Педагогические возможности личностного подхода в профессиональном самоопределении обучающихся музыке: На материале музыкальных классов общеобразовательной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Фролова, Татьяна Павловна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 135
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Фролова, Татьяна Павловна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ
1.1. Проблема самоопределения личности: общетеоретический аспект.
1.2. Личностный подход как предмет гуманистической педагогики.
1.3. Специфика личностного подхода и профессионального самоопределения в музыкальном обучении.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1. Особенности реализации личностного подхода в музыкальных классах общеобразовательной школы.
2.2. Экспериментальная проверка педагогических возможностей личностного подхода в процессе исполнительской подготовки учащихся музыкальных классов
2.2.1. Методика эксперимента.
2.2.2. Ход и результаты эксперимента.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Художественная интерпретация музыкальных произведений как педагогическое средство профессионального самоопределения обучающихся музыке: На материале музыкальных классов образовательных учреждений2002 год, кандидат педагогических наук Земерова, Лариса Николаевна
Профессиональная ориентация как педагогическое средство самоопределения учащихся хорового лицея в музыкальном искусстве2002 год, кандидат педагогических наук Перевышина, Наталия Юрьевна
Процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования: на материале занятий музыкой2012 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Педагогические условия активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы2012 год, кандидат педагогических наук Вертохина, Анастасия Владимировна
Теория и практика творческой лаборатории педагога-музыканта в системе непрерывного довузовского художественного образования2010 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические возможности личностного подхода в профессиональном самоопределении обучающихся музыке: На материале музыкальных классов общеобразовательной школы»
Актуальность исследования. В последние годы, связанные с изменением в нашей стране как социально-экономической ситуации, так и традиционных ценностных ориентаций в сфере духовной культуры, обостряется интерес к личности. Меняются взгляды на содержание образовательного процесса, результатом которого должно стать формирование свободной, творчески активной личности, сочетающей фундаментальные знания с высоким уровнем нравственной зрелости и самостоятельности жизненного выбора. Этому должна способствовать гуманизация образования, в связи с чем в педагогической науке стала актуальной идея личностного подхода, обеспечивающего развитие ученика как личности в своей самобытности, уникальности.
Гуманизация образования и личностный подход как один из аспектов ее проявления выступают одновременно и в качестве перспективного направления современной педагогики, и в качестве результата перенесения в новые условия историко-педагогического опыта. Идея личностного подхода в педагогике не нова и связана прежде всего с именами Демокрита, Сократа, Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.А.Дистервега, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.П.Пинкевича, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и многих других.
В советский период в педагогике доминирующее положение занимал авторитарный подход, естественно вписывавшийся в государственные идеологические установки. Одним из результатов этого явилось воспитание массы людей, неспособных к самостоятельному жизненному выбору, привыкших к тому, что все важные вопросы за них решаются «сверху». В период реформирования российского общества в конце 80-х-90-х гг. XX столетия такая жизненная позиция многих людей составила серьезную социально-педагогическую и психологическую проблему.
В то же время, несмотря на доминирование авторитарной педагогики в масштабах советского общества, не прекращался творческих поиск педагогов - теоретиков и практиков. Во второй половине XX в. зародилось движение учителей-новаторов (И.П.Волков Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин, Ш.А.Амонашвили и др.), получившее название «педагогики сотрудничества». Для этого направления характерно возвращение на новом уровне к идеалам свободного воспитания, уважение к личности учащегося, курс на развитие его индивидуальности. Постепенно осуществлялась разработка данного направления и на теоретическом уровне.
С гуманистических позиций выполнен ряд работ, в которых личностный подход, педагогическое общение и сотрудничество учителя и ученика являются главными темами (Ш.А.Амонашвили, Л.И.Божович, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Е.Н.Шиянов, А.М.Ясько и др.). Созданные к настоящему времени концепции развития личности (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, В.П.Зинченко, А.В.Петровский, В.А.Петровский, Д.И.Фельд-штейн), дают научное обоснование механизмов становления личностных новообразований и могут рассматриваться основанием для разработки лично-стноразвивающей дидактики.
Ценностные основания личностно ориентированного образования исследованы в трудах Н.И.Алексеева Д.А.Белухина, Е.В.Бондаревской, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и др.
В педагогике музыкального образования проблемы, связанные с личностным подходом, не получили достаточного развития. Отдельные аспекты данной проблемы раскрыты в трудах Б.Л.Яворского, Д.Б.Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, Б.М.Неменского, Ю.Б.Алиева, Л.В.Школяр и др. В профессиональном музыкальном образовании, направленном на обучение исполнительскому искусству, относительно мало теоретических разработок по этой теме (можно выделить труды Г.Г.Нейгауза, А.Б.Гольденвейзера и М.Э.Фейгина), но накоплен ценный практический опыт многих выдающихся музыкантов, на высоком уровне реализовывавших личностный подход в своей педагогической деятельности (Н.Г.Рубинштейн, Л.В.Николаев, К.Н.Игумнов, А.Б.Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг, Л.Н.Оборин, Я.В.Флиер, Я.И.Зак, В.В.Горностаева и др.).
Поскольку личностный подход в организации педагогического процесса предполагает ориентацию на личность как его цель, субъект, результат и критерий эффективности, это предполагает развитие не отдельных качеств, а целостной личности, включающее единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального компонентов.
В исследованиях отечественных психологов проблема профессионального самоопределения рассматривается в разных аспектах: в связи с анализом жизненного самоопределения (С.Л.Рубинштейн), в контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности (Л.И.Божович), в соответствии с развитием ценностного сознания (М.С.Гинзбург, И.С.Кон, В.Ф.Сафин, Г.П.Ников), в процессе формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (Е.А.Климов, В.В.Чебышева).
В педагогике проблема профессионального самоопределения всегда стояла достаточно остро. Выбрать из множества открывающихся путей один - тот, к которому человек предназначен уникальным, неповторимым сочетанием природных задатков, на который ориентирован средой и воспитанием — задача непростая. Проблемам профессионального самоопределения посвящены труды Е.М.Борисовой, А.Е.Голомштока, Э.Ф.Зеера, А.В.Мудрика, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чистяковой и др.
В педагогике музыкального образования данные проблемы рассматривались применительно к студентам музыкально-педагогических факультетов (Л.Г.Арчажникова, И.Н.Немыкина, Т.П.Королева, Л.В.Матвеева, З.В.Румянцева, Е.Н.Федорович, В.Л.Яконюк и др.). Профессиональное самоопределение в будущей музыкально-педагогической деятельности учащихся музыкальных классов общеобразовательной школы исследовано недостаточно, несмотря на актуальность связанных с ним проблем.
Специфика музыкальных способностей, их неравномерное проявление и развитие на различных возрастных этапах у разных учащихся редко позволяют точно определить профессиональные перспективы в детском возрасте. Основная тяжесть принятия решения приходится на период обучения в музыкальном училище, музыкально-педагогическом училище (колледже) или музыкальном классе общеобразовательной школы. В нашем случае это профильные музыкальные классы, организованные и работающие при непосредственном сотрудничестве Уральского государственного педагогического университета (музыкально-педагогического факультета) и Управления образования г. Екатеринбурга.
Несмотря на недавнее появление таких музыкальных классов, результаты их работы свидетельствуют о хорошей перспективе данной формы музыкально-педагогического образования. Тем не менее, проблема профессионального самоопределения учащихся этих классов стоит достаточно остро. Для реализации профессионального потенциала, основы которого закладываются в музыкальной школе и который интенсивно формируется в процессе обучения в музыкальном классе, необходимо профессионально-педагогическое самоопределение, которое применительно к учащимся данных классов понимается нами как устойчивая ориентация на профессию учителя музыки, уверенность учащегося в том, что именно в этой профессии наиболее полно раскроется его потенциал.
Важным критерием сформированности профессионально-педагогического самоопределения учащихся музыкальных классов служит выбор ими для получения высшего образования музыкально-педагогического факультета педуниверситета. Такой выбор свидетельствует о достаточно устойчивой ориентации обучающегося на музыкально-педагогическую деятельность. Успешность формирования данной ориентации детерминирована педагогическим подходом.
Специфика личностного подхода в музыкальном образовании состоит в следующем: личностный подход стимулирует инициативу, самостоятельность обучающихся, развивает их способность к адекватной самооценке, то есть формирует субъектность, создающую основу для профессионального самоопределения; он создает эмоционально-комфортную атмосферу в обучении посредством ситуации успеха, что повышает мотивацию к музыкально-педагогической деятельности. Личностный подход в музыкальном обучении реализует диалоговую форму общения, которая позволяет формировать профессиональную рефлексию, интенсифицировать процесс музыкально-творческого развития ученика и становления его исполнительских умений и навыков.
Перечисленные особенности личностного подхода в музыкальном обучении свидетельствуют о наличии в данном подходе педагогических возможностей, детерминирующих необходимость его использования для эффективного формирования профессионального самоопределения обучающихся. В то же время недостаточность обоснования в педагогике музыкального образования личностного подхода как условия профессионального самоопределения учащихся музыкальных классов — будущих учителей музыки, отсутствие глубокого анализа сущности этого процесса затрудняет его рациональную организацию.
Сложилось противоречие между объективной необходимостью профессионального самоопределения учащихся музыкальных классов общеобразовательной школы на основе личностного подхода, с одной стороны, и отсутствием соответствующих теоретических и практических разработок — с другой.
Проблема состоит в поиске теоретических оснований и путей реализации педагогических возможностей личностного подхода в процессе формирования личностных и профессиональных качеств учащихся.
Актуальность и неразработанность названной проблемы определили выбор темы диссертации: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКЕ (на материале музыкальных классов общеобразовательной школы)».
Цель исследования — выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических возможностей личностного подхода в формировании профессионального самоопределения учащихся музыкальных классов.
Объект исследования - процесс профессионального самоопределения учащихся музыкального класса общеобразовательной школы.
Предмет исследования — влияние личностного подхода на процесс профессионального самоопределения учащихся.
Гипотеза исследования: эффективность формирования профессионального самоопределения обучающихся музыке может быть достигнута при условии реализации в обучении педагогических возможностей личностного подхода, который обеспечивает: музыкально-творческое развитие на основе учета индивидуальных возможностей учащихся, детерминирующее их самоопределение в профессии музыканта; формирование мотивации к музыкально-педагогической деятельности в условиях эмоционально-комфортной ситуации успеха; развитие личностной и профессиональной рефлексии, интенсифицирующей субъективацию обучающегося музыке; интенсивное формирование музыкально-исполнительских умений и навыков как инструментально-деятельностной основы вхождения личности в профессию педагога - музыканта.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Осуществить анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
2. Определить и экспериментально проверить педагогические возможности личностного подхода, обеспечивающие формирование профессионального самоопределения обучающихся музыке.
3. Разработать совокупность условий, способствующих реализации педагогических возможностей личностного подхода в процессе фортепиан-но-исполнительской подготовки учащихся музыкального класса.
Методологической основой исследования являются: классические и * . » новейшие положения и выводы филЪ'софии, поихолории«и -педагогики о соци- „ ^ < альной детерминированности процессов воспитания и формирования личности (В.С.Безрукова, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев и др); основные положения и выводы музыкальной психологии (Б.М.Теплов, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин и др.); концепция гуманизации образовательного процесса (Ш.А.Амонашвили, О.С.Газман, И.Я.Лернер, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.); теория развивающего обучения (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Г.М.Цыпин и др.); концепция личностно ориентированного образования (Д.А.Белухин, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская); теория музыкального обучения и воспитания (Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, Л.А.Рапацкая, В.Н.Шацкая, и др); теория профессиональной подготовки учителя музыки (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, И.Н.Немыкина, Г.М.Цыпин и др.)
В ходе исследования применялись следующие методы: теоретические — изучение и анализ философско-эстетической, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение передового педагогического опыта, а также личного многолетнего опыта работы с учащимися музыкального класса общеобразовательной школы; эмпирические — наблюдение за учебной и исполнительской деятельностью учащихся музыкального класса и студентов музыкально-педагогического факультета педагогического университета; анкетирование; метод экспертной оценки; педагогический эксперимент.
Исследование проводилось с 1994 по 2002 гг. и включало несколько этапов.
На первом этапе (1994 - 1995 гг.) производилось определение проблемного поля исследования, изучение и анализ литературы по теме диссертации, разработка логики и научного аппарата исследования. Ala втором этапе (1995 - 2000 гг.) осуществлялись разработка теорё ■ v < ■ — -. * тических основ исследования, экспериментальная работа, обработка полученной информации.
На третьем этапе (2000 - 2002 гг.) были проведены анализ и обобщение материалов исследования, формулирование выводов и оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в выявлении педагогических возможностей личностного подхода в профессиональном самоопределении обучающихся музыке, обеспечивающих: музыкально-творческое развитие на основе учета индивидуальных возможностей учащихся; формирование мотивации к музыкально-педагогической деятельности; развитие личностной и профессиональной рефлексии; интенсивное формирование музыкально-исполнительских умений и навыков учащихся.
Теоретическая значимость диссертации заключается в следующем:
1.Определена детерминация профессионального самоопределения в музыкально-педагогической деятельности посредством личностного подхода.
2. Разработана совокупность условий реализации педагогических возможностей личностного подхода как средства формирования профессионального самоопределения в процессе исполнительской подготовки учащихся музыкального класса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная совокупность педагогических возможностей личностного подхода и условий их реализации в профессиональном самоопределении обучающихся музыке может иметь широкое применение в практике работы с учащимися профильных музыкальных классов, а также со студентами средних специальных музыкально-педагогических и музыкально-исполнительских учебных заведений.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены научным методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, реализацией комплекса адекватных по содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогические возможности личностного подхода в музыкальном образовании заключаются в том, что он обеспечивает: музыкально-творческое развитие на основе учета индивидуальных возможностей учащихся, формирование мотивации к музыкально-педагогической деятельности, развитие личностной и профессиональной рефлексии, интенсивное формирование музыкально-исполнительских умений и навыков учащихся.
2. Личностный подход детерминирует формирование профессионального самоопределения обучающихся музыке, поскольку он реализует диалоговую форму общения, способствующую развитию рефлексии и формированию субъектности; создает эмоциональную комфортность в процессе обучения, что необходимо для развития положительной мотивации к профессии педагога-музыканта.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в музыкальных классах при музыкально-педагогических факультетах Уральского государственного педагогического университета и Сургутского государственного педагогического института; в процессе обсуждений на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ; в ходе с выступлений с докладами на региональной научно-практической конференции «Образование - будущее России» (Екатеринбург, 1995); всероссийских научно-практических конференциях «Музыкальное образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 1999), «Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования» (Челябинск, 2001); 1-ой Международной межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 2001); опубликования научных статей по теме исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки: на материале работы в концертмейстерском классе2009 год, кандидат педагогических наук Печерская, Александра Борисовна
Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано: На материале учебных занятий в детской школе искусств2001 год, кандидат педагогических наук Сударчикова, Лилия Геннадиевна
Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов2001 год, кандидат педагогических наук Гостева, Дина Ростиславовна
Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки2004 год, кандидат педагогических наук Хмунина, Татьяна Алексеевна
Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано: На материале учебной работы с учащимися подросткового и раннего юношеского возраста2000 год, кандидат педагогических наук Чертовской, Алексей Николаевич
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Фролова, Татьяна Павловна
Выводы по главе 2
Проведенный с целью определения специфики музыкального обучения в музыкальных классах при музыкально-педагогических факультетах анализ содержания и структуры обучения показал, что для реализации педагогических возможностей личностного подхода в процессе подготовки учащихся профильных музыкальных классов необходима совокупность специально разработанных условий, учитывающих специфику данного вида обучения:
1. Подбор репертуара на индивидуальных занятиях, направленный на максимальный развивающий эффект, а также стимулирующий положительную мотивацию.
2. Создание психологически комфортной атмосферы в ситуации публичного исполнения.
3. Привлечение учащихся к музыкально-просветительской деятельности с целью формирования у них профессионально-педагогической направленности как личностного качества.
Проведенное опытно-экспериментальное исследование доказало эффективность формирования профессионального самоопределения учащихся музыкальных классов, основанного на педагогических возможностях личностного подхода. Динамика роста оценок за выполнение специально разработанных заданий свидетельствует об интенсивном музыкально-творческом развитии учащихся и формировании их исполнительских умений и навыков, что является профессиональной основой для формирования самоопределения в музыкально-педагогической деятельности. Результаты анкетирования свидетельствуют об интенсивном развитии мотивации к музыкально-педагогической работе, личностной и профессиональной рефлексии обучающихся, что представляет показатели профессионального самоопределения. В обоих экспериментальных циклах произошло существенное изменение уровней профессионального самоопределения в пользу достаточного и высокого.
Объективным показателем эффективности предложенных условий формирования профессионального самоопределения учащихся на основе личностного подхода являются данные о поступлении выпускников музыкального класса в УрГПУ, а также оценки, полученные ими на государственном экзамене по основному музыкальному инструменту в вузе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Проблема формирования профессионального самоопределения обучающихся музыке школьников может быть решена при условии использования педагогических возможностей личностного подхода.
Специфика личностного подхода в предпрофессиональном музыкальном обучении состоит в том, что он стимулирует инициативу, самостоятельность обучающихся, развивает их способность к адекватной самооценке, то есть формирует субъектность, создающую основу для профессионального самоопределения; создает эмоционально-комфортную атмосферу в обучении посредством ситуации успеха, что повышает мотивацию к музыкально-педагогической деятельности. Личностный подход в музыкальном обучении реализует диалоговую форму общения, которая позволяет формировать личностную и профессиональную рефлексию обучающихся, а также интенсифицировать процесс музыкально-творческого развития ученика и становления его исполнительских умений и навыков. Данные особенности свидетельствуют о наличии в данном подходе педагогических возможностей, предопределяющих его необходимость для эффективного формирования профессионального самоопределения обучающихся.
Педагогические возможности личностного подхода в музыкальном обучении заключаются в том, что он обеспечивает музыкально-творческое развитие на основе учета индивидуальных возможностей учащихся; формирование мотивации к музыкально-педагогической деятельности; развитие личностной и профессиональной рефлексии; интенсивное формирование музыкально-исполнительских умений и навыков.
Для реализации личностного подхода в процессе исполнительской подготовки учащихся музыкальных классов общеобразовательной школы необходим комплекс педагогических условий. В него входят: подбор репертуара на индивидуальных занятиях, направленного на максимальный развивающий эффект, а также стимулирующего положительную мотивацию; создание психологически-комфортной атмосферы в ситуации публичного исполнения, что способствует формированию профессиональной рефлексии; привлечение учащихся к музыкально-просветительской деятельности с целью формирования у них ориентации на профессию учителя музыки.
Экспериментальная проверка комплекса педагогических возможностей личностного подхода и условий их реализации в процессе исполнительской подготовки учащихся музыкальных классов показала их эффективность для профессионального самоопределения обучающихся музыке.
Обозначенная проблема является перспективной и может в дальнейшем разрабатываться на уровне теории, методики и технологии реализации личностного подхода в музыкальном образовании.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Фролова, Татьяна Павловна, 2002 год
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. - 111 с.
2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. -М., 1973.-228 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 335 Фейнберг С.Е. Путь к мастерству /Вопросы фортепианного испол-нительства. - 1965. - Вып. 1. - С. 78-127.
4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. - 80 с.
5. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства в 3-х ч. ч.1. — М.: Музгиз, 1962. - 143 с.
6. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства в 3-х ч. — ч.2. — М.: Музыка, 1967. 285 с.
7. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства в 3-х ч. ч.З. — М.: Музыка, 1982.-286 с.
8. Алексеев А.Д. Русские пианисты. M.;JI.: Музгиз, 1948.-314 с.
9. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: Владос, 2000.-335 с.
10. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педаго-гического процесса. Минск.: Университетское, 1990. - 560 с.
11. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества /Новое педагогическое мышление. М., 1989.-С. 144-177.
12. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш.Амонашвили, 1985. - 496 с.
13. Аничкин С.А. Современные вопросы методологии и методики педагогических исследований. Свердловск, 1980. - 42 с.
14. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. 224 с.
15. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. М.: Просвещение, 1984.- 111 с.
16. Арчажникова Л.Г. Формирование профессиональных качеств учителя музыки в процессе инструментальной подготовки //Профес-сиональная направленность музыкального образования в педвузе. Саратов, 1978. -Вып. 1. -С.11-17.
17. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М.: Музыка, 1973. 142 с.
18. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 96 с.
19. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
20. Байлук В.В. Человекознание: В 3-х кн. Книга 2. Самопроектирование. -Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 1999. 239 с.
21. Байлук В.В. Человекознание: В 3-х кн. Книга 3. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач. Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2001. - 268 с.
22. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. — 368 с.
23. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л., 1974.- 336 с.
24. Баренбойм JI.А. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности. М.: Музыка, 1982. - 278 с.
25. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1978. - 270 с.
26. Безрукова B.C. Настольная книга педагога-исследователя Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000 - 236 с.
27. Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. - 152 с.
28. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. — Екатеринбург, 1996. — 93 с.
29. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-288 с.
30. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для ст-ов высш. учеб. заведений. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. 192 с.
31. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Воронеж, 1996.- 318 с.
32. Беляева Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии./Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. на-уч.тр. под ред. Е.В.Ткаченко. Вып.1. - Екатеринбург, 1995. - С. 36-45.
33. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности- Екатеринбург, 1993. 8 п.л.
34. Бердяев М.А. О назначении человека.-М. Республика, 1993. - 383 с.
35. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. — М.: Изд-во «Просвещение», 1964. 220 с.
36. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание М., 1986. - 421 с.
37. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
38. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.-335 с.
39. Блинников JI.B. Великие философы. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. 432 с.
40. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наукова думка, 1991 - 200 с.
41. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т.1. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979.-304 с.
42. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблемы творчества. Ростов-н/Д, 1984. - 170 с.
43. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
44. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.
45. Бодалев А.А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.-188 с.
46. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.- 464 с.
47. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. - С. 41-42.
48. Болотов В.А., Костикова М.Н. Педагогическое образование страницы реформирования. - Волгоград, 1998. - С. 29.
49. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб пос. — Ростов-н/Д: Творч. центр «Учитель», 1999 — 560 с.
50. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 1995.- №4 - С. 29-36.
51. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л.Н. Литвин, Н.Т.Бритаева М.: Педагогика, 1987. - 400 с.
52. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография М.: Иссл. центр проблем качества и подготовки спец-ов, 2000. — 200 с.
53. Вергазова Е.Г. Философские взгляды В.С.Соловьева. — СПб.: ПИИТ, 1993.- 17 с.
54. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. - 415 с.
55. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1-7. М., 1979-1986.
56. Вопросы теории и практики профориентации в средней школе: Сб. статей под ред. И.Д. Зверева. М.: Педагогика, 1972. — 248 с.
57. Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи. Воспоминания. /Сост., ред. М.Г. Соколова. Вып.1.-М.: Музыка, 1965.-246 с.
58. Вопросы фортепианного исполнительства (составление и ред. М.Г. Соколова) вып. 4. 204 с.
59. Воспоминания о Софроницком. Составитель Я.И.Милыптейн, М.: Сов. комп., 1982.-479 с.
60. Выготский JI.C. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
61. Выготский J1.C. Психология искусства /сост-е: М.Г.Ярошевский Рос-тов-н/Д: Феникс, 1998. - 479 с.
62. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во Акад. пед наук. - 1960. - 500 с.
63. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М., 1982.Т.1. С.192.
64. Выдающиеся советские пианисты-педагоги о фортепианном искусстве /Вступ. статья, ред. С.М. Хентовой.-М.; Л., «Музыка», 1966.-315 с.
65. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию //Новые ценности образования. М., 1996. -№ 6. — С. 10-39.
66. Гайдученок И.А. Слово о личности. Минск, 1990. - 158 с.
67. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии 1988. - № 2. - С. 19-26.
68. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев, 1988. — 143 с.
69. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. -М., 1979.-158 с.
70. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания / Сост., ред. Д.Д. Благого. М.: Сов. комп., 1969. - 488 с.
71. Горностаева В.В. Два часа после концерта: Сб. ст. и материалов. — М.: Сов. комп., 1991.-201с.
72. Горюнова Т.А., Королева И.Ш. Путь к профессии учителя. М., 1981.— 96 с.
73. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. — М., 1993. 190 с.
74. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музгиз, 1961.-224 с.
75. Григорий Гинзбург: Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Сов. комп., 1984.-288 с.
76. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423с.
77. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
78. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 200 с.
79. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. /Сост. и вступ. ст. В.А. Ротенберга. М., Учпедгиз, 1956, — 374 с.
80. Днепров С.А. Педагогическое сознание: теория и технология формирования у будущих учителей: монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998 - 298 с.
81. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. — М.: АПН РСФСР, 1952. 736 с.
82. Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы //Вопросы психологии, 1988. - №5. - С. 47-54.
83. Дьюи Д. Школа и общество. М.: Гос изд-во, 1924. - 174 с.
84. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологический словарь-справочник. МН.: Харвест, м.: ACT, 2001. - 576 с.
85. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.-328 с.
86. Едалина Н.А. Личностно ориентированное воспитание Екатеринбург, Иноземье, 1997. - 86 с.
87. Едалина Н.А. Проблемы личностно-ориентированной педагогики. -Екатеринбург, 1998. 102 с.
88. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. Курс лекций /Ред. О.Л. Сафьянова Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995. -284 с.
89. Емельянов Б.В. Три века русской философии XVIII-XX в.в.Екатеринбург: Нижневартовск: Урал, ун-т; Нижневарт. пед. ин-т, 1995. -224 с.
90. Живов В.Л. Использование проблемного обучения в процессе исполнительского анализа хоровой партитуры //Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. — М., 1979. — С. 35-52.
91. Журавлев В.И. Субъектно-ориентированное формирование профессионализма студентов педагогического университета //Материалы Межд. науч.-практ. конф. «Педагогическое образование для XXI века».-М., 1994.-С. 49-50.
92. Жураковский В., Сенашенко В., Сенаторова Н. О дополнительных образовательно-профессиональных программах //Высшее образование в России. 1999. - №1. - С. 83-90.
93. Зак Я.И. Статьи, материалы, воспоминания /Сост., ред. М.Г.Соколова.- М.: Сов. комп., 1980. 208 с.
94. Занков J1.B. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.
95. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М. «Просвещение» 1988. - 270 с.
96. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Свердловск: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та. 1988.-126 с.
97. Зеер Э.Ф., Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учащегося СПТУ: Учеб. пособие /Свердл. инж-пед. ин-т. Свердловск, 1989. - 88 с.
98. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога- Свердловск: Изд-во урал. ун-та, 1988. 120 с.
99. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. -М., 1980. 157с.
100. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982.- 128 с.
101. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.-480 с.
102. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. 2-е изд. — М., 1994. - 333 с.
103. Иванов В.П. Мировоззренческая культура личности /В.П. Иванов, Е.К. Быстрицкий, Н.Ф.Тарасенко, В.П.Козловский: отв. ред. В.П.Иванов; АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1986. - 292 с.
104. Из истории музыкального воспитания; Хрестоматия /Сост. О.А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1990. 206 с.
105. Инструментальное обучение на музыкально-педагогическом факультете. Сборник трудов /отв. ред. Г.М. Цыпин. М., 1973. - 107 с.
106. Инструментальная подготовка учителя музыки: Межвузовский сборник научных трудов /отв. ред. В.И. Муцмахер. М: МГПИ им. Ленина, 1986.- 184 с.
107. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. статьи и докл. — М.: Педагогика, 1986. 192 с.
108. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. 140 с.
109. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
110. Кант И. Сочинения в 6-ти т. /Под общ. ред. В.Ф. Асмуса и др. — М.: Мысль, Т.4 4.1. 1965.-544 с.
111. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. /Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
112. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики: Учеб. пособие. -Екатеринбург, 2001. 43 с.
113. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся: метод рекомендации. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. 2-ое изд. -36 с.
114. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: Метод, рекомендации /Урал. гос. пед. ун-т- Екатеринбург, 1996.-40 с.
115. Каузова А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении //Преподаватель. 1999. — №4. - С. 33-36.
116. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл М.: Политиздат, 1977. — 256 с.
117. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи в условиях развитого социализма: Докт. дис. Тарту, 1985.
118. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. — М., 1992. — 172 с.
119. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. - 224 с.
120. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. -197 с.
121. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1969. — 278 с.
122. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 509 с.
123. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность /Отв. ред. А.А. Бода-лев; АН СССР, ин-т психологии. М.: Наука, 1998. - 191 с.
124. Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1965. - 130 с.
125. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианист, работы. 4-е доп. изд. — М.: Сов. комп., 1977 - 174 с.
126. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 176 с.
127. Кожухова А.А., Полоцкая Е.Е. П.И.Чайковский и С.И. Танеев как учитель и ученик (модель педагогического взаимодействия учителя и взрослого ученика в творческом вузе): Учеб-метод, пособие /Урал. гос. пед. унт-т- Екатеринбург, 2001. 4 п. л.
128. Коменский Я.А. Избр. произв. /Сост. И.Д.Чечель. М.: Амонашвили. 1996.-223 с.
129. Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
130. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
131. Концепция общего среднего образования //Науч. Рук. ВНИК «Школа» Э.Д.Днепров. М., 1988.
132. Кормина Е.Я. Образовательный потенциал художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореферат, дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000 — 20 с.
133. Коссов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие. — М.: Академический проект, 2000. 240 с.
134. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Т.Ярошевского. М., 1985. - С. 362.
135. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза.-М.: Музыка, 1984.- 89 с.
136. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов— Вильнюс, 1981 — 196 с.
137. Кувакин В.А. Философия В. Соловьева. М.: Знание, 1988. - 62 с.
138. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практ. пособие. М.: Ось-89, 1997. -208 с.
139. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л., ЛГУ, 1980.- 172 с.
140. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., ЛГУ, 1967. -182 с.
141. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практич. пос. Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2001. - 160 с.
142. Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения //Вопросы психологии, 1984. -№5.-С. 41-44.
143. Кухарчук A.M., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Нар. асвета, 1976. - 128 с.
144. Леквеишвили Г.Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности: Изд-во Тбилисского ун-та. 1987 167 с.
145. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
146. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.Н. -М.: Педагогика, 1983. -318 с.
147. Леонтьев А.Н. Лекция как общение. М., 1974. - С.22.
148. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-575 с.
149. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
150. Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, 1988. - 366 с.
151. Ляховицкая С.С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся //Вопросы фортепианной педагогики вып. 2. — М.: Музыка, 1971.-С. 39-67.
152. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретич. очерк. — М.: Музыка, 1991. 2-е изд. 80 с.
153. Макаренко А.С. Избр. пед. соч.: В 2-х т. /Сост. Л.Ю. Гордин под ред. И.А.Каирова М.: Педагогика, 1978. Т.1 -397 е., Т.2-320 с.
154. Мариупольская Т.Г. О традициях русской фортепианной педагогики //Преподаватель. 1999. - №4. - С. 36-39.
155. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. - 190 с.
156. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. М., 1983. - 96 с.
157. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
158. Марченко И.П. Педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. - 21 с.
159. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: Рефл-бук, К.Ваклер, 1997.-304 с.
160. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Кн. для учителей. М., Просвещение, 1997. - 240 с.
161. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1977. 240 с.
162. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-268 с.
163. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. - 254 с.
164. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
165. Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.
166. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек 2-е изд. - М.: Музыка, 1979. - 69 с.
167. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., 1969. -376 с.
168. Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. — М., 1983.-266 с.
169. Милыптейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975.-471с.
170. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии //Высшее образование в России. 1995.-№4 - С. 27-36.
171. Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. — 1997.-№4.-С. 28-38.
172. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: уч.-метод. пособие. М.: МИРОС, 2001. - 208 с.
173. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
174. Музыкальная психология: Хрестоматия /сост. М.С.Старчеус. — М., 1992.-210 с.
175. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина М., 1988. - 64 с.
176. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.-383 с.
177. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. — М.: Музыка, 1988. 240 с.
178. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. — М.: Советский композитор, 1983. 528 с.
179. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о пробл. эстетич. воспитания: кн. для учителя. 2-е изд. - М: Просвещение, 1987. - 253 с.
180. Немов Р.С. Психология: Учеб. для ст-ов высш. пед. учеб. заведений. В 2-х кн. Кн. 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994.-496 с.
181. Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Учеб. пособие /Свердл. пед. ин-т- Свердловск, 1988. — 64 с.
182. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб.пособие /Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. — 64 с.
183. Немыкина И.Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки: Монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. — 156 с.
184. Николаев Л.В. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. -М.: Музыка, 1980. 112 с.
185. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы, Мегатенденции. Год 2000.-М., 1992.-С. 342.
186. Оборин Л.Н. Статьи. Воспоминания. К семидесятилетию со дня рождения /Сост. и предисл. М.Г. Соколова — М.: Музыка, 1977.-223 с.
187. Оконь В.И. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -382 с.
188. Осницкий А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся //Вопросы психологии — 1992. №1 — С. 52-59.
189. Пашкевич Г.Н. Преемственность педагогической ориентации школьников и студентов в современных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991.-20 с.
190. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. В.А.Сластенина. М.: ACADEMIA, 1999. - 512 с.
191. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб для студ. высш. и сред, учеб заведений /Под ред. С.А.Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 512 с.
192. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981.Т.1 -334 е., Т.2-416 с.
193. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе: Тез. докл. XX Междунар. псих, конгр. М., 1972. - С.149 -154.
194. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности.: Ростов-н/Д, 1996. 512 с.
195. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997.-384 с.
196. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. - С. 198.
197. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М: Пед. общество России, 1999. - 354 с.
198. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
199. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — С 186.
200. Предпрофессиональное педагогическое образование: Сб. норм.-метод. матер. Екатеринбург: ИРРО, 1996. - 132 с.
201. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение /Акад. пед. и соц. наук. Моск. психолого-соц. ин-т. — М.: Воронеж: Инт-т практ. психологии: МОДЭК, 1996. 256 с.
202. Психологическая теория коллектива /Под ред. А.В. Петровского — М., 1979.-239 с.
203. Рабинович Д.А. Портреты пианистов. К.Игумнов, Г.Нейгауз,
204. B.Софроницкий, Г. Гинзбург, Л.Оборин, Э. Гилельс, М.Гринберг,
205. C.Рихтер. Изд. 2-е М.: Сов. комп., 1970. - 280 с.
206. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994. - 141с.
207. Рапацкая Л.А. Художественная культура учителя музыки. — М.: МГЗПИ, 1988.-22 с.
208. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. /Общ. ред. Е.И. Исениной. М.: Изд. группа Прогресс, универс., 1994.-480 с.
209. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. - 620 с.
210. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957 - 309 с.
211. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. - 423 с.
212. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие для ст-ов пед. ин-ов. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
213. Руссо Ж.-Ж. Пед. сочинения: в 2-х т. /Под ред. Г.Н.Джибладзе. — М.: педагогика, 1981. Т. 1 653 е., Т.2 - 334 с.
214. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. - М., 1953. - С. 29.
215. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, Свердл. ГПИ, 1986. 141 с.
216. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности.// Психологич. журн. 1984. т 5. - №4. - С. 65-73.
217. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
218. Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания: филос. Теория личности и ее псих, и биол. основания Новосибирск: Наука, -319с.
219. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика. — 1994.- №5.-С. 16-21.
220. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
221. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. -161 с.
222. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пос. для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
223. Словарь русского языка /Сост. С.И.Ожегов. 3-е изд.-М.,1953. — С.683.
224. Соловьев B.C. Собр. соч. Т.З. Спб., 1911. - 344 с.
225. Соловьев B.C. Сочинения, Т.2. М.: Правда, 1989. - 735 с.
226. Состояние, проблемы и стратегия развития педагогического образования /Сост. А.А. Вербицкий, М.Н. Костикова и др.-РАО, 1996 33 с.
227. Станислав Нейгауз: Вопоминания. Письма. Материалы. /Ред.-сост. Н.Зимянина. М.: Сов. комп. - 1988. - 207 с.
228. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. М.: Издательский центр «Академия», 1996 - 384 с.
229. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 5-и т. /Редкол.: А.Г. Дзеверин (пред.) и др.- К.: Рад. Школа, Т.1, 1979. 686 с. Т. 2, 1979 - 718 е., Т.З, 1979 - 719 с.
230. Сухомлинский В.А. О воспитании. /Сост. и авт. вступит, очерков С.Соловейчик. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 270 с.
231. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1986. - С. 3-34.
232. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
233. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Материалы «круглого стола» //Педагогика. — 1996, №5. — С. 72-89.
234. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
235. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1947. - 335 с.
236. Тихонова Е.В. Саморегулируемое обучение как условие профессионального самообразования учителя (на материале муз. отд. пед. колледжа): Диссертация канд. пед. наук-Екатеринбург, 2000. — 151с.
237. Толстой Л.Н. О народном образовании //Полн. собр. соч. М., 1936. Т.17.-С. 110.
238. Ушинский К.Д. Об организации русской школы //Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т 1. 1953 г. 639 е., Т.2, 1954. - 735 с.
239. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-и т. М.: Педагогика, Т.2, 1988 - 492 е., Т.5, 1990. - 526 с.
240. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания //Собр. соч. в 11т. Т.8. -М., 1950.-776 с.
241. Федорович Е.Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века).- Екатеринбург: УрГПУ, 2001. 138 с.
242. Федорович Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов. — Екатеринбург, 1998. 80 с.
243. Федорович Е.Н. Пианист Наум Штаркман.-Екатеринбург, 1999- 89 с.
244. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. — М.: Музыка, 1975.- 110 с.
245. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 1969. - 188 с.
246. С.Е.Фейнберг. Пианист. Композитор. Исследователь./ Редактор — составитель Лихачева И.В. М.: Сов. комп., 1984. - 232 с.
247. Фейнберг С.Е. Путь к мастерству /Вопросы фортепианного исполнительства. 1965. - Вып. 1. - С. 78-127.
248. Феттер П.З. Сущность и структура самоанализа профессиональной деятельности будущего учителя музыки в аспекте методологического осмысления //Общее муз. образование в спектре актуальных проблем современной педагогики. Омск: АДМЭВ, 2000. - С. 37-50.
249. Филиппов А.Н., Кондратьева Л.Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности /Актуальность личности в общении и профессиональном самоопределении—М., 1976.-С. 65-76.
250. Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи в кн. Молодежь и ее интересы, стремления, идеалы. М., 1969. - С. 226 -244.
251. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
252. Флиер Я.В. Статьи, воспоминания, интервью /Сост. Е.Б.Долинская, М.М.Яковлев М.: Сов. комп., 1983. - 272 с.
253. Формирование музыкально-исполнительского мастерства.-М.: МГПИ им. В.И Ленина, 1981.-10 п.л.
254. Франк С.Л. Сочинения /Вступ., примеч. Ю.П.Сенокосова. М.: Правда, 1990.-607 с.
255. Франкл В. Человек в поисках смысла М., 1990. - 266 с.
256. Фролова Т.П. Взаимодействие искусств в преподавании фортепиано в общеобразовательной школе /Образование будущее России: Тез. докл. региональной науч.-практ. конф. 4-5 октября 1995 г.: Екатеринбург, 1995.-0,3 п.л.
257. Фролова Т.П. Музыкальный вернисаж /Работа учителя музыки над исполнительским репертуаром: Метод, рек-ции. — Свердловск, 1989. С. 34-40.
258. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Пер. с нем. /Под ред. Б.М.Величковского. М.: Педагогика, Т. 1. 1986 - 406 с.
259. Хентова C.J1. Современная фортепианная педагогика и ее мастера /Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. — М.; Л., 1966.-С. 5-54
260. Хлудова Т.А. О педагогике Г.Г. Нейгауза /Вопросы фортепианного исполнительства. — М., 1965. —Вып. 1. — С. 167- 201.
261. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред. А.И.Пискунова. — М., 1981.-С. 213.
262. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С.Ф. Егоров. — 2-е изд.- М.: Просвещение, 1986. — 431 с.
263. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М.: изд центр «Академия», 1999.- 192 с.
264. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества.- М.: Сов. Композитор, 1988. 384 с.
265. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
266. Цыпин Г.М. Портреты советских пианистов —2-е изд. доп. М.: Сов. комп., 1990.-327 с.
267. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. — М.: Интерпракс, 1994. 384 с.
268. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. — Тбилиси, 1984 171 с.
269. Человек: индивидуалист и индивидуальность: Межв. сб. научн. тр. /Отв. ред. А.В. Грибакин. Екатеринбург, 1995. - 108 с.
270. Шавир П.А. Преемственность профессионального самоопределения студентов и старшеклассников /Сов. педагогика-1983.— №1- С. 62-67.
271. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М., 1963.-168 с.
272. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./Сост. Л.Н.Скаткин и др. М.: Педагогика, Т.1. 1980.- 304 е., Т.2. 1980.^114 с.
273. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994. — 128 с.
274. Ширшов В.Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» /Понятийный аппарат педагогики образования: сб. науч. тр. под ред Е.В. Ткаченко — Вып. 1. Екатеринбург, 1995. — С. 78-87.
275. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: «Академия», 1999.-288 с.
276. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей. — М.: Флинта; Наука, 1999. 330 с.
277. Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности.-М., 1974. -С. 27.
278. Щукина Г.М. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. 160 с.
279. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии /Под ред. Д.И.Фельдштейна. — М.: Межд. пед. академия, 1995. 221 с.
280. Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма /Сост., ред. И.С.Рабиновича. М.: Музыка, 1964. - 670 с.
281. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. — М.: Знание, 1985 — 80 с.
282. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
283. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностного развития учащихся //Вопросы психологии. 1999. - № 3. С. 39-47.
284. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентирован-ного обучения //Вопросы психологии. 1995- № 2. - С. 31-42.
285. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии. — 1994.- №2. С.64 - 67.
286. Яков Флиер. Статьи, воспоминания, интервью /сост. Е.Б. Долинская, М.М. Яковлев. М.: Советский композитор, 1983. - 270 с.
287. Яконюк В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. — Минск: Вышэйшая школа, 1979. 103 с.
288. Goodlad I. What Schools Are For? Bloomington, 1994 - P.33.
289. Phillip C. Schlechty. Schools for the 21-st Century. Leadership Imperativs for Educational Reform. San Francisco, 1990.
290. Music and Child Development Edited by J.Craig Peery, Irene Weiss Perry, Thomas W.Draper. Springer-Verlag. New York, Berlin, Heidelberg, London, Paris, Tokio. - 400 c.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.