Педагогические аспекты воспитания учащихся в средних специальных учебных заведениях искусств Республики Таджикистан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Назарова, Зебуниссо Эшонкуловна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат наук Назарова, Зебуниссо Эшонкуловна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Вопросы эстетико-педагогических и воспитательных возможностей музыкального искусства
1.2. Особенности воспитательной работы среди учащихся средних специальных учебных заведений искусства
1.3 Специфика диагностики уровня сформированное™ готовности
выпускников к музыкально-эстешческому воспитанию детей
Выводы
ГЛАВА П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И ИХ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 .Экспериментальная работа по совершенствованию воспитательной
деятельности учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений и их готовности к педагогической
дся тельное i и
2.2. Педагогические условия реализации модели программы воспитательной работы среди учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений
Выводы
Заключение
СИИ СО К И С П О Л ЬЗ О В А Н Н О Й Л ИТ Е Р А ГУ Р Ы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания учащихся педагогического колледжа2003 год, кандидат педагогических наук Буркова, Лариса Федоровна
Фолрмирование эстетического идеала учащихся педагогических училищ в процессе художественной деятельности1984 год, кандидат педагогических наук Погорелов, Станислав Тимофеевич
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в православных учебных заведениях: На материале преподавания музыкально-теоретических дисциплин2000 год, кандидат педагогических наук Володина, Елена Евгеньевна
Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях2005 год, кандидат педагогических наук Поповская, Ольга Николаевна
Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане2006 год, кандидат педагогических наук Хайруллоев, Бахриддин
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические аспекты воспитания учащихся в средних специальных учебных заведениях искусств Республики Таджикистан»
Введение
Актуальность исследования. Социально-эстетические позитивные преобразования на современном этапе жизни таджикского общества затрагивают все сферы, в том числе систему национального образования: меняются её цели, содержание, организация, социальные функции и ценности. Цель современного образования заключается в том, чтобы формировать среду с ее духовной, нравственной и культурной реальностью, помочь школьнику становиться личностью и носителем высокой культуры в соответствии с его склонностями, задатками и способностями. Это подчеркивается в Законе Республики Таджикистан «Об образовании» (2004), «Концепции таджикской национальной школы» (1994.), «Государственном стандарте образования Республики Таджикистан» (1996.), Законе Республики Таджикистан «О высшем последипломном образовании» (2001), Национальных концепциях воспитания и образования. Перспективы воспитательной деятельности определены в программах воспитания будущего поколения в Республике Таджикистан.
В связи с этим, содержание и качество воспитания учащихся всех видов и типов учебных заведений требуют внесения изменений и дополнений в методику обучения и воспитания, в рамках которой чаще всего реализовались лишь дедуктивные и эмпирические формы познавательной деятельности без достаточного учета личностного фактора, активности самих учащихся в воспитательном процессе.
Целью новой образовательной политики является внедрение новых инновационных форм образования и технологических систем, которые в должной и надлежащей степени решали бы проблемы современной педагогической практики.
На современном этапе в школах с разным направлением уже вводятся предметы художественно-эстетического цикла во всем их многообразии. Это обусловлено тем, что художественно-эстетическое направление необходимо
для всех без исключения; оно отвечает возрастным потребностям, помогает в самоутверждении личности, выявляет педагогическую, психологическую и социальную эффективность эстетического воспитания.
В этих условиях особенно возрастает роль музыкально-эстетического воспитания школьников, поскольку именно искусство музыки наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир красоты, воспитывает духовно-нравственные качества личности, доставляет огромное эстетическое наслаждение. Во всех видах искусств выдвигается на передний план развитие творческих, созидательных качеств человека, поскольку оно в силу своей природы позволяет познавать, эмоционально переживать явления окружающего мира в их взаимосвязи, способствует воспитанию добра и красоты в человеческих отношениях.
В последние двадцать лет в системе воспитательной деятельности произошло некоторое отчуждение воспитательной работы от духовно-нравственных истоков. Музыкальное образование, играющее немаловажную роль в духовном развитии личности, потеряло нравственно-эстетическую ориентацию, превратилось в однонаправленное обучение какой-либо исполнительской деятельности. А воспитательная деятельность в средне -специальных учебных заведениях значительно ослабла. Несмотря на то, что массовое музыкальное образование и искусство носит почти всеобщий характер, живые источники музыкальной культуры - концерты, спектакли, музыкальные вечера учащимися посещаются недостаточно. Их воспитательный потенциал используется не эффективно. В этой ситуации актуализируется необходимость организации целенаправленной воспитательной работы с использованием богатств и разнообразия окружающего мира. Искусство, в частности, музыка, как воплощение духовно-нравственных начал, выражающих отношение человека ко всему ценностному в мире, может помочь воспитанию личности.
Современное таджикское искусство базируется на древних традициях, которые продолжают сегодня жить и развиваться в новых многообразных
формах, жанрах и направлениях. Благодаря творчеству композиторов Таджикистана в XX-XXI вв. композиторская музыка таджиков выступает как важная и органическая часть общемирового художественного процесса. Следовательно, использование её нравственно-эстетического потенциала в воспитании будущего поколения представляется чрезвычайно актуальным.
Вышеизложенное порождает существенные проблемы для современной педагогической науки, требующей серьёзного анализа системы педагогической деятельности (содержания, форм, методов и средств), эффективной организации воспитательной работы среди учащихся и воспитателей сети школ среднего - специального музыкального образования. Учитель в этих школах - центральная фигура, в процессе духовно-нравственного и музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому сейчас, как никогда, необходимы фундаментальные теоретические знания, обогащающие воспитательные системы с учетом особенностей учебно-воспитательной работы в средних-специальных музыкальных учебных заведениях. Учителю принадлежит важная роль не только в музыкальном образовании, но и в организации воспитательной работы. В этих учебных заведениях и духовно-нравственное воспитание тесно соприкасаются.
Степень разработанности проблемы. В разработке проблем воспитательных систем в педагогической науке и практике накоплен достаточно большой опыт.
В трудах Б.Г.Ананьева, Д.Б.Богоявленской, JI.C. Выготского, Дж. Дьюи, А.Н.Леонтьева, М.С.Когана, А.В.Петровского, таджикских ученых и других раскрыты теоретико-методологические основы воспитательной деятельности в подготовке будущих педагогов.
В философской, эстетической и искусствоведческой литературе создан общетеоретический фундамент для осознания сущности, природы и значения эстетического воспитания. Указанная проблема разработана достаточно I полно в трудах российских педагогов и психологов Ю.Б. Борева,
М.С.Когана, Н.И. Киященко, В.А.Куценко, Б.Т.Лихачева, A.C. Макаренко, Б.М. Неменского, В.А.Сухомлинского, М.Д. Таборидзе, Н.Г. Чернышевского, В.Н. Шацкой, А.Б. Щербо и др. Наиболее полно собственно музыкальное искусство как одно из важнейших средств эстетического воспитания рассматривается в трудах Б.Асафьева, Д.Б. Кабалевского, А.Н.Сохора, В.В.Медушевского и др.
Вопросы психологии обучения мотивации профессиональной деятельности, профессиологии и психодиагоностики, поднимаемые в трудах Н.Э.Касаткиной, С.М. Морозова, Л.М.Митиной, H.H. Носса, P.C. Немова, В.И. Петрушина, В.М. Русалова и др., позволяет нам проследить динамику профессионального становления будущих учителей музыки. Особое место на наш взгляд занимает позиция доктора психологических наук Л.Л.Бочкарева, апробировавшая себя не только в России и странах СНГ, но и в ряде стран Европы и Америки.
Рассмотрение вопроса роли массового музыкального образования в решении проблем эстетического воспитания косвенно имеет место в работах Б.В.Асафьева, A.B. Луначарского, В.А.Сухомлинского О.А.Апраксиной, Ю.Б.Алиева, Э.Б.Абдуллина, Н.Я.Брюсовой, Л.А. Баренбойма, Н.А.Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Л.А.Казана, Г.М.Когана, H.H. Киященко, Б.Т.Лихачева, А.Н. Сохора и других. Среди них есть и специальные статьи, посвященные данной тематике.
В последние десятилетия теоретическое исследование педагогических проблем эстетического воспитания значительно расширено трудами учёных А.И.Бурова, М.А.Вербы, Л.А.Воловича, С.А.Герасимова, Н.К.Гончарова, Н.А.Дмитриевой, А.Т.Егорова, М.С. Когана, A.A. Куриленко, Е.Г. Монаховой, М.Ф.Овсянникова, Н.А.Порошиной, В.А.Разумного и др.
Обновлением содержания музыкального образования в общеобразовательной школе, разработкой критериев эффективного процесса преподавания музыки занимаются Е.Д.Критская, М.С.Красильникова, В.В.
Медушевский, Л.С. Сизова, Н.А.Терентьева, В.О.Усачева, Т.В. Челышева, В.А.Школяр, Л.В.Школяр и др.
В Таджикистане разработка тематики воспитания в музыкальных школах привело к обращению традиционным методикам. Это обусловлено тем, что традиционная методика устод - шогирд включает наряду с обучением музыке, и большой блок воспитательной работы. Глубокому исследованию данной темы посвящены работы Ф.Азизи.
В последние годы много исследований посвящены педагогической системе воспитательной деятельности в школах.
Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований, посвященных педагогическим системам и музыкально-эстетическому воспитанию в них преимущественно раскрываются либо эстетическое направление воспитательной деятельности, либо только музыкальная подготовка будущего специалиста. В них отмечается, что в современных условиях требуется осуществление целенаправленного процесса музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, необходимого для возрождения духовной культуры общества. В кругу исследований главным образом решены вопросы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки, связанных с проблемой подготовки учителя к музыкально-эстетическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы, выявления педагогических условий подготовки будущего учителя на основе единства его творческой и воспитательной деятельности в педагогических университетах (Хайруллоев Б.).
В исследованиях на основе анализа теории и практики музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательных школах показано, что уровень музыкально-эстетического воспитания школьников остается недостаточным. Причиной этого является неподготовленность учителя музыки к этой важной сфере работы на практике. Учитель музыки не всегда может квалифицированно анализировать произведения искусства на уроках и во внеклассной работе; часто не умеет создавать эмоционально-эстетическую
атмосферу в классе, чтобы обеспечить эстетико-воспитывающее воздействие музыки на занятиях. Особенности целостной системы воспитательной деятельности в средних-специальных музыкальных учебных заведениях разработаны недостаточно.
Исследования, проведенные в средних-специальных музыкальных учебных заведениях городе Душанбе, показывают недостаточный уровень воспитания учащихся. Здесь наблюдается узость восприятия национальных ценностей, однообразие форм воспитательной работы и многое другое.
Анализ также позволяет выявить ряд объективных противоречий: а) между требованиями общества к воспитанию подрастающего поколения и реальным уровнем разработок по воспитательной работе среди учащихся специальных музыкальных школ; б) между необходимостью повышения творческо-исполнительской деятельности учащихся средних-специальных музыкальных учебных заведений и неразработанностью системы воспитательной работы с учетом их направленности; в) неразработанностью педагогических условий, основанных на единстве учебно-творческой и воспитательной деятельности.
В создавшейся ситуации становится актуальной проблема единства учебно-творческой и воспитательной деятельности в средних-специальных музыкальных учебных заведениях; возникает необходимость радикального переосмысления и изменения сложившейся системы воспитательной работы среди этой категории учащихся.
Это и определило актуальность выбора темы диссертационного исследования - «Проблемы воспитания учащихся в средних-специальных учебных заведениях искусств Республики Таджикистан», что выполняется на примере музыкальных школ.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка комплекса воспитательной работы в средних-специальных музыкальных учебных заведениях как способ
совершенствования учебно-творческой деятельности учащихся.
)
Объект исследования - учебно-воспитательная деятельность в средних специальных музыкальных учебных заведениях Таджикистана.
Предмет исследования - особенности и проблемы воспитательной работы в средних специальных музыкальных учебных заведениях, процесс ее совершенствования.
Гипотеза исследования. Совершенствование воспитательной деятельности в средних специальных музыкальных учебных заведениях находится в прямой зависимости от
обеспечения единства учебно-творческой и воспитательной деятельности учащихся, составляющие единый и целостный педагогический процесс;
- обогащения содержания и разнообразия форм воспитательной работы;
- повышения социальной активности учащихся путем участия в творческо-исполнительском и воспитательном процессе.
Поставленная цель и доказательство выдвинутой гипотезы обусловили следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать теоретико-методологические основы воспитательных систем в педагогической науке;
- раскрыть педагогический потенциал музыкального искусства;
- выявить сущность и особенности воспитательной деятельности учащихся, специфику содержание и формы учебно-творческой и воспитательной деятельности в средних-специальных музыкальных учебных заведениях страны;
- теоретически обосновать и разработать педагогическую модель воспитательной деятельности в названных учебных заведениях и определить оптимальные пути её реализации;
- проверить педагогическую модель воспитательной деятельности в средних-специальных музыкальных учебных заведениях и разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию работы в данном направлении.
Теоретической основой исследования явились философское положение о единстве и взаимодействии всех сторон духовно-нравственной жизни развивающейся личности; теоретические положения о системности, научности, связи теории с практикой; идеи гуманизации и гуманитаризации образования, концепции личностно-деятельного и системного подходов, профессионально-педагогической направленности обучения и воспитания студентов; учение о музыкальном и эстетическом образовании как научно-теоретической основе музыкально-эстетической деятельности и подготовки учителя к ее осуществлению; комплексный подход в подготовке учителя музыки с позиций различных отраслей, научного знания (философии, педагогики, музыкальной психологии, эстетики, культурологии, искусствоведения и др.).
Основу исследования составили воспитательные системы, разработанные российскими и таджикскими учеными.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; эмпирические методы исследования - изучение и обобщение учебно-творческой и воспитательной деятельности в средних-специальных музыкальных учебных заведениях; беседы; анкетирование; тестирование; педагогическое наблюдение; экспертная оценка; изучения документации, объективно отражающей воспитательную работу и продуктом творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент; методы статистической обработки результатов эксперимента.
Этапы и организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (2003-2005гг.) осуществлен выбор темы исследования, изучена и проанализирована философская, психолого-педагогическая, методическая литература; проведено изучение опыта работы воспитателей и учителей средних специальных музыкальных учебных
заведениях Таджикистана по проблеме исследования; проведено теоретическое осмысление темы: определена ее актуальность; выделены объект и предмет исследования, определены его цель и задачи, изучена теория воспитательных систем; систематизировано методологическое обоснование основных научных понятий, входящих в диссертационное исследование; разработана рабочая программа воспитательной деятельности учащихся средних специальных музыкальных учебных заведениях в процессе изучения специальных дисциплин и во внеучебной работе; определены критерии формирования и уровни воспитанности учащихся; разработана педагогическая модель воспитательной деятельности учащихся в средних специальных музыкальных учебных заведениях эффективно влияющая на уровень воспитанности учащихся в процессе единства учебно-творческой и воспитательной работы; разработана программа формирующего этапа эксперимента.
На втором этапе (2005-2010гг.) осуществлялся формирующий этап эксперимента и предварительный анализ эффективности педагогической модели воспитательной деятельности учащихся средних специальных музыкальных учебных заведениях среди воспитателей и учителей по специальным дисциплинам.
На третьем этапе (2010-2012 гг.) проведено теоретическое обобщение результатов исследования, подведены итоги, сформулированы выводы по результатам исследования, осуществлено оформление диссертации, подготовлены и изданы научные статьи по теме исследования.
База исследования. Основой базой исследования явились Республиканская средняя специальная школа-интернат искусств имени М. Атоева, Республиканская средняя специальная музыкальная школа-интернат имени 3. Шахиди, Колледж искусств имени А. Бобокулова.
Исследованием было охвачено 120 учащихся, 135 воспитателей и учителей по специальности.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнено определение и выявлены особенности воспитательной деятельности учащихся средних специальных музыкальных учебных заведениях: взамопроникновение и взаимосвязь учебно-творческой и воспитательной работы в деятельности педагога и воспитателя; совместная творческая деятельность педагога и учащегося при нравственно-эстетическом освоении окружающей действительности через музыку; проявление социально-культурной активности и глубины музыкально-эстетического восприятия;
разработана и научно обоснована педагогическая модель воспитательной деятельности учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений представляющая единство учебно-творческой и воспитательной работы, общих и специфических принципов в обучении и воспитании учащихся, сформированные педагогические навыки и умения в их работе.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении и обосновании научных подходов к особенностям воспитательных систем в сфере искусств, сущности и особенностей учебно-творческой и воспитательной работы, содержания, этапов и уровней воспитания учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений; в теоретическом обосновании разработанной педагогической модели воспитательной деятельности как условия формирования к будущей профессиональной деятельности.
Практическая ценность исследования заключается в реализации в средних специальных музыкальных учебных заведений учебно-воспитательном процессе разработанной педагогической модели, разработке комплексных планов воспитательной работы среди учащихся этих учебных заведений и методических материалов, программ развития социальной активности учащихся творческих специальностей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Комплекс мер, направленных на решение творческо-исполнительских, педагогических и воспитательных задач средствами музыкального искусства, рассматриваемый как целенаправленный процесс поэтапного включения учащихся в музыкально творческо-эстетическую деятельность и в воспитательную работу на основе комплекса принципов целостности, гуманизации, культуросообразности, природосообразности, диалогичности.
2. Педагогическая модель воспитательной деятельности средствами музыкального искусства включает цель, принципы, функции, форму, содержание деятельности по этапам: методы, средства, критерии, конечный результат.
3. Педагогические условия, обеспечивающие единство учебно-творческой и воспитательной работы в средних специальных музыкальных учебных заведениях направленные на повышение эффективности воспитательной работы, средствами музыкального искусства.
Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов состоит в изучении состояния исследуемой проблемы, теоретической разработке основных положений и идей диссертации, разработке и внедрении педагогической модели воспитательной деятельности учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений педагогических условий, комплекса воспитательных мер, методических средств и практических рекомендаций для их реализации.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается чётким определением научной проблемы, целью и задачами, гипотезой в объектной и предметной области исследования: полнотой анализа различных концепций и подходов к изучаемой проблеме (воспитательных систем); соотнесением теоретического материала с материалами эмпирических исследований; объективностью результатов педагогического эксперимента в средних специальных музыкальных учебных заведениях. Соискатель работает в одном из выше названных учебных заведениях.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в средних специальных музыкальных учебных заведениях г.Душанбе; Педагогического университете им. С.Айни, в выступлениях автора на ежегодных семинарах учителей в средних специальных музыкальных учебных заведений, научных конференциях профессорско-преподавательского состава педагогического университета им.С.Айни и Таджикского государственного института искусств им.М.Турсунзаде (Душанбе, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010гг.); путём научных, методических публикации, сообщений и статей в сборниках научных трудов; в процессе обсуждения диссертационной работы.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Вопросы эстетико-педагогических и воспитательных возможностей музыкального искусства
Социально-экономические преобразования, происходящие в последние годы в нашей стране, возрастание роли личности в этих процессах, гуманизация и гуманитаризация образования, внесение эстетических начал в сферу досуга и быта, интеллектуализация труда и человеческой деятельности - все это требует поднятия уровня нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, что играет огромную роль в формировании общей и профессиональной культуры молодёжи.
Разработка поставленной нами проблемы воспитания в учебных заведениях культуры и искусств в целом, и музыкальных в частности, не может быть плодотворной без осмысления имеющегося теоретического и практического опыта, анализа педагогических традиций, зародившихся в прошлом и адаптировавшихся в настоящем условиям.
Анализ состояния данной проблемы даёт возможность проследить, как развивалась и совершенствовалась в теории и практике проблема музыкально-эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школах в системе начального и среднего профессионального образования сферы культуры и искусства в исторической омахронии.
В первой половине Анализ научной литературы показал, что с процессом становления музыкального воспитания и образования в стране поднимались проблемы подготовки специалистов данного направления. На сегодняшний день накоплен достаточно большой опыт в подготовке специалиста музыкального воспитания общеобразовательной школы -учителя музыки.
1 • I 1
15'
В первой половине прошлого столетия в основном идёт развитие научно-теоретических аспектов процесса подготовки учителя к его профессиональной деятельности - осуществлению музыкального образования и воспитанию подрастающего поколения.
В 1956 году уроки музыки под названием «Пение» были введены и в 5-6 классах, общеобразовательных школ. В 1-4 классах музыкальным воспитанием занимались учителя начальной школы. Обучение пению детей стало частью их подготовки в педагогических училищах. Для среднего звена общеобразовательной школы учителя музыки подготавливались в музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении.
Приблизительно до 60-х годов XX века, в требованиях, предъявляемых к учителю пения доминировало просветительское направление с обретением навыков организации и вокально-хоровой работы с детьми.
С 60-х годов прошлого столетия наметился определённый перелом в области музыкального воспитания детей - повсеместно провозглашается идея всесторонне развитой личности, при формировании которой подчеркивалась важная роль эстетического, в том числе и музыкального воспитания. В связи с этим активизируется и расширяется сеть детских художественных, в особенности музыкальных учреждений, что потребовало сильное увеличения профессионального кадрового обеспечения. Это послужило основанием для открытия музыкально-педагогических факультетов в педагогических институтах и музыкально-педагогических отделений в педагогических училищах. Так, в 60-е годы XX столетия стали началом создания двух уровней системы подготовки учителя музыки для общеобразовательной школы - (среднее специальное учебные заведение и вуз.
Большую роль в разработки методики в работе учителя музыки оказал Институт художественного воспитания АПН СССР, выпустивший в 1961 году сборник научно-методических работ - «Музыкальное воспитание в школе». В сборнике О.А.Апраксина, Ю.Б.Алиева, Н.Л.Гродзенская, Е.Я.
Гембицкая, М.А. Румер [11, С.85-87;16; и др.] и другие музыканты-педагоги поднимают проблемы соотношения воспитания и образования в процессе музыкального обучения, специфического преломления на уроках музыки общевоспитательных задач развития школьников; указывают, на каких общедидактических и специфических принципах должно строиться музыкальное обучение, как обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса, какие требования должна предъявлять музыкальная педагогика к учителю с учетом названных положений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления "Музыкальное искусство"2010 год, кандидат педагогических наук Большакова, Ирина Александровна
Музыкально-творческое развитие учащихся в детских учебных заведениях на основе ассоциативных связей различных видов искусства2009 год, кандидат педагогических наук Белова, Наталия Александровна
Теоретическая обоснованность формирования этнокультурной компетентности будущего учителя музыки2014 год, кандидат наук Нарзуллоев, Бахрулло Хайруллоевич
Формирование готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности в процессе музыковедческой подготовки2002 год, кандидат педагогических наук Михейченкова, Елена Николаевна
Формирование профессиональной готовности у студентов педвузов к музыкально-эстетической работе в начальной школе1985 год, кандидат педагогических наук Суслова, Тамара Дмитриевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Назарова, Зебуниссо Эшонкуловна, 2014 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдукдцири Бедил, Осор. чдлди сеюм (Избранные произведения. Т.3)
[Текст]. - Душанбе: «Адиб», 1991. - 432 с.
2. Абдуллин, A.A. Формирование умения воссоздавать художественные образы [Текст]: Автореф.... дис. канд. пед наук. М., 1997. - 19 с.
3. Абдуллоева, М. Фалаки кулобй: Дастури таълими [Матн]. Душанбе: Матбаа, 2000. - 150 с.
4. Абдурашидов, А. О состоянии искусства Шашмаком в 20 веке и перспективы его развития в начале 21 века [Текст] // Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. -Душанбе: 1999. - С.36- 45.
5. Абдурашидов, А.О. Омузиши авзони шеър ва мусикд: дастурамали таълимй [Матн]. - Душанбе 2001.- 52 с.
6. Азизй Фарогат. Мак;оми фалак [Матн]. - Душанбе: «Адиб», 379 с.
7. Азизй Фарогат. Шашмаком и para [Текст]. - Душанбе, 1999 - 165 с.
8. Айнй ва мусикД [Текст]. - Душанбе: Ирфон, 1978 - 131 с.
9. Актуальным вопросам функционирования музыкального искусства в обществе [Текст]. Под ред. Б.В.Асафьева, Д.Б.Кобалевского, И.Н.Лукшина, Н.А.Сохоран и др. - М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1957. - 388 с.
10. Алиева, А. Вопросы нравственного воспитания в трудах педагогов просветителей Азербайджана [Текст]. - Баку: Азернешр, 1974. - 100 с.
11. Алиева, Н. Проявление национальных традиций в музыкальной форме произведений композиторов Азербайджана //Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки [Текст]. - Ташкент, 1983. - 300 с.
12. Алиева, Ю.Б. Музыка моего народа [Текст]. - М.: Музыка, 1975. -100 с.
13. Андреева, Е. Несомненные успехи и безотлагательные проблемы [Текст] // Советская музыка.- 1984. - № 7.- С.35-38.
14. Антология таджикской поэзии [Текст] . - М.: Гослитиздат, 1951, - 608 с.
15. Антология педагогической мысли таджикского народа [Текст]. -Душанбе: Матбуот, 2009. - 448 с.
16. Апраксина, O.A. Музыкальное воспитание в школе [Текст]. - М., 1961
17. Аргайл, М. Психология счастья [Текст]. - СПБ: Питер, 2003. - 271 с.
18. Арипов, М. (Орифй). Из истории педагогической мысли таджикского народа. (IX-XI в.в.) - Часть 1. [Текст]. - Душанбе: Ирфон, 1962 - 180 с.
19. Арипов, М (Орифй). Из истории педагогической мысли таджикского народа. Часть II. [Текст]. - Душанбе: Ирфон, 1965. - 190 с.
20. Арчажникова, Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано музыка: реферат на тему «Влияние фольклорно на развитие» [Текст]. - М.: МГЗПИ, 1990, - 52 с.
21. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки [Текст]. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
22. Атохонов, Т. Маликаи рак;с [Текст]. - Душанбе: «Адиб», 80 с.
23. Афзалов X., Рахимов Б. Таърихи педагогикаи халкд тоцик [Текст]. -Душанбе: Маориф, 1994. - 192с.
24. Аюбч;онова, Ф. Ракетой анъанавии тоцикй [Текст]. - Хуч;анд, 2001. -840 с.
25. Бабанский, Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения [Текст]. -М.: Педагогика, 1978. - 300 с.
26. Бабанский, Ю.К., Сластенин В.А. Как оптимизировать процесс обучения [Текст]. - М., 1978 - 300 с.
27. Багдасарова, С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика [Текст]. - М.: ИКЦ «Март», Ростов н/д: 2006. - 320 с.
28. Баласанян, С. Моя работа над оперой //Восстание Восе. [Текст]. -М.-Л.1941
29. Баласанян, С. Дили ман (Сердце мое) [Текст]. - М.-Л., 1947. - 80 с.
30. Баласанян, С. Таджикский музыкальный театр [Текст] //Советская музыка.- 1939.-№11.-С. 25-30.
31. Барномаи назария ва таърихи фархднги точ,ик (Программа теории и истории культуры) [Текст]. - Душанбе, 1993. - 58 с.
32. Бахор, Ф. Памирские песни. Бахор Ф. Памирские песни; Мазаев А.Калмыцкие песни [Текст]. - М., 1971. - 150 с.
33. Богданова, А. Зарисовка древнего города [Текст] //Советская музыка. - 1972.- № 3. - С.26-27.
34. Бобровский, В. Драгоценная простота [Текст] //Советская музыка. -1965.- № 12.- С.29-31.
35. Вазифаи ро^бари синф дар тарбияи ахлок;ии хонандагон [Матн]. -Конибодом, 1990. - 36 с.
36. Вербицкий, A.A. Психологическая наука [Текст]. - М., 1986. - 100 с.
37. Виноградов, В. О мелосе и кадрах [Текст] // Советская музыка. -1974.- № 1. С.7-12.
38. Виноградов, В. О творчестве композиторов Средней Азии и Казахстана [Текст] // Советская музыка. - 1954 . - № 3. -С.41-47.
39. Виноградов, В. Музыка Советского Востока. От унисона к полифонии. 1.Очерки. [Текст]. - М.: Сов. Композитор, 1968 - 234 с.
40. Вишневский, Е. Квартет Государственного музыкального театра им. Лахути [Текст] // Коммунист Таджикистана . - 1939. - 26 мая.
41. Власов В., Фере, В. Первая таджикская опера [Текст] //Советское искусство - 1939. - 14 декабря
42. Вольберг, М. Лейли и Меджнун [Текст] // Советсвкая музыка. - 1949. - № 6. - С.40-43.
43. Воронова, Т.В. Морская змея [Текст]. - М.: Музыка, 1967. - 411с.
44. Воспитательная работа в классе подростков [Текст]. - Казань, 1983. -200 с.
45. Воспитательная работа в классе [Текст]. /Сост. К.Л.Бигтагиров Г.В. Мухаметзянова / - Казань, 1983. - 200 с.
46. Всемирная декларация прав человека [Текст]. - Душанбе, 2001. - 47 с.
47. Вызго, Т. Афрасиабская лютня [Текст] // Из истории искусства великого города. - Ташкент, 1972. - С.276-282
48. Вызго, Т. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой [Текст]. - М.: Музыка, 1970 - 320 с.
49. Габович, М. Танцы Таджикистана [Текст] // Правда. - 1941. - 25 апреля.
50. Гафуров, Б.Г. Таджики Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. 1 и 2. [Текст]. - Душанбе: Ирфон, 1989. - 380 с. и 430 с.
51. Гаффарй, В. Эмомалй Рах,монов. Ман ба Шумо сулх, меоварам [Матн]. - Душанбе: Авасто, 1998. - 80 с.
52. Гейзер, Э. Инструментальная музыка композиторов Таджикистана. -[Текст]. - Душанбе: Дониш, 1987. - 163 с.
53. Гейзер, Э. Музыкальная жизнь Таджикистана (сезон 1993-1994 гг.) [Текст] // Очерки истории и теории культуры таджикского народа. -Душанбе: Ирфон, 2001. - 500 с.
54. Головинский, Г. И. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX-XX веков. Очерки. [Текст]. - М.: Музыка, 1981. - 279 с.
55. Голуб, С.Б. Профессиональное становление начинающих преподавателей [Текст]. - М., 1968. - 51 с.
56. Григорьева, А. Вписываясь в интернациональный контекст [Текст] // Советская музыка. - 1982. - № 12. - С.47-55
57. Данскер, О. Собрание и изучение таджикской народной песни [Текст] // Сб. статей, посвященных искусству таджикского народа. Труды АН Тадж.ССР. Т.42. - Душанбе, 1978. - С.35-74
58. Джами, А. Трактат о музыке [Текст]. - Ташкент: Изд - во Акад. науку СССР, 1960. - 111с. +16 с. Илл.
59. Доронина, О.М. Формирование нравственного развития и музыкально-эстетической культуры школьников (на материале уроков музыки и на школьных занятиях [Текст]: Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1990. - 120 с.
60. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст]. - СПБ: Питер. 2001.-320 с.
61. Дьяченко, М.И. и Кандыбович JI.A. Психология для всех [Текст]. -М.: Просвещение, 1976. - 180 с.
62. Еникеев , М.И. Общая и социальная психология [Текст]. - М.: Норма, 2005. - 624 с.
63. Ёдгорих,ои тамаддуни ориёй [Матн]. - Душанбе: Ирфон, 2006. - 48 с.
64. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» [Текст]. -Душанбе: Шар^и озод, 2006. - 92 с.
65. Закржевская, С. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении [Текст]. - Ташкент: Фан, 1979, - 120 с.
66. Зебоишиносй: Барномаи таълим (Эстетика. Учебная программа) [Текст]. /Мурат/.: С. Рах,имов. - Душанбе: 1994. - 15 с.
67. Ибни Сино. «Осори мунтахаб».Ч,Ш1Ди \# [Матн].- Душанбе: Дониш, 2005. - 852 с.
68. Из истории культурного строительства в Таджикистане. Т.1,2. -[Текст]. - Душанбе: Дониш, 1966,1972. - 672 с, 511 с.
69. Икбол, М. Эх,ёи фикри дини дар ислом[Текст]. - Душанбе, 1997. - 184 с.
70. Ильина, Е.Р. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст].-М., 1971.-81 с.
71. Искусство таджикского народа. Вып.4 [Текст]. - Душанбе: Дониш, 1979.-216 с.
72. Исмоилов, Дж. Имрузу фардо навоям шунав... Ча^ор сабкдти муси^й ва андешах,о [Текст]. - Душанбе, 2000 - 38 с.
73. История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана [Текст]. - М.: Музыка, 1972.-415 с.
74. История культурного строительства в Таджикистане. Т. 1,2. - [Текст].
- Душанбе: Дониш, 1979, 1983. - 472 с, 283 с.
75. История музыки народов СССР. В 5-тт. [Текст]. - М.: Сов. композитор, 1970-1974. - 614с, 383с, 523с, 544 с.
76. История таджикского народа (1917-1941 г.г). Том 5. [Текст]. -Душанбе:ПОО «Импер. - групп,» 2004. - 752 с.
77. Кабалевский , Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательных школ [Текст]. - М.: Муз.гиз, 1970. - 180 с.
78. Кабалевский, Д.Б. Уроки музыки [Текст]. - М.: Музыка, 1975. - 200 с.
79. Кабилова, Б. Музыкальная жизнь Душанбе [Текст] //Энциклопедия. -Душанбе, 2004. - С.108-114
80. Кабилова, Б. Фалак//Мероси ниёгон [Текст]. Душанбе. - 1999.- №4.
- С.155-157
81. Каримова, И.Х. На волнах любви к человеку [Текст]. - Душанбе: Хумо, 2002. - 108 с.
82. Каримова, И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы [Текст]: Автор, дисс. д-ра пед. наук. - Душанбе: 2000. - 44 с.
83. Кароматов, Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Кн. 1,2. [Текст]. - М.: Сов. композитор, 1978; 1986. - 182 с. 291с.
84. Каширина, Т. Театры Таджикистана на службе фронту [Текст] // Советский Таджикистана в Отечественной войне. - Душанбе, 1975. -С.124-137.
85. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Культура профессионального самообразования педагога [Текст].- М.: Физкультура и спорт, 1987. - 63 с.
86. Композиторы Таджикистана: справочник (сост. Ш.Сайфиддинов). -[Текст]. - Душанбе: Адиб, 1987. - 301с.
87. Композиторы и музыковеды Таджикистана / Азизй Ф., Х,икматов К^., Хдкимов Н [Текст]. - Душанбе, 2010. - 220 с.
88. Кондрашова, Л.В. Воспитание поведенческой гибкости будущих-учителей [Текст]. - Киев; Одесса: Выща тк, 1988. - 2000. - (111); (187).
89. Кондрашова, Л.В. Технология педагогического моделирования[Текст]. - М.: Просвещение, 1987. - 850 с.
90. Консепсияи мактаби миллй [Текст]. - Душанбе. - 1995. - 25 с
91. Консепсияи миллии тарбия дар Ч.Т (КДДТ аз 3 марти соли 2006, № 94) [Текст]. - Душанбе. - 2006.
92. Консепсияи рушди фархднги Чум^урии Точикистон [Текст].-Душанбе, 2005. - 50 с.
93. Конституция (Основной закон) Республики Таджикистан. - [Текст].-Душанбе, 2002. - 38 с.
94. Концепция и Программа профессиональной ориентации, учащихся, молодежи общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан [Текст]. - Душанбе, - 1999. - 19 с; 38 с.
95. Кубанцева, Е.А. Как воспитывать нравственное поведение [Текст]. -М., 1986. - 118 с.
96. Кудаков, Ю.Д. Душа находится в песне вдохновенье [Текст]. - Л.-М.: Сов. Композитор, 1975.-213 с.
97. Культурология. Программа учебного курса для учащихся средних школ, лицеев, колледжей и средних специальных заведений [Текст]. -М.: Искусствоведение, 1997. -100 с.
98. Курборниён, К. Фалак жанр таджикской профессиональной традиционной музыки [Текст] // Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. - Душанбе, 1999. - С.86-87.
99. Крнуни Чумхурии Точикистон дар бораи масъулияти падару модар дар таълиму тарбияи фарзанд [Текст]. - Душанбе: 2010. - 32 с.
ЮО.Латыпов, Д.Н. Интернациональное воспитание рабочей молодёжи средствами культурно - просветительной деятельности [Текст]: Автореф. дисс.канд. пед. наук. - Л.: 1983. - 16 с.
101.Латыпов, Д.Н. Клуб и интернациональное воспитание [Текст]. -Душанбе: Ирфон, 1990. - 144 с.
102.Ленский, А. Таджикская ССР. -. (в серии: Музыкальная культура союзных республик) [Текст]. - М.: Музыка 1957. - 64 с
103.Леонтьев, А.Н. Формирование личности: анализ работы [Текст]. -М.: «Мысль», 1965. - 572 с.
Ю4.Лернер, И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций [Текст]. - М.: Музыка 1975. - 200 с.
105.Лутфуллоев, М. Дастурамал оид ба таълими «Субхд дониш» [Матн].-Душанбе: Маориф, 1983. - 80 с.
Юб.Лутфуллоев, М. Современная дидактика [Текст]. - Душанбе, 2001. (на тадж. яз.).
107.Лутфуллоев, М. Урок. (Даре) [Текст]. - Душанбе: Маориф, 1995. -192 с.
108.Лутфуллоев, М. Дидактикаи муосир [Матн]. - Душанбе: Маориф ва фар^анг. 2010. - 432 с.
Ю9.Лутфуллоев, М. Имоми Аъзам ва робитаи донишомузй [Матн]. -Душанбе: Маориф ва фархднг, 2009. - 24 с.
ПО.Лутфуллоев, М. Истикдолияти Точикистон ва маорифи навин. [Матн]. - Душанбе, 2006. - 122 с.
Ш.Лутфуллоев, М. Педагогикаи шавк;ат [Матн]. - Душанбе, 1994. - 48 с.
112.Лутфуллоев, М. Ь^иссаи огози тарбия. Мацмуаи хдкоя^о [Текст]. Душанбе: Хумо, 2002. - 164 с.
113.Лутфуллоев, М. Шарафномаи миллат (Матн). - Душанбе: Сарпараст, 2003.- 287 с.
114.Лутфуллоев, М. Э^ёи педагогикаи ач;ам [Матн]. - Душанбе: Дониш, 1997.- 150 с.
115.Лутфуллоев, М. У барон муаллимй тавлид ёфтааст [Матн]. Душанбе, 1970. - 13 с.
116.Максимов , В.Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст]. - М.: Просвещение, 1980. - 250 с.
117.Масов Р., Абдулхаев Р. Чароги маърифат (Культурное возрождение Таджикистана) [Текст]. - Душанбе: Ирфон, 1985. - 124 с.
118.Матонис , В.П. Влияние музыкального воспитания на формирование духовного и музыкально-эстетического воспитания личности [Текст]. Л.: Музыка, 1988. - 87 с.
119.Медушевский, В.В. Сонатная форма - откровения [Текст].- М.: Музыка, 1972. - 200 с.
120.Мелодиядои Помир (Мелодии Памира). Ташкент - Сталинабад, 1941.-50 с
121.Менабени, А.Г. Роль хорового пения как средства музыкального воспитания в хормейстерской практике [Текст]. - М.: Музыка. 1966. -402 с.
122.Менабени, А.Г. Роль хорового пения как средства музыкального воспитания [Текст].- М., 1977.
123.Медрномаи Фаттох, Одина (С любовью к Фаттоху Одина) [Текст]. -Душанбе: 1998- 110 с.
124.Миллер, С. Психология развития: методы исследования [Текст]. -СПБ: Питер, 2002. - 464 с.
+ j
125.Мирахмедов, Фархдд. Асарх,ои драматургия ва мах,орати санъатшиносй, Дастури таълимй[Текст]. - Душанбе: Эчод, 2009. - 152 с.
126.Мирзоев, 3. Ахло^и ^амида. Этика[Матн]. - Душанбе, 2005. - 43 с.
127.Миронов, Н. Песни Бухары, Ферганы и Хивы[Текст]. - Самарканд, 1931.- 150 с.
128.Миронов, Н. Музыка таджиков [Текст]. - Сталинабад, 1932. - 30 с.
129.Миронов, И. Обзор музыкальных культур узбеков и других народов Востока[Текст]. - Самарканд, 1931. - 139 с.
130.Музыкальная жизнь Советского Таджикистана. Вып. 1,2 [Текст]. -Душанбе: Дониш, 1974,1975.-174 с, 163 с.
131. Музыкальные культуры Киргизии, Казахстана, Туркмении, Таджикистана и Узбекистана [Текст]. - М.: Сов. композитор, 1962 -376 с.
132. Мусикии тоцикон (Музыка таджиков) [Текст]. - Ташкент-Сталинабад, 1941 - 60 с.
133.Назойкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции [Текст]. -М.: 1970-200 с.
134.Нард, М. Музыкальная жизнь Таджикистана [Текст] //Советское искусство. - 1938 . - 8 февраля.
135.Низами, Арузи Самарканди. Собр. редкостей или четыре беседы под. ред. А.Н.Болдырева. [Текст]. - М.: Изд. вост. Лит, 1963. - 173 с.
136.Низами, Гяджеви. Хайр ва Шар (Пер.К.Липскерова) [Текст]. - М.: Гос лигиздат, 1955. - 548 с.
137.Низомов, А. История и теория Шашмак;ома. Монография [Текст].-(тадж-англ.). - Душанбе, 2006. - 300 с.
138.Низомов ,Н., Крбилова Б. Мовригй. Мусикии анъанавии Эрониёни Бухоро [Текст]. - Душанбе, 2008. - 550 с.
139.Носиров, Т. Оила ва тарибияи ахлок; [Текст]. - Душанбе: Ирфон, 1981.-200 с.
154 Û
ti *
j Г
140.Нурджанов, Н. Без культуры нет жизни [Текст]. //Бизнес и политика. - 2001.- 30 ноября
141,Обидов, Чурахон. Ритмикаи ашъори устод Абуабдуллохд Рудаки. Пажух,ишгох,и фар^анг ва иттилоот [Текст]. - Душанбе, 2007. - 48 с.
142.Ожегов, С.И. Словарь русского языка[Текст]. - М.: ООО. Изд-во «Оникс», 2007. - 1200 с.
143.Ожегов, С.И. Словарь русского языка (551-497 до н.э.). [Текст]. - М.: Рус. язык, 1991,-951 с.
144.Ожегов, С.И. Словарь русского языка (146, с. 1357) [Текст]. - М.: ООО изд - во Оникс, 2007. - 1200с.
145.Орлова, Е. Зиядулло, Шахиди [Текст]. - М.: Сов. композитор, 1986. -157 с.
146.Основы педагогического мастерства [Текст]. - М.: Просвещение, 1989.-279 с.
147.Очерки по истории мировой культуры[Текст]. - М., 1997
148.Падолка, Г.Н. Советская энциклопедия [Текст]. / Ред. Кирова т.4. -М., 1967- 700 с.
149.Педагогика школы (Под ред.И.Г.Огородникова) [Текст]. - М.: Просвещение 1978. - 320
150.Педагогическая энциклопедия (в 4-х томах). [Текст]. Глав.ред.ИА Коирова т.4.- М.: Советская энциклопедия, 1964. - 832 с.
151.Петрушин, В.И. Музыкальная психология [Текст]. - М.: Музыка, 1974.-180 с.
152.Раджабов, А. Мусик;й дар таммадуни Сомониён (Музыка в культуре саманидов) [Текст]. - Душанбе, 2000. - 69 с.
153.Раджабов, А. Традиции классической музыкальной культуры эпохи Сасанидов[Текст]. - Душанбе: ООО «Контраст», 2005. - 108 с.
154.Рах,имов, Б. Нуров, А. Педагогикаи этникй ва халкии мардуми тоцик. [Матн]. - Душанбе: Шар^и озод. 2008. - 296 с.
155 !
V
155.Рахимов, X. Нуров, А. Педагогика. Китоби дарсй [Текст]. -Душанбе: Ирфон, 2011. - 519 с.
156.Рахимбаева, Л. А. Творческая самостоятельность как фактор формирования музыкально-эстетического воспитания [Текст]: Автореф... дис. канд. пед. наук. - М., 1979. - 16 с.
157.Рацабов, А. Аз таърихи афкори мусикди тоцик. Аср^ои XII - XV. -[Матн]. - Душанбе: Дониш, 1989. - 236 с.
158.Рацабов, А. Афкори мусик,ии точ,ик: асрх,ои XII - XV. [Текст]. -Душанбе: Дониш, 1989. - 236 с.
159.Рач,абов, А. Суннат ва навоварй дар тамадцуни муси^ии замони Рудаки. [Текст]. - Душанбе, 2008. - 219 с.
160.Рачабов, А. Маданияти мусик;ии тоцик дар асрх,ои XII - XIV. Инъикоси мусикд дар адабиёти бадей [ Матн]. - Душанбе: Дониш, 1987.- 112 с.
161.Розин, В.М. Психология наука и практика: Учебник [Текст]. - М.: Омеча - Л. 2008. - 544 с.
162.Рудаки ва мусик,й (Рудаки и музыка) [Текст]. - Сталинабад, 1958. - 50 с.
163.Сабзанов, Я. Концерт для фортепиано с оркестром [Текст]. -Душанбе, 1986. - 120 с.
164.Сабзанов, Я. Опера «Возвращение». Либретто А. Шуку^и [Текст]. -М.: 1978 М.: 1962. - 100 с. 180 с.
165.Сабзанов, Я. Симфоническая поэма «Памяти Рудаки» [Текст]. - М.: 1962.- 100 с.
166.Саидзода, Х,оци Мирзоиброхдми Хучдндй. Ахлокд хдмида [Матн]. -Хучанд, 2002. - 176 с.
167.Сайфуллина, М.В. Татарские песни как целевое музыкально-эстетическое воспитание [Текст]. - М.: Просвещение, 1986. - 238 с.
168.Сатторов, Т. С надеждой на будущее // Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития [Текст]. - Душанбе, 1999. С.14-19.
169.Семушина, Л.Г.Советская энциклопедия [Текст]. - М., 1964. - 600 с.
170.Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы [Текст]. - М., 1980-300 с.
171.Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст]. - М.: Школа Пресс», 2000. - 512 с.
172.Советская культура [Текст]. - 1967. - И марта
173. Сокращенное изложение таджикского текста с введением, примечанием и указателем [Текст]. - Ташкент, 1946. - 260 с.
174.Сохор, А.Н. Воспитательная роль музыки [Текст]. - Л.: Музыка, 1975. -64 с.
175.Сохор, А.Н. Музыка и общество [Текст]. - М.: Знание, 1972 . - 48 с.
176.Сулаймонй, С. Педагогикаи ислом: чойгох, дар низоми омузишу парвариши Ч^умхурии Исломии Ирон [Текст]. - Душанбе: Ирфон, 2008. -249 с.
177.Сулаймонов, С. Фархднгшиносй [Матн]. - Душанбе: Ирфон, 2002. -227 с.
178.Сурудх,ои халкии тоцикй (Таджикские народные песни) [Текст]. Составители: Ш.Сахибов, Ф.Шахобов, И.Рогальский, М.Рахими. -Душанбе, 1974.-250 с.
179.Сухомлинский, В.А. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах [Текст]. - М.: Сов. Энциклопедия. 1964. - 832 с.
180.Таджикская музыка [Текст]. - Душанбе, 2003. - 120 с.
181.Таджикова ,3. Некоторые особенности таджикской народной музыки //Сурудх,ои халкии точикй (Таджикские народные песни) Ч. 1. -[Текст]. - Душанбе, 1966. - С. 12-18.
182.Таджикова, 3. Песенная культура таджиков (по материалам Зеравшанских искусствоведческих экспедиций 1958-1961 гг.) [Текст]:
Автореф. дисс. ... на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. - Л.: 1977.-25 с.
183.Таджикова, 3. Таджикские народные песни //Таджикская ССР [Текст]. - Душанбе: Таджикская советская энциклопедия. - 1974. - 750 с.
184.Таъзими аср ба устоди хунар (Поклонение мастеру), поев. 90-лению Ш.Сохибова [Текст]. - Душанбе, 2003. - 220 с.
185.Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность [Текст]. - М., 1987.- 49 с.
186.Успенский, А. Научное наследие. Воспоминания современников. Композиторское творчество. Письма [Текст]. - Ташкент, 1980. - 250 с.
187.Фалак и художественные традиции народов Центральной Азии. -[Текст]. - Душанбе, 2004. - 350 с.
188.Файзулло, Шарифзода . Педагогика: Назарияи инсонофар ва чомеаи фархднгй [Матн]. - Душанбе: Ирфон, 2010. - 544 с.
189.Файзулло, Шарифзода. Актуальные проблемы современной педагогики [Текст]. - Душанбе: Ирфон, 2010. - 328 с.
190.Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст].-М.,1995.- 450 с.
191.Хакимов, Н. Музыкальная культура таджиков [Текст]. - Худжанд, 2001.-458 с.
192. Хакимов, Н. Шарофддин Сайфиддинов [Текст]. - Худжанд, 1999. -180 с.
193. Хамзиной, Г.Р. Источники формирование музыкально-эстетических эталонов [Текст]. - Л. - М., «Сов. Композитор», 1973. - 255 с.
194.Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]. - М.: Просвещение, 1985. - 300 с.
195.Худойбердиев, С. Вопросы обучения и подготовки профессиональных исполнителей традиционного стиля [Текст] //
Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. - Душанбе: 1999. С. 48-50.
196.Цветаев, М. Шариф Джураев [Текст]. - М.: Сов. композитор, 1962 -29 с.
197.Чайковский, П. Письма. Том 3. [Текст]. - М.: 1971. - 359 с.
198.Чистякова, С.Н. Психолого-педагогические исследования [Текст].-М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
199.Чистякова, С.Н. и Журикиной А .Я. Методы и приемы профессиональной ориентации младших [Текст]. - М., 1987. - 260 с.
200.Чдлои мехр (Сияние света любви), поев. 60-летию Ш.Пулоди [Текст]. - Душанбе, 2003
201.Ч^урахон, Обидпур. Айнй ва мусикй [Матн]. - Душанбе: Ирфон, 1978.- 131 с.
202.Шахназарова, Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма [Текст]. - М.: Сов. композитор, 1983.- 153 с.
203.Шахназарова, Н. Музыкальный профессионализм в контексте культуры [Текст] // Советская музыка. - 1981. - № 7.
204. Шахназарова, Н. О национальной музыке в музыке [Текст]. - М.: Музыка 1968. - 86 с.
205.Ша^иди, Зиёдулло, Мусик;й дар хдёти ман. (Моя жизнь в искусстве) [Текст]. - Душанбе: Ирфон, 1986, - 128 с.
206.Шах,обов, Фазлиддин. Баёзи Шашмак,ом: Рисолаи мусикй [Матн]. -Душанбе: Сарредаксияи илмии Энциклопедияи миллии Точик, 2007. -288 с.
207.Шгольц, X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение [Текст]. - М., 1986- 150 с.
208.Шишкина, В.В. Музыкально-теоретические дисциплины [Текст].-Ростов на Дону, 1975. - 280 с.
209. Шишкина, В.В., Хамзина Г.Р., Яковлева Н.М. и др. Музыкально-теоретические дисциплины [Текст]. - М., 1972. - 175 с.
210. Шостакович, Д.Д. О времени и о себе [Текст].- М.: Сов. композитор, 1980. - 375 с.
211. Шукуров, М. История культурной жизни Советского Таджикистана (1971-1941) ч.1. [Текст]. - Душанбе: Маориф, 1970. - 496 с.
212. Шукуров, М. Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма [Текст]. - Душанбе: Ирфон, 1980. - 239 с.
213. Эмомали, Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации [Текст]. - Душанбе, 2002. - 350 с.
214. Юлдашева, М. Музыкальное образование в Таджикистане [Текст]. -
Душанбе, 1992. Книга 1. Ч.Ч.1-2.
215. Юлдашева, М. Тенденции развития музыкального воспитания и
образования в Таджикистане (советский период) [Текст]. - Душанбе, 1992.-250 с.
216. Яковлева, Н.М. Театр - это не жизнь [Текст]. — Л.: Художник РСФСР, 1972.-280 с.
217. Янов, У. Яновская Н. Узбекская симфоническая музыка [Текст]:
Автореф. дис. ... на соиск. уч. степ. док. искусствоведения. - М., 1984. -
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.