Педагогические воззрения Ю.М. Лотмана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Валяева, Дарья Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Валяева, Дарья Владимировна
Введение
Глава I. Теоретические основы педагогических воззрений
Ю.М.Лотмана
§1.1. Человек как творец и творение культуры
§ 1.2. Трансляция культуры как семиотический процесс
§1.3. Код культуры как базовая единица педагогического процесса
Глава II. Прикладные аспекты педагогических воззрений
Ю.М.Лотмана
§2.1. Тартуская школа как педагогический феномен
§2.2. Изучение русской культуры: методический подход и программа
§2.3. Педагогическая деятельность Ю.М.Лотмана как отражение его мировоззренческой позиции
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Философско-методологические основы педагогики Л. Н. Толстого1999 год, доктор педагогических наук Лукацкий, Михаил Абрамович
Становление проблемного поля концепции семиосферы Ю.М. Лотмана: историко-философский анализ2010 год, кандидат философских наук Зайнетдинова, Регина Аликовна
Научно-педагогическое наследие Ю.М. Лотмана2007 год, кандидат педагогических наук Костерина, Элина Владимировна
Педагогические взгляды Теодора Литта и их влияние на развитие теории и практики образования в ФРГ2007 год, кандидат педагогических наук Бураченко, Татьяна Яковлевна
Влияние просветительско-педагогической деятельности субъектов театральной культуры конца XVIII-XIX веков на современное образование2012 год, кандидат педагогических наук Борзенко, Дмитрий Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические воззрения Ю.М. Лотмана»
Актуальность темы исследования. Проблема кризиса образования является одной из основных тем, обсуждаемых современной отечественной и зарубежной педагогической наукой. Выдвижение этой темы в число первоочередных, отнюдь не случайно. Это связано с тем, что образование конца XX - начала XXI века утратило четкие представления о том, на каких ценностных основах и в каком направлении следует развивать этот общественный институт, без которого принципиально невозможно обеспечение вхождения человека в пространство культуры и социального бытия. Идейный кризис, охвативший современное образование, не позволяет и выверено выстраивать практическую деятельность учреждений образования, и приобщать учащихся к жизнеутверждающим, не ставящим под сомнение будущее человечества, мировоззренческим установкам.
В настоящее время педагогическая наука ведет активный поиск выходов из сложившейся в образовании критической ситуации. Одним из векторов этого поиска выступает нахождение новых мировоззренческих, аксиологических, антропологических, социокультурных и др. ориентиров организации деятельности института образования и наполнения учебно-воспитательной деятельности новым, отвечающим вызовам времени содержанием.
Нахождение таких базовых ориентиров невозможно без предварительного рассмотрения существующих философско-педагогических теорий, сквозь призму соответствия их требованиям и велениям исторического периода, переживаемого человечеством. Приходится констатировать то, что такая исследовательская задача продолжает еще оставаться далеко не в полной мере реализованной. Это имеет прямое отношение и к современной отечественной педагогической мысли. В частности, не осмыслены в этом отношении и философско-педагогические, культурологические труды выдающегося отечественного ученого, публициста, видного деятеля культуры Юрия Михайловича Лотмана. Его педагогическое наследие, по существу, ещё даже не стало предметом детального педагогического рассмотрения.
Произведения педагогического содержания Ю.М. Лотмана, его педагогический опыт создания крупной научной (Тартуской) школы должным образом не изучены, они, по существу, не введены в оборот педагогической науки и практики образования. Совершенно очевидно, что этот изъян отечественной педагогики должен быть как можно быстрее устранен, облик Ю.М. Лотмана как крупнейшего теоретика культуры, ученого-педагога восстановлен, его наследие осмыслено и прочитано с точки зрения возможности использования в качестве теоретической и прикладной базы трансформации находящегося в кризисе образования.
Весомым аргументом для проведения подобного рода работы выступает то, что Ю.М. Лотману в своих произведениях удалось концептуально обосновать взгляд на образование как на значимую часть культуры, позволяющую учащимся становиться интерпретаторами и творцами текстов культуры, формироваться как личностям, ответственным за себя и окружающее в мире.
Особо следует отметить то, что педагогические воззрения Ю.М. Лотмана противостоят получившим сегодня широкое распространение постмодернистским педагогическим взглядам. Для отечественного мыслителя был неприемлем постмодернистский отказ педагогики от понимания учащегося как целостного существа, растворяющий его в специфике использования «языковых игр» и дискурсивных практик. Не принимал Ю.М. Лотман и постмодернистский педагогический призыв трактовать образование преимущественно как сферу властных отношений (отношений господства и подчинения), а сами учреждения образования как дисциплинарные институты. Критически относился Ю.М. Лотман и к постмодернистской трактовке образования как области доминирования эстетических методов преподавания и обучения. Не устраивал отечественного мыслителя и нигилистический настрой постмодернистской педагогики, лишающий образование возможности нравственного воспитания учащихся.
Ю.М. Лотману был близок гуманистический взгляд на образование, понимаемое им как проводник в мир культуры, неразрывно связывающий человека с историей, с опытом интеллектуальной и духовной жизни человечества, с настоящим бытия людей, с перспективами будущего нравственного мироустройства.
Еще один важный аспект педагогических воззрений Ю.М. Лотмана -органическая связь с гуманистическими традициями отечественной педагогической мысли. Опора на них, их утверждение в культурологических, литературоведческих и собственно педагогических трудах - неотъемлемая черта творчества Ю.М. Лотмана.
Всё вышесказанное позволяет считать, что исследование педагогических воззрений Ю.М. Лотмана, их осмысление в контексте проблем, решаемых современной педагогикой, является весьма востребованным и актуальным. Это обстоятельство и обусловило выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Объектом данного диссертационного исследования является философско-педагогическое, культурологическое, литературоведческое, публицистическое наследие Ю.М. Лотмана, предметом - педагогические воззрения Ю.М. Лотмана.
Гипотеза диссертации основывается на предположении о том, что философско-педагогическое, историко-педагогическое, культуро-логическое изучение трудов Ю.М. Лотмана позволит: 1) выявить философско-методологические и культурологические основания его педагогических воззрений, 2) реконструировать систему взглядов отечественного мыслителя на образование, на его сущность, роль и место в культурной жизни человека, 3) продемонстрировать актуальность звучания теоретических построений выдающегося педагога, культуролога, публициста для современной педагогической науки.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является историко-педагогический, социокультурный, методологический анализ философско-педагогических воззрений Ю.М. Лотмана. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть идейные истоки философско-педагогических воззрений Ю.М. Лотмана, выявить и охарактеризовать теоретические и прикладные аспекты взглядов отечественного мыслителя на образование;
2. Выявить и проанализировать антропологические воззрения Ю.М. Лотмана, его взгляды на человека как творца и творение культуры;
3. Осуществить реконструкцию взглядов Ю.М. Лотмана, касающихся вопросов трансляции культуры как семиотического процесса;
4. Проанализировать культурологические воззрения Ю.М. Лотмана, рассмотреть его представления о коде культуры как базовой единице педагогического процесса;
5. Проинтерпретировать деятельность Тартуской научной школы как педагогического феномена;
6. Проанализировать подход Ю.М. Лотмана к исследованию русской культуры и используемый им педагогический метод приобщения к ней;
7. Охарактеризовать педагогическую деятельность Ю.М. Лотмана как отражение его мировоззренческой позиции.
Теоретико-методологические основы исследования.
Выбор теоретико-методологических основ исследования определяется поисковой направленностью работы, характером цели и спецификой задач, решаемых на каждом из этапов осуществления исследования, необходимостью использования широкого арсенала средств теоретического изучения культурологического, педагогического, литературного и публицистического наследия Ю.М. Лотмана.
В диссертации применено сочетание портретно-биографического и проблемно-тематического изложения материала, которые позволяют более широко рассмотреть специфику воззрений мыслителя на педагогику.
В процессе исследования находят применение методы историко-философского, культурологического, историко-педагогического анализа, позволяющие деконструировать базовые философско-педагогические воззрения Ю.М. Лотмана, а также осуществить встречное реконструктивное движение к выявлению лежащей в их основании позитивной проблематики.
В работе также используется арсенал современной зарубежной (О. Больнов, М. Бубер, Г. Рот, Д. Динельт и др.) и отечественной (Ф.Т. Михайлов, В.М. Розин, А.П. Огурцов, Я.С. Турбовской, М.А. Лукацкий и др.) философии образования для выявления педагогических антропологических и аксиологическиих констант философско-педагогических взглядов Ю.М. Лотмана.
Методологическую базу исследования составляют: а) культурологические, педагогические, публицистические труды Ю.М. Лотмана, созданные им в разное время, основополагающие для понимания философско-педагогических воззрений мыслителя, его взглядов на образование; б) культурологические, публицистические, педагогические труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные наследию отечественного мыслителя (A.C. Архипова, A.B. Козьмин, С. Бурини, A.B. Васильева,
B.Э. Вацура, М.Л. Гаспаров, Б.М. Гаспаров, Е.Г. Григорьева, Р.Г. Григорьев,
C.М. Даниэль, Г. Денисова, Б.Ф. Егоров, С.Н. Зенкин, Р. Казари, Л.Н. Киселева, С.К. Ким, Г.С. Кнабе, К. Норрис, Г.М. Пономарева, К.Ю. Постоутенко, Е.А. Погосян, М. Салупере и др.).
Для выявления, анализа и интерпретации педагогических воззрений Ю.М. Лотмана использовались методологические труды историков отечественной педагогики (З.И. Равкин, С.Ф. Егоров, Б.Г. Корнетов, В.М. Кларин, А.Н. Джуринский и др.); труды историков отечественной культуры (A.M. Панченко, А.Я. Гуревич, С.С. Аверинцев, С.С. Хоружий и др.).
Научная новизна исследования выражается в следующем. В работе в ходе анализа и осмысления педагогического наследия выдающегося отечественного деятеля культуры и образования:
1. выявлены идейно-теоретические основы философско-педагогических воззрений Ю.М. Лотмана на образование;
2. раскрыты культурологические взгляды мыслителя на сущность педагогического процесса;
3. реконструирована содержащаяся в творчестве отечественного мыслителя концепция взаимосвязи культурологии и педагогики, элементы этой концепции рассмотрены в их диалектических взаимосвязях;
4. исследованы антропологические, аксиологические, этические, эстетические, культурологические, методологические основания педагогических воззрений Ю.М. Лотмана;
5. выявлен актуальный для развития современного образования творческий потенциал философско-педагогических воззрений Ю.М. Лотмана.
Научно-практическая значимость исследования. Данные диссертационного исследования и опубликованные на его основе материалы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинаров по проблемам историко-педагогического, историко-философского, методологического содержания, актуальным вопросам развития современного отечественного образования.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке концепций, программ, проектов модернизации, обновления и развития отечественного образования.
Обоснованность и достоверность результатов и выводов диссертации определяется тем, что ее принципиальные положения соответствуют требованиям философско-педагогического, историко-педагогического, философско-методологического, историко-философского, культурологического анализа. Теоретические результаты и выводы исследования получены методами, адекватными его цели и задачам. Они подтверждаются анализом, систематизацией и обобщением теоретического материала, заключенного в широком круге разнообразных источников по избранной проблеме.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Философско-педагогические воззрения Ю.М. Лотмана базируются на идейной базе и понятийном аппарате, выработанными как отечественной, так и зарубежной культурологией и философией. В первую очередь, философско-педагогические взгляды Ю.М. Лотмана связаны с идейным фундаментом структурализма, ставшим для мыслителя мировоззренческой доминантой;
2. Антропологическая проблематика является одной из главных в творчестве Ю.М. Лотмана. Согласно воззрениям мыслителя, культура - это знаковая система (семиосфера), творимая человеком (человечеством). Созданный людьми семиотический механизм культуры отражает антропологическую сущность человека как вида. Осознанные и неосознанные модели деятельности, формы и виды отношения человека к окружающему миру кристаллизуются, по мысли Ю.М. Лотмана, в культуре. Символическая природа человека определяет и символический характер культуры. Культура понимается Ю.М. Лотманом, прежде всего как коллективное творение. Знаковый характер деятельности человека предполагает коммуникацию с Другим. Эта составляющая бытия людей определяет то, что одной из характеристик культуры, помимо символической, выступает коммуникационная. Такое антропологическое видение и должно, по мысли Ю.М. Лотмана, лечь в основу образовательного процесса, позволяющего вводить учащегося в мир культуры. Образовательный процесс, несущий в себе выверенные символическую и коммуникационную составляющие, станет для учащегося и учителя путем к себе, к другому, к социальному целому, к самораскрытию и самореализации в культуре.
3. Возможность трансляции культуры связывается Ю.М. Лотманом со способностью человека к смыслопорождению. Трансляция смыслов с помощью семиотических механизмов и составляет суть процесса передачи культуры. Понимая культуру как текст, как структуру особого рода, мыслитель особо подчеркивал, что высокоорганизованный текст перестает быть простым посредником между коммуницирующими людьми. Он становится равноправным собеседником, обладающим высокой степенью автономности. Такой текст, по мнению Ю.М. Лотмана, предполагает беседу с собой, то есть диалог. Участие в этом диалоге есть условие приобщения к глубинным смыслам текстов культуры и их умножения. Образование как целенаправленная трансляция текстов культуры предполагает участие в этом процессе субъектов, способных к диалогу друг с другом и с текстами, несущими в себе смыслы и представляющими собой ту культуру, в которую погружаются ученик и учитель в контексте обучения и воспитания. Подготовка ученика к встрече с текстами культуры выступает, по Лотману, особо важной задачей человекосоразмерной педагогики.
4. Понятие кода культуры является краеугольным в культурологических воззрениях Ю.М. Лотмана. Код задает единство функционированию культурных текстов. Код отличает одну культуру от другой. Проникновение в другую культуру, понимание её, всегда сопряжено, по Лотману, с декодированием её текстов и переводом их на язык своей культуры. Такая сущностная специфика бытия культуры должна, по убеждению Ю.М. Лотмана, находить отражение в образовательном процессе. В контексте образования должны использоваться тексты, представляющие собой наибольшую культурную ценность, а средства, при помощи которых они транслируются, должны быть приспособленными для этого и обеспечивающими высокую гарантийность постижения их смыслов учащимися. Исходя из такого понимания, Ю.М. Лотман приходил к выводу о том, что в качестве базовой единицы педагогического процесса следует рассматривать код культуры.
5. Опыт деятельности Тартуской научной школы (одним из создателей которой был М.Ю. Лотман), ставшей центром семиотики, культурологии и славистики, представляет собой значимый для теоретического педагогического осмысления феномен. Работа Тартуской школы демонстрирует органичную сопряженность теоретической модели, положенной в её основание, с прикладными средствами, используемыми для осуществления образовательного процесса. Мысли Ю.М. Лотмана о семиотическом механизме культуры, о культуре как коллективном интеллекте, о человеке как творце текстов культуры, оказали существенное влияние на выбор модели образовательной деятельности Тартуской научной школы. Повлияли они и на выбор педагогических средств, задействованных в учебном процессе, раскрепощающем творческие силы преподавателей и учеников.
6. Вопросам выявления архетипов русской культуры, её закономерностей Ю.М. Лотман уделял особое внимание. История русской культуры, культура русского быта, сам язык русской культуры, многократно становились предметом исследования отечественного мыслителя. Проблема приобщения к русской культуре учащихся также находилась в фокусе интересов Ю.М. Лотмана. Представления отечественного мыслителя о типологическом изучении культуры, семиотическом изучении культуры, «обучении культуре» в целом составили теоретический костяк его педагогического метода, позволяющего вводить учащегося в мир культуры.
7. Педагогическая деятельность Ю.М. Лотмана в полной мере отражала его мировоззренческие установки. Рассматривая культуру как бытие текстов, Ю.М. Лотман трактовал образование как смыслопостижение значимых для культуры текстов, как порождение текстов с новыми смыслами. Главную цель образования, его вершину, Ю.М. Лотман видел в становлении человеческого «Я» - носителя и творца культуры.
Апробация научных результатов. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в научных статьях, докладах, тезисах. Результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры педагогики и этнопсихологии Московского психолого-социального института, а также в лаборатории философии образования Института теории и истории педагогики
Российской академии образования. Апробация результатов исследования осуществлялась также на двух всероссийских, трёх региональных научно-практических конференциях.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского2011 год, кандидат педагогических наук Смирнова, Наталия Борисовна
Проблемы духовно-нравственного воспитания в философско-педагогическом наследии И.А. Ильина: 1883-19542005 год, кандидат педагогических наук Асанова, Лидия Ивановна
Философско-культурологическое основание педагогической антропологии2005 год, кандидат философских наук Грешилова, Ирина Александровна
Становление и развитие религиозно-антропологической концепции образования в отечественной педагогике: Вторая половина XIX - начало XX вв.2004 год, доктор педагогических наук Плеханов, Евгений Александрович
Идеи воспитания человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья: Вторая половина XIX - первая половина XX вв.2004 год, доктор педагогических наук Рогова, Антонина Викторовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Валяева, Дарья Владимировна
Заключение
Одна из главных задач гуманитария - увидеть единое в разном и разное в едином - в своем решении положила начало семиотическим теориям Ю.М. Лотмана. Его системный семиотический подход в гуманитарной сфере знания открыл новые возможности в анализе сложнейших проблем, упрощение изложения и изучения которых, не искажая их содержания, направлен на возможно большее объятие материала. Этот инструмент вскрывает единство структуры мышления разных методологических установок негуманитарных наук, делает реальным и продуктивным использование его в таких далеких от технической мысли областях как филологии, истории, педагогике, психологии. Метод позволяет найти и обосновать новые точки зрения, отодвигаясь от традиционных концепций, например ортодоксального историзма, где исключается случайность и явления жестко обусловлены, а ученый представляет историческое бытие, сближающееся с миром творчества, нравственностью, свободой выбора, ответственностью. Он предлагает вариант объяснения работы творческого механизма как игры кодировок и случая, делает попытку объяснить загадки человеческой индивидуальности, описывает рабочую схему культуры. Ученый рассматривает процессы вхождения в культуру, привитие ее как обучение и воспитание.
Семиотический подход предоставляет педагогике возможность всесторонне подойти к проблеме изучения личности как системе и способам влияния на нее с совершенно новых позиций - под другим углом зрения проанализировать систему личности и ее отношение к не-системе или иным культурным образованиям, увидеть соответствие статики и динамики, проследить влияние культурных вторжений в различных периодах развития системы от линейного до бифуркационного моментов.
Названный подход позволяет, расширяя знания, организовывать мысль как творческий процесс, способствует реализации множественности путей самостоятельного поиска, рационального использования различных методов в работе, подчеркивает место и назначение гуманитарных наук как базу познания нравственности, выделяя в этом ряду литературу, поскольку она, по мнению ученого, создана для того, чтобы люди учились думать. Русская классическая литература, представляя богатейший материал, помогает человеку искать ответы на жизненные вопросы, учит размышлять, самостоятельно делать выводы, стимулирует делание меняться, стать лучше преобразовать мир [47. С. 167].
Труды Ю.М. Лотмана в изучении культуры направлены на поиск истины, на совершенствование мира и человека через самосовершенствование, свободу и развитие. Именно в динамике (во всех ее проявлениях), во взаимодействии систем видел ученый непременное условие существования любой семиотической системы - от культуры в целом до личности отдельного человека. Общение как динамический процесс у Ю.М. Лотмана подразумевало обучение - этот «воздух культуры», без которого не могло быть культуры вообще и которое является «залогом и условием ее существования» [64. С.604]. Личность человека, творца культуры, со всеми ее противоречиями всегда была интересна ученому. Он видел в ней черты системы, а в системе - личности и доказывал, что мир каждой семиотической системы сложен, целен, уникален и бесценен. «Сутью же лотмановской мысли остается диалектическая противоположность двух параллельных форм внутри системы культуры: логической и внелогической, во взаимодействии которых рождается новая информация». [30. С.8]. Информация является основой социальной динамики, она - и основа воспитания, которое не может быть рассмотрено вне образовательного процесса, поскольку «Битва за выживание - биологическое и социальное - это битва за информацию» [95. С.395]. Воспитывающее образование предоставляет человеку возможность самостоятельного нравственного и творческого выбора.
Духовный рост личности - результат знания и труда. Высокие нравственные ценности, без которых культура беднеет, становятся достоянием личности только в культурной среде, которую и создают носители этих ценностей. Общение с ними - и есть воспитание. Создание культурного пространства, атмосферы интеллигентности в любом человеческом коллективе обеспечивает духовный рост членов этого коллектива, предусматривает расширение культуры, ее обогащение и развитие. По Лотману педагогический процесс - диалог, а взаимоотношения его участников должны быть основаны на бережном отношении друг к другу - победа одного из них представляется ученому трагедией, поскольку каждый потеряет не только «другого», так необходимого ему, но и себя.
Таким образом, философско-педагогические, философскометодологические, культурологические воззрения Ю.М. Лотмана, основанные на идейной базе, выработанной отечественной и зарубежной философской и культурологической мыслью, стали фундаментом его системы взглядов на образование, его сущность, роль и место в культурной жизни человека, что подтверждает гипотезу данной работы. Антропологический взгляд Ю.М. Лотмана на образование и культуру в целом характеризует видение этих систем через призму сущности человека, знаковую, символическую, коммуникационную его природу. Трансляция человеком культурных смыслов в виде диалога в культурном пространстве составляет суть передачи культуры. Обеспечение постижения этих смыслов берет на себя код культуры.
Педагогическая деятельность Ю.М. Лотмана блестяще реализовалась им в организации крупной научной школы, где органично сочетались теоретическая модель и прикладные средства.
Творчество Ю.М. Лотмана позволило нам подняться на еще одну ступеньку в постижении духовной реальности. Ученый извлекает из забвения понятие культурной традиции, без которой нет будущего, объясняя диалог культур как смену эпох в рамках одного типа. Культура рождает новое из старого, и чем оно лучше будет известно, тем прочнее будущее.
Научное наследие Ю.М. Лотмана - не забытое прошлое. Согласно мнению ученого - в информационном мире нет ничего лишнего, а значит и мертвого. «В памяти нет разницы между живыми и мертвыми: все живы, со всеми можно говорить» [89. С.680]. Культурное пространство Ю.М. Лотмана велико и притягательно. С уходом из жизни ученого, оно не теряет своей ценности, не оставляет дремать совесть, заряжает оптимизмом новых идей, на пороге которых стоит современный мир.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Валяева, Дарья Владимировна, 2007 год
1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.,1994
2. Амоиашвили М.А. Размышление о гуманной педагогике. М.,1996
3. Андерсен Х.К. Снежная королева и другие сказки София, 1964
4. Андреева Т.Н. Уроки словесности. Дидактические материалы по русскому языку и литературе. Современная поэзия (вторая половина XX века). М., 2000
5. Андреев Л. Рассказы 1898- 1903 г.-М., 1990
6. Архипова А., Козьмин А. Словарь как анекдот. Исторические корни и морфология «школьной хроники» // Лотмановский сборник 3. М., 2004
7. Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 4 тт./ В.Астафьев. М.,1980
8. Бажов П.П. Медной горы хозяйка: уральские сказы. М.,2005
9. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества / сост. Л.В. Поляков.-М., 1989
10. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. М., 2006
11. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 тт.: Т.11 -М., 1956
12. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1991
13. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классической литературы. СПб., 2005-2006
14. Блок A.A. Избранное. М., 1996
15. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2006
16. Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5тт./ М.А. Булгаков, (сост. А.Храмков). М., 2005
17. Бурини С. Ю.М. Лотман и семиотика изобразительных искусств // Лотмановский сборник 3. М., 2004
18. Бушмелева Е.А., Чурина Л.А. Концепция духовно-нравственного развития школьников // Классный руководитель. 1999. - № 6
19. В мире литературы. 5-11 кл.: программа по литературе для общеобразовательных учреждений / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; под ред. А.Г Кутузова. М., 2005
20. Валицкая А.П. Культурологическая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. - № 4
21. Васильева A.B. Ю.М. Лотман. М., 2005
22. Вацуро В.Э. В его свободе есть закон (Штрихи к портрету Юрия Лотмана) // Литературная газета. 1992. - № 9
23. Введенский А.И. Логика как часть теории познания. М. - Пг., 1923
24. Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л., 1939
25. Вернадский В.И. Избранные сочинения: В 5 тт.: Т. 5. М., 1960
26. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 тт. М., 1982-1984
27. Гаспаров М.Л. Ю.М. Лотман: наука и идеология // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996
28. Гаспаров М.Л. Предисловие // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994
29. Гаспаров М.Л. Анализ поэтического текста Ю.М. Лотмана: 1960 1990 — е гг. // Лотмановский сборник 1. - М., 1995
30. Гаспаров М.Л. Диалектика Лотмана // Ким Су Кван. Основные аспекты творческой эволюции Ю.М. Лотмана: «иконичность», «пространственность», «мифологичность», «личностность». М., 2003
31. Гаспаров Б.М. Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. -М., 1994
32. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 тт.: Т. 18. М., 1959
33. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 6 тт. М., 1953
34. Горький М. Рассказы. Пьесы. Мать. М., 1977
35. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М., 1990
36. Грибоедов A.C. Горе от ума / А. Грибоедов. Д. И. Фонвизин. Недоросль /Д. Фонвизин. М., 2005
37. Григорьева Е. Образование смысла в натюрморте // Лотмановский сборник З.-М., 2004
38. Григорьев Р.Г., Даниэль С.М. Парадокс Лотмана // Ю.М. Лотман. Об искусстве. СПб., 2005
39. Денисова Г. Некоторые аспекты презумпции интертекстуальности в лингвокультурном сознании и речевой деятельности //Лотмановский сборник З.-М., 2004
40. Добролюбов H.A. Собрание сочинений: В 9 тт. М.; Л., 1961-1965
41. Дубрович С. Главное, чтобы учитель был профессионалом // Воспитание школьников. 1995. - № 6
42. Егоров Б.Ф. Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана. М., 1992
43. Егоров Б.Ф. От Хомякова до Лотмана. М., 2003
44. Егоров Б.Ф. Личность и творчество Ю.М. Лотмана // Ю.М. Лотман. Пушкин. СПб., 2005
45. Егоров Б.Ф. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. -М., 1994
46. Егоров Б.Ф. О письмах Ю.М. Лотмана //Ю.М. Лотман. Письма. М., 1997
47. Егоров Б.Ф. Послесловие // Ким Су Кван. Основные аспекты творческой эволюции Ю.М. Лотмана: «иконичность», «пространственность», «мифологичность», «личностность». М., 2003
48. Ермолина Г. Сотрудничество и сотворчество ведущие принципы взаимодействия ученика и учителя // Новые ценности образования. Сборник. Вып. 4.-М., 1996
49. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996
50. Зализняк A.A., Иванов В. В., Топоров В.Н. О возможности структурно-типологического изучения некоторых моделирующих семиотических систем // Структурно- типологические исследования. М., 1962
51. Зарецкая И. Когда изменяются целевые установки //Учитель. 1997.- №1
52. Зарецкая И. Педагогические условия формирования нравственной устойчивости учащихся // Школа. 1995. - № 3
53. Зенкин С.Н. «Героическая парадигма» в советском литературоведении // Лотмановский сборник 2. М., 1997
54. Иванов В.В. Из следующего века: Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994
55. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 тт.: Т. 1. -М., 1993
56. Историко-этимологический словарь современного русского языка / сост. Черных П.Я. М., 2002
57. Каган М.С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-культурная проблема // Гуманитарий. Ежегодник № 1. СПб., 1995
58. Казари Р. Купеческий портрет в русской литературе XIX в. // Лотмановский сборник 3. М., 2004
59. Катаев В.П. Белеет парус одинокий. Хуторок в степи. М., 1987
60. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Русская школа. СПб., 1905
61. Караковский В.П., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание.Воспитание! // Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 2000
62. Ким Су Кван. Основные аспекты творческой эволюции Ю.М. Лотмана: «иконичность», «пространственность», «мифологичность», «личностность». М., 2003
63. Ким Су Кван Пространство как основная проблематика семиотической теории Ю.М. Лотмана // Лотмановский сборник 3. М., 2004
64. Киселева Л.Н. Ю.М. Лотман собеседник: общение как воспитание // Ю.М. Лотман. Воспитание души. - СПб., 2003
65. Киселева Л. К формированию концепта национального героя в русской культуре первой трети XIX в. // Лотмановский сборник 3. М., 2004
66. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 тт. Специальные курсы. М., 1989
67. Кнабе Г.С. Знак. Истина. Круг. / Ю.М. Лотман и проблема постмодерна // Лотмановский сборник 1.-М., 1995
68. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., 2005
69. Колмогоров А.Н. Жизнь и мышление как особые формы существования материи // О сущности жизни. М., 1964
70. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955
71. Концепция содержания общего среднего образования: Рекомендации по формированию нового содержания. М., 1993
72. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М., 1980
73. Котова М. Все началось с педсовета //Народное образование. 1997. - №1
74. Кумекер Л., Шейн Д. Свобода учиться, свобода учить. М., 1994
75. Левин В.А. Воспитание творчества. М., 1977
76. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993
77. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. М., 1971
78. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию // Новый мир, 1993.-№2
79. Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве. М.; Л., 1954
80. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1987
81. Лихачев Д.С. Я вспоминаю.-М., 1991
82. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983
83. Лотман М.Ю. Семиотика культуры в тартуско-московской семиотической школе // Ю.М. Лотман. История и типология русской культуры. СПб., 2002
84. Лотман М.Ю. Послесловие: Структурная поэтика и ее место в наследии Ю.М. Лотмана // Ю.М. Лотман. Об искусстве. СПб., 2005
85. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994
86. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). - СПб., 2002
87. Лотман Ю.М. Более всего опасна победа: последнее интервью Юрия Лотмана // Известия. 1993. - № 230
88. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя. М., 1988
89. Лотман Ю.М. Воспитание души. СПб., 2003
90. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002
91. Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 2005
92. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 2005
93. Лотман Ю.М. Письма. М., 1997
94. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 2005
95. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб , 2003
96. Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. М., 2001
97. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки. СПб., 1996
98. Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении // Византия и Русь. М., 1989
99. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Радуга. 1991.-№ 9
100. Лотман Ю.М. Карамзин. СПб., 1997
101. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002
102. Лукацкий М.А. Образование и культура в творчестве Л.Н. Толстого / М.А. Лукацкий.-М., 2006
103. Макаренко A.C. Сочинения: В 7 тт. М., 1958
104. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1994
105. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968
106. Мартынкина Д. Без штанов, но в шляпе // Аргументы и факты. 2005. -№8
107. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. В начале жизни. Страницы воспоминаний. М., 1987
108. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002
109. Минькина A.A. Путь добрым будет ум у них, а сердце умным будет // Классный руководитель. 1999. - № 5
110. Мирский Д. О некоторых вопросах изучения русской литературы XVIII века // Литературное наследство. Т. 9/10. М., 1933
111. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М., 1990
112. Мурашев A.A. Учитель ученик: что мешает творческому общению? // Русский язык в школе. - 1998. - № 5
113. Некрасов H.A. Собрание сочинений: В 4 тт./ H.A. Некрасов, (сост. И общ ред. И. Тямпольского). М., 1990
114. Немзер A.C. Памятные даты. От Гаврилы Державина до Юрия Давыдова. -М., 2002
115. Нетопина С.А. Оценка воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте // Классный руководитель. 1999. - № 3
116. Нива Ж. Солженицын. М., 1992
117. Новые государственные стандарты школьного образования. М., 2006
118. Норрис К. Семиотика в Великобритании // Лотмановский сборник 3. М., 2004
119. Паперный В. О творчестве позднего Гоголя // Лотмановский сборник 3. -М., 2004
120. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: Роман. М., 2004
121. Писаренко Д. Читать позже, чем ходить // Аргументы и факты. 2005. -№9
122. Пономарева Г. Эстония в работах Ю.М. Лотмана (постановка проблемы) // Лотмановский сборник 3. М., 2004
123. Платонов А.П. Повести и рассказы. М., 2002
124. Платонов А.П. Еще мама. Рассказы. Л., 1989
125. Полборн Рон. Образ и предвкушение. М., 2003
126. Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002
127. Постоутенко К.Ю., Гришакова М., Погосян Е.А. В честь 70-летия профессора Ю.М. Лотмана. Сборник статей. М., 1992
128. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986
129. Пригожин И.Р. Философия нестабильности // Вопросы философии. -1991.- №6
130. Программа литературного образования 5-11 классы. Под ред. В.Я. Коровиной. М., 2001
131. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под ред. А.И. Княжицкого. М., 2000
132. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под ред Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М., 2006
133. Программы элективных курсов. Русская литература XIX в. 10-11 класс / Под ред. Г.А. Обернихиной. М., 2006
134. Прокопьев И.П. Отрицательное влияние в воспитательной системе современного общества // Педагогическая наука и образование. М. -Белгород. 1998
135. Пропп В.Я. Собрание трудов. Морфология (волшебной) сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998
136. Психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М., 1990
137. Пушкин A.C. Собрание сочинений: В 10 тт. М.,1977 - 1979
138. Пятигорский А.М. Некоторые общие замечания относительно рассмотрения текста как разновидности сигнала // Структурно-типологические исследования. М., 1962
139. Ракитов А.И. О природе эмпирического знания // Логическая структура научного знания. М., 1965
140. Ревзин И.И. Развитие понятия «структура языка» // Вопросы философии. 1969. - № 8
141. Ревзин И.И. Модели языка. -М., 1962
142. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-н/Д., 1996
143. Рогов К. К творческой истории VII гл. «Евгения Онегина». III ч. // Лотмановский сборник 3. М., 2004
144. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.-М., 2000
145. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. М., 1993
146. Русская литература XI XVIII вв. - М., 1988
147. Сабейдинов А. Творчество как среда образования // Новые ценности образования. Сборник. Выи 4. М., 1996
148. Салупере М. Завораживающая установка и портрет личности // Лотмановский сборник 3. М., 2004
149. Сахаров А.Д. Универсальная школьная энциклопедия. Т.З. Биографии. -М., 2003
150. Сахаров А.Д. Мир через полвека // Вопросы философии. 1989. - № 1
151. Сборник статей, обязательных для конспектирования в 9 11 кл. - М., 2003
152. Сказки народов мира: В 10 тт. Т. 1. Русские народные сказки / Сост. В.П. Аникин. -М., 1987
153. Сластенин В.А., Мищенко М.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М., 1997
154. Словарь Живого великорусского языка. В.И. Даль: В 4 тт. М., 1955
155. Словарь исторический. Личности. Общество. Политика / Под ред. Битнера В.В.: В 2 тт. М., 1998
156. Словарь русского языка. Ожегов С.И. / Под ред Шведовой Н.Ю. М., 1990
157. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Мн., 2001
158. Современный толковый словарь русского языка: В 3 тт. / Под ред. Т.Ф.Ефремовой. М., 2006
159. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. М., 1987
160. Солженицын А.И. Рассказы. М., 2002
161. Соловьев B.C. Лекции по истории философии за 1880-1881 г. // Вопросы философии. 1989. - № 6
162. Сорокин П.А. Циклические концепции социально-исторического процесса // Россия и современный мир. 1998. - № 4 (21)
163. Степанов С. По одежке встречают.// Школьный психолог: Ежегодное приложение к газете «Первое сентября». 2002. - № 5
164. Строганова JI. А за порогом школы? Тупик? // Воспитание школьников. -1995.-№6
165. Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1995
166. Терюкова Т. Качество образования и рыночный процесс // Учитель. -1998.-№ 1
167. Тимофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1955
168. Толковый словарь русского языка / Под ред. Ушакова Д.Н. М., -1938
169. Толстой А.Н. Собрание сочинений: В 10 тт.: ТЗ. М., 1958
170. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 14 тт. -М., 1951-1953
171. Топоров В.Н. О трансформационном методе // Трансформационный метод в структурной лингвистике. М., 1964
172. Тороп П. Тартуская школа как школа // Лотмановский сборник 1. М., 1995
173. Тургенев И.С. Отцы и дети; Рудин; Дворянское гнездо: Романы. Мн., 1987
174. Тургенев И.С. Записки охотника. Повести и рассказы. М., 1979
175. Успенский Б.А. Дуалистический характер русской средневековой культуры // Избранные труды. Т. 1. М., 1994
176. Ушаков К., Селектор С. Символы наших ценностей и нашего поведения: их значение, типы и функции // Директор школы. 2000. - № 4
177. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 тт. / К.Д. Ушинский . М.; Л., 1948- 1952
178. Фадеев A.A. Разгром. Молодая гвардия. M., 1979
179. Философский словарь/ Адо A.B. и др.. Под ред. Фролова И.Т. М., 1987
180. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф. Губский и др. -М, 1997
181. Флоренский П.П. Иконостас. М., 1995
182. Фреге Г. Смысл и значение / Фреге Г. Избранные работы. M., 1997
183. Фридман J1.M. Философия воспитания человека будущего // Классный руководитель. 2001. - № 2
184. Фурманов Д.М. Чапаев. М., 1964
185. Хрестоматия по истории России: В 4 тт. Т.2. В 2 кн. Кн. 1 ./Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. - М., 1995
186. Хрестоматия по истории России / Сост. A.C. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2001
187. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. М., 1994
188. Чернов И.А. Опыт введения в систему Ю.М. Лотмана // Ю.М.Лотман о русской литературе. СПб., 2005
189. Чехов А.П. Собрание сочинений: В 20 тт. М., 1944 - 1951
190. Шепель В. Имидж // Образование в России. 1996. - № 6
191. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. 2000. - № 6
192. Шолохов М.А. Собрание сочинений: В 8 тт. М., 1956 - 1960
193. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. М., 1987
194. Шубников A.B., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. М., 1972
195. Щербаков Р.Н. Две стороны культуры в представлении учащихся / Р.Н. Щербаков, О.Н. Болбока // Вопросы психологии. 1996. - № 3
196. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М., 1998
197. Щуркова Н.Е. Общение учителя с детьми // Воспитание школьников. -1995.-№ 1
198. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994
199. Энциклопедический словарь / Под ред. Введенского Б.А. М., 1953
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.