Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Цзан Юеци
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 143
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Цзан Юеци
Введение.
Глава I Теоретико-методологические основы формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов
1.1. Музыкально-слушательская культура как философская и психолого-педагогическая проблема исследования.
1.2. Формирование музыкально-слшательской культуры иностранных студентов в рамках личностно-ориентированного образования.
1.3. Модель формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
Выводы по первой главе.
Глава II Опытно-экспериментальная работ по реализации педагогических условий формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
2.1. Критерии и уровни сформированности музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
2.3. Оценка эффективности реализации модели и педагогических условий формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования2009 год, кандидат педагогических наук Геворкян, Анаит Маратовна
Формирование готовности студентов к межнациональному поликультурному диалогу в процессе музыкально-педагогического образования2006 год, кандидат педагогических наук Геворкян, Майрануш Маратовна
Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами2008 год, кандидат педагогических наук Ян Сюйжун
Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков2006 год, кандидат педагогических наук Ломакина, Наталья Сергеевна
Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента: На примере классической музыки2002 год, кандидат педагогических наук Бессонова, Татьяна Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов»
Актуальность исследования. В XXI веке Россия решает проблему модернизации системы образования, которая, наряду с изменениями форм, методов, содержания образования, внедрением информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, направлена также на подготовку иностранных студентов в условиях российского вуза. Иностранный студент, обучаясь в вузе, не только получает глубокие научно-практические знания по изучаемым дисциплинам, но и становится целостной личностью, культурной, духовно-богатой, эстетически развитой, готовой к диалогу культур в межнациональной среде российского вуза.
Музыкальная культура как эстетическая категория сознания каждого этноса аккумулирует вкусы, склонности, интересы народа, его мировоззрение, нравственно-этические, исторические, философские, художественно-эстетические взгляды, а также передовые идеи и особенности в масштабе всего человечества и является одной из основ формирования мировоззрения личности, ее эстетических взглядов. Но музыка оказывает на человека благотворное развивающее и воспитывающее влияние лишь в том случае, если он в той или иной мере подготовлен для ее восприятия, обладает определенным уровнем развития тех свойств и качеств, которые позволяют диалогически общаться с музыкальным произведением, понимать и переживать его. Такой основой для восприятия и переживания музыки особенно для иностранных студентов является музыкально-слушательская культура.
Формирование музыкально-слушательской культуры иностранных студентов как одно из направлений духовного развития представляет собой процесс вхождения личности в новое культурное пространство, ориентирует ее на свободное творческое развитие в условиях диалога культур.
Вышеизложенное подтверждает актуальность данной проблемы, которая определяется следующим: необходимостью актуализации личностного фактора в современной образовательной среде, способствующей саморазвитию и самоорганизации личности иностранного студента в процессе музыкально-педагогического образования; потребностью личности приобщаться к инонациональным музыкальным культурам; слушать, понимать и осознавать ценность и уникальность каждого музыкального произведения на основе диалога культур.
Степень разработанности проблемы. Термин «культура» рассмотрен в трудах Н.А. Бердяева, М.С. Кагана, И. Канта, Ж.О. Ламетри, М. Монтеня, Ж.Ж. Руссо, И. Фихте, П.А. Флоренского и др.
Культурологические концепции образования в личностно ориентированной парадигме разрабатываются Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневичем, Б. Крыловой, А.С. Петелиным, Е.Н. Шияновым, И.С. Якиманской и др.
Культура личности и ее музыкально-эстетическое воспитание - объекты исследования философов: J1.H. Когана, И.Ф. Ляшенко, Э. Маркаряна, B.C. Семенова, У.Ф. Суна, Р.А. Тельчаровой и др.; психологов: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, А.З. Рахимова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.; искусствоведов: Б.В. Асафьева, Р.И. Грубера, А.Н. Сохора, Цяо Ю и др.; музыкантов-педагогов: Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Аржачниковой, Л.Н. Баренбойма, Ван Гуанси, Н.А. Ветлугиной, Л.Г. Горюновой, Д.Б. Кабалевского, Лю Лань, Н.К. Терентьевой, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяра и др.
Различным сторонам готовности субъектов образовательного процесса к профессиональной деятельности посвящены труды А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, А.В. Мудрика, Л.Ф. Спирина и т.д.
Однако, проводя анализ исследований проблемы восприятия музыки и музыкальной культуры иностранными студентами в условиях российского вуза, можно заметить, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, вопросы формирования музыкальнослушательской культуры иностранных студентов не исследованы в парадигме личностно ориентированного музыкально-педагогического образования.
Результаты теоретического анализа различных источников (монографий, диссертаций, статей) и обращение к практике позволили выявить ряд противоречий между: высоким уровнем разработанности концепций гуманистического личностно ориентированного образования и отсутствием должного внимания к формированию музыкально-слушательской культуры иностранных студентов; объективно существующим и постоянно расширяющимся многонациональным образовательным пространством Российских вузов и отсутствием целенаправленно организованной деятельности по формированию музыкально-слушательской культуры иностранных студентов, обучающихся в них; реальными потребностями общества в личности, готовой к диалогу культур, и организацией педагогического процесса в высшей школе, не учитывающей возможности музыкально-педагогического образования в формировании музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
Актуальность работы, противоречия и тенденции современной образовательной среды вуза позволили сформулировать проблему исследования: создание каких педагогических условий формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов способствуют эффективности процесса музыкального и музыкально-педагогического образования?
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов».
Объект исследования - музыкально-слушательская культура иностранных студентов.
Предмет исследования - педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе.
Цель исследования - обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность процесса формирования музыкальной культуры иностранных студентов в условиях музыкально-педагогического образования возрастет, если: формирование музыкально-слушательской культуры иностранных студентов будет основано на диалоге культур; будет разработана модель формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов; будут созданы педагогические условия, способствующие формированию музыкально-слушательской культуры иностранных студентов; будут определены критерии и показатели, позволяющие оценивать уровень сформированное™ музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
В соответствии с поставленной целью, объектом, гипотезой и предметом были определены задачи исследования.
1. Уточнить содержание понятий «культура», «музыкальная культура», «музыкально-слушательская культура».
2. Разработать модель формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
Методологической основой исследования являются: личностно ориентированный, культурологический, аксиологический и деятельност-ные подходы. Теоретическая база работы строится на философских концепциях формирования эстетической культуры личности (Аристотель, Гегель, Гельвеций, Платон, Н.А. Бердяев, Ю.А. Бореев, М.С. Каган, Конфуций, В.П. Крутоус, А.Ф. Лосев и др.); концепции личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Е.А Крюкова, Т.П. Лакоценина, В.А. Петровский, В.В. Сериков), ценностной парадигме образования (С.Ф. Ани-симов, Н.А, Асташова, А.Т. Здравомыслов, И.Б. Котова, В.В. Розанов, В.П. Тугаринов); психологических теориях личности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.); концепции диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер); работах по музыкальному восприятию и развитию музыкальных способностей (Б.В. Асафьев, Н.А. Гарбузов, А.Л. Готсдинер, М.С. Каган, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.); теориях профессионального музыкально-педагогического образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Г.Г. Арчажникова, Ван Гуанси, А.С. Петелин, Л.В. Школяр и т.д.).
Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические методы: анализ философской, социологической, психолого-педагогической и культурологической литературы; систематизация и обобщение существующих подходов к образованию в многонациональном российском вузе; сопоставительный анализ европейской и китайской музыкальной литературы; синтез научной теории и воспитательной практики, методы аналогии, моделирования и педагогического прогнозирования; эмпирические методы: наблюдение динамики общественного движения в многонациональной среде российского вуза; целенаправленный анализ особенностей поведения иностранных студентов в целях выявления приоритетных форм и методов обучения и воспитания; методы опроса, беседа, анкетирование, диагностика восприятия европейской музыки.
Экспериментальной базой исследования стал Воронежский государственный педагогический университет, Воронежская государственная академия искусств. В эксперименте участвовали 78 студентов I-IV курсов из Китая и Вьетнама.
Научно-исследовательская работа проводилась в период с 2004 по 2007 год и включала в себя три этапа.
Первый этап (2004-2005 г.г.) - теоретическое осмысление проблемы, изучение и анализ философской, социальной, психологической, культурологической, педагогической литературы по теме исследования; определение объекта, предмета, цели, гипотезы и основных задач исследования, разработка принципов формирования музыкально-слушательской культуры; приобщение обучающихся к диалогу культур.
На втором этапе (2005-2006 г.г.) работа была направлена на построение модели формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов, выявление совокупности педагогических условий, проведение опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (2006-2007 г.г.) - завершение эксперимента, анализ полученных результатов, формулировка общих выводов и рекомендаций, целостное оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнено содержание процесса формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов на основе личностного подхода в рамках концепции диалога культур; разработана модель формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов; определены критерии и показатели формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов; выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность экспериментальной работы по формированию музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования обогащают знания в области личностно ориентированного образования, содержат решение научной проблемы: установление взаимосвязи между формированием музыкально-слушательской культуры иностранных студентов и реализацией данного положения в рамках концепции диалога культур; определены структурные компоненты процесса формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов; обоснован и определен алгоритм изучения музыкальных культур разных народов, влияющих на эффективное формирование музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в процессе формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов. Разработанные измерительные шкалы, тестовые материалы позволили глубоко и дифференцированно исследовать и оценить уровень сформированности музыкально-слушательской культуры иностранных студентов. Апробация на практике модели формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов в условиях межнациональной среды образовательных учреждениях культуры и искусства.
Достоверность и обоснованность научных положений, полученных результатов и выводов, содержащихся в работе, обеспечены целостным подходом к исследованию проблемы, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования, объективным качественным и количественным анализом полученных данных, подтвержденных статистическим анализом результатов педагогического эксперимента, личным опытом деятельности, диссертанта в вузе, преемственностью и взаимосвязанностыо результатов, полученных на различных этапах исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музыкально-слушательская культура представляет собой систему соподчиненных элементов, способствующих развитию гармонически сочетающихся музыкальных способностей, потребностей, творческого воображения, вкуса, чувства целого, эмоционально-эстетического опыта.
2. Модель формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов включает цель, условия, принципы (природосооб-разности, культуросообразности, амбивалентности, диалогичности, поликультурности), структурный и функциональный компоненты, критерии и показатели формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
3. Педагогические условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов: формирование открытости к познанию с учетом особенностей восприятия европейской музыкальной культуры иностранными студентами, означающее проницаемость границ понятий, убеждений, образов, гипотез, проявление толерантности и эмпатии к неоднозначности и противоречивости информации; направленность на развитие внутренней самооценки, которая проявляется в ощущении человеком своего «Я» и своих внутренних возможностей. В этом случае основа как источник собственных поступков, суждений находится внутри индивида, а не навязывается извне мнением других людей; развитие способности к нестандартным сочетаниям элементов и понятий, связанное с открытостью опыту и предполагающее нахождение проблем в общеизвестном. В результате развиваются интуитивное мышление и умение видеть новое и существенное в жизни.
4. Критерии и показатели оценки уровня сформированности музыкально-слушательской культуры иностранных студентов:
- коммуникабельность - активность, заинтересованность, мотивация;
- готовность к диалогу культур - критичность, толерантность, эмпатия;
- восприятие музыкального произведения - понимание, осознанность, креативность.
Апробация и внедрение результатов исследования проходили на музыкальном отделении факультета художественного образования Воронежского государственного педагогического университета.
Материалы диссертации обсуждались на конференциях: «Музыка в современном мире» (г. Тамбов, 2006), «Проблемы и перспективы развития высшей школы в условиях модернизации современной системы образования» (г. Воронеж, 2006), «Философия современного образования: история и современность» (г. Пенза, 2007), а также на заседаниях кафедры педагогики, теории, истории музыки и музыкальных инструментов, хорового дирижирования и вокала ВГПУ и ВГАИ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Эстетическое воспитание студентов вуза средствами русского музыкального фольклора2013 год, кандидат педагогических наук Климов, Владимир Игоревич
Формирование музыкально-эстетической культуры студентов в воспитательном пространстве вуза2010 год, кандидат педагогических наук Арштейн, Лев Исаакович
Педагогические условия подготовки студентов музыкальных факультетов к восприятию авангардной музыки2003 год, кандидат педагогических наук Лазарев, Борис Николаевич
Психолого-педагогическая модель формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студентов2010 год, доктор психологических наук Вахтель, Лариса Викторовна
Формирование готовности студентов к эстетическому самоопределению в процессе обучения музыке2009 год, кандидат педагогических наук Климонтова, Жанна Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Цзан Юеци
Выводы по второй главе
Целью опытно-экспериментальной работы являлся мониторинг и проверка достоверности положений, выдвинутых ранее в обосновании исследования: формирование музыкально-слушательской культуры основывается на диалоге культур и представляет собой систему соподчиненных элементов, способствующих развитию гармонически сочетающихся музыкальных способностей, потребностей, творческого воображения, вкуса, чувства целого, эмоционально-эстетического опыта.
Музыкально-слушательская культура иностранных студентов определяется по выявленным уровням, которые оценивались по следующим критериям:
- - коммуникабельность - активность, заинтересованность, мотивация;
- готовность к диалогу культур - критичность, толерантность, эмпатия;
- восприятие музыкального произведения - понимание, осознанность, креативность.
Для измерения каждого критерия и их показателей были адаптированны тесты.
Для проведения формирующего этапа эксперимента был разработан алгоритм действий, а также специальная программа, охватывающая две формы работы: урочная - на занятиях в вузе во время изучения дисциплин «Основной музыкальный инструмент», «Вокал», «Дирижирование», «История музыки» (зарубежной, русской, советской, музыки XX века); внеурочная - посещение концертов, оперных и балетных спектаклей, выступление на концертах.
Проведенная экспериментальная работа доказала эффективность разработанных педагогических условий, позитивно влияющих на формирование музыкально-слушательской культуры иностранных студентов. Результаты диагностики респондентов на завершающем этапе эксперимента показали, что уровень сформированности музыкально-слушательской культуры в экспериментальной группы в 6,7 раз превышает данные контрольной группы и 5,5 раза превышают допустимое «пороговое» значение.
Заключение
Одной из основных задач современного образования является совершенствование личности обучающегося, ее непрерывное общекультурное развитие. Существенное место в структуре духовной культуры личности занимает музыкальная культура и как ее составная часть - музыкально-слушательская культура. Формирование музыкально-слушательской культуры как основы развития личности студента выступает в настоящее время как отражение требований современного социокультурного развития общества, с одной стороны, гуманизацией учебно-воспитательного процесса, нового осмысления гуманистической парадигмы воспитания личности, с другой.
Обучение иностранных студентов в российском вузе выводит на первый план проблему их адаптации к новым социокультурным реалиям, необходимость специальной работы по преобразованию имеющегося опыта взаимодействия и поведения личности в условиях межнационального общества.
Ориентация современного образования на многообразие культур, многонациональный состав обучающихся в российском вузе, поток иностранных граждан в образовательную среду российского вуза обусловили постановку и исследование проблемы: какие условия формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов могут быть использованы в процессе музыкального и музыкально-педагогического образования?
Формирование музыкально-слушательской культуры иностранных студентов в исследовании понимается как система соподчиненных элементов, способствующих развитию гармонично сочетающихся музыкальных способностей, потребностей, творческого воображения, вкуса, чувство целого, эмоционально-эстетического опыта, а также оппозиции между слушательской аудиторией, исполнителем и автором и тем самым реализовать сущностное единство музыкального процесса.
Выявление сущности понятия «музыкально-слушательская культура» делали необходимым обращение к вопросам музыкального восприятия, музыкальных потребностей и способностей.
Музыкальное восприятие - это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя, это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий - то, что принято воспринимающим сознанием публики, становится частью музыкальной культуры, приживается в ней, и наконец, музыкальное восприятие - это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.
Потребности - это погружение в мир определенных музыкально-звуковых, профессиональных, нравственно-эстетических, мировоззренческих представлений, и даже техническое воплощение желаемых представлений, переживаний, эмоционального состояния. Понимание сущности музыкальных потребностей обусловлено тем, что без устойчивых, хорошо осознаваемых музыкальных потребностей невозможно сформировать глубокий интерес к музыке.
Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки, представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств.
Таким образом, музыкальную культуру можно трактовать как определенный уровень развития интереса, восприятия, потребности в общении с музыкальными произведениями, понимания музыкального языка, развитости музыкальных способностей.
Музыкальная культура, будучи эстетической категорией сознания каждого народа и отличаясь неповторимым национально-этническим своеобразием, содержит общечеловеческий, гуманистический заряд, делающий духовный опыт данного народа органически доступным, понятным для другого народа. В ходе музыкальной и музыкально-педагогической деятельности происходит восприятие художественного открытия одной национальной культуры духовным сознанием другой, потому что: средства выразительности музыкальной культуры разных народов развивают способность обостренно чувствовать окружающий мир, понимать и принимать себя и других людей, что проявляется в сопереживании, сочувствии, терпимости; язык музыки как уникальный специфический язык эмоций и чувств анализирует эмоциональное реагирование, отзывчивость в отношении себя и окружающей среде; учебная деятельность, построенная на диалоге культур способствует взаимодействию человека как уникального мира культуры с другими личностями-культурами (Бахтин), творящий себя в процессе такого взаимодействия и воздействующий на других.
Диалог культур требует воспитание и развитие определенных личностных качеств: толерантность (З.Т. Гасанов, Б.С. Гершунский, Л.П. Ильченко) как признание равноправия и свободы каждого народа, уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур; эмпатыя (Л.Н. Большунова, В.М. Медушевский, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов) как субъективное восприятие другого человека, способность проникновения в его внутренний мир, проявляющаяся в сопереживании, сочувствии, понимании его мыслей и чувств; диалогичность (М.М. Бахтин, B.C. Библер) как психологическое качество личности позволяющее взаимодействовать, сотрудничать в поликультурном социуме.
Таким образом, можно сказать, что формирование музыкально-слушательской культуры иностранных студентов является составной частью личностно-ориентированного образования, где важно создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств обучающегося.
Для реализации теоретических положений, выдвинутых в исследовании, была разработана модель формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов, которая представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов постижения основ художественно-эстетической деятельности и включает цель, условия, принципы, структурный и функциональный компоненты, критерии и показатели. Целью модели является сформированность музыкально-слушательской культуры у иностранных студентов.
Принципы (природосообразиости, культуросообразности, амбивалентности, диалогичности, поликультурности) определяют функциональный (культурологический, познавательный, гуманистический, социальный) и структурный (аксиологический, творческий, эмоциональный, рефлексивный) компоненты содержания формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов, которые протекают в специально созданных педагогических условиях: формирование открытости к познанию с учетом особенностей восприятия европейской музыкальной культуры иностранными студентами, означающее проницаемость границ понятий, убеждений, образов, гипотез, проявление толерантности и эмпатии к неоднозначности и противоречивости информации; направленность на развитие внутренней самооценки, которая проявляется в ощущении человеком своего «51» и своих внутренних возможностей. В этом случае основа как источник собственных поступков, суждений находится внутри индивида, а не навязывается извне мнением других людей;
- развитие способности к нестандартным сочетаниям элементов и понятий, связанное с открытостью опыту и предполагающее нахождение проблем в общеизвестном. В результате развиваются интуитивное мышление и умение видеть новое и существенное в жизни.
Таким образом, модель формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов представляет собой динамичную систему, основанную на представлениях об индивидуальном опыте и способах вхождения в новую культуру, и педагогически организованной деятельностью, обеспечивающей осознание и понимание образовательной поликультурной действительности. Достижение цели обусловлено необходимостью использования диалога культур для успешного овладения требованиями разработки и организации образовательного процесса с учетом выявленных и обоснованных педагогических условий.
Проведение экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов потребовало разработки критериев и показателей оценки:
- коммуникабельность - активность, заинтересованность, мотивация;
- готовность к диалогу культур - критичность, толерантность, эмпатия;
- восприятие музыкального произведения - понимание, осознанность, креативность.
Адаптированные тесты по вышеуказанным критериям и их показателям позволили определить уровень на первоначальном этапе эксперимента и разработать пути для эффективной реализации созданной модели.
Формирующий этап эксперимента выполнялся на основе разработанной программы в специально созданных педагогических условиях.
На заключительном этапе анализировались результаты опытно-экспериментальной работы по формированию музыкально-слушательской культуры иностранных студентов в условиях российского вуза.
Положительные изменения в экспериментальной группе говорят о явном росте осознанного отношения студентов к современной социокультурной среде, осознании значимости критичности мышления, эмпатийности, креативности обеспечивающие диалог культур, интерес студентов к своей профессии, к музыкальной культуре, творческая активность в процессе музыкально-педагогических занятий, составляющих основу осмысленного и осознанного восприятия музыкального произведения.
Наблюдается систематический и устойчивый интерес к проблематике диалога культур на современном этапе, который проявляется в межнациональном общении в повседневной жизни, желании изучать другую музыкальную культуру разных народов более глубоко, анализировать поведение людей в конфликтных ситуациях с целю выявления причины данных конфликтов. Отмечается достаточно высокая степень заинтересованности в мировой музыкальной культуре, желание изучать новые произведения, знакомиться с творчеством разных композиторов. Отмечаются также умения воспринимать, понимать особенности музыкального языка непривычных для музыкального слуха произведений, что свидетельствует о высоком уровне толерантных и эмпатийных качеств личности.
Проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать следующие выводы.
1. Проблема научной разработки формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов основывается на диалоге культур и представляет собой систему соподчиненных элементов, способствующих развитию гармонически сочетающихся музыкальных способностей, потребностей, творческого воображения, вкуса, чувства целого, эмоционально-эстетического опыта.
2. Разработана теоретическая модель формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов, которая включает цель, условия, принципы, структурный и функциональный компоненты, критерии и показатели формирования музыкально-слушательской культуры иностранных студентов.
3. Для оценки уровня сформированности музыкально-слушательской культуры иностранных студентов были выделены критерии и показатели: коммуникабельность - активность, заинтересованность, мотивация; готовность к диалогу культур - критичность, толерантность, эмпатия; восприятие музыкального произведения - понимание, осознанность, креативность.
Проведенная экспериментальная работа доказала эффективность разработанных педагогических условий, позитивно влияющих на формирование музыкально-слушательской культуры иностранных студентов. Результаты диагностики респондентов на завершающем этапе эксперимента показали, что уровень сформированности музыкально-слушательской культуры иностранных студентов у экспериментальной группы 6,7 раз превышает результаты контрольной группы.
Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы. Перспективными исследованиями в данном направлении могут стать изучение проблем формирования музыкально-слушательской культуры будущих педагогов музыки, проектирования педагогического процесса вуза на принципах культуры межнационального общения, формирования межнационального образовательного пространства вуза, способствующего воспитанию и обучению иностранных и русских студентов на основе диалога культур.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Цзан Юеци, 2007 год
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблемы музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э. Б. Абдуллин. М. : Прометей, 1990. - 188 с.
2. Адорно Теодор В. Избранное : Социология музыки / Теодор В. Адорно. Москва - Санкт-Петербург: «Университетская книга», 1999. - 446 с.
3. Алексеев Н.А. педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения : дис. доктора пед. наук / Н.А. Алексеев. Тюмень, 1997.-310 с.
4. Алмякина Ж.Г. Формирование культуры межнационального общения младших школьников средствами музыки (на материале Республики Мордовия): дис. канд. пед. наук / Ж.Г. Алмякина. М., 2002. - 194 с.
5. Аминов Н. А. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей / Н. А. Аминов // Типологическая диагностика и образование. М., 1994. - С. 78-93.
6. Амонашвили М.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса / М.А. Амонашвили. Минск : изд. Минского университета, 1990. - 560 с.
7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. Казань : Изд. Казанского ун-та, 1998. - 288 с.
8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. -Л.: Музыка, 1963.-376 с.
10. Асафьев Б.В. О народной музыке / Б.В. Асавьев. М., 1987. - 247 с.
11. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. М.: Арена, 1994. - 210 с.
12. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А. Асташова // Педагогика. 2002. - № 8. - С. 8-15.
13. Баренбойм JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство / JI.A. Баренбойм. J1.: Советский композитор, 1974. - 334 с.
14. Бахтин М.М. Человек в мире слова / М.М. Бахтин // сост., предисловие, примеч. О.Е. Оссовского. М.: Изд-во открытого университета. -140 с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. -М, 1986. -445 с.
16. Бахтин М.М. Эстетика современного творчества / М.М. Бахтин. -М., 1979.- 179 с.
17. Бессонова Т.Н. Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента : дисс. канд. пед. наук / Т.Н. Бессонова. Липецк, 2002. - 141 с.
18. Библер B.C. Диалог культур : опыт определения // Вопросы философии. 1989. - №6. - С. 31-42.
19. Библер B.C. Диалог о диалоге // Вопросы философии. 1992. -№ 12.-С. 139-150.
20. Библер B.C. Диалог, сознание, культура (идея культуры в работах М.М. Бахтина) // Одиссей : человек в истории. М., 1989. - С. 21-59.
21. Библер B.C. М.М. Бахтин и поэтика культуры / B.C. Библер. М., 1990.- 125 с.
22. Библер B.C. От наукаучения к логике культуры : Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1991. - 413 с.
23. Битинас Б.П., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся // Опыт разработки концепции воспитания: в 2 х частях. - Ростов н/Д, 1993. Ч. 1 - С. 86 - 111
24. Большой толковый психологический словарь / под ред. А. Ребе-ра. : в 2-х томах. М, 2000. - Т. 2. - 560 с.
25. Большуиова JI.H. Влияние музыкальных способностей на развитие эмпатии личности : автореф. дис. . канд. психолог, наук / JI.H. Болыпу-нова. Новосибирск, 2000. - 18 с.
26. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 1993.- 63 с.
27. Бондаревская Е.В. Педагогика : личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С'.В. Кульневич. Ростов-на-Дону : Тв. центр «Учитель», 1999. - 560 с.
28. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -1999. №3. - С. 37-43.
29. Бондаревская Е.В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей мигрантов в поликультурном образовательном пространстве / Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко. - Тирасполь, 2000. - 89 с.
30. Бондаревская Е.В. Прогностическая роль концепций личностно-ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории / Е.В. Бондаревская // Известия Южного отделения РАО. Вып. 1. Ростов на Дону, 1999.
31. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревскакя // Педагогика. 1995. - №4. - С. 29-36.
32. Васильева Н.Н. Личностно-ориеитированная межкультурная коммуникативная технология образования студентов : дис. . канд. пед. наук /Наталья Николаевна Васильева. Ростов-на-Дону, 2000. - 240 с.
33. Вей Син Адаптация китайских студентов к межкультурному общению в образовательном процессе российского вуза : дис. канд. пед. наук /Вей Син. Воронеж, 2003. - 143 с.
34. Виноградов B.C. Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР /B.C. Виноградов//сб. научных статей. М., 1981. - С. 3-17.
35. Виноградов B.C. Композитор и народная музыка / B.C. Виноградов // Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР. М. : Советский композитор, 1961. - С. 104-114.
36. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений // под. общей ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Изд-ий центр «Академия», 2005. - 336 с.
37. By Хао Куанг Изменения ценностных ориентаций и образа жизни вьетнамских семей в условиях дифференцированной социальной среды : ав-тореф. канд. социолог, наук / В.Х. Куанг. М., 1993. - 19 с.
38. Выготский JI.C. Психология искусства / JT.C. Выготский. М., 1980.- 412 с.
39. Гальцева Н.К. Этнокультурная специфика музыкального восприятия : дис. канд. искусствовед.: Н.К. Гальцева. М., 1994. - 193 с.
40. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения : методология, теория, практика / З.Т. Гасанов. Махачкала, 1998. - 165 с.
41. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З.Т. Гасанов // Педагогика. 1996. - № 6. -С. 51-56.
42. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. -2001. -Лг» 4. -С. 17-25.
43. Геворкян М.М. Формирование готовности студентов к межнациональному поликультурному диалогу в процессе музыкально-педагогического образования : дис. канд. пед. наук / М.М. Геворкян. Воронеж, 2006.-204 с.
44. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. 2002. - № 7. -С. 3-12.
45. Гришаева Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации : Учебное пособие /Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. 2-е изд., дополн. - Воронеж : Воронежский государственный университет, 2004. - 424 с.
46. Гришаева Л.И. Предмет дисциплины «Введение в теорию межкультурной коммуникации» / Л.И. Гришаева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия гуманитарные науки. № 1. 2003. - С. 95-107.
47. Гродзенская Н.О. Вопросы развития восприятия музыки. М.: Известия АПН РСФСР, 2960. № 10. - С. 214
48. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д.Б. Гудков. М.: Гнозис, 2003.
49. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и . неопределенность / А.Н. Дахин // Педагогика. 2003. - № 4. - С. 21-26.
50. Декларация принципов толерантности ООН. Париж, 1995.
51. Джуринский А.Н. История педагогики : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / А.Н. Джуринский. М., 1999. - 432 с.
52. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание : сущность и перспективы развития / А.Н. Джуринский // Педагогика. 2002. - № 10. -С. 93-96.
53. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире : учебное пособие для студентов обучающихся по педагогическим специальностям / А.Н. Джуринский. М.: Валдос, 1999. - 200 с.
54. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. -М., 1999.-208 с.
55. Дьяченко М.И. Психология высшей школы : учебное пособие для вузов/М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.
56. Жуковский И.В. Межкультурный диалог в образовательном пространстве / И.В. Жуковский // Дополнительное образование. 2002. - № 9. -С. 18-22.
57. Закон РФ «Об образовании» / 5-ое издание. М. : Изд. «Ось-89», 2003.-48 с.
58. Ильченко Л.П. Формирование межэтнической толерантности у школьников : автореф. дис. до к. пед. наук / Л. П. Ильченко. М., 2005. - 47 с.
59. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991. - С. 8
60. Кабалевский Д.С. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады / Д.Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1986. - 324 с.
61. Каган М.С. Мир общения : Проблемы межсубъектных отношений /М.С. Каган. М. : Политиздат, 1988. - 293с.
62. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. С-Пб, 2996. -415 с.
63. Каган М.С. Проблема «Запад-Восток» в культуре : взаимодействие художественных культур / М.С. Каган. М.: Наука, 1994. - 158 с.
64. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя / Л.М. Кадцын. С-Пб. - 1996. - 415 с.
65. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Кап-терев.-М., 1982.- 476 с.
66. Каузова А.Г. Развитие полифонического слуха у учащегося-пианиста в процессе работы над современным репертуаром / А.Г. Каузова. -М, 1997.- 86 с.
67. Климов Е.А. Психология : воспитание, обучение: учеб. пособие для вузов / Е.А. Немов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2000. - 367 с.
68. Коган Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста / Г. М. Коган. -М. -.Музыка, 1969.-215 с.
69. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспиров. М., 1994. - 342 с.
70. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.
71. Корякина М.И. Формирование основ межкультурного общения школьников средствами народных сказок : дис. . канд. пед. наук / М.И. Корякина. Якутск, 1999. - 179 с.
72. Краевский В.В. Моделирование в педагогической психологии / В.В. Краевский // Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.-99 с.
73. Краевский В.В. Содержание образования : вперед к прошлому / В.В. Краевский. М., 2001. - 36 с.
74. Кребер А. Критический анализ концепций и дефиниций / А. Кре-бер, Г. Клакхон. М., 1992. - 168 с.
75. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А, Кру-тецкий. М., 1972.-428 с.
76. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологический культуры учителя / С. В. Кульневич //Педагогика. 1997. - №5. - С. 108-115.
77. Кульневич С.В. Личностно ориентированная педагогика в начальной школе / С.В. Кульневич. Воронеж, 1997. - 100 с.
78. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации : феномен содержания / С.В. Кульневич. Воронеж : ВГПУ, 1997. - 230 с.
79. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 345 с.
80. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. -М. :МГУ, 1981.- 229 с.
81. Леонтьев А.Н. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве искусство в творчестве / под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Наука; Смысл, 2000. - С. 69-80
82. Лихачев Д.С. О национальном характере русских / Д.С Лихпчев // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 3-6.
83. Лященко И. Целеполагание и деятельность музыкального мышления / И. Лященко // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Украина, 1980.-С. 11-15
84. Магомедов A.M. Воспитание у молодежи культуры межнационального общения / A.M. Магомедов // Советская педагогика. М., 1989. -№ 10.-С. 23-27
85. Мазель JT.A. Некоторые черты композиции в свободных формах Шопена/Л. А. Мазель // Исследования о Шопене. М., 1971.-С. 143-175.
86. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки / Л.А. Мазель. М. : Музыка, 1983. - 72с.
87. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений : уч. пособие для муз. вузов / Л.А. Мазель. 3-е изд. - М. : Музгиз, 1986. - 527 с.
88. Макаев В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. - 1999. - №4.-С. 3-10.
89. Маркс К. Об искусстве / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1957.-328 с.
90. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара : ДИ «Бахрах», 1996. - С. 422-449.
91. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тесты. М.: Педагогика, 1994. - С. 38-51.
92. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки: Сб. статей. М., 1980. - С. 143.
93. Медушевский В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе / В.В. Медушевский. М. : Изд. Московская консерватория, 2001. -44с.
94. Мельничук А.В. Педагогические основы управления конфликтами в пол и культурном образовательном пространстве университета : дис. . канд. пед. наук / А.В. Мельничук. Ростов н/Д., 2004. - 207 с.
95. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. М.: Прогресс, 1973.-405 с.
96. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик.-М., 1984.- 112 с.
97. Музыкальные культуры народов: традиции и современность : сб. статей. М.: Советский композитор. - 258 с.
98. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский. // Восприятие музыки. М.: Музыка. - 1980. с. 91-1 И
99. Назайкинский Е.В. О константности в восприятии музыки / Е.В. Назайкинский // Музыкальное искусство и наука. М. : Музыка, 1973. -Вып. 2.-С. 59-98.
100. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383 с.
101. Найдорф М.И. Введение в теорию культуры. Курс лекций.
102. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной музыки игры / Г.Г. Ней-гауз. М. : Музгиз, 1961. - 320 с.
103. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник / Р.С. Немов. В 2 т. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2003. - Ч. 1. - 304 с.
104. Новиков B.C. Философский анализ проблемы диалога культур : дисс. . канд. филос. наук / Н.В. Степанович. М., 2001. - 160 с.
105. Основы марксистско-ленинской теории культуры. / под. ред. А.И. Арнольдова, А.С. Фишера. М., 1986. - 22 с.
106. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В.Д. Остроменский. Киев : Музична Украша, 2975. - 195 с.
107. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование : современный подход к воспитанию на народных традициях / Г.В. Палаткина // Педагогика. -2002.-№5.-С. 27-36.
108. Петелин А.С. Методологическая культура личностно ориентированного учителя музыки / А.С Петелин // Личностно ориентированная педагогика. Воронеж : Изд-во ВГПУ, 1997. - Вып. 1. - С. 83-92.
109. Петелин А.С. Модель профессионально-личностного становления учителя музыки : монография / А.С. Петелин, Е.А. Петелина. Воронеж : ВГПУ, 2004,- 120 с.
110. Петелин А.С. Профессионально-личностное становление учителя музыки : монография / А.С. Петелин. Воронеж : ВГПУ, 2005. - 320 с.
111. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. М. : ВЛАДОС, 1997.-384 с.
112. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий : уч. пособие / К.К. Платонов. М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.
113. Платонов К.К. Психология / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. М.: Высшая школа, 1977. - 246 ч.
114. Пономарева О.И. Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в поликультурном социуме : дисс. канд. пед. наук / О.И. Пономарева. Бирск, 1999. - 179 с.
115. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: в 2 т. М.: Туманит. Ихд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Т. 1. - 312 с.
116. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: в 2 т. М.: Туманит. Ихд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Т. 2. - 312 с.
117. Психологический словарь / под ред. Давыдова, Запорожца, Ломова. -2-е изд., перераб. и доп. М. : Педагогика, 1998. - 440 с.
118. Психология музыкальной деятельности: теория и практика Д.К. Кирнарская и др. М.: Академия, 2003. - 368 с.
119. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.К. Карвасар-ского. СПб : Питер Ком, 1999. - 752 с.
120. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная енциклопе-дия / Е.С. Рапацевич. Минск: ИООО «Современное слово», 2005. - 719 с.
121. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. 1994. - №1. -С. 16-19.
122. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С.И. Савшинский. М.; Л. : Музыка, 1964. - 187 с.
123. Сериков В.В. Личностный подход в образовании / В.В. Сериков. Волгоград : ВГПИ, 1994. - 127 с.
124. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. М. : Логос, 1999. -272 с.
125. Сластенин В.А. Диагностика профессиональной пригодности модели к педагогической деятельности / В.А. Сластенин, Н.Е. Мажар. М.: МГПИ, 1991.- 102 с.
126. Современный словарь иностранных слов. 2-е изд. - М. , 2001. -928 с.
127. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. - 1600 с.
128. Сохор А.Н. Музыкальная культура общества / А.Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки. Л. : Советский композитор, 1980. - Т. 1.-С. 4-23.
129. Тайчинов М.Т. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе / М.Т. Тайчинов // Педагогика. 1999. № 2. - С. 30-36.
130. Теплов Б. М. Избранные труды / Б. М. Теплов. М. : Педагогика, 1985.-Т. 2.- 359 с.
131. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. М.; Л.: АПН РСФСР, 1947. - 335 с.
132. Толковый словарь русского языка / под редакцией Д.Н. Ушакова. М., 1994.-Т. 3.- 720 с.
133. Толковый словарь русского языка / под редакцией Д.Н. Ушакова. -М., 1994.-Т. 4.- 752 с.
134. Толковый словарь русского языка В. Даля. М., 2003. - 735 с.
135. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. // Избр. пед. соч. -М, 1954. -Т. 2. -С. 371
136. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. -М.: изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 с.
137. Философский словарь. М.: Политиздат, 1986. - 560 с.
138. Хачатурян А.И. Как я понимаю народность / А.И. Хачатурян // Советская музыка. 1952. - № 5. - С. 35-44.
139. Цукерман B.C. Музыка и слушатель / B.C. Цукерман. М.: Музыка. - 1972.-204 с.
140. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа : проблемы психологии творчества/Г.М. Цыпин. М.: Сов. Композитор, 1988. - Кн. 1. - 384 с.
141. Шамова Т.Н. Активизация учения школьников / Т.Н. Шамова. -М.: педагогика, 1982. 209 с.
142. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования / В.К. Шаповалова.-М., 1997.- 175 с.
143. Шахназарова Н.Г. О национальном в музыке / Н.Г. Шахназарова. -2-е издание, исправленное. М.: «Музыка», 1968. - 86 с.
144. Шахназарова Н.Г. Национальная традиция и композиторское творчество / Н.Г. Шахназарова. М.: «Музыка», 1985. - 37 с.
145. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма / Н.Г. Шахназарова. М. : Советский композитор, 1983.-153 с.
146. Шахназарова Н.Г. О динамике национального в музыке / Н.Г. Шахназарова // Интернациональное и национальное в искусстве. М. : Наука, 1974.-С. 122-154.
147. Шахназарова Н.Г. Проблема народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе / Н.Г. Шахназарова. М. : Музыка, 1987. - 92 с.
148. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова.-М., 3990.-С.39
149. Школа диалога культур. Основы программы / под общей ред. B.C. Библера. Кемерово ; Адлер, 1992. - 96 с.
150. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: опыт исследования проблемы / В.А. Школяр. -М.: Флинта, 1999. 88 с.
151. Энциклопедия психологических тестов. М. : Изд-во ЭКСМО, 2002. - 496 с.
152. Banks James A. Multicultural Education: Development, Dimensions and Challenges
153. Condon J.C. and F. Yousef An Introduction to Intercultural Communication. New York : Macmillan, 1975.
154. Farkac J. Multicultural Education for a Changing Tomorrow
155. Finkelstein S. Composer and nation. N.Y., 1960
156. International Dictionary of Education. L., 1977
157. Le Than Khoi From Muiticulturalism to Interculturalism : The Role of Education.
158. Murphey T. Music and Song. Oxford : Oxford University Press,1992.
159. Lee V. Music its lovers. London, 1932.-P. 113.
160. Seachore C.E. The psychology of music. N.Y., 1938.
161. Waughan Williams R. National music and other essays. L., 1963
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.