Педагогические условия эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гройсман, Алла Геннадьевна

  • Гройсман, Алла Геннадьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Оренбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 169
Гройсман, Алла Геннадьевна. Педагогические условия эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Оренбург. 2000. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гройсман, Алла Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Теоретические основы эмоционального развития личности.

§ 1 Эмоциональное развитие личности как педагогическая проблема.

§ 2 Возможности эмоционального развития личности в процессе музыкально-исполнительской деятельности.

§ 3 Аспекты эмоционального развития учащихся в процессе обучения игре на фортепиано.

ГЛАВА2 Реализация педагогических условий эмоционального развития учащихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности.

§ 1 Выявление и учет особенностей становления эмоционального мира личности подростка.

§ 2 Констатирующий этап исследования.

§ 3 Использование методики «лицевого исполнения музыки» в процессе музыкально-исполнительской деятельности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности»

Современные условия социально-экономического развития определяют повышенный интерес общества к вопросам воспитания подрастающего поколения, утверждения в душах и сердцах молодых людей гуманистических идеалов и общечеловеческих ценностей. Это связано, главным образом, с развитием эмоциональной сферы личности, формированием высокой эмоциональной культуры, становлением обширного спектра нравственных и гуманных чувств растущего человека.

Развитие эмоциональной сферы имеет определяющее значение для становления личности (Пифагор, Платон, Аристотель, Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Ф.Гербарт, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.А.Кан-Калик, Б.Т.Лихачев и др.). Вместе с тем, вопросы эмоционального воспитания пока еще не решаются педагогической наукой и практикой столь успешно, как того требует определяющий характер данного явления в человеческих отношениях (Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский, С.М.Каргапольцев). В частности, в педагогической литературе проблематика развития эмоциональной стороны личности не имеет, как правило, статуса самостоятельного раздела и в объемности фрагментарного изложения значительно уступает главам, посвященным формированию других личностных качеств.

Кроме того, даже в тех случаях, когда вопросы эмоционального воспитания учащихся становятся объектом внимания педагогов (С.П.Баранов, Н.К.Гончаров, Т.А.Ильина, И.В.Савин, И.Ф.Харламов), эмоциональное развитие личности рассматривается, на наш взгляд, не целостно, т.е. как всецело внутренний феномен, как правило, не предполагающий внешние (экспрессивные, наглядные, видимые) проявления. Тогда как внутренние (переживания) и внешние (пантомимика) стороны человеческой экспрессивности исходно, генетически едины. Учет этих обеих сторон в педагогической деятельности позволяет достичь целостности эмоционального развития личности.

Решением обозначенных вопросов призваны заниматься, прежде всего, образовательные учреждения различного профиля, в том числе детские музыкальные школы, музыкальные студии при общеобразовательных школах. Музыкально-эстетическое воспитание в общеобразовательной и профессиональной школе далеко не в последнюю очередь призвано решать задачи развития эмоциональной сферы личности учащихся.

Человечность музыкального содержания, его доминирующая обращенность к идеалам гуманизма, правды, красоты заключает в себе большие возможности эмоционального развития учащихся в различных видах музыкальной деятельности, в том числе и в процессе обучения игре на музыкальных инструментах (А.Д.Алексеев, Л.Баренбойм, А.Н.Николаев, Г.М.Цыпин). Однако в теории и практике музыкально-исполнительской деятельности вопросы, сопряженные с развитием необходимых исполнительских навыков, разработаны гораздо детальнее, чем те, которые связаны с воспитанием ученика, с эмоциональным становлением личности исполнителя.

Интонационная выразительность музыки предполагает наглядные мимико-пластические компоненты, что подтверждает известное определение Б.Г.Асафьева: «Музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимикой) тела человеческого».

Исполнительское искусство имеет свои корни, прежде всего, в сфере непосредственного доверительного общения. Колыбельная песня, молитва, фольклорное творчество необходимо содержат в себе момент непосредственного обращения исполнителя к слушателям-зрителям, что предполагает лицевой контакт, задействованность лицевой экспрессии исполнителя как показателя и значимого фактора его эмоционального развития.

Вместе с тем традиционно музыка понимается как чисто звуковое искусство, обращенное в своем восприятии и исполнении почти исключительно к слуху, что существенно ограничивает возможности целостного эмоционального развития личности исполнителя в процессе музыкально-исполнительской деятельности, поскольку «выпадает», исчезает из поля зрения наглядная, видимая сторона музыкального исполнения, прежде всего - лицевая экспрессия.

Целостность эмоционального развития предполагает единство развития «внутренней» (переживания, чувства) и «внешней» (мимика, пантомимика) сторон личности.

Несмотря на то, что коммуникативная природа музыки подробно рассмотрена в трудах В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, А.Н.Сохора, Г.С.Тарасова, подход к исполнению музыки в ситуации непосредственного (лицевого) общения не является характерным и общепризнанным при обучении игре на музыкальном инструменте, тогда как именно в этом, на наш взгляд, заключен значимый потенциал эмоционального развития личности учащихся.

Недостаточная разработанность обозначенной проблемы в педагогической и музыкально-педагогической теории и практике обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия эмоционального развития учащихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности».

Цель исследования - выявить педагогические условия повышения эффективности эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности.

Объект исследования - процесс обучения учащихся игре на фортепиано.

Предмет исследования - целостность эмоционального развития учащихся.

Гипотеза исследования. Эмоциональное развитие учащихся в музыкально-исполнительской деятельности будет осуществляться более эффективно, если:

- реализуется аспект целостности эмоционального развития личности учащихся в единстве «внутреннего» и «внешнего»;

- приоритетными являются диалогические методы обучения, обеспечивающие ведущую роль педагога в становлении лицевой экспрессии ученика;

- учебный материал систематизируется соответственно логике эмоционального развития личности;

- основными критериями эмоционального развития будут обогащение лицевой экспрессии и расширение словаря эмоций учащихся.

Цель диссертационного исследования и положения выдвигаемой гипотезы обусловили постановку следующих задач:

- рассмотреть проблему эмоционального развития личности в теории и истории педагогики;

- определить понятие целостности эмоционального развития личности; определить возможности и критерии эмоционального развития личности подростка в процессе обучения игре на фортепиано; выявить педагогические условия целостного эмоционального развития личности в музыкально-исполнительской деятельности; разработать модель целостного эмоционального развития личности в музыкально-исполнительской деятельности; разработать методику «лицевого исполнения музыки» и экспериментально проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования явились: теория взаимосвязи интеллектуального и эмоционального в развитии личности (Аристотель, Ш.А.Амонашвили, Квинтилиан, Я.А.Коменский, Д.Локк, Платон, Ж.Ж.Руссо, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский); теория воспитывающего обучения (А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик,

Х.Лийметс, Б.Т.Лихачев, И.Я.Лернер, А.А.Мудрик); теория эмоций (П.К.Анохин, Л.И.Божович, Г.М.Бреслав,

B.В.Вилюнас, Л.С.Выготский, Б.Д.Додонов, А.Л.Запорожец, А.Д.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.В.Симонов, Д.Б.Эльконин, П.М.Якобсон); теория эмоционального развития личности (О.В.Гордеева, Т.В.Драгунова И.С.Кон, А.Г.Ковалев, Е.Л.Яковлева); положение об определяющей роли лицевой экспрессии в межличностном общении (Н.И.Жинкин, К.Изард, Я.Рейковский

C.Томкинс, В.П.Трусов, П.Экман); идеи гуманизирующего влияния музыки на личность (Б.В.Асафьев, С.М.Каргапольцев, Ю.М.Капустин, А.А.Мелик-Пашаев,

В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В.И.Петрушин,

В.Г.Ражников, В.П.Холопова);

- историко-педагогические свидетельства, раскрывающие изначальную связь музыкального исполнения с обликом исполнителя (Б.В.Асафьев, Ф.Э.Бах, Г.В.Ф.Гегель, Ф.Куперен, И.Ф.Стравинский, Л.Цаккони).

Научная новизна исследования и теоретическая значимость исследования заключается:

- в педагогической актуализации проблемы целостного эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности;

- в определении педагогических условий целостного эмоционального развития учащихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности;

- в разработке модели целостного эмоционального развития учащихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности;

- в разработке методики «лицевого исполнения музыки».

Практическая значимость исследования. На основе анализа и обобщения теоретических положений выявлены условия и методы, помогающие повысить эффективность эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности. Материалы исследования могут быть использованы в работе с учащимися музыкальных студий общеобразовательных школ, детских музыкальных школ, а также в деятельности учителей музыки общеобразовательных школ.

Достоверность проведенного исследования обеспечивается опорой на закономерности эмоционального развития личности и методологию музыкально-исполнительской деятельности, организацией опытно-экспериментальной работы в соответствии с целями исследования, многолетней работой соискателя преподавателем фортепиано в музыкальном колледже Оренбургского государственного института искусств и музыкальных студиях при общеобразовательных школах, а также количеством школьников, учащихся музыкального колледжа, студентов и педагогов вузов, принявших участие на всех этапах констатирующего и формирующего эксперимента (всего 938 человек).

Апробация и внедрение в практику. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики и менеджмента Оренбургского государственного педагогического университета, кафедры фортепиано Оренбургского государственного института искусств и музыкального колледжа; нашли отражение в публикациях автора и в выступлениях на Российской научно-практической конференции «Музыкальное образование на пороге XXI века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства» (Оренбург, 1998), научно-практической конференции «Нравственное, патриотическое и профессиональное воспитание студентов» (Оренбург, 2000), международной научно-практической конференции «Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия - Германия» (Оренбург, 2000).

На защиту выносятся следующие положения: 1. Эмоциональное развитие учащихся в музыкально-исполнительской деятельности осуществляется целостно в том случае, когда оно происходит в единстве обогащения «внутренней» (переживания, эмоции, чувства) и «внешней» (мимика, пантомимика) сторон личности;

2. Основными критериями целостного эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности являются развитие лицевой экспрессии ученика (становление «музыкального лица») и расширение его словаря эмоций;

3. Педагогическими условиями целостного эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности являются:

- актуализация отношений непосредственного (лицевого) доверительного общения педагога и ученика;

- приоритет диалогических методов обучения (эмоциональный резонанс, лицевое и пластическое подражание, графическая и зеркальная (видео) лицевая коррекция), доминирующая значимость эмоционального развития через «внешнее» к «внутреннему»;

- систематизация учебного материала соответственно логике эмоционального развития (от музыки с программным содержанием - к музыке непрограммной; от простых музыкальных чувств, настроений - к сложным, включающим оттенки чувств, увеличение степени осознанности - вербализации чувств);

- применение методики «лицевого исполнения музыки», инициирующей лицевую экспрессию исполнителя.

4. Модель целостного эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, структурно-содержательный, технологический, результирующий.

Структура диссертации. Диссертация, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гройсман, Алла Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие личности представляет собой процесс качественных изменений во всех сферах: интеллектуальной, физической, эмоциональной. Формирование чувств, связанных с проявлением социально значимых черт - отзывчивости, гуманности является одной из целей эмоционального развития личности.

Эмоциональное развитие личности предполагает умение дифференцировать свои эмоции и чувства, распознавать их у других людей, а также умение выражать свои чувства (развитость экспрессии).

Эмоционально-воспитанную личность характеризует, прежде всего, отношение к другому человеку. Одним из показателей эмоциональной воспитанности во все времена являлся нравственный облик человека.

Античные мыслители рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, создания определенной психологической настроенности личности.

В эпоху средневековья все науки, в том числе и педагогика, были поставлены на службу церкви. Религия заботилась о воспитании души верующих.

Особые взаимоотношения человека с Богом (прежде всего -вера) являлись важнейшим механизмом развития чувств средневекового человека.

Эпоха Возрождения характеризуется освобождением от гипноза церковной схоластики, убеждением в высоком значении человека, утверждением идеи универсально развитой личности. Педагогическая мысль этого исторического периода связана с именами М.Монтеня. Я.А.Коменского, Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо и др. Педагоги эпохи Возрождения считали необходимым условием развития личности воздействие не только на разум, но и на чувства воспитуемых.

Понимание добродетели как доброго отношения к другим людям в педагогике России XIX в. сходно с традициями западноевропейской педагогики. Обучение, не решающее воспитательных задач, по мнению К.Д.Ушинского, бесплодно и не оправдывает своего назначения.

Проблема эмоционального развития в отечественной педагогике XX века также решалась в русле единства обучения и воспитания. А.С.Макаренко вывел важный педагогический принцип эмоционального воспитания ребенка: нельзя воспитывать какое-то одно чувство, не воспитывая всей личности в целом.

Воспитание нравственных (гуманистических, альтруистических) чувств В.А.Сухомлинский называл «азбукой эмоциональной культуры» и вместе с тем «азбукой нравственного благородства».

Современная педагогика (Ш.А.Амонашвили, В.А.Кан-Калик, А.Н.Мудрик) трактует эмоциональное развитие учащихся как часть учебной деятельности: обучение всегда должно формировать личность учащихся. Педагоги подчеркивают, что эмоциональное развитие личности наиболее эффективно при тесном эмоциональном контакте учителя с учеником.

Эмоциональное развитие личности осуществляется в любом виде обучения, в том числе и при обучении игре на музыкальном инструменте. В музыкально-исполнительской деятельности возможности музыки для эмоционального развития личности велики.

Важным условием целостного эмоционального развития учащихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности является изменение направленности переживаемых музыкальных чувств от преимущественной обращенности на себя к обращенности к другому в аспекте единства всех музыкально-выразительных возможностей - звука, лица, жеста исполнителя.

В процессе обучения, наряду с приобретением учащимися умений и навыков, необходимых для игры на инструменте, с умением «слушать себя как настроение», «перевоплощаться в настроение» (В.Г.Ражников), необходим ориентир на того, к кому обращается исполнитель. Исполнение как высказывание, как намеренная передача слушателю - зрителю чувств требует целостности выражения чувств. Резерв эмоционального развития личности в процессе обучения игре на фортепиано связан с формированием чувств, исходно обращенных к другому, конкретному человеку.

Наряду с овладением учащимися экспрессией, эмоциональное развитие учащихся в музыкально-исполнительской деятельности включает в себя умение словесно выражать чувства, вербали-зировать эмоции. Это умение развивается, главным образом, в процессе общения со взрослыми.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- значимым условием эмоционального развития учащихся является обращение к искусству, в частности, к музыке;

- эмоциональное развитие личности осуществляется от простого к сложному: от простых, элементарных эмоций и чувств - к оттенкам чувств;

- содержанием эмоционального развития учащихся является становление главным образом социальных чувств (нравственных, гуманистических, альтруистических);

- целостное эмоциональное развитие личности осуществляется в том случае, если оно охватывает и внутреннюю, и внешнюю сторону, поэтому важное значение имеет развитие экспрессии;

- механизм целостного эмоционального развития - от «внешнего» к «внутреннему» - предполагает развитие лицевой экспрессии в единстве с внутренними переживаниями;

- основным критерием эмоционального развития учащихся является умение выражать свои чувства, называть их.

В соответствии с целью нашего исследования, мы рассматриваем педагогические условия как намеренную реализацию закономерностей эмоционального развития личности в образовательном процессе, что способствует повышению эффективности обучения. Таковыми условиями являются: непосредственное (лицевое) общение учителя и ученика, приоритет диалогических методов обучения, систематизация учебного материала, соответствующая логике эмоционального развития личности.

Итак,

1. Эмоциональное развитие учащихся осуществляется целостно в том случае, когда оно происходит в единстве обогащения «внутренней» (переживания, эмоции, чувства) и «внешней» (мимика, пантомимика) сторон личности.

2. Основными критериями целостного эмоционального развития являются становление «музыкального лица» и обогащение словаря эмоций учащихся.

3. Педагогическими условиями целостного эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности являются:

-актуализация отношений непосредственного (лицевого) доверительного общения педагога и ученика, когда обращённость чувств исполнителя на себя заменяется обращённостью чувств на другого;

-приоритет диалогических методов обучения (эмоциональных резонанс, лицевое и пластическое подражание, графическая и зеркальная (видео) лицевая коррекция); систематизация учебного материала соответственно логике эмоционального развития личности, (от программных музыкальных произведений - к непрограммным, от простых музыкальных чувств, настроений - к сложным, к оттенкам чувств; увеличение степени осознанности - вербализации чувств); применение методики «лицевого исполнения музыки», способствующей развитию лицевой экспрессии исполнителя.

Модель целостного эмоционального развития учащихся в музыкально- исполнительской деятельности включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, структурно-содержательный, технологический, результирующий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гройсман, Алла Геннадьевна, 2000 год

1. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. - Киев: Музична Украина, 1974. - 165 с.

2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1971. - 278 с.

3. Алексеева Т.Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезаптации у младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1988.

4. Амонашвили Ш.А. Каким быть педагогическому процессу //Педагогика наших дней. Краснодар, 1989. - С. 19-35.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. - 416 с.

6. Античная музыкальная эстетика / Вступ. очерк и собр. текстов проф. Лосева А.Ф. М.: Музгиз, 1960. - 304 с.

7. Античные мыслители об искусстве: Сб. высказываний древнегреческих философов и писателей об искусстве /Общ. ред., ввод, ст. и коммент. В.Ф. Асмуса. 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1938.- 242 с.

8. Антология педагогической мысли России первой половины 19 века /Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. - 560 с.

9. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4 /Пер. с древнегреч. и общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1984. - 830 с.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 248 с.

11. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. вторая: Интонация. 2-е изд. - Л.: Музыка(Лен. отделение), 1973. - С. 211365.

12. Базиков A.C. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям: Дис. канд. пед. наук. М., 1997.

13. Баранов С.П. и др. Педагогика. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987.- 368 с.

14. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. - 288 с.

15. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя.- Самара Санкт-Петербург: Изд-во Сам ГПУ, 1997. - 172 с.

16. Беликов В.А. «Организация педагогического эксперимента в образовательных учреждениях». Методические рекомендации. Магнитогорск, МГПИ. Управление образования. 1998. 40 с.

17. Берне Р. "Развитие Я-концепции и воспитание": Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. - 424 с.

18. Беркман Т.Л. Обучение музыке в школе. М.: Изд-во АПН, 1958. - 65 с.

19. Библер B.C. Нравственность, культура, современность (философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990. - 64 с.

20. Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Междунар. пед. академия, 1994. - 201 с.

21. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.

22. Бодалев A.A. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -188 с.

23. Бодалев A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения //Сов. педагогика. 1990. - №12.

24. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. М., 1981.

25. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филин, 1996. - 470 с.

26. Большая Советская Энциклопедия. В 30-ти т. 3-е изд. - М.: Изд-во сов. энцикл., 1976.

27. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИПРАН, 1997. - 352 с.

28. Вебер К. Эд. Путеводитель при обучении игре на фортепиано. 3-е изд., доп. - М., 1885. - 95 с.

29. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.З. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. - С. 57-72.

30. Вендровская Р.Б. Обучение и воспитание. Исторический аспект (60-е начало 80-х г.г.) //Сов. педагогика. - 1989. - № 8. -С. 108-113.

31. Винский Г.С. Мое время. Записки. СПб., 1914. - 124 с.

32. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений /Под. ред. О.В. Овчинниковой. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 142 с.

33. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1979. - 488 с.

34. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Т.В. Драгуновой, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

35. Войтоловская Я. Опыт преподавания игры на фортепиано в коллективах. М.: Гос. Изд. Муз. сектор, 1928. - 35 с.

36. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке и языке. 2-е изд. -Л., 1930. - 157 с.

37. Вопросы методики начального музыкального образования: Сб. ст. /Ред.-сост. В.А. Натансон, В.И. Руденко. М.: Музыка, 1981.- 230 с.

38. Вопросы методики преподавания в ДМШ. M.-JI.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1965. - 124 с.

39. Вопросы фортепианного искусства. Вып. 4. М.: Музыка, 1976. - 205 с.

40. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Ред. и вступ. ст. В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

41. Выготский Л.С. Проблемы эмоций //Вопросы психологии. -1958.- № 3. С. 125-138.

42. Гартенберг П. Физиономия и характер. Опыт научной физиогномики. Одесса: Изд.-во А. Копельмана и Навроцкого, 1912. -183 с.

43. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 3. Музыка. М.: Искусство, 1971. - 621 с.

44. Гельвеций К.А. Об уме. Соч. в 2-х т. Т.1. М., 1974. - 647 с.

45. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. /Ввод. ст. Н.К. Баумана и проф. Г.П. Вайсберга. М.: Изд-во Наркомпроса, 1940. - 240 с.

46. Гликман И.З. Воспитание и образование //Педагогика. 1999.- № 2. С. 110-115.

47. Гозман Л.У. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 174 с.

48. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии. 1994.- № 6.- С. 137-149.

49. Гончаров Н.К. Основы педагогики. М.: Учпедгиз, 1947. - 407

50. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Мысль, 1993. - 190 с.

51. Готсдинер А.Л. Психологические особенности подросткового возраста //Вопросы методики начального музыкального образования: Сб. ст. М.: Музыка, 1981. - С. 12-32.

52. Груздева И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста: Дисс. канд. пед. наук. М., 1988.

53. Грубер Р. Всеобщая история музыки. Ч. 1. 3-е изд. - М.: Музыка, 1965. - 484 с.

54. Даль В. Толковый словарь: В 4 т. М.: Русский язык, 1981. -699 с.

55. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Соч. Т. 5. М.-Л., 1953. - С. 659-6&0.

56. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. - 367 с.

57. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999. -432 с.

58. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. - 620 с.

59. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. -272 с.

60. Дмитриев А.Е. Педагогика: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1985.- 415 с.

61. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. От древнейших времен по ХУ1 век: Очерки. М.: Искусство, 1986. - 319 с.

62. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. - 424 с.

63. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка //Возраст, и пед. психологии. М., 1973.

64. Есипов Б.П., Гончаров Н.К. Педагогика. М.: Учпедгиз, 1950. - 424 с.

65. Изард К. Эмоциональный контакт //Наука и жизнь. 1977. - № 12. - С. 112-121.

66. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 440 с.

67. Искусство и общение: Сб. науч. тр. /Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова. Л., 1984. - 168 с.

68. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. - 168 с.

69. История педагогики /Под ред. М.Ф. Шабановой. М.: Гос. учебно-пед. изд-во Минпроса РСФСР, 1953. - 368 с.

70. История русской музыки. В 10 т. Т. 6. М.: Музыка, 1989. -384 с.

71. История русской музыки. В 10 т. Т. 1. Древняя Русь XI-ХУ111 в. М.: Музыка, 1983. - 383 с.

72. Жинкиц Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.- 159 с.

73. Жинкин Н.И. Мимика больного человека //Вопросы психологии 1968.- № 3.- С. 177-180.

74. Житная И.В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. Ростов Н/Дону, 1997.

75. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. -М.: Гос. учебно-пед. изд. Наркомпроса РСФСР, 1940. 471 с.

76. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. -175 с.

77. Запорожец А.А. Избранные психологически труды. В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986.

78. Иоанн Златоуст. О воспитании детей. СПб., 1889. - С. 14.

79. Каган М.С. Мир общение. Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

80. Каган М.С. Музыка в мире искусств //Сов. музыка. 1987. - № 1. - С. 26-30.

81. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

82. Каган М.С. Искусство и общение: Сб. науч. тр. /Ленингр. Гос. институт театра музыки и кинематографии. Л., 1984. - . 20-27.

83. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.

84. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

85. Каргапольцев С.М. Альбом музыкального рассказа: теоретико-методическое пособие по музыкальному восприятию школьников. Оренбург: ОГПИ, 1966. - 37 с.

86. Каргапольцев С.М. Восприятие музыки как фактор воспитания: теория, история, практика. Оренбург, 1997. - 313 с.

87. Каргапольцев С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников. М.: Пед. вестн., 1994. - 88 с.

88. Келдыш Ю.К. История русской музыки. Ч. 1. М.-Л.: Муз-гиз, 1948. - 472 с.

89. Келер Л. Преподавание фортепиано. Практические советы, наблюдения и заметки /Пер. с 4-го нем. изд., пересмотр, и доп. авт. М.: Изд-во П. Юргенсона, 1880. - 323 с.

90. Ковалев А.Г. Воспитание чувств. М.: Педагогика, 1971. - 95 с.

91. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.- 391 с.

92. Ковалев А.Г. Воспитание нравственных чувств у школьников.- Л., 1961. 42 с.

93. Коланд Е. Учение Деппе как основа современной игры на фортепиано и технические советы пианистам /Пер. с 3-го нем. изд. Л. Сушковой. Рига, 1911. - 26 с.

94. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1968.- 175 с.

95. Крылов И.А. Сочинения. Т. 2. Драматургия. М.: ОГИЗ, 1946.- 566 с.

96. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 175 с

97. Корниенко H.A. Эмоционально-нравственные механизмы нравственного формирования личности. Новосибирск: Изд-во СКЦ, 1993. - 247 с.

98. Кочнев В.И. Психологические особенности сценического обаяния //Вопр. психологии. 1993. - № 5.

99. Краткий психологический словарь /Под ред. A.B. Петровского., М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

100. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 208 с.

101. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станислаского /Ред. и предисл. Вл. Прокофьева. М.: Искусство, 1968. - 453 с.

102. Крутецкий В.А. Психология. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.

103. Крылов И.А. Сочинения. Т. 2. Драматургия. М.: ОГИЗ, 1946.

104. Куклин А.Я. Искусство и общение в учении Гегеля //Искусство и общение: Сб. науч. тр. Л., 1984. - 168 с.

105. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. М., 1973.

106. Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека: анатомия, мимика. М.: Медицина, 1988. - 272 с.

107. Курс психологии /Под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1967.- 312 с.

108. Лабунская В.А. Невербальное поведение: (Социально-перцептив. подход). Ростов: Изд-во Рост, ун-та., 1986. - 136 с.

109. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М.: Музыка, 1985. - 144 с.

110. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-нач. XX в.). М.: Форум: Инфра-М, 1998. - 584 с.

111. Ле-Бон. Психология воспитания. СПб., 1910.

112. Лебрен Ш. О методе изображения страстей //Мастера искусств об искусстве. М.: Искусство. - Т. 3. - С. 285-286.

113. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. -48 с.

114. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

115. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. - 304 с.

116. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. - 233 с.

117. Лернер И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе //Новые исследования в педагогических науках. М., 1986 - 71 с.

118. Лийметс Х.И. Как воспитывает процесс обучения? М.: Знание, 1982. - 96 с.

119. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

120. Лихачев Б.Т. Воспитание личности развитого социалистического общества и задачи педагогики и педагогической психологии //Вопр. психологии. 1984. - № 2. - С. 5-15.

121. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982. -192 с.

122. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.:Прометей, 1993. -528 с.

123. Лихачев Д.С. Об актуальности проблемы общения в современном искусствознании //Искусство и общение: Сб. науч. тр. -Л., 1984. С. 5-14.

124. Лобе К. Музыкальный катехизис /Пер. П. Чайковского. М.: Муз. торговля П.Ю. Юргенсона, 1878. - 124 с.

125. Ломов Б.Ф. Общение как проблеме общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.

126. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика /Под общ. ред. В.П. Шестакова. М.: Музгиз, 1960. - 304 с.

127. Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины //Эстетика и жизнь. Вып. 6. Общие проблемы эстетики. М.: Искусство, 1979. - . 221-238.

128. Лосев А,Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. - 623 с.

129. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. -М.: Музыка, 1982. 143 с.

130. Макаренко A.C. Сочинения. Т. У. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

131. Макаренко A.C. Избранные сочинения. М.: Учпедгиз, 1946.

132. Малиновская A.B. Фортепианно-исполнительское интонирование: Очерки. М.: Музыка, 1990. - 191 с.

133. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. В 2 т. Т.1. /Сост. и авт. вступ. ст. М. Лифшиц. 3-е изд. - М.: Искусство, 1976. - 575 с.

134. Маркус С. История музыкальной эстетики. В 2 т. Т. 1. М.: Музгиз, 1959. - 316 с.

135. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Музыка, 1977. - 128 с.

136. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли: Пер. с нем /Ред., прим. и вступ. ст. Г.М. Голана. М.: Музыка, 1966. - 220 с.

137. Мастера советской пианистической школы: Очерки /Под ред. А. Николаева. М.: Музгиз, 1954. - 238 с.

138. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы //Сов. музыка. 1980. - № 9.

139. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. - 262 с.

140. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. - 86 с.

141. Мелик-Пашаев A.A. Личность и эстетическое отношение к действительности //Коммунист. 1984. - № 3. - С. 67-78.

142. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.И. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье //Искусство в школе. -1955.-С. 144.

143. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. - 214 с.

144. Монтень М. Опыты. Кн.,1. M.-JI.: Изд-во АН СССР, 1954. -558 с.

145. Морозов В.П. Невербальная коммуникация //Психологический журнал.- 1933. Т. 14. - № 1.

146. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. 112 с.

147. Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

148. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. /Гл. ред. Ю.В. Келдыш. -М.: Сов. энциклопедия, 1973.

149. Музыкальная психология: Хрестоматия /Сост. Старчеус. М., 1992.

150. Музыкальная эстетика Германии XIX в.: В 2 т. /Сост. A.B. Михайлов, В.П. Шестаков. М.: Музыка, 1983. - 432 с.

151. Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации. Красноярск, 1989.

152. Музыкальная эстетика Западной Европы ХУ11-ХУ111 в. /Сост. текстов и общ. вступ. ст. В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1971. - 688 с.

153. Музыкальная эстетика западно-европейского Средневековья и Возрождения /Сост. текстов и общ. ред. В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. - 574 с.

154. Музыкальная эстетика стран Востока /Под ред. В.П. Шестако-ва. М: Музыка, 1967. - 414 с.

155. Музыкальная эстетика России Х1-ХУ111 вв. /Сост. текстов и общ. вступ. ст. А.И. Рогова. М.: Музыка, 1973. - 246 с.

156. Музыкальная эстетика Франции XIX в. /Сост. текстов, вступ. ст. и вступ. очерки Е.Ф. Бронфин. М.: Музыка, 1974. - 328 с.

157. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. М.: Музыка, 1965. - 148 с.

158. Натансон В.А. Прошлое русского пианизма (ХУ111-начало XIX в.): Очерки и материалы. М.: Музгиз, 1960. - 292 с.

159. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Музыка, 1982. - 298 с.

160. Немов P.C. Психология. М.: Просвещение: Владос, 1995. -495 с.

161. Никифоров A.C. Эмоции в нашей жизни. М.: Сов. Россия, 1978. - 271 с.

162. Николаев A.A. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.: Музыка, 1980. - 112 с.

163. Николаев A.A. Школа игры на фортепиано. М.: Сов. композитор, 1994.

164. Общая психология /Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1976. - 479 с.

165. Общение и речь /Под ред. М.И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985.- 208 с.

166. Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

167. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983.- 80 с.

168. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 1989.- 303 с.

169. Очерки по истории советского фортепианного искусства. М.: Музыка, 1979. - 262 с.

170. Очерки по методике обучения игре на фортепиано /Под ред. A.A. Николаева. М.: Музгиз, 1950. - 215 с.

171. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. JI.P. Болотиной. М.: Просвещение, 1987. - 287 с.

172. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Б.П. Есипова. М: Просвещение, 1967. - 414 с.

173. Педагогика /Под ред. Ю.К. Кабанского. М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

174. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. Пед. о-во России, 1998.- 640 с.

175. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля /Под ред. и вступ. ст. проф. О.Ф. Зелинского. Петроград, 1916. - 104 с.

176. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М.: Сов. энциклопедия, 1968.

177. Переверзева И.А. проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией //Вопр. психологии. 1989. - № 1.

178. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки //Вопр. психологии. 1988. - № 5. - С. 141-144.

179. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Пассим, 1994.- 486 с.

180. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника //Вопр. психологии. 1986. - № 1. - С. 157-164.

181. Письма Карла Черни об изучении игры на фортепиано. СПб, 1842. - 98 с.

182. Платон. Диалоги /Сост., ред. и авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; Авт. примеч. A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1986. - 608 с.

183. Поснова Г.В. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности в современной школе: Дисс. канд. пед. наук. -Петрозаводск, 1996.

184. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль. В 3 т. Т.1. -М.: Высш. шк, 1988.

185. Психология: Словарь /Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

186. Психологические основы музыкального обучения /Сост. JI.JI. Бочкарев. Киев, 1979. - 40 с.

187. Психология современного подростка /Под ред. Д.И. Фельд-штейна. М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

188. Психология техники игры на фортепиано. 2 статьи Березовского и Бардаса /Пер. A.C. Шевеса; Ред. примечание и предисловие гр. Прокофьева. М.: Гос. изд. муз. сектор., 1928. - 113 с.

189. Психология эмоций /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппен-рейтера. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 286 с.

190. Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. - 280 с.

191. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии /Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. - 288 с.

192. Прокофьев Г.П. Игра на фортепиано: Лекции. М.: Гос. изд. муз. сектор, 1927. - 85 с.

193. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя. М., 1956.

194. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994.- 143 с.

195. Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры: Дайджест монографии. М.: ЦАПИ, 1993. - 133 с.

196. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. - 96 с.

197. Развитие пианиста: Сб. ст. за 1931-1933 г. М.: ОГИЗ: Муз-гиз, 1935. - 252 с.

198. Райзман Л. О воспитании пианиста-исполнителя //Сов. музыка. 1960. - № 11. - С. 127.

199. Рамишвили Д.И. О природе некоторых видов выразительных движений. Тбилиси, 1976. - 126 с.

200. Раппорорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972.

201. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. - 392 с.

202. Риман Г. Катехизис фортепианной игры /Пер. с нем А. Бухов-цева. 3-е изд. - М.: Гос. изд. муз. сектор, 1929. - 96 с.

203. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993.

204. Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М., 1920. - 540 с.

205. Рубинштей С.Л. Основы общей психологии. Гл. У111. Эмоции. 2-е изд. - М.: Гос. учебно-пед. изд-во Минпроса РСФСР, 1946.- С. 458-506.

206. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. Т. 1. Кн. 11. Эмиль или о воспитании. М.: Педагогика, 1981. - С. 74-186.

207. Саккетти Л. Из области эстетики и музыки. СПб., 1896. - 200 с.

208. Сафонов B.C. О психологии доверительного общения //Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. - 280 с.

209. Сафонова Л.В. Педагогические условия воспитания эмоционального саморегулирования младших школьников в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.

210. Селли Д. Педагогическая психология. Т. 1. М., 1912. - 630 с.

211. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1952. - 771 с.

212. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 139 с.

213. Симонов В.П. Что такое эмоция?. М.: Наука, 1966. - 93 с.

214. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 на седьмых Рождественских чтениях //Педагогика. 1999. - № 3. - С. 62-65.

215. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. -М., 1990.

216. Соколов П. История педагогических систем. Петроград: Изд-во B.C. Клестова, 1916. - 710 с.

217. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музгиз, 1961. -134 с.

218. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975. - 204 с.

219. Социальная психология /Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1981. - 222 с.

220. Спиноза Б. Этика //Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1957.- Т. 1.

221. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие. М.: Политиздат, 1988. - С. 503-504.

222. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч. 1. /Вступ. ст. Г.В. Кристи. М., 1954. - 422 с.

223. Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. Л.: Музгиз, 1963. -273 с.

224. Сухаребский Л.М. Мимика как объективный фактор выражения личности //Проблемы личности. М., 1969. - С. 216-228.

225. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. - 239 с.

226. Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. и автор вступ. очерка С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1975. - 272 с.

227. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска шк., 1969.

228. Тагильцева Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки. Екатеринбург, 1995. - 62 с.

229. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие. -М.: Изд. центр Академия, 1998. 288 с.

230. Тарасов Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности //Вопр. психологии. 1990. - № 4. - С. 131-134.

231. Тарасов Г.С. Псг~^>логия учебно-творческой деятельности студента-исполнителя музыкального Вуза //Вопр. психологии. -1983. № 3. - С. 73-76.

232. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947. - 220 с.

233. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста: Метод, пособие. М.: Сов. композитор, 1989. - 144 с.

234. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице //Вопр. психологии. -1982. № 5.- С. 144-147.

235. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 9-е изд. - СПб.: М. Меркушев, 1896.- 444 с.

236. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Вып. 1. Ч. 1-11. М.: Прометей:, 1991.- 192 с.

237. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца ХУ111 в. Т. 1. Вып. 1-3. М.-Л.: Гос. изд. муз. сектор, 1928. - 364 с.

238. Фридман Л.М., Кулагина И.Ф. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

239. Цикунов С.Ю. Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры: Дис. канд. пед. наук. Саратов, 1997.

240. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

241. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994.- 384 с.

242. Цыпин Г.М. Человек, талант, труд. М.: Просвещение, 1992. -238 с.

243. Харламов А.Г. Педагогика. М.: Юрист, 1997. - 512 с.

244. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье //Вопросы психологии.- 1999. № 2. - С. 61-74.

245. Хрестоматия по истории педагогики. Т. 3. (конец XIX в. начало XX в.). - М.: Учпедгиз, 1935. - 536 с.

246. Хрестоматия по истории педагогики. Минск, 1971.

247. Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980.

248. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. М.: Просвещение, 1972.

249. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

250. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. - 232 с.

251. Чебыкин А .Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учащихся //Вопр. психологии. 1991. - № 5. - С. 74-79.

252. Чередниченко Т.В. Эстетика музыкальная //Муз. энциклопедия: В 6 т. М.: Сов. энциклопедия, 1982. - Т. 6. - С. 554-566.

253. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения //Вопр. психологии. 1991.- № 1. - С. 44-52.

254. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. М.: Музыка, 1975. - 352 с.

255. Ширшова И.А. Развитие гуманистических убеждений старшеклассников в межличностных отношениях: Дис. канд. пед. наук. М., 1996.

256. Шлезингер Ст. Пианист-методолог. О технике игры на фортепиано. Вып. 1. СПб.: Изд-во муз. шк. Шлезингера, 1902. - 92 с.

257. Шлезингер Ст. Обучение игре на фортепиано как наука. Петербург: Ред. "Рус. муз. газ.", 1900. - 76 с.

258. Шостакович Д.Д. О времени и о себе. М.: Сов. композитор, 1980.

259. Шмидт К. История педагогики. Т. 2. М., 1879.

260. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. - 128 с.

261. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М.: Музгиз, 1954. -282 с.

262. Шуман Р. Обучение и воспитание как взаимодействие с учениками //Сов. педагогика, 1979. № 3. - С. 18.

263. Щапов А.Г. Фортепианная педагогика. М.: Сов. Россия, 1960. - 171 с.

264. Щедрин Р.К. То, что делает музыку музыкой //Сов. музыка. -1987. № 2. - С.12.

265. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопр. психологии. 1971. - № 4.

266. Эстетическое воспитание: Учеб. пособие /Сост. В.И. Толстых, Б.А. Эренгросс, К.А. Макаров. М.: Высш. шк., 1984.

267. Юм Д. Трактат о человеческой природе //Юм Д. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1966. - Т. 1. Кн. 2. Об аффектах. - С. 401-598.

268. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М.: Знание, 1973. - 32 с.

269. Якобсон П.М. Почему надо воспитывать чувства детей? М.: Просвещение, 1964. - 76 с.

270. Якобсон П.М. Психология чувств. 2-е изд., доп. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 282 с.

271. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. - 63 с.

272. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психол. очерк. М.: Просвещение, 1966. - 292 с.

273. Яковлева E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала детей школьного возраста //Вопр. психологии, 1994. № 5. - С. 37-42.

274. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития //Вопр. психологии. 1971. - № 4. - С. 2027.

275. Яновская М.Г. Воздействие на эмоционально-ценностную сферу подростка //Сов. педагогика. 1986. - № 12. - С. 62-65.

276. Ekman P. Cross-cultural studies of facial expression //Ekman P., Friesen W. Darwin fnd facial expression: A century of research in review. N.Y.: Academie press, 1973. - P. 169-222.

277. Izard C.E. The psychology of emotions. N.Y.: Plenur Press, 1991.

278. Stephan R. Sichtbare Musik: vom musikalischen Denken. Gesammelte Vortrage. Mainz, 1985. - S. 300-308.1 ряд1. Фото 12 рядк'1. Фото 21. Фото 34 Ъ1. Фото 31. Фото 11. Фото 21. Фото 31. Фото 4

279. НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ БЕСЕДЫ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИКИ «ЛИЦЕВОГО ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ»

280. Для того, чтобы «рассказать» музыкальный рассказ исполнить музыкальное произведение, нужно приготовить свое лицо к музыкальному общению, т.е. принять облик небезразличного отношения к тому, кто тебя будет слушать и видеть.

281. П.И.Чайковский «Шарманщик поет»

282. П.И.Чайковский «Крестьянин на гармошке играет»

283. Мимика исполнителя обращена к учителю и вызывает у него чувство сорадования. Музыкальная обращенность исполнителя представляет его внутренний мир в интонационной раскрытости и лицевой откровенности.из

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.