Педагогическое сопровождение старения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гогицаева, Ольга Урузбековна

  • Гогицаева, Ольга Урузбековна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 222
Гогицаева, Ольга Урузбековна. Педагогическое сопровождение старения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2005. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гогицаева, Ольга Урузбековна

2

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ OCIЮВЫ ИССЛЕДОВAI 1ИЯ СТАРОСТИ

§1.1.СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

§ 1.2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.

§1.3.МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

И. ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРЕНИЯ

§2.1.СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ.

§2.2. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ УХОДА ЗА СТАРШИМИ В

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ PCO АЛАНИЯ.

§2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРЕНИЯ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическое сопровождение старения»

Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения.

Из прогнозов ООН следует, что к 2010 году возраст каждого десятого жителя земли превысит 60 лет. Интенсивно «стареют» западноевропейские страны, США, Канада и Япония. В настоящее время продолжительность жизни достигает в США 76 лет, во Франции - 77 лет, в Канаде - 78 лет, в Японии - 80 лет. В России продолжительность жизни 67 лет, средний возраст населения становится все выше, а численность детей, подростков и молодых людей сокращается, что квалифицируется как «демографическая революция». [73]. К 2005 году доля граждан пожилого возраста в составе населения России (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) достигла самого высокого уровня за период с 1959 года, и составила 20,6 %. В настоящее время 30,2 млн. россиян относятся к старшему поколению. [73]

Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. И именно на обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов. Вместе с тем, общество столкнулось с проблемой старого возраста, и странным парадоксом -возникли проблемы, вызванные увеличением продолжительности жизни.

Для людей старшего поколения свойственно искажение центрального образования самосознания - субъективного образа мира, т.е. представлений и отношений к себе и окружающему миру в целом. «Старики» полны катастрофических ожиданий и предчувствий, опасаются негативного влияния любых событий на свою жизнь. Подобное эмоциональное самочувствие оказывает негативное влияние на их душевное благополучие, на их отношения с окружающими и усиливает социально-психологические и личностные конфликты, психологическую напряженность.

Потерю себя и мира невозможно восполнить применяя привычные средства социальной помощи: материальную и моральную поддержку, или призыв взять себя в руки. Чтобы обеспечить старшему поколению достойную старость, необходима специальная работа по возрождению у него механизма идентификации-обособления, обретения им уверенности, ответственности за себя, за свой образ жизни. Основной формой оказания такой помощи может стать специально организованный процесс педагогического сопровождения старения. Проблема педагогического сопровождения старения носит комплексный характер, и, следовательно, обусловливает потребность в ее структуризации на основе уровневого подхода. Данный подход, в свою очередь, предполагает вычленение в ней категорий всеобщего, особенного и отдельного, являющихся ступенями изучения данной проблемы (основание общности).

По основанию механизма реализации педагогического сопровождения старения носит социальный характер, так как возникает на уровне механизмов взаимодействия людей в социальной среде.

По основанию формы существования данная проблема относится к комбинированным, одновременно выступая во временной, пространственной и институциональной формах. По сущностному основанию она может быть отражена посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик. И, наконец, по основанию содержания её можно проанализировать с использованием категорий «всеобщее - отдельное - единичное».

Совокупность этих и некоторых других оснований в их последовательном применении и обеспечивает комплексный анализ проблемы педагогического сопровождения старения, которая на уровне всеобщего обусловливается категорией «взаимодействие». Ф.Энгельс определил взаимодействие как конечную причину всего существующего, за которой нет других более фундаментальных определяющих свойств. Учитывая социальный характер исследуемой проблемы, ведущей, базовой становится категория «социальное взаимодействие», под которым понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов связанных циклической причинной зависимостью друг на друга.

Следовательно, педагогическое сопровождение на этом уровне общности представляет циклическое непосредственное и опосредованное воздействие людей друг на друга в условиях социума (социальность) с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии между собой и с этим социумом (педагогичность) в определенном пространстве (пространственность) и во времени (временной характер). В процессе такого взаимодействия осуществляется развитие человека на его жизненном пути, в чередовании конкретных жизненных и социальных ситуаций. По своей сути такое сопровождение является функциональной координацией следствий этих воздействий, и имеет общей целью изучение развития человека среди других людей как непрерывно-прерывистый процесс его качественных и количественных изменений, возникновения новых образований, форм деятельности и жизнедеятельности, социальных взаимосвязей и т.д. Поскольку человек на данном пути не изолирован от других людей, находится с ними в процессе социального общения, взаимодействия, совместного движения вперед (прогрессивное развитие) или назад (регрессивное развитие), постольку эти люди находятся рядом с ним, т.е. сопровождая его развитие от момента рождения до момента его смерти.

Исследование этимологии термина «сопровождение» с помощью разнообразных словарей и справочников позволило нам рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве (институциональность взаимодействия) и в соответствии с присущими им ролями.

Социальная роль и место в социальном пространстве конкретного человека позволяют отнести его к определенной социальной группе; в частности, такой социальной группой являются старики с их функцией развития, рядом с которыми находятся другие люди, обеспечивающие это развитие путем совместного решения конкретных задач в разнообразных жизненных и социальных ситуациях.

Нарушение функции сопровождения старения практически всегда является причиной появления «педагогических девиантов», одиночества человека в его старости.

Таким образом, на уровне всеобщего сопровождение старения представляет собой социальное взаимодействие представителей старшего поколения с окружающими людьми, призванных оказывать им помощь в разнообразных личных и социальных ситуациях. Такое сопровождение может носить различный характер, в каждом конкретном случае определяясь категорией «отдельное». Этот вывод подтверждается применением в практической деятельности и научной литературе понятий «медицинское сопровождение», «психологическое сопровождение», «научное сопровождение», «финансовое сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение» и др.

Педагогическое сопровождение, которому свойственны черты социального взаимодействия, но имеет свою специфику, проявляющуюся в первую очередь в специфике функций окружающих человека людей. Именно она определяет педагогический характер сопровождения, целью которого становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном (структурном) оформлении. По нашему мнению педагогическое сопровождение старения представляет собой процесс организации позитивного взаимодействия пожилых людей с социумом (окружающими людьми) с целью реализации их личностных, творческих, профессиональных способностей в посильной трудовой и коммуникативной деятельности и оптимальной адаптации к новой социальной роли.

Педагогическое взаимодействие — сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов, самые крупные из которых — дидактическое, воспитательное и социально-педагогическое взаимодействия.

Воспитание как функция и форма педагогического сопровождения может быть определено (в узком смысле) как «специальная деятельность старшего поколения по включению в конкретные ситуации жизни сообщества, формированию условий для их внутреннего развития - осуществления самовоспитания. В этом значении воспитание — педагогическое управленческое воздействие на жизненные процессы стариков, которое тесно связано с процессами обучения, образования, подготовки, обеспечения грамотности и выступает одним из базовых педагогических процессов»; целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека». <.> «В широком смысле слова воспитание - «процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания - передача, усвоение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотивации». [141]

К сожалению, пробелы в воспитании, дестабилизация в нашей стране, направленность сознания людей на выживание стало причиной того, как молодое поколение воспринимает пожилых.

Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, в общественном сознании распространена модель, которая характеризуется утверждением стратегии вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем лиц пенсионного возраста. В этой связи, интересными представляются исследования И.И. Лихницкой, А.И. Рубакина, H.H. Сачук, Е.И. Стеженской, В.Д. Шапиро, которые выделяют такие факторы, влияющие на социальный статус пожилых людей, как разрушение патриархального многопоколенного клана, распространение нуклеарной семьи, изменение характера труда в индустриальном обществе, обесценивание накопленного опыта старших поколений в результате ускорения темпов научно - технического прогресса, распространение негласной политики отстранения от работы людей, достигших пенсионного возраста. Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной установки в массовом сознании.

При всем многообразии исследований геронтологической проблематики общим является констатация неправомерно низкого статуса пожилых людей и поиск механизмов оптимального соотнесения потребностей людей пожилого возраста и требований, налагаемых на них окружением. Каждая из конкретных наук решает проблему в своем контексте. Особое место в изучения педагогического сопровождения старения принадлежит педагогике и этнопедагогике, изучающих статус и роль людей различного возраста в данном обществе, их потенциальные возможности, особенности межпоколенной трансмиссии культуры, проблемы поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве. Однако современный этап исследований данной проблемы характеризуется недостаточной разработанностью ее некоторых аспектов. Представляются мало исследованными механизмы социального конструирования образа старости, а также способы взаимодействия представителей разных возрастов внутри современной семьи.

В целом можно сказать, что проблемы детства и отрочества, старости и старения всегда изучались параллельно. В начале 20-х годов прошлого века бурно развивались этнографические исследования, изучающие возрастные изменения личности, представленные в работах Р.Бенедикт, Ф.Боас, К.Леви-Брюль, М.Мид. Представителем культурно-исторического направления в изучении поколений является К.Маннгейм. В рамках структурного функционализма проблема поколений ставится иначе. Если Маннгейма молодежь интересовала как субъект социального обновления, то для Т.Парсонса она - прежде всего объект социализации, а проявления недовольства, социального протеста рассматриваются как формы девиантного поведения. Социологическая категория «поколение» в отечественной социологии представлена в работах А.И. Афанасьевой, J1.H. Когана, Б.С. Павлова. Теория возрастной стратификации социума позволяет рассматривать общество как совокупность возрастных групп, и таким образом, отразить обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях. В условиях превращения рынка в главный социальный регулятор происходит существенное углубление социально-возрастной стратификации. Ослабление государственного регулирования занятости, появление безработицы, приводят к тому, что молодежь начала сталкиваться с очень серьезными проблемами трудоустройства, а пожилые активно выталкиваются на пенсию как рабочая сила, утратившая эффективность и работоспособность.

Значимой представляется проблема старения на макроуровне, исследование изменений жизненного курса в стареющем обществе. Среди работ последних лет, посвященным актуальным проблемам стареющего общества, следует выделить публикации, ориентированные на демографический анализ (Б.Д. Бреев, Е.А. Егорова, JI.C. Лебедева), содержащие анализ социально- экономических последствий постарения населения (B.B. Куценко, C.B. Ровбель), посвященные тенденциям развития гендерных отношений в стареющем обществе (А. Серенсен), затрагивающие сферу межпоколенных отношений (Б. Дубин, В.Т. Лисовский, H.H. Симонова, С.Г. Спасибенко).

В современной литературе по проблеме взаимоотношений поколений преобладают две точки зрения. Одни авторы обосновывают идею глобального всеобщего разрыва между поколениями, который постоянно увеличивается (М. Мид, С.Н. Паркинсон). Другие подчеркивают маятниковый характер межпоколенных взаимоотношений. С их точки зрения периоды конфликтов чередуются с периодами преемственности (X. Ортега-и-Гассет, Л. Фойер).

Взаимоотношения поколений в современной семье исследовали М.Д. Александрова, Е.С. Балабанова, О.В. Бойко, М.Ю. Михайлова, З.М. Саралиева, В.Д. Шапиро.

В настоящее время усиливается внимание к геронтологической проблематике в контексте осознания статуса пожилых людей как особой социальной проблемы (В.Д. Альперович, A.B. Дмитриев, М.Э. Елютина, H.H. Сачук, Е.И. Стеженская, А.И. Рубакин, В.Д. Шапиро).

Истоки "социализации" старости связаны с такими процессами как изменение характера труда в индустриальном обществе; географическое разделение поколений, вызванное ростом крупных городов; распространение нуклеарной семьи; резкое ускорение темпов научного и технического развития, обесценивающего эмпирический опыт старших поколений.

Вместе с тем, меры по решению проблем педагогического сопровождения старения часто носят несистемный, нецеленаправленный характер. Возникает вопрос, каковы направления, содержание, условия эффективного педагогического сопровождения старения? Поиск путей разрешения данной проблемы определил выбор темы исследования «Педагогическое сопровождение старения».

Целью исследования является осмысление старости как периода поступательного развития личности, содействие самоактуализации пожилых, реализации их личностного потенциала, их творчеству и развитию, а также теоретическая разработка и практическая апробация модели педагогического сопровождения старения, содержательной основой которой является традиционная педагогическая культура осетин.

Научный аппарат исследования включает в себя: * Объект исследования - педагогическое сопровождение старения.

Предмет исследования - содержание, формы и методы педагогического сопровождения старения.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что педагогическое сопровождение старения будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

- ориентации на возрастные этнические и тендерные характеристики личности при работе с пожилыми людьми;

-всемерном использовании педагогических возможностей этнопедпгогики семьи в формировании соответствующих нравственных установок у подрастающего поколения;

-включении учащихся в активные и разнообразные виды нравственно -ориентированной учебной деятельности; базирующиеся на нравственном потенциале и системе гуманистических ценностей содержания ^ этнокультурных традиций осетинского народа;

- направленности на взаимодействие работ с социальной сетью, включая актуализацию этнопедагогических традиций по уходу за пожилыми людьми;

- ориентации на подготовку специалистов социальной сферы;

- организации досуговой, посильной трудовой деятельности пожилых людей.

Задачи исследования:

1. Провести аналитический обзор литературы, характеризующий особенности старения человека, освещающей специфику педагогического сопровождения старения на основе этих знаний и практической работы со стариками дать определение понятия «педагогическое сопровождение старения».

2. Выявить педагогический потенциал воспитания осетин, направленный на оптимизацию педагогического сопровождения старения.

3. Теоретически разработать и практически апробировать модель ы педагогического сопровождения.

4. Определить педагогические условия, обеспечивающие оптимальный процесс педагогического сопровождения старения.

Методологической основой являются отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблему нравственного воспитания, современные этноисторические концепции развития культуры и образования, положения об этнической культуре и ее воспитательных возможностях, этнопедагогическая концепция воспитания и образования Г.Н. Волкова. Ценными для данной исследовательской работы являются труды этнологов, освещающих вопросы национальной и общечеловеческой культуры (С.А. Арутюнов, Ю.В. Арупонян, Ю.В. Бромлей, JI.H. Гумилев, Э.С. Маркарян, В.А. Тишков, и др.), исследования психологов, обобщающих основные положения деятельностного подхода к формированию нравственной культуры (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, J1.A. Зеленое, М.С. Каган и др.), ^ современные философско-культурологические теории и исследования (A.A.

Дмитриева, К.В. Кулаев, П.А. Сорокин, А. Тойнби, И. Хейзинги, А.Швейцер, ч

О. Шленглер, К. Ясперс), работы по теории социализации личности (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, Р.Г.Гурова, A.B. Мудрик и др.), работы по этнопедагогике семьи (Г.Н. Волков, Э.И. Сокольников, A.A. Григорьева, Ш.М.-Х. Арсалиев, Е.Е. Хатаев, Т.Б. Кодзаев, В.К. Кочисов, З.Б.Цаллагова). Основные этапы исследования:

Первый этап (1998-2000 г.г.) - изучалась теоретико-методологическая литература по теме исследования, а также психолого-педагогическая литература по проблемам педагогики, этнопедагогики, социальной работе. Проводился анализ и синтез собранного материала.

Второй этап (2000-2003 г.г.) — разработка - методики экспериментального исследования, первичная проверка и уточнение гипотезы, проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап (2003-2005 г.г.) — завершение эксперимента, анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация результатов исследования, оформление диссертации.

Источниками исследования являются фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, о формировании личности в контексте национальной культуры (Б.Г. Ананьев, Е.Б. Бондаревская, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, J1.B. Неретина, A.A. Леонтьев); научные, публицистические, архивные, полевые материалы по осетинской этнологии, этнопедагогике и фольклору.

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

- основные положения социальной работы с пожилыми людьми (Е.И. Холостовой, Г.С. Алексеевич, Б.Бурльер, Н.В. Паниной и др.);

- теория ценностей, разработанная в философско-этических исследования (Б.С. Братусь, О.Г. Дробицкий, М.С. Каган, А.И. Титаренко, Э. Фромм и др.);

- концепции личностно-ориентированного обучения (Д.А. Белухин, Н.Д. Никандров, И.С. Якиманская и др.); исследования по проблемам проектирования этнопедагогических подходов в образовательных системах (А.Ю. Белогуров, Ваниева С.Г., Г.Н.Волков, Дзуцев, М.Ю.Новицкая, Т.Б. Кодзае., Б.А. Тахохов, З.К. Каргиева, Лазарева В.М.);

- основные положения методологии педагогики и методики исследования (В.М. Коротов, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Руднева и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этнологической, психологической, педагогической литературы; наблюдение (прямое, косвенное, включенное); изучение и анализ педагогической деятельности; праксиметрические методы (сочинения, анкетирование); моделирование; констатирующий и формирующий эксперименты.

Базой исследованияявлялись общеобразовательные школы города Владикавказа №№ 3, 4, 13,38; средние школы Моздокского, Ардонского, Правобережного и Кировского районов, Центр социального обслуживания ш при Республиканском доме-интернате «Забота»; педагогический факультет и факультет психологии и социологии СОГУ. л

Научная новизна исследования заключается в следующем: -дан анализ литературы, содержащей характеристику пожилого возраста в структуре геронтологического знания;

-обобщено и конкретизировано определение категории «педагогическое сопровождение старения»;

- разработана модель педагогического сопровождения старения; -выявлен этнопедагогический потенциал традиций ухода и взаимодействия со старшими в этнопедагогической культуре осетинского народа

-определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность педагогического сопровождения старения учащихся через их деятельностное приобщение к этнокультурным традициям. * Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании модели педагогического сопровождения старения, базирующейся на содержании осетинских этнокультурных традиций межпоколенных взаимодействий. Конкретизированы пути и организационно-педагогические условия эффективности сопровождения старения: определены этапы и методы учебно-воспитательной работы со школьниками и со студентами факультета социальная работа, педагогического факультета нацеленной на патронаж пожилых людей. Работа может служить основой для проведения аналогичных исследований на материале других этносов. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и практические рекомендации способствуют реализации возможностей педагогического пласта народной культуры в педагогическом сопровождении старения, предполагающем приобщение школьников к ценностям морали и культуры, конкретизирующий пути совершенствования педагогического образования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, программ и пособий для преподавателей общеобразовательных школ, в практике подготовки специалистов, работающих в социальной сфере, а также в работе Центров социального обслуживания республики. Положения, выносимые на защиту:

1. Дтя гармоничного развития человека, полноценной жизни в старости, необходимо создание соответствующих условий, для оптимального психологического микроклимата и внутренней подготовленноста человека к этому периоду жизни.

2. Народная педагогическая культура содержит богатый опыт межличностного и межпоколенного позитивеюго взаимодействия, дает эталонные формы такого процесса, рисует идеал совершенной личности зрелого и пожилого возраста.

3. Использование этнокультурных традиций межпоколенных отношений, гармонирующих с современными духовными потребностями современной личности и общества в учебном процессе школы и вуза способствуют обеспечению комфортной староста, формирует соответствующий ей психоэмоциональный климат, учит пониманию проблем пожилых людей, умению достойно встретить самим старость.

4. Успешность реализации потенциала преемственности этнокультурных традиций ухода и взаимодействия со стариками, традиций преемственности поколений, опыта формирования у учащихся соответствующих знаний, учета возрастных, этнических,

14 гендерных характеристик личности пожилых людей, в процессе учебно-воспитательной работы школы и вуза зависят от этнокультурной направленности образования, всемерного учета содержания форм и способов работы по педагогическому сопровождению старения, что предполагает специальную подготовку студентов и учащихся к взаимодействию со * старшими.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, возможностью повторения экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на республиканских, областных, научно-фактических конференциях. Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в школе, Северо-Осети иском государственном университете им. К.Л. Хетагурова, в РДИ «Забота».

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гогицаева, Ольга Урузбековна

ВЫВОДЫ

В заключении параграфа отметим, что пожилые люди долгое время являлись трансляторами культурных традиций и занимали влиятельную и авторитарную позицию в обществе, таким образом, они служили молодежи положительными образцами для подражания. Такие отношения между поколениями были закономерны, так как они удовлетворяли основные потребности как детей и подростков, так и пожилых людей. Пожилые люди выполняли наставнические функции, передавая свои знания и опыт молодым, для которых такая информация была необходима. Таким образом, пожилые люди получали возможность адаптироваться к новым социальным ролям и найти механизмы самореализации, а молодежь приобретала жизненно важные навыки.

Сегодня же эти знания и профессиональные навыки в массе приобретаются через социальные институты и неоднократно устаревают в течение жизни одного поколения. Старики превращаются в "носителей прошлого" - отживших ценностей, устаревших профессиональных знаний, невостребованных эталонов поведения, только мешающих адаптации активного населения. Трудовой опыт старшего поколения в большинстве случаев остается невостребованным, а попытки использовать хорошо работающие в прошлом методы организации труда, неэффективным. Это особенно справедливо для России, переходящей от плановой к рыночной экономике.

Поиск оптимальных средств и форм педагогического сопровождения старения показал необходимость использования в воспитательном процессе потенциала народных традиций, и, в частности, осетинских народных традиций, и, в частности, осетинских народных традиций, объективно богатых духовными ценностями. Этот выбор не предполагает национальной ограниченности, так как декларируемые в них ценности по глубинному содержанию адекватны общечеловеческим ценностям. Общечеловеческие и этнические ценности родственны благодаря адекватности национальных идеалов, идей, типологической близости этнических культур разных народов.

Основные направления педагогического сопровождения старения базируются на компонентах и показателях духовности, содержащихся в осетинской традиционной культуре: афсарм (совесть), уырнындзинад (вера), уарзондзинад (любовь), уаздандзинад (благородство).

Аналитическое изучение материалов этнопсихологических исследований позволяет констатировать, что детство является одним из важнейших периодов усвоения норм и ценностей этнокультуры. Этот возрастной период дает наилучшие возможности формирования этнической идентичности у младших школьников в этноориентированном учебно-воспитательном процессе, когда активизированы и включены в работу этнокультурные традиции.

При построении экспериментальной работы, мы ориентировались на создание и апробацию целостной системы воспитания младших школьников на основе этнорегионального компонента.

Традиционные осетинские предписания советуют человеку в своем поведении думать прежде всего, о том, чтобы не обидеть другого человека, заложить основу своих конструктивных взаимоотношений с себе подобными, проводят глубоко гуманистическую идею о том, что основой морального поведения человека должна быть взаимность, всякая форма унижения других - глубоко аморальна.

В воспитании у школьников бесценен опыт семейных, родовых, общинных традиций. Воздействие семьи на развитие детей отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью, учетом особенностей ребенка, которого родители знают лучше других воспитателей. Это тем более актуально сейчас, когда идеальная модель семьи разрушается сегодня негативной духовно-нравственной экспансией, распадом и кризисом личности в условиях общего экономического и духовного кризиса. В семье растет отчужденность враждебность между ее членами.

Поэтому так актуально сегодня знание детьми генетических корней, исторических истоков своего происхождения.

Поиск способов введения данного материала в учебно-воспитательный процесс подвел к созданию факультативного курса «Духовно-нравственный мир осетинской семьи», призванного сформировать у школьников нравственные ориентиры, необходимые при сопровождении старения.

В ходе эксперимента наряду с проведением занятий факультативного курса шла работа над освоением этнокультурных знаний, составляющих содержательную основу модели сопровождения старения на классных часах и внеклассных мероприятиях. Проводились письменные работы творческого характера на уроках русского и родного языков и литератур, на уроках труда изготавливались народно-промысловые предметы, детьми производились записи фольклорных текстов и описание функционирования традиций и обычаев, рассказываемых по их просьбе бабушками и дедушками.

Проведенное исследование подтверждает, что используемые в процессе учебно-воспитательной работы дидактические методы: беседа, рассказ, иллюстрация, игра, моделирование народных обрядов и праздников, способствуют формированию интереса у учащихся к освоению духовно-нравственных ценностей, естественному усвоению осетинских народных традиций.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы убедились в том, что одним из условий оптимального педагогического сопровождения старения является подготовка кадров. Ведь именно от кадров: социальных работников и социальных педагогов, патронажных сестер зависит душевное и физическое здоровье пожилых людей, их гармонизация их взаимоотношений с окружающими.

И если на начальном этапе эксперимента результаты анкетирования выявили не очень уважительное отношение к людям старшего поколения, то по итогам эксперимента можно делать вывод о том, что стереотипное восприятие пожилых людей и старости подвергается коррекции. Этому способствует любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожилых людей, об их особенностях, о возрастных этапах человеческой жизни, а также личный контакт с представителями старшего поколения.

При беседе со студентами факультета социологии и социальной работы выяснилось, что они заинтересованы в получении подобных знаний. Восполнить данный пробел можно было путем введения дополнительных специализаций и курсов по выбору.

С учетом полученных результатов эксперимента определялись задачи опытно-экспериментальной работы: разработан семинар-мастерская «Кризис пожилого возраста» и игра-упражнение «Что мы думаем о возрасте».

Ю1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход человеческого сообщества в XXI век сопровождается быстрым увеличением численности старшей возрастной группы. Рост среднего возраста населения, который связан с этим процессом, фиксируется статистиками и позволяет им говорить о старении общества. Между тем за этой оценкой на самом деле скрывается признание появления в обществе возрастной структурной группы, соизмеримой по численности, и, судя по всему, по своему влиянию, с возрастной группой молодежи.

Увеличение продолжительности жизни характерно для всего исторического процесса развития общества, но никогда ранее оно не приобретало столь стремительных (в историческом масштабе времени) темпов. Ускоряющийся рост числа людей, перешагнувших черту официально установленного пенсионного возраста, создает новую, не имевшую место ранее, ситуацию. Пожилые люди оказываются в состоянии самым непосредственным образом влиять на развитие социальной, экономической и нравственной обстановки в обществе. Участвуя в деятельности демократических институтов, они сегодня оказывают заметное влияние на политические процессы. Они сохраняют значительный трудовой потенциал, который может быть использован в самых различных сферах жизнедеятельности.

К столь серьезным изменениям социально-демографической структуры общества оказались не готовы не только государственные институты с их законодательной базой и финансовыми возможностями, но и само общество, старающееся переосмыслить в новых условиях отношение к гражданам пенсионного возраста.

Исторически сложилось так, что в общественном сознании люди старшего возраста, перешагнувшие принятую в данной общности определенную возрастную черту, никогда не рассматривались как полноценные члены социума. Им как бы приписывалась некая неполноценность по отношению к другим людям. Это были люди, которые покидали этот мир, и отношение к ним в лучшем случае строилось на милосердии.

В сегодняшних условиях пожилые люди живут по 10-20 лет после выхода на пенсию, представляя собой значительную часть общества, располагающую сложной социальной структурой. Эти люди имеют различия по состоянию здоровья, по уровню материального благосостояния, по образу жизни, по семейному положению. Одни из них продолжают где-то и кем-то трудиться, другие довольствуются пассивным образом жизни. Но их всех объединяет то, что все они сохраняют право на активное участие в жизни общества с учетом их возможностей.

Благополучие, в том числе и состояние здоровья, и социальное самочувствие пожилых людей, наряду с другими факторами, в значительной степени определяется состоянием их отношений с другими возрастными группами, структурами общества и государственными органами управления.

Однако эти отношения в современных условиях далеко не всегда складываются благоприятно для пожилого человека. Негативное отношение к ним может быть связано и с инерционным сознанием, сохранившим из прошлого образ пожилого человека, как человека неизбежно ущербного, больного, немощного. Не исключено, что это связано с тем, что пожилые люди действительно чаще болеют, имеют ограничения по нагрузке и видам деятельности и тем самым как бы дают повод для особого отношения к себе.

Наконец, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и не всегда корректное, взвешенное поведение самих пожилых людей. Под тяжестью многих личных проблем кое-кто из них бывает несправедлив в обвинениях своего окружения, близких, родных и нередко создает вокруг себя обстановку конфронтации.

Как бы то ни было, но все это осложняет адаптацию пожилых людей к новому для них периоду жизни и создает в обществе еще один источник социальной напряженности. Потому столь актуальны в настоящее время исследования, направленные на изучение проблем взаимоотношения представителей старшей возрастной группы с окружающими его людьми.

Одним из таких направлений является педагогическое сопровождение старения, которое представляет собой взаимодействие представителей старшего поколения с окружающими людьми, которые оказывают им помощь в разнообразных личных и социальных ситуациях. Специфика педагогического сопровождения старения в педагогическом характере сопровождения, целью которого становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, подготовки).

В целом, подтвердив исходную гипотезу, проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что педагогическое сопровождение старения весьма актуально и его решение будет способствовать душевному и физическому здоровью пожилых людей, гармонизации их взаимоотношений с окружающими, просвещению других возрастных групп населения, подготовке их к этому периоду жизни.

В процессе адаптации к новым условиям своей жизни после достижения пенсионного возраста пожилой человек является непосредственным участником: во-первых, семейных отношений; во-вторых, трудовых отношений, если он не прекратил свою трудовую деятельность; и в третьих, отношений с представителями разных социальных групп и отдельных институтов в связи и по поводу удовлетворения своих потребностей и интересов. Это и медицинское обслуживание, и связи с предприятиями государственной структуры (муниципальные органы), и сфера бытового, торгового обслуживания и, наконец, непосредственное общение с разными людьми в общественных местах.

Исследования показывают, что пожилой человек на всех этих уровнях общения нередко не только сталкивается с рядом конфликтных ситуаций и трудностей в этих сферах, но часто просто оказывается под тяжелым прессом пренебрежительного отношения, негативных эмоций, отрицательных стереотипов общества к людям старшего поколения и к старости в целом.

Существование различных моделей отношения к старым людям в разные исторические периоды, у разных народов не исключает восприятие старика как иного, другого со всей амбивалентностью, которую содержит это понятие: он одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Старость рассматривается как элемент человеческого бытия и развития, определенным образом институализированный в культуре. Традиционно данный феномен представляется в качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта.

В последние годы развития российского общества мы имеем дело с трансформацией отношений молодого поколения к старшему из традиционно почтительного в нетрадиционное, осуждающее, порицающее, отвергающее, в лучшем случае, абсолютно безразличное. Наблюдаются существенные различия в ценностных ориентациях пожилого и молодого поколений, которые влияют на их взаимоотношения в семье. Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным.

В рамках изучения педагогического сопровождения старения интересные выводы делаются об изменениях содержания, темпов, форм, передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанных с процессами информатизации современного общества.

К сожалению, на современном этапе развития общества существует отчуждение между поколениями. Социально значимой является сфера межличностного общения, так как межличностное общение делает возможным накопление и передачу социального опыта, и трансляцию культуры. Отношение младших к пожилым людям, можно считать одним из показателей уровня культуры общества. Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются показателем, отражающим господствующую в данную эпоху и в определенном культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет в себе культ молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям. Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по себе приобретает негативные черты. Старые люди не поспевают за темпом современной жизни, не имеют сил, чтобы выполнять различного рода обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, они тонут в хаосе информации.

Развивающиеся в современном обществе межпоколенные практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений целеустремленно сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами. Для успешного развития нашего общества необходимо объединить опыт, знания и мудрость пожилых людей с жизнерадостностью, активностью и оптимизмом молодых, необходимо взаимодействие, взаимопомощь поколений, ведь пожилые люди долгое время являлись трансляторами культурных традиций и занимали влиятельную и авторитарную позицию в обществе, таким образом, они служили молодежи положительными образцами для подражания. [66 ]Такие отношения между поколениями были закономерны, так как они удовлетворяли основные потребности как детей и подростков, так и пожилых людей. Пожилые люди выполняли наставнические функции, передавая свои знания и опыт молодым, для которых такая информация была необходима. Таким способом пожилые люди получали возможность адаптироваться к новым социальным ролям и найти механизмы самореализации, а молодежь приобретала жизненно важные навыки.[66]

Сегодня же эти знания и профессиональные навыки в массе приобретаются через социальные институты и неоднократно устаревают в течение жизни одного поколения. Старики превращаются в "носителей прошлого" - отживших ценностей, устаревших профессиональных знаний, невостребованных эталонов поведения, только мешающих адаптации активного населения. Трудовой опыт старшего поколения в большинстве случаев остается невостребованным, а попытки использовать хорошо работающие в прошлом методы организации труда, неэффективным. Это особенно справедливо для России, переходящей от плановой к рыночной экономике.

Поиск оптимальных средств и форм педагогического сопровождения старения показал необходимость использования в воспитательном процессе потенциала народных традиций, и, в частности, осетинских народных традиций, объективно богатых духовными ценностями. Этот выбор не предполагает национальной ограниченности, так как декларируемые в них ценности по глубинному содержанию адекватны общечеловеческим ценностям. Общечеловеческие и этнические ценности родственны благодаря адекватности национальных идеалов, идей, типологической близости этнических культур разных народов.

Основные направления педагогического сопровождения старения базируются на компонентах и показателях духовности, содержащихся в традиционной осетинской культуре: афсарм (совесть), уырнындзинад (вера), уарзондзинад (любовь), уаздандзинад (благородство).

Вместе с тем, аналитическое изучение материалов этнопсихологических исследований позволяет констатировать, что детство является одним из важнейших периодов усвоения норм и ценностей этнокультуры. Этот возрастной период дает наилучшие возможности формирования этнической идентичности у младших школьников в этноориентированном учебновоспитательном процессе, когда активизированы и включены в работу этнокультурные традиции.

При построении экспериментальной работы, мы ориентировались на создание и апробацию целостной системы воспитания младших школьников на основе этнорегионального компонента.

Традиционные осетинские предписания советуют человеку в своем поведении думать, прежде всего, о том, чтобы не обидеть другого человека, заложить основу своих конструктивных взаимоотношений с себе подобными, проводят глубоко гуманистическую идею о том, что основой морального поведения человека должна быть взаимность, всякая форма унижения других - глубоко аморальна.

В воспитании у школьников бесценен опыт семейных, родовых, общинных традиций. Воздействие семьи на развитие детей отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью, учетом особенностей ребенка, которого родители знают лучше других воспитателей. Это тем более актуально сейчас, когда идеальная модель семьи разрушается сегодня негативной духовно-нравственной экспансией, распадом и кризисом личности в условиях общего экономического и духовного кризиса. В семье растет отчужденность враждебность между ее членами.

Поэтому так актуально сегодня знание детьми генетических корней, исторических истоков своего происхождения.

Поиск способов введения данного материала в учебно-воспитательный процесс подвел к созданию факультативного курса «Духовно-нравственный мир осетинской семьи», призванного сформировать у школьников нравственные ориентиры, необходимые при сопровождении старения.

В ходе эксперимента наряду с проведением занятий факультативного курса шла работа над освоением этнокультурных знаний, составляющих содержательную основу модели сопровождения старения на классных часах и внеклассных мероприятиях. Проводились письменные работы творческого характера на уроках русского и родного языков и литератур, на уроках труда изготавливались народно-промысловые предметы, детьми производились записи фольклорных текстов и описание функционирования традиций и обычаев, рассказываемых по их просьбе бабушками и дедушками.

Проведенное исследование подтверждает, что используемые в процессе учебно-воспитательной работы дидактические методы: беседа, рассказ, иллюстрация, игра, моделирование народных обрядов и праздников, способствуют формированию интереса у учащихся к освоению духовно-нравственных ценностей, естественному усвоению осетинских народных традиций.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы убедились в том, что одним из условий оптимального педагогического сопровождения старения является подготовка кадров. Ведь именно от кадров: социальных работников и социальных педагогов, патронажных сестер зависит душевное и физическое здоровье пожилых людей, их гармонизация их взаимоотношений с окружающими.

И если на начальном этапе эксперимента результаты анкетирования выявили не очень уважительное отношение к людям старшего поколения, то по итогам эксперимента можно делать вывод о том, что стереотипное восприятие пожилых людей и старости подвергается коррекции. Этому способствует любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожилых людей, об их особенностях, о возрастных этапах человеческой жизни, а также личный контакт с представителями старшего поколения.

При беседе со студентами факультета социологии и социальной работы выяснилось, что они заинтересованы в получении подобных знаний. Восполнить данный пробел можно было путем введения дополнительных специализаций и курсов по выбору.

С учетом полученных результатов эксперимента определялись задачи опытно-экспериментальной работы: разработан семинар-мастерская «Кризис пожилого возраста» и игра-упражнение «Что мы думаем о возрасте».

Исследовательские задачи, поставленные нами, решены. Однако, мы отдаем себе отчет в том, что исследование столь многогранного процесса, как педагогическое сопровождение старения, несмотря на все наши усилия, не могут охватить всех сторон и дать законченное решение проблемы. Её значимость для массового сознания стремительно возрастает. Вне круга предпринятого исследования остался ряд других аспектов: проблема старения научных кадров и самой Науки; взаимоотношения представителей первого и третьего поколений, то есть дедов и внуков; образование в третьем возрасте.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гогицаева, Ольга Урузбековна, 2005 год

1. Назовите пожилых людей, которых вы видите в:- вашей любимой телепрограмме;- программе, которую вы смотрите регулярно;- телевизионных "мыльных операх".

2. Что наилучшим образом их характеризует?

3. Радио: Назовите радиостанцию, которую вы наиболее часто слушаете. 2. Назовите кого-нибудь в возрасте 60 лет и старше, кто работает в роли ди-джея, репортера, ведущего. Новости:

4. Назовите людей 60-ти лет и старше, о которых вы:- недавно прочитали в газете;- недавно видели в теленовостях. ( о чем шла речь?)

5. Что вы думаете о содержание сказанного ими:- интересно;- скучно;- не знаю. Фильм:

6. Назовите журналы, которые вы читаете и вспомните представленные в них персонажи в возрасте 60 лет и старше. Музыка:

7. Назовите любого ныне живущего композитора, исполнителя в возрасте 60 лет и старше, которых вы слушаете. Книги:

8. Назовите любые вымышленные персонажи в возрасте 60 лет и старше из книг, которые вы прочитали когда-то.2. Вам они были:- безразличны;- не понравились;- понравились. Реклама:

9. Затем попросить группу зачитать ответы на вопросы из данного опросника.

10. Дать группе время для обсуждения данного списка людей, а затем задать следующие вопросы:

11. В какой роли чаще всего изображаются пожилые люди в кино, книгах, "мыльных операх", рекламе?

12. Как наиболее часто изображают пожилых людей: в позитивном или негативном смысле?

13. Какая роль обычно отводится пожилым людям в реальной жизни? (жертв, эксперт и т.д.)

14. О чем скорее всего будет говорить пожилой человек: о том, что представляет общий интерес или о том, что интересно лишь старшему поколению?

15. Исключены ли пожилые люди из некоторых разделов средств массовой информации? Этот факт является значимым?если ДА, то почему?если НЕТ, то почему?

16. Этично ли то, что на телевидении и радиостанциях существуют определенные возрастные ограничения для ведущих?

17. Является ли тот факт, что молодежная культура имеет мало общего с культурой пожилых людей причиной того, что последние отсутствуют на страницах молодежных изданий?

18. Является ли то, что пожилые люди пишут музыку на основе своего эмоционального восприятия причиной того, что молодые не придают ей особого значения?1. Когда требуется уход?

19. В данном разделе изучается проблема ухода за пожилыми людьми.1. Цели:

20. Определить ситуации, в которых пожилым людям требуется уход.

21. Изучить то, какая поддержка необходима, и кто ее должен осуществлять.1. Упражнение №1 (25 мин).

22. Задать группе следующие вопросы.

23. В каких ситуациях пожилой человек может нуждаться в уходе?

24. Какой вид помощи необходим?

25. Кто ее должен осуществлять?

26. Исследования показывают, что большинство ухаживающих -женщины. Согласны ли вы с этим? Должно ли так быть? Способны ли мужчины столь же равноценно заботиться?

27. Противодействие стереотипам.

28. В данном уроке изучается процесс формирования стереотипов и способы противодействия этому.1. Цели:

29. Изучение того, как и почему создаются стереотипы, каким образом они воздействуют на всех нас.

30. Рассмотрение ярлыков, применяемых сторонниками дискриминации по возрастному признаку к пожилым людям.

31. Рассмотрение способов, позволяющих противодействовать негативным представлениям о старости.1. Упражнение№1 (30 мин.)

32. Зачитать группе следующие выражения:

33. Все молодые люди сексуально распущены.2. Все политики нечестны.3. Все безработные ленивы.

34. Все путешественники неопрятны.

35. Все мужчины бесчувственны.6. Все женщины ветрены.

36. Группа должна обсудить это определение и подтвердить свое согласие или несогласие.

37. Попросить студентов привести примеры других стереотипов, в том числе и по отношению к пожилым людям.

38. Задать вопрос: Почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов?1. Обсудить сказанное.

39. Затем зачитать группе следующую информацию:

40. Исследования показывают, что мы воспринимаем пожилых людей через призму стереотипов так как мы с опаской относимся к пожилому возрасту.

41. Мы боимся потерять физические и умственные способности, привлекательность, возможность зарабатывать деньги, статус, независимость.

42. Этот страх воздействует на наше подсознание и усиливает процесс возникновения негативных стереотипов. Реальное восприятие нашего возраста означает, что нам приходится осознать собственную уязвимость и смертность.

43. Мы избегаем реальности путем сегрегации пожилых людей.

44. Изображение пожилых людей, как непохожих на нас, маргиналов, позволяет нам дистанцироваться от того, что мы подсознательно воспринимаем наше возможное будущее.

45. Речь идет о случае "ОНИ" и "МЫ". И чем больше возрастной разрыв, тем больше мы надеемся, что процесс перехода из состояния "МЫ" в состояние "ОНИ" у нас будет дольше.1. Упражнение №2. (10 мин.)

46. Раздать каждому студенту список с описанием молодости и старости, указанный далее.

47. Попросите участников упражнения отметить слова из данного списка, которые они считают полностью подходящими для описания состояния молодости и старости.

48. МОЛОДОСТЬ свежесть, неполноценность, "щенячий возраст", источник проблем, молодое поколение, незрелость, меньшинство, юношество, расцвет, "зеленый", странный, "неоперившийся", "безусость".

49. СТАРОСТЬ седина, дряхлость, старческое слабоумие, годы упадка, "старый болтун", парализованный, трясущийся, глупый, "одной ногой в могиле", древний, у которого все в прошлом.

50. Задать вопрос: Являются ли все эти слова полностью подходящими для описания состояния молодости и старости? Если нет, то что не подходит и каких слов не хватает.1. Обсудить мнения группы.1. Урок 6.

51. Осознать то, что мир стареет.

52. Обсудить значение, которое данная проблема имеет для социальной политики.1. Упражнение № 1 (45 минут)

53. Министерство социальной защиты:

54. Министр по вопросам детства.

55. Министр по делам молодежи.

56. Министр по вопросам пожилых людей.1. Министр труда.1. Министр культуры.

57. Министр по юридическим делам и вопросам правопорядка.

58. Задать министрам вопрос: Почему они должны получить эти деньги?

59. Что вы думаете относительно доводов каждого игрока?

60. Насколько реалистичны предложенные проекты?

61. Что может от этого выиграть общество?

62. Будут ли выгоды от проекта долгосрочными или кратковременными?1. Обсудить.

63. Упражнение № 2 (20 минут).

64. Раздать материал. «Увеличение числа пожилых людей в мире".

65. Дать время на обдумывание.

66. Данный раздел предоставляет возможность представить будущее и рассмотреть возможные варианты решения его проблем.1. Цели:

67. Рассмотреть состояние мира в 2043 г, когда сегодняшним подросткам 15-18-ти лет будет 60 лет.

68. Рассмотреть возможное личное участие, необходимое для создания благоприятного будущего.1. Упражнение№1(20 минут).

69. Начать занятие, написав на доске 2043 -год. Попросить студентов представить себе будущее и изучить то, какой будет жизнь в 2043 году, когда им будет 60 лет.1. Задать следующие вопросы:

70. Какими вы будете в 2043 году?

71. В каких домах вы будете жить?3. Как вы будете одеваться?

72. Сохранится ли семья в ее нынешнем виде?

73. Какие профессии будут в будущем? Какие старые профессии сохранятся?

74. Какими будут средства связи с точки зрения радио, телевидения, телефона, Internet?7.Сохранятся ли религии?

75. Каким будет состояние воздуха, воды, лесов, климата?1. Обсудить ответы группы.1. Упражнение№2 (30 минут).

76. Вышедший на пенсию рабочий- 67 лет.(Выкуривал 50 сигарет в день в течении 50-ти лет.)3. 70-ти летняя вдова живет на 600 рублей в месяц.4.0чень состоятельный человек 65-ти лет.

77. Ушедший на пенсию банкир в очень хорошей форме.

78. Находящийся в хорошей физической форме, удачливый молодой человек 35-ти лет.

79. Ребенок состоятельных родителей 6-ти лет.8. 80-ти летний человек, умственно здоровый, но глухой.

80. Мужчина, страдающий от депрессии 45-ти лет.10. 65-ти летний человек в инвалидном кресле. 11 .Ребенок бедных родителей 6-ти лет.

81. Слепой 50-ти летний человек.13. 65-ти летний человек, сильно страдающий от артрита суставов наруке.1. Вопросы:

82. Можете ли вы прогуливаться ночью и чувствовать себя в безопасности?

83. Можете ли вы получить медицинскую помощь именно тогда, когда она вам нужна?

84. Можете ли вы принимать решения самостоятельно?

85. Хотелось бы вам иметь возможность принимать больше решений, касающихся лично вас?

86. Можете ли вы открыть банку консервов?

87. Можете ли вы без труда подниматься по ступенькам?

88. Вас подвергали дискриминации.

89. Можете ли вы без труда самостоятельно ходить за покупками?

90. Получаете ли вы удовольствие от радио, телевидения? Ю.Есть ли у вас достаточно денег для основных потребностей?

91. Есть ли у вас деньги на хобби, развлечения, дополнительные расходы?

92. Остановить игру после того, как закончатся вопросы. Обозначить на доске каждый персонаж, его начальное положение и последнее с помощью схемы. Выявить, изменилось ли положение по сравнению с первоначальным.

93. Спросить, что чувствовал каждый игрок, принимавший участие в упражнении.

94. Спросить, что ощущали игроки, делающие все время шаги вперед и что чувствовали те, когда почти все время делал шаги назад.

95. Определить людей, которые оказались далеко позади. В эту категорию обычно попадают бедные, инвалиды. Значит, в процессе старения у них возникает больше проблем.1. Упражнение№3 (20 минут).1. Задать группе вопросы:

96. Что я могу сделать сегодня для создания лучшей обстановки в завтрашнем дне?

97. Что я могу сделать сегодня, чтобы изменить негативное отношение к пожилым людям?

98. З.Что я могу сделать для пожилых людей, которым требуется помощь?

99. Ответы должны быть в письменной форме.

100. Зачитать группе следующую информацию:

101. Не существует такого явления, как типично пожилой человек и все мы будем стареть по-разному.

102. Скорость старения определяется чаще всего наследственными причинами. Выпадение волос, например, может быть наследственным явлением. Если ваш дедушка имел густую копну волос в 65 лет, то и у вас, возможно, будет так же. Конечно бывают и исключения.

103. Некоторые аспекты старения в различной степени воздействуют на каждого и связаны с внутренними изменениями организма.

104. Ваша кожа становится морщинистой с возрастом ,так как кожная ткань- коллаген- теряет эластичность. Она менее способна растягиваться и это вызывает морщины.

105. С возрастом могут возникать изменения среднего уха ,что приводит кухудшению слуха.

106. Следует помнить, что состояние старости не является проблемой. Болезни, инвалидность могут настигнуть вас в любой период жизни. Экономические трудности ограничивают возможность выбора в любойпериод жизни.

107. Для некоторых пожилых людей сочетание бедности, плохого здоровья и предвзятого отношения могут значительно ограничить их образ жизни.

108. Если они испытывают подобное ограничение, то это приводит к ощущению себя "выбитыми из колеи", ущербными. ♦ 10. Нужно следить за тем, чтобы ни в отношении к пожилым людям, нив разговоре с ними не было элементов дискриминации по возрасту.

109. Всегда необходимо помнить о том, что сегодняшняя •молодежь -завтрашние пожилые люди.1. Урок 8.сценарий вечера «Встреча двух поколений»)

110. Одно поколение сажает деревья, Другое-отдыхает в их тени. ( Китайская пословица ).1. Ведущий 1.

111. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями.

112. Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и пожилых.

113. Современные представления о старости окрашены, как правило, в мрачные тона. Образ пожилого человека ассоциируется с больным, социально незащищенным человеком.

114. Негативные представления о старости превращаются в социальные стереотипы, которые служат основанием для возникновения дистанции между поколениями. Причинами этого являются:4

115. Отсутствие информации о возрастных особенностях.

116. Поддержание средствами массовой информации негативного образа ь старости, сложившегося в обществе.

117. Изменение воспитательных функций старшего поколения.

118. Необходимо сблизить старшее поколение с другими возрастными группами.

119. Дети, которые видят заботу со стороны родителей о бабушках и дедушках, также будут заботиться в будущем о своих родителях.

120. Не смейся над старым, Молодой на службу,

121. И сам будешь стар. Старый на совет.

122. А теперь мы хотели бы поразмышлять над тем, что значит быть молодым и пожилым, и узнать ваши взгляды относительно друг друга, то есть то, как одно поколение воспринимает другое.1. Игра №1.

123. Ведущий 1.Разделитесь на две команды, в одной из которых будет старшее поколение, а в другой- младшее. Команды в течении игры должны видеть друг друга.

124. Первая группа заканчивает 5 предложений, начинающихся со слов: "Пожилые люди.", а вторая группа- "Молодежь.".

125. Ход игры: Команда старшего поколения должна зачитать свои высказывания о молодежи, а молодежь ответить на них, и наоборот. Ведущий задает вопросы по окончанию игры:

126. Каковы ваши взгляды относительно друг друга?

127. Эти взгляды являются позитивными или негативными?

128. Согласны ли вы с услышанными высказываниями?

129. Насколько ваш взгляд на другое поколение формируется вашим личным опытом?

130. Какие аспекты вашего поведения другое поколение могло бы осудить? Справедливо ли это?

131. Чему молодые люди могут научиться у пожилых, и наоборот.

132. Есть у метких французов Золотые слова: «Если б молодость знала, Если б старость могла». Но бывает участок В середине пути, Когда опыт и сила Могут рядом идти. Этот возраст счастливый Сочетает в себе Два хорошеньких слова: «Еще» и «Уже».

133. Так что жить в это время И легко, и приятно: Вам еще все доступно. Вам уже все понятно. Если жизнь вам предложит Трудных ребусов ряд, То решайте их смело-Не смотрите назад.1. Игра №2.

134. Для проведения игры необходимо свободное пространство. Ведущий 2. Раскладывает 3 плаката "Согласен", "Не согласен" и "Не знаю".

135. Ход игры: Каждый участник упражнения должен встать на один из плакатов в зависимости от его точки зрения. После этого формируются группы , которые должны попробовать склонить на свою сторону игроков из других групп, используя для этого всякие доводы.

136. Наименьшая группа должна объяснить, что заставило ее сделать такой выбор.

137. Группа из большинства должна убедить остальных переменить решение и встать на ее сторону.

138. А группа " Не знаю " должна прокомментировать свой выбор.

139. Ведущий 1.Мы надеемся, что благодаря времени, проведенному сегодня вместе, у вас сформировалось правильное, положительное отношение друг к другу, и в дальнейшем оно останется таковым.

140. Молодость- не грех, А старость- не смех.

141. Пусть годы несут вам лишь счастье,

142. Ни капли грусти, ни одной слезы.

143. Душевного богатства и здоровья1. Желаем мы от всей души.

144. Геронтологичесткие установки молодежи

145. Ювенальиые установки пожилых людей

146. Все пожилые люди критикуют молодежь, любят посплетничать.

147. Бабушки в транспорте агрессивно настроены.

148. Пожилому человеку ничего не нужно: ни модной одежды, ни косметики.

149. С возрастом возникает старческое слабоумие.

150. У пожилого человека уже все в прошлом, ему не к чему стремиться.

151. В старости жизнь становиться неинтересной.7. Пожилые люди зависимые.

152. У всех пожилых людей плохое здоровье, внешний вид.

153. Старшее поколение не имеет возможности зарабатывать деньги, поэтому все пожилые люди бедны.

154. Ю.Большинство пожилых людей одиноки.

155. Главные ценности сегодняшней молодежи- богатство, престиж.

156. Молодежь сегодня сексуально распущенная, безнравственная.

157. Молодежь не уважает старшее поколение, так как не прислушивается к его мнению.

158. Мода, которой придерживается молодежь, безнравственная, особенно у эстрадных исполнителей.

159. СМИ стремятся оторвать молодое поколение от старшего, внушить, что пожилые люди — это «вчерашний день».

160. В школе сейчас дают неточную и неполную информацию о нашей истории.

161. Большинство молодежи торгует на базаре, хочет «легких денег».

162. Молодые люди не хотят учиться.со 00 CD1. CD CO <T>1. CO CO 001. CO CO CO1.-1 a оw1. N) о1. CJl

163. Процент пожилых людей от 100% численности населения

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.