.И. О литературе и искусстве. -М.: Искусство , 1969.

121. Леонтьев А.Н. Избр. произв. В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1983.391 с.

122. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психолог, журн. -1997.-Т. 18. -№6,- С. 13-24.

123. Лившиц М.К. Искусство и общественный идеал. М.: Искусство. 1972.-С. 6.

124. Линд Э И. Проблемы воспитания молодежи и школьников. Уфа, 1994.-С. 3.

125. Маленкова Л.И. Человековедение. Кн. для школьного педагога. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 229 с.

126. Маркс К. К критике политической экономии,- М.: Политиздат, 1969.

127. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2 М.: Политиздат, 1960.

128. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1970.

129. Мелик-Пашаев А. А. "Праздничный день" или "Страшный праздник"? ( К проблеме понимания авторского замысла) //Искусство в школе, 1993. -№6-С. 14-21.

130. Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования проблемы и возможности // Вопросы психологии, 1989. №5. - С. ! 1 -18.

131. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом: Программы педагогических институтов. М. : Просвещение, 1987. - С.28.

132. Мигунов А. Нравственно-эстетический идеал и правда художественного образа // Искусство. 1986 - №6. - С.24

133. Мирский Э.М. Заметки о гуманитарном образовании // Человек,-1995. -№6.-С. 154-166.

134. Мудрик А.В. Социализация в смутное время. М.: Знание, 1991.78 с.

135. Недошивин Г.А. Очерки теории искусства. М.: Искусство, 1997.340 с.

136. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника // Педагогика. 1997. - №3. - С. 19.

137. Неменский Б.М. Мудрость красоты. Книга для учителя, изд.2,- М.: Просвещение, 1987. 255 с.

138. Неменский Б.М. Распахни окно. М.: Искусство, 1984. -18.

139. Нойман Э. Искусство и время. В кн. Психология искусства. -М.: 1976.

140. Общая психология./ Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение,1986.-464 с.

141. Пампурин А.К. Внутренний мир личности и искусство. -М.: Искусство, 1991. -356 с.

142. Петров А.К. К вопросу о педагогическом аспекте гуманизма. М.: Изд.-во МГПИ им. Ленина, 1968. С. 44.

143. Пименов Ю.И. Необыкновенность обыкновенного М.: Художник РСФСР, 1964.-349 с.

144. Плеханов Г.В. Искусство и литература,- М.: Искусство, 1958 350с.

145. Плотников С.М. Методологические проблемы психологического исследования изобразительного искусства. М.: Искусство, 1975. - С. 28.

146. Плюхин В.У. Изобразительное искусство предмет творческий.// Педагогика. - 1995. - №1 . - С. 61.

147. Повышение квалификации учителей изобразительного искусства : Методические рекомендации. -М .: Изд. -во РИПКРО , ! 995. -50 с.

148. Программно методические материалы. Изобразительное искусство 5-9 кл. /Сост. B.C. Кузин. , В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1998, - 320 с.

149. Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в современных социокультурных условиях // Тезисы докладов и выступлений на всероссийской научно-практической конференции работников образования. -М.: Изд-во РШЗКРО, 1994. -С. 32.

150. Программы педагогических институтов. Сб. 15. -М.: Просвещение, 1998. -30 с.

151. Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. Вершловского . М. : Педагогика, - 145 с.

152. Прохоров А.В. Культура будущего тысячелетия // Вопросы философии. 1989 - №6. -С. 17.

153. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. -М.: Музыка, 1978. -237 с.

154. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов. Художник, 1978 -237 с.

155. Раппопорт С.Х. Художественная жизнь: пути обновления. -М.: Знание, 1989. -63 с.

156. Репин И.Е. Далекое близкое. М.: Искусство, 1986. - 486 с.

157. Репин И.Е. Избранные письма. В 2. т. Т . 1. М.: Искусство, - 455 с.

158. Ретивых М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению : Автореф. дисс. .д -ра пед. наук. -Чебоксары, 1998. 38 с.

159. Рогова P.M. Становление гуманистического мировоззрения личности: Пособие для студентов . М.: Институт развития личности РАО, 1994. - С . 34.

160. Розов Н. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1996. - №1. -С. 85 - 89.

161. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. -239 с.

162. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-Петербург,: Питер Ком, 1999.-688 с.

163. Русалов В.М. Индивидуальность человека и проблема развития задатков . М.: Наука, 1988. -С. 9.

164. Русская идея.Сборни к / Сост. А. Маслин. М.: Республика, 1992 .492 е.

165. Русские писатели о литературном труде. В 4 т. Т. 3. Л.: Советский писатель, 1972. - 715 с.

166. Руссо Ж.-Ж. Избранное. М.: Дет. лит., 1976. -190 с.

167. Рыбакова Н.В. Нравственное воспитание и культура личности. -Л.: Знание, 1984.-60 с.

168. Рылова Л.В. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика. Учебное пособие. Ижевск. Изд.-во Ижевского университета, 1993. -250 с.

169. Рябов В.Ф. Искусство как общественная потребность. —М.: Художник РСФСР, 1978. 205 с.

170. Сарабьянов Д.В. История изобразительного искусства второй половины XIX века. М.: Искусство, 1980. -381 с.

171. Сарабьянов Д.В. Русская живопись . Пробуждение памяти. М.: Искусствознание, 1998. -431 с.

172. Сейбединов С. А. Изобразительное искусство в школе. -М.: Томск, 1992.-С.8.

173. Семенов В.Е. Социальная психология искусства. JL: Наука, 1988.30 с.

174. Семенов И.Н. Психология развития и гуманизация образования. // Психологический журнал. 1996 .- №3. - С 168 -169.

175. Сенько Ю.В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления. // Педагогика . 1999. - №6 - с.44.

176. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика. 1981. -С.4.

177. Сластенин В.А. Антропологический подход в педагогическом образований // Народное образование. 1994. - №9 -10. - С. 124- 126.

178. Сластенин В.А. Гуманистическая концепция педагогического образования // Современная высшая школа,- 1991. №4. - С. 124-126.

179. Сластенин В.А., др. Педагогика. Учебное пособие М.: Школа-пресс, 1998.-512 с.

180. Слободчиков В.И., Исаев В.Н. Основы антропологии. М.: Наука, 1995.-С.124.

181. Смирнов В.В. Педагогика и высшего образования. М.: Педагогика, 1994.-С. 17.

182. Соколов Э.В, Культура и личность. -J1.: Наука, 1972. -228 с.

183. Соколов Э.В. Культурология. М.: Просвещение, 1994. -С.24.

184. Сокольникова Н.М. Воспитание художественно-творческой активности учащихся 1-7 классов в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках изобразительного искусства: Автореферат дисс. . канд. пед. наук. М., 1988. 16 с.

185. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Академия, 1999. - 368 с.

186. Соловьев B.C. Собр.соч. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988 - 892 с.

187. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом. Л.: Искусство, 1980. -С.23.

188. Социальная философия / Под ред.В.Н. Лавриненко . -- М.: Наука, 1995.-С. 15.

189. Спиркин А.В. Основы философии. М.: Политиздат, 1988. - 592 с.

190. Стасов В.В. Избр.произв. В 3 т. Т.З.-М.: Искусство, 1083. 888 е.

191. Степанова Г. В. Взаимоотношение видов искусства. М.: искусство, 1983.- 182 с.

192. Сухомлинский В.А. О воспитании: выдержки из работ / Сост., автор предисловия и вступ. очерков к разделам С.Соловейчик, 6 изд. М.: Политиздат, 1988. - 270 с.

193. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателям. Минск: Нар. асвета, 1978. - 288 с.

194. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. 2-е изд. - М.: Просвещение. 1979. - 396 с.

195. Тагильцева Н.Г. Воспитание эстетических чувств младших школьников на внеклассных занятиях искусства. Автореферат канд. пед. наук. М., 1988. 16. с.

196. Теслов А. Десять лет проблеме эстетики. 1956-1966. М.: Знание, 1970.-С. 10.

197. Толстой Д.Н. Что такое искусство. М.: Современник, 1985. - 592 с.

198. Торшилова A.M., Дукаревич М.Г. Художественное восприятие живописи в структуре личности. Л.: Искусство, 1978. - С. 12.

199. Тхагапсоев Х.В. Учитель и его культура: проблемы подготовки педагогических кадров. // Педагогика.— 1998 .- №1. С. 67 - 68.

200. Урок в современной школе и его педагогический анализ. Методические рекомендации.- М.: Изд.-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1987,- С. 15.

201. Ушинский К.Д. Собр.соч.В II т. Т.2.-М., 1948. С. 10.

202. Ушинский К.Д. Человек как предает воспитания. Собр.соч. В 11 т. Т.8.-М.: 1950-332 с.

203. Философия русского религиозного искусства XV-XX в. Антология / Сост.Н.К. Гаврюшина . М.: Прогресс, 1993. - 400 с.

204. Фокина Н.Н. Уроки искусства в начальной школе и художественная культура.-М.;НИИХВ, 1981.-С 55.

205. Фомин Г.М. Гуманизм и основные закономерности его развития. -Свердловск, 1994. 249 с.

206. Фомин Н.А. Я сознание в структуре личности.// Гуманитарное. образование. - 1995,- №2. - С. 15.1 217.ФромО. Иметь или быть ?. -М., 1990,- С. 236.

207. Фролов Н.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1988 - 558с.

208. Химик К.М. Как преподавать мировую художественную культуру. -М.: Просвещение, 1994. 159 с.

209. Художественная культура и гуманизация образования. // Межвуз.сб.научн.работ. М.: Образование, 1992. - С. 5.221 .Художественная культура и развитие личности. / Под ред. Ю.У. Фогт -Бабушкина. М.: Наука, 1987.- 223 с.

210. Человек и культура. М.: Наука, 1990,- 238 с.

211. Чернышевский Н.Г.Избранные произведения. Минск: Учпедгиз БССР, 1954.-452 с.

212. Чернявская М.С. Художественная культура и мы. М.: Искусство, 1990.-С. 8.

213. Шацкий С.Т. Педагогика. Учебное пособие для пединститутов / Под ред. Бабанского Ю.К.- М.: Педагогика, 1988. 478 с.

214. Шепетас Л.Г. Искусство и среда. М.: Искусство, 1992.

215. Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности. Киев, Наук.думка, 1989. -118 с.

216. Эстетическое и этическое воспитание школьников на уроках художественного цикла. Сб. научн. Труд. АПН СССР. М.: НИИХВ, НИИО и ПЛ., 1989.-С. 12.

217. Якимович И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности: Дисс. . канд. пед. наук. 13.00.01, Брянск, 1997- 180 с.

218. R.G. Collingwood R.G. Essays in the philosophy of Art, Bloomington, 1964,p.IX.

219. Bradley Z.C. Oxford tectuzes of Poetiy. London, 1926, p.5.

220. Zanger S.V. Feelung und Porm, Now Jork, 1953, p.374.

221. Garaudy P. Zenine, Paris, Presses undivesitaires de F.L. France, 1968, p.l 12.

222. Ogden C.K., Richasds J.A Hte hicanung of hicanung. London, 1963, p.144.

223. Heder F. The psychology of interpersonal relations. N.V.: 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.