Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Вакуленко, Екатерина Гавриловна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 226
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Вакуленко, Екатерина Гавриловна
Введение.
Глава первая. Современное состояние обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству. v 1.1. Методология и теория деятельности как средства проявления и формирования личности.
1.2. Современное состояние народного декоративно-прикладного искусства Кубани и роль общеобразовательной школы в сохранении культурной преемственности.
1.3. Классификация и краткая характеристика видов народного декоративно-прикладного искусства Кубани.
Глава вторая. Организационно-педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному исскуству.
2.1. Опытно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях по народному декоративно-прикладному искусству.
2.2. Опытно-педагогическая работа со школьниками по обучению
НДПИ и выявлению потребности школ в кадрах педагогов-мастеров.
2.3. Кубанский Центр народных художественных ремесел как экспериментальная площадка.
2.4. Особенности нравственного воспитания учащихся в среде Кубанского казачества. у 2.5. Нравственное воспитание учащихся в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства.
2.6. Воспитание нравственной устойчивости личности учащегося в процессе изучения и освоения НДПИ.
Глава третья. Подготовка кадров как одно из условий обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству.
3.1. Разработка организационной структуры подготовки педагога-мастера НДПИ.
3.2. Организация учебного процесса по специальным дисциплинам на кафедре НДПИ.
3.3. Опытно-экспериментальная работа по подготовке в вузе педагога-мастера НДПИ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Региональная система профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства: На примере Краснодарского края2004 год, доктор педагогических наук Вакуленко, Екатерина Гавриловна
Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков1997 год, кандидат педагогических наук Никитин, Геннадий Андреевич
Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана2002 год, доктор педагогических наук Асылханов, Ермек Сабырович
Совершенствование трудового воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства народов Севера2004 год, кандидат педагогических наук Татарников, Анатолий Васильевич
Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству: на примере вузов Республики Таджикистан2010 год, кандидат педагогических наук Рахимов, Саидмухамадхон
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству»
Актуальность исследования. На современном этапе у народов России возрастает интерес к своей национальной истории и культуре, к народным традициям и обычаям, к возрождению народного декоративно-прикладного искусства (НДПИ), к развитию национального самосознания, к народной педагогике. Народное искусство является одной из важных предпосылок воспитания гармоничной личности, развития нравственной, трудовой, эстетической и художественной культуры, роль которой в современном обществе велика. Дело в том, что определенная часть общества пытается традиционные нравственные и эстетические ценности "заменить" материальными, а это пагубно для молодежи. В современных условиях, когда произошла значительная утрата духовности, предстоит возвратить народу ту систему традиционных ценностей, на которой базируется национальное самосознание и гражданское согласие в обществе.1
На решение этой кардинальной задачи нацелены труды отечествен
А Ч л ных историков и этнологов (Ю.В. Бромлей, Б.Н. Путилов, Н.И. Бондарь и др.), литературоведов (Д.С. Лихачев5 и др.), искусствоведов (B.C. Воронов,6 А.В. Бакушинский, В.М. Василенко, М.А. Некрасова7 и др.). Патри
1 Захарченко В.Г. К вопросу создания Краснодарского экспериментального центра фольклора и целостной системы по подготовке кадров // Классическое наследие и художественно-творческое воспитание. - Краснодар, 1989.
2 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983; Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. - 1988. - № 7.
3 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 1994.
4 Бондарь Н.И. Состав и специфика традиционной культуры Кубани // Проблема и пути развития художественного народного творчества Кубани. - Краснодар, 1998.
5 Лихачев Д.С. Заметки о русском. - М.: Сов. Россия, 1984.
6 Воронов B.C. О крестьянском искусстве // Воронов B.C. Избр. тр. - М., 1972. •j
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство, 1983. архами отечественной народной педагогики по праву считают Г.С. Виноградова1 и Г.Н. Волкова.2
Недостаток сегодняшней образовательной системы кроется в том, что в ней недооценивается воспитание, что оно растворяется в образовании, вследствие чего утрачиваются общечеловеческие и национальные ценности, народ теряет свою историческую память. А "без памяти исторической - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа".3
Народную педагогику Г.Н. Волков рассматривает с самых общих и самых важных позиций - как "педагогику жизни", глубоко раскрывая особенности чувашской народной педагогики.
На материале адыгской традиции И. А. Шоров4 обогащает концепцию народной педагогики, подробно исследуя как в Адыгее рассматривают семейное, общественное, трудовое воспитание, как адыги развивают ум, воспитывают честь, совесть, нравственные качества личности.
Как подчеркивает В.Е. Гурин, в современном обществе имеется высокая заинтересованность не только в развитии общей педагогики, но и новых ее отраслей, в частности этнопедагогики. Этнопедагогика - наука региональная, изыскивающая дополнительные учебно-воспитательные возможности в своем крае, регионе.
Помогая людям осознавать свои национальные особенности, свой национальный воспитательный опыт, этнопедагогика содействует развитию национального самосознания, укреплению национального педагогического авторитета, традиций региона, выступает мощным фактором развития национальной культуры, учит дружбе народов. Региональные исторические, педагогические и культурные традиции нашего кубанского казачь
1 Виноградов Г.С. Народная педагогика. - Иркутск, 1926.
2 Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989.
3 Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом человек.// Народное образование. - 1994,-№5. -С. 82.
4 Шоров И. А. Адыгская народная педагогика. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1989. его края привлекают все большее внимание исследователей (В.Г. Захарченко, В.Н. Ратушняк, Н.И. Бондарь, А.А. Иванова, Е.Г. Вакуленко и l 1 др ) •
Наше исследование строится на основе интеграции положений, как общей педагогики, так и этнопедагогики, ее региональных традиций.
Ю.К. Беджанов считает, что при обучении студентов художественно-графических факультетов пединститутов необходимо обращать внимание на развитие у них творческих способностей, творческого воображения, что связывать обучение профессии художника с народным декоративно-прикладным искусством должны преподаватели многих спецдисциплин (а не какой-то одной дисциплины), что связь эта должна устанавливаться не только в учебном процессе, но и во внеаудиторной деятельности студентов. Так, в учебном процессе возможны диафильмы и кинофильмы, курсовые и дипломные работы по народному искусству, а во внеучебное время, как дополнительные добровольные мероприятия, просмотры студентами кинофильмов, диафильмов, а также систематическое посещение кинолектория; члены студенческого научного кружка могут собрать во время экспедиции полевой материал, сделать зарисовки и фотографии, собрать экспонаты для факультетского музея искусств. Конечно, размышления и рекомендации Ю.К. Беджанова, носящие фрагментарный, а не систематический характер, представляют собой отдельные разрозненные экскурсы в народное искусство, но проблемы в целом они не решают: здесь нет системы в подготовке педагога-мастера, а имеются лишь начальные подструктуры к проблеме.
Итак, Ю.К. Беджанов не ставит целью готовить в вузе на специальном отделении или факультете педагога-мастера народного декоративно-прикладного искусства.
1 Гурин В.Е. (ред.) Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. - Москва-Краснодар, 1998. - С. 22-23.
2 Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство. - Карачаевск, 1994. -С. 41-57.
В историческом плане для нас представляет интерес работа Н.И. Бондаря.
Н.И. Бондарь провел исследование, посвященное формированию и развитию традиционной духовной культуры кубанского казачества, т.е. изучил календарные праздники и обряды конца XVIII - начала XX вв. Проблема рассмотрена им в историческом аспекте.1
Г.В. Похолкин исследовал трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства. Базой его исследования послужила деятельность школ и групп продленного дня.2 Однако и здесь интересующая нас проблема выявления педагогических условий обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству и подготовки педагога-мастера совсем не ставится и не анализируется.
А.А. Иванова в своем исследовании выявила особенности этнического самосознания подростков-казаков Кубани в контексте межнационального общения.3 В ее диссертации выявлены и охарактеризованы психологические особенности подростков-казачат.
Необходимость приобщения подрастающего поколения к традиционной культуре народов России подчеркнута в государственных документах: Законе Российской Федерации "Об образовании",4 "Базисном учебном плане школы Российской Федерации",5 получила отражение в региональных и местных учебных планах. Однако практически эта проблема до сих
1 Бондарь Н.И. Формирование и развитие традиционной духовной культуры кубанского казачества (Календарные праздники и обряды. Конец ХУШ - начало XX вв.). - Авто-реф. дис. канд. историч. наук. - Ленинград, 1988.
2 Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства (на материале школ и групп продленного дня). - Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1978.
3 Иванова А. А. Особенности этнического самосознания подростков-казаков в контексте межнационального общения. Автореф. дис. канд. психолог наук. М., 1995.
4 Закон Российской Федерации "Об образовании", 1992.
5 Базисный учебный план школы Российской Федерации, 1993 пор не решена, и такое промедление может привести к утрате народного искусства, в том числе декоративно-прикладного - ценнейшего средства гражданского, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Правда, под влиянием государственных документов в учебный план средней школы включены некоторые прогрессивные новшества. В их числе - занятия по НДПИ по выбору, осуществляемому школой. Мы считаем это существенным сдвигом в организации художественной деятельности школьников, хотя сам выбор не всегда обоснован, чаще случаен. Уровень обучения избранному виду художественного ремесла в настоящее время низок из-за отсутствия в школе должной материально-технической базы и квалифицированных кадров педагогов-мастеров. В методическом плане до сих пор не выяснено, какие педагогические условия следует считать оптимальными для обучения школьников основам НДПИ.
Сегодня, в связи с ростом этнического самосознания и интереса к традиционной культуре, в том числе к НДПИ, открываются специализированные школы, гимназии, лицеи, а также Центры народной культуры, народных художественных ремесел, где изучение народного искусства отнесено к числу основных дисциплин. Поэтому возросла потребность в квалифицированных кадрах по народной культуре и НДПИ. Но их практически нет, что отмечалось на Всероссийском совещании по проблемам изучения народного искусства (Нижний Новгород, 1994).
Кроме того, в современных учебных планах вузов отсутствует профессионально-педагогическая подготовка учителей этого профиля, тогда как она является одним из важнейших педагогических условий обучения НДПИ в школе.
Попытки научной разработки возникшей проблемы уже предприняты Т.Я. Шпикаловой,1 Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, А.С. Хворостовым, В.А. Барадулиным и др. В их исследованиях и методических материалах обоснованы общие подходы и методы, проанализировано состояние отече
1 Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М., 1979. ственной педагогической практики (аспект приобщения к НДПИ), предложены полезные рекомендации. Однако эти исследователи не выявили всех необходимых педагогических условий обучения учащихся основам НДПИ, не раскрыли кардинальный вопрос о специальной подготовке педагогов-мастеров.
Анализ состояния теории и практики обучения НДПИ позволяет обозначить основную проблему диссертации. Проблема состоит в противоречии между наличной педагогической практикой и современными дидактическими требованиями, в том числе в отсутствии надежной модели системы педагогических условий, необходимых для успешного обучения учащихся основам НДПИ. Осмысливая эту проблему, предстоит уяснить, каковы педагогические условия успешного овладения НДПИ учащимися, какова роль в этом педагога-мастера, как подготовить его в вузе.
Решая эту проблему, мы строим свое исследование на основе интеграции положений, как общей педагогики, так и этнопедагогики, а также с учетом региональных традиций народного искусства.
Объект исследования - процесс обучения учащихся (школьников и студентов) народному декоративно-прикладному искусству.
Предмет исследования - педагогические условия организации обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству.
Цель нашего исследования: моделирование оптимального комплекса педагогических условий обучения НДПИ.
Гипотезой исследования является предположение о том, что обучение учащихся народному декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах может быть успешным при условии, если:
- учащиеся будут обучаться по соответствующим учебным планам, программам, с учетом региональных особенностей, в соответственно оборудованных учебных мастерских, имеющих наглядные пособия и образцы народного декоративно-прикладного искусства Кубани;
- учебные занятия с учащимися будут вести квалифицированные педагоги-мастера, имеющие специальную подготовку в вузе, народные мастера, владеющие народной традицией Кубани;
- учащиеся будут вовлечены в творческий поиск, в исследовательскую работу, станут участниками экспедиций, встреч с народными мастерами и экскурсий в музеи-заповедники;
- в педагогических вузах, вузах культуры будут созданы специальные отделения или факультеты подготовки педагогов-мастеров по НДПИ;
- деятельность этих отделений или факультетов будет организована на научно-педагогических основах, т.е. на тщательно обоснованной специальной документации (профессионально-педагогический стандарт, Устав, Положение, учебный план, программы по специальным дисциплинам) с привлечением необходимых современных общенаучных дисциплин;
- будет создана необходимая материально-техническая база для занятий по специальным дисциплинам в местах школ традиций Кубани, будут оборудованы мастерские с учетом специфики НДПИ Кубани в учебных заведениях;
- будет разработана методика обучения НДПИ в ее взаимосвязи с другими видами и жанрами народного искусства (музыка, песня, танец);
- отделения или факультеты будут укомплектованы квалифицированными кадрами преподавателей-мастеров НДПИ.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования нами определены следующие задачи:
1. Выявить современные проблемы обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству.
2. Разработать комплекс педагогических условий процесса обучения подрастающего поколения НДПИ с учетом опыта народных мастеров Кубани.
3. Определить условия специальной подготовки педагогических кадров для обучения подрастающего поколения народному декоративно-прикладному искусству.
Методологической основой исследования являются философия познания, диалектика развития с ее идеей перехода количества в качество, учение об эстетике и искусстве как средстве педагогического воздействия, учение о нравственности как форме общественного сознания, выступающей основой социальной ценности личности, психологическая и философская идея о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии личности, педагогическая идея о необходимости учета региональных особенностей в гармоническом развитии личности, современная теория НДПИ и традиционной культуры в целом, в том числе идея М.А. Некрасовой о роли народного мастера.1
Кроме того, в диссертации учтены данные Ю.П. Сокольникова о системном подходе к воспитанию школьников.2
В нашем исследовании использованы в комплексе следующие методы: теоретические (анализ и синтез), диагностические (наблюдение, тесты, парное сравнение, анкеты, рейтинг), формирующие (опытно-экспериментальная работа, экспедиции и др.).
Основные этапы нашего исследования таковы.
Первый этап (1984 -1989) - изучение состояния проблемы; проведение экспедиций по Краснодарскому краю с целью ознакомления с состоянием НДПИ, выявления различных школ традиций в народном искусстве Кубани, видов НДПИ, характерных для этого региона, изучение архивных и музейных материалов (30 районов края). На этом же этапе формировался научный аппарат исследования.
Второй этап (1989 -1993) - организация экспериментальной работы: создание Кубанского Центра народных художественных ремесел как экспериментальной площадки, разработка комплекса педагогических условий
1 Некрасова М.А. (ред.). Народные мастера, традиции, школы. - Вып. 1. - М.: Изобразительное искусство, 1985.
2 Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: Программа спецкурса для пед. ин-тов и ун-тов. -М.: Прометей, 1989. обучения учащихся НДПИ, создание программ кафедры НДПИ, региональных учебных программ, внедрение авторского опыта и программ в различные учебно-воспитательные учреждения края.
Третий этап (1993-1998) - опытно-экспериментальная работа по разработке системы обучения педагогов-мастеров НДПИ и ее обобщение, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций, написание текста диссертации, внедрение результатов исследования в практику.
Базу нашего исследования составили: 890 старшеклассников в Кубанском Центре художественных ремесел; 310 дошкольников в детских садах; 40 студентов кафедры НДПИ Краснодарского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ); опыт 37 народных мастеров Кубани; 537 педагогов и воспитателей, прошедших наши курсы переподготовки; ознакомление с опытом Адыгеи, Чувашии, Татарстана, а также Архангельска, Нижнего Новгорода и других городов России, с опытом стран СНГ - Украины, Белоруссии, Армении.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что:
1. Определен и обоснован комплекс необходимых педагогических условий непрерывного обучения учащихся основам НДПИ в различных типах учебно-воспитательных учреждений, что позволило научнообосно-ванно и эффективно приобщать подрастающее поколение к традиционной культуре.
2. Теоретическая значимость исследования определяется созданием эффективного способа изучения, сохранения и развития НДПИ, которое является важным средством гражданского, нравственного, трудового, эстетического воспитания личности.
3. Разработана педагогическая система обучения учащихся НДПИ с учетом опыта народных мастеров Кубани.
4. Впервые в России разработана и внедрена система подготовки специалистов по НДПИ на материале традиционной культуры Кубани.
5. Впервые разработаны региональные программы непрерывного обучения дошкольников и учащихся средней общеобразовательной школы, высшей школы, которые внедрены в практику обучения НДПИ.
6. Разработаны и внедрены в практику научно-методические рекомендации для педагогов школ края по обучению детей народному декоративно-прикладному искусству, что позволило поднять эту работу в крае на новый качественный уровень.
7. Предложены и внедрены новые типы учебно-воспитательных учреждений, в которых возможна целенаправленная и педагогически эффективная работа по приобщению подрастающего поколения к НДПИ в условиях Кубани.
8. Разработана региональная программа комплексного изучения, сохранения и развития НДПИ Кубани с учетом установленных социальных, педагогических, искусствоведческих условий. Программа послужила основой для развития различных научно-методических направлений работы.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Выявленные нами различные уровни развития нравственно-трудовой активности старшеклассников в процессе обучения НДПИ (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) определяются соответствующей сформированностью знаний, навыков и умений как компонентов творческой трудовой деятельности, а также их нравственно-поведенческой сферой, нравственным обликом школьников. Разработанный нами критерий оценок уровней (пять градаций) и их признаков (восемь) позволяет не только измерять, но и целенаправленно управлять процессом личностного и профессионального развития учащихся школы и вуза.
2. Разработанные нами программы, методики, технологии обучения мастерству учащихся средней школы в системе УПК (ныне специализированные лицеи) позволяют молодым людям становиться специалистами-мастерами в области НДПИ, воссоздавать, возрождать на высоком уровне опыт старых мастеров, их изделия. На базе такого обучения учащихся возможно дальнейшее совершенствование, а также получение высшего педагогического образования.
3. Разработанное нами на основе принципов деятельностного подхода и целостного развития личности концептуальное положение гласит, что возрождение НДПИ возможно лишь на основе глубокого освоения учащимися, молодежью мастерства в области НДПИ с учетом народной традиции. Только мастер, в совершенстве владеющий технологией НДПИ, может в точности воспроизвести, возродить изделия прошлого, повторить их на том уровне, на каком они были созданы. С другой стороны, только став мастером в области НДПИ, человек может стать настоящим педагогом. Таким образом, только педагог-мастер может квалифицированно руководить возрождением подлинного народного искусства, воспитывая при этом личность и формируя высокий профессионализм. В отличие от других авторов, мы считаем, что глубокая специализация и мастерство в области НДПИ - самый надежный путь возрождения народного декоративно-прикладного искусства сегодня, ибо учить мастерству может лишь личность, мастер, педагог в совокупности этих многогранных качеств. Для воспитания и профессионального обучения сегодняшней молодежи и может быть настоящим педагогом только личность, только мастер.
4. Разработанная нами концепция обучения в вузе педагогов-мастеров НДПИ при опытно-экспериментальной проверке оказалась состоятельной.
5. В целях создания системы сквозного непрерывного обучения учащихся НДПИ мы также (помимо названных программ обучения старшеклассников и студентов) разработали программы обучения дошкольников, младших школьников и подростков общеобразовательной школы доступные (в возрастном плане) основы освоения этих видов народного искусства. Программы пригодны как для обязательного, так и для факультативного обучения.
6. НДПИ дорого нам не только своей самоценностью, но и тем, что оно - прекрасное средство нравственного, гражданского, патриотического, трудового, художественно-эстетического воспитания и развития личности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных практических рекомендаций по созданию определенных педагогических условий при обучении учащихся НДПИ, по организации подобных кафедр НДПИ в других регионах и использованию наших рекомендаций при переподготовке учителей труда, ИЗО, педагогов средних специальных учебных заведений, ПТУ и т. д. Возможно использование наших рекомендаций в процессе нравственного, трудового, эстетического и художественного воспитания учащихся средней и высшей школы.
Достоверность выводов и рекомендаций диссертанта обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью цели и задач исследования, соответствием комплекса методов исследования этим задачам, разработкой проверенных на практике теоретических и практических выводов исследования и рекомендаций по воспитанию учащихся в процессе изучения и освоения НДПИ, ремесленной деятельности, по воспитанию педагогов-мастеров в условиях работы специальной кафедры НДПИ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и результаты исследований периодически обсуждались на кафедре педагогики Кубанского государственного университета, на городских, краевых, всероссийских и международных педагогических конференциях. Материалы исследований публиковались в научных сборниках. Основные выводы и результаты исследований обсуждались также на кафедре и Совете факультета традиционной культуры КГУКИ, на курсах переподготовки учителей города и края, на занятиях со старшеклассниками и студентами
КГУКИ. Выводы исследований обобщены в учебных планах, программах, методических пособиях и внедряются в различных типах учебных заведений, в материалах многочисленных выставок в крае, России, за рубежом.
Личный вклад соискателя: разработана комплексная региональная программа непрерывного изучения, сохранения и развития НДПИ Кубани; проведена ее экспериментальная проверка в детских садах и школах Краснодарского края, в КГУКИ; впервые в отечественной практике разработаны и экспериментально проверены учебные программы по специальным дисциплинам и система подготовки педагога-мастера НДПИ в вузе; под руководством диссертанта создан и работает Кубанский Центр народных художественных ремесел как экспериментальная площадка, где проходят подготовку по НДПИ учащиеся школ; в структуре Центра функционирует проблемная лаборатория для переподготовки преподавателей изобразительного искусства и труда, а также воспитателей детских дошкольных учреждений.1 Все это подтверждается Актом о внедрении результатов исследования (см. Приложение 12).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 12 приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области2000 год, кандидат педагогических наук Мурзина, Светлана Михайловна
Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства: На материале Республики Калмыкия2003 год, кандидат педагогических наук Артаева, Гиляна Владимировна
Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров: На материале Республики Дагестан2002 год, кандидат педагогических наук Шахаев, Абдулла Шапиевич
Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства2000 год, кандидат педагогических наук Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич
Приобщение младших школьников к эстетическим ценностям при изучении народного декоративно-прикладного искусства родного края2005 год, кандидат педагогических наук Антоненкова, Ирина Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Вакуленко, Екатерина Гавриловна
Выводы, полученные в исследовании, дают основание для следующих Еезшмушдшдад.
1. В музеях, на выставках народного творчества рекомендуется широко знакомить с работой всех дошкольников, школьников и студентов, всю молодежь России с образцами НДПИ, с работой по возрождению традиционного народного искусства, пробуждая чувство национальной гордости, формируя на этой основе высокий нравственный облик молодого гражданина Отечества, прививая потребность в бережном сохранении народных традиций.
2. Рекомендуем расширить художественно-эстетическую работу в ДДУ и школах, включить в план дошкольных учреждений ежедневные занятия по НДПИ, а в учебный план общеобразовательной школы - новый предмет «Основы народных художественных ремесел» (с 1 по 11 классы, по 1 часу в неделю).
3. Рекомендуем также в российских вузах, имеющих специализации НДПИ, готовить к работе в школе и других учебных заведениях не просто педагогов, но педагогов-мастеров, которые владели бы профессиональными технологиями на уровне мастерства, приобретая вместе с тем личностный облик народного мастера с его своеобразной психологией. В связи с этим в Госстандарты по профессиональному образованию целесообразно ввести новую квалификацию: педагог-мастер.
4. В процессе обучения НДПИ предлагаем использовать модель комплекса нравственно-волевых качеств личности, разработанную В.Е. Гуриным, ибо она способствует развитию созидательной активности личности учащегося.
5. При планировании и осуществлении процесса обучения НДПИ в школах и вузах рекомендуем опираться на специальный комплекс необходимых педагогических условий, изученный и обоснованный в настоящей диссертации.
Заключение
Современная российская действительность вызвала рост национального самосознания и интерес к народной педагогике, обострила актуальную проблему воспитания гармоничной личности. В связи с этим вновь востребованы многочисленные виды народного искусства, являющиеся ценнейшими воспитательными средствами. К таким видам, безусловно, относится и НДПИ, которое сегодня может значительно шире использоваться в педагогической практике, школьной и вузовской.
Проведенное исследование дает основание сформулировать следующие основные выводы.
1. Задача более широкого включения НДПИ в учебный процесс, необходимость которой продиктована современной российской действительностью, вполне посильна педагогической практике. Однако успешное обучение основам НДПИ возможно лишь при соблюдении особых педагогических условий. Они составляют целостный комплекс. В него входят, прежде всего, условия, связанные с психологическими факторами и духовно-нравственным компонентом, с выбором педагогических стратегий и форм организации и обеспечения учебного процесса.
2. Важное положение психологии и общей дидактики (деятельность в ее единстве с общением и отношениями) в нашем исследовании конкретизируется следующим образом. Изучение НДПИ старшеклассниками и профессионального мастерства студентами, сохранение традиционного народного искусства становится тем важным специфическим средством воспитания, обучения и развития, которое позволяет комплексно, интегратив-но совершенствовать многоплановые качества личности: интеллектуальные, нравственно-волевые, трудовые, эстетические, мотивационную сферу как внутренний источник активности личности. Активность личности учащегося развивается как воссоздающая и преобразовательная, репродуктивная и творческая. Деятельность учащегося по освоению НДПИ становится основой его социально-личностного и профессионального развития, гражданской зрелости и состоятельности как педагога-мастера. В связи с этим возникает возможность и необходимость многогранного использования разнообразной деятельности, общения и отношений как ведущего средства в изучении и освоении НДПИ, развитии личностных качеств: нравственных, трудовых, эстетических и т. д.
3. В процессе изучения и освоения НДПИ школьники и студенты учатся управлять своей деятельностью в процессе труда, планировать его, ставить цели и задачи, находить возможности оптимизации, достигать цели труда, овладевают новыми для них знаниями, навыками, умениями, применяя также мыслительные операции: сравнение и аналогия, анализ и синтез и т.д. - т.е. включается целеполагание и проявляются разнообразные формы активности. И поскольку НДПИ требует высокого мастерства и точности в воспроизведении изделия (соответствия его традиционному образцу, рисунку, функциональному назначению), опыт учащихся совершенствуется, они постепенно приобретают основы традиционного профессионального мастерства. Выполняются также работы творческого характера, направленные на дальнейшее развитие народной традиции.
4. В процессе изучения и освоения НДПИ оперативно формируются личностные качества учащихся: целеустремленность, потребность в творчестве, творческая активность, ответственность, сила воли, дисциплинированность, умение достигать конечного результата, трудолюбие, эстетический вкус (чувство прекрасного). Совершенно особое значение имеет влияние художественно-творческого труда на воспитание нравственных качеств личности. Среди них - гражданская направленность, патриотизм, любовь к отечественной истории и родному краю. А в период специальной подготовки в вузе студент приобретает еще и педагогические знания и умения - качества будущего квалифицированного учителя с высшим образованием сочетаются с особым комплексом черт (гражданских, нравственных, патриотических, трудовых, интеллектуальных, эстетических), обычно характеризующих облик народного мастера. Наличие в одном лице педагога и мастера позволяет достигать оптимального результата в художественно-трудовой деятельности, а качества мастера и педагога объединяются неповторимой личностью самого студента.
5. Необходимыми компонентами обучения НДПИ являются:
- подготовка в вузе мастера-педагога НДПИ, т.е. одновременное воспитание качеств и педагога, и мастера НДПИ;
- наличие специальных программ для школы и вуза;
- привлечение к работе с учащимися подлинных носителей традиции, т.е. народных мастеров (встречи с ними, экспедиции, практические занятия);
- воспитание у учащихся потребности знать НДПИ, освоить его на уровне мастерства, включиться в процесс сохранения и возрождения народных традиций;
- комплексное, интегративное воспитание личностных и профессиональных качеств учащихся средней школы и вуза, открывающее перспективу развития национального сознания и гражданственности.
6. Опытно-экспериментальная работа, проведенная по специальной программе с дошкольниками, учащимися школ Краснодарского края и КГУКИ, подтвердила гипотезу диссертанта, показала необыкновенную плодотворность обучения основам НДПИ для образовательной системы. В целом оправдали себя и разработанные нами экспериментальные образцы учебных планов, программ, а также комплексов специальных вузовских дисциплин. Об этом свидетельствует первый и второй выпуски специалистов, осуществленные кафедрой НДПИ КГУКИ в 1997 и 1998 годы (в прошлом это старшеклассники, обучавшиеся в нашем Центре народных художественных ремесел). Практика убедила также в том, что приобщение к НДПИ возможно с двух лет, что целесообразно развертывать его уже в дошкольном возрасте, когда особенно интенсивно проявляются художественные задатки, когда велико тяготение детей к художественно-практической деятельности и когда легко тренируются кистевые и фалан-говые суставы. А разработанные диссертантом модели многостороннего, активного обучения школьников основам НДПИ и интегративного обучения-воспитания педагога-мастера оказались вполне состоятельными.
В целом эффективность воспитания нравственно-трудовой активности школьников и интегративного обучения педагога-мастера в вузе обеспечивается при систематической реализации комплекса педагогических условий, вбирающего четыре группы компонентов.
I. Условия, связанные с необходимостью учета фундаментальных психологических факторов:
- ориентация педагогической стратегии на единство деятельности с общением и личностными отношениями как на определяющий фактор развития личности;
- опора на целеполагание, мотивацию, активность мышления и на те факторы творческой активности, которые особенно значимы в художественной деятельности (интуиция, воображение, образное мышление);
- доведение конкретных практических компонентов художественно-ремесленной деятельности до сознания учащихся, обобщение их практического опыта на уровне мышления с включением активных мыслительных операций;
- особая забота о формировании личностных, в том числе нравственных, качеств у учащихся в самом процессе активной художественно-практической деятельности.
II. Условия, непосредственно влияющие на процесс воспитания активности в художественно-ремесленной деятельности:
- педагогическое руководство, обеспечивающее выполнение трудовых заданий в целесообразной последовательности этапов;
- последовательное усложнение деятельности;
- побуждение школьников к проявлению инициативы и творчества в художественно-ремесленной деятельности;
- стимулирование творческой активности в этой деятельности (средства деятельности, методики);
- индивидуальный подход к школьникам в процессе их воспитания и обучения НДПИ.
III. Условия, опосредованно влияющие на развитие активности в художественно-ремесленной деятельности:
- постоянный профессиональный рост учителя художественного труда;
- воспитание творческой активности школьников в учении и других видах их деятельности;
- сочетание практической художественно-ремесленной деятельности с воздействием на сознание школьников с целью развития их творческой активности;
- помощь родителей и народных мастеров педагогам в воспитании творческой активности школьников.
IV. Условия эффективности учебно-воспитательного процесса, реализация которых создает благоприятный фон для развития активности школьников в художественно-ремесленной деятельности:
- высокий уровень организации учебного процесса в школе и других заведениях, в которых обучаются школьники.
- научно обоснованная организация воспитательных коллективов как благоприятной сферы для развития личности и, вместе с тем, как целенаправленно воспитывающей микросреды.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Вакуленко, Екатерина Гавриловна, 1998 год
1. Закон Российской Федерации "Об образовании", 1992.
2. Базисный учебный план школы Российской Федерации, 1993.
3. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. -М.: Мысль, 1977.
4. Агафонов Т. И. Самоприказ в процессе саморегуляции поведения подростков // Проблема управления процессом воспитания (Материалы симпозиума) // Под ред. Н.Ф. Талызиной и Л.И. Рувинского. М.: Изд-во МГУ, 1971.
5. Агафонов Т.И. К вопросу о психологии самоприказа // Уч. записки Краснодарского пед. ин-та. Краснодар. - Вып. 2, 1959.
6. Азаматова М.К. (сост.). Адыгейский народный орнамент. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1960.
7. Алексеенко Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1994.
8. Алиханов Р. Искусство Кубачи. Л., 1976.
9. Алиханов Р. Кубачинский орнамент. М., 1960.
10. Алиханов Р. Традиции и современность. Советский Дагестан. 1987.-№1.
11. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986.
12. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
13. Ананьев Б.Г. Проблемы формирования характера. Л., 1949.
14. Арламов А.А. Условия и критерии эффективности внедрения достижений педагогической науки в школьную практику: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1985.
15. Архангельский JI.M. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания // Искусство воспитания / Сост. В.К. Егоров. М.: Молодая гвардия, 1981. - С. 108-133.
16. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.
17. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1975.
18. Ахматов А.Ф. Воспитание старшеклассников в труде. М.: Учпедгиз, 1969.
19. Бабанский Ю.К. (ред.). Педагогика. -М.: Педагогика, 1985.
20. Бакштановский В.И. (ред.). Научное управление нравственными процессами и этикоприкладные исследования. Новосибирск: Наука, 1980.
21. Барабанов А.Г., Гурин В.Е. Техническое творчество школьников. -Краснодар: Кн. изд-во, 1981.
22. Барадулин В.А. (ред.). Основы художественного ремесла. 4.1-2. -М.: Просвещение, 1987.
23. Батищев Г.С. Не деянием одним жив человек // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.
24. Батышев С .Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981.
25. Бедерханова В.П. (сост.). Педагогика наших дней / Ш.А. Амона-швили, В.Ф. Шатанов, С.Н. Лысенкова и др. Краснодар: Кн. изд-во, 1989.
26. Беднанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство. -Карачаевск, 1994.
27. Белозерцев Е.П. (ред.) К.Д. Ушинский и русская школа. М.,1994.
28. Бердяев А.К. Формирование гуманности у младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.
29. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
30. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
31. Битинас Б.П. О многомерном подходе к анализу педагогических явлений // Сов. педагогика. 1970. - № 6.
32. Богданова О.С, Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. -М.: Просвещение, 1988.
33. Богданова О.С. Совершенствовать нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников. 1981. - № 4.
34. Бодалев А. А. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания // Вопросы психологии. 1979. - № 5.
35. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. М.: Просвещение, 1984.
36. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1979.
37. Бондаревская Е.В. Проблемы формирования нравственного сознания личности старшего школьника // Сов. педагогика. 1980. - №1.
38. Бондарь Н.И. К вопросу об эволюции казачьей общины на Кубани (Постановка проблемы) // Археолого-этнографические исследования Северного Кавказа. Краснодар, 1994.
39. Бондарь Н.И. Модель традиционной культуры кубанского казачества // Тезисы докладов Международной научной конференции "Казачество в истории России". Краснодар, 1993.
40. Бондарь Н.И. Некоторые аспекты традиционной системы ценностей Кубанского Казачества // 300 лет Кубанскому Казачьему войску: Сб. тез. Колтс Нек, Нью Джерси, США: Кубанец, 1996.
41. Бондарь Н.И. Состав и специфика традиционной культуры Кубани // Проблема и пути развития художественного народного творчества Кубани. Краснодар, 1998.
42. Бондарь Н.И. Формирование и развитие традиционной духовной культуры кубанского казачества (Календарные праздники и обряды. Конец .XIX начало XX вв.); Автореф. дис. канд. историч. наук. - Д., 1988.
43. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
44. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. 1988. - № 7.
45. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.
46. Бураев В.Н, (сост.). Материалы научно-практической конференции "Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы". Краснодар, 1991.
47. Вакуленко Е.Г. Занятия народным искусством как средство нравственного воспитания школьников // Совершенствование нравственного воспитания школьников в условиях перестройки. Краснодар, 1989. - С. 36-40.
48. Вакуленко Е.Г. Нравственное воспитание школьников в процессе художественного труда // Я.А. Коменский и современная школа: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 400-летию Я.А. Коменско-го. Чебоксары, 1991. - С. 171-174.
49. Вакуленко Е.Г. Нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей на богатствах народной культуры // Совершенствование деятельности школы, вуза, ФППК в условиях непрерывного образования. Краснодар, 1990.-С. 150-151.
50. Вакуленко Е.Г. О приобщении детей к народному прикладному искусству и художественным ремеслам Кубани // Материалы научно-практической конференции. "Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы". Краснодар, 1991. - С. 109-111.
51. Вакуленко Е.Г. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Часть VI. Народно декоративно-прикладное искусство. Краснодар: КГАКИ., 1997. - 48 с.
52. Вакуленко Е.Г. Формирование нравственных качеств школьника в процессе художественно-ремесленной деятельности // И .Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 16-17 нояб. 1993. Ульяновск-Чебоксары, 1993. -С.57-58.
53. Василовский В.И. (ред.) Практическая педагогика. Краснодар,1998.
54. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988.
55. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в юношеском возрасте / Под ред. Ю.А. Самарина и др. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967.
56. Виноградов Г.С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. -Д.: Наука, 1978.
57. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.
58. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989.
59. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика: Очерки. Чебоксары, 1958.
60. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
61. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982.
62. Волков И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990.
63. Вопросы психологии творчества / Под ред. И.В. Страхова. Саратов, 1968.
64. Воронов B.C. О крестьянском искусстве // Воронов B.C. Избр. тр. -М., 1972.
65. Глина в руках человека (сост. A.M. Ждановский) / Под ред. Н.В. Анфимова. Краснодар, 1989.
66. Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1979.
67. Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. М.: Педагогика, 1984.
68. Гришин Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1979.
69. Гурин В.Е. Методика нравственного и трудового воспитания старшеклассников. Краснодар, 1986.
70. Гурин В.Е. (ред.) Образование, предпринимательство, мораль. Москва - Краснодар, 1997.
71. Гурин В.Е. (ред.) Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. Москва - Краснодар, 1998.
72. Гурин В.Е. (ред.). Совершенствование деятельности школы, вуза, ФППК в условиях непрерывного образования. Части I, II, III. - Краснодар, 1990.
73. Гурин В.Е. (ред.). Совершенствование нравственного воспитания школьников в условиях перестройки. Краснодар, 1989.
74. Гурин В.Е. (ред.). Формирование новой школы: опыт, поиск, проблемы. Краснодар, 1990.
75. Гурин В.Е. Воспитание активности у старшеклассников. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета. - 1974.
76. Гурин В.Е. Воспитание единства нравственного сознания и поведения старшеклассников. Краснодар: Знание, 1979.
77. Гурин В.Е. Воспитание морально-волевой активности старшеклассников // Сов. педагогика. 1974. - № 3.
78. Гурин В.Е. Изучение морально-волевой готовности старшеклассников к жизни и ее формирование // Новые исследования в педагогических науках. 1974. - № 9. - С. 14-16.
79. Гурин В.Е. Ключевое направление перестройки нравственного воспитания старшеклассников // Вопросы совершенствования учебно-воспитательной работы в общеобразовательной и профессиональной школе: Сб. науч. тр. Краснодар, 1990. - С. 21-25.
80. Гурин В.Е. Нравственные функции труда школьников //Сов. педагогика. 1982. -№10.
81. Гурин В.Е. Опыт пропаганды трудового воспитания школьников в Краснодарском крае. М.: Знание, 1982.
82. Гурин В.Е. Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1987.
83. Гурин В.Е. Педагогика: от изоляции к взаимосвязи с другими науками // Воспитание школьников. 1991. - № 1.
84. Гурин В.Е. Проблема достижения единства нравственного сознания и поведения старшеклассников // Сов. педагогика. 1980. -№11.
85. Гурин В.Е. Роль художественной литературы в воспитании и самовоспитании воли старшеклассников // Вопросы психологии и педагогики воли / Под ред. В.И. Селиванова. Краснодар, 1969.
86. Гурин В.Е. Творческий труд как средство формирования нравственного сознания и поведения старшеклассников // Сов. педагогика. 1980,-№7.
87. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М.: Педагогика, 1988.
88. Гурин В.Е., Дегтерев Е.А., Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся. Краснодар, 1993.
89. Гурин В.Е., Тихонова В.И. Методические рекомендации по выявлению уровня идейно-нравственной воспитанности учащихся и классных коллективов. Краснодар, 1988.
90. Гурин В.Е., Тихонова В.И. Формирование нравственного облика современных школьников: Метод, пособие. Краснодар, 1990.
91. Гурова Р. Г. Выпускник средней школы: Опыт сравнительных социол.-пед. исследований. -М.: Педагогика, 1977.
92. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. JL; Наука, 1967.
93. Дегтерев Е.А. Вакуленко Екатерина Гавриловна. Персоналии в педагогике: идеи, опыт, проблемы. Учеб. пособие / Под ред. В.Е. Турина. -Краснодар: КубГУ, 1998. С. 195-196.
94. Дегтерев Е.А.(сост.). Пути изучения и распространения передового педагогического опыта, Краснодар, 1990.
95. Дети и народные традиции: Материалы Пятых Виноградовских чтений. -Ч. 1-2. Челябинск, 1991.
96. Джандар Б.М. Особенности нравственного воспитания старшеклассников национальной (адыгейской) школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Майкоп, 1995.
97. Дубровскии В.М. 32 урока плетения из лозы. М:. Русская книга,1993.
98. Журавлев В.И. (ред.). Введение в научное исследование по педагогике. -М.: Просвещение, 1988.
99. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984.
100. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
101. Загвязинский В.И. Методология и методы дидактического исследования. -М., 1982.
102. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М.: Знание, 1976.
103. Захарченко В.Г. К вопросу создания Краснодарского экспериментального центра фольклора и целостной системы по подготовке кадров // Классическое наследие и художественно-творческое воспитание. Краснодар, 1989.
104. Зосимовский А.В., Рувинский Л.И. (ред.). Проблема управления процессом формирования личности (Материалы второго симпозиума). -М.: Изд-во МГУ, 1972.
105. Зюзько В.М. Психологические консультации для начинающего учителя. -М.: Просвещение, 1995.
106. Зязюн И.А. (ред.). Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 1987.
107. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. -М.: Просвещение, 1991.
108. Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. -М.: Просвещение, 1981.
109. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М.: Просвещение, 1977.
110. Ижанов Б. Художественное образование студентов художественно-графического факультета педагогических институтов на прогрессивных традициях народной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1994.
111. Изабакаров Г.Б. Программа "Художественная обработка металла" (на примере Кубачинского ювелирного искусства): I-XI кл. Махачкала, 1987.
112. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991.
113. Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. М.: Педагогика, 1984.
114. Искусство народных мастеров: Из коллекций Краснодарского гос. ист.-археол. музея-заповедника. Краснодар: Кн. изд-во, 1980.
115. Исоев С. Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье (на примере Таджикской ССР): Автореф. дис. канд. пед. наук. Душанбе, 1974.
116. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974.
117. Касавин И.Т. (сост.). Деятельность: теория, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990.
118. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М.: Знание, 1989.
119. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. Минск: Народная асвета, 1974.
120. Ковалев А.Г. Воспитание характера. Минск: Народная асвета,1976.
121. Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. М.: Просвещение,1967.
122. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. -М.: Просвещение, 1985.
123. Колесов М.С. К современным спорам о сущности фольклора // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 11. - JI.: Музыка, 1972.
124. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение,1980.
125. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. - М.: Просвещение, 1989.
126. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск: Высшая школа, 1985.
127. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск,1996.
128. Кочетов А.И. Основы трудового воспитания. Минск: Народная асвета, 1989.
129. Краснодару 200 лет: Тез. краевой науч.-практ. конф. - Краснодар, 1993.
130. Кубанские станицы: Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967.
131. Кузьмина Н.В. (ред.). Основы вузовской педагогики. JL: Изд-во ЛГУ, 1972. (- Главы VI, XVII, XVIII, XIX).
132. Кульневич С.В. Личностно ориентированное воспитание: концепция, содержание, реализация. Автореф. дис. д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995.
133. Лейтес Н.С. Склонность к труду как фактор одаренности. М.,1991.
134. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
135. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.
136. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Сов. Россия, 1984.
137. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя: Историческое самосознание и культура России // Новый мир. 1994. - № 6.
138. Лобачевская О.А., Кузнецова Н.М. Возьми простую соломку. -Минск: Полымя, 1988.
139. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб: Искусство,1994.
140. Лында А.С. Методика трудового обучения. М.: Просвещение,1977.
141. Магомедова А. Узоры жизни. М., 1974.
142. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. / Сост. Л.Ю. Гордин, М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. М.: Педагогика, 1983-1986.
143. Македонов Л.В. Хозяйственное положение и промыслы населения нагорных станиц Кубанской области. СПб., 1908.
144. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение,1983.
145. Максимов Ю.В. Уроки мастерства // Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979.
146. Малиночка Э.Г. (ред.). Педагогика. Краснодар, 1992.
147. Малиночка Э.Г. Категория обратной связи в педагогике. Майкоп, 1998.
148. Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л., 1973.
149. Марграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1952.
150. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.
151. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. -М.: Педагогика, 1985.
152. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Вопр. методики. -М.: Просвещение, 1980.
153. Миловский А.С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. -М.: Мысль, 1994.
154. Минц С.С. Культура Кубани в контексте истории цивилизации // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Краснодар, 1991.
155. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала,1986.
156. Миславский Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1994.
157. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Педагогика, 1981.
158. Некрасова М.А. (ред.). Народные мастера, традиции, школы. Вып. 1. - М.: Изобразительное искусство, 1985.
159. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983.
160. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 1985.
161. Некрасова М.А. Современное народное искусство. JL: Художник РСФСР, 1980.
162. Некрасова М.А., Макаров К.А. (ред.). Народное искусство и современная культура: Проблемы сохранения и развития традиций. М., 1991.
163. Некрасова М.А., Макаров К.А. (ред.). Проблемы народного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1982.
164. Об образовании: Закон Российской Федерации. М., 1992.
165. Петрова В.И. Вариативность подходов к методике исследования нравственного воспитания // Сов. педагогика. 1983. - № 6.
166. Петровский А.В. (ред.). Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973.
167. Петровский А.В. (ред.). Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989.
168. Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990.
169. Петровский А.В. Деятельность. Сознание, Коллектив. М.: Политиздат, 1990.
170. Пирулгов К. Народная педагогика и современность. Ашхабад,1988.
171. По страницам истории Кубани (Краеведческие очерки) / Отв. ред. В.Н. Ратушняк. Краснодар, 1993.
172. Победоносцев Г. А. Совершенствует систему воспитанных школьников. -М.: Просвещение, 1989.
173. Подласый И.П. Педагогика. -М.: Просвещение, 1996.
174. Полетаева В.А. Самовоспитание старших школьников. Абакан, 1971.
175. Поляков В.А. и др. Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах. М.: Просвещение, 1979.
176. Попова С.Н. Фольклор как первоисточник формирования основ нравственной и эстетической культуры ребенка // Дети и народные традиции: Материалы Пятых Виноградовских чтений. Ч. 1. - Челябинск, 1991. -С. 131-134.
177. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства (на материале школ и групп продленного дня): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1978.
178. Починова Н.В., Дехтяренко В.Н. Инкрустация соломкой. -Минск: Полымя. 1988.
179. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов: 5-11 кл. М.: Просвещение, 1992.
180. Психодиагностические методы. Д.: Изд-во ЛГУ, 1976.
181. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
182. Развитие идей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания / Под ред. В.М. Коротова. М.: Педагогика, 1989.
183. Ребус Б.М. Психологические основы управления школой. -Ставрополь, 1990.
184. Рогова P.M. (ред.). Становление гуманистического мировоззрения личности. М., 1994.
185. Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981.
186. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.
187. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. -М.: Просвещение, 1989.
188. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.,1958.
189. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедиз,1946.
190. Рувинский Л.И. (ред.). Управление процессом нравственного воспитания. М.: Изд-во МГУ, 1979.
191. Рувинский Л.И. Воспитание и самовоспитание школьников. -М., 1969.
192. Савва М.В. Межнациональные отношения: теория, практика и проблемы Кубани. Краснодар, 1993.
193. Сарбагышев А. А. Методика подготовки учителей-художников по профилю местных художественных промыслов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1985.
194. Селиванов В. И. Воля и самовоспитание студента // Студенческая группа. М.: Молодая гвардия, 1975. - С. 91-111.
195. Селиванов В.И. (ред.). Вопросы психологии и педагогики воли. -Краснодар, 1969.
196. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1976.
197. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения. -Рязань, 1992.
198. Селиванов В.И. Личность и воля // Проблема личности: Материалы симпозиума. М., 1969.
199. Системный анализ механизмов поведения. М.: Наука, 1979.
200. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования / Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989.
201. Скаткин М.Н. (ред.). Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982.
202. Сокольников Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -Л., 1969.
203. Сокольников Ю.П. Системный подход к анализу воспитания школьников.-М.: Педагогика, 1986.
204. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников: Программа спецкурса для пед. ин-тов и ун-тов. М.: Прометей, 1989.
205. Становление гуманистического мировоззрения личности / Под ред. P.M. Роговой. М., 1994.
206. Стасов В.В. Русский народный орнамент: Шитье, вышивка, кружева. СПб., 1872.
207. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985.
208. Стуканов А.П. Организационно-педагогические условия оптимального управления непрерывным повышением квалификации педагогических кадров на муниципально-региональном уровне: Автореф. дис. канд. пед. наук. Майкоп, 1995.
209. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия,1971.
210. Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е.В. Шороховой. -М.: Наука, 1974.
211. Толстых А.В. Искусство понимать искусство. М.: Педагогика,1990.
212. Традиции в современном обществе. М., 1990.
213. Традиции и современность в современном фольклоре // Под ред. В. К. Соколова. -М.: Наука, 1988.
214. Традиционная культура и дети. Вып. 1 // Ред. Н.И. Бондарь. -Краснодар, 1994.
215. Трудовое воспитание учащихся V-VIII классов: Опыт нравственной подготовки школьников к труду / Под ред. Л.И. Новиковой. М.: Просвещение, 1967.
216. Ушинский К.Д. Соч.: в 11 т. Т. 6. -М. - Л., 1952.
217. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // К.Д. Ушинский. Собр. соч. Т. 8. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
218. Физиологические и психологические основы труда / Под ред. В.И. Дорогойченко. -М.: Профиздат, 1974.
219. Фролов А.А. А.С. Макаренко: основы педагогической системы. -Горький, 1990.
220. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. -Минск: Народная асвета, 1975.
221. Харламов И.Ф. Педагогика. -М.: Педагогика, 1987.
222. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания: история, современная проблематика и основные педагогические идеи. Минск, 1972.
223. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969.
224. Черкасова Н.В. (ред.). Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. М., 1990.
225. Черник О.А. Трудовое воспитание школьников: опыт и проблемы // Сов. педагогика. 1982. - № 6.
226. Чистов К. В, Народные традиции и фольклор. Л., 1986.
227. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981.
228. Шаров Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей школьников, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1970.
229. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. -М.: Университетское, 1990.
230. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.
231. Шиллинг Е.М. Кубачи. Пятигорск, 1936.
232. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.
233. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1989.
234. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1988.
235. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1979.
236. Штурба В.А. Регионализация образования Кубани: Автореф. дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1995.
237. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Т. 1. - Екатеринодар, 1910. - Т. 2. - Екатеринодар, 1913.
238. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1979.
239. Щуркова Н.Е. К вопросу о развитии теории нравственного воспитания // Сов. педагогика. 1983. - № 5.
240. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых глав: Методич. материал для работы с детьми. М.: Новая школа, 1994.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.