Педагогически организованное восприятие произведений изобразительного искусства в общеобразовательной школе как фактор эмоционально-нравственного развития младших подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Викторова, Елена Викторовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Викторова, Елена Викторовна
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства как фактора эмо
1.1. Проблема эмоционально-нравственного развития личности в системе
1.2. Специфика эмоционально-нравственного развития младших подростков в процессе восприятия произведений изобразительного искусства
1.3. Разработка и теоретическое обоснование модели педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства, способствующего эмоционально-нравственному развитию младших подростков
Глава II. Экспериментальное обоснование педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства как фактора эмоционально-нравственного развития младших подростков
2.1. Экспериментальное обоснование необходимости педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства младшими подростками
2.2. Апробация модели педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства, способствующего эмоционально-нравственному развитию младших подростков, и ее результаты
2.3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность эмоционально-нравственного развития младших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства в общеобразовательной школе ционально-нравственного развития младших подростков научно-педагогического знания
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические условия развития художественного восприятия подростков в общеобразовательной школе2012 год, кандидат педагогических наук Козловская, Марина Александровна
Эмоционально-нравственное развитие младших школьников средствами синтеза искусств2006 год, кандидат педагогических наук Гирфанова, Оксана Викторовна
Восприятие произведений изобразительного искусства как средство общего и нравственного развития младших школьников1983 год, кандидат педагогических наук Тихомирова, Валентина Тихоновна
Система развития способностей младших школьников к художественно-творческой деятельности2006 год, доктор педагогических наук Коротеева, Елена Ивановна
Художественное образование как дидактический фактор становления гуманитарной культуры младших подростков: В условиях школы-интерната2003 год, кандидат педагогических наук Шерри, Наталия Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогически организованное восприятие произведений изобразительного искусства в общеобразовательной школе как фактор эмоционально-нравственного развития младших подростков»
Актуальность исследования. Современное российское общество находится в состоянии сложного процесса переоценки и переосмысления нравственных ценностей. В этих условиях особая ответственность за нравственное развитие личности ложится на школу, что предопределяет необходимость обратить пристальное внимание на выбор средств, обеспечивающих нравственное развитие в учебно-воспитательном процессе. Одним из таких средств, является изобразительное искусство, эффективность воздействия которого на эмоционально-нравственную сферу личности проверена веками.
В педагогической, философско-этической и психологической литературе вопросам эмоционально-нравственного развития личности уделяется значительное внимание. Проанализированы и описаны нравственная природа личности, социальное и индивидуальное в нравственном развитии (JI.M. Архангельский, В.А. Бачинин, Б.С. Братусь, А.А. Гусейнов, Д.С. Шимановский). Исследованы сущность и структура нравственного сознания личности: самопознание, самооценка, нравственная рефлексия, саморегуляция, а также нравственные чувства (JI.H. Антилогова, А.Н. Леонтьев, Е.А. Курносикова, C.JI. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.С. Шимановский, П.М. Якобсон). Доказано, что в преобразовании общественных нравственных ценностей в личностные важную роль играют эмоции (Н.Б. Берхин, В.К. Вилюнас, JI.C. Выготский, К.Э. Изард, М.С. Каган, А.Е. Ольшанникова, Г.Х. Шингаров). Обоснована необходимость педагогически организованного развития эмоционально-ценностного отношения к миру (А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Т.Т. Щелина, В.А. Ясвин). Выявлена возрастная специфика эмоционально-нравственного развития личности (Е.И. Дворникова, Н.А. Корниенко, Е.А. Стародубова).
Одним из эффективных средств нравственного воспитания и нравственного развития всегда признавалось искусство. Вопросы о соотношении искусства и нравственности, о роли искусства в трансляции нравственных ценностей не теряют своей актуальности (JI.H. Толстой, В.П. Острогорский, П.А. Флоренский, В.А. Сухомлинский, М.С. Каган). Обоснована эмоционально-ценностная природа искусства, обеспечивающая эффективное нравственное воздействие на личность (В.М. Аллахвердов, Н.Б. Берхин, Е.В. Волкова, JLC. Выготский, В.А. Гуружапов, С.Х. Раппопорт, П.М. Якобсон).
Приобщение к нравственным ценностям, выраженным в изобразительном искусстве, наиболее эффективно в младшем подростковом возрасте, когда идет интенсивное нравственное развитие личности, возрастает потребность в познании и самопознании, особое значение в нравственном поведении играют чувства (JI.H. Антилогова, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Б.С. Братусь, JT.C. Выготский, А.К. Дусавицкий, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин), активно развивается способность воспринимать художественный образ (В.А. Гуружапов,
A.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Корниенко, Б.М. Неменский, Ю.А. Полуянов,
B.А. Сухомлинский, П.М. Якобсон).
Современной педагогикой осознан и реализуется эмоционально-нравственный потенциал искусства. Накоплен значительный опыт развития средствами искусства эстетического отношения школьников к миру (А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.Н. Новлянская, Ю.А. Полуянов). При этом внимание исследователей сосредоточено прежде всего на предметах эстетического, или художественного, цикла: литературе, музыке, изобразительном искусстве, мировой художественной культуре (Е.И. Дворникова, А.А. Мелик-Пашаев, Г.Н. Кудина, М.Г. Яновская). Использование эмоционально-нравственного потенциала изобразительного искусства в учебно-воспитательном процессе осуществляется в двух направлениях: в создании методических разработок частнопредметного характера (для ИЗО и МХК) и в создании факультативных, в том числе интегрированных курсов (Е.Б. Баскова, В. Демиденко, О.Г. Егоров, JT.A. Сатарова, Т.В. Шуртакова). При изучении других учебных предметов гуманитарного цикла произведения изобразительного искусства используются, как правило, односторонне — как наглядное средство — что не способствует их воздействию на эмоционально-нравственное развитие школьников. Об этом свидетельствуют публикации педагогов и диссертационные исследования последних лет (В.А. Гуружапов, ные исследования последних лет (В.А. Гуружапов, Ф. Мальцева, Ю. Серебренникова, В.М. Соколинский).
Анализ имеющихся исследований и педагогической практики позволил констатировать следующие противоречия: между потребностью современного общества в нравственных, эмоционально отзывчивых личностях и усилением рационалистичности учебного процесса в общеобразовательной школе; между значимостью эмоционально-нравственного развития младших подростков средствами изобразительного искусства и недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов этого развития в общеобразовательной школе.
Вытекающая из противоречий проблема разработки и теоретического обоснования модели педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства, способствующего эмоционально-нравственному развитию младших подростков в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы обусловила выбор темы исследования -«Педагогически организованное восприятие произведений изобразительного искусства в общеобразовательной школе как фактор эмоционально-нравственного развития младших подростков».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства, способствующего эмоционально-нравственному развитию младших подростков в общеобразовательной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в основной средней школе.
Предмет исследования: эмоционально-нравственное развитие младших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: эмоционально-нравственное развитие младших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства будет эффективным, если: раскрыт педагогический потенциал произведений изобразительного искусства; определена сущность педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства; разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства, способствующего эмоционально-нравственному развитию младших подростков; определены критерии и показатели эмоционально-нравственного развития младших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства; выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность эмоционально-нравственного развития младших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогической и этико-философской литературы раскрыть педагогический потенциал произведений изобразительного искусства;
- определить сущность педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства;
- разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства, способствующего эмоционально-нравственному развитию младших подростков;
- определить критерии и показатели эмоционально-нравственного развития младших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства;
- выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность эмоционально-нравственного развития младмладших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории возрастного развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.К. Ду-савицкий, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин); теории, отражающие закономерности развития эмоционально-нравственной сферы личности (Л.Н. Антилогова, Н.А. Корниенко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Рувинский, П.М. Якобсон); концепции гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, В.Д. Шадриков); культурологический (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Н.Е. Щуркова), аксиологический (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, М.Г. Яновская), личностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская) и субъектный (Е.В. Бондаревская, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.В. Столин) подходы; теории, отражающие специфику воздействия изобразительного искусства на ценностно-нравственную сферу личности (Н.Б. Берхин, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, В.А. Гу-ружапов, Н.А. Корниенко, А.А. Мелик-Пашаев, С.Х. Раппопорт, В.А. Сухомлинский, П.М. Якобсон).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использован комплекс методов научно-педагогического исследования: теоретических (анализ психолого-педагогической, этико-философской литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ учебных программ для общеобразовательных школ, моделирование), эмпирических (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования), математических и статистических (критерий графические и табличные интерпретации результатов исследования).
Базой экспериментальной работы явились муниципальные образовательные учреждения г. Пензы: СОШ № 23 им. Героя РФ Сергеева А.А. и СОШ № 68 г. Пензы. В основном эксперименте приняли участие 119 младших подростков.
Этапы исследования.
На I этапе (2003 - 2005 гг.) осуществлен анализ этико-философской и психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционально-нравственного развития личности средствами изобразительного искусства; изучен педагогический опыт; проведен поисковый эксперимент для определения главного направления основного исследования. j
II этап (2005 - 2006 гг.) был посвящен определению цели, формулированию гипотезы, разработке научного аппарата исследования, обоснованию модели педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства, способствующего эмоционально-нравственному развитию младших подростков в общеобразовательной школе.
На III этапе (2006 — 2007 гг.) проведен констатирующий и формирующий эксперименты. В процессе работы уточнена гипотеза исследования, расширен круг его задач, проанализированы и интерпретированы эмпирические данные, конкретизированы педагогические условия, обеспечивающие эффективность эмоционально-нравственного развития младших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства.
IV этап (2007 - 2009 гг.) включал корректирующие мероприятия по педагогически организованному восприятию произведений изобразительного искусства, способствующему эмоционально-нравственному развитию младших подростков в общеобразовательной школе; обобщение и систематизацию полученных результатов, оформление материалов диссертационного исследования, формулирование выводов.
Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключаются в том, что:
- результаты исследования расширяют существующее представление о влиянии произведений изобразительного искусства на эмоционально-нравственное развитие младших подростков в учебно-воспитательном процессе;
- определена сущность педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства;
- разработана и теоретически обоснована модель педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства, способствующего эмоционально-нравственному развитию младших подростков;
- выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность эмоционально-нравственного развития младших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработанная и экспериментально проверенная модель педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства, способствующего эмоционально-нравственному развитию младших подростков, может быть использована педагогами в работе со школьниками других возрастных групп;
- разработанный и апробированный диагностический инструментарий позволяет определять уровни эмоционально-нравственного развития младших подростков в процессе восприятия произведений изобразительного искусства;
- результаты исследования могут быть использованы в деятельности центров дополнительного образования, детских оздоровительных лагерей, социальных служб, в процессе подготовки будущих педагогов, в системе повышения квалификации преподавателей учебных заведений разного уровня.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях автора: в статьях, в тезисах докладов Всероссийской научно-практической конференции «Философия отечественного образования: история и современность» (2006), международной научно-практической конференции «Социальная педагогика: проблемы социализации детства» (2007); изложены в выступлениях на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава ПГПУ имени В.Г. Белинского; обсуждены на семинаре учителей изобразительного искусства, организованном Методическим центром при Управлении образования г.Пензы (2007). Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс МОУ СОШ № 23 и № 68, а также в воспитательный процесс детского оздоровительного лагеря «Дружба» г. Пензы.
Достоверность и обоснованность проводимого исследования, его результатов и выводов обусловлены глубоким анализом проблемы; опорой на методологические подходы в педагогике; выбором методов исследования, соответствующих его цели, предмету и задачам; экспериментальной проверкой гипотезы исследования; количественным и качественным анализом полученных данных; личным участием автора в экспериментальной работе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Педагогически организованное восприятие произведений изобразительного искусства представляет собой эмоциональное, целостное восприятие произведений изобразительного искусства в процессе взаимодействия педагога и младших подростков, способствующее осмыслению и принятию младшими подростками нравственных ценностей и норм, качественному изменению их нравственного сознания.
2. Модель педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства, способствующего эмоционально-нравственному развитию младших подростков, представляет собой совокупность компонентов, отражающих логику педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства младшими подростками в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: целевого, организационно-содержательного, критериально-диагностического и результативного.
Модель позволяет выбирать содержание конкретного учебного предмета в соответствии с этапами восприятия произведений изобразительного искусства, способствующее эмоционально-нравственному развитию младших подростков; использовать формы, методы и приемы работы с произведениями изобразительного искусства; осуществлять диагностику эмоционально-нравственного развития младших подростков в процессе восприятия произведений изобразительного искусства; сопоставлять достигнутый результат с поставленной целью.
3. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность эмоционально-нравственного развития младших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства в общеобразовательной школе, являются: преодоление узкопредметного подхода к использованию произведений изобразительного искусства; оптимальный выбор и сочетание форм, методов и приемов работы с произведениями изобразительного искусства; создание эмоциогенной ситуации восприятия произведений изобразительного искусства; обеспечение целостного восприятия произведений искусства; обеспечение субъектной позиции младшего подростка при восприятии произведений искусства; реализация развивающего потенциала учебных предметов гуманитарного цикла.
Структура диссертации определена логикой решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В тексте содержатся гистограммы, рисунки, таблицы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы2006 год, кандидат педагогических наук Ерков, Сергей Александрович
Художественное развитие учащихся 5-7 классов в процессе обучения композиции на уроках изобразительного искусства2006 год, кандидат педагогических наук Кропина, Регина Александровна
Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству2006 год, кандидат педагогических наук Ульянова, Наталия Сергеевна
Формирование основ художественной культуры у младших школьников: на материале древнерусского искусства2007 год, кандидат педагогических наук Мальцева, Виктория Алексеевна
Педагогические условия эмоционального развития младших школьников средствами визуальных искусств2004 год, кандидат педагогических наук Шустова, Оксана Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Викторова, Елена Викторовна
Делая выводы о результатах констатирующего эксперимента, отметим, что самых высоких показателей подростки достигли в эмоциональном отклике на произведения изобразительного искусства. Но эмоциональный отклик, являясь необходимым условием эмоционально-нравственного развития в процессе художественного восприятия, еще не определяет уровень этого развития: показатели других критериев значительно отстают от указанного выше. Младшие подростки в большинстве своем неспособны к целостному восприятию художественного образа. Возникновение художественной эмпатии и нравственной рефлексии находятся в прямой зависимости от жанровой специфики полотна. Эмоции, возникающие в процессе художественного восприятия, в большинстве случаев не осознаются как искусственно возникающие и не регулируются подростками. В анкетах (на основные и уточняющие вопросы), и прежде всего в анкете № 6, нацеленной на развернутые ответы подростков, преобладают короткие, односложные ответы; ответы-рассуждения очень редки, что свидетельствует о низкой способности к нравственным размышлениям в процессе художественного восприятия.
Это отразилось и на распределении подростков по уровням ЭНР в процессе восприятия произведений изобразительного искусства: при восприятии портретного и батального жанра в экспериментальном классе никто не достиг высокого уровня (в контрольном — 1 школьница), половина подростков находятся на среднем уровне, половина — на низком. Необходимо отметить, что данными, обобщающими полученную информацию об ЭНР младших подростков в процессе художественного восприятия, могут быть данные о восприятии пейзажного жанра, так как именно здесь были отмечены самые низкие показатели по всем критериям: ни у одного из подростков экспериментальной и контрольной групп показатели по пейзажному жанру не превышали показатели по < батальному и портретному жанрам ни по одному из критериев ЭНР личности в процессе художественного восприятия.
Прежде чем- перейти к формирующему эксперименту, необходимо было выявить опыт работы педагогов в эмоционально-нравственном развитии школьников средствами изобразительного искусства, выяснить их готовность к целенаправленной и научно обоснованной педагогической работе в этом направлении. С этой целью нами была разработана анкета для учителей (Приложение 5). В' анкетировании принял участие 41 учитель школ г.Пензы, среди них учителя русского языка и литературы, истории, изобразительного искусства, географии, биологии.
Проводя анкетирование, своими основными задачами мы ставили выяснить следующее: насколько часто и с какими целями используют учителя на уроках произведения изобразительного искусства; какое место в целеполага-нии урока учителя отводят ЭНР школьников; считают ли учителя организацию восприятия произведений изобразительного искусства фактором, влияющим на ЭНР школьников в процессе обучения; что, по мнению учителей, необходимо для эффективной организации такого восприятия в учебно-воспитательном процессе.
Заполняли анкету педагоги индивидуально, с достаточно большим запасом времени на обдумывание. Общие результаты анкетирования таковы:
- учителя довольно часто используют на уроках произведения изобразительного искусства. Работа с ними подчинена предметным целям. Используя произведения изобразительного искусства на уроках, большинство учителей не задается целью ЭНР учащихся;
- все учителя признают организацию восприятия произведений изобразительного искусства важнейшим фактором ЭНР учащихся и готовы организовывать такое восприятие на уроках; однако такого опыта у учителей нет и они затрудняются объяснить, какие методы могут быть использованы;
- большинство учителей считают необходимым разработку и внедрение в учебно-воспитательный процесс модели педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства, способствующего ЭНР школьников.
Подробный анализ результатов анкетирования учителей представлен в Приложении 6.
При использовании метода экспертных оценок в качестве экспертов выступали учителя русского языка и учителя изобразительного искусства. Необходимо было оценить уровень ЭНР подростков в процессе восприятия произведений изобразительного искусства по выделенным критериям: эмоциональный отклик, целостность восприятия, художественная эмпатия, нравственная рефлексия, эмоциональная саморегуляция. Для удобства учителя давали оценку, не дифференцируя восприятие по жанрам искусства (таблица 3).
Уровни ЭНР Экспериментальный класс Контрольный класс
Учителя рус.яз. Учителя ИЗО Учителя рус.яз. Учителя ИЗО
Высокий 15,4% (4 чел.) 26,9% (7 чел.) 20% (5 чел.) 36% (9 чел.)
Средний 50% (13 чел.) 57,7% (15 чел.) 52% (13 чел.) 56% (14 чел.)
Низкий 34,6% (9 чел.) 15,4% (4 чел.) 28% (7 чел.) 8% (2 чел.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы, намечены перспективы дальнейших исследований.
В условиях процесса переоценки и переосмысления нравственных ценностей современным российским обществом необходимо обратить пристальное внимание на выбор средств, обеспечивающих эмоционально-нравственное развитие школьников в учебно-воспитательном процессе.
Анализ психолого-педагогической и этико-философской литературы позволяет говорить об эмоционально-нравственном развитии личности как едином процессе, основывающемся на осмыслении, оценке и эмоциональном принятии личностью нравственных норм, их превращении во внутренний регулятор поведения.
Важнейшим средством воздействия на эмоционально-нравственную сферу личности является искусство, вызывающее художественные эмоции, на основе которых формируется личностный смысл восприятия произведения, возникают действия самооценки, самопознания, нравственной рефлексии, эм-патии, эмоциональной саморегуляции личности.
Младший подростковый возраст является сензитивным для эмоционально-нравственного развития в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, так как искусство, удовлетворяя потребность младших подростков в нравственном идеале и потребность в самооценке посредством сравнения себя с идеалом, способствует развитию самосознания подростков.
Рассмотрение педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства как фактора эмоционально-нравственного развития личности предопределило методологическую опору исследования на культурологический, аксиологический, личностный и субъектный подходы. Они позволяют рассматривать школьника младшего подросткового возраста как субъекта культуры, как высшую ценность, как личность, способную к саморазвитию, но нуждающуюся в поддержке в личностном принятии социокультурных ценностей. G точки зрения этих подходов, педагогически организованное восприятие произведений изобразительного искусства представляет собой* эмоциональное, целостное восприятие произведения изобразительного искусства в процессе взаимодействия^ педагога и младших подростков, способствующее осмыслению и принятию младшими подростками нравственных ценностей и норм, качественному изменению их нравственного сознания.
Критериями эмоционально-нравственного развития младших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства являются: эмоциональный отклик на произведение1 искусства, целостное восприятие произведения, художественная эмпатия, нравственная рефлексия, эмоциональная саморегуляция в процессе восприятия произведения изобразительного искусства.
Изучение научной и методической литературы и педагогического опыта позволило говорить о том, что возможности изобразительного' искусства в эмоционально-нравственном развитии младших подростков в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы реализованы не полностью и необходима разработка соответствующей модели.
Модель педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства, способствующего эмоционально-нравственному развитию младших подростков, включает целевой, организационно-содержательный, критериально-диагностический и результативный компоненты.
Целевой компонент модели представляет собой постановку цели.
Организационно-содержательный компонент модели предусматривает выбор содержания учебного предмета, способствующего приобретению младшими подростками тех знаний, умений, развитию чувств, потребностей и способностей, которые необходимы для восприятия произведений изобразительного искусства, в процессе которого происходят качественные изменения в нравственном сознании на каждом из трех этапов восприятия произведений (эмоционально-созерцательном, оценочно-рефлексивном, ценностно-регулятивном); и предполагает взаимодействие педагога и младших подростков в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, организованное с использованием специально отобранных форм, методов и приемов, способствующих ЭНР младших подростков.
Критериально-диагностический компонент содержит критерии и показатели, по которым можно диагностировать ЭНР младших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства: эмоциональный отклик на произведение искусства, целостное восприятие произведения, художественная эмпатия, нравственная рефлексия, эмоциональная саморегуляция в процессе восприятия произведения изобразительного искусства - и уровни ЭНР.
Результативный компонент модели предусматривает результат педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства.
В ходе экспериментальной работы подтвердилась эффективность модели педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства, способствующего эмоционально-нравственному развитию младших подростков. Сопоставительный анализ результатов констатирующего и заключительного этапов эксперимента показал значительное повышение ^ уровня эмоционально-нравственного развития младших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.
Эмоционально-нравственное развитие подростков в процессе восприятия произведений изобразительного искусства выразилось в становлении подростков как субъектов взаимодействия с произведением искусства (в формировании личностного смысла в общении с искусством), в развитии таких социально ценных составляющих эмоционально-нравственной сферы личности, как эмпатия, нравственная рефлексия, эмоциональная саморегуляция.
Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что эмоционально-нравственному развитию младших подростков способствует педагогически организованное восприятие произведений изобразительного искусства.
В процессе апробации модели выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность эмоционально-нравственного развития младших подростков в процессе педагогически организованного восприятия произведений изобразительного искусства: преодоление узкопредметного подхода к использованию произведений изобразительного искусства; оптимальный выбор и сочетание форм, методов и приемов работы с произведением изобразительного искусства; создание эмоциогенной ситуации восприятия произведения изобразительного искусства; обеспечение целостного восприятия произведения искусства; обеспечение субъектной позиции младших подростков при восприятии произведения искусства; реализация развивающего потенциала учебных предметов гуманитарного цикла.
Указанные педагогические условия находятся в отношениях взаимозависимости, что обеспечивает логику эмоционально-нравственного развития младших подростков в ходе реализации модели.
В то же самое время проведенное исследование не исчерпывает в полной мере многогранную проблему эмоционально-нравственного развития личности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Перспективы дальнейших исследований могут заключаться в следующем:
- необходимо проанализировать преемственность всех звеньев средней общеобразовательной школы в эмоционально-нравственном развитии учащихся, в том числе средствами изобразительного искусства;
- необходимо проанализировать преемственность дошкольных учреждений и школы в таком развитии;
- представляется целесообразным рассмотрение возможностей других средств эмоционально-нравственного развития школьников в учебно-воспитательном процессе, в том числе и других видов искусства;
- особое значение приобретает исследование возможностей подготовки будущих педагогов к эмоционально-нравственному развитию школьников.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Викторова, Елена Викторовна, 2009 год
1. Александрова, Р.И. Гуманитарный идеал воспитание человека в человеке
2. Текст. / Р.И. Кутеева // Гуманитарий: Альманах. Саранск: Изд-во Мор-дов. гос. ун-та, 2000. — С. 13-15.
3. Аллахвердов, В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоциональноговоздействия художественных произведений Текст. / В.М. Аллахвердов. — СПб: ДНК, 2001.-200 с.
4. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса
5. Текст. / Ш.А. Амонашвили. — Минск: Университетское, 1990. 560 с.
6. Андреев, A.JT. Место искусства в познании мира Текст. / A.JI. Андреев. —
7. М.: Политиздат, 1980. 255 с.
8. Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества Текст. /
9. И.Л. Андреев. М.: Мысль, 1982. - 304 с.
10. Анохин, П.К. Эмоции Текст. / П.К. Анохин // Психология эмоций. Тексты /
11. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.В. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-С. 172-177.
12. Антилогова, Л.Н. Психологические механизмы развития нравственногосознания личности: Дисс.д-ра психол. н.: 19.00.01. Текст. / Л.Н. Антилогова. Новосибирск, 1999. - 434 с.
13. Архангельский, Л.М. Социально-этические проблемы теории личности
14. Текст. / Л.М. Архангельский. М.: Мысль, 1974. - 221с.
15. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод.основы) Текст. / Ю.К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
16. Ю.Базарова, Р.А. О системе воспитательной работы классного руководителя. Методические рекомендации Текст. / Р.А. Бабанский. — Пенза: ИПКи-ПРО, 1992.-80 с.
17. П.Басин, Е.Я. Психология художественного творчества Текст. / Е.Я. Басин. -М.: Знание, 1985.-64 с.
18. Баскова, Е.Б. «Вестник весны подснежник» (занятия с детьми старшей группы) Текст. / Е.Б. Баскова // Изобразительное искусство в школе. — 2005. - №2. - С.69-70.
19. Баскова, Е.Б. Конспект открытого занятия в подготовительной группе Текст. / Е.Б. Баскова // Изобразительное искусство в школе. — 2005. №1. — С.66-68.
20. Н.Бахтин, М.М. К философии поступка Текст. / М.М. Бахтин //Философия и социология науки и техники. М.: Ежегодник, 1984 - 1985. - С. 80-160.
21. Бачинин, В.А. Нравственная культура и личность Текст. / В.А. Бачинин. -М.: Знание, 1979.-64с.
22. Безклубенко, С.Д. Природа искусства: О некоторых сторонах художественного творчества Текст. / С.Д. Безклубенко.—М.: Политиздат, 1982. — 166с.
23. Белкин, М.М. Основы возрастной педагогики. Учеб. пособие для студентов Текст. / М.М. Белкин. М.: Академия, 2000. - 192 с.
24. Бердяев, Н.А. Смысл творчества Текст. // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-х т.- М.: Искусство, 1994. Т.1. -С. 37-341.
25. Бердяев, Н.А. Кризис искусства Текст. // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-х т.- М.: Искусство, 1994. Т.2. -С. 399-419.
26. Березова, Л. Многообразие в преподавании мировой художественной культуры Текст. / Л. Березова // Искусство в школе.- 2004. №4. - С.6-8.
27. Березовая, Л.Г., Берлякова, Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. Текст. / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 4.2. - 400 с.
28. Берхин, Н.Б. Интенциональный и операциональный аспекты искусства и система эстетического воспитания: Дис. . д-ра филос. н.: 09.00.04. Текст. / Н.Б. Берхин. М., 1999.-318 с.
29. Берхин, Н.Б. Специфика искусства (Психологический аспект) Текст. / Н.Б. Берхин. -М.: Знание, 1984. 64с.
30. Беседы по искусству как средство нравственно-эстетического воспитания школьников / Составитель Бахтин В.В. — Пенза: ПГПУ, 1987. 21 с.
31. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. /
32. B.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
33. Бехтерев, В.М. Вопросы общественного воспитания Текст. / В.М. Бехтерев // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М.: Политиздат, 1989. —1. C. 269-281.
34. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн.для учителя. 4-е изд. Текст. / Г.А. Богданова. - М.: Просвещение, 2000. - 176 с.
35. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды Текст. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-352 с.
36. Бойко, В.В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. Текст. / В.В. Бойко -СПб.: Питер, 2004. 474 с.
37. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1997.-№4.- С. 11-17 .
38. Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы Текст. / Е.В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986.- 120с.
39. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1995. - №4. -С. 29-36.
40. Борев, Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. Текст. / Ю.Б. Борев. - М.: Политиздат, 1988.-496 с.
41. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности: (Психологические исследования) Текст. / Б.С. Братусь. М.: Знание, 1985. - 64 с.
42. Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности Текст. / Б.С. Братусь. М., 1977. - 64 с.
43. Бычков, В.В. Эстетика: Учебник Текст. / В.В. Бычков. — М.: Гардарики, 2002.-556 с.
44. Вадеев, А.Г. Нравственное воспитание в современном обществе Текст. /
45. A.Г. Вадеев //Духовный мир молодого человека и будущее России: Региональная межвузовская научно-практическая конференция 17-18 апреля 2003г. Сборник статей. Арзамас: АГПИ, 2003. - С.17-19.
46. Вентцель, К. Основные задачи нравственного воспитания Текст. / К. Вентцель // Вестник воспитания. 1896. - № 2. - С. 1-47.
47. Вентцель, К. Этика, педагогика и политика Текст. / К. Вентцель // Вестник воспитания. 1906. - № 3. - С. 1-33.
48. Вийранд, Т. Молодежи об искусстве Текст. / Т. Вийранд. Таллинн: Кунст, 1990.-199 с.
49. Вилюнас, В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций Текст. / В.К. Вилюнас //Психология эмоций. Тексты / Под ред.
50. B.К. Вилюнаса, Ю.В. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.1. C.3-26.
51. Волков, Н.Н. Восприятие произведений живописи и скульптуры Текст. / Н.Н. Волков // Художественное восприятие. Сборник / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука. - С. 281-297.
52. Волкова, Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры Текст. / Е.В. Волкова. М.: Искусство, 1988. - 240 с.
53. Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст. /Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
54. Выготский, JI.C. Педология подростка Текст. / JI.C. Выготский // Выготский Л.С. Соч.: В 4-х т. М.: Наука, 1984. - Т.4. - 241 с.
55. Выготский, Л.С. Психология искусства Текст. / Л.С. Выготский. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. — 480 с.
56. Гангнус, Н. Развитие благоприятной Я-концепции младших школьников в процессе учебной и внеучебной музыкально-творческой деятельности Текст. / Н. Гангнус // Искусство в школе. 2007. - № 2. - С. 69-71.
57. Глазычев, В. Поэзия роботов Текст. / В. Глазычев // Искусство нравственное и безнравственное / Сост. и общ. редакция В. Толстых. — М.: Искусство, 1969. С. 211-232.
58. Глущенко, E.JL, Полуянов, В.П. Картина и иллюстрация на уроках литературы: Из опыта работы в 4 — 10 кл. Пособие для учителя Текст. / E.JI. Глущенко, В.П. Полуянов. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
59. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений Текст. / Л.Я. Гозман. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 176с.
60. Горбунова, М. Развитие художественного опыта подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях Текст. / М. Горбунова // Искусство в школе. -2007. №2.-С. 71-72.
61. Губарев, А.В. Из опыта изучения восприятия живописи в музее Текст. /
62. A.В. Губарев // Художественное восприятие. Сборник / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука. - С. 298-305.
63. Гуревич, П.С., Ногинский, Е.Л. Антропологическое измерение культуры Текст. / П.С. Гуревич, Е.Л. Ногинский. Пенза, 1995. - 301 с.
64. Гуружапов, В.А. Некоторые особенности актуализации смылопорождаю-щих систем понимания искусства детьми Текст. / В.А. Гуружапов // Психологическая наука и образование. 2001. - №3.
65. Гуружапов, В.А. Понимание школьниками образа человека в произведениях живописи и графики Текст. / В.А. Гуружапов // Вопросы психологии. 1995. - №4. - С. 28-36.
66. Гуружапов, В.А. Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста: на материале живописи и графики: Дисс. . д-ра психол. н.: 19.00.13. Текст. /
67. B.А. Гуружапов. М., 2002. - 255 с.
68. Гусейнов, А.А., Апресян, Р.Г. Этика: Учебник Текст. / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. М.: Гардарики, 2004. - 472 с.
69. Гуткина, Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий Текст. / Н.И. Гуткина // Психология личности: теория и эксперимент. — М.: Наука, 1982. С. 100-108.
70. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В.В. Давыдов. М.: Педагогика. 1986. - 240с.
71. Дамаданова, С.Р. Изобразительное наследие дагестанских художников в системе регионального образования Текст. С.Р. Дамаданова // Изобразительное искусство в школе. 2005. - №4. - С.56-64.
72. Дворникова, Е.И. Развитие эмоционального мира личности средствами художественной литературы Текст. / Е.И. Дворникова. Ставрополь: Сер-висшкола, 2002. - 208с.
73. Демиденко, В. Понимание себя и мира через художественное произведение Текст. / В. Демиденко // Искусство в школе. 2006. - №2. - С.45-47.
74. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений Текст. / А.Н. Джуринский. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
75. Домашевская, Е. Активизация творческих возможностей учащихся через систему заданий по МХК Текст. / Е. Домашевская // Искусство в школе. -2002.-№3.-С.66-71.
76. Домашевская, Е. О двух подходах в преподавании мировой художественной культуры Текст. / Е. Домашевская // Искусство в школе. 2004. - №6. - С.62.
77. Дуганова, Л.П. Искусство как среда воспитания (аксиологический аспект) Текст. / Л.П. Дуганова / Стратегия воспитания в образовательной системе России // Под общей ред. И.А.Зимней. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. - С. 302-316.
78. Дусавицкий А.К. Развитие личности в коллективе в зависимости от организации учебной деятельности: Дисс. докт. психол. наук: 19.00.07. Текст. / А.К. Дусавицкий. Харьков, 1989. - 362 с.
79. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности Текст. / А.К. Дусавицкий. М.: Дом педагогики, 1996. - 204 с.
80. Егоров, О.Г. Живопись и литература. Факультативный курс Текст. / О.Г. Егоров // Изобразительное искусство в школе. — 2006.- №4 С. 37-47.
81. Зорин, С.С. ИЗО-терапия средство психической гармонизации и развития человека Текст. / С.С. Зорин // Изобразительное искусство в школе. — 2006. - №5.-С. 54-57.
82. Зорин, С.С. Формирование визуальной культуры в младшем школьном возрасте Текст. / С.С. Зорин // Изобразительное искусство в школе. 2004. -№6. - С. 58-63.
83. Изард, К.Э. Психология эмоций Текст. / К.Э. Изард. СПб: Питер, 2002. -464 с.
84. Ильин, И.А. Инстинкт духовности Текст. / И.А. Ильин // Школа духовности. 1997. -№ 1.-С. 27-30.
85. Ильин, И.А. История искусства и эстетика: Избр. Статьи Текст. / И.А. Ильин. М.: Искусство, 1983. - 288с.
86. История зарубежного искусства: Учебник Текст. // Под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой. 4-е, доп. изд. М.: Изобраз. искусство, 1984.-504 с.
87. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т.— Т. 1. Текст. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 684 с.
88. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. — Т. 3. Текст. -М.: 1967. 1008 с.
89. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. — Т. 4 (первый полутом) Текст. М.: Искусство, 1969. - 784 с.
90. Каган, М.С. О воспитании как специфической социальной деятельности и о роли искусства в нем Текст. / М.С. Каган // Педагогика искусства и школа. — М.: Советский художник, 1982. С. 11-22.
91. Каган, М.С. Эстетика как философская наука Текст. / М.С. Каган. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 544 с.
92. Кандинский, В. О духовном в искусстве Текст. / В. Кандинский. — М.: Изд-во «Архимед», 1992. 110 с.
93. Каптерев, П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания Текст. / П.Ф. Каптерев // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М.: Политиздат, 1989.-С. 252-258.
94. Караковский, В.А. Учить человечности Текст. / В.А. Караковский //Школа духовности. 1997. - № 1. - С. 31.
95. Кармин, А.С. Основы культурологии: морфология культуры Текст. / А.С. Кармин. СПб, 1997. - 512 с.
96. Карпович, Л.И. «Я вижу мир». Комплексная интегрированная программа Текст. / Л.И. Карпович // Изобразительное искусство в школе. 2006. - ' №6. - С.50-73; 2007. - №1. - С.58-73.
97. Коноваленко, В.Е. Педагогические условия становления самооценки личностных нравственных качеств старшеклассников Текст. / В.Е. Коновален-ко. СПб, 1995.- 168 с.
98. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь Текст. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2001. - 176 с.
99. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей Текст. / А.К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.
100. Кон, И.С. В поисках себя Текст. /И.С. Кон.-М.: Педагогика, 1984.-330 с.140
101. Кон, И;С. Открытие «Я» Текст. /И.С. Кон-М.: Политиздат, 1978; -367 с.
102. Кононова, Ю. Понять художника, который жил давным-давно Текст. / Ю. Кононова // Искусство в школе. 2006. - №5. - С.19 - 21.
103. Копылова, А.В.' Планирование урока искусства Текст.-/ А.В. Копылова // Изобразительное искусство в школе. — 2006. №3. - С.62-68.
104. Корнакова, Н., Моргорская, Е. Понимать и чувствовать Текст. / Н. Корнакова, Е. Моргорская //Искусство в школе- 2002.- №2 0.6Г-64.
105. Корниенко, Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного! развития личности: Дисс.д-ра психол. н.: 19.00.13. Текст.; / Н.А. Корниенко. М., 1997. - 566 с. .
106. Коробка, Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. Текст.; /
107. Ю.В. Коробка.-Краснодар; 1997. -216 с.
108. Краткий словарь терминов изобразительного искусства Текст. М.: Сов. художник, 1965. - 198 с.
109. Кривов, Ю.И. Западные теории социализации подрастающих поколений Текст. / Ю.И. Кривов. Пенза: Изд-во ИПКиПРО, 1997. - 70 с.
110. Критская, Е. «И это все весенних дней приметы» Текст. / Е. Критская // Искусство в школе. - 2007. - №2 . — С.7-8;
111. Крупская, Н.К. О задачах художественного воспитания Текст. / Н.К. Крупская // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М.: Политиздат, 1989. -С. 44-46.
112. Кудина Г.Н. Критерии оценки результатов обучения литературе в школе Текст. / Г.Н. Кудина // Вопросы психологии. 1989. - С.50-57.
113. Кудина, Г., Новлянская, 3. Уроки по программе «Литература как предмет эстетического цикла» Текст. / Г. Кудина, 3. Новлянская // Искусство в школе. 1997. - №41 - С.14-18.
114. Кузнецова, Н. Развитие художественного восприятия в системе «школа — вуз — музей» Текст. / Н. Кузнецова // Искусство в школе. — 2007. № 2. — С. 28-29.
115. Куликов, В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы Текст. / В.Б. Куликов. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. -192 с.
116. Кулинич, А.С., Мамонова, Н.В., Бочкарева, И.В. Интегрированные уроки истории, музыки и изобразительного искусства в 5 классе Текст. / А.С. Кулинич, Н.В. Мамонова, И.В. Бочкарева // Изобразительное искусство в школе. 2004. - №5. - С.64-68.
117. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2-х т. Текст. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. — Т.1 - 447 с.
118. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2-х т. Текст. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - Т.2. - 447 с.
119. Курносикова, Е.А. Моральная рефлексия как феномен культуры: Дисс. . канд.филос.наук: 09.00.05 Текст. / Е.А. Курносикова. — Саранск, 1996. -199 с.
120. Курносикова, Е.А. Модель моральной рефлексии: экспликация, генезис и природа Текст. / Е.А. Курносикова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 292с.
121. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст Текст. / Н.С. Лейтес. -М.: Педагогика, 1990. 280 с.
122. Леонгардт, И.Г. Из опыта работы учителя изобразительного искусства Текст. / И.Г. Леонгардт // Изобразительное искусство в школе. 2006. -№5.-С. 61-63.
123. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения Текст. / А.Н. Леонтьев. М., 1982-1983. - Т.2.
124. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение Текст. / П.Ф. Лесгафт // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М.: Политиздат, 1989. - С.220-237.
125. Луначарский, А.В. Философия школы и революция Текст. / А.В. Луначарский // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М.: Политиздат, 1989.-С. 71-74.
126. Луначарский, А.В. Из доклада на I Всесоюзном совещании по художественной работе среди молодежи Текст. / А.В. Луначарский // Умом и сердцем: Мысли о воспитании.-М.: Политиздат, 1989 —С.74-76.
127. Ляпина, А. Диалог искусств на уроках по изучению повести Н.В.Гоголя «Портрет» Текст. /А. Ляпина //Искусство в школе.- 2003.- №4 С.34-44.
128. Мазеева, И.В. Художественный образ в детском рисунке Текст. / И.В. Мазеева //Изобразительное искусство в школе.-2007.- №3 С.65-67.
129. Малахова, Н.Н. Творческое самоопределение младших школьников на уроках искусства: Автореферат.канд.пед.наук Текст. / Н.Н. Малахова. -Тюмень, 2003. 21 с.
130. Мальцева, Ф. Картина Саврасова «Грачи прилетели» Текст. / Ф. Мальцева // Изобразительное искусство в школе.- 2006. №2 — С.30-32.
131. Макаренко, А.С. О воспитании Текст. / А.С. Макаренко. М.: Политиздат, 1988.-255 с.
132. Мамонтов, С.П. Основы культурологи Текст. / С.П. Мамонтов. -М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. 208с.
133. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития Текст. / В.Г. Маралов. М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 256 с.
134. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника Текст. / * И.С. Марьенко. М.: Педагогика, 1985. - 104 с.
135. Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003.-352 с.
136. Мелик-Пашаев, А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности Текст. / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. — 1990.-С. 22-30.
137. Мелик-Пашаев, А.А. Дети и взрослые на картине и перед ней Текст. / А.А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. 2003. - №5. - С. 15-17.
138. Мелик-Пашаев, А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников Текст. / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. 1989. - С. 15-24.
139. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. К проблеме художественных способностей и их развития Текст. / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская // Педагогика искусства и школа.- М.: Советский художник, 1982 С. 47-79.
140. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Концепция образовательной области «Искусство» Текст. / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская // Искусство в школе. — 2006. №1. - С.3-6.
141. Мириманов, В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира Текст. / В.Б. Мириманов. М.: Согласие, 1997. - 328 с.
142. Михалец, И.В. Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей: Автореферат. .канд. психол. наук Текст. / И.В. Михалец. Тамбов, 2004. - 25 с.
143. Москвина, Г.М. Взаимодействие видов искусства в теории и практике художественного образования: Автореферат.канд. пед. наук Текст. / Г.М. Москвина. Ижевск, 2003. — 23 с.
144. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов Текст. / А.В. Мудрик. М.: Институт практической психологии, 1997.-365 с.
145. Мурашов, В.И. Школа духовности Текст. / В.И. Мурашов // Школа духовности. 1997. - № 1. — С. 6-18.
146. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя Текст. / Б.М. Неменский. — М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
147. Немов, Р.С. Общие основы психологии // Психология: Учеб. для студентов высш. пед. заведений: В 3 кн. Кн.1. — 3-е изд. Текст. / Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 688 с.
148. Немов, Р.С. Общие основы психологии //Психология: Учеб. для студентов высш. пед. заведений: В 3 кн. Кн.2. 3-е изд. Текст. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.
149. Нечкина, М.В. Функция художественного образа в историческом процессе. Сборник работ Текст. /М.В. Нечкина.-М.: Наука, 1982.- 319с.
150. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Курс «Литература как предмет эстетического цикла» в системе развивающего обучения Текст. / З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина // Вопросы психологии. 2005. - №4. - С.96-106.
151. Овсянников, М.Ф. История эстетической мысли: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Текст. / М.Ф. Овсянников. М.: Высшая школа, 1984. -336 с.
152. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание Текст. / А.Е. Олынанникова. — М.: Знание, 1983.-80 с.
153. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства Текст. / X. Орега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. / Вступ. ст. Г.М. Фридлендера; Сост. В.Е. Багно. -М.: Искусство, 1991. С. 218-260.
154. Ортега-и-Гассет, X. О точке зрения в искусстве Текст. / X. Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. / Вступ. ст. Г.М. Фридлендера; Сост. В.Е. Багно. -М.: Искусство, 1991. С. 186-203.
155. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. Текст. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Панагина, Б.К. Тебнева. -М.: Педагогика, 1991. - 448 с.
156. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений Текст. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
157. Перлин, В. Зачем нам прошлое? (Суждения об иконе) Текст. / В. Перлин //Искусство нравственное и безнравственное/ Сост. и общ. редакция В.Толстых. М.: Искусство, 1969. - С. 253-263.
158. Пикулев, И.И. Русское изобразительное искусство. Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры и фак. культ-просвет, работы ин-тов искусств и консерваторий Текст. / И.И. Пикулев.-М.: Просвещение, 1977-288с.
159. Пилепенко, Ю.А. Особенности художественного восприятия Текст. / Ю.А. Пилепенко // Изобразительное искусство в школе. 2004. - №1. — С.45-47.
160. Пилепенко, Ю.А. Развитие художественного восприятия школьников средствами скульптуры и художественной керамики Текст. / Ю.А. Пилепенко // Изобразительное искусство в школе. 2004. - №3 -С.60-65.
161. Пирогов, Н.И. Вопросы жизни Текст. / Н.И. Пирогов // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М.: Политиздат, 1989. - С.176-180.
162. Пирогов, Н.И. Образование и воспитание Текст. / Н.И. Пирогов // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М.: Политиздат, 1989. - С.172-173.
163. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений Текст. / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-368 с.
164. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высш.учебн.заведений: В 2-х кн. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. -Кн.1: Общие основы. Процесс обучения Текст. / И.П. Подласый. - 576с.
165. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высш.учебн.заведений: В 2-х кн. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 2: Процесс воспитания Текст. / И.П. Подласый. - 256 с.
166. Полевой, В.М. Малая история искусств. Искусство XX века. 1901 1945. Текст. / В.М. Полевой. -М.: Искусство, 1991. - 303 с.
167. Полонская, М.А. «Искусство в жизни людей». Образовательная программа по изобразительному искусству Текст. / М.А. Полонская // Изобразительное искусство в школе. 2005. - №6. - С.65-75.
168. Полуянов, Ю. Способность создавать гармоничное целое. Общие вопросы преподавания интегрированного предмета «Изобразительное искусство и труд во II классе» Текст. / Ю. Полуянов // Искусство в школе. 2005. -№1. - С.40-45.
169. Полуянов, Ю. Равновесие: композиционное и конструктивное Текст. / Ю. Полуянов // Искусство в школе. 2006 - №5. - С.25-28.
170. Полуянов, Ю.А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей Текст. / Ю.А. Полуянов // Вопросы психологии. — 1980. №1. — С.101-111.
171. Попова, Л.С. Интеграция предмета изобразительное искусство с другими общеобразовательными предметами в школе Текст. / Л.С. Попова. -2004. №1. - С.48-49.
172. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык, 5 9 кл. Текст. / Сост. Л.М. Рыбченкова. - 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002.- 160 с.
173. Прозорова, Е. Вернуть подростку веру в себя Текст. / Е. Прозорова // Искусство в школе. — 2006. № 6. — С.34-35.
174. Пронина, О.В. Искусство и литература. Из опыта работы учителя русского языка и литературы Текст. / О.В. Пронина // Изобразительное искусство в школе. 2006. - №2. - С.26-29.
175. Психология: Словарь,- М.: 1990.
176. Пустовит, М.Ю. Развитие творческой активности младших школьников в процессе изучения дисциплин творческого цикла: Автореферат. канд.пед.наук Текст. / М.Ю. Пустовит. М., 2000. - 21 с.
177. Райков, В.Л. Искусство, сознание, эволюция Текст. / В.Л. Раков. М.: Синергетика, 2004. - 279 с.
178. Раппопорт, С.Х. От художника к зрителю Текст. / С.Х. Раппопорт. М.: Советский художник, 1978. - 237 с.
179. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика Текст. / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, Н.В. Розум. СПб: Питер, 2002. -432 с.
180. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Текст. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - Т.1.- 672с.
181. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Текст. / Гл. ред.
182. B.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.-Т.2 - 674с.
183. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание Текст. / С.Л. Рубинштейн. — М.: Академия наук СССР, 1957. 328 с.
184. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1946. - 704 с.
185. Рувинский, Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников Текст. / Л.И. Рувинский. — М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
186. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. 19-е изд. - М.: Просвещение, 1997.-223 с.
187. Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие Текст. / Л.Б. Рылова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992.-310 с.
188. Садохин, А.П., Грушевицкая, Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов Текст. / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 559 с.
189. Садыкова, Р.З. Взаимодействие музыки и живописи Текст. / Р.З. Садыкова // Изобразительное искусство в школе. 2006. - №1.1. C.64-71.
190. Сатарова, Л.А. Интерпретация как способ активизации образного мышления школьников Текст. / Л.А. Сатарова // Изобразительное искусство в школе . 2004. - №5. - С. 56-63.
191. Сатарова Л.А. Формирование духовной культуры учащихся средствами изобразительного искусства // Педагогика. 2004. - №5. - С. 46-50.
192. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г.К. Селевко-М.: Народное образование, 1998. -255с.
193. Сергиенко, Н.Л. Сознание и культура: анализ смысловой организации: Автореферат . докт.филос.наук Текст. / Н.Л. Сергиенко. Краснодар, 2002.-23 с.
194. Серебренникова, Ю. «Жизнь в ее целостном восприятии» Текст. / Ю. Серебренникова// Искусство в школе. 2003. - №6. - С. 39-40.
195. Симонов, П.В. Информационная теория эмоций Текст. / П.В. Симонов // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.В. Гиппенрей-тер. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 178-185.
196. Синицкий, Л. Педагогические идеи Л.Н.Толстого Текст. / Л. Синицкий // Вестник воспитания. 1910. - № 9. - С. 14-21.
197. Система эстетического воспитания школьников Текст. / Под ред. С.А. Герасимова. -М.: Педагогика, 1983. 264 с.
198. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов Текст. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
199. Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте Текст. / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. — 1990. С.26-37.
200. Слободчикова, Л. Вглядываясь в человека Текст. / Л. Слободчикова // Искусство в школе. 2004. - №5. - С.78-79.
201. Слюняева, И.Ф. Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства: Автореферат . канд. пед. наук Текст. / И.Ф. Слюняева. Брянск, 2000. -21 с.
202. Смирнов, С.Д. Технологии в образовании Текст. / С.Д. Смирнов // Высшее образование в России. 1999. - № 1. - С. 109-110.
203. Смирнова, О. Эмоциональная драматургия урока музыки: способность ребенка к восприятию художественных смыслов Текст. / О. Смирнова // Искусство в школе. 2006. - №4. - С.21-27.
204. Соколинский, В.М. Актуальные проблемы художественно-педагогического образования Текст. / В.М. Соколинский // Изобразительное искусство в школе. — 2003. №4. — С.5-63.
205. Соловьев, Вл. Оправдание добра. Нравственная философия. Текст. // Соловьев Вл. Соч.: В 2-х т. М.: Мысль, 1990. - Т.1. - С. 47-548.
206. Соловьев, И. Н.И.Пирогов как педагог и психолог Текст. / И. Соловьев // Вестник воспитания. 1910. - № 8. - С. 1-29.
207. Сорокина, Г.Г. Проблемы этического обучения на рубеже XIX — XX вв. Текст. / Г.Г. Сорокина // Гуманитарий: Альманах. Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 2000. - С. 66-68.
208. Степанов, С.Ю., Семенов, И.И. Психология рефлексии Текст. / С.Ю. Степанов, И.И. Семенов //Вопросы психологии. 1985. - № 3. - С. 31-41.
209. Степанов, С.Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества Текст. / С.Ю. Степанов //Вопросы психологии. — 1991. № 5. -С. 5-14.
210. Столин, В.В. Самосознание личности Текст. / В.В. Столин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
211. Сурьо, Э. Историко-стилистические категории Текст. / Э. Сурьо // Современная западноевропейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — С. 70-96.
212. Сухомлинский, В.А. О воспитании Текст. /Сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. 4-е изд. М.: Политиздат, 1982. — 270с.
213. Тасалов, В. Художественная практика общества как категория эстетики и искусствознания Текст. / В. Тасалов // Искусство. — 1989. № 11. — С. 45-47.
214. Тихомиров, O.K. Психология мышления: Учебн. Пособие Текст. / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 272с.
215. Толстой, JI.H. Письмо С.П.Сафронову Текст. // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. — М.: Политиздат, 1989. — С. 239-240.
216. Толстой JI.H. Что такое искусство? Текст. // Толстой JI.H. Что такое искусство? /Вступит, статья и коммент. В.В. Основина. М.: Современник, 1985. - С.135-279.
217. Толстых, В.М. Искусство и мораль Текст. / В.М. Толстых. М.: Искусство, 1962. - 108с.
218. Толстых, В.М. Не моралью единой. Искусство нравственное и безнравственное Текст. / Сост. и общ. редакция В.М. Толстых. М.: Искусство, 1969.-С. 28-56.
219. Торшилова, Е. Тестирование эстетического развития Текст. / Е. Торшилова // Искусство в школе. 2007. - № 2. - С. 32-35.
220. Ульянова, Н.С. Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству Текст. / Н.С. Ульянова // Изобразительное искусство в школе. 2006. - №4. - С. 52-54.
221. Устарханов, А.Х. Художественный образ в свете психологии эмоций, чувств и настроений: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.09 Текст. / А.Х. Устарханов / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. СПб, 2005.-22 с.
222. Ушинский К.Д. о воспитании Текст. М.: Шк.пресса, 2003. — 190 с.
223. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка Текст. / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1983. - № 1. -С. 33-43.
224. Философский словарь Текст. / Под ред. Ярещенко А.П. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 560 с.
225. Флоренский, П.А. Иконостас Текст. / П.А. Флоренский. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001.-208 с.
226. Холлингсворт, М. Искусство в истории человека Текст. / М. Холлингсворт. -М.: Искусство, 1989. 512 с.
227. Хохлов, А.А. Эстетический анализ художественного произведения Текст. / А.А. Хохлов // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная подготовка учительства: история, теория, практика». Часть II. Пенза: ПГПУ, 2006. - С. 179-187.
228. Чернышевский, Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности Текст. // Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений: В 5 т. М.: Правда, 1974. -Т.4. - С. 5-117.
229. Чухман, Е.К. Тенденции художественного развития школьников (Социологический аспект) Текст. / Е.К. Чухман // Педагогика искусства и школа. М.: Советский художник, 1982. - С. 79-117.
230. Шадриков, В.Д. Развитие и воспитание духовности Текст. / В.Д. Шадри-ков // Школа духовности. 1997. - № 1. - С. 19-26.
231. Шапинская, Е.Н., Иванов, С.А., Киященко, Н.И. Образование и искусство в формировании целостной личности. Н.И. Киященко. Эстетика Текст. / Е.Н. Шапинская, С.А. Иванов, Н.И. Киященко // Вопросы философии, 2003. -№ 9. -С. 187-190.
232. Шемшурина, А.И. Этика. Курс занятий в 9 классе Текст. / А.И. Шемшу-рина. М.: ВЛАДОС, 1999. - 94 с.
233. Шимановский, Д.С. Моральное самосознание личности Текст. / Д.С. Шимановский. М.: Знание, 1986. - 64 с.
234. Шимунек, Е. Эстетика и всеобщая теория искусств / Е. Шимунек. М: Прогресс, 1980.-248 с.
235. Шингаров, Г.Х. Социальная природа эстетических чувств Текст. / Г.Х. Шингаров. М.: Знание, 1978. - 64 с.
236. Шуртакова, Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащимися Текст. / Т.В. Шуртакова. Казань: Изд-во Казане, ун-та, 1972. - 72 с.
237. Шутова, Т.В. Особенности влияния цвета на психологические состояния учащихся на уроках ИЗО Текст. / Т.В. Шутова // Изобразительное искусство в школе. 2005. - №3. - С.59-60.
238. Шутова, Т.В. Чудеса цвета (урок ИЗО с элементами тренинговых упражнений) Текст. / Т.В. Шутова // Изобразительное искусство в школе. — 2005. -№3.-С.61-62.I
239. Щелина, Т.Т. Духовно-ценностная ориентация как процесс и результат профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: Дисс. . д-ра пед. наук: 13.00.08. Текст. / Т.Т. Щелина. Арзамас, 2006. - 343 с.
240. Щербаков, B.C. Общие вопросы методики преподавания искусства Текст. / B.C. Щербаков // Изобразительное искусство в школе. 2004. - №6. -С.5-43.
241. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры Текст. / Н.Е. Щуркова. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. - 78 с.
242. Эльконин, Б.Д. Психология развития Текст. / Б.Д. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144с.
243. Эльконин, Д.Б., Драгунова, Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Текст. / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
244. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Текст. / Д.Б. Эльконин // Вопр. психол. 1971. — № 4. — С. 6-20.
245. Этика: Учебник Текст. / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и E.JL Дубко. М.: Гардарики, 1999. - 496 с.
246. Этика: Энциклопедический словарь Текст. / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. - 671 с.
247. Эфроимсон, В.П. Генетика этики и эстетики Текст. / В.П. Эфроимсон. — СПб: Талисман, 1995. 288 с.
248. Эфроимсон, В.П. Педагогическая генетика Текст. / В.П. Эфроимсон // Биология. 2000. - №30-32. - С. 5-11.
249. Якиманская, И.С. Развивающее обучение Текст. / И.С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. - 144 с.
250. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения Текст. / И.С. Якиманская / Вопросы психологии. 1995. - №2. -С. 31-41.
251. Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе Текст. /И.С. Якиманская М.: Сентябрь, 2000 - 176с.
252. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия Текст. / П.М. Якобсон. М.: Искусство, 1964. - 87 с.
253. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника Текст. / П.М. Якобсон. -М.: Просвещение, 1966. 291с.
254. Якобсон, С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения Текст. / С.Г. Якобсон // Психология формирования и развития личности. М.: МГУ. - 1984. - С. 320-377.
255. Яметова, Р.А. Использование литературных образов при знакомстве с изобразительным искусством Текст. / Р.А. Яметова // Изобразительное искусство в школе. 2006. - №5. - С. 43-48.
256. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания Текст. / М.Г. Яновская. М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
257. Яновская, М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания Текст. / М.Г. Яновская. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. - 93 с.
258. Ясвин, В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте Текст. / В.А. Ясвин // Вопросы психологии. — 1995.-№4.-С. 19-28.
259. Geschichte der Erziehung. Elfte Auflage. Berlin, Yolk Wissen, 1973. 730 S.
260. Markaryan E. Theorie Kultur / Akademie der Wissenschaften der UdSSR. M: Geselschaftswissenschaften und Gegenwart, 1986. - 197 S.
261. Muther R. Geschichte der Malerei. Band II. 2. Auflage. Berlin, Neufeld und Henius, 1912.-588 S.
262. Muther R. Geschichte der Malerei. Band III. 2. Auflage. Berlin, Neufeld und Henius, 1912.-602 S.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.