Александр Вертинский и ироническая поэзия серебряного века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Горелова, Ольга Александровна

  • Горелова, Ольга Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 187
Горелова, Ольга Александровна. Александр Вертинский и ироническая поэзия серебряного века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2005. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Горелова, Ольга Александровна

Введение.

Глава I. Ирония и лирика в стиле эпохи.

§ 1. Ирония как теоретико-литературная проблема.

§ 2. Ирония и лирика в свете художественно-эстетической рефлексии начала XX века.

§ 3. Ироническая лирика А. А. Блока (1902-1905 гг.).

Глава II. Ироническая доминанта миниатюр А.Н. Вертинского.

§ 1. Поэтика образа Пьеро: ироническое и трагическое.

§ 2. Женские образы (образы Коломбины): синтез искусств в создании внутренней формы.

§ 3. Стилистика немого кино в миниатюрах А.Н. Вертинского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Александр Вертинский и ироническая поэзия серебряного века»

Уникальное явление отечественной культуры — творчество А.Н. Вертинского (1889-1957) — на рубеже XX-XXI веков привлекает все больше внимания и почитателей, и исследователей. Говоря о «феномене Александра Вертинского»1, последние отмечают «знаковость», «символичность» судьбы художника, — что присуще «биографиям» многих деятелей серебряного века, которому обязаны своим появлением, в том числе, и «печальные песенки Пьеро». Судьбы А.М Добролюбова, Эллиса (JI.JI. Кобылинского), С.М. Соловьева, А.А. Блока, Н.С. Гумилева, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, П.А. Флоренского, М.А. Булгакова, Д.С. Мережковского, Н.К. Рериха, Г.В. Иванова, А.Н. Вертинского и др. стали фактом культуры, воплощением эпохи синтеза с ее «жизнетворческими» устремлениями2, эпохи о кризиса» (работы Вяч.И. Иванова, А. Белого, Н.А. Бердяева) , «переоценки ценностей», провозгласившей «целью» исторического движения «новую человеческую породу», «человека-артиста»: «он, и только он будет способен жадно жить и действовать [курсив автора. — О.Г.] в открывшейся эпохе вихрей и бурь, в которую неудержимо устремилось человечество», — утверждал вслед за Фр. Ницше А.А. Блок4.

Двадцатипятилетнее возвращение А.Н. Вертинского на родину (1918— 1943) — через Турцию, Польшу, Румынию, Францию, Германию, Англию, Палестину, США, Китай — «экзотическая» эпопея вполне в духе его «ариеток»:

1 К подобному определению прибегают многие исследователи. См., например, Коваленко С. А. Феномен Александра Вертинского // Российский литературоведческий журнал. — 1993, №2, С. 126.

2 Подробнее см.: Минералова И. Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. — М., 2003, С. 17-27 и др.

3 Подробнее см.: Мескин В. А. Кризис сознания и русская проза конца XIX - начала XX вв. — М„ 1997.

4 Блок А. А. Крушение гуманизма // Блок А. А. Собрание сочинений в 8 томах. — M.-JL, 1960-1963. Т.б, С.115.

Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы? Куда ушел Ваш китайчонок Ли?. Вы, кажется, потом любили португальца, А может быть, с малайцем Вы ушли, — и т. д., вплоть до «притонов Сан-Франциско» — даже фантастичнее — нью-йоркского концертного зала «Таун-холл». Только эмиграция, отчаяние и страдания были настоящими.

А.Н. Вертинский, пожалуй, единственный, кто снова оказался на родине спустя четверть века и был не просто принят, но получил возможность играть в кино, вступать с концертами, издаваться. Артист с семьей поселился в превосходной квартире в центре Москвы, в его распоряжение был предоставлен правительственный автомобиль. Уже в 1944 г. на Апрелевском заводе грампластинок записали пробные диски с пятнадцатью его вещами. Ряд тиражей пластинок вышел также в конце 40-х - начале 50-х1. А.Н. Вертинский сыграл в фильмах «Анна на шее», «Пламя гнева», «Олеко Дундич» и др., а за роль кардинала в «Заговоре обреченных» был удостоен Сталинской премии II степени.

Однако, не считая рецензий на дореволюционные выступления и «проработки» конца 20-х, прижизненные печатные отклики об артисте появлялись фактически только за рубежом3. Его мемуары «Четверть века без Родины» увидели свет в 1962 г., в №№3-6 журнала «Москва» (в сокращенном виде), «сопровождаемые» изданной в том же году статьей «друга-врага» А.Н.

1 Данные о дискографии А.Н. Вертинского см.: Бардадым В. П. Александр Вертинский без грима. — Краснодар, 1996, С.147-190.

2 Напр., Лев Никулин Маленький креольчик // Огонек. — 1929, №6, С. 15; оценки Н. Бухарина («Злые заметки»), В. Инбер и др.

3 Напр., Офросимов Ю. Маруся отравилась // Офросимов Ю. Театр: Фельетоны. — Берлин: Волга, 1926, С.115-119; Пильский П. Роман с театром. — Рига,1929, С.132-137 и др. Одно из немногих исключений — Ильин Е. Концерты Вертинского // Батумский рабочий. — Батуми, 1956, 27 ноября.

Вертинского JI. Никулина «Судьба артиста»1. Затем вышел сборник М.И. Иофьева «Профили искусства» (1965), с небольшой, но основательной и беспристрастной статьей об эстрадном мастерстве А.Н. Вертинского, а двумя годами позже напечатан очерк Ин. Смоктуновского «Помню» .

С конца 60-х имя А.Н. Вертинского редко, но попадает на страницы о газет . В 1969 г. на фирме «Мелодия» выходит долгоиграющий диск-гигант (12 песен), через четыре года — еще один (14 песен). В начале 80-х появляются публикации Н.И. Ильиной «Судьбы: из давних встреч» (1980), В. Ардова «Этюды к портретам» (1983) и др.; «Мелодия» подготавливает третий диск (1982, 14 записей).

Интерес к «феномену» А.Н. Вертинского и на родине, и за рубежом4 существовал всегда, однако по ряду причин доля собственно литературоведческих работ о творчестве артиста невелика. Часть современных исследователей — Б.А. Савченко, В.П. Бардадым, А.С. Макаров — предпочитают популярно-биографический подход, другие — В.Г. Бабенко, K.JI. Рудницкий, JI.A. Аннинский, Б.М. Поюровский — так или иначе дополняют «жизнеописание» анализом художественного мира А.Н.

1 Ей предшествовал ряд публикаций: Кузнецов Е. Из прошлого нашей эстрады: Исторические очерки / Предисловие Н. Смирнова-Сокольского. — М., 1958, С. 330-332; Липатова Г. Артист, поэт, композитор // Голос Риги. — 1959, 23 марта; Малюченко Г. Первые театральные сезоны новой эпохи // У истоков. — М.: ВТО, 1960, С. 244-246; Поляновский М. Семья Вертинских // Марийская правда. — Йошкар-Ола, 1962, 24 января.

2 Смоктуновский И. Помню // Молодая гвардия. — 1967, № 11, С. 288-305; см. также Смоктуновский И. Время добрых надежд. —М.: Искусство, 1979, С.71-72.

3 Фоняков И. Вертинский // Литературная Россия. — 1968, 20 сентября; Рудницкий К. Песни Вертинского // Советская эстрада и цирк. — 1970, № 7, С. 30-32; Песни Александра Вертинского // Советская молодежь. — Рига, 1971, 25 июля; Лаврова А. Песни Вертинского: Вспомните эту мелодию // Вечерняя Пермь. — 1972, 6 января; Лисовский К. Наша забытая гордость // Советская культура. — 1972, №97, С.2; Боровиков С. Сказитель русской эстрады // Волга. — 1975, №3, С. 186-190; Нагибин Ю. В бананово-лимонном Сингапуре // Наш современник. — 1975, № 4, С. 156-163; Рахилло И. Вертинский //Литературная Россия. — 1978, №27 и др.

4 Хохлов Е. Вертинский // Русские новости. — Париж, 1957, 17 июня; Калмыков Н. Певец -Александр Вертинский // Русский голос. — Варшава, 1963, № 2; Калмыков Н. Самобытный талант: Александр Вертинский — поэт, певец, композитор // Русские новости. — Париж, 1963, 3 мая; Свенцицкий М. А. Вертинский // Пшекруй. — 1970, № 1341-1342; Ковалевский П.Е.Зарубежная Россия. — Париж, 1971 и др.

Вертинского. В рамки собственно научного исследования наследие художника было вписано пятнадцать лет назад (С.С. Бирюкова «Окуджава, Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде». Дисс. канд. искусствоведч. наук. — М., 1990). В последнее время защищены также работы М.Г. Лежневой «Межтекстовые связи в поэзии Александра Вертинского: слово и текст». Дисс. канд. филол. наук. — М., 2003 (по специальности 10.02.01) и Е.А. Тарлышевой «Песенная поэзия А.Н. Вертинского как единый художественный мир: жанровая природа, образная специфика, эволюция». Дисс. канд. филол. наук. — Владивосток, 2004.

Но загадка А.Н. Вертинского-художника, создавшего в диалоге с искусством рубежа веков собственный неповторимый жанр, еще далеко не раскрыта, что доказывает появление новых и новых публикаций. Право А.Н. Вертинского занимать свое место в русской культуре подтверждает практически каждый современный гуманитарный словарь или энциклопедия.

Не так давно на домах в Москве и Киеве, где жил артист, установили мемориальные доски; о популярности А.Н. Вертинского свидетельствуют спектакли, телепостановки, концерты по мотивам его творчества; осуществленное год назад «подарочное» переиздание книги «Дорогой длинною.» (1991) — наиболее полного на сегодняшний день собрания наследия А.Н. Вертинского; своеобразным «продолжением» ее стали опубликованные в конце 2004 г. воспоминания J1.B. Вертинской — жены артиста.

Его «печальные песенки» не превратились в «музейную» ценность: они живут не только на пластинках, в книгах и в благодарной памяти, но и в современном искусстве — от традиционных до новейших «постмодернистских» интерпретаций. Собственные версии «песенок» А.Н.

Вертинского создали Б. Гребенщиков, А. Скляр и И. Богушевская, «Хоронько-оркестр» и др.1.

А.Н. Вертинский вошел в литературу под знаменем футуризма. Однако важен не самый факт определенной теоретико-литературной устремленности (пока не обнаружено ни одной подписи А.Н. Вертинского под какими-либо манифестами), а пафос принадлежности к новому искусству: концептуальная установка на эпатаж, театральность2.

Это подтверждают и собственные слова маэстро: «Еще до войны в России началось новое течение в искусстве, известное под названием футуризма. В переводе это означает «искусство будущего». Прикрываясь столь растяжимым понятием, можно было в конце концов делать все что угодно. Для нас — молодых и непризнанных — футуризм был превосходным средством обратить на себя внимание»3.

В стиле А.Н. Вертинского сказались разные влияния: и «песенок» М.А. Кузмина и Тэффи («Черный карлик», очевидно, был заимствован из репертуара4 Каза-Розы), и «сатириконцев» (Тэффи, Саши Чёрного), и эгофутуриста Игоря-Северянина, и символистов, в первую очередь, А.А. Блока. Миниатюры А.Н. Вертинского стали ярким воплощением идеи синтеза искусств: он был одновременно поэтом-исполнителем, музыкантом и актером. Созданный им «многомерный» сценический, «живописный» и собственно

1 Б. Гребенщиков «Песни Александра Вертинского» (1994), А. Скляр и И. Богушевская «Странные песни А.Н. Вертинского» (2000), «Хоронько-оркестр» «Страшные песни» (2002); 1-2 декабря 2005 г. состоялся уникальный концерт «Прощальный вечер с Ракель Меллер» Глеба Самойлова («Агата Кристи») и А. Скляра. «Вертинский, сказанный тогда, — это было одно, а Вертинский, сказанный сейчас нами, будет иметь совсем другое значение» (из интервью Г.Самойлова и А.Скляра, www.va-bank.ru).

2 «. театрализация в совокупности с песенной подачей. явилась именно тем резонатором, без которого песенная поэзия Вертинского не стала бы явлением русской культуры 20 века» (Тарлышева Е.А. Песенная поэзия А.Н. Вертинского как единый художественный мир: жанровая природа, образная специфика, эволюция. Дисс. канд. филол. наук. — Владивосток, 2004, С.57).

3 Вертинский А.Н. Дорогой длинною. — М., 1991, С. 86-87.

4 Рындина JI. Ушедшее // Воспоминания о серебряном веке / Составитель, автор предисловия и комментариев В. Крейд. — М., 1993, С.426. поэтический образ Пьеро — вариация на тему неизменной в серебряный век commedia dell'arte — не был расчетливым копированием расхожего символа в надежде на успех. Первые рецензенты могли называть (и называли) его «декадентом», но не «подражателем». А.Н. Вертинский не просто представил собственный вариант этого образа, -— «маска» была необходима артисту как конститутивный элемент жанра, запечатлевала «внутреннюю форму»1 его произведений.

Условность маски как нельзя лучше отвечала условности его искусства, лирико-иронического по сути. Здесь артист снова в полной мере оказался художником своего времени, ибо лирическая ирония была одной из доминант стиля эпохи (во всяком случае, как отмечает И.Г. Минералова, до 1910-х гг., когда происходит видимое разделение романтического, лирико-иронического на сатиру и «патетику» ). Ироническое мировидение было свойственно таким поэтам как Ин.Ф. Анненский, М.А. Кузмин, Ф.К. Сологуб, А.А. Блок, А. Белый, И. Северянин, Г.В. Иванов и др., чьи размышления об иронии, как правило, отразились и в художественном творчестве, и в публицистике.

При этом следует отметить, что в какой бы перечень имен мы не стремились вписать А.Н. Вертинского, его собственное имя будет стоять особняком. Причин тому несколько, поэтому, обратившись к доминантным чертам индивидуального стиля А.Н. Вертинского, мы имеем возможность исследовать как общее в стиле культурной эпохи (ирония как мировидение и как частное проявление его — литературное явление) обнаруживает себя через индивидуально-неповторимое в его произведениях поэта и артиста.

Дели диссертационного исследования: определить содержание, роль и место иронии в эстетике и художественной практике поэтов серебряного века

1 Об истории термина и его содержании в современном литературоведении см. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность).— М., 1999. Глава

III, С.238-350.

Минералова И.Г. Ирония в литературе и культуре XX века // Синтез в русской и мировой художественной культуре. — М., 2005, С. 22. и, в частности, в творчестве А.Н. Вертинского; установить, каким образом достигается синтез иронического и лирического и создается новая внутренняя форма поэтического произведения; выявить основополагающие принципы поэтики А.Н. Вертинского.

Для достижения этих целей нами поставлены следующие задачи: выявить конкретные черты воплощения иронического мировидения в художественной культуре серебряного века; определить, что входит в понятие иронии, формируемое эпохой, к которой принадлежал А.Н. Вертинский; раскрыть доминантные художественные приемы, используемые А.Н. Вертинским поэтом и актером для создания лирико-иронического эффекта; указать формы выражения иронического содержания в стихах и «песенках» А.Н. Вертинского; дать представление о доминантных искусствах, участвующих в формировании лирико-иронического содержания его произведений.

Предметом исследования является наследие А.Н. Вертинского (прежде всего, оригинальные стихотворения, а также мемуарная проза, заметки, интервью и т. п.), лирика Ин.Ф. Анненского, А.А. Блока, А. Белого, М.А. Кузмина, И. Северянина, Г.В. Иванова и других поэтов серебряного века, философско-публицистические работы рубежа веков, посвященные проблемам иронии и лирики.

Объект исследования — приемы синтеза лирического и иронического в творчестве А.Н. Вертинского, А.А. Блока и ряда других авторов, прежде всего, тех, под влиянием которых формировался индивидуальный стиль А.Н. Вертинского.

Актуальность и новизна предпринятого исследования определяются как материалом, так и поставленными задачами. Индивидуально-авторское преломление иронии как одной из стилевых доминат серебряного века, а равно и синтетических исканий модернизма (динамическое взаимодействие, «синтез» и «анализ» лирического и иронического в поэтическом тексте1 не могут быть в полной мере поняты вне доминантного для серебряного века явления — синтеза искусств) в творчестве А.Н. Вертинского прежде не изучались.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в систематическом курсе русской литературы XX века и рубежа XIX-XX веков, курсах по выбору, посвященных теоретическим проблемам изучения русской и мировой литературы, проблемам поэтики и стиля и частным вопросам творчества А.А. Блока, А.Н. Вертинского и других художников серебряного века.

Диссертация включает следующие разделы: Введение, Глава I, Глава II, Заключение, Библиография.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Горелова, Ольга Александровна

Заключение

Ироническое мировидение свойственно многим художникам XX века. Как мы смогли убедиться, ироничность представляет собой одну из устойчивых тенденций новой и новейшей культуры. При различии акцентов, которые ставятся, например, нашей эпохой и ставились на рубеже XIX-XX веков, неизменной остается роль иронии, выступающей в ряду философско-эстетических принципов организации художественного целого.

Риторическая фигура, построенная на антонимии именования и скрытого, подразумеваемого значения, была переосмыслена немецкими романтиками, которые придали ей статус онтологической (бытийной) и экзистенциальной (феномен существования, жизни человека) категории. Такое понимание иронии актуально и для серебряного века — эпохи неоромантической, наследующей ироническую традицию через С. Кьеркегора и, в первую очередь, Фр. Ницше, проигнорировав путь, открытый в полемике с Фр. Шлегелем объективным идеализмом (К.-В.-Ф. Зольгер, Фр. Гегель), — устранить из иронии момент субъективности, выдвинуть на первый план закономерность миропорядка, а не произвольную волю ироника. «Болезнью личности, болезнью индивидуализма» называет иронию А.А. Блок, возражая, таким образом, теориям о «кризисе индивидуализма» (одноименная статья Вяч.Н. Иванова).

Одной из определяющих черт духовного облика рубежа XIX-XX веков явилась «раздробленность», «разорванность» сознания, ощущение трагической двойственности человеческой природы. Реакцией на это стала апология нового Человека и «жажда» синтеза, взыскуя которых, художники серебряного века, с другой стороны, были увлекаемы и игрой противоречий, как никогда резко обозначившихся «света» и «тени» (образы Д.С. Мережковского, «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»). Ключевая в философии иронии фигура Сократа — ср. оценку немецкими романтиками, Фр. Гегелем, С. Кьеркегором — в продолжение дискуссии появляется и у А.А. Блока: «Дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки.» («Интеллигенция и революция»). Подчиниться стихии «музыки», полагал А.А. Блок, первому иронику было предначертано роком, — как и поэту, «лирику».

В серебряный век ироническое начало сопряжено, прежде всего, с лирическим. Образы ироника и лирика предстают в статьях А.А. Блока «Ирония» и «О лирике» «взаимоотраженными», переходящими друг в друга «ликами» «двуликой души» «всех. современных поэтов». О парадоксальном противоборстве-сближении иронического и лирического размышляли многие деятели рубежа веков, среди которых Ин.Ф. Анненский, Ф.К. Сологуб, А. Белый, В.В. Розанов и др.

Одновременно с интеллектуальной осуществлялась и собственно художественная рефлексия; одной из доминант стиля эпохи стала лирическая ирония. Лирическую иронию можно уподобить стадии «синтеза», снятию противопоставления «тезиса» и «антитезиса» через обнаружение их парадоксального единства. Так лирическая ирония обуславливает внутреннюю форму произведения.

Ирония звучит в искусстве серебряного века как трагическая тема, воплощенная в соответствующих мотивах и образах (ср., например, Ф.К. Сологуб «Чертовы качели»), и актуальна как художественный метод, проникая и определяя собой целое произведения. В поэзии А.А. Блока она представляет собой одну из лирических «сюжетных линий» «романа в стихах»: искушение героя «демоническим» двойником, «роковой» «путь» через бездну. Мистический «треугольник» «я» — «Ты» — «он» «Стихов о Прекрасной Даме» преломлен и в полуфарсовом конфликте «масок» dell'arte (стихотворения 1902-1904 гг., драма «Балаганчик», 1906 г.): Пьеро — Коломбина — Арлекин, и в последней поэме А.А. Блока «Двенадцать»

Петруха — Катька — солдат). В подробно рассмотренной нами лирике 19021905 гг. ведущими приемами иронии являются: дистанцирование автора от лирического героя, шире — ироническое «остранение» мира через «театрализацию», восприятие бытия как «балаганчика». А.А. Блок использует ироническую «маску» как таковую, вводя в стихотворения персонажей dell'arte, и «парафразирует» ее, сопрягая на уровне системы образов и поэтической речи (в «слове» лирического героя) образ наивного ребенка / божьего человека и утратившего веру «взрослого».

Особое место в культуре серебряного века принадлежит «маленькому искусству» А.Н. Вертинского — поэта, певца, актера, создавшего собственный уникальный жанр на границе эстрадно-театральной, собственно литературной и кинематографической и сфер. Относясь к «высокой» эстраде, «ариетки» А.Н. Вертинского могут быть поставлены, скорее, в один ряд с «песенками» М.А. Кузмина1 и Тэффи, нежели Изы Кремер, Изабеллы Юрьевой2 и других — замечательных в своем роде — артистов «массовой» сцены.

В миниатюрах А.Н. Вертинского последовательно и художественно мотивированно разрабатывается ироническая поэтика «маски». Известно, что «печальные песенки» он начал исполнять в гриме и костюме Пьеро (не отказываясь окончательно от найденного образа до 40-х гг.) В сценическом решении «маски» Пьеро, соединяющей контрастные — цвета (черный и белый), эмоциональные и смысловые «измерения» (лирическое и ироническое, трагическое и ироническое), «олицетворена» сама «идея» иронии. «Маска» — и персонаж А.Н. Вертинского-актера, автора-исполнителя «ариеток», и лирический герой А.Н. Вертинского-поэта, «работает» и как принцип поэтической речи, с которым связаны такие способы создания лирико

1 О «сценическом поведении» и манере исполнения «песенок» М.А. Кузминым см., например, Одоевцева И.В. На берегах Невы. — М.: Захаров, 2005, С.374-375.

2 А.Н. Вертинский был знаком с творчеством этих певиц, ему даже случалось выступать в очередь с ними на одной сцене. О стиле И.Я. Кремер и Изабеллы Юрьевой см.: Савченко Б.А. Эстрада ретро: Юрий Морфесси, Александр Вертинский, Иза Кремер, Петр Лещенко, Вадим Козин, Изабелла Юрьева. — М., 1996.С.139-210, С.337-398. иронического эффекта как стилистический контраст, «чужое слово» и др. Особенно емки и показательны для индивидуального стиля художника следующие формы «чужого слова»:

• иноязычные заимствования,

• обыгрывание названий торговых марок или их продукции (текста «этикеток», «ярлычков», «вывесок»),

• переосмысление идиом и цитат, ° несобственно-прямая речь,

• пародийно-ироническое «парафразирование» различных песенных жанров, а также стилистики танца (от классического балета до танго и фокстрота) и немого кино.

Развивая центральную метафору «мир-театр», «мир-игра», А.Н. Вертинский создает конститутивный для иронии «контур смеха» (Н.Я. Берковский) не только «надевая» на лирического героя «маску» dell'arte, но и «обрамляя» его типологически близкими персонажами («собирательный образ» бродячей «труппы», включая «цирковых» животных: «мышонок», «собака», «попугай», «обезьянка»). С этой игровой тенденцией на уровне поэтической речи соотносимы комические «фигуры»: каламбур, парадокс, острота.

Исключительную роль в эстетике А.Н. Вертинского играют «миниатюрные масштабы» созданного им художественного мира. «Маленькими» у него становятся не только герои и предметы, но и феномены, так сказать, абстрактного порядка («шуточка», «минуточка», «Боженька» и т. п.). Лирико-иронический потенциал «миниатюрного» реализуется через «пересечение» в его символике

• «двухмерного», «игрушечного» (герои-«куклы», «марионетки»)

• подлинно детского (герои-дети)

• «юродивого» (герой-«пгут», «блаженный»).

В последнем случае «уменьшение» семантически уподобляется «обратной перспективе» «религиозного символизма». В поздних стихотворениях А.Н. Вертинского доминантным является именно христианское мироощущение1.

Таким образом, общее трагическое мировидение серебряного века по-своему выражено лирико-ироническим арсеналом, наследуемым А.Н. Вертинским у символистов, — не случайно чаще всего для «песенок» заимствовались именно стихи А.А. Блока. С другой стороны, «футуристический» бунт, эпатирование тривиальных вкусов эстетствующей публики, «разоблачение» пошлого мира и миропорядка реализуется поэтом и артистом А.Н. Вертинским в создании иронического «кривого зеркала», в котором отражаются его многочисленные персонажи. Осмысление искусства «поющего поэта» дает возможность внимательней всмотреться в черты стиля серебряного века, а через его призму и в культурную эпоху сегодня и завтра.

1 «. память, сострадание, любовь, прощение, покаяние, терпение, смирение, искупление предлагаются как возможные ответы на мучающие человека вопросы.» (Тарлышева Е.А. Песенная поэзия А.Н. Вертинского как единый художественный мир: жанровая природа, образная специфика, эволюция. Дисс. канд. филол. наук. — Владивосток, 2004, С.143).

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Горелова, Ольга Александровна, 2005 год

1. Беранже П.-Ж. Избранное. — М., 1981.

2. Блок А. А. Собрание сочинений в 8 томах. —М.-Л., 1960-1963. Т.1,2,3,5, 6.

3. Блок А.А. Крушение гуманизма // Блок А. А. Собрание сочинений в 8 томах. Т.6. — М.-Л, 1960-1963.

4. Блок А. А. Ирония // Блок А. А. Собрание сочинений в 8 томах. — М.-Л, 1960-1963. Т.5.

5. Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903-1919. — М, 2001. (Александр Блок. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 12. Кн.1).

6. Белый Андрей Начало века. — М, 1990.

7. Вертинский А.Н. Песенки Вертинского. 3-е издание. — Харбин, «Зигзаги» (Любавина), 1930.

8. Вертинский А.Н. Песни и стихи. — Париж, 1938.

9. Вертинский А.Н. Четверть века без Родины // «Москва». — 1962, №3-6.

10. Вертинский А.Н. Песни и стихи: 1916-1937. — Вашингтон: Камкин, 1962.

11. Вертинский А.Н. Podroze z piesnia. Wspominienia. Przel Stanislaw Ludkiewicz. — Warszava, Czytelnik, 1967.

12. Вертинский А.Н. Записки русского Пьеро. — Нью-Йорк, 1982.

13. Вертинский А.Н. Четверть века без Родины: страницы минувшего. — Киев, 1989.

14. Вертинский А.Н. Дорогой длинною. —М, 1991.

15. Вертинский А.Н. Песни и романсы А. Вертинского: Песенник. — Л, 1991.

16. Вертинский А.Н. За кулисами. —М, 1991.

17. Вертинский А.Н. Ариетки Пьеро. —Пермь, 1995.

18. Вертинский А.Н. Дорогой длинною. — М, 2004.

19. Вертинский Александр. 96 песен. VALPRO INTERACTIVE (компакт-диск).

20. Вертинский А.Н. РГАЛИ. ф.2418, 271 д, 1894-1967.

21. Гумилев Н.С. Избранное. — М., 1995.

22. Иванов Г.В. Собрание сочинений в 3 томах. Т.1. —М., 1993.

23. Иванов Г.В. Петербургские зимы // Иванов Г.В. Собрание сочинений в 3 томах. Т.З.— М., 1993.

24. Кузмин М.А. Избранные произведения. — Л., 1990.

25. Маяковский В.В. Сочинения в 2 томах. Т.1. — М., 1988.

26. Северянин И. Тост безответный. Стихотворения. Поэмы. Проза. — М., 1999.

27. Сологуб Ф.К. Театр одной воли // Книга статей о новом театре. — СПб., 1908.

28. Сологуб Ф.К. Собрание стихотворений. В 8 томах. Т.1. — М., 2002. II.

29. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // М.М. Бахтин как философ. — М., 1992, С.7-19.

30. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе. — М., 1993, С.341-345.

31. Алексеева Л.Ф. Проблема иронии в творчестве А. Блока. Дисс. канд. филол. наук. —М., 1981.

32. Андреева В. Эхо прошедшего. —М., 1986.

33. Анненский Ин.Ф. О современном лиризме // «Аполлон» — СПб, 1909, №1, 2.

34. Аннинский Л.А. Барды. — М., 1999.

35. Ардов В. Этюды к портретам. — М, 1983.

36. Архангельский А. Утешитель Александр Вертинский // «Огонек». — 2002, №32, С.45-47.

37. Аствацатуров А. Три великие книги Фридриха Ницше // Фр. Ницше Стихотворения. Философская проза. — СПб., 1993, С.22-60.

38. Бабенко В.Г. Артист Александр Вертинский.— Свердловск, 1988.

39. Бабенко В.Г. Арлекин и Пьеро. Николай Евреинов и Александр Вертинский: Материалы к биографии. Размышления. —Екатеринбург, 1992.

40. Бардадым В.П. Александр Вертинский без грима.— Краснодар, 1996.

41. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. —М., 1979.

42. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990.

43. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») // Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 томах. Т.1. — М., 1976.

44. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души // Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 томах. Т.5. —М., 1979.

45. Бенуа А.Н. В ожидании гимна Аполлону // «Аполлон». — СПб., 1909, №1.

46. Бергсон А. Смех. — М., 1992.

47. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. — JL, 1973.

48. Бирюкова С.С. Окуджава, Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде. Автореферат дисс. канд. искусствоведч. наук. — М., 1990.

49. Болдина Л.И. Ирония как вид комического. Дисс. докт. филос. наук. — М., 1981.

50. Борев Ю.Б. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. — М., 1970.

51. Брызгалова Е.Н. Лирическая сатира в драматургии серебряного века. — Тверь, 2004.

52. Бычков В.В. Эстетика. — М., 1998.

53. Ваксберг А. Окровавленные сюжеты: Об отношениях Вертинского с властями // Театр. — 1991, № 3.

54. Великий Кинемо. Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908— 1919). —М., 2002.

55. Вертинская Л.В. Синяя птица любви. ■— М., 2004.

56. Вертинский А.Н. // Русские писатели. 1900-1917: Биографический словарь. Т.1: А-Г. —М, 1989.

57. Вертинский А.Н. // Литература русского зарубежья 1920-1940. — М., 1993.

58. Вертинский А.Н. // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. — М., 1997.

59. Вертинский А.Н. // Литературная энциклопедия русского зарубежья 1918— 1940. Т.1. Писатели русского зарубежья. — М., 1997.

60. Вертинский А.Н. // Русские писатели, 20 век. Биобиблиогафический словарь в 2 частях. Ч.1.: А-Л. —М., 1998.

61. Вертинский А.Н. // Эстрада в России. XX век. Лексикон. — М., 2000.

62. Вертинский А.Н. // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. В 3 томах. Т.1.—М., 2002.

63. Вертинский А.Н. // Иллюстрированный энциклопедический словарь «Рубикон». — М., 2004.

64. Волков И.Ф. Теория литературы. — М., 1995.

65. Вольперт Л.И. Ирония в прозе Пушкина и Стендаля («Капитанская дочка» и «Красное и черное»). Электронное издание: http: //www.ruthenia.ru/volpert/intro.htm.

66. Воспоминания о серебряном веке / Составитель, автор предисловия и комментариев Крейд В. — М., 1993.

67. Выгон Н.С. Юмористическое мироощущение в русской прозе: генезис, поэтика. — М., 2000.

68. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма (Фр. Шлегель, Новалис). — М., 1978.

69. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Сёрена Кьеркегора. — М., 1970.

70. Гайдукова Т.Т. У истоков. Кьеркегор об иронии. Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии. — СПб., 1995.

71. Гребенщиков Б.Б. «И нет никакой пропасти.» /Публикацию подготовил Крючков П. // Огонек. — 1993, № 12, С.26.

72. Громов Е.С. Палитра чувств: о трагическом и комическом. — М., 1990.

73. Гуляев Н.А. Теория литературы. — М., 1985.

74. Давыдова М.В. Художник в театре начала XX века. — М., 1999.

75. Дени Г., Дассвиль JL Все танцы. — Киев, 1983.

76. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия: commedia dell'arte. —М., 1962.

77. Дынник В. Ирония // Литературная энциклопедия. Т.4. — М., 1930.

78. Евреинов Н.Н. В школе остроумия: Воспоминания о театре «Кривое зеркало». — М., 1998.

79. Есин А.Б., Касаткина Т.А. Система эмоционально-ценностных ориентации: // «Филологические науки». — М., 1994.

80. Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм. — М, 1998.

81. Зольгер К.-В.-Ф. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве. — М., 1978.

82. Иванова И.Н. Ирония в художественном мире Георгия Иванова. Дисс. канд. филол. наук. — Ставрополь, 1998.

83. Ивнев Р. Два Вертинских // «Московский журнал». — 1991, №6.

84. Ильина И.Н. Судьбы: из давних встреч. —М., 1980

85. Ильина Н.И. История одного знакомства. — М.,1987.

86. Ильина Н.И. Мои встречи с Вертинским // Дороги и судьбы. —М., 1991.

87. Иофьев М.И. Вертинский // Профили искусства: Литература, театр, живопись, эстрада, кино. —М., 1965.

88. Ирония // Краткий словарь по эстетике. / Под редакцией Овсянникова М.Ф. — М., 1983.

89. Ирония // Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.

90. Кагановская Е.М. Полифоническое звучание как основа иронического представления // Язык и культура: третья международная конференция. — Киев, 1994.

91. Карасев Л.В. Философия смеха. — М., 1996.

92. Коваленко С.А. Феномен Александра Вертинского // «Российский литературоведческий журнал». — 1993, №2.

93. Кононенко Е.И. Ирония как эстетический феномен. Дисс. докт. филос. наук.1. М., 1987.

94. Крейд В. Встречи с серебряным веком // Воспоминания о серебряном веке.1. М, 1993.

95. Кьеркегор С. О понятии иронии // «Логос». — 1993, №4, С. 176-198.

96. Лавров А., Тименчик Р. «Милые старые миры и грядущий век». Штрихи к портрету М. Кузмина // Кузмин М.А. Избранные произведения. — Л., 1990.

97. Лежнева М.Г. Межтекстовые связи в поэзии Александра Вертинского: слово и текст. Дисс. канд. филол. наук. — М., 2003.

98. Ливанская Е.Я. А.Н. Вертинский и предыстория бардовской песни: взгляд музыканта // Материалы международной конференции «Владимир Высоцкий и русская культура 1960-70-х гг.». — М., 1998.

99. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. — М., 1984.

100. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. —М., 1965.

101. Лосев А.Ф. Ирония античная и романтическая // Эстетика и искусство. Из истории домарксистской эстетической мысли. — М., 1966.

102. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. — М., 1982.

103. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон Собрание сочинений в 4 томах. Т.1. — М., 1994.

104. Лотман Ю.М. Структура художественного текста //Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб., 2005.

105. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики //Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб., 2005.

106. Макаров А.С. Александр Вертинский. Портрет на фоне времени. —М., 1998.

107. Максимов Д.Е. Идея пути в поэтическом сознании А. Блока // Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. — Л., 1981.

108. Мартынов В. Посланник серебряного века // «АРТ-Фонарь»: Приложение к газете «Аргументы и факты». — 1994, № 4, С. 10.

109. Масловский В. Четыре жизни: Александр Вертинский и массовая культура // «Литературное обозрение». — 1992, №7/9, С. 100-106.

110. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Литературные манифесты. От символизма до «Октября» / Составители: Бродский Н.Л, Сидоров Н.П. — М, 2001.

111. Мескин В.А. Кризис сознания и русская проза конца XIX начала XX вв. — М, 1997.

112. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность).—М, 1999.

113. Минералов Ю.И. Об иронии в стиле Л.П. Сумарокова // Вестник Литературного института им. A.M. Горького. — М, 2002, №1.

114. Минералов Ю.И. Поэт-лирик Владимир Маяковский // Владимир Маяковский и его традиция в поэзии. Исследования. — М, 2005.

115. Минералова И.Г. О стихотворении А.А. Блока «Кармен» // Русская словесность. — 1995, №6.

116. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. — М, 2003.

117. Минералова И.Г. Ирония в литературе и культуре XX века // Синтез в русской и мировой художественной культуре. — М, 2005.

118. Минц З.Г. К изучению периода «кризиса символизма» (1907-1910). Вводные замечания // Минц З.Г. Поэтика русского символизма. — СПб, 2004.

119. Минц З.Г. Предшественники модернизма в русской поэзии: В. Соловьев и И. Анненский / Эпоха модернизма: «серебряный век» русской поэзии // Минц З.Г. Поэтика русского символизма. — СПб, 2004.

120. Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. — М, 2003.

121. Мочульский К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов. — М, 1997.

122. Муратов П. О высоком художестве // «Золотое руно». — 1907, №11-12.

123. Некрылова А. Христиан Леман // «Петербургский театральный журнал». — 2000, №22.

124. Немеровская О., Вольпе Ц. Судьба Блока. —■ М., 1999.

125. Немцев М.В. Стилевые приемы кинематографа в литературе русского зарубежья первой волны. Дисс. канд. филол. наук. — М., 2004.

126. Николаевич С. Александр Вертинский: «Я не плачу! Ты видишь? Я снова пою!» // «Огонек». — 1993, № 12, С. 15-22.

127. Николеску Т.Н. Андрей Белый и театр. — М., 1995.

128. Никулин Л. Маленький креольчик // «Огонек». — 1929, №6, С.15.

129. Ницше Фр. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Фр. Стихотворения. Философская проза. — СПб., 1993.

130. Ницше Фр. Так говорил Заратустра // Так говорил Заратустра. — Калининград, 2002.

131. Одоевцева И.В. На берегах Невы. — М., Захаров, 2005.

132. Одоевцева И.В. На берегах Сены. — М., Захаров, 2005.

133. Олеша Ю.К. Ни дня без строчки // Олеша Ю. К. Избранное. — М., 1983.

134. Панина М.А. Комическое и языковые средства его выражения. Дисс. канд. филол. наук. — М., 1996.

135. Петрова Е.А. Ирония как феномен культуры. Дисс. канд филос. наук. — М., 1998.

136. Пивоев В.М. Ирония как феномен культуры. —Петрозаводск, 2000.

137. Пигулевский В.О. Эстетический смысл иронии в искусстве (от романтизма к постмодернизму). Дисс. докт. филол. наук. —М., 1992.

138. Пильский П. Роман с театром. — Рига, 1929.

139. Писарев Д.И. Генрих Гейне // Писарев Д.И. Литературная критика в 3 томах. Т. 3.—Л., 1981.

140. Поспелов Г.Н. Теория литературы. — М., 1979.

141. Поюровский Б.М. Мастера эстрады. — М, 2003.

142. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. — М., 2002.

143. Рогачева И.В. В поисках утраченного.Две редакции «Золота в лазури» Андрея Белого. — М., 2000.

144. Родина Т.М. Блок и русский театр начала XX века. — М., 1972.

145. Розанов В.В. Пушкин и Гоголь // Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. — М., 1990.

146. Розанов В.В. Как произошел тип Акакия Акакиевича // Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. — М., 1990.

147. Рощина О.С. Иронический модус художественности (Чехов, Блок, Бунин). Дисс. канд. филол. наук. —Новосибирск, 1998.

148. Рудницкий K.JI. Александр Вертинский // «Театр». — 1998, №2, С. 130-142.

149. Рудницкий K.JL Александр Вертинский. // Эстрада без парада. — М, 1991, С.337-360.

150. Рудницкий K.JI. Мастерство Вертинского // Дорогой длинною. — М., 1991.

151. Рюмина М.Т. Смех как эстетический феномен: вопросы теории и истории. Дисс. докт. филос. наук. — М., 1999.

152. Савченко Б.А. Александр Вертинский. — М., 1989.

153. Савченко Б.А. Эстрада ретро: Юрий Морфесси, Александр Вертинский, Иза Кремер, Петр Лещенко, Вадим Козин, Изабелла Юрьева. — М., 1996.

154. Сарнов Б. Александр Вертинский // Сарнов Б. Если бы Пушкин. — М., 1998.

155. Секриеру А.Э. Проблемы художественного синтеза в творчестве И. Северянина. Дисс. канд. филол. наук. — М., 1998.

156. Секриеру А.Э. Театр одного поэта: Игорь Северянин // Личность на пороге XXI века. Тезисы международной конференции. — М., 2001, С.225-232.

157. Смех: истоки и функции // Под редакцией Козинцева А.Г. — СПб., 2002.

158. Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха. Комическое в литературе русского зарубежья. —М., 1999.

159. Тарлышева Е.А. Песенная поэзия А.Н. Вертинского как единый художественный мир: жанровая природа, образная специфика, эволюция. Дисс. канд. филол. наук. —Владивосток, 2004.

160. Театральная энциклопедия / Гл. ред. Марков П.А. — М., 1965.

161. Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917. — М., 1995.

162. Третьякова Е. Ирония в структуре художественного текста // «Русскийязык».—2001, №19.

163. Тынянов Ю.Н. Блок и Гейне // Об Александре Блоке. — Пб., 1921.

164. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. — М., 2004.

165. Тюпа В.И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы).— Тверь, 2002.

166. Тюпа В.И. Ирония // Модусы художественности / Введение в литературоведение. — М., 2004.

167. Хализев В.Е. Теория литературы. — М., 2002.

168. Чавчанидзе Д.Л. Ирония // Литературная энциклопедия терминов и понятий // Главный редактор и составитель Николюкин А.Н. — М, 2001.

169. Чернец Л.В. Ирония как стилистический прием // «Русская словесность». — 2001, №5.

170. Цитриняк Г. Александр Вертинский: судьба и песни // «Литературная газета». — 1989, 21 июня, С.8.

171. Чуковский К.И. Современники: портреты и этюды. —М., 1967.

172. Чуковский К.И. Александр Блок как человек и поэт // Чуковский К.И. Сочинения в 2 томах. Т.2. — М., 1990.

173. Шестаков В.П. Ирония. Философская энциклопедия. Т.2. — М., 1962.

174. Шпагин П.И. Ирония // Краткая литературная энциклопедия. Т.З. —М., 1966.

175. Щербаков А.И. Логические и культурно-исторические аспекты иронии. -М., 2003.

176. Эллис (Кобылинский Л.Л.) Русские символисты. — Томск, 1996.

177. Эпштейн Е. Рядом с Вертинским: О совместной работе А. Вертинского с М. Брохесом. // «Советская эстрада и цирк». — 1989, № 9, С. 40-42.

178. Эрберг К. О воздушных мостах критики // «Аполлон». — СПб., 1909, №2.

179. Янгиров Р. Юность Пьеро: А. Вертинский и московская богема // «Независимая газета». — 1996, 19 июля, С.8.

180. Янгиров P.M. Специфика кинематографического контекста в русской литературе 1910-х- 1920-х гг. Дисс. канд. филол. наук. —М., 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.