Песенная поэзия А.Н. Вертинского как единый художественный мир: Жанровая природа, образная специфика, эволюция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Тарлышева, Екатерина Алексеевна

  • Тарлышева, Екатерина Алексеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 186
Тарлышева, Екатерина Алексеевна. Песенная поэзия А.Н. Вертинского как единый художественный мир: Жанровая природа, образная специфика, эволюция: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Владивосток. 2004. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Тарлышева, Екатерина Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ПОЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕРТИНСКОГО ПЕРИОДА ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ (1915-1920 годы)

1.1 Формирование песенной поэзии в культуре первых десятилетий 20 века и литературно-эстетические воззрения Вертинского.19

1.2 Эстрадно-театральное начало как видовая доминанта и основа ролевого характера поэтических текстов.39

1.3 Романсовые трансформации в жанровой природе лирической песенности.57

ГЛАВА 2. ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ ВЕРТИНСКОГО ПЕРИОДА ЭМИГРАЦИИ (1920-1943 годы): ОБОГАЩЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЮЩЕГОСЯ СЛОВА

2.1 Особенности миропонимания и литературно-песенные задачи в обстоятельствах отрыва от Родины.74

2.2 Мотивно-образная специфика песенной типологии на новом этапе ее развития.84

2.3 Авторская индивидуализация героико-патриотических настроений в новых видах литературной песенности.116

ГЛАВА 3. ИТОГОВЫЙ ДИАЛОГ С ЛИТЕРАТУРНОЙ И ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИЯМИ: ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕРТИНСКОГО 1944-1957 годов

3.1 Советская действительность послевоенных лет и миссия поющего поэта.130

3.2 Особенности песенных текстов: художественная характерология идейного мира и образного строя.144

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Песенная поэзия А.Н. Вертинского как единый художественный мир: Жанровая природа, образная специфика, эволюция»

Александр Николаевич Вертинский (1889-1957) - поэт, артист эстрады, композитор. Стихотворное наследие Вертинского, несмотря на ошеломляющий успех первых сценических выступлений и дальнейшую славу поющего поэта, несмотря на неослабевающий интерес к его творчеству, пока изучено недостаточно. Для филолога поэзия Вертинского привлекательна, прежде всего, в силу того, что создававшиеся автором для собственного исполнения под музыку стихотворения являются полноценными в художественном отношении текстами. Именно это, в первую очередь, предопределило их «культурную сохранность». Но песенный мир Вертинского - еще и выразительное звено в стадиальной судьбе будущей авторской песни. Отсюда давно назревшая необходимость в историко-литературных характеристиках, адресованных феномену Вертинского-поэта.

Истории публикаций о Вертинском более 80 лет. Начало ее относится к 1916 году, когда в «Театральной газете» появилась заметка, создатель которой укрылся под инициалами «А. А.». Биограф поэта В.Г. Бабенко отметил ценность сделанного первым рецензентом наблюдения - «появился подлинный эстрадный поэт со своим неповторимым стилем» (Бабенко, 1992, с. 200201). Однако в чем же именно заключалось своеобразие феномена Вертинского - указано не было. Эмиграция артиста в 1920 году не могла способствовать его объективному и своевременному осмыслению в условиях советской действительности. Он был объявлен белоэмигрантом (1), стало опасным слушать его песни (2). После возвращения на родину (1943-1957) в отношении к Вертинскому вполне отразилась идеологическая предвзятость, которую он обеспечил себе своим пребыванием за границей. О поэте либо вообще не упоминали (3), либо, используя словооборот, более ранний по времени своего появления, охотно называли «ветошью вчерашней эпохи» (Никулин, 1929, с. 147). Сложившееся мнение («идеологически невыдержанный поэт», пишущий «скверно-декадентские стихи») (Шершеневич, 1990, с. 478-479) не смогла изменить даже высокая правительственная награда (за роль Кардинала в фильме «Заговор обреченных» Вертинский был удостоен Сталинской премии 2-й степени) (Савченко, 1989, с. 47).

Вертинского глубоко задевало подобное отношение к его творчеству. Отчаявшись, он написал два - «сверхпатриотических, по советским меркам», - стихотворения и отправил их сталинскому секретарю Поскребышеву вместе с письмом, в котором спрашивал: «может ли он (и сможет ли когда-нибудь) чувствовать себя своим на вновь обретенной родине»? (Цит. по: Ваксберг, 2000, с. 3). О ситуации вокруг имени Вертинского вспоминает К. Рудницкий, который был удивлен, что «ни газеты, ни журналы Вертинского не замечали» (.Рудницкий, 1991, с. 242) (4). По словам J1.B. Вертинской, «в нашей стране, несмотря на то, что А. Вертинский еще в 1943 году вернулся на родину, был предан ей и ею любим, все попытки с изданием сборника его произведений оказывались тщетными» {Вертинская, 2004, с. 5), в то время как в «чужих городах» выходили книги стихов и песен поющего поэта: «Песенки Пьеро» (Харбин, 1930), «Песни и стихи» (Вашингтон, 1962), «Записки русского Пьеро» (Нью-Йорк, 1982).

Картина постепенно менялась после смерти поэта. Интенсивность появления в отечественной печати книг и статей достигла апогея в последнее десятилетие, подтверждая слова Вертинского, теперь уже пророческие: «.через 30-40 лет меня и мое «творчество» вытащат из «подвалов забвения» и начнут во мне копаться» (с. 410).

Выпущены книги Вертинского «Четверть века без Родины. Страницы минувшего» (1989), «Избранное. Годы эмиграции» (1990), «Дорогой длинною.» (1990) (в 2004 году вышло исправленное и дополненное переиздание книги), «За кулисами» (1991), снят двухсерийный фильм Э. Рязанова, что в свое время предвидел И. Смоктуновский: «.его деятельность - поэта, актера, музыканта и гражданина - просится на экран, в документальный фильм «Александр Вертинский» (Смоктуновский, 1979, с. 72). Вс. Иванов удивлялся тому, что о Вертинском не написано книги (Вертинский, 1991, с. 201), теперь же мы имеем работы В.Г. Бабенко, В. Бардадыма, А.С. Макарова, Б.А. Савченко. Имя Вертинского, прежде всего, как поэта занесено в литературные энциклопедии (5).

Но о Вертинском писали по большей части люди из мира эстрады и кино. Проблемы, представляющие интерес для исследователя литературы, либо только обозначены, либо находятся в начальной стадии разработки. Пришло время целостного научно-объективного описания поэтического наследия этого самобытного автора.

Основа изучения любого писателя - периодизация творчества, что в отношении Вертинского уже сделано. Большинство исследователей, не расходясь во мнениях, выделяют в судьбе поэта три периода: 1915-1920, 19201943, 1944-1957. Но, к примеру, JI. Никулин предлагает несколько иную датировку: «Можно подвести итог его сложной жизни. первая глава оканчивается в Октябре 1917 г., вторая неотъемлема от агонии русской эмиграции., третья - последние 14 лет» {Никулин, 1989, с. 7-8). Сам же Вертинский писал: «Я сошел с парохода. В эмиграцию. В двадцатипятилетнее добровольное изгнание. В долгую и горькую тоску» (с. 123). Таким образом, наблюдается несоответствие между собственной датировкой заграничного периода и его фактическим обозначением. Вертинский отплыл в Константинополь в 1920 г. и приехал в СССР в октябре 1943 г. (данные приводятся по таблице «Основные даты жизни и творчества А.Н. Вертинского» {Савченко, 1989, с. 55)). Прибавление к дате реального отъезда из России 2-х лет, оговоренное самим Вертинским, фиксирует начало бесприютных скитаний поэта. Для него 1918 год, год отъезда из Москвы в Киев на гастроли, означает первый шаг, очевидно, нераздельно соединенный с последовавшим отъездом за границу («Думал ли я, что покидаю Москву на двадцать пять лет.» (с. 110)). Мы будем придерживаться точки зрения, согласно которой годом, обозначившим рубеж между первым и вторым периодами творчества, является 1920 год, так как появление новых тем, мотивов и образов в песнях поэта определено, прежде всего, заграничными впечатлениями.

Стихотворения, принадлежащие к первому периоду, наиболее активно комментируются в работах о Вертинском. Неоднократно отмечается характерность поэта как явления русской культуры, его живое стремление воплотить либо уже существующие, либо только зарождающиеся ее тенденции. Историю вопроса начинает один из первых рецензентов Вертинского - П. Пильский, подчеркивая, что Вертинский - «дитя непростой эпохи, любопытного времени с его интересными веяниями и лукавыми пристрастиями к му-зейности, - эпохи жеманства, манерности, мечтательной усталости, внутренней расшатанности и балованного снобизма» {Пильский, 1929, с. 132). JI. Никулин пишет об искусстве рубежа веков, вобравшем в себя «претенциозность, тоску, отчаяние, безнадежность класса обреченных», находя стихотворения Вертинского непосредственным откликом на атмосферу времени {Никулин, 1989, с. 5). Критик считает главным истоком творчества Вертинского декаданс, а самого поэта - настоящим выразителем этого явления. В «Литературной энциклопедии русского зарубежья» указывается на «связь зрительного и звучащего ряда, единства слова, музыки, пластики» {Литературная энциклопедия русского зарубежья, 1997, с. 104), что было воспринято Вертинским в качестве одного из присущих его времени способов передачи поэтического слова. Совершенно очевидно, что поднятая исследователями проблема принадлежности поэтического творчества Вертинского к ведущим тенденциям в искусстве Нового времени имеет важное значение для понимания той «почвы», на которой вызревало мастерство поющего поэта, но требует более подробного освещения.

В целом, подходов к осмыслению творчества Вертинского намечено достаточно много. При этом сам характер обозначенной в работах проблематики свидетельствует о научной содержательности материала. Так, определенно прорисовывается вопрос об историко-литературном контексте. Неоднократно отмечалось влияние на поющего поэта Маяковского {Маслов, 1992, с. 103; Олеша, 1989, с. 379; Ройзман, 1973, с. 16), Блока {Городецкий, 1917, с. 4; Пильский, 1929, с. 134; Савченко, 1992, с. 127), Северянина {Бабенко, 1989, с. 29; Борисов, 1968, с. 332; Савченко, 1996, с. 97). Выявлена связь песенного наследия Вертинского с лучшими литературными традициями 19 века (Гав-риленко, 1996, с. 40-42).

Ценность сделанных наблюдений и в постановке проблемы индивидуальности поэта, связанной с доминированием песенного начала. Однако сам факт признания Вертинского как интерпретатора существовавшего на рубеже веков процесса поисков выразительных возможностей слова и музыки в их взаимоединстве, на наш взгляд, нуждается в более полном и обстоятельном осмыслении, ибо главный познавательный ресурс данного феномена, литературоведческий, практически обойден вниманием. Одно дело в условиях моды эпизодически исполнять стихи под музыку (Ахматова, Северянин и др.), а другое - целенаправленно формировать поэтический мир с особым типом героя и поэтической образности, основанной на связи с музыкой, с поющим-ся словом. Зародившаяся позднее авторская песня будет учитывать, наследовать и развивать именно эту импульсивную особенность, когда в реализованной потенции двоякого присутствия музыки в поэтическом тексте обнаруживается перспектива жанрообразующего свойства.

Важным аспектом изучения Вертинского, отмеченным в работах критиков, является вопрос о поэтическом мастерстве, рассматриваемый в русле проблемы «литература - читатель»: к какому из двух лагерей - «элитарному» (Бардадым, 1996, с. 17; Никулин, 1989, с. 5; Савченко, 1996, с. 101; Шнейдер, 1970, с. 100) или «массовому» (Алянский, 1973, с. 257; Маслов, 1992, с. 101; Пильский, 1929, с. 136) - тяготеет поэт. Возникновение вопроса не случайно, в нем зафиксирована реакция на «эстетическое кредо» поющего творца. Он дарит свои творения не узкому кругу ценителей, а исполняет песни перед незнакомой аудиторией, состоящей из людей разных вкусов, пристрастий, уровней эстетического развития. Мы сходимся во мнении с теми исследователями, которые считают, что так называемая «примитивность» поющейся поэзии, явленной Вертинским, - не недостаток, не результат «низкопробности», а своеобразный прием «поэта толпы», цель которого - «доверительно снисходя, возвышать» {Маслов, 1992, с. 100-105). У этого вопроса значительный познавательный запас, ибо он - одна из загадок Вертинского, явно работавшего «на публику», но в то же время никогда не опускавшегося до примитивизма и помнившего о высоких требованиях к искусству поэтической строки, завещанных классиками.

Одной из особенностей поэзии Вертинского, проявившейся уже в первый период творчества, является эстрадно-театральное начало, возникшее вследствие своеобразного пересечения в рамках единой художественной системы разных видов искусства. Исследователи уже отметили присутствие «сценичности» в песенной поэзии Вертинского, реализующейся, в частности, в образе лирического героя {Пилъский, 1929, с. 132), в способе стилизации (.Иофьев, 1965, с. 204), в стремлении поющего поэта отражать социально и психологически типизированные настроения разнородного свойства, что привело к формированию ролевого характера произведений {Никулин, 1989, с. 5). О богатстве нарисованных поэтом типов говорится в энциклопедии «Русское зарубежье»: «В песнях Вертинского представал иллюзорный, разноцветный мир, населенный множеством причудливых персонажей» {Русское зарубежье, 1997, с. 146). Тем не менее, вопрос все-таки не изучался специально. Для нас этот аспект важен не только как часть проблемы взаимодействия искусств, но и как специфическая особенность индивидуально-авторской песенной характерологии, уже на этапе своего возникновения вырабатывавшей «ролевую» культуру, вмещенную в рамки поэтической строки и предвосхищавшую ролевой энциклопедизм в творчестве бардов 60-х -70-х годов.

Не осталась без внимания авторов исследований и проблема жанрового генезиса песенных миниатюр, созданных Вертинским. В частности, их связь с романсом была отмечена еще в ходе споров восьмидесятилетней давности как хулителями, так и защитниками поэта. Одновременно формировалось мнение о том, что песня Вертинского - это явление особого рода. Попытки уточнить видовую специфику столь необычных текстов терминологически разнородны. П. Пильский назвал их «медальонами» («не поэма, не баллада», а «маленькое стихотворение». «Его смысл не раскрывается сразу. В одно и то же время он откровенен и сдержан, открыт и целомудренен, и, конечно, он не для всех, это боязливо-затаенная иконка, носимая у сердца») (Пильский, 1929, с. 134-135). Другие варианты жанровой атрибуции более привычны: «роман-совые исповеди» (Савченко, 1996, с. 114), «романсы-картинки» (Бардадым, 1996, с. 91), «песенки-акварельки» (Рахилло, 1978, с. 20), «песенки настроений» (Нестьев, 1977, с. 488). Но и в них ощутим намек на нетрадиционность созданного поэтом. Продуктивным моментом в исследованиях критиков, прислушавшихся к собственному утверждению Вертинского о возникшей в нем потребности преодоления «романсового застоя», можно считать стремление выявить наиболее существенные черты индивидуальности поэта, творившего в контакте с традиционным романсом. В.Г. Бабенко отмечает «убедительность повествования», «развитое изобразительное начало», поэтический мир, отличающийся от «надоевшего мира «ямщиков» и надрывных «уголков»» (Бабенко, 1989, с. 18, 28). В одной из последних работ о песенной поэзии В. Высоцкого говорится о том, что Вертинский «адсорбировал» в своем творчестве фольклорные «ипостаси» авторской песни - цыганский и городской романс (Сафарова, 2003, с. 148). Но более подробного постижения проблемы «песня Вертинского и романс» в работах пока не представлено.

Второй период, как отмечают исследователи, отличается более высоким поэтическим мастерством: «лучшие песни» (Ильина, 1988, с. 217), «шедевры» (Русское зарубежье, 1997, с. 145). Причину творческого роста Вертинского авторы видят в том, что «тоска по Родине. придала небывалую силу, выразительность и глубину» его поэзии (Зборовский, 1990, с. 4). Особо подчеркивается роль «рубежного» стихотворения «В степи Молдаванской», в котором, например, В. Бардадым видит «отход от жеманства и ходульности прежних вещей» (Бардадым, 1996, с. 51). В восприятии большинства рецензентов этот яркий период сводится к ностальгической тематике, что в лирической форме зафиксировал Я. Смеляков: «Все балериночки и гейши тишком из песенок ушли, и стала темою главнейшей земля покинутой земли» (Цит. по: Савченко, 1996, с. 123). В критике отмечено, что «песни тоски по родине» занимают в творчестве поэта «особое место» {«Театральная жизнь», 1966, с. 27). Однако имеющиеся общие суждения об этих произведениях порой неоднозначны. Так, А. Бардадым видит в песенных признаниях поэта проявление неискренности, а саму «тоску по родине» называет «игрой». По его словам, «любовь к отечеству тиха, она не терпит, как и всякое высокое чувство и подлинное искусство, суеты» {Бардадым, 1996, с. 46). Ряд произведений этот же автор считает «более или менее удачными», хотя и подражательными по характеру (Суркову, Симонову и другим «корифеям»). Не сомневался в качестве патриотизма Вертинского - человека и поэта - И. Смоктуновский, писавший: «Сквозь мытарства и мишуру успеха на чужбине он свято пронес трепетность к своему Отчеству, душой и телом был с ним в годы военных испытаний. Он пел о Родине» {Смоктуновский, 1979, с. 72). К. Рудницкий называет Вертинского одним из первых крупных мастеров искусства и литературы, покинувших Россию после Октября, кто увидел Родину «в свете великой войны между силами фашизма и силами свободы» {Рудницкий, 1990, с. 565).

На наш взгляд, содержание эмигрантской лирики Вертинского намного шире обозначенного в работах направления. Выделение исследователями стихов с ностальгической тематикой как более совершенных в художественном отношении, хотя они, безусловно, сильны и выразительны, выглядит не вполне оправданным. Поэт продолжает создание индивидуально-авторского песенно-поэтического мира в русле определившихся в начале творческого пути целеустановок. Второй, продлившийся 23 года эмигрантский этап требует более подробного рассмотрения во всей совокупности созданного. Появление новых по характеру произведений обусловлено как разными местами пребывания, так и переменами во взглядах и настроениях. И в особенности обойдено вниманием творчество Вертинского начала 40-х годов, завершающего эмиграцию. Закономерный итог - в существующей периодизации «военный» отрезок времени как-то «затерялся» (Никулин, 1989, с. 8). А ведь сам артист серьезно оценивал собственную деятельность в эти годы. Нужен целостный охват наследия поэта с учетом всех особенностей творчества эмигрантского периода.

Литературные опыты 1944-1957 годов - небольшое количество стихотворений - по существу вовсе не изучены. Сравнительно малая «продуктивность» Вертинского как автора песенных текстов объясняется объективными причинами (концертная деятельность, работа над мемуарами, роли в кино). Появление не характерных для Вертинского мотивов «заказного» содержания могло показаться неинтересным. Но их наличием не исчерпывается все созданное в это время. Предстоит разобраться во всех обстоятельствах, вызвавших прославление жизни в СССР, вероятно, «прозрел» Вертинский не сразу, о чем свидетельствуют письма последних лет. Таким образом, песни, написанные в последний период творчества, превратились в любопытное и уникальное в своем роде поэтическое воплощение чувства радостного обретения Родины и новых разочарований, неудовлетворенности, которые поэт вынужден был мужественно преодолевать. Мы будем рассматривать стихотворения 1944-1957 годов в качестве претворения личностного опыта, сохранившего верность служения искусству песенной поэзии как сложившемуся идеалу.

Следует определить нашу позицию в важном для работы теоретическом аспекте. Необычная жанровая структура, вызвавшая у исследователей немало споров, определяется некоторыми из них как авторская песня, причем Вертинский видится родоначальником жанра (Алешин, 1998, с. 533; Аннинский, 1999, с. 6; Бабенко, 1989, с. 24-25; Баевский, 1999, с. 75; Бен-Цадок, 1999, с. 313; Ильина, 1988, с. 262; Иофьев, 1965, с. 204; Мирзаян, 1996, с. 4; Олеша, 1989, с. 387; Ревич, 1997, с. 355; Русские писатели, 1989, с. 430; Тростников, 1997, с. 137; Чесноков, 1998, с. 421): «Безусловно, Вертинский был создателем жанра современной авторской песни. Сначала он, а потом мы.» (Окуджава, 1985, с. 39).

В то же время нельзя не признать убедительным вывод о том, что авторская песня как явление культуры сформировалось в 60-70-е годы 20 столетия, то есть в иных историко-культурных условиях (Каманкина, 1989, 1998; Соколова, 2000, с. 449). Созданное Вертинским роднится с тем, что принято понимать под авторской песней {Бойко, 1998, с. 3; Шаулов, 2000, с. 498), прежде всего, благодаря принципу осуществления творческого замысла: стихи рождаются одновременно с мелодией в сознании одного автора, поэтому наш термин - «песенная поэзия». Он, на наш взгляд, более точен в обозначении того исторического эпизода в генезисе явления, когда была впервые реализована сама идея перехода от условно-поющегося стиха с доминированием в нем словесно-образной стихии «музыкальности» к реальному пению, не только расширяющему возможности восприятия, усиливающему его воздействие, на и реагирующему на решаемые задачи с позиций тех глубинно-внутренних уровней, которые невольно фиксируются в самой природе песенно-стихотворного художественного слова. Порой песни Вертинского, принадлежащие одновременно эстраде и художественной литературе, воспринимаются в «непересекающихся» плоскостях последних. Пример подобного подхода - работа Е.А. Лианской «А.Н. Вертинский и предыстория бардовской песни: взгляд музыканта» {Лианская, 1999, с. 390-399). Данная позиция не лишает «песню» Вертинского возможности рассматриваться в традициях литературоведческой специфики, хотя и обусловливает особенности литературоведческого анализа {Бойко, 1997, с. 343-351).

ТЕМА диссертационного исследования - «Песенная поэзия А.Н. Вертинского как единый художественный мир: жанровая природа, образная специфика, эволюция» - предполагает рассмотрение наиболее существенных признаков, обеспечивающих внутреннюю цельность созданному поэтом -как индивидуальной модели художественного мышления: - жанровой природы лирической песенности, принадлежащей одному автору, в которой оформляется театрально-ролевое начало и которая скпадывается в новый тип предназначенного для пения текста, вырастая из романса, но при этом внедряя в него разнообразные виды «литературности»;

- поэтической образности, реализующей творческие задачи поэта-певца;

- эволюционной картины с выявлением художественной специфики на каждом этапе творческой судьбы.

Избранные аспекты исследования призваны способствовать утверждению творческой личности Вертинского в культурно-историческом сознании современного читателя, поскольку песенное наследие поэта анализируется с позиций его эстетической значимости.

АКТУАЛЬНОСТЬ диссертации определяется, во-первых, современной потребностью изучить творчество писателей, составивших «золотую книгу» русской эмиграции, интересом к культуре русского зарубежья, с которой связан продолжительный период жизни Вертинского. Во-вторых, активным обращением исследовательской мысли к феномену авторской песни и песенной поэзии, неоднократными отсылками к Вертинскому как предтече явления в работах об Окуджаве, Высоцком, Галиче, Визборе и реальным присутствием сформированной Вертинским традиции в художественных мирах названных авторов. Наконец, гуманистические основы поэтического наследия Вертинского, исповедуемые его лирическим героем идеалы добра и человеколюбия в нынешних обстоятельствах выступают здоровой альтернативой деструктивным общественным тенденциям, проникающим в современное искусство. Противостоя аналогичным процессам, наблюдавшимся в современном поэту декадансе, а затем - в идеологизированной литературной продукции периода исторических потрясений и войн, Вертинский своей заступнической за Человека миссией вошел в сознание нескольких поколений писателей и читателей, в том числе и современных.

ПРЕДМЕТОМ исследования является песенная поэзия Вертинского 1915-1957 годов. ОБЪЕКТОМ - закономерности, лежащие в основе песенного наследия Вертинского, образующего единый художественный мир.

ЦЕЛЬЮ работы является рассмотрение песенной поэзии Вертинского как явления художественного слова.

Для решения обозначенной проблемы и реализации поставленной цели были определены следующие ЗАДАЧИ:

1) назвать историко-культурные факторы, сформировавшие феномен песенной поэзии Вертинского;

2) рассмотреть ведущий способ реализации авторского сознания, обусловленный поющимся словом, в типе лирического героя, сформированного поэтом;

3) исследовать пути превращения романса в песню в качестве звена для понимания генезисной основы лирики поэта;

4) определить и охарактеризовать основной круг мотивов и образов, выявляющих творческую индивидуальность Вертинского-художника;

5) проследить эволюцию Вертинского как динамичную картину творческих поисков поэта и певца.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ БАЗОЙ диссертации стали труды отечественных ученых, посвященные проблемам системного анализа художественного текста: Басина Е.Я., Бахтина М.М., Гинзбург Л.Я., Жирмунского В.М., Лотмана Ю.М., Тынянова Ю.Н., Эйхенбаума Б.М. Важную роль в подготовке диссертации сыграли научные работы, раскрывающие проблемы эстетики рубежа 19-20 веков: Дмитриева Ю.А., Крохиной Н.П., Куприяновского П.В., Эткин-да Е.Г. и др. Синтетическая природа песенной поэзии Вертинского определила наше обращение к проблеме взаимодействия искусств, представленной в трудах Барабаш Ю.Я., Барбой Ю.М., Васиной-Гроссман В.А., Кузнецовой Е.Р., Курышевой Т.А., Минераловой И.Г., Родиной Т.М., Роднянской И.Б. Привлекались также исследования, посвященные проблеме жанра авторской песни, Андреева Ю.А., Бирюковой С.С., Кихней Л.Г., Курилова Д.Н., Новикова В.И., Сафаровой Т.В.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА работы предопределена предметом, целями и задачами исследования. С одной стороны, направленность литературоведческого анализа на целостное описание, выявление жанровых параметров песенной поэзии Вертинского обусловливает использование структурно-типологического и системного подходов. С другой стороны, в числе ведущих обозначен историко-культурный метод, позволяющий рассматривать явление песенной поэзии Вертинского во взаимодействии с другими искусствами и культурой эпохи.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫДВИГАЕМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

- Песенная лирика Вертинского представляет собой единый художественный мир, являясь значительным явлением русской культуры, поскольку основу этого самобытного наследия составило осознанное стремление автора последовательно творить в русле сложившихся в его поэтическом сознании идейно-эстетических принципов и характерных целеустановок.

- Ориентация поэзии на сценическое исполнение предполагает реализацию «театральности» на уровне текста: ролевой характер лирики, особый тип лирического героя - человека сцены и поющего поэта.

- Специфика песенной поэзии, сформированной Вертинским, состоит не только в способе бытования (музыкально-певческом), но и в проникновении «музыкальности» в образный строй лирики.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в том, что в ней дается характеристика литературно-эстетических взглядов поэта, определяющих эволюционные особенности его поэтического мастерства на разных этапах творчества, охарактеризованы принципы создания художественных образов, обусловленные жанровой спецификой песенной поэзии.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ диссертации состоит в возможности применения ее результатов при изучении литературного процесса 20 века как России, так и русского зарубежья, особенно дальневосточного региона; при изучении феномена песенной поэзии и авторской песни. Материалы исследования могут быть использованы в разработке спецкурсов «Авторская песня в истории литературы 20 века», «Серебряный век: поиск выразительных возможностей слова», «Поэзия русского зарубежья».

АПРОБАЦИЮ основные результаты исследования получили в ряде опубликованных статей, докладах на международной конференции «Владимир Высоцкий и русская культура 1960-1970-х годов» (Москва, апрель, 1998), научной конференции «Инновационные подходы к профессиональной подготовке учителя-словесника» (Уссурийск, январь, 1999), региональной научно-методической конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (Уссурийск, май, 1999), научно-практической конференции «Модели прогрессивного развития Дальневосточного региона» (Уссурийск, октябрь, 1999), международной научной конференции «Культура - искусство - образование» (Москва, февраль, 2000), международной научной конференции в рамках дней славянской письменности и культуры «Новое видение культуры мира в 21 веке» (Владивосток, май, 2000), международной научной конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (Уссурийск, май, 2000), межвузовской научно-методической конференции «Законы искусства и литературный процесс» (Уссурийск, июнь, 2000), межвузовской научно-методической конференции «Война в жизни и творчестве русских писателей» (Уссурийск, июнь, 2000), а также в школьном курсе на базе гимназии № 29 (Уссурийск, 2000).

СТРУКТУРА РАБОТЫ: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка литературы, включающего 220 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Тарлышева, Екатерина Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество А.Н. Вертинского, продлившееся 42 года, закономерным образом отражает основные вехи биографии поэта: «ранний» период (19151920), «эмигрантский» (1920-1943) и «советский» (1944-1957). Каждый из периодов имеет ярко вычерченный круг основных тем, мотивов и образов. В небольшом по объему наследии нашла отражение вся жизнь с ее трагедиями и радостями, эпохальными событиями и частными судьбами.

Первый период, связанный со становлением творческого метода поющего поэта, характеризуется широким кругом описанных персонажей: от «безноженьки», «юнкеров» до «лилового негра» и «попугая Флобера». Разноплановость представленных типов не свидетельствует об отсутствии организующего «стержня» поэзии Вертинского, объединяющим является гуманное отношение к людям. Песни Вертинского искренни и естественны, внешне просты, что не означает их примитивности. Именно таковым станет позднее не нуждающийся в сложных философских обоснованиях главный принцип авторской песни - сочувствие к «обычному» человеку. Ярко представлена в лирике поэта присущая жанру черта - «сюжетная метафоричность». «Отталкиваясь» от общего для авторской песни истока - романса - поэт сумел разработать характерный для песни «поколения шестидесятых» тематический комплекс. Вертинский неконъюнктурен, в своих песнях он отдавал предпочтение частным радостям и даже патетику гражданских чувств сумел не испортить обычно вносимым в таких случаях официозом.

В поэтическом мире, рожденном сильным дарованием, личность лирического героя как способ передачи авторского сознания выглядит самостоятельно и художественно полноценно. Это наблюдается в стихах Вертинского, начиная с первого, доэмиграционного периода. Несмотря на то, что развернутая поэтом картина восприятия мира носит интимно-камерный характер, имеющие значение для героя ценности нельзя назвать «мелкими». Уставший от поденщины на театральных подмостках актер с маской Пьеро бросает вызов «черствому» миру, он встает на защиту человека, заявляет о его праве на счастье, мечту и любовь.

Эта же любовь к человеку определяет утверждение в творчестве последующего периода патриотических и пацифистских мотивов как ведущих. Открытое к восприятию чужой боли сознание поэта нашло единственный верный способ - воевать если не оружием, то пером. Любовь к Родине, патриотический долг, осуждение войны как таковой - основные линии творчества, подчинившие себе энергию поющего поэта в эмиграции. Он по-прежнему с теми, «кому горше и хуже». Не в силах исправить ошибки истории, Вертинский фиксирует истории сломанных судеб.

В третьем, итоговом периоде, небольшом по количеству созданного, появляется «семейная» лирика, продолжают разрабатываться гражданско-патриотические мотивы, настойчиво звучит тема Поэта, преданности искусству. Основой всей деятельности Вертинского было, безусловно, нравственное отношение к искусству - делу просвещения и наставления на путь добра, но не с позиций нравоучения, а через показ житейских ситуаций и возникающих в них нравственных коллизий.

Творчество Вертинского сформировалось в контексте искусства Серебряного века. Комплексное рассмотрение наиболее важных обстоятельств, вызвавших к жизни поэтические тексты, предназначенные автором для собственного пения под музыку, - позволило осмыслить данный факт в его значении для русской литературы и культуры. Написанное Вертинским имеет много сходства с поэзией одного автора, создаваемой для восприятия традиционным способом. Это оригинальный художественный мир с определившимися в авторском сознании ценностями, тематико-мотивными и образными «магистралями», богатыми нюансами их художественной обработки, предъявленным типом лирического героя. Он тесно связан прежде всего с литературными тенденциями, характерными как для эпохи становления, так и для последующих годов литературного развития в отечественном и русскозарубежном вариантах. Но вместе с тем природа этого мира во многом обусловлена новым способом контакта с читателем - зрителем - слушателем.

Впервые полнокровно воплотив идею создания песенной поэзии, соединив в одном лице автора стихотворного текста, композитора и исполнителя, а также театрального режиссера, продумывающего все нюансы исполняемой песни, Вертинский стал в своей области первооткрывателем. В по-ющейся поэзии Вертинского соединились два, идущие от двух видов искусства, характерных способа самовоплощения - собственно театральный (маска, на начальном этапе - Пьеро, а затем - ролевое многобразие, допускаемое даже в пределах одного текстового пространства) и поэтический - то, что в литературоведении функционирует под термином «лирический герой». Тонко ощутив логику и характер синкретизма, Вертинский вдохнул жизнь как в типизированную театральность, так и в традицию, сформированную поэзией. Причем, доминирует именно последняя, осуществленная без ущерба сценическому успеху при жизни Вертинского. В случае обычного способа ознакомления со стихами поэта - чтения - текст сохраняет свое эстетическое значение.

Помимо литературного пространства, поэт сориентирован в песенном пространстве, контактируя с песенной традицией разных модификаций. Лирика Вертинского, ориентированная на поющееся исполнение со сцены, вобрала приметы традиционной песенности, такие, как музыкальные образы, непосредственно передающие музыку, ассоциативно-мелодические. Мир в изображении Вертинского неотъемлемо мелодичен. «Пою», а не «пишу», «говорю» - характеризует свою деятельность лирический герой. Поэт подчеркивает собственную профессиональную принадлежность - певец. Основой образности становится песенность. В работах исследователей же это понятие рассматривается только на уровне исполнительского мастерства, в то время как мир песенной поэзии Вертинского - полноценное в художественном отношении наследие, созданное по призванию, впервые самоутверждающееся как феномен. Его феноменология - в облике лирического героя, эволюции сознания, свидетельствующей о собственном пути в поэзии.

Кроме названных примет, составляющих собственное лицо песенной поэзии, выделим еще несколько. Она представляется более свободной в передаче мыслей и чувств, будучи неподцензурной. Здесь автор полнокровно самовоплощается как творческая личность без оглядки на авторитеты, запрограммированный на свободное общение с аудиторией. Забота о соблюдении «кодекса приличий», содержание которого зависит от идеологического диктата, порой вынужденная оглядка на благонамеренность над ним не довлеют. Отсюда особое качество написанного, обусловленное уровнем авторского самосознания, личной независимостью, нравственной оппозицией существующим условностям и нормам.

Индивидуально-авторская песенная поэзия, как это видно на рассмотренном материале, отличается значительно большей внутренней полемичностью по сравнению с обычными стихами, одновременно она более эмоциональна, вбирая все отттенки психологических состояний и фиксируя их в характерно-острых проявлениях и вариантах комбинаций (к примеру, сочетая лиризм с иронией и самоиронией). Здесь можно наблюдать и особую плотность, насыщенность реминисцентного потока с определенной задачами близостью к песням (романсам) разных модификаций.

Вертинскому как предтече аторской песне дорога идея вечно молодой старины, любимой с детства символике (в данном случае ритуально-церковной), предпочтение отдается частным радостям, а гражданская патетика не вызывает эффекта отторжения. Поэт стремится к энциклопедическому охвату всей жизни, поскольку он по профессии - артист.

Так, обозначив главные импульсы развития искусства художественного слова в песенно-литературных текстах, Вертинский действительно с честью исполнил свой долг Поэта.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Тарлышева, Екатерина Алексеевна, 2004 год

1. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура: Сб. ст.-М.: Наука, 1973. С. 43-52.

2. Акимова Т.М. «Русская песня» и романс первой трети 19 века // Русская литература, 1980, № 2. С. 36-45.

3. Александр Блок и Андрей Белый. Переписка. М.: Изд. лит. музея, 1940.-369 с.

4. Алешин А. Обзор словарей, содержащих крылатые слова В. Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1998. - С. 532-540.

5. Алянский Ю.Л. Театральные легенды. М.: Всерос. театр, об-во, 1973. - 302 с.

6. Алянский Ю.Л. Концерт Вертинского // Алянский Ю.Л. Ленинградские легенды. Л.: Сов. писатель, 1985. - с. 109-122.

7. Андреев Ю.А. Наша авторская. История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М.: Молодая гвардия, 1991. - 270 с.

8. Андреева В.А. Эхо прошедшего. М.: Сов. писатель, 1986. - 383 с.

9. Андронников И. Музыкальность Лермонтова // Сов. Музыка, 1964, №10.-С. 10-15.

10. Ю.Аникин А.Е. О некоторых возможных источниках и параллелях одного образа Ахматовой: «.и смерти ждать как чуда» // Анна Ахматова и русская культура начала 20 века. М.: Наука, 1989. - С. 42-50.

11. Аннинский Л.А. Барды. -М.: Согласие, 1999. 164 с.

12. Ардов В.Е. Русская песня Лидии Руслановой // Лидия Русланова. М.: Искусство, 1981. - С. 185-200.

13. Ардов В.Е. Этюды к портретам. М.: Сов. писатель, 1983. - 359 с.

14. Ахматова А.А. Воспоминания об Александре Блоке // Ахматова А.А. Избранное. -М.: Просвещение, 1993. 320 с.

15. Бабенко В.Г. Арлекин и Пьеро. Николай Евреинов. Александр Вертинский. Материалы к биографиям. Размышления. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. - 352 с.

16. Бабенко В.Г. Артист Александр Вертинский. Материалы к биографии. Размышления. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. - 127 с.

17. Баевский B.C. История русской литературы 20 века. М.: Язык русской культуры, 1999. - 405 с.

18. Баженова Т.П. Об эстрадной критике // Эстрада без парада: Сб. / Сост. Баженова Т.П. -М.: Искусство, 1991. С. 126-158.

19. Барабаш Ю.Я. Алгебра и гармония: О методологии литературоведческого анализа. М.: Худож. литература, 1977. - 224 с.

20. Барабаш Ю.Я. Комплексное изучение искусства // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1983. -С. 126-158.

21. Барбой Ю.М. Театральный образ: основные элементы и природа связей. Автореферат докт. диссерт. JL, 1989. - 36 с.

22. Бардадым В.П. Александр Вертинский без грима. Краснодар: Сов. Кубань, 1996. - 205 с.

23. Басин Е.Я. Вопросы методологии искусствознания. М.: Наука, 1983. -340 с.

24. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. литература, 1965. - 527 с.

25. Белый А. Арабески: Книга статей. М.: Мусагет, 1911. - 501 с.

26. Белый А. Начало века. М.: В/О «Союзтеатр», 1990. - С. 496.

27. Белый А. Формы искусства // Мир искусства, 1902, № 12. С. 348-349.

28. Бен-Цадок М. Трубадуры против обскурантов: Заметки о современной советской песенной поэзии // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 3, Т. 1.- М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1999. С. 311-319.

29. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М.: СП «Интерпринт», 1990. - 47 с.

30. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Московская патриархия, 1988. - 1371 с.

31. Бирюкова С.С. Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде. Автореферат канд. диссерт. М., 1990. - 18 с.

32. Благой Д.Д. «Поэт-музыкант» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1970, Т. 29. Вып 5. С. 391-411.

33. Блок А. Крушение гуманизма // Блок А. О литературе. М.: Худож. литература, 1980. - С. 230-250.

34. Бойко С.С. О некоторых теоретико-литературных проблемах изучения творчества поэтов-бардов // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып 1.-М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1997. С. 343-351.

35. Бойко С.С. Поэзия Булата Окуджавы как целостная художественная система. Автореферат канд. диссерт. М., 1998. - 26 с.

36. Бонди С. О музыкальном чтении М.Ф. Гнесина // Гнесин М.Ф. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Сов. композитор, 1961. - С. 80-101.

37. Борисов Л.И. Жестокий воспитатель. Избранные произведения в 2-х тт. Т.1. Л.: Худож. литература, 1968. - 484 с.

38. Боровиков С. В русском жанре 18 // Новый мир, 2000, № 10 - С. 195205.

39. Бушмин А. Наука о литературе. Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980. - 334 с.

40. Ваксберг А. Александр Вертинский. Из литературных воспоминаний // «Русская мысль», Париж, 2000, № 4304 (10 февраля). С. 3.

41. ВансловВ.В. Эстетика романтизма. -М.: Искусство, 1966. 403 с.

42. Вас. Ф. Миниатюры имени Шаляпина // М.: Зрелища, 1922, № 4. С. 15-17.

43. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово: В 2 т. Т. 2.- М.: Музыка, 1972. 365 с.

44. Вдовин С.В. Польские мотивы в поэзии Окуджавы, Высоцкого, Галича // Проблемы поэтики и текстологии / Сост. А.Е. Крылов; ГКЦМ B.C. Высоцкого. (Прил. к 4 вып. альм. «Мир Высоцкого»). М., 2002.1. С. 5-24.

45. Великая Н.И. Воскреснуть, вернуться в Россию. Проза русского зарубежья. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1996. - 65 с.

46. Велигжанина А. После смерти Вертинский являлся жене в вещих снах // Комсомольская правда, 17 сентября, 2004. С. 10-11.

47. Вертинская Л. От составителя // Вертинский А.Н. Дорогой длинною. М.: Астрель, 2004. - С. 5-7.

48. Вертинская М. Я была влюблена во всех своих мужей // Комсомольская правда, 25 февраля, 1998. С. 4.

49. Вертинская о Вертинском // Российская газета, 1996 (26 января). С.28.

50. Вертинский А.Н. Ариетки Пьеро: Песни. Пермь: Перм. кн., 1995. -158 с.51 .Вертинский А.Н. Дорогой длинною. М.: Правда, 1990. - 576 с.

51. Вертинский А.Н. Дорогой длинною. М.: Астрель, 2004. - 608 с.

52. Вертинский А.Н. За кулисами. М.: Советский фонд культуры, 1991. -304 с.

53. Вертинский А.Н. Записки русского Пьеро. Нью-Йорк, 1982. - 110 с.

54. Вертинский А.Н. Избранное. Годы эмиграции М.: Новатор, 1990. -63 с.

55. Вертинский А.Н. Искусство требует жертв // Театральная жизнь, 1966, № 18.-С. 27-29.

56. Вертинский А.Н. Песенки Вертинского. Харбин: Зигзаги (Любавин), 1930.-24 с.

57. Вертинский А.Н. Песни и стихи. 1916-1937. Вашингтон: Кн. изд-во кн. маг. В.Камкина, 1962. - 97 с.

58. Вертинский А.Н. Сила песни // Советская эстрада и цирк, 1964, № 6. -С. 25-27.

59. Вертинский А.Н. Четверть века без Родины. Страницы минувшего. -Киев, Муз. Украша, 1989. 139 с.

60. Воронский А.К. Заметки о художественном творчестве // Воронский А.К. Избранные статьи о литературе. М., 1982. - С. 357-396.

61. Всеволод Иванов писатель и человек. Воспоминания современников.- М.: Сов. писатель, 1975. 220 с.

62. Гавриленко Т.А. Александр Вертинский о поэте и поэзии // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы развития русской литературы XX века». Хабаровск, 1996. - С. 40-42.

63. Гавриленко Т.А. Образ песни в поэтическом мире Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 3, Т.2. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1999. - С. 61-72.

64. Галицкий В. Театр моей юности. JL: Искусство, 1984. - 168 с.

65. Галич А. Устные рассказы // Книжное обозрение, 1998, №4 (27 января), -с. 10-15

66. Георгиев JL Владимир Высоцкий: Встречи, интервью, воспоминания. -М.: Искусство, 1991.-268 с.

67. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.-Л.: Сов. писатель, 1964. - 382 с.

68. Гинзбург С.С. Дореволюционный кинематограф как вид массовой художественной продукции // Русская художественная культура конца 19- начала 20 века (1908-1917). Кн. 3. Зрелищные искусства. Музыка. -М.: Наука, 1977. С. 240-264.

69. Глебов И. Видение мира в духе музыки // Блок и музыка. Л.-М.: Сов. композитор, 1972. - С. 8-57.

70. Гоготишвили Л.А. Лингвистический аспект трех версий имяславия // Лосев А.Ф. СПб.: Алетея, 1997. - С. 580-614.

71. Горбунова О.И. Специфика образности А. Блока в контексте культуры серебряного века: изобразительный аспект. Автореферат канд. диссерт. -Иваново, 1999. 18 с.

72. Городецкий А. // Кавказское слово, 1917 (11 июня). С. 4.

73. Грякалова Н.Ю. О фольклорных истоках поэтической образности Блока // Александр Блок. Исследования и материалы. JL: Наука, 1987. - С. 58-68.

74. Гурмон Р. Книга масок. М.: Грядущий день, 1913. - 267 с.

75. Гусарова А.П. «Мир искусства». JL: Художник РСФСР, 1972. - 97 с.

76. Дмитриев Ю.А. Театры миниатюр // Русская художественная культура конца 19 начала 20 века (1908-1917). Кн. 3. Зрелищные искусства. Музыка. -М.: Наука, 1977. - С. 191-207.

77. Добин Е.С. Поэзия Анны Ахматовой. Д.: Сов. писатель, 1968. - 250 с.

78. Дрейден С. Как живет и работает.// Эстрада: Пути советской эстрады. -M.-JL: Кино изд-во, 1928. С. 7-38.

79. Евдокимова JI.B. Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба. Автореферат канд. диссерт. Волгоград, 1996. - 29 с.

80. Есаулов И. Праздники. Радости. Скорби: Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир, 1992, № 10. С. 232-242.

81. Жаров М.И. Жизнь, театр, кино. Воспоминания. М.: Искусство, 1967. - 380 с.

82. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений. Пб.: Опо-яз, 1921.- 107 с.

83. Журавлева А.И. Церковь и христианские ценности в художественном мире А.Н. Островского // Русская литература 19 века и христианство. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. С. 119-125.85.«Для Вас», Рига, 1938, № 25. - С. 15.

84. Записи Скрябина // Русские пропилеи. Материалы по истории русской мысли и литературы. М.: Изд-е М. и С. Сабашниковых, 1919. - С. 100140.

85. Зборовский Б.М. Александр Вертинский. Штрихи к портрету. // А. Вертинский. Избранное. Годы эмиграции. М.: Новатор, 1990. - С. 3-5.

86. Иванов Вяч. Собр. соч. В 4-х томах / Под ред. О. Дешарт и Д.В. Иванова. Брюссель, 1971-1987. Т. 4 , 1987. - 800 с.

87. Иванов Вяч. По звездам. Статьи и афоризмы. СПб.: Оры, 1909. - 438с.

88. Иванов Вяч. Эллинская религия страдающего бога // Новый путь, 1904, № 2. СПб.: Типография Монтвида. - С. 48-78.

89. Иванов-Разумник Р.В. Александр Блок. Андрей Белый. Пг.: Алконост, 1919. - 179 с.

90. Иванов Ю. «Встречи долгожданный час.» // Дальний Восток. Хабаровск, 1990, № 3. - С. 153-160.

91. Ильина Н.И. Дороги и судьбы. М.: Сов. Россия, 1988. - 590 с.

92. Ильина Н.И. История одного знакомства. М.: Правда, 1987, б-ка «Огонек», № 23. - 46 с.

93. Ильичев Я.И. Сиваш. Л.: Сов. писатель, 1961. - 427 с.

94. Иофьев М.И. Профили искусства: Литература, театр, живопись, эстрада, кино. М.: Искусство, 1965. - 323 с.

95. Каманкина М.В. Владимир Высоцкий и авторская песня: родство и различия // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2 М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1998. - с. 258-266.

96. Каманкина М.В. Самодеятельная песня 1950 1970-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра). Диссерт. канд. филол. наук. - М., 1989.- 156 с.

97. Каплер А. Загадка королевы экрана (Вера Холодная) // Аврора, Л.: Лениздат, 1975, № 2. С. 61-62.

98. Карсалова Е.В., Лебедев А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителя. М.: Новая школа, 1996. -192 с.

99. Кихней Л.Г., Сафарова Т.В. К вопросу о фольклорных традициях в творчестве Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 3, Т.1. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1999. - С. 72-82.

100. Кондаков И., Корж Ю. Рихард Вагнер в русской культуре серебряного века // Общественные науки и современность, 1996, № 1.1. С. 150-159.

101. Концерт Вертинского // Алянский Ю. Театральные легенды. М.: Всерос. театр, об-во, 1973. - С. 242-259.

102. Кормилов С. Экспериментальный стих серебряного века // Вопросы литературы, 1994, № 6. С. 339-348.

103. Кошелев В.А. Поэт с открытой душой // Игорь Северянин. Стихотворения. -М., 1988. С. 3-16.

104. Краснянский Э.Б. Встречи в пути. Страницы воспоминаний. Театр. Эстрада. Цирк. М.: Искусство, 1967. - 359 с.

105. Крохина Н.П. Миф и символ в романтической традиции (в русской поэзии и эстетике начала 20 века). Диссерт. канд. филол. наук. -М., 1990.- 172 с.

106. Крючков П. А. Вертинский // Огонек, 1993, № 12. С. 16-26.

107. Куаме В.Ю. Традиции духовной поэзии в лирике Вяч. Иванова доэмиграционного периода. Диссерт. канд. филол. наук. Волгоград, 1999.- 165 с.

108. Кугель А.Р. Театральные портреты. Д.: Искусство, 1967. - 382 с.

109. Кузнецов Е. Накануне октября // Театральный альманах. JI.-M.: Искусство, 1947. - С. 3-7.

110. Кузнецова Е.Р. Музыкальный элемент как особенность сюжето-строения в русской лирической поэзии 19-20 веков (А.Н. Апухтин, Я.П. Полонский, А.А. Фет, Н.С. Гумилев, Г.В. Иванов: эволюция музыкальности). Автореферат канд. диссерт. Самара, 1999. - 18 с.

111. Кузнецова Е.Р. Мелодичность как тематическая и структурная доминанта поэтики Б.Ш. Окуджавы // Проблемы поэтики и текстологии / Сост. А.Е. Крылов; ГКЦМ B.C. Высоцкого. (Прил. к 4 вып. альм. «Мир Высоцкого»). М., 2002. - С. 98-111.

112. Куприяновский П.В. О литературных направлениях и течениях в России кон. 19 нач. 20 веков // Куприяновский П.В. Доверие к жизни: Литературоведческие и литературно-критические статьи. - Ярославль: Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1981. - С. 9-27.

113. Курилов Д.Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60-70-е гг.). Автореферат канд. диссерт. М., 1999. - 16 с.

114. Курил ов Д.Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60 70-е гг.). Диссерт. канд. филол. Наук. - М., 1999. -175с.

115. Курилов Д.Н. Христианские мотивы в авторской песне // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1998. - С. 398-416.

116. Курышева Т.А. Театральность и музыка. М.: Сов. композитор, 1984.-200 с.

117. Лесневский С. Гул забвения и славы // Лесневский С. «Я к вам приду.»-М.: Искусство, 1982. С. 41-50.

118. Лесневский С. Театральность поэзии // Совр. Драматургия М.: Искусство, 1983, № 4. - С. 215-230.

119. Лещенко-Сухомлина Т.И. Долгое будущее: Дневник. Воспоминания. М.: Сов. писатель, 1991. - 526 с.

120. Лианская Е.А. А.Н. Вертинский и предыстория бардовской песни: взгляд музыканта // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 3. Т. 2. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1999. - С. 390-399.

121. Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940), т. 1. Писатели русского зарубежья. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. - С. 103-105.

122. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. СПб.: Искусство, 1996. - 846 с.

123. Макаров А. Александр Вертинский. Портрет на фоне времени. -М.: Олимп, 1998. 448 с.

124. Мариенгоф А. Мой век, мои друзья и подруги // Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузи-нова. М.: Моск. рабочий, 1990. - С. 21-299.

125. Мархасев Л. Вступительная статья // Песни и романсы Вертинского. Песенник. Л.: Сов. композитор, 1991. - С. 3-5.

126. Маслов В. Четыре жизни. Александр Вертинский и «массовая культура» // Литературное Обозрение М.: Правда, 1992, №7-9.1. С. 100-105.

127. Минералова И.Г. Художественный синтез и «стиль эпохи» // Межвуз. научная программа «Русский язык, культура, история». Сб. материалов 2 научной конференции лингвистов, литературоведов, фольклористов. 4.1. -М., 1997. С. 135-137.

128. Минц З.Г. К генезису комического у Блока // Ученые записки ТГУ. Тарту, 1971. - С. 179-190.

129. Мирзаян А. В начале была песня // АП APT. Авторская песня: проблемы, события, мнения, 1996, № 1. С. 2-4.

130. Нагибин Ю. «В бананово-лимонном Сингапуре» // Наш Современник, 1975, № 4. С. 156-162.

131. Народная мысль М.: Изд-е Суриковского лит.-муз. кружка, 1925, № 41 (20 февраля), с. 4.

132. Нежный И. Былое перед глазами. Театральные воспоминания. -М.: Всерос. театр, общ-во, 1963. 178 с.

133. Нестьев И.В. Музыкальная эстрада // Русская художественная культура конца 19-начала 20 века (1908-1917). Кн. 3. Зрелищные искусства. Музыка. М.: Наука, 1977. - С. 483-489.

134. Никулин Л.В. Вокруг Парижа (воображаемые прогулки). М.: Земля и фабрика, 1929. - 165 с.

135. Никулин Л.В. Четыре встречи // Огонек, 1929, № 6. С. 14-15.

136. Никулин Л.В. Судьба артиста // Вертинский А. Четверть века без Родины. Страницы минувшего. Киев, 1989. - С. 3-8.

137. Новиков Вл.И. Авторская песня как литературный факт // Авторская песня. М.: Олимп, 1997. - С. 5-12.

138. Новиков Вл.И. Булат Окуджава // Авторская песня. М.: Олимп, 1997.-С. 15-57.

139. Озаровский Ю.Э. Школа чтеца. М.: Мусагет, 1914. - 130 с.

140. Окуджава Б. О чем ты успел передумать, отец // Сел. молодежь, М.: Молодая гвардия, 1985, № 2. С. 38-39.

141. Олеша Ю.К. Зависть. Ни дня без строчки. М.: Известия, 1989. -493 с.

142. Орлов В.Н. Перепутья: Из истории русской поэзии начала 20 века. М.: Худож. литература, 1976. - 367 с.

143. Осипова Н.О. Художественный мифологизм творчества М.И. Цветаевой в историко-культурном контексте первой трети 20 века. Автореферат канд. диссерт. М., 1998. - 32 с.

144. Падво М., Воскресенский С. О некоторых жанрах эстрады // Эстрада: Пути советской эстрады. M.-JL: Кино изд-во, 1928. - С. 39-63.

145. Паустовский К.Г. Повесть о жизни. // Паустовский К.Г. Избранные произведения в Зтт. Т.1. М.: Русская книга, 1995. - 718 с.

146. Песни и романсы А. Вертинского. Песенник. Л.: Сов.композитор, 1991. - 56 с.

147. Петровский М. «Езда в остров любви», или Что есть русский романс // Вопросы литературы, 1984, № 5. С. 55-90.

148. Пильский П.М. Роман с театром. Рига: Общедоступная б-ка, 1929.-210 с.

149. Поэты серебряного века: Стихотворения. М.: ACT, 2000. - 192 с.

150. Православный молитвослов и псалтирь. М.: Московская патриархия, 1980. - 256 с.

151. Пустовойт П.Г. Христианская образность в романах Ф.М. Достоевского // Русская литература 19 века и христианство. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - С. 82-90.

152. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 1. Стихотворения 18141836 годов. Сказки. М.: Худож. литература, 1974.

153. Райт-Ковалева Р. Человек из «Музея человека» // Звезда, 1976, № 6. С. 5-7.

154. Рахилло И. Вертинский // Литературная Россия, № 27, 7 июня, 1978. С. 20.

155. Ревич В. Несколько слов о песнях одного художника, который заполнял ими паузы между рисованием картин и сочинением повестей // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 1. М.: ГКЦМ

156. B.C. Высоцкого, 1997. С. 354-364.

157. Резник Н.А. Цветовая символика в лирике М.Ю. Лермонтова в русле традиций православия // Русская литература 19 века и христианство. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - С. 281-286.

158. Рейс Е. «Черная роза» Вертинского // Неделя, 1991, № 22 (1626).1. C. 20.

159. Рейс Е. Вертинский в Берлине // Русская мысль, Париж, 1991, № 3867 (22 февраля) 3868 (1 марта). - С. 10.

160. Родина Т.М. А. Блок и русский театр начала XX века. М.: Наука, 1972. -312 с.

161. Роднянская И.Б. Слово и «музыка» в лирическом произведении // Слово и образ. М., 1964. - С. 195-233.

162. Ройзман М.Д. Все, что я помню о Есенине. М.: Сов. Россия, 1973. - 270 с.

163. Руденко М.С. Художественное осмысление религиозных образов и мотивов в поэзии А. Ахматовой. Диссерт. канд. филол. наук. М., 1995.- 159 с.

164. Рудницкий К. Мастерство Вертинского // Вертинский А.Н. Дорогой длинною. М.: Правда, 1990. - С. 554-569.

165. Рудницкий К. Об Александре Вертинском // А. Вертинский. За кулисами. М, 1991. - С. 242.

166. Русские писатели. Биографический словарь (в 2 ч.), т. 1. М.: Просвещение, 1989. - С. 430-431.

167. Русский романс. Опыт интонационного анализа. Сб. ст. под ред. Асафьева Б.В. -M.-J1.: Академия, 1930. 168 с.

168. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. - С. 145-146.

169. Савинич Б. Театры миниатюр // Рампа и жизнь, 1916, № 38. С.4.

170. Савченко Б.А. Авторская песня. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Искусство», № 7). -М.: Знание, 1987. 55 с.

171. Савченко Б.А. Александр Вертинский. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Искусство», № 6). М.: Знание, 1989.- 56 с.

172. Савченко Б.А. Кумиры забытой эстрады. М.: Знание, 1992. -206 с.

173. Савченко Б.А. Эстрада ретро: Юрий Морфесси, Александр Вертинский, Иза Кремер, Петр Лещенко, Вадим Козин, Изабелла Юрьева. М.: Искусство, 1996. - 400 с.

174. Сарнов Б. Звучащее слово // Литература, 1998, № 23 (Приложение к газете «1 сентября»). С. 5-12.

175. Сафарова Т.В. Жанровое своеобразие песенного творчества Владимира Высоцкого. Диссерт. канд. филол. наук. Нерюнгри, 2002. -195 с.

176. Сафарова Т.В. Песня как жанр и феномен авторской песни конца 1950-х начала 1980-х годов // Проблемы поэтики русской литературы: Межвузовский сборник научных трудов / Ред.-сост. Л.Г. Кихней. - М.: МАКС-Пресс, 2003. - С. 147-152.

177. Секриеру А.Е. Художественный синтез в творчестве Игоря Северянина. Автореферат канд. диссерт. М, 1998. - 16 с.

178. Симпозиум по комплексному изучению художественного творчества: Тезисы и анотации. Л.: Союз писателей РСФСР, 1963.18СВ5 с. Слонова Н.И. Жизнь на сцене. М.: Искусство, 1971. - 392 с.

179. Смоктуновский И.М. Время добрых надежд. М.: Искусство, 1979.-239 с.

180. Соболева Г.Г. Русский романс. М.: Знание, 1980. - 112 с.

181. Соколова И.А. Авторская песня: определения и термины // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 4. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 2000. - С. 429-449.

182. Соловей Н.Я. Евангельская притча о сеятеле и стихотворение А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный.» // Русская литература 19 века и христианство. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - С. 178-182.

183. Соловьев Вл. Избранное. М.: Сов. Россия, 1993. - 491 с.

184. Сологуб Ф. Театр одной воли // Сологуб Ф. Книга статей о новом театре. СПб.: Шиповник, 1908. - С. 177-198.

185. Театральная жизнь. М., 1966, № 18. - с. 27.

186. Толстой А.К. Стихотворения. Царь Федор Иоаннович. Л.: Ху-дож. литература, 1952. - 256 с.

187. Томашевский Ю. «Мы птицы русские.» // А. Вертинский. За кулисами. - М.: Советский фонд культуры, 1991. - С. 5-8.

188. Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской литературы // Ученые записки тартусского университета. Труды по знаковым системам. Семиотика города и городской культуры. Тарту, 1984, вып. 664. - С. 5-8.

189. Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. -448 с.

190. Тростников В.Н. А у нас был Высоцкий. (Памяти поэта) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 1. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1997. - С. 131-148.

191. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М.: Сов. писатель, 1965.-301 с.

192. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.- 574 с.

193. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - 277 с.

194. Уварова Е. Судьба и песни Александра Вертинского // Вертинский А.Н. Дорогой длинною. М.: Астрель, 2004. - с. 7-16.

195. Уварова Е. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы, (1917-1945). М.: Искусство, 1983. - 320 с.

196. Утесов J1. Спасибо, сердце! М.: Всерос. театр, общ-во, 1976. -с. 220.

197. Федотов Г.П. Что такое духовные стихи? // Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М.: Прогресс, 1991.-С. 11- 19.

198. Филиппов Б.М. Актеры без грима. М.: Сов. Россия, 1967. - 287с.

199. Хмельницкая Т.Ю. Литературное рождение Андрея Белого // Блоковский сборник, № 4. Тарту, 1985. - С. 65-70.

200. Хрисанф Херсонский. Искусство на дне // Театральная Москва, 1922, № 25. С. 4-5.

201. Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. -Л.: Наука, 1982. 286 с.

202. Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. -Л.: Наука, 1983. 277 с.

203. Цивьян Т.В. Ахматова и музыка // Russian Literature, 1978, № 10-11.-С. 173-212.

204. Цоки И. Как сделаться богом // Зрелища, 1923, № 46. С. 5-8.

205. Чесноков С. Памяти Александра Галича. Двадцать лет спустя // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1998. - С. 417-422.

206. Чуковский К.И. Книга об Александре Блоке. Берлин: Эпоха, 1922. - 168 с.

207. Шаулов С.М. О Высоцком на немецком // Мир Высоцкого: исследования и материалы. Вып. 4. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 2000. -С. 483-531.

208. Шершеневич В. Великолепный очевидец. Поэтические воспоминания 1910-1925 гг. // Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М.: Моск. рабочий, 1990. - С. 417-646.

209. Шилина О.Ю. Поэзия В. Высоцкого в свете традиций христианского гуманизма // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 1.-М.: ГКЦМВ.С. Высоцкого, 1997. С. 101-116.

210. Шкуркина Ю.А. Функционально-семантический анализ свето- и цветообозначений (на материале произведений А. Блока). Автореферат канд. диссерт. Тверь, 1998. - 21 с.

211. Шнейдер И. Записки старого москвича. М.: Сов. Россия, 1970. -203 с.

212. Штейн А.П. Небо в алмазах: Документальная проза. М.: Воен-издат, 1981. -397 с.

213. Щербакова Т.А. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. М.: Музыка, 1984. - 176 с.

214. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. JL: Сов. писатель, 1969. - 551 с.

215. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л.: Худож. литература, 1986.-453 с.

216. Элик М. От составителя // Блок и музыка. JI.-M.: Сов. композитор, 1972.-С. 4-7.

217. Эткинд Е.Г. Демократия, опоясанная бурей: О музыкально-поэтическом строении поэмы А. Блока «Двенадцать» // Блок и музыка. М.- Л.: Сов. композитор, 1972. - С. 58-84.

218. Ягиров P.M. Специфика кинематографического контекста в русской литературе 1910-х 1920-х годов: Автореферат канд. диссерт. РГТУ.-М., 2000.-25 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.