Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Лисютина, Ирина Борисовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 204
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лисютина, Ирина Борисовна
3
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ У
ШКОЛЬНИКОВ ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ.
1.1. Содержание этнических ценностей народностей Севера.
1.2. Состояние воспитания этнических ценностей в общеобразовательных учреждениях.
1.3. Педагогические условия воспитания у школьников этнических ценностей.
ГЛАВА II: РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКАМ В СТАНОВЛЕНИИ ИХ ЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ.
2.1. Цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы.
2.2. Реализация модели педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей.
2.3. Результаты экспериментальной работы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и манси1995 год, кандидат педагогических наук Ибрагимова, Л. А
Трудовая подготовка детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера2000 год, кандидат педагогических наук Головин, Александр Федорович
Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера: На материале Ханты-Мансийского автономного округа2005 год, кандидат педагогических наук Возняк, Снежана Александровна
Декоративно-прикладное искусство народов Севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде2010 год, кандидат педагогических наук Бокотей, Лианна Лаврантовна
Преподавание изобразительного искусства в школе с учетом национально-регионального компонента2010 год, доктор педагогических наук Полынская, Ирина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей»
Актуальность темы исследования.
В начале XXI века современная мировая цивилизация испытывает кризис. Расслоение цивилизации по экономическим, социальным, морально-этическим, другим признакам привели к локальным войнам, стремлениям к сепаратизму, росту национального экстремизма, смене моральных парадигм. С одной стороны, осуществляющееся новое обустройство мира выдвигает на международную арену в качестве субъектов новые народы и этносы, имеющие потребность и законные претензии на активное участие в решении глобально значимых проблем наравне с другими, вместе с другими. С другой, достижения человечества распространяются на новые пространства и народы, втягивая их в единый процесс (48,49).
Не выдержали испытания временем и постулаты техногенного общества — преобразующее влияние на природу и общество, утратились многие нравственные ценности. Нарастают негативные явления -бездуховность, снижение общей культуры молодёжи, усиление националистических влияний на детей и молодёжь.
Происходящие в настоящее время события и изменения в мире захватывают этническую сферу регионов Севера и территорий, приравненных к ним в такой степени, в какой она не обнажалась на протяжении всего предшествующего периода: под угрозой уничтожения находятся национальные культуры коренных малочисленных народностей Крайнего Севера, усиливаются процессы их ассимиляции и дезадаптации.
Вопросы сосуществования этносов в поликультурном обществе требуют нового осмысления. Возрастающую актуальность приобретают ценности традиционной культуры, позволяющие сохранить духовные богатства, накопленные человечеством. Для направленности подрастающего поколения на сохранение и преумножение культуры значимую роль играет принятие им соответствующих этнических ценностей, которые входят в состав национальной культуры и способствуют её сохранению. Посредством формирования этнических ценностей происходит становление общечеловеческих ценностей. Этнические ценности — это их конкретизация. В связи с этим необходимы новые подходы в образовании и воспитании, переоценка ценностных оснований и педагогическое содействие становлению их у школьников.
Изменения, происходящие в жизни народов России, рост национального самосознания, поиск своих «корней», реальностей исторического происхождения выдвигают специфические задачи перед российской многонациональной школой: формирование нового поколения социально активных граждан, достойных преемников традиций и духовной культуры народа. Важно, чтобы каждый ребёнок был причастен к общественной работе, испытывал чувство ответственности за то место, где он живёт, за каждый уголок малой родины, Отечества.
Закон РФ «Об образовании» и инструктивные материалы Министерства образования и науки РФ, обеспечение единства образовательного пространства России неразрывно связывают с защитой и развитием национальных культур и культурных региональных традиций и особенностей.
В основополагающих государственных документах (Национальная Доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации Российского образования, Государственная программа патриотического воспитания граждан России) сформулирован социальный заказ государства на воспитание человека современного общества. Одной из первых выдвинута задача сохранения исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России (132).
Целенаправленно решая проблемы воспитания, существующие в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра на современном этапе его 4 развития, Департаментом науки и образования ХМАО разработана «Программа развития воспитания в системе образования ХМАО». В ней обозначен приоритет воспитания, определяющий особенности социального заказа в системе образования, - сохранение и развитие культуры коренного населения, внедрение национально-регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс (211).
В педагогической литературе изучение вопросов формирования национального самосознания, воспитания уважения к этническим ценностям находит отражение в ряде работ ученых, которые решают задачи как педагогической теории, так и практики образования, в том числе коренных малочисленных народов Севера:
- выбор содержания, методов и форм этнокультурного образования (К.В.Афанасьева, К.Ш.Ахияров, Н.П.Белинская, А.Л.Бугаева, Т.В.Волдина, Г.Н.Волков, С.Е.Десятов, С.М.Малиновская, С.А.Попова, А.И.Сайнахова, В.Н.Соловар);
- формирование культуры школьников в учебно-воспитательной деятельности с использованием материалов этнической культуры (А.Б.Григорян, Е.А.Гутовская, А.В.Ефремов, С.П.Кононова, Т.А.Молданова, Е.А.Немысова, Л.Н.Паращий, Т.А.Полунина, А.Д.Попов, Н.П.Степаненко, Л.А.Ядрошникова);
- воспитание на основе нравственных ценностей народностей Крайнего Севера (А.Б.Григорян, Ю.А.Дворяшин);
- формирование здорового образа жизни, развитие этнической системы физического воспитания (В.А.Васильков, В.В.Власов, З.Н.Казакова, А.Н.Кривуля, Н.И.Синявский, И.В.Серебрякова, О.А.Фынтынэ);
- народные традиции экологического и трудового воспитания (Ю.Ф.Виноградов, М.Г.Тайчинов, З.Н.Тюменцева);
- методики преподавания различных предметов этнокультурного цикла (А.Ф.Борискин, А.П.Валей, Т.В.Волдина, Е.А.Ерныхова, 5
В.В.Лебедев, В.И.Сподина, М.В.Фризоргер, В.В.Хозяинова, А.Е.Хозяинов и др.).
Особое внимание уделяется теоретическим основам и методике преподавания родного языка хантов и манси (Д.В.Герасимова, Н.А.Лыскова, С.В.Онина, Е.И.Ромбандеева, З.С.Рябчикова, А.М.Сенгепов, Р.Р.Скамейко, В.Н.Чернецов и др.). Ряд работ посвящен обоснованию и разработке модели культурно-антропологической школы (КАШ) как формы этнического образования (Л.Н.Алексеева, Ю.В.Громыко,
О.А.Кравченко, М.В.Максимовская, Е.А.Немысова, Р.Ф.Ракитина-Вольтер, И.И.Семина).
Всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что ученые и практики уделяют значительное вниманием вопросам, связанным с сохранением культурных традиций коренных малочисленных народов Севера. В то же время проблемы становления этнических ценностей у школьников в этих работах раскрываются не в полной мере.
Актуальность проблемы состоит в том, что, несмотря на государственную политику сохранения и преумножения национальной культуры, самобытности этносов, населяющих Россию, и на интеграцию их в единую российскую культуру, в жизни малочисленных народностей Севера, практике их взаимоотношений и образования подрастающего поколения продолжается процесс обострения противоречий между: а) потребностями сохранить национальную культуру во взаимосвязи с русской культурой и ассимиляцией народностей Крайнего Севера; б) направленностью на сохранение и преумножение национальной культуры и недостаточным участием образовательных учреждений в исполнении задачи становления общекультурных и национальных ценностей.
Названные противоречия в теории и практике образования, а также необходимость их разрешения, определили тему исследования: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ СТАНОВЛЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ НАРОДНОСТЕЙ СЕВЕРА ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ».
Объект исследования - учебно-воспитательная деятельность в национальной школе.
Предмет исследования - процесс педагогического содействия становлению у школьников народов Севера этнических ценностей.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка модели педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей и условий её реализации.
Предмет и цель обусловили формулировку гипотезы исследования. Формирование этнических ценностей у подростков коренных народностей Севера становится возможным, если:
- определено их содержание, согласующееся с общечеловеческими ценностями;
- измерен уровень их сформированности у школьников;
- спроектирована модель педагогического содействия их становлению у подростков, которая учитывает этнокультурные особенности этих народов, в содержание образования и в ожидаемый результат введены элементы «этнические ценности», обеспечивается целостность процесса их становления;
- выявлены условия педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей.
Для реализации цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Определить уровень сформированности у школьников этнических ценностей.
2. Выявить сущность и содержание педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей.
3. Разработать и апробировать модель педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей.
4. Обосновать условия реализации педагогического содействия и апробировать их в учебно-воспитательном процессе.
Методологической основой исследования являются фундаментальные работы, раскрывающие: личностно и гуманно ориентированные подходы к воспитанию (Н.А.Алексееев, Ш.А.Амонашвили, В.А.Беликов, Е.В.Бондаревская, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, И.О.Котлярова, Г.Н.Сериков, О.А.Сиротин, И.С.Якиманская и др.); системный подход (А.Н.Аверьянов, В.П.Беспалько, И.В.Блауберг, В.С.Ильин, С.И.Никулин, Г.Н.Сериков, Н.М.Таланчук, В.Т.Шадровская, Э.Г.Юдин и др.); идеи ценностей и ценностных ориентаций в педагогике, социологии и психологии (А.Г.Асмолов, В.А.Блюмкин, А.Г.Здравомыслов, В.А.Караковский, А.Г.Ковалёв, О.В. Лешер, Н.Д.Никандров, Р.М.Рогова,
B.П. Тугаринов, Н.В.Чавчавадзе, В.Я.Ядов и др.); возрастные, индивидуальные и этнические различия (Л.С.Выготский, А.С.Белкин,
C.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, И.С.Якиманская и др.); теории о роли национальных ценностей в формировании личности (П.Р.Атутов, М.М.Будаева, А.П.Беликова, Г.Н.Волков, Т.С.Буторина, Д.С.Лихачев): повышение профессиональной педагогической квалификации кадров (М.А.Ариарский, И.О.Котлярова, Л.П.Малаховская, П.С.Хейфец, П.В.Худоминский, В.Э.Штейнберг и др.); основы осуществления педагогического содействия учащимся (Г.Н.Сериков и др.); теории образования в сельском социуме (В.Г.Бочарова, А.Е.Коробкова, Б.А.Куган, В.Т.Лисовский и др.).
Выбранные методологические основания и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа в течение 2000-2005 гг. 8
Первый этап (2000 - 2002 гг.) - теоретико-подготовительный. Осуществлялось изучение философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования. Определялись основные теоретические положения исследования (его предмет, цель, задачи), разрабатывалась гипотеза; велась работа по совершенствованию научно-методической подготовки учителей в аспекте их готовности к формированию у школьников этнических ценностей, анализировался и обобщался педагогический опыт.
Второй этап (2002 - 2004 гг.) - опытно-экспериментальный. Обосновывались условия, способствующие становлению у школьников этнических ценностей, разрабатывалась модель педагогического содействия этому процессу. Проводился эксперимент по проверке созданной модели.
Третий этап (2004-2005 гг.) - обобщающий. Анализировались и структурировались эмпирические данные, проводилась систематизация, обработка и оформление результатов, полученных в ходе исследования. Формулировались выводы и рекомендации.
Поставленные задачи решались с использованием следующих методов исследования:
- теоретических — анализ и синтез (сравнительно-сопоставительный, логический, ретроспективный);
- эмпирических - наблюдение (прямое, косвенное включённое), анализ продуктов деятельности обучающихся, самооценка, моделирование, констатирующий и формирующий эксперимент, опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), статистические методы обработки результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе национальных средних общеобразовательных школ и школ-интернатов с. Лемпино, с. Чеускино Нефтеюганского района, с. Русскинские Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного 9 округа - Югры Тюменской области. В исследовании приняли участие 214 учащихся 5-7 классов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Определены содержание и виды этнических ценностей народностей Севера, согласующиеся с общечеловеческими ценностями.
2. Разработана и теоретически обоснована модель педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей в общей системе общечеловеческих ценностей, которая основана на гуманистической идее ценности национальной культуры и обеспечивает в образовательном процессе основной школы, во внеклассной работе, в семье и в общественной жизни целостность становления этнических ценностей.
3. Определены условия осуществления педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей, адекватные особенностям модели.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования обогатят научные представления о формировании этнических ценностей у школьников коренных народностей Севера. Конкретизация идей, ценностей национальной культуры, обоснование условий реализации педагогического содействия составят основу для широких теоретических представлений и обобщений по данной проблеме.
Практическая значимость заключается: в разработке образовательной программы формирования этнических ценностей коренных малочисленных народов Севера у учащихся 5-7 классов;
- во внедрении методических рекомендаций в практику школ, педагогических училищ, ВУЗов округа.
Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены выполнением исследования на единой методологической основе, согласованностью с положениями общей педагогики и этнопедагогики; репрезентативностью и полнотой выборки респондентов; повторяемостью элементов эксперимента и использованием методов, адекватных задачам исследования.
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Воспитание этнических ценностей выступает средством сохранения и преумножения национальной культуры народностей Крайнего Севера. Оно обусловлено особенностями становления личных ценностей школьников-северян на основе социально-культурных, при этом этнические ценности выступают конкретизацией общечеловеческих.
2. Концептуальными основами модели педагогического содействия формированию у школьников этнических ценностей выступают:
- направленность на воспитание у школьников общечеловеческих ценностей;
- гуманистическая идея ценности национальной культуры;
- связь между воспитанием этнических ценностей на учебных занятиях и во внеклассной работе в образовательном учреждении; в семье и в общественной жизнедеятельности.
3. При проектировании педагогической модели необходимо определить конкретные цели и содержание формирования этнических ценностей у школьников в учебно-воспитательном процессе с учетом их возрастных особенностей, интеграции усилий всех социальных институтов.
4. Результативность функционирования педагогической модели обеспечивается структурированностью по степени взаимной обусловленности педагогических условий, средств становления у школьников этнических ценностей народностей Севера.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
- на научных семинарах лаборатории «Теории и методики профессионального образования» на кафедре педагогики профессионального образования Южно-Уральского государственного университета; на научно-практических конференциях федерального, зонального, регионального и местного уровней в городах Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Тюмень, Челябинск в течение 2001-2005 гг.;
- в экспериментальной работе в качестве заместителя директора по воспитательной работе и учителя истории и обществознания в Нефтеюганском районном муниципальном общеобразовательном учреждении «Лемпинская национальная средняя общеобразовательная школа» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области.
- в девяти публикациях автора.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Традиционная педагогическая культура народов Севера1996 год, доктор педагогических наук Бугаева, Алла Львовна
Система профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза как средство формирования этнического самосознания2011 год, кандидат педагогических наук Гафт, Александр Михайлович
Формирование этнических ценностей у подростков в условиях дополнительного образования2009 год, кандидат педагогических наук Сурганова, Диля Касимовна
Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России: Социально-педагогический аспект2004 год, доктор педагогических наук Фролова, Алла Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Лисютина, Ирина Борисовна
Выводы по второй главе
1. Основной целью экспериментальной работы первоначально было проверить и оценить результаты, а затем внедрить их в практику работы национальной школы. Она включала в себя констатирующий эксперимент, который выявил, что личные ценности учащихся значительно расходятся с социальными этническими ценностями даже в национальной школе. При этом многие учителя были не согласны с тем, что их формированию необходимо специально уделять внимание, поскольку идет процесс ассимиляции северных народностей.
2. В формирующем эксперименте, который продолжался с 2001 по 2005 г.г. были реализованы на практике все шесть выявленных нами условий: реализация гуманно ориентированного воспитания у школьников этнических ценностей; введение в содержание образования и в ожидаемый результат (образованность школьников) элемента «этнические ценности»; продолжение воспитания этнических ценностей у школьников во внеклассной работе; интеграция усилий всех социальных институтов в воспитании этнических ценностей; проектирование и осуществление воспитания этнических ценностей с учетом возрастной категории «средний школьный возраст»; педагоги смогут руководить воспитанием этнических ценностей у школьников, если будет осуществлено повышение их квалификации в этом аспекте.
3. Для реализации каждого условия было создано методическое обеспечение, сформирована целевая программа воспитания у школьников 5-7 классов этнических ценностей, которая реализовывалась в образовательном процессе, во внеклассной работе, в системе дополнительного образования и на уровне поселковых мероприятий.
В результате реализации всех условий в ходе эксперимента возрос уровень сформированности этнических ценностей учащихся. У 32% произошло снижение расхождения личных и социальных этнических ценностей. Тем самым, можно утверждать, что эксперимент подтвердил положения теоретической части исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постепенная ассимиляция коренных малочисленных народов Крайнего Севера ставит задачу сохранения их культуры. Этнопедагогика подчёркивает, что эта задача может наиболее эффективно решаться через систему образования. Но, с другой стороны, воспитание этнических ценностей только тогда достигнет достаточно высокого результата, когда все социальные и культурные субъекты села объединят свои усилия для целенаправленности этого процесса. Учитывая предпосылки решения проблемы воспитания этнических ценностей и специфику сельской местности, в которой расположено большинство школ для коренного населения, мы подошли к этому вопросу с точки зрения реализации следующих основных положений.
Во-первых, возрождение этноса, этнической культуры - это задача социальная. Поэтому к ее решению нужно привлекать все учреждения и организации, имеющие отношение к воспитанию в широком смысле. Школа взяла на себя задачу интеграции всей работы по воспитанию этнических ценностей.
Во-вторых, мы склоняемся к мысли, что не только предметы культуры, но и сами люди являются и носителями, и продолжателями своей этнической культуры. Поэтому сохранение этнической культуры в личных ценностях представителей своего народа — это следующее положение, на котором мы основывали свою работу.
В-третьих, в основе сохранения культуры народности лежит идея гуманизма, в которой, с одной стороны, заключена мысль о сохранении национальной составляющей в сознании и общей культуре человека, с другой стороны, о том, что этнические ценности есть ни что иное, как конкретизация и особый способ выражения общечеловеческих ценностей.
Подтверждения в области народной и этнической педагогики мы получили путем изучения достижений педагогов, социологов и психологов.
При этом мы использовали методы поиска наиболее приемлемых способов педагогического содействия воспитанию у школьников этнической ценностей и необходимых условий его оказания (изучение и анализ научной литературы, наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта в области этнического воспитания).
Для проведения исследования были разработаны необходимые шкалы и методика измерения воспитанности этнических ценностей у школьников.
Эксперимент проводился с учащимися 5-7 классов (10-14 лет). В этом возрасте у школьников этнические ценности складываются этнические ценности на фоне формирования общественного этнического самосознания. Они находят проявление в отдельных поступках,^ поведении подростков. В то же время мы считаем воспитание этнических ценностей у детей 5-7 классов лишь одним из этапов в общей системе этнического воспитания.
В результате исследования мы получили следующие выводы:
1. Этнические ценности отражают содержание национальной культуры и, будучи принятыми людьми, способствуют ее сохранению и преумножению. Посредством воспитания этнических ценностей происходит становление общечеловеческих ценностей школьников, их конкретизация.
2. Этническое воспитание детей школьного возраста способствует становлению у учащихся индивидуальной этнической культуры. Как носители, дети и подростки распредмечивают её, обогащая себя, свою личность и, следовательно, этническую культуру своего поколения через индивидуальную этническую культуру. С другой стороны, индивидуальная образованность и этническая составляющая в ней позволяют учащимся, а впоследствии и взрослому населению обогащать, таким образом, свою культуру. Ддром этнической культуры человека и побудителем ее становления являются его личные этнические ценности. Их формирование являлось нашей основной целью.
Под личными этническими ценностями мы понимаем компонент направленности личности в единстве ее общечеловеческой и этнической принадлежности, выражающий определенное значение чего-либо для человека, как представителя этноса и человеческой общности, характеризующийся его аксиологическим отношением к объектам окружающего мира и к нормам жизни, проявляющийся в сфере социально-этнических отношений с другими людьми.
3. Усвоение этих ценностей осуществляется не автоматически. Для того, чтобы оно проходило успешно, необходима стройная и согласованная система педагогического содействия их становлению. При формировании этнических ценностей у подростков коренных народов Севера необходимо ориентироваться на модель педагогического содействия их становлению, реализующую гуманистическую идею ценности национальной культуры и направленную на воспитание у школьников общечеловеческих ценностей.
4. Формирование этнических ценностей, как социальная задача, решается всеми общественными и государственными учреждениями, в компетенцию которых входит воспитание в широком смысле слова. В связи с этим мы построили модель педагогического содействия становлению этнических ценностей у школьников. В замысел оказания педагогического содействия входило привлечение к воспитанию этнических ценностей административных, социальных учреждений, учреждений культуры, общественных организаций, семьи. Общеобразовательная школа выполняет при этом централизующую, систематизирующую, интегрирующую функции.
5. Процесс становления этнических ценностей у школьников протекает успешнее при определении конкретных целей и реализации комплекса педагогических условий: реализации гуманно ориентированного воспитания у школьников этнических ценностей; введения в содержание образования и в ожидаемый результат (образованность школьников) элемента «этнические ценности»; продолжения воспитания этнических ценностей у школьников во внеклассной работе; интеграции усилий всех социальных институтов в воспитании этнических ценностей; проектирования и осуществление воспитания этнических ценностей с учетом возрастной категории «средний школьный возраст»; повышения квалификации педагогов в аспекте готовности к воспитанию этнических ценностей у школьников.
6. Все условия были разработаны на методическом уровне, в результате чего для каждого из них были подобраны соответствующие мероприятия.
Первое условие на практике было связано с учетом этнических особенностей народностей Крайнего Севера, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей учащегося; с направленностью на его самореализацию; с опорой на сложившиеся личные (этнические) ценности учащегося; с паритетностью взаимоотношений учащихся, учащихся и педагогов, учащихся и работников социальных сфер; с системностью в становлении этнических ценностей.
Второе условие достигалось интеграцией учебных курсов; разработкой национально-регионального компонента содержания образования, предметов по выбору; увеличением доли изучения родного языка.
Третье условие включало в себя: проведение школьных мероприятий с применением различных знаний школьников этнического содержания; соотнесение плана внеклассных мероприятий с планом работы учреждений дополнительного образования, с мероприятиями муниципального уровня.
Четвертое условие — это создание в населенном пункте единого социального пространства; ориентация всех социальных институтов на воспитание у школьников этнических ценностей, привлечение семьи к этой работе; ориентация школьников в социальной жизни населенного пункта.
Пятое условие обеспечивалось соответствием разрабатываемых мероприятий возрастным и этническим особенностям школьников 5-7 класса.
Шестое условие сводилось к тому, чтобы осуществить повышение квалификации работников образования и других социальных сфер на селе в целях формирования их готовности к воспитанию у детей этнических ценностей. Но при этом учитывать личные познавательно-профессиональные интересы педагога, дать свободу в выборе им форм и содержания повышения квалификации.
Условия были реализованы как в образовательном процессе, так и вне его.
7. В результате эксперимента проводилось оценивание исходного состояния сформированности этнических ценностей у школьников и выявление динамики этих состояний под влиянием созданных условий, было установлено, что в данных условиях модель педагогического содействия способствует становлению этнических ценностей у школьников и обеспечивает достаточно высокий уровень сформированности их личных этнических ценностей.
8. В ходе эксперимента установлено, что теоретические выводы, полученные в первой главе, нашли подтверждение на практике, а выявленные условия достаточно эффективны для того, что воспитывать у учащихся 5-7 классов этнические ценности. В результате реализации всех условий у 32 % произошло снижение расхождения личных и социальных этнических ценностей.
Исследование охватывает лишь одну возрастную группу и направлено на выявление условий воспитания этнических ценностей. Однако сохранение культуры коренных малочисленных народностей Севера - глобальная задача, педагогические аспекты которой не могут быть решены в рамках одной работы.
Главная задача педагогического исследования нам видится в том, чтобы выстроить общую систему воспитания этнических ценностей у детей народностей Крайнего Севера; разработать содержание образования, позволяющее полноценно формировать их этническую культуру.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лисютина, Ирина Борисовна, 2005 год
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.
2. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.
3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985.
4. Азаров В.И. Редкие животные Тюменской области и их охрана: Амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 1995.
5. Айпин Е.Д. Ханты или Звезда Утренней Зари. М.: Молодая гвардия, 1990.
6. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. — 1984. Т. 5.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1968.
8. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности.- М.: Изд-во МГУ, 1987.
9. Андреенкова В.А. Молодёжь: проблемы формирования и воспитания. -М.: 1979.
10. Андросенко В.И. Ханты-Мансиийск. Свердловск, 1979.
11. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970.
12. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988.
13. Антология исследований культуры. С-Пб., 1997.
14. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. — М.: Просвещение, 1971.
15. Арктика мой дом: популярная энциклопедия школьника. - Том 2. -Москва: Северные просторы, 2001.
16. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
17. Арутюнов С.А. Этногенез, его формы и закономерности // Этнополитический вестник. — 1993. №1.
18. Арутюнян Л.А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценности личности // Образ жизни и ценностные ориентации. — Ереван, 1979.
19. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Соц. Ис. 1990. - №7.
20. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. -М.: Знание, 1978.
21. Архивный вестник. Просвещение в Остяко-Вогульском округе. 30-е годы. Ханты-Мансийск, 2000.
22. Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М.: ВИНИТИ, 2001.
23. Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера Думы Ханты-Мансийского автономного округа Югры 3 созыва / Под ред. Н.Г.Алексеевой, Т.С.Гоголевой. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004.
24. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Книжное издательство, 1979.
25. Ахаева Н.В. Индивидуализация процесса обучения как фактор развития личности учащихся в условиях сельской школы: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. Омск, 2000.
26. Ахияров К.Ш., Искаков Т.К. Народная педагогика и современна школа. -Уфа: БГУ, 1993.
27. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.
28. Багаутдинова С.Ф. Направленность структурирования содержания образования на становление готовности студентов дошкольного факультета к аналитической деятельности: Дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 1999.
29. Багинин В.А. Духовная культура личности. М.: Наука, 1986.
30. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.: Мысль, 1988.
31. Балин В.Г. К истории землепользования у хантов и манси. Краеведческий сборник № 1. Ханты-Мансийск, 1958.
32. Баренбаум Л.Н. Педагогическое содействие самообразованию студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997.
33. Барышникова Г.Б. Познавательная и практическая деятельность в природе как фактор формирования личности младшего школьника. Автореф. Дис.канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 1997.
34. Баскакова И.Л., Кузьмина З.В. О динамике ценностных ориентаций / В кн.: Новые исследования в психологии. -М.: Педагогика, 1971.
35. Бахлыков П.С. Юганские ханты: история, быт и культура. Тюмень, 1996.
36. Бацин В.К. К вопросу об этнокультурных аспектах образования народов, не имеющих государственности // Психол. науки и образование. 1997. - № 4.
37. Бацин В.К., Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в РФ. Школа и мир культуры этносов. Вып. 2. - М., 1995.
38. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Екатеринбург: УГЛИ, 1992.
39. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
40. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитания. - М.: Наука, 1986.
41. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. М.: Педагогика, 1990.
42. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981.
43. Блюмкин В.А. Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе): Автореф. Дис. докт. философ, наук. -М., 1979.
44. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т.В. Нравственное воспитание (философско-этические основы). Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990.
45. Бозрикова Т.Н., Саганенко Г.Н., Семёнов A.A., Ядов В.А. Ценностные ориентации / Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979.
46. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 5.
47. Бондырева С.К. Индивидуализация этносубъектов как условие формирования единого образовательного пространства // Мир психологии. 1988. - № 1.
48. Бондырева С.К. Толерантность. Введение в проблему. М.; Воронеж, 2003.
49. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дис. д-ра пед. наук. М., 1992.
50. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
51. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.
52. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы в СССР. М., 1986.
53. Бугаева A.JL, Зуева У.Н. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. Ханты-Мансийск, ГУИПП «Полиграфист», 2002.
54. Бугаева A.JI. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. — М., 1994.
55. Бутиков Г.П., Ариарская М.А. Сохранение и обогащение национально-культурных традиций россиян // Педагогика. — 1998. № 7.
56. Буцинский П.Н. К истории Сибири. Харьков, 1997.
57. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов - в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. - 1997. - №5.
58. Вавилин В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонентов этнической культуры // Социол. исследования. — 1993. -№1.
59. Валей А.П. Охотоведение и рыболовство: Рабочая тетрадь. 5 класс / Под ред. А.В. Ефремова. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002.
60. Вебер P.M. Особенности совместной деятельности подростков и пожилых людей в социальной работе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997.
61. Виноградов Ю.Ф. Народные традиции в формировании экологической культуры старшеклассников в процессе трудового воспитания. Дисс. канд. пед. наук. М, 2000.
62. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989.
63. Волков Г.Н. Этнопедагогика нужна всем // Вуз. вести. 2001. - № 1.
64. Волков Г.Н. Этнопедагогические проблемы современного образования и воспитания: Теория и практика // Вестник Рос. ¡уманит, научн. фонда. 1997. - № 4.
65. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.
66. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
67. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психол. журнал. 1996. - Т. 17. - № 5.
68. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988.
69. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и космос. Новосибирск: Наука, 1990.
70. Гемуев И.Н. Формы брака и свадебная обрядность у лесных ненцев // Традиционные обряды искусство русского и коренных народов Сибири. -Новосибирск, 1987.
71. Гемуев И.Н., Сагалаев A.M. Религия народов манси. Новосибирск: Наука, 1986.
72. География Ханты-мансийского округа: Учебное пособие. М.: Экопрос, 2000.
73. Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996.
74. Гершунский Б., Шейермаен Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. - № 5,6.
75. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995.
76. Гилязитдинова Д.М., Галиев Г.Т., Толстых А.А. Национальные и межнациональные проблемы на современном этапе. Свердловск, 1991.
77. Гирфанова Л.П. Условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска»: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1997.
78. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер.с англ. Л.И. Хайрусовой; общ.ред. Ю.П. Адлера. М.: Прогресс, 1976.
79. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сост. П.И.Василенко-М.: Прогресс, 1990.
80. Головнев A.B. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. -Екатеринбург, 1995.
81. Грирорян А.Б., Зуева У.Н. Основы формирования нравственного облика подростков на традициях народной педагогики: Методическое пособие для учителей национальных школ / Под ред. A.JI. Бугаевой. Ханты-Мансийск: ГУ И1 III «Полиграфист», 2002.
82. Григорян А.Б., Зуева У.Н. Формы организации нравственного воспитания подростков на традициях народной педагогики хантов и манси: Методическое пособие для учителей национальных школ / Под. ред. A.JL Бугаевой. Ханты-Мансийск: ГУ ИНН «Полиграфист», 2002.
83. Груздова И.Н. Механизмы формирования ценностных ориентаций студентов (опыт социологического исследования): Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1987.
84. Гурьянова М.П. Сельская школа в изменившемся обществе. — М.: АСОПиР РФ, 2000.
85. Гурьянова М.П., Лисовский В.Т. Жизненные ценности, социальные ориентиры, профессиональные планы социальной молодежи. М.: Изд-во АСОПи Р РФ, 2002.
86. Гутовская Е.А. Национальные промыслы и ремесла народов Севера в содержании школьного образования по трудовому обучению: Метод, реком. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.
87. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Учебное пособие для студентов университетов и педагогических вузов. Ростов—на-Дону: ООО «ЦВРР», 2000.
88. Десятое С.Е. Объективные предпосылки интеграции этнопедагогики в систему народного образования // Культура и текст: Материалы междунар.научной конференции. Вып. 3. - Ч. 2. - Барнаул, 1997.
89. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
90. Дичев Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека: (Социал. — мед. психобиоэнег. аспекты): Перевод. М.: Витязь, 1994.
91. До донов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Знание, 1978.
92. Дробижева J1. Этническая социология в СССР в постсоветский России. -М, 1998.
93. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976.
94. Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие / Map. Гос. Ун-т. Йошкар-Ола, 2000.
95. Ефремов A.B., Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Комплексная программа воспитания школьников V XI классов в системе внеурочной работы и дополнительного образования. - М.: Изд-во Института общего образования, 2002.
96. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения: Социально-психологический подход к проблеме.-М.: Наука, 1976.
97. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2-е изд. - М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002.
98. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.
99. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб.пособие. Екатеринбург: Урал.гос.проф.-пед.ун-т, 1997.
100. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
101. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова H.A. Воспитание проблема современного образования в России. - М., 1998.
102. Зотова О.М., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / В кн.: Проблемы социальной психологии. М., 1975.
103. Иванов А.Ф. Интеграция педагогических и социальных факторов как условие эффективной деятельности современной сельской школы. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2002.
104. Иванов В., Гурье JI, Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России. 1997. - № 4.
105. Юб.Ивашенко A.B., Савкина Г.П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками: Учебно-методическое пособие. М.: Институт молодежи, 1993.
106. Игры обучение, тренинг, досуг // Под ред. Петрусинского В. В. - К. 14. — М.: Новая школа, 1994. 1
107. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984.
108. Ильясов Д.Ф. Разработка индивидуальных учебно-самообразовательных программ: Методическое пособие / Под ред. Г.Н.Серикова. Челябинск: ЧИПКРО, 1996.
109. О.Ильясов Д.Ф. Целевые программы повышения квалификации учителя в аспекте осуществления индивидуализации образования учащихся. -Автореф. Дис. канд. пед. наук. Курган, 1996.
110. Ш.Ильясов Д.Ф., Сериков Г.Н. Теория управления образованием. М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
111. История теоретической социологии.- Т.1. М., 1997.
112. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней. Учебник для старших классов / Отв. ред Д.А.Редин. -Екатеринбург: Изд-во «Волот», 1999.
113. Ишбаев М.М. Формирование системы управления развитием малочисленной сельской национальной школы в условиях Западной Сибири: Дис. канд. пед. наук. М., 1999.
114. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.
115. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе: Учеб. пособие к спецкурсу. JL: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
116. Каннисто А. Статьи по искусству обских угров. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1999.
117. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
118. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова И.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996.
119. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки М., 1997.
120. Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996.
121. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа // Психологический журнал. 1994. - №4.
122. Князева E.H., Курдюков С.П. Синергетика: начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. 1993. - № 2.
123. Ковалев А.Г. Развитие личности в онтогенезе. М.: МГУ, 1973.
124. Кожанов A.A. Методика исследования национального самосознания.-М.: Наука, 1974.
125. Козлов В.И. Между этнографией, этнологией и жизнью // Этнографическое обозрение. 1992. - №3.
126. Козлов В.И. Этнос // Народы России: Энциклопедия. М., 1994.
127. Козлов И.Ф. Единство воспитания и жизни детей. М.: Просвещение, 1964.
128. Комиссарова Г.А. Образование как социокультурная ценность. М.: Издательство «Фон», 1998.
129. Коммунистическое воспитание. Словарь / Под общ. Ред. Л.Н. Пономарева и Ж.Т. Тощенко. М.: Политиздат, 1984.
130. Комплексная федерально-региональная программа "Развитие системы образования на селе" (организационно-управленческое обеспечение) (1999 2001 г.г.). - М.: МО и ПОРФ, 1999.
131. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: ИПКК МГУП, 2002.
132. Конькова A.M. Сказки бабушки Аннэ. Вена: Ин.тел. Друг, 1993.
133. Концепция педагогического образования Министерства образования России // Педагогика. 1992. - № 11-12.
134. Коробков А.Е. Проблема воспитания сельских школьников по месту жительства: Автореф. дис . канд. пед. наук. М., 1970.
135. Коростелева A.A. Формирование духовных ценностей старшеклассников. М.: НИ ИТИП, 1992.
136. Котлярова И.О. Инновации и информационное обеспечение образования // Наука и образование Зауралья. 1998. - № 2.
137. Котлярова И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с профессионально-педагогической квалификацией: Монография. -Челябинск: Факел, 1998.
138. Котлярова И.О. Управление исследованиями в образовательном учреждении. Курган: ГлавУНО, 1996.
139. Круглов Б.С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентаций // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: АПН СССР, 1987.
140. Куган Б.А. Управление процессом модернизации системы образования в сельском социуме. -М.: Просвещение, 2002.
141. НЗ.Куган Б.А., Сериков Г.Н. Управление образовательной системой: Взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней. — М.: ВЛАДОС, 2002.
142. Кулемзин В.М. Отношение человек-общество, человек-вещь, человек-природа в традиционных и современных культурах Сибири. — М., 1997.
143. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984.
144. Кулемзин В.М. Этническая педагогика, воспитание и образование // Педагогическая наука и образование в Томской области. Томск, 1994.
145. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992.
146. Куриков В.М. Российский Север: Проблемы, вопросы, решения. Краткий социально-экономический очерк. — СПб.: ТОО «Алфавит», 1996.
147. Куриков В.М. Социально-экономические проблемы сохранения и развития коренных народов Севера. СПб: ТОО «Алфавит», 1999.
148. Куриков В.М. Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третье тысячелетие. - Екатеринбург: Издательский дом «Зевс», 2000.
149. Куриков В.М. Югра — энергетическое сердце России. — СПб: ООО «Алфавит», 2001.
150. Лебедев В.В. Кедровый корень: Методическое пособие по этнографии по образовательной области «Технология» (охотоведение, рыболовство). — Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002.
151. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М., 1999.
152. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. //2-е изд., перераб. -М.: Высш. Шк., 1991.
153. Ленской И.Л. Культура межнациональных отношений в педагогической публицистике // Педагогика. 1998. - № 6.
154. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Изд. полит, лит-ры, 1975.
155. Лесные сказки. Сборник сказок для детей школьного возраста. — Сургут: Рекламно-издательский информационный центр «Нефть Приобья» ОАО «Сургутнефтегаз», 2001.
156. Лешер О.В. Педагогические факторы интенсификации // интерсоциального воспитания студентов: Автореф. Дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧелГУ, 1988.
157. Лихачёв Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982.
158. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.
159. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. — Псков, 2000.
160. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985.
161. Любимова Т.Б. Понятие ценности в буржуазной социологии // Социальные исследования. Вып. 5.-М., 1970.
162. Малиновская С.М. Этнопедагогика малочисленных народов Сибири и проблема возрождения национальной культуры // Образование в Сибири. 1994. - № 4.
163. Мальцева Э.И. История изучения мансийского фольклора отечественными исследователями. Ханты-Мансийск, 2000.
164. Мансурова A.M. Современная литература малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. С-Пб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002.
165. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. М.: Знание. - 1987.
166. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов. М, 1998.
167. Мархинин В.В., Удалова И.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика, взаимодействие культур. Новосибирск: «Наука», 1996.
168. Медведев Ю. У древа сказочных чудес. Храбрый Мэргэн: Сказки народов Приамурья. М., 1962.
169. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.
170. Мифология хантов / В.Н.Кулемзин, Н.В.Лукина, Т.А.Молданов, Т.А. Молданова / Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000.
171. Мифы, предания, сказки хантов и манси /Сост. Н.В. Лукина. М., 1990.
172. Мкртумян Ю.И. Основные компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур. — Ереван, 1978.
173. Мол данов Т. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов. — Томск: Изд -во Том. Ун та, 1999.
174. Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1999.
175. Молодин В.И. Этногенез // История и культура хантов. Томск, 1995.
176. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997.
177. Муниципальная политика в сфере образования и социальное положение молодёжи: социальные аспекты. Сургут: Изд-во СурГУ, 2001.
178. Муссилиу М. Подготовка воспитателя детского сада к руководству трудовой деятельностью детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1993.
179. Мухаметбердиев О.Б. Национальное самосознание. -М., 1992.
180. Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конференции. Якутск, 16-21 марта 1993г. / М.: Просвещение, 1993.
181. Национальные промыслы и ремесла народов Севера в содержании школьного образования по трудовому обучению. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1997.
182. Непомнящая Н.И. О ценности и ее роли в структуре личности // Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974.
183. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000.
184. Никандров H.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Мирос, 1997.
185. Новая философская энциклопедия. М, 2001.
186. Новиков А. Народность всегда актуальна // Директор школы. — 2000. № 1.
187. Новикова Н.И. Традиционные праздники манси. М., 1995.
188. Образование как фактор развития языков и культур этнических меньшинств: Материалы международного семинара. СПб, 1998.
189. Образование: проблемы, поиск, решения. Сборник научно-методических работ №4. Ханты-Мансийск: ГУ ПНИ «Полиграфист», 2002.1930 внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании». -М.: Нов.шк., 1996.
190. Онищук В.М. Этнопедагогика как средство передачи народного опыта // Инновац. системы образования России. Березники, 1995.
191. Основы философии в вопросах и ответах: Учеб. пособие для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
192. Останина Н.В. Развитие готовности учителя к осуществлению дифференцированного подхода в профессионально-педагогической деятельности: Дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 2002.
193. Очерки истории Югры / Отв. ред. Д.А.Редин, Н.Б.Патрикеев. -Екатеринбург: Изд-во «Волот», 2000.
194. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 1. — кн. 2 // Поселения и жилища. - Томск, 1994.
195. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.
196. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1996.
197. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. // Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие. -М.: МПУ, 1996.
198. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
199. Плотникова H.A. Формирование готовности учащихся колледжа к педагогическому общению: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2001.
200. Подгорнов A.B. Ориентация учащейся молодёжи на гражданско-патриотические ценности: Автореф. канд. пед. наук.-Курган, 1999.
201. Подповетная Ю.В. Модель педагогического содействия самообразованию курсантов военного вуза: Дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 2002.
202. Программа по истории и этнографии обско-угорских народов ХМАО (для педагогических училищ). Ханты-Мансийск: Полиграфия, 2000.
203. Программа по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). Ханты-Мансийск, 1992.
204. Программа развития воспитания в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа на 2003-2007 годы. — Ханты-Мансийск, 2003.
205. Прокопенко В.И. Материалы возрастных уровней физического развития, двигательной подготовленности и физической работоспособности школьников народов Севера (ханты, манси). Екатеринбург, 1992.
206. Радугин A.A. Философия // Курс лекций, 2-е изд. М.: Изд-во «Центр», 1998.
207. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М., 1996.
208. Рогова P.M., Филонов Г.Н., Волков Г.Н., Печко Л.П. Становление самосознания школьника. М., 2003.
209. Роговер Е.С. Изучение творчества Р.Ругина в школе: Пособие для учителя. — СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003.
210. Рогожникова P.A. Теория и практика воспитания дисциплинированности школьников на основе ценностного отношения к человеку: Дис. докт. пед. наук, Пермь, 1998.
211. Ромбандеева Е.И. Возможность сохранения родных языков обскими уграми в современных условиях // Народы Северо-западной Сибири. — Вып.З. Томск, 1996.
212. Ромбандеева Е. Душа и звёзды. Ленинград. Ханты-Мансийск. 1991.
213. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут, 1993.
214. Ромбандеева Е.И. Мансийские загадки. М.: Издательство «Икар», 1996.
215. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
216. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2. -М.: Педагогика, 1989.
217. Рыжиков А.И. Взаимодействие природы и человека (О пробл. этнопедагогики) // Педагогика. 1992. -№11/12.
218. Сагатовский В.Н. Нравственная жизнь человека: Искания, позиции, поступки. -М.: Мысль, 1982.
219. Салымский край. Екатеринбург: Изд-во «Тезис», 2000.
220. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998.
221. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: опыт исследования. М.: Педагогика, 1986.
222. Семёнов Ю.И. Общество, этнос, нация // Этнополитический вестник. -1995. №4.
223. Семёнов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // Этногр. обозр. 1996. - №3.
224. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997.
225. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. М.: Мнемозина, 2002.
226. Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация. -Челябинск: Факел, 1998.
227. Силласте Г.Г. Интеграция сельских учителей в социальную среду. — М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2002.
228. Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам. Изд-во Томского ун-та, 2001.
229. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика 1986.
230. Слинкина Г.И. Сказки земли Югорской. Екатеринбург: Издательский дом «Пакрус», 2002.
231. Совершенствование содержания образования в школе / Под ред. И.Д. Зверева, М.П. Кашина. М.: Педагогика, 1985.
232. Соколова Т. Формирование у школьников ценностного отношения к себе и людям // Воспитание школьников, 1994.
233. Соколова Э.С., Лихачев В.М. Идеалы и ценности современных детей: опыт изучения // Советская педагогика. 1990. - № 9.
234. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Сов. Этнография. 1977. - № 3.
235. Социология в СССР. Т.2. - М.: Мысль, 1966.V
236. Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии коренных народов
237. Западной Сибири (ханты). Мегион, 1995.
238. Судаков В.В. Региональный компонент государственных стандартов: От идеи к реализации // Методол. основы разработки регионального компонента гос. образовательных стандартов. Пермь, 1996.
239. Сулейманова A.A. Ценностные ориентации личности как регулятор межличностных отношений (на материале студенческих групп): Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1982.
240. Суринов A.A. Экологичекие культурно-массовые мероприятия в загородном лагере. Методические разработки. Лаборатория Игрового моделирования. Пушино, 2000.
241. Суринов A.A. Экологический ликбез. Практические занятия для детей (10-12 лет). Пущино, 1999.
242. Таланчук Н.М. Основы человековедения: Учебный план, программа и метограмма. Казань, 1994.
243. Тахруева A.M. Материальная культура юганских ханты. Сургут, 1993.
244. Теория и практика высшего педагогического образования: Сб.науч.тр. / Отв.ред В.А. Сластенин. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984.
245. Тимофеев Г.Н. Тайны сибирских шаманов. Из истории шаманизма Югорского края. Сургут, 1996.
246. Титов В.А. Мораль: познание и действия. М.: Молодая гвардия, 1987.
247. Тишков В.А. Исследования по социально-культурной антропологии. — М.: Наука, 2003.
248. Тишков В.А. О нации и национализме //Свободная мысль. 1996. - №3.
249. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе //Вопросы философии. 1999. - №2.
250. Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. -3-е издание, стереотипное. М.: АЗЪ, 1996.
251. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988.
252. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. -М.: Наука, 1988.
253. Тугаринов В.П. Личность и общество. -М-Л., 1965.
254. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
255. Тугаринов В.П. Проблема ценностей в философии.-М-Л., 1965.
256. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968.
257. Тюменцева З.П. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательной работы в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. -М., 1993.
258. Условия реализации ценностного подхода к развитию духовности личности средствами образования (На материале работы общеобразовательных учреждений) / Под ред. Черкасова В. А., Фоминой Т. А. и др. Челябинск, 1995.
259. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1. - М., 1954.
260. Федянович Т.П. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья (конец XIX века 1980-е годы). - М., 1997.
261. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве и времени детства. -М.: Флинта, 1997.
262. Филиппова И.А. Методика социально-педагогического исследования: Учеб. пособие / Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: ЧГПИ, 1989.
263. Философия и ценностные формы сознания. -М.: Наука, 1978.
264. Философские аспекты гуманистической сущности народной педагогики // Гуманизация образования. — 1996. № 1.
265. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987.
266. Фольклор манси / Собиратель и сост. Е.А. Кузакова. М., 1994.
267. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России / Сост. Е.Р.Акбальян. М.¡Северные просторы, 2002.
268. Фризоргер М.В. Культура народов Севера. 5 класс /Под ред. Т.А. Полуниной. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.
269. Ханжина O.A. Педагогические средства воспитания у студентов ценностного отношения к инженерной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2002.
270. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Обские угры: социально-экономическая ситуация на пороге третьего тысячелетия. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000.
271. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Социально-экономическое развитие обских угров на этапе перехода к рыночным отношениям (по материалам социологических исследований). Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1998.
272. Харючи С.Н. Современные проблемы коренных народов Севера. — Томск: Изд-во Томского университета, 1999.
273. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.: Прогресс, 1986.
274. Хмелёв Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. 2001. - №8.
275. Хозяинов А.Е. Охотоведение и рыболовство: Рабочая тетрадь. 6 класс/ Под ред. A.B. Ефремова. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.
276. Хозяинова В.В. Декоративно-прикладное искусство: Рабочая тетрадь. 5 класс/ Под ред. Т.А.Полуниной Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.
277. Хозяинова В.В. Программа по декоративно-прикладному искусству коми. 5-11 классы/ Под ред. Т.А.Полуниной Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.
278. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека: Ижевск: Изд-во Удм.ун-та, 1996.
279. Хотинец В.Ю. Этнопсихологическое обеспечение обучения в национальной системе образования: Практ. и метод.рекомендации. -Ижевск: Изд-во Удм.ун-та, 1995.
280. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
281. Четко C.B. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1994. - №6.
282. Чижов Б.Е. Лес и нефть Ханты-Мансийского автономного округа. — Тюмень: Издательство Ю.Мандрики, 1998.
283. Что нужно знать о народах России: Справочник для госслужащих. М.: Руссика, 1999.
284. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: педагогика, 1981.
285. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М., 1993.
286. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования // Народное образование. 2001. - № 3.
287. Шесталов Ю. Собрание сочинений. Санкт — Петербург — Ханты — Мансийск: Фонд Космического Сознания, 1997.
288. Шифман М. Этнопедагогика: региональное измерение: (О нац. шк.) // Первое сентября. 1998. - 27 окт.
289. Шмаков С.А. Гражданином быть обязан. М.: Знание, 1982.
290. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологи. — СПб: Алетейя, 1999.
291. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М., 1998.
292. Экологическое образование. 2000. - №3.
293. Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Т. 1-3. Ханты-Мансийск, 2000.
294. Ядов В. А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальные установки // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JL, 1979.
295. Ядов В.А. и др. Соотношение ценностных ориентаций и реального (явного) поведения личности в сфере труда и досуга: Программа исследования // Личность и ее ценностные ориентации. — Вып. 1. М., 1969.
296. Ядрошникова Л.Я. Использование обско-угорского фольклора на уроках чтения, литературы и родного языка, природоведения, экологии: Методическое пособие. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004.
297. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. Культурно-историческая педагогика. М., 2000.
298. Allport Z. W. Attitudes. //Handbook of Social Psychology. -NI, 1935. 434457.
299. Lipman M. Thinking in Education. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.-280 p.
300. Maslow A. H. The Father Reaches of Human Nature. NI, 1971. - 409 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.