Педагогические идеи в русском космизме тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Михалева, Ольга Михайловна

  • Михалева, Ольга Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Белгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 155
Михалева, Ольга Михайловна. Педагогические идеи в русском космизме: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Белгород. 2000. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Михалева, Ольга Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА! Русский космизм как социе-культурный феномен.

1.1. Истоки, предпосылки возникновения и общие философские положения русского космизма.

1.2. Место русского космизма в отечественной культуре XIX - XX веков.

ГЛАВА II. Педагогические идеи русского космизма и перспективы их развития

2.1. Понимание целей и задач воспитания в педагоги ш ■•••■■ русского космизма.

2.2. Основные принципы и направления педагогики русского .№ШММА.

2.3. Педагогические идеи, близкие русскому космизму, в отечественной школе XIX - XX вв.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические идеи в русском космизме»

Актуальностьисследования обусловлена необходимостью переосмысления роли русского космизма, его философских и педагогических идей в отечественной культуре, в системе образования и воспитания, поскольку эти идеи во многом отвечают духу нашего времени, а их потенциал еще далеко не исчерпан - в том числе и для педагогики.

В основе космизма как такового лежит представление о мире как о целостном и живом организме, стремящемся к упорядочению, гармонии. Это характерно для космизма в его широком толковании, который присутствует в человеческой культуре во все века - в творчестве ученых, литераторов, художников, музыкантов (И.С. Бах, М.К. Чюрленис, Н.А. Заболоцкий, тысячи строителей храмов и т.д.).

Космизм - это «специфическое мировосприятие и мироощущение, а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное - со Вселенной .»1

Понятие русского космизма специфичнее и уже: это ~ своеобразный социо-культурный феномен, включающий различные аспекты: философский, социологический, экологический, педагогический. В целом он сформировался в XIX - начале XX вв. в России; среди его представителей - В.И. Вернадский, В.Ф. Одоевский, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, A.JI. Чижевский, другие отечественные исследователи.

Определяющей чертой русского космизма является принципиально новое качество мироотношения, а точнее - «.идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. .»2

1 Русская философия: Словарь. - М., 1995. - С.239.

2 Семенова С.Г. Русский космизм//См.:Русский космизм:Антология философской мысли. -М„ 1993. -С.4.

В его основе лежит, во-первых, представление о мире как о целостном и живом организме, стремящемся к упорядочению, гармонии. Во-вторых, русский космизм доказывает значительную социальную обусловленность мирового эволюционного процесса, зависимость последнего от помышлений и действий людей. Не случайно это направление мысли еще называется активно-эволюционным - ведь именно в обосновании активной, действенной, а не созерцательной позиции человечества по отношению к Земле и Вселенной состоит главная особенность русского космизма. По мнению его авторов, предназначение homo sapiens - гармонизация, преобразование всего Космоса. Однако эта цель недостижима без гармонизации нашей собственной души. Для русских коощ®тов проблема эволюции Вселенной - это прежде всего проблема человеческого развития, воспитания и самовоспитания. Они не только обращались к этим вопросам, но и рассматривали их в общемировом масштабе, связывая педагогическую деятельность с глобальными задачами всего человечества.

Русский космизм, сформировавшись в русле европейской культуры и являясь неотъемлемой частью мирового космизма, обладает своими специфическими чертами. В нем самобытные ценности отечественной истории и культуры соединяются с научными концепциями о мире. «Его изначальная посылка - представление о космосе как живом организме, находящемся в непрестанном взаимодействии с Творцом, о важной роли человечества в этом Л взаимодействии». Объединению различных подходов к выработке единого понимания космизма была посвящена конференция на тему «Русский космизм и ноосфера» (М.,1988). На ней была сделана попытка толковать русский космизм как фундаментальное мировоззрение современной эпохи, «.в русском космизме выделяют различные уровни постижения целокупной (духовной и чувственной) реальности: «теокосмизм», «софиокосмизм», .«антропокосмизм», «социокосмизм». Для каждого из этих «космизмов» характерна ориентация на свои собственные бытийные основания,

3 Русская философия: Словарь . -М., 1995.-С.239. соответствующий гносеологический принцип и целеполагающий идеал, которые лишь в совокупности образуют цельное бытие, цельное знание и цельное творчество. .»4

Совокупность педагогических идей русских кс^АЦвктов можно отнести к антропокосмизму, поскольку человек — «микрокосм» и вопросы его развития занимают здесь центральную роль.

Русский космизм актуален сегодня потому, что происходит возвращение ко многим выдвинутым в нем идеям — в том числе и педагогическим. В настоящее время вновь взяты на вооружение идеи целостности мира как живого организма (А.Н. Волков), подобия человека — «микрокосма» большому Космосу (Ш.А. Амонашвили), осуществляемой через людей эволюции мира (Н.Н. Моисеев).Но, как подчеркивали русские космисты, гармонизация Вселенной начинается с гармонизации нашей души, а потому воспитание и самовоспитание (особенно духовно-нравственное) приобретают здесь глобальный масштаб. Русский космизм предлагает новый подход к педагогическим проблемам, ставший особенно актуальным в нынешнюю, космическую эпоху.

С одной стороны, сегодня человечество все сильнее ощущает себя единым целым, осознает свою взаимосвязь с природой и Космосом, масштабы влияния на них. С другой стороны, обстоятельства времени, ослабление духовных основ общества требуют увеличения внимания к человеческой индивидуальности. Это заставляет обращаться к педагогическим идеям русского космизма, где в центре внимания — проблема сохранения и реализации индивидуального творческого потенциала каждого из детей. Чем полнее он реализован, тем больше гармонии привнесено в жизнь общества и Вселенной -таково педагогическое кредо русских космистов, и оно вполне отвечает потребностям современного общества. В связи с этим назрела необходимость в анализе и целостном научном освещении педагогических идей, сложившихся в русле русского космизма, с тем, чтобы использовать данный опыт в

4 Русская философия: Словарь . -М., 1995.-С.240. современной теории и практике обучения и воспитания, разумеется, с поправкой на нынешние социо-культурные условия. Педагогике русского космизма есть, чем дополнить, обогатить нашу систему образования и воспитания.

Проведенный анализ литературы позволяет отметить, что специальных исследований по этой проблеме не предпринималось, хотя изучение и систематизация идей русского космизма начались в первой половине XX века. Это работы таких авторов, как А.К. Горский, В.А. Кожевников, Н.П. Петерсон, Н.А. Сетницкий и другие. Так, например, В.А. Кожевниковым и Н.П. Петерсоном были систематизированы идеи Н.Ф. Федорова. Немалая заслуга в исследовании философских взглядов русских космистов, а также других учений, на базе которых возникла их концепция, принадлежит И.О. Лосскому - автору «Истории русской философии», впервые изданной в первой половине XX века.

В советское время тема русского космизма изучалась недостаточно, существовали определенные идеологические ограничения (особенно это касается религиозно-философской линии космизма). Исследования этого периода, посвященные духовному наследию данных авторов, отличает критический подход. Он, в частности, характерен для работ Н.К. Гаврюшина (1972), Ю. Д. Туренко (1970) и ряда других.

С конца 80 - начала 90-х годов исследовательский интерес к русскому космизму переживает новое рождение. Особенно это касается изучения проблем духовности и целостности сознания.

Общефилософскому анализу русского космизма посвящены исследования Ф.И. Гиренка, В.Н. Дуденкова, С.П. Поздневой, Г.А. Хотинской и др. Целостное рассмотрение этой теории мы находим в работе «Философия русского космизма» (1996 г.), где русский космизм рассматривается в контексте всей отечественной культуры. Историософские позиции теории русского космизма затрагиваются в работах В.Н. Демина и В.П. Селезнева, Б.В. Емельянова, М.Б. Хомякова. В ряде работ исследуются социологические аспекты русского космизма (В.А. Мележик, Ю.А. Харламов). Психологический аспект русского космизма анализируется в трудах А.И. Зеличенко, М.Л. Константиновой, Ж.С. Журибеды, О.В. Козлова. Культурологическому аспекту русского космизма посвящены работы Н.В. Гусевой, Л.М. Максимовой,

B.А. Разумного и др. В них раскрыты традиции культуры и проблема духовности в третьем тысячелетии. Отдельные исследования раскрывают тенденции космизма в отечественном искусстве (Ю. Линник). Религиозные проблемы, поднятые в русском космизме, исследуются в работах

C.Г. Семеновой, А.Н. Волкова и др.

Значительный интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные проблеме становления ноосферного сознания у детей и взрослых (Е.П. Левитин, Н.Н. Моисеев, С.М. Половинкин), воспитания духовности в ее антропокосмическом аспекте (И. Бестужев-Лада, В.А. Пономаренко, Н.В. Шелковая и др.), взаимосвязи ноогенеза и личностно-ориентированной педагогики (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, А.В. Суворов, В.Ю. Троицкий, И.С. Якиманская и т.д.). Этим же вопросам посвящены доклады В.М. Меньшикова (материалы конференции «Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология», 1996 г.) А.И. Еремкина, И.Ф. Исаева, М.И. Ситниковой (материалы международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: теория и практика», 1998 г.) Н.И. Шевченко (материалы международной научно-практической конференции «Социальное предвидение и прогнозирование как феномен социально-исторического творчества: методология, проблемы, поиски», 1998 г.), Н.Г. Тарасенко (материалы региональной научно-практической конференции «Белгородская область вчера и сегодня». T.I, 1999 г.) и др.

Защищены кандидатские и докторские диссертации, в которых раскрыты различные аспекты русского космизма. Философские аспекты освещены Т.В. Арамовой, А.Т. Бакарадзе, В.Г. Безносовым, Н.Г. Бых, В.Н. Деминым, Г.М. Ефимовой, В. Л. Кругловым, О. Д. Куракиной, Т.В. Максименко, АА. Оносовым, М.И. Потапенко, Н.В. Самсоновой, М.Б. Хомяковым. В диссертациях А.Г. Андреевой, С.Ф. Лукиной, О.В. Пимановой, Н.П. Юдиной рассматриваются идеи гуманистического, ненасильственного, нравственно-ориентированного воспитания. Вопросам развития современной духовно-личностной педагогики, ориентированной на целостное единство мира и человека, посвящены диссертации М.Г. Иванова, Л.Г. Кожевниковой, С.В. Кульневич, М.А. Недумовой, Л.М. Оплетаевой, Л.Н. Пауковой, В.Г. Посновой, Е.В. Яковлевой.

Отдельно надо выделить ряд существующих на сегодня конкретных разработок уроков по вопросам космологии, воспитания ноосферного сознания. Они представлены в материалах к спецкурсу для учащихся 3-6-х классов «Живая этика» В.И, Аксеновой, «Книге для занятий по духовному воспитанию» А. Лопатиной и М.В. Скребцовой. Их авторы опираются на педагогические идеи отдельных представителей русского космизма (в частности, Е.И. и Н.К. Рерихов).

Однако философско-педагогический анализ работ показывает, что педагогические идеи, сложившиеся в русле русского космизма в целом, до сих пор не были предметом специального изучения. Потребность в такого рода исследованиях призвана до определенной степени восполнить наша диссертационная работа.

Актуальность проблемы, а также потребность разрешить противоречие между необходимостью в знании и широком применении педагогических идей русских космистов и их недостаточной изученностью послужили основанием для диссертационного исследования по теме: «Педагогические идеи в русском космизме».

Проблема исследования: выяснить, какова сущность педагогических идей, развивавшихся в рамках русского космизма, и то, насколько они применимы в современной системе гуманной педагогики.

Решение этой проблемы составляет цель диссертационного исследования.

Объектом исследования является русский космизм как социо-культурный феномен, сформировавшийся в XIX - начале XX в. в России.

Предмет исследования - педагогические идеи русского космизма. В соответствии с проблемой, объектом и предметом, а также целю исследования выдвигаются следующие задачи:

1. Охарактеризовать русский космизм как социо-культурный феномен.

2. Выявить в нем педагогические идеи, их особенности.

3. Раскрыть понимание целей, задач, принципов и направлений воспитания и образования в контексте теории русского космизма.

4. Проанализировать содержание взглядов отечественных педагогов XIX - XX вв., наиболее близких педагогическим идеям русских космистов, и указать Ф возможные пути использования этих идей.

Методологической основой диссертационного исследования служат философские положения о единстве и непрерывном развитии всего живого: природы, человека, целостной Вселенной, и о диалектических противоречиях, через которые осуществляется эволюционный процесс и которые касаются как естественно-природных процессов, так и духовной практики. Кроме того,

§ методологическую основу диссертации определяют принципы историзма и объективности, системного, комплексного подхода к изучению человека в его всестороннем развитии, а также учение о единстве теории и практики педагогической деятельности, о ее творческом характере.

Основные методы исследования: теоретический анализ работ русских космистов, их последователей и ряда отечественных педагогов, в чьем творчестве прослеживается космическая тенденция; сравнительно-исторический метод; системный анализ развития и применения педагогических идей русских космистов.

В качестве источников исследования использованы следующие группы материалов:

1. Работы русских мыслителей-космистов XIX-XX вв. Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, В.Ф. Одоевского, Н.К. и Е.И. Рерихов, B.C. Соловьева, А.В Сухово-Кобылина, Н.А. Умова, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, К.Э. Циолковского и A. JI. Чижевского.

2. Труды последователей русского космизма начала XX века:

A.К. Горского, В.А. Кожевникова, Н.П. Петерсона, Н.А. Сетницкого.

3. Работы ряда отечественных педагогов, в творчестве которых наблюдается тенденция, особенно близкая педагогическим идеям русского космизма: JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского, Ш.А. Амонашвили.

Нами изучены публикации русских космистов, их основные работы, где затронуты общефилософские, культурологические, педагогические вопросы. Работы изучались в основном по собраниям сочинений (например,

B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского) и по отдельным изданиям (ряд работ Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Е.И. и Н.К. Рерихов,

К.Э. Циолковского). В качестве источников исследования изучены работы русских космистов и их последователей как последних лет издания (собрание сочинений А.К. Горского и Н.А. Сетницкого), так и начала XX в. (В.А. Кожевников - 1901,1912 гг., Н.П. Петерсон - 1915 г.).

Работы JLH. Толстого, К.Д. Ушинского, Ш.А. Амонашвили изучались по изданиям последних десятилетий (например, Ш.А. Амонашвили - 1980-1998 гг.), а также - по собраниям сочинений, изданным ранее (JI.H. Толстой -«Педагогические сочинения», 1953 г.; К. Д. Ушинский - Собрание сочинений, 1950 г.).

Организация исследования. Исследование проводилось с 1995 по 1999 годы и состояло из следующих этапов:

1 этап (1995 - 1996 гг.) включал в себя определение степени изученности теории русского космизма, а также анализ философской, социологической и культурологической литературы по теме, определение проблемы, объекта, предмета, цели и задач исследования.

2 этап (1996 - 19098 гг.) был посвящен анализу психолого-педагогической литературы по теме, системному изучению космических тенденций в современной педагогике, обработке и предварительному обобщению некоторых данных теоретического исследования.

3 этап (1998 - 1999 гг.) состоял в дальнейшей обработке и полном анализе данных исследования, уточнении и систематизации теоретических положений и оформлении диссертации.

Гипотеза диссертационного исследования такова: основные философские и педагогические идеи и принципы русского космизма (общечеловеческого единства и взаимосвязи с Космосом, огромной роли людей в гармонизации мира, непрерывной активной эволюции человека, духовности как личностного базиса, ненасильственного воспитания, сотрудничества учителя и ученика, сохранения и укрепления индивидуальности ребенка, творческой активности) согласуются с базисными идеями и принципами современной новаторской педагогики, могут быть широко использованы в наши дни.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Целостное и всестороннее развитие человека в неразрывном единстве с Космосом и обществом, его устремленность к гармонии (внутренней и внешней) понимается в русском космизме как цель педагогического процесса. Она логически вытекает из цели человеческой эволюции, определяемой здесь как полное развитие всех наших возможностей и способностей и сознательное управление ходом эволюции Космоса.

2. Ведущим началом в процессе становления личности, а также базисной силой всей эволюции ученые-космисты называют духовность. Ее наличие -одна из основных гарантий формирования гармоничного человека.

3. Ни одно из направлений развития человека не может быть изолировано от остальных, а также - от повседневного опыта, практического постижения детьми самих себя и окружающего мира. Комплексный подход к воспитанию и образованию, во главе которого стоит духовное развитие, сближает русских космистов с современными педагогами - новаторами и лучшими представителями педагогической науки прошлого.

4. Выдвигая свои педагогические идеи, русские космисты опираются на принципы:

- единения человека, общества и Космоса;

- гармонизации Вселенной как основной миссии человечества;

- эволюции (процесса совершенствования, совершаемого непрерывно и бесконечно);

- развития духовности - базисного начала личности;

- ненасилия, сотрудничества в деле воспитания и образования;

- бережного отношения к индивидуальности (уникальному комплексу качеств, изначально присущих человеку).

Данные принципы объясняют всю важность той роли, которая отводится целостному воспитанию и образованию в русском космизме.

5. Самостоятельность, творческая активность ребенка, по мысли русских космистов, - обязательное условие его личностного роста. Педагогическое воздействие должно быть максимально незаметным и выводить на первый план инициативу самого воспитанника.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

1. Проанализированы истоки, предпосылки, историко-культурные условия развития педагогических идей в русском космизме.

2. Исследованы, систематизированы и охарактеризованы основные взгляды русских космистов на теорию и практику воспитания и образования, их идеи по поводу развития отечественной педагогики.

3. Раскрыто значение педагогических идей, опыта русского космизма для сегодняшней социо-культурной реальности.

4. Проанализированы наиболее близкие русскому космизму идеи ряда отечественных педагогов XIX-XX вв.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

1. Содержащийся в нем системный анализ и выводы о сущности педагогических идей русских космистов могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблемы духовности, индивидуальности и целостного развития человека - в педагогике, философии, психологии и других науках.

2. Данные, полученные в ходе настоящего исследования, применимы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории педагогики, педагогической антропологии, философии образования, при подготовке и повышении квалификации педагогов. Использование материалов этого исследования расширит представление о становлении и развитии отечественной философско-педагогической мысли.

Достоверность и надежность содержащихся в диссертации положений и выводов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, представительной источниковедческой базой исследования, а также применением комплекса методов, адекватных цели и задачам нашего диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования доложены и обсуждены на кафедре педагогики Белгородского государственного университета. Они также представлены в публикациях и выступлениях автора на Российской научно-просветительской конференции «Славянский мир: единство и многообразие» (Белгород, 1995 г.), на международной конференции «Ресурсо- и

S-. энергосберегающие технологии» (Белгород, 1995 г.), на межвузовской конференции «Формирование духовной культуры в преподавании гуманитарных наук» (Белгород, 1996 г.), на «Страховских чтениях» (Белгород, 1998 г.), на международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: теория и практика» (Белгород, 1998 г.). Автором подготовлены материалы к спецкурсу «Философия русского космизма».

Структура диссертации определялась логикой исследования, а также поставленными в нем задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Библиография включает 287 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Михалева, Ольга Михайловна

Выводы. Тенденция целостного, космического подхода к воспитанию # принадлежит к линии гуманизма, развивавшейся с древности и особенно ярко проявлявшейся в переломные моменты истории. Вопрос реформирования школы, ее поворота к человеку актуален как в конце XIX- начале XX вв., так и сегодня, что связано с переменами в обществе. В то же время идеи педагогики сотрудничества, всестороннего воспитания, приоритета духовности неоднократно выдвигались в отечественной культуре - как независимо от русского космизма, так и под его влиянием. Сказанное относится к творчеству К.Д. Ушинского, JI.H. Толстого; антропокосмические тенденции присутствуют щ ив ряде последующих социально-педагогических теорий. Так, в русской

132 Миронов В.Б. Век образования. -М., 1990.- С. 149. педагогике 20-30-х годов XX века происходит активное переосмысление идей русского космизма о всестороннем развитии ребенка, о приоритете духовности и ее воспитания. Идет борьба между технократическими взглядами на педагогический процесс (потребности отдельной личности подчинены потребностям производства) и концепцией, ориентировавшей его на индивидуальность каждого школьника, на особенности его духовно-творческого развития. В рамках последней было выдвинуто требование всестороннего практического изучения человека, его познания и самопознания.

Идеи воспитания гармоничного человека - строителя гармоничного мира - подчас доводились до крайностей, что связано с особенностью эпохи, с послереволюционной эйфорией. Однако поворот педагогики к конкретному ребенку, к его индивидуальности произошел уже повсеместно, и это можно считать одной из главных заслуг педагогов-новаторов того времени. Здесь воплотились и получили творческое развитие такие принципы педагогики русского космизма, как активность ребенка и его ориентация на самовоспитание, учет индивидуальных особенностей, учение и воспитание через творчество и т.д. Мы видим направленность этой линии педагогики на целостный идеал. Надо отметить, что, пожалуй, никогда до тех пор данный идеал русского космизма не был так близок к своему реальному воплощению. К сожалению, впоследствии многое из уникального опыта той эпохи было утрачено. Авторитарная педагогика одержала верх над педагогикой гуманности и сотрудничества на долгие годы, и лишь сегодня происходит постепенное возвращение к последней.

Что касается современной педагогики, то она требованиями самой жизни подведена к «космическому» взгляду на человека и его развитие. Идеи русского космизма, в связи с этим, получили новое воплощение, чему способствует широкое издание работ авторов данного направления - после десятилетий их замалчивания. К числу основных тенденций, продолжающих линию космизма в теории и практике воспитания, можно отнести следующие:

1. Педагогика сотрудничества, активного творчества и ненасилия. Ее главные принципы - это: опора на природные задатки и особенности ребенка, на его индивидуальность; активное участие самих детей в процессе своего воспитания и обучения . 2. «Космизация сознания» детей, начиная с раннего возраста. Здесь надо, во-первых, учитывать, что дети - космисты по самой своей природе, а, во-вторых, на базе этого формировать целостное представление о мире как живом всеединстве и о творчески-созидательной роли людей в этом мире.

В русле данных тенденций проводят свою работу многие современные педагоги-новаторы. Многие из интереснейших разработок в этой области остались за пределами нашего исследования. Они еще ждут своего изучения, которое принесет, как мы думаем, немало новых открытий в сфере педагогики духовности.

Итак, педагогические идеи, выдвинутые русскими космистами, получили широкое развитие на протяжении нынешнего века и имеют, по нашему убеждению перспективы для изучения и применения в дальнейшем.

В целом, суммируя сказанное в этом параграфе, антропокосмическую педагогическую позицию наших современников можно выразить словами писателя А. Лиханова: «Не сумма знаний, нет, не набор рецептов - их вовсе не существует, ибо примененное - и удавшееся! - к одному ученику может оказаться - и оказывается! - совершенно неприменимым к другим, ибо у каждой звезды - свой свет, своя температура, своя атмосфера, а самое главное -своя удаленность от нас. И добиться победы можно, лишь относясь к детям, ко

183 всем детям — как к звездам».

183 См.: Данаилов Г. Не убить Моцарта! - М., 1986. - С.6.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью проведенного нами исследования являлось решение проблемы: какова сущность педагогических идей русских космистов, а также - каковы тенденции развития и применения этих идей в современной педагогике. Чтобы достичь указанной цели, пришлось обратиться к анализу истоков и предпосылок возникновения русского космизма, его главных философских положений. Выявлено, что это учение сложилось под влиянием немалого числа идей и теорий, относящихся к линии гуманизма. Особую роль сыграли идеи славянофилов. Русский космизм развивался на стыке двух веков, и в нем отразились все основные изменения, происходившие в тот переломный период. Космизм, сложившийся в целостное учение в период утверждения «космического» мировоззрения, несет в себе новые взгляды - в том числе и на воспитание.

В результате проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что русский космизм является социо-культурным феноменом отечественным и мировым. Он базируется на представлении о мире как едином, развивающемся организме, который стремится к гармонии, а также - на признании человечества основной гео- и космопреобразующей силой. Принцип активной, управляемой людьми эволюции положен в основу всех педагогических идей русских космистов. С одной стороны, ими проводится мысль о единстве Космоса, природы и человечества, с другой стороны, люди, как существа разумные и духовные, а также их воспитание ставятся во главу угла. Творческое соединение и переработка космоцентрической и антропоцентрической позиций, осуществленные в русском космизме, позволяют считать его новым явлением культуры и причислять к линии антропокосмизма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Михалева, Ольга Михайловна, 2000 год

1. Космоса. Соответственно, педагогической целью тут является многостороннее, целостное развитие человека, его приближение к гармонии: как внутренней (духовно-телесной), так и внешней (с другими людьми, природой, Космосом).

2. Абрамова Т.В. Космизм в русской религиозной философии: B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков. Дисс. канд. филос. наук. ~М., 1994.

3. Азарова Л.Н. Развитие творческой индивидуальности младшего школьника в условиях семейного и общественного воспитания. М., Просвещение, 1997.-98с.

4. Аксенова В.И. Живая этика: Спецкурс. Ставрополь, 1996. - 154с.

5. Аксенова Ю.А. Символы многоустройства в сознании детей. М., Просвещение, 1997. - 173с.

6. Акулинин В.Н. Проблема специфики философии в религиозно-идеалистической концепции всеединства. Дисс. докт. филос. наук. -Л., 1987.

7. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. - 197с.

8. Алтай Космос - Микрокосм: Алтай: регион, модель перехода к устойчивой духов.-экол. (ноосфер.) цивилизации XXI в.: Тез. 3-й междунар. конф. - Барнаул, 1995. - 108с.

9. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., Педагогика, 1984. - 297с.

10. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. - М., Просвещение, 1986. -176с.

11. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., Педагогика, 1987. - 206с.

12. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., Просвещение, 1983. - 208с.

13. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., Просвещение, 1986. - 174с.

14. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, Университетское, 1990. - 559с.

15. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка, Отметка. М., Знание, 1980. -96с.

16. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., Амонашвили, 1996. - 494с.

17. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М., Амонашвили, 1998. - 74с.

18. Андреев Д.Л. Роза мира. М., «Клышников, Комаров и К0», 1993. -309с.

19. Андреева А.Г. Педагогические основы духовного Учения Живой Этики. Дисс. . канд.пед.наук-М., 1995.

20. Аринина О.Н. Основополагающие принципы отечественной теории свободного воспитания. Автореф. дисс.канд.пед.наук. — Владимир, 1996.-20с.

21. Артюхова И.С. Ценности и воспитание.//Педагогика. 1999. - №4. -С.117-122.

22. Ахроменко Л.П. Биосферная концепция этногенеза Л.Н. Гумилева: /филос.-методол. аспект/. Дисс.канд.филос.наук. -М., 1994.

23. Бакарадзе А.Т. Проблема человека в философии В. Соловьева. -Дисс. .канд.филос.наук. Тбилиси, 1972.

24. Балабан Н.А. Критический анализ методологических принципов философии всеединства. Дисс. .канд.филос.наук. - Свердловск, 1977.

25. Баринова И.Г. Целостный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии младшего школьника. М., Просвещение, 1996. - 98с.

26. Баркова Н.Н. Проблемы нравственного идеала в теории и практики воспитания в России во второй половине XIX начале XX веков. - М., Просвещение, 1996.-123с.

27. Бастракова М.С. В.И. Вернадский и история науки. М., Наука, 1997. -103с.

28. Безносов В.Г. Ф.М. Достоевский и нравственная философия в России конца XIX начала XX вв. - Автореф. дисс.канд.филос.наук. - СПб., 1994.-18с.

29. Белевдев А.В. Социально-философское учение классиков славянофильства И.В. Киреевского и А. С. Хомякова: /Опыт реконструкции/. Дисс.канд.филос.наук. - Ставрополь, 1997.

30. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., Педагогика, 1989.-205с.

31. Бердиев А.К. Формирование гуманности у младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики. -Дисс.канд.пед.наук. -М., 1994.

32. Бердяев Н.А. Духи русской революции//Из глубины. Сборник статей о русской революции. М., Эксмо-пресс, 1990. - 736с.

33. Бердяев Н.А. Самопознание. М., Феникс, 1990. - 386с.

34. Бердяев Н.А. Собрание сочинений: В 4т. Paris:YMCA - PRESS, 19891991.

35. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., Феникс, 1994. - 220с.

36. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., Мысль, 1994.-288с.

37. Бессонов В. А., Перов В.Б. Основные черты космизма A.JI. Чижевского//Сборник избранных трудов научных молодежных Чтений памяти А. Л. Чижевского. Калуга, 1996. - С. 153-155.

38. Бестужев-Лада И.В. Поворот школы к человеку//Народное образование, -М., 1995.-№819-С.14-16.

39. Бетинас Б.П. Введение в философию воспитания. М., Наука, 1996. -123с.

40. Бикметов Е.Ю. Образование в контексте критериев духовности //Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Уфа, 1997. - С.92-95

41. Богатова О. А. Этические взгляды В.В. Розанова: проблема взаимоотношения природы, культуры и морали. -Дисс. .канд.филос.наук. Саранск, 1995.

42. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в.//Педагогика М., 1996. - № 3. - С.21-25.

43. Бондарев П.Б. Философия истории B.C. Соловьева. Краснодар, 1996. -184с.

44. Бондарева Я.В. Христианское содержание философии Н.А. Бердяева. -Дисс. .канд.филос.наук. М., 1997.

45. Бондаренко С.Б. Космология и современная физика: /Методол. исследов./. Автореф. дисс. .докт. филос. наук. - СПб., 1996.

46. Булгаков С.Н. Два града: В 2т. М., 1911.

47. Булгаков С.Н Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М., Республика, 1994. - 415с.

48. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. В 2т М., Наука, 1997.

49. Буровский A.M. Генезис ноосферной цивилизации и ноосферное образование/УОбразование в Сибири, Томск, 1996. - № 1. - С.13-21.

50. Бых Н.Г. Религиозно-философские основания учения Н.Ф. Федорова. -Дисс. .канд.филос.наук. М., 1996.

51. Васецкая Е.Н. Критический анализ религиозно-идеалистической философии всеединства Дисс. .канд.филос.наук. - М., 1988.

52. Вернадский В.Н. Биосфера и ноосфера. М., Наука, 1989. - 258с.

53. Вернадский В.Н. Дневники: Март 1921 август 1925. - М., Наука, 1998. -215с.53.' Вернадский В.Н. Научная мысль как планетное явление, М., Наука, 1991.-272с.

54. Вернадский В.Н. Пространство и время в живой и неживой природе. -М., Наука, 1975.-283с.

55. Волков А.Н. На пути к Богу. М., Мысль, 1994. - 134с.

56. Волков А.Н. Проблемы духовной философии: В 2т. — М., Агентство «ДОК», 1995.

57. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен. Ростов н/Дону, Феникс, 1993. - 214с.

58. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность//Педагогика,- М., 1995. -№ 2. С. 18-30.§ 59. Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма. М., Наука, 1972. - 78с.

59. Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественных наук. Казань, 1995. - 97с.

60. Гачева А.Г. А.К. Горский, Н.А. Сетницкий последователи Н.Ф. Федорова//Начала. - М., 1993. - № 1. - С.12-15.

61. Гаязов Р. Культура в философии творчества Н.А. Бердяева. М., Мысль, 1995.-193с.

62. Гибадуллин М.Х. На путях к духовно-экологической цивилизации идуховному образованию//Учен. зап. /Ун-т Поволжья/. М., 1997. - С.2428.

63. Гиренок Ф. И. Русские космисты. М., Мысль, 1990. - 68с.

64. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул, Алт. кн. изд-во, 1994. - 153с.

65. Горский А.К., Сетницкий Н.А. Сочинения. М., Наука, 1995. - 365с.

66. Грани Агни-Иоги. Новосибирск, 1993. - 107с.

67. Гречаный В.В., Ковалев В.И. Семантика Вселенной: колокольный звон и здоровье нации//Россия и Европа: философия, культура, современность1 /тезисы докл./. Саратов, 1993. - С.33-34.

68. Грезы о Земле и небе: Антология русского космизма. СПб., Художественная литература, 1995. - 528с.

69. Гривко Е.В. Формирование эколого-гуманистического образа мира старшекласников. Автореф. дисс.канд.пед.наук. - Оренбург, 1998. -16с.

70. Григорович JI.A. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. М., Педагогика,$ 1996.-112с.

71. Григорьев C.J1. Философский анализ процесса обучения, как способ освоения культуры. М., Педагогика, 1995. - 197с.

72. Гуло Д.Д. Николай Алексеевич Умов. М., 1971.

73. Гуляев А.А. Проблема духовности в русской религиозной философии, g Автореф - дисс. .докт.филос.наук. - Екатеринбург, Изд. УГУ, 1997.

74. Гуревич П.С. Философский словарь. М., Олимп, 1997. - 320с.

75. Гусева А.В. Проблема сознания в философии всеединства. Л., 1988. -163с.

76. Гусева Н.В. Культура, Цивилизация. Образование: Социал.-филос. анализ основания развития человека в контексте цивилизации и культуры. Дисс. .канд.филос.наук. - М., 1992.

77. Гутов Е.В. Проблема социальности в русской философии всеединства. ^ Дисс. .канд.филос.наук. - Екатеринбург, 1994.

78. Данаилов Г. Не убить Моцарта! М., Просвещение, 1986. - 114с.

79. Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света./Русский космизм вчера, сегодня, завтра/. М., Педагогика-Пресс, 1993. -263с.

80. Демин В.Н. Философские принципы русского космизма.- Дисс. .докт.филос.наук. М., 1996.

81. Добкина Н.Н. Нравственное содержание духовности.- Дисс. .канд.филос.наук. М., 1996.

82. Долгих Е.Н. Метафизика зла в русской религиозной философии: щ B.C. Соловьев и С.Л. Франк. Дисс. .канд.филос.наук. - СПб., 1994.

83. Дубнищева Т.Я. Роль космологических идей в гуманизации образования //Проблемы образования. Новосибирск, 1997. - С.21-24.

84. Дуденков В.Н. Русский космизм: философия надежды и спасения. -СПб., Изд. ЛГУ, 1992. 373с.

85. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. М., Мысль, 1977. - 87с.

86. Емельянов Б.В., Хомяков М.Б. Николай Федоров и его философия общего дела. Псков, 1994. - 192с.

87. Православие. Ярославль, 1996. - С.31-39.

88. Ефимова Н.М. Русский космизм о природе жизни и смерти. /Н. Федоров, К. Циолковский, А. Платонов/. Дисс. .канд.филос.наук. - М., 1996.

89. Жданова М.В. Философский анализ феномена образования в контексте антологии человеческого бытия//Образование в Сибири, -Томск, 1994. № 1. С.8-21.

90. Железнов Ю.Д. Человек в природе и обществе: /Введ. в экол.-филос. щ антропологию/: Материалы по курсу. М., Просвещение, 1995. -187с.

91. Зеличенко А.И. Психология духовности. М., Мысль, 1996. - 111 с.

92. Землянин В. На пороге апокалипсиса. М., Наука, 1996. - 203с.

93. Зинятова М.Н. Судьба человека как сущность исторического: /На материале социал. философии Н.А. Бердяева/. Дисс.канд.филос.наук. -Владивосток, 1996.

94. Зобова М.Р. Проблема антропоцентризма в современной космологии и научном мировоззрении. СПб., Изд. ЛГУ, 1994. - 134с.

95. Иванов М.Г. Принципы гуманизации образовательного процесса и их I реализации в условиях школы-комплекса. Дисс.канд. пед. наук.1. Белгород, 1999. 180с.

96. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М., Просвещение, 1991. - 215с.

97. Инновации в образовании: теория и практика /Материалы международной научно-практической конференции/. Белгород, Изд. БГУ, 1998. -244с.

98. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. -Белгород, Изд-во Белгор. гос. ун-та., 1997.§ 101. История педагогики сегодня. СПб., 1998. - 124с.

99. Каган Г.Н. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе урочной и внеурочной деятельности: (На опыте изучения лит.) -Дисс.канд. пед. наук. -М., 1995.

100. Казарян В.Г. У истоков экологического мышления в России: (Экологическая философия Н.А. Умова)//Вестник Моск. ун-та, М., 1998. -№ 1. -С.20-27.

101. Кацис JI. А.Ф. Лосев, B.C. Соловьев, М. Горький./ЯЮГОС. М., 1999. -№4 - С.68-96.

102. Кириллова Н.Н. Творчество. Личность. Образование. М., Просвещение, 1995. - 153с.

103. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX вв. -М., Просвещение, 1996. -218с.

104. Климова С.В. Бог, природа, человек и техника в мировоззрении Н.А. Бердяева/УРусская философская мысль конца XIX начала XX вв. -Саратов, 1993.-С.15-16.

105. Кожевников В.А. Мысли об изучении святоотеческих творений. М., 1912.-168с.

106. Кожевников В.А. Николай Федорович Федоров. М., 1901. - 4.1 - 153с.

107. Кожевникова Л.Г. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как основа деятельности инновационного образовательного учреждения. -Дисс.канд. пед. наук. -Н. Новгород, 1997.

108. Козырев А.П. Гностические влияния в философии Владимира Соловьева. М., 1997. - 215с.

109. Колетвинцев А.Н. Философия нравственности Вл. Соловьева. М., Наука, 1991.- 192с.

110. Константинова М.Л., Журибеда Ж.С., Козлов О.В. Психология космоса и его материальное предназначение. Псков, 1993. - 98с.

111. Коптев JI.H. Мифокосмологические мотивы в русской культуре на рубеже XIX-XX веков//Культура России в переломную эпоху. СПб., 1997. - С. 18-23.

112. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности. -М., Просвещение, 1995. 115с.

113. Корогодова Е.П. Сущность концепции «Оправдания добра» в метафизике всеединства В. Соловьева: (Критический анализ традиции). Автореф. дисс.докт. филос. наук. -М., 1978.

114. Королькова Е.А. Русская софиология в контексте метафизики всеединства. СПб., 1995. - 93с.

115. Коротов В.М. Принципы и методы гуманистического воспитания./ЛПкола и производство. М., 1998. - №3. - С.2-10.

116. Космопланетарный феномен человека. М., Наука, 1991. - 124с.

117. Крикунов А.Е. Образовательная концепция В.В. Розанова (историко-педагогический анализ). Автореф. дисс.канд. пед. наук. - Елец, 1999. -18с.

118. Круглов B.JI. Онтологические основания диалектики природного и человеческого: (Введ. в предмет диалект, антропологии). Автореф. -дисс. .канд.филос.наук. - Томск, 1997. - 16с.

119. Крылов Д. А. Эволюция взглядов С.Н. Булгакова. -Дисс. .канд.филос.наук. Екатеринбург, 1995. - 160с.

120. Крылова Н. Пространство свободы.//Народное образование. М., 1999. -№5. - С. 18-23.

121. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., Наука, 1976. -276с.

122. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М., Наука, 1988. - 182с.

123. Кузнецова JI.B. Гармоничное развитие личности младшего школьника. -М., Просвещение, 1988. 95с.

124. Кукушкин В., Селиванов А. О путях возрождения духовности: По материалам научно-практической конференции «Культура.

125. Образование. Православие» в Ярославле (май 1996).//Высшее образование в России,- М., 1997. № 2. - С.23-25.

126. Кульневич С.В. Личностно-ориентированное воспитание: концепция, содержание, реализация. Дисс.канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 1995.

127. Кумарин В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности и возрождение школы//Педагогика, М., 1995. № 2. - С. 12-18.

128. Куракина О. Д. Русский космизм: мировоззренческий аспект. -Дисс.докт. филос. наук. -М., 1994.

129. Лебедев А.Б. Духовное производство человека:/Пробл. человекотворчества в традициях русс, религ. философии и в социал.-филос. методол. К. Маркса/. Дисс.канд.филос.наук. - Новосибирск, 1995.

130. Левитин Е.П. Космическое мышление и проблемы его формирования //Космонавтика: путь в XXI век. М., 1994. - С. 14-16.

131. Линник Ю. Русский космизм и русский авангард. Петрозаводск, Святой Остров, 1995. - 128с.

132. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., Юрайт, 1999. - 464с.

133. Личностно-ориентированное обучение и воспитание: Тез. докл. межвуз. научн. конф. 26-27 окт. 1994. Волгоград, 1994. - 136с.

134. Лопатина А., Скребцова М.В. Книга для занятий по духовному воспитанию. М., Знание, 1996. - 251с.

135. Лосский Н.О. История русской философии. М., Советский писатель, 1991.-480с.

136. Лукина С.Ф. Антропологическая педагогика В.И. Вернадского. -Дисс.канд. пед. наук. - Петрозаводск, 1998.

137. Максименко Т.В. Проблема культуры и цивилизации в социальной философии Н.А. Бердяева. Дисс. .канд. филос. наук. - Тула, 1996.

138. Максимова JI.M. Образование и культура: традиции русской философии и современность//Учен. зап. соц.-экономико-архит. Иваново, 1996. — С.26-27.

139. Маслеев А.Г. Человеческое измерение Вселенной: космизм и антропоцентризм-Дисс.докт. филос. наук. -Екатеринбург, 1996.

140. Маслобоева О.С. Российский органицизм и космизм XIX-XX вв.: Эволюция и актуальность, СПб., 1995. Ч. I. - 231с.

141. Медведев В.П. Самосозидание как атрибут человека и личности. -Саратов, 1996. 177с.

142. Мележик В.А., Харламов Ю.А. Русская религиозная философия как социо-культурный феномен. -М., Наука, 1993. 128с.

143. Мельникова Е.П. Сравнительный анализ зарубежной и русской философской мысли в учениях о человеке. М., Мысль, 1995. - 153с.

144. Меньшиков В.М. Российская школа как феномен европейской педагогической культуры.//Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Белгород, 1996. - С.8-13.

145. Мерсиека Ч. Мир и духовность в третьем тысячелетии. М., 1996. -216с.

146. Метелягин А.С. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры. Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1996.

147. Мещеряков Б.Г. Психологические проблемы антропологизации образования//Вопр. психологии, М., 1998. - № 1. - С.29-35.

148. Мир философии: В 2ч. -М., Политиздат, 1991. 418с.

149. Миронов В.Б. Век образования. М., Мысль, 1990.- 475с.

150. Михель Д.В. Николай Федоров и его философия «общего дела»//Русская философская мысль конца XIX начала XX вв. - Саратов, 1993. - С.38-41.

151. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму: Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М., Наука, 1993.- 285с.

152. Моисеев Н.Н. Останется ли Земля ойкуменой?//Экос. М., 1997. -С.41-46.

153. Моисеева Н.А. Гуманистическая педагогика JI.H. Толстого//Наука, религия, гуманизм. М., 1996.- С.51-57.

154. Моисеева Н.А. Социально-философские аспекты концепции воспитания и образования JI.H. Толстого. Дисс.канд.филос.наук. -М., 1997.

155. Мячин Ю.Н. Человек в природе и природа в человеке //Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Уфа, 1997. С.31-39.

156. Недумова М.А. Формирование действенного отношения младших школьников к окружающему миру на занятиях художественным трудом. Дисс. .канд. пед. наук. - М., 1997.

157. Неменский Б.П. Мудрость красоты. М., Просвещение, 1987. - 255с.

158. Нисский Г. Человек есть образ Божий. М., Мысль, 1995. - 192с.

159. Ноосферная идея и будущее России: Тез. межгосуд. н.-практ. конф. посвящ. 135-лет со дня рождения акад. В.И. Вернадского. Иваново, 1998.-206с.

160. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов-на-Дону, Феникс, 1995.-138с.

161. Образование и духовность .//Судьба российского образования судьба России. - СПб., 1995. - С.8-13.

162. Образование. Творчество. Развитие: Материалы Рос. открытого пед. форума. Обнинск, 1995. - 211с.

163. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1955.-367с.

164. Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2т. -М., Худож. литература, 1981.

165. О межрегиональной конференции (ноогенез и образование. Построение ноосферной школы).//Образование в Сибири. Томск, 1996. - №2. -С.23-29.

166. Оносов А.А. Идея социальной организованности в русском космизме. -Дисс.канд. филос. наук. -М., 1994.

167. Оплетаева JI.M. Развитие учащихся в школе, построенной на интеграции отечественных и зарубежных гуманистических идей:/На материалах начал, звена/. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. - Тюмень, 1997.

168. О России и русской философской культуре. М., Мысль, 1990. - 95с.

169. Паукова Л.Н. Формирование духовной культуры личности в русской нациоанльной школе. Автореф. дисс.канд. пед. наук. - М., 1998. -20с.

170. Педагогика ненасилия в истории педагогической мысли. Москва-Белгород, 1994. - 177с.

171. Педагогическая наука и образование: Научные доклады академиков и членов-корреспондентов Академии педагогических и слциальных наук (Белгородское отделение). М.-Белгород, 1998. - 110с.

172. Педагогический словарь: В 2т. М., Акад. пед. наук РСФСР, 1960.

173. Педагогическая энциклопедия: В 4т. М., Советская энциклопедия, 1968.

174. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения. Киев, Одесса, 1980. - 236с.

175. Перелыгина Л.Н. Гуманистические особенности педагогического процесса в отечественной дошкольной педагогике начала XX века. -Дисс. .канд. пед. наук. М., 1996.

176. Пестриков С.Г. Тенденции развития гуманистически ориентированных педагогических технологий в теории и практике отечественной школы (1960-е-80-е гг.). Дисс. .канд. пед. наук. - М., 1994.

177. Петерсон Н.П. О религиозном характере учения Н.Ф. Федорова. М., 1915.-182с.

178. Петрусевич А.А. Философия храма: от традиции к космоутопическим проектам Н.Ф. Федорова и Д.Л. Андреева. Дисс.канд. филос. наук. -Саранск, 1996.

179. Пиманова О.В. Развитие идей ненасилия в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX вв. - Дисс.докт. пед. наук. - М., 1996.

180. Письма Елены Рерих, 1929-193 8: В 2т. Минск, Университетское, 1992.

181. Позднева С.П., Хотинская Г.А. Идеи синтеза в философском наследии Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, Н.К. Рериха.//Русская философская мысль конца XIX начала XX вв. - Саратов, 1993. - С. 17-23.

182. Половинкин С.М. П.А. Флоренский: Логос против хаоса. М., Мысль, 1989.-192с.

183. Полуэктов Ю.П. Природа и эволюция современного космологического знания: (Эпистемол. анализ). Дисс.докт. филос. наук. -М., 1996.

184. Пономаренко В. А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания.//Педагогика, М., 1994. - № 3. - С.60-63.

185. Поснова Г.В. Гуманистическая направленность воспитательной деятельности в современной школе. Дисс.канд. пед. наук. -Петрозаводск, 1996.

186. Потапенко М.И. Эстетичность основных философских идей Владимира Соловьева. Дисс. .канд. филос. наук. - М., 1997.

187. Пурто Е.Е. Идеи современного подхода в русском космизме. Автореф. дисс. .канд. филос. наук. - М., 1996.

188. Разумный В.А. Интеграция культуры и образования как феномен новой цивилизации.//Мир через культуру. Курск, 1996. — С.31-39.

189. Рассадина Т. А. Императивы русской культуры в нравственных ориентациях студентов педагогического вуза. Дисс.канд. пед. наук. -М, 1995.

190. Рерих Е.И. и др. От сердца к сердцу. Барнаул, Алт. кн. изд-во, 1991. -208с.

191. Рерих Е.И. Письма в Америку.: В 2т. М., Сфера, 1996.

192. Рерих Н.К. Берегите старину. М., Междунар. центр Рерихов, 1993. -71с.

193. Рерих Н.К. Избранное. М., Правда, 1990. - 527с.

194. Рерих Н.К. Пути благословения. Минск, Университетское, 1991. -104с.

195. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентацией личности. М., Просвещение, 1996. - 122с.

196. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., Педагогика, 1990. - 624с.

197. Розов Н. Философия образования в России: опасности, становления, перспективы развития. М., 1993. - 93с.

198. Романенко Б. Философия космоса и космическая философия.//Чудеса и приключения, М., 1994. - № 9. - С.26-31.

199. Романова JI.A. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В.В. Зеньковского. Автореф. дисс.канд. пед. наук. - Владимир, 1996.

200. Росс X. Творец и космос. СПб., 1997. - 253с.

201. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. М., Большая рос. энциклопедия, 1993.

202. Русская философия: малый энциклопедический словарь. М., Наука, 1995, - 624с.

203. Русская философия: Словарь. М., Республика, 1995. - 655с.

204. Русская школа: Духовно-нравственные проблемы воспитания. М., Мысль, 1996.-377с.

205. Русский космизм: Антология философской мысли. М., Педагогика-Пресс, 1993.-368с.

206. Русский космизм и ноосфера. М., 1988. - 209с.

207. Рябчун Н.П. Духовность и рациональность как два способа мировоззренческой ориентации. М., Наука, 1994. - 165с.

208. Савин А.Ю. Основы ноокосмологии. М., Наука, 1994. - 182с.

209. Салихов М.В. Космос, человек, деятельность.//Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Уфа, 1997.- С.81-82.

210. Самсонова Н.В. Космизм A.JI. Чижевского: (философ.-методол. анализ).- Дисс. .канд. филос. наук. М., 1996.

211. Сафонов И.А. Человек и вселенная: философско-методологический аспект. Дисс. .канд. филос. наук. - С.-П., 1994.

212. Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. -М., Мысль, 1990. -612с.

213. Семенова С.Г. Паладин вечности.//В.-сы философии. М., 1993. - № 1. -С.31-36.

214. Семенова С.Г. Тайны Царствия Небесного. М., Мысль, 1994. - 592с.

215. Семенова С.Г. Учение Н.Ф. Федорова о воскрешении.//Начала. М., 1993.-№ 1. -С.40-45.

216. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.-118с.

217. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика.- М., Школа-Пресс, 1997. 512с.

218. Смирнова JI.H. Феномен духовности: социально-философский аспект анализа. Дисс. .канд. филос. наук. - М., 1997.

219. Смысл жизни в русской философии, конец XIX начало XX вв. - СПб., 1995.-237с.

220. Соколов Ю.Н. Цикл как основа мироздания. Ставрополь, 1995. - 172с.

221. Соловейчик C.JI. Вечная радость: Очерки жизни и школы. Педагогика. -М., 1986.-184с.

222. Соловьев B.C. Жизненный смысл христианства. СПб., 1982.

223. Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996.

224. Соловьев B.C. Сочинения: В 2т. М., Мысль, 1988.

225. Соловьев B.C. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Дону., Феникс, 1997. - 462с.

226. Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М., Республика, 1977. - 431с.

227. Спиренкова Н.Г. Проблема воспитания активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста в русской педагогике конца XIX начала XX вв. - Дисс. .канд. пед. наук. - М., 1997.

228. Степлдон О. Создатель звезд. М., Олимп, 1996. - 218с.

229. Стронг X. Экологическая и духовная революция.//Наша планета. М., 1995. - Т. VII, № 7. - С.51-59.

230. Суворов А.В. Человечность как фактор саморазвития личности.- М., Наука, 1996. 132с.

231. Суворов А.В. Школа взаимной человечности. М., Просвещение, 1995. - 152с.

232. Суровягин С.П. Нравственная целостность личности: когнитивное чувство добра: (К теории познания духовности). Автореф. дисс.канд. филос. наук. Тюмень, 1995.

233. Сухово-Кобылин А.В. Картины прошедшего. Л., Наука, 1989. 358с.

234. Тарасенко Н.Г. Педагогика М. Монтессори в Белгородском государственном университете.//Белгородская область вчера и сегодня: Материалы региональной научно-практической конференции. T.I. -Белгород, 1999. - С. 144-146.

235. Тарасенко Н.Г. Тенденции развития современного образовательного процесса и творческое наследие М. Монтессори./ТБелгородская область вчера и сегодня: Материалы региональной научно-практической конференции. T.I. - Белгород, 1999. - С. 162-165

236. Тарасова Л.Н. Нравственно-психологические аспекты духовного развития личности. Дисс. .канд. пед. наук. - Саранск, 1997.

237. Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры. Белгород, Изд. БГУ, 1999. - 229с.

238. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М., 1953.

239. Треушников И.А. Сравнительный анализ историософских взглядов П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова и современное православное богословие. Дисс.канд. филос. наук. - СПб, 1997.

240. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М., 1994. - 218с.

241. Туренко Ю.Д. Критика концепции развития Вл. Соловьева.//Материалы научно-метод. конференции. Белгород, 1970. - С.159-169.

242. Туркина Е.Г. Концепция ноосферы: (философско-методол. аспект). -Дисс.канд. филос. наук. -М., 1995.

243. Управителев А.Ф. Философские основания религиозного мировоззрения П.А. Флоренского. Дисс.канд. филос. наук. -М., 1991.

244. Уроки Добрых Знаний. Томск, 1997. - 291с.

245. Уроки нравственности в 1-3-х классах (Метод, пособие). Казань, 1995. - 187с.

246. Учение живой этики: В Зт. СПб., Просвещение, 1993.

247. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Избр. произведения. М., Просвещение, 1968.

248. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. М., Педагогика, 1990.

249. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.VIII (Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Т. I). -М., 1950.

250. Федоров Н.Ф. Из материалов к 3-му тому «Философии общего дела»//Вопросы философии. -М., 1993. №1. - С.41-57.

251. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4т. М., 1997.

252. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., Мысль, 1982. - 683с.

253. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба.//Вопросы философии. М., 1994.-№> 2. - С.14-20.

254. Филимонов Г.Г. Проблемы нехристианской антропологии в религиозно-философской концепции Н.А. Бердяева. Дисс.канд. филос. наук. -М., 1995.

255. Философия русского космизма. М., Наука, 1996. - 197с.

256. Философский энциклопедический словарь. М., Наука, 1998. - 685с.

257. Флоренский П.А. Сочинения: В 4т. М., Мысль, 1998.

258. Формирование духовной культуры в преподавании гуманитарных наук. -Белгород, 1996.-221с.

259. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., Просвещение, 1995. - 282с.

260. Фридман Л. Как построить новую школу: (Концепция личностно-развивающего обучения)//Нар. образование. М., 1993. - № 7/8. - С.25-34.

261. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990.

262. Хомяков М.Б. Рационализм и мистицизм в «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова. Дисс.канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1996.

263. Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. Тула, Приок. кн. изд-во, 1986. -447с.

264. Циолковский К.Э. Собрание сочинений: В 2т. М., Изд. Акад. наук СССР, 1951-1954.

265. Циолковский К.Э. Собрание сочинений: В 4т. М., Наука, 1964.

266. Человек в системе космоземных связей. М., Наука, 1994. - 124с.

267. Человекознание: гуманистические ориентации в образовании: Тез. докл. Веер. науч. конф. Курск, 1994.

268. Чижевский А.Л. Вся жизнь. М., 1964. - 98с.

269. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., Высшая Школа, 1974. -95с.

270. Шапошникова Л.В. Веления космоса: Исторический процесс как космическое явление. М., 1996. - 209с.

271. Шелковая Н.В. Размышления о духовности: Вл. Соловьев и современность.//Гуманизм и культура: век XX. Тверь, 1993. - С.61-62.

272. Шелонин В. Свет духовности.//Нар. образование. М., 1994. - № 4. -С.31-37.

273. Шишлянникова Н.П. Целостное художественно-образное восприятие мира на уроках музыки в начальной школе. Автореф. - дисс.канд. пед. наук.-М., 1997.

274. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, Феникс, 1995. -128с.

275. Школа самоопределения. Шаг второй. М., Просвещение, 1994. - 215с.

276. Штейнер Р. Духовно-душевные основы педагогики. М., Просвещение, 1997. - 133с.

277. Юдина Н.П. Течение свободного воспитания в отечественной гуманистической педагогике начала XX века. Дисс. .канд. пед. наук. -Хабаровск, 1995.

278. Яблонский Б.Н. Религиозно-философская система С.Н. Булгакова. -Дисс. .канд. филос. наук. — М., 1994.

279. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М., Просвещение, 1996. 176с.

280. Яковлева Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников. Дисс. .канд. пед. наук. - М., 1996.

281. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М., Просвещение, 1997. 127с.

282. Lukahevich S. N.F. Fedorov (1828-1903). A. Study in Russian Eupsychian and Utopian Thought. Newarh. L., 1977.

283. Lowrie D. A Rebellious prophit. A life of Nicolas Berdyaev. N.Y., 1960.

284. Sutton J. The Religions Philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a Reassessment. Basingstoke. L., 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.