Перевоплощение как регулятор Я-концепции: На материале профессии актеров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Попова, Юлия Ивановна
- Специальность ВАК РФ19.00.01
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Попова, Юлия Ивановна
ВВЕДЕНИЕ.
1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ.
1.1. Содержание и компоненты Я-концепции.
1.2. Теоретические модели организации Я-концепции.
1.3. Положения о формировании Я-концепции личности.
1.4. Психологическая устойчивость Я-концепции и механизмы ее поддержания.
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКТЕРОВ И ПЕДАГОГОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.
2.1. Анализ содержания профессиональной деятельности педагогов.
2.2. Анализ содержания профессиональной деятельности актеров.
2.3. Психологические механизмы перевоплощения.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, ОРГАНИЗАЦИЯ
И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
3.1. Обоснование программы исследования.
3.2. Характеристика выборки.
3.3. Организация и методы исследования.
4. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
АКТЕРОВ И ПЕДАГОГОВ.
4.1. Анализ содержания Я-концепции актеров и педагогов на материале самоописаний теста Куна.
4.2. Анализ устойчивости содержания Я-концепции.
4.3. Сравнительный анализ самоописаний теста Куна среди мужчин и женщин.
4.4. Анализ содержания Я-концепции на материале методики Келли.
4.5. Анализ тенденций, характеризующих влияние перевоплощения на Яконцепцию.
4.6. Анализ корреляционных взаимосвязей самоотношения, адаптированности и самоактуализации.
4.7. Анализ тендерных особенностей Я-концепции.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: На материале педагогической профессии2000 год, кандидат психологических наук Ожигова, Людмила Николаевна
Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации2006 год, доктор психологических наук Ожигова, Людмила Николаевна
Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности2007 год, доктор психологических наук Корытова, Галина Степановна
Взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи2006 год, кандидат психологических наук Заев, Сергей Валерьевич
Взаимосвязь гендерного и профессионального образов Я в структуре самосознания личности руководителя2008 год, кандидат психологических наук Лупенко, Наталья Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Перевоплощение как регулятор Я-концепции: На материале профессии актеров»
В связи с преобразованиями, происходящими в российском обществе, перед психологией встает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы человека в условиях меняющегося мира и социальной нестабильности. Актуализируется интерес к психологическим проблемам, ранее находившимся на периферии научного анализа. Одной из таких проблем является проблема Я-концепции личности. Для периода социальной нестабильности характерны такие явления, как ломка социальных стереотипов, изменение системы ценностей, размывание социально-ролевой структуры общества. Все эти факторы затрудняют процесс обретения гибкой и устойчивой Я-концепции (О. Негт, Д.И. Фельдштейн, З.И. Рябикина и другие).
В современных условиях расширяются пути самореализации, потенциальные возможности выбора. Повышение динамичности рынка труда и изменение условий деятельности в настоящее время порождают ситуацию осознания необходимости освоения новых ролей и способов приложения способностей. Неготовность человека к такой свободе самоопределения может повлечь угрозу дезадаптации. Особенно уязвимы в этом плане люди, принадлежащие к социальным группам, статус которых резко изменился. В связи с этим особенно актуализируется внимание к регулирующей роли Я-концепции (Р. Берне, И.С. Кон, В.В. Столин и др.), которая интегрирует наиболее значимый опыт осознания себя благодаря идентификации с другим. Она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Условием приобретения адекватного содержания Я-концепции является возможность идентификации с элементами социального опыта, в основе которой лежит способность к перевоплощению. Смена ролей помогает осваивать новые культурные символы. В процессе освоения ролевого репертуара отбираются наиболее аутентичные личности признаки, но в то же время возникает потребность в самоидентификации. При отсутствии идентифинации с новыми социальными ролями может возникнуть ощущение оторванности от жизни, неумение адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия жизни.
В наибольшей степени способность к перевоплощению проявляется в деятельности актеров - они не только проживают нормативные для всех социальные роли, но и дополнительно подвергают свое самосознание нагрузке театральных ролей. Множественность социальных принадлежностей отражается в ролевом репертуаре личности, поэтому профессия драматических актеров является хорошей моделью включения человека в быстро меняющийся мир, так как перед актерами постоянно встает необходимость приспосабливаться к меняющимся условиям существования (ролям) и в процессе такого перевоплощения отстраняться от этих изменений для сохранения личностной целостности, становиться более аутентичными (И.И. Силантьева, Ю.Г. Клименко, Г. Вильсон).
Так как социальные изменения постоянны, индивид сталкивается с постоянной необходимостью осмысления нового опыта. Рассмотрение влияния перевоплощения на содержание Я-концепции в настоящее время недостаточно представлено в психологической литературе.
Для получения ясной картины влияния перевоплощения на Я-концепцию и ее регулирующую функцию мы сравнили особенности Я-концепции актеров с особенностями Я-концепции представителей другой профессии — педагогической. В отличие от актеров, перед педагогами не стоит жесткой необходимости перевоплощения. Искусство и образование - два института накопления, сохранения и трансляции культурно обусловленного опыта. В образовании способ взаимодействий нормативно задан: определено что и как передавать. В искусстве трансляция опыта осуществляется не столь нормативным путем. Игра - единственный способ привлечь внимание к тому, что необходимо передать. Перевоплощение - необходимое условие игры. Анализ особенностей Я-концепции актеров и педагогов дает возможность рассмотреть проявление регулирующей роли Я-концепции в изменяющихся условиях.
Положение человека в ситуации ускорения темпа социальных и экономических изменений, новые условия жизни и способы адаптации порождают необходимость осознания своих личностных ресурсов, одним из которых является гибкая и устойчивая Я-концепция. Именно необходимость осмысления регулирующей функции и особенностей Я-концепции при условии различных возможностей проживания социальных и профессиональных ролей и недостаток такой информации обусловливает актуальность нашего исследования.
Объектом нашего исследования является Я-концепция личности.
Предметом исследования стало влияние перевоплощения на особенности Я-концепции актеров.
Цель исследования - выявить характер влияния перевоплощения на содержание Я-концепции актеров.
Гипотезы исследования.
1. Перевоплощение, являясь основным содержанием деятельности актеров, влияет на формирование специфического содержания Я-концепции.
2. Влияние перевоплощения на содержание Я-концепции затрагивает эмоциональную сферу актеров, заключается в осознании ценности деятельности и внимании к содержанию своей личности.
3. Необходимость перевоплощения вызывает угрозу цельности Я-концепции и обусловливает повышение потребности в аутентичности, что приводит к ослаблению ориентации актеров на широкие социальные взаимодействия.
Теоретические задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы Я-концепции.
2. Провести теоретический анализ проблемы перевоплощения.
3. Теоретически обосновать влияние перевоплощения на содержание Я-концепции актеров.
Эмпирические задачи исследования:
1. Составить программу эмпирического исследования проблемы влияния перевоплощения на Я-концепцию.
2. Подобрать комплекс психодиагностических процедур, позволяющих определить особенности содержания, социально-психологическую адаптацию, степень устойчивости Я-концепции актеров и педагогов.
3. Определить специфические особенности содержания и степень устойчивости Я-концепции актеров и педагогов.
4. Установить наличие и характер связи проявления регулирующей роли Я-концепции актеров и перевоплощения.
5. Выявить характер связи содержания Я-концепции актеров и педагогов и тендерных различий.
Методологическими основами исследования стали: теория профессионального развития, рассматривающая профессиональное становление как частный случай более общей модели личностного развития сформировавшейся в отечественной науке (А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, К.А. Абульха-нова-Славская, З.И. Рябикина, М.Р. Гинзбург, Д.И. Фельдштейн и др.). Исследуя проблему личностного развития, мы основывались на принципах гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.). Рассматривая проблему Я-концепции, мы опирались на принципы психологии развития, когнитивной психологии и интеракционизма (Н.В. Антонова, А. Ватерман, Н.С. Ведерникова, В.И. Голованевская, И. Гоффман, А.Н. Ким-берг, В.Г. Корекинов, Дж. Коулман, Дж. Марсиа, Д. Маттесон, Дж. Мид, Дж. Тёрнер, X. Тэджфел, Э. Эриксон и др.). При изучении проблемы формирования субъектной позиции мы рассматривали работы К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского, В.В. Знакова. Теоретическое и эмпирическое исследования основывались на принципах развития, детерминизма, системности, единства сознания и деятельности (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, J1.C. Выготский, B.C. Мерлин, C.JL Рубинштейн и др.).
Для реализации поставленных задач в работе были использованы теоретический анализ и психодиагностические методы - личностные опросники (16-факторный опросник Кеттелла; опросник СПА; самоактуализационный тест (CAT); тест УСК; тест-опросник самоотношения В.В. Столина), метод репертуарных решеток Келли; тест двадцати утверждений Куна-Макпартленда; контент-анализ материала самоописаний и методы статистической обработки данных.
Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа с 2000 по 2003 год. На первом этапе нами был осуществлен теоретический анализ проблемы Я-концепции и воздействия перевоплощения на ее содержание. На втором этапе была разработана программа психодиагностического исследования и осуществлен эмпирический сбор данных. Эмпирическое исследование проходило в два этапа, с 2002 по 2003 год, с интервалом 10 месяцев, второй этап эмпирического исследования проводился для уточнения данных, полученных на первом этапе. Третий этап исследования включал обработку, анализ и интерпретацию полученных результатов, и подведение итогов исследования.
База исследования и характеристика выборки. В исследовании приняли участие актеры драматических театров г. Краснодара и педагоги Межшкольного Эстетического Центра г. Краснодара. Группу испытуемых составили 64 актера, из них 32 мужчины, 32 женщины, и 50 педагогов, из них 20 -мужчин, 30 женщин.
Надежность и достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась исходными методологическими и теоретическими позициями, организацией исследования, соответствующей его целям и задачам, использованием взаимодополняющих диагностических процедур и разнообразных математико-статистических приемов обработки, качественного анализа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: в результате анализа полученных фактов получены новые сведения о формировании Я-концепции личности под влиянием перевоплощения.
1. Специфика Я-концепции актеров по сравнению с Я-концепцией педагогов заключается в многаспектности и богатстве содержания эмоциональной сферы, осознании глубокой личностной вовлеченности в деятельность и комплексе характеристик, отражающих высокое внимание к содержанию своей личности. Указанные особенности сопровождаются вниманием к личностной цельности.
2. Отмечена тенденция к актуализации актерами субъективного аспекта Я-концепции, что сопровождается снижением ориентации на широкие социальные взаимодействия и адаптированности актеров по сравнению с педагогами.
3. Выявлены тендерные различия в содержании Я-концепции актеров и педагогов, проявляющиеся наряду с профессиональными. В содержании Я-концепции женщин чаще встречаются определения эмоциональности и любви, в содержании Я-концепции мужчин чаще встречаются характеристики, описывающие уравновешенность и активность. Данные особенности представляют собой результат нормативных тендерных особенностей социализации.
4. Установлено, что необходимость перевоплощения влияет на устойчивость Я-концепции актеров. Иерархия категорий, характеризующих Я-концепцию актеров, более устойчива во времени по сравнению с иерархией категорий педагогов вследствие высокого внимания актеров к содержанию и цельности своей личности.
Практическая значимость работы заключается в следующем:
Получены данные о влиянии опыта перевоплощения, рассматриваемого как модель существования человека в меняющемся мире. В результате накопления этого опыта изменяется содержание и регулирующая функция Я-концепции. Данные, получены в исследовании, могут быть положены в основы мероприятий психологического сопровождения, направленных на расширение адаптационных ресурсов личностного развития детей и профессионального развития взрослых.
Полученные данные могут быть включены в программы подготовки студентов-психологов и программы повышения квалификации психологов-консультантов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Опыт перевоплощения влияет на формирование специфического содержания Я-концепции актеров.
2. Содержание Я-концепции актеров отражает осознание глубокой включенности в профессию, что сопровождается многообразием эмоциональных проявлений, вниманием и интересом к содержанию своей личности и тенденцией к поддержанию личностной целостности.
3. В соответствии со специфическим содержанием Я-концепции актеров и актуализацией в ней субъективного аспекта, реализация ее регулирующей функции заключается в сниженной ориентации актеров на установление широких социальных взаимодействий и сниженной адаптированности по сравнению с педагогами.
4. Выявленная ориентация актеров на сохранение личностной целостности и стабильность иерархии категорий, характеризующих содержание Я-концепции, обусловливают большую устойчивость их Я-концепции по сравнению с Я-концепцией педагогов.
Апробация результатов исследования.
Основные теоретические положения работы и результаты экспериментального исследования докладывались на методологических семинарах на кафедре педагогики и психологи СПИ КубГУ в течение 2001-2003 гг.; на ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и студентов СПИ КубГУ, (Краснодар, апрель 2001, 2002, 2003гг.); на научно-практической, конференции аспирантов и студентов Краснодарской академии культуры и искусств «Личность, наука, культура» (Краснодар, 2001г.); на Всероссийской научно-практической конференции ВятГПУ «Психологические и педагогические проблемы самореализации личности» (г. Киров, 2002 г.).
Материалы исследования использовались автором в работе со слушателями курсов повышения квалификации работников образования «Психопрофилактика и психогигиена профессиональной деятельности», на лекциях для студентов Социально-педагогического института КубГУ. На основе полученных данных были внесены изменения в программы по дисциплинам «Психология личности», «Психолого-педагогический анализ и проектирование профессиональной деятельности» для студентов педагогов-психологов Социально-педагогического института КубГУ.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений. Работа изложена на 153 страницах, содержит 20 рисунков и 6 таблиц. Список литературы содержит 255 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Личность как субъект бытия в экстремальных условиях2006 год, доктор психологических наук Фоменко, Галина Юрьевна
Психологическое содержание кризиса середины жизни работающей женщины2004 год, кандидат психологических наук Куликова, Татьяна Федоровна
Профессиональные особенности психологии актера: К проблеме стресса и катарсиса в сценическом перевоплощении1999 год, кандидат искусствоведения Клименко, Юрий Григорьевич
Психологические особенности проявления страхов у педагогов и врачей на уровне структур обыденного сознания2003 год, кандидат психологических наук Кузнецова, Елена Николаевна
Личностные особенности принятия педагогом ответственности2009 год, кандидат психологических наук Кох, Марина Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Попова, Юлия Ивановна
Результаты исследования подтверждают правомерность гипотезы исследования и обоснованность выносимых на защиту положений.
1. Перевоплощение, являясь основным содержанием деятельности актеров, влияет на содержание их Я-концепции, что заключается в сравнительно большей актуализации в Я-концепции актеров субъективного аспекта по сравнению с педагогами.
2. Специфика содержания Я-концепции актеров заключается в наличии высокого внимания к себе, внимания к личностной цельности, гибкости эмоциональной сферы и осознании глубокой личностной вовлеченности в деятельность, что сопровождается сниженной социальной адаптированно-стью актеров по сравнению с педагогами.
3. Установлена тендерная дифференциация содержания Я-концепции, общая для актеров и педагогов. Женщины представляют себя более эмоциональными, романтичными, добрыми и подвижными чем мужчины. Мужчины представляют себя более уравновешенными и активными, чем женщины. Возникновение тендерной дифференциации в содержании Я-концепции отражает нормативные этапы тендерной социализации.
4. Я-концепция актеров и педагогов характеризуется различной степенью устойчивости. Содержание Я-концепции и актеров, и педагогов в целом устойчиво, но теснота связи понятий, характеризующих Я-концепцию, в группе актеров выше, чем в группе педагогов.
5. Самоактуализация актеров связана в большей степени с возможностью профессиональной реализации и эмоциональной стороной взаимоотношений и в меньшей - с нормативной стороной взаимоотношений. Степень социальной адаптированности актеров и склонность к установлению межличностных контактов снижена по сравнению с педагогами.
6. Актуализация субъективного аспекта Я-концепции актеров при отмеченном внимании к личностной цельности сопровождается снижением ориентации на социальные взаимодействия. Это отражает регулирующую роль Я-концепции и порождает различные возможности действовать в меняющихся условиях современного мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Попова, Юлия Ивановна, 2004 год
1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994.322 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М, 1980. 335 с.
3. Аврукин В. М., Тургунова Б.Д. Новые исследования психологии творчества. //Вопросы психологии, 1985. №3. С. 178-179.
4. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. // Вопросы психологии, 1987, №2.
5. Азлецкая E.H. Личностные и средовые факторы формирования субъ-ектности личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. Краснодар, 2001.
6. Актер и режиссер: жизнь в театре. Социальные проблемы творческой деятельности. М., 1991. 215 с.
7. Актер. Персонаж. Роль. Образ. Л., 1986. 139 с.
8. Аминов H.A. Модели управления образования и педагогические стили. // Вопросы психологии 1994. № 2. С. 88 — 98.
9. Аминов H.A. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии 1988. № 5. С. 71— 77.
10. Ю.Амяга Н.В. Методики для измерения личностной представленности в общении //Журнал практического психолога, 1998. № 1. С. 42-53.
11. П.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т. / Под. ред. A.A. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. М., 1980. Т. 1-2. 512 с.
12. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. / Пер. с англ. М., 2001. 752 с.
13. З.Андреева Г.М., Богомолова H.A., Петровская Л.А. Современная социальная психология на западе. М., 1978. 272 с.
14. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятель*ности и мышления. М., 1991. 415с.
15. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения// Вопросы психологии, 1997. №6. С. 23-26.
16. Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Эриксона. // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 212-242.
17. Анцыферова Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия. // Психологический журнал, т. 14, № 2, 1993, с. 8-17.
18. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. 352 с.
19. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности. / Психология личности. М., 1990. С. 152-172.
20. Асмолов А.Г. Психология личности. М, 1990. 367 с.
21. Афанасенко И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003, Т. 1. С. 234-237.
22. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М., 1993. 16 с.
23. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. М., 1973. 216 с.
24. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 504 с.
25. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. // Мир психологии, 1999, №3.
26. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992. 90 с.
27. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.
28. Библер B.C. Самостоянье человека. Кемерово. 1993. 94 с.
29. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978. 140 с.
30. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. 311 с.31 .Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. // Вопросы психологии 1999. №2. С. 35—41.
31. Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1983. 272 с.
32. Бодалев A.A., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1985. 440 с.
33. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора. //Психологический журнал. 1985. №2. С. 85-94.
34. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж, 1995.352 с.
35. Болотова А.К. Фактор времени в переживании и преодолении ситуации социальной нестабильности.// Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994, С. 47-62.
36. Борисова Е.М. Индивидуальное своеобразие становления профессионала //Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1976. С.1680-1682.
37. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1988.352 с.
38. Браверман Э.М., Мучник М.Б. Структурные методы обработки эмпирических данных. М., 1983.464 с.
39. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1981. №2. С. 46-55.
40. Брехт Б. Театр. М. 1988. Т.5. 361 с.
41. Брудный A.A. Значение слова и психология противопоставлений. // Семантическая струк-тура слова. / Под ред. А.Н. Леонтьева. М., 1971. С. 19- -27.
42. Брук П. Пустое пространство. / Пер. с англ. М., 1976. 239 с.
43. Брушлинский A.B. Социальность субъекта и субъект социальности. // Субъект и социаль-ная компетентность личности. / Под ред. A.B. Бруш-линского. М., 1995. С. 3-23.
44. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 200 с.
45. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
46. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982. 336 с.
47. Весна Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок. // Мир психологии. 2001. №2. С. 154-165.
48. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников.: Под общ. ред. Г.П. Шевченко и Ю.П. Юсова, 1990. 180 с.
49. Вилар Ж. О театральной традиции. М., 1956. 321 с.
50. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники./ Пер. с англ. М., 2001. 384 с.
51. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 142 с.
52. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов. // Вопросы психологии. 1993. №2. С. 63- 71.
53. Выготский Л .С. Собрание сочинений, т. 1-6. М., 1982-1984.
54. Вяткин Б.А., Исмагилова А.Г. Структура индивидуального стиля педагогических воздейст-вий воспитателя и его системообразующая функция. // В сб.: Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988, С. 31-42.
55. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сб. науч. тр. / под ред. Газмана О.С. М., 1989, С. 150
56. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
57. Гасснер Дж. Форма и идея в современном театре. М., 1959. 256 с.
58. Голицын Г., Петров Р. Информация — поведение — творчество. М., 1991.224 с.
59. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. 304 с.
60. Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям. // Психологический журнал. 1989. Т. 10. №4. С. 75-87.
61. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. 260 с.
62. Горская Г.Б. Жизненный контекст бытия личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003, Т.2. С.432-434.
63. Гостев A.A. Образная сфера человека. М., 1992. С 8.
64. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. / Пер. с англ. А.Д. Ковалева. М., 2000.
65. Гройсман A.JI. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний. М., 1993.436 с.
66. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. 271 с.
67. Гуревич. K.M. Психологическая диагностика. М., 1981. 232 с.
68. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания. // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. 165 с.
69. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии. / В кн.: Диалектика в нау-ках о природе и человеке. М., 1983.
70. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М. 1968. С. 184-278
71. Данилова H.H. Эмоциональные состояния: механизмы и диагностика. М„ 1985.
72. Джемс У. Психология. М., 1991. 367 с.
73. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М., 1976.191 с.
74. Додонов Б.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности.— В кн.: Психология формирования и развития личности. / Под ред. Л.И. Анцыферовой. — М., 1981, С. 284—305.
75. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В.Основные направления исследований креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии 1999. №2. С. 101.
76. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. Л., 1991.
77. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987.184 с.
78. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974.
79. Емельянов Ю.Н. Методика изучения Я-концепции личности. М., 1985, С. 124-128.
80. Ершова А.П. Из практики использования игр на уроках. // «Первое Сентября», №4 от 20.01.0182.3абазнова Е.М. Влияние Я-концепции на формирование конгруэнтного имиджа личности. Автореферат канд. дис., Краснодар, 2001. 25 с.
81. Изард К. Эмоции человека. М., 1980, 440 с.
82. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. 440 с.
83. Каликанов С.В. Учение A.A. Ухтомского о доминанте: историко-философский анализ: Автореф. канд. дис. М., 2002.
84. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. С. 181-189.
85. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования. // Вопросы психологии. 1985. №4. С. 9-16.
86. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001. 112 с.
87. Кедров Б.М. Характер изменения объема и содержания развивающихся понятий. // Анализ развивающегося понятия. М., 1967. С. 306-435.
88. Кендалл М.Дж. Ранговые корреляции. М., 1975. 216 с.
89. Кимберг А.Н. О возможности применения категории «отношение» в концепция идентичности // Личность и бытие: теория и методология: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова, Краснодар, 2003.204 с.
90. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969,60 с.
91. Ковалев В.И., Дружинин В.М. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки. // Психологический журнал. 1982. Т. 3. №6. С. 35-41.
92. Козлова И.Н. Личность как система конструктов. // Системные исследования: Ежегодник. 1975.М., 1976. С. 350.
93. Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на разных стадиях жизненного цикла личности. // Социальная идентификация личности. М., 1993, С. 107-124.
94. ЮО.Колошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: нормативный подход. М., 1983.
95. Кон И.С. В поисках самого себя: Личность и ее самосознание. М, 1984. 335 с.
96. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. 367 с.
97. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. 383 с.
98. Коротаев A.A., Тамбовцева Т.С. Характеристика связей педагогического общения со свойствами разных уровней индивидуальности педагога. // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985.
99. Коршунов Л. Воображение и его роль в познании. М., 1979.146 с.
100. Юб.Костюк H.A. Слово в научной и художественной речи: функциональный аспект лексиче-ского значения: Автореф. канд. дис. Л., 1988.
101. Кочнев В.И. К. проблеме изучения актерских способностей. // Вопросы психологии 1983. № 1. С. 108 111.
102. Кочнев В.И. О психологическом содержании основного понятия системы К. С. Станиславского — сценическое перевоплощение. // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 1. С. 17- 19.
103. Кочнев В.И. Понятие сценического самочувствия в системе К. С. Станиславского. // Вопросы психологии 1990. № 6. С. 95 103.
104. Кугель А. Театральные портреты. Л., 1967.382 с.
105. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.158 с.
106. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.98 с.
107. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М., 1984. С. 180— 187.
108. Купер К. Индивидуальные различия. / Пер. с англ. М., 2000. 527 с.
109. Латушкин С.Д., Рубцов В.В. Креативная функция сознания. М., 1988.
110. Пб.Лейтес Н.С. Проблемы способностей в трудах Теплова Б.М. // Вопросы психологии, 1996, № 5, С. 39-51.
111. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
112. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник МГУ, сер. 14, 1996, №4. С.23-25.
113. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. 572 с.
114. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998.160 с.
115. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. / Психологический журнал, 1981, т. 2, № 5. С. 45-49.
116. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. // Психологический журнал, 1981, т. 2, № 1. С. 56-59.
117. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978. С. 13.
118. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997. 684 с.
119. Маковский М.М. «Картина мира» и миры образов. // Вопросы языкознания. 1992. № 6. С. 20-29.
120. Малейчук Г.И. Модель становления идентификации. // Журнал практического психолога. 1996. №6. С. 3-10.
121. Мамбеева A.C. Изучение русской этнической самоидентичности: Автореф. канд. дис. М., 1995.
122. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 236 с.
123. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1984. 192 с.
124. Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности: Тексты. М., 1982. 304 с.
125. Медведев В.И. О проблеме адаптации. / Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984. С. 3-16.
126. Мейерхольд В.Э. К истории творческого метода: Публикации. Статьи. СПб, 1998.247 с.
127. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1968. 265с.
128. Мейли Г. Структура личности. // Экспериментальная психология. / Под. ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975. Вып. V. С. 197-283.
129. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 253 с.
130. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. 254 с.
131. Мигунов A.C. Искусство и процесс познания. М., 1986.127 с.
132. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 216
133. Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии. М., 1997. №4. С. 28-38.
134. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская со- --циологическая мысль: Тексты. Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С.227-237.
135. Момов В. Норма и мотив поведения. // Вопросы философии. 1972. №8. С. 107-118.
136. Морозов В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы на модели музыкального искусства. Художественный тип челове-ка (комплексные исследования). М., 1994, С. 86—102.
137. НЗ.Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психоло- --гии. //Вопросы психоло-гии. 1957. №5, С. 142-155.
138. Назарчук Е.Я. Тест 20 ответов: какую идентичность мы измеряем? // Социальная идентификация личности. Книга 2. М., 1994.
139. Налчаджян A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стра-тегии). Ереван, 1988. 236 с.
140. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальные исследования. Тбилиси, 1972.
141. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М., 1972.
142. Николаева Г.Н. Коммуникативная компетентность личности. Орел, 1997.140 с.
143. Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования. // Психологический журнал, № 2, 1996.
144. Общая психология. / Под ред. В. В. Богословского и др. 3-е изд. М., 1981. 383 с.
145. Озеров В.П. Фундаментальные проблемы современной практической психологии. // Ежегодник Российского психологического общества:
146. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003, Т. 6. С. 152-156.
147. Олег Даль: Сборник. / Сост. Н. Галаджиева, Е.Даль; М., 1992. 335 с. 153.0сницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик, 1996. 128 с.
148. Пави П. Словарь театра. М., 1991. 504 с.
149. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993. 23 с.
150. Песочинский Н.В. Актер в театре Мейерхольда. // Русское актерское искусство XX века. СПб., 1992. Вып. 1. С. 65-152.
151. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. 208 с.
152. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование формы репрезентации в обыденном сознании. М., 1983. 176 с.
153. Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Казань, 1982.
154. Петровский A.B. Личность в психологии с позиции системного подхода. // Вопросы психологии, 1981, № 1. С. 23-29.
155. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 255с.
156. Пиниольос Х.Л. Человеческий потенциал и его реализация // Перспективы. 1990. № 1. С. 136-142.
157. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. 254 с.
158. Похилько В.И. Психодиагностика индивидуального сознания. // Общая психодиагностика. М., 1987. С. 228-244.
159. Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в' экспериментальной психологии личности. // Вопросы психологи 1984, №3, С. 151-157.
160. Просецкий П.А, Семиченко В.А. Психология творчества. М., 1989.С. 23.
161. Психологический словарь. М., 1983. 447 с.
162. Психология формирования и развития личности. / Под ред. Л.И. Анциферовой. М., 1981. 365 с.
163. Разумникова О.М., Шемелина О.С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности. // Вопросы психологии 1999. №5. С. 130—139.
164. Реан A.A. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности. // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 3-12.
165. Редгрейв М. Маска или лицо? М., 1965. 288 с.
166. Рогов Е.И. Личность учителя: пространство и факторы профессионального развития // Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза. Саратов. 1991. С. 36-39.
167. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 480 с.
168. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, ло-гики и психологии. М., 1997. 463 с.
169. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1908-1917. М., 1990.195 с.
170. Рудницкий К.Л. Театральные сюжеты М., 1990.464 с.
171. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. 352 с.
172. Рябикина З.И. Проблема личности и «личностности» в современном мире //Человек. Сообщество. Управление. 1999. №1. С. 51-62.
173. Секун В.И. Факторная структура черт личности и ведущий тип деятельности //Психологический журнал, 1983, т.4, № 5, С. 49-52.
174. Семёнов В.Е. Социальная психология искусства. Л., 1988.
175. Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности. // Вопросы психологии 1983. № 2. С. 35-42.
176. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002. 350 с.
177. Сикевич З.В. Расколотое сознание. СПб, 1996. С. 75-85.
178. Силантьева И.И. Эзотерическая философия Г.И. Гурджиева и биомеханика В.Э. Мейерхольда. // Катарсис. Альманах. M., 1994, С. 57-66.
179. Силантьева И.И., Клименко Ю.Г. Актер и его Alter Ego. M., 2000. 564 с.
180. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотиваци-онно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. 175 с.
181. Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.161 с.
182. Симонов П.В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной тео-рии эмоций). // Вопросы философии. 1981, №5.
183. Синенко В.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999. № 5.
184. Скрипкина Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий. //Вопросы психологии 1999. №5. С. 21.
185. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в профессиональной подготовке. М., 1976. 160 с.
186. Собкин B.C. Опыт исследования личностных характеристик студента-актера. // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. М., 1984. С. 22—37.
187. Петровская Л.А., Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1982. № 3. С.9-18.
188. Социальная идентификация личности. / Под ред. В. А. Ядова М., 1993.
189. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 303 с.
190. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1954—1961.
191. Степанов С.Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач: Автореф. канд. дис. М, 1984.
192. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. докт. психол. наук. М., 1985. 530 с.
193. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 286 с.
194. Стрел ер Дж. Театр для людей. М., 1984.487 с.
195. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996.480 с.
196. Тернер В.У. Символ и ритуал. М., 1983. 278 с.
197. Титова Г.В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб., 1995.334 с.
198. Толстой А.Н. Художественное мышление. М., 1969.128 с.
199. Траилина Л.П. Модель конструктивного преобразования внутреннего диалога в процессе переподготовки специалистов. // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. науч. трудов. Вып. 5. Краснодар, 2000. С. 139-163.
200. Траилина Л.П. Конструктивная личностная рефлексия как компонент рефлексивных способностей. // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. науч. трудов. Вып. 3. Краснодар, 1998. С. 263-271.
201. Тюхтин B.C. О природе образа. М, 1963. 289 с.
202. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. 451 с.
203. Ухтомский A.A. Доминанта. СПб., 2002. 448 с.
204. Фельдштейн Д.И. Проблемы развития личности в современных условиях. // Мир психо-логии и психология в мире. 1995. №3.
205. Филонов Л.Б. Интерес к собственной личности и регуляция человеком своего поведения. // Психологические механизмы регуляции социального поведения, М., 1979, С. 168-286.
206. Флоровская Г.Ю. Методология психологического исследования и воспитания личности как субъекта самопознания и саморазвития. Автореф. канд. дисс. Краснодар, 1998. 22 с.
207. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. // Вопросы психологии 1994. №6. С. 57 —64.
208. Формирование личности в онтогенезе: Сборник научных трудов. / Под ред. Дубровиной И.В. М., 1991. 159 с.
209. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995, С.218-233.
210. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, 412 с.
211. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 2001. 352 с.
212. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 1994. №10. С. 112—123.
213. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М., 1997. 606 с.
214. Чепель Т.Л. Мастер-класс. Новосибирск. 1997. С. 94.
215. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 144с.
216. Чехов М.А. Путь актера. Жизнь и встречи. О технике актера. М., 2001.416 с.
217. Шемякина Н.В. Взаимосвязь характеристик самораскрытия личности и особенностей ее самоотношения. // Выпуск 3. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та 1998, С. 343-350.
218. Шефер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения. // Иностранная психология. Т. 1. 1993, № 1.С. 34-38.
219. Шленкер Б. Межличностные процессы, включающие регуляцию и контроль впечатления. // Реферативный журнал, 1994, номер 12, с. 4. (Обзор по проблеме самопрезентации.)
220. Шмелев А.Г. Об устойчивости факторной структуры личностного семантического диф-ференциала. // Вестник МГУ. Психология. 1982. № 2. С. 62-66.
221. Шмелев А.Г., Похилько В.И. Психодиагностика черт. // Общая психодиагностика. М., 1987, С. 113-134.
222. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.157 с.
223. Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Репрезентативность личност-ных черт в сознании носителя русского языка. // Психологический журнал, Т. 12, 1991, №2 С. 98-102
224. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978; 304 с.
225. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.344 с.
226. Юркова С.В. Общее и особенное в творческом мышлении: Автореф. канд. дис. Сверд-ловск, 1985.
227. Юрский С. Кто держит паузу. М.,1989. 320 с.
228. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личнсоти// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89-106.
229. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности// Мир России. 1995. Т. 4,№ЗЧ С. 158-182.
230. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964. 87 с.
231. Ямпольский Л.Т. Анализ структуры связей шкал личностных опросников. // Вопросы психологии, 1981. №2. С. 90-100.
232. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974. 447 с.
233. Baldwin A. Personality structure analysis and statistical method for investigating the single personality. // J. abnormal and soc. psycho!., 1942. Vol. 37.
234. Brody N. Personality. Research and theory. N.Y., L., 1972.
235. Carlson S. Where is personality in personality research? // Psychol. Bull. 1971. Vol. 75. №3.
236. Dollard J., Mowrer O. A method of measuring tention in written documents. // J. abnormal and soc. psychol., 1997 Vol. 42.
237. Epstein, S. Cognitive-experiential self-theory. /In L. Pervin, Survival of the person in mass society. Glencoe, I960.
238. Gergen K. J. The concept of self. N.Y. ,1971.
239. Handbook of personality: Theory and research. NY: Guilford Press, 1990, p. 168.
240. Hartmann H. Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y.,1958.
241. Identity in adolescence: Processes and contents. / Waterman A.S. (ed.) San Francisco-L., 1985.
242. Kuhn M.H., McPortland T.S. An empirical investigation of self-attitudes. // Amer. Sociological Rev. 1954. Vol. 19, N 1, P. 68-76.
243. Markus, H., Nurius, P. Possible Selves: The Interface between Motivation and the Self-Concept. In Yardley, K., Honess, T. (Eds). Self and Identity: Psychosocial Perspectives. Wiley, 1987.
244. Mischel W. Introduction to Personality. NY, 1993, 533 p.
245. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982.
246. Tesser A. Campbell J. Self-evaluation maintenance and the perception of friends and strangers. // J. of personality. 1982. Vol. 50. №3.
247. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review. // Devel. Psychol. 1982. V. 18. N 3. P. 341358.
248. Yardley K., Honess T. Self and Identity: Psychosocial perspectives. London, 1987.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.