Подготовка будущего учителя к полихудожественно-дидактическому проектированию тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Горина, Любовь Вячеславовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 223
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Горина, Любовь Вячеславовна
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы подготовки будущего учителя к полихудожественно-дидактическому проектированию. 13
1.1. Понятийный аппарат и научное состояние проблемы полихудожественного развития личности. 13
1.2. Современные подходы к проектированию полихудожественного образования. 37
1.3. Методологические и методические аспекты подготовки будущего учителя к полихудожественно-дидактическому проектированию. 64
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущего учителя к полихудожественно-дидактическому проектированию. 95
2.1. Анализ констатирующего эксперимента. 95
2.2. Описание формирующего эксперимента. ИЗ
2.3.Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к полихудожественно-дидактическому проектированию. 132
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Подготовка учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников2000 год, кандидат педагогических наук Синкевич, Ирина Алексеевна
Взаимодействие искусств в подготовке педагогических кадров к художественно-просветительской деятельности1998 год, доктор педагогических наук Рейзенкинд, Татьяна Иосифовна
Формирование мировосприятия у младших школьников на интегрированных занятиях искусством2005 год, доктор педагогических наук Шишлянникова, Нина Петровна
Формирование творческой личности в интегрированной художественной деятельности учащихся2006 год, доктор педагогических наук Назарова, Светлана Ивановна
Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования2001 год, кандидат педагогических наук Мун, Людмила Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка будущего учителя к полихудожественно-дидактическому проектированию»
Актуальность исследования обусловлена потребностью общества в педагогических кадрах, способных к целостному охвату явлений художественной культуры, обладающих многосторонними художественными способностями, профессионально значимыми качествами, необходимыми для осуществления вариативной деятельности в области художественно-гуманитарного образования.
Так как в художественной культуре заключен и познавательный, и ценностный, и эмоциональный опыт человечества, освоение искусства на полихудожественной основе (комплекс искусств) открывает ребенку возможность целостного познания сложного и многомерного окружающего мира и себя в этом мире.
Исследования показали, что с уменьшением числа искусств, осваиваемых людьми, существенно ухудшаются показатели их эстетического развития. Освоение только одного вида искусства не может удовлетворить общественно-художественную потребность, так как при этом остаются неосвоенными многие личностно значимые сферы человеческой деятельности.
Традиционно считается, что в эстетическом воспитании младших школьников различные виды искусства комплексно воздействуют на ребенка. Между тем в школьной практике освоение детьми различных видов искусства зачастую ограничено локальными целями и интересами, что разъединяет изначально целостную природу искусства.
Та же картина наблюдается и в системе профессионально-педагогического образования будущих учителей начальных классов. Знания, которые студенты получают в курсах "Теория и методика музыкального воспитания" и "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом", чаще всего разрозненного характера, не способствуют осознанию студентами взаимосвязанности всех процессов и явлений, происходящих в области искусства. Между тем, содержание учебных дисциплин, призванных оказать существенное влияние на формирование у студентов целостного восприятия явлений художественной культуры и полихудожественного мышления ("Мировая художественная культура", "Культурология"), оторвано от реалий их будущей профессионально-педагогической деятельности.
В связи с этим в настоящее время назрела объективная потребность в сравнении, обобщении, анализе теоретических исследований и накопленного педагогического опыта по проблеме комплексного освоения искусства, которые являются научно-практической базой для разработки теории и методики преподавания искусства на полихудожественной основе, как в школьном, так и в профессионально-педагогическом образовании.
Комплексу искусств как средству гармоничного духовного развития человека придавалось огромное значение в трудах А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, В.Н. и С.Т.Шацких. Большой вклад в разработку проблемы взаимодействия искусств (комплекса и синтеза искусств) внесли докторские диссертации Г.П.Шевченко (сущность, закономерности, типология, формы и принципы взаимодействия искусств в педагогическом процессе); Н.К.Карповой (синтез искусств как способ эстетического познания и моделирования личности); Р.М.Чумичевой (роль комплекса искусств в формировании личности детей дошкольного возраста).
В современных исследованиях раскрывается влияние комплекса искусств на формирование духовной культуры личности (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский), на осмысленное понимание художественного образа (Е.Е.Шувалова, Б.П.Юсов), на формирование целостной картины мира и способности целостного восприятия явлений искусства (Л.В.Горюнова,
Н.А.Терентьева, Н.П.Шишлянникова), на развитие творческих способностей ребенка и формирование личностной эстетической позиции (Г.Н.Кудина, А.А.Мелик-Пашаев, С.И.Назарова, З.Н.Новлянская, Т.Г.Пеня, Е.А.Солнцева), на развитие эстетического сознания и формирование опыта чувств (Т.Н.Иванова, Е.П.Крупник, О.В.Непершина, В.Г.Ражников, Е.М.Торшилова, И.А.Шлыкова), на формирование эстетического вкуса (О.И.Ворожейкина, Б.И.Ивасив), на развитие художественного мышления (Т.И.Кучина), на формирование обобщенных художественных представлений (Е.П.Кабкова).
Взаимодействию искусств и их синтезу уделялось большое внимание в научных трудах по морфологии искусства (Ю.Б.Борев, В.В.Ванслов,
A.Я.Зись, М.С.Каган) и психологии искусства (Л.С.Выготский, В .В .Медушевский).
Термин "полихудожественное развитие" введен Б.П.Юсовым в связи с системной разработкой вопросов комплексного освоения искусства в рамках научной проблематики Лаборатории комплексного взаимодействия искусств при Исследовательском центре эстетического воспитания РАО.
Под полихудожественным развитием мы понимаем сложный социокультурно обусловленный процесс преобразования совокупности элементов психических новообразований, приобретаемых на разных возрастных этапах, в интегрированные свойства, качества личности, определяющих субъективные условия реализации активности в процессе одновременного освоения различных форм художественной деятельности.
Разработка проблемы полихудожественного развития личности ребенка опирается на достижения теории и практики эстетического воспитания (Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, М.С.Каган, Е.В.Квятковский, Н.И.Киященко,
B.И.Лейбсон, Н.Л.Лейзеров, Б.Т.Лихачев, Л.П.Печко, В.К.Скатерщиков, В.П.Сомов, Ю.У.Фохт-Бабушкин); основывается на глубоком переосмыслении идей М.М.Бахтина, В.И.Вернадского, Л.С.Выготского,
Г.Д.Гачева, Д.С.Лихачева, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского (сохранение культурной среды, формирование широкого "гуманитарного" мышления, аксиологическая ценность искусства, его значимость для человечества и индивидуума).
Современная система общего художественного образования младших школьников характеризуется, с одной стороны, поисками единого интегрирующего основания, с другой стороны - разнообразием и своеобразием интегрированных курсов по искусству (В.В.Алеев, Л.М.Баженова, Н.Э.Басина, Е.А.Бондаренко, Л.П.Ильенко, И.В.Кошмина, В.В.Лубенко, А.А.Мелик-Пашаев, Т.И.Науменко, З.Н.Новлянская, Т.Г.Пеня, В.Г.Ражников, Л.Г.Савенкова, О.А.Суслова, Т.И.Сухова, Ю.Н.Усов и другие).
В связи с этим особую актуальность приобретает поиск новых подходов к подготовке будущего учителя к включению комплекса искусств в сферу * своей профессиональной деятельности.
Под полихудожественно-дидактическим проектированием мы понимаем вид профессиональной деятельности учителя, представляющий собой процесс разработки целей полихудожественного развития учащихся и конструктивных схем их достижения в условиях вариативного образования, выбора образовательных программ на основе личностного освоения идей и концепций педагогики искусства и принятия художественно-ценностных установок.
Нам не удалось найти диссертационного исследования, предметом которого являлся бы процесс подготовки студентов к педагогическому проектированию на полихудожественной основе. Тем не менее, различные аспекты рассматриваемой проблемы занимают важное место в диссертационных исследованиях С.З.Еникеевой ("Взаимосвязанное изучение различных видов искусства как средство развития профессиональной речи педагогов" - 1997); Л.Р.Золотаревой ("Взаимосвязь искусств в процессе специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов" - 1990); Т.А.Костогрыз ("Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств" - 1996); И.А.Синкевич ("Подготовка учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников" - 2000).
Наиболее близка к теме нашего исследования Л.Б.Рылова ("Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика" - 1992), которая в учебном пособии, предназначенном для будущих учителей изобразительного искусства, подробно останавливается на теории полихудожественного развития ребенка; приводит методические рекомендации к проектированию урока искусства; рассматривает различные способы реализации теории полихудожественного развития школьников на практике.
В процессе исследования нами выявлены противоречия, которые заключаются в несоответствии между потребностями школы и общества и уровнем профессионально-личностной готовности учителя начальных классов к вариативной художественно-педагогической деятельности; между необходимостью полихудожественного развития личности и недооценкой его в практике школьного обучения и воспитания.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе.
Предметом исследования - процесс подготовки будущего учителя начальных классов к полихудожественно-дидактическому проектированию.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и опытно-экспериментальной проверке системы подготовки будущего учителя начальных классов к полихудожественно-дидактическому проектированию.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что подготовка учителя начальных классов к полихудожественно-дидактическому проектированию будет эффективна в том случае, если:
• установлены связи дисциплин общекультурной, предметной, психолого-педагогической и методической подготовки учителя начальных классов в контексте социокультурных проблем общества и определены адекватные средства их интеграции в целостную систему;
• моделируются основные действия учителя начальных классов в контексте педагогических процессов и ситуаций на основе актуализации личного опыта студентов и предоставления реальных возможностей интеллектуального и художественного самовыражения;
• изучена сущность готовности к полихудожественно-дидактическому проектированию и разработан критериально-диагностический инструментарий ее определения.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить и изучить основные положения теории полихудожественного развития личности, уточнить сопряженные с ней педагогические термины, обобщить теоретические основы и практический опыт проектирования полихудожественного образования школьников.
2. Теоретически обосновать систему подготовки учителя начальных классов к полихудожественно-дидактическому проектированию.
3. Разработать критериально-диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень готовности будущего учителя к полихудожественно-дидактическому проектированию и экспериментально проверить эффективность системы подготовки.
4. Подготовить программу авторского спецкурса "Проектирование образовательного процесса на полихудожественной основе" и определить адекватные средства ее реализации в процессе вузовской подготовки учителя начальных классов.
Для решения поставленных задач использовались соответствующие методы исследования: теоретические, опросные методы, лонгитюдное наблюдение, изучение нормативных документов и продуктов деятельности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Теоретико-методологическую базу исследования составили:
• диалектико-материалистическое положение о единстве, взаимодействии всех сторон духовной жизни развивающейся личности (Л.С.Выготский,
B.В.Давыдов, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев,
C.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин);
• концепция ценностного подхода к эстетическому воспитанию (Б.Г.Ананьев, М.М.Бахтин, В.А.Бакушинский, П.П.Блонский, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, Е.В.Квятковский, А.Н.Леонтьев, Д.С.Лихачев, Б.М.Неменский, Л.П.Печко, В.А.Сухомлинский, Г.П.Шевченко);
• концепция полихудожественного развития ребенка (Е.П.Кабкова, Т.Г.Пеня, Л.Г.Савенкова, Т.И.Сухова, Б.П.Юсов);
• теоретико-методологические основы педагогического образования (О.А.Абдуллина, В.И.Андреев, С.И.Архангельский, А.А.Вербицкий, Л.Г.Вяткин, А.И.Еремкин, Г.И.Железовская, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, К.М.Левитан, Г.К.Паринова, С.Д.Смирнов, Ю.И.Тарский);
• теоретико-методологические основы эстетического воспитания и художественно образования будущего учителя (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Исаева, Г.И.Королева, О.В.Лармин, Б.Т.Лихачев, Г.А.Петрова, Л.А.Рапацкая, И.Э.Рахимбаева, Л.А.Рахимбаева, Л.Б.Рылова, Н.А.Терентьева);
• теоретические основы обучения студентов педагогическому проектированию (В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, М.В.Кларин,
Г.А.Лебедева, В.М.Монахов, Г.Е.Муравьева, В.Е.Радионов).
Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования
Исследование осуществлялось поэтапно с 1992 по 2000 годы. В нем приняли участие 341 человек - студенты факультета начальных классов педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского, учителя начальных классов школ №№ 37, 11, 62, 6, экспериментальной школы-системы № 4, гимназии № 1 г. Саратова.
Первый этап (1992 - 1995 г.г.) - изучение научной литературы по проблеме, выработка гипотезы и теоретической позиции, изучение состояния проблемы в теории и практике высшего педагогического образования, определение программы и методики исследования.
Второй этап (1995 - 1998 г.г.) - определение условий и возможностей * повышения эффективности подготовки учителей, разработка, теоретическое обоснование и апробация системы подготовки студентов к полихудожественно-дидактическому проектированию.
Третий этап (1998 - 2000 г.г.) - обобщение, систематизация, интерпретация полученных данных и их обработка с применением методов математической статистики; теоретическое обоснование результатов исследования; литературное оформление диссертации; разработка методических рекомендаций.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в систематизации источников исследования проблемы и углублении представлений о сущности процесса полихудожественного развития личности; уточнении сопряженных с проблемой педагогических терминов, дифференцировании понятий "взаимодействие" и "комплекс" искусств, "синтез" и "интеграция" искусств, определении понятия Я "полихудожественное развитие".
В исследовании рассмотрены различные подходы к проектированию образования - аксиологический, гуманистический, культурологический, полисубъектный, рефлексивный, позволяющие осуществлять полихудожественное развитие личности; определена сущность понятия "полихудожественно-дидактическое проектирование", разработана и научно обоснована система подготовки будущего учителя начальных классов к полихудожественно-дидактическому проектированию;
Автором разработан критериально-диагностический инструментарий определения уровня готовности будущего учителя к полихудожественно-дидактическому проектированию; установлены уровни готовности к полихудожественно-дидактическому проектированию, позволяющие проследить динамику их достижения.
Практическая значимость исследования состоит в следующем: разработана и эффективно внедрена в практику система подготовки будущего учителя к полихудожественно-дидактическому проектированию; апробирована на практике авторская программа курса "Проектирование образовательного процесса на полихудожественной основе". Материалы диссертации вошли составной частью в содержание лекций и практических занятий по курсам "Теория и методика музыкального воспитания", "Теория и методика преподавания изобразительного искусства с практикумом". Поскольку разработанная автором система носит универсальный характер, материалы работы могут найти применение во всех звеньях подготовки и переподготовки учителей начальных классов, а также в учебно-воспитательном процессе музыкально-педагогических и художественно-графических факультетов педагогических вузов.
Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов обеспечивается теоретической позицией автора, его личным участием в получении научных результатов, адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы, математической обработкой материалов. На защиту выносится:
1. Понятийно-терминологический аппарат теории полихудожественного развития личности, включающий в себя научное обоснование следующих терминов: взаимодействие и комплекс искусств, синтез и интеграция искусств.
2. Современные подходы к проектированию образования - аксиологический, гуманистический, культурологический, полисубъектный и рефлексивный, позволяющие осуществлять полихудожественное развитие личности.
3. Авторская система подготовки будущих учителей, заключающаяся в вариативном освоении студентами различных форм полихудожественно-дидактического проектирования в условиях свободы выбора идей, концепций и ценностных установок.
Апробация и внедрение научных материалов осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы на факультете начальных классов пединститута СГУ; в учебно-воспитательном процессе Балашовского филиала СГУ, СарИПКРО, школ № 6, 11, 37, 49, 62, экспериментальной школы-системы № 4, гимназии № 1 г. Саратова; в ходе выступлений на заседаниях кафедр педагогики; теории, истории музыки и музыкальных инструментов; педагогики и психологии начального обучения, на ежегодных научно-практических конференциях пединститута СГУ, на межвузовской научно-практической конференции "Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества" (Саратов, 1999 г.). Материалы исследования нашли отражение в 9 публикациях автора.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений; иллюстрирована таблицами, схемами и диаграммами.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование полихудожественной компетентности будущих учителей изобразительного искусства2010 год, кандидат педагогических наук Ермоленко, Галина Юрьевна
Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования2008 год, доктор педагогических наук Надолинская, Татьяна Васильевна
Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности2002 год, кандидат педагогических наук Григорьева, Элеонора Игоревна
Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы: личностно ориентированный подход2010 год, доктор педагогических наук Арябкина, Ирина Валентиновна
Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию эстетических чувств младших школьников2009 год, кандидат педагогических наук Краснокутская, Ольга Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Горина, Любовь Вячеславовна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Анализ материалов, собранных в ходе констатирующего эксперимента, выявил неготовность выпускников - будущих учителей начальных классов - к художественно-педагогическому проектированию, что связано, прежде всего, с недостаточным вниманием к изучаемой проблеме в системе профессиональной подготовки учителя.
1. Констатирующий этап эксперимента показал, что проблема полихудожественного развития младших школьников вызывает у студентов большой интерес. Были выявлены различные уровни понимания будущими учителями задач интегративного подхода к художественному образованию младших школьников. Несмотря на то, что по отдельным вопросам зафиксированы самые разнообразные суждения, прослеживается ряд общих тенденций. Прежде всего, это недооценка большинством студентов возможностей комплекса искусств в решении ряда задач современного образования. Студенты и учителя практически не имеют представления о специфических механизмах полихудожественного развития младших школьников, реализации комплекса искусств в содержании образования. Результаты исследования показывают, что традиционные установки, сложившиеся у студентов и учителей начальных классов весьма инертны.
2. С целью преодоления указанных противоречий нами разработана и внедрена в практику система подготовки студентов к проектированию образовательного процесса на полихудожественной основе. Формирующий эксперимент показал, что недостаточность вузовской подготовки может быть преодолена путем введения специального обучения полихудожественно-дидактическому проектированию.
3. На основе обобщения результатов экспериментального исследования мы выявили педагогические условия, способствующие формированию профессионально-личностной готовности студентов педвуза к проектированию и реализации образовательного процесса на полихудожественной основе:
• актуализация межпредметных связей дисциплин общекультурной, предметной и методической подготовки в контексте социокультурных проблем общества;
• моделирование схемы действий будущего учителя в контексте педагогических процессов и ситуаций;
• актуализация личного опыта студента и ориентация его на содержательные связи с ситуациями будущей профессиональной деятельности, в том числе в области художественного образования младших школьников.
• предоставление реальных возможностей интеллектуального и художественного самовыражения и творческого саморазвития, возможности целеполагания в обучении, перехода из позиции потребителя учебных знаний в позицию творческого саморазвития. Интерпретация данных эксперимента с применением методов теоретического анализа и математической статистики показала эффективность разработанной нами модели подготовки студентов к проектированию образовательного процесса на полихудожественной основе. В результате опьпно-экспериментапьной работы доказаны: правильность выдвинутой гипотезы, эффективность разработанной системы подготовки, целесообразность внедрения в практику профессионально-педагогического образования полихудожественного подхода, необходимость дальнейшей разработки проблемы подготовки студентов к полихудожесгвеннсьдидакшческому проектированию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выход на использование комплекса искусств является типичным явлением в деятельности преподавателей предметов художественно-гуманитарного цикла и учителей начальных классов.
Введение в практику общеобразовательной школы интегрированных курсов по искусству, обусловлено, с одной стороны, изначальной предрасположенностью младших школьников к восприятию и действию во всех видах искусства, с другой - необходимостью формирования личности, способной к целостному восприятию действительности и обладающей широким диапазоном способностей.
Изучение литературы показало, что теория и методика комплексного взаимодействия искусств продвинулись от практических поисков вне какой-либо системы до разработки авторских интегрированных курсов по искусству и теоретического осмысления проблемы.
Теория полихудожественного развития ребенка учитывает приоритетность целостного подхода к духовному развитию личности. Условиями полихудожественного развития ребенка являются:
• внутренняя мотивация, связанная с художественной деятельностью в той или иной области искусства;
• особое (художественное) отношение к действительности;
• художественное воображение и художественно-образное мышление;
• адекватное восприятие произведений искусства;
• определенный минимум специальных умений и навыков;
• самовыражение.
Центральным процессом полихудожественной деятельности является воображение как внутреннее, духовное проявление личности в искусстве. Полихудожественное развитие личности предполагает одновременное освоение различных форм художественной деятельности. При этом различные виды искусства выступают как формы единого художественно-творческого освоения мира ребенком.
Этот процесс включает в себя формирование и развитие у ребенка общих способностей: художественной эмпатии, развитого воображения, ассоциативно-образного мышления, интуиции, наблюдательности, способности к целостно-дифференцированному восприятию явлений искусства и действительности. В психологии и педагогике проблема многосторонних художественных способностей рассматривается в аспекте проблем одаренности. Современной науке только предстоит исследовать структуру специальных полихудожественных способностей и механизмы их развития.
В работе дано определение понятию "полихудожественное развитие", которое понимается нами как сложный социокультурно обусловленный процесс возникновения качественных новообразований в психике человека, определяющих субъективные условия овладения им способами продуктивной деятельности в различных видах художественного творчества.
Процесс освоения искусства на полихудожественной основе строится на разветвленной и взаимосвязанной в различных своих звеньях системе художественно-образного постижения мира. Организующим стержнем изучения искусства на полихудожественной основе является процесс художественно-творческого развития личности младшего школьника (от сотворческого восприятия мира к созидательному воплощению жизненных впечатлений в доступной для младших школьников художественной форме). Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого качества - способности к преобразовательной деятельности.
Современный образовательный процесс характеризует стремление поставить в центр содержания образования общечеловеческие ценности. В связи с этим особую актуальность приобретают культурные, полифункциональные, поисковые образовательные модели. Практика показывает огромное разнообразие подходов в рамках этих моделей.
Таким образом, возникла потребность педагогической практики в учителе, способном в условиях вариативного образования к преобразованию своей деятельности на основах научного проектирования.
Многопредметность обучения студентов на факультете начальных классов мешает решать эти задачи. Тем не менее, концентрация внимания на основных сферах профессиональной деятельности учителя начальных классов позволила нам разработать и апробировать на практике один из вариантов решения задачи совершенствования профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе.
Педагогическое проектирование рассмотрено нами в двух аспектах: как процесс формирования собственной педагогической концепции в рамках вариативного образования и как проектировочная деятельность учителя, представляющая собой целостность целенаправленных, взаимозависимых и последовательных операций. Обучение студентов педагогическому проектированию на полихудожественной основе основано на вариативном освоении различных форм проектирования с учетом индивидуальных особенностей, художественных способностей, потребностей и интересов студентов в условиях свободы выбора идей, концепций ценностных установок, что обуславливает профессиональное самоопределение будущих педагогов.
Подготовка учителей начальных классов к художественно-педагогическому проектированию основана на сочетании традиционных форм организации учебного процесса (лекции, семинары и практикумы) и активных форм (дискуссии, деловые и учебно-имитационные игры) с вовлечением студентов как в художественно-творческую деятельность (моделирование художественного процесса), так и в творческую деятельность, имеющую технологическую основу (оформление проектной документации, ее технологический анализ, рефлексия и оценивание осваиваемых форм педагогической деятельности).
Основываясь на описанных в работе научных предпосылках, мы сформулировали концептуальные положения и выдвинули теоретическую модель системы подготовки будущего учителя к полихудожественно-дидактическому проектированию, а также разработали методику ее реализации в вузовской системе профессиональной подготовки учителей начальных классов.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
• Разнообразие и своеобразие форм проектирования полихудожественного образования зависит от актуальных потребностей и уровня развития его субъектов, от характера связей с окружающей социокультурной средой, ценностного потенциала концепций, выбранных в качестве основы. Основной педагогической проблемой, требующей дальнейшего исследования, является разработка путей включения ребенка в продуктивную полихудожественную деятельность.
• Опытно-экспериментальная работа показала, что подготовка будущих учителей начальных классов к полихудожественно-дидактическому проектированию эффективна в том случае, если обучение студентов осуществляется в контексте педагогических процессов и ситуаций на основе актуализации межпредметных связей дисциплин общекультурной, предметной и методической подготовки.
• Формированию профессионально-личностной готовности будущего учителя начальных классов к полихудожественно-дидактическому проектированию способствует вариативное освоение различных форм проектирования с учетом индивидуальных особенностей, художественных потребностей и интересов студентов в условиях свободы выбора идей, концепций и ценностных установок.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Горина, Любовь Вячеславовна, 2000 год
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.- 112 с.
3. Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов. Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. П.В.Соболев. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1985.- 135 с.
4. Алексеева В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - с. 134 - 143.
5. Алиев Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования // Современная дидактика: теория практике / Под ред. И.Я.Лернера, И.К.Журавлева. - М., 1994. - с. 231 - 249.
6. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - 352 с.
7. Аминов Н.' Драматическая импровизация и арттерапия // Искусство в школе. 1997. - № 1. - с. 35 - 36.
8. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 2. М., 1980.
10. Ю.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационныйкурс. Кн. 1. Казань: Изд-во КГУ, 1996. - 565 с.
11. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1978. -с. 3 - 20.
12. Арановская И.В. Эстетическое развитие будущего учителя начальных классов средствами музыки как компонент его профессиональной подготовки: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1990. - 22 с.
13. Арнольдов А.И. Теория культуры, историзм и вечность методологии. // Культура, человек и картина мира. М., 1987. - с. 13 - 20.
14. Архангельский С.И., Михеев В.И., Машников С.А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974.-48 с.
15. Арчажникова Л.Г. Творческая деятельность учителя музыки // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999. - с. 3 - 8.
16. Апресян Г.З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. М.: Знание, 1981. - 95 с.
17. Априорная дидактика воспитания личности по стержневой истине. Кн. 1 -Спб.: Малая Академия искусств, 1994. 134 с.
18. Априорная дидактика воспитания личности по стержневой истине. Кн. 2, ч. 1. Спб.: Малая Академия искусств, 1997. - 160 с.
19. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Просвещение, 1977. - 254 с.
20. Бабич Л.В. Воспитание гуманитарно-эстетического компонента культуры будущего учителя // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. Сб. науч. тр. / Под ред. Л.П.Печко. М.: Изд. АПН СССР, 1991. - с. 90 - 99.
21. Баженова Л.М., Пеня Т.Г. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся // Советская педагогика. 1988. № 2. С. 43 44.
22. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. /
23. Под ред. О.С.Газмана, Л.И.Романовой. М.: Изд. АПН СССР, 1989. - 150 с.
24. Бакшаева Н.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.-М., 1997.-23 с.
25. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981. -351 с.
26. Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Изд. ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. - 144 с.
27. Бахтин М.М. Искусство и ответственность // Вопросы литературы. 1977. № 6. С. 301 308.
28. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
29. Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. -М., 1989. 807 с.
30. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. 1996. № 4. С. 14 18.
31. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
32. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 412 с.
33. Бирич И.А. Роль культуры и искусства в становлении универсальных сил человека // Человек в зеркале культуры и образования. М., 1989. - с. 35
34. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.1. / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979. - 304 с.
35. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория практике. - М., 1993. - с. 153 - 175.
36. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. Том 16. № 5. С. 49 58.
37. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. - М., 1988. - 496 с.
38. Бытачевская Т.Н. Художественное воспитание учителя начальных классов в процессе его подготовки к преподаванию изобразительного искусства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1990. - 16 с.
39. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. № 2. С. 3 8.
40. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1966. - 118 с.
41. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старшеклассников. Л., 1980.
42. Верб М.А. Эстетические аспекты профессиональной подготовки будущего учителя // Проблемы эстетического воспитания студентов педагогических вузов в свете реформы школы. Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. И.Л. Набок. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1986. - с. 91 - 98.
43. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
44. Ветров В.Н. К вопросу об объективных показателях эстетического развития при обучении изобразительному искусству // Эстетическое воспитание в современной школе. Сб. науч. тр. / Под общ. ред.
45. Н.А.Кушаева, В.И.Лейбсона. М., 1979. - с. 31 - 37.
46. Ворожейкина О.И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1996. - 21 с.
47. Восприятие изобразительного искусства школьниками: Сб. науч. тр. / Редкол.: Б.П.Юсов (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1988. - 130 с.
48. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.
49. Вяткин Л.Г., Тарский Ю.И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых. Саратов, 1994. - 92 с.
50. Вяткин Л.Г., Железовская Г.И., Турчин Г.Д., Филипченко С.Н. Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические, общедидактические и методические аспекты. Саратов: Изд. СГУ, 2000. -134 с.
51. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2.-М., 1995.-с. 16-45.
52. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. / Психология мышления. М., 1965.-с. 18.
53. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. - 154 с.
54. Глазычев В.Л. Эстетическое воспитание: опыт осмысления задачи // Магистр. 1992. Март. С. 8 13.
55. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя / Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 102 106.
56. Горюнова Л.В. Музыка учитель - дети // Музыка в школе. 1987. №1. С. 35-42.
57. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. Теоретические основы учебника "Музыка". Пособие для учителя. М.: Прометей, 1989. -143 с.
58. Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. 1993. №3. С. 15-21.
59. Горюнова Л.В. Несколько слов о стандартах в педагогике // Искусство в школе. 1993. № 5. С. 60-61.
60. Готсдинер А. Л. К проблеме многосторонних способностей. // Психологический журнал. С. 82 88.
61. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. - 190 с.
62. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. - 136 с.
63. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.: Магистр, 1998. - 436 с.
64. Гросул Н. Художественный замысел и эскиз // Искусство в школе. 1992. № 3/4. С. 13 18.
65. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: (Логико-психологическиепроблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. - 423 с.
66. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - с. 64 - 89.
67. Давыдова М.А. "Музыкальные моменты" на уроках чтения // Начальная школа. 1996. №7. С. 37-42.
68. Дмитриева М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. -Новосибирск, 1971. 180 с.
69. Дранков В.Л. Природа таланта Шаляпина. Л.: Музыка, 1973. - 215 с.
70. Духовная музыка: Россия и запад // Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994. - 61 с.
71. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
72. Елисеева Л.В., Проскурякова Л.П. Формирование географических представлений у учащихся с помощью музыки // География в школе. 1993. № 5. С. 60 64.
73. Еникеева С.З. Взаимосвязанное изучение различных видов искусства как средство развития профессиональной речи педагогов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Казань, 1997.-20 с.
74. Еремкин А.И. Система межпредметных связей в высшей школе (аспект подготовки учителя). Харьков, 1984. - 152 с.
75. Еремкин А.И. Педагогические основы междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке учителя: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1991. - 32 с.
76. Ершова А. Театральное искусство на уроках в начальной школе // Искусство в школе. 1993. № 3. С. 15-20.
77. Железовская Г.И., Елисеева А.В. Духовная культура подростков // Основыпрофессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1997. - с. 134 - 140.
78. Занков JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.
79. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды. / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. Т.1. М.: Педагогика, 1986. - 316 с.
80. Зацепина Н. Искусство на занятиях с будущими учителями начальных классов // Искусство в школе. 1995. № 3. С. 48 51.
81. Золотарева JI.P. Взаимосвязь искусств в процессе специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1990. - 18 с.
82. Золотухина Н.Ф. Художественное восприятие как предмет философско-социологического исследования // Эстетическое воспитание в современной школе. Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Н.А.Кушаева, В.И.Лейбсона. М., 1979. - с. 38 - 44.
83. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет. М.: Просвещение, 1969. - 111 с.
84. Зуйкова Е.Н. Взаимодействие искусств в истории дошкольной педагогики в России (конец 19-20 веков): Автореферат диссертации на соисканиеученой степени кандидата педагогических наук. М., 1996. - 24 с.
85. Ивасив Б.И. Воспитание эстетического вкуса учащихся начальных классов в процессе комплексного воздействия искусств: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М„ 1983. -16 с.
86. Ильенко Л.П. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1-9 классы) средствами интегрированного курса предметов искусств): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 20 с.
87. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе // Начальная школа. 1997. № 1. С. 36 38.
88. Интегрированные курсы "Искусство" // Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995. - 224 с.
89. Исследование художественных интересов школьников. М., 1974. С. 70 -79.
90. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
91. Ю1.Кабкова Е.П. Формирование обобщенных художественных представлений у младших школьников в процессе восприятия произведений разных видов искусства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1991.-17 с.
92. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.-766 с.
93. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
94. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
95. Каган М.С. О воспитании как специфической социальной деятельности и о роли искусства в нем. // Педагогика искусства и школа. Сост. Е.К.Чухман, Н.Н.Михайлова / Под ред. А.А. Мелик-Пашаева. М.,1982.с. И -21.
96. Каган М.С. Музыка в мире искусств. // Советская музыка. 1987. № 1. с. 35.
97. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987. № 4. С. 28 32.
98. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.А.Яковлева. Л., 1989. - с. 3 - 12.
99. Каменский Р. Самоопределение как ключевой процесс проектирования инновационных образовательных систем // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М., 1997. - с. 129 - 132.
100. Караваева Г.В. Педагогические условия эстетической подготовки будущего учителя начальных классов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань, 1993. - 16 с.
101. Ш.Кардашов В.Н. Развитие художественно-творческой активности младших школьников в процессе восприятия искусства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1990.- 16 с.
102. Кардашов В.Н. Художественно-творческое развитие личности в детстве // Искусство и образование. 1999. № 4 (10). С. 22 28.
103. Кириллова Г., Яковлева Е. Синтез искусств основа содержания предметов эстетического цикла (из опыта работы) // Искусство в школе.1997. №5. С. 44-45.
104. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество (о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе). М.: Знание, 1984. - 112 с.
105. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. - 223 с.
106. Ковалев А.П. Педагогические системы: оценка текущего состояния и управление. Харьков: Изд-во ХГУ, 1990. - 156 с.
107. Колчин Е.Е. Художественная одаренность как объект экспериментально-психологических исследований // Искусствознание и психология художественного творчества / Отв. ред. А.Я.Зись, М.Г.Ярошевский. М., 1988. - С. 320 - 337.
108. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании школьников. Обзорная информация. Вып. 2. -М., 1984.
109. Концепция комплексной программы эстетического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. - 30 с.
110. Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань: Изд-во КГУ, 1984. - 182 с.
111. Корсунский Е.А. Развитие литературных способностей школьников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1993. - 32 с.
112. Костогрыз Т.А. Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1996. - 18 с.
113. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 1999. - 144 с.
114. Краевский В.В. О проблеме соотношения педагогической науки ипедагогической практики // Новые исследования в педагогических науках. №4.-М, 1971. с. 5-68.
115. Краевский В.В. Сам себе Архимед? (о "своем" и "чужом" в педагогике) // Педагогика. 1997. № 5. С. 115 121.
116. Красильникова М. Идеи Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования // Искусство в школе. 1997. № 3. С. 16-21.
117. Критская Е. Интонационный анализ творчество учителя и ученика // Искусство в школе. 1993. № 3. С. 21 - 28.
118. Крупник Е.П., Морозова Т.В. Задачи изучения зависимости между типологическими особенностями школьников и их отношением к искусству // Теория эстетического воспитания. Сб. науч. тр. Вып. 3 / Ред.-сост. В.П. Сомов. М., 1975. - с. 55 - 64.
119. Крупник Е.П. Отношение школьников к искусству и типологические особенности их личности // Эстетическое воспитание в современной школе. Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Н.А.Кушаева, В.И.Лейбсона. М., 1979.-с. 9-21.
120. Крупник Е.П. Художественное сознание как системообразующая основа приобщения к художественной культуре // Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика. Сб. ст. / Отв. ред.
121. Ю.Осокин. М, 1990. - с. 47 - 57.
122. Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности // Психологический журнал. 1991. Том 12. № 1. с. 108 117.
123. Крупская Н.К. Педагогические сочинения / Под ред. Н.К.Гончарова. Том 3.- М.: Изд. АПН СССР, 1959. 798 с.
124. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -М.: Изд. МГУ, 1970. 114 с.
125. Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. 1997. № 5. с. 108 115.
126. Кучина Т.И. Развитие художественного мышления подростков: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1992. - 15 с.
127. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценностиобразования: содержание гуманистического образования. Вып 2. М.: Инноватор, 1995. - с. 67 - 103.
128. Крылова Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. Вып. 4. М., 1996. - с. 132 - 133.
129. Крылова Н.Б. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М., 1997. - с. 185 - 203.
130. Лебедев Д. Школа гармонии // Искусство в школе. 1992. № 3/4. С. 33 -37.
131. Лебедева Г.А. Обучение педагогическому проектированию в процессе профессиональной подготовки учителя: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1997. - 17
132. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. -194 с.
133. Лейбсон В.И. Аспекты изучения литературного творчества школьников // Теория эстетического воспитания. Сб. науч. тр. Вып. 3 / Ред.-сост. В.П. Сомов. М., 1975. - с. 28 - 43.
134. Лейбсон В.И. Личностный уровень эстетического развития // Эстетическое воспитание в современной школе. Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Н.А.Кушаева, В.И.Лейбсона. М., 1979. - с. 21 - 31.
135. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. - 279 с.
136. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3. М.: Изд. МГУ, 1972. - 575 с.
137. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
138. Лесохина Л.Н. Образование в структуре человеческой деятельности // Вопросы философии. 1984. № 12. С. 3 13.
139. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. - 256 с.
140. Лихачев Д.С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. -М.: Сов. Россия, 1988. 142 с.
141. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., просвещение, 1985. - 175 с.
142. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. - 462 с.
143. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-444 с.
144. Лубенко В.В. Единство художественного воспитания и обучения в образовательном процессе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1994. - 24 с.
145. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977. - 184 с.
146. Лысина Н.И. Принципы сопоставления поэтических и музыкальных произведений при изучении литературы в старших классах // Межпредметные связи в преподавании искусства в школе / Под ред. Е.В. Квятковского. М., 1981. - С. 82 - 83.
147. Маклакова Н.В. Развитие творческой инициативы студентов в процессе эстетического воспитания в учебной деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Казань, 1990. 18 с.
148. Малюков А.Н. Подготовка учителя к воспитанию художественной культуры школьников // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. Сб. науч. тр. / Под ред. Л.П.Печко. М: Изд. АПН СССР, 1991. - с. 85 - 90.
149. Манджликян А.С. Межпредметные связи и эстетическое воспитание старшеклассников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1991, 19 с.
150. Маслова Л. Выходы за пределы музыки // Искусство в школе. 1993. № 4. С. 37-44.
151. Маслоу Р. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - с. 108 - 117.
152. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.
153. Матюшкин A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблемы способностей в советской психологии. Сб. науч. тр. М., 1984. - С. 18-25.
154. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
155. Медушевский В. Музыка в семье искусств // Музыка в школе. 1984. № 1. С. 31 -35.
156. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе / Под ред. Е.В.Квятковского М., 1981.
157. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. К проблеме художественных способностей и их развития // Педагогика искусства и школа. Сост. Е.К.Чухман, Н.Н. Михайлова / Под ред. А.А.Мелик-Пашаева. М., 1982. -с. 47 - 78.
158. Мелик-Пашаев А.А. К вопросу об использовании методики "группировка" для изучения художественного развития // Новые исследования в психологии. Вып. № 1 (34). М.: Педагогика, 1986. - с. 44 -48.
159. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. К проблеме "общего" и "специального" в художественно-творческой одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества / Отв. ред. А.Я.Зись, М.Г.Ярошевский М., 1988. - С. 307 - 320.
160. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 15-23.
161. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы ивозможности II Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 11 18.
162. Мелик-Пашаев А.А. Цвет как выразительное средство в изобразительной деятельности детей // Искусство в школе. 1992. № 3/4. С. 7 13.
163. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Трансформация детской игры в художественное творчество (Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения). // Искусство в школе. 1994. № 2. с. 9 - 18.
164. Мелик-Пашаев А.А. Способности человека к художественному творчеству //Искусство в школе. 1996. № 4. С. 30 35.
165. Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусства // Искусство в школе. 1999. № 4. с. 3 6.
166. Мирецкая В.Г. Взаимосвязь уроков музыки и литературы в совершенствовании образного восприятия подростков // Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. Сб. науч. тр. / Под ред. Е.В.Квятковского. М., 1981. - С. 24 - 31.
167. Мирошник И.М. Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1990. -20 с.
168. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М.: Высшая школа, 1987. 200 с.
169. Мишутина О.В. Формирование готовности студентов к внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999. - с. 48 - 53.
170. Моделирование педагогических ситуаций: (Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя) / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1981. - 120 с.
171. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.
172. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика.1997. С. 52 55.
173. Музыкально-эстетическое воспитание // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. -М.: Просвещение, 1994. -58 с.
174. Муравьева Г.Е. Подготовка студентов педвузов к проектированию процесса обучения на уроке: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1991. - 16 с.
175. Мурманцева Т.К. Создание культурно-эстетической среды в образовательном учреждении "Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла": Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Саратов,1998. 194 с.
176. Мустафина Р.З. Интеграция в обучении как средство интенсификации подготовки учителя начальных классов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань, 1994. -20 с.
177. Мухаметзянова Г.В., Карева И.И. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1991. - 183 с.
178. Мухлаева Т.В. Освоение методологических основ интеграции содержания образования как условие профессионального роста учителя: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб, 1996. - 18 с.
179. Мылеварный Ю.И., Рымаренко B.C. Об интегральном уроке в школе // Новые исследования в педагогических науках. 1990. № 2. С. 50.
180. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат /
181. Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1990. - 104 с.
182. Мясищев В.Н. Психология отношений: (Избранные психологические труды). М.; Воронеж: НПО "Модэк", 1995. - 356 с.
183. Назарова С.И. Педагогическое руководство изобразительной деятельностью школьников в условиях комплекса искусств: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1994.- 17 с.
184. Неверов В.В. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе // Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. Сб. науч. тр. / Под ред. Е.В.Квятковского. М., 1981. - С. 3 - 8.
185. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - с. 103 -133.
186. Неменский Б.М. Осторожно: искусство! // Искусство в школе. 1995. № 2. С. 66 68.
187. Новикова Л.П. Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ярославль, 1997. - 19 с.
188. Новицкая М. Основа интеграции образования традиционная культура народа // Искусство и образование. 1999. № 2 (8). С. 54 - 61.
189. Новлянская З.Н. О способностях к литературному творчеству // Искусство в школе. 1996. № 4. С. 35 40.
190. Новоблаговещенский В.Я. Интегративный принцип в преподаваниимузыки (на материале учебной работы музыкальных училищ и колледжей): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1997. - 22 с.
191. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании". М.: Новая школа, 1996. - 64 с.
192. Овсянников М.Ф. Что изучает эстетика. М.: Знание, 1976. - 64 с.
193. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М., 1997. - 105 с.
194. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. № 6. С. 63 68.
195. Основы экранной культуры (для учащихся 1-11 классов) // Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994. - 78 с.
196. Панпурин В.А. Роль искусства в формировании творческих возможностей личности. // Искусство как фактор комплексного подхода к воспитанию / Отв. ред. А.Ф.Еремеев. Свердловск: Изд. УрГУ, 1978. - с.51 -56.
197. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
198. Пеня Т.Г. Взаимодействие видов искусства как средство художественно-творческого развития первоклассников. // Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. Сб. науч. тр. / Под ред. Е.В. Квятковского. М., 1981. - с. 8 - 24.
199. Пеня Т.Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1984. - 19 с.
200. Петров В.М. Методологические и методические проблемы комплексного исследования приобщения человека к искусству: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. -М., 1993.- 50 с.
201. Петровская М. Творческие работы юных живописцев на уроке музыки // Искусство в школе. 1995. № 1. С. 47 50.
202. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. - 384 с.
203. Печко Л.П. Уровни эстетического сознания и отношения старшеклассников к миру прекрасного // Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников: Сб. науч. тр. / Редкол.: Е.П.Крупник, В.Ф.Козьмин, Л.П.Печко. М., 1989. - с. 6 - 20.
204. Печко Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие. // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. Сб. науч. тр. / Под ред. Л.П.Печко. М.: Изд. АПН СССР, 1991.-с. 6- 19.
205. Печко Л.П. Художественный мир в диалогах учителя и ученика // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. Вып. 4.-М.: Инноватор, 1996. с. 84 - 89.
206. Пиличяускас А. Познание музыки как психологическая проблема // Музыка в школе. 1988. - № 4. - С. 6 - 11.
207. Писарский П.С. Исследование возрастных и индивидуальных особенностей воображения школьников // Эстетическое воспитание в современной школе. Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Н.А.Кушаева, В.И.Лейбсона. М., 1979. - с. 80 - 90.
208. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
209. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура. 8-10 классы.• М.: Просвещение, 1985. 81 с.
210. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. Сб. науч. тр. / Под ред. Л.П.Печко. М.: Изд-во АПН СССР, 1991.- 109 с.
211. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А.И.Бурова, Е.В.Квятковского. М.: Педагогика, 1987. - 96 с.
212. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. СПб., 1996. - 37 с.
213. Ражников В.Г. Школа настроения методика развития художественногосознания детей. / Искусство в школе. 1993. № 1.
214. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989.
215. Рапацкая JI.A. Русская художественная культура: Учеб. пособ. Для студентов вузов. М.: Гуманит. издат. центр "Владос", 1998. - 608 с.
216. Ревес И.Г. Взаимосвязь музыки и литературы в формировании эстетического идеала подростков: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ташкент, 1991. - 17с.
217. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. СПб., 1995.-270 с.
218. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К.Чухман. М.: Педагогика, 1985. - 144 с.
219. Романова Л.С. Художественно-творческая деятельность важное условие духовного развития младших школьников // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. - Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1997. - с. 141 - 144.
220. Романова Л.С. Мировая художественная культура в начальных классах // Искусство в школе. 1999. № 2. С. 23 -28.
221. Ф 243. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. М.: Педагогика,1989.- 328 с.
222. Рыжова Г.А. Формирование эстетических понятий в процессе профессиональной подготовки учителя музыки // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. Сб. науч. тр. / Под ред. Л.П.Печко. М.: Изд. АПН СССР, 1991. - с. 99 - 104.
223. Рыжова Г.А. Что такое художественно-ассоциативные поля? // Искусство и образование. 1999. № 2 (8). С. 61 65.
224. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика.- Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. 310 с.
225. Симонов П.В. О познавательной функции сопереживания // Вопросы философии. 1979. № 9. С. 137 142.
226. Синкевич И.А. Подготовка учителя начальных классов к полихудожественному воспитанию младших школьников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Мурманск, 2000. 20 с.
227. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
228. Скатерщиков В.К. Эстетическое воспитание. Гл. IV / Марксистко-ленинская эстетика. Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Изд-во МГУ, 1973.
229. Собкин B.C., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание //Вопросы психологии. 1989. № 1.
230. Солнцева Е.А. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1995.- 19 с.
231. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. - 699 с.
232. Солодовников Ю.А. Аксиолого-типологическая модель интегративной учебной программы (на примере художественной культуры): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1996. - 27 с.
233. Сочивко Д.В., Якунин В.А. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 69 с.
234. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э.А.Голубевой. М.: Педагогика, 1989. - 220 с.
235. Спутник учителя музыки / С.С.Балашова, В.В.Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.
236. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1951. - 668 с.
237. Старчеус М.С. Детское восприятие как предпосылка одаренности к разным видам искусства. // Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса. М., 1996. - с. 319 - 329.
238. Сухомлинский В.а. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1973. - 244 с.
239. Тарасов Г. Психология художественной игры (на материале уроков музыки в 1 3 классе) // Музыка в школе. 1988. № 1. С. 15-19.
240. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.- 175 с.
241. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1983. - 352 с.
242. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В.Медушевский. 2-е изд. - М., 1999. - 336 с.
243. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.
244. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985. - 328 с.
245. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. 181 с.
246. Терентьева Н.А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию // Педагогика. 1992. № 1/2. С. 55 60.
247. Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания. //Педагогика. 1996. № 4. с.9 13.
248. Торшилова Е.М. Роль установки в формировании типов и уровнейэстетического и художественного восприятия младших школьников // Эстетическое воспитание в современной школе. Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Н.А.Кушаева, В.И.Лейбсона. М., 1979. - с. 44 - 55.
249. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж:1. НПО «МОДЭК», 1996. 512 с.
250. Федорова И.Е. Воздействие углубленных занятий различными видами искусств на художественно-образные особенности рисунка младших школьников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1990. -16 с.
251. Финченко Е.А. Установление внутренних связей между предметами художественно-гуманитарного цикла (литературой и музыкой) в общеобразовательной школе. Владимир, 1990.
252. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. - 446 с.
253. Фохт Ю.У. Синтез гуманитарных наук в исследовании проблем эстетического воспитания (к вопросу об интеграции социологии и психологии) // Теория эстетического воспитания. Сб. науч. тр. Вып. 3 / Ред.-сост. В.П. Сомов. М., 1975. - с. 13 - 27.
254. Фохт-Бабушкин Ю. Эффективность интересов школьников к различнымвидам искусства и художественной деятельности // Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б.Т.Лихачева, Г. Зальмона. -М., 1981.-с. 75-85.
255. Хабриева О.А. Понятийно-терминологическое обеспечение эстетического воспитания. // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1 (55). Сост. И.К.Журавлев, B.C. Шубинский. М.: Педагогика, 1990. с. 24 -27.
256. Халабузарь П. Новые формы интегративных процессов в педагогике искусства // Искусство в школе. 1999. № 5. С. 3 6.
257. Харитонов В.В. Многообразие видов и жанров искусства как средство расширения его воспитательного диапазона. // Искусство как фактор комплексного подхода к воспитанию. / Отв. ред. А.Ф.Еремеев. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1978. с. 47 - 50.
258. Художественная культура и развитие личности. Проблемы долгосрочного планирования. // Отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М., 1987.
259. Художественное творчество и ребенок / Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - 287 с.
260. Чанилова Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития старшеклассников: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Саратов, 1997. - 185 с.
261. Человек в зеркале культуры и образования. Сб. науч. тр. / Отв. ред. И.А.Бирич. М., 1989. - 213 с.
262. Чернышевский Н.Г. Критический взгляд на современные эстетические понятия // Избранные философские сочинения. В 3-х т. Т.1. М.: Политиздат, 1950. - 872 с.
263. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация) // Русская критика эпохи Чернышевскогои Добролюбова. М.: Детская литература, 1989. - с. 33 - 50.
264. Чумичева P.M. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 1995. № 4. С. 15-21.
265. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов на Дону, 1995. - 272 с.
266. Чухман Е.К. Тенденции художественного развития школьников. (Социологический аспект) // Педагогика искусства и школа. Сост. Е.К.Чухман, Н.Н.Михайлова / Под ред. А.А.Мелик-Пашаева. М., 1982. -с. 79-114.
267. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
268. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Логос, 1993. 181 с.
269. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.-М.: Педагогика, 1975.
270. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Киев, 1986. - 48 с.
271. Шишлянникова Н.П. Обретение целостности // Искусство и образование. 1999. №2 (8). С. 49-53.
272. Шишлянникова Н.П. Проблема целостности в педагогике искусства // Искусство в школе. 1999. № 4. С. 6 8.
273. Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1999. - 43 с.
274. Шлыкова И.А. Взаимодействие искусств как фактор формирования культуры чувств школьников 7-9 классов на занятиях литературой:ф Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидатапедагогических наук. М., 1995. - 17 с.
275. Шувалова Е.Е. Педагогические особенности развития музыкального образа у младших школьников в условиях взаимодействия искусств: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1995. - 18 с.
276. Щетинин В. Творческое развитие ребенка в школе фортепианной импровизации и композиции // Искусство в школе. 1998. № 3. С. 71 75.
277. Щербо А.Б. Приобщение младших школьников к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. Сб. науч. тр. / Под ред. Л.П.Печко. М.: Изд. АПН СССР, 1991. -с. 33 -43.
278. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: / Под ред. Д.И.Фельдпггейна. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.
279. Эргашев Р.Н. Подготовка учителя начальных классов к музыкально-педагогической деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1992. - 15 с.
280. Эстетика. / Под ред. А.А.Радугина. М.: Центр, 1998. - 240 с.
281. Эстетическое воспитание студентов: Теория, опыт, прогнозы. / Отв. ред. А.Ф.Еремеев. Свердловск: Изд-во УГУ, 1983. - 145 с.
282. Эстетическое воспитание в школе / Под ред. Т.В.Шуртаковой. Казань: Изд-во КГУ, 1991.- 184 с.
283. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. Под ред. Лихачева Б.Т. М.: Педагогика.
284. Эстетическое воспитание школьников. Сб. ст. Свердловск, 1974. - 134 с.
285. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики / Под ред. М.Д.Таборидзе. М.: Педагогика, 1988. - 104 с.
286. Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла.
287. Сб. науч. тр. / Ред.-сост. Г.В.Арзямова. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. -140 с.
288. Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б.Лихачева, Г.Зальмона. М.: Педагогика, 1981. - 272 с.
289. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. Лармина О.В. -М.: Изд-во МГУ, 1978.
290. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / Под общ. ред. Г.П.Шевченко и Б.П.Юсова. Луганск, 1990. - 180 с.
291. Юсов Б., Кабкова Е., Савенкова Л., Сухова Т. Живой мир искусства // Дошкольное воспитание. 1993. JVb 6. С. 35 39.
292. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения И Вопросы психологии. 1995. №2. С. 31 41.
293. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.
294. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М: Искусство, 1964. - 86 с.
295. Яковлева Н.А. Искусство в школе будущего // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.А.Яковлева. Л., 1989. - с. 12 - 20.
296. Banks J.A. Multicultural education: Historical Development, Dimensions, and Practice // Handbook of Research on Multicultural education. New York: Macmillan, 1995. - P. 3 - 24.
297. Daniel V., Delacruz E.M. Art education as multicultural education: The underpinings of reform: (Education) // Visual arts research. 1993. Vol. 19. № 2. P. 5 - 9.
298. Delacruz E. M. Approaches to multiculturalism in art education curriculum products: Business a usual // The journal of aesthetic education. 1996. Vol. 30. № l.-P. 85 -98.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.