Плакат в системе подготовки художника-педагога тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Соколов, Роман Владиславович

  • Соколов, Роман Владиславович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 229
Соколов, Роман Владиславович. Плакат в системе подготовки художника-педагога: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2001. 229 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Соколов, Роман Владиславович

Введение

Глава 1. Социальная значимость плаката

§ 1. Плакат в системе искусств

§ 2. Социальные функции плаката

§ 3. Особенности восприятия плаката и проблемы воспитания зрительской культуры

Глава 2. Плакат как компонент системы подготовки художника-педагога

§ 1. Изучение плаката в высшей школе

§ 2. Характеристика системы подготовки художника-педагога

§ 3. Плакат в системе дисциплин и учебных заданий

Глава 3. Развитие творческого мышления в процессе практического изучения искусства плаката

§ 1. Творческое мышление и способы его развития

§ 2. Анализ педагогического эксперимента

§ 3. Теоретико-методические рекомендации к проведению занятий по плакату

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Плакат в системе подготовки художника-педагога»

Актуальность темы

Плакаты являются привычным фоном нашей повседневной жизни и играют значительную роль в формировании облика современного города. Несмотря на развитие более современных средств массовой агитации и пропаганды, интерес к использованию плакатов не перестает возрастать.

Для многих плакат является самым легкодоступным и чуть ли не единственным «живым» образцом изобразительного искусства. Поэтому он становится важным средством удовлетворения эстетической потребности и воспитания эстетического вкуса.

Представление массового зрителя о современном плакате формируется преимущественно на основе восприятия уличной рекламы. Дефицит информации о плакате и распространение малохудожественной плакатной продукции приводит к превратному представлению об этом искусстве. В большинстве случаев современный плакат вообще не воспринимается зрителями как явление изобразительного искусства. Современный плакат развивается стихийно, больше подчиняясь экономической необходимости, чем законам гармонии и художественного вкуса. Поэтому воздействие плакатов на формирование эстетической культуры личности может быть как положительным, так и отрицательным.

Художественно-педагогическая школа не может игнорировать такой сильный и неоднозначный фактор воспитательного воздействия. То, как будет выглядеть плакат в будущем, во многом зависит от образованности и подготовленности тех, кто сейчас сидит на школьной скамье. Ведь именно они будут заказчиками, создателями и зрителями плакатов.

Художественный метод плакатиста в значительной мере обусловлен уровнем эстетического развития той публики, которой он адресует свою работу. Поэтому общее повышение зрительской культуры неизбежно повлечет за собой изменение облика плакатного искусства. И в свою очередь, плакаты, исполненные на высоком художественном уровне, могут стать важным фактором положительного эстетического воздействия. Поэтому именно сейчас, пока плакат еще не дискредитирован окончательно как искусство, пока новый плакат формируется, а традиции советских плакатов еще не забыты, важно уделить внимание задаче просвещения в этой сфере.

Данное направление деятельности учителя изобразительного искусства требует специальной подготовки, включенной в систему художественно-педагогического образования. То внимание, которое в настоящее время уделяются плакату, явно недостаточно. Программы по «Основам школьного декоративно-оформительского искусства» и «Композиции», в рамках которых традиционно происходило знакомство с плакатом, не дают целостного представления об этом искусстве. В настоящее время существует опасность того, что плакат вообще выпадет из системы подготовки художника-педагога.

Таким образом, в условиях происходящего сейчас реформирования высшего образования, смены учебных программ и требований важно заострить внимание на особом значении плаката в профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства.

Объектом данного исследования является система подготовки художника-педагога. В качестве предмета исследования выступает плакат как компонент высшего художественно-педагогического образования.

Целью работы является определение места и роли плаката в системе подготовки художника-педагога.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

- рассмотреть социальную значимость плаката;

- выявить особенности восприятия плаката;

- проанализировать современное состояние обучения искусству плаката в высшей художественно-педагогической школе;

- изучить основные факторы, способствующие формированию профессиональных качеств в процессе подготовки художника-педагога;

- проследить функционирование плаката как компонента системы учебных дисциплин и заданий;

- провести педагогический эксперимент с целью проверки методов развития продуктивного мышления в процессе работы над композицией плаката;

- создать теоретико-методические рекомендации для проведения занятий по искусству плаката в системе подготовки художника-педагога. Основанием для начала исследования явилась гипотеза о том, что включение плаката как одного из важнейших компонентов в систему специальных дисциплин в художественно-педагогической школе может способствовать более эффективному и целенаправленному формированию у студентов необходимых профессиональных качеств учителя изобразительного искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

- интеграция плаката в систему подготовки художника-педагога способствует укреплению междисциплинарных взаимосвязей, подчеркивает специфику профессионально-творческой деятельности художника-педагога и тем самым играет роль одного из системообразующих факторов;

- изучение плаката должно основываться на рассмотрении этого искусства как целостного явления: в совокупности всех его жанров, социальных функций - в единстве истории, теории и практики;

- изучение искусства плаката способствует развитию важнейших профессиональных качеств личности художника-педагога: способности к творческому мышлению, рефлексивности мышления, проблемного видения, а также формированию педагогической направленности мышления;

- использование плаката в обучении композиции может послужить эффективным средством развития остроты творческого композиционного мышления.

Для достижения поставленной цели и решения вытекающих из нее задач потребовалось сочетание нескольких общенаучных исследовательских методов. В качестве общей основы для рассмотрения системы подготовки художника-педагога использовался системный анализ; состав элементов и их взаимосвязи конкретизировались посредством предметного анализа; особенности взаимодействия элементов внутри системы и роль плаката в этом взаимодействии раскрывались при помощи функционального подхода. Становление плаката в качестве предмета обучения прослеживается посредством исторического анализа. Для выявления особенностей современного подхода к изучению плаката в художественно-педагогической школе был использован метод анализа инструктивно-методических документов. Анализ взаимосвязей плаката с дисциплинами и учебными заданиями проводился с помощью метода теоретического моделирования.

Также были использованы специальные методы педагогического исследования. Для изучения эффективности методов преподавания плаката проводился педагогический эксперимент. В качестве основных методов для сбора информации в процессе эксперимента выступали: педагогическое наблюдение, опрос, метод создания педагогических ситуаций, изучение результатов творческой деятельности учащихся. На этапе выдвижения гипотезы был использован ретроспективный анализ собственного опыта. Для построения теоретической модели процесса композиционного поиска использовался метод мысленного эксперимента.

Степень изученности проблемы

Единственной работой, которая непосредственно посвящена исследованию плаката как компонента художественно-педагогического образования, является диссертация В.В. Груздева «Исследование методов обучения искусству плаката (применительно к подготовке учителей на художественно-графических факультетах педагогических вузов)»'. Предметом данного исследования является «школьный плакат как многогранное художественное явление». Этот жанр плаката рассматривается как перспективное средство воспитания и обучения в общеобразовательной школе. На этом основании определяется место плаката в подготовке художника-педагога. В работе экспериментально исследуются особенности восприятия плаката школьниками, и делаются выводы, способствующие созданию более эффективных плакатов для школы с учетом возрастных особенностей аудитории.

Социальная значимость и характер функционирования плаката в наше время значительно отличается от той ситуации, которая имела место в 1970-х годах, когда проводилось данное исследование. В этой связи, предлагаемая В.В. Груздевым точка зрения на роль и место плаката в системе высшего художественно-педагогического образования требует пересмотра. В противовес узкой ориентации на школьный плакат мы обосновываем необходимость целостного подхода к изучению этого искусства. В наше время недостаточно представлять плакат только как средство воспитания в рамках школы. Перед учителем изобразительного искусства стоит более широкая задача — подготовить школьников к восприятию современного плаката. Если целью работы В.В. Груздева является «определение путей повышения эффективности обучения основам плаката», то в нашем случае приходится говорить о возвращении

1 Груздев В.В. Исследование методов обучения искусству плаката (применительно к подготовке учителей на художественно-графических факультетах педагогических вузов). Диссертация на соискание ученей степени кандидата педагогических наук. - М., 1977. плаката в художественно-педагогическое образование и пересмотре его значения для профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.

Решение поставленных задач так или иначе связано с рассмотрением ряда отдельных вопросов, получивших отражение в научной литературе.

История плаката исследована в трудах русских и зарубежных авторов. Особый интерес представляют работы, авторы которых стремятся к целостному охвату плаката как явления культуры в единстве всех жанров и функций (В.К. Охочинский, Б.С. Бутник-Сиверский, Н.И. Бабурина, J. Barnicoat, J. Muller-Brokman).

В одной из самых ранних советских работ по истории плаката В.К. Охочинского2 достаточно непредвзято анализируются характерные особенности и основные тенденции развития зарубежного и русского плакатного искусства (до и после 1917 г.). Автор касается вопросов специфики разных плакатных жанров. Но в то же время материал изложен предельно лаконично, в расчете на массового читателя.

В работе Б.С. Бутника-Сиверского1 изучается становление советского плаката в 1918 - 1921 гг. В рамках указанной темы автор рассматривает параллельное развитие всех основных жанров плаката, их взаимодействие и взаимовлияние. Достаточно подробно исследованы исторические корни советского плаката.

История становления русского плаката обстоятельно излагается в работе Н.И. Бабуриной4. Автор затрагивает вопросы формирования языка плаката. Показан путь постепенного осмысления выразительных возможностей этого языка и рост социальной значимости плаката в России на рубеже XIX-XX веков. Большим достоинством данной работы является

2 Охочинский В. Плакат. - Л.: Изд-во Академии Художеств, 1928.

3 Бутник-Сиверский Б.С. Советский плакат Гражданской войны 1918-1921. -М.: Всесоюзная книжная палата, 1960.

4 Бабурина Н.И. Русский плакат (вторая половина XIX - начало XX века). -Л., 1988. то, что плакат осмысляется не изолированно, а в контексте художественной культуры того времени.

Насколько естественным для нашей литературы был акцент на политическом плакате, настолько же объяснимо господство в зарубежной литературе плаката рекламного. (J. Barnicoat, J. Muller-Brokman). Но несмотря на это, делается попытка целостного рассмотрения предмета. Характерно, что авторы стремятся преодолеть географические рамки, разделяющие плакат и раскрыть общие тенденции в эволюции художественного языка этого искусства.

Другую, гораздо более обширную группу работ по истории плаката, составляют труды, посвященные рассмотрению отдельных жанров этого искусства. Значительное место в этом ряду занимают работы по истории политического плаката. (Н.А. Ватолина, Г.Л. Демосфенова, М. Иоффе, Е.С. Поволоцкая, В.М. Полевой, И.А. Свиридова, И.И. Свирида, Ю.Я. Хламинский). Такое усиленное внимание именно к этому жанру вполне объяснимо тем, какую роль играл политический плакат в нашей стране после 1917 г. п

Большая часть популярных работ по светскому политическому плакату посвящена пропаганде этого искусства. Для нас эти работы интересны как один из способов массового просвещения в области плаката и подготовки зрителя к восприятию этого искусства5. Популярные книги и брошюры помогали создавать уважительное и доверительное отношение к плакатам и тем самым способствовали их эффективности.

Особое место занимает работа В.М. Полевого6, посвященная становлению французского политического плаката. Зарубежный плакат очень скупо представлен в русских исследованиях, и несмотря на то, что

5 некоторые из них:

Свирида И.И. Советский плакат. - М.: Знание, 1979.

Хламинский Ю.Я. Советский плакат. - М.: Советский художник, 1961.

Поволоцкая Е., Иоффе М. Тридцать лет советского плаката. - М - JT.: Искусство, 1948. автор концентрирует внимание исключительно на одном жанре плаката и ограничивает временные рамки двумя десятилетиями, данная работа в какой-то мере отвечает потребности в расширении географии вопроса. Помимо подробного исторического анализа, автор касается проблем природы плаката и специфики восприятия художественного образа в плакате.

Начиная с 70-х годов, стали появляться работы, посвященные другим жанрам плакатного искусства. И одновременно усиливается интерес к проблемам воспитательного и нравственно-эстетического воздействия плаката (А.Д. Боровский, Н.И. Бабурина, В.Н. Ляхов).

Первое последовательное и системное исследование русского театрального плаката проведено А.Д. Боровским . В этой работе рассматриваются проблемы типологии и эволюции жанра, его функционирование в системе отечественной культуры на разных ее этапах, его взаимоотношения с другими видами и жанрами искусства.

Наряду с традиционным искусствоведческим анализом, в исследовании используется функциональный подход. Эволюция плакатного жанра рассматривается с учетом степени реализации конкретных функциональных и коммуникативных задач. о

В работах В.Н. Ляхова исследуется советский рекламный плакат. Автор рассматривает взаимосвязи рекламного плаката со сферой государственной идеологии и отмечает проблемный характер этих отношений. Фиксируется важный момент, связанный с осознанием в конце 50-х культурно-воспитательной роли рекламного плаката.

6 Полевой В.М. Двадцать лет французской графики. 1920-1930. - М., 1980 г.

7 Боровский А.Д. Русский театральный плакат 1870-1970 гг. Становление, основные тенденции, современная проблематика. /Диссертационное исследование/. — М., 1987 г.

8 Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат 1917-1932 гг. -М., 1972.

Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика: Альбом. - М.: Советский художник, 1977.

В результате того, что плакат неразрывно связан с социально-политическими процессами, его история, как зеркало, отражает историю общества. Степень художественности плакатов, форма лозунгов, образный строй могут служить индикатором общего уровня духовного развития общества. Подобное уникальное качество жанра послужило поводом для появления ряда альбомов, в которых эволюция плаката рассматривается в исторической взаимосвязи с социально-экономическими и политическими факторами9.

Особенности социального функционирования плаката специально нигде не рассматриваются. Современный взгляд на проблему социальных функций искусства в целом представлен в работах А. Банфи, Ю.Б. Борева, М.С. Кагана, А.А. Карягина, М.Е. Маркова, С.Х. Раппопорта, Л.Н. Столовича. Два основных подхода в изучении социального функционирования искусства основываются на двух рядах функций: эстетических и утилитарных. Эстетический подход исходит из природы искусства, его сущности и ориентирован на искусство. Социологический подход основан на конкретных данных и ориентирован на аудиторию. Для анализа социальных функций плаката необходимо сочетание этих двух аспектов.

Общими проблемами психологии восприятия изобразительного искусства занимались Р. Арнхейм, Р. Грегори, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Б.В. Раушенбах и другие.

Для анализа особенностей восприятия плаката, а также при подготовке методических рекомендаций по изучению плаката важное значение имеет исследование П.А. Кудина, Б.Ф. Ломова и А.А. Митькина10. Авторы ставят задачу определить возможности повышения эффективности плаката путем

9 Бабурина Н.И. Русский плакат I мировой войны. - М., 1992. Бабурина Н.И.Россия XX век. История страны в плакате. - М„ 1993.

Советский зрелищный плакат 1917-1987 гг.-М., 1990. целенаправленного использования психологических закономерностей зрительного восприятия и законов композиции. Существенной особенностью данной работы является то, что художественные и функциональные аспекты плаката рассматриваются в единстве и взаимопроникновении. Подробный разбор особенностей композиции плаката: композиционных законов, принципов и средств - по существу является целостным системным исследованием композиции в изобразительном искусстве. Данное обстоятельство делает эту работу особенно ценной для художественной педагогики, где вопросы изучения композиции разработаны недостаточно.

Несколько иной подход и одну из самых ранних попыток поставить создание плакатов на рациональную научную базу представляет работа немецкого исследователя Т. Кенига". Она посвящена изучению закономерностей зрительного восприятия рекламного плаката. Автор использует сугубо функциональный подход, не рассматривая плакат как жанр изобразительного искусства. На основе экспериментальных исследований определяются визуальные характеристики плаката, наиболее благоприятные для восприятия и способствующие наибольшей эффективности воздействия.

1 7

Е.В. Черневич в своей работе анализирует особенности визуального языка плаката основываясь на семиотическом подходе. Процесс восприятия представлен как чтение и интерпретация визуального текста. Работа ориентирована на рассмотрение профессиональных вопросов графического дизайна и имеет методический уклон. Исследование построено на материале современного рекламного плаката и произведений графического дизайна.

10 Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. - М.: Плакат, 1987.

11 Кениг Т. Реклама и плакат как орудия пропаганды. - Л.: «Время», 1925.

В работах по проблемам художественного восприятия предлагаются различные схемы, отражающие процесс взаимодействия искусства и личности (Г.И. Панкевич, А.Ф. Еремеев. С.Х. Раппопорт). Эти схемы достаточно полно описывают процесс художественного восприятия, но вместе с тем, можно отметить, что сами психологические механизмы взаимодействия, будучи названы, не объясняются. Д.А. Леонтьев указывает на то, что общим недостатком этих моделей является также их неспособность охватить весь спектр различных видов деятельности, осуществляемых при потреблении искусства13. Моделируется идеальный процесс художественного восприятия. В то время как в реальной жизни общение с искусством может принимать множество других форм, далеких от идеала, которые тем не менее требуют не только оценки, но и объяснения.

Схема «взаимосвязей факторов и процессов в ситуации взаимодействия искусства и личности»14 Д.А. Леонтьева «приложима к объяснению не только собственно художественного восприятия в соответствии с его теоретико-нормативной моделью, но и всех форм «частичного», обыденного и квазихудожественного потребления искусства»15 Этот факт является предельно значимым для представления о механизмах восприятия плаката. Подход, предлагаемый Д.А. Леонтьевым помогает выявить особенности восприятия этого искусства, обусловленные его художественно-утилитарной природой.

Проблемы воспитания зрительской культуры, ориентированные на восприятие мира изобразительного искусства, затрагиваются в работах Э.А. Верба, С.М. Даниэля, Н.А. Дмитриевой, А.С. Каргина, Л.Н. Когана,

12 Черневич Е.В. Язык графического дизайна. Материалы к методике художественного конструирования. - М.: Б. и., 1975.

13 Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия.// Художественное творчество и психология. - М.: Наука, 1991. С. 118.

14 Там же. С. 119.

15 Там же. С. 118.

Е.П. Крупника, И.С. Левшиной, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, А.А. Нуйкина, Г.А. Праздникова, С.Х. Раппопорта.

Воспитание зрительской культуры непосредственно связано с эстетическим воспитанием. Различные идеи и подходы к вопросам воспитания эстетической культуры (Э.А. Верб), развитию эстетической потребности и способности к эстетическому восприятию (И.С. Левшина), воспитанию эстетического отношения к действительности (А.А. Мелик-Пашаев), эстетического чувства (Н.А. Дмитриева), отраженные в научных исследованиях имеют между собой много общего. Практически для всех работ характерно то, что значительное внимание в них уделяется неутилитарным видам искусства, в то время как особенности эстетического восприятия бифункциональных видов искусства не находят достаточного отражения.

В свете задач воспитания культуры восприятия плаката особый интерес представляет теория «эстетического отношения человека к действительности», предлагаемая А.А. Мелик-Пашаевым16. Автор характеризует эстетическое отношение как целостное отношение к жизни, «осознанное переживание онтологического единства с миром», важной особенностью которого является свобода от утилитарности. Эстетическое отношение открывает самоценность бытия вещи вне ее практического функционирования. В работе говорится о возможностях целенаправленного развития способности эстетического отношения к миру и превращение ее в устойчивую характеристику личности.

При рассмотрении проблем профессиональной подготовки в системе художественно-педагогического образования мы опирались на результаты ряда педагогических исследований.

Общие вопросы формирования профессионального педагогического сознания рассматриваются в работах: Л.М. Ахмедзяновой, В.И.

16 Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. - М. IIporpecc-Традиция, 2000.

Загвязинского, Ю.А. Кулюткина, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, Г.С. Сухобской.

Спектр необходимых для будущего учителя особых профессиональных способностей определяется в работах В.А. Сластенина, В.А. Крутецкого, А.И. Щербакова, Н.Д. Левитовой, Н.Ф. Гоноболиной, Н.В. Кузьминой, Н.В. Кухаревой).

Ядром профессиональной подготовки педагога является профессиональная педагогическая направленность личности (В.А. Сластенин, Л.М. Ахмедзянова, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская).

Выделяют следующие основные составляющие профессиональной педагогической направленности: установка на осуществление педагогической деятельности, интерес к профессии учителя, положительное эмоциональное отношение к педагогической деятельности, склонности и осознание способностей к педагогической деятельности.

Важными особенностями профессионального сознания учителя являются: понимание социальной значимости профессии, ориентация на взаимодействие с другими людьми, рефлексивность мышления (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская)17, осознание целостности педагогического процесса (В.А. Сластенин)

В работе Л.М. Ахмедзяновой рассматривается понятие «педагогическое призвание», которое является высшей формой проявления профессиональной педагогической направленности. Оно определяется как «ярко выраженное положительно-эмоциональное и избирательно-волевое отношение личности к педагогической деятельности в сочетании со склонностями и способностями к ней»18.

17 Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат. /Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1990. -104 с.

18 Ахмедзянова Л.М. Психолого-педагогические основы формирования призвания к профессии учителя. - Одесса, 1993. С. 146

Вопросы формирования особенностей профессионального сознания художника-педагога затрагиваются в работах В.В. Абрамовой, М.В. Дараган, B.C. Кузина, В.П. Мамугиной, Л.Б. Михаленко, Б.М. Неменского, С.А. Никитенкова, Т.А. Суховой, Н. К. Шабанова,

Во всех работах так или иначе отмечается, что важной особенностью профессионального художественно-педагогического мышления является гармоничное сочетание в нем рационального и образного. В частности, Л.Б. Михаленко пишет: «Постановка перед студентами и выполнение ими специальных учебно-творческих задач должны быть направлены на формирование художественного мышления с достаточно развитым интеллектуальным компонентом, который выступает в роли связующего

19 звена в подготовке художника и педагога» .

Не менее важной особенностью мышления художника-педагога, во многом определяющей его творческий потенциал, является рефлексивность, способность к осознанию своего опыта в области изобразительного искусства.

Отмечается, что формирование художественно-педагогического сознания является ядром профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства и значительная роль в решении этой задачи отводится специальным дисциплинам: рисунок и живопись (В.В. Абрамова, Н.К. Шабанов), наброски и зарисовки (В.П. Мамугина), композиция (С.А. Никитенков), ДЛИ (М.В. Дараган, Л.Б. Михаленко). Возможности развития профессионального сознания художника педагога в процессе выполнения заданий по плакату специально не изучались.

Результаты изучения механизмов продуктивного мышления в области научно-технического творчества представлены в работах Г.С. Альтшуллера, А.В. Брушлинского, М. Вертгеймера, П.Я. Гальперина, В.Л.

19 Михаленко Л.Б. Формирование педагогической направленности мышления будущих учителей изобразительного искусства. Методические указания. - М.: МГПИ им. Ленина, 1983. С. 17.

Даниловой, А.Н. Лука, В.М. Петрова, Я.А. Пономарева, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова.

Экспериментальные исследования психологических механизмов художественного творчества затруднены ввиду скрытости и интимности этого процесса. Поэтому отмечается, что «ориентация на гуманитарные 20 науки для психологии творческого мышления является не характерной» . Тем не менее изучению этой проблемы посвящен ряд научных трудов (С.Т. Вайман, Г.А. Голицын, Б.С. Мейлах, А.А. Мелик-Пашаев, Н.В. Рождественская, П.М. Якобсон).

Анализ литературы показал, что наряду с глубокой разработанностью многих важных вопросов, непосредственно касающихся поставленной проблемы, остается открытым вопрос о той роли, которую играет плакат в системе подготовки художника-педагога, значение целостного изучения плаката для формирования профессиональных качеств художника-педагога специально не рассматривается.

Таким образом, искусство плаката должно быть рассмотрено как один из системообразующих факторов подготовки художника-педагога, способствующий укреплению междисциплинарных связей, и подчеркивающий специфику данной специальности. Принципиально важным аспектом новизны предлагаемого подхода к изучению плаката в художественно-педагогической школе является рассмотрение этого искусства как целостного явления: в совокупности всех его жанров, социальных функций - в единстве* теории и практики. Такой подход позволяет дать представление о плакате как самоценном явлении культуры, обладающим мощным воспитательным потенциалом.

37 Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования // Психология творчества. Общая, дифференцированная, прикладная / Под ред. Пономарева Я.А. - М„ 1990. - С. 42.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Соколов, Роман Владиславович

Выводы

Развитие творческого мышления происходит в процессе решения творческих задач, важными признаками которых являются: самостоятельное усмотрение проблемы и постановка цели творческого поиска, необходимость преодоления стереотипов. Необходимая составляющая творческого опыта в изобразительном искусстве — это опыт практического создания законченного произведения. Опыт прохождения через все стадии решения творческой задачи. Каждая стадия и моменты переходов между ними характеризуются особыми эмоциональными переживаниями. Эффективный творческий опыт формируется при условии осознания собственных переживаний и мыслительных процессов.

Можно выделить следующие главные условия формирования положительного творческого опыта при работе над плакатом: создание законченного произведения и рефлексия. Таким образом, основными направлениями педагогического воздействия с целью развития творческого мышления должны быть: организация планомерного композиционного поиска предполагающего прохождение через все этапы решения творческой задачи, логическое завершение композиционного поиска в законченном произведении и стимулирование осознания происходящих при этом мыслительных процессов.

Одним из методов организации планомерной работы над плакатом и ориентации на создание законченного произведения является использование алгоритма композиционного поиска. Исследование показало, что использование алгоритма дает положительные результаты для развития творческого мышления. Предложенный алгоритм определяет последовательность шагов по созданию законченного плаката, но в то же время предоставляет достаточную свободу для реализации творческих замыслов. Четкое выделение основных этапов творческого поиска в алгоритме, способствует более ясному их осознанию, что способствует приобретению положительного творческого опыта.

В процессе творческого поиска был использован ряд методов стимулирования творческого мышления. Наблюдения и анализ результатов творческой деятельности показали, что применение этих методов, помогает успешному решению композиционной задачи и осознанию особенностей композиционного поиска.

Эффективным приемом для стимулирования творческой активности оказался метод промежуточных заданий, который состоял в просмотре и анализе репродукций плакатов. В определенный момент композиционного поиска, эта деятельность помогает студентам преодолеть «творческий кризис», создает активную поисковую доминанту. При этом особое значение имеет определение того момента, когда целесообразно дать промежуточное задание. Этот момент может быть зафиксирован в процессе педагогического наблюдения и характеризуется специфическим эмоциональным состоянием и заметными затруднениями в ходе композиционного поиска.

Предварительный анализ проблемной ситуации является одним из важнейших этапов творческого поиска. При создании плаката появляется возможность акцентировать этот этап и вывести его на вербальный уровень. Организация этого этапа может происходить при помощи наводящих вопросов цель которых направить мысль студента на уяснение стоящих перед ним целей и задач. В конечном итоге, применение этого метода направлено на развитие способности самостоятельно ставить перед собой цели творческого поиска и осознавать противоречия, ведущие к возникновению проблемной ситуации.

Эффективным методом стимулирования творческой активности является ограничение времени при создании эскизов на начальном этапе поиска. Этот метод помогает студентам преодолеть первоначальные трудности, сопровождающие творческий поиск. Подобный метод форсированного решения композиционной задачи не является новым в художественной педагогике, но его роль для целенаправленного развития творческого мышления в научной литературе специально не осмыслялась.

Большое значение имеет эмоциональная атмосфера на занятиях. Как показали наблюдения, некоторые студенты склонны недооценивать свой творческий потенциал только потому, что не имеют достаточного опыта композиционного поиска и создания законченных произведений. Творческий климат зависит от возможности высказывать самые необычные и нетрадиционные идеи. Задача педагога состоит в том, чтобы избежать резких негативных оценок, а направлять творческий поиск при помощи своевременной постановки задач.

Развитие творческого мышления носит индивидуальный характер. Личностные механизмы творчества, хотя и подчиняются определенным психологическим закономерностям, но при этом в каждом отдельном » случае имеют свои неповторимые особенности. Наблюдения за эмоциональной реакцией в процессе прохождения различных этапов творческого поиска и анализ типичных затруднений показали, что целенаправленное развитие творческого композиционного мышления требует применение индивидуального подхода.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе практической работы над плакатом возникает ситуация, благоприятствующая целенаправленному развитию особой остроты творческого композиционного мышления. Эта возможность определяется утилитарно-художественной спецификой искусства плаката и особенностями его художественного языка. Особенности плаката позволяют использовать методы решения творческих задач для обучения методике композиционного поиска. Плакат дает возможность пройти все стадии творческого поиска от замысла до его окончательного воплощения и позволяет почувствовать социальное функционирование законченного произведения.

§3. Теоретико-методические рекомендации к проведению занятий по плакату

Соотношение теории и практики Одной из причин затруднений при создании плакатной композиции является недостаток опыта восприятия плакатов. Восполнить этот пробел отчасти помогает вводная лекция, во время которой демонстрируются наглядные примеры. При этом важно акцентировать внимание на тех композиционных приемах, которые используются плакатистами для достижения остроты и выразительности образа. В условиях дефицита учебного времени вводная лекция должна быть направлена на уяснение практически важных для композиционного поиска вопросов.

1. Плакат как жанр изобразительного искусства.

2. Особенности художественного языка плаката.

3. Эволюция плакатного языка. Основные вехи.

4. Основные жанры плаката.

5. Практические функции плаката.

Организация наглядного материала должна соответствовать этим основным стратегическим направлениям и возможно более полно отражать их содержание.

Помимо изложения определенного теоретического материала, вводная лекция должна вызвать интерес к плакату, заинтересовать студентов. У них должно возникнуть желание создать плакат, воспользоваться выразительными средствами этого искусства. Вводная лекция должна быть стимулом к творчеству.

Времени, отведенного на вводную лекцию достаточно только для самого поверхностного ознакомления с искусством плаката. Поэтому, представляется необходимым более внимательное изучение истории плаката в рамках истории искусств. Целесообразно согласовать по времени задания по плакату и теоретические лекции.

Целесообразность проведения двух заданий по плакату В рамках эксперимента был проведен письменный опрос для исследования обучающего эффекта практического задания по плакату. Он помогает выявить степень влияния выполненного задания на формирование представления об этом жанре.

После выполнения задания по плакату студентам было предложено своими словами лаконично сформулировать ответ на вопрос: «Что такое плакат?». При этом было особо подчеркнуто, что представляет интерес личное мнение каждого.

Вопрос был поставлен таким образом, чтобы отвечающий мог самостоятельно выбрать форму ответа. Этот прием помогает выяснить, что именно является определяющим для понимания плаката в каждом конкретном случае. Все ответы начинались с формулы: «Плакат - это.». За ней следовало ключевое определение, самое главное, самое характерное и важное для понимания плаката этим человеком. За тем следовало перечисление других признаков, функций, характерных особенностей художественного языка.

Анализ процентного соотношения сходных ключевых определений к общему количеству ответов дал следующие результаты: Плакат - это.

1. Жанр изобразительного искусства, особая разновидность графики — 32%.

2. Средство массового внушения, побуждения, психологического воздействия —24%.

3. Средство пропаганды и агитации - 16%.

4. Совокупность качеств: оригинальность, доходчивость, ясность идеи, максимум выражения при минимуме средств - 16%.

5. Средство решения социальных проблем - 8%.

6. Синтез текста и изображения - 4%.

Особое значение имеют две первых позиции. Определение плаката как жанра изобразительного искусства оказалось значимым для более чем трети опрашиваемых. Само по себе такое понимание плаката представляется слишком общим и требует уточнения. В то же время, одной из задач вводной лекции и практических занятий было составить представление о плакате именно как об искусстве, обладающим своим особенным художественным языком. Была сделана попытка преодолеть узкое представление о современном плакате только как о средстве рекламы. Искусство плаката рассматривалось во всем многообразии его жанров, функций, особенностей. В этой связи, данные ответы могут служить индикатором определенной широты понимания вопроса.

На втором месте стоит определение плаката как средства суггестивного воздействия. Это представление скорее всего сформировалось в процессе выполнения задания. Практическая реализация целенаправленного # психологического воздействия средствами плаката вызвала достаточно много трудностей у студентов. В процессе занятий, преподаватель многократно акцентировал внимание на этом качестве плаката. Осознание суггестивных возможностей этого жанра и напряженная работа над воплощением этих возможностей в плакате явились причиной подобных ответов.

При перечислении особенностей художественного языка плаката наиболее часто упоминаются именно те моменты, практическое воплощение которых вызвало наибольшие трудности.

1. Лаконичность выразительных средств - 64%.

2. Недосказанность, афористичность - 33%.

3. Ясность, доступность для понимания - 47%.

4. Синтез слова и изображения - 16%.

Другие особенности плакатного искусства, которые часто упоминались в ответах также были связаны с затруднениями во время композиционного поиска: особая роль контрастов, четкость композиции, запоминаемость, яркость и эмоциональность, сила психологического воздействия, конкретность цели, актуальность, способность привлечь внимание зрителя, отсутствие нефункциональных элементов.

Многие ответы включали перечисление основных функций плаката.

1. Решение социальных проблем - 27%.

2. Агитация и пропаганда - 25%.

3. Реклама-17%.

4. Информативная функция - 17%.

5. Призыв и побуждение к действию —14%.

6. Воспитательная - 3%.

Как можно заметить из всей приведенной статистики, среди особенностей плаката наиболее часто отмечается его направленность на решение социальных проблем. Это прямо связано с характером выполненного задания. Особенностью задания была его акцентированность на функциональном аспекте. Плакат должен был способствовать решению конкретных студенческих проблем на факультете изобразительного искусства. В этой острой социальной направленности кроется одно из важнейших отличий плаката от станкового искусства. Понимание функции плаката это одно из необходимых условий для постановки композиционной задачи и ее решения. Именно по этому, в качестве задания был выбран такой жанр плаката, в котором направленность на решение конкретной проблемы была выражена наиболее ярко.

Это определило одну общую черту всех ответов - несколько одностороннее понимание плаката. В результате выполненного задания у студентов сложилось представление о плакате как об остром социальном жанре, инструменте для решения проблем. Несмотря на справедливость такого представления, остаются в тени проблемы художественной выразительности. То, что наиболее ярко проявляется в зрелищном плакате (театральный, киноплакат, выставочный, цирковой). Несмотря на то, что зрелищному плакату было уделено достаточно внимания во время вводной лекции, в ответах данный жанр упоминается крайне редко.

Зрелищный плакат представляет собой другой полюс плакатного искусства. Наряду с рекламной функцией, такие плакаты решают задачи художественного синтеза искусств. В зрелищных плакатах художник работает над тем, чтобы создать лаконичный, емкий образ спектакля, циркового представления, фильма. В этой связи можно еще раз вспомнить, мысль Н. Акимова о том, что театр начинается с афиши. Это значит, что театральный плакат становится частью театрального действия, его важным функциональным элементом.

Зрелищный плакат гармонично сочетает в себе функциональные и художественные задачи. Работа в этом жанре способна компенсировать одностороннее представление о плакатном искусстве, закрепившееся в результате выполнения первого задания. Не случайно на графическом факультете Академии художеств задание по плакату включало в себя создание политического плаката и театральной афиши. В силу того, что в театральном плакате многие закономерности и особенности художественного языка проявлены более тонко, он должен стать второй необходимой ступенью в изучении плакатного искусства.

Таким образом, для более полного изучения плакатного жанра необходимо как минимум два задания. Первое задание предполагает создание острого проблемного плаката, а второе - зрелищного.

Принципы постановки задачи То, каким образом сформулировано задание, имеет огромное значение для успешной организации творческого процесса. Проведенный эксперимент убедительно показал, что учебное задание по плакату должно отвечать по меньшей мере трем основным требованиям:

1. Тема плаката должна быть актуальна для студентов, близка им. Это является мощным стимулирующим творческое мышление фактором.

2. Плакат должен создаваться для практического использования. Важно с самого начала работы настроить студентов на то, что созданный ими плакат будет работать, выполнять свою функцию.

3. Тема должна быть как можно более конкретна. Общие темы, такие как «Экологический плакат» или «Политический плакат» не имеют стимулирующего потенциала и настраивают на формальное отношение к работе. Необходимо конкретизировать тему таким образом, чтобы каждый мог почувствовать свою причастность к проблеме. Исходя из этого, тема «Экологический плакат» может быть сформулирована, например, как «Проблема загрязнения городской атмосферы автомобильным транспортом».

Ограничение техники исполнения Предполагается, что задание по искусству плаката предваряется упражнениями по шрифтам и ознакомлением с техническими приемами оформительской работы. Именно такова была логика построения программы по «Школьно-оформительскому искусству». На практике может возникнуть такая ситуация, при которой, приступая к выполнению задания по плакату, студенты не--достаточно владеют техническими приемами. Поэтому в течение довольно небольшого времени, отведенного на плакат, помимо творческих задач необходимо будет решать задачи обучения технике. Недостаточное владение техникой и материалами мешает полноценной реализации творческих замыслов.

Для более эффективного развития практических умений и овладения навыками оформительской работы, целесообразно заранее определить в задании то, в какой технике должен быть сделан плакат и провести предварительные упражнения для ознакомления с данной техникой.

Можно порекомендовать технику трафаретной печати. Эта традиционная плакатная техника полностью соответствует специфике данного жанра. Она предполагает отказ от мелких деталей, лаконичное цветовое решение, локальные заливки, ограничение пространства, условность и стилизацию, Также эта техника дает возможность тиражировать плакаты. Трафаретную печать можно выполнять, как на офортном станке, так и при помощи ручного валика.

Организация эскизной работы По свидетельствам многих художников, мучительное состояние возникает при попытке воплотить возникший в сознании цельный образ. В этот момент требуется значительное волевое усилие для того, чтобы сохранить сосредоточенность и продолжать работу. Здесь нужно понимать, что решение может быть очень необычным, поэтому его часто бывает невозможно представить до того, как оно появится на бумаге. Процесс воплощения - это и есть композиционный поиск. Это стремление наиболее адекватно передать целостность внутреннего образа. Сконструировать, реализовать средствами изобразительного искусства некую целостность, заключающую в себе этот образ.

Большинство студентов не имеют достаточного навыка ведения планомерного композиционного поиска. Эскизной работе не придается должного значения. Для того, чтобы дать представление о значимости эскизной работы и особенностях ее планомерного ведения, может быть полезен наглядный пример. Целесообразно показать полный ряд эскизов от начальной идеи до окончательного композиционного эскиза в цвете. Гораздо более впечатляющей могла бы быть демонстрация решения композиционной задачи педагогом. Показ прохождения через все стадии эскизного поиска с объяснением значения каждого этапа.

Хорошо зарекомендовал себя метод создания первых эскизов в условиях ограниченного времени. Этот метод помогает стимулировать творческое мышление и преодолеть трудности, возникающие на начальном этапе творческого поиска.

Промежуточные задания

Как показали исследования, предварительный рассказ о композиционных приемах и средствах плаката, об особенностях плакатного языка не достаточно эффективен. Приступая к практической работе над плакатом, студент испытывает затруднения в непосредственном использовании, полученных теоретических знаний. Для того, чтобы преодолеть разрыв между теорией и практикой можно порекомендовать использование промежуточных заданий.

В этом случае занятия, преследующие цель развития творческих способностей (способностей творческого мышления) могут иметь следующую структуру:

Постановка проблемы и первые попытки ее решения. Поиск плакатной идеи и способа ее выражения. Можно предположить, что в большинстве случаев возникнут естественные трудности, связанные с нехваткой опыта композиционного поиска, знаний по особенностям плакатного языка, недостатком опыта работы в жанре прикладной графики. Эксперимент показал, что основную трудность представляет задача адекватно выразить, передать возникшую в сознании идею.

В тот момент, когда возникнет необходимое эмоциональное напряжение, ощущение невозможности выразить замысел, творческий тупик, можно на некоторое время прервать работу и провести серию упражнений на выявление композиционных схем в известных плакатах. Это должен быть композиционный анализ плакатов, с целью выяснения способов, приемов и методов, при помощи которых мастера плакатного искусства добивались выразительности и силы воздействия. При этом целесообразно попытаться получить ответы на такие вопросы: Какое воздействие оказывает плакат? Что помогло создать такой эффект? За счет каких композиционных средств создается такое сильное впечатление?

Это должен быть целенаправленный и внимательный анализ композиционных средств для их практического использования в собственных произведениях. После выполнения промежуточных заданий необходимо вновь вернуться к работе над плакатом. Исходя из результатов, полученных в исследованиях Я.А. Пономарева, а также исследований проведенных автором данной работы, можно прогнозировать положительный эффект от новых знаний и умений, полученных в ходе выполнения промежуточного задания.

Задания по проведению композиционного анализа плакатов оказываются возможны лишь в том случае, если студент обладает некоторой подготовкой по теории композиции и знаком с основными композиционными законами, принципами и средствами, что еще раз подчеркивает необходимость укрепления междисциплинарных связей.

Важно отметить, что полноценное и эффективное развитие творческих способностей возможно только при совместных усилиях педагогов всех кафедр и в первую очередь преподающих специальные дисциплины.

Творческое мышление является одним из значимых профессиональных качеств художника-педагога. Оно определяет способность действовать в нестандартных ситуациях, в условиях недостаточности информации и дефицита времени. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в

201 меняющихся обстоятельствах . Поэтому, владение методиками, и технологиями осуществления целостного педагогического процесса необходимо, но недостаточно для успешной профессиональной деятельности. Как отмечает В.Б. Ежеленко «никакая схема, модель, методика, технология не могут учесть всего богатства и многообразия, непрерывно меняющейся действительности и прежде всего 202 педагогической» .

201 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. -3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. С. 18.

202 Ежеленко В.Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие. - СПб.: Издательство РГГТУ им. А.И. Герцена, 1999. С. 96.

Для эффективного решения педагогических задач учитель должен обладать такими качествами как: инициативность, самостоятельность, умение преодолевать инерцию мышления, развитая способность к самоанализу, умение принимать решения и способность твердо их отстаивать, целеустремленность, наблюдательность, гибкость мышления — то есть теми качествами, которые являются признаком творческой личности. Профессиональная подготовка художника-педагога предполагает развитие способностей к творческой деятельности, как в области педагогики, так и в сфере изобразительного искусства. В реальной практике творчество учителя изобразительного искусства представляет из себя тесное переплетение и взаимодействие двух основных аспектов его деятельности - художественно-педагогическое творчество. В основе всех направлений творческой деятельности лежат единые механизмы творческого мышления, которые могут целенаправленно формироваться и развиваться в процессе профессиональной подготовки.

Развитие творческого мышления - это долгий и сложный процесс, связанный с формированием глубинных структур личности. Для более эффективного решения этой важной задачи необходимо объединить усилия как можно большего числа педагогов, преподающих разные дисциплины.

Возможности для целенаправленного развития творческого мышления, которые предоставляет плакат могут внести свой вклад в общее повышение качества профессиональной подготовки художника-педагога. Это является одной из значимых причин, по которым необходимо обратить более пристальное внимание на искусство плаката. По нашему убеждению, изучение плаката должно стать одним из важных компонентов целостного педагогического процесса, в результате которого формируется личность художника-педагога, отвечающая всем требованиям современного общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном исследовании плакат предстает в двух основных аспектах: в качестве самоценного предмета изучения и как средство для формирования и развития необходимых профессиональных качеств художника-педагога. Аналитическое выделение этих моментов помогает глубже проникнуть в сущность изучаемого явления, но при этом важно подчеркнуть, что на практике теоретическая двойственность растворяется в комплексе взаимосвязанных и взаимопроникающих педагогических задач.

Плакат попадает в сферу компетенции художника-педагога, работающего в школе не только как жанр изобразительного искусства, но и как значимый фактор воспитательного воздействия. Острая противоречивость нравственно-эстетического и художественного облика современного плаката определяет необходимость специальной подготовки зрителя к восприятию этого явления.

Необходимым условием полноценного общения с плакатом в процессе его функционирования является переключение на эстетическую установку. Формирование особой социально-психологической установки на восприятие поможет компенсировать те противоречия, которые возникают вследствие влияния утилитарных функций на художественную природу плаката. Такая установка дает основу для критической оценки плакатов, их образного содержания, композиционного решения, красоты решения утилитарной задачи художественными средствами. Подготовленный зритель, обладающий культурой восприятия, перестает быть пассивным объектом агрессивного плакатного воздействия, а становится вдумчивым свидетелем современного художественного процесса.

На фоне раскрытой необходимости просвещения в сфере плакатного искусства становится очевидным недостаток внимания к этому жанру в системе высшего художественно-педагогического образования. Несмотря на то, что плакат традиционно присутствовал в этой системе, анализ программ и методических пособий позволил выявить фрагментарный подход к его изучению. В современном Образовательном стандарте плакат как предмет изучения не упоминается вообще. Можно констатировать, что сейчас плакат практически выпадает из системы подготовки художников-педагогов.

Принципиально важным положением предлагаемого подхода к изучению плаката в художественно-педагогической школе является рассмотрение этого искусства как целостного явления в совокупности всех его жанров и социальных функций; в единстве теории и практики. Такой подход позволяет дать представление о плакате как самоценном явлении культуры, обладающим мощным воспитательным потенциалом.

Изучение условий формирования профессиональных качеств личности художника-педагога помогло выявить особое значение междисциплинарных взаимосвязей в системе подготовки. Погружение студента в образовательное пространство, содержащее в равной мере художественно-практические предметы и научно-теоретические дисциплины, которые скоординированы между собой и тесно взаимосвязаны, способствует формированию необходимого для успешной профессиональной деятельности гармоничного сочетания логического и образного компонентов мышления. Особое значение имеет взаимодействие психолого-педагогических предметов с художественными дисциплинами, благодаря которому происходит формирование и развитие качеств профессионального педагогического сознания.

Возможности интеграции плаката в существующую систему предметов и заданий заложены в самой природе плакатного творчества, имеющей множество точек соприкосновения с художественно-педагогической деятельностью.

Один из основных моментов, объединяющих эти области человеческой практики, состоит в организации воспитательного воздействия при помощи визуальных художественных средств. Плакат воплощает собой яркий пример пересечения педагогических и художественных задач. Поэтому, приобщаясь к плакатному искусству, студенты имеют возможность прочувствовать взаимосвязь и взаимопроникновение педагогического и художественного творчества.

Синтез слова и художественного изображения как основа плакатной выразительности в то же время является одним из важных элементов профессионального мастерства художника-педагога. Эта особенность плаката подчеркивает роль владения словом для учителя изобразительного искусства и является фактором, способствующим развитию этого умения.

Работа над плакатом, помимо совершенствования художественной техники, активизирует развитие проблемного видения как необходимого компонента педагогического мышления.

Интеграция плаката в систему подготовки художника-педагога способствует укреплению междисциплинарных взаимосвязей, стимулирует более тесное взаимодействие предметов психолого-педагогического^ общекультурного и специального блоков содержания образования, подчеркивает специфику профессионально-творческой деятельности художника педагога и тем самым может выступать в качестве одного из системообразующих факторов.

Необходимыми составляющими целостного изучения плаката являются теоретические занятия по истории плаката, психологии зрительного восприятия, теории композиции, а в качестве основы изучения этого искусства выступает комплекс практических заданий.

Посредством проведения экспериментального исследования было подтверждено, что использование плаката в обучении композиции может послужить эффективным средством целенаправленного развития остроты творческого композиционного мышления.

Эти возможности обусловлены следующими особенностями плаката: - определенность условий, целей и задач композиционного поиска;

- открытость композиционной структуры;

- ориентация на создание законченного произведения с целью его практического применения;

- способность быстро реагировать на возникшую социальную потребность.

Совокупность этих особенностей создает методически благоприятную ситуацию для использования алгоритма композиционного поиска как одного из методов целенаправленного развития творческого мышления.

Работа в жанре плаката ориентирована на создание законченного произведения с целью его практического применения. Использование этой особенности в качестве методической установки делает обучение более мотивированным. Она помогает преодолеть распространенное, к сожалению, представление о композиции как о компоновке, о подготовительной стадии творческого процесса.

Плакат дает возможность за короткое время пройти через все этапы композиционного поиска, прочувствовать их на практике, приобрести личный творческий опыт. Сознание того, что результат творческой работы будет использован по назначению, является сильным творческим стимулом, которым часто пренебрегают в учебном процессе.

Важным аспектом интеграции плаката в систему подготовки художника-педагога является укрепление взаимосвязей системы образования с обществом, выступающим в качестве метасистемы. Социальная отзывчивость: способность своевременно замечать возникающие общественные потребности и гибко реагировать на них -является одним существенных критериев функциональности и эффективности системы высшего образования. Заостряя внимание на значимости плаката для художественно-педагогической школы, мы тем самым выявляем важную стратегическую задачу, которая тесно соприкасается с проблемами воспитания эстетической культуры и формирования целостного эстетического отношения к действительности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Соколов, Роман Владиславович, 2001 год

1. Акулова О.В., Писарева С.А. Как написать квалификационную работу по педагогике. - СПб., 1999. - 84 с.

2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. -М.: Просвещение, 1984. — 160 с.

3. Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1992. - 32 с.

4. Алпатов М. Композиция в живописи: Исторический очерк / Курс лекций. М - Л.: Искусство, 1940. — 132 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.

6. Аронов В.Р. Художник и предметное искусство: проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в. М.: Советский художник, 1987. - 232 с.

7. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: «Высшая школа», 1976. - 200 с.

8. Ахмедзянова Л.М. Психолого-педагогические основы формирования призвания к профессии учителя. Одесса, 1993 - 279 с.

9. Бабурина Н.И. Русский плакат I мировой войны. М.: «Искусство и культура», 1992. - 120 с.

10. О.Бабурина Н.И. Русский плакат (вторая половина XIX начало XX века). - Л.: «Художник РСФСР», 1988. - 192 с.ч,

11. П.Бабурина Н.И. Советский зрелищный плакат: 1917-1987 гг. — М.: Советский художник, 1990. 207 с.

12. Бабурина Н.И. Россия XX век. История страны в плакате. М.: Панорама, 1993.-239 с.

13. Банфи А. Философия искусства. М.; Искусство, 1989. — 287 с.

14. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. Учебное пособие для педагогических институтов по специальности «Черчение, рисование и труд». М.: Просвещение, 1981. -239 с.

15. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии искусства на примере истории живописи. -Калининград: Янтарный сказ, 1999. 704 с.

16. Бродский М. Как сделать плакат, лозунг, декорацию в избе-читальне. -Л.: Гос. Изд-во, 1926. 56 с.

17. Брушлинский А. Психология творчества: Некоторые итоги и перспективы. //Коммунист, № 5, 1967. С. 78

18. Бутник-Сиверский Б.С. Советский плакат Гражданской войны 19181921. М.: Всесоюзная книжная палата, 1960. - 696 с.21 .Вайман С.Т. Диалектика творческого процесса. // Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. — 192с.

19. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. М.: «Искусство», 1956.-370 с.

20. Ватолина Н.Н. Мы плакатисты. — М.: Советский художник, 1970. -79 с.

21. Верб Э.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. СПб., 1997. - 65 с.

22. Верб Э.А. Эстетическая культура школьника. Курс лекций. СПб., 1997.- 110 с.

23. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

24. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 288 с.

25. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб., 1993.- 272 с.

26. Власов В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства: Учебно-методическое пособие./ РГПУ им. Герцена. СПб.: Образование, 1997. - 79 с.

27. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы №2 г. Реутова Московской обл. М.: Педагогика, 1988 - 96 с.31 .Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: «Искусство», 1977. - 263 с.

28. Волков-Ланнит Л.Ф. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит. М.: Искусство, 1968. - 190 с.

29. Волкова Е.В. Проблемы содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976.-64 с.

30. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. 288 с.

31. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

32. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: «Современное слово», 1998.-479 с.

33. Герман М.Ю. Сердцем слушая революцию. Л.: «Аврора», 1985.

34. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. - 320 с.

35. Глазычев В.Л. Слово и образ в искусстве убеждать // Сб. материалов I Всесоюзного семинара «Повышение идейно-художественного уровня наглядной агитации». — М.: Плакат, 1975. 146 с.

36. Голицын Г.А. Информация и творчество. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. - 304 с.

37. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация поведение - творчество. -М., Наука, 1991.-224 с.

38. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. — М.: Искусство, 1970. 519 с.

39. Горощенко Г.Т. Как работать над плакатом. М.-Л.:ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1932.-82 с.

40. Горощенко Г.Т. Основные законы композиции в изобразительном искусстве. Учебное пособие. -М., 1964. 120 с.

41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -М.: Гос. Ком. Российской Федерации по высшему образованию, 1995. 383 с.

42. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: Изд. Академии Педагогических Наук, 1957. - 518 с.

43. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. — Л.: Искусство, 1990. 223 с.

44. Даниэль С.М. Картина классической эпохи: проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII в. Л., Искусство, 1986. - 119 с.

45. Демосфенова Г.Л. Советские плакатисты — фронту. М.: Искусство, 1985.-207 с.

46. Демосфенова Г.Л., Норок А.Ю., Шантыко Н.И. Советский политический плакат. М.: Искусство, 1962. — 443 с.

47. Дерябин А.С. Художественные шрифты. Пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1967. - 40 с.

48. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. — М.: Искусство, 1956.-207 с.

49. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314 с.

50. Ежеленко В.Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.-246 с.

51. Игнатьев Е.И. ВообраяЬние и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.

52. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. 144 с.

53. Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. -М.: Искусство, 1971. 224 с.

54. Искусство в системе культуры / Сб. статей, под ред. Кагана М.С. Л., 1987.

55. Искусство и педагогика Из культурного наследия России XIX XX вв. Хрестоматия / Сост. М.А. Верб. - СПб.: Образование, 1995. -293 с.

56. Искусствознание и психология художественного творчества.// сб. статей под ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1988. - 352 с.

57. Исследование проблем психологии творчества / Сб. статей под редакцией Пономарева Я.А./ М.: Наука, 1983. - 244 с.

58. К вопросу о социальном функционировании искусства / Сб. статей под ред. И.С. Левшиной. — М.: Б.и., 1982. 217 с.

59. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: «Искусство»: Ленинградское отделение, 1972. - 440 с.

60. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Издательство Ленинградский университет, 1991384 с.

61. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание. 1978. - 34 с.

62. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: «Архимед», 1992. — 109 с.

63. Капр А. Эстетика искусства шрифта. М., 1979. - 212 с.

64. Каргин А.С. Нравственно-эстетическое формирование личности. М.: Знание, 1981.-64 с.

65. Кениг Т. Реклама и плакат как орудия пропаганды. Л.: «Время», 1925.-288 с.

66. Кибрик Е.А Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. // Вопросы философии. 1966 № 10.

67. Кириллова Л.И., Иванова И.В., Павличенков В.И. Мастерство композиции. М., 1983.

68. Коган Л. Н. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Мысль, 1966. — 213 с.

69. Козлов Н.Г. Композиция. Вводные лекции. / Пособие для студентов -заочников ХГФ. М.: Просвещение, 1968. - 29 с.

70. Кон И.С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967. 383 с.

71. Корецкий В.Б. Заметки плакатиста. М.: Советский художник, 1958. -166 с.

72. Корецкий В.Б. Товарищ плакат. Опыт, размышления. — М.: Плакат, 1981.- 128 с.

73. Коровкевич С.В. Анализ картины. Л.: Знание, 1975. - 32 с.

74. Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996, - 86 с.

75. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М. .: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. - 240 с.

76. Крыжановская Л.М. Психология мышления. М.: «Психолог», 1996. — 344 с.

77. Кузин B.C. Психология. Учебник. 4-е изд. М.: АГАР, 1999. - 304 с.

78. Кудин П.А. Гармония композиционных средств в изобразительном искусстве. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. СПб., 1994.

79. Лихачев Б.Т. Система эстетического воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1983.

80. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. - 192 с.

81. Лола Г.Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции. М.: Изд-во МГУ, 1998. - 264 с.

82. Лубок. Русские народные картинки XVII XVII вв. - М., 1968. - 156 с.

83. Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат 1917 1932 гг. - М., 1972. -214 с.

84. Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика: Альбом.- М.: Советский художник, 1977. 183 с.

85. Лук А.Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978. — 126 с.

86. Манин B.C. Неискусство как искусство. М.: УРСС, 1999. - 128 с.

87. Марков М.Е. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970. - 239 с.

88. Маркова О.Ю. Мифы, идеалы и реальность образовательного процесса. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000. - 169 с.

89. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000.-271 с.

90. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.

91. Михаленко Л.Б. Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1984. - 17 с.

92. Михаленко Л.Б. Формирование педагогической направленности мышления будущих учителей изобразительного искусства. Методические указания. -М.: МГПИ им. Ленина, 1983. 51 с.

93. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-352 с.

94. Моор Д.С. Я большевик. Сб. статей. - М., 1967.

95. Морозов К.Ф. Вопросы композиции в изобразительном искусстве. / Учебное пособие. М., 1971.

96. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины: очерки о языке живописи) М.: «Советский художник», 1983. - 375 с.

97. ИЗ. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат. /Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. -104 с.

98. Народная картинка XVIII XIX вв.: Материалы исследования. -СПб., 1996.

99. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

100. Никитенков С.А. Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно-графического факультета. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Липецк, 2000. - 23 с.

101. Нуйкин А.А. Искусство и нравственность. М.: Знание, 1981. — 56 с.

102. О композиции. Сб. статей. М., 1959.

103. О плакатной литературе (Постановление ЦК ВКП(б) от 11 марта 1931 года). // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении». М.: 1972. С. 400

104. Основы педагогики и психологии высшей школы. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. 303 с.

105. Охочинский В. Плакат. Л.: Изд-во Академии Художеств, 1928. - 92 » с

106. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. -3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

107. Плаггенборг Шт. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб.: Журнал «Нева», 2000. - 416 с.

108. Полевой В.М. Двадцать лет французской графики. 1920-1930. М.: Искусство, 1980.-318 с.

109. Полевой В.М. Искусство как искусство. М.: Издательский Дом. 1995.-208 с.

110. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 304 с.

111. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

112. Правила игры без правил /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1989.-280 с.

113. Праздников Г.А. Нравственный смысл художественного творчества.- Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание», 1985. 31 с.

114. Проблемы композиции: сборник научных трудов./ PAX. НИИ теории и истории изобразительного искусства Московской государственной академии художеств инст-т им. Сурикова. Сост. Ванслов. М., 1999.

115. Программа по композиции для художественно-графических факультетов педагогических институтов. Пучков А.С., Шорохов Е.В., Яшухин А.П. М., 1980.

116. Психология мышления. // Сборник переводов под ред. Матюшкина A.M. М.: Прогресс, 1965. - 532 с.

117. Птахова И.И. Простая красота буквы. СПб.: Русская графика, 1997.- 283 с.

118. Психология процессов художественного творчества. // отв. Ред. Б.С. Мейлах, Н.А. Хренов. Л.: Наука, 1980. - 285 с.

119. Психология творчества. Общая, дифференцированная, прикладная. // Сборник научных трудов под редакцией Пономарева Я.А. М.: Наука, 1990.-224 с.

120. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978.-198 с.

121. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: Фирма «Интерпракс», 1994.-231 с.

122. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. Учебное пособие. СПб.: Б.и., 1995. - 271 с.

123. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. - 191 с.

124. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. /под ред. Г.Н. Джибладзе, сост. А.Н. Джуринский. М.: «Педагогика», 1981, т.1 ~ 650

125. Самостоятельная работа студентов: поиски, проблемы, решения. Сборник статей./ Под ред. A.M. Юркова. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1991. - 176 с.

126. Свирида И.И. Советский плакат. М.: Знание, 1979. - 48 с.

127. Свиридова И.А. Советский политический плакат. М., 1968.

128. Свиридова И.А. Виктор Николаевич Дени. М.: Изобразительное искусство, 1978. - 208 с.

129. Слово и образ в искусстве убеждать./ Сб. материалов I Всесоюзного семинара: Повышение идейно-художественного уровня наглядной агитации. М.: Советский художник, 1977. - 118 с.

130. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.

131. Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. М.: Плакат, 1990. -192 с.

132. Советский зрелищный плакат 1917-1987 гг. М., 1990.

133. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры ( процессы распространения и освоения культурных ценностей. М.: Наука, 1990. - 253 с.

134. Социальная психология личности в вопросах и ответах. / Под ред. проф. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. - 397 с.

135. Социально-эстетическая роль литературы и искусства. / Отв. ред. М.Е. Марков. М.: Мысль, 1972. - 421 с.

136. Социальные функции искусства и его видов. / Отв. ред. А.А. Карягин. М.: Наука, 1980. - 269 с.

137. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. — Л.: «Художник РСФСР», 1984.-340 с.

138. Столович Л.Н. Жизнь — творчество человек. - М., 1985. - 256 с.

139. Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.

140. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 272 с.

141. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: 1994.

142. Тоотс В. Современный шрифт М.: Издательство «Книга», 1966. -269 С.

143. Турова В.В. Современная французская графика. Плакат. Карикатура. М.: Наука, 1966. - 220 с.

144. Учебная программа и методические рекомендации по композиции в искусстве графики. Сост. Мажуга А.И. Л., 1988.

145. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе, 1966.

146. Хламинский Ю.Я. Советский плакат. М.: Советский художник, 1961.-55 с.

147. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. - 192 с.

148. Черневич Е.В. Язык графического дизайна. Материалы к методике художественного конструирования. М.: Б. и., 1975. — 137 с.

149. Шабанов Н.К. Формирование педагогической направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1995. - 31 с.

150. Шорохов Е.В. Композиция. Учебник. М.: Просвещение, 1986. -287 с.

151. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. / Под общей ред. А.В. Иконникова. М.: Сторойиздат, 1990. - 334 с.

152. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. - 256 с.

153. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.: REFL-book, К. Ваклер, 1996.-304 с.

154. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. — М.: Знание, 1971.-48 с.

155. Яковлева A.M. Кич и художественная культура. М., 1990. - 89 с.

156. Яковлева Н.А. Искусство в школе будущего. // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1989. - 155 с.

157. Ялалов Ф.Г. Введение в педагогическую профессию. Учебно-методическое пособие для преподавателей. Казань: Казанский педагогический университет, 2000. - 170 с.

158. Barnicoat J. A concise history of poster. London, Thames and Hudson, 1979.-288 c.

159. Butler R. Poster art in Australia. Canberra, 1993. - 104 c.

160. Callo M. The poster in history. Milan, Hamlyn, 1974. -319 c.

161. Farland E., Farland L. Posters by painters. New York, 1978. - 64 c.

162. Historische Plakate 1980 1914. - Stuttgart, DACO, 1995. - 287 c.

163. Muller-Brockmann J., Wobmann K. Fotoplakate. Stuttgart, 1989. - 238 c.

164. Muller-Brockmann J. Geschichte des Plakates. Zurich, 1971.

165. The golden age of the poster. Album. New York, 1971.

166. Terry W., Rennert J. 100 Years of dance poster. New York, 1975. - 112 c.

167. Tibor S. A Maguar plakat. Budapest, Corvin, 1986. 162 c.1. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

168. Работы студентов 3 курса Факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена. 2001 год.

169. М. Шафеева, 1 гр. «Надо чаще встречаться».

170. И. Директор, 4 гр. «Время уходит».

171. Д. Гаврилюк, 2 гр. «Работа студента лицо преподавателя».

172. С. Меркулова, 2 гр. «Художника обидеть легко».

173. Д. Игнатьева, 1 гр. «Она не знает, что есть пинен без запаха».

174. Н. Кузьменко, 1 гр. «Наши студенты без хвостов».

175. Н. Корнилова, 1 гр. «Начни».

176. М. Калугин, 3 гр. «Наш гипс нам его и беречь!».

177. С. Петрова, 1 гр. «Сделай усилие, напряги воображение!».

178. И. Донцов, 4 гр. «Одни ждут, другие работают». И .В. Шмырова, 4 гр. «Не дай им засохнуть».

179. А. Новик, 3 гр. «Свобода дороже? Готовься вовремя!».

180. Е. Кривцова, 2 гр. «Этого мало».

181. М. Винокурова, 1 гр. «Чем ленивее студент, тем больше его труд похож на подвиг!».

182. А. Орлова, 3 гр. «Берегите кошек, исчезающий вид!».

183. Е. Блинова, 4 гр. «Драпировки не для этого».

184. Ребескова, 3 гр. «Не все краски одинаково полезны!».

185. Н. Привалова, 3 гр. «Я не достоин их внимания?».

186. С. Петрова 3 гр. Без названия.

187. Т. Семенова, 1 гр. Без названия.

188. Н. Яковлева, 1 гр. «.сессия?».

189. Е. Филлипова, 3 гр. «Где вы?».

190. Коваленко, 3 гр. «Аппетит приходит во время еды». 24.К. Перова, 4 гр. «Весна.скоро сессия!».1.. Плакаты разных лет.

191. Ж. Шере. «Palais de Glace. Champs-Elysees». Рекламный плакат. 1886.

192. Анри де Тулуз-Лотрек. «Divan Japonais». Рекламный плакат. 1893.

193. К.А. Сомов. «Выставка русских и финляндских художников». 1898.

194. М.А. Врубель. «Выставка работ 36-ти художников». 1901.

195. В.А. Серов. «Theatre de Chatelet. Saison russe». 1909.

196. Д.С. Moop. «Ты записался добровольцем?». 1920.31.«Who's absent? Is it you?». (Великобритания). 1914.

197. Д.С. Moop. «Ты записался добровольцем?». (Россия). 1920.

198. Фрагмент волонтерского плаката (Германия).

199. Фрагмент волонтерского плаката (США).

200. Л.М. Лисицкий. «Красным клином бей белых». 1920.

201. Д.С. Моор. «Помоги». 1921.

202. В.В. Маяковский. Окно РОСТА № 867. 1921.

203. В.В. Лебедев. «Работать надо винтовка рядом». Окно РОСТА. 1921.

204. A.M. Родченко. Книги по всем отраслям знаний. 1925.

205. A.M. Родченко, В.В. Маяковский. «Трехгорное пиво выгонит вон и ханжу и самогон». 1925.

206. Г. Стенберг, В. Стенберг. «Одинадцатый». 1929.

207. Г.Г. Клуцис. «Выполним план великих работ». 1930.

208. Дж. Хартфилд. «Blut und Eisen». 1934.

209. Н.Н. Ватолина, Н.В. Динисов. «Не болтай!». 1941.

210. В.Б, Корецкий. «Воин красной армии, спаси!». 1942.

211. И.А. Серебряный. «А ну-ка, взяли!». 1944.

212. В.Б. Корецкий. «Болтать врагу помогать!». 1954.

213. Н.П. Акимов. «Спрятанный кабальеро». 1955.

214. Я. Леница. «Alban Berg Wozzeck». Театральный плакат (Польша). 1964.

215. М. Урбанец. «Uwazay glowa nie z gumy» (Польша). 1963. 51 .Ю. Путрам. «Welcome to Chile» (Латвия). 1978.52.«Vous n'avez plus bezoin de votre jambe gauche». Рекламный плакат (Франция). 1997.

216. Тоскани. «White. Black. Yellow». Рекламный плакат (Италия). 1998.

217. Тоскани. Рекламный плакат (Италия). 1999.

218. С. Хироши «Tomorrow is too late». Экологический плакат (Япония). 1995.

219. В. Чайка. Экологический плакат (Россия). 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.